Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

14 февраля 1989 г., № 38 (18 335) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ КЯК УГЯСЛЯ и н и ц и я т и в я Минувшим летом, когда августовские совещания учи­ телей, ■йаК известно, пррходи- ли с участием старшеклас­ сников, в Липецке на одном из них услышала я от ребят ' новость: при горкоме ВЛКСМ комсомольский актив создал - свой, на общественных на­ чалах, школьный горком (ГШК). И о задаче узнала: намерены активисты помо­ гать первичным. У проблемы «аппарат-пер- вичка» борода, известно, ох, какая длинная. Правда, на сей раз за решение ее взял­ ся не аппарат, а актив, к то­ му же специально обучен­ ный • на летних сборах и проверенный. Мысль, я имею в виду ГШК, конечно, не новая. Штабы при горко.мах и рай­ комах время от времени по­ являются и исчезают. Сыг- рада туг, свою, роль и идея школьного самоуправления, которая все прочнее утверж. дается в умах педагогов и их воспитанников. Комсо­ мольским активистам приш­ ло в голову осуществить ее на уровне своего горкома. Впервые о школьно.м гор­ коме участники очередного летнего сбора комсомоль­ ского актива услышали от секретаря ‘ комитета ВЛКСМ школы № 30 Стаса Рома­ ненко. З а две учебных неде­ ли они успели приглядеться друг к другу, обрести едино­ мышленников. Стас выделял, ся контактностью, интеллек­ том, умением убеждать. Сло­ вом, лидером его признали почти безоговорочно и за ним пошли. Долго бурлили, об­ суждая будущую программу, и на заключительной конфе­ ренции актива был создан го­ родской комитет комсомола школьников. Выбран секре­ тарь — С. Романенко, обра­ зованы секторы, главные на­ правления работы. Их программа? Они «за самостоятельность школь­ ного комсо.мола, за демокра­ тизацию жизни школ, за за­ щиту прав и интересов шко­ льной молодежи, за создание общественных форм руковод­ ства», Ребята намеревались проводить дискуссии, ми­ тинги по вопросам политики, истории, образования, а так­ же — дни милосердия. В их планах бьщ клуб «Обще, ние» и клуб молодых исто­ риков, работа с «на})ормала- ми» и организация досуга. Одна из целей — активиза­ ция коллективной мысли и обмен опытом комсомольской работы в рамках города, об­ ласти. страны. Девиз для себя и первичек: «Даешь кон­ кретные, значимые дела1». ...Прошло полгода. Мы по­ звонили в Липецкий горком ВЛКСМ: как складываются дела у школьников? В ответ — невнятный ответ инструк­ тора: похоже, дела н ев аж - , ные- И вот мы в кабинете секретаря Елены Чунихиной, с самого начала поддержав­ шей инициативу активистов. — Да, я поддержала ре­ бят, — говорит Лена, — иначе поступить было прос­ то нельзя: они буквально за . горелись своей идеей пере­ устройства школьного ком­ сомола, были вдохновлены ею и горячо взялись за де­ ло. Но я же честно предуп. редила их; ноша эта тяжелая, а у многих впереди' десятый класс. Сомнение вызьшали и некоторые задачи, форму­ лировки, но... Знаете, не хо­ тели мы, аппаратчики, ниче­ го навязывать. Они бы вос­ приняли это как регламента­ цию. Правда, все-таки сочли необходимым поставить воп­ рос на бюро. Оно состоялось 9 сентября. Таким образом, мы поддержали ребят и взя­ ли на себя часть, ответствен­ ности за судьбу их начина- С самого начала Лена ра­ ботает со своими обществен­ ными помощниками, что на­ зывается, рука об руку. Без назиданий и докучливых со­ ветов, просто как товарищи. Пик их работы пришелся на первые два осенних месяца.- Всего, два месяца! И «кое- что» сделано, Успели побы­ вать в небкольких школах (с целью изучения стиля ком­ сомольской работы), налади­ ли «производство» экспресс- выпусков (объявления о го­ родских мероприятиях, ре­ комендации комсоргу, сове­ ты, как организовать само­ управление),открыли общест. венную приемную, а при До­ ме политпросвещения, — клуб «Общение» и подклю­ чились к работе университе­ та юного марксиста-ленинца. Подготовили вместе с «Фоно­ графом» несколько вечеров, установили контакт с кл^ - ' бом старшеклассников в До­ ме пионеров, с детским до. мом... Работали все создан­ ные секторы. Но работали только до осенних каникул. Все реже на еженедельные заседания стал приходить С. Романенко. Его постара­ лись .понять: парень замотал­ ся в 'школе с общественны­ ми делами и учебой. Переиз­ брали. Но вот что поучитель­ но. После этого стали замет­ но редеть ряды энтузиастов. Сначала число их,- достигав­ шее пятидесяти, уменьши­ лось вдвое, а затем остались лишь ответственные за сёкто- — И вот теперь, — гово­ рит Е. Чунихина, — ■ребята считают, что «школьный гор. ком» больше не действует. — А ваше мнение? — По-моему, он все-таки действует. Как же быть нам в оцен­ ке этой непростой ситуации? Захотелось послушать ребят. В беседе приняли участие И. Ведилина и. С. Матвеева (шк. № 49), В. Осипов и С. Корвяков (шк. № 28), С. Голубков и А. ершнин (шк. № 12). Со Стасом Ро­ маненко разговор состоялся по телефону. Так почему •же не дейст­ вует школьный горком? Ком- .сомольцы назвали тому две причины:- распался коллек­ тив единомышленников и не удалось ничем помочь «пер­ винкам» — работали, счи­ тай, только для себя. Трудно с ними не согла­ ситься; коллектив единомыш­ ленников, действительно, распался. Это очень обидно и хочется понять — почему. — Идея V нас в лагере появилась прекрасная. — говорит С. Голубков, — но многое, как- позже стало яс­ но, шло от эмоций. Стас был настроен на успех, и мы вслед за ним тоже, не виде­ ли «узких мест» в том деле, которое начинали. — Вот именно, — про­ должает А. Сошнин. — О «мелочах» забыли. Не видел я и тех «нитей», которые мо. гли бы нас связать с первич­ ными организациями. Нкдо выходить на комитеты, но И тут С. Голубков расска­ зал о том, с чем сам стол­ кнулся.. Побьшав на заседа­ нии комитета комсомола од­ ной из школ своего района, он увидел рутинность, заор- ганизоваиность, полное неу­ мение работать самостоятель. но. Перед ним встал вопрос: что делать дальше? Пришел в горком, рассказал о впе­ чатлениях С. Романенко. Все! Информация получена. Что с нею делать дальше — ник­ то из них не знал. Позже С. Романенко пы­ тался убедить меня, что во время летней учебы комсо­ мольский актив многому учат. Я уточнила: и анализу проблем школьной и комсо­ мольской жизни, умению бы­ стро и точно ставить диагноз и помочь решению пусть не­ большой, но конкретной за. дачи тоже? Для этого ведь надо знать школу, уметь всту­ пать в союз не только с ее ребячьим активом, но ' и с лучшими, ее учителями, убе­ ждать их в своей правоте. То есть, надо уметь рабо­ тать, как политические ор- гашшаторы. «Да кто и где этому учит?!» — восклицали мои юные собеседники. Вот то-то и жаль, что никто и ни. где — ни в школах, ни ком­ сомольские аппаратчики — не учит этих умных, начитан­ ных. глубоко и тонко мыс­ лящих, одухотворенных пре­ красными идеями ребят ра­ ботать в комсомоле по-насто- ящему; брать на себя не «все», а совсем немного, не­ большое, но конкретное де­ ло, продумывать его до ме- ' лочей, и знать в деталях, как его выполнить. Школа и комсомол лишь мелко эксплу­ атируют лучшие качества лучших своих комсомольцев, пользуясь ,— я настаиваю именно на этом слове — их добросовестностью и испол­ нительностью, идущей от са­ мостоятельно выработанной внутренней личной дисцип­ лины и склонностью к обще­ ственной работе. Не потому ли так не любят они, в боль­ шинстве своем, это словеч­ ко «активист»? Ведь сколь­ ко вот так, по учительской подсказке, не старайся «вка. лывать», а у сверстников авторитет не завоюешь. А этим ребятам надо ощущать себя полезными, они чувст­ вуют, что ■могут быть насто. ящими Лидерами. А теперь вот о чем обя­ зательно надо сказать. Ну кто бы первый должен был в полную меру оценить это благородное движение души лучших своих питомцев? Учитель? Конечно! И поспе­ шить помочь. Увы! Не везде ребята встретили понимание и поддержку. Двоих «горш- комовцев»—якобы зазнавших­ ся — поспешили сместить— «переизбрать» — с секретар­ ских постов в школе.' Одно­ му ярлык навесили — де­ магог, сам ничего делать не хочет. А этот «демагог» из­ матывался, устраивая в гор­ коме вечера отдыха. Еще один член. ГШК выступил на об­ щешкольном собрании с предложением о создании си. стемы самоуправления. Кро­ ме семи товарищей его ник­ то не поддержал, в том чи­ сле и учителя. Решил выйти из состава комитета, помо­ гать ему на общественных на. чалах, подумав, что Так бу­ дет честнее. И моментально почувствовал «моральный прессинг» учителей; кто-то перестал отвечать на привет­ ствие юноши, а кто-то стал выставлять его виноватым в конфликтах на уроке. И это. уважаемые учите­ ля, тоже — «шаги рефор­ мы, примеры «педагогики со­ трудничества» в конкретной ситуации с детьми, которых мы так любим называть гор. достью школы и работать с которыми, оказывается, не умеем так, как этого требу­ ет истинная педагогика сот рудничества, то есть, в инте ресах Их незаурядной лично сти. Все чаще требуем, тре буем.., А вот помочь самоут. верд'иться юным гражданам можем далеко не все и не всегда. (Потому и не назы­ ваю ни фамилий, ни школ— классы-то выпускные, а учи­ тель, как иронически заме. ТИЛ один из моих собеседни­ ков, это — «ух, сила!»). Рискну высказать свое мнение и о том, нужен ли школьный горком комсомо­ ла? Ну, может; не горком, а центр такой необходим. Как мозговой, как школа практи­ ческой отработки навыков общественной (во всей ее конкретике) работы, цак средство общения, обмена опытом. И пусть сюда выби­ рают в школах самых до­ стойных, а не назначают, как еще водится, райкомы ; по разнарядке. Чтобы прибави­ лось у лидеров ответствен, ности перед своим коллекти. вбм, перед ребятами, перед делом, которое Зпредь не сбросишь с плеч столь лег­ ко, как сделали это нынеш нйе энтузиасты. Эти и дру гие проблемы неплохо бы об судить, хотя бы на том пле­ нуме. который в положении о ГЦ1к обозначен как высший еда орган. Растерявшись от трудностей, забыли о нем ре­ бята. А ведь им есть что обсудить: и то, что сделали, и что. не успели- В неболь­ шой срок замахнулись чуть ли не горы свернуть. Наде­ лали и ошибок. Но ведь и они — тоже опыт. Причем, свой, незаемный. И это Т. СПАССКАЯ. СТУПЕНЬКА К ТВОРЧЕСТВУ П р а з д н и к Какая мама не была счаст­ лива, услыш ав, , принародно теплое, сердечное; «Спасибо за сына!». Счастлива, конеч­ но, была и Вера Николаевна Ермолова. На празднике, со­ стоявшемся во Дворце куль­ туры профсоюзов в минувшую среду и посвященном шести­ десятилетию городской стан­ ции юных техников, ей вру­ чили награду, завоеванную . сыном Андреем,—за участие в ВДНХ СССР. Самого Ан­ дрея в Липецке не было—он теперь студент, первокурсник Ленинградского кораблестрои­ тельного института. От имени родителей Вера Николаевна горячо, поблаго­ дарила наставника Андрея— В. А. Филиппова, директора ГеЮТ А. С. Сальникова, всех педагогов и воспитателей, кто многие годы увлеченно рабо­ тает с детьми, прививая им любовь к труду,' тягу к зна­ ниям, потребность в творче- Их было много, слов .бла­ годарности в этот празднич­ ный день. На торжество при­ гласили и тех, кто стоял у истоков развития дет­ ского технического . твор­ чества в Липегще, —• бывших директоров станции, руководителей кружков — Б. М. Котельникова, В. А. Владыкина, , Н. А. Шанина, В. Д. Иноземцева, Т. П. Ко­ робко. «Перелистали» в этот день страницы истории развития ГеЮТ. Только представить; в очень нелегкое для страны время в 1928 году в неболь­ шом провинциальном городе, которому только предстояло стать крупным промышлен­ ным центром, в числе первых детских учреждений откры­ лась станция юных техни­ ков. Инициаторы хорошо по­ мнили слова В. И. Ленина: «Детское техническое творче­ ство—не забава, а дело госу­ дарственной важности». Не­ сколько кружков, чуть боль­ ше ста ребят, простые моде­ ли и п о д е л к и - с этого начи­ налась ГС1рТ. А сегодня на станции и в ее филиалах ра­ ботают 167 кружков, объеди­ няющих около 2,5 тысячи уча­ щихся. Широчайший выбор для занятий, возможности ов­ ладеть различными навыками, мастерством, десятки станков —токарных, фрезерных, свер­ лильных... С помощью их можно изготовить модели вы­ сокого качества, такие, с ко­ торыми можно выходить на всероссийские, всесоюзные и даже международные сорев­ нования, занимать призовые места. Имена многих ребят, за ­ воевавших высокие награды за мастерство и умение, зву­ чали на вечере. В их числе авиамоделисты Анатолий Ви­ шняков и Дмитрий Копытин, мастер спорта СССР, ра­ дист-оператор Марина Стани- ловская. призер междуна­ родных соревнований по «Охо­ те на лис» в Корее Алек- с т а н ц и и ю н ы х т е х н и к о в Призвание начинается с увлечения. Л увлечение чаще всего возникает бла­ годаря встрече с другими увлеченными людьми — будь то сверстники или те, кто постарше... Их при­ мер, их совет, их. умение могут стать первотолчком к собственному творчест­ ву. Именно так и происхо­ дит с ребятами, которые появляются здесь , на го­ родской станции юных техников... На снимках: на выставке .моделей, изготовленных ребя­ тами городской станции юных техников, Фото.А. ЩУРОВА. ПАРИЖ, 13 февраля. (ТАСС), франция стремится к активному дипломатическо­ му диалогу 00 странами Вос­ точной Европы, заявил пре­ зидент Франции Франсуа Миттеран,, выступая в попу, лярной программе телеком­ пании ТФ-1. В последнее время, сказал он, я посетил Советский Со­ юз, Чехословакию и Болга­ рию. вскО|ре намерен нанес­ ти визиты в Польшу и ГДР. Проводя интеграцию в рам­ ках 12 стран ЕЭС, мы не должны забывать о налажи­ вании связей с другими ев­ ропейскими странами, ибо Европа — общий для всех нас континент. Отвечая на вопрос о перс­ пективе создания общеевро- пейского дома, президент назвал эту цель праВ|Ильной. Сейчас, подчёркнул он, ев­ ропейские страны имеют во многом общие экономичес­ кие, культурные и истори­ ческие интересы, которые со временем могут перерасти в общие политические интере- НЬЮ-ЙОРК, 13 февраля. (ТАСС). Президент США Джордж Буш, проводивший выходные дни в своей рези- , и в городе Кеняебавкпорт (штат Мэн), встретился с груп­ пой амершсанских ученых, спе­ циализирующихся на пробле­ мах отношений с Советским Союзом. По словам представителя Бе­ лого дома Марлина Фицуоге- ра, это продолжавшаяся около двух часов встреча не была целиком посвящена какому-ли­ бо определенному , аспекту от- Е1ИЙ между Востоком и Западом, а носила характер свободной дискуссии по ши­ рокому кругу проблем. «Пре­ зидент всегда с шгсересом вы­ слушивает различные взгляды по ^юпросам государственной политики, — сказал Фицуотер. сандр Гришин и многие дру- С 1981 года ГСЮТ стала постоянной участницей ВДНХ СССР. За эти годы на глав­ ной выставке страны экспо­ нировались 44 работы круж­ ковцев. Среди них такие модели, как «Поле—робот», автомат для полива растений, прибор «ЛОИ©А-4». частото­ мер с плавающей запятой удостоены серебряных меда­ лей, а ряд моделей—бронзо­ вых. 59 кружковцев награж­ дены медалями «Юный уча­ стник ВДНХ СССР». ГСЮТ четыре раза завое­ вывала Дипломы Ш степени ВДНХ. А юбилейный год стал для нее особенно урожайным на награды. На выставке в Москве экспонировалось в 1968 году 22 модели. Стан­ ция отмечена Дипломом II степени, двумя серебряными медалями и 15 медалями «Юный участник ВДНХ Диплом II степени ВДНХ СССР- и почетные грамоты Липецкого горкома КПСС вручил коллективу ГСЮТ за ­ ведующий идеологическим отделом горкома партии Г * Кузнецов. Награды ВДНХ СССР по лучили в этот день руково дители кружков В- А. Нела мов и В. И. Осипов, уча­ щиеся Константйн Дейкин, Владислав Семенов, Олег Лапицкий, Юрий Ковалев и многие другие. • Тепло поздравили, юбиля­ ров, вручив им памятные ад­ реса, первый секретарь Со­ ветского райкома партии В. И. Глотов, второй секретарь об­ кома ВЛКСМ Иван Дедяев, директор прибороремонтного завода А. А. Гончаров, директор СЮТ Правобереж­ ного района В. А. Тюргобано- ва, главный инженер ПТУС Л- Е. Труфанов, секретарь парторганизации ПАТП-2 А. Л. Пахомов и другие. «Мы вгляделись в ваши лица, ясно нам без всяких слов: там вон — будущий Капица, чуть в сторонке — Королев». Эти шутливые . строки в адрес именинников совсем не показались участ­ никам- вечера такими уж не­ серьезными, когда они позна­ комились поближе с экспози­ цией действующих моделей кружковцев, побьшавших на различных выставках страны. Азартом горели глаза маль­ чишек: лоцманский катер, сторожевой военный корабль, эскадра --- миноносец, увле­ кательные электронные и фотоигры, развивающие мет­ кость глаза и точность руки, величественные космические корабли; легкие, словно стрекозы, планеры... Ну, как не позавидовать мастерству сверстников! Только зачем завидовать? Можно ведь и 'самому прий­ ти на станцию, выбркть кру­ жок по душе и... Путь к твор­ честву начинается с малого. Д. ИВАНОВА. Корреспонденты ГАСС и АПН сообщают из-за рубежа ВЫСТУПЛЕНИЕ Ф. МИТТЕРАНД сы. Ф. Миттеран заявил, что он Не претендует на то, чтобы изменить строй в со­ циалистических стра 1 (ах, и одновременно исключил воз­ можность идеологических ус­ тупок со стороны Франции. Президент изложил основ­ ные направления своей внеш­ ней политики. Он подчеркнул ' стремление Франции к разо­ ружению, но сказал, что она не будет подключаться на данном этапе к процессу со­ кращения ядерных вооруже­ ний.. США и СССР, должны предварительно зц;анитель- но уменьшить свой ядерный потенциал, сказал он. Ф. Миттеран высказался за ликвидацию химического оружия. Франция в этой об­ ласти играет свою роль, ор- 1 'аеизоваъ, в частности, в январе в Париже предота- вительную Международную конференцию по химическо­ му оружию. Президент под­ держал также идею сокоа- ■щения в Европе обычных вооружений. ' ' ВСТРЕЧА С ПРЕЗИДЕНТОМ — Это было просто упражие- кир АЛЯ ума»Г'' Среди ученых, приглашенных на встречу с президентом, бы­ ли руководкгеели центра рус­ ских исследований при Гар- ■ вардском университете Адам Улам и Маршалл Голдман, _ старншй научный сотрудник института Брукингса Эдвард Хьюитт, политолог из Масса- чусетсксио технологического института Стивен Мейер и ру- ксводитель программ внешне- - политического анализа во школе права и дипломаяяи Роберт Пфальц- Тршфф. На встрече присутст- встали также помощник пре- зцдевтЗ| по национальной бе- зопаавбети Брент Скаукрофт и Лоуренс Иглбергер, яазна- ченньш первым заместителем государственного секретаря АНТИАМЕРИКАНСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ В ИСЛАМАБАДЕ ИСЛАМАБАД,, 13 февраля. (ТАСС). П5ать человек убиты и около 60 получили ранения — таков итог состоявшейся здесь воскресенье одной на самых крупных за последнее время мершсанских ■демонстра­ ций! В течение трех с полови­ ной часов продолжалась схват­ ка манифестантов с полицией, которая открььла огонь по тем, кто осмелился приблизиться к американскому культурному центру ближе, чем на 50 мет­ ров, К месту демовстрации бы­ ли Стянуты крупные силы по­ лиции, блежировавшей движе­ ние автотранспорта. Манифе­ станты забросали камнями центр, сорвали и -сожгли аме­ риканский флаг, повредили параболическую антенну. По­ страдали также другие пост­ ройки ' вдоль центральной ули­ цы Исламабада Каид-и-Азам. Поводам для взррва антиа­ мериканских настроений сре­ ди пакистанцев послужила по­ явившаяся в США книга изве­ стного писателя Салмана Раш- АИ «Сатанинская поэзия», в ко­ торой, по мнению демонстран­ тов, в Оскорбительной для му­ сульман манере толкуется жизнь и деятельность пророка Му­ хаммеда. СЕМЕЙНАСЯСОРА С ПИСТОЛЕТОМ ...Южноафриканец Якобус Вш Вик, настожтель це^жви, рас­ крыв в последний раз Библию, лег в постель и пустил своей жене пулю в грудь. На суде он объяснхл, 'чн'О причина убий- ства-нпозор разорения, который савья не могла перенести. Поэтому он счел должным постушга., как «сильный африка­ нец». Еще один типичный случай. Полтора года назад строи­ тельный рабочий Йснсаинее де Вет был уволен, й току же от него ушлажена стрехлетним сыном. Оставшись без средств, он какое-то время жил за счет подачек нового мужа бывшей гноей ^ жены. Однако африканерская гордость толквула Йоханнеса на массовое убийство: его жертвами стали трем.втнйй сын Джо­ натан, бывшая супруга, ее муж я его брат... Все эти трагические события, происшедшие в последнее время в ЮАР, привлекли внимание общественности к поис­ тине драматическому росту насилия в семьях белых граж-_ дан, находящихся, казалось бы, в привялещрованном поло­ жении. Статистика свидетельствует: только число убийств в семьях белых возросло с 1983 по 198? год в пять раз. Ошеломил многах и тот факт, что даже в абсолютных ^циф­ рах число самоубийств в привилегированной белой обхциае выше, чем в угнетаемой черной, хотя последняя гораздо мно­ гочисленнее. Оказалось, Что в белых кварталах за высокими заборами с колючей проволокой живут столь же беззаацшгые перед сист€(мой люди, что и обитатели черных гетто. К примеру, (В небольшом городе Карлтонвилле, где прожи­ вают в основном шахтеры-аф{щ!канеры, в среднем происхо­ дит сейчас 14 самоубийств ж 60 разводов в месяц—бшыпе, чем в крупном африканском таунпшпе. Местные обозреватели отмечают, что большинство семейных драм вызвано политическими, экономическими и социальными последствиями системы апартеида, вот уже 40 лет насаждае­ мой правящей Националистичйкжой партаей. Разумеется, убийства в семьях происходят не только в ЮАР. Но что, по мнению профессора психологии университета Стелленбоса Дерика Момбурга, отличает здешние трагедии; убийства чаще всего совершаются психически здоровыми, уве­ ренными в себе, полноценными людьми. Профессор считает, что семейный террор стал сегодня своеобразным «культурным феноменом» Южной Африки. , ^ Местные социологи утверждают, что в семьях африканеров ----- по статистике в них происходит 70 працентов всех , убийств—^главенствующее положение занимает мужчина. Жен­ щина, как пражйло, лишь передаточный пункт между мужем и детьми. Когда в семье разгорается конфпжт. то зачастую в качестве модели его разрешения выступают методы, при-' менякициеся властями. « В ^ государство пользуется тради­ ционным уважёнивм в африканерских семьях. — указывает Дершс Момбург.—А государспво прздпочмтает решать все проблемы с помощью силы. Сегодня власти Претории Поддер­ живают существующий порядок, запрещая оппозиционные ор­ ганизации и жестоко расправляясь с инысомыслящкми. Про­ фессор Почефструмского университета С. Ду Плессис также считает, что при «урегулировании конфликтов» на семейном уровне африканеры нередко берут пример с правительства. Положение усугубляется и тем. что многие из них не су­ мели приспособиться к изменившейся обстановке в стране. Всего несколько лет назад, по мнению директора института трудовых ресурсов ЮАР Ника Кристелисд, наиболее рас­ пространенный стиль жизни белых в Претории поведение жирного кота; ^— Громадный рост экономики привел к тешу, что даже не­ квалифицированный р^очий получал не:алохую зарплату. Они просто плыли по течению. Однако теперь, кс«гда экономический бум на исходе, а по­ литическая ситуация неизмеримо обострилась, белые, жившие в своем парниковом мире, сжевались крайне уязвимы. «В конце концов,—заключает ‘Дерик Момбург, — разводы, убийства в семьях и самоубийства — просто метод, которым люди как-то пытаются рвсщггь проблемы жизни. Этот метод, выработанный под влиянием ерзды. к сожалению, они счи тают единственно детствешшм..-». ■ А. ДУВРОВСКИЙ, Хараре. «»в- «®РР- АТШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz