Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Л енинское ш м я Орган Липецкого областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов 72-й год издания Четверг, 14 декабря 1989 г. ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КОНСОЛИДАЦИЯ, РЕФОРМА ПУТЬ К ЗДОРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Доклад Н. и . РЫЖКОВА на втором Съезде народных депутатов СССР Товарищи народные депу- Вьшесенный на рассмотре ние Съезда вопрос о мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической рефор мы и птшнципиальных под ходах к разработке тринад цатого пятилетнего плана — один из ключевых. и дикту ется крайне сложным эконо мическим положением стра ны. Общество долншо реаль но представлять, в каком со стоянии находится народное хозяйство, какие проблемы и каким образом нужно ре- Сейчас, кай никогда, тре буются тщательный и без ошибочный выбор пути даль нейшего развития и выработ ка программы мер, отража ющих как тактику действий в условиях текущего момента, так и стратегию на перспек- Доклад правительства у вас имеется. Это дает воз можность не излагать его со держание, а сосредоточиться лишь на принципиальных по- I. Логика работы по форми рованию программы оздоров ления народного хозяйства требовала глубокого анализа проблем и вытекающих из не го реальных оценок и воз можностей решения задач вывода экономики из сегод няшнего сложного состояния. Оно в концентрированном' виде отражается в том клуб ке острых противоречий, ко торые нам предстоит разре шить. Это расстроенное де нежное обращение и разба лансированные финансы. Это хронически больная инвести ционная деятельность и м о - . нополизация производства, медленная переориентация экономики на удовлетворе ние нужд народа» й слабая база социальной сферы. Это недостаток продовольствия и других товаров, крайне не благополучная экологичес кая обстЕшовка 'В ряде реги онов. замедление научно-тех нического прогресса, дефор- ческая политика. В развитии многих отраслей усилилась нестабильность. Снижаются темпы экономического роста, а в ряде случаев и объ емы производства, что сокра щает возможности решения социальных проблем. Вместе с тем только та кая оценка происходящих в народном хозяйстве процес сов была бы односторонней и субъективной. Нельзя не видеть и ряда позитивных перемен, кото рые затрагивают интересы и ' материальное положение со ветских людей. Экономика все заметнее поворачивается к социальной стороне жизни общества, что легко просле дить на Примере изменяюще гося соотношения между производством средств произ водства и предметов потреб ления, Приоритетным стало направление инвестиций в со циальную сферу и ускорение развития ее материально-тех нической базы. Расширяется, хотя и не так быстро, при менение новых форм хозяй ствования. . Как известно, за три пре дыдущие - пятилетки объем жилищного строительства практически не . увеличивал ся. В этой — он возрастет на 110 млн. квадратных мет ров, или почти на 2 млн. квартир. Происходят замет ные сдвиги в укреплении ма териальной базы здравоохра нения, просвещения, культу ры. В октябре текущего го да сделан важный шаг в по вышении минимальных раз меров пенсий и устранении различий в пенсионном обес печении трудящихся города и деревни. ■ Другое дело, что эти по зитивные перемены отстают от возрастающих требований общества, а главное «смазы ваются» отрицательными яв лениями в экономике. Отсю да нарастание социальной напр5Пкенности, неудовлет воренность ходом перестрой ки у большинства членов об щества, требования ускорить экономические преобразования. В чем же причина сло жившейся ситуации? Искать какую-то одну — было бы неверно. Современное эконо мическое положение страны обусловлено комплексом вза- имосвязанцых причин. Я бы ' выделил в нем четыре глав ные группы. Первая. Негативные зас тарелые факторы глубинного характера. Это крайне дефор мированная структура обще ственного производства, ори ентированная в первую оче редь на развитие тяжелой индустрии, а не -на потреби теля. Это отсталый техниче ский уровень производствен ного потенциала во многих отраслях, а также ставшая хронической невосприимчи вость народного хозяйства к научно-техническому ^ про грессу. И как следствие — низкая эффективность, и прежде всего в жизненно важных сферах экономики. Нельзя сказать', что эти причины не были известны раньше. Были. Но совершен но очевидно, и это надо от кровенно признать, что на первом этапе перестройки мы недооценили их слож ность, масштабность и поэто му сделали излишне оптими стичный вьшод о возможно сти их быстрого преодоления и притом на широком фрон те преобразований. Сегодня ясно, что осуществление мно гих из них потребует длите льного времени. Вторая группа причин. Это недостатки в осуществле нии экономической реформы. К главным из них- я бы от нес неотработанность нового хозяйственного механизма, отсутствие в нем должных экономических регуляторов. Предоставление в этих усло виях экономической самостоя тельности не сопровождалось соответствующими мерами по повьппению ответственно сти и дисциплины. В итоге обострился групповой эго изм, снижаются объемы про изводства многих нужныз\на- родному хозяйству видов продукций, растут цены и. как следствие,- усиливается материальная и финансовая несбалансированность. Не было своевременно соз дано правовых, экономиче ских, финансовых инструмен тов, призванных стать неотъ- емлемьши элементами госу дарственного регулирования при переходе к новой систе ме хозяйствования. Это При вело к значительным бюд жетным потерям и противо правным проявлениям в фи нансовой с^ере , во многом способствовало разрастанию питательной среды «теневой» экономики. Часть недостатков можно было бы предвидеть, но ска залось то. что научное при крепление реформы осущест влялось в ходе ее проведе ния. Нельзя сбрасывать со счетов, что переход от одно го состояния экономики к другому, тем более такой ре волюционный, всегда связан со значительными трудностя- Третья группа. Допущен ные ошибки и просчеты При подготовке ряда ' серьезных' общегосударственных меро приятий без должной оцен ки последствий, поспешность в их практическом осущест влении. К ним, прежде все го, отнсюится антиалкоголь ная кампания. Безусловно, с таким социальным злом, как пьянство, надо бороться бес пощадно. Но действовать необходи мо взвешенно, направлять главный удар на искорене ние глубинных причин этого явления. Тогда бы не полу чилось того, во что вылилась вся эта кампания. Она по су ществу приняла запретитель ный уклон й нанесла- не то лько большой материаль ный, но и моральный ущерб. 'К серьезным просчетам сле дует отнести и непоследова тельность в борьбе с нетру довыми доходами. К этому надо добавить также и при нятие многих региональных и отраслевых программ при отсутствии необходимых ре сурсов, что вело к еще боль шей . разбалансированности народного хозяйства. И, наконец. Н а ’ фоне бур но развивающихся процессов Товарищи! Прежде чем остановиться на сути доклада правитель ства, хочу обратить ваше внимание на принципиальные подходы к формированию со держащихся в нем положе- Программа является резу льтатом выбора решений на основе альтернативных и многовариантных сопостав лений и расчетов. Это каса ется практически всех глав ных ее сторон — экономи ческой реформы, подходов к формированию тринадцатой пятилетки и выработки мер. призванных оздоровить эко номику. Первое. Говоря о вариант ном подходе к выбору путей развития экономической ре формы, прежде всего хотел бы отметить следующее. Совершенно неприемлемы ми, по мнению правительст ва, являются предложения о •сдерживании экономических преобразований, тем более об отказе от реформы и возвра те к старой административ ной системе. Этот путь не имеет никакой перспективы В любом случае он заведет нас в тупик. Альтернативы, экономической реформе нет. Теперь о,^»вариантах воц^ можного развития реформы. Как известно, их рассматри валось три. Предстояло, выб рать. как идти: либо путем мелких, растянутых во вре мени частичных улучшений хозяйственного механизма, или безоглядно, сразу рину ться в пучину рыночной сти хии без создания необходи мых условий и действенных регуляторов. И то, и другое было отвергнуто. Конечно, заманчивым представляется максималь ное ускорение процесса эко номических преобразований, чтобы быстрее получить от них эффект. .Но сложность сегодняшней ситуации не позволяет встать на этот путь. Если же вопреки объ ективным условиям попытать ся, например, уже в 1990 или в 1991 году повсемест но внедрить рыночные от ношения в полном объеме, то это может привести к серь езным экономическим и со циальным потрясениям. Не избежным следствием такого решения были бы виток га лопирующей инфляции, па- в обществе стали проявлять ся нежелательные явления, серьезно осложняющие эко номическое развитие. Это па дение производственной и трудовой дисциплины, сниже ние ответственности за вы полнение обязательств перед потребителями и государст вом.' Огромный труднопред сказуемый ущерб наносят столкновения на межнаци ональной основе, забастовки на предприятиях .«блокады» и длительные перерывы дви жения на ■железнодорожных магистралях. Только из-за забастовок за одиннадцать месяцев этого года потери составили 7 ,5 миллиона че ловеко-дней и недодано про дукции в народном хозяйст ве более чем на два милли арда РVблей. Даже краткий перечень стоящих перед страной проб лем говорит о необычайной важности решений, которые 'предстоит принять Съезду народных депутатов. Выход из создавшегося положения может- быть дос тигнут *голько ценой напря женной, слаженной работы всех звеньев народного хо зяйства, всех трудящихся на основе предельно ясной, хо рошо скоординированной про граммы действий. . дение роли всех экономиче ских стимулов, спад произ водства, массовая безработи ца. обострение социальной напряженности. ■Иными сло вами, ,этот путь ведет к об новлению через кризис. При этом глубину возможного кризиса трудно даже пред ставить. Это был бы безрас судный шаг. Правительство . выбрало вариант, сочетающий энергич ные меры по углублению ре формы с реальностью и взве шенностью действий на всех уровнях управления. Он вза имоувязан с мерами по оз доровлению экономики и объективной .готовностью об щества воспринять радикаль ные перемены. Вторая группа альтерна тивных , решений касается подходов к . формированию тринадцатой пятилетки. ..^Должен сказать, что эта работа начиналась не на пу- сто.м месте. В прошлом году Госпланом СССР с^ участи ем ГКНТ. и Академии наук был представлен проект кон цепции экономического и со циального развития странь! на перспективу. В дальнейшем также ис пользовался вариантный ме тод. Мы исходили' из того, что одни и те же конечные цели на перспективу могут достигаться при различных соотношениях распределе ния . национального дохода между потреблением и накоп лением, масштабах решения во времени социальных за- Характеристика альтерна тивных вариантов социально- экономического _ развития страны в тринадцатой пяти летке достаточно подробно изложена в представленном докладе. Реально и всесто ронне оценив всю совокуп ность резко обострившихся экономических, социальных и политических проблем и фак торов, правительство пришло к выводу о предпочтительно сти варианта, предусматри вающего ускоренную соци альную переориентацию эко номики, что соответствует также решениям первого Съезда народных депутатов В чем его главная особен ность? Он ■основывается на необ ходимости безотлагательной реализации комплекса круп ных мероприятий структурно- йнвестициокного характера, нацеленных на кардинальное улучшение положения дел в социальной сфере и на удов летворение насущных потреб ностей людей, ускоренное ре шение первоочередных' проб лем в этой области. В соот ветствии с такой целевой ус тановкой предусматривается концентрация народнохозяй ственных ресурсов на обес печении населения продово льствием и промышленными товарами, услугами, жильем, развитии здравоохранения, улучшении условий труда, охране окружающей среды. Для этого намечается под- нять в первые годы тринад- цатой пятилетки долю ресур сов национального дохода, используемых на текущее’ потребление и непроизводст венное строительство, до 89—90 процентов. Естест венно, что длительное сох ранение этой доли на таком высоком .уровне означало бы резкое ограничение источни ков для производственного накопления, что в конечном счете неминуемо приведет к соответствующему .умень шению возможностей даль нейшего, подъема народного благосостояния. Поэтому в последующем периоде три надцатой пятилетки указан ную долю предполагается снизить до 8 7—88 процен- Третье. Альтернативными и многовариантными были' выбор мер по оздоровлению экономики и определение эта пов их осуществления в тес ной увязке с развитием эко номической реформы В-. на роднохозяйственными про порциями. Прежде всего о характере мер по оздоровлению. В их поиске мы пошли на то, что бы в ходе подготовки про граммы вступить в прямой диалог со всеми, кто поже лал принять участие в этой огромной важности работе, в том числе с представителя ми неформальных движений, радикально настроенными группами специалистов, уче ных и практиков. Высказан ные ими предложения отли чались многообразием. Зна чительная часть их была уч- : тена в ходе работы над. про граммой. Но были среди них и весьма спорные, с кото рыми правительство не мог-' ло согласиться. Чтобы иметь представление об этих пред ложениях, назову некоторые введение частной собствен ности, в том числе и на зем- денационализация ' госу дарственной собственности в широких масштабах, вклю чая продажу мелких и сред них предприятий; немедленное введение кар точной системы; проведение регрессивной денежной реформы; замораживание на период 1990— 1991 годов выдачи ссуд и разрешение гражда нам брать со сберегательных книжен не более 25—50 руб- ' лей в месяц; переход на 6-дневную ра бочую неделю; установление особого по ложения в ряде регионов и отраслей; .ограничение продолжите- льнсюти отпусков до 2 не дель в течение предстоящих трех'лет и т. д. По ряду из них правитель ство высказало свою точку зрения в докладе Съезду на родных депутатов. В определении периода оз доровления экономики и вы хода ее в условия нормаль ного функционирования мы руководствовались главным требованием, чтобы програм- щ базировалась на учете со вершенно реальной обстанов ки и реально обеспечивала достижение поставленных целей. Именно поэтому она охватывает предстоящие шесть лет. В этом периоде выделяют ся два этапа; 1990— 1992 го ды и 1993— 1995 годы. На первом — необходим комп лекс чрезвычайных мер по преодолению создавшегося положения в эковюмике,-пре жде всего бюджетного дефи цита и глубокой разбаланси рованности потребительско го рынка. Здесь действуют как жесткие директивные ме ры, так и усиливающиеся экономические рычаги. Ины ми словами, одновременно бу дут применяться директив ные методы управления и по степенно начнут развиваться рыночные отношения. На втором этапе в макси мальной степени вступают в силу экономические методы руководства народным хозяй ством, все более активно функционирует ры^ок на ос нове базисных изменений собственности, в землеполь зовании, в аренде, принци пов республиканского само управления и самофинансиро вания, местного хозяйства и местного самоуправления, со циалистического предприя тия, налогообложения и дру- Такой подход позволяет обеспечить нацеленность не отложных мерчне только на ■ решение первоочередных проблем развития экономи-' ки, но и на создание усло вий для реализации предло жений, имеющих долговре менный стратегический ха рактер и дающих возмож ность реально строить новую модель хозяйственной систе- Чрезвычайно важно было определиться, каким будет фундамент этой модели, что ляжет в ее основу. Конеч но, прежде всего — это та кие краеугольные камни, как многообразие форм собствен ности, их равноправие и со стязательность. Позиция пра вительства в этом вопросе полностью согласуется с опубликованным проектом Закона о собственности. Другой важнейший эле мент нового хозяйственного механизма — рьшок. Ставит ся задача превратить его в сочетании с государствен ным регулированием в актив ный инструмент, способств.у- ющий эффективной деятель ности участников обществен ного производства. Значит ли это, что мы от казываемся от планирования и от государственного регу лирования экономики? Ко нечно, нет. Государственное регулирование должно те перь во все большей степе ни опираться на законы ’ и экономические методы; цены, налоги, кредит, инвестиции. Сейчас ведется подготовка важнейших законодательных актов — о единой налоговой системе, о банках, об йнвес- тиционной деятельности и других. Они должны дать государству мощные, рычаги экономического воз действия на народное хозяй ство, функционир,ующее в условиях обновленного соци ализма, важной чертой кото рого является действительно пропорциональное и свобод ное экономическое развитие. Исключительное" значение в новой модели хозяйствова ния будет иметь система со циальных гарантий. Рыноч ная экономика может быть приемлемой в рамках социа лизма только в органической связи с глубоко, продуманной и сильной политикой госу дарства, направленной на поддержание я укрепление социальной • защищенности граждан,- Здесь и создание равных возможностей для свободного и всестороннего развития, и реализация пра ва на труд, и ' обеспечение достойной жизни нетрудоспо собным членам общества — ветеранам войны и труда, пенсионерам, ималидам , то есть всем, кто в силу обстоя тельств не может актйвно трудиться. Товарищи, • я коснулся ' лишь основных, наиболее принципиальных сторон но вой хозяйственной , системы. Сейчас перед нами в каче стве первоочередной, неот ложной задачи стоит пра- • вильное, взвешенное опреде ление путей и этапов углуб ления экономической рефор мы. В докладе правительст ва представлена достаточно подробная хараНтеристика периодов реализации ее кон цепции. Прежде чем раскрывать их содержание, должен ска зать, почему мы предлагаем провести эту работу поэтап но. В первую очередь пото му. что ее развитие нераз рывно связано с этапами раз вития экономики в тринадца той пятилетке. Первый этап включает в себя 1990— 1992 годы. Сро ки этого периода определяют ся тем, что в нем по суще ству закладываются право- ' вые и нормативные основы новой хозяйственной систе мы и одновременно осущест вляется комплекс крупных социально - экономических мероприятий. Это должно ор ганически сочетаться с не отложными мерами по оздо ровлению народного хозяй- Наряду с -тем, что пред стоит в ближайшее время принять основополагающие законодательные акты: о соб ственности, о земле, о рес- ■ публиканском самоуправле нии и самофинансировании, о местном хозяйстве и местном самоуправлении, о еди но:^ налоговой системе, о со циалистическом предприя тии и другие, надо сделать все Необходимое, чтобы они уверенно входили в нашу экономическую жизнь, ста^и реально влиять на нее, сло вом, н а ч ^ и по-настоящему работать. Это чрезвычайно сложный процесс. Он затра гивает не только народное хо зяйство, но и общество в це лом. Таким образом, в стра не должны быть созданы не обходимые условия для то го, чтобы в максимально ко роткие сроки обеспечить, практическую реализацию положений, содержащихся в этих законах. Из конкретных мероприя тий этого этапа особо выде лю реформу ценообразования и введения единой системы налогообложения. Практика прошлых лет показала, что без решения этих двух важ нейших вопросов продвиже- ние экономической реформы невозможно. Разумеется, с учетом того, что они долж ны быть подкреплены мера ми антимонопольного и анти инфляционного • характера, а также мерами социальной, защиты населения. Хочу в крупном плане оце нить значение и своеобразие второго этапа экономической реформы. Он отличается ра дикализмом. ' Опираясь на созданные в 1990— 1992 го дах предпосылки — а это оздоровление финансов, ре форма ценообразования. но вые принципы налогообло жения, •— он выводит нас на решение фундаменталь ных задач реформы. В первую очередь, это мас штабные изменения форм собственности, развитие на этой основе новых структур управления,' в том чцсле и вневедомственного статуса' практический выход на ак тивное формирование социа листического .рынка с одно временным отлаживанием ин струментов его регулирова- Завершая тему об эконо мической реформе, не могу не сказать еще о двух важ нейших вопросах, от кото рых прямо зависит практи- чеОкое преломление ее з а мыслов в конкретные ощу тимые результаты. Это фор мы хозяйствования и кадры. Что касается форм хозяй ствования, то в стране на чался и усиливается процесс создания наряду с государ ственными предприятиями различного рода ассоциаций, концернов, акционерных об ществ, коммерческих банков и других. Их доля в эконо мике будет возрастать. В то же время- в сфере прямого государственного управле ния сохранятся важнейшие предприятия базовых отрас лей и производственной ин фраструктуры. Теперь о кадровом обеспе чении. История йе знает при меров эффективного хозяйст вования при отсутствии вы сококвалифицированных уп- равленческиз^ кадров. Они могут подбираться и назна чаться по-разному, но высо кий профессионализм руково дителей, их умение вести де ло в сложных, постоянно ме няющихся условиях, автори тет и социальная защищен ность всегда будут необходи мой предпосылкой успеха. Первый, хотя и непродолжи тельный, опыт выборности ру ководителей позволяет сде лать вывод, что повседаст- ное внедрение такой системы принесло не только плюсы, но и минусы. Каким должен быть прин ципиальный подход к реше нию этого вопроса? 'Управле ние всегда будет функцией собственности. Именно соб ственник средств производст- ,ва определяет принципы, по рядок подбора и использова ния хозяйственных, руководи телей. С развитием многооб разных форм собственности будет усиливаться и много-' образие форм и способов ре шения кадровых вопросов. Правительство считает, что на государственных пред приятиях руководитель явля ется представителем государ ства как собственника' средств производства. И его, очевидно, надо не, избирать, а назначать. При этом конт роль за его деятельностью от имени собственника средств производства должны осуще ствлять соответствующие со юзные, республиканские и местные органы государствен ной власти. Безусловно, и в кадровых вопросах, решении задач, связанных с внутрихо зяйственной деятельностью никоим образом не умаляет ся роль общественных орга низаций и трудового коллек тива. При этом его совет до. жен постоянно держать в га л е ' зрения производственно экономическую , жизнь пред приятия.' По-другому будут решать ся вопросы кадров в коопе ративных и арендных пред приятиях, акционерных обще ствах, где широко использу ются коллегиальные органы управления, выборность ру ководителей,- их ответствен ность. перед членами коопе ратива, акционерами, то есть перед теми, кто является соб ственниками. (Продолжение на 2-й стр.) О ПОВЕСТКЕ ДНЯ ВТОРОГО СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР Съезд народных депутатов СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: включить в повестку дня вто рого Съезда следующие вопро- 1. О признании полномочий народных депута'ТСв СССР, из бранных после первого Съез да народных депутатов СССР. Доклад мандатной комиссии. . 2. О мерах по оздоровлению экономики, этапах экономиче ской реформы и принципиаль ных подходах к разработке тринадцатого пятилетнего пла на. Доклад Совета Министров 3. О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР по вопросам избирательной систе- 4. О регламенте Съезда на родных депутатов СССР и Вер ховного Совета СССР. 5. О проектах законодатель ных актов, определяющих ста тус народных депутатов в СССР, статус народных депу татов СССР и другие вопро сы, связанные с депутатской деятельностью. 8. О проекте Закона о кон ституционном надзоре в СССР. 7. Избрание Комитета кон ституционного надзора СССР. 8. Об усилении борьбы с ор ганизованной преступностью. 9. Сообщения комиссий, об разованных первым Съездом народных депутатов СССР, Ко митета Верховного Совета СССР по международным де лам о политической оценке ре шения о вводе советских войск в Афганистан, а также комис сии Верховного Совета СССР по рассмотрению привилегий, которыми пользуются отдель ные категории граждан. М. ГОРБАЧЕВ. Москва, Кремль. 12 декабря 1989 г. ЭКОНОМИКА: СОЦИАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ Н а в т о р о м С ъ е з д е н а р о д н ы х д е п у т а т о в С С С Р Обострившиеся проблемы со циально-экономической жизни страны, поиски оптимальных пу тей их 'решения — в центре внимания Съезда народных де путатов СССР, второй день ра боты которого, 13 декабря, на чался с практического рассмот рения включенных в повестку вопросов. Председательствовал М. С. Горбачев. ‘ С докладом мандатной ко миссии Съезда народных депу татов СССР выступил ее пред седатель Б. В. Гидаспов, Он сообщил, что в период между въездами произошли нокоторде изменения в составе высшего органа .власти. По пяти изби рательным округам были про ведены выборы. Мандатная ко миссия проверила всю докумен тацию, представленную Цент ральной избирательной комис сией, и считает законной реги страцию избранных народных депутатов. В настоящее время имеется еще 6 свободных мандатов в связи с выбытием народных де путатов СССР. В том числе в двух избирательных округах и ^о четырем общественны-М ор ганизациям. .Выборы уже наз начены. Съезд принял постановление, в котором признал полномочия вновь избранных депутатов — Д. В. ПавлычШ, П. К. При щепы, Н. М. Чепелева, М. Ш. Шаймиева, Ю. П. Щекочихи- Затем депутаты приступили к рассмотрению мер по оздо ровлению экономики, этапов экономической реформы и прин ципиальных подходов к разра ботке тринадцатого пятилетне го плана. С докладом высту пил Председатель Совета Ми нистров СССР депутат Н. И. Рыжков. в этом зале, на,помнил от крывший, дискуссию депутат Г. В. Новожилов, уже не 'раз звучало сравнение перестройки с самолетом.' Потому и появ ление на трибуне создателя са молетов не случайно. Особую роль 8 решении труд ных экономических проблем страны, в насыщении рынка потребительскими товарами, за метил он, играет наша про мышленность. К сожалению она работает сейчас не лучшим образом. К прежним пробле мам материально-технического обеспечения прибавилось ослаб ление трудовой и договорной дисциплины. Стремление неко торых поставщиков решить свои социальные проблемы за счет повышения цен, других специфических требований возвращают нас, по сути, к на туральному обмену. Поддержав намеченные в докладе подходы, оратор пред ложил дать правительству вре- -мя для их реализации, а 'за тем спросить на конкретный ре зультат. Шарахание а такой (Окончание на ;1*й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz