Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
12 декабря 1989 г., ^Гг 283 (18 580) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Выступление С. ГОРБАЧЕВА Начало на 1-й и 2-й стр.) странами. Буш по существу намерен предоставить СССР режим наибольшего благо приятствовании, открыть для финансовых институтов США возможность кредитования экспорта, а также выделения кредитов, заключить согла шение о гарантировании аме риканских инвестиций в Со ветском Союзе. Эти и неко торые др^тие предпринимае мые администрацией шаги да ют американским деловым кругам сигнал смелее выхо дить на советский рынок. Это соответствует их настрое- Вашно также, что амери канское р^^ководетво меняет свой подход к участию. Со ветского Союза в междуна родных экономических и фи нансовых организациях. В целом создается впечатление, что «экономическую войну» против нас Вашингтон решил закончить. Если суммарно охаракте ризовать результаты' доволь но интенсивного обсуждения нами военно-политических вопросов, можно с достаточ ной уверенностью сказать, что 1990 'году обещана судьба одного из самых про дуктивных периодов с точки зрения достижения догово ренностей в этой области. Конкретно мы условились с президентом, что в следую щем году будут подписаны: — советско-американский договор о 50-процентном со кращении стратегических на ступательных вооружений; — многостороннее согла шение о сокращении обыч ных вооруженных сил и во оружений в Европе, которое, как мы предложили, подле жит подписанию на высшем уровне: — двустороннее советско- американское соглашение о радикальном сокращении ар сеналов химического ору жия как часть усилий по полному запрещению хими ческого оружия и ликвида ции его запасов: — протоколы к догово рам 1974 и 1976 годов об ограничении подземных, ж- йы^таний ядерного оружия, и ядерных взрывов в мирных Кроме того, в 1990 году будут, .как мы надеемся, на чаты переговоры о новых сферах ограничения ■ воору жений, укрепления безопас ности и стабильности. Мы договорились с Бушем, что обе стороны примут актив ное участие в многосторон них переговорах по «откры тому небу», а также по пред ложенной нами концепции более,широкой открытости, охватывающей не только не бо, но и сушу, моря, океаны и космос. Мы предложили начать, не откладывая, переговоры, ка сающиеся военно-морских сил СССР и США, а также полной ликвидации тактиче ского ядерного оружия воен но-морских сил. Этому во просу Советский Союз придает большое значе ние, ибо в условиях про гресса в деле сокраще ния вооружений в разных областях мы Не можем ми риться с угрозой нашей без опасности, безопасности на ших союзников, исходящей со стороны морей и океанов. Я уже публично излагал нашу оценку состоявшихся! переговоров ,по европейской тематике. Хочу лишь отте нить ту мысль, что нами с Бушем достигнута обнаде живающая степень взаимопо нимания в отношении необ ходимости проведения взве шенной, осторожной линии в условиях глубинных про цессов,, протекающих в За падной и Восточной Европе., Это относится и к герман ской проблематике. Думаю, . важно также, что все эти про блемы нами видятся прежде всего в контексте общеевро пейского процесса. Разговор о региональных конфликтах касался Афгани стана, Центральной Америки, Ближнего Востока. Ливана и некрторых •других проблем. Обобщенно хотел бы отме тить. что беседы нц эту ост рую тематику на этот раз проходили в более делово.м и предметном плане. С обеих сторон была; проявлена боль шая готовность учитывать взаимные интересы. Та и другая сторона проявили воз росшую способность воспри- ним-ать аргументацию друг друга. В общем, переговоры на этот счет отличались за метной непредвзятостью к оценкам, информаций и по зициям партнера.- Разумеется, расхождения, •и немалые, остаются, но важ но, что появился другой, бо лее деловой, разумный под ход. Соответственно, перспек тивы мирного урегулирова ния нам видятся сейчас бо лее оптимистически. В целом с президентом Бушем у нас состоялся круп ный разговор. ,И мы рассмат риваем его как начало но- вого этапа в советско-аме риканских отношениях. По вторяю, перемены, происхо дят большие, весомые. Уже совершился переход Ьт кон фронтации к большему взаи мопониманию. Теперь мы пе реходим к более высокой степени взаимопонимания и даже взаимодействия. И ес ли американское руководст во будет продолжать дейст вовать с позиции высокой от ветственности, то мы можем перейти к деловому партнер- Теперь последнее за мечание. Что конкретно да ла нам проделанная во внеш неполитической сфере работа для дела мира, для нашей страны, для перестройки? Прежде всего — она еще дальше отодвинула угро зу войны, обеспечила упрочение основ между народной безопасности, А раз так, то это означает— надежды н1а сохранение и укрепление благоприятных внешних условий нашего строительства становятся все более осязаемыми. Это дает нам возможность осуществлять намеченные со кращения военных расходов, численности вооруженных сил, развёртывать конвер сию военного производства. Делая все это, мы, конечно, не можем упускать из виду того, что влиятельные круги на Западе все еще не отка зались от политики с пози ции силы, все еще стремят ся заполучить себе односто ронние преимущества. В се годняшних условиях, как и в будущем, разумная доста точность предполагает безус ловное обеспечение защиты законных интересов нашей Родины. Из этого мы и ис ходим. Я об этом хочу сказать вот в какой связи. С одной стороны, мы хотим в резуль тате разоруженческих про цессов ослабить гонку воору жений, в которую оказались втянутыми вместе с Амери кой и другими странами. Ведь даже на нынешнюю пя тилетку намечался . прирост национального дохода — не знаю, говорил ли я это на Пленуме ЦК или нет, — в пределах 22 процентов, а расходов■на военные нужды — 40 с лишним процентов. То есть даже прирост дохо да в значительной мере дол жен был поглощаться гонкой вооружений. Мы , видим, как это сказалось на развитии экономики, деформировало ее. От этих крайностей надо освобождаться. Но не может быть предметом дискуссий надежная безопасность стра- ■ ны. Мы должны иметь совре- менщ'ю, оснащенную новей- Когда процесс разоруже ния начал разворачиваться, начали поступать, как гово рят, и лихие предложения, и вплоть до того, чтобы,ликви дировать армию, весь обо ронный сектор. Это несерьез но, и можно было бы на это не реагировать, но надо ска зать, что пытаются подобные взгляды подбросить общест венному мнению, зародить какое-то, так сказать, броже ние по отношению, к армии, к тем нашим людям, кто обеспечивает оборону. Я ду маю. эти крайности мы долж ны отсекать, переводя нашу работу по вопросам безопас ности в нормальное и есте ственное русло. Обеспечивая гарантию защищенности стра ны, надо не впадать ни в ка кие крайности. Нормализация и улучше ние отношений с Западом по зволяют нам далее расши рить масштабы и углублять содержание экономического сотрудничества е капиталисти ческими странами. Мы все шире выходим на новые формы взаимоотношений, включая в них, как я уже го ворил, механизмы коопера ции, подходя в-ряде случаев к связям интеграционного характера. Это, бесспорно, значительно обогащает наши возможности. Но, разумеется, надо полностью отдавать себе отчет, что использовать их мы сможем только в том случае, если значительно по высим собственную энергию, ответственность и делови тость, будем осваивать но вые формы сотрудничества. В ходе последних встреч на ' высшем уровне, в частности в Великобритании, во Фран ции, Финляндии, Италии, мы договорились о том, чтобы, заключая новые Соглашения, подписывая контракты, одно- временно создавать надежные механизмы контроля за их выполнением. Эти ' механиз мы и с нашей стороны дол жны работать безукоризнен- В целом можно сказать, что наши инициативы на международной арене верну ли СССР, , его внешней поли тике всепланетное признание, как фактора мира, безопас ности и свободы народов. Реалистические подходы - к существующим проблемам, учет интересов всех членов мирового сообщества обеспе чивают этим инициативам вы сокую эффективность. Все это способствует осуществле нию перестройки, создает не обходимый для ее продвиже ния вперед международный . В заключение, товарищи, хотел бы сказать вот о чем. Сейчас невероятно ответст венный и сложный период в ' жизни мира, в развитии со циализма, нашей страны. Происходят перемены фунда ментального значения, созда ются институты, которые бу дут определять, каким наше общество будет на десятиле тия вперед. Вот мера ответ ственности КПСС, которая генерирует политику перест ройки-и объединяет общест во, консолидирует его ради достижения этих , великих целей. ! Нам трудно, мы сталкива емся с неординарными собы тиями; ситуациями. Но, това рищи, такие переломы, та-- кие изменения не могут про^ исходить плавно. Это — ре волюционные события, и .они осуществляются в революци онных формах, сопровож. даются ломкой стереотИ'; пов, к которым обще ство привыкло. Это, преж де всего', настоящая револю ция в умах. Я бы просил членов ЦК, руководителей всех уровней сохранять «высоту взгляда» при анализе событий. Если мы с вами будем подпадать под давление текущих собы тий, отдельных фактов — запаникуем, растеряемся — это будет передаваться всей партии, народу. Нельзя нерв ничать, как бы трудно ни бы- , ло. Мы не гарантированы от ошибок, допустили просчеты и в годы перестройки. Но надо действовать так. чтобы этих ошибок было меньше. И каждый практический шаг сверять с долговременными ориентирами, чтобы уверен но продвигаться по избран ному пути. Надеюсь, у нас в Цент ральном Комитете партии на этом исключительно важном этапе есть в этом отношении ; • полное взаимопонимание. (Аллодис.менты). ОБ ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОГО БЮРО ЦК КПСС Доклад Геенральносгеокретаря ЦК КПС М. С. ГОБРАЧЕВА на Плеунме ЦК КПСС9 декабря 1989 года Товарищи! Как вы помни те, на прошлом Пленуме ЦК КПСС мы начали разговор о целесообразности создания в Центральном Комитете соот ветствующих структур для координации партийной ра боты в Российской Федера- При всей важности того, что происходит сейчас в стра не, во всех республиках, про блемы России имеют для су деб перестройки, упрочения прогресса нашего многонаци онального Союза ключевое значение. , Эти проблемы накаплива лись в течение длительного' времени, и их решение тре бует совместных, усилий на рода, скоординированных » действий коммунистов рес публики, Советов, всех го сударственных ■и обществен- , ных организаций. Если сказать кратко, Рос сийская Федерация, безуслов но, заслуживает иного отно шения и- иного внимания, И, думаю, члены Централь ного Комитета разделяют это мнение. Более того, не которые уже и высказыва лись по этому вопросу. Все мы знаем, что РСФСР — сложнейшее политиче- , ское, социально-экономиче ское и национальное образо вание. Неоценима роль, ко торую сыграли русский на род, другие народы Россий ской Федерации в револю ционных преобразованиях, на чатых Велики.м Октябрем, в превращении Советского Союза в могучую индустри альную страну, преодолении N экономической и культурной . отсталости многих наций и народностей, в отстаивании независимости нашего госу дарства и завоеваний социа лизма на полях Великой Оте чественной, войны. И .в сов ременных условиях трудящие ся республики вносят огром ный вклад, в развитие всей страны, в развертывание пе рестроечных процессов. Известно, каким уникаль ным экономическим и науч но-техническим потенциалом обладает Российская Феде рация. На ее территории про живает более половины, ес ли быть точным — 51,2 про цента, населения страны. ■Удельный вес Российской Федералщи в национальном доходе составляет около 60 процентов. В России сосре доточена преобладающая часть топливно-энергетиче ских, водных и лесных ре-_ сурсов, запасов полезных ис копаемых. Республика про изводит 92 процента нефти и древесины, 84 процента грузовых автомобилей, 74 процента газа. 62 процента электроэнергии, около 60 к процентов цемента, пласт- 'т ' масс, синтетических смол, основную долю оборонной продукции. За счет экспорт ной выручки от продукции Российской Федерации . пок рывается большая часть им порта, потребляемого в стра- Поистине правы те. кто называет РСФСР становым хребтом нашего Союза. Но мы также знаем, что огром ные достижения русского и других народов Российской Федерации неразрывно свя заны с усилиями, причем многолетними усилиями, бо льшим вкладом других со ветских народов‘всех наших республик. Многое делалось в респуб лике упорным, самоотвер женным ТРУД0.М народа и в последние годы. Осуществле ны грандиозные програм.мы освоения новых районов, про кладывались тысячекило- метровые транспортные ма гистрали, возводились новые города, жизнь приходила в самую отдаленную россий скую глубинку. Но одновре менно все^ больше давали о себе знать проблемы, беру- а д е истоки, в искажении принципов экономической и социальной политики, гру бых ошибках и просчетах при размещении производи; тельных сил. А главное —• атмосфера застоя не позво ляла своевременно произве сти , изменения, диктуемые временем, использовать воз можности и учесть требова ния научно-технического прогресса. Серьезные деформации, просчеты в политике, в прак тической деятельности нанес ли немалый урон Россий ской Федерации, сказались на социальном развитии го родов и сел российского цен тра, Сибири, Дальнего Вос тока, других' районов РСФСР. Породили неблаго, приятную демографическую ситуацию, угрожающую ■эко логическую обстановку в це-, лых регионах. Принимавшие ся решения по Нечерно земью, да и по другим реги онам, в частности,и по разви тию восточных районов стра ны, были явно недостаточ ными. Кроме того, они и не выполнялись в полном объ- По сути формальный харак тер и.мело самоуправление в автономных республиках, краях, областях, округах. В трудном положении оказа лись .иногие народы Севера, Сибири. Дальнего Востока. Как и в других районах страны, в РСФСР утрачены многие памятники истории и культуры. И хотя в послед нее время прилагаются зна чительные усилия для сбе режения нашего культурно го достояния, здесь еще ра боты. как говорится, край непочатый. В последнее время порой приходится сльппать сужде ния, будто прошлые дёфор- мации 'И нынешние труднос ти страны исходят, прежде всего, от России, , которая при этом отождествляется с центром. Скажем прямо, по добные - суждения противоре чат и правде истории, и про стой человеческой объектив ности. Не русские, как и представители какой-либо другой национальности, ви новны в наших бедах, това рищи. А сталинщина, команд но-административная систе ма, тяжесть которых испы тали ' на себе все народы СССР и от которых мы сей час с большими трудностям ми избавляемся. Нельзя не учитывать, что народам России пришлось преодолевать экономичес кую и культурную отста лость, доставшуюся в наслед ство. огромные потери и раз рушения в годы гражданской и Ве.такой Отечественной войн, нести огромные затра ты на обеспечение безопас ности страны. Какую бы сторону жизни мы ни взяли — экономиче скую, социальную, духовную, — все говорит о том, что есть настоятельная потреб ность коренного изменения отношения к российским про блемам. Решения этих про блем, конечно, могут быть найдены только в русле пе- рестройки, глубоких преобра зований социально-экономи ческих, политических, орга низационных. Поступают многочислен ные предложения, нацелен ные на укрепление государ ственного суверенитета Рос сии. Как известно, уже пред приняты и еще будут пред приниматься меры по созда нию новых республиканских органов. В Верховном Сове те РСФОР впервые форми руются палаты '— Совет Республики и Совет Национа-, льностей. В ведение РСФСР переданы союзные строитель ные министерства, образова но союзно-ресц.убликанское Министерство внутренних дел. Одобрен ряд мероприя тий по развитию средств массовой информации Рос сийской Федерации-, будут введены постоянные роесий- ские программы на Центра льном телевидении и Все союзном радио, станут изда ваться новые газеты, обще ственно-политические и : ли тературные журналы. Выд вигается инициатива созда ния республиканских проф союзных, комсомольских структур,, других обществен ных организаций. Активно идет проработка вопроса об образовании Российской Ака демии наук. И, конечно, рассматривая проблемы Российской Феде-- рации, нельзя обойтись без продвижения в вопросах пар тийного строительства. Каким же должен быть руководящий орган партий ных организаций РСФСР? Вопрос этот очень важный и многогранный. . Он выходит за рамки Российской Феде рации, имеет общепартий ный, общесоюзный характер. Развернувшееся обсужде ние показывает, что диапа зон мнений весьма широк, вплоть до взаимоисключаю щих: от призывов создать компартию и соответственно ЦК Компартии России до предложений оставить все как есть. Различные точки зрения имеют под собой оп- редёлеяную почву и аргумен ты. Поэтому нам надо прини мать решение весьма осмот рительно и взвешенно. Хо тим мы того или нет, но ис- ' торическая роль, политичес кий вес, экономический по- тенциал, огромная террито рия, многонациональный со став и целый ряд других фак торов определяют своеобра зие положения РСФСР в Советском Союзе и исклю чают какое бы то ни было упрощение в решении рос сийских проблем. Мы не раз обсузкдали этот вопрос в ЦК с участи ем руководителей краевых и областных парторганизаций республики и пришли к вы воду о целесообразности на данном этапе создания Рос сийского бюро ЦК КПСС. ■К тому, что сказано в пла не характеристики РСФСР, хочу добавить, что здесь жи вут и работают 54,5 процен та членов и кандидатов в члены КПСС. В России на ходятся более 46 процентов всех первичных организаций КПСС. В республике дейст вуют. 52 процента первич ных организаций партии, воз главляемых парткомами, и три четверти — возглавляе- , мых парткомами с правами райкомов от общего числа их в партии. Иными словами, в Российской Федерации сосре доточены ■в основном наибо лее крупные организации КПСС. Из чего же нам необхог димо исходить? Думается, правильным может быть лишь такое решение, кото рое учитывает интересы и Российской Федерации, и всего Союза. Именно такой сбалансированньй учет об щесоюзных и республикан ских интересов заложен в принципикльньй установках платформы КПСС по нацио нальной политике. В ней однозначно выраже но стремление партии доби ватъся восстановления в на шем Союзе ленинского прин чипа национального самооп ределёния. Это предполага ет наполнение реальным со держанием суверенитета со юзных республик в укрепле нии их политической, эконо мической и культурной са мостоятельности. В намеченном русле Цент ральным Комитетом осущест вляются меры по демократи зации внутрипартийных от ношений. повышению роли, первичных, районных, ок- ружньк, городских, област ных, краевых, и особенно — республиканских, парторга низаций в решении основных вопросов своей практической деятельности. Все это касается, безус ловно, и России. Процесс ее национального , самоопреде ления также предполагает наполнение новым содержа нием жизни всех государст венных и обществеяньгх рес публиканских организаций и, разумеется, партийных, Речь идет о более широ ких возможностях для реа лизации политического по тенциала Российской ■Феде рации, об усилении демокра тической линии в партии и, во всей политической систе ме об.щества. ' Вместе с тем, решая про блемы общественно-полити ческой жизни РСФСР, мы руководствуемся положени ем платформы партии по на циональному вопросу о том, что она объективно была и остается консолидирующим началом всего нашего Сою за. И все шаги в направле нии организации партийных сил России должны прове ряться по критерию укрепле ния нашего Союза и единст ва нашей партии. Мы долж -, ны ясно представлять, как те или иные решения по влияют на центробежные и центростремительные. тен денции, не нарушат ли они органичное равновесие в Союзе в целом,' не подольют ли горючегб в костер, кото рый кое-кто сегодня усилен но раздувает. Перестраивая партию, все мерно расширяя права и са мостоятельность республи канских партийных организа ций, мы обязаны пристально следить за тем, чтобы не пе реступить черту, за которой возникла бы опасность раз рушения КПСС как единой политической организации, важнейшей интегрирующей силы Союза. Ц сожалению, не все в партии до конца сознают возможные разрушительные последствия федерализации КПСС. Есть' и такие, кто ощу щает грозящую опасность, но не Знает, как с ней бороть ся, как противостоять поли тической стихии, и потому движется туда, ■ куда эта стихия увлекает. Суть на шей позиции в том, что -рас; ширение прав и самостояте льности республиканских партийных организаций дол жно способствовать лучшему учету национальных осо бенностей, местной спе цифики, умелому сочета нию национальных и интер национальных ценностей, а не Их противопоставлению. Если повредить этот жиз ненный нерв всего нашего по литического организма, то очень многое можно поста вить под угрозу. В связи с этим хочу на Пленуме Центрального Ко- митёта партии еще раз обра титься. к ЦК компартии, ко всем коммунистам . Литвы, где такие вопросы приобре ли острую актуальность. Именно этим продиктовано мое обращение к коммуйис- там Литвы. И я прощу их отнестись к нашей озабочен ности е самым большим вни манием. Мы надеемся, что съезд компартии республики, который вы будете прово дить в ближайшее, время и на котором состоится обсуж дение актуальных проб лем, станет как бы про работкой предложений для XXVIII съезда КПСС. Товарищ Бразаускас, я прямо говорю Вам это, пе ред лицом всего Централь ного Комитета партии: не преуменьшайте свою личную роль как первый секретарь ЦК Компартии Литвы в пра вильном решении этих воп- Очевидно, нужны конкрет ные меры для повышения статуса партийньк организа ций России. Вместе с тем важно, чтобы они носили продуманный характер, осу ществлялись по мере накоп ления опыта. Поэтому мы рассматриваем предложение об образовании Российского бюро ЦК КПСС как первый шаг в формировании новых партийных структур респуб лики. Как пойдет развитие дальше, покажут жизнь, по литическая практика, опыт. В наши дни кардинально меняется все общество, об новляются методы и формы работы партии. Созданы ус ловия для свободного выра жения мнения коммунистов, для альтернативных выборов руководителей, перестраива ется работа аппарата. Все сферы партийной жизни от крыты для критики. В цент ре- и на местах ведутся ак тивные поиски путей утверж дения того, что Ленин назы вал «властью партийных Сейчас радикально меня ются и функции КПСС. Речь идет о партии как полити ческом авангарде общества, которая отказывается от командных, директивных ме тодов руководства, ничего и никому не собирается навя зывать. Она должна быть способной ясно и четко вы ражать в своей политике то, что сознает народ, Действо вать методами убеждения, идейного влияния, участвуя через коммунистов во всех , процессах жизни общества. Мы обновляем партию, пе рестраиваем ее с учетом но вых функций как политиче ского авангарда общества. Но мы остаемся во йсех сфе рах жизни общества. Пар тия, предлагая народу поли тику, советуясь с ним, будет ее отстаивать везде, где тру дятся коммунисты. Уверен, в новых .услови ях Российское бюро ЦК КПСС может и должно стать полноценным политиче ским органом, способным на самостоятельное решение практических задач. Для это го перестройкой созданы все возможности. В количествен ном, отношении бюро предла гается сформировать не большим. 'Учитывая зна чимость парторганизации Российской Федерации в об щепартийной жизни, Полит бюро выносит на ваше рас смотрение предложение, что бы это бюро возглавлял' Ге- те^а.№ный секретарь ЦК В состав бюро можно бы ло бы ввести секретарей ЦК, занимающихся вопроса ми партийной работы и со циально-экономической по литики в РСФСР, Председа телей Верховного Совета и Совета Министров республи ки, а также других товари щей. Давайте посоветуемся, поищем оптимальный вари ант, чтобы здесь не довлел должностной принцип к вме сте с тем, чтобы мы имели достаточно авторитетный и работоспособный партий ный орган. Размышляли мы и об ап парате бюро и пришли к вы воду, анализируя прошлый опыт, товарищи, что особого аппарата создавать не следу ет. а сосредоточить на воп росах партийной работы в Российской Федерации часть нынешнего аппарата ЦК КПСС. Он, по сути дела, и сегодня занимается этим, На до только четко очертить и определить круг его обязан ностей и меру ответственно- Какими видятся наиболее приоритетные задачи, стоя щие перед Российским бю ро? Это прежде всего зада чи политические. Они связа ны с развитием перестроеч ных и демократических про цессов, с укреплением в Рос сии системы подлинного на родовластия Советов, с по вышением авангардной роли партийных организаций Рос сийской Федерации. Бюро могло бы периодически со зывать по наиболее значи мым •проблемам общероссий ские партийные конферен- Далее. Бюро • не может стоять в стороне от выработ ки экономической политики в масштабах республики, ре шения задач, связанных с подготовкой перевода рес публики на рельсы хозрасче та и экономической самостоя тельности. А главное — не обходимо осуществить реши тельный поворот во всей хо зяйственной политике, кото рый привел бы к оздоровле нию экономики республики, гарантировал удовлетворе- ■ ние насущных потребностей людей, повышение их жиз-' ненного уровня, коренным об разом улучшил экологичес кую обстановку. Одной из первых задач Российского бюро ЦК, Вер-, ховного Совета и правитель ства республики должно стать создание эффективной системы управления с уче том того, что Россия вклю чает в себя крупнейшие ре гионы, такие, как Дальний Восток, ^Сибирь, Урал, По волжье,' Центр, Северо-За пад, Северный Кавказ. Все это крупнейшие регионы ■ страны. Их экономический потенциал равнозначен не редко потенциалу целых го сударств. А управление эти ми мощными народнохозяй- ственными комплексами з а - ' централизовано, осуществля ется по-прежнему из Моск вы, что, конечно, наносшт ,ущерб 'их развитию, а зна чит. и развитию страны. Ре шение этой нанважнейшей экономической и политиче ской проблемы должно, по- видимому, стать одной из первейших задач Российско го бюро ЦК, Верховного Со вета и правительства респуб- В серьезном совершенст вовании нуждается и нацио нально-государственное стро ительство в РСФСР. Это и расширение прав автономных республик, областей, округов во всех сферах государствен ного, хозяйственного, куль турного строительства. Это и вопросы создания •' нацио нальных районов в местах компактного проживания представителей различных на циональностей, укрепления дружбы и сотрудничества н а - . родов, проживающих в ' рес- В центре внимания Рос сийского бюро ЦК должны находиться проблемы разви тия культуры, образования и науки, сохранения и приум ножения историко-культур ного наследия всех народов Российской Федерации. Предстоит активизировать деятельность существующих и -новых республиканских творческих союзов и объеди нений и других российских структур. Конечно, товарищи, надо сознавать, что любые орга низационные меры, даже та кие крупные, как создание Российского бюро ЦК, сами по себе не смогут решить всего комплекса острейших жизненных проблем. Но, не сомненно, предлагаемый се годня шаг будет способство вать более динамичному со циально-экономическому , и .политическому развитию РСФСР, послужит интересам русского народа, всех наро дов Российской Федерации, всего нашего Союза. Пр^шу высказаться по 'предложенным мерам, чтобы после дискуссии Пленум мог принять соответствующее ре шение. ■ Готовимся к выборам ИЗ ЧЕТЫРЕХ КАНДИДАТУР в шестом цехе Данковско- го химического завода нема ло уважаемых людей, нас тоящих мастеров своего де ла. Поэтому перед участни ками предвыборно1-о собра ния стояла весьма непростая задача - - определить канди дата в депутаты городского Совета. Как не ошибиться и выдвинуть на ответственную общественную работу достой ного во всех отношениях че ловека? -Первой взяла слово ла борант Р, И Ковешиикова Она предложила кандидату ру своей коллеги П. Р. Струцеяко. Выбор продикто ван отнюдь не приятельски ми отношениями. — Полина Романовна — депутат городского Совета последнего созыва, — отме тила Р, И. Ковешиикова. — Все мы убедились в том, как добросовестно относится она к наказам избирателей, как внимательна и доброжелате льна к людям. Опыт депутат ской работы и впредь помо жет ей с честью выполнять непростые обязанности на родного избранника. В .поддержку кандидатуры П, Р. Струценко выступили гидроЬиолог В. С. Беляева и мастер смены М,. Н. Алек сандрова, Они отметили, что з а двадцать лет работы в це хе Полина Романовна стала отличным .специалистом, ак тивной общественницей,, Но при всем уважении к П. Р. Струценко были и дру гие мнения. Аппаратчик В. И. Долгих, к примеру, остано вил свой выбор на старшем мастере Л. С. Депутатовой. Ему импонируют актив ность кандидата, молодой за^ дор, умение строить хоро шие взаимоотношения в кол лективе. Все правильно, эти качест ва очень необходимы народ ным избранникам. Однако сама Л,' С. Депутатова вовсе не склонна переоценивать свои возможности. Она счи тает, что маленький стаж, отсутствие должного опыта общественной работы явля ется достаточно серьезным препятствием на пути к де путатскому мандату, а по этому взяла самоотвод и на звала альтернативную канди датуру — машиниста газо- дувных установок А, Н. Ка- Не умаляя достоинств наз ванных товарищей, слесарь В, А, Баловнев отдал пред почтение мастеру по ремон- ту в. А. Попову, Выбор не случаен. Вячеслав дрович — человек на^заводе известный и автори-тетный- ветеран цроизводства, орде ноносец, член парткома, де легат XXVI съезда КПСС. Вероятно, какдый из этих людей достоин представлять коллектив .Х1ГМИКОВ в город ском Совете, и не зря о каждом из них на собрании было сказано так много хо роших и благодарных слов. Тем не менее в резул таге голосования кан-дадатом в де путаты городского Совета вновь выдвинута П. Р Стру- цен' о А. 1У1ЕРЛЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz