Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Ш декабря 1989 г.. Кг 287 (18 584) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я -Интервью по просьбе избирателей СТАТУС ДОЗОРНОГО Корреспондент «ЛЗ » беседует с председателем областного комитета народного контроля Е. И. Васильчиковым Евгений Иванович, сей час, когда, говоря ленин скими словами, меняется вся точка зрения' на социализм, должна быть переосмыслена и роль народного контроля. В чем видится вам суть его перестройки? — Не столько . карать, сколько искать такие формы контроля, которые влияли бы на сознание. пробуждали инициативу, здоровое често- . любие, подталкивали к при нятию энергичных мер. В аппарате управления полно еще некомпетентности, бю рократизма, равнодушия к людям. Дозорные же порой этого «не замечают», копа ются не в причинах, а в следствиях. Д ведь именно контролю за аппаратом Ле нин придавал первостепенное значение, в нем он видел орудие его улучшения. Для того в свое время было пмдпринято. слияние ЦКК и РКИ, партийного контроля с рабоче-крестьянским. Та кой орган был очень автори тетен и полномочен — все двери для проверок откры ты. Понимаю — жизнь, эко номика, масштабы задач не измеримо выросли и изме нились. Нельзя механически переносить организационные структуры контроля йз дале кого вчера в сегодняшний день. Но то, что контроль сейчас нуждается в большем авторитете и' особом статусе, сомнений не'вызывает. — Действительно, ввдого ли проку в -том, что НК как из рога изобилия щедро сып лет выгшорами? Что такое выговор? Это, как ни крути, а признание вины самого контроля: недоглядели вовре- — Вы правы. Какие проб лемы удалось решить с по мощью дозорных — вот что должно быть критерием ра боты. Не случайно Лёнин подчеркивал: контроль при зван не толькр и даже не столько «ловить», «изобли чать», сколько уметь попра вить вовремя, осуществить практические перемены. В повороте к живой организа- т# ск о й работе с людьми и заключается, на мой взгляд, смысл перестройки в НК. Главное — дело, конкретный результат. . — Цель ясна, но как до стичь ее, если сама система контроля несовершенна? НК в его сегодняшнем ш д е — порождение адмияистратив- но-комащиого стиля, и тут, и там за.мечаешь его «роди мые пятна». Проверка по* рой проводится ради нее са мой, чтобы показать: «в мы пахали». — В НК не без недостат ков. И главная трудность нашего «ведомства» в том, что до сих пор нет четкой и взвешенной концепции его перестройки, хотя разгоЬор об этом ведется давно и вы сказано немало реформа торских предложений. — С каким из них вы ни за что не согласитесь? — Упразднить народный контроль. Рассуждают: раз административно - командная система обречена на слом, а НК ее составная часть ^ направлены, чтобы вчерашне го поденщика превратить в хозяшга. А его какой смысл контролировать? — Оно, может, и логично. Но, если смотреть на вещи реально, контроль необхо дим: бесхозяйственность бук вально захлестывает страну. Уже ясно — не сразу «за играет» рубль и не сразу че ловек освоится в роли хозяи на. Контролировать хозяина, конечно, нет резона, а высту пать в роли его помощника и союзника — да! На пути хозрасчета и аренды еще не мало рогаток. Со временем, возможно, подходы изменят ся: упор будет делаться на контроль за кредитно-финан совой и банковской системой, ссудами, договорами и т. д., но он будет нужен всегда. По крайней мере ни одно государство от него не от казалось. — Много писалось н гово рилось о неэффективности ведомственного контроля. Как вы относитесь к предло жению о слиянии его с на родным? — Мы ’бы тогда превра тились в разбухшее, непово ротливое и неуправляемое ведомство. Но суть дела да же не в том. Представим се бе на минуту, что на НК, на пример, возложены функции Госторгинспекции. С Мини стерства торговли тем са мым была бы снята всякая ответственность за соблюде ние правил, торговли. А ведь оно в первую голову долж но обеспечивать порядок в отрасли. Я сторонник прин ципа: каждый отвечает за свое дело. Беда в том, что трудовые коллективы сейчас сплошь и рядом не заинтере сованы выносить сор из из бы — можно ведь и премий лишиться. Отсюда и коман ды руководителей ревизорам: убери из акта то и это. И убирают, куда деваться? Ек:ть десятки способов «при жать» несговорчивого. Дос таточно лишь пальцем пока зать: дескать, по его . мило сти страдаем. И вот уже те бя, как прокаженного, сторо нятся товарищи. Как в та кой обстановке работать? Уверен, новый хозяйствен ный механизм все поставит на свои места. Скрывать не достатки, лакировать положе ние дел станет просто-напро сто невыгодным. Тогда и к ведомстденному контролю бу дут относиться по-другому. Все будут заинтересованы в его результативной работе. — Ваше отношение к гос- приемке? — Этот вопрос задавался мне неоднократно. Мое мне ние такое. Я. считал и счи таю, что качество продукции должно стимулироваться эко номическими. а не админист ративными мерами. На Мо мент введения гоеприемки та кого экономического механиз ма не существовало, теперь она уступает ему место. Ряд предприятий уже отказыва ется от нее. Госприемка, что бы о ней ни говорили, сыгра ла положительную роль: она показала всю глубину нашей отсталос'Ги в метрологии и стандартизации, и самой тех нологии. Выводы, надеюсь, будут сделаны. — Евгений Иванович, ка кое из предложений о пере стройке НК вам наиболее симпатично? — Я бы поддержал идею о переводе его на хоз,расчет. Коль скоро мы выступаем ор ганизаторами дела, помога ем решать проблемы и пред приятие от этого получает прибыль, то мы могли бы рассчитывать на свою часть. Это позволило бы нам сфор мировать корпус нештатных инспекторов из классных спе циалистов предприятий — технологов, экономистов, бухгалтеров и привлекать их для глубоких комплексных проверок, а не выезжать, как сейчас, на энтузиазме пен сионеров, которых даже по ощрить не можем, ведь мы — неимущая организа ция. Мы стали бы авторитет ным экономическим органцм по разрешению крупных яа- роднохозяйственных задач, своего рода «мозговым» тре стом, внедренческой фир мой с собственным портфе лем заказов на проверки. Смогли бы устранять сами причины ошибок на уровне министерств, Госплана, Гос комцен, ,а в местном масш табе — ’ влиять на уровне принятия ’ решений обкомом, облисполкомом. Контроли рующая функция в ее тра диционном понимании отош ла бы на второй план. — Мечты... мечты... А на Перемен много и пере мен серьезных. Мы переста ли превращать комитет в «тайную канцелярию». Боль ше стало гласности, откры тости, обнародуем свои пла ны, о результатах проверой рассказываем в печати. Ок репли связи, с советами тру довых коллективов, депутат скими комиссиями, общест венными организациями и другими контролирующими органами. Усиливаются де мократические начала — это подтверждает ньшешняя от четно-выборная кампания в НК. Председатель группы НК избирается теперь соб ранием всего трудового, кол лектива, а не группы НК, как было раньше, причем очень часто на альтернативной ос нове. Мы отказались о 'г , оценки работы комитетов и групп по количеству прове- денньгх рейдов и проверок. И «темы» их не навязыва ем. На местах лучше знают свои болячки, пусть сами выбирают наиболее актуаль ную проблему и решают ее. Оценка дается но результа ту, по тому, как движется вперед дело. Областной КНК теперь не распыляет свои си- х лы, а сосредоточивается на крупных, узловых задачах, имеющих, я бы сказал, стра тегическое значение. Разви тие личных подворий — это как раз та проблема, при ре шении которой НК выступал организатором. Удалось по- вернуть руководителей к нуждам крестьянского дво ра. До колхозов и совхозов стали доводиться планы про дажи населению кормов и скота. Наметилась устойчи вая тенденция к росту ного- лоЬья скота, срдержащегося в личном пользбвании граж дан. и как следствие — бо гаче стал рынок. — Все эти изменения ка саются стиля и методов ра боты, но не структуры. А на XIX ]№есоюзной партконфе- ренцин говорилось о созда нии целостной системы кш т- роля, подчиненной выборным — На ряде предприятий Ельца и Лебедяни были соз даны единые органы общест венного ксщтроля, куда вош ли представители партийных, профсоюзных. комсомоль ских организаций, а вместе с ними им переданы и кон трольные функции этих ор ганов. Эксперимент, надо ^ а з а т ь . себя оправдал. Уменьшилось количество раз ного' рода проверок, но ка чество их возросло. В ходе отчетов и выборов уже чет верть головных групп НК из- брана как единый орган. Не обошлось, правда, без оши бок, и промахов. Право опре делять структуру органов НН предоставлено трудовым коллективам, а некоторые ру ководители, узурпировав его, постарались сократить количество дозорных ' до ми нимума. Группы, по сути, лишились своего актива. Бы ло нарушено ленинское тре бование массовости контро ля. Областной КНК Осудил такую, с позволения ска зать, перестройку. Практика показывает: меньше контро- ,ля — больше нарушений. — Нередко случается так: не успеет отбыть с завода од на комиссия, как туда спе шит другая, а там и третья. Что делается для сокраще ния^ числа ненужных црове- ~ У нас действовал ко ординационный совет. Мы со бирали планы всех контро лирующих организаций, на кладывали их друг на друга, и там, где интересы сторон совпадали, проводили одну комплексную проверку. За тем обязанности кбор'динато- ра были возложены на пар тийные и местные советские органы. И получилось: мы понадеялись на них, а они на нас. Сейчас координацион ный совет возродили. — А вообще, как склады ваются отношения с партий ными комитетами? Это тема для отдельно го разговора. Одно лишь от мечу — здорово мешает ста рый взгляд на контроль. Пар тийные органы, к сожалению, нередко используют его как орудие наказания проштра фившихся хозяйственников. Это бы еще куда ни шло» Есть случаи, когда с по мощью НК пытаются давить на строптивого, несговорчи вого руководителя. Приходи лось звонить и разъяснять секретарям, что подобные факты не прибавляют авто-, ритета ни нам, ни им. Мы взяли курс на комплексные проверки — они наиболее эффективны, а нас порой пы-- таются сбить на текущую оперативную работу в ущерб решению перспективных за дач. Справедливости- ради скажу, что некоторые коми теты и группы НК это ус*г- раивает. Так легче. Ни о чем не надо ломать голову. Ку да указали, туда и пошел. Но, если мы действительно хотим видеть НК организа тором дела, от подобных от ношений следует решительно отказываться. ~ Народному контролю дана большая власть. И по льзоваться ею надо осторож но. Каковы гарантии непред взятости, гарантия того, что итоги проверки будут рас смотрены объективно и спра ведливо? Кшс бы нн. был ви новат человек, ш имеет пра во на запрету. — До того, как вынести вопрос на заседание коми тета, даем человеку выло- жить свои аргументы. И са ми заседания, как вы могли не раз убедиться, проходят демократично. Каждый во лен .высказьщать свою точ ку зрения. Тщательно взве шиваются все обстоятельст ва, и постановление' прини мается. голосование.м. Мы не ставим своей целью непре менно «забить» нерадйвото, но сцусв бесхозяйственности давать не резон. ~ «Обиженных», яавщ)- ное, хватает? — Как же... Но «обижа ются» в основном те, кто привык считать себя непо грешимым, избалован личны ми связями, особым к себе отношением. Чего греха таить, иной раз, бьгвает, и мы перегибаем. В таких случа ях .считаю своим долгом от лица комитета извиниться. Обидеть человека легко, го раздо тру;}нее поставить его на ноги. А в этом, если хо тите, и заключается смысл контроля. — Что вы считаете самым трудным в работе руноводи- — Принимать решение. Решение — это всегда вы бор. И тут важно не оши биться. ведь твоя ошибка может дезориентировать лю дей, подорвать веру в спра ведливость; покалечить чью- то судьбу. Почти физически ощущаешь тот груз ответст венности. что лежит на тво их плечах. Семь раз отме- сомнения: правильный ли он, твой выбор? — Какого правила, на вцш взгляд, должен в обя зательном порядке придер живаться иародшй ' кошро- ~ Не поддаваться пер вым впечатлениям. Они ча- ,сто бывают обманчивы. —- Что нового появилось в стиле вашей работы за пос леднее время? — Стараюсь как можно чаще бывать на местах, там решать проблемы, а не та щить их в комитет, как бы вало раньше,.. Каждая встре ча с. людьми обогащает но вым опытом, новым видени ем той или иной задачи. Да и то сказать: сидя в кабинет ной тиши, жизни не уз наешь. Сейчас делаем упор на повышение боевитости ни зовых звеньев контроля. Ди рективы и циркуляры тут не помогут, нужна живая ра бота с людьми. — Что в сегодняшнем по ложении страны вызывает у вас наибольшую тревогу? — Снижение днециплщ ны.~ За разговорами о широ кой демократии постепенно утрачивается чувство ответ ственности. Стараемся не* вмешиваться в деятельность трудовых коллективов, что бы они могли полнее реали зовывать свое право на са мостоятельность. но «вле зать» приходится, и не от хорошей жизни. Самостояте льность нередко перерожда ется в групповой эгоизм. Из вестно,' какая напряженная, обстановка е .товарами на родного потребления, а ряд предприятий наотрез отка зывается производить их, поикрываясь "«объективны ми» причинами. Можно ли мириться с этим? А как при кажете относиться к тем, кто свою энергию тратит не на выполнение плана, а до бивается «корректировки» его в сторону снижения? И при всем том хватает сове сти предусматривать увели чение зарплаты, Не об инте ресах страны думают, а то лько о своей сытой и спо койной жизни. Чтобы решать многим недостает све жего взгляда, в том числе и дозорным. Некоторые из них никак не выйдут из круга привычных представлений — контроль понимают как надзор за исполнением нн- ст{^1щий н директив. Стереотипы сознания, согласен, здорово мешают Контроль на то он и конт роль, чтобы чаще задумы ваться: в чем смысл той же инструкции? Какие реалии она отражает, и надо ли за гонять жизнь в заранее за данную схему? А может, луч ше поставить вопрос об от мене самой инструкции? Не вижу особой •доблести и в том, чтобы как можно боль ше «накопать» недостатков, а меры по ним пусть ‘при нимает кто-то другой. Сей час более важен не сигнал «в верщ», а вопрос: «Что предлагаешь ты сам?» И вот тут-то и необходЕМО чув ство нового. А оно, к сожа лению, не приходит само по себе, его надо воспитывать. Поэтому в корне изменили подходы к организации эко номической и правовой уче бы контролеров — острая полемика, дискуссий стали обязательным элементом за нятий. Рано или поздно, а научимся мыслить не по шаблону. — Спасибо за беседу. Вел беседу А. СУТОРМИН. НАРОДНЫЙ ДОМ д л я ВЕТЕРАНОВ Лишь 12 дворов осталось в деревне Субфчево Теле- гинского сельского Совета Становлянского района. В настоящее время в каждом доме проживают преимуще ственно по одному человеку, редко, где два. А трудоспо собных в этом населенном тт ъ трое: . две до- *ярки и механизатор. Осталь ные — ветераны труда, лю ди на заслуженном отдыхе. Недавно для них здесь в торжественной обстановке был открыт Народный дом — пятый по счету в районе. Тепло отозвались директор совхоза «Заря» А. И. Родио нов н рредседатель }»сполко- ма Телегйнского сельского Совета А. К. Гриднева об убеленных сединами вете ранах Александре Павловне Таратухиной, Марии Федо- Т к аккак оживились их ли ца, когда секретарь райкома партии К. И. Милютина ска- зала, что сейчас забота о старости — задача перво степенной важности. Поздра вил жителей деревни и кол лектив Телегинской „средней школы. Педагоги совместно с учапдамнея дали концерт художественной самодея тельности. В. АУСВ1В, Д Р О Д Н А Я И Н Ф О Р М А Ц И Я д о л г ПЕРЕД л ю д ь м и Афганский режиссер Абдул Латиф известен советскому зрителю своим фильмом ' «Пе релетные птицы», который два года назад демонстрировался на Московском кинофестивале. — В своих фильмах, — го ворит он, -— я стремлюсь казать все сложности, проти воречяя, существующие се годня в афганском обществе. Многолетняя война ■ породила не только экономические проб лемы, но и оставила глубокий шрам в душах людей. Челове- ческие трагедии, подобные тем, которые переживают герои фильма «Перелетные птицы», в сегодняшнем Афганистане яв ление обычное. Миллионы, лю дей покинули свои дома, ока зались на чужбине; Продол жаются военные действия, брат стреляет в брата... ^ "Мы заходим в небольшую комнату на студии «Афган- фильм». Это монтажная. Здесь идет работа над новым филь мом Латйфа «Романс о люб ви». Действие происходит в начале семидесятых годов. — Это фильм о мирном вре мени, — рассказывает Латиф, — о котором многие сейчас мечтают. Но я не ставлю за дачу отвлечь зрителя от се годняшних проблем. Я считаю свою новую работу антивоен ной. Красота человеческих от ношений, прекрасные пейзажи мирной земли все это дол жно пробудить в людях нена висть к войне. — Трудно проводить съемки художественных фильмов в во енное время? — Безусловно. Наша съемоч ная группа йного раз попада ла в переделки. Однажды под Джелалабадом оператор уви дел через объектив, .что к нам приближается группа воору женных людей. Мы быстро от правили наших актеров женщин и детей — в укры тие, а мужчины заняли оборо ну, Нам пришлось отстрели ваться почти час, пока на по мощь не подоспел отряд аф ганской армии. В другой раз, совсем недавно, уже прй съем ках фильма «Романс о любви», мы направлялись в город Бдлх на севере страны и попали в засаду моджахедов. Было яс но, что прорваться нам не удастся, что мужчин, скорее всего, ждет смерть, а женщин надругательство. Но произош ло совершенно неожиданное. Нам навстречу вьипел человек, он назвался Малангом, коман диром окружившей нас груп пировки, и опросил, что мы со бираемся делать в Балхе. Мы ответили, что хотим снимать фильм. Оказалось, что он лю бит кино и даже ему понра вился фильм «Перелетные пти цы». Окружишие нас моджа хеды после этого организова ли охрану съемочной группы. Абдул Латиф просит мон тажника остановить пленку и показывает на монитор. — Это моджахеды, — гово рит он. *- Они согласились даже оставить в стороне свои автоматы и просили, когда фильм будет закончен, обяза тельно привезти его в Балх и показать им. Именно тотда я поиял, как важно для всех афганцев Го, что мы делаем. Наша цель — работать для то го, чтобы война прекратилась. А. ПРАВОВ, сов. корр. АПН. США. Молодая американ ка Синди Мартин стала пер вым в М1фе человеком, пе ренесшим операцию по пере садке сразу трех , жизненно важных органов. Ей были пе ресажены сердце, печень и почка. НА СНИМКЕ: Сшщи Мар тин с мужем. Телефото АП—ТАСС. БЕЗ ПРИБЫЛИ, НО С ВЛАСТЬЮ Река Аура, протекающая через финркий город Турку (более 160 тыс, жителей), выглядит довольно мутной, но только по вине глинозе мов, слагающих ее русло. В реку нет выброса неочищен ных сточных вод — поэто му водится в Аауре даже красная рыба. Город не испытывает боль ших проблем и с состояни-' ем воздушного бассейна; главный его загрязнитель — не предприятия, а автомоби ли. В городе-побратиме Тур ку — Ленинграде, как мы знаем,- ситуация несколько иная. И главный ответ на во прос «почему?» — разница в полномочиях и материаль ных возможностях городских Советов. Рассказывая о местных делах, мэр Турку Юханни Леппя привел цифры: из гос бюджета муниципалитет по ручает в год 1,5 миллиарда финских м ^ к (1 руб. = 7 марок. — И. Б.), а еще 1,7 миллиарда марок поступает в городскую, казну за счет налогов, точнее, одного му ниципального, который пла тят со своих доходов все граждане и Все расположен ные на территории муници палитета предприятия. Раз мер налога устанавливает сам муниципалитет: в боль шинстве случаев этот налог составляет от 15' до 17 про центов, в Турку — 16 Про центов. (Само собой р азу меется, что муниципальный налог полностью остается' в кассе муниципалитета). Повышение налога, даже если оно диктуется реаль ными требованиями жизни, нежелательная мера, говорит городской голова. Нежелате льная для кого? Для насе ления, но не только для не го. Муниципальные власти идут на такой шаг' очень не охотно, и только тогда, ког да действительно невозмож но найти другой выход. Ведь на этом легко можно ,поте рять популярность, полу чить клеймо недееспособно сти и «пролететь» на оче редных выборах. Противники из других лолитических пар тий не преминут максималь но использовать промахи ад министрации. Каждый гражданин Фин ляндии платит три налога — государству, муниципали тету и церкви (последнего можно избежать, если в офи циальном порядке, путем по дачи заявления, покинуть ло но лютеранской церкви, к которой автоматически при числяется каждый новорож денный. — ведь церковь вы полняет функции загса). По мимо прямых налогов есть еще заложенный в цену каж дого товара так называемый налог на «добавленную» сто имость (налог с оборота), ко торый также эффективно со действует попблнению кас сы государства. (Есть он и у нас в СССР, но мы, в от личие от финнов, не знако мы — кроме специалистов — с его размером примени тельно к различным товарам и услугам). Налоговые средства идут не только и не столько на нужды государства, сколько на нужды общества (нако нец-то и мы приучаемся раз личать эти два понятия), то еср'ь рядовых граждан. За счет налогообложения выпла чиваются пенсии, пособии на детей, социальная помощь малоимущим и т. д.; деньги используются для оказания гражданам бесплатных ус луг в сфере образования и медицинской помощи. Налоги платят все — и частные лица, и фирмы, и организации. Благотворите льные общества и некоторые другие, не извлекающие при были, и нужные людям ор ганизации могут освобож даться от налогов или поль зоваться налоговыми льгота ми. Подоходный (прогрессив ный) налог может достигать 70 процентов дохода, а ком пании отдают государству по ловину валовой прибыли (после этого еЩе взимается индивидуальный подоход ный налог с каждого держа теля акций). Вернемся к муниципали тету. Средства из своего бюджета муниципалитет рас ходует на образование и детх ское дошкольное воспитание, социальную сферу, медицин ское обслуживание, бп&хо- устройство города, культу ру, охрану окружающей сре ды, информационную и ад министративную деятель ность. Полномочия у муни ципалитета достаточно ши рокие, хотя не все вопросы он может решить сам. Взять, к примеру, охрану окружа ющей среды. Муниципальное Управление охраны среды бдительно контролирует об становку. По его представле нию вышестоящая, губерн-. ская, администрация Может применить к предприятию-на- рушителю самые строгие санкции, вплоть до его за крытий. Мэр Турку расска зал, что, например, нахо дящейся неподалеку От горо да ТЭЦ пришлось пр указа нию губернских властей , ус тановить пылеулавливатели, которые обошлись предприя тию в 200 миллионов ма- Муниципц^тет в Финлян дии — подлинный хозяин своей территории. Ни один землевладелец не может ис пользовать землю только по своему усмотрению — идет ли речь о фирме или о ча стном лице. К примеру, нель зя без санкций муниципали тета купить земельный уча сток, на котором располага ется парк, и построить там завод. Муниципалитет раз рабатывает генеральный план городской территории, который может предусматри вать перепрофилирование то го или иного земельного уча стка независимо от того, ко му он принадлежит. Местный орган власти целенаправлен но скупает свободные земель ные участки у частных вла-' дельцев, чтобы иметь макси мальный резерв свободной земли для развития города. Высокая степень самостоя тельности финских муниципа литетов создает и определен ные сложности =для функци онирования механизма вла сти. У нас в Советском Сою зе строгая ценности Советов предпола гает, что, скажем, областной совет может вмешиваться в любые дела районного Сове та, давать указания одновре менно нескольким райсове там О проведений совмест- шлх действий. В Финляндии муниципалитет в рамках своей компетенции работает полностью самостоятельно, а сотрудничество между раз ными муниципалитетами осу ществляется на сугубо доб ровольной основе: губернс кие власти не могут дать им команду, чтобы они объ единили свои усилия в том ' или ином деле. И еще на один момент хо телось бы обратить внима ние. Местные органы влас ти в 1Фййляндии не могут получать прибыль. Как? — спросит удивленный совет ский читатель, для которо го слова «хозрасчет», «са моокупаемость» и «'ДОХОД» приобрели (не -без нашей, зкурналистов, помощи) вол- ^шебную силу. Давайте уточ ним. В развитьк странах о самоокупаемости говорят лишь применительно к пред приятиям, но не к органам власти. А доход не надо пу тать. с прибылью: финский муниципалитет может ,полу чать доходы, но они не мо гут ц по замыслу не долж ны превышать расходов. В основу бюджетного планиро-, вания положен критерий со циального спроса: допустим, в поселке необходимо пост роить Две школы, муниципа литет рассчитывает, сколько он получит дохода в пред стоящем финансовом году, какие у него будут расходы, включая дорогостоящее строительство школ, и запра шивает у государства целе вое финансирование на это строительство в нужных пре делах. Государство, конечно, может, оценив ситуацию в поселке и свои возможнос ти, и не выделить запраши ваемые средства, дать ; впо ловину меньше и т. д. Одна ко главное — сам принцип: планировать свою деятель ность не от «одежки», по ко торой надо «протягивать ножки», а от потребностей населения территории. Ина че, говорят Финны, муници палитет будет заботиться о деньгах, а не о людях. Там, где речь ■идет о не обходимости чисто коммерче ской деятельности, ^должен работать частный капитал, говорит Юханни Леппя. К примеру, Управление теле фонной связи Турку, ньше муниципальное предприятие, будет акционерным общест вом. «Как и в Советском Со юзе, — говорит мэр, — пе редача предприятий .в част ные руки нередко вызывает негативную реакцию людей. Ведь частный владелец (или акционерное общество) ни когда не будет работать се бе в убыток, будет стремить- •ся к прибыли. А на государ ственное или муниципальное предприятие легче «нада вить» политическим путем, посредством волеизъявления избирателей». И. БАРАНИКАС, саед. корр. АПН. Хельсивки — Москва. СО ВСЕХ КОНТИНЕНТОВ ВАШИНГТОН. Соединен ные Штаты «могут разработать планы установления с Совета ским Союзом отношений ново го типа, которые, несомненно, выходят За рамки «политики сдерживания» прошлых лет. Перед нами открывается ис торическая возможность До биться прочного и длительно го улучшения американо-со- ветских отношений». Об этом говорится в информационном сообщении отдела по связям с общественностью государ ственного департамента США, полностью посвященного ны нешнему состоянию и пер спективам развития отношений между двумя великими дер жавами. Как сообщил официальный представитель министерства обороны США, в течение 1990 финансового года Пентагон планирует сократить на 46 .ты сяч человек численность лич-- ного состава вооруженных сил; насчитывающих в настоящее время около 2,1 миллиона во еннослужащих. НЬЮ-ЙОРК, филантропи ческая организации «Фонд Форда» объявила о выделении 6 миллионов долларов на фи нансирование в течение бли жайших двух лет проектов, связанных с развитием сот рудничества между СССР н США в экономической, поли тической, законодательноч1ра- вовой областях, а также в сфе ре охраны окружающей среды. БУЭНОС-АЙРЕС. Чилий ская хунта признала, что на состоявшихся в четверг всеоб щих выборах в Чили лидирует единый кандидат в президенты от оппозиционного блока, ли дер крупнейшей в стране хри стианско-демократической пар тии Патрисио Эйлвин. Соглас но первым официальным дан ным, он собрал 54,2 процен'1а голосов, в то время как его главный соперник, перетенду- ющий на пост главы государ ства, — кандидат правых сил Эрнан Буччи, пользующийся поддержкой хунты^ собрал лишь 29,4 процента голосов, ЛОНДОН,, Ирландская рес публиканская армия (ИРА), ведущая вооруженную борьбу против присутствия в Север ной .Ирландии британских войск, взяла на , себя ответст венность за совершенное в сре ду вечером нападение на ар мейский пост, в результате ко" торого двое британских воен нослужащих погибли и один получил тяжелые ранения, ПАРИЖ. Русской церковной музыке посвящен, вышедший здесь первый выпуск новой серии магнитофонных кассет и компакт-дисков «Посвящение» Организации Объединенных Наций по вопросам образова ния, науки и культуры (ЮНЕСКО). Эта серия^ заду мана ЮНЕСКО для того, что бы популяризировать самые различные виды музыки — классической и современной, светской и религиозной. Новая серия открывается за писью «русских православных песнопений» в исполнении хо ра Успенского собора Новоде вичьего монастыря (г. Моск ва). Каждая кассета «посвя щения», по замыслу авторов, будет приурочена одновременно к важным событиям в жизни государств—членов ЮНЕСКО, в деятельности организации. Первый выпуск напоминает о широко отмечавшейся во всем мире годовщине — 1000-летии принятия христианства на Ру- Предлагаемая ЮНЕСКО му- зыкальная программа откры вается и завершается звонами колоколов Новодевичьего мо- настыря, (ТАСС, 13 декабря).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz