Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
ш н н Пролетарии всех стран, соединАйтесь! Л енинское знамя Орган Липецкого областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов Сегодня открывается XVIII областная конференция^ ВШЕОМ Сегодня у лйпедкой сомолии большое событие в областном драмтеатре име ни Л. Н. Толстого начинает работу областна^|^тчетно-вы- борная комсомольская кон ференция. ...Три года назад в Липец ке был создан городской центр научно-технического творчества молодежи, кото рый поставил своей целью оказание помощи предприя тиям, кооперативам, колхо зам и совхозам в разработке новых технологий,, оборудо вания, выпуске продукции. В состав творческих коллекти вов центра вошло бОлее 400 комсомольцев. И вот первый результат — стоимость разработок, вьтолненных мо лодыми специалистами, со ставила два миллиона руб лей. «Квант» — так назы вается центр — уже не раз участвовал во всесоюзных и международных выставках. ...Полмиллиона рублей •— таков объем работы фонда молодёжной инициативы под руководством Виктора Беше- нова. Его главное направле ние — выполнение заказов по строительству, .все виды оформительских и фотоуслуг, ремонт различной аппарату ры и многое другое. ...МЖК — молодежный жилищный комплекс. Это сло во рождено временем пере стройки. Липецкие комсо мольцы в числе первых об ластных организаций в стра не подхватили- Инициативу создания МЖК. Сейчас пост- д е р з а й . МОЛОДОСТЬ! роено уз|се 5 таких домов, молодые семьи получили 228 квартир. И это только нача- Конкретными результата ми доказывают преимущест ва аренды комсомольско-мо лодежные' к о л л е к т и в ы Д. Крупкина из становлян- ского колхоза «Заветы Иль ича,», А. Митина из липец кого колхоза имени Ле нина. И. Панарьина . из совхоза «Красный Ок тябрь»... Эти и другие фак ты, характеризуюпще дееспо собность областной комсо мольской организации, стрем ление работать по-новому, прозвучат сегодня на конфе ренции. Недавно прошедший Все союзный студенческий фо рум, Пленум ЦК ВЛКСМ, призвавший молодежь стра ны консолидировать силы .в перестройке комсомола, в период подготовки к очеред ному съ е зд у ВЛКСМ, дают ориентиры для плодотворной работы областного молодеж ного форума Пожелаем ему успеха. НА СНИМКАХ: секретарь комсомольской организации термического отделения пя того листопрокатного ; цеха НЛМК, оператор линии не- прерьшного обжига ме талла Юрий Романов; молодой художник фаб рики «Липецкие узоры» Та тьяна Комарова. Фото А.^ЩУРОВА. 72-й год издания „ХОЧУ БЫТЬ ДЕПУТАТОМ" Будущее Советов будет та ким, каким мы захотим его видеть... Многие коллективы решают в такой ситуации, что самый надежный выход: выставлять своих каядидатсш^ которых знают, на которых надеются, которым верят. С разговора на эту тему началось и ооб- рание в Липецком авиаотря- де |Председательствующий — секретарь партбюро А/ГБ И. Д. Швецов сделал первое — Выношу на обсуждение кандидатуру Тихонова Вла димира. Викторовича. Тихонов коротко рассказал о себе. Хотя, конечно, для коллег его не секрет и то, что, закончив авиационное училище, пришел в отряд, работал бригадиром, инжене ром смены. 1 Оспаривать эту кандидату ру никто не стал — человек достойный; всем известен. |Все же далее события при няли несколько, неожиданный' п о в о ^ . Встал человек и выдвинул... себя. По залу пошел смейюк. Да и вправду сказать; неожвдан- но и странно, когда твой то варищ по работе, с которым ты в одной упряжке, кото рый стоит с тобой в одной очереди в- столовую, вызы вается быть-депутатом. Вла стью... Не по представлению серьезных организаций — парткома, профкома — сам. Однако недоуменное лю бопытство быстро сменилось искренним уважением к Ви талию Александровичу Фе дюнину. Он хочет работать в Правобережном районном Совете. Почему же не в ластном, городском? На это Федюнин отвечал, что пре жде всего надо наводить по- там, где живешь, ют, кто работает с Вита лием'. Александровичем, зна ет, что это не фразерство и не п<#за. И потому, наверное, за выдвижение федюнина в районньЩ Совета Как и за Тихонова — в городской, со брание отдало голоса едино душно. В. КУРБСКИИ. Суббота, ^ 23 декабря 1989 г. ^ Готовимся к выборам — — — _ ПЛЕНУМ ЛИПЕЦКОГО ГОРКОМА КПСС Вчера состоялся VII пленум Липецкого горкома КПСС, об судивший вопрос «О выдвиже нии кандвдата в народные де путаты РСФСР по Липецкому национально - территориально му округу № 53». Первый секретарь горкома партии В. И. Бородин от име ни бю.ро горкома КПСС пред ложил выдвинуть кандидатом в депутаты по данному окру гу секретаря ЦК КПСС, чле на Ррсоийского бюро ЦК КПСС Маяаенкова Юрия Алек сеевича. Аргументируя это предложение; В. И. Бородин опирался на личный опыт об щения с Ю. А. Манаенковым, на мнение многих коммунистов города и области, которые за годы работы Юрия Алексееви ча первым секретарем Липец кого обкома партии успели уз нать его как человека принци. пиального и твердого в отстаи вании идеалов партии; ■ реши тельно утверждающего ■■прин цип социальной справедливо сти, отзывчивого на иужды и заботы людей труда. ’ О высоких деловых и мораль но-политических качествах КЗ. А. Манаенкова говорили высту пившие на пленуме И. Д. Пе терс — бригадир треста «Спец, строй», Н. И. Сизоненко ---^ председатель Левобережного райисполкома, А. И. Теплени- чев — секретарь парткома НЛМК,_ Э. Ф. Останкова — старший преподаватель ЛГПИ, А. И. Юдин — водитель автоколонны Л» 1415, Ю. Я.' Филоненко — профессор . Ли пецкого политехнического ин. ститута, В. И. Глотов — пер вый секретарь Совейкого рай- ко.ма КПСС, А. А. Таболяна:— рабочая объединения «Липец кий'тракторный завод», Н. Я. Потапенко — директор цемент ного завода, О. А, Кирсанова — первый секретарь Правобе режного райкома КПСС, А. Д. Кондратьев — .главный врач медсанчасти ЛТЗ, М. Г. Ш- кулина — завуч средней шко лы № 9, Н. Т. Горевалов —- генеральный директор объеди нения «Липецкстройиндуст- рия», В. М. Пахомов — глав ный режиссер областного дра матического театра, 3. А. Бу това — закройщица ателье № 3 объединения «Облшиейбыт». Все они поддержали предложе ние о выдвижении Ю. А. Ма наенкова кандидатом в народ ные депутаты РСФСР, но Э. Ф. Останкова предложила рассмотреть еще и, каадидату- ру А. Н. Попова — декана ис торического факультета ' Ли. падкого государственного пе дагогического института. При голосовании участники пленума единогласно высказа лись за выдвижение Ю. А. Ма- наенкО'Ва кандидатом в народ ные депутаты РСФСР по Ли пецкому национально-терри ториальному округу № 53. Участники пленума горкома КПСС высказали также свое отношение к решению XXсъез да Компартии Литвы. В те леграмме, отправленной в ад рес ЦК КПСС и XX съезда Компартия Литвы, содержится призыв к литовским коммуни стам проникнуться глубшой ответственностью за политиче ские решения и. действия, ко торые могут - привести к рас колу КПСС, подорвать основы парестрой1аи, нарушить истори- , чески сложившиеся связи ме жду народами СССР. В работе пленума принял участие первый секретарь об кома КПСС В. В. Донских, В ОБЛАСТНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ Состоялось очередное засе дание областной избиратель ной комиссии по выборам на родных депутатов ' областного Совета, Заслушаны сообщения о ходе подготовки к выборам народных депутатов в Задон ском и Лебедяиском районах, с которыми выступили предсе датель Задонского райиспол кома П. А. Яицкий и замести тель председателя Лебедян ского райисполкома В. А. Шурупов. Было отмечено; что , исполкомы проводят пред выборную кампанию в соот- ветстВ|ИИ с Законом о выборах и в установленные сроки. Ука заны недостатки в этой рабо те, Намечены меры по их устранению. Особое внимание уделено активизации работы окружных избирательных ко миссий по выборам народных депутатов областного Совета. На заседании была также заслушана информация заме стителя начальника управле- ния культуры облисполкома Л. М. Юнченко о культтриом обслуживании трудящихся в период подготовки и проведе ния выборов, рассмотрены дру гие вопросы. ВОТ это БРАТЬЯ! Скотники И. и А. Коновало вы работают на ферме совхо за «Становлянский». Они взяли в аренду 30 бычков. За' время действия договора каждый бьиок прибавлял в весе на 1000 граммов. Выруч ка от реализации скота составила 30 тысяч руб лей. из них 12 тысяч пой дет. на оплату труда арендато- ДЕЛЕГАТАМ XX СЪЕЗДА КОМПАРТИИ ЛИТВЫ Политбюро ЦК КПСС, ознакомившись с I информацией . . . . . ..ни Литовской республиканской организации КПСС а с ам о стаятел ьв^ Коммунистическую партию Литвы» считает, что оно «й- жет расцениваться яе иначе, как шаг, направленный - ей выход КПЛ из состава КПСС. € учетом то.го, что это ка сается не только КПЛ, но затрагивает всю партию, По литбюро ЦК КПСС приняло решение о безот.чагательиом! созьше Пленума ЦК КПСС. М. ГОРБАЧЕВ. ; Уважаемые народные де путаты! Вашему вниманию предла гается проект Закона о кон- ституциоином надзоре в ОСС'Р. Как известно. Консти туция является тем фунда ментом, на котором возво дится все здание действую щего законодательства. Ее несоблюдение оборачивается разрушением правовой систе мы, существенным ослабле нием законности и правопо рядка, возрастанием стихий ности в общественном разви тии. Отсюда вытекает то ва жное значение констит>ч;ион- ного надзора, который приз-. ^ван обеспечивать соответствие Конституции всех других нормативно-правовых актов. ..Ранее предполагалось, что достаточно сформулировать добрые, справедливые и бла гочестивые общие правила, чтобы все члены общества с удовольствием и энтузиаз мом им следовали. Но жизнь опрокинула эти иллюзии. И вот уже лет тридцать тому назад во всех цивилизован ных странах мира пришлось создавать особые органы кон ституционного надзора, кон троля или суда. К этому вы воду, хотя и с опозданием, пришли и мы.—Надзор за со- -■ ответствием Конституции всех нормативно-правовых актов, издаваемых в стране, возлагается теперь на спе циальный государственный орган. Такого органа у нас, к сожалению, не было на протяжении всего существо вания Советской власти. Ис ключение составляет лишь об щий надзор прокуратуры за законностью ограниченного числа актов. Именно этим во многом объясняется то пе чальное обстоятельство, что I установления наших консти- •'■?,туций нередко не только .ло вко обходились, просто не соблюдались, но и даже гру бо и бесцеремонно наруша лись. Под тяжелой грудой правовых директив правите льства, многочисленных при- . казов и инструкций мини стерств и ведомств произво льно изменялись, искажа лись и в конце концов топи лись конституционные прин ципы и нормы. Основной З а кон превращался в фикцию, выполнял лицемерную роль внешнего демократического фасада, призванного прик рыть от постороннего взгля да беззаконие и произвол эпо хи культа личности, волюн таризма и застоя. Увы. нарушения Конститу ции СССР, равно как и кон- пг.туций союзных и автоно- о П Р О Е К Т Е З Л К О К Л О КОНСТИТУЦИОННОМ НАДЗОРЕ В СССР Доклад Д. А, Керимова на втором Съезде народных депутатов СССР иных республик, имеют сто и в настоящее время. Но давайте серьезно и взвешен но задумаемся над послед ствиями нарушения Консти туции: если допустимо пре небрегать основополагающи ми конституционными уста новлениями, то попрание из данных на их основе и во исполнение норм текущего законодательства т е м ; более позволительно. А за этим не- избежшо следует полный раз вал стабильности экономиче ской и Социальной жизни, ра згул эгоистического своево лия, беззащитность человека, трагедия личности, беды семьи и т. д. .(Несоблюдение конституци онных требований в послед нее время отдельные товари щи пьггаются оправдать тем, что они не отвечают сегод няшним потребностям и за дачам перестройки, демокра тизации общества, обновле нию федерации. Несостоя тельность этого довода сос тоит прежде всего в том, что никто яе вправе, кроме выс ших представительных орга нов государственной вла сти, изменять, дополнять или отменять ■конСтитуцисян- ные нормы. Нет слов, мно гие положения Конституции СССР действительно устаре ли, сдерживают перестроеч ные процессы и демократи зацию всей общестренной и государственной жизни. Но столь же очевидно, что их обновление — исключитель ная прерогатива лишь’ Съез да народных депутатов СССР, призванного выражать общую волю всего советско го народа. Поэтому игнори ровать это правило — зна чит, помимо всего прочего, проявлять неуважение к об щенародному форуму в ли це С м зд а . народных ’депута- До той поры, пока Консти туция не усовершенствована, не обновлена, она действует, все обязаны ее неуклонно соблюдать. Таково тре бование разума, государст венной мудрости, мирового практического опыта. Из сказанного, разумеется, не следует, что до принятия новой Конституции исключа ется возможность вносить ка кие-либо поправки в те ее отдельные нормы, которые, в силу объективных причин нуждаются в незамедлитель ном уточнении или даже от мене. Иное отношение к . этим нормам ничего общего с диалектикой не имело бы, сковьшало бы наши устрем ления к обновлению социа лизма. По мере, необходимо сти мы изменяем, уточняем и дополняем отдельные кон ституционные положения. Но делать это .можно только че рез Съезд- народных деп\'та- тов СССР. Как известно, констоту- ционная комиссия, образо ванная первым Съездом на родных депутатов, приступи ла к своей работе Сформу лированы общие ■ контуры конституционной концепции, образуется рабочая группа, что позволит в ближайшее же время представить Съезду народных депутатов проект новой Конституции нашего общества и государства. Об этом я напоминаю лишь для того, чтобы охарактери зовать исходные позиции об разованной вами комиссии по подготовке проекта Закона о конституционном надзоре в СССР. Мы исходили из по ручения первого Съезда на- родньк депутатов и основы вались на Конституции СССР с внесенными в нее измене- ■ ниями и дополнениями от I декабря 1988. года. Мне легко можно возра зить в том- смысле, что нет нужды принимать Закон о конституционном надзоре , в СССР до принятия новой Конституции. Это был бы идеальный вариант, но исто рически обстоятельства сло жились так, что мы не мо жем остановить нашу законо творческую деятельность до принятия новой Конституции и вынуждены, так сказать, «на ходу» вносить в нее не обходимые изменения и до полнения. С указанным воз ражением нельзя согласиться также и в силу следуюхцих соображений. Во-первых, при всей устарелости ряда поло жений действующих Кои- стутуции СССР, конституций союзных и автономных рес публик в них, конечно же, содержится немало и демок ратических норм, наблюде ние за исполнением которых является необходимым. Кста ти, позвольте напомнить, что в Канституции 1977 года статьей 76 была введена фор мула о том, что «Союзная республика — суверенное советское-' социалистическое государство». В прежних кон- ститудиях говорилось лишь о суверенных правах союз ной республики. •Надеюсь, что указанная статья 76 Конституции 1977 года не устарела, и поэтому ее следует охранять с по мощью конституционного над зора. Не так ли, уважаемые оппоненты? Что же ка сается тех устаревших кон ституционных положений, ко торые противоречат потреб ностям перестройки, то они по инициативе тех же орга нов конституционного над зора могут бы ть ; изменены или вовсе отменены в уста новленном порядке. Вк)-!вторых, в наше бурно развивающееся время мы принимаем и не можем не принимать множество зако нов . конституционного уров ня. Уже приняты известные вам изменения и дополнения в общесоюзной и республи-- . канских конституциях В начале 1900 года предпола гается ввести Ь действие за коны о собственности, о з е - ' мле, о социалистическом,пред приятии, налоговой системе, об общих началах ' руковод ства эконо^микой и социаль ной сферо'й в союзных и ав тономных республиках, об общих началах местного са моуправления и местного хо зяйства и другие. В этих за конах содержатся фундамен тальные, ключевые положе ний, которые вольются вно- ,вую Конституцию. |Спрашивается, можно ли весь этот комплекс , кон ституционных установлений зафиксировать лишь на бу маге, ничуть не заботясь об их реализации? И.пи мы до пустим, как и прежде, соз дание мертвой законодатель ной схемы без наполнения ее живым, действенным со держанием. без ее воплоще ния в жизнь? Для того, что бы .'ЭТОГО не произошло, не обходимо незамедлительно создать механизм, обеспе чивающий строгое, единооб разное и последовательное исполнение законодательных актов.: , Одним ,из основных звеньев этого, механизма яв ляется институт конституци онного надзора. И, наконец, в-третьих, ес ли мы не на словах, а на деле намерены формировать щрртво первоочередной и прямой обязанностью является не только творчество законов, но и надзор за, их соблюде нием и исполнением всеми участниками правовых отно шений.’ Без такого надзора нет социалистического пра вового государства. •Сказанное позволяет ут верждать необходимость уже сейчце принять Закон о кон-, стйтуционном надзоре в СССР и сформировать соот ветствующие органы консти туционного надзора, •Введение конституционно го надзора в нашей стране, как было отмечено, предус мотрено статьей 125 Консти туции:. В соответствии с этой статьей и разрабатьтался проект Закона о конституци онном надзоре в СССР. Ра бота над ним оказалась куда более сложной, чем мы перво начально предполагали. Он рождался в' течение четырех месяцев чрезвычайно нап ряженной работы. Был обра зован высококвалифициро ванный авторский коллек тив, который постоянно вза имодействовал с комиссией. Члены комиссии представля ли замечания на каждый ва риант проекта Закона. Все принципиальные егб поло жения тщательно обсужда лись на заседаниях комиссии. В качестве экспертов приг лашались представители на уки государственного и кон ституционного права. Изу чалась теория и практика кешетитуционного надзора, контроля и конституционной юрисдикции социалистичес ких и капиталистических стран. Состоялись обстоя тельные беседы с зарубеж ными специалистами Все это было оправдано не в послед нюю очередь и потому, что проект Закона о конституци онном надзоре создавался впервые в нашей законотвор ческой практике. •Первоначально был под готовлен проект Закона в полном соответствии с дей ствующей статьей 105 Кон ституции. Однако в ходе его разра^ткИ выявилась необ ходимость предложить отде льные изменения этой статьи, которые не затрагивают су ти, а лишь уточняют, раз вивают и конкретизируют ее. Тем' самым, на наш взгляд, то-чнее и полнее отражаются задачи охраны советского конституционного строя, учи тываются предложения, выд винутые на первом Съезде народных депутатов и в пе риодической печати. Поэто му на ваше рассмотрение од новременно выносится также проект новой редакции статьи 125 Конституции СССР. Текст предлагаемой редак ции этой статьи, сам проект Закона о конституционном надзоре в СССР и другие материалы у вас имеются. Поэтому позвольте ограни читься комментированием от дельных, наиболее' важных положений представленных документов, а также инфор мировать вас о некоторых дискуссионньк моментах, воз никших в процессе нашей ра- •Прежде всего о названии самого законопроекта и ор ганов им предусмотренных: о конституционном надзоре в СССР или о К0(митете кон ституционного надзора СОС.Р? Мы избрали первое название 1^е только потому, что статья 125 Конституции говорит именно о конетитуцибниом надзоре в СССР, но, также и потому, что стремились сфор мулировать единые и основ ные принципы конституци онного надзора в масштабе всего Советского Союза. При этом достаточно познако миться с этими.принципами, чтобы убедиться в том, . что они ни в какой мере не уще мляют суверенных прав со юзных республик. Как вы помните, на пер вом заседании настоящего Съезда было выдвинуто на родными депутатами от ком сомола предложение заме нить название Комитета кон ституционного надзора на конституционный совет. Та кое наименование, на первый взгляд, представляется пред почтительнее, но едва ли сто ит производить эту замену, по крайней мере в настоящее время, когда мы сталкиваем ся с множеством нарушений .Конституции и конституцион ных законов. В этих услови ях нам необходим именно на дзор з а соблюдением этих законов и иных нормативно- правовых актов. Кроме того, конституционньШ совет — это, но существу, конститу ционный суд со всеми выте- ка.ющими отсюда юридичес кими, и, в частности, процес суальными последствия1ми. Вполне, однако. допускаю, что со временем мы, нако пив соответствующий опыт, преобразуем конституцион ный надзор в конституцион ный совет или конституци онный суд. ' Теперь о проекте новой редакции статьи 125 Консти туции. Предлагается, в част ности, дополнить полномочия ,Комитета конституционного надзора, 'чтобы давать зак лючения о соответствии Кон ституции не только проектов законов, как предусмотрено ныне действующей статьей, но и уже принятых законов и других нормативных пра вовых актов, а также реше ний общественных организа ций, в том числе, безуслов но, и партийных. Это допол нение отнюдь, не означает, что комитет возвьппается над высшим законодательным ор ганом ст,раны — Съездом народных депутатов ССОР, поскольку он не только не отменяет и не приостанав ливает действие актов Съез да, но и оставляет за ним окончательное решение вОп- Другое дополнение связа но с тем, что к предмету надзора комитета. по-мнмо указанных в действующем тексте этой статьи, предла гается отнести также между народные договорные и иные обязательства СССР н со юзных республик, представ ленные на ратифи! ' чю или утверждение. Это важное дс- по.шение, учитьшая значение в современных условиях ме ждународных актов для раз вития внутреннего советско го законодательства. Сднонременно ограйичи- вается сфера надзора ком№ тета за республиканскими правовьши актами. По ны не действующей статье 125 Конституции комитет осуще ствляет наблюде:ние' за соот ветствием Конституции и законам ООС:? всех актов высших органов- х'осударст- венной власти и управления союзных республик. Мы же предлагаем наблюдение лишь за соответствием Конститу ции СССР только конститу ций и законов союзных рес публик, а последних — так же и общесоюзным закона!;!. Исключаются указания на надзор комитета за соответ ствием актов Совета Мини стров союзных республик Конституции и законам СССР. Надзор за этими и всеми другими республикан скими актами входит в ком- п€тенци|) соответствующих органов союзник республик. Следует также особо под черкнуть, что принятие зак лючения комитета конститу ционного надзора не влечет за собой не только отмену, но и приостановление дейст вия Конституции союзной республики. Эти существен ные ограничения прерога тив Комитета конституцион ного надзора вызваны совре менными требованиями со вершенствования Советской .Федерации, расширения су- веренньк прав ' союзньк рес публик, а также необходи мостью четкого разграниче ния компетенции между со юзными и республиканскими органами конституционного (Окончание на в-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz