Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
5 февраля 1989 г., № 31 (18 328) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Актуйльный вопрос к КРЕСТЬЯНАМ- БЕЗИЗЪЯНОВ «Недавно мы узнали совсем «смешную» новость: тот ра ботник жнвотноводства, у которого в трудовой книжке за писано «оператор машинного доения», имеет право на двад- цатинроцевтную надбавку к пенсии, а у кого запись «дояр ка» — на эту надбавку рассчитывать не мож1ет...» Н. ЛУГОВАЯ, брнгадаф животноводства колхоза «Дружба» Уйского района ЧелябШ[ской области. ' Может быть, эта ситуация — результат местного нормо творчества? Редакция решила проверить, как обстоит дело в другах решонах. Оказалось, проблема всесоюзная. — Как же |разъяснить соста 1 вителям подобных инструк ций, от которых страдают по стране тысячи сельчан, что се годня никакой разницы в труде доярки и мастера машин ного доения по существу нет? — спрашивает Н. Луговая. — Так почему же и до каких пор он будет оцениваться пр- разному? К сожалению, с кошфетными «составителями подобных ин струкций» встретитьря не удалось. Отме-иш только, что дл» спетЩалистов отдела по делам колхозов Госагрохцюма СССР, с которыми беседовал корреспондент ТАСС, петгсионная не суразица — новость с бородой. Такой же длинной, какие носили еще мужики на заре коллективизатщи. Именно из тех времен — дух нормативных документов, которыми ньше ру- кадодствуются со^сы . Пенсиошюе обеспечение колхозников, пожалуй, самый непробиваемый редут в известных басти онах днскриминахщи, годами воздвигавшихся перед дерев ней. Недаром острые языки оридумали поговорку: «Весь ИЙ 1 ЯН — на крестьян». Что же касается упомянутой процентной надбавки к пен сии за непрершшый стаж для операторов доения, ее м ох- но отнести, скорее, не на твердолобость бумаготворцев, а на крестьянсжую хитрость. Ведь попршка появилась не так давно, когда отчаявшись дождаться радикальных перемен, дотопнше колхозные головы раскопали вьшпедшее во вре^ мена МТС положение, но кото-рому механизаторы и специа листы оформляются на пенсию в порядке предусмотренном для рабочих и служапщх, то есть имеют право на надбав ку. (Напомним, что в совхозе — все и без того относятся к категории «рабочй».) И вот, используя эту зацепку, уДалось добиться льгот также для тех, кто и в колхозе имеет дело с такими же механизмами, то есть называется механизато ром или же оп^атором машинного доения. На селе говорят: «Хоть горшком назови, только в печь не сажай». Однако в данном случае переименование профес сии принесло пользу; Но только части работниц ферм. Ну, а если ты честно и добросовестно трудался еще в вую» ьюру, что тогда? ГЬггать белую зависть д комплексной механизации? Или хитрить до коича. исрсии-, сать трудовую книжку, переименовав доярку на современ ный манер? Но есть и третья возможность. И она, пожалуй, самая же- лателЕяая. Надо, наконец-таки, полностью восстановить со циальный эквивалент по отношению к колхознику. Не полу мерами и «шфестьянской сметкой», а всеобъемлюпщм зако- К этому е,а^ому мнению пришли сегодня в больлшпктве 1 фмО€теятных союзник ощпнов: и в Госагропроме, и в Гос комтруде, и в ВЦСПС. Всю нелепость нынешнего подхода к социальному обес печению членш коллективных хозяйств -ярко иллюстриру ет, ншьример, случай, с которьпл пришлось недавно столк- нзггься. Жеьпцшьа, проработавшая долгое время в к<ьш>зе, встретила, как говохлится, «спутника жизни». Но вот б1да — он из соседаего совхоза. Чтобы этим людям соединить с»ов судьбы, кто-т'о из них должен поменять хозяйство. И топда, загадывая о яедал^бой пенсии, придется рассчитывать толь ко на совхозный стаж. А как набрать его на 25 лет, если седина уже серебрит волосы? Или возьмем популярный сей час лозунг «Выбираю деревню на жительство». Кто, скахаи- те, зная о пеьшнонном неравенстве, рискнет в зрелые годы* смештъ городскую прописку на колхозную? Противоречащий здравому смыслу порядок бьет не толь- } по д е ^ш е ; в ущемленном положении, нацример, ока- ■шается и зшодчавин, отдавший, в свое время часть трудо вого стажа колхозу. Конечно, непросто цри дефтнцгге бюджета отыскать бо лее миллиарда рублей «липших» денег. Примерно столько прооит Гооавропром СССР, выступая защитником крестьян ских иктересов. в ответ ьц>едлагак>т выравнивать уро вень блапшолучия пенсионеров за счет самих же колхозов. Но в передовых хозяйствах и без этого давно существует практика подобных доплат, закрепленная, кстати, новым при мерным Уставом колхоза. Что же касается государствет- ных источников, то требуемые средства, наверное, все же можно было бы найти, пересмотрев, например, объемы пла тежей колхозами по государственному обязательному стра хованию своего имущества. Напомним, что по этой статье коллективные хозяйства ежегодно отчисляют в госбюджет несколько миллиардов рублей. Возможно, кто-то,подсжажет и другой путь. Сейчас, в канун Пленума ЦК КПСС по воп^ росам аграрной политики, любое ер§дложение не остается без внимания. А. АЗЮБЛО, обозреватель ТАСС. -- В СЕСОЮЗНЫЙ педа гогический форум наконец-то дал на дежду на перемены в про фессионально-техническом об разовании. Съезд подчеркнул, что оно в перспективе дол жно базироваться на иной ос нове, чем сейчас, юноши и девушки будут получать ра бочие специальности преи мущественно после десяти классов. Но пока работа училищ идет по накатанному пути. По-прежнему на, совещаниях, педагогам напоминают о профориентации, а скоро пой дет речь и о наборе, основ ную часть которого вновь со ставят восьмиклассники. Думаю, что немногие дума ют над тем, что принимать в ПТУ восьмиклассников не выгодно обществу как с мо ральной. так и с материаль ной точек зрения. Почему? Произведем, не сложный арифметический подсчет; год обучения школь ника обходится стране по средним статистическим дан ным в двести рублей, учаще гося ОПТУ (с бесплатным пи танием, обеспечением, одеж дой, ' оборудованньши мас терскими и т. д.) — 800 — 1000 рублей. Но, конечно, не толькпма- териальными затратами мы озабочены. Высокая профес сиональная грамотнсжть мо лодого поколения, его духов ный потенциал, выше эконо мических вьи-од. В конечном итоге именно эти слагаемые обеспечивают качественные изменения в нашем общест ве, в том числе и экономиче- В идеале третьекурсники ПТУ должны быть значитель но лучше подготовлены к ра боте в производственной сфе ре, чем бывшие десятиклас сники. И адаптация в рабо чем коллективе у них долж на проходить быстрее, и чи сто профессиональные навы ки быть выше — на это времени отведено больше. В духовном развитии, по логике, третьекурсники то же не должны десятиклас сникам уступать. Условия для этого в училище благодат нее, чем в школе. Кабинеты ~ Слово — делегатам учительского' съезда - --------------- НУЖНЫ ли „ЛИПОВЫЕ" АТТЕСТАТЫ? Недавно состоявшийся Всесоюзный съезд работ ников народного образования вызвал новый по ток писем в редакцию о проблемах нашей школы. оснащены лучше, почти в каждом ^ —. киноустановка, диапроекторы, магнитофон. У нас, в 20-м есть даже дис плейный класс по информа- Опециальность преподают инженеры, в основном — бывшие производственники. Работают здесь кружки тех нического : творчества. Об щеобразовательные предметы преподают те же учителя; что и в школе. То-есть, плнюов для про фессионального и духовного роста масса. Но как эти плю сы реализуются? Каковы кЪ- яечные результаты? ...Впервые с третьекурсни ками ПТУ я познакомилась три года наз5д, в 8-м учили ще, когда преподавала у них литературу. Первый диктант, который я провела в трех труппах, меня в буквальном смысле ошеломил: из 25 по ложительные оценки получи ли 5—6 человек. А это ведь был третий курс. Возможно стей совершенствования зна ний в языке практически нет. Впрочем, их не было и на первом ; и втором курсах. Ведь русский язык фунда ментально, как в восьмнлет- ней школе, здесь уже не изу чается. Существуют, конеч но, несколько уроков в год по расписанию, дополнитель ные занятия и консультации, но при напряженнейшей уче бной нагрузке видимых ре зультатов они не дают. То- есть, если пришел ученик из школы со знаниями по-фор муле «три пишем два в уме», с такой же формулой по языку он с к о ^ е всего и вый дет.. Бывают исключения, но они погоды не делают. Слабо пишут эти ребята и сочинения; с массой ошибок, с содержанием — на уровне пятых-шестых классов. Как правило^, читать они не при выкли, текстов не знают, ху дожественное мышление раз вито слабо. Но вот подходит экзамен, и учитель раздумы вает, как самому неграмот ному и слабому поставить все-таки тройку. Ведь отчис лить с третьего курса уже нельзя: для училища., а осо бенно для контролирующих его оргацизаций —это «ЧП». Выход один — массовое спи сывание. Такое отношение к родно му языку и литературе (а оно стало привычно не толь ко в ПТУ и школе) просто позорно. Не отсюда ли безду ховность? Очень плохи в училище де-, ла с освоением предметов фи зико-математического цикла. По сЛовам коллег учителей- матёматиков, ситуация та кая: если в группе самостоя тельно решают задачи . 5—6 ребят, группа считается по успеваемости средней, то- есть нормальной. Другими словами, по основным' обще образовательным предметам фактически успевает лишь пятая часть учащихся. А остальные оценки — все те' Же «три пишем '— два в У кого-то может возник нуть вопрос — а нужно ли будущему крановщику или сварщику хорошо разбирать ся в математике? Практика подтверждает — очень нуж да. Ведь для хорошего свар щика аргонной сварки, а тем более, для такой сложной специальности, как слесарь Сегодня мЪ публикуем одно из них — преподава теля липецкого СПТУ-20 Р. В. Халецкой, размыш ляющей о том, каким быть завтра профтехучили щам, что еще мешает им работать эффективно. стран вызьшает у первых жи вой интерес, разнообразные, порой сложные вопросы, вто рые ёлушают довольно рав нодушно — они не привьш- ли чем-либо инте,ресоваться всерьез,' и интерес этот им привить сложно... В чем дело? Почему рав ные возможности дают такие разные результаты? Причи на в одном. В училище при ходят ребята с крайне сла бой общеобразовательной подготовкой, «запущенные» еще в школе. Большинству из них по этой причине хоро шо учиться, стать в полном смысле грамотными и квали фицированными рабочими сложно. Это ведь только из дали кажется, что в училище заниматься легко. Парбброт, здесь .намного труднее. Боль ше недельная нагрузка — по 6^—7 уроков ежедневно. Пока иначе не получается. Программа очень уплотнена из-за большой производствен ной практики. Многие темы и разделы изучаются фраг ментарно, предполагая более детальное их самостоятель ное изучение. А если эта ра бота дома не ведется, даже у неплохо ранее успевающе го в школе восьмиклассника, могут появиться про^лы . А что говорить о неуспеваю щих, пришедших сюда с «липовыми» троечками? Узке через месяц они понимают, что отстают, и совсем перю- стают что-либо делать, - что называется «опускают руки». Отсюда начинаются острые проблемы с дисциплиной, конфликтные ситуаций. Кроме того, многие ребя та приходят в училище во обще без всякого желания по ремонту коатрольно-иэме- рительных приборов, (профес сии в училищах популярной и уважаемой), прочные,зна ния физики, химии, матема тики просто.необходимы. Ина че из учащегося хорошего высококвалифицированно г о специалиста не выйдет. Кон кретный пример: после окон чания ПТУ на базе восьми классов только 40 процентов состава .группы «киповцев», по словам нашего опытного мастера А. В. Истомина, сра зу идут работать наНЛМК по специальности. Остальные вынуждены какое-то время быть подсобными рабочими, переквалифицироваться или дода-ое время, «доучиваться». В училище, где есть более сложные специальности — многостаночников, слесарей по ремонту агрегатов с чис ловым программным упра влением, в СПТУ-10, напри мер, естественный отсев «восьмиклассников» проис ходит раньше, сразу на пер вом курсе. Ребята, которые программу не тянут, направ ляются в группы - без полу чения среднего образования на более простые опециаль- С десятиклассниками же таких проблем нет. Их на заводе берут охотнее. Эти ре бята и серьёзнее, и грамот нее, и дисциплинированнее. Отсев среди них меньше. ...Преподавая в этом году политическую экономию «де сятиклассникам» и основы экономических знаний — бывшим «восьмиклассникам», ныне учащимся третьего кур са, с грустью отмечаю, что, рассказ о специфике эконо мики разных зарубежных учиться. Их уже в начале восьмого класса «отсеяли», настроили на училищу, где якобы меньше спрос,- ' где можно меньше трудиться. Жизнь убеждает. что по уровню образования и культуры наша страна сдает свои позиции. Одной из причин этого счи таю неоправданный крен на шего среднего образования в сторону ПТУ. И очень хоро шо, что Всесоюзный педаго гический форум' дал другие ориентиры. Среднее образо вание надо получать в шко ле, в обычном классе, где есть и ' очень сильные, и се реднячки, и слабые. Послед ние, хочешь — не хочешь, за сильными вынуждены тя нуться. Находиться они бу дут в более благоприятной и для образования и для обще- го духовного развития сре де. Ну, а у кого с учебой все- таки не ладится — можно получить специальность в ■училище после восьми клас сов, но только уже безсред- Определять способности можно с помощью тестов— (их сейчас в журнале «Проф техобразование» предлагает ся много), с помощью кол легиального совета педагогов и родителей. Методы отбора могут быть разными, а ре зультат один — аттестат зрелости должен стать, на конец, документом, действи тельно подтверждающим об щую . общеобразовательную, духовную и гражданскую зрелость семнадцатилетних. Пора прекращать делать «ли повые»» аттестаты, так до рого обходящиеся государст ву, а, значит, и всем нам, т. е. выбрасьшать деньга на ветер. Р. ХАЛЕЦКАЯ, преподаватель СПТУ-20 г. Липецка. Приписной пункт Правое ке. Постоянно встречаются раны Великой Отечественной 1 НА СНИМКЕ: (слева школы № 9 Кирилл Амбарцумян, Виталий Звягин, Юрий МСаш- ковцев (все трое хотят посгуиить в водное училище) и май ор в отставке Ивш Николаевич Ковалев. Фото Ю. КЛЮЕВА. НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ У видеть буквари, по которым учились на ши предки в X I— XVII столетиях, можно в Одейской государственной научной библиотеке имени Горького. Здесь открылась выставка старинных - изда ний, посвященная 1000-ле тию славянокой азбуки и письменности на Руси. З абытый голос виолы «Да Гамба» вернул современникам ере- ва«жий мастер М. Ерицян. Оредневемовый смьячковыЯ инструмент прозвучал на премьере оперы К. Меште- верди «Коронация Поппеи», впервые поставленной в на шей стране на сцене Ере ванского оперного театра. Л кЛителей книги объ единил клуб, создан ный при книжном магазине «Друнйа» в Таш кенте. На встречи с ними приглашены известные дея тели литературы и искусст в у публицисты, здесь бу дут проводиться выставки, лекции по самой разной тематике. П ервая выставка сов ременного авангарда открылась в Кеме рове. В основу экспозиции вошли произведения живо писи, графики и скульпту ры профессиональных ху дожников области — чле нов творческого объедине ния «Площадь». О роли пертого мор довского учёного-эн- циклопедиста М. Ев- севьева в развитии куль туры автономной республи ки {)ассказывают общест венные чтения и лекции, посвященные .125-летию со дня рождения подвижника. М. Евсевьеву принадлежит первенство в создании пись менности, детских учебни ков на родных языках. (ТАСС). Аренда: практика внедрения ВОЗВРАЩЕНИЕ... НА ЗЕМЛЮ К ОГДА Ивану Булыче ву передали, пригла шение принять учас тие в совещании по линии ЦК профсоюза, где будут обсуждаться вопросы разви тия сельского хозяйства (в том числе и аренды), он сог ласился, не раздумывая, хоть поездка предстоит ке^ близкая —- в Читу. Остро требуется информация о том, каким путем идти да льше, чтобы подаостью П1>ет- ворить в жизнь идею, кото рую он, механизатор, вына шивал не один год. Отноше ние к возникновению на на шей земле арендато’ров, фер меров весьма противоречи вое. Это в разговорах все как будто просто, а доходит де конкретных действий — и начинают громоздиться од на на другую проблемы. Вот уже весна не за горами, а договора, основополагающе го документа, у звена еще нет, потому что не ясно, как его правильно составить. Впрочем, что там договор,, еелр и сам о . существование звена не так давно бьщо под вопросом: осенью при под ведении итогов работы поч ти решили слить все под рядные звенья в одну брига ду. Так, мол, будет лучше. Ивану Булычеву вместе со своими сторонниками было весьма непросто . отстоять иную точку зрения. На тот час хозяйство ощутило «мощную вибрацию» от не согласованности действий подразделений, усиленную заработками семейного зве на Булычевых: другие вдвое-. втрое меньше получили за полевой сезон... Нет, отстаивая свое мие- ние, Иван Александрович' Булычев не отметал неуря дицы при составлении дого- во.ра, определении расценок, существующих ёще прома хов в растениеводстве. Он подчеркивал другое; из опы та внедрения семейного под ряда родилось то, чего дол го не имело сельскохозяй ственное производство — но вое отношение к земле, к де лу. Появился тот самый са мостоятельный, целеустрем ленный хозяин, по которому истосковалась «наша и ни чья» земля-матушка. Право Булычева на само стоятельность окончательно подтвердила ’ совсем недавно областная комиссия. Но уже до этого даректрр совхоза «Грязииский» В. М. Зуба рев внес поправки, несколь ко снявшие напряжение, возввкшее в ходе дискуссии: весь совхоз будет перехо дить на аренду. Осуществ лять этот переход предстоит в неоколько этапов. Узке в этом году полностью аренд ным станет растениеводство Будет три звена; И. А. Бу лычева, Л. И. Кравченко, ко торый сейчас работает агро номом, и А. Е. Качанова возглавляющего пока сов хозную мелиорацию. Казндое звено — со своим автоном- ньш севооборотом. А это не что иное, как долгосрочное закрепление земли за работ- никам 1 и. Инерция прошлого наконец-то преодолена. — Это выгодно и мне, как директору, — говорит В. М. !^барев. — За мной остается общая стратегия, Более подробно директорских дел выглядит так: в слозкном положении пока совхозное зкивотновод- ство, где требуется выпол нить большой объем работ по реконструкции помеще ний. нузкно совершенство вать и сектор соцкультбы та, а главное — основатель но заняться садом, который составляет основу совхоза «Г1^язинокий». — По нашим расчетам, са- . доводство просто необходи мо перевести на принципы хозрасчета. Возглавить эту работу взялся главный агро ном хозяйства А . . Ю. Царь ков. А вот избавимся на ферме от рудаого труда, ме ханизируем кормораздачу — и там а!ренду будем внед рять, — продолжает свою мысль Василий Митрофано вич. — Хотя уже сегодня могу назвать одно препятст- И тут 'директор.говорит о. разночтении понятия демо кратического централизма. Те, кто вверху — стремят-- ;ся удержать в своих | руках •распорядительную власть (не исключает он и себя, как руководителя), а рабочие пытаются отказаться от лю бой опеки. Не «потеряются» ли в этих разногласиях.спе циалисты? Опасное заблуж дение, что и без них впол не моншо обойтись. Справедливо. Без науки, без точного технологическо го расчета ничего не полу чится. И надо отдать долж ное специалистам «Грязин- ского»: большая я х часть узке вписалась в ^новые ор ганизационные 'структуры. Теперь необходимо их влия ние распространить на все производство. За примером таких отношений далеко хо дить не надо; арендатор Иван Аленсавдронич Булы чев поступает мудро, сразу оговаривая систему взаимо отношений со специалиста ми. Впрочем, последняя фра за требует уточнения. То, что вопрос аренды, в принципе обговорен, не вы зывает сомнения. Но подпи сание арендного договора отодвигается на март. И вполне понятно в этой свя зи волнение звеньевого: — Опять ждать?! Люди уже годами трудятся на аренде, а нам все говорят о переходном периоде. Но ку да переходить, если весной идем все да то же поле? — не без иронии говорит Бу лычев. — Нужно решение да землю, нужно подписы вать договор, без которого банк не даст ссуду. Четыре из шести полей, которые мы присмотрели с администра цией, уже готовы для рабо ты, а остальные летом осво бодятся. Никак не пойму — за чем дело стало?.. Во многом Иван прав. Во многом, но* не во всем. Сов хоз- «Ерязинокий» первым в районе взялся за то, что по ка многим не под силу. Сам принцип перехода на арен ду вроде бы прост, но у не го нет подробной методики. Аренддая плата за землю, подоходный налог, контрак тация на выращивание куль тур, цены — все это не име ет пока точных критериев. И все же ждать нельзя. Нужно готовиться к севу. Если сегодня звеньевой еще согласен на разговоры, то завтра у него не будет узке ни минуты для дебатов. Очень своевременной по этому стала помощь пред седателя АПО М. Б. Вар варина, который твердо, по обещал; — Присылаю экономис тов из АПО для поднрепле-- ния совхозньш, за неделю, думаю, найдем щзиемлемый для всех вариант. В райис полкоме — это беру на се бя, — получим решение на выделяемую землю. Бу дет договор! На этом мозкно было бы и закончить. Но вот одна деталь. Перед тем, как за вершился наш обзций раз говор в кабинете директора совхоза, Булычев заметил; — Хочешь — не хочешь, Василий Митрофанович, но взаимную .ответственность будем вьщерживать строго. Минералка мне нужна к сроку и высокого качества. — Качество? — переспро сил директор. — Да ты же знаешь, что складов в хозяй стве нет, все, что привезли — на земле лежит. — Но я ведь за дейст вующее вещество платить буду, а не за количество. Мне баласт зачем? Решать этот вопрос надо!.. - Да, решить предстоит еще немало больших и малых вопросов. Легкой жизни ни у арендатора, ни у руково дителя хозяйства, судя по всему, не будет. И помощь в новом деле потребуется им обоям. В первую оче редь — взаимная помощь. В. СИДЛЯРУК. Гряэйнокий район. Поэтическая рубрика Валерий СЕМЕНИХИН. «МОЯ СУДЬБА, НОЯ ДОРОГА» одинокий продропний и вервутся грибн в леса. ЛЕЛЬ Язычник я. Стада мои «зфанимы Паном и Велесом. Не эвают клеток соловьи по-над моим зеленым Лежит, как радуга над вся в семицветье Прозреваю тайну > уезжаю к белым цветам. У ромашки склонив колени, дам покой уставшим устам. Я вернусь как ваступит Задымится желтым луна... И мою торопливость залечит моя судьба, моя дорога среди ромашковых лугов. Моя божница — нежный И я пою совсем негромко о синем вебе и реке... А на плече моем котомка, и прутик ивовый в руке. Дождиг. Промокли ваши Поют охрдало петухи. комоло густой туман бодает у ршеи. от насекомого б ^ш т и тает И запах свежести — листвы душистой стелется вокруг. Желтеет донник... Утро длится, длится... И дымные костры мальчишки жгут, сидят, нахохлясь, маленькие птицы и солнца ждут.'. № ЛИСТОПАД Золотой октябрь. Листопад. Паутинка дымящей рощи. Тот, хрустящий листвою, догорит, оголится ночью. Время новое. Холода. Лужи мерзнут, краснеет Зябкой рябью кожа пруда передернется вдруг ■ пугливо. Я сегодня глазами тих. Залюбуюсь ляскш Уходшций осенний миг и слепого сделает зрячим. Стаю листьев закружит и опустит наземь Знай, что я все тот же, только чуть устал. И ценю дороже все, что потерял. И <ве та дорога... Мы спешили просто. А назад, к порогу — невозвратно взрослы. Каждый год на вербах белые комочки... О былом, наверно, будем петь до точки. И ценить дороже все, что потеряли... Ты, мой друг, все тот же, лишь глаза... устали. Опушило лесную опушку белым инеем, чистым перьевую словно подлижу разорвали в небупже Ншеолышим ветром лес стоит и стволы прямы. И лежат на деревьях нвдевелые веки зимы. тишива заснеженных троп, И все чудится синий терем, осевший в белый сугроб. Лошадь гривою машет и копыт серебристый стук отдается в недвижной чаще, где вдаит, замерзая, звук... Люблю п] В их неумолчной толчее — живые краски. В них нравов простота и жизнь простая... Печальная в них красота, но красота иная — без лоска, пышности и без той лжи цветистой... А может, это просто лес — тшсой он чистый. Тихонько тронется вагон, и — разговоры... О молеже, о хлебе, — он, родимый, в пору... И лентой выгнется состав, накренясь на бок... А оставовится, устав, — >»1 хуташ яблок... ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz