Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ ПРОШЛОЕ, КОТОРОЕ ВСЕГДА С НАМИ В сел е Д о б р о е открылся районны й кр аев ед чес кий м у зей Это было 8 сентябре 1985 го­ да. В дни литературного пра­ здника, поовян)(евно«> 150-ле- тшо писателя-демократа, на­ шего зеиляка А. И. Леиитова, родилась замечателшая идея. В Добрам есть музей истории села. А почему бы не соз­ дать районный краеведческий? ,а^йствительно, музей исто- ________ рии села Доброе незаметно пе- липецких рерос свои ра«ики. Да и бога­ тейшая история района, ухо­ дящая в далекую эпоху неоли. едва начался. С научной то-' первый секретарь райкома чки зрения особую ценность ДШСС В. Ф. Топорков, представляют подлинник или — Наши земляки, — оказал хотя бы фото и ксерокопии, он, — достойны, чтобы исте­ чем Мы пока еще не раяюла- рия их края, их труд — рат- ный и мирный — были отра­ жены в экспозициях музея. Поэтому было решено на вто- кцуры ХК : архите- жа, здания разме- выставку работ местных худож- на первом — ли­ тературный зал А И. Левито­ ва и выставку декоративно- прикладного иокуоства, наро­ дных промыслов. Приобщаясь ) дом до монголр-татарского на­ шествия, оо становлением го­ сударства Роосийокого, с на­ родно-освободительным движе- ___ нием, должна быть сохранена ского для потомков. творч< и вот пристутшл к работе партийные, советские руково- орисомитет. Первая проблема, дители области. Пришли ста- с которой он столкнулся, — рожилы села, учителя местных это то, что исторических до- школ, работники культуры, кументов пока мало, поиск их К собра 1 Ипимсяобратился замечательному , к творчеству земляков. Мы сможем еще болыпе сделать для будущего, для перестройки. О значении музея в воспита­ нии патриотизма говорили пре­ дседатель областного правления Союза художников СССР А. Е. ковь и создается литературный музей. В Лебедяни идет рабо­ та по педготовке к открытию музея М. Булгакова и В. Замя­ тина. Пополняется музей И. Бунина в Ельце. Это есте­ ственно: перестройка • — - Л., а, ^ марта состоялось откры- Вагнер, директор Добро(вской в Доброе приехали сот- сведней школы В. П. Исаета. нельзя забывать прошлого, ' ибо это чревато большими духовными утрата­ ми, обеднением наших душ. Нельзя строить настоящее без фундамента. Об этом и сказал начальник областного управле­ ния культуры А. Н. Нехоро- вать не только за лучших лю­ дей страны, мы будем голооо- вать за добрые дела. Прият­ но, что к выборам сделш! та­ кой подарок.’ Это еще одно свидетельство того,, что доб- ясно ровцы поистине талантливые нши. Великой Отечественной войны. Более сорока работ’ он передал в новый музей — на выставке четырнадцать картин, воспевающих красоту его ма­ лой родины. А вот глиняные свистульки замечательного гончара И. К. Пустовалова. Его’ имя извест­ но сегодня коллекционерам ма­ лой пластики в Англии и Поль­ ше, где ЭГГИ игрушки экспони- I Добром еще одна примета перестрой­ ки в Культуре. Он органично вписывается в краеведческую карту области, значительно обновившуюся за последнее время. В Липецке реставриру­ ется Дг>евне-Ушенская цер- —. Пусть музей в Добром станет ц^пром содержатель- идейно-политичеокой ра- таково пожелание люди с добрым сердцем и зо­ лотым» руками. ...Торжественная минута. Пе­ рвый секретарь райкома КПСС В, ф. Топорков разрезает лен­ ту. Музей открыт. Первую экскурсию проводит директор областного выставочного зала Т< И. Нечаева. Выставка «Жи­ вопись, скульптура, графика» представляет творчество ху­ дожников В. Д. Дворянчикова Е. П. Сальникова, скульпто- заместителя председателя обл- ра А. Е. Вагнера: Ли^зецким XV- ишолкома А. Е. Мельнжова. дожвдшам вручаются Почетные Слово предоставляется сек- ----------- - -------- ретарю обкома КПСС Р. Е. Злобиной: — Скоро мы будем голосо- приветствуют хранительницы народной ■пес­ ни из села Каликино. Их фоль­ клорный ансамбль знают дале­ ко за пределами района. И хо­ чется верить, что еще не раз в этих стенах мы услышим и старинную песню, и задушев­ ные зв>%и гармони, и стихи местных авторов. Тесный круг единомьцплеиников не однаж­ ды соберет афиша: «Сегодня у нас музыкалыкнпоэтический вечер». Ведь музей — это еще один побег вечно живого дре­ ва отечественной культуры. грамоты ргайкома КПСС. Много почитателей привлек- . ло творчество художника-доб. ронца Е. Н. Мячина, А. СМЕТАНИНА, сотрудите добровской я Октября». Никто не забыт- и вновь БЫЛА ВЕСНА... п УЛИ вгрызались в камень. Из окна оо- луразрзшенного ^эда- иия было видно, что из низины бьет скорост­ рельная пушка.... Враг поч­ ти выбит из Ратибора, но еще огрызается. В одном из зданий, надвое расколотом тяжелой авиабомбой, устро­ ил свой НП старший артил­ лерист разведки Николай Ильич Болгов. Рядом хрип­ лым от перенапряжения го­ лосом отдает команды лефонную трубку батареи. В стереотрубу Болгову было Иидно, как один за другим появляются из-за гребня немецкие танки. Яв­ ственно слышна перебранка пулеметов и автоматов. Рявкнуло, оглушило ' наше орудие. Там, на взгорке, ар­ тиллерист открыл замок, и сладкий, едкий пар, пахну- ,щий порохом, ударил в не­ бо 45 года. Несколько наших пушек расположились прямо у здания. И комбат давал команды, высовываясь из окна. А старший разведчик Болгов, боевой испытанный товарищ, помогал, чтобы снаряды точно ложились в цель. А уж данные для стрельбы Болгов выдавал «как на тарелочке». войны. — Голова, силен в ци­ фири! — восхищался меж­ ду боями комбат, наблюдая, как ловко упражняется в по­ строении задач Болгов в своей записной книжке . ' — «Бог войны» плюс Болгов войны, — шутили артиллеристы, глядя на привычную «спарку» — .комбата и старшего развед- ...Болгов проснулся, при­ слушался. За окном шумел ветер, заметая последним снегом бурдинские просел­ ки. Снилась война, и он про­ снулся. Где-то там, во сне, остался и' комбат, и коман­ дир взвода Богомолов, и знакомые голоса связистов Дмитрия Ивановича Гефтова и Макара Калиновича Боло­ шина. Эти. двое боевых друзей приезжали в 81 году в Бурдино. И была е ними встреча февральским вече­ ром. Стояли, ■обнявшись, солдаты, и вспоминали свою Дейятую Краснознаменную пластунскую дивизию. Това­ рищей своих вспоминали. Тех, кто нцкогда уже не по­ гладит голову внука, не спо­ ет «Земляйку». А сейчас, в эту ночь было 18 февраля, день йоследнего ранения. Снилась война, и он прос- Вопомнилось... . — ... Дедушка, а матема­ тика на войне тебе помог­ ла? — спрашивала внучка Танечка, перебирая у него на груди .ордена и медали. Бот орден Славы, орден шие ужасы учиться. А сегодня? (Б школе все на виду, все бросается в глаза... ^ л г о в 'Вздохнул, Девочки прихо-. дят в золотых сережках в класс, учителя — тоже. Многие накрашенные, как эстрадные артисты. А ведь, чтобы войти в класс и про­ извести впечатление, — улыбнулся Болте®, — не' обязательно выглядеть команяио “ красиво, достаточ- комавдир но быть — честным. С те­ ми, кого учишь... , Да, хорошо, если Танеч­ ка пойдет по его стопам. Сегодня целый день звонили ее подруги.^ советуются,, как поздравить мальчиков • 23 февраля. Мальчики — будущие сол­ даты, Болгов вспомнил Аф­ ганистан, и сердце его заби­ лось радостно. Наши войска выведены оттуда. ...Кто зна­ ет, наверняка, там были и его ученики. Он, старый сол­ дат, воспитал солдат моло- , дых. Быть може'г, его уче­ ник где-то в горах, как он в 45-(м, ловил в стереотру­ бу цель. Николай 'Ильич уве­ рен, что Там его ученики не подвели в главном. Так же, как и их отцы, деды. ...У разрушенного сарая горел костер. Б стелющем­ ся сером дыму, вокруг- не­ го, 'сидели артиллеристы. За логом вился, параллельно горизонту, длинный забор, и туда надо было ползтй Болгову по мокрому снегу. Тишина была обманчивая, живая, какой она обычно бывает в минуты перед бо­ ем. Польская-* деревня за спиной, освобожденная ночью, молчала, приходя в себя после артобстрела. Болгов полз в, сторону из­ городи, и бинокль вдавли­ вался в**грудь под ватником. Он слышал свое хриплое дыхание, словно дыхание чу­ жого человека. Вытер грязь с. лица: война, — это грязь, это пот... Еще несколько десятков метров, вон они — штакетины. Просунув меж­ ду ними бинокль, пригля­ делся... Что это? Не может быть. Нет, точно. То, что он сначала принял за холмцки на равнине, шеренги залег­ ших врагов. Фашисты гото­ вили атаку. Надо было сро­ чно пред^редить своих. И вдавливаясь в мокрый снег, разведчик пополз назад... ...Израненный, вернулся в конце 45 года Болгов до­ мой. Врач, напутствуя сол­ дата, сказал: «Долго еще будешь жить, фронтовик. Ты теперь ученый, знаешь, как смерть вбкруг пальца обвести. Война, брат, это такая школа...». А впереди была еще од­ на школа... Что такое школа там, в селе? Груз проблем: ремон- ~Ж и л ь е - 2 0 0 0 - Отечественной войны. Крас- ты, кадры, классы... Прихо- ной Звезды, «Знак Почета».... лилось кланяться в конторе Но разве только эта сумма хозяйства: «Красочки, из десятков медалей денов и есть, память о про­ шлом, о войне? Разве — в три ранения и в одну кон­ тузию — уложилась она в судьбе Болгова? — Дедушка, а математи­ ка на войне тебе помогла? Как ей попроще объяс­ нить, что чем лучше знает математику разведчик на НП, тем быстрей — на еще один шаг к Победе — прод­ винется родная батарея. Та математика была математи­ кой боя... Пойдет ли по его стопам, стезе учителя математики, внучка? Болгов улыбнулся. Он вспомнил, как первый раз после войны вошел в класс, и с©{адце его затрепе­ тало. Школа тех послевоен- шину уголька...». И в ответ на отказ приходилось взры­ ваться криком. И перед кем? Перед бывшим учеци- — А вы меня, дражай­ ший, не учите, — голос бю­ рократа гневен, сух. — Все проблемы ваши — в горле 'комья. И учтите, хоть вы депутат, есть дела важнее во сто крат школьных дел... Стоит ли вспоминать о том старом? Стоит. Чтобы сейчас, в пору перестройки, школа стала учреждением, воспитывающим личность... Он, старый солдат, делал это всю свою учительскую жизнь... ...За окном, по улице Бурдино. идут, смеясь, школьники. Спешат мимо ных дет... Классьг размеща- Дома старого учителя, заде­ ло квартирам, там же проводились занятия. Перо, чернильница... Бумаги не хватало, писали на газетах. Иногда в кларсе замерзали ----------- но дети, пережив- вая его сердце животвор­ ным теплом детского смеха. Вот за этот детский смех и шли они с комбатом под А. ЕЛЕЦКИХ. С ТРОГО говоря, наз. ваиие новой серии жи­ лых домов, разрабо­ танной в институте «Липецк- граждавпроект» (архитектор В. В. Иванова, главный ин­ женер проекта Л. С. Петро­ ва), условно. Серия’ «90» благополучно шествует по стране вторбй десяток лет. Но в прежнем своем иопол. нении она уже не отвечает современньш . требованиям градбетроительютва. Поэто­ му, создавая свою, липецкую, серию, архитекторы от преж­ ней взяли только конструя- тивные габариты. При этом учитывалась и технология за­ вода КП'Д-2 домостроитель, ного комбината, ориентиро­ ванного на серию «90». В остальном же — в архитек­ турном решении зданий, в компановке и планировке ква­ ртир — наша серия не по­ хожа на свою «прародитель, ницу». Убедиться в этом можно, взглянув на снимок: это первый в Липецке дом новой серии, смонтирован­ ный в 22 микрорайоне бри­ гадой Н. ,П. Домнышева ш четвертого строительно-мон­ тажного управления ДСК. Сейчас коллектив возводит еще один дом этой серии .Б 21 микрорайоне поднялась десятиэтажка на 200 квар­ тир. Здесь поработала бри. гада А. А. Хорьякова иЗ второго уйравления комбина­ та. А рядом растет еще одно здание, вовзодимое тем же коллективом. Смонтиро­ вано уже Восемь этажей. И бригада Б. Н. Кремнева из четвертого управления тоже монтирует дом новой серии. Пять «пробных шаров» на сегодняшний день. Почему «пробньк»? Да потому, что ведется «обкатка» новой се­ рии, идет эксперимент. Б хо- де строительства первых до­ мов проверяется жизне- способйость серии. Имеется в виду соответствие желаний архитекторов и проектиров. щиков возможностям дек. — Б новой серии есть, бес­ спорно, положительгще ре- рицательные, вызь1ваю щие затруднения при монта же и изготовлении конструк ций, — говорит главный ин­ женер второго управления комбината Б. М. Бишняков. — Например, здесь использо­ вана безрулонная кровля плиты перекрытий изготовле ны уже с гидроизоляцией не надо настилать рубероид. Но на йгнютовление кровли уходит больше железебетона, а это утшкеляет конструк­ цию здания. Стеновые пане, ли — трехслойные, со циальным ’наполнителем, за счет этого лучше задержива­ ется тепло. Однако . при изготовлении их треб.уется больше времени, чем на мо­ нолитные. Опять же боль­ шая номенклатура изделий — одних балконных ограж. дений 15 наименований — конечно, затрудняет монтаж. Хотя Валерий Митрофано­ вич и сетует на трудности, дело у строителей спорится. Бригада А. А. Хорьякова возводит свои дома, не вы- биваясь из графика. Види­ мо, немцловажяую роль в этом ш-рает и стабильность поставок материалов со рого производства завода крупнопанельного домостро­ ения (так после объединения с ЖБИ-7 называется теперь завод КПД-2). , Монтаж ве­ дется «с колес», на площад­ ке бригады А. А. Хорьяко­ ва. например, я не видел так называемого . «склада» желе­ зобетонных конструкций. -Они подвозятся по графику и сра­ зу пускаются в дело, не вы­ леживаясь на площадке А 1о, о чем вел речь В. м! Ви­ шняков, претензиями к про­ ектировщикам назвать нель­ зя. Это, скорее, просто и н ^ - рмация к размышлению. Ведь новая серия будет со^ вершенствоваться ,именно с учетом замечаний и наблю­ дений, появляющихся в ХО- де строительства первой пар­ тии домов. На ОДНОЙ из' стройплощадок- уже состоя- лось крупное совещание пре­ дставителей дек и институ­ та «Липецкгражданпроект». Строители в союзе с архи­ текторами и проектировщика­ ми ищут взаимоприемлемое решение: как упростить из. готовление и сборку домов новой серии, а следователь- но, и ускорить ввод жилья. Вместе с тем важно не до­ вести дело до обезлички зда­ ний, ведь необходимо соз­ дать своеобразный облик ми. крорайонов, города’. Но главным «экспертом» будут все-таки жильцы. Они, как никто, смогут оценить планировку квартир, лест­ ничных клеток. К их мнению, несомненно, тоже стоит, при- слушаться. Ведь новой се­ рии существовать не год, не два. А первый дом ^де® введен в эксплуатацию уже в июне нынешнего. Тан что время на поправки будет. В конце года войдет в строй еще один дом новой серии в 21 микрорайоне. А ' в 22-м до этой поры начнет, ся строительство еще трех. А . КАЗАНЦЕВ . СЕКРЕТ ЩДЕРООГ СЕРДЦА Велика популярность народной артистки СС С Р Софкк .Ротару. И все-таки я была поражена тем, что уиидел) в зале Дворца спорта «Юбилейный». Обилие цветов можн сравнить рацве что с ярким, праздничным водопадом, ко­ торый буквально обрушивался на певицу после каждой несни. В глазах слушателей присутствовала, кажется, вся гамма чувств— от тихой благодарности до открытого восдн1ценнян восторженного преклонения. Не знает и с . тайное признание и возрастных границ. Спешит на сцену с б у к е т и к у нарциссов скромная женщина преклонного возраста. Летят алые гвоздики нз большой толпы под­ ростков. Открыто, искренне радуется певица н отаечает благодарно— песней. Уже не умея скрыть усталости, но до конца— с полной самоотдачей. НА СНИМКАХ : бригада Н, П. Домнышева монтарует дом новой серии; стекольщи- ца Л. М. Бочарова — со своими подругами по б1шга- де ведет остекление перво-го в Липецке дома новой серии.- Вслед за ними сюда придут отделочники. Фото А . Щ УРО ВА . — Как можно , не отве­ тить -на такой благодарный отклик сотен сердец,—гово­ рит София Михайловна. — Взаимопонимание с липчана­ ми родилось С первого же концерта. Собираясь к вам, волновались, а тот ли подоб­ ран репертуар, понравится ли? Чаще ъсего нам, пев­ цам, как раз за репертуар крепко достается. Вот меня стали .упрекать за обраще- к року. ..Но не могу же я жить только накопленным багажом, знаю, если оста, новлюсь—это будет начало конца- Поэтому охотно рабог таю с молодыми композито­ рами. Песней «Танго», кото­ рая звучала сегодня, при­ влек мое внимание Дмитрий Павлов. Удачно складывает­ ся содружество с Владими­ ром Матецким, автором «Ла­ ванды», «Луны», «Было.,». Пожал.уй, именно' о нем мо- г.у сказать «мой композитор», как когда-то о Володе Ива- сюке, нашем хорошем друге, десять лет назад погибшем. Но, повторяю, .успех во многом зависит от зала, от того,' как складываются е ним взаимоотношения. Да и время сейчас хорошее, ра­ ботает на певца, дает гораз­ до больше свободы для са­ мовыражения- — Период застоя и пев­ цов, стало быть, не обошел стороной? — Что скрывать, редко, но приходилось уступать настой- чивости иных «инстанций», петь .не совсем то, что душа велит. Зритель был другой, вальяжный, но... равнодуш­ ный. Особой же болью ото­ звалось то, что случилось с моим отцом, которого ИСКЛЮ; ЧИЛИ из партии (как нелепо выглядит тёперь эта причи­ на) лишь за то, что поста­ вил в доме елку, встречая Новый год по старому стилю. Уважение односельчан он— первый КОММ.УНИСТ в нашей деревне, — конечно, не ут­ ратил. Отец убежден и по сей день: в одночасье чи­ новничьим ; произволом НЗ- стоящего труженика досто­ инства не лишишь. — София Михайловна, впервые вы вышли на сцену двадцать лет назад: Измени­ лось ли ваше творческое кре­ до за эти годы? — Двадцать лет назад мы, конечно, были совсем юны­ ми, но—не менее требова­ тельными к себе, чем теперь. Бот ответственности перед слушателями, конечно, при­ бавилось- Других людей мы видим сейчас в зале—более близких и душевно откры­ тых, но и очень требова­ тельных. Эстрада, на мой взгляд, возвращается к мелодичной, теплой, душевной песне-Это. наверное, опять-таки обуслов- лено жизнью, которая стано­ вится все стремительнее и жестче. Сопротивляясь, чело­ век тянется к лирике, к доб-‘ Р.У и свету. Если говорить о моей лич­ ной'позиции, то она, ножа, луй, в том, чтобы остаться и впредь верной себе. — Ш сцене вы нензмея- но жнзверадостаы, выгляди­ те уверенным в себе, благо­ получным человеком. И все же угадывается: не все так просто— было н есть, в одном из интервью призна. лись, что предпочитаете дра­ матический сюжет н напря­ женную мелодию. И Возне­ сенский в восвященин вам писал: «ловите тревогу в сло­ вах разудалых»- — Б самом деле, я пред­ почитаю в песнях драматизм и напряженность. Почему? Как-то не задумывалась, но волнуют такие песни меня особенно, вызывают силь­ ные, гл.убокие переживания, которые могут на некоторое время даже лишить душев­ ного покоя. Бозможно. тут отчасти сказывается пережи­ тое. Не все в судьбе скла­ дывалось так гладко, как может показаться. Было дет­ ство обычного, росшего в крестьянских заботах ребен. ка. Любила петь, но об зст- рзде боялась и меч­ тать. Даже уехать на учебу в, музыкальное училище было почти невозможно для пят­ надцатилетней сельской де­ вушки—стеной вставали ме­ стные традиции. Закончила училище - давали работать в городе: предлагадн или идти в бу- ковинский хор. или ехать в село. Не верили в мбю эс- традную судьбу. А ведь к тому времени я уже была лауреатом Международного, фестиваля молодежи и сту­ дентов в Софии. Но только после того, как мы, группа самодеятельных черновицких артистов, выступили в одной из\московских программ — ; признали и в родном городе- Да и в Ялту, где наша семья живет и сегодня, мы пере, ехали в свое время не толь­ ко по причине моего нездо­ ровья. Хорошо, что с само­ го начала рядом всегда бьши муж, он же художественный: руководитель ансамбля «Чер- вона рута» Анатолий Кирил­ лович Евдокименко, замена, тельные друзья - единомыш­ ленники. Может быть, как раз трудности—вместе с тем. что заложено землей, роди.: телями—и сформировали ха­ рактер. -Привыкла любое де- ло доводить до конца. Часто требовалось выстоять, и этому научилась. Хотя, и— нечно, у любого человека есть предел его возможностей,! сил. Наверное, это и имел1 в виду Вюнесенский, Но сце*' на, знаете, удваивает силы, подпитывает энергией зри. тельской любвщ да и речься я как-то не умею, не-- могу себе этого позволить. — Для многих лшгчаиок вы образец обаятельной жен- — Трудно в современных условиях остаться женщиной: такой, какой хотят нас ви­ деть мужчины. Все мы мно­ го Работаем, сталкиваемся с жизненньши невзгодами, увя­ заем в суете быта. Какой же выход? Наверное, сохранить доброту в сердце. Добрая, с распахнутой душой женщи­ на и в старости красива, вну­ тренний свет делает ее ми лой и обаятельной. Всем жителям Липецка— мужчинам и женщинам, де­ тям и взрослым — мои доб. рые пожелания, низкий по- «ИСКРЕНЯЯРЕЧЬ К ЛЮДЯМ» З ам е т к и с юбилейных концер тов в честь 1 5 0 -л е тн е го юбилея М . П . М у со р гс ко го . _____ ЮНЕСКО юби­ лей РУССКОТО композитора 01 ^ Мечает весь йир. Такова сила воздействия этого, в свое вре­ мя непрвэнаяного, гения х(»ную ; юбилейные дни на музы­ кальной карте страны прибави- ее иначе, так, чтобы в течение всего вечера звучала лишь му­ зыка М. М'усаргокого. Однако пошли иным путем, мне ду­ мается, ведупщм к более глуб^ последующих кому понимаяцю музыки ком­ позитора. Произведениям Му- соркжого был п р ц ^ я фон, вл- мяти И. В. “ звуковую сре- позиторокой школы, оркестро­ вавшего для сц«пл Мамонтов- ского театра о п ^ у «Ховашци- Болыпой интерес у слушате­ лей вызвала неизвестная даже ь я&ало новых культурны^ ду, атмосферу художественных центров, еде впервые ппщоко ишолнены оперные, симфош!- ческие и камерные сочинения композитора. Что же касается Лштещса, то едесь торжества приобрели осо- ^““ 1 . характер. Фестиваль втя- ковского — сонремёншиса Му­ соргского. Наконец, важным XIX века. Потому и «мостиком» для перехода зазвучали они так ярко, , не- - - - повторною и своеобычно, ося­ заемой стала их новаторская сущность. функцию при этом себя гость Липецка нул в стою орбиту не -только мерный оркестр «Амадеус» музыкальные, общественные круш област­ ного зцентра, . старинных горо­ дов Ельца и Задонска. Не зря старались организаторы из об­ ластного управления культуры и филармонии, не зря' так тро- гательно-внийительно отнеслись даже к оформлению зала и сцены в культурно-просветите­ льном училище Задонска: му­ зыка руоското композитора — страстная, импульсивная, пыл­ кая, глубоко искренняя и жиз­ нелюбивая, проникнутая сост­ раданием к бедам и несчастьям человеческим, — нашла горя­ чих поклонников, особенно среди молодых слушателей. Весьма интересно задумана программа концертов. Конеч­ но, можно было бы построить камерного оркестра «Октет для флейты, гобоя, валторны, скрипки, альта, виолончели, ксягграбаса и фортепиано» Балакирева, талантливого широкие (художественный руководитель композитора и общественного — лау 1 >еат между самого М. П. Му- сорижого явился в исполяении «Хованщины») и на редкость ка. мерно-лкричньаг (в романсе закваска, курсов Валентин Зверев). Мо­ лодой (ему нет еще и двух лет) и люлодежяый по составу, 1 лектив, поставивший перед бой серьезные просветительские задачи, подготовил к фести­ валю редко исполняемые чинения русских автодов. Про­ звучали «Вариагщи на -гему Чайковстото» А. Артского — ученика Н. Римского-Корсако­ ва и друга М. Мусоргского, так много сделавшего для за- вершеюш и оркестровки не-, окевченных работ своего сорат­ ника по «могучей кучке». Бы­ ла исполнена «Серенада для струнных» ■ В. Калинникова, представителя московской ком- деятеля, идейнсяо главы круж ка молодых русских шестиде- сятников-музыкантов. С^жестр «Амадеус» в юбилей­ ных концертах показал себя стилистически чутким и очень увлеченным инт^нтретатором русской музыки. Но что не 'Менее важно, он был тактич­ ным и умньм партнером ли­ пецких музыкантов, взявших на себя труд и ответстветность «Но если бы с тобой я встре­ титься могла»). С прозрач­ но-чистым, тепльш и светлым — в вокалыюм цикле «Детс­ кая» в передаче артистичной Марины ОВСЯ 1 ШИКОВОЙ. С тра­ гичным и страдающим («Ко­ лыбельная» из цикла «Песни и пляски смерти») и беспоща­ дно насмешливым, остро-сати­ рическим, разящим («Песня о блохе») в трактовке заслужен­ ного артиста РСФСР Валерия го М. Мусоргсасопо. . Липецкие филармонисты от­ неслись к Делу с любовью и вдохновением. Слушатели по­ лучили возможность познако­ миться с разными ипостасями художника — с оперным ма­ стером («Песня Марфы» из партнерами вы­ ступили пианисты Элеонора Гераськина и Валерий Маркин. И все же основную идею творчества Мусоргского, ко- торую сам композитор пронзи­ тельно верно сформулировал в словах: «Жизнь, где бы она ни сказалась, правда, как бы ни б 1 лла солона; смелая искрен­ няя речь к людям, — вот моя вот чего я хочу и , вот в чем боялся бы промах­ нуться», — раскрыли музьЕкая- ты-яародшиш. С меланхоли­ ческой задумчивостью прозву­ чал «Старый замсао), с игривой веселостью прсмельквул «Ба­ лет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки» в иснолнении лауреата междуна­ родного конкура баяниста Виктора Карпия. Слева Муеорг- ского, сказанные об оджж из фупдаментальных его сочине­ ний «Ночь на Лысой- горе»: «Мои музьпсальные убеждения... — вериое воспроизведение на­ родной фантазии, в чем бы она не проявилась...» — полностью ацрачдали трио баянистов в составе лауреатов международ­ ного, Всесоюзного и ..Все­ российского конкурсов Вячесла­ ва Мельнша, Виктора Карпия, Анатолия Науменко. Настоящим шофеоэом юбилей­ ных концертов стало исполне­ ние анса]^лем русских народ. ных инструментов (музыкаль­ ный руководитель Евгений Ани скин) завершающей пьесы ци­ кла «Картинки с вш^авки» Му­ соргского под названием «Бо­ гатырские ворота». В творче стве композитора это, сравни тельно небольшое по объему произведение — песнь славы * честь России, великой странь с тысячелетней историей куль туры. Удачно выполнена Алек­ сандром Ролдугиным инструмен товка этой ш«сы: пёснь Вы с ее колокольньти звонамв стала ' в концерте гимном честь самого композитора, ниалыюго сына земли В. РАЖЕВА, музьаивед, член Союза композиторо» СССР. НА СЮШКАХ: эскиз деж» радон к опере М. П. Мусорг­ ского «Бщшс Годунов»; М. П Мусоргский. Фото В. СОБЮШНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz