Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 14 декабря ,1989 г., № 285, (18 582) (Продолжение. Начало на 1-й стр.). • Роль и ответственность руководителя современного, весьма сложного производст ва требует соответствующей профессиональной подготов ки. Думается, что и законо- дательная, и исполнительная ,онлад Н. И. РЫЖКОВА власть страны призвана про являть постоянную заботу о профессиональном росте и авторитете корпуса управлен- , ческих кадров. Таковы основные взаимо связи, определяющие - содер жание этапов дальнейшего осуществления экономичес кой реформы. ш . товарищи! Позвольте ос тановиться на самых острых вопросах программы неотлож ных мер на. 1990— 1992 го- Оценивая обстановку, мы видим, что социальные проб лемы •становятся все более жгучими.. Сегодня они выш ли на первое место и требу ют неотложного решения. Путь нами выбран — это социальная переориентация экономики. Особое место здесь зани-:; мают неотложные меры, пре дусмотренные на 1900 год. И именно на них долж- , но быть сконцентрировано внимание. Необходимо установить же сткий контроль на всех уров нях управления в сочетании с организационно-практиче ской работой как в центре, так и На местах по реализа ции намеченнь1х в плане на будущий год первоочередных мер, направленных ^ на сни жение социальной напряжен ности в стране. Для этого предстоит осу-‘ , ществить крупный структур ный маневр. Ускорение тем пов должно быть Достигнуто почти полностью за счет ро ста потребительского секто ра экономики при одновре менной стабилизации, а в ряде случаев и умень шении воспроизводст венных ресурсов. Так. рост используемого нацио нального дохода в 1990 году на 2,8 процента должен быть достигнут при увеличении на 6,5 процента ресурсов для потребления и непроизвод ственного строительства. Промышленное производ ство в будущем году возрас тет на 2,6 процента, в том числе группа «Б» — на 7,6 процента, а труппа «А» все го на 0,8 процента. Государственные центра - лизованные капитальные вло жения на производственное строительство против расче тов к пятилетнему плану на 1990 год уменьшены на 27 млрд, рублей, в то ще время их объем в социальную сфе ру_увеличен на 5 млрд, руб- Подобное изменение .про порций в пользу потребитель ского сектора’ пронизывает ■ все разделы плана. Это рез кий и крайне трудный ново-’ рот, но он необходим из-за чрезвычайной ситуации в , стране. важнейш ая задача данно го периода ~ нормализация денежного обращения и пот ребительского рьшка. Ситуа ция в этой сфере общеизве-, стна. В последнее время она усугубилась из-за ажиотаж- - ного спроса, дефицитной нервозности, систематически подогревается всевозможны ми слухами. Анализ причин создавше гося положения- на потреби тельском рынке показывает, что для его стабилизации не обходим комплекс взаимо увязанных мероприятий, включающих в себя меры по трем главны-м направлениям: увеличение предложенных товаров и услуг; расширение новьк, нетра диционных для нас каналов привлечения средств населе ния и «связывание» их на длительное время; государственное регули рование роста денежных до ходов населения, соразмер ного с возможностями эко номики и конечными резуль татами труда! Эти м еры , всесторонне проработаны правительст вом СССР с союзными рес публиками. Главное здесь — резкое увеличение производ ства товаров народного пот ребления. Переломное зна чение при этом имеет выпол нение плана на будущий год. В нем предусмотрены небы валые доныне приросты про изводства товаров народного потребления — 66 млрд, руб лей против 17 -млрд, руб лей в .среднем, за год в ис текший период пятилетки. ” Должен сказать, что эта цифра — 66 млрд, рублей вызывает кое у ко^’о сомне ние в ее реальности. Дейст- витёлгхно, это большой при рост. Но спрашивается — можно' ли в нынешних ус ловиях дефицита на потреби тельском рынке, ставить з а дачу по-другому? Мы взве^ СИЛИ все и приняли решение максимально использовать возможности всей экономики для достижения этой цели. Словом, товарищи,' хватит . колебаться, надо эмоции на править в русло практичес ких дел. У нас есть реальные воз можности для рёшения по ставленной задачи. Это, преж де всего, структурные сдви ги в промышленности в пользу товаров для народа. Так, при росте выпуска про дукции в машиностроении на 4,2 процента объем произ: водства товаров увеличится более чем на .30 проЦентоц.. Примерно такой же высокий темп будет и в оборонном комплексе страны. Это наме чается достигнуть путем пе репрофилирования действу ющих предприятий, в том числе более 100 заводов обо ронного комплекса в 1990 Реализация указанных мер позволит увеличить вы пуск телевизоров на 1,3 млн. штук, стиральных машин — на 3 млн. штук, видеомагни тофонов — в 3.7 раза, мо тоблоков и мотокультивато ров — в 2,7 раза. ■Высокие приросты произ водства товаров народного потребления и усл^т необ ходимо поддерживать и в 1991 - .1 9 9 2 годах. В 1992 году объем пооизводства то варов должен быть не менее 510 млрд, рублей, то . есть вырасти за три года более чем на 140 млрд, рублей, или на 38 процентов. Другими словами, прирост выпуска товаров на каждого челове ка составит почти 480 руб лей. Предусматривается уве личение платных услуг ' на селению ежегодно На 10— 12 процентов. Говоря о проблеме потре бительского рынка. особое внимание хочу привлечь к вопросам продовольствённо- го снабжения, которое в ре шающей степени зависит от села. Сейчас в общем това рообороте около 70 процен тов реализуемых товаров связано с агропромышлен ным производством. Отсюда совершенно очевидно, . что если не произойдет - реаль ных сдвигов в агропромыш ленном комплексе, трудно рассчитывать на улучшение всей обстановки в стране. Положение в этой области известно.» Но я предлагаю заглянуть глубже. Из всей- 'логики развития села за мно гие десятилетия мы обязаны сделать правильные выводы, откровенно ответить на воп рос; почему, несмотря на огррМное внимание, и осо бенно в последнее время, мы не можем решить эту проб лему? Лишь за минувшие 10 лёт селу посвящено свыше 80 постановлений ЦК КПСС и правительства, направлен ных главным образом на ук репление материально-тех нической базы агропромыш ленного комплекса. Но поло жение дел меняется медлен но. В итоге мы все больше втягиваемся в импортные поставки продовольствия и зерна. Далее возмещать от ставание йнутреннего произ водства продуктов. питания от потребностей путем импор та в таких размерах уже не возможно, а исключение этого крупного источника поступления продовольствия привело бы к еще большим трудностям в снабжении на селения. Хочу привести три цифры, чтобы было представ ление о закупках по импор ту. По растительному маслу ' они составляют более одного миллиона тонн, или 33 про цента от внутреннего произ водства, по сахару — 52 процента, по маслу животно му — 20 процентов. В соответствии с решения- -ми первого Съезда народ ных депутатов СССР, мар товского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС правительством последовательно проводится линия на то, чтобы повер нуть экономический потен циал страны к нуждам де- оевни, поднять на современ ный уровень производитель ные силы- агропромышлен ного производства. В общем комплексе намечаемьпс мер главный упор делается на развитие социальной сферы, на улучшение условий тру- . да и быта сельских труже ников. ■ Именно такой подход-за ложен в плане на 1990 год. При общем снижении инвес тиций в народное хозяйство капитальные вложения в аг- ропромьппленный комплекс -возрастают по, сравнению с планом нынешнего года на 5,8 млрд, рублей (10 про центов), из них в' непроиз водственную сферу на 3 млрд, рублей (17 процен тов), В целом за 1986—1990 годы в агропромышленном комплексе будет использова но на 17 млрд, рублей капи тальных вложений больше, чем намечалось пятнлетним планом. В соответствии с разрабо танной программой будут рез ко наращиваться поставки оборудования для перера^- тывающих отраслей. За 1990— 1992 годы они пре высят 13 млрд, рублей, или возрастут почти вдвое по сра внению с предыдущими тре мя годами, В условиях сложившейся за много лет консервативной структуры производства та кие повороты сделать не просто. В связи с этим при нимаются меры по техниче ской реконструкции сельско хозяйственного машиностро ения, по использованию про изводственного потенциала оборонных отраслей. Словом, делается немало, чтобы дать селу то, что ему нужно, и тем самым изменить харак тер сельского труда. ; Вместе с тем. как показал весь наш опыт, только «ре сурсным» подкреплением производства проблемы про довольствия не решить. Здесь нужно ускоренное со циальное переустройство се ла, по-настоящему направ ленное на его укрепление. Нам представляется, что в этом плане нужны реаль ные, тщательно ' продуманг ные программы обновления сел и деревень на уровне района, области, края и рес публики, осуществляемые под контролем Советов на родных депутатов. Речь, ко- - нечно, идет не только о шеф ской помощи или благотво рительности в пользу бела, а о крупных, весомых ме рах, которые должны быть предприняты во всех сферах экономики, науки и культу ры, для того, чтобы возро дить духовный интерес к сельскому образу жизни. Хватит уговаривать друг друга. Село должно- на деле уже в ближайшие годы по чувствовать реальные пере- В связи е этим намечен- нущ правительством про грамму по вводу жилья, объ ектов здравоохранения, куль туры, развитию дорожного строительства, электрифика ции и газификации следует рассматривать как програм му реальных действий. На местах, и мы убеждены в этом, есть значительно боль шие возможности, и их на до задействовать. Таким образом на селе предстоит проделать огром ную работу, и прежде всего социального характера, нап-, равленную на то, чтобы ук лад сельской жизни ' стал привлекательным, полно кровным, достойным того • уровня, которого заслужива ет се.льский труженик. Многие беды села сегодня прежде всего в том; что кре стьянин потерял чувство хо зяина, что его заработки, уровень жизни во многих случаях прямо не связаны с итогами работы. Более то го, доходы работников в экономически . сильных кол хозах и совхозах, где гра мотно ведется работа, зача стую ниже, чем в слабых хозяйствах, живущих в зна чительной мере в долг з а счет государственных, по су ществу, безвозмездных кре дитов и дотаций. Такая со циальная несправедливость в наше время недопустима. Она привела к тому, что- упущены вопросы развития основной массы сельскохо зяйственных предприятий, определяющих положение дел в продовольственном обеспечении. Что касается убыточных и низкорентабельных хозяйств, то здесь будет последова тельно проводиться линия на преодоление их убыточно сти, прежде всего за , счев применения современных форм хозяйствования, в том числе путём создания на их базе арендных предприятий, кооперативов и крестьянских хозяйств, широкого приме нения коллективного, семей ного и индивидуального под рядов. Для того, чтобы поддер жать эти новые формы хо зяйствования, с таких колхо зов и совхозов в соответст вии с решением Верховного. Совета ССОР и Совета Мини стров СССР будет списы ваться задолженность по от сроченным ссудам банков,. Государство берет на себя их долги. Кроме этого, несмотря на очень сложное финансовое положение страны, прави* тельством на днях принято решение об увеличении в те кущем году на 12 млрд, рублей объемов кредитных ресурсов для предприятий . аграрного сектора, ч7о так же будет'- способствовать нормализации их деятельно- Йе буду останавливаться на всех показателях нара щивания продовольственных ресурсов. Скажу лишь^ что для снятия остроты в обес печении населения продукта ми .питания нам надо сни зить неудовлетворенный спрос на них с 40 млрд, руб лей в 1989 году до 20—25 млрд, рублей в 1992 году. Ставится задача в этот пери од улучшить снабжение на селения молочной и рыбной продукцией, кондитерскими и макаронными изделиями, ово щами и т. д. Большую на дежду мы возлагаем в этих вопросах на потребительскую кооперацию и такую мощ ную отрасль, как рыбное хо зяйство. . Другая группа мер, свя занных -е нормализацией де нежного обращения, направ- лена на использование новых каналов . реализации населе нием денежных доходов, так как традиционными путями только за счет роста объе мов производства товаров и услуг решить эту проблему невозможно. При этом надо учитывать и перспективный рост доходов населения, и отложенный спрос. (Необходимо создавать та кие условия, чтобы люди охотно вкладывали свои сбе режения в‘ строительство и приобретение жилья. Прово дить линию на то, .чтобы на селению предоставлялись ши рокие возможности иметь на таких же принципах второе жилье, сделать более прив лекательными хранение де нег в Сберегательном банке, участие в разнообразных займах, приобретение това ров не первой необходимое-. ти в систе|ае- коммерческой торговли и использовать дру гие нетрадиционные для нас Мы считаем, что надо из менить подходы к продаже в личную собственность госуда рственных квартир. Как из вестно, такой порядок уже существует, но широкого распространения он пока не получил. Дело в том, что юн излишне заорганизован. Все это надо поправлять — вы году получат как население, так и государство. Одновременно следует пой ти на широкую передачу го рожанам земель под дачные участки в долгосрочную аре нду с определением арендной платы, исходя из кадастровой оценки земли.; То же самое относится и к выделению зе мель под садово-огородные участки. В этих вопросах, особенно в дачном строите- ' льстйе, у нас долгие годы действовала запретительная политика. Люди лишались возможности заниматься по сильным трудом на земле, трудовым воспитанием своих детей, а также , условий для полноценного отдыха. Полага ем, что от этого нуж^о реши тельно отказаться в интере сах человека. Понятно, что эта проблема должна реша ться с учетом местных' усло вий. традиций и националь ных особенностей. Уже с будущего года пре дусматривается начать вы пуск беспроцентных целевых займов, дающих право на приобретение в определен ный срок дефицитных това ров 'длительного пользова ния, таких, как автомобили, видеомагнитофоны, холодиль ники и другие. Эта практи ка должна получить даль нейшее распространение. Предусматривается создать сеть коммерческих магази нов и аукционов для прода жи отдельных предметов пр- требления не первой необхо димости к а к ' импортных, так и высококачественных отече ственных товаров. Важными каналами моби лизации денежных средств должны стать вьшуск акций предприятиями, акционерны ми обществами, ассоциация ми. а-также расширение пра ктики провёдения государст венных займов на экономиче ски выгодных для населения условиях, . В дополнение к существу ющей системе процентных ставок по вкладам населе ния в Сберегательном банке намечается установить по вышенные ставки в зависи мости от длительности сро ков хранения вкладов. !Конечно, этим не ограни чивается перечень новых подходов к реализации насе лением денежных средств. ■ Вместе с тем опыт после дних лет показывает, что без действенного механизма ре гулирования денежных до ходов стабилизировать ры нок не удастся, так как на рушено экономически обос нованное соотношение между ростом доходов населения и увеличением производства продукции в народном хозяй- -стве. Вот какое положение создалось в текущем году; доходы возросли на Г2 про центов, а производство про дукции — на 2 процента. Э тоявляется главной при чиной развития инфляцион- ньк процессов и усиления несбалансированности как на потребительском рьшке, так и в сфере производства.^ По этому в 1990 году будет ус тановлен жесткий контроль за соблюдением . принятого Верховным Советом СССР порядка налогообложения прироста средств на оплату труда, а с 1991 года в рам- _ках закона о единой налого вой системе предполагается ввести специальный регули рующий налог. В последнее время в об ществе идет широкое обсуж дение самых различных пре дложений по стабилизации рьшка и денежного обраще ния. Наи&льшие спрры вы- зьшают предложения о вве дении в стране единой кар точной системы и проведе нии денежной реформы. , Правительство самым тща тельным образом рассмотре ло ,эти вопросы с привлече нием крупных ученых. (При всех кажущихся с по зиции сегодняшнего дня пре имуществах карточной систе мы она имеет серьезнейший порок.' Дело в том, что пере ход к единой карточной сис теме на всей территории стра ны возможен лишь при ус ловии, что соответствующие товарные ресурсы будут пол ностью сконцентрированы в руках центра. Естественно, придется вернуться к цент рализованному установлению заданий на производство всех видов ■продуктов и товаров, подлежащих распределению по карточкам. Это вступает в противоречие с принципа ми экономической реформы, линией на развитие самостоя тельности и самоуправления союзных республик. Такая мера однозначно приведет к снижению ответственности союзных республик и регио- , нов за удовлетворение воз растающих потребностей на селения. ослабит заинтересо ванность в ■увеличении произ водства, усилит иждивенчес кие настроения. Словом, ка рточную систему ввести тру дно, но выбраться из нее бу дет еще труднее. Можно ска зать, что это был бы .шаг назад с большими отрицате льными последствиями. Что касается денежной ре формы в том варианте, как она предлагается, то есть с регрессивным обменом денег, то надо иметь в виду, что такая реформа может лишь на время сократить неудов летворенный спрос. Она не устранит причины, порожда ющие разбалансированность рьшка. Вместе с тем, дав весьма незначительные резу льтаты в экономической сфе ре, реформа вызовет крайне отрицательные социальные последствия. При ее прове дении наибольший ущерб бу дет нанесен людям, имеющим действительно трудовые сбе режения. Надо учитывать и то обстоятельство, что она надолго подорвет доверие народа к государству, не спо собному решать насуцщые экономические проблемы, не принося в жертву интересы людей. Помимо этих предложений, в последнее время активно дискутируется вопрос о вве дении параллельной денеж ной единицы. У . него есть и ярые приверженцы, и такие же яростные противники. Во прос действительно очень сложный и неоднозначный, имеющий как положитель ные, так и отрицательные стороны. Кроме того, сами предложения о параллельной денежной единице весьма ра- .знообразны; одни требуют ввести ее тодько для потре бительского рьшка, другие-— и для рынка средств произ водства. Ряд экономистов Связывает этот шаг лишь с внутренним рьшком, а неко торые — с конвертируе мостью рубля. В общем, здесь . есть вопрос. И прави тельство предполагает дета льно изучить его при подго товке намечаемой реформы ценообразования. Товарищи! Одно из главных условий обеспечения нормального фу*, ннционирования экономики, развития экономической ре формы — оздоровление го сударственных финансов. Полагаю, нет необходимо сти подробно останавливать ся на всех причинах, привед ших к финансовому расстрой ству, образованию непомер ного дефицита государствен ного бюджета. В обобщен ном виде главное состоит в том, что на протяжении мно-. гих лет мы жили не по сре дствам, наращивали государ ственные расходы без соот ветствующего роста доходов. При общем увеличении рас ходов бюджета в 1888 году по сравнению с . 1985 годом на 78 млрд, рублей его до ходы практически не росли. (Надо иметь в виду и еще одно обстоятельство. При переходе ца хоз.яйственный расчет и самофинансирование значительная часть средств, ранее изымавшихся у пред приятий в государственный бюджет вне зависимости от их финансового состояния, теперь остается у них в рас поряжении. В результате со здалось положение, при ко тором у предприятий во мно гих случаях имеются значи-' тельные свободные и даже излишние средства, а в госу дарственном бюджете — ог ромный дефицит. Так; на начало текущего года свобо дные остатки средств фондов предприятий приблизились к 100 млрд, рублей при дефи ците государственного бюд- ' жета в размере 120 млрд .', рублей, 'Ск)здавшеёся положение с дефицитом государственного бюджета потребовало от пра вительства проведения в те кущем году комплекса ' се рьезных мер по оздоровле ПИЮ финансов. В итоге сло жившийся в 1989 году де фицит будет уменьшен до 92 млрд, рублей. При фор мировании плана на 1900 год продолжена эти линия, и в утвержденном Верховным Советом СССР бюджете его дефицит сокращен до вО млрд, рублей. Причем впер вые в практике нашей стра ны союзное и республиканс кие правительства используют для его Восполнения внутрен ние государственные займы, с размещением их на добро вольных началах среди бан ков и предприятий под дос таточно высокий процент.■ Правительством ставится задача добиться к 1908 году уменьшения дефицита бюд жета до 2—2,5 процента к валовому национальному продукту (20—25 млрд, руб лей) против 10 процентов сейчас. Мировой опыт пока- зьшает, что такой уровень дефицита бюджета вполне допустим- и не порождает се рьезных отрицательных пос ледствий для экономики. Та ковы главные задачи. Как и за счет каких конкретных мер намечается их решение? Магистральный путь, ко нечно, лежит через наращи вание доходов государства на основе увеличения объемов и эффективности обществен ного производства. Это озна чает, что по мере активиза ции экономических стимулов должны быть созданы усло вия для ускорения роста на коплений и доходов за счет проведения активной ресур сосберегающей политики, бо рьбы с непроизводительными затратами и потерями, лик видации убыточности, нара щивания производства това ров народного потребления. Вместе с тем очевидно, что в ближайшее время рас считывать на решение этой проблемы только таким пу- нельзя. Поэтому необхо- за высокие конечные резуль таты работы, создать заслон для неэффективного хозяй- управление, стабилиза ция производственных инве стиций, сокращение всех других бюджетных затрат. Условия повьппения эффе ктивности общестренного про изводства должны быть соз даны в том числе и за счет перестройки финансово-кре дитной системы. Прежде всего речь идет о введении с 1991 года еди ной налоговой системы, при званной существенно повы сить заинтересованность и ответственность предприятий В чем главное достоинст во налоговой системы? Это установление равных требо ваний со стороны государст ва ко всем предприятиям. Такой порядок полностью, ус транит имеющий'МёсЛ) субъ- -ентивизм со стороны ' минис терств, ведомств и союзных рёспублик в определении размеров платежей предпри ятий в бюджет, переведет их взаимоотношения с государ ством н а ' правовую, регули руемую законом основу. Иными словами, мы решите- /льно отходим от практики ус тановления индивидуальных нормативов отчислений в бюджет, что вызывало ост рую критику в обществе, так как она сохраняла уравните льные принципы. Предлагаемая' система же сткая, но она создает обье- ктивные. возможности для эффективной работы всех предприятий. В то же время в ней заложены элементы гибкости, связанные со сти мулированием отдельных, на иболее необходимых общест ву на данном этапе развития направлений, таких, напри мер, как увеличение произ водства товаров для народа. Создание экспортной базы,, внедрение новейших ‘техно логий, реализация экологи ческих мероприятий, осуще^ ствление. структурной пере стройки. Острую дискуссию, как и з вестно, вызывает вопрос о размере налога. Она- объяс нима. Здесь, как в фокусе, сходятся интересы отдельно го трудового коллектива и общества в целом. В ходе дискуссии звучат даже тре бования оставлять в распо ряжении предприятий . всю прибыль. . Хочу подчеркнуть, что предлагаемые правительст вом ставки налогов — это итог тщательных экономиче ских расчетов. Мы реально оценили размер тех затрат, которые должны финансиро ваться из государственного бюджета. Это расходы на проведение централизован ных мероприятий в социаль но-культурной сфере,, оборо ну, общесоюзные экологичес кие программы, фундамен тальные научные исследова ния и приоритетные ’направ ления научно-технического прогресса, а также на разви тие ряда базовых отраслей, которые не могут устойчиво функционировать ,без помо щи государства — транспо рта, топливоэнергетики и некоторых других. Величина ставок налога должна стать предметам тщательного рас смотрения и обсуждения в правительстве и Верховном Совете СССР. В рамках налоговой систе мы особое место принадле жит антиинфляционным ры чагам. К ним относятся ре гулирующий налог на при рост фонда оплаты труда и налог на сверхприбыль. Именно эти рычаги должны противодействовать стремле нию предприятий завышать цены, получать, пользуясь дефицитом на рьшке. незара ботанную прибыль за счет потребителя. Их актуальность диктует-, ся также и тем, что с 1901 год а .в соответствии с изме нениями экономического ме ханизма снимается жесткое регулировщике размеров фо ндов предприятий и им пре доставляется право самосто ятельно определять величи-. ну средств, направляемых на заработную шюту, А в та ких формах тазяйствования, как арендная и кооператив ная, налог по существу явля ется единственным инструме нтом государственного регу лирования оплаты труда. Что касается прогрессив- ного налогообложения дохо дов населения, то представ ляется целесообразным его введение уже в 1990 году. Теперь хотел бы более по дробно остановиться на пе ресмотре системы ценообра зования. Совершенно ясно, что многие недостатки функ ционирования народнохозяй-, ственного- комплекса нельзя преодолеть при сохранении старой системы цен. Насту пило время, когда надо чет ко определиться в этом ва жнейшем вопросе. ; Реформа ценообразования призвана прежде всего со действовать росту эффектив ности . производства, эконом ному использованию матери альных ■ресурсов, ускорению научно-технического прогрес са, сближению внутренних цен со структурой цен миро вого рынка. ЕЙ особенность в том, что она не ограничи вается единовременным пере смотром цен, а направлена на создание гибкой системы ценообразования. Это крупнейшее мероприя тие должно иметь комплекс ный характер, нести в себе такие начала, которые поз волили бы создать' условия для развития рынка, уста новить реальные экономичес кие отношения- между респу бликами и регионами стра ны, производителями и пот ребителями продукции. Таковы главные требова ния к этой реформе. Из них вытекают возможные сроки ее прове,депия. Правительство предлагает сделать это поэ тапно ■— в 1891 — 1992 го дах, При этом в 1991 году ввести новые оптовые, заку почные цены и тарифы. Подготовительная работа к проведению реформы ведет ся уже длительное время. Однако сложность проблемы, противоречия, возникающие при ее комплексном решении, потребуют дополнительных проработок, а также учета новых факторов в развитии экономики. Всю работу пре- • дстоит завершить в 1900 го ду. с тем чтобы сформиро- ватг. исходя из этого будущую пятилетку. И еще один принципиаль ный вопрос — о новых за купочных ценах на сельско хозяйственную продукцию. По рацее принятому решению намечалось ввести закупоч ные цены с 1990 года. Од нако детальное рассмотрение внесенных в правительство предложений показало, что они не устраняют пороков действующей системы цено образования. И не случайно ' эти предложения встретили . крайне отрицательную оцен ку союзных республик.. Они практически не увязаны с принципами экономической самостоятельности и , самофи нансирования регионов, с предстоящими изменениями оптовых цен в промьппленно- сти. Таким образом, подго товленные предложения как бы вьшадают из общей р е - ' формы ценообразования. |Взвесив все аспекты дан ной проблемы, правительст во пришло к выводу, что при нимать сейчас половинчатые решения по закупочным 'це нам на сельскохозяйственную продукцию без увязки их с общей реформой ценообразо вания было бы ошибочным. 'Это не даст никаких резуль татов, а ■может .лишь усугу- ' бить разбалансированность экономики сельского хозяйст ва, вызовет отрицательную реакцию'колхозов и совхозов, тем. более что доля убыточ-. ных предприятий, как пока- зывают расчеты, возрастет при этом с 5 п(юцентов в на стоящее время до 20 проце- Лравительство считает, что вопрос о новых закупочных ценах на сельхозпродукцию надо решать в едином коамп- ленсе с реформой ценообра зования в 1901 году. Что касается розничных цен, то, учитьшая особую со циально-политическую значи мость этого вопроса, концеп цию их реформы и компен сации населению в связи с этим дополнительных расхо-, дов было бы .Целесообразно . вьшести на всенародное об суждение в 1990 году. И уже по его итогам определить по следовательность и сроки проведения данных меропри ятий, имея в виду завершить их в 1902 году. Прошу Съезд народных де путатов СССР поддержать предложения правительства по данному вопросу. Оздоровление финансов не- разрьшно связано с пере стройкой, всей кредитной си стемы. В этой области сдела ны пока лишь самые первые и довольно робкие шаги.. Какой же путь предстоит проделать уже в ближайшее время? Начну с того, что вся бан ковская система претерпит глубокие изменения. Это обу словливается экономически ми процессами, которые раз виваются в стране и в корне меняют наши представления об организации банковского , дела. Коммерческие, специа лизированные, отраслевые банки должны стать важней шим элементом всей системы хозяйствования, хозрасчетны ми центрами, не. зависящими от любых видов админист ративного и иного давления. Они должны быть равноправ ными партнерами предприя тий и других производствен ных структур. Особое мрсто в банковской системе призван занять Гос банк ОООР, как центральный банк страны, единый эмисси онный центр, осуществляю щий функции центральной резервной системы, а также управления денежным оборо том в народном хозяйстве в целом. Не менее важной функци ей Госбанка СССР является определение основных пара метров кредитной политики и координация деятельности всех банков страны. Кредитная реформа в ка честве важнейшего элемента включает проведение актив ной процентной политики. Действительно, о каком воз действии кредита может ид ти речь, если величина про центных ставок, сложившая ся десятилетия назад в сове ршенно иной экономической среде, по многим .видам ссуд составляет от 0,5 до 2 про- цен'тов. Это приводит к па радоксальному явлению', ко гда предприятия, располагая значительными свободными средствами, и не думают рас считываться с банном за по лученный кредит, предпочи тая платить ему мизерные проценты. Поэтому в- программе пра вительства предусматривает ся в качестве одного из гла вных направлений повыше ние процентных ставок за краткосрочные ссуды до 6— 8 процентов годовых и за до лгосрочные — до 7—9 прея центов. В то же время на мечается использовать широ кий спектр льгот,, для стиму лирования социальных мер и эффективных экономических решений. И еще об одном вопросе. Производственно - хозяйст венные связи государствен ных, кооперативных, аренд ных предприятий, проектных и научно-исследовательских организаций и других, пере шедших на прикципы хозра-' счета, без соответствующего экономического и правового регулирования породили мо щный фактор перекачки без наличных денег в наличные,, создали дополнительные ус ловия для вьшлат незарабо танных средств. Все это уху дшило денежное обращение и оказывает дополнительное давление на потребительс кий рьшок. Дело надо вести ' к тому, чтобы все расчеты в народном хозяйстве, кроме оплаты труда, . осуществля лись только на безналичной основе. Эти негативные тенденции довольно остро -ощущаются уже сегодня и неизмеримо возрастут в' дальнейшем, ес ли не будут приняты соот ветствующие меры. , Пере крыть эти каналы дополни тельной эмиссии наличных денег призваны банковские и финансовые органы. И здесь не должны стоять в стороне местные органы управления. Завершая тему об оздоро влении финансов, не могу не остановиться на вопросе, ко торый вызьшает справедли вое возмущение трудящихся и требует принятия неотлож ных мер. Речь идет о «тене вой» экономике, паразитиру ющей на бесхозяйственности, чиспропорциях распределения, дефиците товаров и услуг, хройических болезнях наро дного хозяйства. Должен пря мо сказать, что вся наша си стема оказалась неготовой к борьбе с этим нарастающим явлением. А насколько серь езна эта проблема, свидетель ствует то, что при общем увеличении правонарушений по всей стране сейчас идет сокращение выявленных хи щений, фактов приписок, взя ток и других экономический преступлений в крупных и особо крупных размерах, В рамках чрезвычайных мер по оздоровлению экономики в 1900— 1902 годах правитель ство считает- необходимым потребовать от правоохрани тельных и других компетен тных органов государства осуществить , комплекс мерог приятий правового, контроль но-надзорного и организаци онно-политического характе ра, чтобы добиться устране ния причин и условий, спо- собствуюхцих функциониро ванию «теневой» экономики. ■учитывая, что это крупнар тема, которую достаточно по дробно развернуть в рамках настоящего доклада невозмо жно, более детально по дан ному вопросу с соответству ющими предложениями до ложит министр внутренних дел СССР. Конкретными шагами в . ■этом направлении должно стать создание практически новой системы финансового контроля, налоговой инспек ции с самыми широкими по лномочиями. Эгр объектив ный фактор функционирова ния экономики в новьгх усло- Товарищи! Серьезное дес- тибилизирз ющее .влияние на развитие экономики оказы вают крупные недостатки в инвестиционной сфере. Мно гие из них носят хронический характер. Строим долго, до рого, с ьизким качеством. Именно срыв планов по вводу в действие многих производственных мощнос тей становится в последние годы одной из главных при чин нарастающей материаль ной несбалансированности в народном хозяйстве. В условиях усиливающего ся дефицита йатёриальных и финансовых ресурсов, ког гда крайне важно добиться от инвестиций наибольшего эффекта, повсеместно продо лжается не раз уже осужден ная практика заморажива ния средств в сверхнормати вном незавершенном строите- ■льс'гве. Его объем к концу нынешнего года, по оценке Госкомстата, составит млрд, рублей. Это примерно равно общему годовому объ ему капитальных вложений на жилищное строительство. Какой мы видим выход из сложившейся ситуации? Прежде всего необходимо в корне пересмотреть хозяй ственный механизм в инвес тиционной сфере. Опыт по казывает, что без обеспече- юм заинтересованности и от- йетственности всех участни ков инвестиционного процес са . за конечные результаты добиться реального улучше ния дел не удастся. Поэтому Советом Минист ров ОООР принято постано вление, предусматривающее введение уже с 1990 года ряда новых принципиальных положений об организации хозяйственной деятельйости в строительстве. Главное — это переход на расчеты и фо рмирование прибыли (дохо да) за готовую строитель- ' ную продукцию и последова тельное внедрение,' начиная с , жилья и других объектов социально-культурной ёферы, наиболее совершенной формы взаимоотношений заказчиков и подрядчиков — расчетов «под ключ». Будет постепенно осущес твляться замена безвозврат ного бюджетного финансиро- вания строительства долго срочным банковским креди том, предоставляемым зака зчику на конкурсной основе при условии высокой эффек- тивдости намечаемых' затрат. Вместе с тем надо иметь в виду, что новый хозяйст- , венный механизм в инвести ционной сфере, как и в дру гих отраслях, сам собой и за один день не сложится. По этому на переходном этапе потребуется использование не только экономических, но и административных рыча- (Окончание на 5-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz