Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

13 декабря 1989 г,; № 284 (18 581) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ЛГПИ: сегодня и завтра 1. ПЕДВУЗ ГЛАЗАМИ школы Недавно бюро {Липецкого горкома партии рассмотрело вопрос о деятельности парткома и ректората ЛГПИ по совершенствованию подготовки педагогических кадров. Этому предшествовала большая и кропотливая работа^. В ней участвовали многие десятки людей: члены бригад горкома КПСС, работники гороно и роно Липецка, препо­ даватели вуза, учителя школ, студенты. Проанализиро­ вана работа парткома, ректората, деканатов, кафедр и других подразделений вуза. Прошли встречи информаци­ онно-пропагандистских групп горкома с секретарями фа­ культетских партбюро, директорами школ, учителями-ме- тодистами, молодыми учителями, недавними выпускника­ ми ЛГПИ. Такое углубленное знакомство с жизнью вуза дало во- зможнос^гь всесторонне оценить ньшепшее состояние учеб­ но-педагогического процесса, обобщить пщосы и минусы в перестройке педколлектива, его парткома, ректората. В подготовке вопроса на бйро принял участие и наш корреспондент. Материалы анализа, впечатления, наблю­ дения, личные беседы с педагогами школ, вуза, студента­ ми, молодыми учителями, работниками народного образо­ вания вылились в форму своеобразньпс писем-заметок. Они не претендуют на освещение всех аспектов жизни вуза, скорее затрагивают те из них, что наиболее Остро, заин­ тересованно, горячо обсуждались на встречах и на самом заседании бюро, и которые, на взгляд автора, требуют пе­ рвоочередного внимания педколлектива. Итак, письмо пе Три дня горком па'ртии напоминал импровизирован­ ный педагогический штаб. Сюда из всех районов Ли­ пецка, еще не «остыв» от ' уроков, приходили поочеред­ но сначала работники роно, директора и завучи школ, з атем ' — молодые учителя, чей стаж всего 1—3 года, и, наконец, старшие преподава­ тели и методисты. Три «кру- — Слишком мала была педпрактика в вузе — всего 3 месяца. Мы'приходили в школу и пассивно сидели на уроках раз в две недели. Нам это ничего не дало. Хо­ тели с другом сами вести во­ енно-патриотический клуб в средней школе № 12 — по­ чему-то не разрешили. А ведь кружки, клубы очень нуж­ ны, помогая занять ребят по- глых стола», оживленно шел обмен мнени­ ями. вспыхивали споры, по­ рой переходящие в полеми­ ку, были посвящены одной теме; каким видит сегодня школа наш Липецкий педа­ гогический, как оценивает за которыми лезно, разумно. Ведь мы фа­ ктически не знаем, что тво­ рится с рюбятами после шко­ лы, за ее порогом... Обеспокоенность тем,, что вне школы ребята оказьша- ются под влиянием ..улицы, --Л— подчкс легко знакомятся со усилия его’ коллектива в под- спиртным, наркотиками, что готовке учительской смены, среди подростков'распростра- чего ждет от вуза, его ученых нено курение (и даже в в плане перестройки, обнов- школах), выражали и ДРУГие ления народного образования? молодые педагоги. Чтобы Прежде всего, внимание противостоять всему этому, было обращено на молодых нунша основательная педаго- учителей, недавних вьшуск- гическая закалка. В вузе есть ников ЛШИ . Кстати, на педотряды, которые могли бы встречу собрались лучшие стать такой школой, но их ---------- дзно мало и они охватывают небольшое число студентов. Поворот к реальной 'жизни, проблемам «трудных» должен быть более активным. Завуч-организатор: — Хоть в вузе училась отлично, в школе почувство­ вала, что «плаваю» в мето­ дике урока. Может быть, ин­ ституту ! стоит почаще приг- педагоги, делегированные коллективами школ, уже ус­ певшие показать себя в де­ ле. Тем интереснее было уз­ нать их мнение о том, что дала и недодала им высшая ' школа, чем и как вооружила на студенческой скамье. Учительница истории в старших классах: — Самым трудным ока- --------- залось общение, поиск конта- лашать к себе лучших учи- кта с детрми. В вузе мы изу- телей-практиков из школ? чали психологию, педагоги- Завуч в школе-интернате: ку Но реальная школа, уче- — Работаю, как видите, в ники — все оказалось куда необычной школе, где, воспи- сложнее теории... Многое ос- тьтают'ся дети-сироты, из ваивала «на ходу». Ребята трудных семей. Изломанные пассивны, у них односторон- судьбы, особое развитие, ние интересы; дискотека. Оказался не готов к этому, осенний бал. Как их побудить сам ощущаю, что я больше к чему-то новому? Школьный предметник, чем воспитатель, комсомол не вьшолняет сво- Сейчас мне помогают учите- ей роли. Не понимаю и того, ля-коллеги,^ роно, учусь сам. почему существуют до сих А почему бы уже в вузе не пор раздельно учительская и проходить практику именно в ученическая комсомольские той школе, где предстоит тру- организации;,. диться? Учитель начальной воен- Учительница русского язы- ной подготовки; ка и литературы: — Мы не готовы и к обу­ чению детей, вынужденных до состоянию здоровья учи­ ться на дому. Не очень пред­ ставляем себе, как работать с семьей, родителями... Учительница истории: — В первый же, самый трудный год нам нередко поручают в школе еще и классное руководство. Нагру­ зка, поверьте, непосильная, И еще. Говорят нам: «Офор­ мляйте свой учебный кдби- не':?». Мы этого тоже не уме-' ем, в вузе даже образца ка­ кого-либо не было. Наше слабое место, а ес­ ли прямо говорить — про­ вал вообще — воспитатель­ ная работа. Мало чем умеем занять ребят. Да. у нас есть в вузе факультет обществен­ ных профессий. Но посеща­ ли его немногие. Почему? Не очень интересно, слиш­ ком мало того, что действи­ тельно нужно в школе, да и выбор небогат: хореография, фольклор, агитбригада. Это наиболее характерные высказьшания молодых педа­ гогов. Откровенные, может, чересчур резкие. Но. судя по другим встречам, е их старшими коллегами, недо­ работки вуза подмечены впо­ лне объективно. Старшие лишь дополнили их. Неготовность к реальной жизни, отметила заведующая гороно В. А. Смольянинова, обусловлена нечеткой орга­ низацией педагогической пра­ ктики студентов. Есть, коне­ чно, и хорошие примеры свя­ зи вуза и школ: .№ 49, 60 и факультета иностранного язы­ ка, № 12, 24 и кафедры пе­ дагогики, № 19,- 41, 61 и филфака. Ко 30 и кафедры физвоспитания. Постоянный контакт с учителями-практн- ками идет на пользу, по­ могая'устранить пробелы в обучении и воспитании сту-. дентов. Назывались имена преподавателей вуза, актив­ но помогающих школе. В их числе Т. Н. Распопова, Р. М. Кобзева, О. Г. Мельниченко, С. А. Шмаков, Б, Т, Панов их было и не так уж много в отзывах школьных учителей, если учесть, что в ЛШ И ра­ ботает 355 преподавателей. Почему? Мы в дальнейшем еще вернемся к этому вопро- Не умеют многие молодые учителя интересно провести классный час, им недостает знаний по детской психоло­ гии. Они слабо владеют шко­ льными учебниками и про­ граммами. Недостает подго­ товки для кружковой работы, профессиональных навыков: у некоторых выпускников пло­ хая дикция, низкая речевая культура, небогат словарный лот старшие коллеги общест­ венную активность молодых. Порой они равнодушны к жи­ зни школы, укло-няются от поручений {кстати, бывает и иное, когда на молодого учи­ теля взваливают непосиль­ ный общественный груз). Ра­ ботники роно в последние го­ ды замечают, что не такое простое дело — выдвинуть кого-то из молодых на пост завуча, директора школы. Те находят десятки причин из­ бежать ... повышения. Думает­ ся, что здесь прямые недора­ ботки вуза, его партийной, комсомольской организаций. Не раз упоминали учителя недавнюю статью из «Учи­ тельской газеты» — «Интел­ лигентность спасет школу». ■Да, в нашей школе, немало пострадавшей от бесчислен­ ных, непродуманных, не под­ крепленных экономически» ре­ форм, «остаточного принци­ па», невнимания общества к ее насущным нуждам, дол­ жен сегодня во.зобладать ин­ теллигентский дух, «Интел­ лигентность, как система взглядов, не связана" с уров­ нем образования;.; Интелли­ гентность — состояние, ес­ тественное состояние нравст­ венного человека. Интелли­ гентность ~ это и есть, ес­ ли угодно, нравственность» — отмечает в ней автор, сам педагог. К сожалению, как считают старейший учитель города из сш № 45 Т. П. Суровикина, учителя средних школ № 19 Г. А. Дейнека, № 30 Т, Н. Галенко и другие, молодым коллегам очень часто недос­ тает именно интеллигентнос­ ти, И дело не столько во вне­ шнем облике (хотя отмеча­ лось, что иные из них небре­ жны или чересчур вычурны в одежде), сколько в их повсе­ дневном поведении. ]Иолодой педагог нередко позволяет себе быть нетактичным, невы­ держанным с детьми и с бо­ лее старшими по возрасту, не проявляет тяги к самооб­ разованию, повышению про­ фессионального мастерства и вообще «ленив и не любопы­ тен к жизни». Может ли та­ кой педагог увлечь ребят, повести за собой, убедить словом и делом? Словом, речь идет о вос­ питании в самом широком понятии будущего учителя. Не урокодателя, а человека, настроенного на творчество, на самоотдачу. Как видим, взгляд школы на вуз оказался достаточно критичным, требовательным. Порой' оценки были даже суровы, но думаю,' что в них не было ни тени злопы­ хательства, преобладало же­ лание видеть работу своего, нашего пединститута’ более эффективной, иметь в его лице надежную опору' '■ льного учительства. А теперь пришло время посмотреть на те же пробле­ мы и с другой сторшы самого педагогического инсти­ тута. Об этом — в следуют щем письме. V • Л. ДУВИНА. РАБОЧАЯ ПОДДЕРЖКА Буквально накануне откры­ тия второго Съезда народных депутатов СССР коллектив объединения «Липецктелера- диобыттехника» отправил . в Москву телеграмму, в которой подчеркивалось, что рабочие и служащие предприятия акти­ вно поддерживают перестрой­ ку в стране, политику, прово­ димую партией, решительно вы- сказ'ываются против забасто­ вок и выступают за укрепле­ ние дисциплины. Текст телеграммы был при­ нят на многолюдном митинге в поддержку .перестройки, ко­ торый прошел в объединении. — Организован митинг был по инициативе самого коллек­ тива, —■ рассказывает секре­ тарь партийной организации объединения И. И. Харченко. — Увидели в «Ленинском знамени» фоторепортаж о та­ ком митинге, проведенном на НЛМК, И решили поддержать позицию металлургов и их ло- ^Разговор получился острым, проблемным. Речь шла и о всеобщем товарном дефиците, и об уоиливаюшейся в общест­ ве социальной напряженности, о справедливости в распределе­ нии доходов и явственно обоз­ начившейся кое-где ■>конфрон­ тации между рабочими и уп­ равленцами, аппаратом. Не мудрено, что и пути выхода аз кризиса, предлагаемые участ­ никами. митинга, часто резко отличались друг от друга. Начальник участка В. П. Су­ воров и начальник цеха И. В, Коротаев, . например, видели корень многих бед в слабой исполнительской дисциплине, радиомеханик И. В. Бобылев —в , недоста-йсах прежней из­ бирательной- системы, В. В. Давыдов —- в робости и непо­ следовательности многих пере- стмечных процессов. Естественно, особое внимание было уделено предстоящим вы­ др ам депутатов в Верховный Совет РСФСР » местные Сове­ ты. Здесь точка зрения была однозначной: в Советы — са­ мых достойных, решительных, принцшмальных, способных брать ответственность на себя. В. 8ИКТОРО»- Реаонане ПАРАДОКС КРИВОГО ЗЕРКАЛА в опубликованном в «Ленин­ ском знамени» 22 ноября пись­ ме «О парадоксе времени» его автор — рабочий труболитей­ ного цеха А. М. Полнарев об­ виняет кашу газету в якобы не­ объективном освешении отчет­ но-выборной профсоюзной кон­ ференции труболитейщиков. Не беремся судить о каче­ стве и остроте социальной на­ правленности своего материа­ ла. Отметим лишь, что он; полностью построен на крити­ ческих выступлениях рабочих и. служащих ~ участников конференции. Считаем своим долгом сообщить, что у А. М. Полнарева не было достаточ­ ных оснований заявлять о сво- .их суждениях о конференции, хотя бы потому, что он ушел с нее задолго до ее окончания, мотидируя это личной необхо­ димостью. Кстати сказать,эго вызвало резкое недбвольство делегатов и приглашенных. От- ^метив в своем выступлении ряд недостатков в деятельности це­ хового профсоюзного комите­ та и не внеся ни одного пред­ ложения по их устранению, Анатолий Мануилович пред­ почел удалиться, не пожелав, даже выслушать своих оппо­ нентов. Теперь о тех существенных, с точки зрения автора, «допол­ нительных деталях», без ко­ торых, на его взгляд, картина искажалась. А. М. Полнарев пишет о том, что на собрании поступи­ ло справедливое предложение признать работу цехкома за отчетный период неудовлетво­ рительной. При этом автор скромно умалчивает о том, что исходило это предложение, от него, и что все остальные де­ легаты проголосовали против этого «справедливого предло­ жения». Говоря о недостаточном уче­ те рекомендаций выступаю­ щих на конференции, А, М. Полнарев опять же имеёт - в виду свою рекомендацию, а точнее, саморекомендацию из­ брать. его в состав делегации на заводскую и отраслевую конференции. Но делегаты це­ ховой конференции не сочли нужным даже ставить данный, вошюс на голосование. , Далее автор сообщает, что И ряд других его предложений не вошел в текст проекта ре­ шения конференции, а присут- ствуюший на собрании предсе; датель профкома завода Ю. И. Чернов ко всему этому отнес­ ся безучастно. К сожалению, товарищ Пблнарев не мог слы­ шать заключительного выступ­ ления Ю. И, Чернова и пото­ му не вправе делать какие'бы то ни было выводы на этот конференции и состояния про­ фсоюзной жизни в цехе автор в своем письме переходит к оЙсуждению вопросов, практи­ чески не относящихся к пове­ стке дня. Даже свое рассмот­ рение итогов деятельности цех­ кома он сводит к личной субъ­ ективной оценке молодого председателя цехкома техноло­ га Л. Корневой, к оценке ее профессиональных качеств (кстати, об этом и слова не было сказано в ходе конфе­ ренции, и, естественно, не мо­ гла написать, предвосхищая мысли А. М. Полнарева, водская газета). Можно приводить другие примеры «упущенных» ' много­ тиражкой .'подобных «сущест­ венных»' деталей, имевших ме сто» на собрании. А. М. ПоЛ' нарев считает, что вновь из­ бранный председатель профсо­ юзного комитета цеха не за­ воевал доверия коллектива, так как был.избран не делега­ тами конференции, а только новым составом бюро цехкома. Однако сами делегаты прого­ лосовали на конференции за такой порядок выдвижения профсоюзного лидера, под­ твердив этим, что полностью доверяют избранному ими вому составу бюро. Жаль, . вда, что А. М. Полнарев об этом, видимо, не знал, так как, напомним еще раз, покину: конференцию задолго до ее окончания. Вот таковы приведенные ав­ тором «дополнительные де­ тали», без которых отчет о конференции,- по его мнению, оказался неполным и искажен­ ным. Кстати, цену им четко определили сами делегаты ■рабочие труболитейного цеха, которые в коллективном пись­ ме в редакцию нашей газеты написали о своем цринципиаль- ном несогласии с мнением А. Полнарева и в особенно­ сти с его оценкой деятельнос­ ти председателя цехкома проф­ союза Л. ;К.орневой. По поручению коллектива ре­ дакции многотиражной газеты «Знамя труда» Липецкого тру- . бного завода Г. ЛАХОВА, редактор. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДИСПЕТЧЕР МСОКВА, 12'. «Сатурн» —• так называется микропро­ цессорный комплекс, основанный на компьютерах четвер­ того поколения, который облегчит нелегкий труд железно­ дорожных диспетчеров. Большая группа советских специа­ листов — работников Октябрьской железной дороги — прошла стажировку в Великобритании. По договсфу с МПС фирма «Джеиерал сингл лимитед» ознакомила их с монтажом и наладкой новой системы. Первым «рабочим местом» электронного диспетчера, который вступит в строй в январе будущего года, станет дистанция М о ^ а —- Калинин, , (ТАСС). М Е Ш А У И Д Р О Д Н А Я И Н Ф О Р М А Ц И Я ПУТЬ к ПОНИМАНИЮ Кабинет профессора Леопольда Розенмайера в Венском институте социологии напоминает часть загородной да­ чи. Мягчий топчан, покрытый клетчатьш пледом, на сто­ ле рядом со стопкой книг большая чашка для чая. Хозяи­ ну нравится этот деревенский интерьер, он создает осо­ бое настроение для работы. Секретарша предупредила что у шефа времени в обрез, поэтому вопросы приходи­ лось задавать с ходу. —- Два с лишним десяти­ летия назад ваша работа «Интересы молодых» была одной из самых популярных книг целой плеяды советских «юнологов». С тех пор вы не изменяли молодежной те- Конечно, увлекали и другие темы, но молодежная проблематика оставалась до­ минирующей. Молодежь — тема вечная, и у нее столько граней, что исследовать ее можно без конца. Правда, круг моих интере- в смещался с Европейско­ го континента на Африканс­ кий и обратно. А вот послед­ няя работа — обширное пре­ дисловие к книге моих кол- «Молодежь — чудо-пти- ' Сейчас слежу за развити­ ем «революции Горбачева» в вашей стране, пытаюсь про­ никнуть в ее истоки, »понять трудности ньшешнего этапа. ■Окном в ваш мир для ме­ ня были книги Юрия Трифо­ нова. Каждое его произведе­ ние-' я считаю для себя очень важным. По глубине виде­ ния и осмысления он превос­ ходит многих социологов. Он как бы показьшал таким читателям н а ' Западе, как я; вот что надо знать и пере­ жить, прежде чем серьезно судить, о Советском Союзе. Сегодня у вас переломное время. Однако люди всюду остаются людьми, а правите­ льства правительствами. И если массы спрашивают; «По­ чему сахар по талонам? По­ чему нет мыла?», то люди у руля государства должны воспринимать это серьезно, как сигнал о непорядке на потребительском рьшке. Сей­ час новые времена, когда люди все меньше будут хо­ теть бронетранспортеров и пушек, а все больше вещей, которые нужны каждый день. но они у вас пока в дефици- — Сейчас стереотипы «хо­ лодной войны», психология «железного занавеса» сдают свои позиции. Что, по ваше­ му мнению, надо сделать, чтобы с обеих сторон демон- ----------- «образ врага»? дым людям Запада и Востока больше возможностей ездить в гости друг к другу. Чтобы наши такие разные миры сказали своему будущему: «Поезжайте и смотрите все сами!» Старательно и терпе­ ливо показывайте вашу стра­ ну молодежи Запада. И не только хорошее. Проблем не надо стыдиться, они есть у любого строя. Я не преуве­ личу, если скажу, что ваши молодые люди в достаточной мере счастливы. У них есть свои преимущества, и не стоит завидовать Западу, преклоняться перед «пресы­ щенностью» нашего общест­ ва. Не все то золото. что блестит. Да, на Западе можно го­ раздо дешевле купить джи­ нсы, видеотехнику, персо­ нальные компьютеры, но пусть ваши молодые люди хоть на минуточку задума­ ются, сколько у нас людей, которые в этом мире изоби­ лия лишены подобных ве­ щей. сколько у нас безрабо­ тных, молодых людей, стра­ дающих психической депрес­ сией, детей, остающихся без присмотра родителей, распа­ вшихся семей. |Мир, в котором мы живем. — это вовсе не рай. Когда приедут ваши посланцы, мы им покажем, какие у нас есть проблемы. Уверен, тогда они еще лучше будут понимать смысл и необходимость про­ исходящих в .ООСР перемен. Я читаю газеты и раду­ юсь, каких высот у вас дос­ тигли гласность и критика. Смело критикуют министров, человека больше не преследу­ ют за критику. Каждое мне­ ние уважается. Я часто ду­ маю: Б Австрии мы имеем высокий жизненный уровень. Но какой ценой это достиг­ нуто! В постоянной погоне за прибылью мы были бли­ зорукими. и эта недальнови­ дность разрушила у нас при­ роду. Окружающей среде мь1 нанесли много страшных ран. Сейчас у молодежи в кон­ фликте поколений есть хо­ роший козырь против стар­ ших: «Мир, который вы нам передаете, ~ никудышный. До чего вы его довели?» И это правда. Мы заковали го­ рода в бетон, мы посадили человека за руль авто, мы создали достаток для наших детей. А теперь, оглядыва­ ясь назад, мы задумываемся й спрашиваем себя: «А ' не слишком ли дорогая цена .га- плачена за это?» — Но разве примирение между Востоком и Западом принесет покой человечеству, когда сотни миллионов не имеют крьшги над головой, неграмотны,^ голодны, лише­ ны элементарной медицинс­ кой помощи, обделены инфо­ рмацией? Не стоим ли мы пе­ ред новыми потрясениями и угрозами?.. , —т Для многих молодых людей на Западе «третий мир» не больше чем экзоти­ ка. А всю его боль и крик о помощг^ трудно почувствовать по газетным сообщениям, те­ лерепортажам или рассказам очевидцев. Эго все надо ви-' деть собственными глазами — умирающих от недоеда­ ния детей, пораженные са­ ранчой посевы, гибнущие ле- Содрошувшись от этих реальностей нашего века, мо­ лодое сердце не останется равнодушным. И с тем же му­ жеством - и последователь­ ностью, - с какими молодые люди выступали против ра­ кет в Европе, они будут вы­ ступать за то, чтрбы разви­ вающимся странам дать сре­ дства для решения глобаль­ ных проблем, от которых не в малой степени зависит бу­ дущее планеты. Бывая в Африке в период проведения своих исследова­ ний по взаимоотношениям молодых и старших поколе­ ний, я видел, что юность хо­ чет следова'гь путем прогрес­ са, добиваться высоких стан­ дартов жизни. А вот нашу молодежь культ денег и по­ клонение телевидению, мо­ тору, новейшей электронике заставляют жить в мире при­ зрачных иллюзий. Для них комфорт и потребительство ассоциируется с настоящим счастьем. И многие забыва­ ют о морали и нравственно­ сти. становятся эгоистами и циниками. В таком подходе к жизни виновны и мы — старшие, поскольку не быДи достаточно критичны к нему. ■ — Что бы вы пожелали Европе завтрашнего дня, мо­ лодым людям, которые гото­ вятся вступить в двадцать первый век? — Побольше духовности, поэтичности и романтики. Надо с большим интересом изучать собственную и дру­ гие культуры. к хорошо знать свою историю. Знать, чтобы лучше ориентировать­ ся в океане лгизни. . Я знаю, каковы масшта­ бы, экономические возмож­ ности и культурный потенци­ ал Советского -Союза. К это­ му удивительному наследию ' мир только п'рикоснулся. Нам предстоит сообща выдвигать перспективные «европейские идеи», концепции, объединя­ ющие нас. Многое из .этого лежит в прошлом, в' глубин­ ных пластах истории. Я убе­ жден: только-знание — путь к пониманию других. Советс­ кая перестройка' тоже про­ возглашает это, и потому в ней заинтересованы все, включая Запад. Неудача ва­ шего эксперимента может стать крахом очень многих надежд, которые возникли за пределами границ СССР у миллионов людей. , Интервью взял , В МИЛЮТЕНКО. (АПН). Вена—Москва. ТАГГ СООБЩАЕТ (НЬЮ-ЙОРК. Жители го­ рода Найак (штат -Нью-Йорк) с удовольствием рассматри­ вают в эти дни праздничные витриньцмагазинов, украшен­ ные в канун приближающе­ гося рождества нарядными елками, санта-клаусами, раз­ ноцветными шарами и дру­ гими игрушками. Однако оформленная в конце прош­ лой недели к празднику но­ вая витрина небольшого ан­ тикварного магазина Арлин Либерман, расположенного в самом центре Найака, навер­ няка вызвала удивление и замешательство не одного прохожего. Дело в том, что за стеклом вместо обычной новогодней елки стоял уве­ шенный гирляндами разно­ цветных лампочек... элект­ рический стул. По словам хо­ зяйки магазина, столь мрач­ ное украшение выставлено в ее витрине только с одной целью — для привлечения внимания общественности к проблеме смертной казни в США. ДЕЛИ. Дорожная полиция Индии отньше не будет бло­ кировать движение транспо­ рта, когда на улицах появ­ ляется кортеж премьер-ми­ нистра. Как сообщает, ин­ формационное агентство П'ТИ. распоряжение об этом отдал премьер-министр Ин­ дии Вишванатх Пратап |Оингх. Ожидается, что его примеру последуют и другие члены правительства. Ин­ дийские политические обоз­ реватели указывают, что подобные популистские ме­ ры несомненио, привлекут на сторону новогй политическо­ го руководства страны сим­ патии простых граждан, ко­ торые прежде неоднократно связи с практикой блокиро­ вания улиц, пока по ним не. промчатся машины с высо­ копоставленными чиновни­ ками и членами правитель- 1Специальное подразделе­ ние индийской полиции лик­ видировало в понедельник банду пиратов, действовав­ шую в районе Госаба, в шта­ те Западная Бенгалия, на по­ бережье Бенгальского зали­ ва. Разбойники были захва­ чены внезапно — четыре че­ ловека убиты на месте, три­ надцать пытались бежать на лодке, но,- спасаясь от авто­ матных очередей, бросились в воду и, как объявлено, «ве­ роятно, утонули», Полиция захватила огнестрельное ору­ жие, боед)шпасы, значите­ льные суммы денег, а глав­ ное — смогла освободить 52 рыбака, которых пираты за­ хватили несколько дней на­ зад' и держали как заложни- в ожидании выкупа. {ТАСЮ, 13 декабря). Д В А МИ РА , Ш АГАЮЩ ИХ РЯДОМ ... «Разрыв между бедной и богатой Амери­ кой все больше увеличивается...» — с тре­ вогой написал опубликовавший это снятое в Нью-Йорке фото влиятельный еженедель­ ник «Тайм». Фотохроника ТАСС, НА ПОРОГЕ НОВЫХ ОТНОШЕНИИ (ВАШИНГТОН. Президент США Джордж Буш охарак- теризсшал недавнюю встречу у берегов Мальты с совет­ ским руководителем Михаи­ лом Горбачевым как «очень обещающую». Выступая в шжедельник на пресс-конфе­ ренции для редакторов аме­ риканских газет в Белом до­ ме, глава администрации ска­ зал, 'ЧТО «мы находимся на пороге волнующих новых отношений между -США и ООСР». (ТАСС). ТАКОЙ ДОЛГИЙ ВЕК ДЕЛИ, Одна из самых из­ вестных долгожительниц из южноиндийского штата Та­ милнад — Исмаил Б иби уме; рла после непродолжитель­ ной болезни. В этом году) свидетельствует . информаци­ онная служба газеты «;Ин- диан экспресс», ей перевали­ ло за 1217 лет. Родственники усопшей сходятся во мнении, что Исмаил Биви «хорошо' пожила». Она многое пови­ дала на своем веку и была свидетельницей событий, ко­ торые ее внуки, правнуки и .праправнуки изучали по уче­ бникам истории. (ТАСС). «ЖЭНЬМИНЬ ЖИБАО» БЬЕТ ТРЕВОГУ (ПЕКИН. С призьшом ог­ раничить производство креп­ ких спиртных напитков в Китае выступила газета «ЗКэньминь жибао». Только в минувшем году, приводит она конкретную статистику, на вьшуск крепких спиртных напитков в стране было из­ расходовано 12,5 млн тонн зерна. Этого количества бы­ ло бы достаточно, чтобы про­ кормить все население страны в течение целого месяца. Ки­ тай. чье подушевое произво­ дство зерновых лишь немно­ гим превышает 300 кг, ука­ зывает газета, це поз­ волить себе подобной роско­ ши. Достаточно сказать, что население КНР ежегодно во­ зрастает более чем на Ю млн. человек, а площадь пахотных земель сокращается на сот­ ни тысяч гектаров. .Бесконтрольное наращи­ вание вьшуска спиртного усу­ губляет нехватку зерна, на импорт которого Китай вы­ нужден тратить валюту. То­ лько в минувшем году из-за рубежа было ввезено 15 млн тонн зерна, указьшает «Жэнь- минь жибао». ПОЧЕМУ ПАДАЕТ РОЖДАЕМОСТЬ РИМ. Население Италии сокращается. -К такому выво­ ду приходят ученые и специ­ алисты, об это.м с тревогой пишут местные газеты и жу­ рналы. Главная причина - - резкое падение рождаемости в стране; Как сообщает Цен­ тральный институт статисти­ ки (ИрТАТ), сейчас на каж­ дую тысячу итальянцев при­ ходится всего 9 новорожден­ ных в год; что является од­ ним из самых низких пока­ зателей не только в Европе, но и во всем мире. Так, в ■ США он равен 15.5, в Да­ нии — 11, а в ФРГ 10,3. Почему современная ита- л ,янская семья отказывается иметь нескольких детей, а порой даже и одного ребен­ ка? Многочисленные исследо­ вания показывают, что глав­ ную причину следует искать в социально-экономических проблемах, стоящих перед молодыми итальянца.ми; не­ хватке дешевого жилья, не­ дорогих детских садов и уч­ реждений ясельного типа, стремительном росте стоимо­ сти жизни, сохраняюше.\1Ся высоком уровне безработицы Кроме этого, в условиях от­ сутствия эффективной по.мо- щи со стороны общее <ва и го­ сударства рождение ребенка рассматривается многими как потеря -■.личной свобол1.!>.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz