Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
14 февраля 1989 г., № 38 (18 335) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ КЯК УГЯСЛЯ и н и ц и я т и в я Минувшим летом, когда августовские совещания учи телей, ■йаК известно, пррходи- ли с участием старшеклас сников, в Липецке на одном из них услышала я от ребят ' новость: при горкоме ВЛКСМ комсомольский актив создал - свой, на общественных на чалах, школьный горком (ГШК). И о задаче узнала: намерены активисты помо гать первичным. У проблемы «аппарат-пер- вичка» борода, известно, ох, какая длинная. Правда, на сей раз за решение ее взял ся не аппарат, а актив, к то му же специально обучен ный • на летних сборах и проверенный. Мысль, я имею в виду ГШК, конечно, не новая. Штабы при горко.мах и рай комах время от времени по являются и исчезают. Сыг- рада туг, свою, роль и идея школьного самоуправления, которая все прочнее утверж. дается в умах педагогов и их воспитанников. Комсо мольским активистам приш ло в голову осуществить ее на уровне своего горкома. Впервые о школьно.м гор коме участники очередного летнего сбора комсомоль ского актива услышали от секретаря ‘ комитета ВЛКСМ школы № 30 Стаса Рома ненко. З а две учебных неде ли они успели приглядеться друг к другу, обрести едино мышленников. Стас выделял, ся контактностью, интеллек том, умением убеждать. Сло вом, лидером его признали почти безоговорочно и за ним пошли. Долго бурлили, об суждая будущую программу, и на заключительной конфе ренции актива был создан го родской комитет комсомола школьников. Выбран секре тарь — С. Романенко, обра зованы секторы, главные на правления работы. Их программа? Они «за самостоятельность школь ного комсо.мола, за демокра тизацию жизни школ, за за щиту прав и интересов шко льной молодежи, за создание общественных форм руковод ства», Ребята намеревались проводить дискуссии, ми тинги по вопросам политики, истории, образования, а так же — дни милосердия. В их планах бьщ клуб «Обще, ние» и клуб молодых исто риков, работа с «на})ормала- ми» и организация досуга. Одна из целей — активиза ция коллективной мысли и обмен опытом комсомольской работы в рамках города, об ласти. страны. Девиз для себя и первичек: «Даешь кон кретные, значимые дела1». ...Прошло полгода. Мы по звонили в Липецкий горком ВЛКСМ: как складываются дела у школьников? В ответ — невнятный ответ инструк тора: похоже, дела н ев аж - , ные- И вот мы в кабинете секретаря Елены Чунихиной, с самого начала поддержав шей инициативу активистов. — Да, я поддержала ре бят, — говорит Лена, — иначе поступить было прос то нельзя: они буквально за . горелись своей идеей пере устройства школьного ком сомола, были вдохновлены ею и горячо взялись за де ло. Но я же честно предуп. редила их; ноша эта тяжелая, а у многих впереди' десятый класс. Сомнение вызьшали и некоторые задачи, форму лировки, но... Знаете, не хо тели мы, аппаратчики, ниче го навязывать. Они бы вос приняли это как регламента цию. Правда, все-таки сочли необходимым поставить воп рос на бюро. Оно состоялось 9 сентября. Таким образом, мы поддержали ребят и взя ли на себя часть, ответствен ности за судьбу их начина- С самого начала Лена ра ботает со своими обществен ными помощниками, что на зывается, рука об руку. Без назиданий и докучливых со ветов, просто как товарищи. Пик их работы пришелся на первые два осенних месяца.- Всего, два месяца! И «кое- что» сделано, Успели побы вать в небкольких школах (с целью изучения стиля ком сомольской работы), налади ли «производство» экспресс- выпусков (объявления о го родских мероприятиях, ре комендации комсоргу, сове ты, как организовать само управление),открыли общест. венную приемную, а при До ме политпросвещения, — клуб «Общение» и подклю чились к работе университе та юного марксиста-ленинца. Подготовили вместе с «Фоно графом» несколько вечеров, установили контакт с кл^ - ' бом старшеклассников в До ме пионеров, с детским до. мом... Работали все создан ные секторы. Но работали только до осенних каникул. Все реже на еженедельные заседания стал приходить С. Романенко. Его постара лись .понять: парень замотал ся в 'школе с общественны ми делами и учебой. Переиз брали. Но вот что поучитель но. После этого стали замет но редеть ряды энтузиастов. Сначала число их,- достигав шее пятидесяти, уменьши лось вдвое, а затем остались лишь ответственные за сёкто- — И вот теперь, — гово рит Е. Чунихина, — ■ребята считают, что «школьный гор. ком» больше не действует. — А ваше мнение? — По-моему, он все-таки действует. Как же быть нам в оцен ке этой непростой ситуации? Захотелось послушать ребят. В беседе приняли участие И. Ведилина и. С. Матвеева (шк. № 49), В. Осипов и С. Корвяков (шк. № 28), С. Голубков и А. ершнин (шк. № 12). Со Стасом Ро маненко разговор состоялся по телефону. Так почему •же не дейст вует школьный горком? Ком- .сомольцы назвали тому две причины:- распался коллек тив единомышленников и не удалось ничем помочь «пер винкам» — работали, счи тай, только для себя. Трудно с ними не согла ситься; коллектив единомыш ленников, действительно, распался. Это очень обидно и хочется понять — почему. — Идея V нас в лагере появилась прекрасная. — говорит С. Голубков, — но многое, как- позже стало яс но, шло от эмоций. Стас был настроен на успех, и мы вслед за ним тоже, не виде ли «узких мест» в том деле, которое начинали. — Вот именно, — про должает А. Сошнин. — О «мелочах» забыли. Не видел я и тех «нитей», которые мо. гли бы нас связать с первич ными организациями. Нкдо выходить на комитеты, но И тут С. Голубков расска зал о том, с чем сам стол кнулся.. Побьшав на заседа нии комитета комсомола од ной из школ своего района, он увидел рутинность, заор- ганизоваиность, полное неу мение работать самостоятель. но. Перед ним встал вопрос: что делать дальше? Пришел в горком, рассказал о впе чатлениях С. Романенко. Все! Информация получена. Что с нею делать дальше — ник то из них не знал. Позже С. Романенко пы тался убедить меня, что во время летней учебы комсо мольский актив многому учат. Я уточнила: и анализу проблем школьной и комсо мольской жизни, умению бы стро и точно ставить диагноз и помочь решению пусть не большой, но конкретной за. дачи тоже? Для этого ведь надо знать школу, уметь всту пать в союз не только с ее ребячьим активом, но ' и с лучшими, ее учителями, убе ждать их в своей правоте. То есть, надо уметь рабо тать, как политические ор- гашшаторы. «Да кто и где этому учит?!» — восклицали мои юные собеседники. Вот то-то и жаль, что никто и ни. где — ни в школах, ни ком сомольские аппаратчики — не учит этих умных, начитан ных. глубоко и тонко мыс лящих, одухотворенных пре красными идеями ребят ра ботать в комсомоле по-насто- ящему; брать на себя не «все», а совсем немного, не большое, но конкретное де ло, продумывать его до ме- ' лочей, и знать в деталях, как его выполнить. Школа и комсомол лишь мелко эксплу атируют лучшие качества лучших своих комсомольцев, пользуясь ,— я настаиваю именно на этом слове — их добросовестностью и испол нительностью, идущей от са мостоятельно выработанной внутренней личной дисцип лины и склонностью к обще ственной работе. Не потому ли так не любят они, в боль шинстве своем, это словеч ко «активист»? Ведь сколь ко вот так, по учительской подсказке, не старайся «вка. лывать», а у сверстников авторитет не завоюешь. А этим ребятам надо ощущать себя полезными, они чувст вуют, что ■могут быть насто. ящими Лидерами. А теперь вот о чем обя зательно надо сказать. Ну кто бы первый должен был в полную меру оценить это благородное движение души лучших своих питомцев? Учитель? Конечно! И поспе шить помочь. Увы! Не везде ребята встретили понимание и поддержку. Двоих «горш- комовцев»—якобы зазнавших ся — поспешили сместить— «переизбрать» — с секретар ских постов в школе.' Одно му ярлык навесили — де магог, сам ничего делать не хочет. А этот «демагог» из матывался, устраивая в гор коме вечера отдыха. Еще один член. ГШК выступил на об щешкольном собрании с предложением о создании си. стемы самоуправления. Кро ме семи товарищей его ник то не поддержал, в том чи сле и учителя. Решил выйти из состава комитета, помо гать ему на общественных на. чалах, подумав, что Так бу дет честнее. И моментально почувствовал «моральный прессинг» учителей; кто-то перестал отвечать на привет ствие юноши, а кто-то стал выставлять его виноватым в конфликтах на уроке. И это. уважаемые учите ля, тоже — «шаги рефор мы, примеры «педагогики со трудничества» в конкретной ситуации с детьми, которых мы так любим называть гор. достью школы и работать с которыми, оказывается, не умеем так, как этого требу ет истинная педагогика сот рудничества, то есть, в инте ресах Их незаурядной лично сти. Все чаще требуем, тре буем.., А вот помочь самоут. верд'иться юным гражданам можем далеко не все и не всегда. (Потому и не назы ваю ни фамилий, ни школ— классы-то выпускные, а учи тель, как иронически заме. ТИЛ один из моих собеседни ков, это — «ух, сила!»). Рискну высказать свое мнение и о том, нужен ли школьный горком комсомо ла? Ну, может; не горком, а центр такой необходим. Как мозговой, как школа практи ческой отработки навыков общественной (во всей ее конкретике) работы, цак средство общения, обмена опытом. И пусть сюда выби рают в школах самых до стойных, а не назначают, как еще водится, райкомы ; по разнарядке. Чтобы прибави лось у лидеров ответствен, ности перед своим коллекти. вбм, перед ребятами, перед делом, которое Зпредь не сбросишь с плеч столь лег ко, как сделали это нынеш нйе энтузиасты. Эти и дру гие проблемы неплохо бы об судить, хотя бы на том пле нуме. который в положении о ГЦ1к обозначен как высший еда орган. Растерявшись от трудностей, забыли о нем ре бята. А ведь им есть что обсудить: и то, что сделали, и что. не успели- В неболь шой срок замахнулись чуть ли не горы свернуть. Наде лали и ошибок. Но ведь и они — тоже опыт. Причем, свой, незаемный. И это Т. СПАССКАЯ. СТУПЕНЬКА К ТВОРЧЕСТВУ П р а з д н и к Какая мама не была счаст лива, услыш ав, , принародно теплое, сердечное; «Спасибо за сына!». Счастлива, конеч но, была и Вера Николаевна Ермолова. На празднике, со стоявшемся во Дворце куль туры профсоюзов в минувшую среду и посвященном шести десятилетию городской стан ции юных техников, ей вру чили награду, завоеванную . сыном Андреем,—за участие в ВДНХ СССР. Самого Ан дрея в Липецке не было—он теперь студент, первокурсник Ленинградского кораблестрои тельного института. От имени родителей Вера Николаевна горячо, поблаго дарила наставника Андрея— В. А. Филиппова, директора ГеЮТ А. С. Сальникова, всех педагогов и воспитателей, кто многие годы увлеченно рабо тает с детьми, прививая им любовь к труду,' тягу к зна ниям, потребность в творче- Их было много, слов .бла годарности в этот празднич ный день. На торжество при гласили и тех, кто стоял у истоков развития дет ского технического . твор чества в Липегще, —• бывших директоров станции, руководителей кружков — Б. М. Котельникова, В. А. Владыкина, , Н. А. Шанина, В. Д. Иноземцева, Т. П. Ко робко. «Перелистали» в этот день страницы истории развития ГеЮТ. Только представить; в очень нелегкое для страны время в 1928 году в неболь шом провинциальном городе, которому только предстояло стать крупным промышлен ным центром, в числе первых детских учреждений откры лась станция юных техни ков. Инициаторы хорошо по мнили слова В. И. Ленина: «Детское техническое творче ство—не забава, а дело госу дарственной важности». Не сколько кружков, чуть боль ше ста ребят, простые моде ли и п о д е л к и - с этого начи налась ГС1рТ. А сегодня на станции и в ее филиалах ра ботают 167 кружков, объеди няющих около 2,5 тысячи уча щихся. Широчайший выбор для занятий, возможности ов ладеть различными навыками, мастерством, десятки станков —токарных, фрезерных, свер лильных... С помощью их можно изготовить модели вы сокого качества, такие, с ко торыми можно выходить на всероссийские, всесоюзные и даже международные сорев нования, занимать призовые места. Имена многих ребят, за воевавших высокие награды за мастерство и умение, зву чали на вечере. В их числе авиамоделисты Анатолий Ви шняков и Дмитрий Копытин, мастер спорта СССР, ра дист-оператор Марина Стани- ловская. призер междуна родных соревнований по «Охо те на лис» в Корее Алек- с т а н ц и и ю н ы х т е х н и к о в Призвание начинается с увлечения. Л увлечение чаще всего возникает бла годаря встрече с другими увлеченными людьми — будь то сверстники или те, кто постарше... Их при мер, их совет, их. умение могут стать первотолчком к собственному творчест ву. Именно так и происхо дит с ребятами, которые появляются здесь , на го родской станции юных техников... На снимках: на выставке .моделей, изготовленных ребя тами городской станции юных техников, Фото.А. ЩУРОВА. ПАРИЖ, 13 февраля. (ТАСС), франция стремится к активному дипломатическо му диалогу 00 странами Вос точной Европы, заявил пре зидент Франции Франсуа Миттеран,, выступая в попу, лярной программе телеком пании ТФ-1. В последнее время, сказал он, я посетил Советский Со юз, Чехословакию и Болга рию. вскО|ре намерен нанес ти визиты в Польшу и ГДР. Проводя интеграцию в рам ках 12 стран ЕЭС, мы не должны забывать о налажи вании связей с другими ев ропейскими странами, ибо Европа — общий для всех нас континент. Отвечая на вопрос о перс пективе создания общеевро- пейского дома, президент назвал эту цель праВ|Ильной. Сейчас, подчёркнул он, ев ропейские страны имеют во многом общие экономичес кие, культурные и истори ческие интересы, которые со временем могут перерасти в общие политические интере- НЬЮ-ЙОРК, 13 февраля. (ТАСС). Президент США Джордж Буш, проводивший выходные дни в своей рези- , и в городе Кеняебавкпорт (штат Мэн), встретился с груп пой амершсанских ученых, спе циализирующихся на пробле мах отношений с Советским Союзом. По словам представителя Бе лого дома Марлина Фицуоге- ра, это продолжавшаяся около двух часов встреча не была целиком посвящена какому-ли бо определенному , аспекту от- Е1ИЙ между Востоком и Западом, а носила характер свободной дискуссии по ши рокому кругу проблем. «Пре зидент всегда с шгсересом вы слушивает различные взгляды по ^юпросам государственной политики, — сказал Фицуотер. сандр Гришин и многие дру- С 1981 года ГСЮТ стала постоянной участницей ВДНХ СССР. За эти годы на глав ной выставке страны экспо нировались 44 работы круж ковцев. Среди них такие модели, как «Поле—робот», автомат для полива растений, прибор «ЛОИ©А-4». частото мер с плавающей запятой удостоены серебряных меда лей, а ряд моделей—бронзо вых. 59 кружковцев награж дены медалями «Юный уча стник ВДНХ СССР». ГСЮТ четыре раза завое вывала Дипломы Ш степени ВДНХ. А юбилейный год стал для нее особенно урожайным на награды. На выставке в Москве экспонировалось в 1968 году 22 модели. Стан ция отмечена Дипломом II степени, двумя серебряными медалями и 15 медалями «Юный участник ВДНХ Диплом II степени ВДНХ СССР- и почетные грамоты Липецкого горкома КПСС вручил коллективу ГСЮТ за ведующий идеологическим отделом горкома партии Г * Кузнецов. Награды ВДНХ СССР по лучили в этот день руково дители кружков В- А. Нела мов и В. И. Осипов, уча щиеся Константйн Дейкин, Владислав Семенов, Олег Лапицкий, Юрий Ковалев и многие другие. • Тепло поздравили, юбиля ров, вручив им памятные ад реса, первый секретарь Со ветского райкома партии В. И. Глотов, второй секретарь об кома ВЛКСМ Иван Дедяев, директор прибороремонтного завода А. А. Гончаров, директор СЮТ Правобереж ного района В. А. Тюргобано- ва, главный инженер ПТУС Л- Е. Труфанов, секретарь парторганизации ПАТП-2 А. Л. Пахомов и другие. «Мы вгляделись в ваши лица, ясно нам без всяких слов: там вон — будущий Капица, чуть в сторонке — Королев». Эти шутливые . строки в адрес именинников совсем не показались участ никам- вечера такими уж не серьезными, когда они позна комились поближе с экспози цией действующих моделей кружковцев, побьшавших на различных выставках страны. Азартом горели глаза маль чишек: лоцманский катер, сторожевой военный корабль, эскадра --- миноносец, увле кательные электронные и фотоигры, развивающие мет кость глаза и точность руки, величественные космические корабли; легкие, словно стрекозы, планеры... Ну, как не позавидовать мастерству сверстников! Только зачем завидовать? Можно ведь и 'самому прий ти на станцию, выбркть кру жок по душе и... Путь к твор честву начинается с малого. Д. ИВАНОВА. Корреспонденты ГАСС и АПН сообщают из-за рубежа ВЫСТУПЛЕНИЕ Ф. МИТТЕРАНД сы. Ф. Миттеран заявил, что он Не претендует на то, чтобы изменить строй в со циалистических стра 1 (ах, и одновременно исключил воз можность идеологических ус тупок со стороны Франции. Президент изложил основ ные направления своей внеш ней политики. Он подчеркнул ' стремление Франции к разо ружению, но сказал, что она не будет подключаться на данном этапе к процессу со кращения ядерных вооруже ний.. США и СССР, должны предварительно зц;анитель- но уменьшить свой ядерный потенциал, сказал он. Ф. Миттеран высказался за ликвидацию химического оружия. Франция в этой об ласти играет свою роль, ор- 1 'аеизоваъ, в частности, в январе в Париже предота- вительную Международную конференцию по химическо му оружию. Президент под держал также идею сокоа- ■щения в Европе обычных вооружений. ' ' ВСТРЕЧА С ПРЕЗИДЕНТОМ — Это было просто упражие- кир АЛЯ ума»Г'' Среди ученых, приглашенных на встречу с президентом, бы ли руководкгеели центра рус ских исследований при Гар- ■ вардском университете Адам Улам и Маршалл Голдман, _ старншй научный сотрудник института Брукингса Эдвард Хьюитт, политолог из Масса- чусетсксио технологического института Стивен Мейер и ру- ксводитель программ внешне- - политического анализа во школе права и дипломаяяи Роберт Пфальц- Тршфф. На встрече присутст- встали также помощник пре- зцдевтЗ| по национальной бе- зопаавбети Брент Скаукрофт и Лоуренс Иглбергер, яазна- ченньш первым заместителем государственного секретаря АНТИАМЕРИКАНСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ В ИСЛАМАБАДЕ ИСЛАМАБАД,, 13 февраля. (ТАСС). П5ать человек убиты и около 60 получили ранения — таков итог состоявшейся здесь воскресенье одной на самых крупных за последнее время мершсанских ■демонстра ций! В течение трех с полови ной часов продолжалась схват ка манифестантов с полицией, которая открььла огонь по тем, кто осмелился приблизиться к американскому культурному центру ближе, чем на 50 мет ров, К месту демовстрации бы ли Стянуты крупные силы по лиции, блежировавшей движе ние автотранспорта. Манифе станты забросали камнями центр, сорвали и -сожгли аме риканский флаг, повредили параболическую антенну. По страдали также другие пост ройки ' вдоль центральной ули цы Исламабада Каид-и-Азам. Поводам для взррва антиа мериканских настроений сре ди пакистанцев послужила по явившаяся в США книга изве стного писателя Салмана Раш- АИ «Сатанинская поэзия», в ко торой, по мнению демонстран тов, в Оскорбительной для му сульман манере толкуется жизнь и деятельность пророка Му хаммеда. СЕМЕЙНАСЯСОРА С ПИСТОЛЕТОМ ...Южноафриканец Якобус Вш Вик, настожтель це^жви, рас крыв в последний раз Библию, лег в постель и пустил своей жене пулю в грудь. На суде он объяснхл, 'чн'О причина убий- ства-нпозор разорения, который савья не могла перенести. Поэтому он счел должным постушга., как «сильный африка нец». Еще один типичный случай. Полтора года назад строи тельный рабочий Йснсаинее де Вет был уволен, й току же от него ушлажена стрехлетним сыном. Оставшись без средств, он какое-то время жил за счет подачек нового мужа бывшей гноей ^ жены. Однако африканерская гордость толквула Йоханнеса на массовое убийство: его жертвами стали трем.втнйй сын Джо натан, бывшая супруга, ее муж я его брат... Все эти трагические события, происшедшие в последнее время в ЮАР, привлекли внимание общественности к поис тине драматическому росту насилия в семьях белых граж-_ дан, находящихся, казалось бы, в привялещрованном поло жении. Статистика свидетельствует: только число убийств в семьях белых возросло с 1983 по 198? год в пять раз. Ошеломил многах и тот факт, что даже в абсолютных ^циф рах число самоубийств в привилегированной белой обхциае выше, чем в угнетаемой черной, хотя последняя гораздо мно гочисленнее. Оказалось, Что в белых кварталах за высокими заборами с колючей проволокой живут столь же беззаацшгые перед сист€(мой люди, что и обитатели черных гетто. К примеру, (В небольшом городе Карлтонвилле, где прожи вают в основном шахтеры-аф{щ!канеры, в среднем происхо дит сейчас 14 самоубийств ж 60 разводов в месяц—бшыпе, чем в крупном африканском таунпшпе. Местные обозреватели отмечают, что большинство семейных драм вызвано политическими, экономическими и социальными последствиями системы апартеида, вот уже 40 лет насаждае мой правящей Националистичйкжой партаей. Разумеется, убийства в семьях происходят не только в ЮАР. Но что, по мнению профессора психологии университета Стелленбоса Дерика Момбурга, отличает здешние трагедии; убийства чаще всего совершаются психически здоровыми, уве ренными в себе, полноценными людьми. Профессор считает, что семейный террор стал сегодня своеобразным «культурным феноменом» Южной Африки. , ^ Местные социологи утверждают, что в семьях африканеров ----- по статистике в них происходит 70 працентов всех , убийств—^главенствующее положение занимает мужчина. Жен щина, как пражйло, лишь передаточный пункт между мужем и детьми. Когда в семье разгорается конфпжт. то зачастую в качестве модели его разрешения выступают методы, при-' менякициеся властями. « В ^ государство пользуется тради ционным уважёнивм в африканерских семьях. — указывает Дершс Момбург.—А государспво прздпочмтает решать все проблемы с помощью силы. Сегодня власти Претории Поддер живают существующий порядок, запрещая оппозиционные ор ганизации и жестоко расправляясь с инысомыслящкми. Про фессор Почефструмского университета С. Ду Плессис также считает, что при «урегулировании конфликтов» на семейном уровне африканеры нередко берут пример с правительства. Положение усугубляется и тем. что многие из них не су мели приспособиться к изменившейся обстановке в стране. Всего несколько лет назад, по мнению директора института трудовых ресурсов ЮАР Ника Кристелисд, наиболее рас пространенный стиль жизни белых в Претории поведение жирного кота; ^— Громадный рост экономики привел к тешу, что даже не квалифицированный р^очий получал не:алохую зарплату. Они просто плыли по течению. Однако теперь, кс«гда экономический бум на исходе, а по литическая ситуация неизмеримо обострилась, белые, жившие в своем парниковом мире, сжевались крайне уязвимы. «В конце концов,—заключает ‘Дерик Момбург, — разводы, убийства в семьях и самоубийства — просто метод, которым люди как-то пытаются рвсщггь проблемы жизни. Этот метод, выработанный под влиянием ерзды. к сожалению, они счи тают единственно детствешшм..-». ■ А. ДУВРОВСКИЙ, Хараре. «»в- «®РР- АТШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz