Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 16 марта 1989 г., № 63 (18360) ОБ АГРАРНОЙ ПОЛИШБ КПСС В СОВРЕМНЕНЫХУСЛОВНЯХ (Продолжение. Начало на 1-й стр.) ся 1 т л о с ь потребление в де- |« в яях . В 1932—1933 го- по этим причинам, а также из-за засухи в раде мест разразился даже го-, лад. В сочетании с расстрой ствам товарно-денежного об мена серьезно нарушилось нормальное функционирова ние экономики в целом. До стигнутый к началу коллек тивизации уровень сельско- жэзяйственното производст ва удалось превысить в до военные годы лишь дважды в 1937 и 1940 годах. . ,’йценивая события тех лет, мь 1 обязаны сказать и о че- довеческой трагедии. Она состояла Б том, что в борь бе .с куланом фактически применили насилие по от ношению к огромной массе !фестьян-середня«ов и даже адднянов. Миллионы кре стьян с семьями были отор ваны от земли, родных мест, бедствовали и погибали в лагерях н ссылках. гГрубейшие отстуетения от ленинского курса в аграр ной сфере обернулись боль шими издержяами социаль ного, экономического и нрав ственного характера. Заме на отношений с крестьянст вом, основанных на товаро обмене и взаимной вьгоде, отношениями диктата озна чала не только переворот в аграрной политике, но и привела к'созданию принци пиально новой политической 'й" социальной обстановни в бтране. В сочетании с во- 'Люнтаристскими методами •хозяйствования в ,промьпплен- 'Ности фактически была сфор мирована административно- командная система управле ния обществом в целом. В конкретной историчес кой' обстановке, сложившей ся в силу специфйческих внутренних и внешних фак- , торов того времени, верх взяли силы, игнорирующие объективные законы общест венного развития, тяготею щие к «военно-коммунисти ческим» методам построения нового общества. В массах насаждалось уп рощенное представление о -социализме, утверждалось, что его построение займет короткий срок, что это дело максимум двух-трех пяти- летбк. На основании таких политическая линия на фор сированную индустриализа цию, скорейшую переделку всего крестьянства на про летарский лад, превращение мелкотоварного сельсното хозяйства в особый строй крупных фабрик промьнплен- ного типа. ■ Констатируя ошибочность '"ОДходов к осуществлению ^ллективизации, тем не .ленее хочу подчеркнуть, что было бы неверно на этом ос новании отрицать необходи мость социалистических пре образований -села, так же, как было бы неправомерно делать вывод о неэффектив ности колхозного строя. Нет, -в-природе коллективного хо зяйства заложены огромные потенциальные возможносг ти,.. которые Б полной мере раскрываются и дают заме чательные результаты лишь при- правильных экономиче ских отношениях. Подтверж дение тому — опыт тысяч и тысяч передовых хозяйств в -нашей стране и других странах социализма. -■ 1 В.- последующие годы ншзнь не раз ставила воп- .рос '.о ликвидации тормозя щих факторов, созданных' в результате жесткой регламен тации хозяйственной дея тельности колхозов и совхо зов, об отказе от команд ных' методов управления аг рарным сектором, о восста новлении ленинских принци пов по отношению к кресть янству. Но это так и не бы ло , сделано в те годы.'^ . • Сильнейший удар, по сель скому хозяйству страны, на несла война. Производитель ные силы деревни, находив шиеся и без того на низком уровне, были серьезно по дорваны. П еред войи бй на ша ' страна в значительной мере оставалась крестьян ской. И потому, когда мы говорим о подвиге советско го народа в Великой Отече ственной войне, обязаны воздать должное подвигу крестьянства как трудовому — снабжение армии, труже ников тыла продовольствием, так и ратному. Миллионы крестьянских сынов пали на. полях сражений, защищая Отечество. Объективности ради надо сказать, что в послевоенные годы были предприняты круп ные меры по восстановлению сельского хозяйства в разру шенных войной районах РСФСР, Украины, Белорус сии, Прибалтики. Но разра ботка новой аграрной поли тики, в которой нуждалась вся деревня, так и не бы-, ла осуществлена. Более то го, механизмы командова ния, способы выкачивания ресурсов из деревни, пре небрежительное отношение к условиям жизни сельских тружеников не только не ос лабевали, а становились все более изощренными. На -основе неэквивалентно го обмена из деревни изы мались огромные средства. Так, за 1946— 1953 годы в сельском хозяйстве было произведено 298 миллиардов рублей национального дохо да (с учетом той его части. которая была реализована и в других отраслях), а ис пользовано. из этой суммы в сельском хозяйстве лишь 193 миллиарда рублей, (с учетом доли сельского хо зяйства в общегосударствен-, ных расходах). Это значит, что 105 миллиардов рублей ушло из села в другие сфе ры экономики. Бознаграждение колхоз ников за труд носило ско рее символический харак тер. Они были вынуждены жить в основном за' счет личных подсобных хо зяйств, которые к тому же облагались непомерными на логами. Каждый . крестьян ский двор должен был пла тить налог за землю, а так же' поставлять государству — часто независимо от то го, посильно это ему или нет — установленное коли чество мяса, молока, яиц, шерсти и других продуктов. Цорой доходило до полного абсурда. Как известно,- был даже изобретен налог на каждое фруктовое, дерево, независимо от того, давало оно урожай или нет. Пренебрежительное отно шение к колхозникам проя вилось и в том, что им не полагалось пенсионное обес печение. Они не имели пас портов и не могли покинуть деревню без разрешения. После 1053 года были предприняты довольно круп ные экономические, полити ческие, организационные меры, направленные, на зчс- репление сельского хозяйст ва. Б соответствии с реше ниями сентябрьского (1953 года) Пленума ЦК КПСС введены более обоснованные закрточные цены на продук цию сельского хозяйства, провозглашен принцип пла нирования снизу, упорядоче на налоговая политика. По высилась материальная за интересованность тружени ков села, стали вводиться пенсии, отменяться ограни чения паспортного режима. Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных ус ловий. Была реализована крупная программа освоения 42 миллионов гектаров це линных и залежных земель. Эти меры начали давать отдачу. Сельское хозяйство стало двигаться вперед до вольно высокими темпами. В целом за пять лет после 1953 года по сравнению с предыдущим Пятилетием прирост сельскохозяйствен- иого производства составил 34 процента. Усилилось воз действие интенсивных фак торов на результаты хозяй ствования. Начался процесс оздоров ления экономики колхозов. Их денежные доходы в 1957 коду по сравнению с 10512 годом увеличились в расче те на колхозный двор в 2,3 раза, а выдача денег на тру додень — в 3 раза. Выра- • ботка и реализация аграр- • ной политики, соответствую щей новому этапу развития страны, проходили в острой, идейно-политической борь бе с консервативными сила- . ми. И тем не менее были сделаны действительно круп ные шаги вперед. Но скоро вновь последо- , вало неоправданное вмеша- " тельство в деятельность кол хозов и совхозов, навязыва ние им из центра различно го рода указаний, проведе ние надуманных реорганиза- Систематическое удоро жание строительных мате риалов и других средств производства, реализуемых в сельском хозяйстве, про дажа колхозам по высоким, ценам техники МТС нега тивно сказались на состоя нии экономики колхозов и совхозов, подорвали про цесс расширенного воспро изводства, ВНОВЬ привели к неэквивалентному обмену. ■ Именно в этот период ста ла проводиться в жизнь по существу левацкая концеп ция отмирания личного под собного хозяйства, наличие которого якобы тормозило утверждение на селе социа листических отнощений.,Ак тивизировалась и политика ликвидации так называемых неперспективных деревень. А все это в конечном сче те привело к падению, тем пов роста сельскохозяйствен ного пройзводЬтва, к резко- ■му обострению зерновой проблемы, к ухудшению про довольственного снабжения. Новая попытка разрабо тать эффективную аграрную политику была .предпринята на мартовском (1.965 года) Пленуме ЦК КПСС. Б со ответствии с его решениями, были осуществлены меры по перераспределению наци онального дохода в пользу сельского хозяйства и более широкому решению социаль ных проблем села, исполь зованию экономических ме тодов для развития аграрно го сектора, интенсификации колхозно-еобхозного произ водства.' Были повышены за купочные цены на сельхоз продукцию. Эти меры встретили под держку крестьянства, ожи вили хозяйственную дея тельность деревни. Босьмая пятилетка, как вы знаете, по своим пбказателям ока залась довольно! усшшиой. Однако и решений мар товского Пленума не были выполнены, а определенный им курс впоследствии серь езно. деформирован. Эконо мические условия хозяйство вания были подорваны уси лением неэквивалентного об мена между городом и- се лом. Колхозы и совхозы ли шились возможности зараба тывать необходимые средст ва, что негативно сказалось на их экономическом поло жении. Б итоге к 1980 го ду и колхозы, и совхозы ока зались в целом убыточными,- хотя в 1970 году совокуп ная рентабельность совхозно го производства составляла 22, а колхозного — 34 про цента. ,Б конце бО-х — начале 70-х годов была предприня та попьпка решить пробле мы интенсификации сельско го хозяйства на путях ши рокого развития межхозяй ственной кооперации, созда ния агропромышленных предприятий и комплексов. Но и эта мера — в прин цине в общем-то правиль ная — была выдвинута. в отрыве от реального поло жения. Значительная часть средств, направляемых в се ло, тратилась на строитель ство дорогостоящих объек тов, загонялась в «стены» вместо того, чтобы напра вить их на повышение пло дородия земель, мехаииза цию производства, социаль ное переустройство дерев ни. (Б-конечном счете затра ты .зачастую оборачивались не экономическим выигры шем, на который рассчиты вали, а большими потерями мом аграрном секторе, сох ранение старых методов хо зяйствовавия, большие про махи в организации и опла те труда серьезно ослабили врздействие материальных стимулов на сельского тру женика. Б этой ситуации да же гарантированная оплата труда крестьян — само по себе важное социальное до стижение того времени — обернулась ростом иждивен чества, так как не увязыва лась с конечными результа тами производства. Отстава ние села в социальном раз витии усилило миграцион ные процессы. Словом, к началу 80-^ го дов сельское хозяйство, в целом аграрный комплекс страны, да и вся наша эко номика, оказались в таком состоянии, что потребова лись безотлагательные ме ры. Б этой обстановке было принято решение о разработ ке ' Продовольственной про граммы. которую утвердил майский (1982 года) Пле нум !ЦК КПСС. Тем са мым как-то удалось приос тановить нарастание кризис ных явлений и даже нес колько улучшить положение в сельском хозяйстве. Дан ные на этот счет вам изве стны. Но решения майского Пленума несли на себе и пе чать времени, имели компро миссный, половинчатый ха рактер. Обстоятельный анализ экономического развития страны, проведенный на -ап рельском (1985 года) и пос ледующих Пленумах ЦК,, на XXVII съезде, XIX парткон ференции, критическая оцен ка положения дел в продо вольственном комплексе страны сегодня требуют вер нуться к рассмотрению все го комплекса аграрных про- Какие же главные уроки вытекают из уяснения и оценки прошлого? Что необ ходимо предусмотреть при выработке аграрной полити ки периода перестройки? Прежде всего мы должны сделать общий вывод. Он состоите подтверждении не преходящего значения ленин ской концепции социалисти ческих революционных пре образований и осознании не допустимости ее деформаций. Наибольший урон делу со циализма нанесен тем. (Что оказалась преданной забве нию основополагающая ле нинская мысль о . социализ ме как живом творчестве масс. Новое общество строи тся во имя интересов тру дящихся и самими трудящи мися. А это предполагает широкое участие народа во всех преобразователшых процессах, всестороннее раз витие демократии, утверж дение принципов народовла стия и самоуправления. Ни одно социальное, преобразо вание, какими бы высокими лозунгами оно ни прикры валось, не может быть осу ществлено вопреки интере- 'сам масс и без их непосред ственного участия. Эти ленинские принципи альные положения на сло вах признавались, а на практике игнорировались, подменялись командно-ад министративными методами. Это нанесло огромный ущерб всему общественному развитию страны, в значи тельной мере деформировало деятельность политических институтов. Отступления от ленинской концепции социа листического строительства особенно болезненно сказа лись на положении в дерев- И теория, и практика до казывают, что аграрная по литика может стать и дей ствительно является одним из важнейших факторов уп рочения и углубления соци алистических преобразова ний, если она верно отра жает потребности обществен ного развития, интересы ра бочего класса и крестьянст ва. И наоборот, если аграр- . ная политика допускает про тивопоставление этих интере сов, то она не только под рывает сельское хозяйство, но и порождает серьезные трудности в р а зв и л и всего общества. Таков, товарищи, общий принципиальный вывод. Но нам следует извлечь и бо лее конкретные уроки для разработки современной аг рарной политики. Первое. Весь опыт социа листических преобразова ний на селе со всеми дости жениями, приобретениями и огромными потерями под- . тверждает ведущую ленин скую мысль о том, что аг рарная политика должна быть направлена на созда ние таких производственных отношений, таких форм хо зяйствования, которые бы обеспечивали крестьянину прочное положение хозяина на земле. Второе. ,И аграрный сек тор, и общество в целом не могут успешно развиваться без установления экономиче ски обоснованных, справед- ■ ливых отношений Между го родом и деревней, между аг рарным и другими сектора ми экономики. Тут любой перекос чреват- серьезными последствиями. Этот вывод имеет не толь ко экономическое, социаль ное, но и политическое зна чение, ибо речь идет о сою зе рабочего класса и кресть- "янства, о судьбах социализ- Третье. Из самой сущно сти социалистического строя вытекает необходимость де мократических методов уп равления экономикой, всеми общественными процессами. А из этого следует неприем лемость командно-админист ративной системы. Ее мето ды тем более недопустимы в сельском хозяйстве, кото рое имеет дело с землей, с природно-климатическими ус ловиями, отличающимися большим разнообразием. Четвертое. Очень важно всегда видеть живую диалек тику производственных от ношений ,и производитель ных сил в деревне. Прида вая первоочередное значе ние радикальной перестрой ке экономических отноше ний в отраслях АПК, мы не можем забывать о дальней-, шем развитии его материаль но-технической базы. Осо- . бенно сегодня, когда научно- техническая революция зах ватывает все сферы мате риального производства, в том числе и сельское хозяй- Пятое. Бажнейший урок, товарищи, которой мы долж ны твердо усвоить, заклю чается в недопустимости пре небрежительного отношения к условиям труда и быта сельских тружеников. Аграр ная политика, которую мы сегодня вырабатываем, дол жна ставить во главу угла подлинное возрождение де ревни, чтобы крестьянин и крестьяискнй труд заняли достойное место в обществе. Это не только важнейшая социально-экономическая 'з а дача, но, я бы сказал, и наш нравственный долг. Без ко ренного изменения положе ния крестьянства в общест ве нельзя веерьез рассчиты вать на -решение производ ственных задач и продоволь ственной проблемы. Забота о человеке в деревне —' центральный пункт нашей ньщешней аграрной полити- Таковы некоторые истори ческие уроки, таковы основ ные выводы из них. Ш. Товарищи! Нам надо ' вы работать такую аграрную по литику, проведение которой позволило бы в ближайшее время снять остроту продо вольственной проблемы, а в тринадцатой пятилетке — обеспечить производство сельскохозяйственных про дуктов в количестве и ас-; сортименте, достаточных для устойчивого продовольствен ного снабжения. На путях новой аграрной политики мы должны осу ществить коренные социаль но-экономические преобразо вания в деревне, вывести на современный уровень сель скохозяйственное производ ство, сферу транспортиров ки, хранения и переработки сельхозпродукции, что явит ся важным фактором, гармо ничного развития всей эко номили. Такова главная социально- экономическая и политичес кая задача, которая встала перед партией, всем общест- Естественно, возникает вопрос: на какие объемы про изводства сельскохозяйст венной продукции мы долж ны выйти и какие ресурсы для этого нужны? Б доку ментах, которые вам розда ны, имеются предложения на этот счет. Достижение указанных в них рубежей является крайне важным и необходимым. Но думаю, что на нашем Пленуме мы должны сделать акцент на поиске путей, на комплек се практических мер, кото рые требуется осуществить, чтобы выйти на эти ориен- По мнению Политбюро, ключевой вопрос современ ной аграрной политики — коренное преобразование эко номических отношений в де-' ревне. Я хотел бы это еще раз - подчеркнуть, поскольку дискуссия в ходе подготов ки к Пленуму показала, что есть серьезное недопонима ние своевременности и важ ности выбора средств дости жения выдвин^^тых нами це- Одно из самых укоренив шихся мнений' заключается в том, что, дескать, доста точно дать селу больше тех ники, удобрений, строитель ных материалов, капиталь ных вложений, ускорить ме лиорирование земель — и это вроде само по себе раз решит все проблемы. Дей ствительно, село нужда ется во многом, и ему многое нужно дать. С таким утвер ждением в общем-то трудно спорить. Тем не менее анализ истории, опыт последних лет перестройки убедительно до казывают, что если мы про возгласим этот путь ^ каче стве главного направления аграрной политики, то допу стим серьезную ошибку. И вот почему. В послед ние годы в аграрный сектор были направлены огромные капитальные вложения, дру гие материальные ресурсы. Но существенных результа тов, адекватных этим затра там, не получено. Это характерно- не только для такого сложного и труд ного региона, как. например, Нечерноземье ЮФОР. Да вайте посмотрим на Украину. За последние 20 лет основ ные производственные фон ды сельского хозяйства здесь выросли в 4 ,2 раза, постав ки удобрений—в 3 раза, оп лата труда—в 2,7 раза, а прирост производства сель скохозяйственной продукции составил всего 39 процентов. Мы говорим о заслужен ных достижениях передовых хозяйств в прибалтийских со юзных республиках. Но и здесь отмечается аналогич ная тенденция. З а последние 20 лет основные производст венные фонды сельскохозяй ственного назначения вырос ли в Литве—почти в 5, раз. в Латвии—в 3,8 раза, в Эс тонии — в 4,1 раза. А вало вая .продукция сельско го хозяйства увеличилась в них соответственно: в Лит ве—на 45 процентов, в Лат вии—на 39 й в Эстонии—на 33 процента. При этом в •колхозах и совхозах этих республик повысилась себе стоимость основных видов продукции: например, при веса крупного рогатого ско та — в 2 - ^ 2,8 раза, приве са свиней — в 1,6—1 ,7 ра за, молока — в 1 , 6 — 1,8 раза, овощей — в 1,6 — 2,2 раза. Примерно та же картина и в союзных республиках Средней Азии. Бозьмем Уз бекистан. За последние 20 лет в этой республике вве дено 1.6 миллиона гектаров орошаемых земель, основные производственные фонды сельского хозяйства'выросли в 6 раз, а валовая продук ций—на 78 процентов. Тот факт, что'подобные тенденции проявляются в ре гионах с разными условиями ведения сельского хозяйства, говорит о том, что главная причина—не в^ограниченнос ти материально - техничес ких ресурсов, а гораздо глубже. Товарищи., нам следует скорее освобождаться от старых, ПРИВЫЧНЫХ и, может быть, даже удобных стерео типов. Надо как можно быст рее осознать, что без кар динального изменения эко номических отношений и со циальных условий на селе не «сработают» ни капиталь ные вложения. ни техника. Такой ВЫВОД вытекает не только из негативных^ уро ков прошлого, но и из сов ременного опыта передовых хозяйств. Их достижения ста ли возможными прежде все го благодаря применению но вых экономических подходов, усилению материальной з а интересованности. заботы й внимания к человеку. Смысл экономических пре образований на селе должен состоять в том, чтобы пре доставить крестьянам широ кие возможности д л я про явления самостоятельности, предприимчивости и инициа тивы. Мы должны решитель но преодолеть отчуждение сельских тружеников (как, впрочем, и всех трудящихся) от собственности, пр( 1 надле- жащей им пока лишь фор мально. Нужно радикально изменить формы реализации прав социалистического соб ственника через широкое ис пользование разнообразных форм хозяйствования и хоз расчетных отношений. Перестройка экономиче ских отношений на селе тре бует пересмотра—и в теории, и На нрайтике—существую- п(их взглядов на социалисти ческую собственность. Уко ренившееся деление по искусственным критериям форм собственности на выс шие и низшие, на последо вательно и непоследователь но социалистические во мно гом определило и догматиче ские подходы к выбору форм хозяйствования и организа ции управления, привело к крупным издержкам. Сегодня речь идет о при знании равноправия различ ных форм социалистической собственности на средства производства и основанных на них способов ведения хо- зяйртра. Мы должны открыть ши рокую дорогу самым разно образным фор}лам хозяйст вования — и колхозам. и совхозам, и агрофирмам, и агрокомбинатам, и крестьян ским, и личным подсобным хозяйствам, и агроцехам прО: мьш 1 леннь 1 х, строительных и -других неаграрных предприя тий, и подсобным промыслам По-новому нужно подойти к семейно - индивидуальной крестьянской трудовой, дея тельности. Как и кооперация, она должна быть восстанов-' лена в своих правах. Речь идет о товаропроизводящих крестьянских хозяйствах, ба^ зирующихся на личном тру де. И, конечно, мы должны восстановить в полных пра вах личные подсобные, хо зяйства трудящихся. Бее хозяйственные формы могут тесно взаимодейство- . вать в социально-экономиче- ской структуре нашего об щества, состязаться между собой, дополнять друг друга, на деле доказьгеать свою эффективность и перспектив ность. И самое главное состоит в том, чтобы -через новый механизм хозяйствования, кооперацию, аренду макси мально раскрыть огромный потенциал, заложенный в ■колхозах и совхозах, то есть реализовать то, что и мыс лилось при переходе к кол лективным формам труда. Каков основной путь ре шения этой задачи? Суть его — во всемерной демократи зации хозяйственной жизни, которая позволяет в корне преобразовать структуру кол хозов на путях превращения их в кооперативы кооперати вов. Такой же по сути под ход применим и к совхозам. Для того, чтобы реализо вать наши планы перестрой ки экономических отношений и обеспечить широкое раз нообразие форм хозяйствова ния на селе. потребуется, конечно, время. Не будем упрощать задачу—ведь мы беремся за йоренное преоб разование всего уклада сель ской да зни . из важнейших, а , йожет быть, на данном эта пе и решающих путей пе рестройки отношений социа листической собственности является развитие арендных отношений в деревне. Имен но через аренду можно на иболее полно реализовать ленинскую идею активного включения личного интереса, возвратить человеку чувство хозяина, стимулировать его творческие 'возможности. Бокруг аренды в обществе идет дискуссия. Диапазон мнений здесь очень щирок. Многие руководители пере довых колхозов и совхозов, в принципе положительно высказываясь об аренде, тем не менее, считают, что в их хозяйствах без нее можно обойтись. Как известно, в этих хо зяйствах достигнут высокий уровень отдачи и земли, и фондов, широко используют ся возможности хозрасчета. Бее это так. Но при этом нужно видеть перспективу. Бее коллективы, в том числе и самые лучшие, должны ис кать пути наращивания про изводства и повышения его эффективности. А ведь, пря мо скажем, движение к но вым рубежам будет стано виться все сложнее и слож нее и тут традиционными подходами, по-видимому, не обойтись. Так что я бы и здесь арен ду не отвергал. Но, как го ворится, пусть сама жизнь скажет свое решающее сло во. Думаю, этот вопрос дол жны решать сами тр.удовые коллективы . наших передо вых колхозов и совхозов. Есть и другая, я бы ска зал, прямо противоположная точка зрения на арендные отношения, а заодно и на судьбу колхозов и совхозов. Ее сторонники исходят из того, что они должны быть расформированы, а их зейлю и другие средства производ ства следует передать арен даторам. Полагаю, что эта точка зрения и в научном, и в практическом плане не- обоснована. Не исключе но, что в некоторых случаях могут быть 'при няты и такие решения. Но все же главный путь видит ся в переходе и колхозов, и совхозов на внутрихозяйст венную аренду, в преобразо вании их на основе созда ния кооперативов арендато- Мы не должны недооце нивать того реального фак та, что нынешние колхозы и совхозу располагают пусть и недостаточной, но разви той инфраструктурой, спо собной удовлетворить мно гие потребности арендатора. Это касается и снабжения средствами производства, и сбыта произведенной про дукции, и получения много численных услуг, и даже объединения усилий в деле Социального развития тер ритории. / А ведь достаточно взгля нуть на опыт кооперативов не только в социалистичес ких, но и в капиталистиче ских странах, чтобы убедить ся ™ повсюду кооперативы и крестьянские хозяйства в той или иной мере нужда ются в объединении усилий для удовлетворения произ водственных И- социальных потребностей. По-видимому, предложе ние о роспуске колхозов и совхозов в значительной ме ре сформировалось под воз действием опасений за судь бу арендных отношений, из- за боязни, что их развитие может- быть заблокировано сопротивлением определен ных сил, преодолеть которое нелегко. Что тут сказать? Сопро тивление новому есть и враз не исчезнет. Опыт послед,- них двух-трех лет показал, что реальные препятствия на пути перехода колхозов, совхозов, других предприя тий на арендные отношения сводятся к двум моментам. С одной стороны; люди хотят иметь надежные пра вовые гарантии, которые соз давали бы уверенность в серьезности и долговремен ности нашей политики. Эти опасения мы можем и долж ны снять уже сейчас, пред ложив 'Указ Президиума Верховного Совета СССР об аренде и арендных отноше ниях в СССР. Проект его у вас имеется. На наш взгляд, он бы защитил интересы арендаторов и арендодате лей. А до конца года мож но было бы разработать и Закон об аренде. С другой стороны, арен да, как показала жизнь, кар динальным образом меняет положение специалистов в сельскохозяйственном произ водстве. В этой связи часть из них критически настрое на к этой форме хозяйство вания. И вместе* с тем уве рен, что брльшинство спе циалистов нДйдет свое место в новых ^отношениях на се ле, поскольку они позволя-' ют им полнее раскрыть свои способности и получить про фессиональное удовлетворе ние, не говоря о материаль ном вознаграждении. Аренду настороженно вос принимает и та часть кол хозников, рабочих,, которая на протяжении многих лет отвыкла добросовестно тру диться, приспособилась по лучать устойчивые доходы вне зависимости от конеч ных результатов труда. От этого нам надо, уходить, ина че мы не продвинемся впе ред. Реальный путь здесь — переход на оплату от конеч ного результата. Это сразу многое расставит по своим местам. Решать все вопросы,' свя занные с переходом на арен ду, мы должны, _ памятуя прошлый опыт, строго руко водствуясь ленинскими прин ципами, прежде всего прин ципом добровольности. Не будем устанавливать . зада ний, не будем определять сроки. Если Пленум поддержит предложения Политбюро, Президиума Верховного Со вета СССР и правительства на этот счет, й мы примем соответствующие документы, то тем самым будут созда ны правовые и экономичес кие предпосылки для широ кого перехода на аренду. Тогда этот процесс пойдет естественно, в нормальном русле и, я уверен, гораздо быстрее, чем до сих пор, Б этой связи хотелось бы подчеркнуть необходимость использовать многообраз ные формы аренды. На ее условиях могут работать не только колхозы и совхозы, агрофирмы и агрокомбина ты и их подразделения, но и отдельные, крестьянские семьи. Они способны осваи вать раброшенные земли, ху тора. особенно в районах Российского Нечерноземья, Белоруссии и Прибалтики. Б хозяйственной практике не следует исключать и приме нение паевых, акционерных начал. Иными словами, тут самбе широкое поле для ' Но в любом случае надо четко определить права и обязанности арендодателей и арендаторов, принципы их работы, формирования аренд, ных и акционерных отноше-' ний в рамках коллективной и индивидуальной собствен ности, место и роль этих форм собственности в общей системе социалистических производственных отноше- Речь идет о передаче в ' распоряжение арендаторов земли и других средств про изводства, ,0 реальном рас поряжении этими средства ми, включая самостоятель ное формирование производ ственной структуры и право арендатора распоряжаться арендным доходом, скреп ленное договором, и т. д. Арендатор будет уплачи вать государству соответст вующий налог за пользова ние землей, нести етрогую ответственность за сохран ность и качество арендуе мого участка, четко выпол нять обязательства по дого- Б настоящее время важ но осуществить новый, я бы сказал, решающий переход от создания отдельных кол лективов, ]работающих на аренде, к работе всех под разделений • хозяйства на арендных началах, к охвату ими взаимосвязанных внутри хозяйственных циклов.' (При этом крайне важно не допустить извращения идеи, попыток выдать за арендные отношения такие формы хозяйствования, в которых деформированы, а то и вовсе отсутствуют са ми основы аренды. . Следу ет решительно исключить любые формы огосударствле ния кооперации и ' админи стративного вмешательства в дела производственных Перестройка форм собст венности влечет за собой из менение экономических свя зей между городом и дерев ней, различными сферами народного хозяйства на ос нове дальнейшего развер тывания т отношений. Вообще, товарищи, мы за то, чтобы хозрасчетные' отношения с арендаторами строились на полной свобо де выбора способов реали зации продукции. 'К этому мы обязательно придем — ='• рано или поздно. Совершенно очевидно, что если колхозы и совхо зы, арендные коллективы станут шить на заработан ные средства, то это будет вынуждать их производить сельскохозяйственную про дукцию в больших количе ствах. лучшего качества, с меньшими затратами. И тогда ' мы получим воз можность закупать те виды продукции и в таком коли честве, которые необходимы для формирования государ ственного продовольствен ного фонда. Но это дело будущего. Между нынешней ситуаци ей, от которой мы начина ем движение, й тем време нем, когда новый экономиче ский механизм заработает в полную силу, конечно, неиз бежен переходный период, в рамках которого должны использоваться различные формы, включая и государ ственный заказ. (Меры, отвечающие зада чам переходного периода, предлагаются в розданных ' вам документах. Здесь я хотел бы прив лечь ваше внимание к гос заказу. (Признавая его не обходимость на современ ном этапе, нужно позабо титься о том, чтобы госза каз не превратился в завуа лированную форму нажим ных методов заготовок, хо рошо известных по прош лому опыту. Мы, конечно, стоим за дисциплину заку- ■пок. По это - должна быть дисциплина взаимных дого ворных обязательств при не-^ , пременной экономической ответственности и произво дителя, ■и заготовителя. Тут свою роль призвана сыграть и контрактация, разумеется, на основе обоюдной заинте ресованности производите ля и заготовительной орга низации.- Но при, всем этом уже сегодня нам надо твердо за фиксировать в законе сле дующий принцип: после выполнения обязательств по договору контрактации ос тавшуюся часть продукции производитель реализует по своему выбору — тем *ж е Заготовительным или торговым организациям, пе рерабатывающим предприя тиям, потребкооперации, на колхозном рынке, в общест венном питании. Естественно, возникает вопрос: почему необходим переходный период, какие задачи должны , бш р реше ны в это время? Потребность в таком переходном перио де объективно обусловлена нынешним состоянием и эко номики, и финансов, и де нежного обращения, и . по ложением на внутреннем рынке, связана и с необхо димостью проведения ре формы ценообразования. 'V Мы очень многое должны сделать во всех этих важ ных сферах жизни общест ва, изменить ситуацию к лучшему. На это, собствен но, и направлена радикаль ная экономическая реформа. Она включает также и ре форму ценообразования. Существующая система цен складывалась на протя жении десятилетий, имеет много наслоений и сейчас уже не соответствует объек тивным экономическим ус ловиям . Практически не улучшаются ценовые взаи моотношения сельского хо зяйства и промьцпленности, увеличился разрыв между закупочными, оптовыми и розничными ценами, что не гативно сказывается на сос тоянии экономики, на фи нансовом положении колхо зов и совхозов, промыш ленных предприятий и стра ны в целом. Многие хозяй ства без щомощи государ ства не способны . обеспе чить расширенное воспро изводство и тем более — решать свои социальные проблемы. Мы'стоим перед объектив ной потребностью создани я . качественно новой, взаимо увязанной системы закупочг ных, оптовых: И РОЗНИЧНЫХ цен, ориенти(юванной на интенсификацию, стимули рование производства высо кокачественной продукции в ■наиболее благоприятных для этого зонах, ликвидацию де фицита, укрепление хозяй ственного расчета. Новый ценовой механизм должен* стать эффективным инстру ментом формирования про грессивных пропорций, структурных сдвигов в про изводстве и потреблении, повышения конечных ре зультатов.' Это наша прин ципиальная линия. (Мы должны ясно пред ставлять, что без реформы цен, всей системы ценообра зования невозможно реали зовать задачи перестройки экономики, внедрить новые методы • хозяйствования, сформировать социалисти ческий рынок, (Продолжеше на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz