Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Л енинское ш м я Орган Липецкого областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов 72-й год издания Четверг, 14 декабря 1989 г. ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КОНСОЛИДАЦИЯ, РЕФОРМА ПУТЬ К ЗДОРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Доклад Н. и . РЫЖКОВА на втором Съезде народных депутатов СССР Товарищи народные депу- Вьшесенный на рассмотре­ ние Съезда вопрос о мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической рефор­ мы и птшнципиальных под­ ходах к разработке тринад­ цатого пятилетнего плана — один из ключевых. и дикту­ ется крайне сложным эконо­ мическим положением стра­ ны. Общество долншо реаль­ но представлять, в каком со­ стоянии находится народное хозяйство, какие проблемы и каким образом нужно ре- Сейчас, кай никогда, тре­ буются тщательный и без­ ошибочный выбор пути даль­ нейшего развития и выработ­ ка программы мер, отража­ ющих как тактику действий в условиях текущего момента, так и стратегию на перспек- Доклад правительства у вас имеется. Это дает воз­ можность не излагать его со­ держание, а сосредоточиться лишь на принципиальных по- I. Логика работы по форми­ рованию программы оздоров­ ления народного хозяйства требовала глубокого анализа проблем и вытекающих из не­ го реальных оценок и воз­ можностей решения задач вывода экономики из сегод­ няшнего сложного состояния. Оно в концентрированном' виде отражается в том клуб­ ке острых противоречий, ко­ торые нам предстоит разре­ шить. Это расстроенное де­ нежное обращение и разба­ лансированные финансы. Это хронически больная инвести­ ционная деятельность и м о - . нополизация производства, медленная переориентация экономики на удовлетворе­ ние нужд народа» й слабая база социальной сферы. Это недостаток продовольствия и других товаров, крайне не­ благополучная экологичес­ кая обстЕшовка 'В ряде реги­ онов. замедление научно-тех­ нического прогресса, дефор- ческая политика. В развитии многих отраслей усилилась нестабильность. Снижаются темпы экономического роста, а в ряде случаев и объ­ емы производства, что сокра­ щает возможности решения социальных проблем. Вместе с тем только та­ кая оценка происходящих в народном хозяйстве процес­ сов была бы односторонней и субъективной. Нельзя не видеть и ряда позитивных перемен, кото­ рые затрагивают интересы и ' материальное положение со­ ветских людей. Экономика все заметнее поворачивается к социальной стороне жизни общества, что легко просле­ дить на Примере изменяюще­ гося соотношения между производством средств произ­ водства и предметов потреб­ ления, Приоритетным стало направление инвестиций в со­ циальную сферу и ускорение развития ее материально-тех­ нической базы. Расширяется, хотя и не так быстро, при­ менение новых форм хозяй­ ствования. . Как известно, за три пре­ дыдущие - пятилетки объем жилищного строительства практически не . увеличивал­ ся. В этой — он возрастет на 110 млн. квадратных мет­ ров, или почти на 2 млн. квартир. Происходят замет­ ные сдвиги в укреплении ма­ териальной базы здравоохра­ нения, просвещения, культу­ ры. В октябре текущего го­ да сделан важный шаг в по­ вышении минимальных раз­ меров пенсий и устранении различий в пенсионном обес­ печении трудящихся города и деревни. ■ Другое дело, что эти по­ зитивные перемены отстают от возрастающих требований общества, а главное «смазы­ ваются» отрицательными яв­ лениями в экономике. Отсю­ да нарастание социальной напр5Пкенности, неудовлет­ воренность ходом перестрой­ ки у большинства членов об­ щества, требования ускорить экономические преобразования. В чем же причина сло­ жившейся ситуации? Искать какую-то одну — было бы неверно. Современное эконо­ мическое положение страны обусловлено комплексом вза- имосвязанцых причин. Я бы ' выделил в нем четыре глав­ ные группы. Первая. Негативные зас­ тарелые факторы глубинного характера. Это крайне дефор­ мированная структура обще­ ственного производства, ори­ ентированная в первую оче­ редь на развитие тяжелой индустрии, а не -на потреби­ теля. Это отсталый техниче­ ский уровень производствен­ ного потенциала во многих отраслях, а также ставшая хронической невосприимчи­ вость народного хозяйства к научно-техническому ^ про­ грессу. И как следствие — низкая эффективность, и прежде всего в жизненно важных сферах экономики. Нельзя сказать', что эти причины не были известны раньше. Были. Но совершен­ но очевидно, и это надо от­ кровенно признать, что на первом этапе перестройки мы недооценили их слож­ ность, масштабность и поэто­ му сделали излишне оптими­ стичный вьшод о возможно­ сти их быстрого преодоления и притом на широком фрон­ те преобразований. Сегодня ясно, что осуществление мно­ гих из них потребует длите­ льного времени. Вторая группа причин. Это недостатки в осуществле­ нии экономической реформы. К главным из них- я бы от­ нес неотработанность нового хозяйственного механизма, отсутствие в нем должных экономических регуляторов. Предоставление в этих усло­ виях экономической самостоя­ тельности не сопровождалось соответствующими мерами по повьппению ответственно­ сти и дисциплины. В итоге обострился групповой эго­ изм, снижаются объемы про­ изводства многих нужныз\на- родному хозяйству видов продукций, растут цены и. как следствие,- усиливается материальная и финансовая несбалансированность. Не было своевременно соз­ дано правовых, экономиче­ ских, финансовых инструмен­ тов, призванных стать неотъ- емлемьши элементами госу­ дарственного регулирования при переходе к новой систе­ ме хозяйствования. Это При­ вело к значительным бюд­ жетным потерям и противо­ правным проявлениям в фи­ нансовой с^ере , во многом способствовало разрастанию питательной среды «теневой» экономики. Часть недостатков можно было бы предвидеть, но ска­ залось то. что научное при­ крепление реформы осущест­ влялось в ходе ее проведе­ ния. Нельзя сбрасывать со счетов, что переход от одно­ го состояния экономики к другому, тем более такой ре­ волюционный, всегда связан со значительными трудностя- Третья группа. Допущен­ ные ошибки и просчеты При подготовке ряда ' серьезных' общегосударственных меро­ приятий без должной оцен­ ки последствий, поспешность в их практическом осущест­ влении. К ним, прежде все­ го, отнсюится антиалкоголь­ ная кампания. Безусловно, с таким социальным злом, как пьянство, надо бороться бес­ пощадно. Но действовать необходи­ мо взвешенно, направлять главный удар на искорене­ ние глубинных причин этого явления. Тогда бы не полу­ чилось того, во что вылилась вся эта кампания. Она по су­ ществу приняла запретитель­ ный уклон й нанесла- не то­ лько большой материаль­ ный, но и моральный ущерб. 'К серьезным просчетам сле­ дует отнести и непоследова­ тельность в борьбе с нетру­ довыми доходами. К этому надо добавить также и при­ нятие многих региональных и отраслевых программ при отсутствии необходимых ре­ сурсов, что вело к еще боль­ шей . разбалансированности народного хозяйства. И, наконец. Н а ’ фоне бур­ но развивающихся процессов Товарищи! Прежде чем остановиться на сути доклада правитель­ ства, хочу обратить ваше внимание на принципиальные подходы к формированию со­ держащихся в нем положе- Программа является резу­ льтатом выбора решений на основе альтернативных и многовариантных сопостав­ лений и расчетов. Это каса­ ется практически всех глав­ ных ее сторон — экономи­ ческой реформы, подходов к формированию тринадцатой пятилетки и выработки мер. призванных оздоровить эко­ номику. Первое. Говоря о вариант­ ном подходе к выбору путей развития экономической ре­ формы, прежде всего хотел бы отметить следующее. Совершенно неприемлемы­ ми, по мнению правительст­ ва, являются предложения о •сдерживании экономических преобразований, тем более об отказе от реформы и возвра­ те к старой административ­ ной системе. Этот путь не имеет никакой перспективы В любом случае он заведет нас в тупик. Альтернативы, экономической реформе нет. Теперь о,^»вариантах воц^ можного развития реформы. Как известно, их рассматри­ валось три. Предстояло, выб­ рать. как идти: либо путем мелких, растянутых во вре­ мени частичных улучшений хозяйственного механизма, или безоглядно, сразу рину­ ться в пучину рыночной сти­ хии без создания необходи­ мых условий и действенных регуляторов. И то, и другое было отвергнуто. Конечно, заманчивым представляется максималь­ ное ускорение процесса эко­ номических преобразований, чтобы быстрее получить от них эффект. .Но сложность сегодняшней ситуации не позволяет встать на этот путь. Если же вопреки объ­ ективным условиям попытать­ ся, например, уже в 1990 или в 1991 году повсемест­ но внедрить рыночные от­ ношения в полном объеме, то это может привести к серь­ езным экономическим и со­ циальным потрясениям. Не­ избежным следствием такого решения были бы виток га­ лопирующей инфляции, па- в обществе стали проявлять­ ся нежелательные явления, серьезно осложняющие эко­ номическое развитие. Это па­ дение производственной и трудовой дисциплины, сниже­ ние ответственности за вы­ полнение обязательств перед потребителями и государст­ вом.' Огромный труднопред­ сказуемый ущерб наносят столкновения на межнаци­ ональной основе, забастовки на предприятиях .«блокады» и длительные перерывы дви­ жения на ■железнодорожных магистралях. Только из-за забастовок за одиннадцать месяцев этого года потери составили 7 ,5 миллиона че­ ловеко-дней и недодано про­ дукции в народном хозяйст­ ве более чем на два милли­ арда РVблей. Даже краткий перечень стоящих перед страной проб­ лем говорит о необычайной важности решений, которые 'предстоит принять Съезду народных депутатов. Выход из создавшегося положения может- быть дос­ тигнут *голько ценой напря­ женной, слаженной работы всех звеньев народного хо­ зяйства, всех трудящихся на основе предельно ясной, хо­ рошо скоординированной про­ граммы действий. . дение роли всех экономиче­ ских стимулов, спад произ­ водства, массовая безработи­ ца. обострение социальной напряженности. ■Иными сло­ вами, ,этот путь ведет к об­ новлению через кризис. При этом глубину возможного кризиса трудно даже пред­ ставить. Это был бы безрас­ судный шаг. Правительство . выбрало вариант, сочетающий энергич­ ные меры по углублению ре­ формы с реальностью и взве­ шенностью действий на всех уровнях управления. Он вза­ имоувязан с мерами по оз­ доровлению экономики и объективной .готовностью об­ щества воспринять радикаль­ ные перемены. Вторая группа альтерна­ тивных , решений касается подходов к . формированию тринадцатой пятилетки. ..^Должен сказать, что эта работа начиналась не на пу- сто.м месте. В прошлом году Госпланом СССР с^ участи­ ем ГКНТ. и Академии наук был представлен проект кон­ цепции экономического и со­ циального развития странь! на перспективу. В дальнейшем также ис­ пользовался вариантный ме­ тод. Мы исходили' из того, что одни и те же конечные цели на перспективу могут достигаться при различных соотношениях распределе­ ния . национального дохода между потреблением и накоп­ лением, масштабах решения во времени социальных за- Характеристика альтерна­ тивных вариантов социально- экономического _ развития страны в тринадцатой пяти­ летке достаточно подробно изложена в представленном докладе. Реально и всесто­ ронне оценив всю совокуп­ ность резко обострившихся экономических, социальных и политических проблем и фак­ торов, правительство пришло к выводу о предпочтительно­ сти варианта, предусматри­ вающего ускоренную соци­ альную переориентацию эко­ номики, что соответствует также решениям первого Съезда народных депутатов В чем его главная особен­ ность? Он ■основывается на необ­ ходимости безотлагательной реализации комплекса круп­ ных мероприятий структурно- йнвестициокного характера, нацеленных на кардинальное улучшение положения дел в социальной сфере и на удов­ летворение насущных потреб­ ностей людей, ускоренное ре­ шение первоочередных' проб­ лем в этой области. В соот­ ветствии с такой целевой ус­ тановкой предусматривается концентрация народнохозяй­ ственных ресурсов на обес­ печении населения продово­ льствием и промышленными товарами, услугами, жильем, развитии здравоохранения, улучшении условий труда, охране окружающей среды. Для этого намечается под- нять в первые годы тринад- цатой пятилетки долю ресур­ сов национального дохода, используемых на текущее’ потребление и непроизводст­ венное строительство, до 89—90 процентов. Естест­ венно, что длительное сох­ ранение этой доли на таком высоком .уровне означало бы резкое ограничение источни­ ков для производственного накопления, что в конечном счете неминуемо приведет к соответствующему .умень­ шению возможностей даль­ нейшего, подъема народного благосостояния. Поэтому в последующем периоде три­ надцатой пятилетки указан­ ную долю предполагается снизить до 8 7—88 процен- Третье. Альтернативными и многовариантными были' выбор мер по оздоровлению экономики и определение эта­ пов их осуществления в тес­ ной увязке с развитием эко­ номической реформы В-. на­ роднохозяйственными про­ порциями. Прежде всего о характере мер по оздоровлению. В их поиске мы пошли на то, что­ бы в ходе подготовки про­ граммы вступить в прямой диалог со всеми, кто поже­ лал принять участие в этой огромной важности работе, в том числе с представителя­ ми неформальных движений, радикально настроенными группами специалистов, уче­ ных и практиков. Высказан­ ные ими предложения отли­ чались многообразием. Зна­ чительная часть их была уч- : тена в ходе работы над. про­ граммой. Но были среди них и весьма спорные, с кото­ рыми правительство не мог-' ло согласиться. Чтобы иметь представление об этих пред­ ложениях, назову некоторые введение частной собствен­ ности, в том числе и на зем- денационализация ' госу­ дарственной собственности в широких масштабах, вклю­ чая продажу мелких и сред­ них предприятий; немедленное введение кар­ точной системы; проведение регрессивной денежной реформы; замораживание на период 1990— 1991 годов выдачи ссуд и разрешение гражда­ нам брать со сберегательных книжен не более 25—50 руб- ' лей в месяц; переход на 6-дневную ра­ бочую неделю; установление особого по­ ложения в ряде регионов и отраслей; .ограничение продолжите- льнсюти отпусков до 2 не­ дель в течение предстоящих трех'лет и т. д. По ряду из них правитель­ ство высказало свою точку зрения в докладе Съезду на­ родных депутатов. В определении периода оз­ доровления экономики и вы­ хода ее в условия нормаль­ ного функционирования мы руководствовались главным требованием, чтобы програм- щ базировалась на учете со­ вершенно реальной обстанов­ ки и реально обеспечивала достижение поставленных целей. Именно поэтому она охватывает предстоящие шесть лет. В этом периоде выделяют­ ся два этапа; 1990— 1992 го­ ды и 1993— 1995 годы. На первом — необходим комп­ лекс чрезвычайных мер по преодолению создавшегося положения в эковюмике,-пре­ жде всего бюджетного дефи­ цита и глубокой разбаланси­ рованности потребительско­ го рынка. Здесь действуют как жесткие директивные ме­ ры, так и усиливающиеся экономические рычаги. Ины­ ми словами, одновременно бу­ дут применяться директив­ ные методы управления и по­ степенно начнут развиваться рыночные отношения. На втором этапе в макси­ мальной степени вступают в силу экономические методы руководства народным хозяй­ ством, все более активно функционирует ры^ок на ос­ нове базисных изменений собственности, в землеполь­ зовании, в аренде, принци­ пов республиканского само­ управления и самофинансиро­ вания, местного хозяйства и местного самоуправления, со­ циалистического предприя­ тия, налогообложения и дру- Такой подход позволяет обеспечить нацеленность не­ отложных мерчне только на ■ решение первоочередных проблем развития экономи-' ки, но и на создание усло­ вий для реализации предло­ жений, имеющих долговре­ менный стратегический ха­ рактер и дающих возмож­ ность реально строить новую модель хозяйственной систе- Чрезвычайно важно было определиться, каким будет фундамент этой модели, что ляжет в ее основу. Конеч­ но, прежде всего — это та­ кие краеугольные камни, как многообразие форм собствен­ ности, их равноправие и со­ стязательность. Позиция пра­ вительства в этом вопросе полностью согласуется с опубликованным проектом Закона о собственности. Другой важнейший эле­ мент нового хозяйственного механизма — рьшок. Ставит­ ся задача превратить его в сочетании с государствен­ ным регулированием в актив­ ный инструмент, способств.у- ющий эффективной деятель­ ности участников обществен­ ного производства. Значит ли это, что мы от­ казываемся от планирования и от государственного регу­ лирования экономики? Ко­ нечно, нет. Государственное регулирование должно те­ перь во все большей степе­ ни опираться на законы ’ и экономические методы; цены, налоги, кредит, инвестиции. Сейчас ведется подготовка важнейших законодательных актов — о единой налоговой системе, о банках, об йнвес- тиционной деятельности и других. Они должны дать государству мощные, рычаги экономического воз­ действия на народное хозяй­ ство, функционир,ующее в условиях обновленного соци­ ализма, важной чертой кото­ рого является действительно пропорциональное и свобод­ ное экономическое развитие. Исключительное" значение в новой модели хозяйствова­ ния будет иметь система со­ циальных гарантий. Рыноч­ ная экономика может быть приемлемой в рамках социа­ лизма только в органической связи с глубоко, продуманной и сильной политикой госу­ дарства, направленной на поддержание я укрепление социальной • защищенности граждан,- Здесь и создание равных возможностей для свободного и всестороннего развития, и реализация пра­ ва на труд, и ' обеспечение достойной жизни нетрудоспо­ собным членам общества — ветеранам войны и труда, пенсионерам, ималидам , то есть всем, кто в силу обстоя­ тельств не может актйвно трудиться. Товарищи, • я коснулся ' лишь основных, наиболее принципиальных сторон но­ вой хозяйственной , системы. Сейчас перед нами в каче­ стве первоочередной, неот­ ложной задачи стоит пра- • вильное, взвешенное опреде­ ление путей и этапов углуб­ ления экономической рефор­ мы. В докладе правительст­ ва представлена достаточно подробная хараНтеристика периодов реализации ее кон­ цепции. Прежде чем раскрывать их содержание, должен ска­ зать, почему мы предлагаем провести эту работу поэтап­ но. В первую очередь пото­ му. что ее развитие нераз­ рывно связано с этапами раз­ вития экономики в тринадца­ той пятилетке. Первый этап включает в себя 1990— 1992 годы. Сро­ ки этого периода определяют­ ся тем, что в нем по суще­ ству закладываются право- ' вые и нормативные основы новой хозяйственной систе­ мы и одновременно осущест­ вляется комплекс крупных социально - экономических мероприятий. Это должно ор­ ганически сочетаться с не­ отложными мерами по оздо­ ровлению народного хозяй- Наряду с -тем, что пред­ стоит в ближайшее время принять основополагающие законодательные акты: о соб­ ственности, о земле, о рес- ■ публиканском самоуправле­ нии и самофинансировании, о местном хозяйстве и местном самоуправлении, о еди­ но:^ налоговой системе, о со­ циалистическом предприя­ тии и другие, надо сделать все Необходимое, чтобы они уверенно входили в нашу экономическую жизнь, ста^и реально влиять на нее, сло­ вом, н а ч ^ и по-настоящему работать. Это чрезвычайно сложный процесс. Он затра­ гивает не только народное хо­ зяйство, но и общество в це­ лом. Таким образом, в стра­ не должны быть созданы не­ обходимые условия для то­ го, чтобы в максимально ко­ роткие сроки обеспечить, практическую реализацию положений, содержащихся в этих законах. Из конкретных мероприя­ тий этого этапа особо выде­ лю реформу ценообразования и введения единой системы налогообложения. Практика прошлых лет показала, что без решения этих двух важ­ нейших вопросов продвиже- ние экономической реформы невозможно. Разумеется, с учетом того, что они долж­ ны быть подкреплены мера­ ми антимонопольного и анти­ инфляционного • характера, а также мерами социальной, защиты населения. Хочу в крупном плане оце­ нить значение и своеобразие второго этапа экономической реформы. Он отличается ра­ дикализмом. ' Опираясь на созданные в 1990— 1992 го­ дах предпосылки — а это оздоровление финансов, ре­ форма ценообразования. но­ вые принципы налогообло­ жения, •— он выводит нас на решение фундаменталь­ ных задач реформы. В первую очередь, это мас­ штабные изменения форм собственности, развитие на этой основе новых структур управления,' в том чцсле и вневедомственного статуса' практический выход на ак ­ тивное формирование социа­ листического .рынка с одно­ временным отлаживанием ин­ струментов его регулирова- Завершая тему об эконо­ мической реформе, не могу не сказать еще о двух важ­ нейших вопросах, от кото­ рых прямо зависит практи- чеОкое преломление ее з а ­ мыслов в конкретные ощу­ тимые результаты. Это фор­ мы хозяйствования и кадры. Что касается форм хозяй­ ствования, то в стране на­ чался и усиливается процесс создания наряду с государ­ ственными предприятиями различного рода ассоциаций, концернов, акционерных об­ ществ, коммерческих банков и других. Их доля в эконо­ мике будет возрастать. В то же время- в сфере прямого государственного управле­ ния сохранятся важнейшие предприятия базовых отрас­ лей и производственной ин­ фраструктуры. Теперь о кадровом обеспе­ чении. История йе знает при­ меров эффективного хозяйст­ вования при отсутствии вы­ сококвалифицированных уп- равленческиз^ кадров. Они могут подбираться и назна­ чаться по-разному, но высо­ кий профессионализм руково­ дителей, их умение вести де­ ло в сложных, постоянно ме­ няющихся условиях, автори­ тет и социальная защищен­ ность всегда будут необходи­ мой предпосылкой успеха. Первый, хотя и непродолжи­ тельный, опыт выборности ру­ ководителей позволяет сде­ лать вывод, что повседаст- ное внедрение такой системы принесло не только плюсы, но и минусы. Каким должен быть прин­ ципиальный подход к реше­ нию этого вопроса? 'Управле­ ние всегда будет функцией собственности. Именно соб­ ственник средств производст- ,ва определяет принципы, по­ рядок подбора и использова­ ния хозяйственных, руководи­ телей. С развитием многооб­ разных форм собственности будет усиливаться и много-' образие форм и способов ре­ шения кадровых вопросов. Правительство считает, что на государственных пред­ приятиях руководитель явля­ ется представителем государ­ ства как собственника' средств производства. И его, очевидно, надо не, избирать, а назначать. При этом конт­ роль за его деятельностью от имени собственника средств производства должны осуще­ ствлять соответствующие со­ юзные, республиканские и местные органы государствен ной власти. Безусловно, и в кадровых вопросах, решении задач, связанных с внутрихо­ зяйственной деятельностью никоим образом не умаляет ся роль общественных орга низаций и трудового коллек тива. При этом его совет до. жен постоянно держать в га л е ' зрения производственно­ экономическую , жизнь пред приятия.' По-другому будут решать­ ся вопросы кадров в коопе­ ративных и арендных пред­ приятиях, акционерных обще­ ствах, где широко использу­ ются коллегиальные органы управления, выборность ру­ ководителей,- их ответствен­ ность. перед членами коопе­ ратива, акционерами, то есть перед теми, кто является соб­ ственниками. (Продолжение на 2-й стр.) О ПОВЕСТКЕ ДНЯ ВТОРОГО СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР Съезд народных депутатов СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: включить в повестку дня вто­ рого Съезда следующие вопро- 1. О признании полномочий народных депута'ТСв СССР, из­ бранных после первого Съез­ да народных депутатов СССР. Доклад мандатной комиссии. . 2. О мерах по оздоровлению экономики, этапах экономиче­ ской реформы и принципиаль­ ных подходах к разработке тринадцатого пятилетнего пла­ на. Доклад Совета Министров 3. О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР по вопросам избирательной систе- 4. О регламенте Съезда на­ родных депутатов СССР и Вер­ ховного Совета СССР. 5. О проектах законодатель­ ных актов, определяющих ста­ тус народных депутатов в СССР, статус народных депу­ татов СССР и другие вопро­ сы, связанные с депутатской деятельностью. 8. О проекте Закона о кон­ ституционном надзоре в СССР. 7. Избрание Комитета кон­ ституционного надзора СССР. 8. Об усилении борьбы с ор­ ганизованной преступностью. 9. Сообщения комиссий, об­ разованных первым Съездом народных депутатов СССР, Ко­ митета Верховного Совета СССР по международным де­ лам о политической оценке ре­ шения о вводе советских войск в Афганистан, а также комис­ сии Верховного Совета СССР по рассмотрению привилегий, которыми пользуются отдель­ ные категории граждан. М. ГОРБАЧЕВ. Москва, Кремль. 12 декабря 1989 г. ЭКОНОМИКА: СОЦИАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ Н а в т о р о м С ъ е з д е н а р о д н ы х д е п у т а т о в С С С Р Обострившиеся проблемы со­ циально-экономической жизни страны, поиски оптимальных пу­ тей их 'решения — в центре внимания Съезда народных де­ путатов СССР, второй день ра­ боты которого, 13 декабря, на­ чался с практического рассмот­ рения включенных в повестку вопросов. Председательствовал М. С. Горбачев. ‘ С докладом мандатной ко­ миссии Съезда народных депу­ татов СССР выступил ее пред­ седатель Б. В. Гидаспов, Он сообщил, что в период между въездами произошли нокоторде изменения в составе высшего органа .власти. По пяти изби­ рательным округам были про­ ведены выборы. Мандатная ко­ миссия проверила всю докумен­ тацию, представленную Цент­ ральной избирательной комис­ сией, и считает законной реги­ страцию избранных народных депутатов. В настоящее время имеется еще 6 свободных мандатов в связи с выбытием народных де­ путатов СССР. В том числе в двух избирательных округах и ^о четырем общественны-М ор­ ганизациям. .Выборы уже наз­ начены. Съезд принял постановление, в котором признал полномочия вновь избранных депутатов — Д. В. ПавлычШ, П. К. При­ щепы, Н. М. Чепелева, М. Ш. Шаймиева, Ю. П. Щекочихи- Затем депутаты приступили к рассмотрению мер по оздо­ ровлению экономики, этапов экономической реформы и прин­ ципиальных подходов к разра­ ботке тринадцатого пятилетне­ го плана. С докладом высту­ пил Председатель Совета Ми­ нистров СССР депутат Н. И. Рыжков. в этом зале, на,помнил от­ крывший, дискуссию депутат Г. В. Новожилов, уже не 'раз звучало сравнение перестройки с самолетом.' Потому и появ­ ление на трибуне создателя са­ молетов не случайно. Особую роль 8 решении труд­ ных экономических проблем страны, в насыщении рынка потребительскими товарами, за­ метил он, играет наша про­ мышленность. К сожалению она работает сейчас не лучшим образом. К прежним пробле­ мам материально-технического обеспечения прибавилось ослаб­ ление трудовой и договорной дисциплины. Стремление неко­ торых поставщиков решить свои социальные проблемы за счет повышения цен, других специфических требований возвращают нас, по сути, к на­ туральному обмену. Поддержав намеченные в докладе подходы, оратор пред­ ложил дать правительству вре- -мя для их реализации, а 'за­ тем спросить на конкретный ре­ зультат. Шарахание а такой (Окончание на ;1*й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz