Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

23 декабря 1989 г., №293 (18 590)' Л Е Н И Н С К О Е 8 Н А М Я Д о к л а д Д. А. КЕРИМОВА (Окончание. Начало на 1-й стр.). Должен в этой связи з а ­ метить, что отмеченное зна­ чительное сужение, полномо­ чий комитета в отношении правовых актов союзных ре­ спублик отдельными народ­ ными депутатами (в том чи­ сле и отдельньши членами нашей комиссии) представля­ ется недостаточным. Исходя из теоретической предпосыл­ ки о целесообразности пере­ хода от федерации к конфе­ дерации в юсударственном устройстве Советского Сою­ за, они выдвигают особое мнение, согласно которому общесоюзному комитету не <' должны быть поднадзорны никакие акты союзных рес­ публик. Комиссия с этим мнением не согласилась не только потому, что ни в од­ ной стране мира с федера­ тивным государственным уст­ ройством нет подобной без­ надзорности, но также и по­ тому, что исходила из фак­ та существования в нашей стране социалистической фе­ дерации. Тем не менее, ува­ жая мнение меньшинства на­ шей комиссии,. я прошу пред­ седательствующего на Съез- .де после доклада предоста­ вить слово в первую очередь представителю этого мень­ шинства. В действующей Конститу­ ции СССР закреплено, что ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти под­ лежит обеспечение единства законодательного регулиро­ вания на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ОСР и союзных республик, контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспе­ чение соответствия консти­ туций союзных республик Конституции ОССР, что з а ­ коны СССР имеют одинако­ вую силу на территории всех союзных республик и в слу­ чае расхождения закона со­ юзной республики с общесо- юзным законом действует -■ закон СССР (ст. 73 и 74 Конституции ССОР). В пол-, ном соответствии с .этими конституционными установ­ лениями сформулированы и ' соответствующие положения проекта. Закона о конститу­ ционном-надзоре. Если и до­ пустить, что , в новой союз­ ной конституции будут из­ менены эти не-только юри- ' дические, но и в первую оче­ редь политические принци­ пы социалистического феде­ рализма, то вслед за этим по- ■ следует соответствующая шрректировка и Закона о конституционном надзоре. Поэтому критика нашего за­ конопроекта в этом направ-^ лении не имеет под собой оснований или, по крайней мере, преждевременна. -В новой редакции статьи 125 Конституции существен­ но расширяется также круг органов, организаций и лиц, по инициативе которых ко­ митет выносит свои заклю­ чения относительно ' актов других государственных ор­ ганов и; общественных орга­ низаций. Это по существу все те, кто обладает соглас­ но статье 114 Конституции СССР правом законодатель­ ной инициативы на Съезде и Верховном Совете СССР. Правом постановки вопросов перед комитетом наделяется, в частности, часть народных депутатов или часть членов ,Верховного Совета СССР (не- менее одной пя­ той), что является ре­ альной гарантией прав меньшинства -•в представите* льном органе, дает' дополни­ тельные возможности для проверки конституционности' соответствующих актов. Э-го, на наш' взгля)^ один из эле­ ментов дальнейшей демок­ ратизации государственной структуры. Что же касается собствен­ ной инициативы комитета, то- она ограничивается провер­ кой конституционности ак­ тов лишь высших органов го­ сударственной власти и уп­ равления СССР, других ор­ ганов, образуемых или из­ бираемых Съездом народных, депутатов и Верховным Со­ ветом. СССР. Это позволит обеспечить более целенап­ равленную организацию ра­ боты комитета. Заметим, что и здесь, т. е. по собственной инициативе, комитет не мо­ жет выносить заключения о соо-гветствии Конституции СССР и общесоюзным зако­ нам конституций союзных республик. В процессе обсуждения за- конопроекта • выдвигалась мысль о нецелесообразности рассмотрения комитетом кон­ ституционности каких бы то ни было актов по собствен­ ной инициативе. .Аргументи­ ровалась эта мысль тем, что в противном случае сущест­ венно возрастает объем ра- бот'ы комитета, возникает во­ зможность давления на него со стороны различных поли­ тических сил, значительно повышается, ответственность комитета за состояние за­ конности в стране. Эти опа­ сения не лишены рациональ­ ных оснований, и, тем не ме­ нее, ими придется пренеб­ речь по той простой причине, что учреждается, повторяю, не конституционный суд, а конституционный надзор. По­ этому нельзя ограничивать деятельность комитета лишь случаями обращения к не­ му заинтересованных сто-, рон. Тогда надзор со сторо­ ны самого гюмитета факти­ чески будет отсутствовать. Статья 125 Конституции в новой редакции дополнена также положением- о . том, что заключение комитета мо- , жет быть отклонено лишь ■ решением Съезда, принятым двумя третями голосов от общего числа народных де­ путатов, что вытекает из статьи 174 Основного Зако­ на страны, устанавливающей именно такое большинство при изменении конституци­ онных норм. Отмеченные и некоторые другие положения новой ре­ дакции статьи 125 Конститу­ ции нашли отражение, раз­ витие и конкретизацию в проекте Закона о конститу­ ционном надзоре в СССР, к - которому теперь, позвольте не,посредственно обратиться. [Его можно разбить на две )зсновные части. Первая — посвящена общим принципам конституционного надзора в ООСР. Здесь прежде всего отмечается, что конституци­ онный надзор в нашей стра­ не учрежден в целях обеспе­ чения соответствия Консти­ туции СССР, конституциям союзных И' автономных рес­ публик актов государствен­ ных органов и общественных организаций, охраны демок­ ратических основ советского общества, прав народов СССР, прав и свобод личиот Далее определяются орга­ ны конституционного над­ зора. Применительно к Со­ ветскому Союзу в целом та­ ким органом является Коми­ тет конституционного над­ зора СССР. Что же касаете ся наименования аналогич­ ных республиканских ор­ ганов, то они определяются самими союзными и автономг ными республиками. При этом предполагается само­ стоятельность органов кон­ ституционного надзора со­ юзных и автономных респуб­ лик, они независимы и их деятельность не подконтроль­ на Комитету конституционно­ го надзора СССР. Сформулированы также ос­ новные принципы деДтельно- сти органов конституционно­ го надзора, а также отмече­ но законодательство о. кон- ституционнрм надзоре. Вторая, значительно боль­ шая часть законопроекта це­ ликом посвящена Комитету конституционного надзора ООСР. Его члены избирают­ ся Съездом народных депу­ татов из числа специалистов в области политики и права в составе председателя, за­ местителя председателя и 21 члена комитета, в том числе по одному из каждой союз­ ной республики. Само собой разумеется, что члены ко^ митета из союзных республик представляются Председате­ лем Верховного Совета СССР, по согласованию с сам1ими союзными республиками. Та­ кова наша традиция. Следует заметить, что фор- м1ирование состава комитета путем выборов является на­ иболее демократичным.. Как известно,’ в капиталистичес­ ких странах члены соответ-. ствующих органов обычно не избираются, а Назначаются. ' Так, в Авцгрии федеральный президент назначает. всех членов конституционного су­ да по предложению федера­ льного правительства, наци­ онального совета и федера­ льного. совета. Члены консти­ туционного суда Италии наз­ начаются высшими магист­ ратурами общих и админист­ ративных судов, 'Парламен­ том и президентом респуб­ лики (по пять членов каж­ дый). Члены французского крнституционного совета на­ значаются президентом рес­ публики и председателями палат -парламента (по три члена каждый). Кроме того, в его состав пожизненно вхо­ дят все бьщшие президенты Франции, Iкоторые, однако, насколько: мне известно, обы­ чно не учаетвуьрт в его ра- Е связи с избранием чле­ нов Комитета конституцион­ ного надзора ОССР необходи­ мо отметить три важных мо­ мента. Во-пб’рвых, члены комите­ та —- не представители ■со­ юзных республик, а избира­ ются из числа лиц, прожи­ вающих в соответствующих республиках. Тем самым ох- ватьшаются все союзные ре­ спублики и вместе с тем обе- спечивается ‘ независимость членов комитета от тех или иных регионов страны. Во-вторых, срок полномо­ чий членов комитета устано­ влен в десять лет. Однако в целях обеспечения непреры­ вности и преемственности в деятельности комитета пред­ лагается установить обновля- емость его состава наполо­ вину каждые пять лет. Это будет достигнуто тем, что срок полномочий одиннадца­ ти членов только первого состава комитета, определя­ емых по жребию, истекает через пять лет. При после­ дующих выборах каждый член комитета будет избиратьбя сроком на десять лет. Такой порядок широко применяется -в мировой практике. Он вво- •дится и у нас, но не в самом законопроекте, а в постанов­ лении Съезда народных де­ путатов о порядке введения в действие Закона о консти­ туционном .надзоре в СОС1Р. |В-третьих, из двадцати трех членов комитета пятнадцать, т. е. не простое, а квалифи­ цированное большинство из союзных республик. Уже эта количественная сторона де­ ла исключает • возможность ущемления суверенных прав- союзных республик. Что же касается других восьми членов комитета, то они отнюдь не «представите­ ли центра», как кому-то мо­ жет показаться, а специали­ сты различных сфер полити­ ки и отраслей права, без ко­ торых подготовить компе­ тентные. профессиональ­ но обоснованные заключения комитета будет чрезвычайно трудно. . в этой связи не следует, на мой взгляд, соглашаться с настойчивыми требования­ ми отдельных народных де­ путатов относительно аль­ тернативности при выборах, членов комитета. Внешне эго требование выглядит весьма, демократичным, но едва ли ^ полезным для работы само­ го комитета. И вот почему. Прежде всего это противоре­ чит требованию конституци­ онного правила, которое бы­ ло принято всего-навсего год и двадцать дней тому назад. Согласно этому правилу. Председатель Верховного Совета ООСР предлагает кандидатов в члены комите-. та; если Съезд не проголосу­ ет за предложенную канди­ датуру, то Председатель Вер­ ховного Совета выдвигает другую кандидатуру. Но де­ ло не только Б этом, а так­ же и в том, что при альтер­ нативных выборах может оказаться. Что кто-то из кан­ дидатов из одной и ,даже не­ скольких республик не будет избран и тогда равенств^ рес­ публик будет нарушено. Ана- ' логичная ■ситуация - может сложиться и при выборах специалистов; вместо того чтобы избрать представителей, различных сфер политики, и отраслей права, мы получим в составе комютета лиц од­ ной и той же специальности, что отрицательно окажется на компетентности и всесто­ ронней обоснованности вы­ носимых им заключений. Тан не лучше ли в данном случае действовать нам в со­ ответствии ‘с .Конституцией, с изменениями, которые в нее внесены в 1988 году? В занонопроедт введена но­ вая норма; Председатель Верховного Совета приводит к присяге лиц, избранных в Комитет •конституционного надзора. Текст присяга мо­ жет быть включен в законо­ проект и иметь примерно, сле­ дующее содержание;' «Тор­ жественно клянусь добросо­ вестно Бьтолнять возложен­ ные на меня обязанности члена Комитета конституци­ онного надзора ООСР, под­ чиняться при этом всем по­ ложениям Конституции ООСР и ничему кроме них». -Этот ритуал повьппает авторитет и ответственность членов ко­ митета. Отдельные народные депутаты предлагают приво­ дить к присяге членов ко­ митета перед Съездом на­ родных депутатов. Вероятно, это было бы целесообразно, но не займет ли такая про­ цедура много времени . у Съезда, и без того перегру­ женного • работой?' Может быть имеет смысл приносить присягу перед Президиумом Верховного Совета ССОР? Предусматривается далее, что полномочия лица, ’избранно­ го в комитет, могут быть досрочно прекращены по его просьбе об отставке; по со­ стоянию здоровья, препятст­ вующему вьшолнению им своих обязанностей; в случае нарушения присяги^ в связи' с вступившим в отношении него в законную, силу обви­ нительным приговором суда. В этих случаях на оставший­ ся срок полномочий допол­ нительно избирается другое лицо, но обязательно из той = республики, из которой был избран выбьшший член ко­ митета. При определении круга пра­ вовых актов, поднадзорных комитету, возник вопрос о его отграничении от общенадзор­ ных функций прокуратуры. Этот вопрос подробно обсуж­ дался с руководством и сот­ рудниками прокуратуры с теМ', чтобы исключить не­ нужный параллелизм в ра­ боте. В настоящее время про­ куратура перестраивает свою работу и. в частности, в на­ правлении повышения эф­ фективности общего надзо­ ра, который в соответствии с. конституционным законо­ дательством распространя­ ется лишь на акты органов государственного управления, за исключением актов Со­ вета Министров. -Не вправе прокуратдоа осуществлять надзор также за актами выс­ ших и местных органов го­ сударственной власти. Зги, если можно так выра­ зиться, «пробелы» в общем надзоре прокуратуры теперь восполняются Комитетом кон­ ституционного надзора, ко­ торому, в свою очередь, не поднадзорны те акты, конт­ роль за йакояностью кото­ рых осуществляет прокура­ тура. С таким именно раз-, граничением компетенции ме­ жду этими органами мы на­ шли полное согласие с про­ куратурой, ‘ В свете сказанного мнение о том, что комитету должны быть поднадзорны только за­ коны ОССР и коллизии ме­ жду общесоюзным и респуб­ ликанским законодательст- В01М, неприемлемо по той про­ стой причине, что тогда во­ обще за пределами надзора окажутся, например, акты общественных организаций, в том числе, и партийных, решения местных Советов на­ родных депутатов, постанов­ ления Совета Министров ООСР; чаще всего, как сви­ детельствует практика, на­ рушающие или произвольно искажающие Конституцию и ------- СССР В екте указано также, чт-о над­ зорные функции комитета не распространяются на кон­ кретные решения судов и других органов, поскольку эту функцию осуществляет система судебных и иных правоохранительных органов. Обращаю ваш,е внимание еще на один чрезвычайно важный момент. В законо­ проекте выделена специаль­ ная статья о рассмотрении комитетом разногласий меж­ ду Союзом ССР и республи­ ками, между союзньюи рес- пуб.ликами. .между союзны­ ми республиками .и национа­ льно-государственными, на- ционально-территориал ь н ы- ми образованиями по пово­ ду конституционности ак­ тов, принятых их органами государственной власти и уп­ равления. Регламентируется порядок рассмотрения такого рода споров, приближаясь к характеру деятельности кон­ ституционного суда. ■Думается мне, однако, что эта статья ' законоххроекта до- ■лжна быть уточнена. Ра^ссмот- рение споров меящу союзны­ ми республиками и входящи- -ми в них национально-госу­ дарственными и : националь­ но-территориальными обра­ зованиями целесообразно от­ нести к ведению органов кон­ ституционного надзора союз­ ных респ5^лик , и лишь в по­ рядке нонсультадай' они мв- - гут обратиться в Комитет конституционного надзора В связи с данной статьей законопроекта следует за­ метить, что . комитет, разре­ шая указанные споры, мо­ жет определить лишь, юри-. дическую, но отнюдь не по­ литическую -сторону вопроса. Поэтому мы полагаем. что при разработке новой' Кон-, ституции СССР необходимо будет определить^ тщательно и корректно отрегулировать' механизм рассмотрения от­ меченных разногласий, ни в коем случае же нарушая при­ нципы Советской Федерации., И еще одно .соображение в СВЯ31 с этой же статьей, У мноК'Х наших оппонентов сложилось одностороннее впе­ чатление, будто, вся целенап-' равленность законопроекта в охране лишь интересов Сою­ за и есть какое-то ущемление интересов республик. Отсю­ да и негативное отношение к . законопроекту со стороны от­ дельных товарищей. Но если внимательно вчитаться в его текст, то нетрудно- обнару­ жить ошибочность такого представления. ‘Конечно же, законопроект защищает ин-, тересы федерации в целом, но он нацелен и на справед­ ливое разрешение возможных споров между Союзом ССР и союзными республиками, которые отнюдь не обязате­ льно должны решаться лишь в пользу так называемого центра. Конституционный на­ дзор, будучи независимьш, призван осуществлять ар­ битраж между Союзом СОР и союзными республиками, должен защищать лишь тех, кто действует на основе сво­ их конституционных прав. Характерной особенностью законопроекта является еще и другой его демократичес­ кий принцип. В отличие' от аналогичных' органов капи­ талистических стран, реше­ ния которых обычно отменя­ ют антиконституционные ак­ ты, заключение Комитета. конституционного надзора СССР не только не отменя­ ет, но и не приостанавлива­ ет, как я уже отметил, .дей­ ствие не соответствующих Конституции ООСР консти­ туций союзных республик, а также законов СССР и иных актов, принятых Съездом на­ родных депутатов СССР. Дей­ ствие всех других актов, под­ надзорных комитету, приос­ танавливается в случаях их несоответствия Конституции и законам ООСР до устра­ нения указанного в заключе­ нии несоответствия. Орган, издавший акт, обязан в трех­ месячный срок устранить несоответствие акта или его отдельных положений Коть ституции СССР или общесо­ юзному закону. То есть, в . течение этого срока, если' Не­ соответствие чне будет устра­ нено, комитет входит с пред- , ставлением соответственно на Съезд народных депута­ тов, в Верховный Совет' или Совет Министров ОС'СР об отмене не соответствующих Конституции или "закону СССР акта подотчетного им органа или должностного ли­ ца. В случае отклонения за­ ключения комитета Верхов- иьш Советом вопрос рассмат­ ривается Съездом, решение которого является окончатель­ ным, Если предложение об отклонении заключения ко­ митета не получит на Съезде необходимого числа годооов (две трети голосов от общего числа народных де­ путатов), акт или его отдель­ ные положения, не соответ­ ствующие Конституции ' или Закону СССР, утрачивают силу. За исключением, как уже говорилось, конституций союзных республик, Законопроектом подробно регламентируется поряд'бк внесения, подготовки н рас­ смотрения вопросов в коми­ тете. Зафиксирован также статус лиц, избранных в ко­ митет, гарантии их независи­ мости и неприкосновенности. В связи с этим отдельные народные депутаты полага­ ют, что члены комитета дол­ жны подчиняться не Консти­ туции ССОР; а Съезду на­ родных депутатов СССР. Но тогда принцип разделения власти окажется под уда­ ром. .Члены комитета неза­ висимы ни от каких органов власти, они должны подчи­ няться только и "исключите­ льно Конституции СССР и только при этих условиях смогут успешно осуществлять свои функции. Если же они будут подчиняться какому- либо, хотя бы даже высше­ му. органу власти, то - тогда фактический надзор усколь­ знет от комитета в руки это­ го властного, органа. ....... В заключении законопро­ екта сформулированы шло- жения о регламенте и сек­ ретариате комитета, других вопросах организации и дея­ тельности комитета. ■Мне остается лишь доба­ вить, что новая редакция статьи ■125 Конституции ООСР и законопроект о конституционном надзоре в ОССР подробно обсуждачтись 10 ноября сего года на засе- ■дании Президиума . Верхов­ ного Совета: СССР, жо-горый в целом их одобрил и поста­ новил вьтести на рассмотре­ ние второго Съезда народных депутатов. . г В последний момент от ■ряда народных депутатов мы получили в письменном ви­ де отдельные замечания по законопроекту. Можете быть уверены, что эти замечания, равно как и все замечания, которые прочзвучат при об­ суждении законопроекта, будут тщательно изучены и ’ учтены- при окончательной доработке законопроекта, ибо только коллективными 'уси­ лиями мы слюжем создать столь важный и сложный конституционный акт Принятие Закона о кон- родных депутатов, несомнен­ но, сьирает огромную роль в формировании социалнстя- ческого правового государ­ ства, совершенствовании сск ветского законодательства, ■укреплении режима закошго- сти и правопорядка в стра­ не; Тем самым будут созда'- ны благоприятные предпо­ сылки для ускорения процес­ са ■ перестройки и обновле­ ния нашего общества на под- линно социалистических на­ чалах. Поэтому после обсуаь дения и с учетом. обсужде- ■ ния призываю вас принять данный закон. Постановление Съезда народных депутатов Союзй Советских Социалистических Республик о МЕРХА по ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЭКОНОМИКИ, ЗТАЛАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ И ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ ТРИНАДЦАТОГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА Съезд народных депутатов , СССР, рассмотрев предложе- ^ ния Совета Министров СССР и и обсудив доклад Председате­ ля Совета" Министров СССР Н, И. Рыжкова о мерах по оз­ доровлению экономики, этапах экономической реформы и при­ нципиальных подходах к раз­ работке тринадцатого пятиле­ тнего плана, отмечает, что со­ временное состояние экономи­ ки является сложным. Разба­ лансирован потребительский рынок, ухудшились состояние денежного обращения и фина­ нсов, Валютное положение страны. Необоснованно растут цены на многие виды продук­ ции и услуг. Экономика пока остается мадовосприимчивой к научно-техническому прогрес­ су. Особую озабоченность вы­ зывает медленный рост эффе­ ктивности производства. Все это обусловлено недсютаточной гибкостью государственного регулирования в сферах наро­ дного хозяйства в период пере- ' хода на экономические методы управления, некомплексностью и непоследовательностью в проведении экономической ре­ формы, внедрении хозрасчета, снижением ответственности и дисциплины во многих отрас­ лях и регионах. ' Народному хозяйству нанесены серьезные потери из-за забас^вок и меж­ национальных конфликтов. Съезд видит выход из соз­ давшегося положения в ради­ кальной перестройке, углубле­ нии и ускорении экономической реформы. Съезд народных депутатов СССР поддерживает предло­ женные в программе правите­ льства СССР меры по оздо­ ровлению экономики, поэтап­ ное проведение экономической реформы и принципиальные подходы к разработке трина­ дцатого пятилетнего плана. Съезд поручает Совету Ми­ нистров СССР: Глубоко изучить и при око­ нчательной доработке програм­ мы максимально учесть пред­ ложения, замечания, высказан­ ные народными депутатами на втором Съезде народных депу­ татов СССР, о результатах до­ ложить Верховному Совету Осуществить основные меры по финансовому оздоровлению, стабилизации денежного обра­ щения и наполнению внутрен­ него потребительского рынка в течение 1990—1992 годов. В антиинфляционных целях по­ высить роль банковского кре­ дита, заинтересованность пре­ дприятий в эффективном испо­ льзовании заемных средств. Осуществить переход к эконо­ мическим методам регулирова­ ния денежного оборота, более гибко подходить к предостав- ленйю кредита, форми|)Ованию банковских резервов, покупке и продаже ценных бумаг, ор­ ганизации сберегательного и страхового дела. Принять не­ обходимые меры по прекраще­ нию необоснованного перелива денег из сферы безналичного в наличный оборот; Приступить к последователь­ ному созданию государствен­ ных союзного и республиканс­ ких страховых фондов для обеспечения устойчивости фун­ кционирования экономики в случаях стихийных бедствий, аварий и катастроф; Разработать меры экономи­ ческого регулирования и сти- мулироваийя п|)инятия Госу­ дарственных заказов, увеличе­ ния производства товаров на­ родного потребления, оказания платных услуг населению; Обеспечить реализацию кон­ кретных мер ПО' ограничению инвестиционного спроса. Уско­ рить разработку и принятие целевых программ по укреп­ лению материально-технической базы строительства, наращива­ нию мощностей промышленнос­ ти строительных материалов, удовлетворяющих потребности народного хозяйства и насе- Реализовать необходимые ме­ ры по повышению эффективно­ сти внешней торговли при опе­ режающем росте экспорта, осо­ бенно прод^'кции обра­ батывающих отраслей. На­ чиная с 1991 ' года осу­ ществить поэтапный пере­ вод внешнеэкономических свя­ зей с социалистическими стра­ нами на условия мировых цен и расчетов в свободно конвер­ тируемой валюте. В 1990 го­ ду разработать программу пе­ рехода к конвертируемости руб­ ля. Активизировать работу по развитию прямых внешнеэконо­ мических связей предприятий, организаций, регионов на при­ нципах валютной, самоокупае­ мости. Съезд обращает внимание Совета Министров СССР на необходимость усиления на ос­ нове экономических и правовых методов социальной защиты населения, особенно малообес­ печенных его слоев, многодет­ ных семей, инвалидов, пенсио­ неров и студентов, повышения действенности государственно­ го контроля за стабильностью цен на важнейшие продоволь­ ственные товары, одежду и обувь для детей и лиц пожи­ лого возраста. Разработать и принять в 1990 году систему индексации доходов населения в связи с ростом , стоимости жизни. Съезд народных депутатов СССР считает необходимым ускорить проведение радика­ льной экономической реформы, хозяйственных преобразований, процесс формирования социа­ листического рынка. Верховному Совету СССР в первом полугодии 1990 года рассмотреть вынесенные на всенародное обсуждение про­ екты законов о собст­ венности в СССР, о мест­ ном хозяйстве и местном самоуправлении и основ зако­ нодательства Союза ССР и со­ юзных республик' о земле, а также подготовленные законо. проекты О единой налоговой системе СССР, о социалистиче­ ском предприятии и об общих началах руководства экономи­ кой и социальной сферой в союзных и автономных респуб- Съезд народных депутатов СССР поручает Совету Мини­ стров СССР: Разработать и представить в 1990 году для рассмотрения в Верховном Совете СССР про­ екты законов о государствен­ ном банке СССР, банковской системе, инвестиционной дея­ тельности, о занятости насе­ ления и другие законодатель­ ные акты, связанные с осуще­ ствлением экономической ре­ формы, ускорением научно-те­ хнического прогресса; Принять необходимые реше­ ния, обеспечивающие своевре­ менную реализацию вводимых в действие законов, включая основы законодательства об аренде; Использовать переходный не. риод 1990—1992 годов для от­ работки экономических мето­ дов управления народным хо­ зяйством; Завершить в первой полови­ не 1990 года создание налого­ вой инспекции; Обеспечить строгое соблюде-, ние принципов хозяйственного расчета, исключающих перера­ спределение- на безвозмездной основе средств, заработанных трудовыми коллективами, кро­ ме платежей, установленных законами; Завершить в первом полуго­ дии 1990 года подготовительную работу по пересмотру оптовых и закупочных цен и ввести их в действие с начала 1991 го- Последовательно увеличи­ вать долю продукции, реали­ зуемой предприятиями . сверх государственного заказа по свободным или регулируемым ценам, при условии Обеспече­ ния роста объема производст-. ва. Принять необходимые ме­ ры по развитию производствен­ ной и рыночной инфраструкту­ ры ,превратить товарные аук­ ционы и периодические ярмар­ ки в постоянно действующие товарные биржи; Разработать и осуществить антимонопольную программу, подготовить и внести в Верхо­ вный Совет СССР проекты за­ конодательных актов о конку­ ренции, акционерных общест­ вах, развитии мелких и сред­ них предприятий, инженерных и внедренческих центров, ди­ версификации производства, об активизации внешнеэкоцомичес- Принять меры по дальнейше­ му совершенствованию систе­ мы оплаты труда, создать на­ дежный механизм, обеспечива­ ющий срответствие получаемых доходов результатам труда. Внести предложения в Верхов­ ный Совет СССР по приведе­ нию основ законодательства о труде в соответствие с новыми принципами хозяйствования; Подготовить и реализовать программы молодежи и подго­ товки кадров для работы в новых условиях хозяйствова- Осуществить необходимое изменение структуры управле­ ния народным хозяйством, по­ следовательную передачу зна­ чительной части координирую­ щих функций государственных органов предприятиям, их доб. ровольным ассоциациям и хоз­ расчетным посредническим фирмам. Нацелить деятельность органов государственного уп­ равления на "^проведение ' эф­ фективной экономической поли­ тики, реализацию общесоюзных научно - .технических программ, размещение государственных заказов и регулирование рын- Осуществить комплекс мер по переходу республик и реги-. онов на самофинансирование и самоуправление с 1991 года. Разработать механизм взаимо­ отношений союзных республик и регионов на общесоюзном ' Съезд народных депутатов СССР поручает Совету Мини­ стров СССР при работе над планом на 1991—1995 годы, выборе его целей, приоритетов и народнохозяйственных- про­ порций учесть следующие при­ нципиальные положения. Обеспечить органическую увязку плана с осуществлени­ ем мер по углублению экономи­ ческой реформы на основе ко­ мплекса законов, определяю­ щих качественно новые подхо­ ды к функционированию наро­ дного хозяйства с учетом раз­ вития разнообразных форм со­ циалистической собственности, рыночных отношений и опто­ вой торговли, экономической самостоятельности предприя­ тий, самоуправления и само- т|)инансирования регионов и ре­ спублик, реформы цен, налого­ вой и кредитно-финансовой си­ стем; Радикальным образом из­ менить содержание и меха­ низм централизованного пла­ нирования. , В области научно-техничес­ кого прогресса обеспечить вне­ дрение экономических методов управления, приоритетное фи­ нансирование фундаментальных исследований и важнейших на­ роднохозяйственных программ, направленных на создание на­ укоемких производств, энерго- и ресурсосберегающих техноло­ гий, современных средств свя­ зи, решение проблем информа­ тизации общества, агропромы­ шленного комплекса, производ­ ства товаров народного потре­ бления. Провести глубокую пере­ стройку структурной и инвес­ тиционной политики в пользу социальной сферы. Обеспечи­ вать необходимое развитие ба­ зовых отраслей на основе на- ,учно-технического прогресса и повышения эффективности ис­ пользования созданного потен­ циала. , -' Поставить рост народного благосостояния и масштабы социальных преобразований, осуществляемых в централизо­ ванном порядке, в зависимость от повышения .эффективности общественного производства. Усилить экологическую нап­ равленность плана в соответст­ вии с постановлением Верхов­ ного Совета СССР «О неотло­ жных мерах экологического оз. доровления страны», разрабо­ тать правовые основы и эконо­ мический механизм рациональ­ ного природопользования и экологической безопасности, ли­ квидации последствий чернобы­ льской аварии и других эко­ логических катастроф. Съезд народных депутатов СССР, считает, что в качестве целевых установок развития социальной сферы на тринадца­ тую пятилетку следует предус­ мотреть: повышение жизненного уро­ вня населения в зависимости от конечных результатов про­ изводства, создание экономи­ ческих гарантий социальной за. щищенности граждан; последовательное достиже­ ние сбалансированности спроса и предложения на товары и услуги; ^значительное улучшение про- д^ольственного снабжения на­ селения, структуры питания, его приближение к рациональ­ ным нормам; • насыщение потребительского рынка непродовольственными товарами; укрепление материально-тех­ нической базы здравоохранения, физической культуры и спорта, народного образования и ку­ льтуры; максимальное удовлетворение на принципах социальной спра-. ведливости духовных и кулЬг турных потребностей населения, ,создание эконо'мических и пра­ вовых гарантий развития наци­ ональных культур и языков, ох­ раны исторического наследия; постепенный переход к реа­ лизации принципа зарабатыва­ ния трудовыми коллективами и отдельными гражданами жилья при сохранении его государст­ венного распределения для ма­ лообеспеченных слоев йаселе- Предусмотреть в плане кон­ кретные меры-по приоритетно­ му развитию агропромышлен­ ного комплекса, социальному обустройству села, реализации программы конверсии оборцн- ной .промышленности, уско­ рению йспользования современ­ ных технологий в народном хо­ зяйстве, техническому перево­ оружению в легкой, медицинс­ кой промышленности, торговле, сфере услуг, а также по рас­ ширению производства высоко, качественных товаров народно­ го потребления. В области развития внешне­ экономической деятельности предусмотреть более активное включение Союза ССР и респу­ блик в мирохозяйственные свя­ зи с учетом изменения структу-^ ры- мирового рынка, расширить использование новых прогрес. сивных форм экономического сотрудничества с зарубежными странами. Определить в плане на 1991—1995 годы меры по сокращению внешней задолжен- Съезд обязывает Совет Ми­ нистров СССР коренным обра­ зом изменить методологию ра­ зработки плана, положив в ее основу социальные нормативы удовлетворения потребностей советских людей с учетом иш декса стоимости жизни, рацио­ нальных норм потребления то­ варов и услуг. На основе этих принципиа­ льных подходов разработать и представить в Верховный Со­ вет СССР не позднее 1 сентяб­ ря 1990 года проект пятилет- него плана на 1991—1995. го­ ды с выделением в ёго соста­ ве двух этапов. Совету Министров СССР ежегодно представлять Верхо­ вному Совету СССР аналити­ ческий доклад о социально- экономическом положении гтра- , Съезд народных депутатов СССР обращается к трудящи­ мся . с призывом в этот труд­ ный и ответственный период в жизни страны объединить уси­ лия на выполнение задач, свя­ занных с выходом общества из кризисной ситуации. Председатель Верховного Совета СССР М. ГОРБАЧЕВ Москва. Кремль. 20 декабря 1989 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz