Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 19 декаб|)я 1989 г., № 281 ,(18 588) Заключительное слово Н. И. РЫЖКОВА (ОкоМчаше. Начало на 1-й с*р.).' жеинрсти и усилевию несба- лансйроваяности в народном хоояй^тве, ц нафушеиию ус тановившихся связей и пря мому товарообмену. Другие требуют решительна отка заться от госзаказа и пере вести исключительно все на прямые связи и рьшочные отношения, Еще и еще раз оценивая все это, правительство счи тает, что предлагаемые в программе подходы по отно шению .к государственному заказу в 1990-—1992 годах с постоянньм уменьшением его и переходом на оптовую торговлю, рьшок предметов потребления и средств про изводства являются верны ми, и просит Съезд поддер жать эти предложения. Некоторые товарищи пы таются представить такие дИйстаия по переходу к рын ку как неуверенность прави тельства. Н о 'н е н а д о упус кать из виду реальности жи зни. Переход в экономике к рьщочньш отношениям дол жен происходить шаг за ша гом с выдерживанием опре деленной последовательности этапов. Представляется, что минув шие годы позволили нам на копить опыт и выработать на его оонове всесторонне взвешенный подйод к наз ванной проблеме, хотя и в данном случае нам предсто ит очень серьезно и основа тельно отлаживать весь этот .непростой ИСханизм. И, наконец, о принципи альных подходах к форми рованию тринадцатой пяти летки. Вполне вероятно, что в программе не совсем уда лось достаточно. четко вы разить сущность прогнозных оценок .в тесной увязке с теми новыми экономически ми и правовьши принципа ми, ко.торые станут основой формирования пятилетки. И прежде всего в связи с пе реходом союзных республик на самофинансирование и самоуправление, развитием разнообразных форм собст^ венности и хозяйствования. делегированием прав из' цен тра на места. Однако дол жен сказать, что, на мой взгляд, любое правительство в любой стране, и особенно в нашей, чтобы целенаправ ленно регулировать эконо мическое развитие общества, должно п^гнозировать; ана- 'лизировать всесторонне и глубоко, не семь, а сто раз отмерить на основе много вариантных и альтернатив ных подходов возможности дальнейшего движения, а уже затем делать реальные практические шаги. Иначе из-за отсутствия четких це лей можно шагнуть в пусто ту ресу{х;ных неувязок, раз- балансированность экономи ки и инфляцию. Но самое главное, советские люди не смогут понять, что же их ждет в ближайшие годы По этому вопрос не только в прогнозах и целях, а в том, какими путями и методами достигать их. В этом з'лав- Чтобы, обосновать такую , точку зрения, скшку, что предстоящая пятилетка, а, точнее, подходы к ее фор мированию основываются на том, что все старое, прису щее ранее плановому управ лению экономикой, должйо быть в корне изменено.. Это крупнейшая общегосударст- • венная, задача и 01дна из главных стратегических це- Если в крупном плане под,- вести некоторый итог обсуж дению, подходов правительст ва к формированию тринад цатой пятилетки, то мсжнр выделить следующее: пред стоящее пятилетие имеет ключевое значение в прео долении крайне слонйюго со стояния экономики и созда нии качественно новой хо зяйственной системы. Хочу обратить ваше вни мание на то, что Съезду предложены принципиально новые подходы к формирова нию тринадцатой’ пятилетки. Именно подходы, а не сам пятилетний план. В то же время в выступлениях мно гих народных депутатов выс казывалось немало коннрет- ных предложений об инвес тициях, поставках техники, новостройках, объемах про-, изводства продукции н дру гих, Мы понимаем, что все они имеют под собой реаль-’ ную основу и продиктованы жизнью. Но сейчас речь идет о другом — о подходах к формированию пятилетки. Ек;ли они -будут одобрены Съездом, то тогда развернет ся предметная работа по подготовке пятилетки на ос нове проектировок предприя тий, регионов, союзных рес публик г отраслей и народно хозяйственных комплексов. В связи с этим Совет' Ми нистров СССР просит Съезд по,ддержать его позицию о необходимости прогнозных оценок, предлагаемых в ка честве ориентиров, которые могут быть использованы предприятиями, союзными республиками, министерства ми и ведомствами в своей конкретной работе над про ектировками будущей пяти летки. Мы отчетливо понимаем. НТО в условиях действия но вых экономических законов о собственности, о земле, рес публиканском самоуправле нии и самофинансировании, о местном хозяйстве и мест ном самоуправлении, о еди ной налоговой системе, о со циалистическом предприя тии облик и параметры пяти летнего плана будут, конеч но, определяться по-новому. Правительство просит Вер ховный Совет СССР рассмот реть и принять эти законы не откладывая, уже в нача ле 1990 года. - Далее. Формирование пя тилетки должно основывать ся на программно-целевых методах'планирования с уче-. том в корне изменяющихся взаимоотношений между центром и союзньши рес публиками, а также органа ми власти на местах; пере хода их на прияцнцы само управления и самофинанси- . рования, широкого ишользо- вания ■экономических регу ляторов в новых’ условиях хозяйствования. Таковы очень кратко на ши соображения по самьш принципиальным моментам. касающимся каждого разде ла доклада правительства Съезду народных депутатов. В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что на Съезде состоялся конструк тивный и очень полезный разговор. В ходе обсуждения предложений правительства СССР было высказано не мало интересных идей, кри тические замечания, уточ нения и псжелания. В то же время на Съез де прозвучала позиция оп-. ределенных депутатов, и осо бенно межрегиональной группы, которая выражает недоверие прюграмме, вновь предлагает отодвинуть ре шение принципиальных во просов на ■ неопределенное время,- Думаю, это не слу чайно. потому что неприня тие сегодня решения будет по существу означать отказ от четкой политики дейст вий. Все это, ■конечно, не пойдет на пользу стабилиза ции обстановки в стране. Мы понимаем, что про грамма правительства не без недостатков, но она макси- мально учитьшает наши ре альные возможности, этапы продвижения вперед и дает ориентиры на перспективу. Совет Министров СССР счи тает, что такая программа действий- нужна сегодня стра не. Она, безусловно, будет обогащаться и дополняться в ходе претворения ' ее в жизнь, в том числе и с уче том многообразия вьюказан- ных здесь идей, мыслей и предложений, В то же время совершенно очевидно, что для вьшолнения любой про граммы требуется доверие нароаных" депутатов и всего общества. Прошу Съезд под держать программу прави тельства страны. . ' И последнее. Что касается ■ анонимности программы, то, к сведению депутата Арба това, под ней стоит моя под пись. Я не отказьшаюсь от нее. Никогда ничем не при крывался. Дело не в назва нии программы, а в ее су ти и реальности. А ответст венность свою я сознаю в полной мере. (Аплодисмен- О ВНЕСЕНИ ИЗМЕНЕНИ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СССР по ВОПРОСАМ ИЗИБРАТЕЛЬНСОИСТЙЕМЫ Доклад Л. И. Лукьянова на втором Съезде народных депутатов СССР уважаемые товарищи де путаты! Атмосфера дискуссий и полемики, которую заложил наш первый Съезд и закре пили две сессии Верховного Совета, кажется, становится традицией, которую можно ■ только приветствовать. Но какими бы порой непримири мыми ни были точки зрения, года открыть «зеленую ули- рмин «Президиумы формиру- новластия Советов, единым цу» для коренного обновле- ются», а его конкретное на- принципам их построения ""ч-республиканского заново- полнение будет давать Коно функционирования. Об — иическое обеспечение его ржание новой Крнститупии экономические, политические дательства о выборах, а так же актов, определяющих схему и функции органов титуцйя каждой республики. В статьях 138 и 144 Ко нституции СССР, предлагает ся отойти от излишней де тализации положений, опре деляющих место и роль выс ших органов государствен- ■’ власти и управления со- спубликах и на местах. . этом было признано возмож ным внести соответствующие __ _ ..................... ____ поправки в республиканские . .. высказьшаемые с этойтрибу- конституции и принять новые юзных и автономных респуб- есть, наверное, все закоцы о выборах еще до то- лик. Здесь останутся лишь ------------- го. как соответствующ,йй за- самые общие, отправные но- конопроект об изменениях и рмы. Таким образом, перед дополнениях союзной Консти- . республиками открьшаются основания считать; движение двух ключевых реформ — реформы экономической *и ре формы политической ^ на чалось, мы уже имеем пусть первые, пусть скромные, но от этого не менее долгождан ные результаты. И если верна Марксова мысль, о том, что , «идея» напомню, шли большие спо ры еще' на XIX партийной конференции, затем на Съез де на]^дкых дещ'татов, и, наверное, надо прислушать ся к приводимым на этот счет доводам и аргументам. Институционные поправ ки затрагивают также сроки и порядок назначения выбо ров. Действующая статья 90 союзной Конституции устана- миссии производить расходы, вривает, как известно, что ■ связанные с подготовкой предвыборной кампании ста-- ковилось решающим, факто ром победы или поражения на выборах. Такого рода «од носторонние преи.мущества» никак не согласуются с при нципами социалистической демократии и справедливости, С учетом этого в статью 100 Консти туции СССР .предлагается включить положение, позво ляющее избирательной СССР, Об этом шла речь на недавнем заседании Консти- туциогшой комиссии, образо ванной первы.м Съездом на родных депутатов. Определяя принципиальный подход к проблемам выработки этого пришла прос о ’необходимости добро- ч к пы'йппV чтп на памыпч ____ ” . ____ И социальные последствия предлагаемых решений, ' в полной мере использовать опыт, знания, творческий по тенциал всего нашего обще- Не менее остро стоит во- туции будет утвержден Съез- более широкие возможности в51боры’ народных депутатов проведением выборов, из едй- лом наропных пеиутатов • самостоятельного решения н о т Лоняя г.оягтякяемогп яя д д д п ■ СССР. перечисленных вопросов. Что же характерно для Говоря об этом блоке ко- проделанной за это время ра- ' нституционных нововведений, боты на местах? Как она со- следует, видимо, отметить, црягается с новыми консти- что исключение из Основно- всегда посрамляла себя, ко- туционньши установлениями? го Закона СССР удюминания гда она отделялась от «ин тереса». то столь же верным можно считать и тот факт, что процесс обновления все теснее смыкает идею пере стройки с интересом миллио-.- нов и миллионов людей. В русле этого процесса все О каких конкретных измене ниях Основного Закона Со юза ОСР идет речь? Сущность предлагаемых на ваше рассмотрение до полнений и изменений Кон ституции состоит прежде всего в том, что заметно более ’ весомой становится обогащается демократическое законотворческая деятель ность высших органов госу дарственной власти, о чем уже немало сказано в. эти Внесенный на ваше рас смотрение проект Закона СССР об изменениях и до полнениях Конституции ОСОР по вопросам избира тельной системы является реализацией прямого поруче ния первого Съезда народ ных депутатов. (Объективно дело ббстоит таким образом, что е приня тием этого ответственного акта страна решает одну из содержание советской изби рательной системы. Утверж дается многообразие механиз мов регулирования процеду ры выборов. Единый подход к ключевым вопросам, кото рый лежит в основе советс кой организации власти, со провождается гораздо более последовательным и тщате льным учетом специфики на циональных и местных ус ловий. ' ■ ,Есе это отчетливо видно в законопроекте, представлен ном на утверждение Съезда. В первую очередь из со юзной Конституции предлага о Съездах народных депута тов, как обязательном эле менте высшего звена власти союзных республик, не озна чает, конечно, ■что под сом нение ставится сама идея Съездов. Воплощение этой идеи на практике, создание двуе.диного высшего звена государственной власти в ли це Съезда и Верховного Со вета СОСР показывают реа льный и уже оправдавший назначаются не позднее чем за четыре месяца до истече ния срока полномочий соот ветствующих органов госу дарственной власти. Эт'о от носится ко всем звеньям Со ветов, хотя ясно, что для многих .из них такой 'срок ' вполне может быть и иным, что, собственно, теперь и за фиксировано в конституциях и новых избирательных зако нах некоторых респубдак. В союзной ' же Конституции указание на четырехмесяч- кый срок предлагается сох ранить лишь для выборов народных депутатов СССР. ф да, с здаваемо о счет государства, предприя тий, общественных и других организаций. Такой подход призван обеспечить равные «стартовые позиции» для каждого кандидата а народ ные депутаты, И еще один вопрос. Он ка сается предусмотренного ста тьей 91 ограничения двумя сроками возможности., зани мать свои должности лицам, избираемым или назначае мым Советами. Принцип, бе зусловно, -необходимый, Вме сте с тем, принимая во вни мание специфику судейской деятельности, возросшие га рантии независимости судей, проект включено предло- ключевых задач второго эта- ется устранить излишне шест па политической реформы, в ходе которой предстоит соз дать новую систему органов власти в республиках, кра ях, областях, городах, в се льской местности. От успеш ного функционирования го самого’ массового Звсиа Советской власти, от того, как оно впишется в общую систему народовластия, как заработает, в огромной сте пени зависит практический ход перестройки. Опыт мартовских выборов народных депутатов (СССР убедительно показал, что при всех неизбежных в таком первопроходческом деле из держках, э'ги выборы, по край ней мере на сегодня, не име- кое определение системы вы сших представительных ор ганов государственной власти союзных республик. Новая редакция .статей 89 и 91 те- перь не предусматривает обя- )- зательного образования Съез дов народных депутатов в ка ждой союзной и автономной республике. При этом учиты вается общественное мнение республик, которое однозиа-. чно склоняется к тому, что бы не .иметь двухзвенную си стему высших органов влас ти. Исключение составляет* лишь Российская Федерация, где будут действовать и Съезд народных депутатов, и Верховный Совет. И это псшятно, если иметь в виду огромные размеры и слож ное национально-государст венное устройство этой рес публики. ют прецедента в нашей пра ктике ~ ни по степени де мократизма. гласности, поли тической активности граждан, ни по накалу самой предвы борной борьбы. Да, не все .............. ............._ .... . витеаь^:тв^; новое получило положитель- предлагается уйти от унифи- „„„„чяний и пйтог’тпрнн'ом Гп. 1<1нивт^иа, Активно обсуждался себя путь сочетания широко- ^шественн'остью вопрос о су- го народного представитель- ' дьбе окружных предвыбор- ства с постоянным осушеств- ных собраний. Большинство лением законодательных, ра- республик, за исключением спорядительных и контроль- Туркменской ССР, отказа- ны-х функций. Создавая свою, лись 'от этого института, в отличную от союзной, струк- Узбекской, Казахской и Ки- туру власти, республики, в ргизской ССР предусматри- случае необходимости, бу- вается проведение конферен- дут иметь возможность обра- ций и1збирателей округа, ко- щаться и к этим общим при- торые наделены правом при нципам построения советской нимать решения о представ- формы полновластия народа, лении кандидатов в народ- черпать из них то, что най- ные депутаты для регистра- дут нужным. ции в соответствующие изби- Как вы знаете, в Верхов- рательвые комиссии. Чтобы БОМ Совете СОСР всесторон- це связывать республики ка- л..„и, обсуждался вопроц о не- кнми-либо рамками. Верхов- бъЛзаимопаошшнове’-ше яза с о в е , СССР п р едл .г ,е , вообще исключить из статьи ЮС союзной Конституции положение об этих собрани ях. Таким образом, в реше нии данного вопроса респу блики будут располагать те перь полной самостоятель ностью. Признано целесообразным сделать еще один шаг, на правленный на расширение возмоншостей участия в про ведении выборов молодежи. С этой целью в статьях 100 и 101 Конституции СССР намечается предоставить пра- выдвижения кандидатов к выводу, что на дашюм эта пе перестройки, когда на мно гие и многие вопросы еще предстоит, дать ответ, когда сложнейшие процессы- жизни общества и государства'нахо дятся в стадии становления, поспешное принятие новой Констотуции могло бы лишь нанести ущерб и ее содержа нию, и ее авторитету. Да это и понятно. Ведь нельзя, в самом деле, создать такой основополагающий политико- юридический документ, ка ким ’ является Конституция, пока на практике не сложат ся механи:щы решения все го комплекса стоящих перед обшество;м задач экономиче ского, социального и духов ного характера. Любая попыт ка «кавалерийским наскоком» пересмотреть Конституцию в цело.м, как и на.мерение про вести сквозную корректиров ку всех взаимосвяза'нных ко нституционных положений, может нам сурово отомстить. тного Закона о социалисти ческом предприятии. Но и здесь дело в том, что пред ставленный правительством законопроект, по мнению ко митетов Верховного Ск)вета СССР и комиссий его палат, нуждается еще в серьезной доработке. Кроме того, ис ходной базой для этого За кона, как считают специали сты. должна стать общая ко нцепция экономической ре формы. которая представле на на рассмотрение нашего Съезда. Определенные расхождения -с действующими конституци онными нормами имеет шестой Конституции, опре деляющей место и роль Ком мунистической партии в со ветской политической систе ме, хотя сама по себе данная статья сегодня не создает: никаких препятствий ни для свободного проведения вы боров, ни для углубления в целом процесса демократи зации всех сторон жизни на шего общества. Вот почему представляет-, ся целесообразным,' ■чтобы ньшешний наш Съезд пору-> . ч м Верховному Совету СССР ускорить принятие Законов о собственности, о земле. ■о социалистическом предприятии, налоговой си стеме, об общих'началах ру ководства экономикой и со циальной сферой в союзных и автономных республиках, разграничении полномочий Союза ССР и союзных рес публик. об общих началах местного самоуправления ’бликованный недавно для 'местшго хозяйства и пред- ^ V"'- ----- рх ппрмп’ трягт- лмижмым введение в деист- жекие не распространять на Здесь цадр оыть реалистами Верховного Совета со- вне этих поправок'КонститУ- ких .что ЯПЯВИ.7Ю сярляп со- и еще раз реалиста.ми. уметь. ™ с -овы а со всенародного обсуждения проект Общих начал местно го самоуправления и местно го хозяйства. Словом, тако го рода вопросов накопилось немало, о чем свидетельст вует и дискуссия, разверну вшаяся на нынешнем С ^ з - И скажу прямо;; Прези- ставит: на рассмотрение оче редного съезда народных депутатов предложения с внесении связанных с этим поправок в К онституцию СССР. О.'чювременно Съезд мог бы указать в своем ре шении, что он полагает во з о н й посредственном представите льстве общественных органи заций в высших органах го сударственной власти. Дис куссия была достаточно ост рой. В итоге было решено исключить нз статьи 95 Ко нституции СССР часть вто рую, где содержится указа ние на возможность избра ния народных депутатов не посредственно от обществен- ньк организаций. Признано целесообразным • проводить выборы народных депутатов только по избирательным ок ругам, в которых, как и пре жде, будут принимать уча стие наши общественные фо рмирования. Исключение в этом отношении составляют лишь Казахская ССР, в Вер ховном Совете которой пре- н эт правило, де ав ответетвую1цую оговорку статье 91. . ' Таков, товарищи, в крат ко.м изложении, «пакет» из менений и дополнений, пре дсгавлеиных Съезду для вне сения в Конституцию Союза ССР. Они аккумулируют но рмы, которые вырабаТьга; лись союзными и-ачтоно.М|Кы- ми республиками, обобщают общие подходы, ирименяе-' мые республиканскими зако подателями. Происходит республиканского тельства, что отвечает прин ципам нашей федерации. Со- опираетця на законотвор чество республик, а респуб- очередь принятае этих лики, В свою очередь, дят и-3 основополагающих при НЦИПОВ СО'ЮЗ'ЯОЙ. Конституции народные депутаты коллекти вам ^ д н и х специальных и веду'щис ученые-государство ^ ... ______таргтм Яппппрм ПРПРГ'МПТП Должен сказать, что в раз работке проекта Закона, ко торый нам предстоит рассмо треть. приняли участие пред ставители всех союзных ре спублик, многие народные депутаты СОСР. председате ли комитетов Верховного Со вета и комиссий его палат высших учебных гарантировать. заведений, участие в ную оценку в общественном мнении Да, в ходе выборов были недостатки. , Не никто не моншт оспорить мощный прорыв "В самой избиратель ной практике, поставить под сомнение тот факт, что в ре зультате было создано при нципиально новое высшее звено власти — новое и по своему составу, и по функ циям, "и по организации ра боты; и по творческому по тенциалу. Означает ли это, что пре- В новой редакции стотей' “ р е ' н Г п ™ “Й Г ь ^ Г о Т а ~ Г э т а 89 и 145 Конституции СССР ^^,, льс о общественных ор- предвыборной ахитации. ---------- „а™, Белорусская , , как говорили древнйе,' «спе шить медленно». Зто отчетливо показывает,, в частности, рассмотрение неоднократно вкосившихся предложений об изменении той главы Основного Зако на, которая закрепляет при нципы советской’ федерации и разграничения полномочий между Союзе,м ОСР и союз ными республиками. Нужны ли эти коррективы? Да, они, безусловно, нужны, Вместе • с тем ясно, что пересмотр этой главы нельзя провести, пока не* приняты Законы о республиканском хозрасчете и экономической самостоя тельности республик, В свою СОР, где ’50 мандатов из 380 отдаются местным организа циям ветеоанов войны и тру да, обществам" инвалидов, слепых и глухих. в статьях 95, 96, 97 и Конституции СССР опуска ется упоминание о выборах от общественных организа ций Что же касается норм Конституции о составе Съез- кации системы местных Со ветов, имеющейся в каждой союзной и автономной респу блике. У нас уже сейчас есть, скажем, станичные, ки шлачные, аульные, апилин- ковые Советы. Кое-где возни кает необходимость формиро вания национальных ра;^рнов и национальных сельсоветов, И новая конституционная но рма должна способствовать _______ этому, укрепляя суверени- дащародных депутатов СССР, тет республик. Она идет от полностью сохраня- .... самой жизни, от ее практи- дугся. А это значит, что ни в дстоящие выборы в респуб- ческих потребностей. ^оей мере не ставятся под ликах и на местах станут ав- Лринимается во внимание. сомнение полномочия наро- томатическим «повторением возможное различие спосо- дных депутатов СССР ньше- пройденного»? Думается, что бов формирования Президиу- шнего созыва, избранных от этого не-произойдет. Скорее Советов в республиках, общественных организаций, всего образ советского наро- 3 связи с этим намечается При обсуждении в Верхов- довластия обретет.новые че- уточнить положение статьи ” - - ........ - ........ рты. Этому призвана способ- 91 конституции СССР. В ствовать новая правовая ба- одних республиках, по анало- за, которая, опираясь на но- ^ии с союзным органом, Пре- рмы союзной Конституции, зидиумы будут создаваться учитывае!’ не только плюсы ^з тех должностных лиц, ко- и минусы прошедших выбо- торые перечислены в Конс- ров, но и резко возросшую титуции. Такой принцип пре- социальную активность граж- дусмотрен сейчас, скажем, в дан, особенности современ: российской Федерации. А. например, в Литовской ОСР и Киргизской СОР он соче тается с возможностью норма закреплена сейчас и в конституциях союзньгх и ав тономных республик. веды. Вопросы пересмотра избирательного законодатель ства были обсуждены н специал; но.ч совещании пред седателей Президиумов Вер ховных Советов союзных и автономных республик. Про ект Закона был тщательно конов потребует внесения из менений не только в К0.МП8- тенцию высших органов го сударственной В.ВДСТИ — • Съезда и Верховного Совета СССР, но и Совета .Минист ров, СССР,- Генерального прокурора., как это пре.’шага- ют депутаты из Молдавии, других союзньгх ерганов, не говоря уже о существенной корректировке действующих положений, ■" ■ да вопросов эконо.мическбго. и социально-культурного раз- лидарен с теми народными депутатами, которые, прояв ляя искреннюю заинтересо ванность в углублении пере стройки, выступают .за ско рейшее принятие законов по всем этим вопросам. Как нам быть в сложив шейся ситуации? Ждать при нятия новой (Конституции или пойти по ПУТИ внесения конституционных изменений и принятия на этой основе новых законов? ^ И тут на помощь прихо дит.' прецедент, который мы уже использовали примени тельно к избирательной си стеме, когда Верховный Со вет ССОР одобрил проект -соответствующих конституци онных поправок, на основе которых республики развер- ку.чи законотв(орчёскую 'р а боту по подготовке выборов в республиканские и местные органы государственной влас ти. Окончательное же утвер ждение на Съезде указан ных конституционных иопра вок заве'ршаёт правовое офо рмление преобразований в избирательной системе’: Использование этюго пре нии еще до их рассмотрения очередным Съездом наро,ц- ных депутатов. Я говорю об этом потому так определенно, -что таким образом будет полностью ре- элизовано предложение мно- гих депутатов, в том числе предложение, содержащееся в розданном сегодня обра щении академической депу татской группы. Она счита ет, что нельзя, откладывать принятие фVндаментал^:Яыx Законов о собственности, о земле, о социалистическом . предприятии, о налогах и что нужно принять прстано- вяение вторбго Съезда о введении этих Законов в дей ствие ' немедленно по приня тии Верховным .Советом, не дожидаясь их одобрения тре тьим Съездом народных, дё-^ , путатов. ■ , . Кроме того. Президиум Верховного Совета * , вносвд предложение принять реше ние Съезда о том-, чтобы об разованная нами Конституци онная комиссия с учетом пре дложений,. внесенных здесь народными депутатами: де тально проработала вопросы • * ■ ^ прлгр'нтй тттиппярт лп'х’пяттят'ч ИЗМвНСНЛИ рЯДЗ, ПОдОЖС' о . ■Цедента позволяег сохранять т» с учетом* этих изменений тинение о дополнении стать . •' .... па ПГ! „ по 1ПО Кпнг-,ТИТУТТИ1И ПОаВИЛОЛ ной {Остановки в обществе: Ялатформа КПСС по воп росам национальной полити ки, принципы децентрализа ции, укрепление сувереннрьх прав союзных республик, че ткая линия на отход от фо- ^ рмальной унификации — все Верховным Советом. Вот -------------- Верховному чему в новой редакции ном Совете СССР не нашли поддержки предложения об учреждении поста президен та республики либо предсе дателя Совета, избираемого непосредственно населением, помимо Верховного либо ме стного Совета. Дело здесь, конечно, не в наименовании, не в новом для нас термине, не в формальной стороне, а в Существе вопроса. Непос- ________ редственное избрание пред- раиия в Президиум и других седателя Совета населением, на обеспечение всем кандида- лиц. Не исключенитакой , учреждение президентской там в народныедепутаты ра- вариант, когдавесь состав власти в республике означа- вных возможностей дляуча- Президиума будет избираться ло бы появление должност- стия в избирательной кампа- " ------------- ” ---------- " ------- ного лица, практически не нии. Известно, что на практи- зависящего от представите- ке нередко не личные качес- Совету СССР своим* постано- тьи 9 Г союзной Конституции льного органа, что противо- тва кандидата, а пропаган- влевдем от 24 октября 1989 исрользуется об(к5ш,енный те- речрло бы самоц идее дол- дистское и материально-тех- Сегодня нет: сомнений в' необходимости изменить. ус тановления .Конституции. об отношениях собственности, В ходе обсуждения пред- о.;ссмоТпеГкПасе4^ич'*П^^^^ всенародное ряомму пппояигж рассмоьрсн на эаьсдангш ьфе обсуждение вынесены проект гаемых поправок некото . з„диу„а Верховного Совета ^ собсгненкости СССР, а затем, после обете- - - - - ятельной и . конструнтивирй дискуссии, в ходе которой каждая поправка была подве ргнута всесторонней оценке', одобрен Верховным Советом ООСР и внесен на ваше рас смотрение. (Естественно, что, соверше нствуя конституционные но рмы, касающиеся выборов. Верховный Совет не мог пройти мимо более широко го . круга вопросов, связан ных с изменением ряда дру гих положений действующе го Основного Закона, а так же с разработкой новой со юзной Конституцш в целом.. Ведь и принятие нового Ре гламента, Закона о статусе народных депутатов. Закона о конституционном надзоре также предполагает внесение определенных уточнений в нормы Конституции.. Мы, та ким образом, как бы «ремон тируем» соответствукмцие- главы союзной Конституции, двигаясь вперед по пути ко-, нституционной реформы. Сейчас идет, можно ска зать, наработка идей, нако пление концептуальных по- литичеешх, правовых' «за делов» , которые в перспек тиве должны составить еоде- 00 онституции пр вилом, согласно которому число кандидатов, включенных в избирательные бюллетени, должно превышать число имеющихся депутатских ман датов. Однако ' большинство участников обсуждения, не согласившись с этюй точкой зрения, высказалось за то, чтобы не ограничивать право избирателей самим решать вопрос о ко личестве включаемых в бюл летень кандидатур. С учетом .этого в тексте Конституции ООСР сохранена” действую щая норма —- о возможности внесения в бюллетень любо го числа кандидатов. По мне нию большинства членов Верховного Совета, ,она б<.)- лее демократична. Прошедшие в марте выбо ры выявили необходимость дополнить союзную Консти туцию принципиально новым положением, направленным СССР и проект Основ зако нодательства Союза ССР.^ и союзных респ\блик о земле, которые отра;кают сущность не ТОЛ’ ко кэшей .экономиче ской системы, но и в целом советского общественного строя. И ясь;о, что для при нятия этих законов потребу ется переработка некоторых ключевых положений Кон ституции. Кроме того, товарищи, мы не -може.м не учитывать, что. несмотря на интенсивную ра боту над этими проектами в Верховном Совете, его коми- тетау и комиссиях, по’ ряду вопросов так и не удалось найти удовлетворяющие всех решения. Достаточно вспом нить дискуссии о праве соб ственности на землю и дру гие природные ресурсы. У нас, пожалуй, еще не было такой практики, когда на всенародное обсуждение вы носились бы не только про екты, которые рассматривал Верховный Совет, но и вари анты, подготовленные отдель- ны.ми комитетами, республи ками, гр\ппамй депутатов. Вот почему, чтобы законода тель мог про.твинуться да льше, требуется еще и еще раз выявлять н оценнвать стабильность Конституции при изменении ряда ее по-, ложений и одновременно уп равлять лостепенньш обнов лением конституционного пространства, устраняя рас хождения между реальнос тями жизни и правовыми но рмами, Как говорилось у Маркса — между реальной и юридической констит';цией. При этом и на сессии Верхо вного Совета СССР, и при обсуждении повестки дня второго Съезда был сделан вывод, что здесь нужна не спешка, а нормал’ ный -кон ституционный процесс, не- обходи.м комплексный под ход ко всей гамме вопросов, которыми занимается сейчас образованная первым Съез дом Конституционная комис- Как вы знаете, такая пози ция Верховного Совета была поддержана декабрьским (1989 года’) Пленумом ЦК КПСС, который отметил, что, добиваясь последовател- ного осуществления экономичес кой, политической и правовой реформ, преобразования со ветской федерации. партия будет всемерно способство вать реализации линии не только на внесение необхо димых изменений в Консти туцию СССР, но' в итоге —и на создание нового Основно го Закона нашей страны. В рамках этого процесса любая конституционная норма мо жет стать предметом пере- - осмысления или быть вооб ще исключена. Это в полной мере относится и к статье ний, содержащихся _н главах 1 и 2 и в разделе III дейст вующей Конституции, посвя щенных основам политичес кой и экономической системкт и национально-госсдяоствен- ного устройства СОСР. Это потребовало бы допо лнения имеющегося у вас, товарищи депутаты, “законо проекта двумя новыми, ста- тт.ями, текст которых подго товлен Президиумом Верхов ного Совета по вашему по ручению. Мы внесем “ этот текст в редакционную ко- миссию. Формируя ё духе нового политического мышления на ши подходы к этим пробле мам, мы должны всегда по мнить одну простую вещь:' каждый новый закон, вызван -- ный к жизни перестройкой, будет своеобразным строи тельным материалом для со здания нового Основного За кона страны. Мы \ ’же приступили к этой работе. Она не приемлет ни суеты, ни медлител-ности. Она требует строгого выпол нения ленинского завета ■ о том, что законодательство- . вать надо' с тройной огляд кой, чтобы закон, рожден ный жизнью, активно'.,воздей- ствов'ал на нее, создавал все новые и новые предпосылки для движения социализма вперед по пути его обновле- • ния и прогресса. Верховный Совет СССР просит Съезд рассмотреть выработанные и.м лредложе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz