Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

24 декабря 19&9 г.. 294 (Ш591) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Д о к л а д В. В. В А К А Т И Н А (Окончание. Начало на 1-й и 2-й стр.). ^Съездом народных депутатов идеями и реальной закоиотво- рческой практикой их реали зации. Только они могут снять на пряжениостЬ, предоставить лю дян гарантии.-'Гарантии тако го устройстаа общества, фе­ дерации, которого они ждут. Слова сегодня уже плохо вос­ принимаются. Нужны законы. Однако сейчас сложилась парадоксальная ситуация. В период, когда жизненно необ­ ходимы безотлагательные мно­ гочисленные серьезные измене­ ния в основах нашего законо­ дательства, созданный посто­ янно и уже профессионально работающий мощный потенци­ ал законотворчества — Вер­ ховный Совет СССР — исполь­ зуется неполноценно только из- за того, что право внесения из­ менений в Конституцию те­ перь принадлежит исключите­ льно Съезду. Вот и приходит­ ся либо ждать от Съезда до Съезда , либо нарушать Кон­ ституцию. Ни то, »и другое недопустимо. ' Все в руках Съезда. Единственным выхо­ дом в создавшейся ситуации было бы решение Съезда наделйть Верхов.ный 'Совет СССР правом внесения измене­ ний в Конституцию. Это дол­ жно быть тактической, вре­ менной мерой, действующей до > принятия Съездом новой Кон­ ституции. Но это позволило бы интен­ сифицировать законотворчес­ кий процесс без нарушения Основного Закона. Таким образом', мы сверху реально бы начали восстанав­ ливать уважение к закону, и тогда со временем любые за­ конные меры по его защите будут восприниматься по-дру- Причем органы • уголовной юстиции не просят никаких чрезвычайных мер. Лучше но­ рмальная, но по какому-то ло­ гическому плану, законотвор-, ческая деятельность. Хорошо, что вдруг приняты основы судоустройства. Но так к нет основ уголовного зако­ нодательства, хотя и есть про­ ект. Отстает разработка основ уголовяого судопроизводства, и они уже вошли в противоре­ чие с новым законодательст­ вом о судоустройстве. Уголов­ но-исполнительное законода­ тельство лишь на начальной стадии подготовки. Хотя сле­ довало бы рассматривать все эти законопроекты в области материального и процессуаль­ ного права единовременно, в общем блЪке. И не затяги­ вать принятияэтих решений, которые имеют принципиаль­ ную значимость для эффектив­ ности правоохранительной си­ стемы правового государства. Необходимость совершенст­ вования уголовно-процессуаль­ ных норм видна хотя бы из такого примерз. • При острой Н€хват 1 <е опера- тив.но-следствеиного аппарата мы из-за приверженности ар­ хаичным понятиям н правилам страшно расточительны в от­ ношении живого интеллекту­ ального труда. Достаточно сказать, что до 6 тысяч работников ежеднев­ но заняты абсолютно пустой и никому не нужной работой, связанной с процессуальным оформлением отказов в воз­ буждении уголовных дел ’по признакам так называемой «ма- лознач1Итедьности». Необходимы законы о пра­ вах и обязанностях милиции, внутренних войск, адвокатуре, режиме особого положения, об усилении правовой защищенно­ сти работников правоохрани­ тельной системы. Учитывая развитие организО-' ванной преступности, целесо­ образно в уголовном’ законе предусмотреть нормы, которые позволяли бы привлекать к ответственности за создание и участие в организо'ванных пре. ступных ■формированиях. Рас­ смотреть меры защиты свиде­ телей и их близких. Это — ак­ туальный вопрос. Сейчас медленно, но все же с ускорением разворачивается процесс оснащения милиции современной оперативной, кри­ миналистической техникой. Од­ нако это может оказаться про­ сто пустой тратой валюты, ес­ ли наш законодатель будет продолжать упорствовать и не признавать в судах доказате­ льства, добытые при помощи технических средств, киноплен­ ки, видео- и магнитофонные записи. МВД СССР в качестве воочередкых предложило па кет соответствующих законо дательных актов, которые сог. ласовывались и обсуждались в Прокуратуре СССР и Мини­ стерстве юстиции СССР с при влечением ученых и практиче ских работников. К сожалению, наши предло женин долгое время не н ДИЛИ поддержки. Страннд! лучается картина. Технические средства для доказательства, которые применяют в США, Англии, Франции, Японии, Ита­ лии, Польше и т. д„ у нас применять нельзя.' Потому что они якобы не соответствуют принципам правового государ­ ства. Старый метод, основан­ ный на оперативно-розыскной работе, всеми силами развали­ вается. Оперативные работни­ ки, следователи, прокуроры и судьи ; всяческими способами дискредитируются со стороны дельцов организованной пре­ ступности. Остается один выход, бурно рекламируемый прессой, об­ ращаться к лихоимству абсо­ лютно беззаконных сыскных кооперативов. Кому это нужно? Не мили­ ции это нужно. Наши предло­ жения нужны людям. Мы учи­ тывали правоприменительную практику, объективные- трудно, оти, связанные с изобличением организаторов преступных фор­ мирований. учитывали новую строгую и правильную пози­ цию судов, а также опыт мно­ гих стран в борьбе с органи­ зованной преступностью. Сей­ час как будто бы вопрос на­ ходит. свое разрешение. На­ деюсь, что и впредь мы не будем сами создавать себе ис­ кусственные трудности на ра­ дость дельцам организованной преступности, и коррумпирован­ ным чиновникам. Нельзя же всерьез считать, что можно победить преступ­ ность постановкой милиционе­ ра на каждой квадратном ме­ тре, бесконечно увеличивая чис­ ленность милиции. Не грех прислущаться к мнению вид­ ных юристов западных стран, которые считают, что основной упор необходимо делать на оперативное и техническое проникновение в уголовную среду. И нам этого не избе- Второе. Вносится предложе­ ние образовать' при Комитете Верховного Совета по вопро­ сам законодательства, закон­ ности и правопорядка постоян­ но действующую экспертную комиссию из вйдны.х ученых и опытных практических работ­ ников правоохранительных, финансовых органов. Возложить на нее задачи эк­ спертизы проектов законода: тельных актов в сфере хозяй­ ственной деятельности,.кредит­ но-финансовой системы и внеш­ неэкономических отношений с позиций прогнозирования и предупреждения возможности их криминогенных последст- Труднее потом исправлять ошибки, если не будет такого прогноза. Об этом убедитель­ нее всего свидетельствует при­ мер кооперативного законода­ тельства. которое подвергает­ ся неоднократным корректи­ ровкам и все еще не определе. ны меры уголовной ответствен­ ности за его нарушения, Замена командно-распреде­ лительных рыночными отноше. ниями породит новые особен­ ности в движении товаров и денег, акций и ценных бумаг. Все больше говорится о то­ варной и фондовой бирже. И следовательно, надо предус­ мотреть, чтобы маклерство и ростовщичество, всякого рода рантье 'и биржевые спекуляции не уиреплял1ись в здоровой тка­ ни новых экономических от­ ношений. , Необходима всесто­ ронняя прогнозная и эксперт­ ная проработка • институтов гражданско-правовой и уго­ ловной ответственности. При совершенствовании хозяйствен, кого • права, наверное, есть смысл проанализировать за­ рубежные юридические нара­ ботки. , ■ Третье. С целью создания действенного механизма в бо­ рьбе с коррупцией и, прежде всего, на уровне высших эше­ лонов власти, в правоохрани­ тельных органах, министерст­ вах, ведомствах образовать специальную депутатскую ко. миссию по борьбе с коррупци­ ей, наделив ее' широкими пол­ номочиями, в том числе пра­ вом затребовать любые мате­ риалы о доходах любого лица, какой бы пост он ни занимал. Вы помните, когда 12 декаб­ ря обсуждалась повестка дня Съезда, Андрей Дмитриевич Сахаров совершенно обосно­ ванно связал вопрос борьбы с организованной преступностью ' с необходимостью проработки конкретных мер борьбы с кор- ■рупцией. Мне представляется, нельзя забывать это предложе- Четвертое. Необходимо про­ вести серьезные организацион­ ные и функциональные изме­ нения в построении всей сис­ темы МВД в масштабах Сою- С учетом главной принципи­ альной линии на повышение статуса и суверенитета союз­ ных республик, автономных ре­ спублик. их самостоятельности представляется целесообразным в отношениях между МВД СССР и МВД, УВД исполь­ зовать три типа подчиненности. Самым схематичным обра- 1. Местная милиция, опера­ тивно подчиняющаяся только МВД республики или УВД об­ ласти. Сюда входят службы охраны общественного поряд­ ка,- профилактики, дорожно­ патрульная, участковые инспе­ ктора. Все штатно-финансовые вопросы решаются на месте. 2. Центральная милиция, уп­ равление которой сохраняет принцип двойного подчинения. Сюда входят1 оперативно-розы­ скные службы. 3. Третий вид подразделе­ ний — совершенно новый, ко­ торый предстоит создать. Это специальные оперативнопрозыс- кные комплексные межведомст­ венные и межрегиональные под­ разделения по борьбе с орга­ низованной преступностью, на­ ркотиками, терроризмом и меж­ дународными связями преступ­ ников. Подчиняются — только центральной администрации. С учетом передачи прав в отношении формирования мес­ тной милиции республикам они должны нести полную ответст­ венность за порядок на своей- территории. Пока весь спрос с МВД СССР, Его центральный аппа­ рат 70—80 процентов времени занят не организацией борьбы с уголовной преступностью, а безуспешным урегулированием межнациональных конфликтов. С образованием МВД РСФСР — это очень важный полити­ ческий шаг—и'предлагаемой но­ вой структурой предоставляет­ ся возможность усилия аппара­ та МВД Союза сосредоточить на первостепенной и централь­ ной з а д а ч е ^ борьбе с органи­ зованной преступностью, круп­ ными' преступными организа­ циями и активной подготовке к реализации идеи общеевро­ пейского дома. Надо иметь в виду, что взрывной характер расширения международных связей, человеческих контак­ тов в самое ближайшее время поставит всю правоохраните­ льную систему страны в. сове­ ршенно . новое положение. Я уже не говорю с необхо­ димости интегрирования части нашей ■ оперативно-розыскной системы в Интерпол. Формаль. но это вопрос ближайшего бу­ дущего. По существу ^ необхо­ димо изучить и овладеть бога­ тыми и разнообразными инст­ рументами международного со­ трудничества в борьбе с пре­ ступностью и самим создать о себе добрую славу надежного паотяера. У себя в стране нам необхо. ДИМ четкий механизм контроля за доходами граждан, кото­ рый в условиях разЛития то­ варных отношений обеспечил бы надежный заслон сверхкру. пным доходам, тем более кон­ центрирующимся у дельцов те-. невой экономики и лидеров ор­ ганизованной преступности. По. этому МВД СССР поддержи­ вает предложение Министерст­ ва финансов о создании единой государственной налоговой слу-- жбы и реорганизации финансо­ вого контроля .в стране. Важ­ но также создать хозрасчет­ ную службу по проведению ре-, визий, эконом,ических,' техно­ логических и бухгалтерских ж- спертиз. Сегодня это камень преткновения, о который запи­ наются многие следственные действия. . Практика борьбы с органи­ зованной преступностью требу­ ет и серьезного научного обе­ спечения. МВД заинтересовано в реализации , предложения ряда ученых по переходу от коопераций различных . науч­ ных направлений к интеграции наук и исследований, созда­ ние самостоятельного направ­ ления «экономической крими­ нологии». Требует осознанного подхо­ да также необходимость созда­ ния условий и всестороннего влияния на оздоровление нра­ вственности. В этой связи осо­ бое значение приобретает по­ зиция средств массовой инфор­ мации, творческой интеллиге- Ответственная конструктив­ ная позиция журналиста, уче­ ного, писателя, артиста может' консолидировать здоровые си­ лы общества. А это сегодня задача номер один, МВД СССР будет и в дальнейшем в духе открытости и гласности сотру­ дничать со средствами массо. вой информации, с учреждения­ ми культуры в этом важней- Итак, организованная прес­ тупность на базе симбиоза криминогенного слоя тенеяой экономики и коррупции а стра­ не есть. Мало того, она в пе­ реходный период, в условиях . непропорционального развития растет и начинает представлять реальную опасность для обще­ ства и перестройки. Формы, методы и тактика бо. рьбы с ней системой правоох­ ранительный органов только на­ чинают отлаживаться. Меры принимаются, но необходима акхйврзация . этой работы, а также организация глубоких' научных исследований общест­ венно - экономических, социа­ льных и правовых аспектов этой проблемы. Сложность и многогранность борьбы с организованной пре­ ступностью очевидны. Они. вы­ ходят далеко за пределы ком. петенции не только Министер­ ства внутренних ' дел, но и всей правоохранительной сис­ темы. Эта проблема ббщегосу- да1рственная, требующая моби­ лизации всех здоровых сил 3 А К О Н Союза Советских Социалистических Республик Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам избирательной системы в целях дальнейшего со­ вершенствования избиратель­ ной системы Съезд народных депутатов СССР постановляет; внжти в Конституцию СССР следующие изменения и до­ полнения; ; ' , 1. В главе 12 «Система и принципы деятельности Со­ ветов народных депутатов»: статью 89 изложить в сле­ дующей редакции; «Статья 89. Советы народ­ ных депутатов — Съезд на­ родных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, Съез­ ды народных депутатов. Вер­ ховные Советы союзных и автономных республик. Сове-, ты народных депутатов ав­ тономных областей, автоном­ ных округов, краевые, област­ ные и других администрагав- но-территориальных единиц — составляют единую систему представительных органов го­ сударственной власти»; часть вторую статьи 90 из­ ложить в двух частях в сле­ дующей редакции: «Выборы народ тов СССР назначаются, позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномо­ чий Съезда народных депута­ тов СССР, Сроки и порядок назначения выборов народных депутатов союзных н автономных рес­ публик, местных Советов на­ родных депутатов определя­ ются законами союзных и ав­ тономных республик»; части вторую, третью и чет­ вертую статьи 91 изложить в следующей редакция; «Верховные Советы союзных и автономных республик из­ бираются непосредственно из­ бирателями, а в тех респуб­ ликах, -где предусматривается создание Съездов, — Съезда­ ми народных депутатов. В сб- ответствни с Конституцией СССР, конституциями союз­ ных и автономных республик формируются Президиумы Вер­ ховных Советов и местных Со­ ветов народных депутатов, из­ бираются председатели Сове- Советы народных деяутатов образуют комитеты, постояи'- ные комиссии, создают испсш- нительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы. Должностные лица, избира­ емые или назначаемые Совета­ ми народных депутатов, за исключением судей, не могут. занимать свои должности более двух сроков подряд». 2. В главе 13 «Избиратель­ ная система»: статью 95 изложит;, в следу­ ющей редакции; «Статья 95. Выборы народ­ ных депутатов проводятся п® одномандатным или многоман­ датным избирательным окру­ гам на основе всеобщего; равного и прямого избиратель­ ного права при тайном голосо­ вании. Часть народных депутатов союзных и автономных рес­ публик, если это предусмотре­ но конституциями республик, может избираться от общест­ венных, организаций»; части первую и вторую статьи 96 изложить в следующей ре­ дакции: / ' «Выборы народных' депутат тов от избирательных округов являются всеобщими — право избирать имеют граждане СССР, достигшие 18 лет. Народным депутатом СССР может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года»; часть пятую статьи 96 из-' дожить в следующей редак- «В выборах не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспосо­ бными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лише­ ния свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-про­ цессуальным законодательст­ вом, избрана мера пресечения — содержание под стражей»; статью 96 дополнить частью шестой следующего содержа- «Какое бы то ни было пря­ мое или косвенное ограннче-, ние избирательных прав граж­ дан СССР является недопусти­ мым и наказывается по зако- ^часть вторую статьи 97 и часть вторую статьи 98 исклю- лующей редакции: «Статья 100. Право выдви­ жения кандидато'в в народные депутаты по избирательным округам принадлежит трудо­ вым коллективам, обществен­ ным организациям, коллекти- вам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по мес­ ту жительства и военнослужа­ щих по воинским частям. Ор­ ганы й организации, имеющие , право выдвижения кандидатов в народные депутаты от обще­ ственных организаций, опреде­ ляются соответственно закона­ ми Союза ССР, союзных и автономных республик. Число кандидатов в народ­ ные депутаты не ограничива­ ется. Каждый участник пред­ выборного собрания может предлагать для обсуждения лю­ бые кандидатуры, в том числе В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов. Кандидаты в народные де­ путаты участвуют в избирате льной кампания на равных ос нованиях. С целью обеспечения рав ных условий для каждого кан­ дидата в народные депутаты расходы, связанные с подгото­ вкой и проведением выборов народных депутатов, произво­ дятся соответствующей изби рательной комиссией из еди ного фонда, создаваемого за счет государства, а также до бровольных взносов предпрня тий, общественных организа­ ций, граждажь.- части вторую и третью статьи 101 изложить в следу­ ющей редакции: «Проведение выборов обес­ печивают избирательные ко­ миссии, которые образуются из представителей, избранных со­ браниями (конференциями) трудовых коллективов, об- ■щественных организаций, кол­ лективов средних специальных и высших учебных заведений, собра'НИЯ1Ми избирателей по месту жительства и военнослу­ жащих по воинским частям. Гражданам СССР, трудовым коллективам, .общественным организациям, коллективам средних специальных и выс­ ших учебных заведений, во­ еннослужащим по воинским ча­ стям гарантируется возмож­ ность свободного и всесторон­ него обсуждетия политичес­ ких, деловых и личных ка­ честв кандидатов в народные депутаты, а также право аги­ тации за иля. против . канди­ дата на собраниях, в печати, по телевидению, радио». 3. В главе 17 «Высшие ор­ ганы государственной власти и управления союзной респуб­ лики»: . ' статью 137 изложить в сле­ дующей редакции; «Статья 137. Высшими ор­ ганами государственной власти союзных республик являются Верховные Советы союзных республик, а в тех союзных республиках, где предусматри­ вается создание Съездов, — . Съезды народных депутатов»; статью 138 изложить в сле­ дующей редакции: «Статья 138, Полномочия, структура и порядок деятель­ ности высших органов госу­ дарственной власти союзных республик определяются' кон­ ституциями и законами союз­ ных республик».;. часть вторую статьи 139 исключить. 4. Главу 18 изложить в сле­ дующей редакции: Глава 18. Высшие органы го­ сударственной власти и управ­ ления автономной республики. Статья 143, Высшими орга­ нами государственной власти автономных республик явля­ ются Верховные Советы авто­ номных республик, а в тех ав- тономяЫх республиках, где предусматривается создание' Съездов, — Съезды народных депутатов. Статья 144. Верховный Со­ вет автономной республики образует Совет Министров ав­ тономной республики — прави­ тельство автономной респуб­ лики — высший исполнитель- н|лй и распорядительный ор­ ган государственной власти автономной республики». 5. В главе 19 «Местные ор­ ганы государственной власти и управления» статью 145 изло­ жить в следующей редакции; «Статья 145. Органами го­ сударственной власти в авто­ номных областях, автономных округах, краях, областях, рай. онах, городах, районах в горо­ дах, поселках, сельских насе­ ленных пунктах и других ад­ министративно - территориаль­ ных единицах, образуемых в соответствии с законами со­ юзных и автономных респуб­ лик, являются соответствую­ щие Советы народных деп^а- Председатель Верховного Совета СССР М. ГОРБАЧЕВ, Москва, Кремль. 20 декабря 1989 г, Доклад А. Я. СУХАРЕВА (Продолжение. Начало на 1-й стр.) межнациональных конфликтов в других регионах, аварий е большим количеством челове­ ческих жертв в районах Уфы и Арзамаса. Но это не может быть пре- пятствием для активизации усилий прокуратуры в борьбе с преступностью. Хочу доложить вам, товари­ щи. что всего за первое полу­ годие прокуратурой закончено около 54 тыс. уголовных дел, из них 9,5 тыс. — о хищениях и взяточничестве и 14 тысяч об убийствах и изнасилованиях. Завершено расследование и направлено в суд дело в от­ ношении семи коррумпирован­ ных руководящих работников партийного и советского аппа­ рата Казахстана.’ Им вменяет­ ся получение взяток на 700 тысяч рублей. Бывший первый секретарь Чимкентского обкома Аскаров обвиняется в получения 250 тысяч рублей. У одного из об­ виняемых', секретаря райкома Беджанова, изъяты ценности на 1,6 миллиона рублей. В суд переданы и рассматриваются известные дела о взяточниче­ стве в отношении Усманходжа- ева, Камалова, Худайберге- нова и других высокорангиро- ванных должностных лиц Уз­ бекистана, всего 22 человека. Практически закончено дело о хищениях в особо крупных размерах и взяточничестве в Папском агрробъедшении, так называемое дело Адылова — сумма хищений и взяток около 2 миллионов рублей. Не­ мало дел расследует сейчас прокуратура о вооруженном бандитизме. Скажу, товарищи, о наших просчетах и, самое главное, в раскрытии преступлений. За 11 месяцев мы не сумели най­ ти, изобличить целую армию преступников, на совести кото- рых почти 780 тыс. различных преступлешй, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. И в их числе 2 тысячи убийств, 5 ты- к:яч разбойных нападений. И тысяч тяжких ^телесных пов­ реждений, 48 тысяч грабе'жей, более 550. тысяч краж. Стано­ вится, к великому сожалению, все меньше раскрытых дел о взятках. В 1987 году их было выявлено 7800, .в 1988 году— около 5000, за минувшее, по­ лугодие этого года — менее двух с половиной тысяч. Со- вершеино очевидно, что ни о каком наступлении на преступ­ ность, тем, более ее опасные формы, невозможно говорить, пока идет — и это объективно — отступление на решающем направлении — изобличении и наказании преступников. В об­ щем здесь встают крупные, сущностные проблемы кадро­ вой, организационно-техниче­ ской, методологической осна­ стки следствия, которые ны­ не решаются пока плохо, • о чем здесь говорил министр виутрекних дел. Но есть воп­ росы, которые зависят от слу­ жебной и процессуальной дне. циллины, от совести работни­ ков. Речь идет%^о многочислен­ ных случаях халатности в ре-, агировании на сигналы о пре­ ступлениях, сокрытия их от учета. Только за полугодие прокуроры выявили и поста­ вили на учет более 26 тысяч ранее не зарегистрированиых преступлений, вынесли почти 28 тысяч постановлений об' отме­ не незаконных постановлений о 'прекращении дел, 32 тысячи — о приостановлении, как неправильных. За первое полу, годие по постановления'М и представлениям прокуроров за нарушение законности на­ казано более 15^ тысяч работ­ ников органов внутренних дел в дисциплинарном порядке и более 200 привлечены к уголов­ ной ответственности. Тут я не могу полностью согласиться с В. В. Бакатииым в связи с тем, что' начинаются разночте- ния в понимании малозначи­ тельности преступлений, по- 'скольку мы иногда зашмаем- ся мелкими -вопросами, отвле­ каем ра1ботников от нужных дел. Нет. Вы знаете, и опыт показывает, и люди говорят об ослаблении дисциплины, И у нас сейчас главная опасность в том, что на многие сигналы нет реакции, по ним не при­ нимается должных мер. Надо сказать, и прокуроры, и след­ ственный аппарат -не—иокаЗыг- вают иногда примера органи­ зованности. Нередко допуска­ ются волокита и нерешитель­ ность в расследовании’ слож­ ных дел. особенно о взятках, проявляется либерализм к ре­ цидивистам. Убежден, что есть разум'ные резервы для, повы­ шения роли органов правосу­ дия в борьбе с организован­ ной преступностью. В этой связи, надо серьезно проанализировать данные о том, что за минувшее полуго­ дие лишь 44 процента осуж­ денных за получение взятки приговорены к лишению сво­ боды. Вот один пример. Ди­ ректор совхоза в Мары Турк менской ССР занимался взя точничество'м, расхитил 115 тьи. Получает 3 'года условно Думаю, что нам надо, товари щи, исправить во многом пра ктику применения дополни тельных мер наказания за ко­ рыстные преступления. Даже сейчас за получение ' вмтки ,:)[ишь пятая часть осужденных лишается права занимать оп­ ределенные должности. А за .дачу взятки .— 8 процентов, за спекуляцию — и того мень- Товарищи, в условиях пере­ мещения преступности в соци­ ально-экономическую сферу по-новому, видятся функции прокурорского надзора.. Мы видим задачу в том, чтобы с первых дней действия законо­ дательных актов, развиваю­ щих на новой основе хозяйст­ венные отношения, я имею в виду законы о собственности, аренде, о социалистическом предприятии, б финансовой ре. форме, органы прокуратуры ак­ тивно : способствовали стро­ жайшему их соблюдению. В этих целях пересматрявае'гся структура наших аппаратов, в Их штаты вводятся специали- с-Гы экономического профиля. Спасибо правительству, что оно пошло в этом плане навстречу прокуратуре. Выделены прио­ ритетные направления надзо­ ра; экономика, социальная сфера, широкий круг вопросов, прямо связанных с охраной прав и законных интересов гра­ ждан. Подготовлен новый за- К'онойроект о прокуратуре, Сформирована и осуществля­ ется программа действий по усилению борьбы с организо­ ванной .преступностью. Она доведена до республик, облае. тей. В центре и на, местах со­ зданы специальные следствен­ ные группы. .Установлены по­ стоянные контакты с соответ­ ствующими подразделениями МВД и КГБ СССР. В проку­ ратуре эту работу возглавляет заместитель Генерального про­ курора СССР. Предметом спе­ циального рассмотрения ' на коллегии прокуратуры 'были вопросы злоупотреблений и преступлений на транспорте, в нефтегазовом комплексе, в строительстве и в сфере внеш­ неэкономической деятельно­ сти. По ним приняты решения, расследуются уголовные дела. Но некоторые вопросы даже в нашем запущенном хозяйст­ ве выделяются из ряда при­ вычных. Как известно, для за­ купки за рубежом . продуктов питания, потребительских то­ варов, техники выделяются бо­ льшие валютные средства. Од­ нако, товарищи, порядка тут мало. Разбазариваются не­ восполнимое сырье и стратеги­ ческие ресурсы в обмен на потребителшкие товары. Рас­ хищаются валютные средства, порой за взятки заключаются . убыточные для государства до­ говоры. Только по официаль­ ным данным, в страну ежегод­ но завозится некачественных импортных товаров на 40 млн. рублей. Этого хлама скопилось до 1 млрд, рублей, словно мы сами не умеем производить Прокуратура внесла по этим безобразиям представление в Министерство внешних эконо­ мических связей, которое рас­ смотрело его на коллегии с на­ шим участием. Однако при раз­ растающемся количестве сов­ местных предприятий (а* их сей­ час более 1100), расширении,в целом внешнеэкономических связей нужно радикально ме­ нять их правовое регулирова­ ние и не допу<;кать, конечно, ослабления гбсударственного контроля. Конкретно мы пола­ гаем, что на смену ведомствен­ ным кормам должен прийти закон о внешней то:рговле и других внешнеэкономических связях.. Еще, товарищи, одно сооб­ ражение, Если теневая эконо­ мика и материальная база кор­ румпированы профессиональ­ ной уголовщиной, то ее ре­ зервом, питательной средой- являются социально запущен­ ные, криминогенные слои об­ щества. Только в прошлом го­ ду среди совершивших престу. пление около 180 тысяч человек нигде не работали и не учи­ лись. Около 40, процентов ра­ нее судимых вновь встали на преступный путь. Оии, как пра. ' вило, являются .организаторами преступных группировок, сами подчас идут в услужение ма- У нас ежегодно около 800— 900 тысяч человек освобожда­ ются от уголовной ответствен­ ности в связи с применением- мер общественного воздействия. Фактически, и об этом надо ется В1не всякого контроля. У нас образовался вакуум соци­ альной профилактики, И' нам нужна, ко1Неч.но, система со­ циальной адаптации таких лиц. Нужен закон о профилактике, в котором четко должны быть определены-роль и место в решении этих вопросов мест­ ных Советов, профсоюзов, тру­ довых коллективов, правоох­ ранительных органов и обще­ ственных формирований, Особенно, товарищи, это каса­ ется молодежи. Ведь у нас две трети всех преступлений фактически совершают моло­ дые люди. За прошлый год 200 тысяч преступлений совершили подростки. Требуется, на наш взгляд, реорганизация местных Советов, в органах внутрен­ них дел, 'комиссиях и инспек­ циях по делам несовершенно­ летних, потому что их деяте­ льность носит подчас формаль­ ный характер. Их в районном звене насчитывается, разных органов, которые . занимаются профилактикой, до 60. И, в то же время более половины правонарушений остается вне поля ареиия этих органов. Мы вновь ставим вопрос о законодательном решении про­ блем о трудоустройстве . несо- верщеннолетних, от которых сейчас и:збавляются ' хозяйст­ венники. (Окончание на 4-й сэр.) В партийных организациях ОТЧИТЫВАЕТСЯ ПАРТКОМ На повестку дня очеред­ ного пленума ХГравобере- жного райкома КП1ОС от­ чет парткома завода «Сво­ бодный сокол» -о работе по сплочению трудящ-ихся и общественных органи­ заций на решение задач перестройки был вьшесен не случайно. Флагман ин­ дустрии района, еще не­ давно один из лидеров об­ ластного соревнования, в последнее время заметно сдал позиции. Металлур­ ги задолжали потребите лям сотни тонн чугуна тысячи отопительных при боров. Анализируя причи ны столь плачевного поло женил дел, секретарь парт кома завода В. И. Стебе нев в своем докладе от­ метил, что коммунисты цехов и отделов, их выбо­ рные органы до сих пор не овладели новыми по­ литическими методами руководства., На предприятия не из­ житы случаи грубого на-' рушения дисциплины, пьянства. С начала года в медвытрезвителе побьша- ли более 1Э0 сокольцев, из-за прогулов потеряно 172 человеко-дня. Не редкость, когда рабочие уходят домой раньше вре­ мени, опаздьшают к нача­ лу смены, а руководители среднего звена смотрят на все это сквозь пальцы. По­ дчас мастера, начальники участков в открытую гово­ рят: коль они будут тре­ бовать неукоснительного соблюдения подчиненны­ ми внутреннего распо­ рядка, их больше не вы- Много делает партком по совершенствованию ра­ боты с людьми. В прак­ тику вошли отчеты ком­ мунистов. За девять меся-, цев отчитались ’7в пар­ тийцев, из них 32 руко­ водителя различных под­ разделений. Под контролем находятся проблемы, под­ нятые тружениками заво­ да, жителями поселка. Т1роизошли заметные сдви­ ги к лучшему во Дворце культуры завода, спорт­ клубе «Сокол;^ Увеличи­ вается производство мя­ са в подсобном хозяйстве й реализация его в за^ водских магазинах. Рабо­ чие полност’ ю обеспече­ ны посадочными места­ ми в столовых. В цехах действуют сбмь прачеч­ ных, две парикмахерских, пункт бытового обслужи­ вания, в некоторых есть даже теплицы. За послед­ ние три года жилищные условия улучшили ■ 246 семей. Все это, отмечалось на пленуме, пришло не само собой. В работе парткома появилось больше кон- , кретности, творческого подхода, Расширяется и углубляется процесс де­ мократизации внутрипар­ тийной и общественной ши- В то же время, как уже отмечалось, медленно ос­ ваиваются новые, отвеча­ ющие требованиям вре­ мени, подходы в полити­ ческой, организационной ' и идеологической деяте­ льности. Часть членов партии утратила интерес к партийным делам. Ху­ же ТОГО; имеют место слу­ чаи, так сказать, самоис- ключения из КПСС. По старым схемам зачастую проводятся собрания, зна­ чительная часть коммуни-, стой на них отмалчивает­ ся. Слабо ощущается вли­ яние парткома в йиэовых звеньях. Работа здесь не всегда сочетается с ук­ реплением дисциплины, организованности, , пресе­ чением безответственности я иждивенчества. В принятом пленумом постановлении партком, цеховые партийные ор­ ганизации обязаны углу­ бить перестройку своей деятельности, перенести центр тяжести ее в поли­ тическую и социальную сферы, сосредоточив не- посредственйо в трудовых коллективах цехов, участ­ ков, смен, бригад, и тем самым способствовать лик­ видации допущенного от­ ставания, вьшолнению пла­ нов и обязательств, сдаче в эксплуатацию комплек­ са труболитейного це.ха .№ 1А: Г. МИХАЙЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz