Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

14 декабря 1989 г., № 285 (18 582) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я оклад Н. И. РЫЖКОВА (Окончанне. Начало на 1-й и 2-й стр.) Как известно, в будущем году государственные цент­ рализованные капитальные вложения в производственную сферу уменьшены по сравне­ нию с предусмотренным пя­ тилетиям планом на 27 млрд, рублей. В 1991 —1992 годах объемы этих инвестиций ра­ сти не будут. Эта чрезвычайная мера не­ избежно приведет к ограни­ чению возможностей нара­ щивания производствешюго потенциала в большинстве от­ раслей, за исключением аг- < ропромышленного комплекса и отраслей, связанньа с вы­ пуском товаров , народного потребления. Следовательно, главная за­ дача на ближайшие три года — о^спечить такое распре­ деление инвестиций.по строй­ кам, которое позволило бы ускорить ввод в действие мо-. щностей и о^ек то в . Расче­ ты показывают, что . для этого необходимо сократить к 1992 году количество од­ новременно строящихся объ­ ектов на 25 —30 процентов. Такая концентрация капита­ льных вложений позволит дополнительно ввести в дей­ ствие в первые два года пя­ тилетки объекты стоимостью •до 20 млрд, рублей, умень- ' ‘шить соответственно сверх­ нормативную «незавсртсш- ку», су^цественно компенси­ ровать за счет этого послед­ ствия снижения инвестиций в народное хозяйство. . Практика последних лет показывает, что предприятия, перешедшие на хозяйствен­ ный расчет и самофинанси­ рование, при существенном увеличении размеров собст­ венных средств, направляе­ мых на строительство, допу­ скают огромное распыление капитальных вложений. Надо иметь в виду, что ме­ жду государственньши цент­ рализованными и нецентрали­ зованными • капитальньши . вложениямщ существует * строгая взаимосвязь — ра­ боты на тех и других объек­ тах ведут одни и те же стро­ ительные организации, мате- риальнью ресурсы также мо­ гут перемещаться иЗ одной сферы в другую. Так что принимаемые ме­ ры по концентрации центра-, лизованно выделяемых инве­ стиций могут оказаться неэф­ фективными, если одновре­ менно не будет обеспечен должный порядок в нецент­ рализованной сфере. Поэтому правительство предлагает осуществить в 1991—1902 годах две меры по ограничению фронта ра­ бот, финансируемых из не- • централизованных источни- Это, во-первых, введение целевых платежей в бюджет за новостройки и расширение действующих предприятий в размере 25 —30 процентов сметной стоимости объектов. Причем для предприятий по. производству, переработке и хранению сельхозпродукции, а также вьшуску товаров на­ родного потребления, пред­ метов домоустройства и ока­ занию. услуг будут устанав­ ливаться льготы по этим платежам. Вторая мера предполагает запретить предйриятиям на­ чинать за счет собственных средств производственное строительство со сроками его осуществления более двух лет. Этим преследуется це-ль добиться ускорения отдачи от вкладьшаемых ресурсов. Ограничение производст­ венного Строительства, есте­ ственно, потребует разработ­ ки и реализации мер по пе- Л репрофилированию части строительных организаций. Вместе с тем оно создает благоприятные предпосылки для улучшения реальной'сба­ лансированности мощностей подрядрых организаций с объ­ емами строительно-монтажных работ и материальньши ресу­ рсами. Учитывая, что в новых ус­ ловиях хозяйствования за це­ нтром сохраняется формиро­ вание планов подрядных ра­ бот только по стройкам госу- дарстЬенног'о заказа. Советы Министров союзных и авто- номньгх республик и местные органы могут широко испо­ льзовать свободные мощнос­ ти подрядных организаций для сооружения объектов со-' циально-культурной сферы и экологии, агропромышленно­ го комплекса, легкой про- мьппленности, сферы услуг. Все это открьшает реальные возможности формировашия в республиках рынка подряд­ ных работ. ' ' , Одним из важнейших ас­ пектов оздоровления эконо­ мики является ее материаль­ ная сбалансированность. Мы все видим, что за; последние два года положение дел с материально-техническим обе­ спечением производства явно ухудшилось, в чем причина? наиболее распространенное мнение — в несовершенстве государственного заказа. Вспомним, какой критике в стране подвергался госзаказ два года тому назад за то, что он слишком велик, не д а - . ет предприятиям хозяйствен­ ной самостоятельности. Уме­ ньшили госзаказ, и началась критика с других позиций. Дело не в величине госза­ каза, а в том, насколько под­ готовлены экономические и правовые условия эффектив­ ного функционирования оп­ товой торговли и в целом ры­ нка средств производства. Ймеющаяся здесь несопря- женность и есть основная причина несбалансированнос­ ти в народном хозяйстве. . Возникает вопрос: как быть дальше? Прежде всего ■это касается 1991 —1992 годов, так как в будущем году стру­ ктура плана в целом и гос­ заказа в частности уж е , опре­ делена, а с 1993 года вое более ощутимое развитие должен получить р'ынок. В первые два года пяти­ летки необходимо в разум­ ных пределах оперировать, госзаказом на ту продукцию, которая определяет пропор­ циональность народного ХО-- зяйства, сбалансированность важнейших направлений раз­ вития страны и научно-техни­ ческий прогресс. Для свобод­ ной же реализации следует оставить ту часть продукции, которая не создавала бы гло­ бальной опасности несбалан­ сированности экономики, но в то же время была достато­ чной для начала становления рыночных отнЬшений. Анализ этого вопроса пот казал, что здесь должен, быть дифференцированный подход. ,Во-первьк, исходя из ва­ жности проблемы насыщения потребительского рьшка го­ сударственный заказ пред­ приятиям на производство товаров народного потребле­ ния должен устанаКЛИваться в первые два года пятилет- ' ки, как и в 1990 году, в сто­ имостном вьгражении, в объ­ емах, обеспечивающих сбала­ нсированность запланирован­ ного товарооборота с това- рньши ресурсами, а по важ­ нейшей номенклатуре — в натуральном выражении; Во-вторых,- в топливной, химической, лесной, целлю­ лозно-бумажной и деревооб­ рабатывающей промышленно­ сти, металлургии, а также по важнейшим, видам строитель­ ных материалов и изделиям домостроения мы идем на снижение государственного заказа до 90 процентов, за исключением сырья и мате­ риалов специального назначе- При этом по продукции ма­ шиностроения и других об- .рабатывающих отраслей гос^ заказом обеспечивается соп­ ряженность с величиной гос­ заказа, устанавливаемого для потребительского комплекса и базовых отраслей промыш­ ленности. ■ Хотелось бы особо подче­ ркнуть, что лимиты распре­ деления ресурсов будут ус­ танавливаться тоЛ>ко' на про­ дукцию, производимую в объ­ еме госзаказа. Все остальное и реализуется, и приобретает­ ся в порядке свободной тор­ говли. !^о должны понимать и производители, и потреби- Но формирование госзака­ за — это только одна сто­ рона проблемы. Есть и дру­ гая, не менее важная й ост­ рая его включение пред­ приятиями в полном объеме в свои планы и дисциплина вьшолнения. Здесь положе­ ние екладьшается неблаго­ получно. Но ведь нельзя за­ бывать, что экономическая самостоятельность ,— это также и высокая ответствен­ ность. А вот ее-то пока и нет. , Поэтому предлагается- уже в 1990 году разработать и ввести систему санкций за необоснованный отказ пред­ приятия от,принятия государ­ ственного заказа, причем — и это очень важно взыски­ вать их надо из фонда пот­ ребления (хозрасчетного до­ хода), чтобы коллектив ощу­ тимо чувствовал всю полно­ ту экономической ответствен­ ности за удовлетворение по­ требностей общества. Товарищи!' |Составяой частью общей программы оздоровления эко­ номики в 1900—^1002 годах является улучшение валют­ ного положения Ьтраны. В эти годы ставится за­ дача стабилизировать внеш­ нюю задолженность и прис­ тупить к перестройке струк­ туры экспорта и импорта, всей системы организации и управления . внешнеэкойоми- ческой деятельностью, С тем чтобы создать предпосылки для активного включения СССР в широкие мирохозяй­ ственные связи, г Надо Отметитк, что дефи­ цит валютного баланса, то есть превышение валютных расходов над валютными до­ ходами. — это г(ефицит осо­ бый, самый опасный и раз­ рушительный из всех балан­ совых дефицитов. Его по­ крытие и регулирование свя­ зано с выплатой высоких процентов п о , за^мшм, уси­ лением инфляционных про­ цессов. ' ’ Привлечение во все боль­ ших масштабах внешних зай­ мов может привести — и дом стран кой и политической зависи­ мости от страя-кредиторов.' Именно поэтому правите- льсгео с осторожностью под­ ходит к рекомендациям уве­ личивать импорт для реше­ ния возникающих проблем. Здесь нужна очень взвешен­ ная и глубоко продуманная политика. . ’ В первую очередь, необхо­ димы меры, направленные на резкое сокращение заку­ пок тех видов продукции. ся объективные предпосыл­ ки. Это относится к большим закупкам прока­ та черных металлов, труб, бумаги и некоторых ви­ дов химической продукции. Намечается уже в ближай­ шие годы их импорт сокра­ тить примерно вдвое, а так­ же резко уменьшить центра лизованные валютные ассиг­ нования. Один из очень ва­ жных пунктов этой програм­ мы — наведение порядка в использовании импортного оборудования. Ключевой задачей оздоро­ вления валютного положения страны является _ развитие экспорта и преодоление его сырьевой направленности. В перспективном плане де­ лается упор на широкое раз­ витие новых технологических процессов по глубокой пере­ работке сырья и полуфабри­ катов в топливной, металлур­ гической и лесозаготовитель­ ной отраслях, и прежде все­ го в таких регионах, как За­ падная Сибирь, Западный' Казахстан и Дальний Восток. Уже в ближайшие годы пре­ дстоит осуществить конкрет­ ные меры по наращиванию экспорта машин, оборудова­ ния и других изделий. В целях последовательно­ го перевода предприятий на принципы валютной самооку­ паемости — а это наша твер­ дая линия — намечается ввести начиная с 1991 года новый порядок образования их валютных фондов, поста­ вив в прямую зависимость нормативы, отчислений в них от объема экспортируемой продукции и структуры эк­ спорта. -В наших внешнеэкономи­ ческих связях важное место занимают социалистические страны, и в первую очередь страны СЭВ, В настоящее время в развитии сотрудни­ чества с ними возникло не­ мало трудностей, главным- образом, из-за несовершен­ ства его механизма. Сейчас мы ищем пути решения это­ го вопроса. Перспективным направлением ' здесь являет­ ся создание ' объединенного рынка стран СЗВ, Вносится предложение переводить тор­ говое сотрудничество с нилш начиная с 1991 года на те­ кущие мировые щены и ра­ счеты в свободно конвертиру­ емой валюте. Товарищи! Таковы основ­ ные положения, на которых хотел бы остановиться из всего многообразия мер, ка­ сающихся тактики наших действий по оздоровлению экономики в 1990—1992 га- ходить экономические и пра­ вовые инструменты. Хочу выделить некоторые направления в работе по раз­ витию внешнеэкономической «деятельности, позволяющие получить максимально бы­ струю отдачу. Так, наряду с созданием совместных предприятий на­ мечается .развернуть широко­ масштабное использование нетрадиционных форм внеш­ неэкономического сотрудни­ чества, активизировать при­ влечение ■ иностранного ка­ питала для решения задач структурной перестройки, ускорения научно-техничес­ кого прогресса. В настоящее • время прорабатьшаются во­ просы создания зон совмест­ ного предпринимательства с льготным порядком их функ­ ционирования. Такие зоны могут сыграть важную роль в стимулировании ■притока новейших достижений науки и техники, прогрессивных технологий. Это и многое другое, в том числе постепенный пе­ реход к конвертируемости рубля, будет способствовать активному включению ООСР в мирохозяйственные связи. Сюда же следует добавить изменение экономических от­ ношений со странами СЭВ. Такие подходы к формиро­ ванию тринадцатого пятилет­ него плана должны обеспе­ чить на всех стадиях его разработки нацеленность эко­ номики,, на первоочередное удовлетворение матерйаль-, ных нужд и духовных' запро- .сов советского человека. Это главное, что определяет всю логину предложенной пра­ вительством программы на предстоящие годы. При этом учитьшались предложения и рекомендации комиссий и ко­ митетов Верховного Совета Что же конкретно стоит за принципиальными подхо­ дами к тринадцатому пят'и- летнеМу плану, и что надо сделать, чтобы их эффектив- IV. Теперь о стратегии, о при­ нципиально . новых подходах к формированию тринадца­ той пятилетки, В этом разделе доклада считал бы необходимым обо­ значить тот концептуальный каркас, на котором >будет де­ ржаться вся, если можно так выразиться, философия но- ' вого пятилетнего плана. Определяя свою позицию в отношении перспектив раз­ вития народного хозяйства, мы должны ответить преж­ де- всего на главный вопрос; каковы особенности будущей пятилетки, исходя из которых должны измениться наши . взгляды на выбор целей, приоритетов и народнохозяй­ ственных пропорций? Иными словами, нужно учесть всю логику перестро­ ечных. процессов в экономи­ ке в связи с изменением форм собственности, делеги­ рованием прав из центра на места, развитием рьшочных отношений, .социальной пе­ реориентацией народного хо­ зяйства и многое другое. Главное требование здесь в' том, чтобы, решая круп­ ные социальные вопросы, не отходить от реалий жизни, взвешенно оценивать возмо­ жности государства, не ‘ за­ бегать вперед и в то же вре­ мя последовательно преодо­ левать текущие проблемы. При этом обязательно Долж­ но учитываться, что масшта­ бы и сроки социальных пре­ образований, I рост' народного благосостояния находятся. в прямой зависимости от по­ вышения эффективности об-, щественного ; производства. Это во-первых.' Во-втОрых, это специфи­ ческие особенности предсто­ ящей пятилетки с ее принци­ пиально новыми взаимоотно­ шениями между центром • н союзными республиками, а. также органами власти на местах, переход их с 1991 года на принципы самоупра­ вления и самофинансирова- Союзные республики в свою очередь должны в 1900 го­ ду сс^рмировать весь меха­ низм взаимоотношений с кра­ ями, областями, националь­ ными образованиями, а в ря­ де республик — с районами. " самостоятель-. ностй республик и .местных Советов должно осущест­ вляться не за счет, а парал­ лельно с развитием самосто­ ятельности предприятий. ,В условиях действия, но­ вых экономических 'законов .облик и параметры пятилет­ него плана будут определять­ ся проектнровкамй предприя­ тий, регионов и союзных ре­ спублик. В-третьих, это пересмотр всей методологии разработки плана исходя из приближе­ ния, с учетом реальных воз- можнос'г'ей регионов, к таким социальным нормативам, как уровень обеспеченности жиль­ ем, •детскими садами и ясля­ ми, школами, учреждения­ ми здравоохранения, а так­ же потребления продоволь­ ственных и непродовольст­ венных- товаров. Достойное место должен занять и программно-целевой метод планирования. Это ка­ сается разработки программ по проблемам молодежи, улучшения положения жен­ щин, семьи, охраны материн­ ства и детства. .В-четвертых. Ужесточа­ ются требования к народно­ хозяйственному плану в свя­ зи с активизацией экологи­ ческой политики. Тринадца­ тая пятилетка должна стать переломньш этапом на пути к достижению необходимого уровня состояния окружаю­ щей среды в местах, где се­ годня резко, превышены пре­ дельно допустимые нормы концентраций вредных ве­ ществ. Потребуется серьез­ ная перестройка всей приро­ доохранной деятельности. На первый, план я бы выдвинул проблему создания новых, экологически безопасных тех­ нологий и оборудования, ук­ репления научной базы ис­ следований ,в этой области. Одновременно предстоит из­ менить отношение к исполь­ зованию природных ресур­ сов, особенно невозобнрвДя- емых, И наконец,, последнее. По мере оздоровления народного хозяйства, создания необхо­ димых экономических пред­ посылок радикально меняет­ ся регулирование внешнеэко­ номической деятельности — на смену директивным мето­ дам будут все больше при- Прежде всего о социаль­ ной переориентации разви­ тия экономики. Расчеты по- казьтают; для того, чтобы выйти В‘ тринадцатой пяти­ летке, особенно в ближайшие годы, на ощутимые для на­ рода результаты, необходи­ мо увеличить в 1996 году, производство продукции груп­ пы «Б» примерно на 100 млрд, рублей, или на 39 про­ центов по сравнению с 1090 годом. Все это позволит подвести материальную основу под более высокие, чем в прош­ лом, темпы'увеличения ре­ альных доходов. Их прирост на душу населения в тринад­ цатой пятилетке составит 17 - процентов. Намечаемое на тринадцатую пятилетку воз­ растание более чем на 150 млрд, рублей ресурсов фо.н- да, потребления и непроизвод­ ственного строительства по-, зволит финансировать в объ­ еме 57 млрд, рублей ком­ плекс новых централизован­ ных мероприятий по повы­ шению уровня жизни наро­ да. Это прежде всего поэтап­ ное введение Законов о пен­ сиях и отпусках, повышение стипендий, усиление матери­ альной помощи материнству и детству. В 'целом все это может ощутимо сказаться уже в ближайшее время на усло­ виях жизни наименее соци­ ально защищенных слоев на­ селения. В течение тринадцатой пя-, тилетки будет последователь­ но осуществляться линия на сбалансированность плате­ жеспособного спроса населе­ ния и предложения товаров и услуг. Это *прежде всего вопрос продовольствия. По расчетам на 1995 год, нам надо иметь его в пределах 205—21.0 млрд, рублей в действующих розничных ценах. Ожидае­ мый выпуск продовольствен­ ной продукции в текущем го­ ду ~ 142 млрд, рублей. Су­ дите сами — не хватает од­ ной трети. Значит, люди по­ чувствуют' улучшенйе, если каждый год прирост будет как минимум 5—6 процен- .СтабилЬное наращивание ресурсов продовольствия дол­ жно обеспечиваться как за счет увеличения объемов про­ изводства в сельском хозяй­ стве, так и углубления 'пере­ работки сельскохозяйствен­ ного сырья, сокращения по­ терь и повышения качества продукции. . .В тринадцатой пятилетке будет последовательно улуч­ шаться снабжение населения непродовоЛьствеиньши то­ варами. Для этого -вьшуск их необходимо увеличить на 60—70 процентов, к- том чи­ сле товаров легкой промьпп-' ленност-и — на 30 процен­ тов. Объем рознично­ го товарооборота должен во­ зрасти в 1,4 раза и составить в 1995 году 60 0—620 млрд, рублей. В 1,6 —1.7 раза уве­ личиваются платные услуги населению, • Предусматривается, что будет существенно укрепле­ на материально-техническая база социально-культурной сферы. Для этого предстоит использовать все источники финансирования. Ввод в дей­ ствие жилья в 1991—1095 годах должен составить 900 ' млн.. квадратных метров, или увеличиться почти на 40 про-. центов. Намечаетсц построить .й ввести в действие дошколь­ ные учреждения на 4 млн. мест. Это, а также реализа­ ция принятых решений по увеличению продолжитель­ ности отпуска по уходу за ребенком до трех лет и осу­ ществление других меропри-, ятий позволят ,к концу пгни- летки обеспечить потребнос­ ти населения в дошкольных учреждениях. • Реальным представляется и ввод в эксплуатацию об­ щеобразовательных школ на ,12 .млн. мест против 7 ,8млн .‘ мест в текущей пятилетке, что даст возможность снизить . наполняемость классов в ' об­ щеобразовательных школах др нормативного уровня. Осо­ бое внимание предусматри­ вается уделить сельской шко- Главными направлениями в развитии здравоохранения станут усиление его профи­ лактической направленности, повышение уровня медицин­ ского контроля за условия­ ми труда и быта, резкое уве-. личение - поставки лекцрств и медицинской техники, -укреп­ ление базы физической куль­ туры и ' спорта, обеспечение экологической безопасности. |В целях создания качест­ венно новых возможностей для более полного удовлет­ ворения возрастающих ду­ ховных запросов советских людей, приобщения всех сло­ ев .населения к культурным ценностям, охраны историче­ ских и национальных свя- тьшь, дл я развития разнооб­ разных форм досуга и само­ деятельного творчества пред­ стоит осуществить крупные меры по дальнейшему ук­ реплению материально-тех­ нической базы учреждений культуры' й искусства, ки­ нематографии, печати, теле­ видения и радиовещания. Мы должны заботиться, о сохра­ нении и творческом исполь­ зовании богатейшего культур­ ного наследия всех народов нашей-страны, о плодотвор­ ном взаимодействии нашей культуры с общим- потоком мировой цивилизации, ставя, своей ‘задацей упрочение' нравственных основ общест­ ва, утверждение гуманизма нашей социалистической Ро- Таковы предлагаемые под­ ходы к формированию со­ циальной программы . три­ надцатой пятилетки. Ее ре­ ализация предполагает неук­ лонное и эффективное разви­ тие общественного производ­ ства, И только при.этом ус­ ловии - можно рассчитывать, что намечаемые мероприятия по повышению уровня жизни народа будут выполнены. Если перевести все это на язык цифр, то за пятилетие произведенный национальный доход необходимо увеличить на 25 процентов,- произво­ дительность общественного труда — на 29 процентов. |Правомерно поставить во­ прос; за счет чёго будет под- ня"га производительность об­ щественного труда на 29 про­ центов? Мы полностью отдаем се­ бе отчет, что без развития производства прогрессивной продукции машиностроите­ льного комплекса, наукоем­ кой техники и средств про­ изводства для выпуска то­ варов народного .потребле­ ния, а также продукции, не­ обходимой для модерниза­ ции устаревающего производ­ ственного аппарата в- базовых отраслях промышленности, имеется в виду продукция, прежде всего, станкострое­ ния, электротехники, при­ боростроения, вычислитель­ ной техники, электроники —- задача не имеет решения. Поэтому предусмотрено да пятилетие увеличить на 46 процентов вьшуск такой про­ дукций, что в 1,4 раза пре­ высит темпы развития всего остального машиностроитель­ ного комплекса. Производство в '-ТОПЛИВНО- сырьевых отраслях стаби­ лизируется и будет даже з а ­ медляться. За пятилетие темп 'прироста обрабатываю­ щего сектора экономики при­ мерно вдвое превысит темп прироста производства в этих отраслях. Осуществляя небывало крупный маневр в пол-, зу со­ циальной сферы и приторма- . живая ^базовые отрасли, при­ дется учитывать и тот факт, что ограничение их развития должно носить временный характер, иметь | разумные пределы. Все это не должно привести к подрыву матери­ альной базы экономики и одновременно требует' повы­ шения эффективности, рез­ кого усиления ресурсосбере­ жения. Расчеты показывают, ,что для достижения сбалансиро­ ванного динамичного разви­ тия производственной и со­ циальной сфер в реально складьШающихся на тринад­ цатую пятилетку условиях необходимо, снизить мате­ риалоемкость общественно­ го продукта не менее чем на 4—5 процентов, энергоем­ кость национального дохода — на 12— 1'3 процентов и, металлоемкость — на 20про-- центов. Цифры высокие, за­ дачи сложные, но и при их вьшолнении показатели ре- сурсоемкостн общественно­ го производства будут суще­ ственно ниже уже достигну­ тых в мировой практике. 1При'подготовке лятилетне- го плана предстоит особо тща­ тельно проработать парамет­ ры научно-технического про­ гресса и механизм, стимули­ рующий восприимчивость производства к нововведени­ ям, предложениям изобрета­ телей и рационализаторов в изменяющейся эконо­ мической среде. Должны быть обеспечены опережаю­ щее развитие фундамента­ льных исследований, созда­ ние научного и проектно­ конструкторского заделов для перехода к качественно новым 'высокоэффективным технолошям. В этих целях / объем финансирования на­ уки за счет всех источников иредпол'агается повысить в 1,3 раза к уровню 1990 го- ,,С учетом тенденций, раз­ вития мировой науки и тех­ ники не<йходимо в государ- ' ственном масштабе сосредо­ точить ресурсы на таких при­ оритетных направлениях, как информатизация всех сфер.^ деятельности человека,, тех­ нологическая революция в области производства про­ дуктов питания, создание но­ вых конструкционных мате­ риалов. освоение экологиче­ ски безопасных источников энергии, использование яв­ ления высокотемпературной сверхпроводимости. Предстоит, товарищи, существенно повысить роль конверсии оборонного ком­ плекса. Наряду с тем, что мы должны дать все необходимое нашим Воору­ женным Силам и обеспе­ чить достаточный уровень обороноспособности страны с учетом-новой оборонительной доктрины, его наушю-техни- ческий и производственный потенциал надо максимально использовать для техниче­ ского перевооружения народ­ ного хозяйства, прежде все­ го легкой, медицинской про­ мышленности, агропромыш­ ленного комплекса, торговли и общественного питания, а также для производства вы­ сококачественных товаров народного потребления. Возможности, оборонных отраслей промьппленности позволят укрепить структуро­ образующее ядро народного хозяйства, состоящее из та­ ких наукоемких отраслей, как электроника, производство средств вычислительной тех­ ники, информационных си­ стем и систем связи новых материалов, авиакосмичес-' кая промьппленность. Их развитие должно стать стер­ жнем структурной перест­ ройки народнохозяйствен- : ного комплекса. В настоящее время разра- батьшается проект государ­ ственной 'программы конвер­ сии на период до 1995 года, осуществление которой поз­ волит заметно увеличить вклад оборонного комплекса в нормализацию экономиче­ ского положения страны. Значительная работа по вы­ полнению этого плана -долж­ на быть проделана уже в 1990— 1992 годах. • Требуется предоставление приоритетов для гражданс­ кой продукции в оборонном комплексе в сочетании с со­ ответствующим пересмот­ ром структуры заказов воо­ ружения. военной’ техники. В частности, будет уменьшать­ ся объем про'изводства и по­ ставок отдельных видов на- ступател., ного оружия. Выс­ вобождающиеся уникаль­ ные мощности надо . исполь­ зовать в возможной степени ' для производства нокейших самолетов гражданской ави­ аций, современных судов для .морского и рыболовного фло- ' В целом по этому комплек­ су картина будет более пол­ ной, если привести Следую­ щие данные. -При общем ро- | сте объемов производства в ' 1895 году по отношению к 1989 году на 45 процентов поставки военной техники уменьшатся почти на 20 ‘про- ^ центов, а вьшуск граждан- ской продукции - увеличится на 82 процента. Удельный вес ее в общем объеме про - ' изводства этого комплекса' превысит. 60 процентов. Таковы ’ принципиальные-. , подходы к формированию це­ лей и приоритетов социаль­ но-экономического развития страны в тринадцатой- пяти­ летке. При одобрении их вторым Съездом народных депутатов, СССР правитель­ ство организует разработку Государственного пятилетне-: го плана и внесет его на рассмотрение Верховного Совета СССР осенью 1999 года; * * Товарищи народные депу­ таты! , I Подводя итог сказанному, ■' хочу особо подчеркнуть: гла-; вная задача тринадцатого пя- ' , тилетнего плана в том, что-: бы добиться переориентации . нашей экономики, нацелить , весь ее потенциал на служение' советскому ■ че­ ловеку, на удовлетворе­ ние его материальных нужд и духовных ,запросов. В этом и только в этом видит пра­ вительство сущность, и смысл своей программы. Но нельзя не учитывать еще одного чрезвычайно важного обстоятельства. Ре- , ализаЦия предложенных. м е р . не может не зависеть от той среды, в которой будет фун­ кционировать экономика, от ситуаций и явлений, с кото-, рыми сталкиваются трудо­ вые коллективы, . различные слои нашего общества. Пото­ му что и сегодня во многих случаях не удается стабили­ зировать положение дел в , народном хозяйстве из-за бы­ стро развивающихся, порой крайне противоречивых про­ цессов в различных регионах страны. ^ Хотели бы мы или нет, 1 кадр •признать: радикальная; реформа . и многие преобра-! зователиные замыслы неред­ ко пробуксовывают из-за то­ го, что -два противоположных отношения к перестройке — неприятие и нетерпение — смыкаются, порождая то раз­ ного рода течения, не веда­ ющие дозволенных границ, то негативные и чрезвычайно острые вспышки обществен­ ного мнения, межнациональ­ ные распри, групповые ин­ тересы, забастовки и другие; подобного рода ■тормозящие и дезорганизующие прояв- 1 Реальность намечаемых КР1Ч1НЫХ социальных- преоб-; разований прямо зависит ,от умения.всех нас вместе и каждого в отдельности ра­ ботать экономно, разумно* н ' эффективно. Здесь нельзя уповать только .на силу ад­ министративных и экономи­ ческих методов. Важно, что­ бы в обществе была создана атмосфера уверенности, бла-, гоприятный ' моральный' климат, настрой на созида- Правительство _видит всю I сложность и противоречи-: вость бурно развивающих­ ся процессов.. Программа 03-1 доровления экономики до'лж-' на быть направлена на кон­ солидацию всех сил общест­ ва во имя решения непростых задач его обновления и уве­ ренного выхода страны на путь прогресса. I Прршу^ Съезд народных - депутатов поддержать про­ грамму’ правительства. (Апло- ЭКОНОМИКА: СОЦИАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ громадной стране, подчеркнул он, нарушает нормальные эко­ номические процессы и не поз­ воляет реализовать нмеювднвдя возможности. Депутат подробно рста1Новил- ся на проблемах конверсии, призвав не строить иллюзий на ее быструю отдачу. Специали­ стам, трудовым коллективам сказал он, непросто перейти на совершенно новую продукцию. С отставанием идет пока и разработка нового поколения пассажирских самолетов для гражданской авиации. Необхо­ димо приостановить тенденцию к снижению экопорта совет- <жой авиатехники. Важно не забывать и о главном - под­ держании обороноспособности госуддрствя На достаточном уровне, надлежащем подкреп­ лении нашей оборонительной доктрины. Труженики оборонного ком-' плекса обязаны внести свой вклад в.ликвидацию кризисных явлений. Следует четко пред­ ставлять, куда должен призем­ литься корабль нашей экрно- Оценивая представленную правительством программу оз­ доровления экономики страны, депутат В. А. Ивашко сосредо­ точил внимание на дополнени­ ях, которые, по его мнению способны-сделать эту програм­ му еще более динамичной и действенной. Переход .па принципы эко­ номической самостоятельности требует принципиально новых отношений между центром и союзными республиками, меж­ час, сказал оратор, — непре­ менное условие повышения эф­ фективности . общественного производства. Развитие суве­ ренной Украины, продолжал он; мы не мыслим вне Союза ССР. Мы были и будем верны Идее нашего сильного союзного госу­ дарства. Оценивая с этих позиций со- циально-экономическ'ке перс­ пективы развития республики, руководитель -ее компартии подчеркнул, что исторически сложилось положение, когда в структуре валового националь­ ного продукта Украины боль­ шой объем имеют базовые от­ расли. Следовательно, переход на региональный хозрасчет даст ей меньший социальный эф- фейТ- Поэтому Совет Минист­ ров СССР должен позаботить­ ся о механизме компенсации подобных структурных переко­ сов, сложившихся в ресоубли- Касаясь других важных про­ блем оздоровления экономики, депутат особо выделил необхо­ димость срочной выработки си­ стемы научно обоснованных оп­ товых цен, которую, по его, .мнению, необходимо ввести не позже начала 1991 года. Значительное внимание в выступлении было уделено та-.^ КИМ...' приоритетным задачам, как развитие подлинной социа­ листической предприимчивос­ ти, укрепление связей между, наукой и производством с целью повысить темпы НТП, оздоровление . экологической обстановки, ликвидация дефи­ цита ц сферах культуры и об- Сояидаризуясь с основными положениями доклада, депутат М. В. Ковалев назвал его до­ стоинством наличие альтерна­ тивных вариантов реализации экономической реформы. По мнению руководителя прави­ тельства Белоруссии, следует выбрать тот путь, который пре­ дусматривает безотлагатель­ ное выполнение комплекса мер, направленных на удовлетворе­ ние насущных нужд людей. Иными словами, предпочтение должно быть отдано ускорен­ ной социальной переориента­ ции экономики. Размьинляя по поводу содер­ жания плана будущей пяти­ летки, выступающий заявил, что главное не количество эта­ пов реализации намеченных мер, а новые подходы, рожден­ ные перестройкой. Прежде все­ го необходимо навести дисцип­ лину и порядок, добиться не мнимого, а подлинного измене­ ния всего дела материально- технического снабжения. Не стоит тешить себя иллюзиями относительно перехода на оп­ товую торговлю. В условиях дефицита единственный выход — жесткое распределение ре­ сурсов. Неприемлем .немедлен­ ный переход на рыночные от­ ношения. Он должен осущест­ вляться постепенно, с обязате­ льным государственным, пра­ вовым, финансовым, экономи­ ческим регулированием.. / В выступлении выражено со­ жаление в связи с тем, что. сре­ ди предложенных мер по оздо­ ровлению экономики мало та-, ких, которые способствовали бы резкому 'увеличению яроизвод- ства продуктов питания. Бо­ лее того, относительно некото­ рых -из них даже возникают сомнения: в частности, наме­ ченные приросты продовольст­ вия не имеют достаточного ре- счрсного подкрепления. К не­ му это может привести, ора­ тор показал, ссылаясь на -опыт АПК республики, в котором в результате сокращения вложе­ ний в производственную сферу не получили намечавшейся при­ бавки. Депутат С. 3. Умалатова под­ держала предложение одобрить намеченные правительством ме­ ры по оздоровлению экономи­ ки страны. Но любые меры, да­ же самые кардинальные, зая­ вила она, останутся благими пожеланиями, если в нашем многонациональном доме, в на­ шем едином хозяйстве не при­ бавится порядка' и дисципли­ ны. В подтверждение ^ своих' слов она поведала о труднос­ тях, сложившихся на грознен­ ских нефтеперерабатыкающих предприятиях' в связи с регу­ лярными перебоями в работе ■железнодорожного . транспор­ та. На начало декабря все про­ изводственные емкости здесь были заполнены готовым про­ дуктом, производство останов­ лено, а рабочим отказано в зарплате. . Представитель автономной республики обратилась ко всем трудящимся Советского! Сою­ за, воем, рому дорого общее благополучие и будущее, с при- зывом —- .крепить трудовую ■ дисциплину, отказаться от межнациональной розни, кото­ рая ведет в тупик. Только тру-> 'дом, только в результате сов-, местной созидательной работы мы сможем вывести страну из кризисной ситуации. Дискуссия по докладу про­ должалась и^ на вечернем засе­ дании Съезда, который про­ должает свою -работу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz