Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
л ЕНИН сКОЕ 3 Н АМЯ 17 марта 1989 г., № 64 <18361) ПЕРЕСТРОЙКА АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ - РЕВОЛЮЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПАРТИИ - ^Продолжение. [;11лчаяо на 1 -й стф.). .'неясно изложено,-по каким ■принцииам будут создавать- . ся, и использоваться союз- , , яые централизованные фон- „ .д а . Мы просим одного: что- . в результате всех этих . „изменений не ухудшилось ^ р^{ономическое положение ^К 9 Лxозов и совхозов респуб лики, чтобы упомянутые рас четы как минимум базиро- ’в&лись на фактически сло жившихся выплатах. »В за- ■'йлючение оратор обратил внимание на совершенство вание системы закупочных ....цен на сельскохозяйствен ную продукцию и улучше- „йце материально-техничес- . кр.го снабжения сельского зо^яйства. республики. - Слово предоставляется первому секретарю^ Москов- “ ского обкома КПСС В. К. Месяцу. К работе настояще- ”'гб' Пленума, отметил он, Приковано внимание всей партии, всего советского на рода. С его итогами трудя- ■■тциеся связывают надежды 'на вывод продовольственного ■• хозяйства страны из кризис- ... кого состояния. '^^''"Сейчас необходимо при- ““дать динамизм работе кол- - хозов и совхозов, соединить- , выгоды крупного механизи рованного хозяйства с пре имуществами новых форм ' ' ■производственных отноше- —^.вй . Ч тобы ; -не - повторять " ошибок прошлого, следует ■- исходить из необходимости применения многообразных - форм хозяйствования на земле. Нельзя указывать, где и какой вид хозяйства создавать, устанавливать еди- -ь. нообразие сверху. -сол, 2 условиях Московской ' “Области, перестраивая си- : - ; 0 Тему управления на обла- 'Г.стном и районном уров- ;; н;ях, взят курс на широкое формирование агрокомбина- ,_ ,^ в , государственных коопе- -"'ративных объединений, агро- торговых фирм, агроконсор- "''циумов, ассоциаций. В кол- " ' хозах и совхозах на добро- ■' йольной основе создаются кооперативы, арендные кол- о лективы . семейные фермы. г.~И хотя сделаны лишь пер-, с.-вые шаги, именно с разви- :;:г.тием новых экономических ГСотношений связываются по- ■^-'ложительные перемены. 3 ”" Безусловно, многое в не- йривычных для нас формах ° " “Хозяйствования требует '‘йроверки жизнвю. . Нельзя " “ ‘закрывать глаза и на то, что новое приживается труд- „ , 40 , а порой и встречает яв- „,_,ное противодействие как со ’ ; "стороны руководителей и специалистов, так и рядо- --"вьхх работников. Чтобы воз- '—родить утерянные ду;говные ;'^сачества, переориентировать .„--сознание людей, потоебует- ся время, активная, кропот ливая и последовательная организаторская, организа- — ционно-партийная, идеологи- ■■ ческая, воспитательная рабо- ■- та, массовый экономический •■—и профессиональный всео- Оратор выразил мнение, что только через обновле ние форм реализации сов хозной и колхозной собствен" • -Н 0 СТИ, через аренду, хоз- ■-расчет, самоуправление, '^кооперативы, индивидуаль- '•ные семейные фермы, через '■--хорошо налаженную систе- ■‘-"М 5 Г хранения, -переработки и ■■реализацию продукции мож- ■■' но создать условия, которые. выведут нашу страну из зам кнутого круга недостатка "тгродовольствия. ___ „ затронул т'йкже вопросы социальных 'и" культурно-бытовых нужд села, жилищного строитель-. ■’ства, высказал ряд крити- - чееких замечаний в адрес министерств и ведомств, "предложил установить поря- ' ^док, при котором цены на промышленную продукцию " для сельского хозяйства оп ределялись бы строго на пять лет, а при их пере- ' ‘б'мотре село в обязательном ' -порядке получало бы ком пенсацию. Директор института эко номики Академии наук Ук раинской ССР ' академик И. И. Лукинов обратил вни мание присутствующих на два вопроса. ; -^Первый вопрос касается ■Фёновой политики. Внеэко- . крестьян производить и сда- .. вать государству свою про- ... дукцию по символическим . .сдаточным ценам привело , .наше сельское хозяйство к . тяжелым экономическим по- .. следствиям. Впоследствии заку^почные цены были по- вц!.щены, но доходы от их , повышения съедаются , рас- -'тущими расходами ввиду опережающего роста цен на —-промьппленную продукцию и . т^арифов. Ценовой паритет -•'■шежду промышленностью и .-^сельским хозяйством про- должает попираться. След ствием этих ненормальных , эаддаомических отношений ,д§ляется социальная и ду- ..хрвная неустроенность сель ского населения. Средний уровень рента- . бельности сельского хозяйст в а , в стране составляет 6 ,5 процента (отношение прибы ли к фондам). Это пример- ” но вдвое ниже доходности ■у м ыш л енн о с ти . К тому же нельзя закрывать глаза на усиливающийся разрыв между уровнем государст венных, кооперативных, ры ночных и спекулятивных цен. В некоторых городах с плохим снабжением разрыв в ценах на продовольствие достигает чуть ли не десяти кратной величины. Спеку лянты и мошенники, скупая в госторговле товары по за ниженным ценам, создают искусственные дефициты. Нужно реалистично смотреть на сложившуюся ситуацию. Необходимо, ска зал выступавший, перейти* от административно-волевых методов закупок сельхозпро дуктов к прямой экономиче ской заинтересованности хо- ■зяйств, максимальной про даже сырья и продуктов высшего качества непосред ственно загдтсцвителям. З а купочные ценй должны пол ностью возмещать реальную стоимость произведенной продукции. Необходимо также ввес ти строжайший ценовой па ритет в обмене промышлен ных и сельскохозяйственных товаров и услуг. Оратор предложил также установить .цены на зерно и Другие импортируемые продукты на уровне миро вых цен. ' ■ Производство продоволь ствия, сказал в заключение выступавший, дает самую быструю оборачиваемость и отдачу. Оно должно занять в экономической структуре нашего народного хозяйства подобающее ему приоритет ное место. ■ На трибуне — председат тель Совета Министров Ка захской ССР Н. А. Назарба ев. От имени коммунистов, всех трудящихся республи ки он полностью поддержал положения доклада М. С. Горбачева. Мы хорошо ,знйем, сказал оратор, что освоение целин ных земель позволило Казах стану стать одним из круп ных сельскохозяйственных регионов страны. Но здесь возникает ключевой вопрос: все ли делалось и делается для интенсивного, рациональ ного использования земель ного богатства Казахстана? Жизнь убеждает — далеко Сложившийся десятилети- не только горькую иронию, но и досаду, и возмущение. И сейчас по инерции в ап парате Госагропрома страны продолжают диктовать, что ,и как сеять, сколько, да и какой продукции произвес ти. Принятое в прошлом го ду решение властно распи сало все объемы на 1989— 1990 годы. Как, скажите, можно выполнять такое ре шение в условиях самофи нансирования и Закона о предприятии? Оратор рассказал о мерах, принимаемых в республике для оздоровления экономи ки с ел а , , решения социаль ных й культурно-бытовых проблем. За три, года теку щей пятилетки удалось уст ранить ряд диспропорций в агрокомплексе, увеличить производство кормов почти на треть, утроить строитель ство хранилищ под карто фель, плоды и Овощи. В жи вотноводстве крепнет интег рация общественного сек'^о- ра с личным подворьем. При этом приоритет в увеличе нии поголовья скота и птицы отдается сельским дворам. Этот резерв дал возмож ность увеличить заготовки мяса и молока у населения в Полтора раза. Население уже почувствовало реальное улуч шение снабжения многими продуктами, кооперативным мясбм, колбасными изделия- Главным фактором прео доления отчуждения сельча нина от земли и фермы ста новятся подрядные, коопера тивные. арендные элементы организации труда. Однако нужен не только закон об аренде, но и научная разра ботка его реализации. При этом надо дать право райис полкомам изымать земли,, нерационально используемые колхозами и госпредприя тиями, для передачи их арен даторам, кооперативным; личным крестьянским хозяй ствам. республика, отметил вы ступавший, испытывает нуж ду в малой фермерской меха низации, в запасных частях. Арендатору экономически выгоднее восстановить имею щуюся технику, а не приоб ретать новую. Надо пере вести на оптовую торговлю в первую очередь снабжение села запчастями. Требуются новые, революционные под ходы и к планированию. Оратор поставил вопросы о добровольной основе госза каза, о создании специаль ного резервного фонда для повышения закупочных цен в засушливые годы, о ре форме ценообразования в целом, затронул проблемы экологии и социально-куль турного обновления села. Три года в области идет поиск, проверка и практиче ская реализация методов и форм улучшения деятельнос- ■ти агропромышленного комп лекса, заявил первый сек ретарь Тульского обкома партии Ю. И. Литвшщев. Реализуются комплексные программы развития матери ально-производственной ос новы сельской экономики, социального переустройства села. Но реальные рычаги воздействия на решение этих острейших проблем, к сожа лению, до сих пор не сфор мированы." Все соглашаются, что село надо отстраивать, и делать это комплексно. Формирова ние же планов подрядно го сельского строительства продолжается по остаточно му принципу, В ^области ос-, новной застройгцйк — Мин- севзапстрой .-.СССР.. Объем сельского строительства, за планированный этой органи зацией на пятилетку в соот ветствии с постановлением по Нечерноземью, за пос ледние два года уменьшен. Возникает озабоченность, что и новые плановые рубежи могут оказаться недосягае мыми. Сейчас многие говорят о возврате долгов деревне. Это расплывчатый, тезис. Он тре бует конкретизации. Считаю, в первую очередь надо от дать селу необходимую до лю строительного подряда, а вместе с ним придут и га рантированные ресурсы. В Наших политических доку ментах ^ предлагаю сделать принципиальную запись о приоритете сельского строи тельства при планировании госзаказов на подряд, что бы ни один участник форми рования инвестиционных процессов не смел нарупгать этот принцип. Далее оратор говорил о необходимости расширения хозяйственной, самостоятель ности работников отрасли. Большие возможности в свя зи с этим открывают арен да й кооперирование. Это хо- ,рошо видно на примере сов хоза «Зыбино». Полностью по методу этого совхоза в про шлом году .работало 12 ?; а ныне действуют уже 90 хо зяйств. Сейчас нередки голоса о том, что коллективные хо зяйства себя, мол, не оправ дали, более того — явля ются причиной бедственного положения на селе. Конечно, там, где есть условия, должны развивать-' ся самостоятельно крестьян ские хозяйства. Но наш не большой опыт убеждает, что колхозы и совхозы, работаю щие, на основе арендных от ношений, подлинного хоз расчета, . — это наиболее верный путь. И мы полно стью поддерживаем этот прин ципиальный вывод доклада. Только надо, чтобы ученые- экопомисты быстрее проана лизировали этот первый опыт и выработали необходимые экономические и правовые ос новы нашей советской арен ды, определяли формы реа лизации социалистической собственности. Не просто критиковали и отвергали искания практики, а науНнр обосновывали ее. М. С. Горбачев. Во время встречи в ЦК с рабочими один бригадир так сказал: «Пусть ученые помогут нам запустить аренду». Вот это нужно сделать лозунгом на будущее, когда мы начнем выполнять решения Плену ма. Пусть, учёные помогут запустить аренду, и не толь ко аренду, но все новые ме ханизмы, перестройку про изводственных отношений. Вот где нужна помощь нау ки. Рабочий это понял. Мно гие наши товарищи , слиш ком увлеклись критикой. А надо работать — время ухо- Ю. И. Литвинцев- Правиль но, Михаил Сергеевич! Парал лельно с совершенствовани ем организации управления производством на уровне хо зяйств в области осуществ ляется отработка руководст- ца агрокомплексом на уров не района. Здесь пошли по пути создания кооператив ных агропро.мышленных объ единений на-""добровольной основе, а тащн^.’.формирова ния межхозяйствённых про изводственных кооперативов по переработке продукции и обслуживанию хозяйств. Это, в свою очередь, повлек ло реорганизацию управле ния и на областном уровне. Месяц назад на учредитель ном собрании . уполномочен ных представителей была со здана вместо агропромко- митета областная ассоциация изводителей «Агропромсоюз». Таким образом завершено разделение государственных и хозяйственных функций в управлении агрокомплексом, осуществлена его полная Де мократизация. Эти новщест- ва встречают прямое сопро тивление, особенно в Верх них эшелонах. Сегодня но вые формы находятся в противоречии с огромным пластом нормативных и под законных актов, которые «торпедир|уют» зарождающи- мические отношения. В заключение выступав ший отметил, что нововведе ния позволили сельским тру женикам области за три го да пятилетки добиться зна чительного повышения про изводительности труда и рен табельности производства. Совершенно очевидно, от метил председатель Госагро прома СССР В. С. Мурахов- ский, что аграрная политика партии далеко не всегда от вечала долговременным це лям социализма и порой шла прямо вразрез с интересами крестьянства. В документах, внесенных на - обсуждение Пленума, четко поставлены задачи по обновлению эко номических отношений в де ревне, эффективному исполь зованию созданного там про изводственного потенциала, изменению структуры инвес тиций. Эти и другие меры позволят до конца XIII пя тилетки увеличить прс^извод- ство зерна и довести средне душевое потребление в стра не мяса до 80 кг, молока — до 400 кг. В целом произ водство продовольственных товаров предстоит увеличить в полтора раза. Задачи эти напряженные, подчеркнул выступавший, для их решения нужны не ординарные меры. Принци пиально важным .мы счита ем новые подходы к реали зации форм собственности, правомерность развития мно-- гоукладного социалистиче ского сельского хозяйства. В Тб же время, сказал оратор, основным звеном в агропромышленном произ водстве были и остаются кол хозы и совхозы. К сожале нию, немало путаницы в по нимание этого вопроса внес ли и печать, и экономисты, в том числе' й экономисты- академики ВАСХНИЛ. Ду мается, что арендные отно шения, кооперативные фор мы организации производст ва, самоуправления вот путь развития нынешних хо зяйств в кооперативы аренд ных коллективов. Признание права на арен ду земли открывает широ кие возможности для разви тия на селе самостоятельных крестьянских хозяйств. Сле дует смело пойти на то, что бы для них и для личных подсобных хозяйств снять все ограничения, создать равные экономические условия с об щественным сектором. Выступавший остановился на вопросах дальнейшего со вершенствования товарно-де- . нежных отношений, укрепле ния финансово-кредитной си стемы, сбалансированности денежного обращения. В де ятельности хозяйств, сказал он, основным регулятором все больше должны высту пать интересы производите ля, договорные отношения и рьшок. Значит ли это, что <мы развязываем стихию? Нет. Государство может эф фективно влиять на эти про цессы через гибкую систему налогов, инвестиционную, кредитную политику и д ру - ' гие рычаги. Касаясь вопросов планиро-# вайия и ценообразования, В. С. Мураховский под черкнул принципиальную важность положения, закреп-" ляющего за хозяйствами пра во самим определять струк туру производства. В то же вре 1 яя надо позволить' колхо зам и совхозам добровольно принимать на себя государ ственный заказ, стимулируя выполнение такого за каза материально-техничёу сквди ресурсами. Полемизи-;: руя с другими выступавши'^* ми, оратор высказал*-' ся за то, чтобы в три** надцатой пятилетке еще со-.:, хранить государственный за- ' каз на зерно, мясо, молоко и некоторую другую про дукцию. Ведь у нас. по про довольственному зерну за каз формируется только на Минимум того, что требует ся государству. М. - С, Горбачев. Давайте, товарищи, задумаемся . над тем, что когда мы произно сим слова «интересы госу дарства», то нередко это по нимается как нечто бюро кратическое, Это' непра вильно. Что такое, скаже^и, хлопок? Это потребности всей текстильной промыш ленности страны. Это удов летворение потребностей миллионов людей. Вот что такое интересы государства. В. С. Мураховский. Поэто му выполнение государст венного заказа — обяза тельно. Свобода хозяйство вания должна сочетаться с величайшей ответственно стью за выполнение госзака за, с дисциплиной. Выступавший остановился на вопросах основания но вых экономических отноше ний, социального развития села, на мерах по совершенст вованию управления в АПК. Министр здравоохранения СССР Е. И. ^ з о в напом нил, что было время, когда за здоровьем из города 'е з дили в деревню. Сегодня картина обратная. Мы гово рим о том, что у нас не хва тает трудовых ресурсов в аг- ропромьппленном комплек се, а ежедневно здесь не вы ходят на работу из-за болез ни 750 тысяч трудящихся. Министр остановился на состоянии материально-тех нической базы здравоохране ния на селе, текучести меди цинских кадров, низком . са нитарно-гигиеническом уров не села. , Мы принимаем решения о газификации, теплофикации села — это следует только приветствовать. Но давайте дадим сельскому жителю прежде всего доброкачест венную питьевую воду. Ведь сегодня центральным хоро* шим водоснабжением обес - печено лишь 36 процентов сельского населения. Пер вые шаги, которые предпри* шшают Сейчас республики по улучшению водоснабже ния, привели за последний год к снижению заболевае мости брюшным тифом на 10 процентов и вирусным гепатитом — на 17 процен- Чтобы; решать большинст во из этих вопросов, не нуж ны десятки миллиардов, как, наверное, не нужно специ альное постановление Цент рального Комитета партии. Нужно простое внимание к этим вопросам со стороны партийных, советских орга нов, руководителей агро- промьппленного комплекса. Конечно, социальные проб лемы села — это не только их. санитарно-гигиеническое состояние, сказал выступа вший.' Это и дошкольные учреждения, которых на селе не хватает, это и шко лы, где много своих проб лем. Самое главное, что особенно беспокоит сельских жителей, — это недостатки в медицинской помощи, от ставание ее уровня от уров ня, существующего в горо дах. Нам нужно срочно стро ить новые больницы в рай онных центрах, врачебные амбулатории в селах с воз можным привлечением всех средств, в том числе колхо зов и совхозов. Нам нужны разработка и серийное про изводство передвижных ам булаторий; стоматологичес ких кабинетов и т. д. Нам нужны в достаточном коли честве Санитарные авто мобили высокой проходимо сти, нам Нужны новые хо зяйственные и финансовые взаимоотношения колхозов и .совхозов с учреждениями здравоохранения. Нам ну жен, наконец, комплекс мер по закреплёнию медицинских кадров на селе. Многие председатели кол хозов говорят: «Помогите нам развязать руки в наших взаимоотношениях с меди цинскими учреждениями. Почему ветврачу, который ле чит скот в колхозе, можно в виде премии, за хорошую ра боту выдаватц до 9 зарплат, а врача, который хорошо лечит колхозников нашего колхоза, не имеем права премировать? Почему мы не можем продавать мясо молочные продукты меди цинским детским учрежде ниям по себестоимости и включать эти продажи в выполнение плана государ ственных закупок? Ведь эти учреждения от государ ства все равно получают те же продукты». А 'р е д ь речь идет о самом главном — о людях. - В докладе М .С. Горбаче ва, отметил первый секре тарь Читинского обкома пар тии Н. И. Мальков, в пол ной мере отражены драма- тическ.аадртория,,| 1 ашей де- р е ъш 'Ъ Трешения -йродоволь- " сгвенцо^ 'Рр^лемы , выдвину ты . ’пр^длржёния по вопро сам агрфной политики пар тии в современных услови ях , ' которые, бесспорно, най дут поддержку..у трудящих* ся села, всего народа. Вместе с этим считаю, что проекты постановлений, внесенные на рассмотрение, пока не вполне отвечают вы водам и положениям докла- Первое. Вопрос о земле. Целесообразно было бы про вести в стране полную ин вентаризацию земель, .как находящихся во владении колхозов и совхозов, так и госфондовских. Второе. Вопрос о приори тетности социально-эконо мического! развития агро промышленного комплекса. Необходимо существенно увеличивать затраты как на производственное, так и на непроизводственное строи тельство. В Забайкалье эти вопросы предельно обостре- Третье. О долгах колхо зов й совхозов. Считаю, что задолженность по ссудам необходимо с колхозов и совхозов списать. Это будет справедливо. Часть долга селу таким образом будет возмещена. Четвертое. О развитии арендных отношений. Цели ком поддерживая выводы и оценки, изложенные в док ладе, хотелось бы под черкнуть еще раз, что арен дные отношения недопустимо насаждать силой. По психо логическому восприятию людьми, состоянию матери ально-технического обеспе чения арендаторов село к аренде во многом еще н е ' готово. Стремление не от стать приводит к формаль ному созданию арендных коллективов, дискредитации самой идеи аренды. Несколько слов о ситуа ции в агропромьппленном комплексе нашей области. В последние годы удалось в некоторой -мере усилить ра боту партийных организа ций, кадров по преодолению крайней запущенности раз вития читинского села. Сред негодовое производство сель скохозяйственной продук ции за этот период к уров ню одиннадцатой пятилетки увеличилось. Однако корен ного перелома в продоволь ственном обеспечении не произошло. Считаем необходимым ос тановиться на таком дли тельное время нерешаемом вопросе, как тонкорунное овцеводство. В животновод стве области оно занимает почти 70 процентов. Чтобы его развивать, область необ ходимо освободить от поста вок мяса в союзно-республи канский фонд или хотя бы заметно их уменьшить. Далее оратор говорил об обеспечении эквивалентности обмена между аграрным сек тором и промышленностью. Если вопрос о повышении закупочных цен на сельхоз продукцию решался откры то, гласно, то решения о значительном повышении цен на технику, промьпплен- ные и -строительные мате риалы, услуги и т. д. при нимались чаще всего молч ком. А эти решения напрочь перечеркивали благие на мерения помочь селу. Меха низм контроля за ■ эквива лентностью экономических взаимоотношений, которые предстоит выработать соглас но поручениям нашего Пле нума, должен строго и на дежно регулировать любые нарушения этого равнове- Считаю, что запущенные в социально-экономическом развитии районы, такие, как Нечерноземье, Забайкалье и некоторые другие, должны получить приоритетность. Было бы целесообразно так же переориентировать до 60 процентов производствен ных мощностей Минводст- шей области необходимо создать трест этого мини стерства. Считаю также, что Минэнерго необходимо ус корить, наконец, электрифи кацию забайкальского села. Действия этого министерст ва вызывают по меньшей мере недоумение. ■ Планы электрификации не подкреп ляются ресурсами и не : вы- Затем предоставляется слово первому секретарю ЦК Компартии Узбекистана Р . Н. Нишонову. Одобр:?я идеи, заложенные в общАх прин ципах церестройки руковод ства экономикой и социаль ной сферой союзных респуб лик, отметил оратор, мы по нимаем, что каждый регион, каждая республика призва ны прежде всего мобилизо вать свои резервы и свои возможности. Здесь очень важно четко определить и экономические приоритеты, означает ли хозяйственная самостоятельность, что каж дый регион и республика за мыкаются в своих админист ративных и территориальных «квартирах», да еще и запи рают их на ключ. Думаю, что даже попыток подобного ро да допускать нельзя, они .имели бы самые губитель- 'ные последствия. ' Уверен, что истинный смысл и цель намеченных преобразований заключается в том, чтобы с максималь ной эффективностью и от дачей использовать природ ные экономические возмож ности каждой республики ■как для наиболее полного удовлетворения потребнос тей собственного населения, так и для умножения вкла да в единый народнохозяй ственный комплекс страны. Как подчеркивается в про ектах представленных доку ментов, Узбекистан сохраня ет специализацию на произ водстве хлопка. Но хотелось бы заметить, что специали зация на хлопководстве не имеет ничего-общего с хлоп ковой монокультурой. / Целесообразно было бы также стабилизировать на ряд лет закупки хлопка-сыр ца. ■И мы будем улучшать структуру посевов. Хорошим экономическим стимулято ром здесь могли бы послу жить отчисления в бюджет республики -части налога с оборота на выработанную в других регионах конечную продукцию из произведенно го у нас сырья. Нужйо про работать и другие варианты хозрасчетных отношений и закупочных цен по хлопку, шерсти, шелковичным коко нам, кенафу, с тем чтобы как можно больше вызывать заинтересованность в повы шении эффективности их про изводства. Наряду с этим на до ускоренно развивёть пе реработку хлопка и в местах его производства, где име ются большие трудовые ре сурсы. Нужно срочное улуч шение мелиоративного состо яния земель. Вывод агропромышленно го комплекса из прорыва, подчеркнул в > заключение оратор, зависит прежде все го от нашей грамотной, ини циативной, организаторской и политической работы. Пар-, тийные, советские, хозяйст венные органы республики понимают, что недостаточная отдача поливного гектара — это результат пока слабой готовности наших кадров ра ботать по-новому, медленно го, внедрения интенсивных тех нологий, отставания селекции и семеноводства, плохого внимания к распространению передового опыта. Кандидат в члены Полит бюро ЦК КПСС, Председа тель Совета Министров РСФСР А. В. Власов дал оценку состояния дел в агро промышленном комплексе Российской Федерации. По ложение с продовольствием в республике остается слож ным. За последние 8 лет на развитие сельского хозяйст ва направлено более 200 миллиардов рублей капи тальных вложений. В резуль тате производственные фон ды возросли на 62, а вало вая продукция — лишь на 19 процентов. В республике идет настой чивый поиск повышения эф фективности сельскохозяй ственного производства, ме няется структура управления сельскохозяйственным про изводством, внедряются хо зяйственный расчет, коопе ративные и арендные отно шения. Происходит это непросто. Имеются элементы не толь- - ко недооценки, но и сопро тивления новому. Нередко ■ арендаторам выделяются ма лопродуктивные земли, ста рая техника, устанавливают ся непомерно высокие пла тежи за различные виды Оратор горячо поддержал предложение об ускоренном развитии индивидуальных хозяйств. За счет крестьян ского подворья в республи ке производится четвертая часть мяса, молока и ово щей, половина плодов и ягод, около 60 процентов картофеля. Но из 14 мил лионов личных подсобных хозяйств сегодня более по ловины не имеют крупного рогатого скота и коров, поч ти две трети не содержат свиней и овец, и прежде всего из-за того, что для этого не создано необходи мых условий. Требуются крупные меры по созданию . специальной индустрии по производству средств малой механизации, мотоблоков и другой техники. Особого внимания заслу живают социальные проб лемы села. З а последние 8 ле'г из российской деревни в'ыбыло 4,5 миллиона чело век, ежегодно около 3 ты сяч сельских населенных пунктов стирается с карты России. Это тревожный сим птом. Совет Министров рес публики несет ответствен-, ность за то, что в прошлом году были не выполнены ; планы по вводу больниц, до школьных учреждений, клу бов и домов культуры, не преодолены ведомственные - барьеры в решении социаль ных задач. Выступавший высказался за переход на новые прин ципы планирования, даль нейшую демократизацию производственных^ отноше ний в аграрном секторе эко номики. В связи с этим он подчеркнул: нельзя допу стить, чтобы госзаказ прев ратился в завуалированную форму нажимных методов. Нужно дополнительно про работать эти вопросы с. уча-, стием республик, краев й областей. Может быть, оп ределять госзаказ в разме ре 70—^80 процентов , от среднегодового уровня за готовок, сложившегося за последние пять лет, а для дополнительного привлече ния зерна в госресурсы вы работать меры по его сти мулированию. Мы понймаем свою ответ ственность за вклад Россий ской Федерации в,.решение Продовольственной про граммы. , Первый секретарь С'гавро- польского крайкома партии И. с. Болдырев отметил, что лучшие результаты до стигаются в тех хозяйствах, где удачно сочетаются коо перативная, арендная и дру гие формы отношений в рамках колхоза или совхо за, Представляется целесо- ббразным такой подход: по иск й становление новых форм должны идти снизу, а задача центра — всячески поддерживать перспектив ные начинания. (На реализации Продоволь ственной программы особен но ощутимо сказывается по спешность, непродуман- .ность принимаемьк реше ний. Происходит это пото му, что управленческий ап парат не несет ответствен ности за принимаемые ре шения, а с другой стороны, не создано ■достаточно на дежного механизма защиты долговременных интересов крестьянства. Работая в условиях хоз расчета и самофинансирова ния, колхозы и совхозы осо бенно остро . ощущают на себе отсутствие такого ме ханизма по защите от нена дежных поставщиков. В сельском хозяйстве, где судь ба продукции решается-,в%е- сколько часов, срывы подачи электроэнергии, газа, воды, горючего приводят к боль шим недоборам продукции, ощутимо сказываются на экономике. Настало время распространить на отноше ния сельскохозяйственных предприятий с партнерами общее правило гражданского законодательства, в котором предусматривается . взыска ние убытков в .полном раз мере, включ ая . не только ущерб, но и недополучен ный ими доход. Далее оратор сказал о , том, что процесс оздоровле ния сельской экономики подрывается стремительным ростом цен на промыщлен- ную продукцию. Из-за не дальновидной политики не которых государственных органов мы вынуждены еже годно скармливать скоту до миллиона тонн высококаче ственной пшеницы. Спраши вается, неужели стране не нужно такое зерно? А если нужно, то почему не разра ботать такой механизм, ко торый на выгодных для хо зяйств условиях стимулиро вал бы продажу этого высо кокачественного зерна? Оп ределенную перспективу здесь открывает практика продажи техники и матери алов под сверхплановые за купки. , Укрепление - ' финансового состояния колхозов и совхо зов дало им возможность направлять на социальные цели средства, зарабатывае мые в условиях самофинан- ■ сирования. Есть и еще один солидный источник • финан сирования — это личные сбережения сельских жите лей. Труженики сел охотно вкладывают свои деньги в строительство жилья, ' на прокладку газо- и водопро вода, строительство дорог. Надо найти дополнительные материальные ресурсы для ускоренного ' социального, развития села. В связи , этим назрела острая необ ходимость провести деталь ную ревизию снабженческих связей страны и учесть это в правовом плане при р а з - , работке закона о самоуправ- ' лении и местном хозяйстве. Ставропольцы, сказал вы^ ступавший, разделяют тре вогу общественности страны по поводу того, что боль шие средства, вкладываемые . в мелиорацию, не , , дают - должной отдачи. Однако в нашем крае орошаемые зем ли, занимая 6 ■ процентов сельхозугодий, данГт почти четверть валовой продукции . растениеводства. Это дает- нам право ставить вопросы дальнейшего развития ме лиорации. Но в последнее время в обществе нарастает ниги лизм по отношению к ме лиорации, к различным ви дам'''энергетики, химическим производствам. Нет сомне ния, что надо думать об экологий, и оче 1 к. основа тельно. Но ведь мы не мо жем и не должны упускать перспектив нашего развития. И здесь нужны ' объективные и глубокие рекомендации ученых. На трибуне — первый . секретарь ЦК Компартии 'Таджикистана К. Махкамоз. Полозкения и выводы док лада М. С. Горбачева,. ска зал он, требуют принятия безртлагательных и необхо димых мер. Подготовленные проекты документов охва тывают решение крупных вопросов агропромышлен ного комплекса страны, и мы их поддерживаем. Оратор остановился на некоторых вонросах, имею щих принципиальное значе- ^ 1 ие для Таджикистана. На душу населения республики, отметил он, приходится толь ко 0,11 гектара орошаемой земли. А ввод новых ороша емых земель практически не ведется Министерством ме- ■лиорации и водного хозяйст ва СССР со ссылкой на проблему Арала. Да, Арал надо спасти, но надо сделать все. чтобы удовлетворить нужды в продовольственных продуктах 5-миллиояного населения республики. Долгие-годы Министерство мелиорации и водного хозяй ства СССР и его проектные и научные организации ведут работы по созданию водосбе регающей технологии, изго- . товлению специальной тех-- ники и оборудования. Но.- спрашивается, где эта т е ^ ника? Почему ее никто не выпускает в нужном коли честве? Мы научились развивать сады, и виноградники на обе спеченной влагой богарной земле, но овощи, картофель, кормовые культуры в наших условиях растут в основном на ррошаемых землях. Понимая всю сложность положения, подчеркнул ор!а- тор, в' республике' в прош лом году . сокращены нормы водопотребления на единицу продукции и введена оплата за воду, выбранную сверх расчетных норм. И эффект, надо сказать, бьш положи тельным. С этого года это положение вводится повсе местно по всей республике. Кроме того, -дая решения проблемы продовольствия не обходимы некоторые струк турные изменения в произ- (Продолженне на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz