Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

) декабря 1989 г., № 290 (18 587) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ДОКЛАД Р. Н. НИША НОВА (Окончание, Начало на 1-й стр.) ки Съезд мог бы поручить Верховному Совету СССР при­ нять его в самое ближайшее Другой проект по этому ' же вог.росу представлен народным депутатом СССР Оболенским. По мнению комитетов по воп­ росам законодательства, за­ конности и правопорядка и по ;юпросам работы Советов на­ родных депутатов, развития у^оравления и самоуправления, он ^нуждается в-очень серьез­ ной доработке и оказался не готовым к обсуждению. Как было отмечено -на сов­ местном заседании указанных комитетов и, в частности, на- ■родными, депутатами Хмурой, Травкиным и другими, целый ряд положений проекта вольно или невольно ориентирует на формирование новой команд­ но-административной систе­ мы в липе уже народных де­ путатов СССР, создание усло­ вий для необоснованного вме­ шательства. в деятельность раз.чичных органов. Так, пред­ лагается наделить народного депутата СССР правом приос­ танавливать .распоряжения, приказы должностных лиц в случае их противоречия зако- ' ну с немедленным исполнением . или письменных предписаний депутата,, и .да,же правом при­ сутствовать на допросах обви­ няемых на любой стадии след­ ствия и выражать при этом свое особое мнение. Некото­ рые положения проекта нап­ равлены на- со.здание условий для особого и привилегирован­ ного положения народного де­ путата .СССР, что неприемле­ мо в -условиях перестройки нашей общественной жизни. Тем не менее ряд разум­ ных положений ■проекта депу­ тата Оболенского могут быть рассмотрены и использованы при доработке Закона СССР о статье народных депутатов Хотел бы более- подробно . остановиться на основных по­ ложениях проектов законода- т^ьных актов, определяющих статус народного депутата в СССР и других вопросах, свя­ занных с депутатской ’деятель- . ностью. Прежде всего хотелось от­ метить, что необходимость единого. Закона', определяюще­ го статус народных депутатов в СССР, на основе которого суверенные республики смогут принять и республиканские законы, если они сочтут это возможным, о народных депу­ татах Советов различных звеньев вытекает прежде всего из единства системы Советов в шашей стране. Законодатель­ ное регулирование деятельно­ сти всех депутатов требует также и то. что депутат в своей практической работе вступает во взаимоотношения с должностными лицами и ор­ ганизациями, имеющими ■самое . различйое подчинение;, .местное, республиканасое, союзное. По­ этому отношения депутатов со всеми должностными лицами и "организациями должен и мо­ жет определить только Закон Союза ССР. Не.^8я не учитывать и -то, что в деятельности депутатов имеются вопросы, которые нужно решать одинаково в каждой союзной реоп^^лике (например, вопросы об охране трудовых прав депутатов, об их неприкосновенности, мате­ риально-финансовой о-беспе- ченности и т. д.).‘ Накойед, вряд ли можно до­ пустить, чтобы и полномочия депутатов в прннц,иле были различными в разных союзных республиках. Все отмеченные положения . дают возможность признать необходимым, чтобы ■принци­ пы содержания организации и деятельности народного депу­ тата . определялись в едином Законе СССР о статусе н^род- ,. ных депутатов в СССР. Народный депутат сегодня — главная фигура в Советах народных депутатов. И очень важно полно и точно опреде­ лить в Законе статус депута­ тов. их права и обязанности 30 взаимоотношениях ' с Сове­ том,. с избирателями, госу­ дарственными и обществен­ ными организациями, должно­ стными лицами. Представлен- - ные проекты призваны решить эти задачи. Разрабатывая их, Верховный Совет СССР исхо- ' дил из ленинских представле­ ний о Советах как орг'анах под­ линного народовластия. Товарищи депутаты! Ушли в прошлое времена, когда депутаты, формально окруженные почетом и уваже­ нием,, на деле были лишь па­ радным фасадом администра­ тивно-командной системы. В ходе революционного ’ об­ новления нашего общества, на­ чатого в апреле 1985 года, мы избавляемся от тяжелого нас­ ледия прошлого, деформаций в системе власти и можем ска­ зать, что сегодня депутаты Со­ ветов с периферии политиче­ ского процесса вышли на аван­ сцену современной ■политиче­ ской жизни. В то же время резко повы­ силась требователБность изби­ рателей, всего общества к де­ путатам и Советам, в целом, к действенности их решений. Депутаты должны стать дей­ ствительно полномочными и ответственными представите­ лями народа, что определяют нормы Закона. Статус депутата включает в себя не только права, но и обязанности, не только полно­ мочия, но и ответственность и. конечно, гарантии депутатской деятельности. Первоначальный вариант проекта «Закона о статусе на­ родных депутатов в СССР», подготовленный научными ра­ ботниками Института совет­ ского ■государственного строи­ тельства и законодательства и Московского государственно­ го университета, а также спе­ циалистами на основе обобще­ ния предложений народных де- • путатов, был направлен каж­ дому из вас. Он обсуждался во всех комитетах и постоян­ ных комиссиях палат. Дваж; ды проект обсуждался Вер­ ховным Советом СССР. В результате такой серьез­ ной работы непосредственно в Верховном Совете СССР зако­ нопроект был заметно усовер шеиствован. В него было вне- ' сено много изменений, допол­ нений и уточнений, а также редакционных поправок. Предложенный вам проект представляет собой как бы основы законодательства в данной сфере, устанавливает основополагающие демок,ра_- тические начала депутатской деятельности и ее важнейшие гарантии. При его подготовке мы ис­ ходили из того, что непремен­ ным -условием возрождения' полновластия Советов являет­ ся инициативное участие каж­ дого депутата в осуществле­ нии Советами их властных полномочий. » В представленном проекте отражено общее в статусе де­ путатов всех звеньев Советов. Особенности статуса народных -депутатов СССР будут опре­ делены, разумеется, исходя как из общего Закона о статусе народного депутата в СССР, так и с учетом положений регламента Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР и других зако­ нов, определяющих деятель­ ность народнйх депутатов Еще раа? хотелось бы под­ черкнуть, что статус народных депутатов союзных и автоном­ ных республик, местных Сове­ тов может быть развит сами­ ми республиками на основе Конституции СССР и союзных республик в рамках общих на­ чал, установленных союзным Законом о статусе депутатов Проект сохраняет преемст­ венность с действующим Зако­ ном СССР р статусе народных депутатов в СССР, включает проверенные на практике и оправдавшие себя 'нормы де­ путатской деятельности. В -то же время необходимо подчерк­ нуть, что статус народного депутата значительно обога­ тился, отражая новую практи­ ку и требование времени,' В преамбуле и разделе про- . екта «Общие положения» дает­ ся современная характеристика социально-политических и', за­ конодательных основ, то есть главных ориентиров .депутат­ ской деятельности. Уточняют­ ся и приоритеты интересов, которыми должны руководст­ воваться депутаты. Это преж­ де-всего интересы народа. Де­ путат должен отражать и за­ щищать интересы -избирателей, следовать их наказам, а не просто учитывать их запросы. Депутат должен исходить из учета экономических, культур­ ных, национальных и иных особенностей союзной респуб­ лики, автономий, администра­ тивно-территориальных обра­ зований, на территории кото­ рых депутаты осуществляют свои полномочия. 'В проекте последовательно проводится принцип полного равнаправия депутатов в Со­ вете каждого звена, а также естественное для правового государства требование стро­ ить депутатскую работу в со­ ответствии с законами. Подтверждается и консти-' туционный принцип сочетания депутатской деятельности с выполнением производствен­ ных и служебных обязанностей (статья 4). Что же касается предложения о по.лном или ча­ стичном освобождении от ос-' новной раббты депутатов всех Советов от Верховных до ме­ стных, превращении всех депу­ татов в «профессионалов», то это противоречит самой приро­ де Советов как «работающих корпораций», развитию в них самоуправленческих начал.- Но это, вместе с тем, не отри-, цает возможности сосредото­ чения части депутатов целиком на работе в Верховном Совете, учитывая масштабы и .'объем его деятельности. Особенностью проекта так­ же является его направлен­ ность на 4зазвйтие инициати­ вы. активности депутатов, обе­ спечение широкой возможно- сти свободного выражения мнений при обсуждений и ре­ шении вопросов в Совете, про­ явлении полной самостоятель­ ности в депутатской деятель- В проекте закрепляется и|и.<- рокий круг прав депутатов,; которых не было в прежнем законе. Например, право де­ путата на постановку вопро­ са о доверии составу органов, образованных или ■избранных Советом, и должностным ди­ ко и те права в Совете,, ко- . торые и прежде закреплялись за депутатами, изложены в проекте более детально. Так, статья о депутатском запросе дополнена рядом новых поло­ жений. Дано определение де­ путатского запроса, расширен круг органов, к которым, он может быть обращен. Преду­ смотрено что запрос, . ответ на него % принятое Советом но результатам рассмотрения зап­ роса решение должны публи- коваться. Предупреждением формального отношения к вы­ полнению таких решений. слу­ жит норма на право Совета за­ требовать отчет по данному вопросу -от государственного органа или должностного ли- Установлены и новые права, позволяющие, каждому депу­ тату- проявлять самостоятель­ ность, инициативу и актив­ ность в Совете и его органах. Но означает ли это, что депу­ тат может быть абсолютно независимым в своей деятель­ ности? Конечно, нет. Вся дея­ тельность депутата должна быть прежде всего подчинена воле и наказам избирателей, принятых Советом к исполне- Никто, очевидно, не сомне­ вается в том, что не должно быть никаких преград для сво­ бодного выражения каждым депутатом воли своих' избира­ телей, общественных интере­ сов для законных действий в это.м, налрав.'!енин. Депутат вправе ' выступать как представитель государст­ венной власти (ст. 25). Но] не правы те, кто подчас пытает­ ся представить депутата . эта­ ким властелином, епбеобным нащ'раво и налево раздавать указания и выступать в каче­ стве руководителей ниже­ стоящих Советов. Депутат — член коллегиального предста­ вительного органа власти. Мно; гие полномочия, которыми на­ делены депутаты в- сфере пра­ вотворчества, управления и контроля, осуществляются ими коллек-гивно в интересах всех избирателей! объединяемых со- ответствующи.м Советом. В этой совместной деятель ностй каждый депутат реали зует не только свои права, но и несет обязанности перед Со ветом, призван выполнять- ручения Совета и его органов, соблюдать установленный по.т рядок работы представитель­ ного органа, требования де­ путатской этики. Об этом при­ ходится говорить вновь, пос­ кольку мы уже неоднократно сталкивались с некорректным поведением отдельных депута­ тов, грубыми выходками в ад­ рес тех или иных товарищей. Совет вправе заслушать ин­ формацию депутата о его ра­ боте в Совете, о выполнении решений и поручений Совета • и его органов. Известно, насколько велик объем депутатских Дел и в из-, бирательном округе, или в об­ щественной организации, от которой избран депутат. В деле, посвященном этому воп­ росу, закреплен комплекс прав и обязанностей. В проекте закреплено также право депутата приглашать для участия в приеме граж- д!»н, должностных лиц, государ­ ственных и . общественных ор­ ганов и организаций, которые обязаны направлять для уча­ стия в приеме своих предста­ вителей. Депутаты наделяю'тся пра- . вом проверять по собственной инициативе' . с . привлечением, при необходимости, обществен­ ности и народных контролеров, ставшие им известными факты нарушений законности, прав, интересов .граждан, организа­ ций, проявлений волокиты и бюрократизма, получать необ­ ходимую для этого информа­ цию, требовать от соответст­ вующих органов и должност­ ных лиц устранения наруше- Еше встречаются должйост- ные лица, не выполняющие своих обязанностей перед де­ путатом или препятствующие эффективному осуществлению. его полномочий, представляю­ щие. ему заведомо ложную ин­ формацию, а то и нарушающие гарантии депутатской деятель­ ности. Обращаю ваше внима­ ние на новое положение в статье 7: в подобных случа­ ях .должностные- лица -подле- , жат дисциплинарной ответст­ венности вплоть до освобожде­ ния от должности, либо адми­ нистративной ■ или уголовной ответственности в соответствии с законом. В проекте закрепляются пра­ ва депутата участвовать с со­ вещательным голосом в засе­ даниях нижестоящих Советов и их органов, объединяться в депутатские группы для сов­ местной работы в избиратель­ ных округах, трудовых'коллек- Хотел бы обратить внимание на необходимость установле­ ния основанных на законе вза­ имоотношений депутатов раз­ личных Советов. Высказыва­ лись предложения наделить народных депутатов СССР пра­ вом созыва внеочередных сес­ сий местных Советов в своем округе, правом решающего го­ лоса во всех нижестоящих Со­ ветах, правом «вето» на реше­ ния республиканских ' органов власти и местных СоветоЬ, правом «отлагательного вето» на решения хозяйственных, ис­ полнительных и распорядитель­ ных органов в своем округе и Но все этр несовместимо с принципом полновластия Со­ ветов на еврей территории, и поэтому подЬбные предложе­ ния не могут быть поддержа- Характеризуя обязанности народных депутатов — членов Верховного Совета СССР, хо­ телось бы подчеркнуть важ­ ность их активной работы в ходе сессий Верховного Со­ вета. Так, во время только вто­ рой сессии Верховного .Сове­ та выступил 371 депутат. Де­ путатами внесено 218 предло­ жений и замечаний. Наряду с I положительными тенденциями; в деятельности Верховного Совета вызывает определенное: беспокойство увеличение числа ^депутатов, не посещающих заседания Вер­ ховного Совета; 120 человек регулярно отсутствовали на пленарных заседаниях. На од­ ном из заседаний агорой сес­ сии Верховный Совет не смог принять решение . из-за отсут­ ствия кворума. ‘ Приходится констатировать, что более 70 депутатов не присутствовали почти на по.;о- вине заседаний, а некоторые из них даже не поставили в- известность о причинах свое­ го отсутствия. Также я вынужден отме­ тить, что примерно одна треть' членов комитетов и комиссий палат Верховного Совета СССР не участвует в их засе­ даниях. Товарищи депутаты! Хоте­ лось бы коснуться еще одного вопроса. Вам известно, что Верхов­ ный Совет осуществляет ши­ рокие контакты с зарубежны­ ми парламентами. Это весьма необходимое направление в ра­ боте нашего парламента. В период между первым и вторым Съездами свыше 20 ■делегаций и групп народных ‘ депутатов СССР выезжало за рубеж с официальными мис­ сиями. Вместе с тем следует отметить отсутствие в этом де­ ле надлежащего порядка. Не­ которая часть депутатов осу­ ществляла выезд по частным приглашениям и приглашени­ ям различных зарубежных ор­ ганизаций ' даже во время ра­ боты Верховного Совета СССР на сессиях. При этом некото­ рые депутаты о своих поезд­ ках не ставили известность руководителей комитетов и ко­ миссий палат. Отмечу, что во многих странах вообще в пе­ риод . заседаний -парламентов выезды парламентариев за ру­ беж не, практикуются. Поло­ жение, которое складывается у нас, ненормально. Необходимо упорядочить всю систему зару­ бежных поездок народных де­ путатов СССР. Позвольте привлечь ваше внимание еще к одному воп­ росу. В условиях широкой гласности работы В'.рховного Совета СССР и народных де­ путатов особое значение при­ обретает использование средств ■массовой инфор.мацяи. Сложился такой порядок, что пока только небольшой круг народных депутатов вы­ ступает в печати, по ра.аио и телевидению. Наши избирате­ ли, ' общественность обращают на это внимание. Думаю, что в использовании средств мас­ совой информации должен уча­ ствовать более широкий круг народных- депутатов. ‘ У нас имеется обращение на­ родного депутата Киселева из Камчатской области, который жалуется на областную газе­ ту, не предоставляющую ему возможность для выступлений. Местные средства массовой ин­ формации также должны в со­ ответствии с законами удов­ летворять требования народ­ ных депутатов СССР. Товарищи!_______ : '' Дальнейшее развитие полу­ чили в проекте положения об отчетах депутатов п€1ред изби­ рателями,, о наказах. Уточнен и конкретизирован порядок проведения отчетов, более пол­ но отражен п()инцип гласнос­ ти. Но наиболее существенные изменения коснудись положе­ ний о наказах. По предложению .многих де­ путатов, в проект, закона вклю­ чен’ новый раздел «Организа ПИЯ работы с наказами изби рателей и общественных орга низаций». Первоначально на мечалось, как вы знаете, при нять отдельный закон о Iна казах. Однако в ходе всесто роннего обсуждения многочис ленных вариантов законопроек­ та в комитетах и комиссиях, в рабочих группах, на сессии Верховного Совета признано целесообразным В1ключить ос­ новные положения о наказах в проект Закона СССР о ста­ тусе народных депутатов. Что и сделано. Предлагаемый раздел о на­ казах содержит пять .статей..В них дано определение наказов, >чстанавливаются общие нача­ ла порядка их рассмотрения и выполнения, участ^гя депута­ тов в работе с наказами, обес­ печения гласности. Нельзя не учитывать тот факт, что в ходе прошедшей избирательной кампании по выборам народных депутатов СССР наказы уже даны, по ним принимаются меры. А это, товарищи народные депу­ таты, около 38 тысяч конкрет­ ных'поручений нам с вами, одобренных собраниями изби­ рателей , и общественными ор­ ганизациями. Даются наказы и сейчас, в ходе |развернувшей- ся в стране избирательной кам­ пании по выборам в реапубли- канские и. местные органы вла- Завершаетея проект важным разделом о гарантиях депутат­ ской деятельности — право­ вых, организационных, мате­ риальных. Они существенно обогащены. . В разделе разви­ ваются общие принципы, пре­ дусмотренные в статье 7 «За­ щита прав, чести и достоин­ ства депутата». В разделе немало нового. Это касается, в частности, ос­ вобождения депутатов от .про­ изводственных или служебных обязанностей для выполнения депутатских полномочий, обес­ печения депутатов помещения­ ми для' работы, организацион­ но-техническими средствами, транспортом. Предусмотрены права иметь помощников-сек- ретарей и .общественных по­ мощников, права на получение информации, помощи по пра­ вовым вопросам,, охраны тру­ довых прав депутатов, охра­ ны прав, депутатов из числа военнослужащих и так далее. Значительно расширены ' и конкретизированы также поло­ жения о депутатской неприкос­ новенности. Вопрос об. этом может быть решен исключите­ льно соответствующим Сове- |В соответствии с поручени- ея первого Съезда народных депутатов СССР Верховным Советом СССР подготовлен также проект Закона о поряд­ ке отзыва народного депутата Проект Закона исходит из того, что отзыв — это эффек­ тивная гарантия народовластия, обеспечивающая ответствен­ ность депутата перед избира­ телями. В его признании сос­ тоит од1^о из фундаменталь­ ных отличий советской пред­ ставительной системы от тра­ диционной парламентской. Ко­ митеты Верховного Совета СССР и комиссии палат, раз­ рабатывая этот проект,, счита­ ли, что Закон об отзыве дол­ жен прежде всего гарантиро­ вать права и интересы избира­ телей. В то же время гаран­ тировать депутатов от необос- новайиого возбуждения отзы­ ва, устанавливать взаимную ответственность депутатов и избирателей. __________ Отозванным может быть на­ родный депутат СССР, не оп­ равдавший доверия избирате­ лей или общественной органй- зации. .Мы обстоятельно про­ анализировали все' аргументы «за» и «против» установления в ' Законе подробного перечня оснований отзыва. После мно­ гочисленных' обсуждений ре­ шили подтвердить позицию, зафиксированную в Конститу­ ции СССР, и не конкретизиро­ вать перечень, так как преду­ смотреть все случаи невозмож- Исходным пунктом процеду­ ры отзыва является рассмот­ рение предложений об ’отзыве. В' проекте Закона предусмат­ ривается порядок внесения сог ответствующих ■ .предложений, механизм отзыва, установлены сроки рассмотрения окружны­ ми избирательными комиссий: ми 'ИЛИ избирательными ко­ миссиями по выборам от об­ щественных организаций воп­ росов об отзыве, а также его процедура. , , В ходе работы над проек­ том высказывались пожелания предоставить право возбужде­ ния отзыва непосредственно избирателям округа,,трудовым коллективам, общественным организациям. По нашему мне­ нию, такой подход вызвал бы у народных депутатов, СССР неуверенность в том, чТо при недовольстве даже незначите­ льного числа избирателей мо­ жет. возникнуть необходимость возбуждения вопроса об отзы­ ве депутата. Поэтому проект предусматривает определен­ ные меры, обеспечивающие за­ щиту народного депутата. Правом возбуждения отзы­ ва народного депутата СССР, избранного от территориально­ го или .национально-территори­ ального избирательного окру­ га, наделены конференции из­ бирателей округа или не' ме­ нее десяти процентов избира­ телей округа, подписавщих об­ ращение об отзыве. Эта про­ цедура гарантирует отзыв то­ лько при наличии для этого достаточных оснований и со­ ответствующего решения ок­ ружной избирательной 'комис- Право возбуждения вопроса об отзыве народного депутата СССР, избранного от обпзе- ственной организации,- принад- : лежит съезду, ■конференции, пленуму ее общесоюзного ор- Принципиально важным мо­ ментом является положение статьи 5, предусматривающей, что заклкзчение о законности возбуждения вопроса-об ' от­ зыве дает Центральная изби­ рательная комиссия’ по выбо­ рам народных депутатов СССР. При подтверждении за­ конности возбуждения отзыва назначается проведение .голо­ сования по воппосу об отзы- В проектах расширены пол- номо»1ия избирательных комис­ сий по этим вопросам. Закон СССР о выборах на­ родных депутатов СССР воз­ лагает обязанности по, отзыву на Цент]зальную избиратель­ ную комиссию, а также на окружные избирательные ко­ миссии и избирательные ко­ миссии по выборам народных депутатов ОССЙ’ от обществен­ ных организаций. Но если Центральная избирательная комиссия имеет постоянный статуе, ее Срок полномочий пять лет, то о других комис­ сиях этого в Законе не ска­ зано и они после выборов пре­ кращают свою деятельность. Поэтому в избирательных ок­ ругах н в общественных орга­ низациях в случае пост^упле- ния предложений об отзыве требуется образовывать их Товарищи депутаты! Таковы основные положения проектов законодательных тов, которые были одобрены на заседаниях Верховного Со­ вета СССР, его комитетов. Верховный Совет вносит их на ваше рассмотрение. СО ВСЕХ КОНГИНЕНТОВ ВАШИНГТОН, Прошедшая у берегов Мальты неофициаль­ ная встреча с советским руко­ водителем Михаилом Горбаче­ вым была «исключительно по­ лезной во многих отношени- и «мы полны ■решимости продвигаться вперед» в облас­ ти сокращения обычных воо­ ружений в Европе, заявил в понедельник президент США Джордж Буш в интервью кор­ респондентам запгйных инфор­ мационных агентств, аккреди­ тованных при Белом доме. Глава администрации выра­ зил также надежду на то, что предстоящая летом следующе­ го года встреча в верхах в США позволит заключить аме­ рикано-советское соглашение по ядерным ракетам .большой дальности. По его словам, и США, и СССР хотят закончить этому моменту работу над договором по сокращению вдвое арсеналов стратегических ядерных вооружений. «Поэто­ му, — подчеркнул американс­ кий руководитель, — давайте будем продвигаться вперед с открытыми глазами и сделаеь! ► . И я думаю, что именно это хочет сделать и господин Горбачев», Джордж Буш ука­ зал, что, как он, так ’ и М. С. Горбачев будут добиваться до­ стижения договоренностей по широкому кругу вопросов кон­ троля йад вооружениями, вклю­ чая химические, а также обыч- вооруженные силы в Ев- НЬЮ-ЙОРК. До 8 января будущего года отложен запуск американского космического корабля многоразового исполь­ зования «Колумбия». Об этом, как сообщило агентство ЮПИ, объявлено в космическом цент­ ре имени Кеннеди, откуда осу­ ществляется руководство под­ готовкой и ходом космических полетов." Старт «Колумбии», который ранее уже дважды отклады­ вался, было решено перенести следующий год в связи с рядом все еще нерешенных тех­ нических проблем. ГАВАНА. Фронт националь­ ного освобождения имени Фа- рабундо Марти (ФНОФМ) со­ общил о гибели в бою повстан­ ческого руководителя Никола­ са Солорсайо Санчеса, извест­ ного под псевдонимом Димас Родригес. Он является основа­ телем Народных сил освобож­ дения — одной из ведущих ре­ волюционных организаций Са­ львадора, входящей в состав ФНОФМ. Николас Солорсано Санчес много сил отдал подготовке партизанских кадров, а также выработке, развитию и вопло­ щению в практику политичес­ кой и военной етратегии пов­ станческого движения в Саль­ вадоре,, говорится в переддН- ном по радио заявлении гене­ рального командования ФНОФМ. Во время -столкнове­ ния партизанского отряда с ар­ мейскими подразделениями близ сальвадорской столицы он пал в бою, говорится в не- , •редаче, однако не сообщается очная дата и место его гибе- ПЕКИН. Китай ужесточает пограничный контроль для предотвращения незаконного выезда за пределы страны с по­ мощью поддельных паспортов, визовых документов либо иных других средств. Как зая­ вил журналистам представи­ тель министерства обществен­ ной безопасности КНР, разра­ ботан специальный пакет мер по совершенствованию профес­ сиональной подготовки Китай- . ских пограничников, выездной процедуры, намечается также «активизировать поиск и вы­ явление противоправных эле-, ментов, занимающихся органи­ зацией незаконного выезда из страны». ■ (ТАСС, 19 декабря). ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛБСТВА ПОДДЕРЖАНА (Окончание. Начало на 1-й стр.) ложений н замечаний. Все они были рассмотрены в редакци­ онной-комиссии. От имени комйссии Н. Н. Слюньков обратился к. народ-, ным ,депутатам с просьбой под­ держать проект постановления Перед обсуждением проекта решения по докладу правите­ льства слово' для справки взял депутат В. И. Огарок. Он указал на то, что некото­ рые выступавшие в прениях депутаты из межрегиональной' группы пользо1валясь недосто­ верными цифрами и фактами, на основаиий которых дела­ лись выводы о якобы беопер- спективности предложенного плана. Так, в качестве довода использовались данные об удельном, весе инвестиций в непроизводственную сферу на­ родного хозяйства. С замечаниями' и предложе ниями по проекту постановле ния Съезда,выступили депута ты Э. Г. Козин, А. А. Кал ныньш, В. И. Фнсинин, В. В Каданников, В. И'. Романов А. Ф. Вепрев, К. А. Антанави чюс, Ч. Айтматов, С. А. Цып ляев, А. А, Згерская (Ярошин скаяк А. Н. Бойко, В. И. Ки риллов. А, Н. Саунин, В. Н Чернавин, В. М. Десятой А. И. Чабанов, Л. И. Матю хин, Г. И. Фильшйя, Н. И. Бех, В. С. Петропавловский, М. С. Горбачев сообщил, что для выступления записа­ лись .еще не менее пятидесяти человек. Поступили предложе­ ния прекратить прения и при­ ступить к голосованию, , так как доклад правительства был подробно о^бсужден на Съез­ де и в секциях, внесены кон­ кретные предложения в редак­ ционную комиссию. Резюмируя вжтупления в основных прениях и сегодняш­ ние предложения и замечания, председательствующий ‘ ска­ зал, что выявляются два под­ хода, Первый — поддержать, программу ^ , правительства СССР, второй — принять лро- грамму, к сведению. На рассмотрение депутатов ставятся оба предложения. Депутат Ю. Э. Андреев выд­ вигает' третье предложение, в котором .считает необходимым возвратить программу , прави­ тельству; для переработки и представления ее нового ва­ рианта, а Председателю Сове­ та Министров СССР — при­ нять отставку тех членов пра­ вительства, которые непосред­ ственно ..участвовали в выра­ ботке не , • удовлетворяющей этого депутата программы. С обращением к Съезду вы­ ступил депутат Н. И. Рыжков. При пойменном голосовании Съезд 1532 голосами, против 419, при 44 воздержавшихся поддержал предложенную правительством программу раз­ вития и Оздоровления совет­ ской экономики. Затем под председательст­ вом А. И. Лукьянова депутаты продолжили начатое накануне рассмотрение проекта Закона , о в'несенин изменений и допол­ нений в Конституцию СССР по вопросам избирательной системы. В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ОБКОМА КПСС ИСКАТЬ НОВЫЕ ПОДХОДЫ На очередном заседании идеологической комиссии обкома КПСС, проходившем под председательством секретаря обко­ ма КПСС Р. Е. Злобиной, рассмотрены вопросы о работе уп­ равления народного .образования облисполкома по выполне­ нию решений февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС и об организаторской и политической работе Советского и Ле- • вобережного райкомов партии города Липецка по подготов­ ке к выборам народных депутатов республики и местных Со­ ветов. По первому вопросу была заслушана информация на­ чальника управления народного образования В. Е. Тонких, по второму — первого секретаря Советского райкома пар­ тии В. И. Глотова и секретаря Левобережного райкома пар­ тии Е. М. Першиной. По обсуждавшимся вопросам состоялся широкий обмен мне­ ниями, выработаны конкретные рекомендации. ВНИМАНИЕ — НРАВСТВЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ Почти два года прошло пос­ ле февральского Пленума ЦК КПСС, Как же в нашей обла- ’сти. реализуется его главное требование — поднять на ка­ чественно новую ступень всю систему народного ' образова­ ния? Первые подвижки в ходе школьной реформы имеются. 'На комиссии, в частности, от­ мечалось, что работники уп­ равления народного образова­ ния, райгороно, педагогические коллективы школ и професси­ онально-технических училищ, дошкольных и внешкольных учреждений стали боЛее твор­ чески подходить к поиску но­ вых форм и методов.управлен­ ческой, учебной и воопитатель- ной деятельности. Это требо­ вание .учитываетеГя при оцедке работы педагогических кадров, их аттестации. За последнее время расширилась сеть и ук­ репилась материальная база учебных заведений, внешколь­ ных и дошкольных учрежде­ ний, позитивные перемены про­ изошли в содержании и мето­ дах преподавания, организаций трудового обучения и воспита­ ния школьников. В практику работы школ и профтехучилищ шире стали внедряться демо­ кратические начала во взаимо­ отношениях с учащимися и ро­ дителями, первые практические шаги делают общественные со­ веты школ, а также советы по народному образованию, соз­ данные при райгорисполкомах. Но участники заседания выс­ казали серьезную озабочен­ ность тем, что перестройка на­ родного образования пока идет слишком медленно, а ■прини­ маемые меры и вводимые нов­ шества не всегда приносят же­ лаемые результаты. Вот лишь .несколько примеров на этот счет, которые приводились в ходе обсуждения; — руководители и работни­ ки управления народного обра­ зования мало времени быва­ ют непосредственно на местах, а городах, районах, учебных заведениях; — в ряде мест все еще'при­ нижена ответственность пре­ подавателей школ и профтех­ училищ за качество • знаний, умений и навыков учащихся; пятая часть всех Школь­ ников на сегодняшний день . обучается во вторую смену, много нареканий от родителей поступает на плохую постанов­ ку обучения й воспитания в школах продленного дня; —' имеются серьезные недос­ татки в организации горячего питания учащихся, особенно в городах Грязи й Ельце, в-Из- : малковском районе, В( Дрбров- ском и Тербунском районах за последние два года' уменьши­ лось число посадочных мест в школьных столовых; — за одиннадцать месяцев текущего года почти в поло­ вине районов области возрос­ ла преступность среди учащих- — снизилось чи€ло рабочих мест для учащихся на фермах, в мастерских колхозов и сов­ хозов, сократилось и число оборудованных кабинетов ме­ ханизация сельского хозяйст- 0 серьезных недостатках в деятельности управления на- р!одного образования говорит и то, что в. ряде мест допуска­ ются перекосы в комплектова- /нии учащимися профессиональ­ но-технических училищ, более чем 70 школ области не пол­ ностью укомплектованы педа­ гогическими кадрами. С осо­ бой тревогой подчеркивалась необходимость усиления нрав­ ственного воспитания учащих­ ся. Причем, работа' эта долж­ на вестись каждодневно — и на уроках, и после занятий, и в дни школьных каникул. Выс­ казывалось мнение,- чтобы в каждой школе и профтехучи­ лище имелся бы свой куль­ турно-эстетический комплекс, направленный на формирование основ нравственного воспита­ ния в самом широком смысле слова. Предлагалось, чтобы в этот комплекс непременно включить и практику созда­ ния лагерей труда и отдыха, совершенствование всей шеф­ ской работы учащихся в хо­ зяйствах области, создание, в более широких масштабах школьных цехов и предприя­ тий по ,производству товаров повседневного ойроса и хозяй­ ственного обихода. На, заседании комиссии бы­ ло также рекомендовано, что- . бы преподаватели и студенты, партийные и комсомольские организации Липецкого госу­ дарственного и Елецкого пед­ институтов более четко опре­ делили свое непосредственное участие в оказании школам Об­ ласти конкретной помощи в со­ вершенствовании нравственно­ воспитательной работы в бо­ лее качественном решении про­ блем школьной реформы. В ИНТЕРЕСАХ . ИЗБИРАТЕЛЕЙ Пожалуй, эта мысль была главной при обсуждений вто­ рого вопроса. Правда, в нача­ ле разговора все же нет-нет, а прежние -подходы давали о себе знать. В информациях преобладал «валовый» подход, цифры подавляли суть дел Говорилось, например, что Советском районе в настоя щее время действуют 700> аги таторов, а в Левобережном — 900, называлось число -агит­ пунктов и какая ' наглядная агитация в них имеется, как организовано дежурство и учет -предложений ' избирате­ лей, есть ли план работы и как выполняется и т. д. Атрибутика предвыборная, традиционная. Но ведь это еще не работа. О правоте т а - . кого сомнения (особенно сей­ час, на первом этапе предвы­ борной кампании) говорит про­ стой факт; в агитпунктах лю­ дей практически не бывает. Значит, надо искать иные под­ ходы в агитационно-политиче­ ской работе. Разумеется, агитпункты нуж­ ны, и они должны играть свою роль на протяжении всей пред­ выборной ' кампании. Но на каждом ее отрезке надо хорошо продумы;вать формы и методы работы. Практика говорит, что избиратели хоро­ шо откликаются на приглаше ния принять участие во ветре че с информа;ционно-пропаган дистскйми группами, в соста ве которых партийные I вехские работники, юристы, представители правоохрани­ тельных органов, Медицины, службы быта и коммунально­ го хозяйства. Секрет прост в этом случае можно получить консультацию по любому из новых законов или найти пу­ ти решения волнующих соци­ ально-бытовых проблем. В Советском и Левобереж­ ном районах хорошо за])€ко- мендовали себя клубы избира­ телей, дни открытого письма и другие популярные формы массовой работы. Их эффек­ тивность измеряется конкрет­ но; если избиратели приходят «на огонек» ~ значит, инте- Разумеется, новые хлопоты у работников агитпунктов яач- .нутся после регистрации кан­ дидатов в депутаты. И сейчас, отмечалось на заседании ко­ миссии, надо больше быть сре­ ди избирателей, особенно уси­ лить работу по месту житель­ ства. Ведь идет формирование будущего депутатского кор­ пуса, и очень важно, чтобы при выявлении I кандидатов как можно полнее и шире учесть мнение о них различных кате­ горий населения. Разносторон­ няя информация поможет бОг лее объективно и правильно вести в последующе.м агита­ цию, а избирателям сделать окончательный выбор, отдать свои голоса за истинных при­ верженцев перестройки и об­ новления нашей жизни. Было рекомендовано, чтобы более четко, определили роль средатв массовой информации в. обеспечении >ласности на протяжении всего предвыбор­ ного марафона.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz