Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
24 декабря 19&9 г.. 294 (Ш591) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Д о к л а д В. В. В А К А Т И Н А (Окончание. Начало на 1-й и 2-й стр.). ^Съездом народных депутатов идеями и реальной закоиотво- рческой практикой их реали зации. Только они могут снять на пряжениостЬ, предоставить лю дян гарантии.-'Гарантии тако го устройстаа общества, фе дерации, которого они ждут. Слова сегодня уже плохо вос принимаются. Нужны законы. Однако сейчас сложилась парадоксальная ситуация. В период, когда жизненно необ ходимы безотлагательные мно гочисленные серьезные измене ния в основах нашего законо дательства, созданный посто янно и уже профессионально работающий мощный потенци ал законотворчества — Вер ховный Совет СССР — исполь зуется неполноценно только из- за того, что право внесения из менений в Конституцию те перь принадлежит исключите льно Съезду. Вот и приходит ся либо ждать от Съезда до Съезда , либо нарушать Кон ституцию. Ни то, »и другое недопустимо. ' Все в руках Съезда. Единственным выхо дом в создавшейся ситуации было бы решение Съезда наделйть Верхов.ный 'Совет СССР правом внесения измене ний в Конституцию. Это дол жно быть тактической, вре менной мерой, действующей до > принятия Съездом новой Кон ституции. Но это позволило бы интен сифицировать законотворчес кий процесс без нарушения Основного Закона. Таким образом', мы сверху реально бы начали восстанав ливать уважение к закону, и тогда со временем любые за конные меры по его защите будут восприниматься по-дру- Причем органы • уголовной юстиции не просят никаких чрезвычайных мер. Лучше но рмальная, но по какому-то ло гическому плану, законотвор-, ческая деятельность. Хорошо, что вдруг приняты основы судоустройства. Но так к нет основ уголовного зако нодательства, хотя и есть про ект. Отстает разработка основ уголовяого судопроизводства, и они уже вошли в противоре чие с новым законодательст вом о судоустройстве. Уголов но-исполнительное законода тельство лишь на начальной стадии подготовки. Хотя сле довало бы рассматривать все эти законопроекты в области материального и процессуаль ного права единовременно, в общем блЪке. И не затяги вать принятияэтих решений, которые имеют принципиаль ную значимость для эффектив ности правоохранительной си стемы правового государства. Необходимость совершенст вования уголовно-процессуаль ных норм видна хотя бы из такого примерз. • При острой Н€хват 1 <е опера- тив.но-следствеиного аппарата мы из-за приверженности ар хаичным понятиям н правилам страшно расточительны в от ношении живого интеллекту ального труда. Достаточно сказать, что до 6 тысяч работников ежеднев но заняты абсолютно пустой и никому не нужной работой, связанной с процессуальным оформлением отказов в воз буждении уголовных дел ’по признакам так называемой «ма- лознач1Итедьности». Необходимы законы о пра вах и обязанностях милиции, внутренних войск, адвокатуре, режиме особого положения, об усилении правовой защищенно сти работников правоохрани тельной системы. Учитывая развитие организО-' ванной преступности, целесо образно в уголовном’ законе предусмотреть нормы, которые позволяли бы привлекать к ответственности за создание и участие в организо'ванных пре. ступных ■формированиях. Рас смотреть меры защиты свиде телей и их близких. Это — ак туальный вопрос. Сейчас медленно, но все же с ускорением разворачивается процесс оснащения милиции современной оперативной, кри миналистической техникой. Од нако это может оказаться про сто пустой тратой валюты, ес ли наш законодатель будет продолжать упорствовать и не признавать в судах доказате льства, добытые при помощи технических средств, киноплен ки, видео- и магнитофонные записи. МВД СССР в качестве воочередкых предложило па кет соответствующих законо дательных актов, которые сог. ласовывались и обсуждались в Прокуратуре СССР и Мини стерстве юстиции СССР с при влечением ученых и практиче ских работников. К сожалению, наши предло женин долгое время не н ДИЛИ поддержки. Страннд! лучается картина. Технические средства для доказательства, которые применяют в США, Англии, Франции, Японии, Ита лии, Польше и т. д„ у нас применять нельзя.' Потому что они якобы не соответствуют принципам правового государ ства. Старый метод, основан ный на оперативно-розыскной работе, всеми силами развали вается. Оперативные работни ки, следователи, прокуроры и судьи ; всяческими способами дискредитируются со стороны дельцов организованной пре ступности. Остается один выход, бурно рекламируемый прессой, об ращаться к лихоимству абсо лютно беззаконных сыскных кооперативов. Кому это нужно? Не мили ции это нужно. Наши предло жения нужны людям. Мы учи тывали правоприменительную практику, объективные- трудно, оти, связанные с изобличением организаторов преступных фор мирований. учитывали новую строгую и правильную пози цию судов, а также опыт мно гих стран в борьбе с органи зованной преступностью. Сей час как будто бы вопрос на ходит. свое разрешение. На деюсь, что и впредь мы не будем сами создавать себе ис кусственные трудности на ра дость дельцам организованной преступности, и коррумпирован ным чиновникам. Нельзя же всерьез считать, что можно победить преступ ность постановкой милиционе ра на каждой квадратном ме тре, бесконечно увеличивая чис ленность милиции. Не грех прислущаться к мнению вид ных юристов западных стран, которые считают, что основной упор необходимо делать на оперативное и техническое проникновение в уголовную среду. И нам этого не избе- Второе. Вносится предложе ние образовать' при Комитете Верховного Совета по вопро сам законодательства, закон ности и правопорядка постоян но действующую экспертную комиссию из вйдны.х ученых и опытных практических работ ников правоохранительных, финансовых органов. Возложить на нее задачи эк спертизы проектов законода: тельных актов в сфере хозяй ственной деятельности,.кредит но-финансовой системы и внеш неэкономических отношений с позиций прогнозирования и предупреждения возможности их криминогенных последст- Труднее потом исправлять ошибки, если не будет такого прогноза. Об этом убедитель нее всего свидетельствует при мер кооперативного законода тельства. которое подвергает ся неоднократным корректи ровкам и все еще не определе. ны меры уголовной ответствен ности за его нарушения, Замена командно-распреде лительных рыночными отноше. ниями породит новые особен ности в движении товаров и денег, акций и ценных бумаг. Все больше говорится о то варной и фондовой бирже. И следовательно, надо предус мотреть, чтобы маклерство и ростовщичество, всякого рода рантье 'и биржевые спекуляции не уиреплял1ись в здоровой тка ни новых экономических от ношений. , Необходима всесто ронняя прогнозная и эксперт ная проработка • институтов гражданско-правовой и уго ловной ответственности. При совершенствовании хозяйствен, кого • права, наверное, есть смысл проанализировать за рубежные юридические нара ботки. , ■ Третье. С целью создания действенного механизма в бо рьбе с коррупцией и, прежде всего, на уровне высших эше лонов власти, в правоохрани тельных органах, министерст вах, ведомствах образовать специальную депутатскую ко. миссию по борьбе с коррупци ей, наделив ее' широкими пол номочиями, в том числе пра вом затребовать любые мате риалы о доходах любого лица, какой бы пост он ни занимал. Вы помните, когда 12 декаб ря обсуждалась повестка дня Съезда, Андрей Дмитриевич Сахаров совершенно обосно ванно связал вопрос борьбы с организованной преступностью ' с необходимостью проработки конкретных мер борьбы с кор- ■рупцией. Мне представляется, нельзя забывать это предложе- Четвертое. Необходимо про вести серьезные организацион ные и функциональные изме нения в построении всей сис темы МВД в масштабах Сою- С учетом главной принципи альной линии на повышение статуса и суверенитета союз ных республик, автономных ре спублик. их самостоятельности представляется целесообразным в отношениях между МВД СССР и МВД, УВД исполь зовать три типа подчиненности. Самым схематичным обра- 1. Местная милиция, опера тивно подчиняющаяся только МВД республики или УВД об ласти. Сюда входят службы охраны общественного поряд ка,- профилактики, дорожно патрульная, участковые инспе ктора. Все штатно-финансовые вопросы решаются на месте. 2. Центральная милиция, уп равление которой сохраняет принцип двойного подчинения. Сюда входят1 оперативно-розы скные службы. 3. Третий вид подразделе ний — совершенно новый, ко торый предстоит создать. Это специальные оперативнопрозыс- кные комплексные межведомст венные и межрегиональные под разделения по борьбе с орга низованной преступностью, на ркотиками, терроризмом и меж дународными связями преступ ников. Подчиняются — только центральной администрации. С учетом передачи прав в отношении формирования мес тной милиции республикам они должны нести полную ответст венность за порядок на своей- территории. Пока весь спрос с МВД СССР, Его центральный аппа рат 70—80 процентов времени занят не организацией борьбы с уголовной преступностью, а безуспешным урегулированием межнациональных конфликтов. С образованием МВД РСФСР — это очень важный полити ческий шаг—и'предлагаемой но вой структурой предоставляет ся возможность усилия аппара та МВД Союза сосредоточить на первостепенной и централь ной з а д а ч е ^ борьбе с органи зованной преступностью, круп ными' преступными организа циями и активной подготовке к реализации идеи общеевро пейского дома. Надо иметь в виду, что взрывной характер расширения международных связей, человеческих контак тов в самое ближайшее время поставит всю правоохраните льную систему страны в. сове ршенно . новое положение. Я уже не говорю с необхо димости интегрирования части нашей ■ оперативно-розыскной системы в Интерпол. Формаль. но это вопрос ближайшего бу дущего. По существу ^ необхо димо изучить и овладеть бога тыми и разнообразными инст рументами международного со трудничества в борьбе с пре ступностью и самим создать о себе добрую славу надежного паотяера. У себя в стране нам необхо. ДИМ четкий механизм контроля за доходами граждан, кото рый в условиях разЛития то варных отношений обеспечил бы надежный заслон сверхкру. пным доходам, тем более кон центрирующимся у дельцов те-. невой экономики и лидеров ор ганизованной преступности. По. этому МВД СССР поддержи вает предложение Министерст ва финансов о создании единой государственной налоговой слу-- жбы и реорганизации финансо вого контроля .в стране. Важ но также создать хозрасчет ную службу по проведению ре-, визий, эконом,ических,' техно логических и бухгалтерских ж- спертиз. Сегодня это камень преткновения, о который запи наются многие следственные действия. . Практика борьбы с органи зованной преступностью требу ет и серьезного научного обе спечения. МВД заинтересовано в реализации , предложения ряда ученых по переходу от коопераций различных . науч ных направлений к интеграции наук и исследований, созда ние самостоятельного направ ления «экономической крими нологии». Требует осознанного подхо да также необходимость созда ния условий и всестороннего влияния на оздоровление нра вственности. В этой связи осо бое значение приобретает по зиция средств массовой инфор мации, творческой интеллиге- Ответственная конструктив ная позиция журналиста, уче ного, писателя, артиста может' консолидировать здоровые си лы общества. А это сегодня задача номер один, МВД СССР будет и в дальнейшем в духе открытости и гласности сотру дничать со средствами массо. вой информации, с учреждения ми культуры в этом важней- Итак, организованная прес тупность на базе симбиоза криминогенного слоя тенеяой экономики и коррупции а стра не есть. Мало того, она в пе реходный период, в условиях . непропорционального развития растет и начинает представлять реальную опасность для обще ства и перестройки. Формы, методы и тактика бо. рьбы с ней системой правоох ранительный органов только на чинают отлаживаться. Меры принимаются, но необходима акхйврзация . этой работы, а также организация глубоких' научных исследований общест венно - экономических, социа льных и правовых аспектов этой проблемы. Сложность и многогранность борьбы с организованной пре ступностью очевидны. Они. вы ходят далеко за пределы ком. петенции не только Министер ства внутренних ' дел, но и всей правоохранительной сис темы. Эта проблема ббщегосу- да1рственная, требующая моби лизации всех здоровых сил 3 А К О Н Союза Советских Социалистических Республик Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам избирательной системы в целях дальнейшего со вершенствования избиратель ной системы Съезд народных депутатов СССР постановляет; внжти в Конституцию СССР следующие изменения и до полнения; ; ' , 1. В главе 12 «Система и принципы деятельности Со ветов народных депутатов»: статью 89 изложить в сле дующей редакции; «Статья 89. Советы народ ных депутатов — Съезд на родных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, Съез ды народных депутатов. Вер ховные Советы союзных и автономных республик. Сове-, ты народных депутатов ав тономных областей, автоном ных округов, краевые, област ные и других администрагав- но-территориальных единиц — составляют единую систему представительных органов го сударственной власти»; часть вторую статьи 90 из ложить в двух частях в сле дующей редакции: «Выборы народ тов СССР назначаются, позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномо чий Съезда народных депута тов СССР, Сроки и порядок назначения выборов народных депутатов союзных н автономных рес публик, местных Советов на родных депутатов определя ются законами союзных и ав тономных республик»; части вторую, третью и чет вертую статьи 91 изложить в следующей редакция; «Верховные Советы союзных и автономных республик из бираются непосредственно из бирателями, а в тех респуб ликах, -где предусматривается создание Съездов, — Съезда ми народных депутатов. В сб- ответствни с Конституцией СССР, конституциями союз ных и автономных республик формируются Президиумы Вер ховных Советов и местных Со ветов народных депутатов, из бираются председатели Сове- Советы народных деяутатов образуют комитеты, постояи'- ные комиссии, создают испсш- нительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы. Должностные лица, избира емые или назначаемые Совета ми народных депутатов, за исключением судей, не могут. занимать свои должности более двух сроков подряд». 2. В главе 13 «Избиратель ная система»: статью 95 изложит;, в следу ющей редакции; «Статья 95. Выборы народ ных депутатов проводятся п® одномандатным или многоман датным избирательным окру гам на основе всеобщего; равного и прямого избиратель ного права при тайном голосо вании. Часть народных депутатов союзных и автономных рес публик, если это предусмотре но конституциями республик, может избираться от общест венных, организаций»; части первую и вторую статьи 96 изложить в следующей ре дакции: / ' «Выборы народных' депутат тов от избирательных округов являются всеобщими — право избирать имеют граждане СССР, достигшие 18 лет. Народным депутатом СССР может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года»; часть пятую статьи 96 из-' дожить в следующей редак- «В выборах не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспосо бными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лише ния свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-про цессуальным законодательст вом, избрана мера пресечения — содержание под стражей»; статью 96 дополнить частью шестой следующего содержа- «Какое бы то ни было пря мое или косвенное ограннче-, ние избирательных прав граж дан СССР является недопусти мым и наказывается по зако- ^часть вторую статьи 97 и часть вторую статьи 98 исклю- лующей редакции: «Статья 100. Право выдви жения кандидато'в в народные депутаты по избирательным округам принадлежит трудо вым коллективам, обществен ным организациям, коллекти- вам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по мес ту жительства и военнослужа щих по воинским частям. Ор ганы й организации, имеющие , право выдвижения кандидатов в народные депутаты от обще ственных организаций, опреде ляются соответственно закона ми Союза ССР, союзных и автономных республик. Число кандидатов в народ ные депутаты не ограничива ется. Каждый участник пред выборного собрания может предлагать для обсуждения лю бые кандидатуры, в том числе В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов. Кандидаты в народные де путаты участвуют в избирате льной кампания на равных ос нованиях. С целью обеспечения рав ных условий для каждого кан дидата в народные депутаты расходы, связанные с подгото вкой и проведением выборов народных депутатов, произво дятся соответствующей изби рательной комиссией из еди ного фонда, создаваемого за счет государства, а также до бровольных взносов предпрня тий, общественных организа ций, граждажь.- части вторую и третью статьи 101 изложить в следу ющей редакции: «Проведение выборов обес печивают избирательные ко миссии, которые образуются из представителей, избранных со браниями (конференциями) трудовых коллективов, об- ■щественных организаций, кол лективов средних специальных и высших учебных заведений, собра'НИЯ1Ми избирателей по месту жительства и военнослу жащих по воинским частям. Гражданам СССР, трудовым коллективам, .общественным организациям, коллективам средних специальных и выс ших учебных заведений, во еннослужащим по воинским ча стям гарантируется возмож ность свободного и всесторон него обсуждетия политичес ких, деловых и личных ка честв кандидатов в народные депутаты, а также право аги тации за иля. против . канди дата на собраниях, в печати, по телевидению, радио». 3. В главе 17 «Высшие ор ганы государственной власти и управления союзной респуб лики»: . ' статью 137 изложить в сле дующей редакции; «Статья 137. Высшими ор ганами государственной власти союзных республик являются Верховные Советы союзных республик, а в тех союзных республиках, где предусматри вается создание Съездов, — . Съезды народных депутатов»; статью 138 изложить в сле дующей редакции: «Статья 138, Полномочия, структура и порядок деятель ности высших органов госу дарственной власти союзных республик определяются' кон ституциями и законами союз ных республик».;. часть вторую статьи 139 исключить. 4. Главу 18 изложить в сле дующей редакции: Глава 18. Высшие органы го сударственной власти и управ ления автономной республики. Статья 143, Высшими орга нами государственной власти автономных республик явля ются Верховные Советы авто номных республик, а в тех ав- тономяЫх республиках, где предусматривается создание' Съездов, — Съезды народных депутатов. Статья 144. Верховный Со вет автономной республики образует Совет Министров ав тономной республики — прави тельство автономной респуб лики — высший исполнитель- н|лй и распорядительный ор ган государственной власти автономной республики». 5. В главе 19 «Местные ор ганы государственной власти и управления» статью 145 изло жить в следующей редакции; «Статья 145. Органами го сударственной власти в авто номных областях, автономных округах, краях, областях, рай. онах, городах, районах в горо дах, поселках, сельских насе ленных пунктах и других ад министративно - территориаль ных единицах, образуемых в соответствии с законами со юзных и автономных респуб лик, являются соответствую щие Советы народных деп^а- Председатель Верховного Совета СССР М. ГОРБАЧЕВ, Москва, Кремль. 20 декабря 1989 г, Доклад А. Я. СУХАРЕВА (Продолжение. Начало на 1-й стр.) межнациональных конфликтов в других регионах, аварий е большим количеством челове ческих жертв в районах Уфы и Арзамаса. Но это не может быть пре- пятствием для активизации усилий прокуратуры в борьбе с преступностью. Хочу доложить вам, товари щи. что всего за первое полу годие прокуратурой закончено около 54 тыс. уголовных дел, из них 9,5 тыс. — о хищениях и взяточничестве и 14 тысяч об убийствах и изнасилованиях. Завершено расследование и направлено в суд дело в от ношении семи коррумпирован ных руководящих работников партийного и советского аппа рата Казахстана.’ Им вменяет ся получение взяток на 700 тысяч рублей. Бывший первый секретарь Чимкентского обкома Аскаров обвиняется в получения 250 тысяч рублей. У одного из об виняемых', секретаря райкома Беджанова, изъяты ценности на 1,6 миллиона рублей. В суд переданы и рассматриваются известные дела о взяточниче стве в отношении Усманходжа- ева, Камалова, Худайберге- нова и других высокорангиро- ванных должностных лиц Уз бекистана, всего 22 человека. Практически закончено дело о хищениях в особо крупных размерах и взяточничестве в Папском агрробъедшении, так называемое дело Адылова — сумма хищений и взяток около 2 миллионов рублей. Не мало дел расследует сейчас прокуратура о вооруженном бандитизме. Скажу, товарищи, о наших просчетах и, самое главное, в раскрытии преступлений. За 11 месяцев мы не сумели най ти, изобличить целую армию преступников, на совести кото- рых почти 780 тыс. различных преступлешй, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. И в их числе 2 тысячи убийств, 5 ты- к:яч разбойных нападений. И тысяч тяжких ^телесных пов реждений, 48 тысяч грабе'жей, более 550. тысяч краж. Стано вится, к великому сожалению, все меньше раскрытых дел о взятках. В 1987 году их было выявлено 7800, .в 1988 году— около 5000, за минувшее, по лугодие этого года — менее двух с половиной тысяч. Со- вершеино очевидно, что ни о каком наступлении на преступ ность, тем, более ее опасные формы, невозможно говорить, пока идет — и это объективно — отступление на решающем направлении — изобличении и наказании преступников. В об щем здесь встают крупные, сущностные проблемы кадро вой, организационно-техниче ской, методологической осна стки следствия, которые ны не решаются пока плохо, • о чем здесь говорил министр виутрекних дел. Но есть воп росы, которые зависят от слу жебной и процессуальной дне. циллины, от совести работни ков. Речь идет%^о многочислен ных случаях халатности в ре-, агировании на сигналы о пре ступлениях, сокрытия их от учета. Только за полугодие прокуроры выявили и поста вили на учет более 26 тысяч ранее не зарегистрированиых преступлений, вынесли почти 28 тысяч постановлений об' отме не незаконных постановлений о 'прекращении дел, 32 тысячи — о приостановлении, как неправильных. За первое полу, годие по постановления'М и представлениям прокуроров за нарушение законности на казано более 15^ тысяч работ ников органов внутренних дел в дисциплинарном порядке и более 200 привлечены к уголов ной ответственности. Тут я не могу полностью согласиться с В. В. Бакатииым в связи с тем, что' начинаются разночте- ния в понимании малозначи тельности преступлений, по- 'скольку мы иногда зашмаем- ся мелкими -вопросами, отвле каем ра1ботников от нужных дел. Нет. Вы знаете, и опыт показывает, и люди говорят об ослаблении дисциплины, И у нас сейчас главная опасность в том, что на многие сигналы нет реакции, по ним не при нимается должных мер. Надо сказать, и прокуроры, и след ственный аппарат -не—иокаЗыг- вают иногда примера органи зованности. Нередко допуска ются волокита и нерешитель ность в расследовании’ слож ных дел. особенно о взятках, проявляется либерализм к ре цидивистам. Убежден, что есть разум'ные резервы для, повы шения роли органов правосу дия в борьбе с организован ной преступностью. В этой связи, надо серьезно проанализировать данные о том, что за минувшее полуго дие лишь 44 процента осуж денных за получение взятки приговорены к лишению сво боды. Вот один пример. Ди ректор совхоза в Мары Турк менской ССР занимался взя точничество'м, расхитил 115 тьи. Получает 3 'года условно Думаю, что нам надо, товари щи, исправить во многом пра ктику применения дополни тельных мер наказания за ко рыстные преступления. Даже сейчас за получение ' вмтки ,:)[ишь пятая часть осужденных лишается права занимать оп ределенные должности. А за .дачу взятки .— 8 процентов, за спекуляцию — и того мень- Товарищи, в условиях пере мещения преступности в соци ально-экономическую сферу по-новому, видятся функции прокурорского надзора.. Мы видим задачу в том, чтобы с первых дней действия законо дательных актов, развиваю щих на новой основе хозяйст венные отношения, я имею в виду законы о собственности, аренде, о социалистическом предприятии, б финансовой ре. форме, органы прокуратуры ак тивно : способствовали стро жайшему их соблюдению. В этих целях пересматрявае'гся структура наших аппаратов, в Их штаты вводятся специали- с-Гы экономического профиля. Спасибо правительству, что оно пошло в этом плане навстречу прокуратуре. Выделены прио ритетные направления надзо ра; экономика, социальная сфера, широкий круг вопросов, прямо связанных с охраной прав и законных интересов гра ждан. Подготовлен новый за- К'онойроект о прокуратуре, Сформирована и осуществля ется программа действий по усилению борьбы с организо ванной .преступностью. Она доведена до республик, облае. тей. В центре и на, местах со зданы специальные следствен ные группы. .Установлены по стоянные контакты с соответ ствующими подразделениями МВД и КГБ СССР. В проку ратуре эту работу возглавляет заместитель Генерального про курора СССР. Предметом спе циального рассмотрения ' на коллегии прокуратуры 'были вопросы злоупотреблений и преступлений на транспорте, в нефтегазовом комплексе, в строительстве и в сфере внеш неэкономической деятельно сти. По ним приняты решения, расследуются уголовные дела. Но некоторые вопросы даже в нашем запущенном хозяйст ве выделяются из ряда при вычных. Как известно, для за купки за рубежом . продуктов питания, потребительских то варов, техники выделяются бо льшие валютные средства. Од нако, товарищи, порядка тут мало. Разбазариваются не восполнимое сырье и стратеги ческие ресурсы в обмен на потребителшкие товары. Рас хищаются валютные средства, порой за взятки заключаются . убыточные для государства до говоры. Только по официаль ным данным, в страну ежегод но завозится некачественных импортных товаров на 40 млн. рублей. Этого хлама скопилось до 1 млрд, рублей, словно мы сами не умеем производить Прокуратура внесла по этим безобразиям представление в Министерство внешних эконо мических связей, которое рас смотрело его на коллегии с на шим участием. Однако при раз растающемся количестве сов местных предприятий (а* их сей час более 1100), расширении,в целом внешнеэкономических связей нужно радикально ме нять их правовое регулирова ние и не допу<;кать, конечно, ослабления гбсударственного контроля. Конкретно мы пола гаем, что на смену ведомствен ным кормам должен прийти закон о внешней то:рговле и других внешнеэкономических связях.. Еще, товарищи, одно сооб ражение, Если теневая эконо мика и материальная база кор румпированы профессиональ ной уголовщиной, то ее ре зервом, питательной средой- являются социально запущен ные, криминогенные слои об щества. Только в прошлом го ду среди совершивших престу. пление около 180 тысяч человек нигде не работали и не учи лись. Около 40, процентов ра нее судимых вновь встали на преступный путь. Оии, как пра. ' вило, являются .организаторами преступных группировок, сами подчас идут в услужение ма- У нас ежегодно около 800— 900 тысяч человек освобожда ются от уголовной ответствен ности в связи с применением- мер общественного воздействия. Фактически, и об этом надо ется В1не всякого контроля. У нас образовался вакуум соци альной профилактики, И' нам нужна, ко1Неч.но, система со циальной адаптации таких лиц. Нужен закон о профилактике, в котором четко должны быть определены-роль и место в решении этих вопросов мест ных Советов, профсоюзов, тру довых коллективов, правоох ранительных органов и обще ственных формирований, Особенно, товарищи, это каса ется молодежи. Ведь у нас две трети всех преступлений фактически совершают моло дые люди. За прошлый год 200 тысяч преступлений совершили подростки. Требуется, на наш взгляд, реорганизация местных Советов, в органах внутрен них дел, 'комиссиях и инспек циях по делам несовершенно летних, потому что их деяте льность носит подчас формаль ный характер. Их в районном звене насчитывается, разных органов, которые . занимаются профилактикой, до 60. И, в то же время более половины правонарушений остается вне поля ареиия этих органов. Мы вновь ставим вопрос о законодательном решении про блем о трудоустройстве . несо- верщеннолетних, от которых сейчас и:збавляются ' хозяйст венники. (Окончание на 4-й сэр.) В партийных организациях ОТЧИТЫВАЕТСЯ ПАРТКОМ На повестку дня очеред ного пленума ХГравобере- жного райкома КП1ОС от чет парткома завода «Сво бодный сокол» -о работе по сплочению трудящ-ихся и общественных органи заций на решение задач перестройки был вьшесен не случайно. Флагман ин дустрии района, еще не давно один из лидеров об ластного соревнования, в последнее время заметно сдал позиции. Металлур ги задолжали потребите лям сотни тонн чугуна тысячи отопительных при боров. Анализируя причи ны столь плачевного поло женил дел, секретарь парт кома завода В. И. Стебе нев в своем докладе от метил, что коммунисты цехов и отделов, их выбо рные органы до сих пор не овладели новыми по литическими методами руководства., На предприятия не из житы случаи грубого на-' рушения дисциплины, пьянства. С начала года в медвытрезвителе побьша- ли более 1Э0 сокольцев, из-за прогулов потеряно 172 человеко-дня. Не редкость, когда рабочие уходят домой раньше вре мени, опаздьшают к нача лу смены, а руководители среднего звена смотрят на все это сквозь пальцы. По дчас мастера, начальники участков в открытую гово рят: коль они будут тре бовать неукоснительного соблюдения подчиненны ми внутреннего распо рядка, их больше не вы- Много делает партком по совершенствованию ра боты с людьми. В прак тику вошли отчеты ком мунистов. За девять меся-, цев отчитались ’7в пар тийцев, из них 32 руко водителя различных под разделений. Под контролем находятся проблемы, под нятые тружениками заво да, жителями поселка. Т1роизошли заметные сдви ги к лучшему во Дворце культуры завода, спорт клубе «Сокол;^ Увеличи вается производство мя са в подсобном хозяйстве й реализация его в за^ водских магазинах. Рабо чие полност’ ю обеспече ны посадочными места ми в столовых. В цехах действуют сбмь прачеч ных, две парикмахерских, пункт бытового обслужи вания, в некоторых есть даже теплицы. За послед ние три года жилищные условия улучшили ■ 246 семей. Все это, отмечалось на пленуме, пришло не само собой. В работе парткома появилось больше кон- , кретности, творческого подхода, Расширяется и углубляется процесс де мократизации внутрипар тийной и общественной ши- В то же время, как уже отмечалось, медленно ос ваиваются новые, отвеча ющие требованиям вре мени, подходы в полити ческой, организационной ' и идеологической деяте льности. Часть членов партии утратила интерес к партийным делам. Ху же ТОГО; имеют место слу чаи, так сказать, самоис- ключения из КПСС. По старым схемам зачастую проводятся собрания, зна чительная часть коммуни-, стой на них отмалчивает ся. Слабо ощущается вли яние парткома в йиэовых звеньях. Работа здесь не всегда сочетается с ук реплением дисциплины, организованности, , пресе чением безответственности я иждивенчества. В принятом пленумом постановлении партком, цеховые партийные ор ганизации обязаны углу бить перестройку своей деятельности, перенести центр тяжести ее в поли тическую и социальную сферы, сосредоточив не- посредственйо в трудовых коллективах цехов, участ ков, смен, бригад, и тем самым способствовать лик видации допущенного от ставания, вьшолнению пла нов и обязательств, сдаче в эксплуатацию комплек са труболитейного це.ха .№ 1А: Г. МИХАЙЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz