Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
14 декабря 1989 г., № 285 (18 582) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я оклад Н. И. РЫЖКОВА (Окончанне. Начало на 1-й и 2-й стр.) Как известно, в будущем году государственные цент рализованные капитальные вложения в производственную сферу уменьшены по сравне нию с предусмотренным пя тилетиям планом на 27 млрд, рублей. В 1991 —1992 годах объемы этих инвестиций ра сти не будут. Эта чрезвычайная мера не избежно приведет к ограни чению возможностей нара щивания производствешюго потенциала в большинстве от раслей, за исключением аг- < ропромышленного комплекса и отраслей, связанньа с вы пуском товаров , народного потребления. Следовательно, главная за дача на ближайшие три года — о^спечить такое распре деление инвестиций.по строй кам, которое позволило бы ускорить ввод в действие мо-. щностей и о^ек то в . Расче ты показывают, что . для этого необходимо сократить к 1992 году количество од новременно строящихся объ ектов на 25 —30 процентов. Такая концентрация капита льных вложений позволит дополнительно ввести в дей ствие в первые два года пя тилетки объекты стоимостью •до 20 млрд, рублей, умень- ' ‘шить соответственно сверх нормативную «незавсртсш- ку», су^цественно компенси ровать за счет этого послед ствия снижения инвестиций в народное хозяйство. . Практика последних лет показывает, что предприятия, перешедшие на хозяйствен ный расчет и самофинанси рование, при существенном увеличении размеров собст венных средств, направляе мых на строительство, допу скают огромное распыление капитальных вложений. Надо иметь в виду, что ме жду государственньши цент рализованными и нецентрали зованными • капитальньши . вложениямщ существует * строгая взаимосвязь — ра боты на тех и других объек тах ведут одни и те же стро ительные организации, мате- риальнью ресурсы также мо гут перемещаться иЗ одной сферы в другую. Так что принимаемые ме ры по концентрации центра-, лизованно выделяемых инве стиций могут оказаться неэф фективными, если одновре менно не будет обеспечен должный порядок в нецент рализованной сфере. Поэтому правительство предлагает осуществить в 1991—1902 годах две меры по ограничению фронта ра бот, финансируемых из не- • централизованных источни- Это, во-первых, введение целевых платежей в бюджет за новостройки и расширение действующих предприятий в размере 25 —30 процентов сметной стоимости объектов. Причем для предприятий по. производству, переработке и хранению сельхозпродукции, а также вьшуску товаров на родного потребления, пред метов домоустройства и ока занию. услуг будут устанав ливаться льготы по этим платежам. Вторая мера предполагает запретить предйриятиям на чинать за счет собственных средств производственное строительство со сроками его осуществления более двух лет. Этим преследуется це-ль добиться ускорения отдачи от вкладьшаемых ресурсов. Ограничение производст венного Строительства, есте ственно, потребует разработ ки и реализации мер по пе- Л репрофилированию части строительных организаций. Вместе с тем оно создает благоприятные предпосылки для улучшения реальной'сба лансированности мощностей подрядрых организаций с объ емами строительно-монтажных работ и материальньши ресу рсами. Учитывая, что в новых ус ловиях хозяйствования за це нтром сохраняется формиро вание планов подрядных ра бот только по стройкам госу- дарстЬенног'о заказа. Советы Министров союзных и авто- номньгх республик и местные органы могут широко испо льзовать свободные мощнос ти подрядных организаций для сооружения объектов со-' циально-культурной сферы и экологии, агропромышленно го комплекса, легкой про- мьппленности, сферы услуг. Все это открьшает реальные возможности формировашия в республиках рынка подряд ных работ. ' ' , Одним из важнейших ас пектов оздоровления эконо мики является ее материаль ная сбалансированность. Мы все видим, что за; последние два года положение дел с материально-техническим обе спечением производства явно ухудшилось, в чем причина? наиболее распространенное мнение — в несовершенстве государственного заказа. Вспомним, какой критике в стране подвергался госзаказ два года тому назад за то, что он слишком велик, не д а - . ет предприятиям хозяйствен ной самостоятельности. Уме ньшили госзаказ, и началась критика с других позиций. Дело не в величине госза каза, а в том, насколько под готовлены экономические и правовые условия эффектив ного функционирования оп товой торговли и в целом ры нка средств производства. Ймеющаяся здесь несопря- женность и есть основная причина несбалансированнос ти в народном хозяйстве. . Возникает вопрос: как быть дальше? Прежде всего ■это касается 1991 —1992 годов, так как в будущем году стру ктура плана в целом и гос заказа в частности уж е , опре делена, а с 1993 года вое более ощутимое развитие должен получить р'ынок. В первые два года пяти летки необходимо в разум ных пределах оперировать, госзаказом на ту продукцию, которая определяет пропор циональность народного ХО-- зяйства, сбалансированность важнейших направлений раз вития страны и научно-техни ческий прогресс. Для свобод ной же реализации следует оставить ту часть продукции, которая не создавала бы гло бальной опасности несбалан сированности экономики, но в то же время была достато чной для начала становления рыночных отнЬшений. Анализ этого вопроса пот казал, что здесь должен, быть дифференцированный подход. ,Во-первьк, исходя из ва жности проблемы насыщения потребительского рьшка го сударственный заказ пред приятиям на производство товаров народного потребле ния должен устанаКЛИваться в первые два года пятилет- ' ки, как и в 1990 году, в сто имостном вьгражении, в объ емах, обеспечивающих сбала нсированность запланирован ного товарооборота с това- рньши ресурсами, а по важ нейшей номенклатуре — в натуральном выражении; Во-вторых,- в топливной, химической, лесной, целлю лозно-бумажной и деревооб рабатывающей промышленно сти, металлургии, а также по важнейшим, видам строитель ных материалов и изделиям домостроения мы идем на снижение государственного заказа до 90 процентов, за исключением сырья и мате риалов специального назначе- При этом по продукции ма шиностроения и других об- .рабатывающих отраслей гос^ заказом обеспечивается соп ряженность с величиной гос заказа, устанавливаемого для потребительского комплекса и базовых отраслей промыш ленности. ■ Хотелось бы особо подче ркнуть, что лимиты распре деления ресурсов будут ус танавливаться тоЛ>ко' на про дукцию, производимую в объ еме госзаказа. Все остальное и реализуется, и приобретает ся в порядке свободной тор говли. !^о должны понимать и производители, и потреби- Но формирование госзака за — это только одна сто рона проблемы. Есть и дру гая, не менее важная й ост рая его включение пред приятиями в полном объеме в свои планы и дисциплина вьшолнения. Здесь положе ние екладьшается неблаго получно. Но ведь нельзя за бывать, что экономическая самостоятельность ,— это также и высокая ответствен ность. А вот ее-то пока и нет. , Поэтому предлагается- уже в 1990 году разработать и ввести систему санкций за необоснованный отказ пред приятия от,принятия государ ственного заказа, причем — и это очень важно взыски вать их надо из фонда пот ребления (хозрасчетного до хода), чтобы коллектив ощу тимо чувствовал всю полно ту экономической ответствен ности за удовлетворение по требностей общества. Товарищи!' |Составяой частью общей программы оздоровления эко номики в 1900—^1002 годах является улучшение валют ного положения Ьтраны. В эти годы ставится за дача стабилизировать внеш нюю задолженность и прис тупить к перестройке струк туры экспорта и импорта, всей системы организации и управления . внешнеэкойоми- ческой деятельностью, С тем чтобы создать предпосылки для активного включения СССР в широкие мирохозяй ственные связи, г Надо Отметитк, что дефи цит валютного баланса, то есть превышение валютных расходов над валютными до ходами. — это г(ефицит осо бый, самый опасный и раз рушительный из всех балан совых дефицитов. Его по крытие и регулирование свя зано с выплатой высоких процентов п о , за^мшм, уси лением инфляционных про цессов. ' ’ Привлечение во все боль ших масштабах внешних зай мов может привести — и дом стран кой и политической зависи мости от страя-кредиторов.' Именно поэтому правите- льсгео с осторожностью под ходит к рекомендациям уве личивать импорт для реше ния возникающих проблем. Здесь нужна очень взвешен ная и глубоко продуманная политика. . ’ В первую очередь, необхо димы меры, направленные на резкое сокращение заку пок тех видов продукции. ся объективные предпосыл ки. Это относится к большим закупкам прока та черных металлов, труб, бумаги и некоторых ви дов химической продукции. Намечается уже в ближай шие годы их импорт сокра тить примерно вдвое, а так же резко уменьшить центра лизованные валютные ассиг нования. Один из очень ва жных пунктов этой програм мы — наведение порядка в использовании импортного оборудования. Ключевой задачей оздоро вления валютного положения страны является _ развитие экспорта и преодоление его сырьевой направленности. В перспективном плане де лается упор на широкое раз витие новых технологических процессов по глубокой пере работке сырья и полуфабри катов в топливной, металлур гической и лесозаготовитель ной отраслях, и прежде все го в таких регионах, как За падная Сибирь, Западный' Казахстан и Дальний Восток. Уже в ближайшие годы пре дстоит осуществить конкрет ные меры по наращиванию экспорта машин, оборудова ния и других изделий. В целях последовательно го перевода предприятий на принципы валютной самооку паемости — а это наша твер дая линия — намечается ввести начиная с 1991 года новый порядок образования их валютных фондов, поста вив в прямую зависимость нормативы, отчислений в них от объема экспортируемой продукции и структуры эк спорта. -В наших внешнеэкономи ческих связях важное место занимают социалистические страны, и в первую очередь страны СЭВ, В настоящее время в развитии сотрудни чества с ними возникло не мало трудностей, главным- образом, из-за несовершен ства его механизма. Сейчас мы ищем пути решения это го вопроса. Перспективным направлением ' здесь являет ся создание ' объединенного рынка стран СЗВ, Вносится предложение переводить тор говое сотрудничество с нилш начиная с 1991 года на те кущие мировые щены и ра счеты в свободно конвертиру емой валюте. Товарищи! Таковы основ ные положения, на которых хотел бы остановиться из всего многообразия мер, ка сающихся тактики наших действий по оздоровлению экономики в 1990—1992 га- ходить экономические и пра вовые инструменты. Хочу выделить некоторые направления в работе по раз витию внешнеэкономической «деятельности, позволяющие получить максимально бы струю отдачу. Так, наряду с созданием совместных предприятий на мечается .развернуть широко масштабное использование нетрадиционных форм внеш неэкономического сотрудни чества, активизировать при влечение ■ иностранного ка питала для решения задач структурной перестройки, ускорения научно-техничес кого прогресса. В настоящее • время прорабатьшаются во просы создания зон совмест ного предпринимательства с льготным порядком их функ ционирования. Такие зоны могут сыграть важную роль в стимулировании ■притока новейших достижений науки и техники, прогрессивных технологий. Это и многое другое, в том числе постепенный пе реход к конвертируемости рубля, будет способствовать активному включению ООСР в мирохозяйственные связи. Сюда же следует добавить изменение экономических от ношений со странами СЭВ. Такие подходы к формиро ванию тринадцатого пятилет него плана должны обеспе чить на всех стадиях его разработки нацеленность эко номики,, на первоочередное удовлетворение матерйаль-, ных нужд и духовных' запро- .сов советского человека. Это главное, что определяет всю логину предложенной пра вительством программы на предстоящие годы. При этом учитьшались предложения и рекомендации комиссий и ко митетов Верховного Совета Что же конкретно стоит за принципиальными подхо дами к тринадцатому пят'и- летнеМу плану, и что надо сделать, чтобы их эффектив- IV. Теперь о стратегии, о при нципиально . новых подходах к формированию тринадца той пятилетки, В этом разделе доклада считал бы необходимым обо значить тот концептуальный каркас, на котором >будет де ржаться вся, если можно так выразиться, философия но- ' вого пятилетнего плана. Определяя свою позицию в отношении перспектив раз вития народного хозяйства, мы должны ответить преж де- всего на главный вопрос; каковы особенности будущей пятилетки, исходя из которых должны измениться наши . взгляды на выбор целей, приоритетов и народнохозяй ственных пропорций? Иными словами, нужно учесть всю логику перестро ечных. процессов в экономи ке в связи с изменением форм собственности, делеги рованием прав из центра на места, развитием рьшочных отношений, .социальной пе реориентацией народного хо зяйства и многое другое. Главное требование здесь в' том, чтобы, решая круп ные социальные вопросы, не отходить от реалий жизни, взвешенно оценивать возмо жности государства, не ‘ за бегать вперед и в то же вре мя последовательно преодо левать текущие проблемы. При этом обязательно Долж но учитываться, что масшта бы и сроки социальных пре образований, I рост' народного благосостояния находятся. в прямой зависимости от по вышения эффективности об-, щественного ; производства. Это во-первых.' Во-втОрых, это специфи ческие особенности предсто ящей пятилетки с ее принци пиально новыми взаимоотно шениями между центром • н союзными республиками, а. также органами власти на местах, переход их с 1991 года на принципы самоупра вления и самофинансирова- Союзные республики в свою очередь должны в 1900 го ду сс^рмировать весь меха низм взаимоотношений с кра ями, областями, националь ными образованиями, а в ря де республик — с районами. " самостоятель-. ностй республик и .местных Советов должно осущест вляться не за счет, а парал лельно с развитием самосто ятельности предприятий. ,В условиях действия, но вых экономических 'законов .облик и параметры пятилет него плана будут определять ся проектнровкамй предприя тий, регионов и союзных ре спублик. В-третьих, это пересмотр всей методологии разработки плана исходя из приближе ния, с учетом реальных воз- можнос'г'ей регионов, к таким социальным нормативам, как уровень обеспеченности жиль ем, •детскими садами и ясля ми, школами, учреждения ми здравоохранения, а так же потребления продоволь ственных и непродовольст венных- товаров. Достойное место должен занять и программно-целевой метод планирования. Это ка сается разработки программ по проблемам молодежи, улучшения положения жен щин, семьи, охраны материн ства и детства. .В-четвертых. Ужесточа ются требования к народно хозяйственному плану в свя зи с активизацией экологи ческой политики. Тринадца тая пятилетка должна стать переломньш этапом на пути к достижению необходимого уровня состояния окружаю щей среды в местах, где се годня резко, превышены пре дельно допустимые нормы концентраций вредных ве ществ. Потребуется серьез ная перестройка всей приро доохранной деятельности. На первый, план я бы выдвинул проблему создания новых, экологически безопасных тех нологий и оборудования, ук репления научной базы ис следований ,в этой области. Одновременно предстоит из менить отношение к исполь зованию природных ресур сов, особенно невозобнрвДя- емых, И наконец,, последнее. По мере оздоровления народного хозяйства, создания необхо димых экономических пред посылок радикально меняет ся регулирование внешнеэко номической деятельности — на смену директивным мето дам будут все больше при- Прежде всего о социаль ной переориентации разви тия экономики. Расчеты по- казьтают; для того, чтобы выйти В‘ тринадцатой пяти летке, особенно в ближайшие годы, на ощутимые для на рода результаты, необходи мо увеличить в 1996 году, производство продукции груп пы «Б» примерно на 100 млрд, рублей, или на 39 про центов по сравнению с 1090 годом. Все это позволит подвести материальную основу под более высокие, чем в прош лом, темпы'увеличения ре альных доходов. Их прирост на душу населения в тринад цатой пятилетке составит 17 - процентов. Намечаемое на тринадцатую пятилетку воз растание более чем на 150 млрд, рублей ресурсов фо.н- да, потребления и непроизвод ственного строительства по-, зволит финансировать в объ еме 57 млрд, рублей ком плекс новых централизован ных мероприятий по повы шению уровня жизни наро да. Это прежде всего поэтап ное введение Законов о пен сиях и отпусках, повышение стипендий, усиление матери альной помощи материнству и детству. В 'целом все это может ощутимо сказаться уже в ближайшее время на усло виях жизни наименее соци ально защищенных слоев на селения. В течение тринадцатой пя-, тилетки будет последователь но осуществляться линия на сбалансированность плате жеспособного спроса населе ния и предложения товаров и услуг. Это *прежде всего вопрос продовольствия. По расчетам на 1995 год, нам надо иметь его в пределах 205—21.0 млрд, рублей в действующих розничных ценах. Ожидае мый выпуск продовольствен ной продукции в текущем го ду ~ 142 млрд, рублей. Су дите сами — не хватает од ной трети. Значит, люди по чувствуют' улучшенйе, если каждый год прирост будет как минимум 5—6 процен- .СтабилЬное наращивание ресурсов продовольствия дол жно обеспечиваться как за счет увеличения объемов про изводства в сельском хозяй стве, так и углубления 'пере работки сельскохозяйствен ного сырья, сокращения по терь и повышения качества продукции. . .В тринадцатой пятилетке будет последовательно улуч шаться снабжение населения непродовоЛьствеиньши то варами. Для этого -вьшуск их необходимо увеличить на 60—70 процентов, к- том чи сле товаров легкой промьпп-' ленност-и — на 30 процен тов. Объем рознично го товарооборота должен во зрасти в 1,4 раза и составить в 1995 году 60 0—620 млрд, рублей. В 1,6 —1.7 раза уве личиваются платные услуги населению, • Предусматривается, что будет существенно укрепле на материально-техническая база социально-культурной сферы. Для этого предстоит использовать все источники финансирования. Ввод в дей ствие жилья в 1991—1095 годах должен составить 900 ' млн.. квадратных метров, или увеличиться почти на 40 про-. центов. Намечаетсц построить .й ввести в действие дошколь ные учреждения на 4 млн. мест. Это, а также реализа ция принятых решений по увеличению продолжитель ности отпуска по уходу за ребенком до трех лет и осу ществление других меропри-, ятий позволят ,к концу пгни- летки обеспечить потребнос ти населения в дошкольных учреждениях. • Реальным представляется и ввод в эксплуатацию об щеобразовательных школ на ,12 .млн. мест против 7 ,8млн .‘ мест в текущей пятилетке, что даст возможность снизить . наполняемость классов в ' об щеобразовательных школах др нормативного уровня. Осо бое внимание предусматри вается уделить сельской шко- Главными направлениями в развитии здравоохранения станут усиление его профи лактической направленности, повышение уровня медицин ского контроля за условия ми труда и быта, резкое уве-. личение - поставки лекцрств и медицинской техники, -укреп ление базы физической куль туры и ' спорта, обеспечение экологической безопасности. |В целях создания качест венно новых возможностей для более полного удовлет ворения возрастающих ду ховных запросов советских людей, приобщения всех сло ев .населения к культурным ценностям, охраны историче ских и национальных свя- тьшь, дл я развития разнооб разных форм досуга и само деятельного творчества пред стоит осуществить крупные меры по дальнейшему ук реплению материально-тех нической базы учреждений культуры' й искусства, ки нематографии, печати, теле видения и радиовещания. Мы должны заботиться, о сохра нении и творческом исполь зовании богатейшего культур ного наследия всех народов нашей-страны, о плодотвор ном взаимодействии нашей культуры с общим- потоком мировой цивилизации, ставя, своей ‘задацей упрочение' нравственных основ общест ва, утверждение гуманизма нашей социалистической Ро- Таковы предлагаемые под ходы к формированию со циальной программы . три надцатой пятилетки. Ее ре ализация предполагает неук лонное и эффективное разви тие общественного производ ства, И только при.этом ус ловии - можно рассчитывать, что намечаемые мероприятия по повышению уровня жизни народа будут выполнены. Если перевести все это на язык цифр, то за пятилетие произведенный национальный доход необходимо увеличить на 25 процентов,- произво дительность общественного труда — на 29 процентов. |Правомерно поставить во прос; за счет чёго будет под- ня"га производительность об щественного труда на 29 про центов? Мы полностью отдаем се бе отчет, что без развития производства прогрессивной продукции машиностроите льного комплекса, наукоем кой техники и средств про изводства для выпуска то варов народного .потребле ния, а также продукции, не обходимой для модерниза ции устаревающего производ ственного аппарата в- базовых отраслях промышленности, имеется в виду продукция, прежде всего, станкострое ния, электротехники, при боростроения, вычислитель ной техники, электроники —- задача не имеет решения. Поэтому предусмотрено да пятилетие увеличить на 46 процентов вьшуск такой про дукций, что в 1,4 раза пре высит темпы развития всего остального машиностроитель ного комплекса. Производство в '-ТОПЛИВНО- сырьевых отраслях стаби лизируется и будет даже з а медляться. За пятилетие темп 'прироста обрабатываю щего сектора экономики при мерно вдвое превысит темп прироста производства в этих отраслях. Осуществляя небывало крупный маневр в пол-, зу со циальной сферы и приторма- . живая ^базовые отрасли, при дется учитывать и тот факт, что ограничение их развития должно носить временный характер, иметь | разумные пределы. Все это не должно привести к подрыву матери альной базы экономики и одновременно требует' повы шения эффективности, рез кого усиления ресурсосбере жения. Расчеты показывают, ,что для достижения сбалансиро ванного динамичного разви тия производственной и со циальной сфер в реально складьШающихся на тринад цатую пятилетку условиях необходимо, снизить мате риалоемкость общественно го продукта не менее чем на 4—5 процентов, энергоем кость национального дохода — на 12— 1'3 процентов и, металлоемкость — на 20про-- центов. Цифры высокие, за дачи сложные, но и при их вьшолнении показатели ре- сурсоемкостн общественно го производства будут суще ственно ниже уже достигну тых в мировой практике. 1При'подготовке лятилетне- го плана предстоит особо тща тельно проработать парамет ры научно-технического про гресса и механизм, стимули рующий восприимчивость производства к нововведени ям, предложениям изобрета телей и рационализаторов в изменяющейся эконо мической среде. Должны быть обеспечены опережаю щее развитие фундамента льных исследований, созда ние научного и проектно конструкторского заделов для перехода к качественно новым 'высокоэффективным технолошям. В этих целях / объем финансирования на уки за счет всех источников иредпол'агается повысить в 1,3 раза к уровню 1990 го- ,,С учетом тенденций, раз вития мировой науки и тех ники не<йходимо в государ- ' ственном масштабе сосредо точить ресурсы на таких при оритетных направлениях, как информатизация всех сфер.^ деятельности человека,, тех нологическая революция в области производства про дуктов питания, создание но вых конструкционных мате риалов. освоение экологиче ски безопасных источников энергии, использование яв ления высокотемпературной сверхпроводимости. Предстоит, товарищи, существенно повысить роль конверсии оборонного ком плекса. Наряду с тем, что мы должны дать все необходимое нашим Воору женным Силам и обеспе чить достаточный уровень обороноспособности страны с учетом-новой оборонительной доктрины, его наушю-техни- ческий и производственный потенциал надо максимально использовать для техниче ского перевооружения народ ного хозяйства, прежде все го легкой, медицинской про мышленности, агропромыш ленного комплекса, торговли и общественного питания, а также для производства вы сококачественных товаров народного потребления. Возможности, оборонных отраслей промьппленности позволят укрепить структуро образующее ядро народного хозяйства, состоящее из та ких наукоемких отраслей, как электроника, производство средств вычислительной тех ники, информационных си стем и систем связи новых материалов, авиакосмичес-' кая промьппленность. Их развитие должно стать стер жнем структурной перест ройки народнохозяйствен- : ного комплекса. В настоящее время разра- батьшается проект государ ственной 'программы конвер сии на период до 1995 года, осуществление которой поз волит заметно увеличить вклад оборонного комплекса в нормализацию экономиче ского положения страны. Значительная работа по вы полнению этого плана -долж на быть проделана уже в 1990— 1992 годах. • Требуется предоставление приоритетов для гражданс кой продукции в оборонном комплексе в сочетании с со ответствующим пересмот ром структуры заказов воо ружения. военной’ техники. В частности, будет уменьшать ся объем про'изводства и по ставок отдельных видов на- ступател., ного оружия. Выс вобождающиеся уникаль ные мощности надо . исполь зовать в возможной степени ' для производства нокейших самолетов гражданской ави аций, современных судов для .морского и рыболовного фло- ' В целом по этому комплек су картина будет более пол ной, если привести Следую щие данные. -При общем ро- | сте объемов производства в ' 1895 году по отношению к 1989 году на 45 процентов поставки военной техники уменьшатся почти на 20 ‘про- ^ центов, а вьшуск граждан- ской продукции - увеличится на 82 процента. Удельный вес ее в общем объеме про - ' изводства этого комплекса' превысит. 60 процентов. Таковы ’ принципиальные-. , подходы к формированию це лей и приоритетов социаль но-экономического развития страны в тринадцатой- пяти летке. При одобрении их вторым Съездом народных депутатов, СССР правитель ство организует разработку Государственного пятилетне-: го плана и внесет его на рассмотрение Верховного Совета СССР осенью 1999 года; * * Товарищи народные депу таты! , I Подводя итог сказанному, ■' хочу особо подчеркнуть: гла-; вная задача тринадцатого пя- ' , тилетнего плана в том, что-: бы добиться переориентации . нашей экономики, нацелить , весь ее потенциал на служение' советскому ■ че ловеку, на удовлетворе ние его материальных нужд и духовных ,запросов. В этом и только в этом видит пра вительство сущность, и смысл своей программы. Но нельзя не учитывать еще одного чрезвычайно важного обстоятельства. Ре- , ализаЦия предложенных. м е р . не может не зависеть от той среды, в которой будет фун кционировать экономика, от ситуаций и явлений, с кото-, рыми сталкиваются трудо вые коллективы, . различные слои нашего общества. Пото му что и сегодня во многих случаях не удается стабили зировать положение дел в , народном хозяйстве из-за бы стро развивающихся, порой крайне противоречивых про цессов в различных регионах страны. ^ Хотели бы мы или нет, 1 кадр •признать: радикальная; реформа . и многие преобра-! зователиные замыслы неред ко пробуксовывают из-за то го, что -два противоположных отношения к перестройке — неприятие и нетерпение — смыкаются, порождая то раз ного рода течения, не веда ющие дозволенных границ, то негативные и чрезвычайно острые вспышки обществен ного мнения, межнациональ ные распри, групповые ин тересы, забастовки и другие; подобного рода ■тормозящие и дезорганизующие прояв- 1 Реальность намечаемых КР1Ч1НЫХ социальных- преоб-; разований прямо зависит ,от умения.всех нас вместе и каждого в отдельности ра ботать экономно, разумно* н ' эффективно. Здесь нельзя уповать только .на силу ад министративных и экономи ческих методов. Важно, что бы в обществе была создана атмосфера уверенности, бла-, гоприятный ' моральный' климат, настрой на созида- Правительство _видит всю I сложность и противоречи-: вость бурно развивающих ся процессов.. Программа 03-1 доровления экономики до'лж-' на быть направлена на кон солидацию всех сил общест ва во имя решения непростых задач его обновления и уве ренного выхода страны на путь прогресса. I Прршу^ Съезд народных - депутатов поддержать про грамму’ правительства. (Апло- ЭКОНОМИКА: СОЦИАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ громадной стране, подчеркнул он, нарушает нормальные эко номические процессы и не поз воляет реализовать нмеювднвдя возможности. Депутат подробно рста1Новил- ся на проблемах конверсии, призвав не строить иллюзий на ее быструю отдачу. Специали стам, трудовым коллективам сказал он, непросто перейти на совершенно новую продукцию. С отставанием идет пока и разработка нового поколения пассажирских самолетов для гражданской авиации. Необхо димо приостановить тенденцию к снижению экопорта совет- <жой авиатехники. Важно не забывать и о главном - под держании обороноспособности госуддрствя На достаточном уровне, надлежащем подкреп лении нашей оборонительной доктрины. Труженики оборонного ком-' плекса обязаны внести свой вклад в.ликвидацию кризисных явлений. Следует четко пред ставлять, куда должен призем литься корабль нашей экрно- Оценивая представленную правительством программу оз доровления экономики страны, депутат В. А. Ивашко сосредо точил внимание на дополнени ях, которые, по его мнению способны-сделать эту програм му еще более динамичной и действенной. Переход .па принципы эко номической самостоятельности требует принципиально новых отношений между центром и союзными республиками, меж час, сказал оратор, — непре менное условие повышения эф фективности . общественного производства. Развитие суве ренной Украины, продолжал он; мы не мыслим вне Союза ССР. Мы были и будем верны Идее нашего сильного союзного госу дарства. Оценивая с этих позиций со- циально-экономическ'ке перс пективы развития республики, руководитель -ее компартии подчеркнул, что исторически сложилось положение, когда в структуре валового националь ного продукта Украины боль шой объем имеют базовые от расли. Следовательно, переход на региональный хозрасчет даст ей меньший социальный эф- фейТ- Поэтому Совет Минист ров СССР должен позаботить ся о механизме компенсации подобных структурных переко сов, сложившихся в ресоубли- Касаясь других важных про блем оздоровления экономики, депутат особо выделил необхо димость срочной выработки си стемы научно обоснованных оп товых цен, которую, по его, .мнению, необходимо ввести не позже начала 1991 года. Значительное внимание в выступлении было уделено та-.^ КИМ...' приоритетным задачам, как развитие подлинной социа листической предприимчивос ти, укрепление связей между, наукой и производством с целью повысить темпы НТП, оздоровление . экологической обстановки, ликвидация дефи цита ц сферах культуры и об- Сояидаризуясь с основными положениями доклада, депутат М. В. Ковалев назвал его до стоинством наличие альтерна тивных вариантов реализации экономической реформы. По мнению руководителя прави тельства Белоруссии, следует выбрать тот путь, который пре дусматривает безотлагатель ное выполнение комплекса мер, направленных на удовлетворе ние насущных нужд людей. Иными словами, предпочтение должно быть отдано ускорен ной социальной переориента ции экономики. Размьинляя по поводу содер жания плана будущей пяти летки, выступающий заявил, что главное не количество эта пов реализации намеченных мер, а новые подходы, рожден ные перестройкой. Прежде все го необходимо навести дисцип лину и порядок, добиться не мнимого, а подлинного измене ния всего дела материально- технического снабжения. Не стоит тешить себя иллюзиями относительно перехода на оп товую торговлю. В условиях дефицита единственный выход — жесткое распределение ре сурсов. Неприемлем .немедлен ный переход на рыночные от ношения. Он должен осущест вляться постепенно, с обязате льным государственным, пра вовым, финансовым, экономи ческим регулированием.. / В выступлении выражено со жаление в связи с тем, что. сре ди предложенных мер по оздо ровлению экономики мало та-, ких, которые способствовали бы резкому 'увеличению яроизвод- ства продуктов питания. Бо лее того, относительно некото рых -из них даже возникают сомнения: в частности, наме ченные приросты продовольст вия не имеют достаточного ре- счрсного подкрепления. К не му это может привести, ора тор показал, ссылаясь на -опыт АПК республики, в котором в результате сокращения вложе ний в производственную сферу не получили намечавшейся при бавки. Депутат С. 3. Умалатова под держала предложение одобрить намеченные правительством ме ры по оздоровлению экономи ки страны. Но любые меры, да же самые кардинальные, зая вила она, останутся благими пожеланиями, если в нашем многонациональном доме, в на шем едином хозяйстве не при бавится порядка' и дисципли ны. В подтверждение ^ своих' слов она поведала о труднос тях, сложившихся на грознен ских нефтеперерабатыкающих предприятиях' в связи с регу лярными перебоями в работе ■железнодорожного . транспор та. На начало декабря все про изводственные емкости здесь были заполнены готовым про дуктом, производство останов лено, а рабочим отказано в зарплате. . Представитель автономной республики обратилась ко всем трудящимся Советского! Сою за, воем, рому дорого общее благополучие и будущее, с при- зывом —- .крепить трудовую ■ дисциплину, отказаться от межнациональной розни, кото рая ведет в тупик. Только тру-> 'дом, только в результате сов-, местной созидательной работы мы сможем вывести страну из кризисной ситуации. Дискуссия по докладу про должалась и^ на вечернем засе дании Съезда, который про должает свою -работу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz