Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 29 декабря 1989 г., № 298 (18 596) О СТАТУСЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ В СССР (Охончамие. Начало иа 1-й стр.) Депутат обязан присутство­ вать на заседаниях Съезда на­ родных депутатов, сессиях Со­ вета и их органов, в состав которых он избран, активно участвовать в их работе. В случае невозможности при­ быть, на заседание или сессию депутат сообщает об э'гом со­ ответственно в президиум Со­ вета или его председателю. Президиумы Советов народ­ ных депутатов, а в городских (Юродов районного подчине­ ния), поселковых и сельских . Советах —- их предсеяател.ч за­ благовременно в сроки, уста­ новленные регламентами соот­ ветствующих Советов, сооб-' щают депутату о времени со­ зыва и месте проведения Съез- ' да народных депутатов, сессии Совета, о вопросах, вносимых на их рассмотрение, и пред­ ставляют ему все необходимые .материалы по этим во.'.росам. .Статья 10. Права депутата на. заседаниях Съезда народ­ ных депутатов, сессии Совета Депутат пользуется правом решающего голоса по всем во- • просам, рассматриваемым на заседании Съезда народных депутатов, сессии Верховного Совета или местного Совета народных депутатов. Народ­ ный депутат СССР, народный депутат союзной, автономной ртепублики, же входящий в состав Верховного Совета, мо­ жет участвовать в заседаниях Верховного Совета с правом совещательного голоса. Депутат вправе; , избирать и быть избранным в органы Совета; П(зедлагать вопросы для рас­ смотрения Советом; вносить предложения и’^‘ за­ мечания по повестке дня, по­ рядку рассмотрения и сущест­ ву обсуждаемых вопросов; вносить проекты решений и поправки к ним; высказывать мнение по пер­ сональному составу создавае­ мых Советом органов и канди­ датурам должностных лиц, из­ бираемых, назначаемых или утверждаемых Советом; участвовать в прениях, об­ ращаться с запросами, зада­ вать вопросы; выступать.- с обоснованием .своих предложений и по мо­ тивам, голосования. ■ давать справки; вносить предложения о зас- лущиванни на заседании Съез- ,да„ народных депутатов, сес­ сии Верховного Совета, мест- ^ного Совета народных депута- 'тов отчета 'или информации любого органа либо должности кого лица, .подотчетного или подконтрольного Совету. ]1ёпутат по обсуждаемому на; заседании или сессии воп- -р№у: может передать предсе­ дательствующему текст своего выступления, предложений и замечаний для включения в ' протокол заседания, сессии. ' . , Порядок осуществления ука- дарных прав определяется на­ стоящим законом и регламен- . том соответствующего Совета. Статья 11. Право депутата на постановку вог.роса о , ,д о ­ верии составу ор;'анов, обра­ зованных или избр-чных Сове­ том," и должностным лицам. Депутат имеет право в со­ ответствии с законодательст­ вом Союза ССР, союзной, ав­ тономной республики на поста­ новку в Совете во'проса о до­ верии составу образованных или избранных Советом орга­ нов или избранным, назначен­ ным или утвержденным им должностным лицам. . ' Статья 12. Право законода- , тельной .инициативы народных депутатов СССР, народных де­ путатов союзной, автономной республики Народный депутат СССР, на­ родный депутат союзной, ав­ тономной республики облада­ ет правом законодательной инициативы на соответствую­ щем Съезде народных депута­ тов и в Верховном Совете! Право законодательной ини­ циативы осуществляется в по­ рядке, установленном закона­ ми СССР, союзной, автономной республики. ' . • Статья 13. Депутатский за- Депутатский запрос за­ являемое на сессии Совета тре­ бование 'к государственным органам и должностным ли­ цам дать официальное разъ­ яснение или изложить пози­ цию по вопросам, имеющим об­ щественное значение. Народный депутат" СССР, на­ родный депутат "союзной, авто­ номной республики на заседа- ■ ниях Съезда народных депута­ тов н сессиях Верховного Со­ вета имеет право обратиться с запросом соответственно к Пре- •зидиуму Верховного Совета- СССР, к Председателю Вер­ ховного Совета СССР, к Сове­ ту Министров СССР, к Пре­ зидиуму Верховного Совета, к Председателю Верховного Со­ вета и Совету Министров со- . казной, автономной республи­ ки, к руководителям других чюсударствгенных органов, об- разуе.мых или 'избираемых со­ ответственно Съездом народ­ ных депутатов СССР и Вер­ ховным Советом СССР, Съез- до.м народных депутатов СССР и Верховным Советом союзной, автономной республики. Народный депутат союзной, автономной ' республики име­ ет Также право обратиться с .запросом к руководителям рас- положенных на территории со- . ответствуюшей республики предприятий, учреждений и ор­ ганизаций союзного подчине­ ния- по вопросам, отнесенным к ведению республики, а на­ родный депутат автономной республики ■ также к руково­ дителям расподаженных на территории автономной рес­ публики предприятий, учреж­ дений и оргашзаций респуб­ ликанского (союзной рес­ публики) подчинения по воп­ росам, отнесенным к ведению автономной республики. Депутат местного Совета имеет право рбратиться с за­ просом к президиуму Совета, к председателю ч Совета, к исполнительному комитету. , руководителям его отделов и управлений, а также к руково­ дителям расположенных ’ ’на территории* Совета предприя­ тий, учреждений и организа­ ций по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего Совета. • Запрос может быть внесен депутатом или группой депу­ татов в письменной или устной форме. Запрос, внесенный в письменной форме, подлежит оглашению на заседании Съез­ да, сессии Совета. ■ Государственный орга-н или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на запрос на заседании Съез­ да народных депутатов, сессии Совета в сроки и в порядке, установленные законами СССР, союзной, автономной респуб­ лики. Запрос, ответ на него и принятое Советом по резуль­ татам рассмотрения запроса решение публикуются. Совет вправе обязать госу­ дарственный орган или дол­ жностное лицо представить к установленному Советом сроку отчет •о выполнении решения по запросу депутата. Статья 14. Порядок рассмот­ рения предложений и замеча­ ний депутатов, внесенных на заседаниях Съезда народных депутатов, сессии Совета Предложения и замечания, высказанные депутатами^ на за­ седании Съезда народных де-, путатов, 'сессии Совета или переданные в пясьмен-ной фор­ ме председателкствующему на заседании или сессии, рассмат­ риваются Советом, его коми­ тетами иди комиссиями либо направляются на рассмотрение соответствующим государст­ венным и общественным орга­ нам и должностным, лицам. Государственные и общест­ венные органы, а также дол­ жностные -лица, которым нап­ равлены предложения" и заме­ чания депутатов, внесенные на заседании Съезда народных де­ путатов, сессии Совета, обяза­ ны не позднее чем в месячный срок рассмотреть- эти предло­ жения и замечания* и о резуль­ татах сообщить непосредственно депутату, а также соответст­ венно президиуму или пред­ седателю Совета," Совету Ми­ нистров, исполнительному ко­ митету, Совета. Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуще­ ствляется соответственно пре­ зидиумом Совета, Советом Ми­ нистров, исполнительным ко- . митётом Совета. Статья 15. Участие депутата.- .в работе органов Совета Депутат, входящий в ростав президиума Совета, комитета, постоянной комиссии и других органов Совета, вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение указанных ор­ ганов, участвовать в подготов­ ке их к рассмотрению, в их обсуждении и принятии по ним решений, а также в организа­ ции проведения в жизнь ре­ шений Совета и его органов и . в контроле за их выполнени- Депутат, не согласный с ре­ шением органа Совета, в сос­ тав которого он входит, впра­ ве изложить свою точку зре­ ния на заседании Съезда на­ родных Депутатов, сессии Со­ вета или сообщить о ней в письменной форме . предоеда- тельствующему., ’ Народный депутат СССР, на­ родный депутат союзной, авто­ номной республ'ики, не являю­ щийся- членом Верховного Со­ вета и избранный в состав ко­ митета или постоянной комис­ сии, участвует в работе ко­ митета .или постоянной комис­ сии с правом решающего голо- Народный депутат СССР, народный депутат союзной, ав- - тономной республики, не явля­ ющийся членом комитета или постоянной комиссии, может участвовать в заседании коми­ тета или постоянной комиссии с правом совещательного голо- Депутат вправе вступать в постоянные и временные депу­ татские группы, формирующие­ ся в Совете, и свободно выхо- Статья 16. Участие депута­ та в проверках работы госу­ дарственных и общественных / органов, предприятий, уч­ реждений и организаций По поручению Совета или его органов депутат м/)жет уча­ ствовать в 1 ^роверках работы расположенных на территории Совета государственных и об­ щественных органов, пред­ приятий, учреждений и органи­ заций по вопросам, относящим- ,ся к ведению Совета, знако­ миться с необходимыми доку­ ментами, проводить депутатское расследование. О результатах проверки депутат информиру­ ет Совет или его органы, а также соответствующие госу­ дарственные и общественные органы, предприятия, учреж­ дения, организации и, в елу- ,чаэ необходимости, внрсит пре­ дложения об улучшении их работы, устранении выявлен­ ных недостатков, отмене не­ законных решений, привлече­ нии к ответственности лиц, виновных в нарушении госу­ дарственной дисциплины и за- КОЯНОСТИ. ' Депутат вправе возбуждать В Совете и его органах воп­ рос о необходимости прбведе- дений и организаций,'расноло- ния проверок работы государ- женных На территории Совета, ственных и общественных ор- ° проведении в установленном законом порядке расследовав танов, предприятай, учреж- ний по любому вопросу. Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ И В ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Статья 17. Права депутата в связи с работой в избиратель­ ном округе и в избравшей его общественной организации В своих избирательных ок­ ругах и в избравших их об- щественных~организациях де­ путаты имеют право: Участвовать при рассмотре­ нии в органах государственно­ ного управления и органах соответствующих обществен­ ных организаций любых воп­ росов, затрагивающих сущест­ венные интересы граждан в избирательных округах и чле­ нов общественных* рР^'аниза- ций; эти органы обязаны заб­ лаговременно извещать депу­ татов о рассмотрении таких во­ просов; проверять ■по собственной инициативе с привлечением при необходимости общест­ венности и народных контроле­ ров ставшие им известными из. обращений граждан, органи­ заций и иных источников све­ дения о нарушениях законов, прав и законных интересов граждан и организаций, про­ явления волокиты и бюрокра­ тизма, получать необходимую для ЭТОГО" инфорирцию, требо­ вать от соответствующих ор­ ганов ' и должностных лиц устранения выявленных нару­ шений; проводить собрания, конфе­ ренции избирателей округа, встречи с* трудовыми коллек­ тивами, низовыми коллектива­ ми и местными органами об­ щественных , организаций; уча­ ствовать в заседаниях органов - общественного самоуправле­ ния, в собраниях советского и хозяйственного актива, трудо-. в'ых коллектнво|В, граждан по месту жительства. Депутат им*еет преимущест­ венное право выступать по во­ просам своей депутатской дея­ тельности по местному радио и телевидению, в местной печати или в периодических изданиях- избравшей его общественной орган.чзации. Редактирование представленных депутатом для опубликования материалов без согласования с ним не допус­ кается. Статья 18. Обязанности де­ путата в связи с работой в избирательном округе и в из­ бравшей его общественной ор­ ганизации ' : В своих избирательных ок­ ругах и в избравших их об­ щественных организациях ' де­ путаты обязаны: ’ регулярно информировать на­ селение, низовые коллективы и местные органы избравших их общественных организаций в соответствующих регионах о работе Съездов народных де­ путатов, Верховных Советов, местных Советов народных де­ путатов, о вьш'(?лнении планов и программ экономического и социального развития, решений Советов, наказов избирателей, а также своих предвыборных программ; участвовать в организации и контроле исполнения законов, решений Совета и его органов; изучать общественное мне- .ние, нужды и запросы населе­ ния. общественных организа­ ций, сообщать о них Совету и его о'рганам, вносить предло­ жения и";лринимать иные меры для их удовлетворения; ' способствовать развертыва­ нию различных форм самоуп­ равления, социальной активно­ сти граждан, вовлечению их в управление государственными и общественными делами. Статья 19. Рассмотрение де­ путатом предложений, .заявле­ ний и жалоб граждан Депутат рассматривает по­ ступившие к нему предложе­ ния, заявления и жалобы из­ бирателей, членов избравшей его общественной организации, принимает меры к их правиль­ ному и своевременному разре­ шению; регулярно ведет при­ ем граждан в населенных пун­ ктах своего избирательного ок­ руга, а депутат от обществен­ ной организации — по месту своего жительства или работы или в ином месте, определяе­ мом депутатом. Он вправе при­ глашать для участия в прие­ ме- граждан должностных лиц государственных и обществен­ ных органов, предприятай, уч­ реждений и организаций, рас­ положенных на территории из­ бирательного округа. Депутат изучает причины, порождающие жалобы, и вно­ сит свои предложения на Съезд народных депутатов, в Верховный Совет, местный Со­ вет народных депутатов, в ор­ ганы избравшей его общест­ венной организации, в другие грсударствённые и обществен­ ные органы, предприятия, уч­ реждения и организации. Депутат вправе осуществлять контроль за рассмотрением на­ правленных им предложений, заявлений и жалоб в государ­ ственных и общественных орга­ нах, предприятиях, учреждени­ ях и организациях, располо­ женных на территории Сове­ тов, и принимать* личное учас-*- ТИ8 в их рассмотрении, Долж- ■ностные лица государственных и общественных органов й ор­ ганизаций обязаны оказывать депутату помощь в *2Г0 кон­ трольной деятельности. Статья 20. Отчеты депутата перед избирателями и общест­ венной организацией . Народный депутат СССР, народный депутат союзной, ав­ тономной республики периоди­ чески, но не режэ одного раза в год, а депутат местного Со­ вета — не реже двух раз в год обязан отчитываться о еврей работе, ходе выполнения •предвыборной .программы, на­ казов, . о работе Совета и тех его органов, в которые он изб­ ран, перед избирателями, кол- лектива.м,и и общественными ор- ■ганизациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, и перед избравшей его общест­ венной организацией. Отчёт депутата может *быть прове­ ден также по требованию и,з- бирателей , или членов избрав-' шей его общественной органи­ зации в порядке, установлен­ ной законами СССР, союзной, автономной республики. Отчеты депутата проводятся на созываемых с этой целью собраниях избирателей, а так­ же на конференциях делегатов от избирателей данного изби­ рательного округа или членов избравшей его общественной организации. Собрание, конференция, /на которых заслушивается .отчет депутата, принимает решение, содержащее предложения и замечания избирателей Депута­ ту, которое доводится до све­ дения избирателей округа или членов избравшей его общест­ венной организации. Статья 21. Содействие депу­ тату в проведении отчетов и встреч с избирателями и чле­ нами общественной организа -Собрания, конференция ■ из бирателей и членов обществен ных организаций для провед; ния отчетов депутатов и ветре с ними созываются преаидиу мами Советов, советами тру­ довых коллект.чвов, местными органами общественных орга­ низаций и органами обществен ного самоуправления.' Депутату обеспеч.чваются необходимые условия для про­ ведения отчетов и встреч с иа бирателями, е членами избрав шей его общественной, органи зации. В этих целях президк ум или исполнительный комк тет соответствующего Совета, местные органы общественной орган.чзации, администрация и о^щэственныг ор'Гаиизации предприятий, учреждений, орга­ низаций выделяют помещение, извещают граждан о , времени и месте проведения отчета, де­ путата, его встреч с избарате- лями .4 членами общественной организации, приема депута­ том граждан, направляют по приглашению де;^тата для участия в .приемах и встре­ чах своих ответственных пред-: ставнтелей, а также принима­ ют другие меры но оказанию депутату содействия в его ра­ боте на местах. Справочные и* информацион­ ные материалы, необходимые для отчетов и выступлений, предоставляются депутату по его просьбе соответственно Президиумом Совета или ис­ полнительным комитетом того Совета, депутатом которого он является, президиумами или исполвительнгши комитетами Советов, расположенных на территории избирательного округа, органами избравшей его общественной организации. Статья 22. Участие депутата в работе нижестоящих Советов . Депутат на территории Со­ вета, в состав которого он из­ бран, вправе участвовать с со­ вещательным голосом в засе­ даниях нижестоящих Советов и их органов. Статья 23. Обращения депу- Депутат вправе обращаться во все государственные и об­ щественные органы, пре|Дприя- тия, учреждения и организаций, к должностным лицам по воп­ росам, связанным с депутатс­ кой деятельностью, и^' прини­ мать участ.че, в рассмотрении поставленных вопросов. Ука­ занные органы и должностные лица обязаны дать депутату ответ на его обращение без­ отлагательно, а прй необхади- .мости в дополнительном изуче­ нии иля проверке — не позд­ нее, чем в .месячный срок. , Обращения депутатов по наиболее важным вопросам, в том числе о . необходимости принятия, изменения или от­ мены решения соответствующе­ го органа, подлежат рассмот­ рению соответственно праз.чди- умами Советов, иополнитель- ными комитетами,Советов, кол­ легиями мин,истерств, государ­ ственных комитетов и ве­ домств, Советам,и Министров. О дне рассмотрения депутат должен быть извещер забла­ говременно. Статья 24. Право депутата на безотлагательный прием должностными лицами По вопроса.м депутатской деятельности депутат ' пользу- ется правом беспрепятственно­ го посещения на территории Совета государственных и об­ щественных органов, предприя­ тий, учреждений и организа­ ций, а также правом безотла­ гательного приема их руково­ дителями и другими должност­ ными лицами. Порядок посещения депута­ тами организаций, деятель­ ность которых связана с госу­ дарственной и иной охраняе­ мой законом тайной, устанав­ ливается законом. С*гатья 25. Право депутата требовать устранения наруше­ ния законности , * Встретившись с нарушением прав и охраняемых законом интересов граждан или иным нарушением законности, депу­ тат как представитель государ­ ственной власти вправе на ме- С 1 ф потребовать ' прекращения нарушения, а в необходимых случаях обратиться с требова­ нием к соответствующим орга­ нам и должностным 4 чнцам пре­ сечь , такие нарушения. Факт нарушения может фиксировать­ ся в протоколе, составленном делутатом или* пб его требо-. ванию — представителем соот­ ветствующего правоохрани­ тельного или контрольного ор. Должностные лица государ­ ственных я общественных ор­ ганов, администрация пред-, прицтий, учреждений и о.рга- низаций, а также работнйки милиции, к которым обращено требование депутата, обязаны . незамедлительно принять ме­ ры дли устранения нарушения и при необходимости — для привлечения виновных к ответ­ ственности с последующи.м ин­ формированием об этом депу­ тата. В случае неорииятия мер должностные лица несут дис­ циплинарную или уголовную ответственность в установлен­ ном законом порядке. Статья 26. Депутатские груп- Для совместной работы в. избирательных округах, трудо­ вых коллективах, обществен­ ных организациях по осущест­ влению своих полномочий де­ путаты могут на основе их взаимного согласия объеди­ няться в депутатские группы. IV. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НАКАЗАМИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ . Статья 27. Наказы народным депутатам Наказами являются поруче­ ния, принятые при встречвх с кандидата*м,и в народные депу­ таты собраниями или -конфе­ ренциями, представляющими избирателей округа, а при вы­ борах от общественных орга­ низаций также съездами, кон­ ференциями или пленумами их общесоюзных или республикан­ ских органов. В качестве наказов народ­ ным депутатам СССР рассмат­ риваются поручения, реализа­ ция которых относится к ве­ дению общесоюзных органов, а народным депутатам союз­ ных, автономных республик, местных Советов народных де­ путатов — к ведению соответ­ ствующих республиканских или местных органов. Кандидат в депутаты впра­ ве не принять в качестве на­ каза предложение, внесенное собранием или конференцией, избирателей, если оно проти­ воречит его предвыборной гаро- грамме. Статья 28. Подготовка и принятие решений по наказам Обобщение и предваритель­ ное рассмотрение наказов на­ родным депутатам СССР, на­ родным депутатам союзных, автономных республик, мест­ ных Советов народных депута- • тов осуществляются соответст­ венно Президиумом Верховно­ го Совета СССР и Советом М-инистров СССР, президиума­ ми Верховных Советов и Со­ ветами Министров союзных, ав­ тономных республик, президи­ умами и исполнительными ко­ митетами местных Советов на­ родных депутатов с учетом предложений и замечаний ко­ митетов и постоянных комис­ сий Советов народных депута- Советы народных депутатов принимают решения о приня­ тии наказов к исполнению. Со. вет вправе принять мотивиро­ ванное решение о нецелесооб­ разности выполнения отдель­ ных наказов. Советы народных депутатов учитывают наказы при разра­ ботке планов экономического и социального развити 1 Я и соста­ влении бюджета, .а также при подготовке решений по дру­ гим вопросам. Меры по их ре­ ализации выделяются в пла­ нах и бюджете в специальный Статья 29. Организация вы­ полнения наказов Выполнение наказов, приня­ тых к исполнению Верховным Советом СССР, обеспечивают Совет Министров СССР,* дру­ гие государственные и обще­ ственные органы; наказов, при­ нятых к исполнению Верхов­ ными Советами союзных и ав­ тономных республик, местны­ ми Советами народных депу­ татов, — их исполнительные и распорядительные, другие рес­ публиканские и местные орга- Предложения, содержащиеся в. наказах кандидатам, не из­ бранным в ходе выборов де­ путатами, направляются , в со­ ответствующие органы и дол­ жностным лицам для рассмот­ рения и йри'нятия мер. Контроль за выполнением наказов, данных народным де­ путатам СССР, осуществляет­ ся Верховным Советом СССР; народным депутатам союзных, автономных республик —■ Вер­ ховными Советами союзных, автономных республик; народ­ ным депутатам местных Сове­ тов народных депутатов — соответствующими Советами народных депутатов. Исполнительные и распоря­ дительные, органы не реже од­ ного раза в год докладывают Советам народных депутатов о ходе выполнения решений по наказам. Статья 30. Участие /народ- ного депутата в работе е на­ казами Народные депутаты участву­ ют в разработке и обсуждении мероприятий по реализации наказов, осуществляют конт­ роль за их исполнением, ре­ гулярно информируют избира­ телей и общественные органи­ зации о ходе выполнения на- Статья 31. Гласность в ра­ боте с наказами . Решения Верховного Совета СССР, Верховных Советов со­ юзных, автономных республик, местных Советов народных де­ путатов, принятые по наказам, подлежат обязательному опуб-' ликованию. Средства массовой” инфор*- мании освещают ход выполне­ ния наказов избирателей и общественных организаций. V. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 32. Обеспечение ус­ ловий для осуществления де­ путатом его полномочий Совет, другие государствен­ ные и общественные органы, предприятия, учреждения,- ор­ ганизации и их должностные лица обеспечивают условия для осуществления депутатом его полномочий. Президиум Совета, исполни- - тельный комитет Совета обес­ печивает депутатам возмож­ ность пользоваться помещения­ ми для участия в работе соот­ ветственно Съезда народных депутатов. Верховного Совета, местного Совета народных де­ путатов, их комитетов и посто­ янных комиссий, депутатских групп, а также библиотечны­ ми фондами и архивами Сове­ та, средствами связи, элект­ ронно-вычислительной. органи­ зационной, копировально-мно­ жительной и печатной техни­ кой, имеющейся в Совете. Предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории местного Со- , в-гта, содействуют Совету в использовании имеющейся у них электронно-вычислитель­ ной, организационной, копи­ ровально-множительной и пе­ чатной техники для обеспече­ ния депутатской деятельнос- Гоеударственныо и общест­ венные органы, предприятия, учреждения и о*рганнзацли со­ действуют народным депута­ там СССР при осуществлеими депутатской деятельности в организации их поездок по из­ бирательному округу, в пре­ доставлении им транспорта, в• обеспечении их во внеочеред- ■ном порядке гостиницами. На­ родным депутатам СССР,, ве­ дущим в Верховном Совете СССР постоянную работу, пре­ доставляется на" весь ее пери­ од в случав необходимости служебная жилая площадь. Народный депутат СССР вправе иметь помощников-сек- ретарей, состоящих в штате предприятий, учреждений, ор­ ганизаций либо включаемых по про*сьбе депутата в штаты ис­ полнительных комитетов ме­ стных Советов, для оказани"я ему оргаиизационно-техничес- кой и научно-консультативной помощи в осуществлении де­ путатских цолномочий. Для более тесной связи е населе­ нием, общественной . органи­ зацией, получения постоянной помощи в работе депутат мо­ жет иметь помощников на об­ щественных началах. Порядок обеспечения дея­ тельности народных депутатов СССР, народных депутатов со­ юзных и автономных респуб­ лик определяется соответст­ венно Верховным Советом СССР, Верховными Советами , союзных и автономных рес­ публик. Положение о помощниках- секретарях народных депута­ тов СССР утверждается Вер­ ховным Советом СССР. Статья 33. Освобождение де­ путата от производственных или служебных обязанностей и возмещение расходов, связан­ ных с депутатской деятель­ ностью / На время заседдвий Съезда народных депутатов, сессий Верховного Совета или мест­ ного Совета "народных депута­ тов, а также для осуществле­ ния депутатских полномочий в других случаях, предусмотрен­ ных законом, депутат освобо­ ждается от выполнения про­ изводственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с де­ путатской деятельностью, за счет средств соответствующе­ го государственного или местного бюджета. Народный депутат СССР вправе освобождаться от вы­ полнения производственных или служебных обязанностей ■на срок необходимый депута­ ту для осуществления депу­ татской деятельнежти. Случаи и иорядак возмеще­ ния ' народным ' депутатам СССР расходов, связанных с выполнением депутатских пол­ номочий, а также порядо.к пре-' доставления отпусков народ- ‘ным депутатам СССР, веду­ щим в Верховном Совете СССР постоянную работу, оп­ ределяются Вер.*«овным Совэ- Статья 34. Право депутата на получение информации и *консультаций. -Оказание депу­ тату юрид.чческой помощи Президиум Совета, исполни­ тельный комитет Совета обес­ печивают депутата документа- .ми. Принятыми Съездом народ­ ных депутатов. Верховным Со­ ветом или местным Советом народных депутатов, офици­ альными изданиями, информа­ ционными материалами Совета и его органов. Государственные и общест­ венные органы, администра­ ция предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, обяза­ ны по просьбе депутата обес­ печить его консультациями опециалистов по вопросами, свя­ занным с депутатской деятель­ ностью, и предоставить безот­ лагательно,, а при отсугствич такой возможности — н'-э по­ зднее чем в месячный срок не­ обходимую ему информацию. Президиум Совета, исполни­ тельный комитет Совета, адми­ нистрация предприятий,- ощга- низаций, научных, учебныдс и юридических учреждений обе­ спечивают депутату помощь по правовым вопросам, воани- кающим в его депутатской дея­ тельности. . ® Статья 35. Право депутата на бесплатный проезд Народный депутат СССР .на территории Союза ССР, народ­ ный депутат союзной, автонош- ной республики на территори'и соответствующей республики пользуется правом бесплатного проезда по всем железнодо-: рожным, автомобильным, вод­ ным, воздушным, внутренним путям сообщения к на всех видах городского пассажир­ ского транспорта (за исключе­ нием такси). Депутат Совета народных депутатов -автономной области, автономного округа, краевого, областного, районного, город­ ского, районного в городе, по­ селкового и сельского Совета пользуется соответственно на территории края, области, ок­ руга, района, города, поселила и сельсовета правом беаплат- ного проезда на автомобиль- . ном и водном транспорте рес­ публиканского подчинения и на всех видах городского пасса­ жирского транспорта (за ис­ ключением такси), а депутат Совета народных депутатов авто<номной области, автоном­ ного округа краевого, област­ ного, районного Совета — так­ же на железнодорожном и воздушном транопорте. Порядок и условия бесплат­ ного проезда народных депу­ татов СССР, народных депу­ татов союзных, автономных реепубяик;, местных Советов народных депутатов, порядок связанных с этим, расчетов с транспортными организация­ ми, а также условия использо­ вания депутатами личного ав­ тотранспорта в связи с осу­ ществлением депутатской дея­ тельности определяются Сове­ том Министров СССР и Сове­ тами Министров союзных- рес- нублик. - Статья 36. Охрана трудо­ вых прав депутата, прав депу­ тата из числа военнослужащих .Депутат не может быть по инициативе администрации (командования) уволен с рабо­ ты на предприятии, - в учреж­ дении или .организащииу с дей­ ствительной военной службы, исключен из колхоза (иного кооператива), учебного заведе­ ния *или переведен в порядке . дисциплинарного' взыскания на нижеоплачиваемую работу (по­ нижен в должности) без пред­ варительного согласия Сове- Депутату, освобожденному от производственных или слу­ жебных обязанностей вслед­ ствие избрания его в состав Совета или его органов, по ис­ течении срока полномочий пре­ доставляется прежняя работа (служба) или .при ее ■отсут­ ствии другая р.авноценная ра­ бота (служба). Время работы депутата в Совете^и его органах засчиты­ вается "в общий и непрерыв­ ный стаж работы, стаж работы (служ'бы) по специальности. ■ Статья 37. Депутатская не­ прикосновенность Народных де­ путатов СССР, народных де­ путатов союзных я автоном­ ных реопублик Народный депутат СССР, народный депутат союзной рес­ публики не может быть при­ влечен к уголовной о*гветствен- ности, арестован или подверг­ нут мерам административного взыскания, налагаемым в су­ дебном порядке, без согласия соответственно Верховного Со-' вета СССР, ■Верховного Совета СОККЗ.НОЙ республики. Народный депутат автоном­ ной республики на территории автономной республики, а так­ же на всей территории сою.з- ной' республики, в которой со­ стоит автономная республика, не .может быть привлечен к*, уголовной ответственнрети, арестован или подвергнут . ме- ра 1 М административного взыс­ кания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верхов­ ного Совета автономной рес­ публики. ' , Уголовное дело в отношении народно 1 го депутата СССР, на- родно*го депутата союзной, ав­ тономной республики может быть возбуждено, только соот­ ветственно Генеральным про­ курором СССР, прокурором союзной, автономной реопуб- Статья 38. Депутатская не­ прикосновенность депутатов местных Советов народных де­ путатов Депутат Совета автономной области, автономного округа на территории автономной об- .ласти или автоном*но«го округа, а также на всей территории соответственно союзной рес- ■публики, края или области, в которой состоит агатовомная область иля автономный ок­ руг, не может быть 'привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвер 1 Гнут ме-- рам административ'ного взыс­ кания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Совета, в который он избран. > Депутат краевого, областно­ го, районного; городс 1 ';ого, рай­ онного в городе, поселкового, сельокого Совета народных де­ путатов не может быт.ь-на тер­ ритории соответствующего Со­ вета привлечен к у.головной ответственности,' арестован или подвергнут мерам администра­ тивного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без со­ гласия соответствующего Со*^ По!рядок возбуждения' уго- ловнок-о дела в отношении де­ путата местного Совета народ­ ных депутатов определяется зако*нодательством Союза ССР - и союзных республик. . - ^ Статья 39. Порядок полу: чения согласия Совета на цоивлечение депутата к -ответ­ ственности Для получения согласия Со­ вета на привлечение депутата к уголовной ответственности, аресу или применение мер ад­ министративного взыскания, налагаемых в судебном поряд­ ке, соответствующий проку-' рор вносит в Совет представ­ ление. Оно может быть внесе­ но и вышестоящим прокуро- Представление вносится пе­ ред предъявлением депутату, обвинения или дачей санкции на арест, или направлением дела -об административном правонарушений в суд. Вышестоящий прокурор мо­ жет отозвать представление о получении согласия на привле- чение депутата к ответствен­ ности, внесенное в Совет ни­ жестоящим прокурором. Совет рассматривает пред, ставление прокурора не позд-*; нее чем в месячный срок и может запросить'от прокурора дополнительные материалы, не­ обходимые для решения воп­ роса, постквленного в ' пред- ставлении. Совет принимает мотивированное решение и* в трехдневный срок извещает о нем прокурора. При наличии к тому оснований Совет Может, пересмотреть свое решен.че. Де­ путат вправе участвовать в рассмотрении Советом вопроса о его депутатской неприкосно-■ венности. При несо>гласи.ч с решением местного Совета народных де­ путатов вышестоящий проку­ рор вправе войти соответствен­ но а вышестоящий Совет с представлением об отмена ре- шения и передаче вопроса на повторное рассмотрение соот- ветствующего Совета. С пред-', ётавление.ч об отмене решения сельского, поселкового, город- *ского (города районного под- чинени?;) Совета и о передаче вопроса на повторное рассмот. рение в.праае войти соответст- В'бнно в ^районный, городской Совет также рййонный . или городской прокурор. Если Со­ вет подтвердит первоначаль­ ное решение, вопрос может быть решен по. существу обла­ стным, краевым Советом народ­ ных депутатов по, предетавле^ . нию соответственно прокурора области, края, реапублики.- Если представление проку­ рора, внесенное в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не рассмотрено, -мест­ ным Советом народных депу­ татов в месячный срок, выше­ стоящий Совет ПО; представле­ нию соответствующего или вы­ шестоящего прокурора прини­ мает меры к обеспечению пе- замедлительного егр рассмот- Прокурор, вносивший пред­ ставление в Совет, в трехднев- ный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Совету, давшему со­ гласие на привлечение депута­ та к ответственности или его арест, о результатах расследо- ' вания-или рассмотрения дела.. Получение согласия на при­ влечение депутата местного Совета народных - депутатов к уголовной ответственности, арест или пршенение мер ад. ми'нистративного взыскания, налагаемых в судебном поряд- . ке, не требуется, если пре- ступление или административ­ ное правонарушение ; еоверше. яо депутатом вне территории , того Совета, в состав которо- - . го он избран, а народным де­ путатом автономной респуб­ лики.— вне территории союз­ ной республики, в которой со­ стоит автономная республика, а сам депутат находится вне этой территории. В тех случа­ ях, когда к моменту .решения- вопроса о .привлечении к уго. ловной ответственности, об ' аресте или применении .мер ад.министративного"; взыскания; налагаемых в судебном поряд­ ке, депутат местного Совета народных депутатов находится на территории Совета, в сос­ тав которого он избран, а .на-^ родный депутат * автономной республики, — на территория союзной р-гсиублики, в кото­ рой состоит автономная рес­ публика, получение такого со­ гласия осуществляется в по­ рядке, установленном настоя- , щей статьей. Статья 40. Депутатское удо­ стоверение и нагрудный знак ' Депутат имеет депутатское удостоверение и нагрудный знак депутата, которые выда­ ются ему после признания Со­ ветом пол'но.мочий депутата.,,,. Депутагским удостоверениемХ,!- и нагрудным знаком депутат пользуется в течение срока сво­ их рол-номочий. ' - Положения об удостоверени- Я.Х и Напрудных знаках народ­ ных депутатов, а также образ­ цы удостоверений и нагруд­ ных знаков утверждаются; . для народных депутатов СССР — П]5езидиумом Вер­ ховного Совета СССР; • для народных депутатов со­ юзных и автономных респуб­ лик, депутатов местных Сове­ тов народных депутатов президяумам.н. Верховных Со­ ветов соответствующих союз­ ных и автономных республик. Председатель Верховного Совета.СССР М. ГОРБАЧЕВ, - Москва, Кремль. 21 декабря 1989 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz