Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

5 февраля 1989 г., № 31 (18 328) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Актуйльный вопрос к КРЕСТЬЯНАМ- БЕЗИЗЪЯНОВ «Недавно мы узнали совсем «смешную» новость: тот ра­ ботник жнвотноводства, у которого в трудовой книжке за­ писано «оператор машинного доения», имеет право на двад- цатинроцевтную надбавку к пенсии, а у кого запись «дояр­ ка» — на эту надбавку рассчитывать не мож1ет...» Н. ЛУГОВАЯ, брнгадаф животноводства колхоза «Дружба» Уйского района ЧелябШ[ской области. ' Может быть, эта ситуация — результат местного нормо­ творчества? Редакция решила проверить, как обстоит дело в другах решонах. Оказалось, проблема всесоюзная. — Как же |разъяснить соста 1 вителям подобных инструк­ ций, от которых страдают по стране тысячи сельчан, что се­ годня никакой разницы в труде доярки и мастера машин­ ного доения по существу нет? — спрашивает Н. Луговая. — Так почему же и до каких пор он будет оцениваться пр- разному? К сожалению, с кошфетными «составителями подобных ин­ струкций» встретитьря не удалось. Отме-иш только, что дл» спетЩалистов отдела по делам колхозов Госагрохцюма СССР, с которыми беседовал корреспондент ТАСС, петгсионная не­ суразица — новость с бородой. Такой же длинной, какие носили еще мужики на заре коллективизатщи. Именно из тех времен — дух нормативных документов, которыми ньше ру- кадодствуются со^сы . Пенсиошюе обеспечение колхозников, пожалуй, самый непробиваемый редут в известных басти­ онах днскриминахщи, годами воздвигавшихся перед дерев­ ней. Недаром острые языки оридумали поговорку: «Весь ИЙ 1 ЯН — на крестьян». Что же касается упомянутой процентной надбавки к пен сии за непрершшый стаж для операторов доения, ее м ох- но отнести, скорее, не на твердолобость бумаготворцев, а на крестьянсжую хитрость. Ведь попршка появилась не так давно, когда отчаявшись дождаться радикальных перемен, дотопнше колхозные головы раскопали вьшпедшее во вре^ мена МТС положение, но кото-рому механизаторы и специа­ листы оформляются на пенсию в порядке предусмотренном для рабочих и служапщх, то есть имеют право на надбав­ ку. (Напомним, что в совхозе — все и без того относятся к категории «рабочй».) И вот, используя эту зацепку, уДалось добиться льгот также для тех, кто и в колхозе имеет дело с такими же механизмами, то есть называется механизато­ ром или же оп^атором машинного доения. На селе говорят: «Хоть горшком назови, только в печь не сажай». Однако в данном случае переименование профес­ сии принесло пользу; Но только части работниц ферм. Ну, а если ты честно и добросовестно трудался еще в вую» ьюру, что тогда? ГЬггать белую зависть д комплексной механизации? Или хитрить до коича. исрсии-, сать трудовую книжку, переименовав доярку на современ­ ный манер? Но есть и третья возможность. И она, пожалуй, самая же- лателЕяая. Надо, наконец-таки, полностью восстановить со­ циальный эквивалент по отношению к колхознику. Не полу­ мерами и «шфестьянской сметкой», а всеобъемлюпщм зако- К этому е,а^ому мнению пришли сегодня в больлшпктве 1 фмО€теятных союзник ощпнов: и в Госагропроме, и в Гос­ комтруде, и в ВЦСПС. Всю нелепость нынешнего подхода к социальному обес­ печению членш коллективных хозяйств -ярко иллюстриру­ ет, ншьример, случай, с которьпл пришлось недавно столк- нзггься. Жеьпцшьа, проработавшая долгое время в к<ьш>зе, встретила, как говохлится, «спутника жизни». Но вот б1да — он из соседаего совхоза. Чтобы этим людям соединить с»ов судьбы, кто-т'о из них должен поменять хозяйство. И топда, загадывая о яедал^бой пенсии, придется рассчитывать толь­ ко на совхозный стаж. А как набрать его на 25 лет, если седина уже серебрит волосы? Или возьмем популярный сей­ час лозунг «Выбираю деревню на жительство». Кто, скахаи- те, зная о пеьшнонном неравенстве, рискнет в зрелые годы* смештъ городскую прописку на колхозную? Противоречащий здравому смыслу порядок бьет не толь- } по д е ^ш е ; в ущемленном положении, нацример, ока- ■шается и зшодчавин, отдавший, в свое время часть трудо­ вого стажа колхозу. Конечно, непросто цри дефтнцгге бюджета отыскать бо­ лее миллиарда рублей «липших» денег. Примерно столько прооит Гооавропром СССР, выступая защитником крестьян­ ских иктересов. в ответ ьц>едлагак>т выравнивать уро­ вень блапшолучия пенсионеров за счет самих же колхозов. Но в передовых хозяйствах и без этого давно существует практика подобных доплат, закрепленная, кстати, новым при­ мерным Уставом колхоза. Что же касается государствет- ных источников, то требуемые средства, наверное, все же можно было бы найти, пересмотрев, например, объемы пла­ тежей колхозами по государственному обязательному стра­ хованию своего имущества. Напомним, что по этой статье коллективные хозяйства ежегодно отчисляют в госбюджет несколько миллиардов рублей. Возможно, кто-то,подсжажет и другой путь. Сейчас, в канун Пленума ЦК КПСС по воп^ росам аграрной политики, любое ер§дложение не остается без внимания. А. АЗЮБЛО, обозреватель ТАСС. -- В СЕСОЮЗНЫЙ педа­ гогический форум наконец-то дал на­ дежду на перемены в про­ фессионально-техническом об­ разовании. Съезд подчеркнул, что оно в перспективе дол­ жно базироваться на иной ос­ нове, чем сейчас, юноши и девушки будут получать ра­ бочие специальности преи­ мущественно после десяти классов. Но пока работа училищ идет по накатанному пути. По-прежнему на, совещаниях, педагогам напоминают о профориентации, а скоро пой­ дет речь и о наборе, основ­ ную часть которого вновь со­ ставят восьмиклассники. Думаю, что немногие дума­ ют над тем, что принимать в ПТУ восьмиклассников не­ выгодно обществу как с мо­ ральной. так и с материаль­ ной точек зрения. Почему? Произведем, не­ сложный арифметический подсчет; год обучения школь­ ника обходится стране по средним статистическим дан­ ным в двести рублей, учаще­ гося ОПТУ (с бесплатным пи­ танием, обеспечением, одеж­ дой, ' оборудованньши мас­ терскими и т. д.) — 800 — 1000 рублей. Но, конечно, не толькпма- териальными затратами мы озабочены. Высокая профес­ сиональная грамотнсжть мо­ лодого поколения, его духов­ ный потенциал, выше эконо­ мических вьи-од. В конечном итоге именно эти слагаемые обеспечивают качественные изменения в нашем общест­ ве, в том числе и экономиче- В идеале третьекурсники ПТУ должны быть значитель­ но лучше подготовлены к ра­ боте в производственной сфе­ ре, чем бывшие десятиклас­ сники. И адаптация в рабо­ чем коллективе у них долж­ на проходить быстрее, и чи­ сто профессиональные навы­ ки быть выше — на это времени отведено больше. В духовном развитии, по логике, третьекурсники то­ же не должны десятиклас­ сникам уступать. Условия для этого в училище благодат­ нее, чем в школе. Кабинеты ~ Слово — делегатам учительского' съезда - --------------- НУЖНЫ ли „ЛИПОВЫЕ" АТТЕСТАТЫ? Недавно состоявшийся Всесоюзный съезд работ­ ников народного образования вызвал новый по­ ток писем в редакцию о проблемах нашей школы. оснащены лучше, почти в каждом ^ —. киноустановка, диапроекторы, магнитофон. У нас, в 20-м есть даже дис­ плейный класс по информа- Опециальность преподают инженеры, в основном — бывшие производственники. Работают здесь кружки тех­ нического : творчества. Об­ щеобразовательные предметы преподают те же учителя; что и в школе. То-есть, плнюов для про­ фессионального и духовного роста масса. Но как эти плю­ сы реализуются? Каковы кЪ- яечные результаты? ...Впервые с третьекурсни­ ками ПТУ я познакомилась три года наз5д, в 8-м учили­ ще, когда преподавала у них литературу. Первый диктант, который я провела в трех труппах, меня в буквальном смысле ошеломил: из 25 по­ ложительные оценки получи­ ли 5—6 человек. А это ведь был третий курс. Возможно­ стей совершенствования зна­ ний в языке практически нет. Впрочем, их не было и на первом ; и втором курсах. Ведь русский язык фунда­ ментально, как в восьмнлет- ней школе, здесь уже не изу­ чается. Существуют, конеч­ но, несколько уроков в год по расписанию, дополнитель­ ные занятия и консультации, но при напряженнейшей уче­ бной нагрузке видимых ре­ зультатов они не дают. То- есть, если пришел ученик из школы со знаниями по-фор­ муле «три пишем два в уме», с такой же формулой по языку он с к о ^ е всего и вый­ дет.. Бывают исключения, но они погоды не делают. Слабо пишут эти ребята и сочинения; с массой ошибок, с содержанием — на уровне пятых-шестых классов. Как правило^, читать они не при­ выкли, текстов не знают, ху­ дожественное мышление раз­ вито слабо. Но вот подходит экзамен, и учитель раздумы­ вает, как самому неграмот­ ному и слабому поставить все-таки тройку. Ведь отчис­ лить с третьего курса уже нельзя: для училища., а осо­ бенно для контролирующих его оргацизаций —это «ЧП». Выход один — массовое спи­ сывание. Такое отношение к родно­ му языку и литературе (а оно стало привычно не толь­ ко в ПТУ и школе) просто позорно. Не отсюда ли безду­ ховность? Очень плохи в училище де-, ла с освоением предметов фи­ зико-математического цикла. По сЛовам коллег учителей- матёматиков, ситуация та­ кая: если в группе самостоя­ тельно решают задачи . 5—6 ребят, группа считается по успеваемости средней, то- есть нормальной. Другими словами, по основным' обще­ образовательным предметам фактически успевает лишь пятая часть учащихся. А остальные оценки — все те' Же «три пишем '— два в У кого-то может возник­ нуть вопрос — а нужно ли будущему крановщику или сварщику хорошо разбирать­ ся в математике? Практика подтверждает — очень нуж­ да. Ведь для хорошего свар­ щика аргонной сварки, а тем более, для такой сложной специальности, как слесарь Сегодня мЪ публикуем одно из них — преподава­ теля липецкого СПТУ-20 Р. В. Халецкой, размыш­ ляющей о том, каким быть завтра профтехучили­ щам, что еще мешает им работать эффективно. стран вызьшает у первых жи­ вой интерес, разнообразные, порой сложные вопросы, вто­ рые ёлушают довольно рав­ нодушно — они не привьш- ли чем-либо инте,ресоваться всерьез,' и интерес этот им привить сложно... В чем дело? Почему рав­ ные возможности дают такие разные результаты? Причи­ на в одном. В училище при­ ходят ребята с крайне сла­ бой общеобразовательной подготовкой, «запущенные» еще в школе. Большинству из них по этой причине хоро­ шо учиться, стать в полном смысле грамотными и квали­ фицированными рабочими сложно. Это ведь только из­ дали кажется, что в училище заниматься легко. Парбброт, здесь .намного труднее. Боль­ ше недельная нагрузка — по 6^—7 уроков ежедневно. Пока иначе не получается. Программа очень уплотнена из-за большой производствен­ ной практики. Многие темы и разделы изучаются фраг­ ментарно, предполагая более детальное их самостоятель­ ное изучение. А если эта ра­ бота дома не ведется, даже у неплохо ранее успевающе­ го в школе восьмиклассника, могут появиться про^лы . А что говорить о неуспеваю­ щих, пришедших сюда с «липовыми» троечками? Узке через месяц они понимают, что отстают, и совсем перю- стают что-либо делать, - что называется «опускают руки». Отсюда начинаются острые проблемы с дисциплиной, конфликтные ситуаций. Кроме того, многие ребя­ та приходят в училище во­ обще без всякого желания по ремонту коатрольно-иэме- рительных приборов, (профес­ сии в училищах популярной и уважаемой), прочные,зна­ ния физики, химии, матема­ тики просто.необходимы. Ина­ че из учащегося хорошего высококвалифицированно г о специалиста не выйдет. Кон­ кретный пример: после окон­ чания ПТУ на базе восьми классов только 40 процентов состава .группы «киповцев», по словам нашего опытного мастера А. В. Истомина, сра­ зу идут работать наНЛМК по специальности. Остальные вынуждены какое-то время быть подсобными рабочими, переквалифицироваться или дода-ое время, «доучиваться». В училище, где есть более сложные специальности — многостаночников, слесарей по ремонту агрегатов с чис­ ловым программным упра­ влением, в СПТУ-10, напри­ мер, естественный отсев «восьмиклассников» проис­ ходит раньше, сразу на пер­ вом курсе. Ребята, которые программу не тянут, направ­ ляются в группы - без полу­ чения среднего образования на более простые опециаль- С десятиклассниками же таких проблем нет. Их на заводе берут охотнее. Эти ре­ бята и серьёзнее, и грамот­ нее, и дисциплинированнее. Отсев среди них меньше. ...Преподавая в этом году политическую экономию «де­ сятиклассникам» и основы экономических знаний — бывшим «восьмиклассникам», ныне учащимся третьего кур­ са, с грустью отмечаю, что, рассказ о специфике эконо­ мики разных зарубежных учиться. Их уже в начале восьмого класса «отсеяли», настроили на училищу, где якобы меньше спрос,- ' где можно меньше трудиться. Жизнь убеждает. что по уровню образования и культуры наша страна сдает свои позиции. Одной из причин этого счи­ таю неоправданный крен на­ шего среднего образования в сторону ПТУ. И очень хоро­ шо, что Всесоюзный педаго­ гический форум' дал другие ориентиры. Среднее образо­ вание надо получать в шко­ ле, в обычном классе, где есть и ' очень сильные, и се­ реднячки, и слабые. Послед­ ние, хочешь — не хочешь, за сильными вынуждены тя­ нуться. Находиться они бу­ дут в более благоприятной и для образования и для обще- го духовного развития сре­ де. Ну, а у кого с учебой все- таки не ладится — можно получить специальность в ■училище после восьми клас­ сов, но только уже безсред- Определять способности можно с помощью тестов— (их сейчас в журнале «Проф­ техобразование» предлагает­ ся много), с помощью кол­ легиального совета педагогов и родителей. Методы отбора могут быть разными, а ре­ зультат один — аттестат зрелости должен стать, на­ конец, документом, действи­ тельно подтверждающим об­ щую . общеобразовательную, духовную и гражданскую зрелость семнадцатилетних. Пора прекращать делать «ли­ повые»» аттестаты, так до­ рого обходящиеся государст­ ву, а, значит, и всем нам, т. е. выбрасьшать деньга на ветер. Р. ХАЛЕЦКАЯ, преподаватель СПТУ-20 г. Липецка. Приписной пункт Правое ке. Постоянно встречаются раны Великой Отечественной 1 НА СНИМКЕ: (слева школы № 9 Кирилл Амбарцумян, Виталий Звягин, Юрий МСаш- ковцев (все трое хотят посгуиить в водное училище) и май­ ор в отставке Ивш Николаевич Ковалев. Фото Ю. КЛЮЕВА. НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ У видеть буквари, по которым учились на­ ши предки в X I— XVII столетиях, можно в Одейской государственной научной библиотеке имени Горького. Здесь открылась выставка старинных - изда­ ний, посвященная 1000-ле­ тию славянокой азбуки и письменности на Руси. З абытый голос виолы «Да Гамба» вернул современникам ере- ва«жий мастер М. Ерицян. Оредневемовый смьячковыЯ инструмент прозвучал на премьере оперы К. Меште- верди «Коронация Поппеи», впервые поставленной в на­ шей стране на сцене Ере­ ванского оперного театра. Л кЛителей книги объ­ единил клуб, создан­ ный при книжном магазине «Друнйа» в Таш­ кенте. На встречи с ними приглашены известные дея­ тели литературы и искусст­ в у публицисты, здесь бу­ дут проводиться выставки, лекции по самой разной тематике. П ервая выставка сов­ ременного авангарда открылась в Кеме­ рове. В основу экспозиции вошли произведения живо­ писи, графики и скульпту­ ры профессиональных ху­ дожников области — чле­ нов творческого объедине­ ния «Площадь». О роли пертого мор­ довского учёного-эн- циклопедиста М. Ев- севьева в развитии куль­ туры автономной республи­ ки {)ассказывают общест­ венные чтения и лекции, посвященные .125-летию со дня рождения подвижника. М. Евсевьеву принадлежит первенство в создании пись­ менности, детских учебни­ ков на родных языках. (ТАСС). Аренда: практика внедрения ВОЗВРАЩЕНИЕ... НА ЗЕМЛЮ К ОГДА Ивану Булыче­ ву передали, пригла­ шение принять учас­ тие в совещании по линии ЦК профсоюза, где будут обсуждаться вопросы разви­ тия сельского хозяйства (в том числе и аренды), он сог­ ласился, не раздумывая, хоть поездка предстоит ке^ близкая —- в Читу. Остро требуется информация о том, каким путем идти да­ льше, чтобы подаостью П1>ет- ворить в жизнь идею, кото­ рую он, механизатор, вына­ шивал не один год. Отноше­ ние к возникновению на на­ шей земле арендато’ров, фер­ меров весьма противоречи­ вое. Это в разговорах все как будто просто, а доходит де конкретных действий — и начинают громоздиться од­ на на другую проблемы. Вот уже весна не за горами, а договора, основополагающе­ го документа, у звена еще нет, потому что не ясно, как его правильно составить. Впрочем, что там договор,, еелр и сам о . существование звена не так давно бьщо под вопросом: осенью при под­ ведении итогов работы поч­ ти решили слить все под­ рядные звенья в одну брига­ ду. Так, мол, будет лучше. Ивану Булычеву вместе со своими сторонниками было весьма непросто . отстоять иную точку зрения. На тот час хозяйство ощутило «мощную вибрацию» от не­ согласованности действий подразделений, усиленную заработками семейного зве­ на Булычевых: другие вдвое-. втрое меньше получили за полевой сезон... Нет, отстаивая свое мие- ние, Иван Александрович' Булычев не отметал неуря­ дицы при составлении дого- во.ра, определении расценок, существующих ёще прома­ хов в растениеводстве. Он подчеркивал другое; из опы­ та внедрения семейного под­ ряда родилось то, чего дол­ го не имело сельскохозяй­ ственное производство — но­ вое отношение к земле, к де­ лу. Появился тот самый са­ мостоятельный, целеустрем­ ленный хозяин, по которому истосковалась «наша и ни­ чья» земля-матушка. Право Булычева на само­ стоятельность окончательно подтвердила ’ совсем недавно областная комиссия. Но уже до этого даректрр совхоза «Грязииский» В. М. Зуба­ рев внес поправки, несколь­ ко снявшие напряжение, возввкшее в ходе дискуссии: весь совхоз будет перехо­ дить на аренду. Осуществ­ лять этот переход предстоит в неоколько этапов. Узке в этом году полностью аренд­ ным станет растениеводство Будет три звена; И. А. Бу лычева, Л. И. Кравченко, ко торый сейчас работает агро номом, и А. Е. Качанова возглавляющего пока сов­ хозную мелиорацию. Казндое звено — со своим автоном- ньш севооборотом. А это не что иное, как долгосрочное закрепление земли за работ- никам 1 и. Инерция прошлого наконец-то преодолена. — Это выгодно и мне, как директору, — говорит В. М. !^барев. — За мной остается общая стратегия, Более подробно директорских дел выглядит так: в слозкном положении пока совхозное зкивотновод- ство, где требуется выпол­ нить большой объем работ по реконструкции помеще­ ний. нузкно совершенство­ вать и сектор соцкультбы­ та, а главное — основатель­ но заняться садом, который составляет основу совхоза «Г1^язинокий». — По нашим расчетам, са- . доводство просто необходи­ мо перевести на принципы хозрасчета. Возглавить эту работу взялся главный агро­ ном хозяйства А . . Ю. Царь­ ков. А вот избавимся на ферме от рудаого труда, ме­ ханизируем кормораздачу — и там а!ренду будем внед­ рять, — продолжает свою мысль Василий Митрофано­ вич. — Хотя уже сегодня могу назвать одно препятст- И тут 'директор.говорит о. разночтении понятия демо­ кратического централизма. Те, кто вверху — стремят-- ;ся удержать в своих | руках •распорядительную власть (не исключает он и себя, как руководителя), а рабочие пытаются отказаться от лю­ бой опеки. Не «потеряются» ли в этих разногласиях.спе­ циалисты? Опасное заблуж­ дение, что и без них впол­ не моншо обойтись. Справедливо. Без науки, без точного технологическо­ го расчета ничего не полу­ чится. И надо отдать долж­ ное специалистам «Грязин- ского»: большая я х часть узке вписалась в ^новые ор­ ганизационные 'структуры. Теперь необходимо их влия­ ние распространить на все производство. За примером таких отношений далеко хо­ дить не надо; арендатор Иван Аленсавдронич Булы­ чев поступает мудро, сразу оговаривая систему взаимо­ отношений со специалиста­ ми. Впрочем, последняя фра­ за требует уточнения. То, что вопрос аренды, в принципе обговорен, не вы­ зывает сомнения. Но подпи­ сание арендного договора отодвигается на март. И вполне понятно в этой свя­ зи волнение звеньевого: — Опять ждать?! Люди уже годами трудятся на аренде, а нам все говорят о переходном периоде. Но ку­ да переходить, если весной идем все да то же поле? — не без иронии говорит Бу­ лычев. — Нужно решение да землю, нужно подписы­ вать договор, без которого банк не даст ссуду. Четыре из шести полей, которые мы присмотрели с администра­ цией, уже готовы для рабо­ ты, а остальные летом осво­ бодятся. Никак не пойму — за чем дело стало?.. Во многом Иван прав. Во многом, но* не во всем. Сов­ хоз- «Ерязинокий» первым в районе взялся за то, что по­ ка многим не под силу. Сам принцип перехода на арен­ ду вроде бы прост, но у не­ го нет подробной методики. Аренддая плата за землю, подоходный налог, контрак­ тация на выращивание куль­ тур, цены — все это не име­ ет пока точных критериев. И все же ждать нельзя. Нужно готовиться к севу. Если сегодня звеньевой еще согласен на разговоры, то завтра у него не будет узке ни минуты для дебатов. Очень своевременной по­ этому стала помощь пред­ седателя АПО М. Б. Вар­ варина, который твердо, по­ обещал; — Присылаю экономис­ тов из АПО для поднрепле-- ния совхозньш, за неделю, думаю, найдем щзиемлемый для всех вариант. В райис­ полкоме — это беру на се­ бя, — получим решение на выделяемую землю. Бу­ дет договор! На этом мозкно было бы и закончить. Но вот одна деталь. Перед тем, как за­ вершился наш обзций раз­ говор в кабинете директора совхоза, Булычев заметил; — Хочешь — не хочешь, Василий Митрофанович, но взаимную .ответственность будем вьщерживать строго. Минералка мне нужна к сроку и высокого качества. — Качество? — переспро­ сил директор. — Да ты же знаешь, что складов в хозяй­ стве нет, все, что привезли — на земле лежит. — Но я ведь за дейст­ вующее вещество платить буду, а не за количество. Мне баласт зачем? Решать этот вопрос надо!.. - Да, решить предстоит еще немало больших и малых вопросов. Легкой жизни ни у арендатора, ни у руково­ дителя хозяйства, судя по всему, не будет. И помощь в новом деле потребуется им обоям. В первую оче­ редь — взаимная помощь. В. СИДЛЯРУК. Гряэйнокий район. Поэтическая рубрика Валерий СЕМЕНИХИН. «МОЯ СУДЬБА, НОЯ ДОРОГА» одинокий продропний и вервутся грибн в леса. ЛЕЛЬ Язычник я. Стада мои «зфанимы Паном и Велесом. Не эвают клеток соловьи по-над моим зеленым Лежит, как радуга над вся в семицветье Прозреваю тайну > уезжаю к белым цветам. У ромашки склонив колени, дам покой уставшим устам. Я вернусь как ваступит Задымится желтым луна... И мою торопливость залечит моя судьба, моя дорога среди ромашковых лугов. Моя божница — нежный И я пою совсем негромко о синем вебе и реке... А на плече моем котомка, и прутик ивовый в руке. Дождиг. Промокли ваши Поют охрдало петухи. комоло густой туман бодает у ршеи. от насекомого б ^ш т и тает И запах свежести — листвы душистой стелется вокруг. Желтеет донник... Утро длится, длится... И дымные костры мальчишки жгут, сидят, нахохлясь, маленькие птицы и солнца ждут.'. № ЛИСТОПАД Золотой октябрь. Листопад. Паутинка дымящей рощи. Тот, хрустящий листвою, догорит, оголится ночью. Время новое. Холода. Лужи мерзнут, краснеет Зябкой рябью кожа пруда передернется вдруг ■ пугливо. Я сегодня глазами тих. Залюбуюсь ляскш Уходшций осенний миг и слепого сделает зрячим. Стаю листьев закружит и опустит наземь Знай, что я все тот же, только чуть устал. И ценю дороже все, что потерял. И <ве та дорога... Мы спешили просто. А назад, к порогу — невозвратно взрослы. Каждый год на вербах белые комочки... О былом, наверно, будем петь до точки. И ценить дороже все, что потеряли... Ты, мой друг, все тот же, лишь глаза... устали. Опушило лесную опушку белым инеем, чистым перьевую словно подлижу разорвали в небупже Ншеолышим ветром лес стоит и стволы прямы. И лежат на деревьях нвдевелые веки зимы. тишива заснеженных троп, И все чудится синий терем, осевший в белый сугроб. Лошадь гривою машет и копыт серебристый стук отдается в недвижной чаще, где вдаит, замерзая, звук... Люблю п] В их неумолчной толчее — живые краски. В них нравов простота и жизнь простая... Печальная в них красота, но красота иная — без лоска, пышности и без той лжи цветистой... А может, это просто лес — тшсой он чистый. Тихонько тронется вагон, и — разговоры... О молеже, о хлебе, — он, родимый, в пору... И лентой выгнется состав, накренясь на бок... А оставовится, устав, — >»1 хуташ яблок... ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz