Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ ПРОШЛОЕ, КОТОРОЕ ВСЕГДА С НАМИ В сел е Д о б р о е открылся районны й кр аев ед чес кий м у зей Это было 8 сентябре 1985 го да. В дни литературного пра здника, поовян)(евно«> 150-ле- тшо писателя-демократа, на шего зеиляка А. И. Леиитова, родилась замечателшая идея. В Добрам есть музей истории села. А почему бы не соз дать районный краеведческий? ,а^йствительно, музей исто- ________ рии села Доброе незаметно пе- липецких рерос свои ра«ики. Да и бога тейшая история района, ухо дящая в далекую эпоху неоли. едва начался. С научной то-' первый секретарь райкома чки зрения особую ценность ДШСС В. Ф. Топорков, представляют подлинник или — Наши земляки, — оказал хотя бы фото и ксерокопии, он, — достойны, чтобы исте чем Мы пока еще не раяюла- рия их края, их труд — рат- ный и мирный — были отра жены в экспозициях музея. Поэтому было решено на вто- кцуры ХК : архите- жа, здания разме- выставку работ местных худож- на первом — ли тературный зал А И. Левито ва и выставку декоративно- прикладного иокуоства, наро дных промыслов. Приобщаясь ) дом до монголр-татарского на шествия, оо становлением го сударства Роосийокого, с на родно-освободительным движе- ___ нием, должна быть сохранена ского для потомков. творч< и вот пристутшл к работе партийные, советские руково- орисомитет. Первая проблема, дители области. Пришли ста- с которой он столкнулся, — рожилы села, учителя местных это то, что исторических до- школ, работники культуры, кументов пока мало, поиск их К собра 1 Ипимсяобратился замечательному , к творчеству земляков. Мы сможем еще болыпе сделать для будущего, для перестройки. О значении музея в воспита нии патриотизма говорили пре дседатель областного правления Союза художников СССР А. Е. ковь и создается литературный музей. В Лебедяни идет рабо та по педготовке к открытию музея М. Булгакова и В. Замя тина. Пополняется музей И. Бунина в Ельце. Это есте ственно: перестройка • — - Л., а, ^ марта состоялось откры- Вагнер, директор Добро(вской в Доброе приехали сот- сведней школы В. П. Исаета. нельзя забывать прошлого, ' ибо это чревато большими духовными утрата ми, обеднением наших душ. Нельзя строить настоящее без фундамента. Об этом и сказал начальник областного управле ния культуры А. Н. Нехоро- вать не только за лучших лю дей страны, мы будем голооо- вать за добрые дела. Прият но, что к выборам сделш! та кой подарок.’ Это еще одно свидетельство того,, что доб- ясно ровцы поистине талантливые нши. Великой Отечественной войны. Более сорока работ’ он передал в новый музей — на выставке четырнадцать картин, воспевающих красоту его ма лой родины. А вот глиняные свистульки замечательного гончара И. К. Пустовалова. Его’ имя извест но сегодня коллекционерам ма лой пластики в Англии и Поль ше, где ЭГГИ игрушки экспони- I Добром еще одна примета перестрой ки в Культуре. Он органично вписывается в краеведческую карту области, значительно обновившуюся за последнее время. В Липецке реставриру ется Дг>евне-Ушенская цер- —. Пусть музей в Добром станет ц^пром содержатель- идейно-политичеокой ра- таково пожелание люди с добрым сердцем и зо лотым» руками. ...Торжественная минута. Пе рвый секретарь райкома КПСС В, ф. Топорков разрезает лен ту. Музей открыт. Первую экскурсию проводит директор областного выставочного зала Т< И. Нечаева. Выставка «Жи вопись, скульптура, графика» представляет творчество ху дожников В. Д. Дворянчикова Е. П. Сальникова, скульпто- заместителя председателя обл- ра А. Е. Вагнера: Ли^зецким XV- ишолкома А. Е. Мельнжова. дожвдшам вручаются Почетные Слово предоставляется сек- ----------- - -------- ретарю обкома КПСС Р. Е. Злобиной: — Скоро мы будем голосо- приветствуют хранительницы народной ■пес ни из села Каликино. Их фоль клорный ансамбль знают дале ко за пределами района. И хо чется верить, что еще не раз в этих стенах мы услышим и старинную песню, и задушев ные зв>%и гармони, и стихи местных авторов. Тесный круг единомьцплеиников не однаж ды соберет афиша: «Сегодня у нас музыкалыкнпоэтический вечер». Ведь музей — это еще один побег вечно живого дре ва отечественной культуры. грамоты ргайкома КПСС. Много почитателей привлек- . ло творчество художника-доб. ронца Е. Н. Мячина, А. СМЕТАНИНА, сотрудите добровской я Октября». Никто не забыт- и вновь БЫЛА ВЕСНА... п УЛИ вгрызались в камень. Из окна оо- луразрзшенного ^эда- иия было видно, что из низины бьет скорост рельная пушка.... Враг поч ти выбит из Ратибора, но еще огрызается. В одном из зданий, надвое расколотом тяжелой авиабомбой, устро ил свой НП старший артил лерист разведки Николай Ильич Болгов. Рядом хрип лым от перенапряжения го лосом отдает команды лефонную трубку батареи. В стереотрубу Болгову было Иидно, как один за другим появляются из-за гребня немецкие танки. Яв ственно слышна перебранка пулеметов и автоматов. Рявкнуло, оглушило ' наше орудие. Там, на взгорке, ар тиллерист открыл замок, и сладкий, едкий пар, пахну- ,щий порохом, ударил в не бо 45 года. Несколько наших пушек расположились прямо у здания. И комбат давал команды, высовываясь из окна. А старший разведчик Болгов, боевой испытанный товарищ, помогал, чтобы снаряды точно ложились в цель. А уж данные для стрельбы Болгов выдавал «как на тарелочке». войны. — Голова, силен в ци фири! — восхищался меж ду боями комбат, наблюдая, как ловко упражняется в по строении задач Болгов в своей записной книжке . ' — «Бог войны» плюс Болгов войны, — шутили артиллеристы, глядя на привычную «спарку» — .комбата и старшего развед- ...Болгов проснулся, при слушался. За окном шумел ветер, заметая последним снегом бурдинские просел ки. Снилась война, и он про снулся. Где-то там, во сне, остался и' комбат, и коман дир взвода Богомолов, и знакомые голоса связистов Дмитрия Ивановича Гефтова и Макара Калиновича Боло шина. Эти. двое боевых друзей приезжали в 81 году в Бурдино. И была е ними встреча февральским вече ром. Стояли, ■обнявшись, солдаты, и вспоминали свою Дейятую Краснознаменную пластунскую дивизию. Това рищей своих вспоминали. Тех, кто нцкогда уже не по гладит голову внука, не спо ет «Земляйку». А сейчас, в эту ночь было 18 февраля, день йоследнего ранения. Снилась война, и он прос- Вопомнилось... . — ... Дедушка, а матема тика на войне тебе помог ла? — спрашивала внучка Танечка, перебирая у него на груди .ордена и медали. Бот орден Славы, орден шие ужасы учиться. А сегодня? (Б школе все на виду, все бросается в глаза... ^ л г о в 'Вздохнул, Девочки прихо-. дят в золотых сережках в класс, учителя — тоже. Многие накрашенные, как эстрадные артисты. А ведь, чтобы войти в класс и про извести впечатление, — улыбнулся Болте®, — не' обязательно выглядеть команяио “ красиво, достаточ- комавдир но быть — честным. С те ми, кого учишь... , Да, хорошо, если Танеч ка пойдет по его стопам. Сегодня целый день звонили ее подруги.^ советуются,, как поздравить мальчиков • 23 февраля. Мальчики — будущие сол даты, Болгов вспомнил Аф ганистан, и сердце его заби лось радостно. Наши войска выведены оттуда. ...Кто зна ет, наверняка, там были и его ученики. Он, старый сол дат, воспитал солдат моло- , дых. Быть може'г, его уче ник где-то в горах, как он в 45-(м, ловил в стереотру бу цель. Николай 'Ильич уве рен, что Там его ученики не подвели в главном. Так же, как и их отцы, деды. ...У разрушенного сарая горел костер. Б стелющем ся сером дыму, вокруг- не го, 'сидели артиллеристы. За логом вился, параллельно горизонту, длинный забор, и туда надо было ползтй Болгову по мокрому снегу. Тишина была обманчивая, живая, какой она обычно бывает в минуты перед бо ем. Польская-* деревня за спиной, освобожденная ночью, молчала, приходя в себя после артобстрела. Болгов полз в, сторону из городи, и бинокль вдавли вался в**грудь под ватником. Он слышал свое хриплое дыхание, словно дыхание чу жого человека. Вытер грязь с. лица: война, — это грязь, это пот... Еще несколько десятков метров, вон они — штакетины. Просунув меж ду ними бинокль, пригля делся... Что это? Не может быть. Нет, точно. То, что он сначала принял за холмцки на равнине, шеренги залег ших врагов. Фашисты гото вили атаку. Надо было сро чно пред^редить своих. И вдавливаясь в мокрый снег, разведчик пополз назад... ...Израненный, вернулся в конце 45 года Болгов до мой. Врач, напутствуя сол дата, сказал: «Долго еще будешь жить, фронтовик. Ты теперь ученый, знаешь, как смерть вбкруг пальца обвести. Война, брат, это такая школа...». А впереди была еще од на школа... Что такое школа там, в селе? Груз проблем: ремон- ~Ж и л ь е - 2 0 0 0 - Отечественной войны. Крас- ты, кадры, классы... Прихо- ной Звезды, «Знак Почета».... лилось кланяться в конторе Но разве только эта сумма хозяйства: «Красочки, из десятков медалей денов и есть, память о про шлом, о войне? Разве — в три ранения и в одну кон тузию — уложилась она в судьбе Болгова? — Дедушка, а математи ка на войне тебе помогла? Как ей попроще объяс нить, что чем лучше знает математику разведчик на НП, тем быстрей — на еще один шаг к Победе — прод винется родная батарея. Та математика была математи кой боя... Пойдет ли по его стопам, стезе учителя математики, внучка? Болгов улыбнулся. Он вспомнил, как первый раз после войны вошел в класс, и с©{адце его затрепе тало. Школа тех послевоен- шину уголька...». И в ответ на отказ приходилось взры ваться криком. И перед кем? Перед бывшим учеци- — А вы меня, дражай ший, не учите, — голос бю рократа гневен, сух. — Все проблемы ваши — в горле 'комья. И учтите, хоть вы депутат, есть дела важнее во сто крат школьных дел... Стоит ли вспоминать о том старом? Стоит. Чтобы сейчас, в пору перестройки, школа стала учреждением, воспитывающим личность... Он, старый солдат, делал это всю свою учительскую жизнь... ...За окном, по улице Бурдино. идут, смеясь, школьники. Спешат мимо ных дет... Классьг размеща- Дома старого учителя, заде ло квартирам, там же проводились занятия. Перо, чернильница... Бумаги не хватало, писали на газетах. Иногда в кларсе замерзали ----------- но дети, пережив- вая его сердце животвор ным теплом детского смеха. Вот за этот детский смех и шли они с комбатом под А. ЕЛЕЦКИХ. С ТРОГО говоря, наз. ваиие новой серии жи лых домов, разрабо танной в институте «Липецк- граждавпроект» (архитектор В. В. Иванова, главный ин женер проекта Л. С. Петро ва), условно. Серия’ «90» благополучно шествует по стране вторбй десяток лет. Но в прежнем своем иопол. нении она уже не отвечает современньш . требованиям градбетроительютва. Поэто му, создавая свою, липецкую, серию, архитекторы от преж ней взяли только конструя- тивные габариты. При этом учитывалась и технология за вода КП'Д-2 домостроитель, ного комбината, ориентиро ванного на серию «90». В остальном же — в архитек турном решении зданий, в компановке и планировке ква ртир — наша серия не по хожа на свою «прародитель, ницу». Убедиться в этом можно, взглянув на снимок: это первый в Липецке дом новой серии, смонтирован ный в 22 микрорайоне бри гадой Н. ,П. Домнышева ш четвертого строительно-мон тажного управления ДСК. Сейчас коллектив возводит еще один дом этой серии .Б 21 микрорайоне поднялась десятиэтажка на 200 квар тир. Здесь поработала бри. гада А. А. Хорьякова иЗ второго уйравления комбина та. А рядом растет еще одно здание, вовзодимое тем же коллективом. Смонтиро вано уже Восемь этажей. И бригада Б. Н. Кремнева из четвертого управления тоже монтирует дом новой серии. Пять «пробных шаров» на сегодняшний день. Почему «пробньк»? Да потому, что ведется «обкатка» новой се рии, идет эксперимент. Б хо- де строительства первых до мов проверяется жизне- способйость серии. Имеется в виду соответствие желаний архитекторов и проектиров. щиков возможностям дек. — Б новой серии есть, бес спорно, положительгще ре- рицательные, вызь1ваю щие затруднения при монта же и изготовлении конструк ций, — говорит главный ин женер второго управления комбината Б. М. Бишняков. — Например, здесь использо вана безрулонная кровля плиты перекрытий изготовле ны уже с гидроизоляцией не надо настилать рубероид. Но на йгнютовление кровли уходит больше железебетона, а это утшкеляет конструк цию здания. Стеновые пане, ли — трехслойные, со циальным ’наполнителем, за счет этого лучше задержива ется тепло. Однако . при изготовлении их треб.уется больше времени, чем на мо нолитные. Опять же боль шая номенклатура изделий — одних балконных ограж. дений 15 наименований — конечно, затрудняет монтаж. Хотя Валерий Митрофано вич и сетует на трудности, дело у строителей спорится. Бригада А. А. Хорьякова возводит свои дома, не вы- биваясь из графика. Види мо, немцловажяую роль в этом ш-рает и стабильность поставок материалов со рого производства завода крупнопанельного домостро ения (так после объединения с ЖБИ-7 называется теперь завод КПД-2). , Монтаж ве дется «с колес», на площад ке бригады А. А. Хорьяко ва. например, я не видел так называемого . «склада» желе зобетонных конструкций. -Они подвозятся по графику и сра зу пускаются в дело, не вы леживаясь на площадке А 1о, о чем вел речь В. м! Ви шняков, претензиями к про ектировщикам назвать нель зя. Это, скорее, просто и н ^ - рмация к размышлению. Ведь новая серия будет со^ вершенствоваться ,именно с учетом замечаний и наблю дений, появляющихся в ХО- де строительства первой пар тии домов. На ОДНОЙ из' стройплощадок- уже состоя- лось крупное совещание пре дставителей дек и институ та «Липецкгражданпроект». Строители в союзе с архи текторами и проектировщика ми ищут взаимоприемлемое решение: как упростить из. готовление и сборку домов новой серии, а следователь- но, и ускорить ввод жилья. Вместе с тем важно не до вести дело до обезлички зда ний, ведь необходимо соз дать своеобразный облик ми. крорайонов, города’. Но главным «экспертом» будут все-таки жильцы. Они, как никто, смогут оценить планировку квартир, лест ничных клеток. К их мнению, несомненно, тоже стоит, при- слушаться. Ведь новой се рии существовать не год, не два. А первый дом ^де® введен в эксплуатацию уже в июне нынешнего. Тан что время на поправки будет. В конце года войдет в строй еще один дом новой серии в 21 микрорайоне. А ' в 22-м до этой поры начнет, ся строительство еще трех. А . КАЗАНЦЕВ . СЕКРЕТ ЩДЕРООГ СЕРДЦА Велика популярность народной артистки СС С Р Софкк .Ротару. И все-таки я была поражена тем, что уиидел) в зале Дворца спорта «Юбилейный». Обилие цветов можн сравнить рацве что с ярким, праздничным водопадом, ко торый буквально обрушивался на певицу после каждой несни. В глазах слушателей присутствовала, кажется, вся гамма чувств— от тихой благодарности до открытого восдн1ценнян восторженного преклонения. Не знает и с . тайное признание и возрастных границ. Спешит на сцену с б у к е т и к у нарциссов скромная женщина преклонного возраста. Летят алые гвоздики нз большой толпы под ростков. Открыто, искренне радуется певица н отаечает благодарно— песней. Уже не умея скрыть усталости, но до конца— с полной самоотдачей. НА СНИМКАХ : бригада Н, П. Домнышева монтарует дом новой серии; стекольщи- ца Л. М. Бочарова — со своими подругами по б1шга- де ведет остекление перво-го в Липецке дома новой серии.- Вслед за ними сюда придут отделочники. Фото А . Щ УРО ВА . — Как можно , не отве тить -на такой благодарный отклик сотен сердец,—гово рит София Михайловна. — Взаимопонимание с липчана ми родилось С первого же концерта. Собираясь к вам, волновались, а тот ли подоб ран репертуар, понравится ли? Чаще ъсего нам, пев цам, как раз за репертуар крепко достается. Вот меня стали .упрекать за обраще- к року. ..Но не могу же я жить только накопленным багажом, знаю, если оста, новлюсь—это будет начало конца- Поэтому охотно рабог таю с молодыми композито рами. Песней «Танго», кото рая звучала сегодня, при влек мое внимание Дмитрий Павлов. Удачно складывает ся содружество с Владими ром Матецким, автором «Ла ванды», «Луны», «Было.,». Пожал.уй, именно' о нем мо- г.у сказать «мой композитор», как когда-то о Володе Ива- сюке, нашем хорошем друге, десять лет назад погибшем. Но, повторяю, .успех во многом зависит от зала, от того,' как складываются е ним взаимоотношения. Да и время сейчас хорошее, ра ботает на певца, дает гораз до больше свободы для са мовыражения- — Период застоя и пев цов, стало быть, не обошел стороной? — Что скрывать, редко, но приходилось уступать настой- чивости иных «инстанций», петь .не совсем то, что душа велит. Зритель был другой, вальяжный, но... равнодуш ный. Особой же болью ото звалось то, что случилось с моим отцом, которого ИСКЛЮ; ЧИЛИ из партии (как нелепо выглядит тёперь эта причи на) лишь за то, что поста вил в доме елку, встречая Новый год по старому стилю. Уважение односельчан он— первый КОММ.УНИСТ в нашей деревне, — конечно, не ут ратил. Отец убежден и по сей день: в одночасье чи новничьим ; произволом НЗ- стоящего труженика досто инства не лишишь. — София Михайловна, впервые вы вышли на сцену двадцать лет назад: Измени лось ли ваше творческое кре до за эти годы? — Двадцать лет назад мы, конечно, были совсем юны ми, но—не менее требова тельными к себе, чем теперь. Бот ответственности перед слушателями, конечно, при бавилось- Других людей мы видим сейчас в зале—более близких и душевно откры тых, но и очень требова тельных. Эстрада, на мой взгляд, возвращается к мелодичной, теплой, душевной песне-Это. наверное, опять-таки обуслов- лено жизнью, которая стано вится все стремительнее и жестче. Сопротивляясь, чело век тянется к лирике, к доб-‘ Р.У и свету. Если говорить о моей лич ной'позиции, то она, ножа, луй, в том, чтобы остаться и впредь верной себе. — Ш сцене вы нензмея- но жнзверадостаы, выгляди те уверенным в себе, благо получным человеком. И все же угадывается: не все так просто— было н есть, в одном из интервью призна. лись, что предпочитаете дра матический сюжет н напря женную мелодию. И Возне сенский в восвященин вам писал: «ловите тревогу в сло вах разудалых»- — Б самом деле, я пред почитаю в песнях драматизм и напряженность. Почему? Как-то не задумывалась, но волнуют такие песни меня особенно, вызывают силь ные, гл.убокие переживания, которые могут на некоторое время даже лишить душев ного покоя. Бозможно. тут отчасти сказывается пережи тое. Не все в судьбе скла дывалось так гладко, как может показаться. Было дет ство обычного, росшего в крестьянских заботах ребен. ка. Любила петь, но об зст- рзде боялась и меч тать. Даже уехать на учебу в, музыкальное училище было почти невозможно для пят надцатилетней сельской де вушки—стеной вставали ме стные традиции. Закончила училище - давали работать в городе: предлагадн или идти в бу- ковинский хор. или ехать в село. Не верили в мбю эс- традную судьбу. А ведь к тому времени я уже была лауреатом Международного, фестиваля молодежи и сту дентов в Софии. Но только после того, как мы, группа самодеятельных черновицких артистов, выступили в одной из\московских программ — ; признали и в родном городе- Да и в Ялту, где наша семья живет и сегодня, мы пере, ехали в свое время не толь ко по причине моего нездо ровья. Хорошо, что с само го начала рядом всегда бьши муж, он же художественный: руководитель ансамбля «Чер- вона рута» Анатолий Кирил лович Евдокименко, замена, тельные друзья - единомыш ленники. Может быть, как раз трудности—вместе с тем. что заложено землей, роди.: телями—и сформировали ха рактер. -Привыкла любое де- ло доводить до конца. Часто требовалось выстоять, и этому научилась. Хотя, и— нечно, у любого человека есть предел его возможностей,! сил. Наверное, это и имел1 в виду Вюнесенский, Но сце*' на, знаете, удваивает силы, подпитывает энергией зри. тельской любвщ да и речься я как-то не умею, не-- могу себе этого позволить. — Для многих лшгчаиок вы образец обаятельной жен- — Трудно в современных условиях остаться женщиной: такой, какой хотят нас ви деть мужчины. Все мы мно го Работаем, сталкиваемся с жизненньши невзгодами, увя заем в суете быта. Какой же выход? Наверное, сохранить доброту в сердце. Добрая, с распахнутой душой женщи на и в старости красива, вну тренний свет делает ее ми лой и обаятельной. Всем жителям Липецка— мужчинам и женщинам, де тям и взрослым — мои доб. рые пожелания, низкий по- «ИСКРЕНЯЯРЕЧЬ К ЛЮДЯМ» З ам е т к и с юбилейных концер тов в честь 1 5 0 -л е тн е го юбилея М . П . М у со р гс ко го . _____ ЮНЕСКО юби лей РУССКОТО композитора 01 ^ Мечает весь йир. Такова сила воздействия этого, в свое вре мя непрвэнаяного, гения х(»ную ; юбилейные дни на музы кальной карте страны прибави- ее иначе, так, чтобы в течение всего вечера звучала лишь му зыка М. М'усаргокого. Однако пошли иным путем, мне ду мается, ведупщм к более глуб^ последующих кому понимаяцю музыки ком позитора. Произведениям Му- соркжого был п р ц ^ я фон, вл- мяти И. В. “ звуковую сре- позиторокой школы, оркестро вавшего для сц«пл Мамонтов- ского театра о п ^ у «Ховашци- Болыпой интерес у слушате лей вызвала неизвестная даже ь я&ало новых культурны^ ду, атмосферу художественных центров, еде впервые ппщоко ишолнены оперные, симфош!- ческие и камерные сочинения композитора. Что же касается Лштещса, то едесь торжества приобрели осо- ^““ 1 . характер. Фестиваль втя- ковского — сонремёншиса Му соргского. Наконец, важным XIX века. Потому и «мостиком» для перехода зазвучали они так ярко, , не- - - - повторною и своеобычно, ося заемой стала их новаторская сущность. функцию при этом себя гость Липецка нул в стою орбиту не -только мерный оркестр «Амадеус» музыкальные, общественные круш област ного зцентра, . старинных горо дов Ельца и Задонска. Не зря старались организаторы из об ластного управления культуры и филармонии, не зря' так тро- гательно-внийительно отнеслись даже к оформлению зала и сцены в культурно-просветите льном училище Задонска: му зыка руоското композитора — страстная, импульсивная, пыл кая, глубоко искренняя и жиз нелюбивая, проникнутая сост раданием к бедам и несчастьям человеческим, — нашла горя чих поклонников, особенно среди молодых слушателей. Весьма интересно задумана программа концертов. Конеч но, можно было бы построить камерного оркестра «Октет для флейты, гобоя, валторны, скрипки, альта, виолончели, ксягграбаса и фортепиано» Балакирева, талантливого широкие (художественный руководитель композитора и общественного — лау 1 >еат между самого М. П. Му- сорижого явился в исполяении «Хованщины») и на редкость ка. мерно-лкричньаг (в романсе закваска, курсов Валентин Зверев). Мо лодой (ему нет еще и двух лет) и люлодежяый по составу, 1 лектив, поставивший перед бой серьезные просветительские задачи, подготовил к фести валю редко исполняемые чинения русских автодов. Про звучали «Вариагщи на -гему Чайковстото» А. Артского — ученика Н. Римского-Корсако ва и друга М. Мусоргского, так много сделавшего для за- вершеюш и оркестровки не-, окевченных работ своего сорат ника по «могучей кучке». Бы ла исполнена «Серенада для струнных» ■ В. Калинникова, представителя московской ком- деятеля, идейнсяо главы круж ка молодых русских шестиде- сятников-музыкантов. С^жестр «Амадеус» в юбилей ных концертах показал себя стилистически чутким и очень увлеченным инт^нтретатором русской музыки. Но что не 'Менее важно, он был тактич ным и умньм партнером ли пецких музыкантов, взявших на себя труд и ответстветность «Но если бы с тобой я встре титься могла»). С прозрач но-чистым, тепльш и светлым — в вокалыюм цикле «Детс кая» в передаче артистичной Марины ОВСЯ 1 ШИКОВОЙ. С тра гичным и страдающим («Ко лыбельная» из цикла «Песни и пляски смерти») и беспоща дно насмешливым, остро-сати рическим, разящим («Песня о блохе») в трактовке заслужен ного артиста РСФСР Валерия го М. Мусоргсасопо. . Липецкие филармонисты от неслись к Делу с любовью и вдохновением. Слушатели по лучили возможность познако миться с разными ипостасями художника — с оперным ма стером («Песня Марфы» из партнерами вы ступили пианисты Элеонора Гераськина и Валерий Маркин. И все же основную идею творчества Мусоргского, ко- торую сам композитор пронзи тельно верно сформулировал в словах: «Жизнь, где бы она ни сказалась, правда, как бы ни б 1 лла солона; смелая искрен няя речь к людям, — вот моя вот чего я хочу и , вот в чем боялся бы промах нуться», — раскрыли музьЕкая- ты-яародшиш. С меланхоли ческой задумчивостью прозву чал «Старый замсао), с игривой веселостью прсмельквул «Ба лет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки» в иснолнении лауреата междуна родного конкура баяниста Виктора Карпия. Слева Муеорг- ского, сказанные об оджж из фупдаментальных его сочине ний «Ночь на Лысой- горе»: «Мои музьпсальные убеждения... — вериое воспроизведение на родной фантазии, в чем бы она не проявилась...» — полностью ацрачдали трио баянистов в составе лауреатов международ ного, Всесоюзного и ..Все российского конкурсов Вячесла ва Мельнша, Виктора Карпия, Анатолия Науменко. Настоящим шофеоэом юбилей ных концертов стало исполне ние анса]^лем русских народ. ных инструментов (музыкаль ный руководитель Евгений Ани скин) завершающей пьесы ци кла «Картинки с вш^авки» Му соргского под названием «Бо гатырские ворота». В творче стве композитора это, сравни тельно небольшое по объему произведение — песнь славы * честь России, великой странь с тысячелетней историей куль туры. Удачно выполнена Алек сандром Ролдугиным инструмен товка этой ш«сы: пёснь Вы с ее колокольньти звонамв стала ' в концерте гимном честь самого композитора, ниалыюго сына земли В. РАЖЕВА, музьаивед, член Союза композиторо» СССР. НА СЮШКАХ: эскиз деж» радон к опере М. П. Мусорг ского «Бщшс Годунов»; М. П Мусоргский. Фото В. СОБЮШНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz