Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 29 декабря 1989 г., № 298 (18 596) О СТАТУСЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ В СССР (Охончамие. Начало иа 1-й стр.) Депутат обязан присутство вать на заседаниях Съезда на родных депутатов, сессиях Со вета и их органов, в состав которых он избран, активно участвовать в их работе. В случае невозможности при быть, на заседание или сессию депутат сообщает об э'гом со ответственно в президиум Со вета или его председателю. Президиумы Советов народ ных депутатов, а в городских (Юродов районного подчине ния), поселковых и сельских . Советах —- их предсеяател.ч за благовременно в сроки, уста новленные регламентами соот ветствующих Советов, сооб-' щают депутату о времени со зыва и месте проведения Съез- ' да народных депутатов, сессии Совета, о вопросах, вносимых на их рассмотрение, и пред ставляют ему все необходимые .материалы по этим во.'.росам. .Статья 10. Права депутата на. заседаниях Съезда народ ных депутатов, сессии Совета Депутат пользуется правом решающего голоса по всем во- • просам, рассматриваемым на заседании Съезда народных депутатов, сессии Верховного Совета или местного Совета народных депутатов. Народ ный депутат СССР, народный депутат союзной, автономной ртепублики, же входящий в состав Верховного Совета, мо жет участвовать в заседаниях Верховного Совета с правом совещательного голоса. Депутат вправе; , избирать и быть избранным в органы Совета; П(зедлагать вопросы для рас смотрения Советом; вносить предложения и’^‘ за мечания по повестке дня, по рядку рассмотрения и сущест ву обсуждаемых вопросов; вносить проекты решений и поправки к ним; высказывать мнение по пер сональному составу создавае мых Советом органов и канди датурам должностных лиц, из бираемых, назначаемых или утверждаемых Советом; участвовать в прениях, об ращаться с запросами, зада вать вопросы; выступать.- с обоснованием .своих предложений и по мо тивам, голосования. ■ давать справки; вносить предложения о зас- лущиванни на заседании Съез- ,да„ народных депутатов, сес сии Верховного Совета, мест- ^ного Совета народных депута- 'тов отчета 'или информации любого органа либо должности кого лица, .подотчетного или подконтрольного Совету. ]1ёпутат по обсуждаемому на; заседании или сессии воп- -р№у: может передать предсе дательствующему текст своего выступления, предложений и замечаний для включения в ' протокол заседания, сессии. ' . , Порядок осуществления ука- дарных прав определяется на стоящим законом и регламен- . том соответствующего Совета. Статья 11. Право депутата на постановку вог.роса о , ,д о верии составу ор;'анов, обра зованных или избр-чных Сове том," и должностным лицам. Депутат имеет право в со ответствии с законодательст вом Союза ССР, союзной, ав тономной республики на поста новку в Совете во'проса о до верии составу образованных или избранных Советом орга нов или избранным, назначен ным или утвержденным им должностным лицам. . ' Статья 12. Право законода- , тельной .инициативы народных депутатов СССР, народных де путатов союзной, автономной республики Народный депутат СССР, на родный депутат союзной, ав тономной республики облада ет правом законодательной инициативы на соответствую щем Съезде народных депута тов и в Верховном Совете! Право законодательной ини циативы осуществляется в по рядке, установленном закона ми СССР, союзной, автономной республики. ' . • Статья 13. Депутатский за- Депутатский запрос за являемое на сессии Совета тре бование 'к государственным органам и должностным ли цам дать официальное разъ яснение или изложить пози цию по вопросам, имеющим об щественное значение. Народный депутат" СССР, на родный депутат "союзной, авто номной республики на заседа- ■ ниях Съезда народных депута тов н сессиях Верховного Со вета имеет право обратиться с запросом соответственно к Пре- •зидиуму Верховного Совета- СССР, к Председателю Вер ховного Совета СССР, к Сове ту Министров СССР, к Пре зидиуму Верховного Совета, к Председателю Верховного Со вета и Совету Министров со- . казной, автономной республи ки, к руководителям других чюсударствгенных органов, об- разуе.мых или 'избираемых со ответственно Съездом народ ных депутатов СССР и Вер ховным Советом СССР, Съез- до.м народных депутатов СССР и Верховным Советом союзной, автономной республики. Народный депутат союзной, автономной ' республики име ет Также право обратиться с .запросом к руководителям рас- положенных на территории со- . ответствуюшей республики предприятий, учреждений и ор ганизаций союзного подчине ния- по вопросам, отнесенным к ведению республики, а на родный депутат автономной республики ■ также к руково дителям расподаженных на территории автономной рес публики предприятий, учреж дений и оргашзаций респуб ликанского (союзной рес публики) подчинения по воп росам, отнесенным к ведению автономной республики. Депутат местного Совета имеет право рбратиться с за просом к президиуму Совета, к председателю ч Совета, к исполнительному комитету. , руководителям его отделов и управлений, а также к руково дителям расположенных ’ ’на территории* Совета предприя тий, учреждений и организа ций по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего Совета. • Запрос может быть внесен депутатом или группой депу татов в письменной или устной форме. Запрос, внесенный в письменной форме, подлежит оглашению на заседании Съез да, сессии Совета. ■ Государственный орга-н или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на запрос на заседании Съез да народных депутатов, сессии Совета в сроки и в порядке, установленные законами СССР, союзной, автономной респуб лики. Запрос, ответ на него и принятое Советом по резуль татам рассмотрения запроса решение публикуются. Совет вправе обязать госу дарственный орган или дол жностное лицо представить к установленному Советом сроку отчет •о выполнении решения по запросу депутата. Статья 14. Порядок рассмот рения предложений и замеча ний депутатов, внесенных на заседаниях Съезда народных депутатов, сессии Совета Предложения и замечания, высказанные депутатами^ на за седании Съезда народных де-, путатов, 'сессии Совета или переданные в пясьмен-ной фор ме председателкствующему на заседании или сессии, рассмат риваются Советом, его коми тетами иди комиссиями либо направляются на рассмотрение соответствующим государст венным и общественным орга нам и должностным, лицам. Государственные и общест венные органы, а также дол жностные -лица, которым нап равлены предложения" и заме чания депутатов, внесенные на заседании Съезда народных де путатов, сессии Совета, обяза ны не позднее чем в месячный срок рассмотреть- эти предло жения и замечания* и о резуль татах сообщить непосредственно депутату, а также соответст венно президиуму или пред седателю Совета," Совету Ми нистров, исполнительному ко митету, Совета. Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуще ствляется соответственно пре зидиумом Совета, Советом Ми нистров, исполнительным ко- . митётом Совета. Статья 15. Участие депутата.- .в работе органов Совета Депутат, входящий в ростав президиума Совета, комитета, постоянной комиссии и других органов Совета, вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение указанных ор ганов, участвовать в подготов ке их к рассмотрению, в их обсуждении и принятии по ним решений, а также в организа ции проведения в жизнь ре шений Совета и его органов и . в контроле за их выполнени- Депутат, не согласный с ре шением органа Совета, в сос тав которого он входит, впра ве изложить свою точку зре ния на заседании Съезда на родных Депутатов, сессии Со вета или сообщить о ней в письменной форме . предоеда- тельствующему., ’ Народный депутат СССР, на родный депутат союзной, авто номной республ'ики, не являю щийся- членом Верховного Со вета и избранный в состав ко митета или постоянной комис сии, участвует в работе ко митета .или постоянной комис сии с правом решающего голо- Народный депутат СССР, народный депутат союзной, ав- - тономной республики, не явля ющийся членом комитета или постоянной комиссии, может участвовать в заседании коми тета или постоянной комиссии с правом совещательного голо- Депутат вправе вступать в постоянные и временные депу татские группы, формирующие ся в Совете, и свободно выхо- Статья 16. Участие депута та в проверках работы госу дарственных и общественных / органов, предприятий, уч реждений и организаций По поручению Совета или его органов депутат м/)жет уча ствовать в 1 ^роверках работы расположенных на территории Совета государственных и об щественных органов, пред приятий, учреждений и органи заций по вопросам, относящим- ,ся к ведению Совета, знако миться с необходимыми доку ментами, проводить депутатское расследование. О результатах проверки депутат информиру ет Совет или его органы, а также соответствующие госу дарственные и общественные органы, предприятия, учреж дения, организации и, в елу- ,чаэ необходимости, внрсит пре дложения об улучшении их работы, устранении выявлен ных недостатков, отмене не законных решений, привлече нии к ответственности лиц, виновных в нарушении госу дарственной дисциплины и за- КОЯНОСТИ. ' Депутат вправе возбуждать В Совете и его органах воп рос о необходимости прбведе- дений и организаций,'расноло- ния проверок работы государ- женных На территории Совета, ственных и общественных ор- ° проведении в установленном законом порядке расследовав танов, предприятай, учреж- ний по любому вопросу. Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ И В ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Статья 17. Права депутата в связи с работой в избиратель ном округе и в избравшей его общественной организации В своих избирательных ок ругах и в избравших их об- щественных~организациях де путаты имеют право: Участвовать при рассмотре нии в органах государственно ного управления и органах соответствующих обществен ных организаций любых воп росов, затрагивающих сущест венные интересы граждан в избирательных округах и чле нов общественных* рР^'аниза- ций; эти органы обязаны заб лаговременно извещать депу татов о рассмотрении таких во просов; проверять ■по собственной инициативе с привлечением при необходимости общест венности и народных контроле ров ставшие им известными из. обращений граждан, органи заций и иных источников све дения о нарушениях законов, прав и законных интересов граждан и организаций, про явления волокиты и бюрокра тизма, получать необходимую для ЭТОГО" инфорирцию, требо вать от соответствующих ор ганов ' и должностных лиц устранения выявленных нару шений; проводить собрания, конфе ренции избирателей округа, встречи с* трудовыми коллек тивами, низовыми коллектива ми и местными органами об щественных , организаций; уча ствовать в заседаниях органов - общественного самоуправле ния, в собраниях советского и хозяйственного актива, трудо-. в'ых коллектнво|В, граждан по месту жительства. Депутат им*еет преимущест венное право выступать по во просам своей депутатской дея тельности по местному радио и телевидению, в местной печати или в периодических изданиях- избравшей его общественной орган.чзации. Редактирование представленных депутатом для опубликования материалов без согласования с ним не допус кается. Статья 18. Обязанности де путата в связи с работой в избирательном округе и в из бравшей его общественной ор ганизации ' : В своих избирательных ок ругах и в избравших их об щественных организациях ' де путаты обязаны: ’ регулярно информировать на селение, низовые коллективы и местные органы избравших их общественных организаций в соответствующих регионах о работе Съездов народных де путатов, Верховных Советов, местных Советов народных де путатов, о вьш'(?лнении планов и программ экономического и социального развития, решений Советов, наказов избирателей, а также своих предвыборных программ; участвовать в организации и контроле исполнения законов, решений Совета и его органов; изучать общественное мне- .ние, нужды и запросы населе ния. общественных организа ций, сообщать о них Совету и его о'рганам, вносить предло жения и";лринимать иные меры для их удовлетворения; ' способствовать развертыва нию различных форм самоуп равления, социальной активно сти граждан, вовлечению их в управление государственными и общественными делами. Статья 19. Рассмотрение де путатом предложений, .заявле ний и жалоб граждан Депутат рассматривает по ступившие к нему предложе ния, заявления и жалобы из бирателей, членов избравшей его общественной организации, принимает меры к их правиль ному и своевременному разре шению; регулярно ведет при ем граждан в населенных пун ктах своего избирательного ок руга, а депутат от обществен ной организации — по месту своего жительства или работы или в ином месте, определяе мом депутатом. Он вправе при глашать для участия в прие ме- граждан должностных лиц государственных и обществен ных органов, предприятай, уч реждений и организаций, рас положенных на территории из бирательного округа. Депутат изучает причины, порождающие жалобы, и вно сит свои предложения на Съезд народных депутатов, в Верховный Совет, местный Со вет народных депутатов, в ор ганы избравшей его общест венной организации, в другие грсударствённые и обществен ные органы, предприятия, уч реждения и организации. Депутат вправе осуществлять контроль за рассмотрением на правленных им предложений, заявлений и жалоб в государ ственных и общественных орга нах, предприятиях, учреждени ях и организациях, располо женных на территории Сове тов, и принимать* личное учас-*- ТИ8 в их рассмотрении, Долж- ■ностные лица государственных и общественных органов й ор ганизаций обязаны оказывать депутату помощь в *2Г0 кон трольной деятельности. Статья 20. Отчеты депутата перед избирателями и общест венной организацией . Народный депутат СССР, народный депутат союзной, ав тономной республики периоди чески, но не режэ одного раза в год, а депутат местного Со вета — не реже двух раз в год обязан отчитываться о еврей работе, ходе выполнения •предвыборной .программы, на казов, . о работе Совета и тех его органов, в которые он изб ран, перед избирателями, кол- лектива.м,и и общественными ор- ■ганизациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, и перед избравшей его общест венной организацией. Отчёт депутата может *быть прове ден также по требованию и,з- бирателей , или членов избрав-' шей его общественной органи зации в порядке, установлен ной законами СССР, союзной, автономной республики. Отчеты депутата проводятся на созываемых с этой целью собраниях избирателей, а так же на конференциях делегатов от избирателей данного изби рательного округа или членов избравшей его общественной организации. Собрание, конференция, /на которых заслушивается .отчет депутата, принимает решение, содержащее предложения и замечания избирателей Депута ту, которое доводится до све дения избирателей округа или членов избравшей его общест венной организации. Статья 21. Содействие депу тату в проведении отчетов и встреч с избирателями и чле нами общественной организа -Собрания, конференция ■ из бирателей и членов обществен ных организаций для провед; ния отчетов депутатов и ветре с ними созываются преаидиу мами Советов, советами тру довых коллект.чвов, местными органами общественных орга низаций и органами обществен ного самоуправления.' Депутату обеспеч.чваются необходимые условия для про ведения отчетов и встреч с иа бирателями, е членами избрав шей его общественной, органи зации. В этих целях президк ум или исполнительный комк тет соответствующего Совета, местные органы общественной орган.чзации, администрация и о^щэственныг ор'Гаиизации предприятий, учреждений, орга низаций выделяют помещение, извещают граждан о , времени и месте проведения отчета, де путата, его встреч с избарате- лями .4 членами общественной организации, приема депута том граждан, направляют по приглашению де;^тата для участия в .приемах и встре чах своих ответственных пред-: ставнтелей, а также принима ют другие меры но оказанию депутату содействия в его ра боте на местах. Справочные и* информацион ные материалы, необходимые для отчетов и выступлений, предоставляются депутату по его просьбе соответственно Президиумом Совета или ис полнительным комитетом того Совета, депутатом которого он является, президиумами или исполвительнгши комитетами Советов, расположенных на территории избирательного округа, органами избравшей его общественной организации. Статья 22. Участие депутата в работе нижестоящих Советов . Депутат на территории Со вета, в состав которого он из бран, вправе участвовать с со вещательным голосом в засе даниях нижестоящих Советов и их органов. Статья 23. Обращения депу- Депутат вправе обращаться во все государственные и об щественные органы, пре|Дприя- тия, учреждения и организаций, к должностным лицам по воп росам, связанным с депутатс кой деятельностью, и^' прини мать участ.че, в рассмотрении поставленных вопросов. Ука занные органы и должностные лица обязаны дать депутату ответ на его обращение без отлагательно, а прй необхади- .мости в дополнительном изуче нии иля проверке — не позд нее, чем в .месячный срок. , Обращения депутатов по наиболее важным вопросам, в том числе о . необходимости принятия, изменения или от мены решения соответствующе го органа, подлежат рассмот рению соответственно праз.чди- умами Советов, иополнитель- ными комитетами,Советов, кол легиями мин,истерств, государ ственных комитетов и ве домств, Советам,и Министров. О дне рассмотрения депутат должен быть извещер забла говременно. Статья 24. Право депутата на безотлагательный прием должностными лицами По вопроса.м депутатской деятельности депутат ' пользу- ется правом беспрепятственно го посещения на территории Совета государственных и об щественных органов, предприя тий, учреждений и организа ций, а также правом безотла гательного приема их руково дителями и другими должност ными лицами. Порядок посещения депута тами организаций, деятель ность которых связана с госу дарственной и иной охраняе мой законом тайной, устанав ливается законом. С*гатья 25. Право депутата требовать устранения наруше ния законности , * Встретившись с нарушением прав и охраняемых законом интересов граждан или иным нарушением законности, депу тат как представитель государ ственной власти вправе на ме- С 1 ф потребовать ' прекращения нарушения, а в необходимых случаях обратиться с требова нием к соответствующим орга нам и должностным 4 чнцам пре сечь , такие нарушения. Факт нарушения может фиксировать ся в протоколе, составленном делутатом или* пб его требо-. ванию — представителем соот ветствующего правоохрани тельного или контрольного ор. Должностные лица государ ственных я общественных ор ганов, администрация пред-, прицтий, учреждений и о.рга- низаций, а также работнйки милиции, к которым обращено требование депутата, обязаны . незамедлительно принять ме ры дли устранения нарушения и при необходимости — для привлечения виновных к ответ ственности с последующи.м ин формированием об этом депу тата. В случае неорииятия мер должностные лица несут дис циплинарную или уголовную ответственность в установлен ном законом порядке. Статья 26. Депутатские груп- Для совместной работы в. избирательных округах, трудо вых коллективах, обществен ных организациях по осущест влению своих полномочий де путаты могут на основе их взаимного согласия объеди няться в депутатские группы. IV. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НАКАЗАМИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ . Статья 27. Наказы народным депутатам Наказами являются поруче ния, принятые при встречвх с кандидата*м,и в народные депу таты собраниями или -конфе ренциями, представляющими избирателей округа, а при вы борах от общественных орга низаций также съездами, кон ференциями или пленумами их общесоюзных или республикан ских органов. В качестве наказов народ ным депутатам СССР рассмат риваются поручения, реализа ция которых относится к ве дению общесоюзных органов, а народным депутатам союз ных, автономных республик, местных Советов народных де путатов — к ведению соответ ствующих республиканских или местных органов. Кандидат в депутаты впра ве не принять в качестве на каза предложение, внесенное собранием или конференцией, избирателей, если оно проти воречит его предвыборной гаро- грамме. Статья 28. Подготовка и принятие решений по наказам Обобщение и предваритель ное рассмотрение наказов на родным депутатам СССР, на родным депутатам союзных, автономных республик, мест ных Советов народных депута- • тов осуществляются соответст венно Президиумом Верховно го Совета СССР и Советом М-инистров СССР, президиума ми Верховных Советов и Со ветами Министров союзных, ав тономных республик, президи умами и исполнительными ко митетами местных Советов на родных депутатов с учетом предложений и замечаний ко митетов и постоянных комис сий Советов народных депута- Советы народных депутатов принимают решения о приня тии наказов к исполнению. Со. вет вправе принять мотивиро ванное решение о нецелесооб разности выполнения отдель ных наказов. Советы народных депутатов учитывают наказы при разра ботке планов экономического и социального развити 1 Я и соста влении бюджета, .а также при подготовке решений по дру гим вопросам. Меры по их ре ализации выделяются в пла нах и бюджете в специальный Статья 29. Организация вы полнения наказов Выполнение наказов, приня тых к исполнению Верховным Советом СССР, обеспечивают Совет Министров СССР,* дру гие государственные и обще ственные органы; наказов, при нятых к исполнению Верхов ными Советами союзных и ав тономных республик, местны ми Советами народных депу татов, — их исполнительные и распорядительные, другие рес публиканские и местные орга- Предложения, содержащиеся в. наказах кандидатам, не из бранным в ходе выборов де путатами, направляются , в со ответствующие органы и дол жностным лицам для рассмот рения и йри'нятия мер. Контроль за выполнением наказов, данных народным де путатам СССР, осуществляет ся Верховным Советом СССР; народным депутатам союзных, автономных республик —■ Вер ховными Советами союзных, автономных республик; народ ным депутатам местных Сове тов народных депутатов — соответствующими Советами народных депутатов. Исполнительные и распоря дительные, органы не реже од ного раза в год докладывают Советам народных депутатов о ходе выполнения решений по наказам. Статья 30. Участие /народ- ного депутата в работе е на казами Народные депутаты участву ют в разработке и обсуждении мероприятий по реализации наказов, осуществляют конт роль за их исполнением, ре гулярно информируют избира телей и общественные органи зации о ходе выполнения на- Статья 31. Гласность в ра боте с наказами . Решения Верховного Совета СССР, Верховных Советов со юзных, автономных республик, местных Советов народных де путатов, принятые по наказам, подлежат обязательному опуб-' ликованию. Средства массовой” инфор*- мании освещают ход выполне ния наказов избирателей и общественных организаций. V. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 32. Обеспечение ус ловий для осуществления де путатом его полномочий Совет, другие государствен ные и общественные органы, предприятия, учреждения,- ор ганизации и их должностные лица обеспечивают условия для осуществления депутатом его полномочий. Президиум Совета, исполни- - тельный комитет Совета обес печивает депутатам возмож ность пользоваться помещения ми для участия в работе соот ветственно Съезда народных депутатов. Верховного Совета, местного Совета народных де путатов, их комитетов и посто янных комиссий, депутатских групп, а также библиотечны ми фондами и архивами Сове та, средствами связи, элект ронно-вычислительной. органи зационной, копировально-мно жительной и печатной техни кой, имеющейся в Совете. Предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории местного Со- , в-гта, содействуют Совету в использовании имеющейся у них электронно-вычислитель ной, организационной, копи ровально-множительной и пе чатной техники для обеспече ния депутатской деятельнос- Гоеударственныо и общест венные органы, предприятия, учреждения и о*рганнзацли со действуют народным депута там СССР при осуществлеими депутатской деятельности в организации их поездок по из бирательному округу, в пре доставлении им транспорта, в• обеспечении их во внеочеред- ■ном порядке гостиницами. На родным депутатам СССР,, ве дущим в Верховном Совете СССР постоянную работу, пре доставляется на" весь ее пери од в случав необходимости служебная жилая площадь. Народный депутат СССР вправе иметь помощников-сек- ретарей, состоящих в штате предприятий, учреждений, ор ганизаций либо включаемых по про*сьбе депутата в штаты ис полнительных комитетов ме стных Советов, для оказани"я ему оргаиизационно-техничес- кой и научно-консультативной помощи в осуществлении де путатских цолномочий. Для более тесной связи е населе нием, общественной . органи зацией, получения постоянной помощи в работе депутат мо жет иметь помощников на об щественных началах. Порядок обеспечения дея тельности народных депутатов СССР, народных депутатов со юзных и автономных респуб лик определяется соответст венно Верховным Советом СССР, Верховными Советами , союзных и автономных рес публик. Положение о помощниках- секретарях народных депута тов СССР утверждается Вер ховным Советом СССР. Статья 33. Освобождение де путата от производственных или служебных обязанностей и возмещение расходов, связан ных с депутатской деятель ностью / На время заседдвий Съезда народных депутатов, сессий Верховного Совета или мест ного Совета "народных депута тов, а также для осуществле ния депутатских полномочий в других случаях, предусмотрен ных законом, депутат освобо ждается от выполнения про изводственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с де путатской деятельностью, за счет средств соответствующе го государственного или местного бюджета. Народный депутат СССР вправе освобождаться от вы полнения производственных или служебных обязанностей ■на срок необходимый депута ту для осуществления депу татской деятельнежти. Случаи и иорядак возмеще ния ' народным ' депутатам СССР расходов, связанных с выполнением депутатских пол номочий, а также порядо.к пре-' доставления отпусков народ- ‘ным депутатам СССР, веду щим в Верховном Совете СССР постоянную работу, оп ределяются Вер.*«овным Совэ- Статья 34. Право депутата на получение информации и *консультаций. -Оказание депу тату юрид.чческой помощи Президиум Совета, исполни тельный комитет Совета обес печивают депутата документа- .ми. Принятыми Съездом народ ных депутатов. Верховным Со ветом или местным Советом народных депутатов, офици альными изданиями, информа ционными материалами Совета и его органов. Государственные и общест венные органы, администра ция предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, обяза ны по просьбе депутата обес печить его консультациями опециалистов по вопросами, свя занным с депутатской деятель ностью, и предоставить безот лагательно,, а при отсугствич такой возможности — н'-э по зднее чем в месячный срок не обходимую ему информацию. Президиум Совета, исполни тельный комитет Совета, адми нистрация предприятий,- ощга- низаций, научных, учебныдс и юридических учреждений обе спечивают депутату помощь по правовым вопросам, воани- кающим в его депутатской дея тельности. . ® Статья 35. Право депутата на бесплатный проезд Народный депутат СССР .на территории Союза ССР, народ ный депутат союзной, автонош- ной республики на территори'и соответствующей республики пользуется правом бесплатного проезда по всем железнодо-: рожным, автомобильным, вод ным, воздушным, внутренним путям сообщения к на всех видах городского пассажир ского транспорта (за исключе нием такси). Депутат Совета народных депутатов -автономной области, автономного округа, краевого, областного, районного, город ского, районного в городе, по селкового и сельского Совета пользуется соответственно на территории края, области, ок руга, района, города, поселила и сельсовета правом беаплат- ного проезда на автомобиль- . ном и водном транспорте рес публиканского подчинения и на всех видах городского пасса жирского транспорта (за ис ключением такси), а депутат Совета народных депутатов авто<номной области, автоном ного округа краевого, област ного, районного Совета — так же на железнодорожном и воздушном транопорте. Порядок и условия бесплат ного проезда народных депу татов СССР, народных депу татов союзных, автономных реепубяик;, местных Советов народных депутатов, порядок связанных с этим, расчетов с транспортными организация ми, а также условия использо вания депутатами личного ав тотранспорта в связи с осу ществлением депутатской дея тельности определяются Сове том Министров СССР и Сове тами Министров союзных- рес- нублик. - Статья 36. Охрана трудо вых прав депутата, прав депу тата из числа военнослужащих .Депутат не может быть по инициативе администрации (командования) уволен с рабо ты на предприятии, - в учреж дении или .организащииу с дей ствительной военной службы, исключен из колхоза (иного кооператива), учебного заведе ния *или переведен в порядке . дисциплинарного' взыскания на нижеоплачиваемую работу (по нижен в должности) без пред варительного согласия Сове- Депутату, освобожденному от производственных или слу жебных обязанностей вслед ствие избрания его в состав Совета или его органов, по ис течении срока полномочий пре доставляется прежняя работа (служба) или .при ее ■отсут ствии другая р.авноценная ра бота (служба). Время работы депутата в Совете^и его органах засчиты вается "в общий и непрерыв ный стаж работы, стаж работы (служ'бы) по специальности. ■ Статья 37. Депутатская не прикосновенность Народных де путатов СССР, народных де путатов союзных я автоном ных реопублик Народный депутат СССР, народный депутат союзной рес публики не может быть при влечен к уголовной о*гветствен- ности, арестован или подверг нут мерам административного взыскания, налагаемым в су дебном порядке, без согласия соответственно Верховного Со-' вета СССР, ■Верховного Совета СОККЗ.НОЙ республики. Народный депутат автоном ной республики на территории автономной республики, а так же на всей территории сою.з- ной' республики, в которой со стоит автономная республика, не .может быть привлечен к*, уголовной ответственнрети, арестован или подвергнут . ме- ра 1 М административного взыс кания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верхов ного Совета автономной рес публики. ' , Уголовное дело в отношении народно 1 го депутата СССР, на- родно*го депутата союзной, ав тономной республики может быть возбуждено, только соот ветственно Генеральным про курором СССР, прокурором союзной, автономной реопуб- Статья 38. Депутатская не прикосновенность депутатов местных Советов народных де путатов Депутат Совета автономной области, автономного округа на территории автономной об- .ласти или автоном*но«го округа, а также на всей территории соответственно союзной рес- ■публики, края или области, в которой состоит агатовомная область иля автономный ок руг, не может быть 'привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвер 1 Гнут ме-- рам административ'ного взыс кания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Совета, в который он избран. > Депутат краевого, областно го, районного; городс 1 ';ого, рай онного в городе, поселкового, сельокого Совета народных де путатов не может быт.ь-на тер ритории соответствующего Со вета привлечен к у.головной ответственности,' арестован или подвергнут мерам администра тивного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без со гласия соответствующего Со*^ По!рядок возбуждения' уго- ловнок-о дела в отношении де путата местного Совета народ ных депутатов определяется зако*нодательством Союза ССР - и союзных республик. . - ^ Статья 39. Порядок полу: чения согласия Совета на цоивлечение депутата к -ответ ственности Для получения согласия Со вета на привлечение депутата к уголовной ответственности, аресу или применение мер ад министративного взыскания, налагаемых в судебном поряд ке, соответствующий проку-' рор вносит в Совет представ ление. Оно может быть внесе но и вышестоящим прокуро- Представление вносится пе ред предъявлением депутату, обвинения или дачей санкции на арест, или направлением дела -об административном правонарушений в суд. Вышестоящий прокурор мо жет отозвать представление о получении согласия на привле- чение депутата к ответствен ности, внесенное в Совет ни жестоящим прокурором. Совет рассматривает пред, ставление прокурора не позд-*; нее чем в месячный срок и может запросить'от прокурора дополнительные материалы, не обходимые для решения воп роса, постквленного в ' пред- ставлении. Совет принимает мотивированное решение и* в трехдневный срок извещает о нем прокурора. При наличии к тому оснований Совет Может, пересмотреть свое решен.че. Де путат вправе участвовать в рассмотрении Советом вопроса о его депутатской неприкосно-■ венности. При несо>гласи.ч с решением местного Совета народных де путатов вышестоящий проку рор вправе войти соответствен но а вышестоящий Совет с представлением об отмена ре- шения и передаче вопроса на повторное рассмотрение соот- ветствующего Совета. С пред-', ётавление.ч об отмене решения сельского, поселкового, город- *ского (города районного под- чинени?;) Совета и о передаче вопроса на повторное рассмот. рение в.праае войти соответст- В'бнно в ^районный, городской Совет также рййонный . или городской прокурор. Если Со вет подтвердит первоначаль ное решение, вопрос может быть решен по. существу обла стным, краевым Советом народ ных депутатов по, предетавле^ . нию соответственно прокурора области, края, реапублики.- Если представление проку рора, внесенное в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не рассмотрено, -мест ным Советом народных депу татов в месячный срок, выше стоящий Совет ПО; представле нию соответствующего или вы шестоящего прокурора прини мает меры к обеспечению пе- замедлительного егр рассмот- Прокурор, вносивший пред ставление в Совет, в трехднев- ный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Совету, давшему со гласие на привлечение депута та к ответственности или его арест, о результатах расследо- ' вания-или рассмотрения дела.. Получение согласия на при влечение депутата местного Совета народных - депутатов к уголовной ответственности, арест или пршенение мер ад. ми'нистративного взыскания, налагаемых в судебном поряд- . ке, не требуется, если пре- ступление или административ ное правонарушение ; еоверше. яо депутатом вне территории , того Совета, в состав которо- - . го он избран, а народным де путатом автономной респуб лики.— вне территории союз ной республики, в которой со стоит автономная республика, а сам депутат находится вне этой территории. В тех случа ях, когда к моменту .решения- вопроса о .привлечении к уго. ловной ответственности, об ' аресте или применении .мер ад.министративного"; взыскания; налагаемых в судебном поряд ке, депутат местного Совета народных депутатов находится на территории Совета, в сос тав которого он избран, а .на-^ родный депутат * автономной республики, — на территория союзной р-гсиублики, в кото рой состоит автономная рес публика, получение такого со гласия осуществляется в по рядке, установленном настоя- , щей статьей. Статья 40. Депутатское удо стоверение и нагрудный знак ' Депутат имеет депутатское удостоверение и нагрудный знак депутата, которые выда ются ему после признания Со ветом пол'но.мочий депутата.,,,. Депутагским удостоверениемХ,!- и нагрудным знаком депутат пользуется в течение срока сво их рол-номочий. ' - Положения об удостоверени- Я.Х и Напрудных знаках народ ных депутатов, а также образ цы удостоверений и нагруд ных знаков утверждаются; . для народных депутатов СССР — П]5езидиумом Вер ховного Совета СССР; • для народных депутатов со юзных и автономных респуб лик, депутатов местных Сове тов народных депутатов президяумам.н. Верховных Со ветов соответствующих союз ных и автономных республик. Председатель Верховного Совета.СССР М. ГОРБАЧЕВ, - Москва, Кремль. 21 декабря 1989 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz