Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
и марта 1989 г.. № 59 (18 356) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ---------------- I Политическае беседы | ------------- :----- л н я т о м и я БЮРОКРЯТИЗМА «в обстановке застоя, скованности демократи ческих институтов бюрократизм разросся до опас- . ных пределов, стал тормозом общественного раз- {Из резолюции XIX Всесоюзной партийной коыферен-^ цни КПСС). О бюрократизме у нас го- новников. Более того, без ап- ворят теперь .много и рез- парата, основанного на вы- ко. Обличению подвергаются соком профессионализме. всякие • дельцы, казнокрады, чинуши, карьеристы и т. д. Конечно, неприятие того, что еще недавно считалось чуть ли не нормой поведе ния чиновника — это важ ная сторона, самоочищения общества. Но, чтобы не ог раничиваться косметически ми мерами, надо все-таки не упускать из виду, что у бю рократизма есть плоды владеющего современной технологией, способного уча ствовать в экономическом и социальном прогрессе, _ сов ременному обществу не обой тись. Однако в цивилизован ном мире решающая роль в экономическом и социальном управлении принадлежит де мократическим институтам, самодеятельности масс ,и лишь подсобная — специа- есть корни. «Когда главным лизированным учреждени- злоупотребителем является ям. находящимся под конт- бюрократическая иерархия, ^ ролей общества. Весь .смысл — писал Маркс, — личные ' Октябрьской революции как грехи чиновников необходи- раз и состоял в том, чтобы МО вытекают из, этой иерар- взявшие власть трудящиеся хии»; Это не значит,’ что на- сами могли формировать це- дЬ отказаться от борьбы с ли своего труда и жизни, должностными злоупотреб- «Народоправство», «само- лениями ■разных хамов, пуг. Но чтобы не зани_._,„ сц только аккуратной стриж кой сорняка, мы должны за этими фактами видеть извеч- нароДа» Ленин рассматривал не только как самостоятельную ценность, но и как единственный спо соб построения социализма. ную проблему: бюрократизм суть которого он определил как «живое творчество масс». И обобществление средств производства осново положники марксизма-лени низма рассматривали не как самоцель, а как экономичес кую основу социального 'ра венства и равноправия лщ- широком понятии — это не просто неправильное по ведение того или иного функ ционера, а общественное яв ление. ноГто^^е” ^ ^ ^ “ Однако на пути к этой це ной о п г а н т я п т о т ^ н ^ ^ с а бюрократический Й . Т р “ сх?д” яое с а л ь т мортале: орган, ™ „ д а с '^ й „ с к о г о режи- ма началось создание меха низма власти, способной по ставить общество по стойке, «смирно»,' Наряду с лави-' нообразным ростом числа ра ботников управления нача лось грубое насаждение от ношений фактического нера венства; субъектом власти становится всесильная армия функционеров, а основная часть населения превращает ся в покорный и пассивный объект властвования. Ценно сти и механизмы бюрократи зированного’ общества полу чили тогда откровенное, да же циничное воплощение в жесткой иерархии «чинов», модели «пирамиды» и «вин тиков» в бюрократическом государстве, как «главном орудии», в концепции пар тии, как «ордена меченос- В 1927 году Сталин уже не скрывал, к какому типу правления он тотовит стра ну и какой аппарат ему для этого нужен. «В составе на^ шей партии, — говорил он, — если иметь в виду ее ру- Встав над массами, бюро- ководящие слой, имеется око- кратия не только узурпиру- ло 3—4 тысяч высших ру- ет власть, но и неизбен^но ководителей. Это, я бы ска- выделяется в особый слой зал, — генералитет нашей общества с привилегирован- партии. Далее идут 30—40 ным социальным и экономи- тысяч средних руководите- ческим положением. Таким лей. Это наше партийное образом, основным интере- офицерство. Дальше идут сом бюрократии является со- около 100— 150 тысяч низ- хранение своего положения шего ' партийного командного путем укрепления и расши- состава. 1 ^ о , так сказать, на- рения полномочий при рас- ше партийное унтер-офицер- поряжении общественным'бо- ство». В это же время вы- гатством и с уклонением от является еще одна черта подчиненный ^ , , подчиняет ее себе. Так ска зать, слуга становится гос подином. Наглядным (хотя и не . "исчерпывающим всей сложности феномена бюро кратии) ^ примером могут служить установившиеся ■у- нас взаимоотношения между представительными и испол нительными органами. Отда ленные социально-экономи ческие .ИСТОК;-}’ этой метамор фозы лежат в. исторически объективном противоречии, одна сторона которого сос тоит в необходимости расши рять участие , трудящихся в управлении, другая — в за интересованности правяще го слоя вообще отстранить их от выполнения этой функ ции ради • сохранения свое го главенства в обществе. Так возникла, по существу, искусственная форма управ- 'ления обществом через чи новников. Так произошло разделение общества на тех, кто управляет и тех, кем уп- , равляют: начальников и под- - чиненных. контроля со стороны трудя щихся. Малейшее притяза ние на контроль их деятель ности, на демократизацию общественной жизни всегда означало для бюрократии притязание на ее власть. формирования власти. Если Ленин делал ставку на «спе цов», то Сталин, провозгла сив тезис, что «кадры ре шают все», главным качест вом работника считал не ком петентность, а личную пре- Жизнь для отдельного бю- данность, его понимание, рократа — это «делание что должность ему дали не карьеры»,, добывание чинов, за знание дела, а за служ- благ и возможностей прояв- бу тому, кто её дал. Значе- лять свою власть. Для бюро- ние происшедшей трансфор- кратии в целом — это все- мации власти стало очёвид- объемлющая профанация ным, когда бюрократический здравого смысла, наиболее аппарат поглотил политиче- обЩим выражением которой ские целепрлагающие струк- лярские, а канцелярских властия был очень велик., в государственные, В этом Но на деле он лишь прикры-' перевернутом «конторском» - вал всевластие бюрократиче- мире действительные цели ской системы, которая, ос- государства представляются таваясь в тени, делала свое бюрократу как противогосу- дело. Без поддержки бюро- дарственные. Поэтому с но- кратии, без опоры на нее сителями общенародных ин- все, сделанное Сталиным, бы- тересов,, сторонниками де,- ло бы невозможно. На сле- мократии бюрокоатия всегда дующем витке спирали бю- вела и ведет настоящую вой- -рократического абсолютиз- ну. Здесь цадо сказать, что ма регалии «культового» рек- наличие аппарата управле- визита играли уже иную нйя само по себе еш'е не оз- роль. Вознося над общест- начает монополизацию функ- вом усыпанную звездами ций власти персоналом чи- фантомную фигуру нового «любимого и дорогого» вож дя, правящая бюрократия получила возможность куль тивировать самое себя. Экономической почвой ав торитарной власти стало создание в нашем народнрм хозяйстве таких отношений, которые требуют внеэконо мического, административ ного принуж; 5 (ения. Огосу;|;ар- ствление средств жизнедея тельности общества с неиз бежностью превратило бк|ро- кратию, распоряжающуюся общественной собственно стью, в единственный реаль ный субъект хозяйствования. И здесь уместны ленинские слова о том. ЧТО-' политика не может ие иметь первен ства над экономикой. Поли тическая бюрократия увенча ла пирамиду бюрократичес кой иерархии, прида^ ей «за конченность» и сделав ее бытие завершенным и устой чивым. Особенность бюрокра тического управление состо ит в том' что субъект управ ления никакой экономичес кой ответственности за свои решения не несет,- Поэтому бюрократия не ,управляет, а властвует. И властвует ;аб- солютно. А любая абсолюти зация властных функций де лает их исполнение неком петентным и упрощенным. Бюрократическому ' стилю свойственна т а к а я . форма реализации управленческих функций, когда любая проб лема низводится до урорня «мероприятия», вмещающе гося в привычные рамки стандартных отчетов. Вало вые показатели, анкетный подбор кадров, проценто|ма- ния не только аналогичны п о . способу действия, но ) и приводят к аналогичным ^ре зультатам; производится, от бирается и доминируедся продукция среднего (не вы ше среднего) качества. Что это означает в производстве товаров, в образовании, здра воохранении — известно всем. Такой же-результат да ет и утвердившийся метод рекрутирования кадров. Не знание дела, не способность к нестандартному мышле нию, а лояльность, готов ность выполнить- любое зада ние начальника и умение действовать в соответствии с законами внутреннего функ ционирования системы — вот критерии, которыми все гда руководствовалась ёло- жившаяся у нас практика подбора и расстановки кад ров. А . это, в свою оче редь, вело к воспроизводству" и преобладанию некомпетент ности. Речь тут, конечно,: не об индивидуальном стиле от’- дельно взятых работников, а о стиле бюрократической си стемы как таковой. Бюрокра тия неповоротлива и в то же время поразительно везде суща. Она охватывает все сферы и плотно заполняет собою все доступное ее влиянию социальное прост ранство. И все, с чем Она соприкасается, нревращает- ся в ее составную часть. Внештатные активисты бю рократических организаций функционально не отлича ются от платных аппаратчи ков. Функционеры общест венных организаций практи чески по формам и методам работы не отличаются от • чиновников государствен ны х учреждений. Бюрокра тии всегда есть, что скры вать. Поэтому сущностной чертой ее властвования яв ляется наличие тайн. Открытый дух государст ва, отмечал Маркс,; пред ставляется бюрократии пре дательством по отношеЦию к ее тайне. А как же иначе? ВеДь только тщательно под держиваемая ограниченная гласность могла долгое вре мя придавать у нас суете и ' показухе (не ' считая злоу потреблений) видимость^ го сударственной солидности, объединяться бюрокрттам в замкнутую касту. Ради это го был изобретен це^^ый ар сенал методов: от вахтера, эдакого мини-бюрократа, знающего кого «пущать», а кого «не пущать», до моно полизации информации: это народу можно знать, а это нельзя. Отсюда и характер ные особенности идеологии нашей, бюрократической си стемы. Прежде всего — это ее упрощенность, ограни ченный набор схем и стан дартных формул, лишенных внутренней связи и сколь- нибудь серьезного теоретиче ского содержания. Бюрокра тическую идёологию вряд ли можно назвать догматиче ским извращением марксиз ма и социализма. Догматизм все-таки преклоняется перед «буквой». Бюрократизм же использует любой текст (вернее отрывки из- текста) только для прагматической цели. Прежде всего он це нит то, что санкционировано свьппе. Для него суборди нация важнее аргументации. Нет нужды доказывать, что бюрократия — самый примитивный и дорогой ме ханизм управления. Восем надцатимиллионная рать на ших чиновников блестяще доказала это,, сделав нашу богатую ресурсами и талан тами страну неспособной прокормить, достойно одеть и' обуть населёние. Речь о сущности бюрократизма. Яв ляется ли, например, наша бесхозяйственность резуль татом сознательных усилий бюрократии? Конечно, нет. Монополизировав функции управления экономикой и обществом, бюрократия, ко нечно же, оказывается в за- висимостц от успеха в раз витии поеле)|них. Сугубо бюрократическим показате лем!'этой зависимости явля ются приписки, очковтЦра- тельство, дезинформация, Вместе с тем это и пёчать хозяйственной беспомош|но- сти административной ;си стемы. Чиновники просто] не могут одолеть ‘ бесхозяйст венность потому, что они оставили' общество «без хо зяина» в буквальном смыс ле этого слова. Чтобы сох ранить власть своего сосло вия, бюрократии пришлось превратить всех трудящих ся в простых носителей ра бочей силы, служащих !го- сударству и им якобы обда- ' До недавнего времени оп равданием этой политики- служила выдававшаяся за научную пресловутая кон цепция «социальной одно родности». В таких условиях все стало ничьим. . бесхоз ным. Поэтому абсолютист ская по своим притязаниям бюрократическая система никогда це была жесткой в исполнительном плане. Мес та. «низ», реальные работ ники, будучи формально обязанными выполнять без дну распоряжений «верхов», могут годами не обращать на них внимания, делая толь ко плановый «показатель». Отсюда и другие неподкон трольные процессы; теневая экономика, теневые меха низмы власти . личност ные, клановые, вассальные, мафиеподобные, теневая идеология — двоемыслие. Нарастание негативных яв лений вызывает стремление системы овладеть обстанов кой, ужесточить контроль, усилить власть за счет рас- ширёния аппарата. Но это влечет за собой новый виток снижения компетенции, еще большее распыление ответ ственности, а в конечном счете опять возвращает си стему к новой линии на рас ширение аппарата управле- Господство бюрократиче ской системы привёяо об щество к глубокому застою, а бюрократию — к беспре цедентной деградации. И это закономерно. Разлагает вся кая чрезмерная власть. Аб солютная власть; разлагает абсолютно. И тут важно понять, что систему бюро кратического господства нельзя очистить- от «наслое ний», ее нельзя .исправить, а можнр только сло^иать и создать на-ее месте принци пиально новые, демократи ческие органы и формы са моуправления. Основные со ставляющие этого процесса нам известны: утверждение правового государства, вос становление политически авангардной функции пар тии, эффективное взаимо действие различных форм социалистической собствен ности, развитие гражданской инициативы, превращение ^гласности, свободы . слова и мысли в норму социалисти ческого общества. ' А. ТРАВКОВ, доцент ЛГПИ. Анонс НА ТЕЛЕЭКРАНЕ АРЕНДАТОРЫ К развитию агропромыщ- лённого комплекса страны сегодня приковано всёобщее внимание. Новые четкие ори ентиры ему дадут решения предстоящего мартовского Пленума ЦК КПСС, кото рый рассмотрит весь ко»|н- леке аграрной политики пар тии. Одна из центральных тем тут, конечно же, внедре ние аренды на селе. Как обстоит переход на ра боту по-новому в хозяйствах нашей, соседних областей? Ответы на этот и сопутству ющие ему вопросы в какой-, то мере даст «круглый стол» по проблемам аренды в сельском хозяйстце, прове денный Воронежским телеви дением. Передача будет по казана в« понедельник, 13 марта, в 17 часов по второй программе. В разговоре за «круглым столом» примут участие арен даторы Липецкой, Воронеж ской, • Белгородской и Там бовской областей, специали сты сельского хозяйства, ученые.- «КАРНАВАЛ», «ОРБИТА» И ДРУГИЕ Новый, 22-й по счету, ат тракцион смонтирован в Нижнем парке Липецка. Это иллюминированная (установ ка «Орбита», ко'горая скорю сможет принять на свой «борт» двадцать четыре от дыхающих одновременно. В наступающем весенне летнем сезоне в этом парке будет оборудовано новое по мещение для видеозала, ко торый уже сейчас работает в одном из приспособленных павильонов три раза в неде лю, оригинальный теремок для компьютерных игр. Должно начаться строитель- - ство Зеленого театра. В другом парке Липецка — Комсомольском имени В. Скороходова получен боль шой детский аттракцион «Карнавал». Должны здесь широко распахнуть для от дыхающих двери и оба па вильона бывшей выставки — «Строительство» и «Метал лургия». Часть первого из них уже отдана под зал иг ровых автоматов, настольно го тенниса. Другой павильон должен привести в порядок НЛМК, длительное время эксплуа'тировавший его. Оба парка продолжат на СВОИХ' территориях зеленое строительство. ВАШИНГТОН. 10 марта. (ТАСС). Белый дом распро странил в четверг заявление президента Буша, приурочен ное к началу в Вене перего воров по обычным вооружен ным силам в Европе и пе реговоров по мерам укрепле ния доверия и безопасности. Американский президент заявил, что эхо знаменует собой '«начало процесса, представляющего огромную важность для народов Евро пы,' Соединенных Штатов и Канады и для всех, кто раз деляет надежду на создание более надежной н безфпас- ной Европы». Он также от метил, что НАТО будет стре миться к «уничтожейию спо- ИОРОТКО КАБУЛ. Агентство Вах тер передало заявление выс шего военного командования РА, в котором сообщается о том, что уже четыре дня воо руженные формирования аф ганской оппозиции нри прямой подг^ержке пакистанских- во еннослужащих ведут боевые действия в провинции Наш'ар- хар. Оппозиция, вступившая в грязную сделку с Пакистаном Соединенными Штатами Аме рики, .указывается в заявлении, намеревалась провозгласить в Джелалабаде «правительство», созданной в Исламабаде. Час ти афганских вооруженных сил нанесли мощные удары ков, выведя из строя около 1500 солдат противника. Стре мясь сжрыть значительные людские потери, накистааская военщина усиливает прямую агрессию против Афганистана, бросая в бой все новые под разделения. ' ПЕКИН. Здесь подписано соглашетае о создании рабо чей П)уппы по . экономическо му и научно-техническому сотрудничеству в области чер ной металлургии между Ми нистерством черной металлур гии СССР и Миянстерством металлургической промышлен ности КНР. В задщш рабочей группы цхо, комплексного металлургов, двух стран в науч но-исследовательской, опытно- конструкторской и проектной деятельности, выработка пред ложений по кооперированию производства, развитие пря- мьк связей, других новых форм сотрудничества между отраслевым предприятиями и организациями, а также на лаживание обмена передовым опытом. (:^ НИКОСИЯ. Высокую оценку позиции Советского Союза в деле справедливого урегу.;шроваш 1 я кипрской про блемы дал теверальшдй сек ретарь ЦК Прогрессивной пар тии трудового народа Кипра (АКЭЛ) Димитриос Христофи- ас, который выступил здесь на пресс-конференции, посвя щенной итогам недавно состо явшегося пленума ЦК АКЭЛ. Путь к урегулированию на Кипре, сказал Христофиас, ле жит через межобщмвый диа лог и международную к о ^ е - ренцию, способную обеспечить необходимые правовые гаран тии. Именно в этом направле- работает сейчце АКЭЛ, до- КИТАЙ. Происходящие стране перемены непосредст венным образом затрагивают развнтне одного из наиболее крупных и удаленных от цен тра страны районов — Синь- цзян-Уйгурского автономно-* го района. На снимке: секретарь пар тийного комитета города Ка ши Чжан Чжэньу принимает у себя дома Уйгура Аровкана. Фото Синьхуа—ТАСС. ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА с’обнбсти предпринимать внезапные нападения и круп номасштабные наступатель ные операции». В своем заявлении Буш представил западную интер претацию военного соотноше ния на Европейском конти ненте, согласно которой су ществует «неравновесие по военным силам, сложившееся явно в пользу Варшавского Договора». Такое тенденци озное утверждение, как из вестно, основывается на на товском методе выборочного подсчета, который, напри мер, лишь частично охваты вает военно-воздушные си лы и полностью игнорирует военно-морские. ДОКЛАД О ПРОБЛЕМЕ БЕЗДОМНЫХ ЛОНДОН, Ш марта. (ТАСС). Пересмотреть отно шение к проблеме бездом ных потребовали от прави тельства консерваторов Бри танская . медицинская ассо циация и ассоциация санинс пекторов. В докладе, опубли кованном сегодня, они под черкивают, что с 1979 года число бездомных семей, за- регйстрированных только в Англии (без учета Шотлан дии и, Уэльса), удвоилось,, и примехШо 113 тысяч таких семейств вынуждены , пола гаться на помощь, оказывае мую местными органами вла сти — иными словами, про живать в дешевых гостини цах и ночлежках. Санисгар- ные же условия в этих'Гос тиницах, ■как отмечается в докладе, зачастую просто ужасны: в комнатах были об наружены тараканы, клопы, вши, мыши, «инфекционные заболевания — обычное "яв ление и легко распространя ются». «Проблема без'дом- ных с каждым годом с!]^но- вится хуже», закл 1 фчил представитель Британской медицинской аосоци^ии Майкл Уилсон. (ТАСС, 10 марта). СЕНТА ОТВРЕГ НАНЗАЧЕНИТЕАУЗРА ВАШИНГТОН. 53 голоса- вели Белый дом и рукрЦод- мй против 47 сенат конгрес- ство республиканской -пар са США отверг назначение тин в конгрессе, окончилась Джона Тауэра : 51 инистром поражением кандидата,'^ыд- обороны. Упорная борьба, винутого президентом Джор- которую несколько недель джем Бущем. (ТАСЙ,). ИЕШДУНДРШШАЯ ЦРУ и НАРКОТИКИ На состоявшейся недавно в Тегеране пресс-конферен ции было заявлено, что ЦРУ США причастно к деятель ности международных прес тупных организаций торгов цев наркотиками, действую щих в том числе и в Ира- С таким утверждением выступил первый замести тель командующего исламс!- кими революционными коми тетами (специальными поли цейскими силами, входящи ми в МВД Ирана и укомп лектованными наиболее фа натичными сторонниками ис ламского режима) Мохтар Калантари. , «ЦРУ поощряет контра бандистов. Если необходимо, мы опубликуем документы, неопровержимо это доказы вающие», — сказал Калан тари. По его словам, ЦРУ поддерживает контакты с ’ торговцами НЕСркотиками в Пакистане. 80 лабораторий по производству найболее опасного наркотика — геро ина — действуют в Афга нистане, в районах, которые' не контролируются централь ным правительством, т. е. на базах афганской оппозиции. Калантари признал; ч.то число наркоманов в Иране достигает одного миллиона человек. В последйее время власти развернули широкую кампанию борьбы с наркоти ческой мафией. Только с на чала этого года силами бе зопасности было захвачено свыше 60 тонн различных наркотиков. 105 крупных дельцов наркотического ^биз неса было казнено в различ ных городах страны. По сообщению газеты «Кейхан Интернэшнл», в бли жайшее время в Иране бу дут казнены по приговору специальных трибуналов еще 70 «■цорговцев смертью». Иранские власти счи'гдют, что новое законодательство по борьбе с , наркоманией, предусматривающее жесто кие наказания для глав]^рей наркомафии, позволит в бли жайшие два года сократить потребление наркотиков в стране на 80 процентов'. А. ТКАЧ, корр. АПН. В КНР СОКРАТИЛОСЬ ПРОИЗВОДаВО ЗЕРНОВЫХ ПЕКИН, 10 марта. (ТАОС). в прошлом году в КНР бы ло произведено на 13,3 млн. тонн зерновых меньше, чем в 1984 г., а население стра ны за этот период увеличи лось на 61,39 млн. человек. Таким образом, количество зерновых культур в расчете на душу населения сократи лось на 34,5 кг — с 393,5 кг 1984 г. до 359 кг в Как рообщйл министр торговли Ху Пин, начиная с 1985 года уровень производ ства зерна в Китае постоян но колеблется. Для реали зации поставленной государ ственным планом задачи добиться к концу нынешнего столетия производства 410 кг зерна на каждого- челове ка центральное правитель ство разработало ряд мер, стимулирующих' производ ство зерновых. Так, с апре ля этого 'года на них будут повышены закуцочные цены. Крестьянам, 'подписавшим контракты на продажу зерна государству, будет, бесплат но предоставляться дизель ное топливо, снижены цены на удобренйя. К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я ПО С П И Д БАНГКОК, 10 марта. Корр. охранения (ВОЗ). В течение че- призвал правительственные, ме- ТАСС Борис Чехонин переда- тырех дней около 600 специа- дицинские и общественные ор ет; в столице Таиланда завер- листов из более чем 30 госу- ганизацшт •стран—^участниц-' к шила работу международная дарств обсуладли методы борь- усилению контроля за пврели- конференция «СПИД в стра- ^ этим пока неизлечимым ванием крови и созданию ее нах Азии- и Тткого океана», ^ ® в ь з д™ н а конференции, запасов, половому воспитанию организованная по ишциативе руководитель программы ВОЗ Детей в школах, мерам по-борь- Вс.емирнбй организации здраво- по б о р т ^ со СПИД Дж. Манн бе с проституцией. . " МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИЛИ ПОДОЖДАТЬ? К вопросу о тактических ядеркых ракетах НАТО Соединенные Штаты и Вё- ликоб,ритания считают. что тжтические ядерные ракеты типа «Ланс», развернутые в Западной Германии, к середи не 90-х годов устареют. А по тому, дескать, настало время принять- решение б их замене. В подтверждение этого премь- ер-минисф Маргарет Тэтчер не давно заявила; «В современ ном мире разработка, произ водство и размещение нового типа вооружения занимают очень длительный период вре мени — 10 лет или дольше. И если сегодня кто-либо из нас примет неправильное ре- шание, оно может поставить под угрозу безопасность бу дущих поколений, вплоть до конца нынешнего столетия». •Но идею модернизации так тических ракет в НАТО под-'- держивают далеко не все ее члены. В этом убедился сам госсекретарь США Джеймс Бей кер во время поездки по стра нам Западной Европы. Особую тревогу у него вызывала по зиция ФРГ, руководители ко торой считают, что мрмент для принятия решения о заме не ядерных ракет выбран яв но неудачно. Среди* народов Европы растет популярность советской политики гласности и перестройки, говорят поли тические лидеры Западной Гер мании, а мы — НАТО, тут как тут с планами перевооруже ния. Как, мол, все это во примут в Советском Союзе? Канцлер Гельмут Коль пред лагает отложить решёние это го вопроса до 1991—1992 го дов. И хотя он в пркЕЩипе против полной ликвидации ра кет данного 'Класса, не сторон ник так называемого «третьего нулевого варианта», все же создавать сейчас препятствия на пути улучшающихся отно шений между Востоком и За падом, по его мнению, не сле- Тактическое маневрирова ние западногерманского канц лера не столь уж загадочно. Дело в том, -что в 1990 году в Западной Германии должны состояться общие выборы, а опросы общественного мнения указывают' на то, что подав- уущощее большинство населе ния ФРГ не только высказы вается против модернизации, но и не желает иметь ника ких едерных вооружений на территории своей страны. Про игнорировать столь весомый фаздар в предвыборной ситуг ся. И как не Пыталась премь ер-министр Великобритании на встрече с канцлером ФРГ во Франкфурте-на-Майне ■ убедить Гельмута Коля в необходимо сти прйнятия решения о мо дернизации тактических ядер ных ракет, ей этого пока не удалось, хотя они и услови лись вернуться к этому воп росу в апреле, дабы попробо вать все-таки достичь согла- Нёсмотря на различия в подходах к решению данной конкретной проблемы, общая политическая платформа у них одинаковая. Ведь они при знают, что просто обязаны до стичь, согласия, . если даже и не в апреле, то, самое позд нее, в ходе майской встречи руководителей стран НАТО на высшем уровне в Брюсселе. Недаром же Тэтчер и Коль во франкфуртском , совмесгаом заявлении подтвердили свои убеждения -в том, что так наг- зываемые «силы сдерживания» Североатлбштического, , союза должны сочетать вооружения обычного типа с ядернымн, которые следует поддерживать, по их мнению, на самом сов ременном -уровне. Нельзя не сказать об отно- шергаи к проблеме модерни зации тактического ядерного оружия в Европе остальных стран НАТО; - Так, Дания, и Норвегия вы ступают против планов модер низации и, по-видймому, не собираются пересматривать " то же время Турция решительно • поддер живает идею модернизации. Франция, не входящая в воен ную структуру объединенных вооруженных сил НАТО'; и располагающая собственными «независимьши» ядерными си лами, которые в настоящее время модернизируются, :.'ведет двойственную политику в_этом вопросе. Ради улучшения вза имоотношений с Западной Германией правительствен-,, ные круги Франции, с одной стороны, вроде бы поддержи вают позицию канцлера Коля. С др-угой — президент Мит теран, как и премьер-министр Тэтчер, выступает против лю бых переготоров по тактиче скому ядерному оружию. История отвела Европе же сткие сроки для решения про блемы «третьего ядерного. ну ля». Отмахнуться от нее про сто так иля как-то затуше вать ее не удастся. Наша по зиция в этом вогфосе пре дельно ясна. Советский -Союз не раз предлагал начать пере говоры о тактич«ком 'Ндер- ном оружии. Это предложе ние остается в силе. Как зая вил министр иностранных дел ССОР Э. А, Шеварднадзе на закрытии Венской встречи'. 19 января, «Советский Союз мо дернизацию ядерных тактиче ских ракет ' не производит. “При этом мы однозначно ис ходим из того, что модерни зация цдерных ракет — шаг назад, а не вперед. Что ;^удет дальше с модернизацией это зависит от наших запад ных партнеров». Полковввк в. НАЗАРЕНКО, военный обозреватель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz