Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
23 декабря 1989 г., №293 (18 590)' Л Е Н И Н С К О Е 8 Н А М Я Д о к л а д Д. А. КЕРИМОВА (Окончание. Начало на 1-й стр.). Должен в этой связи з а метить, что отмеченное зна чительное сужение, полномо чий комитета в отношении правовых актов союзных ре спублик отдельными народ ными депутатами (в том чи сле и отдельньши членами нашей комиссии) представля ется недостаточным. Исходя из теоретической предпосыл ки о целесообразности пере хода от федерации к конфе дерации в юсударственном устройстве Советского Сою за, они выдвигают особое мнение, согласно которому общесоюзному комитету не <' должны быть поднадзорны никакие акты союзных рес публик. Комиссия с этим мнением не согласилась не только потому, что ни в од ной стране мира с федера тивным государственным уст ройством нет подобной без надзорности, но также и по тому, что исходила из фак та существования в нашей стране социалистической фе дерации. Тем не менее, ува жая мнение меньшинства на шей комиссии,. я прошу пред седательствующего на Съез- .де после доклада предоста вить слово в первую очередь представителю этого мень шинства. В действующей Конститу ции СССР закреплено, что ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти под лежит обеспечение единства законодательного регулиро вания на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ОСР и союзных республик, контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспе чение соответствия консти туций союзных республик Конституции ОССР, что з а коны СССР имеют одинако вую силу на территории всех союзных республик и в слу чае расхождения закона со юзной республики с общесо- юзным законом действует -■ закон СССР (ст. 73 и 74 Конституции ССОР). В пол-, ном соответствии с .этими конституционными установ лениями сформулированы и ' соответствующие положения проекта. Закона о конститу ционном-надзоре. Если и до пустить, что , в новой союз ной конституции будут из менены эти не-только юри- ' дические, но и в первую оче редь политические принци пы социалистического феде рализма, то вслед за этим по- ■ следует соответствующая шрректировка и Закона о конституционном надзоре. Поэтому критика нашего за конопроекта в этом направ-^ лении не имеет под собой оснований или, по крайней мере, преждевременна. -В новой редакции статьи 125 Конституции существен но расширяется также круг органов, организаций и лиц, по инициативе которых ко митет выносит свои заклю чения относительно ' актов других государственных ор ганов и; общественных орга низаций. Это по существу все те, кто обладает соглас но статье 114 Конституции СССР правом законодатель ной инициативы на Съезде и Верховном Совете СССР. Правом постановки вопросов перед комитетом наделяется, в частности, часть народных депутатов или часть членов ,Верховного Совета СССР (не- менее одной пя той), что является ре альной гарантией прав меньшинства -•в представите* льном органе, дает' дополни тельные возможности для проверки конституционности' соответствующих актов. Э-го, на наш' взгля)^ один из эле ментов дальнейшей демок ратизации государственной структуры. Что же касается собствен ной инициативы комитета, то- она ограничивается провер кой конституционности ак тов лишь высших органов го сударственной власти и уп равления СССР, других ор ганов, образуемых или из бираемых Съездом народных, депутатов и Верховным Со ветом. СССР. Это позволит обеспечить более целенап равленную организацию ра боты комитета. Заметим, что и здесь, т. е. по собственной инициативе, комитет не мо жет выносить заключения о соо-гветствии Конституции СССР и общесоюзным зако нам конституций союзных республик. В процессе обсуждения за- конопроекта • выдвигалась мысль о нецелесообразности рассмотрения комитетом кон ституционности каких бы то ни было актов по собствен ной инициативе. .Аргументи ровалась эта мысль тем, что в противном случае сущест венно возрастает объем ра- бот'ы комитета, возникает во зможность давления на него со стороны различных поли тических сил, значительно повышается, ответственность комитета за состояние за конности в стране. Эти опа сения не лишены рациональ ных оснований, и, тем не ме нее, ими придется пренеб речь по той простой причине, что учреждается, повторяю, не конституционный суд, а конституционный надзор. По этому нельзя ограничивать деятельность комитета лишь случаями обращения к не му заинтересованных сто-, рон. Тогда надзор со сторо ны самого гюмитета факти чески будет отсутствовать. Статья 125 Конституции в новой редакции дополнена также положением- о . том, что заключение комитета мо- , жет быть отклонено лишь ■ решением Съезда, принятым двумя третями голосов от общего числа народных де путатов, что вытекает из статьи 174 Основного Зако на страны, устанавливающей именно такое большинство при изменении конституци онных норм. Отмеченные и некоторые другие положения новой ре дакции статьи 125 Конститу ции нашли отражение, раз витие и конкретизацию в проекте Закона о конститу ционном надзоре в СССР, к - которому теперь, позвольте не,посредственно обратиться. [Его можно разбить на две )зсновные части. Первая — посвящена общим принципам конституционного надзора в ООСР. Здесь прежде всего отмечается, что конституци онный надзор в нашей стра не учрежден в целях обеспе чения соответствия Консти туции СССР, конституциям союзных И' автономных рес публик актов государствен ных органов и общественных организаций, охраны демок ратических основ советского общества, прав народов СССР, прав и свобод личиот Далее определяются орга ны конституционного над зора. Применительно к Со ветскому Союзу в целом та ким органом является Коми тет конституционного над зора СССР. Что же касаете ся наименования аналогич ных республиканских ор ганов, то они определяются самими союзными и автономг ными республиками. При этом предполагается само стоятельность органов кон ституционного надзора со юзных и автономных респуб лик, они независимы и их деятельность не подконтроль на Комитету конституционно го надзора СССР. Сформулированы также ос новные принципы деДтельно- сти органов конституционно го надзора, а также отмече но законодательство о. кон- ституционнрм надзоре. Вторая, значительно боль шая часть законопроекта це ликом посвящена Комитету конституционного надзора ООСР. Его члены избирают ся Съездом народных депу татов из числа специалистов в области политики и права в составе председателя, за местителя председателя и 21 члена комитета, в том числе по одному из каждой союз ной республики. Само собой разумеется, что члены ко^ митета из союзных республик представляются Председате лем Верховного Совета СССР, по согласованию с сам1ими союзными республиками. Та кова наша традиция. Следует заметить, что фор- м1ирование состава комитета путем выборов является на иболее демократичным.. Как известно,’ в капиталистичес ких странах члены соответ-. ствующих органов обычно не избираются, а Назначаются. ' Так, в Авцгрии федеральный президент назначает. всех членов конституционного су да по предложению федера льного правительства, наци онального совета и федера льного. совета. Члены консти туционного суда Италии наз начаются высшими магист ратурами общих и админист ративных судов, 'Парламен том и президентом респуб лики (по пять членов каж дый). Члены французского крнституционного совета на значаются президентом рес публики и председателями палат -парламента (по три члена каждый). Кроме того, в его состав пожизненно вхо дят все бьщшие президенты Франции, Iкоторые, однако, насколько: мне известно, обы чно не учаетвуьрт в его ра- Е связи с избранием чле нов Комитета конституцион ного надзора ОССР необходи мо отметить три важных мо мента. Во-пб’рвых, члены комите та —- не представители ■со юзных республик, а избира ются из числа лиц, прожи вающих в соответствующих республиках. Тем самым ох- ватьшаются все союзные ре спублики и вместе с тем обе- спечивается ‘ независимость членов комитета от тех или иных регионов страны. Во-вторых, срок полномо чий членов комитета устано влен в десять лет. Однако в целях обеспечения непреры вности и преемственности в деятельности комитета пред лагается установить обновля- емость его состава наполо вину каждые пять лет. Это будет достигнуто тем, что срок полномочий одиннадца ти членов только первого состава комитета, определя емых по жребию, истекает через пять лет. При после дующих выборах каждый член комитета будет избиратьбя сроком на десять лет. Такой порядок широко применяется -в мировой практике. Он вво- •дится и у нас, но не в самом законопроекте, а в постанов лении Съезда народных де путатов о порядке введения в действие Закона о консти туционном .надзоре в СОС1Р. |В-третьих, из двадцати трех членов комитета пятнадцать, т. е. не простое, а квалифи цированное большинство из союзных республик. Уже эта количественная сторона де ла исключает • возможность ущемления суверенных прав- союзных республик. Что же касается других восьми членов комитета, то они отнюдь не «представите ли центра», как кому-то мо жет показаться, а специали сты различных сфер полити ки и отраслей права, без ко торых подготовить компе тентные. профессиональ но обоснованные заключения комитета будет чрезвычайно трудно. . в этой связи не следует, на мой взгляд, соглашаться с настойчивыми требования ми отдельных народных де путатов относительно аль тернативности при выборах, членов комитета. Внешне эго требование выглядит весьма, демократичным, но едва ли ^ полезным для работы само го комитета. И вот почему. Прежде всего это противоре чит требованию конституци онного правила, которое бы ло принято всего-навсего год и двадцать дней тому назад. Согласно этому правилу. Председатель Верховного Совета ООСР предлагает кандидатов в члены комите-. та; если Съезд не проголосу ет за предложенную канди датуру, то Председатель Вер ховного Совета выдвигает другую кандидатуру. Но де ло не только Б этом, а так же и в том, что при альтер нативных выборах может оказаться. Что кто-то из кан дидатов из одной и ,даже не скольких республик не будет избран и тогда равенств^ рес публик будет нарушено. Ана- ' логичная ■ситуация - может сложиться и при выборах специалистов; вместо того чтобы избрать представителей, различных сфер политики, и отраслей права, мы получим в составе комютета лиц од ной и той же специальности, что отрицательно окажется на компетентности и всесто ронней обоснованности вы носимых им заключений. Тан не лучше ли в данном случае действовать нам в со ответствии ‘с .Конституцией, с изменениями, которые в нее внесены в 1988 году? В занонопроедт введена но вая норма; Председатель Верховного Совета приводит к присяге лиц, избранных в Комитет •конституционного надзора. Текст присяга мо жет быть включен в законо проект и иметь примерно, сле дующее содержание;' «Тор жественно клянусь добросо вестно Бьтолнять возложен ные на меня обязанности члена Комитета конституци онного надзора ООСР, под чиняться при этом всем по ложениям Конституции ООСР и ничему кроме них». -Этот ритуал повьппает авторитет и ответственность членов ко митета. Отдельные народные депутаты предлагают приво дить к присяге членов ко митета перед Съездом на родных депутатов. Вероятно, это было бы целесообразно, но не займет ли такая про цедура много времени . у Съезда, и без того перегру женного • работой?' Может быть имеет смысл приносить присягу перед Президиумом Верховного Совета ССОР? Предусматривается далее, что полномочия лица, ’избранно го в комитет, могут быть досрочно прекращены по его просьбе об отставке; по со стоянию здоровья, препятст вующему вьшолнению им своих обязанностей; в случае нарушения присяги^ в связи' с вступившим в отношении него в законную, силу обви нительным приговором суда. В этих случаях на оставший ся срок полномочий допол нительно избирается другое лицо, но обязательно из той = республики, из которой был избран выбьшший член ко митета. При определении круга пра вовых актов, поднадзорных комитету, возник вопрос о его отграничении от общенадзор ных функций прокуратуры. Этот вопрос подробно обсуж дался с руководством и сот рудниками прокуратуры с теМ', чтобы исключить не нужный параллелизм в ра боте. В настоящее время про куратура перестраивает свою работу и. в частности, в на правлении повышения эф фективности общего надзо ра, который в соответствии с. конституционным законо дательством распространя ется лишь на акты органов государственного управления, за исключением актов Со вета Министров. -Не вправе прокуратдоа осуществлять надзор также за актами выс ших и местных органов го сударственной власти. Зги, если можно так выра зиться, «пробелы» в общем надзоре прокуратуры теперь восполняются Комитетом кон ституционного надзора, ко торому, в свою очередь, не поднадзорны те акты, конт роль за йакояностью кото рых осуществляет прокура тура. С таким именно раз-, граничением компетенции ме жду этими органами мы на шли полное согласие с про куратурой, ‘ В свете сказанного мнение о том, что комитету должны быть поднадзорны только за коны ОССР и коллизии ме жду общесоюзным и респуб ликанским законодательст- В01М, неприемлемо по той про стой причине, что тогда во обще за пределами надзора окажутся, например, акты общественных организаций, в том числе, и партийных, решения местных Советов на родных депутатов, постанов ления Совета Министров ООСР; чаще всего, как сви детельствует практика, на рушающие или произвольно искажающие Конституцию и ------- СССР В екте указано также, чт-о над зорные функции комитета не распространяются на кон кретные решения судов и других органов, поскольку эту функцию осуществляет система судебных и иных правоохранительных органов. Обращаю ваш,е внимание еще на один чрезвычайно важный момент. В законо проекте выделена специаль ная статья о рассмотрении комитетом разногласий меж ду Союзом ССР и республи ками, между союзньюи рес- пуб.ликами. .между союзны ми республиками .и национа льно-государственными, на- ционально-территориал ь н ы- ми образованиями по пово ду конституционности ак тов, принятых их органами государственной власти и уп равления. Регламентируется порядок рассмотрения такого рода споров, приближаясь к характеру деятельности кон ституционного суда. ■Думается мне, однако, что эта статья ' законоххроекта до- ■лжна быть уточнена. Ра^ссмот- рение споров меящу союзны ми республиками и входящи- -ми в них национально-госу дарственными и : националь но-территориальными обра зованиями целесообразно от нести к ведению органов кон ституционного надзора союз ных респ5^лик , и лишь в по рядке нонсультадай' они мв- - гут обратиться в Комитет конституционного надзора В связи с данной статьей законопроекта следует за метить, что . комитет, разре шая указанные споры, мо жет определить лишь, юри-. дическую, но отнюдь не по литическую -сторону вопроса. Поэтому мы полагаем. что при разработке новой' Кон-, ституции СССР необходимо будет определить^ тщательно и корректно отрегулировать' механизм рассмотрения от меченных разногласий, ни в коем случае же нарушая при нципы Советской Федерации., И еще одно .соображение в СВЯ31 с этой же статьей, У мноК'Х наших оппонентов сложилось одностороннее впе чатление, будто, вся целенап-' равленность законопроекта в охране лишь интересов Сою за и есть какое-то ущемление интересов республик. Отсю да и негативное отношение к . законопроекту со стороны от дельных товарищей. Но если внимательно вчитаться в его текст, то нетрудно- обнару жить ошибочность такого представления. ‘Конечно же, законопроект защищает ин-, тересы федерации в целом, но он нацелен и на справед ливое разрешение возможных споров между Союзом ССР и союзными республиками, которые отнюдь не обязате льно должны решаться лишь в пользу так называемого центра. Конституционный на дзор, будучи независимьш, призван осуществлять ар битраж между Союзом СОР и союзными республиками, должен защищать лишь тех, кто действует на основе сво их конституционных прав. Характерной особенностью законопроекта является еще и другой его демократичес кий принцип. В отличие' от аналогичных' органов капи талистических стран, реше ния которых обычно отменя ют антиконституционные ак ты, заключение Комитета. конституционного надзора СССР не только не отменя ет, но и не приостанавлива ет, как я уже отметил, .дей ствие не соответствующих Конституции ООСР консти туций союзных республик, а также законов СССР и иных актов, принятых Съездом на родных депутатов СССР. Дей ствие всех других актов, под надзорных комитету, приос танавливается в случаях их несоответствия Конституции и законам ООСР до устра нения указанного в заключе нии несоответствия. Орган, издавший акт, обязан в трех месячный срок устранить несоответствие акта или его отдельных положений Коть ституции СССР или общесо юзному закону. То есть, в . течение этого срока, если' Не соответствие чне будет устра нено, комитет входит с пред- , ставлением соответственно на Съезд народных депута тов, в Верховный Совет' или Совет Министров ОС'СР об отмене не соответствующих Конституции или "закону СССР акта подотчетного им органа или должностного ли ца. В случае отклонения за ключения комитета Верхов- иьш Советом вопрос рассмат ривается Съездом, решение которого является окончатель ным, Если предложение об отклонении заключения ко митета не получит на Съезде необходимого числа годооов (две трети голосов от общего числа народных де путатов), акт или его отдель ные положения, не соответ ствующие Конституции ' или Закону СССР, утрачивают силу. За исключением, как уже говорилось, конституций союзных республик, Законопроектом подробно регламентируется поряд'бк внесения, подготовки н рас смотрения вопросов в коми тете. Зафиксирован также статус лиц, избранных в ко митет, гарантии их независи мости и неприкосновенности. В связи с этим отдельные народные депутаты полага ют, что члены комитета дол жны подчиняться не Консти туции ССОР; а Съезду на родных депутатов СССР. Но тогда принцип разделения власти окажется под уда ром. .Члены комитета неза висимы ни от каких органов власти, они должны подчи няться только и "исключите льно Конституции СССР и только при этих условиях смогут успешно осуществлять свои функции. Если же они будут подчиняться какому- либо, хотя бы даже высше му. органу власти, то - тогда фактический надзор усколь знет от комитета в руки это го властного, органа. ....... В заключении законопро екта сформулированы шло- жения о регламенте и сек ретариате комитета, других вопросах организации и дея тельности комитета. ■Мне остается лишь доба вить, что новая редакция статьи ■125 Конституции ООСР и законопроект о конституционном надзоре в ОССР подробно обсуждачтись 10 ноября сего года на засе- ■дании Президиума . Верхов ного Совета: СССР, жо-горый в целом их одобрил и поста новил вьтести на рассмотре ние второго Съезда народных депутатов. . г В последний момент от ■ряда народных депутатов мы получили в письменном ви де отдельные замечания по законопроекту. Можете быть уверены, что эти замечания, равно как и все замечания, которые прочзвучат при об суждении законопроекта, будут тщательно изучены и ’ учтены- при окончательной доработке законопроекта, ибо только коллективными 'уси лиями мы слюжем создать столь важный и сложный конституционный акт Принятие Закона о кон- родных депутатов, несомнен но, сьирает огромную роль в формировании социалнстя- ческого правового государ ства, совершенствовании сск ветского законодательства, ■укреплении режима закошго- сти и правопорядка в стра не; Тем самым будут созда'- ны благоприятные предпо сылки для ускорения процес са ■ перестройки и обновле ния нашего общества на под- линно социалистических на чалах. Поэтому после обсуаь дения и с учетом. обсужде- ■ ния призываю вас принять данный закон. Постановление Съезда народных депутатов Союзй Советских Социалистических Республик о МЕРХА по ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЭКОНОМИКИ, ЗТАЛАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ И ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ ТРИНАДЦАТОГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА Съезд народных депутатов , СССР, рассмотрев предложе- ^ ния Совета Министров СССР и и обсудив доклад Председате ля Совета" Министров СССР Н, И. Рыжкова о мерах по оз доровлению экономики, этапах экономической реформы и при нципиальных подходах к раз работке тринадцатого пятиле тнего плана, отмечает, что со временное состояние экономи ки является сложным. Разба лансирован потребительский рынок, ухудшились состояние денежного обращения и фина нсов, Валютное положение страны. Необоснованно растут цены на многие виды продук ции и услуг. Экономика пока остается мадовосприимчивой к научно-техническому прогрес су. Особую озабоченность вы зывает медленный рост эффе ктивности производства. Все это обусловлено недсютаточной гибкостью государственного регулирования в сферах наро дного хозяйства в период пере- ' хода на экономические методы управления, некомплексностью и непоследовательностью в проведении экономической ре формы, внедрении хозрасчета, снижением ответственности и дисциплины во многих отрас лях и регионах. ' Народному хозяйству нанесены серьезные потери из-за забас^вок и меж национальных конфликтов. Съезд видит выход из соз давшегося положения в ради кальной перестройке, углубле нии и ускорении экономической реформы. Съезд народных депутатов СССР поддерживает предло женные в программе правите льства СССР меры по оздо ровлению экономики, поэтап ное проведение экономической реформы и принципиальные подходы к разработке трина дцатого пятилетнего плана. Съезд поручает Совету Ми нистров СССР: Глубоко изучить и при око нчательной доработке програм мы максимально учесть пред ложения, замечания, высказан ные народными депутатами на втором Съезде народных депу татов СССР, о результатах до ложить Верховному Совету Осуществить основные меры по финансовому оздоровлению, стабилизации денежного обра щения и наполнению внутрен него потребительского рынка в течение 1990—1992 годов. В антиинфляционных целях по высить роль банковского кре дита, заинтересованность пре дприятий в эффективном испо льзовании заемных средств. Осуществить переход к эконо мическим методам регулирова ния денежного оборота, более гибко подходить к предостав- ленйю кредита, форми|)Ованию банковских резервов, покупке и продаже ценных бумаг, ор ганизации сберегательного и страхового дела. Принять не обходимые меры по прекраще нию необоснованного перелива денег из сферы безналичного в наличный оборот; Приступить к последователь ному созданию государствен ных союзного и республиканс ких страховых фондов для обеспечения устойчивости фун кционирования экономики в случаях стихийных бедствий, аварий и катастроф; Разработать меры экономи ческого регулирования и сти- мулироваийя п|)инятия Госу дарственных заказов, увеличе ния производства товаров на родного потребления, оказания платных услуг населению; Обеспечить реализацию кон кретных мер ПО' ограничению инвестиционного спроса. Уско рить разработку и принятие целевых программ по укреп лению материально-технической базы строительства, наращива нию мощностей промышленнос ти строительных материалов, удовлетворяющих потребности народного хозяйства и насе- Реализовать необходимые ме ры по повышению эффективно сти внешней торговли при опе режающем росте экспорта, осо бенно прод^'кции обра батывающих отраслей. На чиная с 1991 ' года осу ществить поэтапный пере вод внешнеэкономических свя зей с социалистическими стра нами на условия мировых цен и расчетов в свободно конвер тируемой валюте. В 1990 го ду разработать программу пе рехода к конвертируемости руб ля. Активизировать работу по развитию прямых внешнеэконо мических связей предприятий, организаций, регионов на при нципах валютной, самоокупае мости. Съезд обращает внимание Совета Министров СССР на необходимость усиления на ос нове экономических и правовых методов социальной защиты населения, особенно малообес печенных его слоев, многодет ных семей, инвалидов, пенсио неров и студентов, повышения действенности государственно го контроля за стабильностью цен на важнейшие продоволь ственные товары, одежду и обувь для детей и лиц пожи лого возраста. Разработать и принять в 1990 году систему индексации доходов населения в связи с ростом , стоимости жизни. Съезд народных депутатов СССР считает необходимым ускорить проведение радика льной экономической реформы, хозяйственных преобразований, процесс формирования социа листического рынка. Верховному Совету СССР в первом полугодии 1990 года рассмотреть вынесенные на всенародное обсуждение про екты законов о собст венности в СССР, о мест ном хозяйстве и местном самоуправлении и основ зако нодательства Союза ССР и со юзных республик' о земле, а также подготовленные законо. проекты О единой налоговой системе СССР, о социалистиче ском предприятии и об общих началах руководства экономи кой и социальной сферой в союзных и автономных респуб- Съезд народных депутатов СССР поручает Совету Мини стров СССР: Разработать и представить в 1990 году для рассмотрения в Верховном Совете СССР про екты законов о государствен ном банке СССР, банковской системе, инвестиционной дея тельности, о занятости насе ления и другие законодатель ные акты, связанные с осуще ствлением экономической ре формы, ускорением научно-те хнического прогресса; Принять необходимые реше ния, обеспечивающие своевре менную реализацию вводимых в действие законов, включая основы законодательства об аренде; Использовать переходный не. риод 1990—1992 годов для от работки экономических мето дов управления народным хо зяйством; Завершить в первой полови не 1990 года создание налого вой инспекции; Обеспечить строгое соблюде-, ние принципов хозяйственного расчета, исключающих перера спределение- на безвозмездной основе средств, заработанных трудовыми коллективами, кро ме платежей, установленных законами; Завершить в первом полуго дии 1990 года подготовительную работу по пересмотру оптовых и закупочных цен и ввести их в действие с начала 1991 го- Последовательно увеличи вать долю продукции, реали зуемой предприятиями . сверх государственного заказа по свободным или регулируемым ценам, при условии Обеспече ния роста объема производст-. ва. Принять необходимые ме ры по развитию производствен ной и рыночной инфраструкту ры ,превратить товарные аук ционы и периодические ярмар ки в постоянно действующие товарные биржи; Разработать и осуществить антимонопольную программу, подготовить и внести в Верхо вный Совет СССР проекты за конодательных актов о конку ренции, акционерных общест вах, развитии мелких и сред них предприятий, инженерных и внедренческих центров, ди версификации производства, об активизации внешнеэкоцомичес- Принять меры по дальнейше му совершенствованию систе мы оплаты труда, создать на дежный механизм, обеспечива ющий срответствие получаемых доходов результатам труда. Внести предложения в Верхов ный Совет СССР по приведе нию основ законодательства о труде в соответствие с новыми принципами хозяйствования; Подготовить и реализовать программы молодежи и подго товки кадров для работы в новых условиях хозяйствова- Осуществить необходимое изменение структуры управле ния народным хозяйством, по следовательную передачу зна чительной части координирую щих функций государственных органов предприятиям, их доб. ровольным ассоциациям и хоз расчетным посредническим фирмам. Нацелить деятельность органов государственного уп равления на "^проведение ' эф фективной экономической поли тики, реализацию общесоюзных научно - .технических программ, размещение государственных заказов и регулирование рын- Осуществить комплекс мер по переходу республик и реги-. онов на самофинансирование и самоуправление с 1991 года. Разработать механизм взаимо отношений союзных республик и регионов на общесоюзном ' Съезд народных депутатов СССР поручает Совету Мини стров СССР при работе над планом на 1991—1995 годы, выборе его целей, приоритетов и народнохозяйственных- про порций учесть следующие при нципиальные положения. Обеспечить органическую увязку плана с осуществлени ем мер по углублению экономи ческой реформы на основе ко мплекса законов, определяю щих качественно новые подхо ды к функционированию наро дного хозяйства с учетом раз вития разнообразных форм со циалистической собственности, рыночных отношений и опто вой торговли, экономической самостоятельности предприя тий, самоуправления и само- т|)инансирования регионов и ре спублик, реформы цен, налого вой и кредитно-финансовой си стем; Радикальным образом из менить содержание и меха низм централизованного пла нирования. , В области научно-техничес кого прогресса обеспечить вне дрение экономических методов управления, приоритетное фи нансирование фундаментальных исследований и важнейших на роднохозяйственных программ, направленных на создание на укоемких производств, энерго- и ресурсосберегающих техноло гий, современных средств свя зи, решение проблем информа тизации общества, агропромы шленного комплекса, производ ства товаров народного потре бления. Провести глубокую пере стройку структурной и инвес тиционной политики в пользу социальной сферы. Обеспечи вать необходимое развитие ба зовых отраслей на основе на- ,учно-технического прогресса и повышения эффективности ис пользования созданного потен циала. , -' Поставить рост народного благосостояния и масштабы социальных преобразований, осуществляемых в централизо ванном порядке, в зависимость от повышения .эффективности общественного производства. Усилить экологическую нап равленность плана в соответст вии с постановлением Верхов ного Совета СССР «О неотло жных мерах экологического оз. доровления страны», разрабо тать правовые основы и эконо мический механизм рациональ ного природопользования и экологической безопасности, ли квидации последствий чернобы льской аварии и других эко логических катастроф. Съезд народных депутатов СССР, считает, что в качестве целевых установок развития социальной сферы на тринадца тую пятилетку следует предус мотреть: повышение жизненного уро вня населения в зависимости от конечных результатов про изводства, создание экономи ческих гарантий социальной за. щищенности граждан; последовательное достиже ние сбалансированности спроса и предложения на товары и услуги; ^значительное улучшение про- д^ольственного снабжения на селения, структуры питания, его приближение к рациональ ным нормам; • насыщение потребительского рынка непродовольственными товарами; укрепление материально-тех нической базы здравоохранения, физической культуры и спорта, народного образования и ку льтуры; максимальное удовлетворение на принципах социальной спра-. ведливости духовных и кулЬг турных потребностей населения, ,создание эконо'мических и пра вовых гарантий развития наци ональных культур и языков, ох раны исторического наследия; постепенный переход к реа лизации принципа зарабатыва ния трудовыми коллективами и отдельными гражданами жилья при сохранении его государст венного распределения для ма лообеспеченных слоев йаселе- Предусмотреть в плане кон кретные меры-по приоритетно му развитию агропромышлен ного комплекса, социальному обустройству села, реализации программы конверсии оборцн- ной .промышленности, уско рению йспользования современ ных технологий в народном хо зяйстве, техническому перево оружению в легкой, медицинс кой промышленности, торговле, сфере услуг, а также по рас ширению производства высоко, качественных товаров народно го потребления. В области развития внешне экономической деятельности предусмотреть более активное включение Союза ССР и респу блик в мирохозяйственные свя зи с учетом изменения структу-^ ры- мирового рынка, расширить использование новых прогрес. сивных форм экономического сотрудничества с зарубежными странами. Определить в плане на 1991—1995 годы меры по сокращению внешней задолжен- Съезд обязывает Совет Ми нистров СССР коренным обра зом изменить методологию ра зработки плана, положив в ее основу социальные нормативы удовлетворения потребностей советских людей с учетом иш декса стоимости жизни, рацио нальных норм потребления то варов и услуг. На основе этих принципиа льных подходов разработать и представить в Верховный Со вет СССР не позднее 1 сентяб ря 1990 года проект пятилет- него плана на 1991—1995. го ды с выделением в ёго соста ве двух этапов. Совету Министров СССР ежегодно представлять Верхо вному Совету СССР аналити ческий доклад о социально- экономическом положении гтра- , Съезд народных депутатов СССР обращается к трудящи мся . с призывом в этот труд ный и ответственный период в жизни страны объединить уси лия на выполнение задач, свя занных с выходом общества из кризисной ситуации. Председатель Верховного Совета СССР М. ГОРБАЧЕВ Москва. Кремль. 20 декабря 1989 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz