Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 27 декабря 1989 г„ № 296 (18 $93) .оклад С. ГОРБАЧЕВА (Окончание. Начало на 1-й стр,). , дикальных саюдистов, до на- ' чала съезда их открытыми сторонниками были не более 50 процентов избранных де легатов. Тогда была вырабо тана тактическая линия на протаскивание запланиро ванных решений; В качестве дополнительного нажима на делегатов использовалась тактика ' поименного голосо вания по приннипиальпым вопросам. После поименного голосования о статусе Ком партии была устроена' об струкция тем, кто ^ отдал свой голос за единство с КПСС. Вокруг них создава лась- атмосфера недоверия и нетерпимости. Односторон-., ний подход был проявлен и при избрании прямым голо сованием съездом секрета рей ЦК Компартии Литвы, когда, по существу, не были допущены альтернативные выборы. В итоге всего этого меры, которые, по заявлению ру ководителей Компартии Лит вы, должны были консолиди ровать перестроечные силы в республике, привели к прямо противоположным ре зультатам — расколу пар- Сейчас ставится вопрос: почему не было приостанов лено опасное развитие со бытий? Знало ли руководст во КПСС о положении в Литве? Конечно, знало, то варищи. О развитии ситуа ции в республике, о месте и задачах коммунистов не раз шел разговор с руководите лями республики. Эти воп росы неоднократно обсуж дались в Политбюро, в том числе с участием всех чле нов.- бюро ЦК Компартии Литвы, в комиссиях ЦК КПСС и в Президиуме Вер ховного Совета СССР, ког да касалось вопросов, свя занных с советским строи тельством. Для оказания практиче ской помощи в нормализа- зации обстановки в респуб лику выезжали секретари ЦК КПСС, ответственные работники аппарата ЦК, ру ководители союзных ве домств. организаций, ученые, принимались постановления, высказывались устные ре комендации. Однако пред принимаемые центром шаги не были заинтересованно восприняты в республике. Более того, они постоянно наталкивались на противо действие. Решения ЦК КПСС, как правило, не до водились до сведения ком мунистов, партийных коми тетов. Нередко извращалась Их суть. Все это, конечно, не мог- Каковы пути выхода из сложившейся ситуации? Принципиальная оценка документов XX съезда Ком партии Литвы в общем оче видна: это разрыв с КПСС, раскол прогрессивных пере строечных сил в самой рес публике. В программе ■ и уставе КПД размыты идей ные основы, отвергнуты идеи социалистического ин- тернациона.'тизма. Для Ком мунистической партии недо пустимо и сведение насущ ных социально-экономиче ских и национально-куль турных проблем к вопросу, о государственной независи- Решения XX съезда Ком партии Литвы с организаци онно-уставных позиций не правомочны. Делегаты это го съезда выбирались в со ответствии с Уставом КПСС, на платформе КПСС, по нор мам партийной жизни КПСС. Они получили мандат на пе рестройку, а не на раскол партии и не имели специаль ных полномочий от комму нистов республики для реше ния вопроса о выходе Ком партии Литвы из состава КПСС. Поэтому они незакон ны. Только сам член КПСС, каждый в отдельности, име ет право решить для себя во прос — в какой пдртии ему быть, и никакой форум не имеет права механически пе ревести его из одной партии в другую-. Из Устава КПСС , такЖе следует, что никакая часть КПСС неправомочна решать вопрос о своем самостояте льном существовании на базе своих программы и ус тава, не учитывая позиций : КПСС в целом. А это зна чит, что Компартия. Литвы была и остается составной частью единой КПСС. ЦК КПСС продолжает считать коммунистов Литвы члена ми КПСС, а партийные ко митеты республики — орга нами КПСС. Именно на этой основе и будут строиться от ношения внутри партии. Не скрою, что в ходе пре дварительного обмена мнени ями накануне настоящего Пленума выявились различия в позициях. Ряд товарищей считают, что решения XX съезда надо признать свер шившимся фактом, предоста вить событиям в республике идти своим чередом, ограни чив нашу реакцию политиче ской оценкой. Более того, они вообще не видят ничего драматического в этих со бытиях, полагая, что логика демократизации советской федерации рано или поздно все равно подведет нас к ана логичным шагам и в других республиках. Другие товари щи, напротив, занимают же сткие позиции: на карту по ставлена целостность партии ло не вызывать наших сом нений и вопросов. Однако тт. Бразаускас. Березов, дру гие руководители республики уверяли, что они вынуждены так поступать в силу реаль ных настроений не только в парторганизациях, но, и в широких кругах обществен ности республики. Надо прямо признать, что мы прислушивались к их предложениям, часто шли навстречу, понимая истори ческие особенности, сложно сти, драматизм становления социализма в Литве, соблю дая такт, глубокое уважение к чувству национального до стоинства народа. А как воспринималось это литов скими товарищами? Ну, вот хотя бы один пример. ’ Вое мы хорошо знаем, как не- поосто принимался Закон об экономической самостоятель ности республики. И нам, в Политбюро ЦК, в правитель стве, и народным депутатам хотелось верить, что приня тие этого-закона действи тельно послужит стабилиза ции обстановки в республи ке. укрепит позиции Ком партии и ее руководства. Од нако теперь уже предостав ление Литовской ССР эконо мической самостоятельности . рассматривается в качестве важнейшего, главнейшего ар гумента в пользу выхода Компартии республики ' из КПСС,- Не может же, мол. республика' быть экономиче ски самостоятельной и поли тически зависимой. Это уже эквилибристика, логика на изнанку. На наш взгляд, руковод ство ЦК Ком.партии Литвы не отдает себе отчета в опасных последствиях проводимого курса, С его стороны отсутствует реали стическая оценка ситуации в республике. Правда, това рищ Бразаускас до сих пор уверяет: мол, все, что он де лает, продиктовано стремле нием спасти Компартию. Ес ли это даже так, то это з а блуждение. И мы должны сказать т. Бразаускасу и его коллегам, что это заблужде ние, а на заблуждениях по литику, тем более долговре менную строить опасно. Да и в республике в целом мно гими не осознается, что под угрозу поставлена судьба завоеваний литовского наро да. которые им обретены в условиях долгой и тяжкой борьбы. , Сепаратисты толкают на- 'род в исторический тупик. Я это не устаю повторять, по тому что глубоко убежден в этом. . И тут не просто эмо ции, не просто политический броский лозунг или метафо ра, нет — это вывод, осно ванный на долгих й глубо ких размышлениях. и, государства. Их сохране ние, считают они, оправды вает любые средства. Пред лагается, в частности, распу стить республиканскую пар торганизацию, провести ее перерегистрацию. Временное исполнение функций ЦК Компартии Литвы поручить созданному оргкомитету, пе редав в его раоюряжение все материал^ ные. ресурсы и средства КПСС, включая средства массовой информа ции, партийные типографии, здания и тому подобное, ' Каждре из этих предложе ний имеет свою логику, но каждое — и свою слабость. Думаю, что нам надо проя вить максималт ную ' выдерж ку. взвешенность и осмотри тельность, дать 'ВОЗМОЖНОСТЬ остудить эмоции и вернуть ся к здравомыслию. Такое соображение отнюдь не бес почвенно. Оно обращено и к той части коммунистов рес публики, кто продолжает ос таваться на интернационали стских позициях, отстаивает единство КПСС, и к тем коммунистам, которые ока зались на распутье, но не растеряли свои коммунисти ческие убеждения, готовы еще раз критично обдумать сделанный шаг. Давайте коллективно об меняемся мнениями по это му вопросу. Думаю, было бы пржильно обсудить, сложив шуюся ситуацию во всех парторганизациях республи ки, более полно и точно вы явить весь спектр сил и мне ний. ‘ Мы исходим из того, что самостоятельность ком партий республик так же возможна и желательна в рамках КПСС, как и сувере нитет республик в рамках обновленной федерации. При чем в предстоящей работе главным аргументом, мы считаем, для -всех нас, ком мунистов, является концеп ция ленинской националь ной политики, привержен ность которой мы с вами не давно вновь подтвердили на Пленуме ЦК. На базе кар динального обновления со ветской федерации — реаль ный путь к свободной и СЭ; моуправляемой Литве. Стержнем национальной политики партии' является марксистское положение о самоопределении наций. Мы дали на Пленуме ЦК КПСС современное толкова ние этому положению, под черкнув, что оно отнюдь не ограничивается вопросами территории, государственио- го статуса того или иного на- Хаоактерно, что в докладе ЦК Компартий Литвы Х.Х съезду совершенно справед ливо отмечается: «Государ ственность нельзя абсолюти зировать, — я цитируюсло- ва товарища Бразаускаса в докладе, — она —■ средство для выживания и нормально го существования нации, а не самоцель». Продолжаю его же слова: «Настоящая цель — демократизация об щества, социальное равенст во, условия, в которых мак симально реализуются ма териальные и духовные пот ребности людей, раскрывает ся их творческий потек циа,д». Правильные слова. Тем более непонятно, почему же ■в своей деятельности руко водители литовских ком мунистов встали как раз на •позиции абсолютизирования гвсударственности^ И разве не провозглашает перестройка такое обновле ние нашего Союза, социали стической федерации, когда именно раскрытие творческо го потенциала каждого на рода и становится высшей целью, обретает механизм реализации этой цели. Ведь именно такой подход нашел отражение в концепциях по литической реформы советс кого общества, республикан ского хозрасчета. Смысл этих мер — широкая децентрали зация управленческих реше ний, передача все бол шего числа прерогатив местньш органам власти, создание ус ловий для реализации мате риальных и духовных пот ребностей людей. Можно ли всерьез гово рить о создании тех же ма териальных условий. если встать на путь разрыва эко номических связей Литвы с Союзом? А ведь курс на го сударственную независимости республики неизбежно при ведет к сворачиванию "и ог раничению таких связей. Да, что там говорить! Уже поступают телеграммы, лю ди спращиваю'г: а как в этом случае,, если они уходят из Советского Союза, — а ре шения XX съезда так и вос принимаются, — надо ли нам с ними заключать договоры? Надо все и всегда додумы вать до конца. Товарищ Бразаускас в своем докла де весьма критично оце нил состояние экономики Литвы, сказал: шагать в самостоятельность в лап тях — заявление митинговое. Думаю, что, он т у т ' силт но преувеличил. Нет, не в лап тях сегодня Литва. * Может быть, когда она вступала в Советский Союз, тогда ей;е и были лапти. А сегодня —- я был в респ.ублике и видел — это совсем не так. Рес публика сегодня др,угая. Но, очевидно, что самосто ятельное ' существование эко номики Литвы, да и других союзных республик — дело непростое. Экономические связи формировались столе тиями. И рьшок этот, снача ла российский, теперь со ветский, союзный — это же все результаты очень долго го пути. У нас уровень ин теграции, разделения труда вуше, чем в Евройейском экономическом сообществе. Если восстать против реаль ных процессов, которые сло жились, начать рубить свя зи, поддавшись увещеваниям любителей дешевых, сенса ционных заявлений, то . это значит просто погубить рес публику. По-моему, я уже как-то го ворил, но раз этот вопрос на повестке дня, то стоит повто рить еще раз следующее. Се годня в рамках Союза Литва удовлетворяет свои потреб ности в черных металлах на 74 процента, цветных — на 97. по нефти и газу — 77. химии ■— 75. углю — сто процентно. В целом в рес публику ввозится ресурсов на 7 миллиардов рублей. Немало, конечно. Литва и вывозит •— почти н а . 6 мил лиардов рублей: в, основном продукцию сельского хозяй ства. легкой промышленно сти, Сложились устойчивые связи в рамках союзного ры нка. Народное хозяйство рес публики только вступает в по лосу нового интенсивного об новления производственного аппарата. Предстоящие здесь расходы не покроет никакой республиканский • хозрасчет. , Наивны надежды на «добро го западного дядю». Таковы реальности. Тот, кто занима ется политикой, а ' не эмо циями, хорошо понимает, что ни к какому материальному благоденствию экономический сепаратизм Литвы ни сей^ час, ни в обозримой перспек тиве привести не может и не приведет. Это мое глубокое убеждение. Отнюдь не забота об экономическом процвета нии. социальном равенстве •движет борцами за государст венную независимость Литвы. Речь идет о политических амбициях и вовсе не в инте ресах трудящихся. Надо, то варищи. . помочь разобраться трудящимся Литвы, чтсбы они поняли, о чем идет речь по С5гги, на самом деле. Перестройка вызвала |стре- мительный рост националь ного самосознания, чувства национальной гордости у всех наших народов за свою ис торию. культуру, язык, тра диции, обычаи, горячее стре мление не только сохранить, но и приумножить национа льные ценности, идущие из глубин веков. И этот про цесс цоддерзкивается парти ей, которая бесповоротно осу дила грубейшие' извращения ленинской Националь ной по литики, те деформации, ко торые оставили глубокие шра мы в национальном самосоз нании. Мы признали, что Советская социалистическая федерация нуждается в кар динальном обновлении и оз- дотювлений. Обострение межнациона льных отношений в разных регионах страны вывело на поверхность копившуюся де- сйтилетиями ' неудовлетво ренность многих народов- и народностей своим политиче ским, социально-экономиче ским и культурным состоя нием. Демократизация обще ства дала возможность выска зать эту неудовлетворенность открыто, выплеснуть боль за старые обиды, повести ак тивную агитацию за нацио- тые в естественном -виде на циональные чувства — это живительный эликсир для здо ровья каждой нации и наро да. Однако при недостатке политической культуры, всплеске страстей и эмоций в национальное сознание на рода проникнет инфекция на ционализма. А это уже —яд, который рано или поздно ра зрушает любой общественный ‘организм, разъедает его имунную систему, душу на- Национализм в наше вре мя особенно паразитирует на естественных национальных чувствах, на национальном возрождении, связанных с перестройкой, старается вес ти свою политическую игру на деформациях прошлого. И это порою удается. Ибо эти деформации были, а нацио нальные чувства затрагива ют не только разум, но й эмоции человека. Взвинтить эмоции, довести их до кипения страстей, по давить в сознании все рацио нальное, найти врага в обра зе центра или людях другой национальности — вот что наиболее типично для нецио- налйЬтических манипуляций, И в теории, и в политике, и в практике всегда есть четкая грань, отделяющая национа льное о'!' националистическо го. Эта грань — отношения к достоинству другого народа, интересам всего общества. В одном случае — умение их согласовывать, в другом национальное чванство. Известно, что идеи нацио нальной независимости всег да обладали и обладают при тягательной си той для мас сового сознания. Особенно в условиях, когда уровень жиз ни далек от благополучия, ког-. да в народе бродит недоволь ство. Национальное чувство в этих условиях пронизыва ет все: экономику и полити ку, культуру и идеологию. Оно заставляет идеализиро вать свое собственное, кров ное, и побуждает искать при чину бед во внешних, инона циональных факторах. Феномен «внешнего врага}» не раз с успехом использо-. вался политическими авантю ристами всех времен и наро дов, Забьшаетея, правда, что эксплуатация этого феноме на всегда оборачивалась, же стокими трагедиями для на рода. В конце концов прихо дило горькое отрезвление. Но ему всегда предшество вали эйфория, опьянение, утопическая концепция о том , 'что торжество свобод ного. независимого, очищен ного национального духа и есть главное условие для по строения счастливой жизни. Эти обстоятельства долж ны мы принимать во внима ние и анализируя* обстановку в Литве. Было бы неразум ным сводшгь дело к навеши ванию ярлыков, нагнетать страсти. Вопрос в другом: по чему такие настроения стали возможными? Что дало поч ву для центробежных устре млений? В силу каких при чин идея государственной не зависимости стала доминиру ющей в общественном созна нии республики? Вопрос непростой. И в по исках ответа на него необхо димо , отметить наличие как объективных, так и субъек тивных факторов. На нацио нальное самосознание литов ского народа во многом давит трудная история его взаимо отношений с союзньш госуда рством. Мы не можем, не имеем права уйти от приз нания той бесспорной исти ны, что десятилетия сталин ского произвола, грубое ис кажение самого смысла и облика социализма в нашей стране, насаждение под ви дом федерации жестко цент рализованного государства тяжелейшим образом сказа лись на характере взаимоот ношений наций и народностей Советского Союза, на их на строениях, В результате это го была серьезно скомпро метирована сама идея феде рации. В широких слоях на селения. особенно союзных -республик, посеяны семена недоверия и предубеждения к центральной власти, к тяже* лой «руке Москвы».. По-своему закономерны в этих условиях попытки наро дов республик воспользова ться теми возможностями, которые открывает перестрой ка, их желание проверить ре альность- ее приьщипов, гара нтий самостоятельности, ува жительности и свободы, ко торые она вносит в сферу межнациональных отношений. Все это понятно. Как по нятно и то, что нынешней ситуацией активно воспользо вались националистические, сепаратистские, попросту ан тисоветские элементы, кото рые реально представлены в пестром политическом спект ре общественных сил, дей ствующих сегодня в некото рых республиках. В их чис ле есть и силы, всерьез ме чтающие о реставрации бур жуазных порядков, да и о возвращении к прежним, от нюдь не демократическим, а , сувдествовавщим ранее край не правым, авторитарным ре жимам. Имеется, однако, в сложи вшейся ситуации немалова жная субъективная сторона. Она отражает неадекват ность реакции на реальную обстановку как со стороны местных партийных организа ций, партийных и государст венных руководителей, обще ственных организаций, средств массовой информа ции, так и со стороны центра льных органов. О некоторых допускаемых здесь ошибках я уже говорил на примере Литвы. Сейчас мне хотелось бы вернуться к одной из них. Речь идет об использовании «националь ной» темы как метода заво евания популярности в ши роких массах. Кстати ска зать, на этом пути преуспе ли не тоЛьвд руководители Литвы. В роли «национал- коммунистов », «национал-по пулистов» сегодня выступают и некоторвю представители других республик. Но попыт ки быть «святее папы римс кого» в национальных вопро сах жестокой необходимостью диктуют свою логику пове дения. Они требуют такого отказа от принципиальных по зиций, который выхолащива ет сущность интернационали зма, здоровых отношений ме жду людьми. По существу, руководство партийной организации рес публики превратилось в за ложника тех сепаратистски настроенных сил, которые под прикрытием лозунгов де мократического обновления социализма хотели бы повес ти республику совсем по дру гому пути. Попытки объяс нить эту позицию ссылками на необходимость сохранения национального единства вряд ли могут быть приняты как убедительные. Вновь и вновь мы должны будем поставить вопрос: нд какой основе, в ка ких целях и какой ценой хо тят здесь обеспечить единст во нации? Если сохранение или достижение этого единст ва должно быть оплачено отказом от участия в общем движении. советского обще ства по пути к новому, обнов ленному социализму, разры вом с другими народами Со ветского Союза, принципиаль ной сменой ценностей и смы сла историчеркого выбора народа, то по крайней мере народ должен быть честно и откровенно проинформирован об этом, как и члены той пар тии, которые вступали в КПСС и продолжают считать себя коммунистами. солить». Это тоже надо иметь Мы действительно хотим создания полнокровной фе дерации, в которой все рес публики смогут чувствовать себя поистине суверенными государствами. Я уже гово рил об этом и сознательно хочу повториться: наше го сударство до сих пор суще ствовало как централизо ванное, унитарное. И никто из нас еще не имеет опыта жизни в федерации. Вот по чему нельзя экстраполиро вать сегодняшний статус рес публик на их будущее поло жение в Союзе, ' Очевидно, при общих принципах место каждой респ:^лики в обнов ленной федерапди будет по- своему уникальным —с уче том специфики региона, каж дого народа, его культуры, традиций. Мы подводим правовую базу, под здание федерации. Созданию такого фундамен та призван способствовать тот пакет жизненно важных законопроектов. который, как мы рассчитываем, будет принят Верховным Советом СССР в начале будущего го да. 'Н о для того, чтобы зда ние было прочным, оно дол жно соответствовать проекту, возводиться без отступления от него, от предусмотренных технических нормативов. В этой связи (и это тоже урок из ситуации в партор ганизации Литвы) нужно четко очертить те пределы, за которые нельзя выходить, ибо выход за них означает заранее запрограммирован ный срыв усилий по строи тельству федерации. Если хотите, срыв перестройки в целом. Одним из таких пределов является . невозможность от каза от единой структуры КПСС. В противном случае наша партия превратилась бы в аморфный федералист ский клуб, состоящий из от дельных самостоятельных партийных групп. Разве не ясно, что в случае, если мы переступим эту черту, то, можно сказать, сознательно паведем* дело к расчленению СССР, а это исторический тупик для всех народов Со ветского Союза, IV. Ш . Хотел бы остааовиться еще на одном факторе, который сегодня предопределяет по- ведение некоторых сил в Литве, да и не только в ней, За последнее В|ремя мы не раз сталкивались с обстоя тельствами. которые по тра диционной логике подталки вали центр к осуществлению чрезвычайных мер. Таковы ссйытия в Нагорном Караба хе, Фергане и Новом ■Узене, блокада Армении, столкнове ния в Кишиневе, некоторые выходки «правых» организа ций в Москве,' в том числе и тех. которые маскируются под «левых», забастовка вор- кутинскйх шахтеров и так далее. В ряде случаев нам дейст вительно пришлось прибе гать- к чрезвычайным мерам, пресечению противозаконно го поведения, когда не было иного пути обеспечить без опасность граждан, остано вить действия хулиганству ющих элементов. Однако во всех случаях, когца мы имеем дело с вы ступлениями широких слоев населения, мы стремились и стремимся использовать по литические средства. И это естественно, ибо это отвеча ет самой природе социализ ма и пе^юстройки, ее г^чиа- нИСтической сущности, ее приверженности обшечелове- ческим ценностям. , Но мы знаем, что есть у нас в стране и сторонники иных воззрений, идущих от концепции «казарменного со циализма». К сожалению, в общественном мнении, в на роде до сих пор сохраняет ся некий пиетет перед «силь ной властью», поклонение ей, способной к жестким мерам подавления. Отсюда извест ный «культ порядка», «культ сильной руки», рассуждения о «неподготовленности» об- щественното сознания к де мократическим реформам, утверждение о перерожденш! демократии в охлократию и так далее. Обывательская философия трактует приверженность де мократическим, политиче ским методам как слабость власти. Одним из распрост раненных здесь мифов мас сового сознания является, в частности, убеждение, что сталинский режим можно обвинять в каких угодно грехах, но только не в от сутствии «железной волн» и сильной политической вла сти. Это не просто заблуж дение, а непонимание самой природы сталинизма. Бесспорно, власть вождя была жесткой, репрессив ной. Но уж, конечно, не сильной в политическом смысле. Сильная власть не боится собственнв1х граждан, не насаждает атмосферу все общей подозрительности и доноса, не устраняет путем тотального террора любое свободное изъявление! мысли. Вообще террор в любом про явлении является наиболее простым и грубым, но при этом крайне неэффективным и бесперспективным спосо бом регулирования общест венной жизни, в конечном счете проявлением слабости. Идеал сильной политики не ожесточение и конфронг тация, а согласие и солидар ность. Сегодня они в ряду главных задач дня. С высоты того социально-историческо го перевала, на который взо шло общество, просматри вается ;прямая, хотя и нелег кая дорога — путь к гуман ному социализму, движение на основе консолидации всех наличных и возможных по тенциальных прогрессивных сил. На базе гражданского мира, а не гражданской вой ны. на базе взаимного ува жения, когда стороны готр- вы слушать друг друга, де лать взаимные уступки, по нимать высокую ценность разумных компромиссов. , Такой подход, я думаю, мы должны проявить и в рас смотрении сложившейся си туации в Литве. С одной стороны, мы должны избе гать каких-либо двусмыслен ностей и недомолвок. Ны нешнее партийное, государ ственное руководство не до пустит распада союзного гот •сударства. Это я хочу за явить на Пленуме Централь ного Комитета партии. Об этом я говорю прямо (Апло дисменты). Необходимые действия по сохранению союзного госу дарства, обеспечению его единства являются жесткой необходимостью. И тут не должно быть никаких иллю зий по поводу намерений и способностей центра. Да я, по-моему, уже ска зал это и в выступлении в ходе обсуждений конститу ционных вопросов на Съезде народных депутатов. Но важ на позиция и Пленума Цент рального Комитета партии. В многочисленных обращениях в ЦК КПСС, к Верховному Совету и Съезду народных депутатов СССР советские граждане с озабоченностью отмечают, что разжигание националистических . стра стей, планомерная деятель ность по внедрению сепара тистских настроений в об щественное сознание, осу ществляемая разветвленной сетью различных организа ций Литвы, выводит эти действия за рамки советских законов и Конституции СССР. В этой связи передо мной как Председателем Верховного Совета СССР Встает вопрос о том, чтобы внести в высший законода тельный орган страны воп рос о правомерности сущест вования в государстве тех организаций и политических движений, которые ведут се паратистскую деятельность и разжигают националыагй террор. Мы не можем позволить, чтобы демократия и глас ность, призванные раскрепо стить людей, усилить их бе зопасность, использовались в противоположных целях — для разъединения ' народа, для его запугивания и одур манивания. Демократия дол жна быть защищена от спе куляций такого рода. Есть у всей этой проблемы и весьма важный междуна родный аспект. Существова ние целостного, прочного и могущественного Советского Союза — это настоятельная потребность эпохи, всей ны-. не существующей сложной системы международной бе зопасности. В ее разрушении, чреватой дестабилизацией по литической обстановки в Ев ропе и в мире, не может быть заинтересован никто, товарищи. Это понимают и в зарубежных странах — и по литики, и народы. Это же удивительно, что люди пи шут письма, и в которых про сят сохранить Союз, и дать возможность нынешнему ру ководству выйти на цели перестройки. И это же дей ствительно недвусмысленно подтверждают в контактах с нами руководители всех круп нейших государств мира, включая и тех, на чью цод- держку хотели бы. очевид но. рассчитывать наши внутренние сепаратисты. Я оптимистически смотрю на будущее нашего много национального федеративно го государства. Но мы дол жны решительно идти пО пу ти его преобразования и об новления. Это — обязатель но. Это — две стороны. И оптимизм я связываю с об новлением федерации, напол нением ее новым еодержа- В известном смысле толь ко сейчас, в условиях, когда перестройка вернула полити ческому процессу в нашей стране его естественное де мократическое течение, на родам всех республик пред стоит на основе собственно го опыта, собственных пот ребностей и интересов убе диться в пользе и выгоде своей принадлежности к мо гучему Советскому Союзу. Если хотите, нам предсто ит «завоевать федерацию» заново путем восстановления В1заим'ного доверия, осозна ния- преимуществ интегра ции. Добрые отношения не установить по команДе,, си лой. Здесь предстоит долгая, кропотливая работа. И на этом пути, говоря словами Ленина, центру лучше «пе ресолить» в сторону усту пок националам, чем «недо- Какие же уроки нужно извлечь из решений съезда Компартии Литвы? Безу словно, это сигнал, свиде тельствующий, о том, что нужно ускорить процессы перестройки и в области внутрипартийной жизни. Главный' смысл этого урока в том, что мы больше не можем позволить себе отста вать от темпа событий и пе ремен, инициатором которых явилась сама партия. И всем нам надо, това рищи, понять очень важ ную вещь. А именно, что решение всех наших проб лем впе(реди. а не позади. Что любые попытки тормо зить движение, за которыми просматривается призрачная нддежда на возвращение вспять, к прежним порядкам, не только контрпродуктив ны. ' но и попросту нереаль ны. Нам некуда возвращать ся, Страна за годы перест ройки снялась с места и ушла Далеко вперед. Любые попытки вернуть ее в преж-* ние времена оборачиваются потерями для партии; поте рей престижа,, авторитета и, следовательно, способности влиять на современную по литическую жизнь и, • тем более, играть в ней аван гардную роль. Йартия в состоянии воз главить социальное творче ство народа, которое во мно гом- еще подвержено дейст виям исторических стихий, политических эмоций, порой перехлестывающих через край предельно допустимых демократических норм. Но именно,поэтому творчество масс и 'нуждается в направ- > ляющих усилиях политиче ского авангарда. Роль по литического авангарда тяже лая, но необходимая и от ветственная работа. История никогда и никому не выдает мандата ни на бессменное политическое лидерство, ни на абсолютную непогреши мость. Каждый раз это п р а - ' во надо Доказывать знанием народных нужд и интересов, умением их формулировать на реалистическом, полити ческом языке, претворять в разумное действие. Быть полит]^ческим аван гардом — значит не подме нять авторитарно-бюрокра тической командой умение ориентироваться в сложном сочетании субъективно же лаемого и объективно воз можного, в умонастроениях различных социальных сло ев и групп, в об'ьективной направленности деятельно сти массовых фронтов, об-' щественных организаций, союзов и т. п. На пути к обретению действенного, де мократического права на на родное представительство партия должна преодолевать внутрипартийные барьеры политической пассивности, псевдореволюционного ак тивизма, рецидивы полити- ко-'бюрократнческога бес культурья, сепаратистских настроений, консерватизма. Надо дать отчет себе в том, что партия, как и общество, только еще стоит у истоков обновления, несет в себе груз многих административ но-командных пороков, но она сумела сохранить основ ные общезначимые социали стические ценности. И это залог успеха ее обновления. Нельзя декретом опреде лить место партии в авангар де, на острие общественного обновления. Оно должно ■ быть (только и может быть) следствием глубоких демо кратических преобразований в самой партии, результа том возрождения ленинских норм партийной жизни в но вых социально-политических условиях, любое отставание, попытки уклониться от ре акции на события, от того, чтобы дать им своевремен ную политическую оценку и, главное, предложить собст венную социалистическую перспективу, оборачиваются, как в случае с литовской ситуацией, утерей политиче ской инициативы, ' помогают противникам перестройки представлять партию- силой консервативной, сопротив ляющейся переменам. Мы вступили на путь ре шительной демократической внутренней перестройки са мой партии, путь подготов ки XXVIII Съезда, из кото рого КПСС должна выйти обновленным демократичес ким и сплоченным союзом единомышленников. Толь ко партия, динамичная и смелая, трезво оценивающая и саму себя, и окружающий ее мир, может быть цемен тирующей силой общества и душой перестройки. Партия, которая видит смысл своей деятельности не в обслужи вании себя самой, а в слу жении своему народу, кото рая будет хранить и укреп лять единство своих рядов ради достижения тех реаль ных практических резуль татов, которых ждут от нее ее члены, трудящиеся всей нашей огромной многонацио нальной страны. Процесс этот — одна яз важнейших составных частей перестройки. Здесь мне хотелось бы сказать о том,-- что мы недооцениваем уже^ свершенное перестройкой. 'Да. страна остается в не легком положении, да, пере стройка еще не принесла ощутимых результатов . в целом ряде насущных жиз ненных вопросов. Ну, а то, . НТО она уже дала — свобо ду самовыражения, творче ства, инициативы, в том чис ле и в политической сфере, — разве этого мало? Разве совсем недавно не“ захлебы вались мы от 5'душия в ат мосфере застоя, паралича мысли и дела, не мечтали как о самом заветнок - - о глотке свободы? Конечно, свобода — это не анархическое своеволие и вседозволенность, попираю щая все' общественные нор мы. Она остро необходима как духовное состояние об щества и личности, она нужна нам и как стимул к более созидательному труду, и как компонент предприим чивости, инициативы, и как основа дисциплины, а зна чит, и как предтеча больших рез.ультатов и перемен на путях перестройки. И с этой точки зрения, я думаю, мы не имеем права не видеть , высокую, перспективную зна чимость политической и эко номической' реформ, обнов ления идеологии. Мы начали великое дело преобразований, нравствен ного очищения и морально го возрождения. Й вот один из серьезных . психологичес ких парадоксов: совершив гигантский поворот в обще ственном сознании, сдвинув инерционную махину, на*Щг наем теперь пугаться сами*, пугать друг друга и общест во неизбежными сопутству:ю- щими сложностя.ми, возника ющими на великом пути пе рестройки, , Не хочу сейчас углублять ся в эту тему, нам пред стоит большой и обстоятель ный .разговор на предстоя щем съезде партии, а в бли- , жайшее время, как мы ус ловились, при обсуждении проекта политической плат формы для предсъездовской дискуссии на январском Пле нуме ЦК, Я затронул ее се годня потому, что подобный панический настрой отдель ных партийных комитетов рождает ту растерянность, которая руководителей Лит вы привела к нынешней си туации. Это тоже имеет ме сто, и это еще один урок, адресованный не только коммунистам Литвы, а всем Мы верим, что миллионы тружеников Советского Со юза, коммунистов и беспар-- тийных по достоинству це нят инициативную роль и вклад нашей партии в и с т ^ , рические сдвиги, происходи щие в советском обществе, возвращение ему динамиз ма. творческого начала, меж дународного престижа. Мы верим в интегрирующую си- лу идеи перестройки, кото рая способна эффективно и надежно соединить в единое целое энергию и усилия, со ветских коммунистов раз ных национальностей и ук репить тем самым наш сво бодный добровольный Союз на здоровой и прочной осно ве, на взаимном доверии всех наших народов, И *в этом историческом революционном процессе не заменима роль КПСС. В единстве КПСС — судьба перестройки. (Аплодисменты).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz