Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 19 декаб|)я 1989 г., № 281 ,(18 588) Заключительное слово Н. И. РЫЖКОВА (ОкоМчаше. Начало на 1-й с*р.).' жеинрсти и усилевию несба- лансйроваяности в народном хоояй^тве, ц нафушеиию ус­ тановившихся связей и пря­ мому товарообмену. Другие требуют решительна отка­ заться от госзаказа и пере­ вести исключительно все на прямые связи и рьшочные отношения, Еще и еще раз оценивая все это, правительство счи­ тает, что предлагаемые в программе подходы по отно­ шению .к государственному заказу в 1990-—1992 годах с постоянньм уменьшением его и переходом на оптовую торговлю, рьшок предметов потребления и средств про­ изводства являются верны­ ми, и просит Съезд поддер­ жать эти предложения. Некоторые товарищи пы­ таются представить такие дИйстаия по переходу к рын­ ку как неуверенность прави­ тельства. Н о 'н е н а д о упус­ кать из виду реальности жи­ зни. Переход в экономике к рьщочньш отношениям дол­ жен происходить шаг за ша­ гом с выдерживанием опре­ деленной последовательности этапов. Представляется, что минув­ шие годы позволили нам на­ копить опыт и выработать на его оонове всесторонне взвешенный подйод к наз­ ванной проблеме, хотя и в данном случае нам предсто­ ит очень серьезно и основа­ тельно отлаживать весь этот .непростой ИСханизм. И, наконец, о принципи­ альных подходах к форми­ рованию тринадцатой пяти­ летки. Вполне вероятно, что в программе не совсем уда­ лось достаточно. четко вы­ разить сущность прогнозных оценок .в тесной увязке с теми новыми экономически­ ми и правовьши принципа­ ми, ко.торые станут основой формирования пятилетки. И прежде всего в связи с пе­ реходом союзных республик на самофинансирование и самоуправление, развитием разнообразных форм собст^ венности и хозяйствования. делегированием прав из' цен­ тра на места. Однако дол­ жен сказать, что, на мой взгляд, любое правительство в любой стране, и особенно в нашей, чтобы целенаправ­ ленно регулировать эконо­ мическое развитие общества, должно п^гнозировать; ана- 'лизировать всесторонне и глубоко, не семь, а сто раз отмерить на основе много­ вариантных и альтернатив­ ных подходов возможности дальнейшего движения, а уже затем делать реальные практические шаги. Иначе из-за отсутствия четких це­ лей можно шагнуть в пусто­ ту ресу{х;ных неувязок, раз- балансированность экономи­ ки и инфляцию. Но самое главное, советские люди не смогут понять, что же их ждет в ближайшие годы По­ этому вопрос не только в прогнозах и целях, а в том, какими путями и методами достигать их. В этом з'лав- Чтобы, обосновать такую , точку зрения, скшку, что предстоящая пятилетка, а, точнее, подходы к ее фор­ мированию основываются на том, что все старое, прису­ щее ранее плановому управ­ лению экономикой, должйо быть в корне изменено.. Это крупнейшая общегосударст- • венная, задача и 01дна из главных стратегических це- Если в крупном плане под,- вести некоторый итог обсуж­ дению, подходов правительст­ ва к формированию тринад­ цатой пятилетки, то мсжнр выделить следующее: пред­ стоящее пятилетие имеет ключевое значение в прео­ долении крайне слонйюго со­ стояния экономики и созда­ нии качественно новой хо­ зяйственной системы. Хочу обратить ваше вни­ мание на то, что Съезду предложены принципиально новые подходы к формирова­ нию тринадцатой’ пятилетки. Именно подходы, а не сам пятилетний план. В то же время в выступлениях мно­ гих народных депутатов выс­ казывалось немало коннрет- ных предложений об инвес­ тициях, поставках техники, новостройках, объемах про-, изводства продукции н дру­ гих, Мы понимаем, что все они имеют под собой реаль-’ ную основу и продиктованы жизнью. Но сейчас речь идет о другом — о подходах к формированию пятилетки. Ек;ли они -будут одобрены Съездом, то тогда развернет­ ся предметная работа по подготовке пятилетки на ос­ нове проектировок предприя­ тий, регионов, союзных рес­ публик г отраслей и народно­ хозяйственных комплексов. В связи с этим Совет' Ми­ нистров СССР просит Съезд по,ддержать его позицию о необходимости прогнозных оценок, предлагаемых в ка­ честве ориентиров, которые могут быть использованы предприятиями, союзными республиками, министерства­ ми и ведомствами в своей конкретной работе над про­ ектировками будущей пяти­ летки. Мы отчетливо понимаем. НТО в условиях действия но­ вых экономических законов о собственности, о земле, рес­ публиканском самоуправле­ нии и самофинансировании, о местном хозяйстве и мест­ ном самоуправлении, о еди­ ной налоговой системе, о со­ циалистическом предприя­ тии облик и параметры пяти­ летнего плана будут, конеч­ но, определяться по-новому. Правительство просит Вер­ ховный Совет СССР рассмот­ реть и принять эти законы не откладывая, уже в нача­ ле 1990 года. - Далее. Формирование пя­ тилетки должно основывать­ ся на программно-целевых методах'планирования с уче-. том в корне изменяющихся взаимоотношений между центром и союзньши рес­ публиками, а также органа­ ми власти на местах; пере­ хода их на прияцнцы само­ управления и самофинанси- . рования, широкого ишользо- вания ■экономических регу­ ляторов в новых’ условиях хозяйствования. Таковы очень кратко на­ ши соображения по самьш принципиальным моментам. касающимся каждого разде­ ла доклада правительства Съезду народных депутатов. В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что на Съезде состоялся конструк­ тивный и очень полезный разговор. В ходе обсуждения предложений правительства СССР было высказано не­ мало интересных идей, кри­ тические замечания, уточ­ нения и псжелания. В то же время на Съез­ де прозвучала позиция оп-. ределенных депутатов, и осо­ бенно межрегиональной группы, которая выражает недоверие прюграмме, вновь предлагает отодвинуть ре­ шение принципиальных во­ просов на ■ неопределенное время,- Думаю, это не слу­ чайно. потому что неприня­ тие сегодня решения будет по существу означать отказ от четкой политики дейст­ вий. Все это, ■конечно, не пойдет на пользу стабилиза­ ции обстановки в стране. Мы понимаем, что про­ грамма правительства не без недостатков, но она макси- мально учитьшает наши ре­ альные возможности, этапы продвижения вперед и дает ориентиры на перспективу. Совет Министров СССР счи­ тает, что такая программа действий- нужна сегодня стра­ не. Она, безусловно, будет обогащаться и дополняться в ходе претворения ' ее в жизнь, в том числе и с уче­ том многообразия вьюказан- ных здесь идей, мыслей и предложений, В то же время совершенно очевидно, что для вьшолнения любой про­ граммы требуется доверие нароаных" депутатов и всего общества. Прошу Съезд под­ держать программу прави­ тельства страны. . ' И последнее. Что касается ■ анонимности программы, то, к сведению депутата Арба­ това, под ней стоит моя под­ пись. Я не отказьшаюсь от нее. Никогда ничем не при­ крывался. Дело не в назва­ нии программы, а в ее су­ ти и реальности. А ответст­ венность свою я сознаю в полной мере. (Аплодисмен- О ВНЕСЕНИ ИЗМЕНЕНИ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СССР по ВОПРОСАМ ИЗИБРАТЕЛЬНСОИСТЙЕМЫ Доклад Л. И. Лукьянова на втором Съезде народных депутатов СССР уважаемые товарищи де­ путаты! Атмосфера дискуссий и полемики, которую заложил наш первый Съезд и закре­ пили две сессии Верховного Совета, кажется, становится традицией, которую можно ■ только приветствовать. Но какими бы порой непримири­ мыми ни были точки зрения, года открыть «зеленую ули- рмин «Президиумы формиру- новластия Советов, единым цу» для коренного обновле- ются», а его конкретное на- принципам их построения ""ч-республиканского заново- полнение будет давать Коно функционирования. Об — иическое обеспечение его ржание новой Крнститупии экономические, политические дательства о выборах, а так­ же актов, определяющих схему и функции органов титуцйя каждой республики. В статьях 138 и 144 Ко­ нституции СССР, предлагает­ ся отойти от излишней де­ тализации положений, опре­ деляющих место и роль выс­ ших органов государствен- ■’ власти и управления со- спубликах и на местах. . этом было признано возмож­ ным внести соответствующие __ _ ..................... ____ поправки в республиканские . .. высказьшаемые с этойтрибу- конституции и принять новые юзных и автономных респуб- есть, наверное, все закоцы о выборах еще до то- лик. Здесь останутся лишь ------------- го. как соответствующ,йй за- самые общие, отправные но- конопроект об изменениях и рмы. Таким образом, перед дополнениях союзной Консти- . республиками открьшаются основания считать; движение двух ключевых реформ — реформы экономической *и ре­ формы политической ^ на­ чалось, мы уже имеем пусть первые, пусть скромные, но от этого не менее долгождан­ ные результаты. И если верна Марксова мысль, о том, что , «идея» напомню, шли большие спо­ ры еще' на XIX партийной конференции, затем на Съез­ де на]^дкых дещ'татов, и, наверное, надо прислушать­ ся к приводимым на этот счет доводам и аргументам. Институционные поправ­ ки затрагивают также сроки и порядок назначения выбо­ ров. Действующая статья 90 союзной Конституции устана- миссии производить расходы, вривает, как известно, что ■ связанные с подготовкой предвыборной кампании ста-- ковилось решающим, факто­ ром победы или поражения на выборах. Такого рода «од­ носторонние преи.мущества» никак не согласуются с при­ нципами социалистической демократии и справедливости, С учетом этого в статью 100 Консти­ туции СССР .предлагается включить положение, позво­ ляющее избирательной СССР, Об этом шла речь на недавнем заседании Консти- туциогшой комиссии, образо­ ванной первы.м Съездом на­ родных депутатов. Определяя принципиальный подход к проблемам выработки этого пришла прос о ’необходимости добро- ч к пы'йппV чтп на памыпч ____ ” . ____ И социальные последствия предлагаемых решений, ' в полной мере использовать опыт, знания, творческий по­ тенциал всего нашего обще- Не менее остро стоит во- туции будет утвержден Съез- более широкие возможности в51боры’ народных депутатов проведением выборов, из едй- лом наропных пеиутатов • самостоятельного решения н о т Лоняя г.оягтякяемогп яя д д д п ■ СССР. перечисленных вопросов. Что же характерно для Говоря об этом блоке ко- проделанной за это время ра- ' нституционных нововведений, боты на местах? Как она со- следует, видимо, отметить, црягается с новыми консти- что исключение из Основно- всегда посрамляла себя, ко- туционньши установлениями? го Закона СССР удюминания гда она отделялась от «ин­ тереса». то столь же верным можно считать и тот факт, что процесс обновления все теснее смыкает идею пере­ стройки с интересом миллио-.- нов и миллионов людей. В русле этого процесса все О каких конкретных измене­ ниях Основного Закона Со­ юза ОСР идет речь? Сущность предлагаемых на ваше рассмотрение до­ полнений и изменений Кон­ ституции состоит прежде всего в том, что заметно более ’ весомой становится обогащается демократическое законотворческая деятель­ ность высших органов госу­ дарственной власти, о чем уже немало сказано в. эти Внесенный на ваше рас­ смотрение проект Закона СССР об изменениях и до­ полнениях Конституции ОСОР по вопросам избира­ тельной системы является реализацией прямого поруче­ ния первого Съезда народ­ ных депутатов. (Объективно дело ббстоит таким образом, что е приня­ тием этого ответственного акта страна решает одну из содержание советской изби­ рательной системы. Утверж­ дается многообразие механиз­ мов регулирования процеду­ ры выборов. Единый подход к ключевым вопросам, кото­ рый лежит в основе советс­ кой организации власти, со­ провождается гораздо более последовательным и тщате­ льным учетом специфики на­ циональных и местных ус­ ловий. ' ■ ,Есе это отчетливо видно в законопроекте, представлен­ ном на утверждение Съезда. В первую очередь из со юзной Конституции предлага о Съездах народных депута­ тов, как обязательном эле­ менте высшего звена власти союзных республик, не озна­ чает, конечно, ■что под сом­ нение ставится сама идея Съездов. Воплощение этой идеи на практике, создание двуе.диного высшего звена государственной власти в ли­ це Съезда и Верховного Со­ вета СОСР показывают реа­ льный и уже оправдавший назначаются не позднее чем за четыре месяца до истече­ ния срока полномочий соот­ ветствующих органов госу­ дарственной власти. Эт'о от­ носится ко всем звеньям Со­ ветов, хотя ясно, что для многих .из них такой 'срок ' вполне может быть и иным, что, собственно, теперь и за­ фиксировано в конституциях и новых избирательных зако­ нах некоторых респубдак. В союзной ' же Конституции указание на четырехмесяч- кый срок предлагается сох­ ранить лишь для выборов народных депутатов СССР. ф да, с здаваемо о счет государства, предприя­ тий, общественных и других организаций. Такой подход призван обеспечить равные «стартовые позиции» для каждого кандидата а народ­ ные депутаты, И еще один вопрос. Он ка­ сается предусмотренного ста­ тьей 91 ограничения двумя сроками возможности., зани­ мать свои должности лицам, избираемым или назначае­ мым Советами. Принцип, бе­ зусловно, -необходимый, Вме­ сте с тем, принимая во вни­ мание специфику судейской деятельности, возросшие га­ рантии независимости судей, проект включено предло- ключевых задач второго эта- ется устранить излишне шест па политической реформы, в ходе которой предстоит соз­ дать новую систему органов власти в республиках, кра­ ях, областях, городах, в се­ льской местности. От успеш­ ного функционирования го самого’ массового Звсиа Советской власти, от того, как оно впишется в общую систему народовластия, как заработает, в огромной сте­ пени зависит практический ход перестройки. Опыт мартовских выборов народных депутатов (СССР убедительно показал, что при всех неизбежных в таком первопроходческом деле из­ держках, э'ги выборы, по край­ ней мере на сегодня, не име- кое определение системы вы­ сших представительных ор­ ганов государственной власти союзных республик. Новая редакция .статей 89 и 91 те- перь не предусматривает обя- )- зательного образования Съез­ дов народных депутатов в ка­ ждой союзной и автономной республике. При этом учиты­ вается общественное мнение республик, которое однозиа-. чно склоняется к тому, что­ бы не .иметь двухзвенную си­ стему высших органов влас­ ти. Исключение составляет* лишь Российская Федерация, где будут действовать и Съезд народных депутатов, и Верховный Совет. И это псшятно, если иметь в виду огромные размеры и слож­ ное национально-государст­ венное устройство этой рес­ публики. ют прецедента в нашей пра­ ктике ~ ни по степени де­ мократизма. гласности, поли­ тической активности граждан, ни по накалу самой предвы­ борной борьбы. Да, не все .............. ............._ .... . витеаь^:тв^; новое получило положитель- предлагается уйти от унифи- „„„„чяний и пйтог’тпрнн'ом Гп. 1<1нивт^иа, Активно обсуждался себя путь сочетания широко- ^шественн'остью вопрос о су- го народного представитель- ' дьбе окружных предвыбор- ства с постоянным осушеств- ных собраний. Большинство лением законодательных, ра- республик, за исключением спорядительных и контроль- Туркменской ССР, отказа- ны-х функций. Создавая свою, лись 'от этого института, в отличную от союзной, струк- Узбекской, Казахской и Ки- туру власти, республики, в ргизской ССР предусматри- случае необходимости, бу- вается проведение конферен- дут иметь возможность обра- ций и1збирателей округа, ко- щаться и к этим общим при- торые наделены правом при­ нципам построения советской нимать решения о представ- формы полновластия народа, лении кандидатов в народ- черпать из них то, что най- ные депутаты для регистра- дут нужным. ции в соответствующие изби- Как вы знаете, в Верхов- рательвые комиссии. Чтобы БОМ Совете СОСР всесторон- це связывать республики ка- л..„и, обсуждался вопроц о не- кнми-либо рамками. Верхов- бъЛзаимопаошшнове’-ше яза с о в е , СССР п р едл .г ,е , вообще исключить из статьи ЮС союзной Конституции положение об этих собрани­ ях. Таким образом, в реше­ нии данного вопроса респу­ блики будут располагать те­ перь полной самостоятель­ ностью. Признано целесообразным сделать еще один шаг, на­ правленный на расширение возмоншостей участия в про­ ведении выборов молодежи. С этой целью в статьях 100 и 101 Конституции СССР намечается предоставить пра- выдвижения кандидатов к выводу, что на дашюм эта­ пе перестройки, когда на мно­ гие и многие вопросы еще предстоит, дать ответ, когда сложнейшие процессы- жизни общества и государства'нахо­ дятся в стадии становления, поспешное принятие новой Констотуции могло бы лишь нанести ущерб и ее содержа­ нию, и ее авторитету. Да это и понятно. Ведь нельзя, в самом деле, создать такой основополагающий политико- юридический документ, ка­ ким ’ является Конституция, пока на практике не сложат ся механи:щы решения все­ го комплекса стоящих перед обшество;м задач экономиче­ ского, социального и духов­ ного характера. Любая попыт­ ка «кавалерийским наскоком» пересмотреть Конституцию в цело.м, как и на.мерение про­ вести сквозную корректиров­ ку всех взаимосвяза'нных ко­ нституционных положений, может нам сурово отомстить. тного Закона о социалисти­ ческом предприятии. Но и здесь дело в том, что пред­ ставленный правительством законопроект, по мнению ко­ митетов Верховного Ск)вета СССР и комиссий его палат, нуждается еще в серьезной доработке. Кроме того, ис­ ходной базой для этого За­ кона, как считают специали­ сты. должна стать общая ко­ нцепция экономической ре­ формы. которая представле­ на на рассмотрение нашего Съезда. Определенные расхождения -с действующими конституци­ онными нормами имеет шестой Конституции, опре­ деляющей место и роль Ком­ мунистической партии в со­ ветской политической систе­ ме, хотя сама по себе данная статья сегодня не создает: никаких препятствий ни для свободного проведения вы­ боров, ни для углубления в целом процесса демократи­ зации всех сторон жизни на­ шего общества. Вот почему представляет-, ся целесообразным,' ■чтобы ньшешний наш Съезд пору-> . ч м Верховному Совету СССР ускорить принятие Законов о собственности, о земле. ■о социалистическом предприятии, налоговой си­ стеме, об общих'началах ру­ ководства экономикой и со­ циальной сферой в союзных и автономных республиках, разграничении полномочий Союза ССР и союзных рес­ публик. об общих началах местного самоуправления ’бликованный недавно для 'местшго хозяйства и пред- ^ V"'- ----- рх ппрмп’ трягт- лмижмым введение в деист- жекие не распространять на Здесь цадр оыть реалистами Верховного Совета со- вне этих поправок'КонститУ- ких .что ЯПЯВИ.7Ю сярляп со- и еще раз реалиста.ми. уметь. ™ с -овы а со всенародного обсуждения проект Общих начал местно­ го самоуправления и местно­ го хозяйства. Словом, тако­ го рода вопросов накопилось немало, о чем свидетельст­ вует и дискуссия, разверну­ вшаяся на нынешнем С ^ з - И скажу прямо;; Прези- ставит: на рассмотрение оче­ редного съезда народных депутатов предложения с внесении связанных с этим поправок в К онституцию СССР. О.'чювременно Съезд мог бы указать в своем ре­ шении, что он полагает во­ з о н й посредственном представите­ льстве общественных органи­ заций в высших органах го­ сударственной власти. Дис­ куссия была достаточно ост­ рой. В итоге было решено исключить нз статьи 95 Ко­ нституции СССР часть вто­ рую, где содержится указа­ ние на возможность избра­ ния народных депутатов не­ посредственно от обществен- ньк организаций. Признано целесообразным • проводить выборы народных депутатов только по избирательным ок­ ругам, в которых, как и пре­ жде, будут принимать уча­ стие наши общественные фо­ рмирования. Исключение в этом отношении составляют лишь Казахская ССР, в Вер­ ховном Совете которой пре- н эт правило, де ав ответетвую1цую оговорку статье 91. . ' Таков, товарищи, в крат ко.м изложении, «пакет» из менений и дополнений, пре дсгавлеиных Съезду для вне­ сения в Конституцию Союза ССР. Они аккумулируют но­ рмы, которые вырабаТьга; лись союзными и-ачтоно.М|Кы- ми республиками, обобщают общие подходы, ирименяе-' мые республиканскими зако подателями. Происходит республиканского тельства, что отвечает прин­ ципам нашей федерации. Со- опираетця на законотвор­ чество республик, а респуб- очередь принятае этих лики, В свою очередь, дят и-3 основополагающих при НЦИПОВ СО'ЮЗ'ЯОЙ. Конституции народные депутаты коллекти­ вам ^ д н и х специальных и веду'щис ученые-государство ^ ... ______таргтм Яппппрм ПРПРГ'МПТП Должен сказать, что в раз работке проекта Закона, ко­ торый нам предстоит рассмо­ треть. приняли участие пред­ ставители всех союзных ре­ спублик, многие народные депутаты СОСР. председате­ ли комитетов Верховного Со вета и комиссий его палат высших учебных гарантировать. заведений, участие в ную оценку в общественном мнении Да, в ходе выборов были недостатки. , Не никто не моншт оспорить мощный прорыв "В самой избиратель­ ной практике, поставить под сомнение тот факт, что в ре­ зультате было создано при­ нципиально новое высшее звено власти — новое и по своему составу, и по функ­ циям, "и по организации ра­ боты; и по творческому по­ тенциалу. Означает ли это, что пре- В новой редакции стотей' “ р е ' н Г п ™ “Й Г ь ^ Г о Т а ~ Г э т а 89 и 145 Конституции СССР ^^,, льс о общественных ор- предвыборной ахитации. ---------- „а™, Белорусская , , как говорили древнйе,' «спе­ шить медленно». Зто отчетливо показывает,, в частности, рассмотрение неоднократно вкосившихся предложений об изменении той главы Основного Зако­ на, которая закрепляет при­ нципы советской’ федерации и разграничения полномочий между Союзе,м ОСР и союз­ ными республиками. Нужны ли эти коррективы? Да, они, безусловно, нужны, Вместе • с тем ясно, что пересмотр этой главы нельзя провести, пока не* приняты Законы о республиканском хозрасчете и экономической самостоя­ тельности республик, В свою СОР, где ’50 мандатов из 380 отдаются местным организа­ циям ветеоанов войны и тру­ да, обществам" инвалидов, слепых и глухих. в статьях 95, 96, 97 и Конституции СССР опуска­ ется упоминание о выборах от общественных организа­ ций Что же касается норм Конституции о составе Съез- кации системы местных Со­ ветов, имеющейся в каждой союзной и автономной респу­ блике. У нас уже сейчас есть, скажем, станичные, ки­ шлачные, аульные, апилин- ковые Советы. Кое-где возни­ кает необходимость формиро­ вания национальных ра;^рнов и национальных сельсоветов, И новая конституционная но­ рма должна способствовать _______ этому, укрепляя суверени- дащародных депутатов СССР, тет республик. Она идет от полностью сохраня- .... самой жизни, от ее практи- дугся. А это значит, что ни в дстоящие выборы в респуб- ческих потребностей. ^оей мере не ставятся под ликах и на местах станут ав- Лринимается во внимание. сомнение полномочия наро- томатическим «повторением возможное различие спосо- дных депутатов СССР ньше- пройденного»? Думается, что бов формирования Президиу- шнего созыва, избранных от этого не-произойдет. Скорее Советов в республиках, общественных организаций, всего образ советского наро- 3 связи с этим намечается При обсуждении в Верхов- довластия обретет.новые че- уточнить положение статьи ” - - ........ - ........ рты. Этому призвана способ- 91 конституции СССР. В ствовать новая правовая ба- одних республиках, по анало- за, которая, опираясь на но- ^ии с союзным органом, Пре- рмы союзной Конституции, зидиумы будут создаваться учитывае!’ не только плюсы ^з тех должностных лиц, ко- и минусы прошедших выбо- торые перечислены в Конс- ров, но и резко возросшую титуции. Такой принцип пре- социальную активность граж- дусмотрен сейчас, скажем, в дан, особенности современ: российской Федерации. А. например, в Литовской ОСР и Киргизской СОР он соче­ тается с возможностью норма закреплена сейчас и в конституциях союзньгх и ав­ тономных республик. веды. Вопросы пересмотра избирательного законодатель­ ства были обсуждены н специал; но.ч совещании пред седателей Президиумов Вер­ ховных Советов союзных и автономных республик. Про­ ект Закона был тщательно конов потребует внесения из­ менений не только в К0.МП8- тенцию высших органов го­ сударственной В.ВДСТИ — • Съезда и Верховного Совета СССР, но и Совета .Минист­ ров, СССР,- Генерального прокурора., как это пре.’шага- ют депутаты из Молдавии, других союзньгх ерганов, не говоря уже о существенной корректировке действующих положений, ■" ■ да вопросов эконо.мическбго. и социально-культурного раз- лидарен с теми народными депутатами, которые, прояв­ ляя искреннюю заинтересо­ ванность в углублении пере­ стройки, выступают .за ско­ рейшее принятие законов по всем этим вопросам. Как нам быть в сложив­ шейся ситуации? Ждать при­ нятия новой (Конституции или пойти по ПУТИ внесения конституционных изменений и принятия на этой основе новых законов? ^ И тут на помощь прихо­ дит.' прецедент, который мы уже использовали примени­ тельно к избирательной си­ стеме, когда Верховный Со­ вет ССОР одобрил проект -соответствующих конституци­ онных поправок, на основе которых республики развер- ку.чи законотв(орчёскую 'р а ­ боту по подготовке выборов в республиканские и местные органы государственной влас­ ти. Окончательное же утвер ждение на Съезде указан ных конституционных иопра вок заве'ршаёт правовое офо рмление преобразований в избирательной системе’: Использование этюго пре­ нии еще до их рассмотрения очередным Съездом наро,ц- ных депутатов. Я говорю об этом потому так определенно, -что таким образом будет полностью ре- элизовано предложение мно- гих депутатов, в том числе предложение, содержащееся в розданном сегодня обра­ щении академической депу­ татской группы. Она счита­ ет, что нельзя, откладывать принятие фVндаментал^:Яыx Законов о собственности, о земле, о социалистическом . предприятии, о налогах и что нужно принять прстано- вяение вторбго Съезда о введении этих Законов в дей­ ствие ' немедленно по приня­ тии Верховным .Советом, не дожидаясь их одобрения тре­ тьим Съездом народных, дё-^ , путатов. ■ , . Кроме того. Президиум Верховного Совета * , вносвд предложение принять реше­ ние Съезда о том-, чтобы об­ разованная нами Конституци­ онная комиссия с учетом пре­ дложений,. внесенных здесь народными депутатами: де­ тально проработала вопросы • * ■ ^ прлгр'нтй тттиппярт лп'х’пяттят'ч ИЗМвНСНЛИ рЯДЗ, ПОдОЖС' о . ■Цедента позволяег сохранять т» с учетом* этих изменений тинение о дополнении стать . •' .... па ПГ! „ по 1ПО Кпнг-,ТИТУТТИ1И ПОаВИЛОЛ ной {Остановки в обществе: Ялатформа КПСС по воп­ росам национальной полити­ ки, принципы децентрализа­ ции, укрепление сувереннрьх прав союзных республик, че­ ткая линия на отход от фо- ^ рмальной унификации — все Верховным Советом. Вот -------------- Верховному чему в новой редакции ном Совете СССР не нашли поддержки предложения об учреждении поста президен­ та республики либо предсе­ дателя Совета, избираемого непосредственно населением, помимо Верховного либо ме­ стного Совета. Дело здесь, конечно, не в наименовании, не в новом для нас термине, не в формальной стороне, а в Существе вопроса. Непос- ________ редственное избрание пред- раиия в Президиум и других седателя Совета населением, на обеспечение всем кандида- лиц. Не исключенитакой , учреждение президентской там в народныедепутаты ра- вариант, когдавесь состав власти в республике означа- вных возможностей дляуча- Президиума будет избираться ло бы появление должност- стия в избирательной кампа- " ------------- ” ---------- " ------- ного лица, практически не нии. Известно, что на практи- зависящего от представите- ке нередко не личные качес- Совету СССР своим* постано- тьи 9 Г союзной Конституции льного органа, что противо- тва кандидата, а пропаган- влевдем от 24 октября 1989 исрользуется об(к5ш,енный те- речрло бы самоц идее дол- дистское и материально-тех- Сегодня нет: сомнений в' необходимости изменить. ус­ тановления .Конституции. об отношениях собственности, В ходе обсуждения пред- о.;ссмоТпеГкПасе4^ич'*П^^^^ всенародное ряомму пппояигж рассмоьрсн на эаьсдангш ьфе обсуждение вынесены проект гаемых поправок некото . з„диу„а Верховного Совета ^ собсгненкости СССР, а затем, после обете- - - - - ятельной и . конструнтивирй дискуссии, в ходе которой каждая поправка была подве­ ргнута всесторонней оценке', одобрен Верховным Советом ООСР и внесен на ваше рас­ смотрение. (Естественно, что, соверше­ нствуя конституционные но­ рмы, касающиеся выборов. Верховный Совет не мог пройти мимо более широко­ го . круга вопросов, связан­ ных с изменением ряда дру­ гих положений действующе­ го Основного Закона, а так­ же с разработкой новой со­ юзной Конституцш в целом.. Ведь и принятие нового Ре­ гламента, Закона о статусе народных депутатов. Закона о конституционном надзоре также предполагает внесение определенных уточнений в нормы Конституции.. Мы, та­ ким образом, как бы «ремон­ тируем» соответствукмцие- главы союзной Конституции, двигаясь вперед по пути ко-, нституционной реформы. Сейчас идет, можно ска­ зать, наработка идей, нако­ пление концептуальных по- литичеешх, правовых' «за­ делов» , которые в перспек­ тиве должны составить еоде- 00 онституции пр вилом, согласно которому число кандидатов, включенных в избирательные бюллетени, должно превышать число имеющихся депутатских ман­ датов. Однако ' большинство участников обсуждения, не согласившись с этюй точкой зрения, высказалось за то, чтобы не ограничивать право избирателей самим решать вопрос о ко­ личестве включаемых в бюл­ летень кандидатур. С учетом .этого в тексте Конституции ООСР сохранена” действую­ щая норма —- о возможности внесения в бюллетень любо­ го числа кандидатов. По мне­ нию большинства членов Верховного Совета, ,она б<.)- лее демократична. Прошедшие в марте выбо­ ры выявили необходимость дополнить союзную Консти­ туцию принципиально новым положением, направленным СССР и проект Основ зако­ нодательства Союза ССР.^ и союзных респ\блик о земле, которые отра;кают сущность не ТОЛ’ ко кэшей .экономиче­ ской системы, но и в целом советского общественного строя. И ясь;о, что для при­ нятия этих законов потребу­ ется переработка некоторых ключевых положений Кон­ ституции. Кроме того, товарищи, мы не -може.м не учитывать, что. несмотря на интенсивную ра­ боту над этими проектами в Верховном Совете, его коми- тетау и комиссиях, по’ ряду вопросов так и не удалось найти удовлетворяющие всех решения. Достаточно вспом­ нить дискуссии о праве соб­ ственности на землю и дру­ гие природные ресурсы. У нас, пожалуй, еще не было такой практики, когда на всенародное обсуждение вы­ носились бы не только про­ екты, которые рассматривал Верховный Совет, но и вари­ анты, подготовленные отдель- ны.ми комитетами, республи­ ками, гр\ппамй депутатов. Вот почему, чтобы законода­ тель мог про.твинуться да­ льше, требуется еще и еще раз выявлять н оценнвать стабильность Конституции при изменении ряда ее по-, ложений и одновременно уп­ равлять лостепенньш обнов­ лением конституционного пространства, устраняя рас­ хождения между реальнос­ тями жизни и правовыми но­ рмами, Как говорилось у Маркса — между реальной и юридической констит';цией. При этом и на сессии Верхо­ вного Совета СССР, и при обсуждении повестки дня второго Съезда был сделан вывод, что здесь нужна не спешка, а нормал’ ный -кон­ ституционный процесс, не- обходи.м комплексный под­ ход ко всей гамме вопросов, которыми занимается сейчас образованная первым Съез­ дом Конституционная комис- Как вы знаете, такая пози­ ция Верховного Совета была поддержана декабрьским (1989 года’) Пленумом ЦК КПСС, который отметил, что, добиваясь последовател- ного осуществления экономичес­ кой, политической и правовой реформ, преобразования со­ ветской федерации. партия будет всемерно способство­ вать реализации линии не только на внесение необхо­ димых изменений в Консти­ туцию СССР, но' в итоге —и на создание нового Основно­ го Закона нашей страны. В рамках этого процесса любая конституционная норма мо­ жет стать предметом пере- - осмысления или быть вооб­ ще исключена. Это в полной мере относится и к статье ний, содержащихся _н главах 1 и 2 и в разделе III дейст­ вующей Конституции, посвя­ щенных основам политичес­ кой и экономической системкт и национально-госсдяоствен- ного устройства СОСР. Это потребовало бы допо­ лнения имеющегося у вас, товарищи депутаты, “законо­ проекта двумя новыми, ста- тт.ями, текст которых подго­ товлен Президиумом Верхов­ ного Совета по вашему по­ ручению. Мы внесем “ этот текст в редакционную ко- миссию. Формируя ё духе нового политического мышления на­ ши подходы к этим пробле­ мам, мы должны всегда по­ мнить одну простую вещь:' каждый новый закон, вызван -- ный к жизни перестройкой, будет своеобразным строи­ тельным материалом для со здания нового Основного За­ кона страны. Мы \ ’же приступили к этой работе. Она не приемлет ни суеты, ни медлител-ности. Она требует строгого выпол­ нения ленинского завета ■ о том, что законодательство- . вать надо' с тройной огляд­ кой, чтобы закон, рожден­ ный жизнью, активно'.,воздей- ствов'ал на нее, создавал все новые и новые предпосылки для движения социализма вперед по пути его обновле- • ния и прогресса. Верховный Совет СССР просит Съезд рассмотреть выработанные и.м лредложе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz