Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
19 д е к а б р я 1989 г., ^9 289 (18 5 86 ) Л Е НИ Н С К О Е З НАМЯ Обсуждаем проект Закона СССР ЗЕМЛЮ-КРЕСТЬЯНАМ Встречаясь с В. Н / Шаран диным, ветераном председа- тельсйого корпуса, руководи телем крупнейшего в Измал- ковском районе колхоза «Россия», мы частенько спо рили на одвд и ту же тему; можно ля организовать' кресжжнское хозяйство? ВозьНут ли крестьяне зем- — Нет, не возьмут! — ка тегорично говорил он. ■— З а чем? Ведь на своей земле «горбить» надо от зари до зари. И неизвестно, то ли с доходом будешь, то ли про- . горишь. Милое дело — кол хоз: отработал овое — худо- бедно, а заработок есть. При урожае, и про запас ос танется. Да и то сказать, не кому брать землю-то... Нас тоящих крестьян, -чтобы вкус к ней .име.чи, считай, не осталось. Разговоры только 0!дни! В последнем Василий Ни колаевич, безусловно; прав: ' до последнего времени все споры о земле в нашей стра не были праздным занятием. Раз и навсегда, казалось, бы- . ло отрублено; земля принад- .Чежит государству, которое передает ее в бессрочное по льзование колхозам и совхо зам. Все! Точка! 'Но перестройка и тут вне сла свои коррективы. Вер ховный Совет СССР принял в первом чтении проект З а кона о зе.мле, опубликован ный ныне для всенародного • обсуждения. И в нем чита ем: «Земля является неотъ. емлемым достоянием народа, проживающего на данной тер ритории... Правомочия по рас поряжению землей осущест вляют Советы народных де путатов, которые предостав ляют земельные участки . в пожизненно наследуемое вла дение, пользование или арен ду гражданам; в коллектив ное владение, пользование или аренду государственным, кооперативным и обществен ным предприятиям, учрежде ниям и организациям...» Ины ми словами, то. что раньше бьио пустыми; мечтания1ми, ныне реально 'обещает стать действительностью. Споры о земле, однако, не утихают, наоборот, становят ся яростнее, выплескиваясь на газетные страницы и эк раны телевизоров. Выяви лись две абсолютно разные точки зрения. Сторонники од ной (в основном известные экономисты, действующие арендаторы и кооператоры) .ут^рждают:' надо бьютрее (каждый год промедления тут, якобы, чуть ли не пре ступление) раздавать землю в личное владение. Сторон ники др.угой (тут особенно выделяются руководители хозяйств, специалисты агро- прома) призывают не торо питься: колхозы и совхозы ' пока, плохо ли хорошо, но кормят страну. ' ‘ - Где истина? Прав Шараядин: люди в большинстве своем отучились работать на земле.' Насиль ственная коллективизация, голод и репрессии тридца тых—сороковых годов выр вали из рядов крестьянства миллионы лучших его пред ставителей, в немалой сте пени деформировали его В пожизненное наследуемое вла.аение земдя пре доставляется гражданам СССР для ведения кресть янского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества и удовлетворения других нужд. (Из проекта Основ Законодательства ; Союза ССР и союзных республик о зе.мле).. нравственность и традиции. Исп'равный, хозяйственный мужик лишь недавно пере стал быть в главах народа (да и то не всего) куркулем и потенциальным противни-' ком Советской власти. Зато пустозвоны, не имеющие н и . , кола, ни двора, да и не со бирающиеся. их заводить (у нас-де, потребности скром ные. нам ничего не нужно), до сих по'р еще пользуются кое^де репутацией бескоры стных тружеников. Понятно, что оплата от колеса для них, что манна небесная; вы росло что или нет — им все равно, лишь бы заплатили! А т.ут еще исконные беды сельской глубинки --- бездо рожье. малочисленность школ, клубов, больниц, скуд нейший ассортимент мага зинов... ■ И все же, здоровые силы на селе, несмотря на все ис пытания,' вьшавшие на его долю, остались, причем не столь уж в малом количеот' ве; велико, знать, очистите льное, созидающее воздейст вие природной среды, веко вых устоев народной жиз ни. Реалии нашего дня- — хозрасчет и самофинаноиро'- ваяие, арендные отношения и подряд, демо1кратизация и гласность —- буквально вско лыхнули их. зарядили дол гожданной энергией. За примерами не надо да леко ходить. В той же «Рос сии» все стали свидетелями зарождения нового типа про изводственных подразделе ний — подрядной, а затем арендной бригады. Ее руКо- во'дитель, М: П: Логачев, до того мало кому известный в районе, прославился на всю область высокими показате лями: Здесь же появилась и первая семейная ферма, ко торую обслуживают муж и жена Савенковы. Уж их-то больше не соблазнишь бес печной, но малооплачиваемой роботой в «традиционном» коллективе. Зарабатьшая те пер ь в несколько раз боль ше прежнёго (что производи тельность, что привесы 1В семейном звене невиданные), Савенковы собираются ку пить новый дом. автомобиль «Волга». А ведь когда-то, как и их односельчане,' они довольствовались малым: да'- вал о себе знать, как ска зали бы социологи, предел • потребностей. Для многих он, этот €1ре;дел, казался непре одолимой преградой, не рас шевелишь, мод, людей, если , им ничего не надо. И вот мы видим, преграды как та ковой нет: дай крестьянину вьюокий заработок, дай вов- можность отоварить его, что, пожалуй, еще важнее перво го, и он гору свернет. — А где заработать хоро шо как не в своем хозяйст ве? —■ скорее, утверждал, чем спрадгавал, главный зоо техник колхоза имени. Дзер жинского, что в том же Из- малноиском районе, М. Б. Крюков, — Чего скрывать, у нас на каж;дого работаю щего по учетчику и контро леру — попробуй их всех обработай! А арендатор, фер мер сам себе и работник, и учетчик, и консультант: ни кто у него под ногами не пу тается, ни с кем не нужно делить зарплату. Дай воз можность — первый возьму землю! Но одно должно быть гарантировано: закон назад не повернется. О том же. о стабильности законов, толковал и другой мой знакомый — механиза тор из долгоруковского кол хоза имени Кирова С, И. Рассказов. Он вместе со сво ими братьями и другими род ственниками обрабатьшает полторы тькячи гектаров земли на' условиях внутри хозяйственной аренды. Но я знаю; он, с большим удо- вольствиём перешел бы на крестьянское хозяйство, будь для этого , необходимые усг ловия. Тогда не пришлось бы делиться ему п р ^ы л ью с НО.ТХОЗОМ, который нынче снимает пенки с арен|даторс- ких доходов, практически не ударяя .пальцем о палец. Не пришлось бы и ставить в за висимость свои планы от на мерений хозяйства.:.' Выходит, есть, есть кому брат.ь землю! А ссылки на отсутствие желающих, дума ется, не более, чем отговор ка, стремление выдать же лаемое за действительность. Откуда оно, это стремле- Что касается аппарата аг- р01про.ма (а ег-о работники, по жалуй, активнее других воз ражают против передачи земли Советам, а от них — крестьянам), то подоплека ег'о дейстаий видна, как на 'ладони: боязнь остаться не V дел. С руководителями хо зяйств, по,добными в, Н. Ша рандину, дело сложнее. И.м (большинству, во всяком слу чае) ответственности, делови тости не занимать. И' боли за зе.млю - тоже. Вот эта боль и многолетний опыт не позволяют им делать столь решительный шаг; ведь не исключено, что попадет зем ля в случайные руки. Легко понять их опасения: ломать не строить. Но за дадимся вопросом, почему обязательно ломать? Разве не называет проект Закона в числе будущих владельцев и пользователей земли: госу дарственные, кооперативные и общественные предприя тия? А ведь, что''такое кол хоз, как не кооператив? |Да, административная система подмяла, его под себя, во многом лишила самостоятель ности.. Но в том не вина, а беда колхоза, стонущего под властью разбухшего и все продолжающего увеличи ваться аппарата. Сделай его .минимальным, предоставь колхозу самому планировать производство (при сохране нии госзаказа на важнейшие виды продукции) и распреде лять доходы, и он, уже дос- тато:Чно окрепший на путях хозрасчета и подряда (рен табельность производства в «России», как и во многих других хозяйствах области, превышает сорок процентов), еще более укрепится в ус ловиях аренды, обеспечит зажиточную жизнь своим И даже совхоз — детище административной системы, опирающийся на единонача лие, в условиях правового гбсударстеа получает возмож ности для эффективного и де,мократичного ведения хо зяйства. Иное дело — реа лизует ли он их на практи ке. Если реалрфует, то кто захочет уйти из такого хо зяйства, подвергнуть себя риску конкуренции и само- выживаемости на своей зем ле? Если же не реализует тогда ~ да, другого пути, как завести свою ферму, у крестьянина нет. Но. спрашивается, из ка ких фондов выделять землю всем тем, кто , захочет ее взять? Думается, для этого надо предусмотреть возмож ность выделения земель за счет колхозов и совхозов При этом Советам предостав лять землю не всем подряд а лишь тем, кто имеет про фессиональные навыки веде ния сельского хозяйства (один из членов семьи — обязательно механизатор) или диплом сельскохозяйст венного техникума и. вуза. Всем остальным землю от давать лишь после обучения на специальных курсах (как в Швеции)^и сдачи экзаме на. Это претора,дит доступ к земле всякого рода сл!учай- ным людям, лк»бителям длин ного рубля и т. п.' ■ Ну, а если желающих хо зяйствовать самостоятельно со временем окажется очень много, и выделенной для этой цели земли не хватит? Тогда, как представляется, главным арг.ументом при вы боре владельцев и пол.ьзова- телей земли .может стать эф фективность производства. Сумеет колхоз, совхоз удер жаться на достаточно высо ком уровне .— ничто ему не грозит. Не сумеет . — Совет вправе изъять у него зем лю и передать крестьянско.му хозяйству. Сохранять и впредь убыточные хозяйст ва — значит, никогда не на полнить прилавки наших ма газинов продовольственны ми товара-ми, не решить про- .6ламы возрождения села. А без этого сорвется вся, пере стройка, на котор.ую возла гается так много на,деж.я... А. КОЛЯДОВ, соб. корр. «Леюшского знамени». СУДЬБАПЕРЕСТРОЙКИ-В НАШИХРУКАХ ^ (Окончание. _ Начало на 1-й стр.) . ным проблемам. Секретарь пла новой и бюджетно-финансовой комиссии предложил создать группу экспертов из.депутатов и разработать меры, которые позволят довести эту цифру до . 10—12 процентов, Высказавшись за одобрение программы правительства, де путат Р. X. Хабибуллин отме тил, что в докладе фактически обойдено вниманием одно из кардинальных направлений — научно-технический прогресс. Первый секретарь Башкирского ■ обкома КПСС считает необхо димым разработать сис'(ему мер, открывающих простор ' Н’ГП. Нужен закон, подчерк нул выступающий, предуемат- (зивагощий развитие научно-те хнического прогресса как само го приоритетного направления народнохозяйственной деятель ности. От имени народных де путатов Ът Башкирии он внес предложевия; поручить, Совми ну подготовить проект аакона, содержащего комплекс мер, реально стимулирующих кол- - лективы предприятий и науч ных учреждений внедрять дос-' • . тйжения науки и техники в производство; . внести законо проект на обсуждение ве сенней сессии Верховного Со вета СССР; утвердить этот за кон на III Съезде народных депутатов СССР. Депутат А. К. Орлов выра зил согласие с главными эта пами предложенной правитель ством реформы экономики. Ес ли кто-то из нас и говорит се годня категоричное «нет» наме чаемым мерам, подчеркнул он, то это отнюдь не ' ' касается стратегии достижения цели, а лишь тактики наших действий. Однако наша уверенность в реальности намеченных -мер не должна, по мнению детутата, привести к еамоусшжое'нию. Одно из главных препятствий на пути к успеху реформы — инерционная комаадно-админ»' стративная система — должно, в этих зюловиях находиться под пристальным контролем высшего законодательного ор гана. Оратор предложил в, свя зи с этим Верховному Совету СССР оперативно контролиро’- вать поэтапное проведение пра вительством реформы и соз дать для этого чрезвычайную комиссию экспертов. Он выска-' зался также ■ за то, чтобы Съезд рекомендовал Верховно му Совету в кратчайший срок, в течение первого • квартала 19Э0 года, приня1Ь весь пакет законов, которые должны со здать правовые гарантии для проведения экономической -ре- ((юрмы.. Депутат 'Ж. И. Алферов по лемизировал с те.ми, кто предъ являет малообоснованные пре тензии к ученым, требует кар динальной ломки структуры и организации фундаментальных научных исследований, выдви гает новые проекты реоргани-. зации научных ведомств, и п ^ в д е всего Академии наук В то же время, встречаясь с зарубежными коллегами, про должал он, приходится слы шать . их восхищение тем, что советская Академия наук ' — мощная организация с разветв ленной сетью собственных ла бораторий. В них есть свобо да выбора и возможность- ве сти фундаментальные работы независимо от конъюнктуры. Это не значит, подчеркнул ученый, что в развитии совет ской «а,уки нет серьезных -недостатков и нерешенных про блем. Прежде всего это касает ся разрыва- между наукой и образованием, которые не могут бШ'Ь на^каком-либо хозяйствен ном расчете. Мощь - современной армии непосредственно зависит от со стояния экономжи страны. Ра звивая эту мысль, депутат М. А.-Моисеев посвятил выс тупление проблемам создания таких Вооруженных Сил, кото рые бы надежно обеспечили в условиях советской оборонной доктрины уровень разумной достаточяостй. В выступлении был подроб но рассмотрен остро стоящий сейчас вопрос о так называе мых национальных формиро ваниях. Этот принцип комплек тования частей Советской Ар мии широко дискутируется в обществе. Руководитель ген штаба высказался резко отри цательно против такого под- Одной из пока не затронутых в ходе дискуссии на Съезде тем депутат Г. А. Арбатов на звал возможности для мощно го развития советской экономи ки, которые открыла наша но вая внешняя политика. Она ра зрушила -на Западе складыва вшийся многие годы образ на шей страны как образ врага. И теперь от нас зависит, испо льзуем :ли МЫ представившийся шанс или нет, сможем ли мы. облегчить преодоление кризиса, выйти на широкую дорогу эко номического и еоц'иального про гресса. Говоря о настоятельной необ' ходимости пнтенснвного разви тия внешнеэкоиомичеокйх свя зей, директор академического Института США и Канады под черкнул, что нашей страде на до скорее находить свое место в международном разделении труда. ' В обсуждений предложенной экономической программы про слеживается сложившийся в прошлые годы стереотип недо-. верия, как будто цели у депу татов и правительства различ ны. Н а , это обратил внимание депутат В. М. Рябков. Он по лагает, 'что появится больше конструктивизма, если опреде литься в основополагающем. В связи с этим в выступлении был поставлен вопрос; что хо тим мы строить —■ социализм. ' или капитализм, п{шнимаем .мы частную собственность на средства производства или Историю повторять нам не надо, сказал далее первый се кретарь Магнитогорского гор кома КПСС. Приняв частную собственность, ми допустим : бу- . капитализм и новый Большую часть своего высту пления депутат В. Н. Матюха ь посвятил диализу состояния *межреспубликанского обмена. Основную часть выступления депутата В. К. Кашперко за няла тема ликвидации послед ствий ава|рич на Чернобыльс кой АЭС. С заключительным словом выступил Председатель Совета Министров СССР депутат Н. И. Рыжков. Депутаты условились, . что редакционная. комиссия, кото рая продолжает работу над проектом решения по обсуж денному вопросу, рассмотрит предложения и замечания, уч тет их в проекте и представит его н а , рассмотрение Съезда. Па вечерном заседании де путаты яристуииля к рассмот рению очередного вопроса по вестки дня. С докладом о вне сении изменений и дополнений в Конституцию (Основной За кон) СССР подвопросам изби ратеяьной системы выступил первый заместитель Председа теля Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов. В обсужде щи этого вопроса приняли уча стне депутаты А. М. Масалиев, А. Е. Антифеев, Б. А. Алламу радов, Э. Жакёелеков, П. Й. Маргвелашвили, Л. М. Гусько ва, Ю. С. Шелухин, А. Я. Не умывакин. На этом депутаты закончи ли дискуссию по данному во Съезд перешел к . рассмот рению третьего пункта повеет С докладом о Регламенте Съезда народных депутате:, СССР и Верховного Совете СССР выступил Председател) Совета Союза Е., М. Примаков, Съезд. решил, чтобы сво: замечания и'предложения пе докладу о Регламенте депута ■ ты передали в комиссию пись менно. О ПРОЕКТЕ РЕЛГАМЕНТА СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕ)П!ТА0ТВСССР И ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Доклад Е. М . Примакова на втором Съезде народных депутатов СССР Уважаемые товарищи депу- Значение предлагаемого на ваше рассмотрение Регламен та в том, что он определяет стиль и формы работы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. А это в большой степен]И окажет свое воздействие на деятель ность высших законодательных органов страны в' условиях пе рестройки всех сторон жизни нашего общества. Отсюда и по вышенное внимание к рассмат риваемому вопросу и. я бы сказал, тщательность проделан ной работы. Первоначальный вариант, проекта Регламента, подготов ленный учеными-юристами Ин ститута советского государ ственного строительства и за конодательства и Института го сударства и права Академии наук СССР, был разослан всем народным депутатам в начале августа этого года. Поступило большое число за мечаний и предложений и от депутатов, и от государствен- . ных органов, и от научных уч реждений. Они рассматривались во время слушаний в комитетах Верховного Совета по вопро сам законодательства, по воп росам работы Советов народ ных депутатов. Свои замена- • ния прислали почти все дру- ■ гие комитеты и комиссии Вер- .ховноТо Совета. После этого проект Регла мента был в ноябре ■— дваж'- ды в первом и втором чтении — рассмотрен на совместном заседании палат Верховного Совета СССР, который одоб рил его, поручил внести кор рективы с учетом новых пред ложений и замечаний народных депутатов СССР и рассмотреть на втором Съезде. Работа эта проведена. Многоступенчатость, скру пулезность работы над проек том Регламента ■— еще один показатель того, что законо творческий процесс в нашей- стране уже вышел за рамки традиционного, когда проекты зако!Нодательных актов,' как правило, готов.ились вне Вер ховного Совета и спускались в Верховный Совет только для голосования. Сегодня, представляя Съез ду народных депутатов под готовленный и одобренный Верхов.ным Советом проект Ре гламента, я хотел бы вначале подчеркнуть следующее. Во-первых. . будучи важной составной' частью ' механизма правового государства, Регла мент основывается на принци пах демократии, гласности, по- длинного народовластия. Во-вторых, Регламент бази руется на положениях сущест вующей Конституции СССР, но целый ряд конституционных положений получили в Регла менте развитие и конкретиза цию с учетом перестроечного обновления общества. В-третьих, в Регламенте уч тена практика деятельности первого Съезда народных де путатов СССР, двух сессий Верховного Совета СССР, его комитетов, комиссий, народных депутатов. Иными словами, это законодательное закрепление того положительного, позити вного, ч!'о уже проявилось в практике. Одновремен.но Рег ламент учитывает имеющийся мировой опыт парламентской деятельности в той мере, в ка кой он соответствует услови ям нашей страны. В-четвертых; работа над Регламентом . не может завер шиться с его принятием. Как показывает тот же мировой опыт, да и наша, хоть и ко роткая. парламентская практи ка, совершенствование Регла мента — процесс долгий, а пра(В1Ильнее жазать —• постоя»- Разрешите не давать подроб ную характеристику отдельным разделам и статьям законопро екта. Надеюсь, вы ознакоми лись с его концепцией, основ ными положениями, в значите льной мере проверили их в собственной работе. Наконец, почувствовали всю сложность процедуры рЛсмотрения воп росов на Съезде, в Верховном Совете, его комитетах и ко миссиях, оценили плюсы и ми нусы проекта и с этой точки зрения. Первой и главной функцией Регламента является процедур ное обеспечение законодатель ного процесса, и, пожалуй, бо льше вс.ех предложений от де путатов было свяйано с совер шенствованием именно этой функции. Многие из них учте ны в проекте. Начнем с того, что ряд де путатов (Алексеев, Лубенчен- ко, Грязин) считают, что цент ром работы над законопроек тами должны быть комитеты и комиссии. В проекте Регламен- га в его нынешнем виде под черкивается решающая роль комитетов Верховного Совета СССР и постоянных комиссий палат в подготовке и предва рительном рассмотрении зако нопроектов. В эффективности именно такой процедуры мы убедились полностью уже са ми на примере работы Вер- совного Совета СССР. В проекте Регламента пре дусматриваются также два чте ния законопроекта. Причем в щдачах, решаемых при первом при втором чтении, есть кар динальная разница. В процес се первого чтения проводится ;1е детальное рассмотрение про ектов, определяется, утвержда- >:тся основа концепции законо- ■1роекта, высказывается' отно- ичемие к .альтернативным про ектам, если такие будут внесе- Вся работа над поправками, конкретнше эщечшнями ' и предложениями народных де путатов СССР 'по статьям про. екта,; вносимыми , в письмен ном виде, осуществляется в комитетах и комиссиях до вто рого чтения. Комитеты и ко миссии на этом этапе, то есть до второго чтения, вносят в проекты- согласованные поправ ки' и уточнения, а по тем пред- , ложениям, которые отклоняют ся. дают мотивированные пояс-' нения их авторам. На основе предложений де путатов определяются харак тер и форма. второго чтения, что нам, очевидно, позволит интенсифицировать законода тельную работу Верховного/)о- вета, сделает ее более органи зованной и действенной. При втором чтении основное сооб щение на заседании палат де лает головной комитет, обоб щающий мнения всех комите тов и комиссий. Лишь в слу чае сохраняющихся разногла сий заслушиваются сообщеиия представителей других сторон. Затем начинается постатейное обсуждение, во время которо го предоставляется возмож ность выступить только авто рам отклоненных поправок, ес ли они на этом настаивают. Таким образом, не будет про водиться — на этот раз под телевизионными юпитерами •— повтор того обсуждения, ко торое удсе имело место в ко митетах и комиссиях. При определении такого по рядка рассмотрения законо проектов и поправок к ним бы ли учтены предложения многих депутатов (Собчак, Крайкр, Рябченко, Тимашова и другие). Важной особенностью Рег ламента, на которую я хотел бы обратить внимание, явля ется зафиксированное в нем право депутатов на плюрализм' мнений, защита интересов и прав, депутатского меньшин ства. В частности, специальная глава в проекте Регламента по священа вопросу об объедине нии депутатов ■в постоянные -или временные группы для ре шения тех или иных задач, вы работки и отстаивании тех или иных проектов, платформ. Та кие объединения не ограничи ваются национально-террито-' риальными рамками или при надлежностью к той или иной общественной организации. . Ряд внесенных предложений направлен на совершенствова ние деятельности таких депу татских групп. В нынешнем- .проекте Регламента; в частно сти, учтены предложения Ко митета по вопросам экологии и Комитета по науке, о том,, что для создания любой депу татской груипы, нужно лишь письменно проинформировать Председателя Верховного Со вета СССР. В проекте разработан ме ханизм, обеспечивающий уча стив' в прениях пред^авителей депутатских групп 'и участие таких групп в формировании органов Съезда и Верховного Совета СССР. Учтены предложения о про ведении поименного голосова ния, если на- этом настаивают не менее одной пятой народ ных депутатов СССР на Съез де и не менее одной пятой на родных депутатов на сессии■ Верховного Совета СССР. Вне сены коррективы в порядок го. лосования с учетом нсцользо- вания электронной системы, предусмотрены условия тайно го и открытого голосования. Кстати, о голосовании; В настоящее время в Верховном Совете мы работаем на осно ве временного Регламента, ко торый предусматривает, что конституционные изменения принимаются не менее чем 2/3 голосов от' списочного состава, законы ^ большинством голо сов также от списочного со става, остальные решения •— большинством присутствую щих. Представляется целесо образным перенести эту пра ктику и на работу Съезда на родных депутатрв. В целом, думаю, вы согла ситесь с тем, что в направле нии демократизации нашей ра боты сделано немало, и это можно только приветствовать. Гарантия прав меньшинства — необходимы]^ атрибут для де^ ятельности любого демократи ческого парламента. В ТО' же время особо хотел бы подчеркнуть, что и боль шинство вправе требовать от меньшинства соответствующего отношения к себе. Можно с ним' не соглашать ся, можно пытаться, доказы вать- его неправоту, но недо пустимо лишь себя считать про роками. навешивать . оскорби тельные ярлыки, не уважать принимаемые решения. В проекте Регламента пред ложены статьи, призванные способствовать созданию дол жной парламентской атмосфе ры на наших заседаниях. В ча стности, в проекте указывает ся, что выступающий не дол жен использовать в своей ре чи грубые и некорректные, вы ражения, призывать к незакон ным и насильственным дейст виям. В этой части при под готовке законопроекта были >;чтены предложения народных депутатов Грязина, Плотниек- са и других. Тот факт, что на заседаниях и Съезда, и сессий Верховного Совета мы уже не раз сталкивались , со случаями' некорректного и гру бого поведения, • со всей оче видностью свидетельствует б' неотлож'ности создания депу татской комиссии по этике. Убежден,^ что предлагаемые в этом отношении меры явно на зрели и будут вами поддержа- Товарищн! Важной специфи кой пре^ставленногр■яроекта Регламента является то, что принятие шести Сто статей (4, 50, 77, 98, 99, 173) потребует внесения соответствующих ^^точ- нений Конституции СССР, Речь идет о статьях, касаю щихся обеспечения законода тельного процесса, обновления состава Верховного Совета, постоянных комиссий и ко митетов Ве!)ховного Совета СССР не ровно на одну пя тую, а до одной пятой; 'вклю чения в проект Регламента норм, предполагающих воз можность отзыва первого за местителя Председателя Вер. ховного Совета СССР, выра жения недоверия правитель ству СССР или отдельным его членам. Есть и другие измене ния конституционного харак- Хочу сразу же оговориться, что такой путь не может счи таться традиционным. Ведь со гласно сложившимся правилам, Регламент должен строго соот ветствовать Конституции. Но такой подход дает нам воз можность действовать интен сивно в условиях перестройки. Поэтому мы вынуждены сде лать нетрадиционный, но столь ^необходимый шаг. Я «е ставлю своей целью дать в -выступлении подро1б- аый 'анализ ' всех учтенных предложений и замечаний — это отняло бы чересчур много времени. Отмечу только такую особен,ность^ — большинство из них направлены на даль нейшую демократизацию пар ламентской деятельности и ка саются всех фукций Регла мента — и законодательной, и распорядительной, и кон трольной. Коикретно о «екоторых из менениях. Учтены предлржения депутатов о мерах по ' устра нению обезли'чевности палат в рассмотрений законопроектов и других, вопросов. Предусмат- : ривается, что Совет Националь ностей в процессе рассмотре ния законопроекта, относяще гося К' преимущественному ве дению этой палаты, выявляет и учи'»ывает мнение союзных и автономных республик, авто номных областей, автономных округов по вопросам, затраги вающим их интересы.,В главе ' о процедуре рассмотрения го сударственных планов и бюд жета предусмотрено, что эти документы направляются на предваойтельиое рассмотрение •плановой и бюджетно-финан совой комиссии Совета Союза и ко-мисспн' по вопросам со циального и экономического, развития союзных и автоном ных реапублик, автономных областей и автономных окру гов Совета Национальностей. По проблемам обновления Верховного Совета СССР мы приняли' согласованное пред ложение комитета Верховного Совета СССР по вопросам за конодательства, законности и правопорядка и по вопросам работы Советов, развития уп равления и самоуправления. Представляется, что предло- -женная формулировка более демократична, позволит на . практике обгопечить действен ность ротации и сохранит воз можность оставить в составе Верховного Сове'га СССР ак тивно 'работающих парламен тариев. . . Детально рассмотрены пред ложения ряда народных депу татов, касающиеся ротации не которых должностных -лиц. Так, группа депутатов (Би- шер. Бояре.и др.) считает, что н г заместителей председа телей палат не-должен рас пространяться принцип рота ции, . предусмотренный статьей л111 Конституции СССР. Депу таты Бородин, Лиханов, Дани лов полагают, что кандидату ры председателей комиссий и ■ комитетов Верхо1В|Ного Совета СССР наравне с остальными членами Верховного Совета должны обновляться в .обяза тельном порядке. Комитет Верховного Совета СССР по вопросам экологии также при держивается мнения, что. для ротации не должно быть ника ких исключений. . При подготов.ке. окончатель ного- варианта проекта ■Регла- . мента эти разноречивые пред ложения частично учтены. На- ря.ду с сохранением статьи 50, предусматривающей, что еже годное обновление не осуще ствляется в о.тяошании пред седателей палат и председате лей постоянных комиссий и ко митетов, в проект включены нормы о том, что палаты впра ве переизбирать председате лей палат и их заместителей (статья 64), а полномочия председателей постоянных ко миссий и комитетов :могут быть прек,ращены палатами досроч но (статья 77). С -учетом предложения де путата Дудко, направленного на устранение неточности в урегулировании правового ста туса мандатной комиссии Съез да и временных комиссий, уточнено наименование главы третьей проекта и ее содер жание. Народные депутаты Лубен- ченко, Назаренко, Рыжов, 'Яб локов считают необходимым до:полнить Регламент нормой •об ответственности руководи телей госуда.рственных и об щественных органов, иных должностных лиц за достовер ность предоставляемой Съезду народных депутатов СССР, Верховному Совету СССР и их органам информации и за умышленное ее сокрытие. В проект включена новая статья 182 по этому вопросу.' Безусловно, в столь слож ном я объемном документе, который затрагивает многие. подчас противоречивые, инте ресы, невозможно учесть все предложения и замечания. Но и в этом случае мы считаем для себя обязательным аргу ментировать., позицию, ' устано вить .с предлагавшим депута том взаимоотношения; . Иной путь означал бы установление , монополии решений, что мы категорически отвергаем; Ряд народных депутатов внесли предложение о том, чтобы вопросы в ' Верховном Совете СССР решались на основе консенсуса 15 ' респуб лик. Данное предложение всесто.рон«€ и в различных ва риантах обсуждалось и призна но неприемлемым, как проти воречащее федеральным прин ципам государства. Хотя не исключено, ЧТО' в каких-то своих деталях рно может быть в последующем реализовано. В проекте Регламента со- 'держится положение о том, что структура и штаты Сек ретариата Верховного Совета СССР утверждаются Прези диумом Верховного Совета СССР, , а положение о Секпе- тариате •— Верховным Советом СССР. Ряд народных депута тов вносили предложния об утверждении ст^)уктуры и шта тов Секретариата - Верховног-о Совета СССР самим Верхов ным Советом. Это предложе ние представляется . .нецелесо образным, Жизнь постоянно вносит изменения в структуру секретариата и его штаты. Бы ло бы крайне неразумно каж дый раз рассматривать . этот . вопрос на сессии Верховного .Совета СССР, отвлекая депу татов от решения более важ* ных государственных дел.-- Ряд предложений депутатов относится к деятельности Пре зидиума Съезда народных ';1е- путатов СССР; Депутаты счи тают, что вопросам содержания его работы в Регламенте -Дол жно быть уделено большее внимание. Предлагалось, в ча стности, В' состав президиума включать представителей групп народных депутатов. Мы пред лагаем здесь исходить из Кон стйтуции, согласно которой ве Денис заседаний Съезда - воз лагается на Председателя Вер ховного Совета и его замести Депутаты Габрусев и Кирил лов поставили вопрос об уре гулировании порядка опубли кования в местной печати све дений о поименном голосова нии. Поскольку эти проблемы могут решаться на практике ■местными органами путем пе репечатки соответствующих данных из матёрналов заседа ний Съезда и Верховного Со вета,. предложение депутатов не принято. Депутат Медведев считает целесообразнььм предусмотреть, в Регламенте возможность при нятия Зако.на СССР квалифи цированным большинством .в две трети голосов народных. - депутатов. Следует отметить, чтб Б соответствии с времен ным Регламентом, и со статья- ми 108 и, 115 Конс'гитуцйй СССР законы СССР принима ются простым . большинством голосов . депутатов. Требование же квалифицированного боль- , щинства относится только -к из менению Конституции СССР. В связи с этим предло-жение депутата Медведева не приня- Поетупили и такие предло жения и замечания, которые требуют дополнительного изу- .' чения е целью последующей их реализации в других законо дательных актах. • - . Товарищи депутаты! Проект Регламента “ охваты вает 185 статей. Столь объем ного документа мы еще не рассматривали. Но, наверное, мож'но также сказать,'что ма ло какой документ мы так вни мательно готовили. -О тщатель ности рассмотрения проект Регламента свидетельствует хо тя бы такой факт: при его рас смотрении только во второ чтении'на заседании Верховно го Совета СССР 21 ноября вь ступили 18 народных депута тов; Кроме того, на том же за седанни были получены пись менные поправки еще от 20 на родных депутатов. ..... Всего же по проекту Регла мента поступило более 240 мечаний и предложений от бо лее чем 80 депутатов.' Все он-и еще раз. повторяю, в'ни.матель ■ ным образом рассмо'грены рабочей группе, в которую по мимо народных депутатов вхо ДИЛИ крупнейшие ученые-юои Все это, очевидно, дает ос навание нам принять этот до ■кумент. Не иск.чючено, что р яд , путатов хотели бы внести вые замечания. Мы бы пред дожили здесь следующ-ий ва риант. С учетом важности Рег ламента и- необходимости тща тельного подхода к любым до полнениям' не -открывать сей час дискуссию, а имеющиеся депутатов замечания передат в письменном виде в редакци онную комиссию по Регламен ту, МоЖ'НО было бы поручить ей доложить в понедельник Съезду о. том, .какие'из этих . замечаний' можно принять, а какие нет. В случае отказа ка. ких-либо предложений я ду маю, лто Съезд МО'Г бы пред ставить их -авт-орам возмож ность изложить свое мнение, Уверен, что принятие Регла мента будет способствовать укреплению правовых основ деятельности высших органов государственной власти, по вышению эффективности их ра. боты, углублению социалисти ческих ПР1ШЦИ1ЮВ нашего -«а-- РОД08Л80Т8Я. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz