Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Л Е НИН С К О Е ЗНАМЯ 24 декабря 1989 г., № 294 (18 591) Д о к л а д В. В. Б А К А Т ИНА ( Продолжение. Начало на 1-й стр.). нова. Любое преступление, ко торое совершается в стране, вйолне укладывается в соста вы действующего Уголовного кодекса. А там понятия диспо зиции «организованная пре ступность» — нет. А раз нет понятия, нет и явления. Не случайно поэтому сплошь и рядом под организованной преступностью понимается групповая престу..шрсть. Ведется статистика, доволь но скрупулезно. И каждая гр5^ппа подростков, опустошив шая какой-нибудь сад, под нимает нам статистику такой, с позволения сказать, «орга низованной» преступности. К сожалению, другой ста- . тистики пока нет. Но ответить на вопросы — что же такое организованная преступность и есть ли она у нас, —навер ное, следует. Руководство МВД СССР не может согласиться и с такой точкой зрения, авторы которой ‘ изображают в журналах орга- . низованную преступность в ви де пирамиды, на' вершине ко торой расположен некий центр, «папа коаа-ностра», правящий всей организованной преступ ностью страны. Нет и не мо жет быть такого единого цен тра. И не дело разбирать та кие. примитивные схемы. Все значительно сложнее. В отличие от этих авторов МВД не рассматривает орга низованную преступность в отрыве от вульгарной уголов ной преступности. Организо ванная преступность — зако номерный этап ее развития. Это — естественно образую щаяся в преступной среде система связей, ведущая к концентрации и .монополизации отдельных видов преступной деятельности. Ни в коей мере не претендуя на юридическую точность формул.чровок, ис ключительно с ТОЧКИ' зрения сущностных оценок считаю, что организованную преступ ность можно рассматривать как сложную систему с раз личными разнохарактерными связями между группами, осу ществляющими преступную деятельность в виде промысла и Стремящимися обеспечить свою безопасность с помощью подкупа, коррупции. Во всяком случае, очевид но, что в нашем обществе па разитируют преступные струк туры, фундаментом которых является финансовый потенци ал теневой экономики, а кры шей — коррумпированные сот рудники, прежде всего право охранительной системы, а так же пейрожденцы из партий ного, советского, государствен ного аппарата. Отсюда — исключительная общественная опасность орга низованной преступности. Пита тельной средой организованной преступности является теневая экономика. развившаяся ^ в стране на основе бесхозяйст- веиности, крупных хищений и - спекуляции. В своем докладе Н. И. Рыж ков, говоря о теневой экономи ке, справедливо отметил, что наша правоохранительная си стема не готова к борьбе с Это действительно так. Тене- вая экономи1ка сопровождает официальную экономику лю бой страны. Есть дефицит на «белом»' рынке — этот товар будет на «черном». По оценкам зарубежных специалистов, СССР входит в число двадцати стран мира с наиболее развитой теневой эко номикой. Особенности ее в Со юзе определяются админист ративно-командным методом ведения народного хозяйства, многочисленными дефицитами на рынке товаров и услуг, жестким фондовым ’ распреде лением ресурсов. Примерно в тридцати стра нах мира ведутся системати ческие исследования теневой экономики, причин и тенден ций ее развития, разработаны методы ее количественного измерения. К сожалению, ■исследования теневой экономики в СССР правительственными органа ми и экономическими ведомст вами йе заказывались и в на учных учреждениях страны фактически не организованы. Проводимые поисковые ис следования в инициативном по рядке отдельными авторами не , имеют статуса работ, прошед ших строгую научную экспер тизу и гостдарственную реги страцию. Поэтому имеющиеся в настоящее время измерения теневой экономики в СССР но сят сугубо оценочный характер (другого, правда, здесь и быть не может) и выражают лич ную точку зрения авторов. Наиболее достоверной циф рой общего объема теневой экономики большинство уче ных считает 70—90- млрд, руб лей. Прогнозируется рост в ближайшие годы до 100—130 Суммарный оборот теневой экономики включает в себя приписки и получение незара ботанной зарплаты и премий, прямые хищения денежных сумм, выручку, от реализации продукции теневого . производ ства из похищенного сырья и материалов, бестоварные опе рации, спекуляцию главным образом импортными и контра бандными товарами, наркобиз нес, теневой рынок платных услуг. С 1986 года органами БХСС выявлено более одного милли она преступлений в сфере эко номики, в том числе 40 тысяч хищений в крупных и особо кратных размерах. 2§ тысяч фактов взяточничества, около 170 тысяч случаев спекуля ции. В должностных и .хозяй- Причем надо признать, что эта статистика и правоохрани тельная практика не отража ют реальных криминогенных процессов в экономике. Сле дует учитывать, прежде всего, высокую латентность (скрыт ность) таких правонарушений. В сфере экономики не выяв ляется до 70 процентов пре ступлений, в том числе до 95 процентов взяточничества и хищений. Работа по предупреждению и выявлению экономической преступности со стороны хо зяйственных, контрольно-ре визионных, финансовых, право охранительных органов оста ется малоэффективной. Аппа раты БХСС, особенно послед нее время, в условиях возрос ших тр.ебований к полноте и всесторонности доказательств, . не сумели проявить достаточ ного профессионализма, не ов- .ладели . экономико-правовыми средствами, и методами про- , филактической работы в усло виях начинающейся экономи ческой реформы. А именно с началом хозяй ственной реформы резко акти визируется корыстная престу пность. Появляются новые во зможности и, прежде всего, ле гализации теневых капиталов, перспективы их вложения в ра сширение как подпольного, так и легального производства. Сейчас идут бурные •дебаты о собственности. Весь спор во круг главного вопроса; допус кать или нет частную собствен ность' на средства производст- Некоторые предлагают допу скать, ' исходя из предпосылки, уже звучавшей с этой трибу ны, что целесообразно все, что позволит накормить человека, и сделать его жизнь духовно богатой. Возможно. Но надо ответить на другие вопросы, У кого на руках так называемый пер'во- начальный_ капитал? Есть ли такие граждане СССР, кото рые уже сейчас готовы приоб рести средства производства и нанять рабочую силу? А глав ное, кто они? ,Не воспользуют- ' ся ли этой возможностью ма хровые жулики? Вопросы не риторические. К 1985 году в сравнении с 1971 только выявленные хище ния в крупных и особо круп ных размерах в стране увели чились в 5 раз, а на 4 процен та расхитителей приходилось 62 процента всей сум мы похищенного. От дельные лица стали обла дателями весьма значительных материальных ценностей, добы тых незаконным путем. Один из депутатов, выступая, выра. зил пожелание, чтобы министр внутр-енних дел в своем докла де назвал конкретных лиц из числа подпольных миллионе^ ров. К сожалению, я не могу этого сделать. Вы понимаете, что виновных в преступлениях определяет суд. Но я могу только доложить, что органами юстиции с 1985 года предано суду 629 обвиня емых в хищениях и взяточни честве по делам с суммой уще рба более 1 млн. рублей. В том числе у 63 из обвиняемых изымалось реальных ценнос тей На сумму более одного миллиона. По оценкам ученых-экономи- стов, миллионные состояния, приобретенные незаконным пу тем, имеет в стране гораздо большее число граждан. Я не привожу эти цифры, потому что их достоверность невоз можно проверить; Р1о в не ме- ньшей степени беспечно не принимать их к размышлению. Может быть, воспитанные на глубоких традициях предпри нимательской этики энергич ные. инициативные частники и смогут накормить человека. Но у нас нет такой этики ча стного предпринимательства, , есть мораль жуликов теневой экономики, и прежде, чем пред, лагать решения фундаменталь ных вопросов, надо подумать и о криминогенных последстви ях. По крайней мере подумать, как обезопасить общество от новоявленных нуворишей. Ко нечно, этот вопрос — и к МВД Наиболее пораженными кор рупцией и злоупотреблениями оказались торговля, сфера об служивания, система заготовок, мясная, рыбная промышлен ность, переработка хлопка, пре дприятия автосервиса, общест венного питания, спортивного и культурно-зрелищного, напра влений и др. В последние годы организованная преступность распространила свое влияние на «традиционные зоныУ—про ституцию, наркобизнес, азарт ные игры. Сейчас становится возмодс ным добывать «бешеные день ги» различными формами пос редничества и оборотом безна личных средств в наличные, на личных в ценные бумаги и ва люту. Пути махинаций разли чны. Аппаратами БХСС недав но пресечена попытка московс ких кооперативов «Тезей» и «Волга» получить по безнали чному расчету в Сбербанках ря да центральных областей сер тификаты на сумму более 23 млн. рублей с тем, чтобы пре вратить их затем в наличные деньги. Участились случаи коррупции в банковской системе. Так, ко оперативу «Теллур», не имев шему никакой базы для пере работки вторсырья, под эту де ятельность без всякой провер ки был выделен кредит на сумму 188 млн. рублей. За выдачу наличные работники банка получали взятки на сум му 160 тьк. рублей. Следств1ие еще не завершено. А вот упра вляющий армянским республи канским Сбер’банком Абовян, который создал разветвленную систему взяток и поборов за предоставление ссуд и креди тов, уже' осужден к девяти го дам лишения .свободы. С учетом реализации'полити ки «открытых дверей» одно из самых перспективных нап равлений организованной прес тупности — установление кон тактов с преступниками за ру бежом, интерес к зарубежным фирмам, проникновению орга низованных преступных сооб ществ в совместные предпри ятия. Здесь нам надо быть осо бенно внимательными, чтобы не поставить под удар иностран ных партнеров. Я не говорю здесь и Об обратной задаче— защите от международной ма- Сейчас почему-то стало ве- , сьма непопулярным, особенно в среле законодателей и жур. налистов, нелестно отзываться о кооперации. Я сразу заяв ляю, что правоохранительные органы тоже считают цивили зованную кооперацию благом, и большим благом. Но нельзя не видеть побочных кримино генных последствий принятого в 1988 г. Закона о кооперации. Фактиче!ская бесконтроль ность кооперативов создала, идеальные возможности дёль-' цам теневой экономики для ле гализации награбленных ранее соеД|Ств и их приумножения. В прошлом году в кооперати вной сфере вскрыто 1,5 тыс. правонарушений. За девять ме сяцев текущего года их число составило' почти 6 тысяч, про должает резко увеличиваться. Но и эта цифра далёка от ре альной картины. Председатель , кооператива «Норек» в Армении совершил хищение на 700 тысяч рублей. Около полумиллиона рублей. похитил руководитель коопера тива «Россия» чв Татарской АССР. И этот перечень мож но продолжать. Пользуясь затянувшимся не совершенством УК, в соответст вии с которым субъектами спе куляции, могут быть признаны только граждане, и, безуслов но, не юридические лица, зна чительная часть кооператоров устремилась в сферы деятель ности, где можно, не произво дя товаров и не приращивая объемы урлуг, извлекать мак- симальныё доходы. Занялись скупкой и перепродажей, соз давая искусственный дефицит, вздувая цены. Верховный Со вет СССР недавно прикрыл эту лазейку, ограничив торго во-закупочный грабеж населе- Вместе с тем и сами коопе раторы все чаще сталкивают ся с вымогателями разных ма стей, как со стороны должно стных лиц, которые берут взя тки за предоставление поме щения или отпуск сырья, так и тех, которые используют пря мое насилие или шантаж. Об этом же заявил руководитель правления Московского союза кооператоров А. А. Федоров в журнале «Огонек». Он подсчи тал, что представители коопе- ративоэ Москвы на , «подкуп разного рода людей» затрати ли 31 млн. рублей. Соответст вует ли эта сумма истине — трудно сказать. Тем более, что тов. Федоров не назвал хо. тя бы некоторых лиц, кому давались взятки. Мы все-таки рассчитываем на сотрудничество кооперато ров как в искоренении корру пции в советских, хозяйствен ных органах, так и в борьбе с «рэкетом». В интересах са мих настоящих ■честных коопе раторов и в интересах потре бителей, всех советских людей — пресечь проникновение ор ганизованной преступности и ее контроль над коо1перативной деятельностью,. Процесс развития организо ванной преступности у нас в, стране пока не достиг зрелых форм. Однако это не дает по вода для беспечности или рас- слаблэния. Недооценка этого явления и фактическое отсутствие скоор- динироваиной целенаправленной борьбы с ним могут быстро ус- транить этот «недостаток». Происходит дальнейшее укре пление преступных сообществ,^ расширяется сфера их деяте льности. Недавно в московском регионе было выявлено 6 орга низованных преступных групп общей численностью свыше тысячи человек. Они распреде лили сферы влияния,- контро лируют кооперативы, рынки, группы спекулянтов, валютчи ков и проституток, занимаются мошенническими сделками при продаже автомобилей, разбоя ми, вымогательством, квартир ными кражами. Ряд членов групп состоит в кооперативах, скупает и перепродает компь ютеры, проводит различные бе стоварные операции. В настоящее время ГУВД-Мо- сгорисполкома * заканчивает расследование уголовного де ла в отношении одной из пре ступных групп. В ее составе председатели ряда посредниче ских кооперативов, научные со трудники, специалисты из ря да НИИ и директор одного на учного центра. Эти лица с целью хищения государственных средств, ис пользуя подложные докумен ты, получили в одном из отде лений- Жилсоцбанка кредит в размере 32 млн. рублей. Ста ло очень легко получать в бан ке кредиты, Затем перевели дены-и на счета различных ко оперативов, с которых на мо мент ареста успели получить наличными 7 млн, ЙО тысяч рублей. У участников преступной группы изъято 1 млн. 300 ты сяч наличных денег, около 300 тысяч валюты, ювелирных из делий и техники на сумму около 2,5 млн. рублей, а все го на 4,5 млн. рублей. Группа имела огнестрельное, в ' том числе автоматическое оружие. Для обеспечение личной бе зопасности, охраны' крупных сумм при перевозке они наня ли сотрудников милиции, кото рым выплачивали большие де- Организбванные сообщества действуют практически во всех регионах страны. В Средней Азии у каждой второй группы были выявлены коррумпиро ванные связи. На Дальнем Во стоке зафиксированы нелега льные операции организован ных преступных групп с пуш ниной, в Астрахани — с ик- Всего в стране в' текущем году разоблачено 1600 престу пных групп. Это на 600 боль ше, чем за 1988 год. Но это лишь видимая часть айсберга организованной преступности, менее квалифицированный ее слой. Пока, образно выражаясь, грибы срезаются, а грибница ост(1ется. ' Подобное мнение достаточно широко распространено среди населения. На вопрос, что боль ше всего мешает перестройке экономики, 42 процента опро шенных ответили: сопротивле ние бк)рократии, а 24 процен та связали ответ с деятель ностью организованной престу пности и дельцов теневой эко номики. ( Надо иметь в виду, что- с учетом- активной политизации общества не может не полити зироваться и преступный мир. При определенной степени ор ганизации, обладая реальными ^суреами, он в состоянии спо собствовать дестабилизации как экономики, так и. полити ческой системы, национально- ■государственного устройства. Не могут его не интересовать и выборы в органы власти. Следует предполагать возмо жное негативное развитие тен денций, связанных с причаст ностью организованных престу пных кланов к провоцированию и участию в обострении меж национальных отношений. Уже выявлены отдельные факты фи нансирования дельцами тене вой экономики экстремистских : националистических насиль- 'ствевных действий. Используются различные за камуфлированные способы — от выплаты -зарплаты, коман дировочных «мертвым душам» — до пожертвований. В горо- , дах Маргйлане и Коканде по громщикам доставлялась вод ка, выдавались наркотики, де- Случаи материальной поддер-' жки экстремизма отмечались и в Ёаку, и при нелегальной пе- ревозке из Армении в ИКАО боеприпасов. Опаснейшими проявлениями, организованной преступности являются -терроризм, та» назы ваемые «заказные убийства» должностных лиц и граждан, занимающих активную жизнен ную позицию в борьбе с кор рупцией. Убийства по указанным мо тивам раскрыты в ряде регио- , нов страны. Так, в Чарджоу (Туркмения) бывший -полков ник милиции нанял убийц ин структора обкома КПСС X. Д. •Розыбаеэой. . В Баку за вознаграждение в сумме Й тысяч рублей убит директор объединения «Бак- пиво» Ширалиев. Усиливается, стремление пре-., стуиных сообщеетв к повыше нию мобильности, технической оснащенности и - вооруженнос ти. Уже сейчас оружие и тех нические средства изымаются у большинства разоблаченных преступных групп. В Москве в текущем году зафиксировано 13 случаев перестрелок толь ко между самими преступни ками на почве борьбы за сфе ры влияния. В полтора раза возросло ко личество хищений боеприпасов и оружия. За 1! месяцев заре гистрирован 821 случай, причем 174 из них пока не раскрыты. Особенно неблагополучно по ложение в учебных заведениях, МВД, ДОСААФ, а также в Вооруженных Силах. (Должен огово1риться, что все воинские преступления входят в юрис дикцию военной прокуратуры); На сегодня в розыске нахо дится около 9.000 единиц на резного оружия, в том числе 732 автомата й 180 пулемете®. Министерствам и ведомст вам, включая МВД СССР, предстоит обеспечить в целом в стране гораздо более стро гий порядок учета и сохран ности оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. . Завершая информационную часть доклада, необходимо ска зать, что эффективно бороться с преступностью мешают уста ревшие нормы действующего законодательства, колебания правоприменительной практики. Практически бездействует норма законодательехва, преду сматривающая ответственность за бандитизм. В стране на се годняшний день возбуждено только 6 таких дел. Между тем,, только на Украине за 9 месяцев этого года было разо блачено 245 преступных групп, совершивших около 2 Тысяч пре ступлений. в том числе 20 убийств, более 300 разбоев, грабежей и вымогательств. Изъято 337 единиц оружия. При наличии явной устойчивости и доказанной вооруженности— ни одна из таких групп не бы ла привлечена за баидитизм. В этом также сказывается и несовершенство разграничения подследственности, и перестра ховка, и робость правоохраии- тельных органов в применении всей строгости норм закона. Может быть, нам следует за думаться над справедливостью такого, высказывания: быть бла .. грдушным по отношению к пре ступнику — значит поступать жестоко в отношении честных людей. Неоправданный либерализм при избрании мер пресечения привел к тому, что в результа те число скрывшихся от следствия и суда достигло ПО тысяч и сегодня в розыске все еще находится 33 тыс. лиц. Конечно, определенные изме нения происходят. сяцев число задержанных уве дичилось на 41 процент,. арес тованных — на 37 процентов Но все же далеко не единич ны факты, когда к лицам, ршившим тяжкие преступления отношение более — —- льиое. Негативными факторами, как сдерживающими борьбу с ор ганизованной преступностью, так и прежде всего стимули рующими. саму преступность, являются деформации в нрав ственной сфере, падение дисци плины, правовой нигилизм, а также активно насаждаемая последнее время идеология обо. гашения, вещизма, восхищения «деловыми» людьми и унижа ющего сочувствия к обычной трудовой жизни, которую ина че как «нищенская» стало на зывать немодно. Следует от метить, что каждый третий член коллектива, где соверша; лись крупные хищения, отно сился к этому безразлично. За последние годы (1980—87 гг.) число руководителей, участво- в>вших в экономических- прм;- , туплениях, увеличилось почти в '3 раза, сч'етно-бухгалтерскях работников — в 2 раза, членов КПСС, изобличенных во взято чничестве, — на 75 процентов, комсомольцев, совершивших спекуляцию, в 4 раза. В целом виден серьезный спад в активности системы Со циальной профилактики право нарушений. При полном непро тивлении общественных орга- пизаций, свертывается работа дружин ПО' охране обшествен- . ного порядка- (количество дру жинников сократилось на 2.2 млн., или на 16 процентов). Снижается активность товари- щеских судов, общественных пунктов охраны порядка. Появилась даже своеобразная теория, оправдывающая . эту пассивность: нам, мол, дилета нтизм не нужен. Не мешайте каждому заниматься своим де лом. А если у вас не хватает милиции, мы готовы вам пла тить зарплату. ■Мы убеждены, что ничто и никто, никакие профессионалы не в состоянии заменить неза менимую роль общественности — неформалов, воинов-афган- цев, пенсионеров, профсоюзов, обществ милосердия, комсомо ла. Без содействия и поддерж ки общественности мы не сра ботаем. Сейчас обстановка улу- Все это было уже отмечено депутатами и на первом Съез де, который счел необходимым решительно укрепить правопо рядок в стране, гарантировать безопасность граждан, усилить борьбу с коррупцией, организо- ваяной преступностью, хищени ями и взяточничеством; устра няя их причины. Вот это очень важно — устраняя их причины. Совету Министров СССР по ручено разработать программу по борьбе с преступностью, принять меры по’повышению и укреплению материально-техни ческой оснащенности судов, ор ганов прокуратуры, следствия, милиции, по улучшению- уело ВИЙ жизни их работников. Прошло шесть месяцев, и се годня, докладывая об усиле нии борьбы с организованной преступностью, нельзя не зать, что уже сделано по ■полнению установок первого Съезда народных депутатов Тем более, как вы помните депутат И. Сорокин , предло жил заслушать не. доклад отчет министра внутренних д< Я согласен с такой постанс кой вопроса. Но прошу согласиться и с тем, что сейчас в стране нет объективных условий, исходя из которых можно было бы реально рассчитывать именно на устранение причин, порождаю щих преступность. Наоборот, идя к многоукладной экономи ке, к рынку, к дифференциации доходов и т. п., мы не долж ны предаваться иллюзии, что на этом сложном переходном этапе причины преступности ис чезают, а наша отставшая в развитии правоохранительная система за 6 месяцев обретет такую мощь, что будет в сос тоянии остановить объективно неизбежный рост преступности. Простых и дешевых решений здесь нет и не может быть. Организованная преступность, равно как и преступность в целом, — проблема сложная. Процесс концептуальной пе рестройки нашей огромной си стемы — она достаточно вели ка и инерционна — в полной мере находится во взаимосвя зи, тесно переплетается и с экономической реформой и с наполнением новым содержа нием нашей федерации, с поли тическими преобразованиями, с новой международной полити- Не учитывая все эти факто ры, невозможно построить эф фективные правовые структу ры, законодательную основу для успешного противодейст вия организованной преступно- Здесь мы пока отстаем. Как это ни горько говорить, счи таю, что милиция работает. выбиваясь Из сил, но работает неэффективно. Несовременно работает.,Причем главная сла бость не в рядовом и младшем командном составе, а в упра влении. В его совершенство1ва- нии коллегия МВД видит одну из основных задач. Наиболее неудовлетворитель. но мы оцениваем свою работу в сфере' организация борьбы именно с организованной пре-/ ступностью. Буквально до по следнего времени ,прка времен ный комитет под председатель ством А. И. Лукьянова не за слушал отчета по этому вопро су, у нас не было даже един ства в определении понятия организованной преступности. Сейчас разнобой преодолен. Однако создание новых орга низационных форм -0гз запол нения их надежными кадрами, без обеспечения надежной за щиты от предательства и кор рупции пока не дает той отда чи, на которую мы в будущем рассчитываем. Надо сказать, что в системе МВД была резко ослаблена рабо'га по выявлению и иско ренению коррупции сотрудни ков милиции. В текущем го ду совмёстио с КГБ и проку ратурой за 11 месяцев, разоб лачено азя’гочников — сотру дников МВД на 21 процент больше, чем в прошлом году. О масштабах предательства в нашей системе можете соста- Ш1ть себе представление хотя бы по одному такому примеру. В сентябре текущего года при обыске в гараже и на кварти ре* следователя 'Атбасарского райотдела внутренних дел Це линоградской области, аресто-- ванного за дорожно-транспорт- ■ное происшествие, случайно об наружено 114 припрятанных уголовных дел за период с 1970 по 1986 год. Немедленной ■инвентаризацией в этой облас ти была выявлена недостача еще 123 уголовных дм . Проверка в целом по Каза хской СОР выявила отсутствие свыше 5 тысяч уголовных дел. Вопрос был рассмотрен на коллегии МВД СССР. Ряд ру ководящих работников из ор ганов МВД республики уволен. Ведется следс|'вие. Сейчас во всех МВД, УВД страны проводится всеобщая ревизия наличия уголовных дел, организации их учета . и Порядок и порядочность в милиции первое условие успе шной борьбы с п"реступностью, а тем более организованной, Порядок в милиции .будет. При активной поддержке пра вительства, заинтересованном участии депутатов в конкрети зации работы временных коми тетов по борьбе с преступ ностью в ряде республик и об ластей сейчас мндгое делается коллективами предприятий, уч-' реждений, колхозов по . оказа нию реальной материальной и финансовой помощи правоохра нительным органам. Мы благодарны за внимание и помощь, которую по собст венной инициативе предложи ли нам ряд институтов Акаде мии наук, ГКНТ, объединения ВПК. промышленные министе рства. Внимание, поддержка милиции заметно возросли. И мы обязаны и будем дорожить МВД Союза в республиках и областях с наиболее сложной оперативной обстановкой- соз даны временные межрегиона льные подразделения уголовно- ' го розыска, специальные бри гады, по раскрытию наиболее опасных преступлений, получи, вших широкий общественный резонанс. В большинстве МВД, УВД созданы . специализ:Ирова,нные подразделения, которые зани маются выявлением и разобла чением опасных преступных со обществ. . Для расследования такой ка тегорий дел в Главном следст венном управлении образовано специальное подразделение. 1700 следователей занялись этой работой. Министерству выделены сре- детва на увеличение в 1990 го ду еще на 5 тысяч человек шта тной численности следователей. Осуществляются меры их мате риального стимулирования. Об становка здесь после долгого ра.зброда нормализуется. При увеличении штатной численнос ти следователей их некомплект в июле—ноябре сократился на 34 процента. Это хороший си мптом. Поднят^ должностной статус начальников следствен ных управлений, отделов, отде лений. Расширяется учебная ба за следствия. Предусмотрено создание второй высшей след ственной школы в Драсноярс ке, института повышения лификации' работников 1 цин и следствия в Калинине С органами прокуратуры ра: работаны формы и методы с( вместной деятельности в ходе расследования , преступлений, совершенных членами преступ ных сообществ, улучшения на дзора за соблюдением социа- листичеокой законности. Мы намерены значительно больше опираться на огром ный потенциал обновляющих ся органов народного контро ля, сотрудничая с ними. На основе подписанного сов местного с председателем КГБ СССР приказа определена стра- ■тегия и тактика оперативно- розыскных мер по борьбе с организованной преступно стью, имеющей межрегаональ- ные связи и выходы за ру беж, порядок взаимодействия специальных подразделений МВД СССР с органами КГБ как в центре, так и на местах. Отработаны н реализуются со вместные планы оперативно- розыскных мероприятий по наиболее опасным преступным группам. Созданы и -функцио нируют координационные со веты КГБ — МВД. Это со вершенно новое и характерное явление. Налаживается соот ветствующий обмен информа цией. Подразделения КГБ все более предметно ориентируют ся на оказание содействия и помощи органам внутренних дел и прокуратуры. Можно привести уже неко торые примеры совместной ра боты. Так, 23 июля с. г. ди ректор Череповецкого метал лургического комбината полу ,чил письмо, в котором содер жалось требование выплатить 60 тысяч рублей «в обмен на свою жизнь и безопасность ра бочих одного из цехов, кото рый в случае отказа будет взорван». Об этом уже сооб щалось в средствах массовой информации. В результате сов местно проведенной КГБ и МВД опетации преступник за держан. Подобные дела будут и впредь достоянием широкой гласности. ' - , 12 сентября управлением -КГБ по Кемеровской области совмйстно с УВД этого облис полкома арестована опасная преступная группа, совершив шая ряд , дерзких преступле ний на .территории области, изъяты оружие, боеприпасы, поддельные паспорта и доку менты. Особая роль принадлеж.ит взаимодействию ,в борьбе с коррупцией. Именно объеди ненные совместные усилия'по- . зволилн в Москве, Туле, Ка линине и других го,родах ра зоблачить преступные группы, имевшие коррумпированные Связи в правоохранительных органах. Но, как уже говори лось, это только начало. Во исполнение постановления Верховного Совета СССР об организации работы по, выпол нению поручений Съезда про водится и фундаментальная ра бота, на перспективу. По поручению Совмина СССР МВД, Минюст, Сове ты Министров союзных рес публик осуществляют разра ботку общесоюзной программы по борьбе с преступностью. В основу ее положена тео.рети- ческая модель,' разработанная в Институте государства и пра ва Академии наук СССР. Нельзя не со'гласитъся е ее авторами, которые справедли во считают, что в нашем об ществе сложилось такое по ложение, когда чуть ли не единственным средством борь бы с преступностью является уголовное преследование лиц, совершивших ' престу'пление. Предупреждение преступле ний, устранение причин пре ступности с 1961 года провоз- , глащается главным иаправле- ннем, но остается не более чем лозунгом. Органы уголовной .юстиции лишь констатируют ту часть преступности, кото рую захотели зарегистриро вать, и в действительности бо рются не с преступностью, а с ее последствиями. Программа, имеющая в ос нове комплексный подход воз действия именно на причины, вызывающие преступность, зат рагивающая широкий спектр проблем — от экономики до воспитания, от к'ультуры до религии, рассматривающая их в перспективе, призвана устра нить эти недостатки,. На ее разработку .потребу ется немало сил и времени. Но первый этап этой работы за вершен — подготовлен и нап равлен на раосмотревие .Со вета Министров СССР согла сованный с Совминами союз ных республик проект перво очередных мер .борьбы с пре ступностью на 19Й—91 годы. Этот проект предусматри- ва,ет серьезное техническое перевооружение правоохрани тельных органов. В течение двух лет предполагается вы делить органам внутренних дел более 40 тыс. автомобилей (ранее получали по 5 тыс. в год), в том числе с повышен ными ■динам'ическим'и харак теристиками. Обеспечить над лежащую связь, начать ком- . пьютеризацию банков данных и учетов. Закончить разработ ку и внедрить в практику но вые средства и методы кри миналистической идентифи кации, защиты личного соста ва и активной обороны. Программа также предус матривает полную инвентари зацию оружия в стране,- соз дание новых систем _^охраны объектов, квартир и имущест ва граждан, экстренного . вы зова милиции, В соответствии с постанов лением Верховного Совета СССР от 4 августа правитель ство, Госплан и Госснаб Сою-' за почти на 100 млн. рублей выделили дополнительную тех нику уже в текущем году. Государственный бюджет на 1990 год по МВД СССР ут вержден с ростом против это го года на 13,6 процента и составит 6,4 млрд, рублей. Однако нельзя не отметить, что расходы на милицию нз республиканского . и местного бюджетов, которые составля ют немалую ’ часть расходов, предусмотрено увеличить все го на 1,9 процента. Видимо, это не та пропорция. Можно сколько угодно говорить об усилении борьбы, но без уве личения ресурсов слова оста нутся словами. Предусмотрено повышение зарплаты с 1 января 1990 го да рядовым ' милицио нерам, работникам орга нов прокуратуры и судов, оперативно - 'следственным ра ботникам МВД СССР. В то же время для повышения оплаты труда -Ьстальным категориям сотрудников МВД, которое, мы надеемся, прав-ительство' смо жет начать со второго полугодия 1990 г., потребует ся дополнительно из ' союзного бюджета около 700 млн. руб- В ходе подготовки доклада родилось предложение, кото рое, может быть, следовало бы обсудить. Это предложение отраслевых министерств. До- , полнительно в 1990 г„ если будет согласие коллективов, направить на развитие уго ловной юстиции до 5 процен тов . от .остатков неиспользо ванных промышленными пред приятиями фондов развития и экономического. стимулирова- Можно говорить о многочис ленных других мерах, однако в целом можно . констатаро-' ''вать, что пока н-гт перелома в самой главной пропорции. Рост остатка нераскрытых и нерасследоваиных преступле ний ' продолжает , опережать рост преступности. То есть кри минальный. -кризис не преодо лен. Но вместе с тем. нельзя не сказать, что эти и другие меры на основе более интен сивной и самоотверженной ра боты кадров МВД, следствия,, прокуратуры, нагрузка на ко торые при прежней численно сти резко возросла, позвол'или раскрыть по сравнению с про шлым годом в, целом на 14 процентов, преступлений боль ше, а тяжких преступлений бо льше на 26 процентов. Для дальнейшей активизации борьбы с преступностью в ка честве тактической первооче- редно'й меры необходимо про должить укрепление всей си стемы уголовной юстиции. Нужны дополнительные ' си лы и ресурсы. И хотя этот во прос и вынесен. на рассмотре ние Съезда, ответственность за проработку этих мер и их про ведение в'жизнь лежит на ор ганах исполнительной власти и уголовной юстиции, но никак не Съезда. Тем не менее поз: вольте. коснуться некоторых вопросов, решение которых за. висит от законодательных ор- . Первое. Как представляет- ся ,, надо начинать возвращать .уважение к закону, Все мы являемся свидетеля ми того, что союзное, но пре- . жде всего р'еспубликанское з а - . К’0|Нотв'орчество и политическая практика стали опережать кон ституционный процесс, вошли в противоречие с Основным За коном. Как, бы не нравилась ’ нам наша Конституция, нару шать ее в правовом государ стве можно только одним спо собом: вносить в нее изменения в соответствии с принятой про цедурой. В противном случае решат ся основы всей, правоохрани тельной системы. И это уже сказалось на авторитете за- ко!на, на эффективности право- црименнтельиой практики, ста вит порой в двусмысленное, в безв'ыходное положение орга ны уголовной юстиции. Если законодатель позволяет , себе нарушать Основной 'Закон, мо жет ли он надеяться, что гра жданами будут соблюдаться за коны менее' в'ысокого порядка? Эти надежды иллюзорны. Тем более, что, осуждая прошлый произвол и беззако ние, ведя разговоры о правах личности, правовом государст ве, морали и гуманизме, мы как-то случайно, незаметно, исподволь, так исказили об щественное соэнание, что мно гие перепутали демокра'тию со ,вседо.зволенностью, и требова- V ' ния дисциплины, требования законности, правопорядка и любое законное применение. . властями силы не приемлют. Мало того, преподносят как конец демшратип, отход от , перебтройки, «два шага на- - Не случайно нарастает дав ление в разл!ичяых формах на законодательные и правоохра- нителыныё органы, причем не только моральное. Командированные ^т МВД СССР следователи и оператив ные работники все чаще вы нуждены проводшъ следствен ные действия только в сопро вождении нарядов внутренних войск. Так было в Фергане, в Абхазии, в Нагорном Караба- Уоиливается давление на ор. Ганы прокуратуры, на суд. Все больше отмечается акций воз бужденной толпы, требующей освобождения задержанных, обвиняемых, подсудимых. Та кие' факты имелись и в Мол давии, и в Грузии, во Львове.. Проводятся шумные инспи рированные кампании с требо ваниями немедленно освобо дить того или иного осужден ного или подследственного. Ес ли мы не доверяем милиции. , суду, прокуратуре надо их менять. .Но не вмешиваться в их работу, которой сегодня никто не позавидует. В уело- ' ВИЯХ 'откровенного давления проходили сессии Верховных Советов в некоторых республи ках. Но самое недопустимое, что то тут, то там- и законо датели, и правоохранительные органы отступают перед про изволом. ■Попустительство н постепен. ное ра'сши'рение безнаказанного беззакония' может подойти к такому рубежу, за которым полная потеря управляемости. Надо остановиться. Кто не уважает закон, 'тот должен быть вынужден уважать си лу. Но прежде всего нужны политические шаги. Они — в яиквидацин отставания между провозглашеины-ми ' партией, (Окончание на 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz