Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
) декабря 1989 г., № 290 (18 587) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ДОКЛАД Р. Н. НИША НОВА (Окончание, Начало на 1-й стр.) ки Съезд мог бы поручить Верховному Совету СССР при нять его в самое ближайшее Другой проект по этому ' же вог.росу представлен народным депутатом СССР Оболенским. По мнению комитетов по воп росам законодательства, за конности и правопорядка и по ;юпросам работы Советов на родных депутатов, развития у^оравления и самоуправления, он ^нуждается в-очень серьез ной доработке и оказался не готовым к обсуждению. Как было отмечено -на сов местном заседании указанных комитетов и, в частности, на- ■родными, депутатами Хмурой, Травкиным и другими, целый ряд положений проекта вольно или невольно ориентирует на формирование новой команд но-административной систе мы в липе уже народных де путатов СССР, создание усло вий для необоснованного вме шательства. в деятельность раз.чичных органов. Так, пред лагается наделить народного депутата СССР правом приос танавливать .распоряжения, приказы должностных лиц в случае их противоречия зако- ' ну с немедленным исполнением . или письменных предписаний депутата,, и .да,же правом при сутствовать на допросах обви няемых на любой стадии след ствия и выражать при этом свое особое мнение. Некото рые положения проекта нап равлены на- со.здание условий для особого и привилегирован ного положения народного де путата .СССР, что неприемле мо в -условиях перестройки нашей общественной жизни. Тем не менее ряд разум ных положений ■проекта депу тата Оболенского могут быть рассмотрены и использованы при доработке Закона СССР о статье народных депутатов Хотел бы более- подробно . остановиться на основных по ложениях проектов законода- т^ьных актов, определяющих статус народного депутата в СССР и других вопросах, свя занных с депутатской ’деятель- . ностью. Прежде всего хотелось от метить, что необходимость единого. Закона', определяюще го статус народных депутатов в СССР, на основе которого суверенные республики смогут принять и республиканские законы, если они сочтут это возможным, о народных депу татах Советов различных звеньев вытекает прежде всего из единства системы Советов в шашей стране. Законодатель ное регулирование деятельно сти всех депутатов требует также и то. что депутат в своей практической работе вступает во взаимоотношения с должностными лицами и ор ганизациями, имеющими ■самое . различйое подчинение;, .местное, республиканасое, союзное. По этому отношения депутатов со всеми должностными лицами и "организациями должен и мо жет определить только Закон Союза ССР. Не.^8я не учитывать и -то, что в деятельности депутатов имеются вопросы, которые нужно решать одинаково в каждой союзной реоп^^лике (например, вопросы об охране трудовых прав депутатов, об их неприкосновенности, мате риально-финансовой о-беспе- ченности и т. д.).‘ Накойед, вряд ли можно до пустить, чтобы и полномочия депутатов в прннц,иле были различными в разных союзных республиках. Все отмеченные положения . дают возможность признать необходимым, чтобы ■принци пы содержания организации и деятельности народного депу тата . определялись в едином Законе СССР о статусе н^род- ,. ных депутатов в СССР. Народный депутат сегодня — главная фигура в Советах народных депутатов. И очень важно полно и точно опреде лить в Законе статус депута тов. их права и обязанности 30 взаимоотношениях ' с Сове том,. с избирателями, госу дарственными и обществен ными организациями, должно стными лицами. Представлен- - ные проекты призваны решить эти задачи. Разрабатывая их, Верховный Совет СССР исхо- ' дил из ленинских представле ний о Советах как орг'анах под линного народовластия. Товарищи депутаты! Ушли в прошлое времена, когда депутаты, формально окруженные почетом и уваже нием,, на деле были лишь па радным фасадом администра тивно-командной системы. В ходе революционного ’ об новления нашего общества, на чатого в апреле 1985 года, мы избавляемся от тяжелого нас ледия прошлого, деформаций в системе власти и можем ска зать, что сегодня депутаты Со ветов с периферии политиче ского процесса вышли на аван сцену современной ■политиче ской жизни. В то же время резко повы силась требователБность изби рателей, всего общества к де путатам и Советам, в целом, к действенности их решений. Депутаты должны стать дей ствительно полномочными и ответственными представите лями народа, что определяют нормы Закона. Статус депутата включает в себя не только права, но и обязанности, не только полно мочия, но и ответственность и. конечно, гарантии депутатской деятельности. Первоначальный вариант проекта «Закона о статусе на родных депутатов в СССР», подготовленный научными ра ботниками Института совет ского ■государственного строи тельства и законодательства и Московского государственно го университета, а также спе циалистами на основе обобще ния предложений народных де- • путатов, был направлен каж дому из вас. Он обсуждался во всех комитетах и постоян ных комиссиях палат. Дваж; ды проект обсуждался Вер ховным Советом СССР. В результате такой серьез ной работы непосредственно в Верховном Совете СССР зако нопроект был заметно усовер шеиствован. В него было вне- ' сено много изменений, допол нений и уточнений, а также редакционных поправок. Предложенный вам проект представляет собой как бы основы законодательства в данной сфере, устанавливает основополагающие демок,ра_- тические начала депутатской деятельности и ее важнейшие гарантии. При его подготовке мы ис ходили из того, что непремен ным -условием возрождения' полновластия Советов являет ся инициативное участие каж дого депутата в осуществле нии Советами их властных полномочий. » В представленном проекте отражено общее в статусе де путатов всех звеньев Советов. Особенности статуса народных -депутатов СССР будут опре делены, разумеется, исходя как из общего Закона о статусе народного депутата в СССР, так и с учетом положений регламента Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР и других зако нов, определяющих деятель ность народнйх депутатов Еще раа? хотелось бы под черкнуть, что статус народных депутатов союзных и автоном ных республик, местных Сове тов может быть развит сами ми республиками на основе Конституции СССР и союзных республик в рамках общих на чал, установленных союзным Законом о статусе депутатов Проект сохраняет преемст венность с действующим Зако ном СССР р статусе народных депутатов в СССР, включает проверенные на практике и оправдавшие себя 'нормы де путатской деятельности. В -то же время необходимо подчерк нуть, что статус народного депутата значительно обога тился, отражая новую практи ку и требование времени,' В преамбуле и разделе про- . екта «Общие положения» дает ся современная характеристика социально-политических и', за конодательных основ, то есть главных ориентиров .депутат ской деятельности. Уточняют ся и приоритеты интересов, которыми должны руководст воваться депутаты. Это преж де-всего интересы народа. Де путат должен отражать и за щищать интересы -избирателей, следовать их наказам, а не просто учитывать их запросы. Депутат должен исходить из учета экономических, культур ных, национальных и иных особенностей союзной респуб лики, автономий, администра тивно-территориальных обра зований, на территории кото рых депутаты осуществляют свои полномочия. 'В проекте последовательно проводится принцип полного равнаправия депутатов в Со вете каждого звена, а также естественное для правового государства требование стро ить депутатскую работу в со ответствии с законами. Подтверждается и консти-' туционный принцип сочетания депутатской деятельности с выполнением производствен ных и служебных обязанностей (статья 4). Что же касается предложения о по.лном или ча стичном освобождении от ос-' новной раббты депутатов всех Советов от Верховных до ме стных, превращении всех депу татов в «профессионалов», то это противоречит самой приро де Советов как «работающих корпораций», развитию в них самоуправленческих начал.- Но это, вместе с тем, не отри-, цает возможности сосредото чения части депутатов целиком на работе в Верховном Совете, учитывая масштабы и .'объем его деятельности. Особенностью проекта так же является его направлен ность на 4зазвйтие инициати вы. активности депутатов, обе спечение широкой возможно- сти свободного выражения мнений при обсуждений и ре шении вопросов в Совете, про явлении полной самостоятель ности в депутатской деятель- В проекте закрепляется и|и.<- рокий круг прав депутатов,; которых не было в прежнем законе. Например, право де путата на постановку вопро са о доверии составу органов, образованных или ■избранных Советом, и должностным ди ко и те права в Совете,, ко- . торые и прежде закреплялись за депутатами, изложены в проекте более детально. Так, статья о депутатском запросе дополнена рядом новых поло жений. Дано определение де путатского запроса, расширен круг органов, к которым, он может быть обращен. Преду смотрено что запрос, . ответ на него % принятое Советом но результатам рассмотрения зап роса решение должны публи- коваться. Предупреждением формального отношения к вы полнению таких решений. слу жит норма на право Совета за требовать отчет по данному вопросу -от государственного органа или должностного ли- Установлены и новые права, позволяющие, каждому депу тату- проявлять самостоятель ность, инициативу и актив ность в Совете и его органах. Но означает ли это, что депу тат может быть абсолютно независимым в своей деятель ности? Конечно, нет. Вся дея тельность депутата должна быть прежде всего подчинена воле и наказам избирателей, принятых Советом к исполне- Никто, очевидно, не сомне вается в том, что не должно быть никаких преград для сво бодного выражения каждым депутатом воли своих' избира телей, общественных интере сов для законных действий в это.м, налрав.'!енин. Депутат вправе ' выступать как представитель государст венной власти (ст. 25). Но] не правы те, кто подчас пытает ся представить депутата . эта ким властелином, епбеобным нащ'раво и налево раздавать указания и выступать в каче стве руководителей ниже стоящих Советов. Депутат — член коллегиального предста вительного органа власти. Мно; гие полномочия, которыми на делены депутаты в- сфере пра вотворчества, управления и контроля, осуществляются ими коллек-гивно в интересах всех избирателей! объединяемых со- ответствующи.м Советом. В этой совместной деятель ностй каждый депутат реали зует не только свои права, но и несет обязанности перед Со ветом, призван выполнять- ручения Совета и его органов, соблюдать установленный по.т рядок работы представитель ного органа, требования де путатской этики. Об этом при ходится говорить вновь, пос кольку мы уже неоднократно сталкивались с некорректным поведением отдельных депута тов, грубыми выходками в ад рес тех или иных товарищей. Совет вправе заслушать ин формацию депутата о его ра боте в Совете, о выполнении решений и поручений Совета • и его органов. Известно, насколько велик объем депутатских Дел и в из-, бирательном округе, или в об щественной организации, от которой избран депутат. В деле, посвященном этому воп росу, закреплен комплекс прав и обязанностей. В проекте закреплено также право депутата приглашать для участия в приеме граж- д!»н, должностных лиц, государ ственных и . общественных ор ганов и организаций, которые обязаны направлять для уча стия в приеме своих предста вителей. Депутаты наделяю'тся пра- . вом проверять по собственной инициативе' . с . привлечением, при необходимости, обществен ности и народных контролеров, ставшие им известными факты нарушений законности, прав, интересов .граждан, организа ций, проявлений волокиты и бюрократизма, получать необ ходимую для этого информа цию, требовать от соответст вующих органов и должност ных лиц устранения наруше- Еше встречаются должйост- ные лица, не выполняющие своих обязанностей перед де путатом или препятствующие эффективному осуществлению. его полномочий, представляю щие. ему заведомо ложную ин формацию, а то и нарушающие гарантии депутатской деятель ности. Обращаю ваше внима ние на новое положение в статье 7: в подобных случа ях .должностные- лица -подле- , жат дисциплинарной ответст венности вплоть до освобожде ния от должности, либо адми нистративной ■ или уголовной ответственности в соответствии с законом. В проекте закрепляются пра ва депутата участвовать с со вещательным голосом в засе даниях нижестоящих Советов и их органов, объединяться в депутатские группы для сов местной работы в избиратель ных округах, трудовых'коллек- Хотел бы обратить внимание на необходимость установле ния основанных на законе вза имоотношений депутатов раз личных Советов. Высказыва лись предложения наделить народных депутатов СССР пра вом созыва внеочередных сес сий местных Советов в своем округе, правом решающего го лоса во всех нижестоящих Со ветах, правом «вето» на реше ния республиканских ' органов власти и местных СоветоЬ, правом «отлагательного вето» на решения хозяйственных, ис полнительных и распорядитель ных органов в своем округе и Но все этр несовместимо с принципом полновластия Со ветов на еврей территории, и поэтому подЬбные предложе ния не могут быть поддержа- Характеризуя обязанности народных депутатов — членов Верховного Совета СССР, хо телось бы подчеркнуть важ ность их активной работы в ходе сессий Верховного Со вета. Так, во время только вто рой сессии Верховного .Сове та выступил 371 депутат. Де путатами внесено 218 предло жений и замечаний. Наряду с I положительными тенденциями; в деятельности Верховного Совета вызывает определенное: беспокойство увеличение числа ^депутатов, не посещающих заседания Вер ховного Совета; 120 человек регулярно отсутствовали на пленарных заседаниях. На од ном из заседаний агорой сес сии Верховный Совет не смог принять решение . из-за отсут ствия кворума. ‘ Приходится констатировать, что более 70 депутатов не присутствовали почти на по.;о- вине заседаний, а некоторые из них даже не поставили в- известность о причинах свое го отсутствия. Также я вынужден отме тить, что примерно одна треть' членов комитетов и комиссий палат Верховного Совета СССР не участвует в их засе даниях. Товарищи депутаты! Хоте лось бы коснуться еще одного вопроса. Вам известно, что Верхов ный Совет осуществляет ши рокие контакты с зарубежны ми парламентами. Это весьма необходимое направление в ра боте нашего парламента. В период между первым и вторым Съездами свыше 20 ■делегаций и групп народных ‘ депутатов СССР выезжало за рубеж с официальными мис сиями. Вместе с тем следует отметить отсутствие в этом де ле надлежащего порядка. Не которая часть депутатов осу ществляла выезд по частным приглашениям и приглашени ям различных зарубежных ор ганизаций ' даже во время ра боты Верховного Совета СССР на сессиях. При этом некото рые депутаты о своих поезд ках не ставили известность руководителей комитетов и ко миссий палат. Отмечу, что во многих странах вообще в пе риод . заседаний -парламентов выезды парламентариев за ру беж не, практикуются. Поло жение, которое складывается у нас, ненормально. Необходимо упорядочить всю систему зару бежных поездок народных де путатов СССР. Позвольте привлечь ваше внимание еще к одному воп росу. В условиях широкой гласности работы В'.рховного Совета СССР и народных де путатов особое значение при обретает использование средств ■массовой инфор.мацяи. Сложился такой порядок, что пока только небольшой круг народных депутатов вы ступает в печати, по ра.аио и телевидению. Наши избирате ли, ' общественность обращают на это внимание. Думаю, что в использовании средств мас совой информации должен уча ствовать более широкий круг народных- депутатов. ‘ У нас имеется обращение на родного депутата Киселева из Камчатской области, который жалуется на областную газе ту, не предоставляющую ему возможность для выступлений. Местные средства массовой ин формации также должны в со ответствии с законами удов летворять требования народ ных депутатов СССР. Товарищи!_______ : '' Дальнейшее развитие полу чили в проекте положения об отчетах депутатов п€1ред изби рателями,, о наказах. Уточнен и конкретизирован порядок проведения отчетов, более пол но отражен п()инцип гласнос ти. Но наиболее существенные изменения коснудись положе ний о наказах. По предложению .многих де путатов, в проект, закона вклю чен’ новый раздел «Организа ПИЯ работы с наказами изби рателей и общественных орга низаций». Первоначально на мечалось, как вы знаете, при нять отдельный закон о Iна казах. Однако в ходе всесто роннего обсуждения многочис ленных вариантов законопроек та в комитетах и комиссиях, в рабочих группах, на сессии Верховного Совета признано целесообразным В1ключить ос новные положения о наказах в проект Закона СССР о ста тусе народных депутатов. Что и сделано. Предлагаемый раздел о на казах содержит пять .статей..В них дано определение наказов, >чстанавливаются общие нача ла порядка их рассмотрения и выполнения, участ^гя депута тов в работе с наказами, обес печения гласности. Нельзя не учитывать тот факт, что в ходе прошедшей избирательной кампании по выборам народных депутатов СССР наказы уже даны, по ним принимаются меры. А это, товарищи народные депу таты, около 38 тысяч конкрет ных'поручений нам с вами, одобренных собраниями изби рателей , и общественными ор ганизациями. Даются наказы и сейчас, в ходе |развернувшей- ся в стране избирательной кам пании по выборам в реапубли- канские и. местные органы вла- Завершаетея проект важным разделом о гарантиях депутат ской деятельности — право вых, организационных, мате риальных. Они существенно обогащены. . В разделе разви ваются общие принципы, пре дусмотренные в статье 7 «За щита прав, чести и достоин ства депутата». В разделе немало нового. Это касается, в частности, ос вобождения депутатов от .про изводственных или служебных обязанностей для выполнения депутатских полномочий, обес печения депутатов помещения ми для' работы, организацион но-техническими средствами, транспортом. Предусмотрены права иметь помощников-сек- ретарей и .общественных по мощников, права на получение информации, помощи по пра вовым вопросам,, охраны тру довых прав депутатов, охра ны прав, депутатов из числа военнослужащих и так далее. Значительно расширены ' и конкретизированы также поло жения о депутатской неприкос новенности. Вопрос об. этом может быть решен исключите льно соответствующим Сове- |В соответствии с поручени- ея первого Съезда народных депутатов СССР Верховным Советом СССР подготовлен также проект Закона о поряд ке отзыва народного депутата Проект Закона исходит из того, что отзыв — это эффек тивная гарантия народовластия, обеспечивающая ответствен ность депутата перед избира телями. В его признании сос тоит од1^о из фундаменталь ных отличий советской пред ставительной системы от тра диционной парламентской. Ко митеты Верховного Совета СССР и комиссии палат, раз рабатывая этот проект,, счита ли, что Закон об отзыве дол жен прежде всего гарантиро вать права и интересы избира телей. В то же время гаран тировать депутатов от необос- новайиого возбуждения отзы ва, устанавливать взаимную ответственность депутатов и избирателей. __________ Отозванным может быть на родный депутат СССР, не оп равдавший доверия избирате лей или общественной органй- зации. .Мы обстоятельно про анализировали все' аргументы «за» и «против» установления в ' Законе подробного перечня оснований отзыва. После мно гочисленных' обсуждений ре шили подтвердить позицию, зафиксированную в Конститу ции СССР, и не конкретизиро вать перечень, так как преду смотреть все случаи невозмож- Исходным пунктом процеду ры отзыва является рассмот рение предложений об ’отзыве. В' проекте Закона предусмат ривается порядок внесения сог ответствующих ■ .предложений, механизм отзыва, установлены сроки рассмотрения окружны ми избирательными комиссий: ми 'ИЛИ избирательными ко миссиями по выборам от об щественных организаций воп росов об отзыве, а также его процедура. , , В ходе работы над проек том высказывались пожелания предоставить право возбужде ния отзыва непосредственно избирателям округа,,трудовым коллективам, общественным организациям. По нашему мне нию, такой подход вызвал бы у народных депутатов, СССР неуверенность в том, чТо при недовольстве даже незначите льного числа избирателей мо жет. возникнуть необходимость возбуждения вопроса об отзы ве депутата. Поэтому проект предусматривает определен ные меры, обеспечивающие за щиту народного депутата. Правом возбуждения отзы ва народного депутата СССР, избранного от территориально го или .национально-территори ального избирательного окру га, наделены конференции из бирателей округа или не' ме нее десяти процентов избира телей округа, подписавщих об ращение об отзыве. Эта про цедура гарантирует отзыв то лько при наличии для этого достаточных оснований и со ответствующего решения ок ружной избирательной 'комис- Право возбуждения вопроса об отзыве народного депутата СССР, избранного от обпзе- ственной организации,- принад- : лежит съезду, ■конференции, пленуму ее общесоюзного ор- Принципиально важным мо ментом является положение статьи 5, предусматривающей, что заклкзчение о законности возбуждения вопроса-об ' от зыве дает Центральная изби рательная комиссия’ по выбо рам народных депутатов СССР. При подтверждении за конности возбуждения отзыва назначается проведение .голо сования по воппосу об отзы- В проектах расширены пол- номо»1ия избирательных комис сий по этим вопросам. Закон СССР о выборах на родных депутатов СССР воз лагает обязанности по, отзыву на Цент]зальную избиратель ную комиссию, а также на окружные избирательные ко миссии и избирательные ко миссии по выборам народных депутатов ОССЙ’ от обществен ных организаций. Но если Центральная избирательная комиссия имеет постоянный статуе, ее Срок полномочий пять лет, то о других комис сиях этого в Законе не ска зано и они после выборов пре кращают свою деятельность. Поэтому в избирательных ок ругах н в общественных орга низациях в случае пост^упле- ния предложений об отзыве требуется образовывать их Товарищи депутаты! Таковы основные положения проектов законодательных тов, которые были одобрены на заседаниях Верховного Со вета СССР, его комитетов. Верховный Совет вносит их на ваше рассмотрение. СО ВСЕХ КОНГИНЕНТОВ ВАШИНГТОН, Прошедшая у берегов Мальты неофициаль ная встреча с советским руко водителем Михаилом Горбаче вым была «исключительно по лезной во многих отношени- и «мы полны ■решимости продвигаться вперед» в облас ти сокращения обычных воо ружений в Европе, заявил в понедельник президент США Джордж Буш в интервью кор респондентам запгйных инфор мационных агентств, аккреди тованных при Белом доме. Глава администрации выра зил также надежду на то, что предстоящая летом следующе го года встреча в верхах в США позволит заключить аме рикано-советское соглашение по ядерным ракетам .большой дальности. По его словам, и США, и СССР хотят закончить этому моменту работу над договором по сокращению вдвое арсеналов стратегических ядерных вооружений. «Поэто му, — подчеркнул американс кий руководитель, — давайте будем продвигаться вперед с открытыми глазами и сделаеь! ► . И я думаю, что именно это хочет сделать и господин Горбачев», Джордж Буш ука зал, что, как он, так ’ и М. С. Горбачев будут добиваться до стижения договоренностей по широкому кругу вопросов кон троля йад вооружениями, вклю чая химические, а также обыч- вооруженные силы в Ев- НЬЮ-ЙОРК. До 8 января будущего года отложен запуск американского космического корабля многоразового исполь зования «Колумбия». Об этом, как сообщило агентство ЮПИ, объявлено в космическом цент ре имени Кеннеди, откуда осу ществляется руководство под готовкой и ходом космических полетов." Старт «Колумбии», который ранее уже дважды отклады вался, было решено перенести следующий год в связи с рядом все еще нерешенных тех нических проблем. ГАВАНА. Фронт националь ного освобождения имени Фа- рабундо Марти (ФНОФМ) со общил о гибели в бою повстан ческого руководителя Никола са Солорсайо Санчеса, извест ного под псевдонимом Димас Родригес. Он является основа телем Народных сил освобож дения — одной из ведущих ре волюционных организаций Са львадора, входящей в состав ФНОФМ. Николас Солорсано Санчес много сил отдал подготовке партизанских кадров, а также выработке, развитию и вопло щению в практику политичес кой и военной етратегии пов станческого движения в Саль вадоре,, говорится в переддН- ном по радио заявлении гене рального командования ФНОФМ. Во время -столкнове ния партизанского отряда с ар мейскими подразделениями близ сальвадорской столицы он пал в бою, говорится в не- , •редаче, однако не сообщается очная дата и место его гибе- ПЕКИН. Китай ужесточает пограничный контроль для предотвращения незаконного выезда за пределы страны с по мощью поддельных паспортов, визовых документов либо иных других средств. Как зая вил журналистам представи тель министерства обществен ной безопасности КНР, разра ботан специальный пакет мер по совершенствованию профес сиональной подготовки Китай- . ских пограничников, выездной процедуры, намечается также «активизировать поиск и вы явление противоправных эле-, ментов, занимающихся органи зацией незаконного выезда из страны». ■ (ТАСС, 19 декабря). ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛБСТВА ПОДДЕРЖАНА (Окончание. Начало на 1-й стр.) ложений н замечаний. Все они были рассмотрены в редакци онной-комиссии. От имени комйссии Н. Н. Слюньков обратился к. народ-, ным ,депутатам с просьбой под держать проект постановления Перед обсуждением проекта решения по докладу правите льства слово' для справки взял депутат В. И. Огарок. Он указал на то, что некото рые выступавшие в прениях депутаты из межрегиональной' группы пользо1валясь недосто верными цифрами и фактами, на основаиий которых дела лись выводы о якобы беопер- спективности предложенного плана. Так, в качестве довода использовались данные об удельном, весе инвестиций в непроизводственную сферу на родного хозяйства. С замечаниями' и предложе ниями по проекту постановле ния Съезда,выступили депута ты Э. Г. Козин, А. А. Кал ныньш, В. И. Фнсинин, В. В Каданников, В. И'. Романов А. Ф. Вепрев, К. А. Антанави чюс, Ч. Айтматов, С. А. Цып ляев, А. А, Згерская (Ярошин скаяк А. Н. Бойко, В. И. Ки риллов. А, Н. Саунин, В. Н Чернавин, В. М. Десятой А. И. Чабанов, Л. И. Матю хин, Г. И. Фильшйя, Н. И. Бех, В. С. Петропавловский, М. С. Горбачев сообщил, что для выступления записа лись .еще не менее пятидесяти человек. Поступили предложе ния прекратить прения и при ступить к голосованию, , так как доклад правительства был подробно о^бсужден на Съез де и в секциях, внесены кон кретные предложения в редак ционную комиссию. Резюмируя вжтупления в основных прениях и сегодняш ние предложения и замечания, председательствующий ‘ ска зал, что выявляются два под хода, Первый — поддержать, программу ^ , правительства СССР, второй — принять лро- грамму, к сведению. На рассмотрение депутатов ставятся оба предложения. Депутат Ю. Э. Андреев выд вигает' третье предложение, в котором .считает необходимым возвратить программу , прави тельству; для переработки и представления ее нового ва рианта, а Председателю Сове та Министров СССР — при нять отставку тех членов пра вительства, которые непосред ственно ..участвовали в выра ботке не , • удовлетворяющей этого депутата программы. С обращением к Съезду вы ступил депутат Н. И. Рыжков. При пойменном голосовании Съезд 1532 голосами, против 419, при 44 воздержавшихся поддержал предложенную правительством программу раз вития и Оздоровления совет ской экономики. Затем под председательст вом А. И. Лукьянова депутаты продолжили начатое накануне рассмотрение проекта Закона , о в'несенин изменений и допол нений в Конституцию СССР по вопросам избирательной системы. В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ОБКОМА КПСС ИСКАТЬ НОВЫЕ ПОДХОДЫ На очередном заседании идеологической комиссии обкома КПСС, проходившем под председательством секретаря обко ма КПСС Р. Е. Злобиной, рассмотрены вопросы о работе уп равления народного .образования облисполкома по выполне нию решений февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС и об организаторской и политической работе Советского и Ле- • вобережного райкомов партии города Липецка по подготов ке к выборам народных депутатов республики и местных Со ветов. По первому вопросу была заслушана информация на чальника управления народного образования В. Е. Тонких, по второму — первого секретаря Советского райкома пар тии В. И. Глотова и секретаря Левобережного райкома пар тии Е. М. Першиной. По обсуждавшимся вопросам состоялся широкий обмен мне ниями, выработаны конкретные рекомендации. ВНИМАНИЕ — НРАВСТВЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ Почти два года прошло пос ле февральского Пленума ЦК КПСС, Как же в нашей обла- ’сти. реализуется его главное требование — поднять на ка чественно новую ступень всю систему народного ' образова ния? Первые подвижки в ходе школьной реформы имеются. 'На комиссии, в частности, от мечалось, что работники уп равления народного образова ния, райгороно, педагогические коллективы школ и професси онально-технических училищ, дошкольных и внешкольных учреждений стали боЛее твор чески подходить к поиску но вых форм и методов.управлен ческой, учебной и воопитатель- ной деятельности. Это требо вание .учитываетеГя при оцедке работы педагогических кадров, их аттестации. За последнее время расширилась сеть и ук репилась материальная база учебных заведений, внешколь ных и дошкольных учрежде ний, позитивные перемены про изошли в содержании и мето дах преподавания, организаций трудового обучения и воспита ния школьников. В практику работы школ и профтехучилищ шире стали внедряться демо кратические начала во взаимо отношениях с учащимися и ро дителями, первые практические шаги делают общественные со веты школ, а также советы по народному образованию, соз данные при райгорисполкомах. Но участники заседания выс казали серьезную озабочен ность тем, что перестройка на родного образования пока идет слишком медленно, а ■прини маемые меры и вводимые нов шества не всегда приносят же лаемые результаты. Вот лишь .несколько примеров на этот счет, которые приводились в ходе обсуждения; — руководители и работни ки управления народного обра зования мало времени быва ют непосредственно на местах, а городах, районах, учебных заведениях; — в ряде мест все еще'при нижена ответственность пре подавателей школ и профтех училищ за качество • знаний, умений и навыков учащихся; пятая часть всех Школь ников на сегодняшний день . обучается во вторую смену, много нареканий от родителей поступает на плохую постанов ку обучения й воспитания в школах продленного дня; —' имеются серьезные недос татки в организации горячего питания учащихся, особенно в городах Грязи й Ельце, в-Из- : малковском районе, В( Дрбров- ском и Тербунском районах за последние два года' уменьши лось число посадочных мест в школьных столовых; — за одиннадцать месяцев текущего года почти в поло вине районов области возрос ла преступность среди учащих- — снизилось чи€ло рабочих мест для учащихся на фермах, в мастерских колхозов и сов хозов, сократилось и число оборудованных кабинетов ме ханизация сельского хозяйст- 0 серьезных недостатках в деятельности управления на- р!одного образования говорит и то, что в. ряде мест допуска ются перекосы в комплектова- /нии учащимися профессиональ но-технических училищ, более чем 70 школ области не пол ностью укомплектованы педа гогическими кадрами. С осо бой тревогой подчеркивалась необходимость усиления нрав ственного воспитания учащих ся. Причем, работа' эта долж на вестись каждодневно — и на уроках, и после занятий, и в дни школьных каникул. Выс казывалось мнение,- чтобы в каждой школе и профтехучи лище имелся бы свой куль турно-эстетический комплекс, направленный на формирование основ нравственного воспита ния в самом широком смысле слова. Предлагалось, чтобы в этот комплекс непременно включить и практику созда ния лагерей труда и отдыха, совершенствование всей шеф ской работы учащихся в хо зяйствах области, создание, в более широких масштабах школьных цехов и предприя тий по ,производству товаров повседневного ойроса и хозяй ственного обихода. На, заседании комиссии бы ло также рекомендовано, что- . бы преподаватели и студенты, партийные и комсомольские организации Липецкого госу дарственного и Елецкого пед институтов более четко опре делили свое непосредственное участие в оказании школам Об ласти конкретной помощи в со вершенствовании нравственно воспитательной работы в бо лее качественном решении про блем школьной реформы. В ИНТЕРЕСАХ . ИЗБИРАТЕЛЕЙ Пожалуй, эта мысль была главной при обсуждений вто рого вопроса. Правда, в нача ле разговора все же нет-нет, а прежние -подходы давали о себе знать. В информациях преобладал «валовый» подход, цифры подавляли суть дел Говорилось, например, что Советском районе в настоя щее время действуют 700> аги таторов, а в Левобережном — 900, называлось число -агит пунктов и какая ' наглядная агитация в них имеется, как организовано дежурство и учет -предложений ' избирате лей, есть ли план работы и как выполняется и т. д. Атрибутика предвыборная, традиционная. Но ведь это еще не работа. О правоте т а - . кого сомнения (особенно сей час, на первом этапе предвы борной кампании) говорит про стой факт; в агитпунктах лю дей практически не бывает. Значит, надо искать иные под ходы в агитационно-политиче ской работе. Разумеется, агитпункты нуж ны, и они должны играть свою роль на протяжении всей пред выборной ' кампании. Но на каждом ее отрезке надо хорошо продумы;вать формы и методы работы. Практика говорит, что избиратели хоро шо откликаются на приглаше ния принять участие во ветре че с информа;ционно-пропаган дистскйми группами, в соста ве которых партийные I вехские работники, юристы, представители правоохрани тельных органов, Медицины, службы быта и коммунально го хозяйства. Секрет прост в этом случае можно получить консультацию по любому из новых законов или найти пу ти решения волнующих соци ально-бытовых проблем. В Советском и Левобереж ном районах хорошо за])€ко- мендовали себя клубы избира телей, дни открытого письма и другие популярные формы массовой работы. Их эффек тивность измеряется конкрет но; если избиратели приходят «на огонек» ~ значит, инте- Разумеется, новые хлопоты у работников агитпунктов яач- .нутся после регистрации кан дидатов в депутаты. И сейчас, отмечалось на заседании ко миссии, надо больше быть сре ди избирателей, особенно уси лить работу по месту житель ства. Ведь идет формирование будущего депутатского кор пуса, и очень важно, чтобы при выявлении I кандидатов как можно полнее и шире учесть мнение о них различных кате горий населения. Разносторон няя информация поможет бОг лее объективно и правильно вести в последующе.м агита цию, а избирателям сделать окончательный выбор, отдать свои голоса за истинных при верженцев перестройки и об новления нашей жизни. Было рекомендовано, чтобы более четко, определили роль средатв массовой информации в. обеспечении >ласности на протяжении всего предвыбор ного марафона.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz