Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
13 декабря 1989 г,; № 284 (18 581) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ЛГПИ: сегодня и завтра 1. ПЕДВУЗ ГЛАЗАМИ школы Недавно бюро {Липецкого горкома партии рассмотрело вопрос о деятельности парткома и ректората ЛГПИ по совершенствованию подготовки педагогических кадров. Этому предшествовала большая и кропотливая работа^. В ней участвовали многие десятки людей: члены бригад горкома КПСС, работники гороно и роно Липецка, препо даватели вуза, учителя школ, студенты. Проанализиро вана работа парткома, ректората, деканатов, кафедр и других подразделений вуза. Прошли встречи информаци онно-пропагандистских групп горкома с секретарями фа культетских партбюро, директорами школ, учителями-ме- тодистами, молодыми учителями, недавними выпускника ми ЛГПИ. Такое углубленное знакомство с жизнью вуза дало во- зможнос^гь всесторонне оценить ньшепшее состояние учеб но-педагогического процесса, обобщить пщосы и минусы в перестройке педколлектива, его парткома, ректората. В подготовке вопроса на бйро принял участие и наш корреспондент. Материалы анализа, впечатления, наблю дения, личные беседы с педагогами школ, вуза, студента ми, молодыми учителями, работниками народного образо вания вылились в форму своеобразньпс писем-заметок. Они не претендуют на освещение всех аспектов жизни вуза, скорее затрагивают те из них, что наиболее Остро, заин тересованно, горячо обсуждались на встречах и на самом заседании бюро, и которые, на взгляд автора, требуют пе рвоочередного внимания педколлектива. Итак, письмо пе Три дня горком па'ртии напоминал импровизирован ный педагогический штаб. Сюда из всех районов Ли пецка, еще не «остыв» от ' уроков, приходили поочеред но сначала работники роно, директора и завучи школ, з атем ' — молодые учителя, чей стаж всего 1—3 года, и, наконец, старшие преподава тели и методисты. Три «кру- — Слишком мала была педпрактика в вузе — всего 3 месяца. Мы'приходили в школу и пассивно сидели на уроках раз в две недели. Нам это ничего не дало. Хо тели с другом сами вести во енно-патриотический клуб в средней школе № 12 — по чему-то не разрешили. А ведь кружки, клубы очень нуж ны, помогая занять ребят по- глых стола», оживленно шел обмен мнени ями. вспыхивали споры, по рой переходящие в полеми ку, были посвящены одной теме; каким видит сегодня школа наш Липецкий педа гогический, как оценивает за которыми лезно, разумно. Ведь мы фа ктически не знаем, что тво рится с рюбятами после шко лы, за ее порогом... Обеспокоенность тем,, что вне школы ребята оказьша- ются под влиянием ..улицы, --Л— подчкс легко знакомятся со усилия его’ коллектива в под- спиртным, наркотиками, что готовке учительской смены, среди подростков'распростра- чего ждет от вуза, его ученых нено курение (и даже в в плане перестройки, обнов- школах), выражали и ДРУГие ления народного образования? молодые педагоги. Чтобы Прежде всего, внимание противостоять всему этому, было обращено на молодых нунша основательная педаго- учителей, недавних вьшуск- гическая закалка. В вузе есть ников ЛШИ . Кстати, на педотряды, которые могли бы встречу собрались лучшие стать такой школой, но их ---------- дзно мало и они охватывают небольшое число студентов. Поворот к реальной 'жизни, проблемам «трудных» должен быть более активным. Завуч-организатор: — Хоть в вузе училась отлично, в школе почувство вала, что «плаваю» в мето дике урока. Может быть, ин ституту ! стоит почаще приг- педагоги, делегированные коллективами школ, уже ус певшие показать себя в де ле. Тем интереснее было уз нать их мнение о том, что дала и недодала им высшая ' школа, чем и как вооружила на студенческой скамье. Учительница истории в старших классах: — Самым трудным ока- --------- залось общение, поиск конта- лашать к себе лучших учи- кта с детрми. В вузе мы изу- телей-практиков из школ? чали психологию, педагоги- Завуч в школе-интернате: ку Но реальная школа, уче- — Работаю, как видите, в ники — все оказалось куда необычной школе, где, воспи- сложнее теории... Многое ос- тьтают'ся дети-сироты, из ваивала «на ходу». Ребята трудных семей. Изломанные пассивны, у них односторон- судьбы, особое развитие, ние интересы; дискотека. Оказался не готов к этому, осенний бал. Как их побудить сам ощущаю, что я больше к чему-то новому? Школьный предметник, чем воспитатель, комсомол не вьшолняет сво- Сейчас мне помогают учите- ей роли. Не понимаю и того, ля-коллеги,^ роно, учусь сам. почему существуют до сих А почему бы уже в вузе не пор раздельно учительская и проходить практику именно в ученическая комсомольские той школе, где предстоит тру- организации;,. диться? Учитель начальной воен- Учительница русского язы- ной подготовки; ка и литературы: — Мы не готовы и к обу чению детей, вынужденных до состоянию здоровья учи ться на дому. Не очень пред ставляем себе, как работать с семьей, родителями... Учительница истории: — В первый же, самый трудный год нам нередко поручают в школе еще и классное руководство. Нагру зка, поверьте, непосильная, И еще. Говорят нам: «Офор мляйте свой учебный кдби- не':?». Мы этого тоже не уме-' ем, в вузе даже образца ка кого-либо не было. Наше слабое место, а ес ли прямо говорить — про вал вообще — воспитатель ная работа. Мало чем умеем занять ребят. Да. у нас есть в вузе факультет обществен ных профессий. Но посеща ли его немногие. Почему? Не очень интересно, слиш ком мало того, что действи тельно нужно в школе, да и выбор небогат: хореография, фольклор, агитбригада. Это наиболее характерные высказьшания молодых педа гогов. Откровенные, может, чересчур резкие. Но. судя по другим встречам, е их старшими коллегами, недо работки вуза подмечены впо лне объективно. Старшие лишь дополнили их. Неготовность к реальной жизни, отметила заведующая гороно В. А. Смольянинова, обусловлена нечеткой орга низацией педагогической пра ктики студентов. Есть, коне чно, и хорошие примеры свя зи вуза и школ: .№ 49, 60 и факультета иностранного язы ка, № 12, 24 и кафедры пе дагогики, № 19,- 41, 61 и филфака. Ко 30 и кафедры физвоспитания. Постоянный контакт с учителями-практн- ками идет на пользу, по могая'устранить пробелы в обучении и воспитании сту-. дентов. Назывались имена преподавателей вуза, актив но помогающих школе. В их числе Т. Н. Распопова, Р. М. Кобзева, О. Г. Мельниченко, С. А. Шмаков, Б, Т, Панов их было и не так уж много в отзывах школьных учителей, если учесть, что в ЛШ И ра ботает 355 преподавателей. Почему? Мы в дальнейшем еще вернемся к этому вопро- Не умеют многие молодые учителя интересно провести классный час, им недостает знаний по детской психоло гии. Они слабо владеют шко льными учебниками и про граммами. Недостает подго товки для кружковой работы, профессиональных навыков: у некоторых выпускников пло хая дикция, низкая речевая культура, небогат словарный лот старшие коллеги общест венную активность молодых. Порой они равнодушны к жи зни школы, укло-няются от поручений {кстати, бывает и иное, когда на молодого учи теля взваливают непосиль ный общественный груз). Ра ботники роно в последние го ды замечают, что не такое простое дело — выдвинуть кого-то из молодых на пост завуча, директора школы. Те находят десятки причин из бежать ... повышения. Думает ся, что здесь прямые недора ботки вуза, его партийной, комсомольской организаций. Не раз упоминали учителя недавнюю статью из «Учи тельской газеты» — «Интел лигентность спасет школу». ■Да, в нашей школе, немало пострадавшей от бесчислен ных, непродуманных, не под крепленных экономически» ре форм, «остаточного принци па», невнимания общества к ее насущным нуждам, дол жен сегодня во.зобладать ин теллигентский дух, «Интел лигентность, как система взглядов, не связана" с уров нем образования;.; Интелли гентность — состояние, ес тественное состояние нравст венного человека. Интелли гентность ~ это и есть, ес ли угодно, нравственность» — отмечает в ней автор, сам педагог. К сожалению, как считают старейший учитель города из сш № 45 Т. П. Суровикина, учителя средних школ № 19 Г. А. Дейнека, № 30 Т, Н. Галенко и другие, молодым коллегам очень часто недос тает именно интеллигентнос ти, И дело не столько во вне шнем облике (хотя отмеча лось, что иные из них небре жны или чересчур вычурны в одежде), сколько в их повсе дневном поведении. ]Иолодой педагог нередко позволяет себе быть нетактичным, невы держанным с детьми и с бо лее старшими по возрасту, не проявляет тяги к самооб разованию, повышению про фессионального мастерства и вообще «ленив и не любопы тен к жизни». Может ли та кой педагог увлечь ребят, повести за собой, убедить словом и делом? Словом, речь идет о вос питании в самом широком понятии будущего учителя. Не урокодателя, а человека, настроенного на творчество, на самоотдачу. Как видим, взгляд школы на вуз оказался достаточно критичным, требовательным. Порой' оценки были даже суровы, но думаю,' что в них не было ни тени злопы хательства, преобладало же лание видеть работу своего, нашего пединститута’ более эффективной, иметь в его лице надежную опору' '■ льного учительства. А теперь пришло время посмотреть на те же пробле мы и с другой сторшы самого педагогического инсти тута. Об этом — в следуют щем письме. V • Л. ДУВИНА. РАБОЧАЯ ПОДДЕРЖКА Буквально накануне откры тия второго Съезда народных депутатов СССР коллектив объединения «Липецктелера- диобыттехника» отправил . в Москву телеграмму, в которой подчеркивалось, что рабочие и служащие предприятия акти вно поддерживают перестрой ку в стране, политику, прово димую партией, решительно вы- сказ'ываются против забасто вок и выступают за укрепле ние дисциплины. Текст телеграммы был при нят на многолюдном митинге в поддержку .перестройки, ко торый прошел в объединении. — Организован митинг был по инициативе самого коллек тива, —■ рассказывает секре тарь партийной организации объединения И. И. Харченко. — Увидели в «Ленинском знамени» фоторепортаж о та ком митинге, проведенном на НЛМК, И решили поддержать позицию металлургов и их ло- ^Разговор получился острым, проблемным. Речь шла и о всеобщем товарном дефиците, и об уоиливаюшейся в общест ве социальной напряженности, о справедливости в распределе нии доходов и явственно обоз начившейся кое-где ■>конфрон тации между рабочими и уп равленцами, аппаратом. Не мудрено, что и пути выхода аз кризиса, предлагаемые участ никами. митинга, часто резко отличались друг от друга. Начальник участка В. П. Су воров и начальник цеха И. В, Коротаев, . например, видели корень многих бед в слабой исполнительской дисциплине, радиомеханик И. В. Бобылев —в , недоста-йсах прежней из бирательной- системы, В. В. Давыдов —- в робости и непо следовательности многих пере- стмечных процессов. Естественно, особое внимание было уделено предстоящим вы др ам депутатов в Верховный Совет РСФСР » местные Сове ты. Здесь точка зрения была однозначной: в Советы — са мых достойных, решительных, принцшмальных, способных брать ответственность на себя. В. 8ИКТОРО»- Реаонане ПАРАДОКС КРИВОГО ЗЕРКАЛА в опубликованном в «Ленин ском знамени» 22 ноября пись ме «О парадоксе времени» его автор — рабочий труболитей ного цеха А. М. Полнарев об виняет кашу газету в якобы не объективном освешении отчет но-выборной профсоюзной кон ференции труболитейщиков. Не беремся судить о каче стве и остроте социальной на правленности своего материа ла. Отметим лишь, что он; полностью построен на крити ческих выступлениях рабочих и. служащих ~ участников конференции. Считаем своим долгом сообщить, что у А. М. Полнарева не было достаточ ных оснований заявлять о сво- .их суждениях о конференции, хотя бы потому, что он ушел с нее задолго до ее окончания, мотидируя это личной необхо димостью. Кстати сказать,эго вызвало резкое недбвольство делегатов и приглашенных. От- ^метив в своем выступлении ряд недостатков в деятельности це хового профсоюзного комите та и не внеся ни одного пред ложения по их устранению, Анатолий Мануилович пред почел удалиться, не пожелав, даже выслушать своих оппо нентов. Теперь о тех существенных, с точки зрения автора, «допол нительных деталях», без ко торых, на его взгляд, картина искажалась. А. М. Полнарев пишет о том, что на собрании поступи ло справедливое предложение признать работу цехкома за отчетный период неудовлетво рительной. При этом автор скромно умалчивает о том, что исходило это предложение, от него, и что все остальные де легаты проголосовали против этого «справедливого предло жения». Говоря о недостаточном уче те рекомендаций выступаю щих на конференции, А, М. Полнарев опять же имеёт - в виду свою рекомендацию, а точнее, саморекомендацию из брать. его в состав делегации на заводскую и отраслевую конференции. Но делегаты це ховой конференции не сочли нужным даже ставить данный, вошюс на голосование. , Далее автор сообщает, что И ряд других его предложений не вошел в текст проекта ре шения конференции, а присут- ствуюший на собрании предсе; датель профкома завода Ю. И. Чернов ко всему этому отнес ся безучастно. К сожалению, товарищ Пблнарев не мог слы шать заключительного выступ ления Ю. И, Чернова и пото му не вправе делать какие'бы то ни было выводы на этот конференции и состояния про фсоюзной жизни в цехе автор в своем письме переходит к оЙсуждению вопросов, практи чески не относящихся к пове стке дня. Даже свое рассмот рение итогов деятельности цех кома он сводит к личной субъ ективной оценке молодого председателя цехкома техноло га Л. Корневой, к оценке ее профессиональных качеств (кстати, об этом и слова не было сказано в ходе конфе ренции, и, естественно, не мо гла написать, предвосхищая мысли А. М. Полнарева, водская газета). Можно приводить другие примеры «упущенных» ' много тиражкой .'подобных «сущест венных»' деталей, имевших ме сто» на собрании. А. М. ПоЛ' нарев считает, что вновь из бранный председатель профсо юзного комитета цеха не за воевал доверия коллектива, так как был.избран не делега тами конференции, а только новым составом бюро цехкома. Однако сами делегаты прого лосовали на конференции за такой порядок выдвижения профсоюзного лидера, под твердив этим, что полностью доверяют избранному ими вому составу бюро. Жаль, . вда, что А. М. Полнарев об этом, видимо, не знал, так как, напомним еще раз, покину: конференцию задолго до ее окончания. Вот таковы приведенные ав тором «дополнительные де тали», без которых отчет о конференции,- по его мнению, оказался неполным и искажен ным. Кстати, цену им четко определили сами делегаты ■рабочие труболитейного цеха, которые в коллективном пись ме в редакцию нашей газеты написали о своем цринципиаль- ном несогласии с мнением А. Полнарева и в особенно сти с его оценкой деятельнос ти председателя цехкома проф союза Л. ;К.орневой. По поручению коллектива ре дакции многотиражной газеты «Знамя труда» Липецкого тру- . бного завода Г. ЛАХОВА, редактор. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДИСПЕТЧЕР МСОКВА, 12'. «Сатурн» —• так называется микропро цессорный комплекс, основанный на компьютерах четвер того поколения, который облегчит нелегкий труд железно дорожных диспетчеров. Большая группа советских специа листов — работников Октябрьской железной дороги — прошла стажировку в Великобритании. По договсфу с МПС фирма «Джеиерал сингл лимитед» ознакомила их с монтажом и наладкой новой системы. Первым «рабочим местом» электронного диспетчера, который вступит в строй в январе будущего года, станет дистанция М о ^ а —- Калинин, , (ТАСС). М Е Ш А У И Д Р О Д Н А Я И Н Ф О Р М А Ц И Я ПУТЬ к ПОНИМАНИЮ Кабинет профессора Леопольда Розенмайера в Венском институте социологии напоминает часть загородной да чи. Мягчий топчан, покрытый клетчатьш пледом, на сто ле рядом со стопкой книг большая чашка для чая. Хозяи ну нравится этот деревенский интерьер, он создает осо бое настроение для работы. Секретарша предупредила что у шефа времени в обрез, поэтому вопросы приходи лось задавать с ходу. —- Два с лишним десяти летия назад ваша работа «Интересы молодых» была одной из самых популярных книг целой плеяды советских «юнологов». С тех пор вы не изменяли молодежной те- Конечно, увлекали и другие темы, но молодежная проблематика оставалась до минирующей. Молодежь — тема вечная, и у нее столько граней, что исследовать ее можно без конца. Правда, круг моих интере- в смещался с Европейско го континента на Африканс кий и обратно. А вот послед няя работа — обширное пре дисловие к книге моих кол- «Молодежь — чудо-пти- ' Сейчас слежу за развити ем «революции Горбачева» в вашей стране, пытаюсь про никнуть в ее истоки, »понять трудности ньшешнего этапа. ■Окном в ваш мир для ме ня были книги Юрия Трифо нова. Каждое его произведе ние-' я считаю для себя очень важным. По глубине виде ния и осмысления он превос ходит многих социологов. Он как бы показьшал таким читателям н а ' Западе, как я; вот что надо знать и пере жить, прежде чем серьезно судить, о Советском Союзе. Сегодня у вас переломное время. Однако люди всюду остаются людьми, а правите льства правительствами. И если массы спрашивают; «По чему сахар по талонам? По чему нет мыла?», то люди у руля государства должны воспринимать это серьезно, как сигнал о непорядке на потребительском рьшке. Сей час новые времена, когда люди все меньше будут хо теть бронетранспортеров и пушек, а все больше вещей, которые нужны каждый день. но они у вас пока в дефици- — Сейчас стереотипы «хо лодной войны», психология «железного занавеса» сдают свои позиции. Что, по ваше му мнению, надо сделать, чтобы с обеих сторон демон- ----------- «образ врага»? дым людям Запада и Востока больше возможностей ездить в гости друг к другу. Чтобы наши такие разные миры сказали своему будущему: «Поезжайте и смотрите все сами!» Старательно и терпе ливо показывайте вашу стра ну молодежи Запада. И не только хорошее. Проблем не надо стыдиться, они есть у любого строя. Я не преуве личу, если скажу, что ваши молодые люди в достаточной мере счастливы. У них есть свои преимущества, и не стоит завидовать Западу, преклоняться перед «пресы щенностью» нашего общест ва. Не все то золото. что блестит. Да, на Западе можно го раздо дешевле купить джи нсы, видеотехнику, персо нальные компьютеры, но пусть ваши молодые люди хоть на минуточку задума ются, сколько у нас людей, которые в этом мире изоби лия лишены подобных ве щей. сколько у нас безрабо тных, молодых людей, стра дающих психической депрес сией, детей, остающихся без присмотра родителей, распа вшихся семей. |Мир, в котором мы живем. — это вовсе не рай. Когда приедут ваши посланцы, мы им покажем, какие у нас есть проблемы. Уверен, тогда они еще лучше будут понимать смысл и необходимость про исходящих в .ООСР перемен. Я читаю газеты и раду юсь, каких высот у вас дос тигли гласность и критика. Смело критикуют министров, человека больше не преследу ют за критику. Каждое мне ние уважается. Я часто ду маю: Б Австрии мы имеем высокий жизненный уровень. Но какой ценой это достиг нуто! В постоянной погоне за прибылью мы были бли зорукими. и эта недальнови дность разрушила у нас при роду. Окружающей среде мь1 нанесли много страшных ран. Сейчас у молодежи в кон фликте поколений есть хо роший козырь против стар ших: «Мир, который вы нам передаете, ~ никудышный. До чего вы его довели?» И это правда. Мы заковали го рода в бетон, мы посадили человека за руль авто, мы создали достаток для наших детей. А теперь, оглядыва ясь назад, мы задумываемся й спрашиваем себя: «А ' не слишком ли дорогая цена .га- плачена за это?» — Но разве примирение между Востоком и Западом принесет покой человечеству, когда сотни миллионов не имеют крьшги над головой, неграмотны,^ голодны, лише ны элементарной медицинс кой помощи, обделены инфо рмацией? Не стоим ли мы пе ред новыми потрясениями и угрозами?.. , —т Для многих молодых людей на Западе «третий мир» не больше чем экзоти ка. А всю его боль и крик о помощг^ трудно почувствовать по газетным сообщениям, те лерепортажам или рассказам очевидцев. Эго все надо ви-' деть собственными глазами — умирающих от недоеда ния детей, пораженные са ранчой посевы, гибнущие ле- Содрошувшись от этих реальностей нашего века, мо лодое сердце не останется равнодушным. И с тем же му жеством - и последователь ностью, - с какими молодые люди выступали против ра кет в Европе, они будут вы ступать за то, чтрбы разви вающимся странам дать сре дства для решения глобаль ных проблем, от которых не в малой степени зависит бу дущее планеты. Бывая в Африке в период проведения своих исследова ний по взаимоотношениям молодых и старших поколе ний, я видел, что юность хо чет следова'гь путем прогрес са, добиваться высоких стан дартов жизни. А вот нашу молодежь культ денег и по клонение телевидению, мо тору, новейшей электронике заставляют жить в мире при зрачных иллюзий. Для них комфорт и потребительство ассоциируется с настоящим счастьем. И многие забыва ют о морали и нравственно сти. становятся эгоистами и циниками. В таком подходе к жизни виновны и мы — старшие, поскольку не быДи достаточно критичны к нему. ■ — Что бы вы пожелали Европе завтрашнего дня, мо лодым людям, которые гото вятся вступить в двадцать первый век? — Побольше духовности, поэтичности и романтики. Надо с большим интересом изучать собственную и дру гие культуры. к хорошо знать свою историю. Знать, чтобы лучше ориентировать ся в океане лгизни. . Я знаю, каковы масшта бы, экономические возмож ности и культурный потенци ал Советского -Союза. К это му удивительному наследию ' мир только п'рикоснулся. Нам предстоит сообща выдвигать перспективные «европейские идеи», концепции, объединя ющие нас. Многое из .этого лежит в прошлом, в' глубин ных пластах истории. Я убе жден: только-знание — путь к пониманию других. Советс кая перестройка' тоже про возглашает это, и потому в ней заинтересованы все, включая Запад. Неудача ва шего эксперимента может стать крахом очень многих надежд, которые возникли за пределами границ СССР у миллионов людей. , Интервью взял , В МИЛЮТЕНКО. (АПН). Вена—Москва. ТАГГ СООБЩАЕТ (НЬЮ-ЙОРК. Жители го рода Найак (штат -Нью-Йорк) с удовольствием рассматри вают в эти дни праздничные витриньцмагазинов, украшен ные в канун приближающе гося рождества нарядными елками, санта-клаусами, раз ноцветными шарами и дру гими игрушками. Однако оформленная в конце прош лой недели к празднику но вая витрина небольшого ан тикварного магазина Арлин Либерман, расположенного в самом центре Найака, навер няка вызвала удивление и замешательство не одного прохожего. Дело в том, что за стеклом вместо обычной новогодней елки стоял уве шенный гирляндами разно цветных лампочек... элект рический стул. По словам хо зяйки магазина, столь мрач ное украшение выставлено в ее витрине только с одной целью — для привлечения внимания общественности к проблеме смертной казни в США. ДЕЛИ. Дорожная полиция Индии отньше не будет бло кировать движение транспо рта, когда на улицах появ ляется кортеж премьер-ми нистра. Как сообщает, ин формационное агентство П'ТИ. распоряжение об этом отдал премьер-министр Ин дии Вишванатх Пратап |Оингх. Ожидается, что его примеру последуют и другие члены правительства. Ин дийские политические обоз реватели указывают, что подобные популистские ме ры несомненио, привлекут на сторону новогй политическо го руководства страны сим патии простых граждан, ко торые прежде неоднократно связи с практикой блокиро вания улиц, пока по ним не. промчатся машины с высо копоставленными чиновни ками и членами правитель- 1Специальное подразделе ние индийской полиции лик видировало в понедельник банду пиратов, действовав шую в районе Госаба, в шта те Западная Бенгалия, на по бережье Бенгальского зали ва. Разбойники были захва чены внезапно — четыре че ловека убиты на месте, три надцать пытались бежать на лодке, но,- спасаясь от авто матных очередей, бросились в воду и, как объявлено, «ве роятно, утонули», Полиция захватила огнестрельное ору жие, боед)шпасы, значите льные суммы денег, а глав ное — смогла освободить 52 рыбака, которых пираты за хватили несколько дней на зад' и держали как заложни- в ожидании выкупа. {ТАСЮ, 13 декабря). Д В А МИ РА , Ш АГАЮЩ ИХ РЯДОМ ... «Разрыв между бедной и богатой Амери кой все больше увеличивается...» — с тре вогой написал опубликовавший это снятое в Нью-Йорке фото влиятельный еженедель ник «Тайм». Фотохроника ТАСС, НА ПОРОГЕ НОВЫХ ОТНОШЕНИИ (ВАШИНГТОН. Президент США Джордж Буш охарак- теризсшал недавнюю встречу у берегов Мальты с совет ским руководителем Михаи лом Горбачевым как «очень обещающую». Выступая в шжедельник на пресс-конфе ренции для редакторов аме риканских газет в Белом до ме, глава администрации ска зал, 'ЧТО «мы находимся на пороге волнующих новых отношений между -США и ООСР». (ТАСС). ТАКОЙ ДОЛГИЙ ВЕК ДЕЛИ, Одна из самых из вестных долгожительниц из южноиндийского штата Та милнад — Исмаил Б иби уме; рла после непродолжитель ной болезни. В этом году) свидетельствует . информаци онная служба газеты «;Ин- диан экспресс», ей перевали ло за 1217 лет. Родственники усопшей сходятся во мнении, что Исмаил Биви «хорошо' пожила». Она многое пови дала на своем веку и была свидетельницей событий, ко торые ее внуки, правнуки и .праправнуки изучали по уче бникам истории. (ТАСС). «ЖЭНЬМИНЬ ЖИБАО» БЬЕТ ТРЕВОГУ (ПЕКИН. С призьшом ог раничить производство креп ких спиртных напитков в Китае выступила газета «ЗКэньминь жибао». Только в минувшем году, приводит она конкретную статистику, на вьшуск крепких спиртных напитков в стране было из расходовано 12,5 млн тонн зерна. Этого количества бы ло бы достаточно, чтобы про кормить все население страны в течение целого месяца. Ки тай. чье подушевое произво дство зерновых лишь немно гим превышает 300 кг, ука зывает газета, це поз волить себе подобной роско ши. Достаточно сказать, что население КНР ежегодно во зрастает более чем на Ю млн. человек, а площадь пахотных земель сокращается на сот ни тысяч гектаров. .Бесконтрольное наращи вание вьшуска спиртного усу губляет нехватку зерна, на импорт которого Китай вы нужден тратить валюту. То лько в минувшем году из-за рубежа было ввезено 15 млн тонн зерна, указьшает «Жэнь- минь жибао». ПОЧЕМУ ПАДАЕТ РОЖДАЕМОСТЬ РИМ. Население Италии сокращается. -К такому выво ду приходят ученые и специ алисты, об это.м с тревогой пишут местные газеты и жу рналы. Главная причина - - резкое падение рождаемости в стране; Как сообщает Цен тральный институт статисти ки (ИрТАТ), сейчас на каж дую тысячу итальянцев при ходится всего 9 новорожден ных в год; что является од ним из самых низких пока зателей не только в Европе, но и во всем мире. Так, в ■ США он равен 15.5, в Да нии — 11, а в ФРГ 10,3. Почему современная ита- л ,янская семья отказывается иметь нескольких детей, а порой даже и одного ребен ка? Многочисленные исследо вания показывают, что глав ную причину следует искать в социально-экономических проблемах, стоящих перед молодыми итальянца.ми; не хватке дешевого жилья, не дорогих детских садов и уч реждений ясельного типа, стремительном росте стоимо сти жизни, сохраняюше.\1Ся высоком уровне безработицы Кроме этого, в условиях от сутствия эффективной по.мо- щи со стороны общее <ва и го сударства рождение ребенка рассматривается многими как потеря -■.личной свобол1.!>.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz