Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Пролетарии вс ех стран, соединяйтесь! ОШНСКОЕШАМЯ Орган Липецкого областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов 72-й г©||.| издания Среда, 20 декабря 1989 г. № 290 (18 587) Цена Ш нов. ГОТОВИМСЯ к ВЫБОРАМ п о ВЕЛЕНИЮ СЕРДЦА На Лшецком трубном за воде проходят собращя по вьщвнжёнию кандидатов в депутаты местных Советов. Отличие нынешией предвы борной кампании в том, что на собраниях трудовых кол- лейтивов участков и цехов предприятия царит дух под линного демократизма. Р а бочие, инженерно-техничес кие работники . называют имена кандидатов не по указ ке сверху и не по «анкет ным данным»., а по веле-. ниш сердца. Активно прошло собрание по выдвижению кандидатов в городской Совет народных депутатов в цехе ванн. В чи сле тех, кого выдвинул кол лектив, оказались слесарь- гидравлик И. В. Костин, сле сарь-наладчик И. А. Боча ров и механик А. П. Ролду- Каждбго из них хорошо знают на заводе. К приме ру, Игорь Алексаидрович Бочаров зарекомендовал се бя как человек, способный отстаивать интересы лентива на любых уровнях. Большой эрудицией, зна нием жизни-отличается дру гой кандидат — Игорь Ва лентинович Костин. Спокой ный, рассудительны1|, уве ренный в работе — такие отзьты можно было услы шать о нем на собрании. Высоко отзывались при сутствующие и о молодом рабочем Андрее Петровиче Ролдугинё. Грамотный нрр- жзводственник, подающий бо льшие, надежды , рационали затор, общительный, отзыв чивый человек. Задача перед собравшими ся была нелегкой. И товари щи отдали предпочтение И. В. Костину. В. ЗДОРОВ, внешт. корр. «ЛЗ». ЕДИНОДУШНОЕ ПРИЗНАНИЕ Состоялось собрание пред ставителей трудовых коллек тивов совхозов «Луч» и «Ма- евка» по выдвижению кан дидата в народные депутаты РСФСР по национально-тер риториальному округу № 53. Собрание открыл директор совхдаа «Маевка» В. И. Ми ленин, Он предоставил сло во механизатору-свекловоду В. П. Пахомову. — Я вношу предложение выдвинуть кандидатом в йа- Дродные депутаты. — сказал В. П. Пахомов, — секретаря ЦК КПСС Ю. А. Манаенко- ва. Мы знаем Юрия Алек сеевича, вся жизнь его про шла в наших краях, о на ших крестьянских нуж'дах он знает не понаслышке. Многие изменения на селе мы справедливо связьшаем сегодня с Ю. А Манаенко- Свекловод особо остано вился на этапе работы кан дидата в качестве первого секретаря Липецкого обко ма КПСС. Механизатора поддержал директор совхоза «Луч» В, Е. Кондрашин, ко торый. особо отметил дело вые, организато,рские спо собности Ю, А. Манаенкова, говорил о нем как о челове ке отзьшчивом, справедли вом, у которого слово не расходится с делом. Канди датуру Ю, А . ' Манаенкова поддержали бригадир совхо за «Луч» А. В. Пашков, главный агроном М. В, Ов чинников, ^ водитель Ю. М. Чукардин. зоотехник совхо за .«Маевка» Н. В. Голубе- вак первый секретарь рай кома КПСС С. Б. Доровской. Собрание единодушно про- голоёовалб за выдвижение кандидатом в народные де путаты РСФСР по Липецко му национально-территори альному округу № 53 сек ретаря ЦК КПСС Ю. А. Ма- На предвыборное собраине в локомо- тивншн депо станции Елец пришли пос ланцы всех цехов, чтобы назвать своего кандидата в народные депутаты РСФСР. Были выдвинуты три кандндатуфы: сле сарь цеха профилактики А. И. Черни ков, машноняст тепловоза О. Г. Горсков н старпгай мастер ремонтного цеха В. И. Грунин. Хотя коллектив депо большой, но ло- К 0 М 0 ТН 81 ЦИК 0 В все знают хорошо, в том числе и Олега Георгиевича Горскова. Товарищи подчеркивали, что он трид цать лет назад пришел сюда ко.чегаром на паровоз, стал первоклассным маши нистом. Честен, принщшиален. О нем в основном и шел разговор на собрании. Выдвинули кандидатом в народные депутаты РСФСР О. Г. Горскова. НА СНИМКАХ: идет собрание; вы ступает мапшнист тепловоза С. Ю. Ка- -ташников; О. Г. Горсков. Фото В. ДУРНЕВА ФОРМИРУЯ ДЕПУТАТСКИЙ КОРПУС В работе Советов все больше утверждаются демокра тические начала. Под знаком их проходит нынешняя яз- бнрательная кампания, призванная вывести работу Ср- ветов на качественно новую ступень подлинного н все объемлющего народовластия. Об этом беседа нашего кор респондента с заместителем председателя Елецкого рай исполкома Б. А Петровым. , — Евгений АлексанДоо- вич, в последнее время не мало говорится о необходи мости полнее учитывать на выборах мнение самих ,нз- бирателей, о недопустимости «силового» давления. Надо ли это понимать так, что ньшешние выборы будут не столь заорганизованы, как прежде? — Абсолютно верно. Тем не менее, устраниться от выдвижения кандидатов — допустить большую ошиб ку: ведь нет гарантии, что при таком- подходе в Совет не попадут случайные люди, все преимущества которых лишь в том, ЧТО они удовлет воряют чьим-то личным (а отнюдь не общественным!) интересам. Такой Совет, будь он нзбран, раздирался бы, как -В известной басне И. А. Крылова «Лебедь, Рак и ГЦука», противоречиями: казкдый тянул бы его в свою сторону. Иное дело — Со вет. состоящий из едшюмыш- ленников. При этом едино мыслие понимаю не как. одц- наковомыслие во всех част ных вопросах, а как безус ловную приверженность об-' щему делу — перестройке. Именно с этих позйций под ходят сельские и районные Советы к выдвижению кан дидатов в депутаты. — Каковы же критерии? — Их много. О честности, порядочности, . компетентно сти. я не говорю: и в преж ние времена эти качества были необходимыми для на родного избранника. Но по явилось и нечто новое. Че го скрывать: независимые, ершистые люди раныпе не пользовались особой симпа тией аппарата: трудно таки ми командовать. Выбор, ес тественно, останавлшался ча ще всего на более удобных, покладистых. Но сейчаю, когда на смену командным принципам управления при ходят демократические, сим патии меняются быстро, и; думаю, выражу не, только свое ■мнение, если сказку: смотрят, чтобы у человека, кроме своей позиции, был еще и оиределенный вкус к общественной деятельности. — Не сузит ли это чис ло кандидатур? — Не исключено, что где- то будет и .одна: это не иротиврречит Закону о вы- бо.рах. Но вообще стремим-, ся к тому^ чтобы на казкдый мандат претендовало по нес кольку кандидатов: это об щая позиция райкома КПСС, исполкома райсовета. Огра ничений в численности ни каких. — А каковы лично отно ситесь к выдвижению кан дидата по месту жительства? На прошлых выборах каж дый такой факт рассматри вался как ЧП... — Что и говорить: непри- вычйо! Но, думается, в па нику впадать не след.ует, не все плохо, что де.тается впер вые. Но допустим худшее: кандидатом выдвш1ут дема гог, ищущий дешевой попу лярности, или человек экст ремистских взглядов. Но ведь только «выдвину:^: впереда выборы, и толвкь,: они покажут, кто станет де-' путатом. Так неужели, имея^ в своем распоряжении мощ ный пропагандистский аппа рат, не выиграть этого боя (если нам его навящут)?/ — Увы, в прошлые выбо ры мы не раз становились свидетелями, мш-во говоря, неэффективной работы наших агитаторов... — Согласен. Но кого это по-настоящему заботи-то: ведь выборы, по сути, явля лись беспроигрышными? Те перь, в условиях конкурен ции личностей, платформ, все обстоит, по-иному. При райисполкомё, например, создана специальная группа Ее задача --- составление со циального паспорта по каж ДОМУ избирательному окру ту. Такой паспорт — неза менимое пособие для канди дата при выработке его из бирательной платформы: Аги тационно - пропагандистский центр создан при райкоме — Надеетесь ли вы, ч' результате выборов будут созданы боевые, работоспо собные Советы, которым по плечу решение непростых во просов местного самоуправ ления? — Убежден в этом, че не стоило бы начинать пе- перестройку в Советах. Опроектахзаконодательныхактов,определяющихстатуенародныхдепутатовССР идругие вопросы, связаные с депутатской деятельностью Доклад Р, Н, НИШАНОВЛ на втором Съезде народных депутатов СССР Выполняя поручение первого Съезда народных депутатов ^ (СССР, Верховный Совет СССР ^^носит на ваше рассмотрение проект Закона СССР «О стату се народных депутатов в СССР» й/другие законопроек ты, относящиеся к депутатской деятельности. ' В результате дискуссии по поводу проекта повестки дня второго Съезда народных де путатов СССР Съезд, как вы знаете, постановил рассмот реть не только проект Закона СССР о статусе народных де путатов в СССР, другие воп росы, связанные с депутат ской деятельностью, но и про ект законодательного >акта, определяющего статтс народ ных депутатов СССР. Как и ожидалось, наиболь шую активность мнО'Гие депу таты проявили вокруг проекта Закона. СССР о статусе на родного депутата СССР. По этому вопросу были получены многочисленные ' индивидуаль ные и групповые предложения. Всё они, бет исключения, са мым внимательным образом рассматривались в рабочих группах, комитетах и комисси ях Верховного Совета. На са мом заключительном этапе были получены два альтерна тивных проекта этого акта. Один из них подготовлен народными депутатами Левы- кйным, Лубенченко, Себенпо- вым и поддержан двенадцатью другими народными депутата ми, в их числе Рыжовым, Бол дыревым, Евтушенко, Курта- шиным, Казанннком, Филыый- ным, Яблоковым; Этот проект рекомендован комитетами к рассмотрению. .После доработ- (Окончание на 3-й стр.) ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОДДЕРЖАНА в Кремле продолжил.работу второй Съезд народных депу- татб1 СССР. Утреннее заседание 19 де кабря проходило под предсе дательством М. С. Горбачева; Депутаты приступили ж об суждению проекта востановле няя Съезда «О мерах по оздо ровлению экономики, этапах экономической реформы и НА ВТОРОМ СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР пршщипиальных подходах к разработке тринадцатого пя тилетнего плана». Слово предоставляется пред седателю редакционной комис сии Н. Н. Слюнькову. , Оя подчеркнул, что доклад правительства на Съезде, развернувшаяся диркуссия на нем привлекли внимание всей .страны. В дсжладе, в выступ лениях народных - депутатов дан не только критичеокиа анализ нынешнего экономичес кого положения, но и внесе но много конструктивных предложений, реализаций кото рых позволит выработать чет кую, конкретную программу действий. ' ^ Обсуждение всех доклада проходило демокра тично, в условиях широкой гласности, сопоставления раз ных точек зрения^ мнений и Подходов, продолжал предсе датель комиссии. Народные де путаты высказались за реши тельные меры, по оздоровлению потребительского рынка на ос нове увеличения производства товаров народного потребле ния.. резкого сокращения сударетвенных расходов, пре одоления дефицита бюджета, строгого режима экономии во всех сферах народного хозяй ства. Внесено более 1200 пред- (Окончание на 3-й стр.) ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕПУТАТА МАНАЕНКОВА Ю. А., СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС Уважаемые товарищи депу таты! В докладе Анатолия Ивановича Лукьянова дано обоснование иеобхоДимостй вне сения изменений и дополнений в Основной Закон страны по вопросам избирательной сис темы. Главная цель поправок состоит в том, чтобы усовер шенствовать эту систему, уг лубить ее демократизм, от крыть простор республикам са мостоятельно определять раз личные стороны избирательно го процесса, оптимизировать условия, в которых народная инициатива могла бы прояв ляться наиболее полно и сво бодно. Этим задачам соответ ствуют заложенные в законо проекте возможности ркпуб- лик самим решать вопросы о судьбе окружных предвыбор ных собраний. Республики те перь сами определяются, как здесь быть. Расширены воз можности молодежи, права выдвижения кандидатов в на родные депутаты предоставле- 1е только трудовым кол лективам, но и-коллективам высш.их и средних специальных учебн.Ых заведений. Последние, известно, включают в се- 1 педагогов, и студентов." Имеется целый ряд других из менений и дополнений, которые затрагивают 15 статей Консти- т^шии страны. Редакционная комиссия с привлечением ученых-юристов, специалистов в области кон ституционного права внимате льно изучила замечания и предложения, которые содер жатся в выступлениях и за писках 72 народных депута тов. Обмен мнениями на вто- гессни Верховного" Совета СССР, на настоящем Съезде, народных депутатов, их об щая тональность свидетельст вуют о том, что предполагае мые изменения Ко'нституции страны назрели, более того, частично уже реализуются а союзных республиках. Комис- я поддерживает эти подхо- I. Вместе с тем, опираясь на депутатские предложения, ре дакционная комиссия считает необходимым вцести ряд уточ нений в законопроект. Его текст вам роздан, что осво бождает. меня от необходимо сти оглашения редакционных замечаний. Остановлюсь лишь на наиболее значительных по ложениях. Вы, вероятно, обратили вни мание на то, что в статье 89 Конституции СССР Советы ав тономных областей и округов называются сразу же за Вер ховными Советами автономных республик. Мы считаем, что эта мера будет опособство- вать укреплению статуса и повышению авторитета авто номных областей и округов. Статью 95 Конституции пред лагается уточнить, изложив ее следующим образом: «Вы боры народных депутатов про водятся по одномандатным многомалдатным избирате льным округам на основе все общего равного и прямого из бирательного права при тай ном голосовании. Часть народ ных депутатов Союза ССР, а также, если это прёдусмотре- конституциями республик, часть народных депутатов со юзных и автономных респуб лик избирается от обществен ных организаций». Вы помните, что такое пред ложение' внесли депутаты Не- умывакин, Ангаяов, Клочков, Венедиктов. Гуськова, депута- >1 (5т Казахстана и Белорус- ш и многие другие. В конституционном законода^ тельстве ряда союзных рес публик уже сейчас предусмат ривается избрание народных депутатов непосредственно от общественных организаций. Мнения, которые прозвучали здесь, на Съезде, а также сов ременное конституционное ре гулирование союзных респуб лик являются достаточно серь езными факторами, которые мы не имеем права не учитывать при рассмотрении изменений и дополнений Конституции стра ны. Комиссия не видит смыс ла еще раз повторять те гочисленные аргументы, кото рые высказывались «за» и «про тив» представ-ительства от об- щеетвеиных организаций. При всех условиях работа Съезда народных депутатов свидетель ствует и о плюсах, и о мину- подобной практики. Про должая линию на расщирение ' самостоятельности республик, видимо, нецелесообразно ус танавливать единый возраст для кандидатов в народные депутаты. Действующая Кон ституция Сощза ССР исходит из того, что народным депута том может быть избран граж-- д^нин СССР в возрасте 18 лёт. Предлагаемые изменения позволяют республикам повы шать возраст — кое-где это' уже сделано. Однако комиссия считает, что возрастная план ка не ’ должна подниматься слишком высоко, чтобы не ли шить Советы, особенно мест ные, притока молодых, све- И последнее уточнение из этого ряда. Обратите, пожа луйста, внимание на часть 5 статьи 100, В предлагаемой ре дакции она позволяет пред приятиям, организациям и от дельным гражданам оказы вать финансовое содейетвие выборам. Тем самым фактиче ски закрепляется сложившая ся практика. Но вместе с тем следует подчеркнуть, что Кон-. ституция СССР фиксирует при этом очень важные, условия. Фонд будет единым, и распо ряжаться им будут не канди- , даты в депутаты, а соответст вующие избирательные комис сии. Фонд призван обеспе чить равные условия для каж дого кандидата, поэтому гражданин, который доброволь но передает свои средства в единый фонд, не вправе, ука зывать конкретного кандидата, избирательную кампанию ко-, торого он поддерживает. Товарищи, обостренное вни мание общества, народных де путатов вызывают также пра вовые вопросы собственности, земельных отношений, статуса социалистического предприя тия, налоговой политики, ру ководства экономикой, раз граничения компетенции меж ду Союзом ССР и' республика ми и другие. Законопроекты по этим вопросам находятся в разной степени готовности. В них предусматриваются прин ципиально новые подходы к решению тех или иных проб лем, которые затрагивают раз делы Основного Закона стра ны об ' экономической и поли тической системах, националь но-государственном устройст ве Союза ССР. Возиикают противоречия между содержа нием законопроектов , и соот ветствующими положениями Конституции страны. Как поступить в создавшей ся ситуации? Ждать принятия новой Конституции СССР? Но на ее разработку -нужно' вре мя, а перестроечные процессы, потребность перемен уже сту чатся в дв?рь. .Михаил Сер геевич Горбачев, выступая на декабрьском (1989 г.) Плену-, ме ЦК КПСС, обратил внима ние на возможность решения, которое мы уже использовали применительно к избирательной системе. Верховный Совет СССР одобрил проект консти туционных изменений по это му вопросу, на основе котот рых республики развернули соответствующую работу. Данный • прецедент мы мо жем использовать и в целях ускорения принятия важней ших ' законопроектов по дру гим актуальным проблемам, ко торые, уже назывались. По.это- му в части 2 зако.нолроек'1а предлагается дать поручение Верховному Совету СССР на принятие законов, предлагаю щих внесение изменений и до полнений в Конституцию стра- Прошу обратить внимание и на заключительную часть про екта. В ней Съезд мог бы дать поручение конституцион ной комиссии в первоочеред ном порядке детально прора ботать вопросы об изменении ряда положений действующей Конституции СССР, посвящен ных политической и экономи ческой системам и националь но-государственному устрой ству СССР. Проработать с учетом предложений, внесен ных народными депутатами, а на очередном Съезде мы мог ли бы их рассмотреть. Комиссия также сообщает, что многие замечания и пред- , ложения народных депутатов лишь частично вошли в пред-' ложенный проект или пред ставляют интерес для после дующей работы. Так, депутат Масалиев высказался за уста новление фиксированной квоты представительства рабочих и кпестьян в высших органах . власти Союза ССР и союзных республик. Это предложение аргументируется в первую оче редь тем фактом, что во вре мя прошедшей избирательнсЩ кампании мало рабочих и крестьян было избрано' народ ными депутатами СССР. За мечание справедливое, хотя, скажем прямо, фиксированная квота в Конституции СССР оз начала бы, по существу, уста новление разнарядки социаль ных параметров депутатского корпуса. Вместе с тем члены комиссии полагают, что рес публики, совершенствуя свое законодательство, могли бы более глубоко проработать эту проблему. Особенно важно ее- решение для малочисленных народов. Депутаты Рыбаков и Дави- тулиани предлагают устано вить в части 2 статьи 91 пра вило о том, ,чтр председатели Советов должны избираться путем Прямых вы б о р о в ,то есть непосредственно населе нием. Комиссия в данном в( росе исходит из того, что большинстве республик преду сматривается избрание предсе дателей самими Советами " родных депутатов, но вполне .^возможно избрание их и селением.' Новая редакция сти 2 статьи 91 Конституции СССР позволяет реализовать это предложение. Депутат Цыпляев, некото рые другие депутаты предла гают \'ка.зать. что выборы на родных депутатов проводятся по территориальным и нацио нально-территориальным олно- .мандатным и многомандатным избирательным округам, имея в виду недопустимость, с их точки зрения, производствен ных избирательных округов. Как вы знаете, большинство республик приняли в сиоих конституциях порядок прове дения выборов ■ именно ' по территориальнььм округам - как наиболее соответствующим при роде Советов как органов влас ти на определенных территсГ- риях, органов территориально го самоуправления. Вместе с тем в неI^^торыx республиках в порядке эксперимента преду смотрено проведение выборов по производственным и.збира- тельным округам, И комиссия считает нецелесообразным пре пятствовать республикам в по исках путей развития, избира тельной системы. С рядом предложений комис-' сия не могла согласиться. В частности, депутаты Крутов и Стадник предлагают устано вить, что гражданин СССР не может быть избран более чем в один Совет народных депу татов. Комиссия считает, что возможность избрания гражда нина депутатом двух Советов имеет немаловажное значение для обеспечения представитель ства в высших органах влас ти СССР, союзных •и автояом- ных республик, а также :месг- ных. Советов Это имеет суш,е- ствениое значение с точки эре-' ния демократических принци пов построения нашей (}>едера- Депутаты Грязин,' Шличите, Белозерцев и некоторые дру гие предложили исключить из статьи 96 упоминание о неуча стии в выборах лиц, находя щихся в местах лишения сво боды с санкции прокурора, и оставить лишь указание, о не участии в выборах лиц, нахо дящихся в местах лишения сво^ боды по М(решению суда. Этот вопрос обсуждался еще на вто рой сессии Верховного Совета' Союза ССР. По нему приня то суждение — наша комис сия не изменяла редакции предложенной Верховным Со ветом. Заключение под стра жу в период .следствия явля ется изоляцией человека от общества и лишает его факти ческой возможности участво вать в политической жизни Кроме того, сами условия за ключения под стражу опреде лены уголовно ' процессуаль ным законодательством и не могут толковаться произволь- Дотутаты Цалко. Медведев, Ерохин считают; что наряду с руководителями ведомств не могут быть депутатами и и.х заместители. Но по Конститу ции должностное лицо не 'мо жет, быть депутатом. того Со вета, который избрал или наз начил его на соответствующую должность. Заместители руко водителей органов управления не входят в круг таких лиц. Вместе с тем комиссия пола гает, что этот вопрос представ- .пяет интер^ и заслуживает детального изучения. Депутаты Цой, Доронина и ряд других настаивают на том, чтобы часть 3 статьи 100, гла сящая о возможности вклю чения в избирательные бюлле тени любого числа кандидатов, была дополнена указанием о ТОМ; что число кандидатов не может быть -меиее двух. Ко миссия понимает стремление этих депутатов усилить гараш тин состязательности в про цессе выборов. Однако с уче том сложившейся практики нельзя исключить случаи, ког-. да В 'тех или иных округах, в особенности по выборам в ме стные Советы, избирателями будет выдвинут лишь один кандидат. И это не должно служить, по нашему мнению, препятствием для проведения выборов.. Ряд предложений об изме нении и дополнени« Конститу ции касается самых различ ных вопросов нашего избира тельного. законодательсгва, правового статуса' депутатов, прав кандидатов в депутаты, взаимоотношений между депу татами и населением. Многие ■из этих предложений пред ставляют безусловный инте рес, бднако они не имеют .пря мого отношения к рассматри ваемым вопросам. Вместе с тем комиссия считает, что они должны быть учтены в соот ветствующих актах текущего законодательства, в особенно сти в законодательствах о вы борах, о статусе депутатов и других. .Часть предложений мы передадим коиституционной ко- ■миссин'. Товарищи! Революционное преобразование требует быст рых и в то же время проду манных решений. Предлагае мый вариант их принятия от вечает потребностям и духу времени. Утверди'в его, мы от кроем для Верховного Совет а широкие возмо'жиости форми рования нашего законодатель- • ства, следовательно, откроем .10Ш);шятельныс возможности для более бысгрогр продвижз- . ння аперед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz