Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 14 декабря ,1989 г., № 285, (18 582) (Продолжение. Начало на 1-й стр.). • Роль и ответственность руководителя современного, весьма сложного производст­ ва требует соответствующей профессиональной подготов­ ки. Думается, что и законо- дательная, и исполнительная ,онлад Н. И. РЫЖКОВА власть страны призвана про­ являть постоянную заботу о профессиональном росте и авторитете корпуса управлен- , ческих кадров. Таковы основные взаимо­ связи, определяющие - содер­ жание этапов дальнейшего осуществления экономичес­ кой реформы. ш . товарищи! Позвольте ос­ тановиться на самых острых вопросах программы неотлож­ ных мер на. 1990— 1992 го- Оценивая обстановку, мы видим, что социальные проб­ лемы •становятся все более жгучими.. Сегодня они выш­ ли на первое место и требу­ ют неотложного решения. Путь нами выбран — это социальная переориентация экономики. Особое место здесь зани-:; мают неотложные меры, пре­ дусмотренные на 1900 год. И именно на них долж- , но быть сконцентрировано внимание. Необходимо установить же­ сткий контроль на всех уров­ нях управления в сочетании с организационно-практиче­ ской работой как в центре, так и На местах по реализа­ ции намеченнь1х в плане на будущий год первоочередных мер, направленных ^ на сни­ жение социальной напряжен­ ности в стране. Для этого предстоит осу-‘ , ществить крупный структур­ ный маневр. Ускорение тем­ пов должно быть Достигнуто почти полностью за счет ро­ ста потребительского секто­ ра экономики при одновре­ менной стабилизации, а в ряде случаев и умень­ шении воспроизводст­ венных ресурсов. Так. рост используемого нацио­ нального дохода в 1990 году на 2,8 процента должен быть достигнут при увеличении на 6,5 процента ресурсов для потребления и непроизвод­ ственного строительства. Промышленное производ­ ство в будущем году возрас­ тет на 2,6 процента, в том числе группа «Б» — на 7,6 процента, а труппа «А» все­ го на 0,8 процента. Государственные центра - лизованные капитальные вло­ жения на производственное строительство против расче­ тов к пятилетнему плану на 1990 год уменьшены на 27 млрд, рублей, в то ще время их объем в социальную сфе­ ру_увеличен на 5 млрд, руб- Подобное изменение .про­ порций в пользу потребитель­ ского сектора’ пронизывает ■ все разделы плана. Это рез­ кий и крайне трудный ново-’ рот, но он необходим из-за чрезвычайной ситуации в , стране. важнейш ая задача данно­ го периода ~ нормализация денежного обращения и пот­ ребительского рьшка. Ситуа­ ция в этой сфере общеизве-, стна. В последнее время она усугубилась из-за ажиотаж- - ного спроса, дефицитной нервозности, систематически подогревается всевозможны­ ми слухами. Анализ причин создавше­ гося положения- на потреби­ тельском рынке показывает, что для его стабилизации не­ обходим комплекс взаимо­ увязанных мероприятий, включающих в себя меры по трем главны-м направлениям: увеличение предложенных товаров и услуг; расширение новьк, нетра­ диционных для нас каналов привлечения средств населе­ ния и «связывание» их на длительное время; государственное регули­ рование роста денежных до­ ходов населения, соразмер­ ного с возможностями эко­ номики и конечными резуль­ татами труда! Эти м еры , всесторонне проработаны правительст­ вом СССР с союзными рес­ публиками. Главное здесь — резкое увеличение производ­ ства товаров народного пот­ ребления. Переломное зна­ чение при этом имеет выпол­ нение плана на будущий год. В нем предусмотрены небы­ валые доныне приросты про­ изводства товаров народного потребления — 66 млрд, руб­ лей против 17 -млрд, руб­ лей в .среднем, за год в ис­ текший период пятилетки. ” Должен сказать, что эта цифра — 66 млрд, рублей вызывает кое у ко^’о сомне­ ние в ее реальности. Дейст- витёлгхно, это большой при­ рост. Но спрашивается — можно' ли в нынешних ус­ ловиях дефицита на потреби­ тельском рынке, ставить з а ­ дачу по-другому? Мы взве^ СИЛИ все и приняли решение максимально использовать возможности всей экономики для достижения этой цели. Словом, товарищи,' хватит . колебаться, надо эмоции на­ править в русло практичес­ ких дел. У нас есть реальные воз­ можности для рёшения по­ ставленной задачи. Это, преж­ де всего, структурные сдви­ ги в промышленности в пользу товаров для народа. Так, при росте выпуска про­ дукции в машиностроении на 4,2 процента объем произ: водства товаров увеличится более чем на .30 проЦентоц.. Примерно такой же высокий темп будет и в оборонном комплексе страны. Это наме­ чается достигнуть путем пе­ репрофилирования действу­ ющих предприятий, в том числе более 100 заводов обо­ ронного комплекса в 1990 Реализация указанных мер позволит увеличить вы­ пуск телевизоров на 1,3 млн. штук, стиральных машин — на 3 млн. штук, видеомагни­ тофонов — в 3.7 раза, мо­ тоблоков и мотокультивато­ ров — в 2,7 раза. ■Высокие приросты произ­ водства товаров народного потребления и усл^т необ­ ходимо поддерживать и в 1991 - .1 9 9 2 годах. В 1992 году объем пооизводства то­ варов должен быть не менее 510 млрд, рублей, то . есть вырасти за три года более чем на 140 млрд, рублей, или на 38 процентов. Другими словами, прирост выпуска товаров на каждого челове­ ка составит почти 480 руб­ лей. Предусматривается уве­ личение платных услуг ' на­ селению ежегодно На 10— 12 процентов. Говоря о проблеме потре­ бительского рынка. особое внимание хочу привлечь к вопросам продовольствённо- го снабжения, которое в ре шающей степени зависит от села. Сейчас в общем това рообороте около 70 процен­ тов реализуемых товаров связано с агропромышлен­ ным производством. Отсюда совершенно очевидно, . что если не произойдет - реаль­ ных сдвигов в агропромыш­ ленном комплексе, трудно рассчитывать на улучшение всей обстановки в стране. Положение в этой области известно.» Но я предлагаю заглянуть глубже. Из всей- 'логики развития села за мно­ гие десятилетия мы обязаны сделать правильные выводы, откровенно ответить на воп­ рос; почему, несмотря на огррМное внимание, и осо­ бенно в последнее время, мы не можем решить эту проб­ лему? Лишь за минувшие 10 лёт селу посвящено свыше 80 постановлений ЦК КПСС и правительства, направлен­ ных главным образом на ук­ репление материально-тех­ нической базы агропромыш­ ленного комплекса. Но поло­ жение дел меняется медлен­ но. В итоге мы все больше втягиваемся в импортные поставки продовольствия и зерна. Далее возмещать от­ ставание йнутреннего произ­ водства продуктов. питания от потребностей путем импор­ та в таких размерах уже не­ возможно, а исключение этого крупного источника поступления продовольствия привело бы к еще большим трудностям в снабжении на­ селения. Хочу привести три цифры, чтобы было представ­ ление о закупках по импор­ ту. По растительному маслу ' они составляют более одного миллиона тонн, или 33 про­ цента от внутреннего произ­ водства, по сахару — 52 процента, по маслу животно­ му — 20 процентов. В соответствии с решения- -ми первого Съезда народ­ ных депутатов СССР, мар­ товского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС правительством последовательно проводится линия на то, чтобы повер­ нуть экономический потен­ циал страны к нуждам де- оевни, поднять на современ­ ный уровень производитель­ ные силы- агропромышлен­ ного производства. В общем комплексе намечаемьпс мер главный упор делается на развитие социальной сферы, на улучшение условий тру- . да и быта сельских труже­ ников. ■ Именно такой подход-за­ ложен в плане на 1990 год. При общем снижении инвес­ тиций в народное хозяйство капитальные вложения в аг- ропромьппленный комплекс -возрастают по, сравнению с планом нынешнего года на 5,8 млрд, рублей (10 про­ центов), из них в' непроиз­ водственную сферу на 3 млрд, рублей (17 процен­ тов), В целом за 1986—1990 годы в агропромышленном комплексе будет использова­ но на 17 млрд, рублей капи­ тальных вложений больше, чем намечалось пятнлетним планом. В соответствии с разрабо­ танной программой будут рез­ ко наращиваться поставки оборудования для перера^- тывающих отраслей. За 1990— 1992 годы они пре­ высят 13 млрд, рублей, или возрастут почти вдвое по сра­ внению с предыдущими тре­ мя годами, В условиях сложившейся за много лет консервативной структуры производства та­ кие повороты сделать не­ просто. В связи с этим при­ нимаются меры по техниче­ ской реконструкции сельско­ хозяйственного машиностро­ ения, по использованию про­ изводственного потенциала оборонных отраслей. Словом, делается немало, чтобы дать селу то, что ему нужно, и тем самым изменить харак­ тер сельского труда. ; Вместе с тем. как показал весь наш опыт, только «ре­ сурсным» подкреплением производства проблемы про­ довольствия не решить. Здесь нужно ускоренное со­ циальное переустройство се­ ла, по-настоящему направ­ ленное на его укрепление. Нам представляется, что в этом плане нужны реаль­ ные, тщательно ' продуманг ные программы обновления сел и деревень на уровне района, области, края и рес­ публики, осуществляемые под контролем Советов на­ родных депутатов. Речь, ко- - нечно, идет не только о шеф­ ской помощи или благотво­ рительности в пользу бела, а о крупных, весомых ме­ рах, которые должны быть предприняты во всех сферах экономики, науки и культу­ ры, для того, чтобы возро­ дить духовный интерес к сельскому образу жизни. Хватит уговаривать друг друга. Село должно- на деле уже в ближайшие годы по­ чувствовать реальные пере- В связи е этим намечен- нущ правительством про­ грамму по вводу жилья, объ­ ектов здравоохранения, куль­ туры, развитию дорожного строительства, электрифика­ ции и газификации следует рассматривать как програм­ му реальных действий. На местах, и мы убеждены в этом, есть значительно боль­ шие возможности, и их на­ до задействовать. Таким образом на селе предстоит проделать огром­ ную работу, и прежде всего социального характера, нап-, равленную на то, чтобы ук­ лад сельской жизни ' стал привлекательным, полно­ кровным, достойным того • уровня, которого заслужива­ ет се.льский труженик. Многие беды села сегодня прежде всего в том; что кре­ стьянин потерял чувство хо­ зяина, что его заработки, уровень жизни во многих случаях прямо не связаны с итогами работы. Более то­ го, доходы работников в экономически . сильных кол­ хозах и совхозах, где гра­ мотно ведется работа, зача­ стую ниже, чем в слабых хозяйствах, живущих в зна­ чительной мере в долг з а счет государственных, по су­ ществу, безвозмездных кре­ дитов и дотаций. Такая со­ циальная несправедливость в наше время недопустима. Она привела к тому, что- упущены вопросы развития основной массы сельскохо­ зяйственных предприятий, определяющих положение дел в продовольственном обеспечении. Что касается убыточных и низкорентабельных хозяйств, то здесь будет последова­ тельно проводиться линия на преодоление их убыточно­ сти, прежде всего за , счев применения современных форм хозяйствования, в том числе путём создания на их базе арендных предприятий, кооперативов и крестьянских хозяйств, широкого приме­ нения коллективного, семей­ ного и индивидуального под­ рядов. Для того, чтобы поддер­ жать эти новые формы хо­ зяйствования, с таких колхо­ зов и совхозов в соответст­ вии с решением Верховного. Совета ССОР и Совета Мини­ стров СССР будет списы­ ваться задолженность по от­ сроченным ссудам банков,. Государство берет на себя их долги. Кроме этого, несмотря на очень сложное финансовое положение страны, прави* тельством на днях принято решение об увеличении в те­ кущем году на 12 млрд, рублей объемов кредитных ресурсов для предприятий . аграрного сектора, ч7о так­ же будет'- способствовать нормализации их деятельно- Йе буду останавливаться на всех показателях нара­ щивания продовольственных ресурсов. Скажу лишь^ что для снятия остроты в обес­ печении населения продукта­ ми .питания нам надо сни­ зить неудовлетворенный спрос на них с 40 млрд, руб­ лей в 1989 году до 20—25 млрд, рублей в 1992 году. Ставится задача в этот пери­ од улучшить снабжение на­ селения молочной и рыбной продукцией, кондитерскими и макаронными изделиями, ово­ щами и т. д. Большую на­ дежду мы возлагаем в этих вопросах на потребительскую кооперацию и такую мощ­ ную отрасль, как рыбное хо­ зяйство. . Другая группа мер, свя­ занных -е нормализацией де­ нежного обращения, направ- лена на использование новых каналов . реализации населе­ нием денежных доходов, так как традиционными путями только за счет роста объе­ мов производства товаров и услуг решить эту проблему невозможно. При этом надо учитывать и перспективный рост доходов населения, и отложенный спрос. (Необходимо создавать та­ кие условия, чтобы люди охотно вкладывали свои сбе­ режения в‘ строительство и приобретение жилья. Прово­ дить линию на то, .чтобы на­ селению предоставлялись ши­ рокие возможности иметь на таких же принципах второе жилье, сделать более прив­ лекательными хранение де­ нег в Сберегательном банке, участие в разнообразных займах, приобретение това­ ров не первой необходимое-. ти в систе|ае- коммерческой торговли и использовать дру­ гие нетрадиционные для нас Мы считаем, что надо из­ менить подходы к продаже в личную собственность госуда­ рственных квартир. Как из­ вестно, такой порядок уже существует, но широкого распространения он пока не получил. Дело в том, что юн излишне заорганизован. Все это надо поправлять — вы­ году получат как население, так и государство. Одновременно следует пой­ ти на широкую передачу го­ рожанам земель под дачные участки в долгосрочную аре­ нду с определением арендной платы, исходя из кадастровой оценки земли.; То же самое относится и к выделению зе­ мель под садово-огородные участки. В этих вопросах, особенно в дачном строите- ' льстйе, у нас долгие годы действовала запретительная политика. Люди лишались возможности заниматься по­ сильным трудом на земле, трудовым воспитанием своих детей, а также , условий для полноценного отдыха. Полага­ ем, что от этого нуж^о реши­ тельно отказаться в интере­ сах человека. Понятно, что эта проблема должна реша­ ться с учетом местных' усло­ вий. традиций и националь­ ных особенностей. Уже с будущего года пре­ дусматривается начать вы­ пуск беспроцентных целевых займов, дающих право на приобретение в определен­ ный срок дефицитных това­ ров 'длительного пользова­ ния, таких, как автомобили, видеомагнитофоны, холодиль­ ники и другие. Эта практи­ ка должна получить даль­ нейшее распространение. Предусматривается создать сеть коммерческих магази­ нов и аукционов для прода­ жи отдельных предметов пр- требления не первой необхо­ димости к а к ' импортных, так и высококачественных отече­ ственных товаров. Важными каналами моби­ лизации денежных средств должны стать вьшуск акций предприятиями, акционерны­ ми обществами, ассоциация­ ми. а-также расширение пра­ ктики провёдения государст­ венных займов на экономиче­ ски выгодных для населения условиях, . В дополнение к существу­ ющей системе процентных ставок по вкладам населе­ ния в Сберегательном банке намечается установить по­ вышенные ставки в зависи­ мости от длительности сро­ ков хранения вкладов. !Конечно, этим не ограни­ чивается перечень новых подходов к реализации насе­ лением денежных средств. ■ Вместе с тем опыт после­ дних лет показывает, что без действенного механизма ре­ гулирования денежных до­ ходов стабилизировать ры­ нок не удастся, так как на­ рушено экономически обос­ нованное соотношение между ростом доходов населения и увеличением производства продукции в народном хозяй- -стве. Вот какое положение создалось в текущем году; доходы возросли на Г2 про­ центов, а производство про­ дукции — на 2 процента. Э тоявляется главной при­ чиной развития инфляцион- ньк процессов и усиления несбалансированности как на потребительском рьшке, так и в сфере производства.^ По­ этому в 1990 году будет ус­ тановлен жесткий контроль за соблюдением . принятого Верховным Советом СССР порядка налогообложения прироста средств на оплату труда, а с 1991 года в рам- _ках закона о единой налого­ вой системе предполагается ввести специальный регули­ рующий налог. В последнее время в об­ ществе идет широкое обсуж­ дение самых различных пре­ дложений по стабилизации рьшка и денежного обраще­ ния. Наи&льшие спрры вы- зьшают предложения о вве­ дении в стране единой кар­ точной системы и проведе­ нии денежной реформы. , Правительство самым тща­ тельным образом рассмотре­ ло ,эти вопросы с привлече­ нием крупных ученых. (При всех кажущихся с по­ зиции сегодняшнего дня пре­ имуществах карточной систе­ мы она имеет серьезнейший порок.' Дело в том, что пере­ ход к единой карточной сис­ теме на всей территории стра­ ны возможен лишь при ус­ ловии, что соответствующие товарные ресурсы будут пол­ ностью сконцентрированы в руках центра. Естественно, придется вернуться к цент­ рализованному установлению заданий на производство всех видов ■продуктов и товаров, подлежащих распределению по карточкам. Это вступает в противоречие с принципа­ ми экономической реформы, линией на развитие самостоя­ тельности и самоуправления союзных республик. Такая мера однозначно приведет к снижению ответственности союзных республик и регио- , нов за удовлетворение воз­ растающих потребностей на­ селения. ослабит заинтересо­ ванность в ■увеличении произ­ водства, усилит иждивенчес­ кие настроения. Словом, ка­ рточную систему ввести тру­ дно, но выбраться из нее бу­ дет еще труднее. Можно ска­ зать, что это был бы .шаг назад с большими отрицате­ льными последствиями. Что касается денежной ре­ формы в том варианте, как она предлагается, то есть с регрессивным обменом денег, то надо иметь в виду, что такая реформа может лишь на время сократить неудов­ летворенный спрос. Она не устранит причины, порожда­ ющие разбалансированность рьшка. Вместе с тем, дав весьма незначительные резу­ льтаты в экономической сфе­ ре, реформа вызовет крайне отрицательные социальные последствия. При ее прове­ дении наибольший ущерб бу­ дет нанесен людям, имеющим действительно трудовые сбе­ режения. Надо учитывать и то обстоятельство, что она надолго подорвет доверие народа к государству, не спо­ собному решать насуцщые экономические проблемы, не принося в жертву интересы людей. Помимо этих предложений, в последнее время активно дискутируется вопрос о вве­ дении параллельной денеж­ ной единицы. У . него есть и ярые приверженцы, и такие же яростные противники. Во­ прос действительно очень сложный и неоднозначный, имеющий как положитель­ ные, так и отрицательные стороны. Кроме того, сами предложения о параллельной денежной единице весьма ра- .знообразны; одни требуют ввести ее тодько для потре­ бительского рьшка, другие-— и для рынка средств произ­ водства. Ряд экономистов Связывает этот шаг лишь с внутренним рьшком, а неко­ торые — с конвертируе­ мостью рубля. В общем, здесь . есть вопрос. И прави­ тельство предполагает дета­ льно изучить его при подго­ товке намечаемой реформы ценообразования. Товарищи! Одно из главных условий обеспечения нормального фу*, ннционирования экономики, развития экономической ре­ формы — оздоровление го­ сударственных финансов. Полагаю, нет необходимо­ сти подробно останавливать­ ся на всех причинах, привед­ ших к финансовому расстрой­ ству, образованию непомер­ ного дефицита государствен­ ного бюджета. В обобщен­ ном виде главное состоит в том, что на протяжении мно-. гих лет мы жили не по сре­ дствам, наращивали государ­ ственные расходы без соот­ ветствующего роста доходов. При общем увеличении рас­ ходов бюджета в 1888 году по сравнению с . 1985 годом на 78 млрд, рублей его до­ ходы практически не росли. (Надо иметь в виду и еще одно обстоятельство. При переходе ца хоз.яйственный расчет и самофинансирование значительная часть средств, ранее изымавшихся у пред­ приятий в государственный бюджет вне зависимости от их финансового состояния, теперь остается у них в рас­ поряжении. В результате со­ здалось положение, при ко­ тором у предприятий во мно­ гих случаях имеются значи-' тельные свободные и даже излишние средства, а в госу­ дарственном бюджете — ог­ ромный дефицит. Так; на начало текущего года свобо­ дные остатки средств фондов предприятий приблизились к 100 млрд, рублей при дефи­ ците государственного бюд- ' жета в размере 120 млрд .', рублей, 'Ск)здавшеёся положение с дефицитом государственного бюджета потребовало от пра­ вительства проведения в те­ кущем году комплекса ' се рьезных мер по оздоровле ПИЮ финансов. В итоге сло­ жившийся в 1989 году де­ фицит будет уменьшен до 92 млрд, рублей. При фор­ мировании плана на 1900 год продолжена эти линия, и в утвержденном Верховным Советом СССР бюджете его дефицит сокращен до вО млрд, рублей. Причем впер­ вые в практике нашей стра­ ны союзное и республиканс­ кие правительства используют для его Восполнения внутрен­ ние государственные займы, с размещением их на добро­ вольных началах среди бан­ ков и предприятий под дос­ таточно высокий процент.■ Правительством ставится задача добиться к 1908 году уменьшения дефицита бюд­ жета до 2—2,5 процента к валовому национальному продукту (20—25 млрд, руб­ лей) против 10 процентов сейчас. Мировой опыт пока- зьшает, что такой уровень дефицита бюджета вполне допустим- и не порождает се­ рьезных отрицательных пос­ ледствий для экономики. Та­ ковы главные задачи. Как и за счет каких конкретных мер намечается их решение? Магистральный путь, ко­ нечно, лежит через наращи­ вание доходов государства на основе увеличения объемов и эффективности обществен­ ного производства. Это озна­ чает, что по мере активиза­ ции экономических стимулов должны быть созданы усло­ вия для ускорения роста на­ коплений и доходов за счет проведения активной ресур­ сосберегающей политики, бо­ рьбы с непроизводительными затратами и потерями, лик­ видации убыточности, нара­ щивания производства това­ ров народного потребления. Вместе с тем очевидно, что в ближайшее время рас­ считывать на решение этой проблемы только таким пу- нельзя. Поэтому необхо- за высокие конечные резуль­ таты работы, создать заслон для неэффективного хозяй- управление, стабилиза­ ция производственных инве­ стиций, сокращение всех других бюджетных затрат. Условия повьппения эффе­ ктивности общестренного про­ изводства должны быть соз­ даны в том числе и за счет перестройки финансово-кре­ дитной системы. Прежде всего речь идет о введении с 1991 года еди­ ной налоговой системы, при­ званной существенно повы­ сить заинтересованность и ответственность предприятий В чем главное достоинст­ во налоговой системы? Это установление равных требо­ ваний со стороны государст­ ва ко всем предприятиям. Такой порядок полностью, ус­ транит имеющий'МёсЛ) субъ- -ентивизм со стороны ' минис­ терств, ведомств и союзных рёспублик в определении размеров платежей предпри­ ятий в бюджет, переведет их взаимоотношения с государ­ ством н а ' правовую, регули­ руемую законом основу. Иными словами, мы решите- /льно отходим от практики ус­ тановления индивидуальных нормативов отчислений в бюджет, что вызывало ост­ рую критику в обществе, так как она сохраняла уравните­ льные принципы. Предлагаемая' система же­ сткая, но она создает обье- ктивные. возможности для эффективной работы всех предприятий. В то же время в ней заложены элементы гибкости, связанные со сти­ мулированием отдельных, на­ иболее необходимых общест­ ву на данном этапе развития направлений, таких, напри­ мер, как увеличение произ­ водства товаров для народа. Создание экспортной базы,, внедрение новейших ‘техно­ логий, реализация экологи­ ческих мероприятий, осуще^ ствление. структурной пере­ стройки. Острую дискуссию, как и з ­ вестно, вызывает вопрос о размере налога. Она- объяс­ нима. Здесь, как в фокусе, сходятся интересы отдельно­ го трудового коллектива и общества в целом. В ходе дискуссии звучат даже тре­ бования оставлять в распо­ ряжении предприятий . всю прибыль. . Хочу подчеркнуть, что предлагаемые правительст­ вом ставки налогов — это итог тщательных экономиче­ ских расчетов. Мы реально оценили размер тех затрат, которые должны финансиро­ ваться из государственного бюджета. Это расходы на проведение централизован­ ных мероприятий в социаль­ но-культурной сфере,, оборо­ ну, общесоюзные экологичес­ кие программы, фундамен­ тальные научные исследова­ ния и приоритетные ’направ­ ления научно-технического прогресса, а также на разви­ тие ряда базовых отраслей, которые не могут устойчиво функционировать ,без помо­ щи государства — транспо­ рта, топливоэнергетики и некоторых других. Величина ставок налога должна стать предметам тщательного рас­ смотрения и обсуждения в правительстве и Верховном Совете СССР. В рамках налоговой систе­ мы особое место принадле­ жит антиинфляционным ры­ чагам. К ним относятся ре­ гулирующий налог на при­ рост фонда оплаты труда и налог на сверхприбыль. Именно эти рычаги должны противодействовать стремле­ нию предприятий завышать цены, получать, пользуясь дефицитом на рьшке. незара­ ботанную прибыль за счет потребителя. Их актуальность диктует-, ся также и тем, что с 1901 год а .в соответствии с изме­ нениями экономического ме­ ханизма снимается жесткое регулировщике размеров фо­ ндов предприятий и им пре­ доставляется право самосто­ ятельно определять величи-. ну средств, направляемых на заработную шюту, А в та­ ких формах тазяйствования, как арендная и кооператив­ ная, налог по существу явля­ ется единственным инструме­ нтом государственного регу­ лирования оплаты труда. Что касается прогрессив- ного налогообложения дохо­ дов населения, то представ­ ляется целесообразным его введение уже в 1990 году. Теперь хотел бы более по­ дробно остановиться на пе­ ресмотре системы ценообра­ зования. Совершенно ясно, что многие недостатки функ­ ционирования народнохозяй-, ственного- комплекса нельзя преодолеть при сохранении старой системы цен. Насту­ пило время, когда надо чет­ ко определиться в этом ва­ жнейшем вопросе. ; Реформа ценообразования призвана прежде всего со­ действовать росту эффектив­ ности . производства, эконом­ ному использованию матери­ альных ■ресурсов, ускорению научно-технического прогрес­ са, сближению внутренних цен со структурой цен миро­ вого рынка. ЕЙ особенность в том, что она не ограничи­ вается единовременным пере­ смотром цен, а направлена на создание гибкой системы ценообразования. Это крупнейшее мероприя­ тие должно иметь комплекс­ ный характер, нести в себе такие начала, которые поз­ волили бы создать' условия для развития рынка, уста­ новить реальные экономичес­ кие отношения- между респу­ бликами и регионами стра­ ны, производителями и пот­ ребителями продукции. Таковы главные требова­ ния к этой реформе. Из них вытекают возможные сроки ее прове,депия. Правительство предлагает сделать это поэ­ тапно ■— в 1891 — 1992 го­ дах, При этом в 1991 году ввести новые оптовые, заку­ почные цены и тарифы. Подготовительная работа к проведению реформы ведет­ ся уже длительное время. Однако сложность проблемы, противоречия, возникающие при ее комплексном решении, потребуют дополнительных проработок, а также учета новых факторов в развитии экономики. Всю работу пре- • дстоит завершить в 1900 го­ ду. с тем чтобы сформиро- ватг. исходя из этого будущую пятилетку. И еще один принципиаль­ ный вопрос — о новых за­ купочных ценах на сельско­ хозяйственную продукцию. По рацее принятому решению намечалось ввести закупоч­ ные цены с 1990 года. Од­ нако детальное рассмотрение внесенных в правительство предложений показало, что они не устраняют пороков действующей системы цено­ образования. И не случайно ' эти предложения встретили . крайне отрицательную оцен­ ку союзных республик.. Они практически не увязаны с принципами экономической самостоятельности и , самофи­ нансирования регионов, с предстоящими изменениями оптовых цен в промьппленно- сти. Таким образом, подго­ товленные предложения как бы вьшадают из общей р е - ' формы ценообразования. |Взвесив все аспекты дан­ ной проблемы, правительст­ во пришло к выводу, что при­ нимать сейчас половинчатые решения по закупочным 'це­ нам на сельскохозяйственную продукцию без увязки их с общей реформой ценообразо­ вания было бы ошибочным. 'Это не даст никаких резуль­ татов, а ■может .лишь усугу- ' бить разбалансированность экономики сельского хозяйст­ ва, вызовет отрицательную реакцию'колхозов и совхозов, тем. более что доля убыточ-. ных предприятий, как пока- зывают расчеты, возрастет при этом с 5 п(юцентов в на­ стоящее время до 20 проце- Лравительство считает, что вопрос о новых закупочных ценах на сельхозпродукцию надо решать в едином коамп- ленсе с реформой ценообра­ зования в 1901 году. Что касается розничных цен, то, учитьшая особую со­ циально-политическую значи­ мость этого вопроса, концеп­ цию их реформы и компен­ сации населению в связи с этим дополнительных расхо-, дов было бы .Целесообразно . вьшести на всенародное об­ суждение в 1990 году. И уже по его итогам определить по­ следовательность и сроки проведения данных меропри­ ятий, имея в виду завершить их в 1902 году. Прошу Съезд народных де­ путатов СССР поддержать предложения правительства по данному вопросу. Оздоровление финансов не- разрьшно связано с пере­ стройкой, всей кредитной си­ стемы. В этой области сдела­ ны пока лишь самые первые и довольно робкие шаги.. Какой же путь предстоит проделать уже в ближайшее время? Начну с того, что вся бан­ ковская система претерпит глубокие изменения. Это обу­ словливается экономически­ ми процессами, которые раз­ виваются в стране и в корне меняют наши представления об организации банковского , дела. Коммерческие, специа­ лизированные, отраслевые банки должны стать важней­ шим элементом всей системы хозяйствования, хозрасчетны­ ми центрами, не. зависящими от любых видов админист­ ративного и иного давления. Они должны быть равноправ­ ными партнерами предприя­ тий и других производствен­ ных структур. Особое мрсто в банковской системе призван занять Гос­ банк ОООР, как центральный банк страны, единый эмисси­ онный центр, осуществляю­ щий функции центральной резервной системы, а также управления денежным оборо­ том в народном хозяйстве в целом. Не менее важной функци­ ей Госбанка СССР является определение основных пара­ метров кредитной политики и координация деятельности всех банков страны. Кредитная реформа в ка­ честве важнейшего элемента включает проведение актив­ ной процентной политики. Действительно, о каком воз­ действии кредита может ид­ ти речь, если величина про­ центных ставок, сложившая­ ся десятилетия назад в сове­ ршенно иной экономической среде, по многим .видам ссуд составляет от 0,5 до 2 про- цен'тов. Это приводит к па­ радоксальному явлению', ко­ гда предприятия, располагая значительными свободными средствами, и не думают рас­ считываться с банном за по­ лученный кредит, предпочи­ тая платить ему мизерные проценты. Поэтому в- программе пра­ вительства предусматривает­ ся в качестве одного из гла­ вных направлений повыше­ ние процентных ставок за краткосрочные ссуды до 6— 8 процентов годовых и за до­ лгосрочные — до 7—9 прея центов. В то же время на­ мечается использовать широ­ кий спектр льгот,, для стиму­ лирования социальных мер и эффективных экономических решений. И еще об одном вопросе. Производственно - хозяйст­ венные связи государствен­ ных, кооперативных, аренд­ ных предприятий, проектных и научно-исследовательских организаций и других, пере­ шедших на прикципы хозра-' счета, без соответствующего экономического и правового регулирования породили мо­ щный фактор перекачки без­ наличных денег в наличные,, создали дополнительные ус­ ловия для вьшлат незарабо­ танных средств. Все это уху­ дшило денежное обращение и оказывает дополнительное давление на потребительс­ кий рьшок. Дело надо вести ' к тому, чтобы все расчеты в народном хозяйстве, кроме оплаты труда, . осуществля­ лись только на безналичной основе. Эти негативные тенденции довольно остро -ощущаются уже сегодня и неизмеримо возрастут в' дальнейшем, ес­ ли не будут приняты соот­ ветствующие меры. , Пере­ крыть эти каналы дополни­ тельной эмиссии наличных денег призваны банковские и финансовые органы. И здесь не должны стоять в стороне местные органы управления. Завершая тему об оздоро­ влении финансов, не могу не остановиться на вопросе, ко­ торый вызьшает справедли­ вое возмущение трудящихся и требует принятия неотлож­ ных мер. Речь идет о «тене­ вой» экономике, паразитиру­ ющей на бесхозяйственности, чиспропорциях распределения, дефиците товаров и услуг, хройических болезнях наро­ дного хозяйства. Должен пря­ мо сказать, что вся наша си­ стема оказалась неготовой к борьбе с этим нарастающим явлением. А насколько серь­ езна эта проблема, свидетель­ ствует то, что при общем увеличении правонарушений по всей стране сейчас идет сокращение выявленных хи­ щений, фактов приписок, взя­ ток и других экономический преступлений в крупных и особо крупных размерах, В рамках чрезвычайных мер по оздоровлению экономики в 1900— 1902 годах правитель­ ство считает- необходимым потребовать от правоохрани­ тельных и других компетен­ тных органов государства осуществить , комплекс мерог приятий правового, контроль­ но-надзорного и организаци­ онно-политического характе­ ра, чтобы добиться устране­ ния причин и условий, спо- собствуюхцих функциониро­ ванию «теневой» экономики. ■учитывая, что это крупнар тема, которую достаточно по­ дробно развернуть в рамках настоящего доклада невозмо­ жно, более детально по дан­ ному вопросу с соответству­ ющими предложениями до­ ложит министр внутренних дел СССР. Конкретными шагами в . ■этом направлении должно стать создание практически новой системы финансового контроля, налоговой инспек­ ции с самыми широкими по­ лномочиями. Эгр объектив­ ный фактор функционирова­ ния экономики в новьгх усло- Товарищи! Серьезное дес- тибилизирз ющее .влияние на развитие экономики оказы­ вают крупные недостатки в инвестиционной сфере. Мно­ гие из них носят хронический характер. Строим долго, до­ рого, с ьизким качеством. Именно срыв планов по вводу в действие многих производственных мощнос­ тей становится в последние годы одной из главных при­ чин нарастающей материаль­ ной несбалансированности в народном хозяйстве. В условиях усиливающего­ ся дефицита йатёриальных и финансовых ресурсов, ког гда крайне важно добиться от инвестиций наибольшего эффекта, повсеместно продо­ лжается не раз уже осужден­ ная практика заморажива­ ния средств в сверхнормати­ вном незавершенном строите- ■льс'гве. Его объем к концу нынешнего года, по оценке Госкомстата, составит млрд, рублей. Это примерно равно общему годовому объ­ ему капитальных вложений на жилищное строительство. Какой мы видим выход из сложившейся ситуации? Прежде всего необходимо в корне пересмотреть хозяй­ ственный механизм в инвес­ тиционной сфере. Опыт по­ казывает, что без обеспече- юм заинтересованности и от- йетственности всех участни­ ков инвестиционного процес­ са . за конечные результаты добиться реального улучше­ ния дел не удастся. Поэтому Советом Минист­ ров ОООР принято постано­ вление, предусматривающее введение уже с 1990 года ряда новых принципиальных положений об организации хозяйственной деятельйости в строительстве. Главное — это переход на расчеты и фо­ рмирование прибыли (дохо­ да) за готовую строитель- ' ную продукцию и последова­ тельное внедрение,' начиная с , жилья и других объектов социально-культурной ёферы, наиболее совершенной формы взаимоотношений заказчиков и подрядчиков — расчетов «под ключ». Будет постепенно осущес­ твляться замена безвозврат­ ного бюджетного финансиро- вания строительства долго­ срочным банковским креди­ том, предоставляемым зака­ зчику на конкурсной основе при условии высокой эффек- тивдости намечаемых' затрат. Вместе с тем надо иметь в виду, что новый хозяйст- , венный механизм в инвести­ ционной сфере, как и в дру­ гих отраслях, сам собой и за один день не сложится. По­ этому на переходном этапе потребуется использование не только экономических, но и административных рыча- (Окончание на 5-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz