Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Ш марта 1989 г.. М 63 <18360) ЛЕНИНСКаЕ ЗНАМЯ ОБ аграрной политике КПСС В СОВРЕЕМНЫХ УСЛОВИЯХ Щродолжевне. Начало на 1-й, 2-й стр.)> совершенств вований нуждаются заку почные цены- Уровень их на некоторые виды высоко качественной продукции на столько низок, что не стиг мулирует развитие и раци ональное размещение спе циализированного высокото варного производства. В розданных вам доку м е н т ^ . предусматривается введение с 1 января 1990 года новых закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. В эти цены име ется в виду включить дей ствующие ныне надбавки, резко сократить число цено вых зон, максимально сти мулировать производство про дукции в регионах с наиболее благоприятными условиями. ' Предусматривается также сделать ценообразование бо лее гибким. Чтобы оно пе рестало быть уделом толь ко ведомств, следует со- , кращать круг цен, устанав ливаемых централизованно. И, наоборот, дать больший простор для применения до говорных цен, особенно на ранние, сезонные, скоропор тящиеся продукты — карто фель, овощи и фрукты, как это сделано в,последнее вре мя в большинстве социали стических стран. Такой подход, как пока зывает опыт, будет стиму лировать увеличение произ водства и улучшение качест ва продукции. Конечно, на первом этапе это может привести к некоторому по вышению розничных цен на эти продукты. Чтобы сдер жать их рост, местным Со ветам дается право уста навливать предельные роз ничные цены на картофель, овощи, фрукты. Что касается розничных цен на такие основные про дукты питания, как хлеб, мука, крупы, мясо, рыба, яйца, молоко, сахар, живот ное и растительное масло, продукты детского пита- '.,„ ния, то в ближайшие два— три года государственные розничные цены на них бу дут сохранены на нынешнем уровне. / Все секторы нашей эко номики перешли на новый механизм, на принципы са моокупаемости, самофинан сирования и самоуправле ния. Это нередко сопровож дается проявлениями груп пового эгоизма, стремлени- /ем к завышению цен. Для поддержания эквивалентно го обмена между аграрным сектором и другими сфера ми народного хозяйства очень цажно не допускать- перекоса в ценах на про дукцию, поставляемую про мышленностью. С этой целью нужно выработать ценовой паритет и создать механизм его поддержания. На правительственном уров не, а может быть, и на уров не высшего органа власти следует установить за этим надлежащий контроль. Конечно,. определенные изменения в ценах могут происходить с учетом по явления новых видов про мышленной и сельскохозяй ственной продукции и ре ального повышения ее ка чества, но это всегда долж но балансироваться и вза- имоучитываться. Предмет особого разгово ра и рассмотрения — проб лемы низкорентабельных к убыточных колхозов и сов хозов, перерабатывающих предприятий, повьппение их ответственности перед стра- йой. Это —большой воп рос, затрагивающий: судьбы многих людей и значитель ную часть нашего аграрного сектора. Все согласны с тем, что нужен конкретный подход к каждому такому хозяйству. Видимо, для большинства подойдет опыт, который на- . копили орловские товарищи. Они энергично взялись за решение социально-экономи ческих проблем деревни, за повьнпение ^)фективности хозяйствования и на этой основе создали необходимые условия для обеспечения слабых хозяйств кадрами. Многие из вас сами виделщ что ситуация в сельском хо зяйстве Орловской области меняется к лучшему, при чем довольно быстро. Так что опыт этот надо брать на вооружение. Нам придется специально ^ рассмотреть и судьбу хо зяйств, расположенных в горных, северных и других крайне неблагоприятных природных условиях. Здесь, по крайней мере на - первом этапе, без серьезной помо щи гбЬударства не обойтись. Среди отстающих хо зяйств есть и такие, кото рые потеряли перспективы самостоятельного развития. И тут. видимо, придется пойти на радикальные ме ры. В отдельных случаях целесообразно земли этих хозяйств передать крепким колхозам, совхозам, др^тим предприятиям. ко.тлектив- ным и семейным арендато рам. испо.льзовать реально существующие возможности для развития подсобных про мыслов. Думаю, что занять ся этим надо безотлагатель но, с тем чтобы уже в бли жайшие год—два решить эти проблемы в интересах об щества я с учетом интере сов тех, кто работает в этих колхозах и совхозах. Очевидным *является и несовершенство финансово кредитного обеспечения аг рарного сектора. Оно не по спевает з а событиями, по- прежнему тяготеет к чрез мерной регламентации, сла бо стимулирует предприим чивость и оправданный риск. Надо в корне Перестро ить деятельность банков, особенно Агропромбанка. Сделать так, чтобы они бы ли реально заинтересованы в развитии производства, высту пали деловыми партнерами. Нужны импульсы разви тию системы кооперативных банков и акционерных об ществ, чтобы активно при влекать для улучшения эко номической деятельности предприятий и хозяйств лич ные сбережения их работ ников. Н е все благополучно и во взаимоотношениях бюд жета и перерабатывающих предприятий. Известно, : что многие отрасли пищевой промышленности, даже та кая, как сахарная, находят ся в тяжелейшем . финадсо- ’ вом положении, не имеют средств для реконструкции и нормального развития со циальной инфраструктуры. Остающиеся у них отчисле ния от прибылей не позво ляют им нормально, разви ваться. Надо внимательно разобраться в такой ситуа- В следующую пятилетку, мы обязаны вой ти . с отла женным механизмом, финан совых взаимоотношений предприятий с госбюдже том. В этой связи следова ло бы ускорить разработку научно обоснованных норма- отчислений в бюджет на Принципиальное значение имеет установление порядка поступления средств в бюд жеты местных Советов. В условиях самофинанси рования важно определить место бюджетных инвести ций. Они применяются во всех странах и чпозволяют поддерживать финансовую стабильность производите лей, особенно в экстремаль ных условиях, помогают им приобретать новую техни ку, осваивать новые техно логии, решать социальные проблемьь Бюджетные сред ства являются также реша ющим источником осуще ствления крупных программ развития науки и производ- И в политическом, и в экономическом плане нел 1 ^- зя обойти вопрос о сложив шейся за многие годы ог- родаой задолженности по ссудам колхозов, совхозов и других предприятий АПК. Было бы несправедливо это долговое бремя полностью ' возложить на сами хозяйст- ■ва. Ибо оно следствие не только недостатков в хо зяйственной деятельности, но и неэквивалентного об- Этот вопрос накануне Пленума тщательно обсуж дался и правительством, и Политбюро ЦК. Реальная ситуация такова, что ны нешнее финансовое поло жение страны, характерн- зующееся большим дефици том государственного бюд жета, ограничивает наши возможности в ликвидации образовавшейся задолжен ности. И все же было при знано целесообразным най ти решение этой проблемы, причем не на основе огуль ного подхода, а с учетом экономического положения каждого хозяйства в отдель- Товарищи! Мы все хорошо понимаем, что перестройка . аграрных отношений предпо лагает радикальное измене ние системы управления аг- ропромьппленным комплек сом, а говоря откровенно, — ликвидацию существующей административной ‘ (ведомст венной и территориальной) системы руководства сель ским’ хозяйством и аграрным сектором экономики в целом. Сейчас с точки зрения уп равления сельскохозяйствен ные предприятия находятся как бы в двойной зависи мости. С одной стороны, они подчиняются своим выше стоящим органам по ведом ственной линии. Но не в меньшей, а-может быть, да же в большей мере они уп равляются местными .пар тийными и советскими орга нами, начиная с районного уровня. Эта система сложилась давно, начиная с коллекти визации. Местные органы жестко контролировали всю деятельность "сельскохозяй ственных предприятий. Факт тически районные власти определяли хозяйствам за дания по объему и структу ре производства, сроки вы полнения работ, вмешива лись во всё внутрихозяйст венные дела. При этом они не несли никакой экономи ческой ответственности за последствия принятых реше- Перёстройка предполагает коренное изменение системы управления аграрным секто ром на всех его уровнях. В целом современная сис тема управления агропро- мьппленньш комплексом должна базироваться на об- принципах нашей эко номической реформы. Речь идет об обеспечении действительного приоритета основных звеньев экономи ки — хозяйств и предприя тий, о решительном перехо де на экономические мето ды руководства, постепен ном внедрении принципов оптовой торговли, овладении рычагами товарно-денежньк отношений. Новая система в полной мере должна отве чать и требованиям нашей политической реформы. Л имею в виду прежде всего переход к полновластию Со ветов на территории, резкое повышение роли _ трудовых коллективов, подлинную де мократизацию управления на всех уровнях. В предложениях, которые подготовлены к Пленуму, речь идет о повсеместном упразднении районных агро промышленных объединений (РАНО). Я имею в виду, что упраздняются РАНО там, где они еще остались. При этом мы исходим из того, .что никто не должен вмешиваться в оперативно хозяйственную деятельность колхозов и совхозов, тем бо лее крестьянских и личных подсобных хозяйств. Имеется также в ввду, «то хозяйства могут на стро- го добровольных началах, на коммерческой основе, на принципах взаимовыгодно- сти создавать соответствую щие хозрасчетные формиро вания для вьшрлнения функ ций ремонтно-технического, строительного и других ви дов обслуживания, транспор тировки и сбыта продукции, строительства совместных предприятий или объектов социального назначения. ' В районе собрания' пред ставителей хозяйств и пред приятий могут на демокра тической основе формиро вать совет для координации делового сотрудничества в решении тех или иных вош росов, представляющих вза имный интерес. Совет и его аппарат не наделяются ад министративно - распоради- тельными функциями. Думается, это имеет прин ципиальнейшее значение, ибо в конечном счете исходный пункт всех наших предло жений — полная самостоя тельность производителей. Трудовой коллектив сам оп ределяет структуру и харак тер производства, решает все практические вопросы и не сет полную ответственность за результаты своей хозяй ственной деятельности. ' По сути дела, процесс становления новых форм уп равления агропромышлен ным комплексм уже идет, причем налицо большое разнообразие в подходах, И это надо только приветство- Почтй в двух тысячах районов вместо администра тивного аппарата РАПО де мократическим . путем, I на основе волеизъявления тру- довьк коллективов сформи рованы выборные органы. Мы должны с вниманием отнестись к опыту работы агрокомбинатов, агрофирм и объединений. Уже сейчас их в стране д е й с т в ;^ более 300 , среди которых 110 ко оперативных агропромыш ленных объединений. Думается, надо исключать всякое ■давление в выборе форм управления. При всем их разнообразии общими для всех должны быть самосто ятельность и самоуправле ние, экономические методы руководства хозяйственной деятельностью, развитость кооперативных начал, нала живание интеграционных свя зей в производстве, перера ботке и реализации продук- Предложения, касающие ся областного, краевого и республиканского звеньев управления, изложенные в документах, также в основ ном соответствуют тем за дачам, которые вытекают из коренной перестройки эконо мических отношений на се- Собственно, и в этом слу чае мы опираемся на опыт, который уже реально суще ствует. Я имею в виду, что на областном уровне также пробивают себе дорогу но вые формы управления агро промышленным комплексом. На смену до сих пор дей ствовавшим органам управ ления АПК, наделенным ди рективными функциями, при ходят хозяйственные обра зования, созданные по ини циативе снизу. Коренным образом меня ются и их функции. Смысл деятельности таких форми рований в том, чтобы ока зывать реальную помощь в решении вопросов, которые выходят за рамки районных формирований и требуют координации на более высо ком уровне. В этой связи вполне есте ственно встает вопрос о том, как на следующем этапе по литической реформы мы должны по-новому строить взаимоотношения Советов и их исполнительных органов, с одной стороны, и новых аграрных формирований рай онного. областного и краево го уровня — с другой. Сей час, когда ведется подготов ка закона о местном само управлении и местном хо зяйстве, весь комплекс этих вопросов должен быть тща тельно продуман с учетом ?огр. что изменится ние самих Советов, а также нардинальньщ образом меня ется экономическая ситуа ция на селе в целом. Следо вательно, должны быть вы работаны новые механизмы взаимоотношений. Вопрос об управлении аг ропромышленным комплек сом на уровне союзных рес публик надо рассматривать в контексте уже подготов ленного и опубликованного проекта документа об общих принципах перестройки руко водства экономикой и соци альной сферой в союзных республиках на основе рас ширения их суверенных прав, самоздаравления и самофи нансирования. В принципе речь идет о расширении прав союзных республик в решении всех го ком 1 Плекса и усилении их ответственности за продо вольственное снабжение на селения своих регионов. Но и в этом случае функции соответствующих органов должны учитывать сущность коренной перестройки эко номических отношений на селе. Это означает, что я на республиканском уровне ор- .ганы управления, связанные с АПК, не могут вмешивать ся в хозяйственную деятель- , ность колхозов и совхозов, других предприятий агропро мышленного комплекса. Аг- ропромы республик должны решать свои задачи на ос нове экономических подхо дов и использования эконо мических методов регулиро вания процессов. Что касается управления на союзном уровне, то и этот вопрос был предметом самого внимательного рас смотрения. Вч итоге сформи ровались предложения об упразднении Госагропрома СССР и создании в качест ве постоянно действующего органа правительства госу дарственной комиссии Сове та Министров СССР по про довольствию и закупкам. Такой шаг вдет в русле нашей линии на повышение' роли правительств^ в реше нии коренных вопросов на родного хозяйства, включая и ответственность за разви тие АПК и продовольствен ное снабжение страны. Товарищи! Перестройка экономических отношений на селе открывает нам реаль ную возможность приступить на деле к решению той - за дачи, которая нас серьезно беспокоит в последние годы, но в чем мы так и 'н е смог ли по существу сдвинуться с мертвой точки, Я имею в виду эффективное исполь зование потенциала, (юздан- ного в аграрном секторе. В самом деле, за 1961— 1988 годы в. сельское хозяй ство было направлено 884 миллиарда рублей капиталь ных вложений. Сегодня в - распоряжении агропромыш ленного комплекса имеются огромные производственные фонды: около 360 миллиар- ■ дов рублей в сельском хо зяйстве и 68 миллиардов рублей в перерабатывающей промышленности. За послед- ‘ ние 10 лет энерговооружен ность на селе, поставки тех ники, удобрений увеличились примерно в полтора раза. И от этого огромного по тенциала, как я уже гово рил, необходимой отда чи мы не получаем, В ре зультате продукция чорожа- ет, а фондоотдача и рента бельность находятся на низ ком уровне. Налицо затратная эконо мика со всёми ее негатив ными, разорительными для общества последствиями. Уверен, что, развернув масштабную работу по пере ходу на новые экономические формы хозяйствования, мож но на существующей матери ально-технической базе до- битьсц — причем уже в бли жайшее время — значитель ных результатов в сельско-. хозяйственном производстве, в АПК в целом. Именно такой вьшод мы должны делать для себя на основе всего анализа. Имен но из этогсгмы должны ис ходить в практической ра боте уще сегодня. Но, • с другой стороны, перестройка производствен ных отношений' на селе — это можно сказать с уве ренностью — потребует но вой техники, применения прогрессивных технологий, Можно твердо прогнозиро вать: новые формы хозяйст вования усилят давление на отрасли экономики, постав- . ляющие сельскому хозяй'ству технику и другие ресурсы. Первейшая их задача, ко торую надо решать и . ре шать безотлагательно, — это создание систем машин для земледелия и животно водства, с тем чтобы в бли жайшие годы завершить комплексную механизацию сельского хозяйства, сделать труд крестьянина более про изводительным, более твор ческим и привлекательным. Особенно остро стоят проблемы механизации в та ких отраслях^ как овощевод ство, свекловодство, вдопко- водство, льноводство. Плохо обстоят дела и с механиза цией на животноводче ских фермах, прежде все го на мелких, где доля руч ного труда составляет свы ше 80 процентов.Мало техни ки для кормопроизводства, ра бот в приусадебном хозяйстве, в горных условиях, на мелко контурных полях, общая пло щадь которых в стране превы шает 30 миллионов гектаров. Многие годы мы только констатировали слабость ма териально-технической базы перерабатывающей промыш ленности. принимали на этот счет решения, но сущест венных изменений к лучше му не происходило. Практи чески во всех регионах-стра ны сеть перерабатывающих, предприятий не соответству ет даже нынешним масшта бам сельскохозяйственного производства, а ведь мы со- ■ бираемся его наращивать. П дело, товарищи, не только в неразвитости этой сети, но и в низком техни ческом уровне предприятий, в недостатке прогрессивного технологического оборудова ния для глубокой переработ ки продукции, ее расфасов ки и упаковки. Сейчас мы, наконец, вы работали, как мне думается, реалистическую программу модернизации перерабатыва ющей промышленности. На эти цели выделено 77 мил лиардов рублей капиталь ных вложений. К реализации этой программы подключе ны не только гражданское машиностро^ие, но и отрас ли оборонной промышленно сти, развертывается сотруд ничество с социалистически ми и капиталистическими странами. Работа сдвинулась с мес та, масштабы ее нарастают, и сейчас есть уверенность, что эти задачи можно ре- нужны согласованные и не малые усилия заказчиков, проектировщиков и машино строителей. Пока же дело обстоит так, что за 1986— 1988 годы даже по ' пред приятиям, строящимся с ис пользованием комплектного импортного оборудования, капиталовложения освоены всего лишь на 78 процентов. Известно, насколько ост ро стоит 'проблема продо вольственного снабжения в таких крупных промышлен ных центрах, как Красно ярск, Новокузнецк, Новоси бирск, Свердловск, Ярос лавль. Но и здесь отноше ние к строительству объек тов перерабатывающей про мышленности иначе как без образным не назовешь. Ну а где же местные Советы? Где партийные организации и ру ководители-коммунисты? Нет, товарищи, при таком отношении к делу мы дале ко не продвинемся. Выдви гая задачу дальнейшего на ращивания выпуска .машин, причем машин самьш раз ных — и для земледелия, и для животноводства, и для перерабатывающей про мышленности, и для аренда торов и кооператоров, и для личных подсобных хозяйств, и для условий различных зон страны — мы должны очень остро поставить вопрос о качестве и надежности тех ники, оборудования и дру гих средств производства. Работники аграрного сек тора справедливо указывают на то, что машиностроители, пользуясь своим монополь ным положением, нередко навязьшают селу дорогосто ящие машины устаревших конструкций, с низким уров нем надежности и эффектив ности. Это разорительно не только для сельского хозяй ства, но и для страны в це лом. .Ведь речь идет о про изводстве огромных гмасшта- бов, в котором трудятся большие коллективы, функ ционируют крупные мощнос ти, потребляется много ме талла, топлива, электроэне. ргии. - И все это в значитель ной мере обесценивается низ ким качеством машиноётрои- тельной продукции. НедОброкачественная_ тех ника вынуждает сельское хо зяйство содержать крайне дорогостоящую службу ре монта, в кот<фой сейчас за нято свыше миллиона чело век — больше, чем во всем сельскохозяйственном мавди- Куда это годится: мы боль ше всех в мире выпускаем тракторов. И в То же время сплошь и рядом сльппатся жалобы на их нехватку. Это — прямой результат отста л о й структуры производства, низкого качества машин. Машиностроители часто го ворят, что в колхозах 'и сов хозах техника быстро выхо дит из строя из-за недоста точного Профессионального уровня, кадров, плохой слу жбы эксплуатации и ремон та. Думаю, в этом есть д о - ' Л я правды. Но, товарищи, ведь и в передовых хозяй ствах, которые располагают и квалифицированньши кад рами, и необходимой ремонт ной базой, нареканий на ка чество машин не меньше. Разве мы можем дальше мириться с тем. что отечест- / венная техника по мнотим параметрам уступает зару бежным аналогам? Ньгае вопрос стоит так: обеспечить аграрный сектор техникой - г значит прежде всего по высить ее качество и надеж- Очевидно, правительству, его бюро по машинострое нию, Госплану СССР с уча стием ученых и специалис тов, производителей и оот- ребителей надо кардинально проработать эту важнейшую государственную проблему и найти ее решение. Тут не обойтись без даль нейших структурных и ка чественных изменений в тех нической политике. Маши ностроители , должны быть поставлены в такие экономи ческие условия, которые исключали бы производство плохой техники. Как показывает опыт, эф фективным средством борь бы с навязыванием ненуж ных и негодных машин, с монополизмом производите лей является оптовая торгов ля . . Она как нельзя лучше соответствует новым эконо мическим отношениям. Говоря о формировании .современной базы агропро мышленного комплекса в контексте решения продо вольственной проблемы, нель з я обойти вопрос и о потерях при уборке, транспортиров ке, хранении и переработке сельскохозяйственной продук- Наши потери при уборке и подработке зерна достига ют 15, а то и 20 миллионов тонн. Примерно столько же теряется на стадии хране ния и переработки. А в со вокупности, товарищи, это равняется объемам наших закупок за рубежом. Из-за неразвитости сети мясокомбинатов, их низкого технического уровня, неэф фективного использования сырья, по самым скромным подснкгам, потери мясц со ставляют около миллиона тонн. И это при остром де фиците продуктов питания. Таковы масштабы проблемы. Подчеркивая важность со здания современной базы пе рерабатывающей промыш ленности, надо иметь в ввду, что многое упирается в 4ие- тоды хозяйствования, в от ношение людей к делу, в слабую заинтересованность их в конечных результатах. Если бы человек был постав лен в другие экономические условия, он не мирился бы с потерями, бесхозяйствен ностью и расточительством. Значит, надо решать и эту задачу. - Товарищи! Сейчас, когда мы в корне перестраиваем экономические отношения в деревне, создается благо приятная ситуация для того, чтобы органически соединить сельское хозяйство с науч но-технической ’ революцией’, обеспечить переход на новые технологии, к активному ис пользованию достижений би отехнологии. селекции, аг- рохимии; всего того, что дол- ^кно значительно повысить продуктивность сельского труда. О чем говорит миро вой опыт? Крупные успехи многих стран в наращивании продовольственных ресурсов в значительной мере связа ны с освоением достижений научно-техничеснога прогрес са — с т ем , . что получило название «зеленой редолю- Необходцмость большего внимания к использованию научных достижений дикту ется и теми конкретными природными условиями, в которых мы ведём сельское хозяйство. Как известно, за мальщ исключением, их не назовешь особенно благопри ятными. Но ведь нам пого ду и климатические условия не изменить. Задйча в том, чтобы научиться действовать в реальной ситуация, обес печить уверенное снабжение , страны ; продовольствием даже в самые ■неблаТоприят- ные годы. Чем важен пример пере довых хозяйств? Тем, что он убеждает в необходимос ти сочетать использование достижений науки, новой технологии с новыми, метода ми хозяйствования, стиму лирования работников. Словом, наука должна стать органической состав ной частью кардинальных подход сразу все расставит по местам, покажет, кто есть кто, даст быстрые и- ощутимые результаты. Конечно, это потребует от науки решительной перест ройки своей работы, выхода на исследования, связанные в первую очередь с решени ем продовольственной проб лемы. . Думается, что тут многое могут сделать научно-произ- водственные объединения, производственные и научно- производственные системы. Но это опять-таки, товари- щи, большая перестройка. И наша аграрная наука вправе рассчитывать на понимание и поддержку со стороны пар тийных, советских и хозяй ственных органов, особенно в том, что касается формиро вания ее материально-техни ческой базы. Новые задачи выдвигает жизнь и перед исследовате лями в области обществен ных наук. Необходима р а з работка проблем собственно сти, кооперации, аренды. ний, интересов различных со циальных групп. По сущест ву, «белое пятно» — эконо мическое и социальное про гнозирование. Недостаточно исследованы закономерности структурных сдвигов, про порций и сбалансированнос- Товарищи! Общество се годня активно ,включилось в решение экологических задач. Такую позицию советской об щественности следует , вся чески приветствовать и под держивать. Речь действи тельно должна идти о на учной обоснованности, все сторонней взвешенности каж дого хозяйственного решения. ДР 5 Ч’ие подходы тут непри емлемы. Именно так мы и должны действовать, решая вопросы дальнейшего развития сель ского хозяйства, агропромы шленного комплекса, прояв лять зцботу о том, чтсйы хо зяйственная деятельность не наносила ущерба окружаю щей среде, а, наоборот, сни жала экологвдескую напря женность и решала накопив шиеся здесь проблемы. В последнее время много дискуссий ,— нередко очень эмоциональных — о пользе и вреде мелиорации. Причцн для острой . постановки этих вопросов более чем достаточ-_ но: и в проектировании, и в строительстве орошаемых земель допущено немало про счетов. Да- и исполюуются мелиорированные земли в ряде случаев неэффективно. Значительная их часть про сто выпала из оборота, при чем безвозвратно. ' Но из этого неправильно делать ^вывод о неприемле мости мелиорации как т^ 1 ко- вой. Природные условия, в которых мы ведем сельское хозяйство, сложные: в одних случаях нам не обойтись без орошения, а в других—без осушения. Весь многовеко- вый опыт говорит о том, что мелиорация, и прежде всего орошение, во многих странах является решающим услови ем стабильного, гарантиро ванного производства сель скохозяйственной продукции. Мелиорация в широких масштабах осуществляется в Соединенных Штатах Амери ки, в Китае. Индии, европей ских странах. Да по сути дела—повсюду. Общая пло ских отношениях и матери альной базе аграрного сек- Роль науки должна быть иной, принципы ее взаимо действия с предприятиями необходимо строить >на вза имном интересе, на хозяйст венном расчете. Мне думается, что именно этого нам как раз и не хва/ тает. Мы все ходим вокруг да около. Уж очень живу ча оказалась идея «наука ради науки», игнорирующая практику, решение кошгрет- нь!х задач повьпиения эф- фектвдн'ости протаводства. Говоря обо всем этом, я не хочу 'каким-то образом умалить значение той рабо ты, которую ведут передовые ученые-аграрники. Но этот вклад был бы куда более значительным и эффектив ным, если бы научные кол лективы смогли широко вый ти на прямые связи с про изводством. Поэтому еще раз подчерк ну: ключевой вопрос здесь — это все-таки переход на учно-исследовательских ор ганизаций на хозяйственный Как и все другие коллек тивы, научные учреждения должны зарабатывать сред ства и за счет них финанси ровать свое дальнейшее раз витие, расширять возможно сти стимулирования научных исследований, материального поощрения ученьа . Такой мире, по оценке междуна родных ортанизацнй. сегодня составляет более 200 мил лионов гектаров. Таким образом, речь идет о другом—о том. чтобы, про водя мелиорацию, не нано сить урона природе, не до пустить ухудшения земель, растранжиривания .народных средств. А у нас во многих регио нах как раз это и произош ло: израсходовали милли ардные средства, но не по лучили должной отдачи. При чем в ряде случаев причи нен немалый экологический Думается, надо осмыслить сложившуюся ситуацию, вни мательно в ней разобраться и выработать четкие, науч но обоснованные подходы. Но уже сейчас ясно, что в первую очередь следует на вести .надлежащий порядок на мелиорированных землях, провести необходимые меро приятия по рациональному использованию земли и во ды. Вместе с тем—-не от кладывать решение накопив шихся экологических проб- - Подобная ситуация сло жилась и вокруг проблем химизации. Почему? Причи на та же: нет должного вни мания к техническим и тех нологическим решениям, ко торые исключали бы отри цательное воздействие на среду обитания как производ ства. так и применения хи мических продуктов. Значит, опять-таки речь идет о взве шенном подходе при приня тии. решений. Конечно, сегодня без хи мии не обойтись. Но нам не обходимо решительно под нять культуру и ответствен ность в использовании средств химии в производст ве, транспортировке, хране нии и особенно при внесении в почву. : Да и наши кадры часто не имеют необходимой квалификации. Все это надо .умело и быстро поправлять. И еще, В силу ряда при чин мы перестали должным образом ценить землю. В большинстве регионов снижа ется плодородие земель. Большие площади подвержен ны опустьшиванию, ветровой и водной эрозии. Во многих районах растут массивы з а соленных и закисленных Так дальше, товарищи, нельзя обращаться с землей. Пришло время подготовитьи утвердить закон о земле и землепользовании. Надо уси лить наши законодательные меры по защите угодий от расточительного использова ния, Но и этого мало. Сле дует больше уделять внима ния научным методам ис пользования земли, внедре нию севооборотов, почвоза щитных технологий. И это прямая обязанность всех землепользователей. Понимание сложности и важности экологических проб лем привело нас к необходи- мости создать национальную экологическую программу, реализация которой сняла бы накопившиеся вопросы и вы вела на новые подходы’ при решении народнохозяйствен ных задач. Важно, чтобы 'ее разработка велась основа тельно, на широкой демокра тической основе, в условиях гласности, с участием обще ственности, практических ра ботников, ученых. Несколько слов об инве стиционной политике. Тут складывается новая, ситуа ция. Настало время так пе рестроить инвестиционную политику, чтобы она отра жала реальные» потребности развития аграрного сектора, помогала расшивать «узкие места», обеспечивала пропор циональное развитие и ма териально-технической базы, и социальной сферы. В проектах документов, которые вам розданы, пред лагается направить капи тальные вложения прежде всего на повышение техни ческого уровня сельскогахо- ’ зяйства. -радикальное пере оснащение перерабатываю щей промышленности, сфе- -ры транспортировки и .хра нения, резкое сокращение потерь. Нам надо обеспечить сба лансированное развитие всей цепочки «производство — транспортировка — хранение — переработка — сбыт — потребление» сельскохозяй ственной продукции. , . : Такая стр.уктура капиталь ных вложений позволит при меньших затратах получить больший эффект, прежде все- ,го за счет сокращения • -по терь и углубления перера ботки. В тринадцатой пяти летке при росте продукции сельского хозяйства на 16 процентов намечается увели чить конечный выход продо вольственных товаров н а -26— 30 процентов. Современная инвестицион ная политика должна учи тывать и другое—существен ное изменение источника фи нансирования. Если раньше капитальные вложения в ос новном вьщелялись сверху, ■ распределялись из центра по . регионам и направлениям развития аграрного сектора, то теперь'нужные средства должны зарабатываться п ^ - жде всего самими производ ственными коллективами.'. Мы уже не можем .так жестко регламентировать про порции капитальных вложе ний. Ведь в каждом регио не, да и в каждом хозяйст ве, ситуация различна. -И Хо зяйства должны сами решат), вопрос, как и на что расхо довать капитальные вложе ния. В одном случае удар должен быть сделан на - до рожное строительство, в дру- г о м ^ н а переработку, в треть ем—на социальную сферу. Думаю, такая постановка во проса обоснована и отвечает курсу на развитие самостоя тельности, децентрализацию в принятии хозяйственных Но вот о чем нам -Надо позаботиться—так это о соз дании необходимой ресурсной базы, чтобы средства произ водственных коллективов мо гли быть материализованы в нужные машины, оборудова ние и другие ресурсы. . . товарищи, перехо- - жу к очень больному и остро му вопросу, который затра гивает повседневную жизнь миллионов людей, — соци альному переустройству села. Необходимо, признать, что направляемые на эти цели ресурсы не позволили, прео долеть глубокое хроничес кое отставание деревни от города. На селе гораздо хуже поставлено медицинское, тор говое и культурно » бытовое обслуживание, а техническая обустроенность жилищного фонда в 2 —б раз уступает городской. Крестьянский уклад жизни утратил свою привлекатель ность и предтижность. Люди, прежде всего молодые, поки дают деревню. Отток насе ления из сельской местности многие годы превышал его естественный прирост. На се- , ле смертность людей, в тру доспособном возрасте на 20 , а детская—^на 50 процентов вьппе, чем в городе. Большой урон селу, нане сла ошибочная политика в размещении производитель ных сил, которая во главу угла .ставила строительство кв 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz