Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 12 декабря 1989 г., № 283 (18 580) Выступление С. ГОРБАЧЕВА (Продолжёше. Начало на 1-й стр.). Конституции за историю Со ветской власти. Давайте на сей раз создадим закон, по которому страна будет .жить Говоря обо всем этом, то- варищи, хочу еще раз под черкнуть, что такой подход никоим образом не означает намерения уйти от проблем, которые надо решать сегод ня или завтра. Там, где кон ституционные нормы мешают это делать, их. конечно, надо пересматривать, чтобы не сдерживать искусствецно пе рестроечные процессы, об новление общества. Ключевой вопрос повестки дня Съезда — и об этом мне хотелось бы сказать нес колько слов — это доклад правительства «О мерах; по оздоровлению экономики, этапах экономической рефор мы и принципиаЛьцых Под ходах к разработке тринад цатого пятилетнёго плана». Трудящиеся страны, все население ждут ответа на вопросы; каков план дей ствий по снятию напряжен ности в финансах и на потре бительском рынке, как уско рить проведение экономиче ских преобразований, чтобы быстрее придать нашему на родному хозяйству новую динамику, сделать его по- настоящему эффективным, способным удовлетворять многообразные потребности людей и общества. Надо сказать, что первый шаг в этом отношении сде лан в рамках утвержденного Государственного плана эко номического и социального развития СССР на 1990 год и Государственного бюдже та. Сейчас необходимо обес печить выполнение всех на меченных показателей в про- изводсгве, финансах, соци альной сфере. Словом, вы полнение плана имеет ис ключительное значение — все должны хорошо это по нимать. Здесь незаменима ра.зъяснительная и , другая разносторонняя практическая работа партийных организа- Сейчас мы должны загля; нуть и в 1991 год. и э бли жайшую перспективу. Обо всем этом подробно скажет в , своем докладе Н. И. Рыж ков. Я хочу' высказать лишь несколько суждений, имею щих, на мой взгляд, важное Мы знаем, какая острая идет дискуссия о путях пре одоления нынешних слож ностей в экономике, выхода на здоровое, стабильное ее развитие. На втором Съезде нужно как бы подвести итог всему этому, всесторонне обсудить предлагае.мые пра вительством меры, дополнить их, если потребуется, и вы работать на этой основе чет кую. конкретную программу действий. Нужно конструк тивное, взвешенное, ответ ственное обсуждение этого вопроса на Съезде. Хотелось бы призвать к этому всех ' народных депутатов. Почему я считаю важным это сказать? Дело в том, что разброс мнений и срёдй ученых, и среди специалис тов. да и в обществе доволь но широк. А ведь нам нуж но, прийти в конечном счете к согласованному мнению.^ Поэтому надо быть очень внимательными, выслушать аргументы всех сторон и . действовать конструктивно. Мы не можем согласить ся с крайностями, которые выявились в ходе дискуссии. С одной стороны, это — призыв вернуться к старым, дискредитировавшим себя командным методам хозяйст вования. а с другой — тре-^ бование идти вперед форси рованными темпами,' не счи таясь ни с реальны.ми воз- -можностями, ни с настроени ем общества, с те.м, нас колько наши люди готовы к этому. Излишне гоцсшить, что это не академический воп рос, речь идет о решении проблем, кровно затрагива ющих судьбы миллионов наших-соотечественников. Не правильная ориентация в выборе пути отразится на материальном положении . трудящихся и, значит, на их отношении к перестройке, может привести к тому, что общество потеряет перепек- Партия должна еще и еще раз подтвердить свою прин ципиальную позицию, кото рую можно сформулировать так; неуклонно продвигаться по пути реформ, тщательно соизмеряя темп движения с реальными возможностя ми страны и насущными ин тересами советских людей. Важно, чтобы все слои об^ щества осознали; преодолеть возникшие трудности, под нять, жизненный уровень можно только при помощи глубокой экономической ре формы, утверждения таких условий хозяйственной дея тельности, при которых ЛЮ‘ ди получают реальную воз можность распоряжаться зна чительной долей производи мой ими продукции и обра щать себе на пользу резуль таты своего труда. Принци пиальное значение имеет в этой связи переход от систе мы жесткого централизо ванного планирования к гиб кой системе регулирования — в основном экономически ми. а не административными !^тодами — отношений цен тральных ведомств с само управляемыми предприятия ми, кооперативными й ЯНЫ- ми хозяйственными ассоциа циями. И еще об одном я хотел сказать. "Уж очень много нас пугают и слева, и справа приближающейся катастро фой и всеобщим крахом. Полбеды, если бы это дела лось только по отношению к нам — руководству страны ,; Но ведь пытаются навязать такие взгляды людям, кото рые часто не могут оценить те или иные доводы, не рас полагают необходимой ин формацией. За этим скрыва ются явно политические з а мыслы. Партийным орга нам. надо вооружать люцей надежными, верными поли тическими ориентирами.. Дей ствовать таким образом, ч(ю- бы поддерживать творческий поиск и практические дела, защищать людей, которые идут на риск, создавать бла гоприятную моральную ат- моа|>еру для тех, кто по-на стоящему отдает себя пет^- схройке. При всех/непростых пррб- лемах в развитии нашего народного хозяйства надо ви деть, что страна располагает огромным потенциалом I— богатейшими природными ре сурсами, мощной производ ственной базой, болыци)ии возможностями в науке. ]А главное — образованным; и умеющим трудиться с высо кой отдачей народом. Дело за тем, чтобы привести ■в действие все эти фантбры. что и составляет смысл осу ществляемых нами экономи ческой и политической ре ф о т ! . , Сейчас, в результате за конодательной работы, про деланной Верховным Сове том, открылись возможности ускорить темп преобразова ний. И нам надо наращи вать наступление на главных направлениях перестройки, вокруг, которых консолиди руются, основная масса .тру дящихся, все здоровые ф лы общества. И, конечно, сей час. когда идет смена мето дов , хозяйствования, .нужно уделять самое пристальное внимание укреплению обще ственного порядка, и дисцип лины. Способствовать фор мированию новой культуры хозяйственных отношений, когда дело делается не толь ко на основе законов или правительственных распо ряжений, но и благодаря просто человеческой поря дочности, надежности данно го слова. Мы обязаны со всей опре деленностью сказать на Пле нуме ЦК о том, что многие государственные, хозяйст венные органы и организа ции по-прежнему действуют не по требования.м перестрой ки. В их работе не просто сохраняются ведомственность, бесхозяйственность, безот ветственность - - эти не пре одоленные пока органические пороки прошлой системы уп равления. Хуже то, что сво ей деятельностью они неред ко рождают очаги социаль ной напряженности, слиш ком часто еще остаются сле пы и глухи к требованиям, взглядам, нуждам людей. Должен сказать, что толь ко вчера и сегодня мы об суждали вопрос, напрямую относящийся к этой теме. Речь шла о том. что нужно в срочном порядке прини мать меры для поддержания определенного уровня снабже ния в крупных промышлен ных центрах, куда срываются поставки из аграрных секто ров. Подобное нарушение дисциплины, отношение к вьшолнению договоров мо жет обернуться тем, что зав тра с «той стороны» пере кроют газ, нефть или нач нут отключать электрические станции. Что будем тогда де лать? Кажется, тов. Ярин го ворил вчера, в Свердловске сложилась такая ситуация, что только детям могут да вать мясные продукты. А ведь есть реальные постав щики! Кстати, после совеща ния в Центральном Комите те с первыми секретарями обкомов Российской Федера ции было обещание товари щей решить эти вопросы. От терпимости к подобным явлениям авторитет партии только страдает, страдает и все дело перестройки; Нуж но действовать активно, тре бовать через партийные ко митеты, первичные организа ции и через коммунистов ' в Советах всех ступеней. Товарищи! Верховный Со вет рекомендовал Съезду рассмотреть также группу конституционно-правовых и политических вопросов. Сре ди них надо прежде всего назвать изменения и дополне ния в Конституцию в связи с предстоящими выборами органов власти в республи ках й «а местах. Принятие ЙХ будет означать решение задач второго' этапа полити ческой реформы, создаст предпосылки для укрепления полновластия Советов; чет кого разграничения функций партийных и государствен ных органов. В результате широкой и оживленной дискуссии, длив шейся до последнего време ни, все республики опреде лили уст))ойство своих выс ших представительных орга нов и порядок их Цюрмиро- вания. В целом, как и ожи далось. дискуссия в общест ве по этим вопросам отли чалась высокой политической активностью трудящихся. В ходе ее внесено много пред ложений. заслуживающих дальнейшего рассмотрения. К числу важных вопросов, которые намечено рассмот реть на Съезде, относится проект Закона о конститу ционном надзоре в СССР. Надо сказать, что к этому в нашем обществе проявляет ся большой интерес. И вполне обоснованно. Ведь спечить строгое вьшол- нение Основного Закона, сле дить за соблюдением кон ституционных норм, вклю чая вопросы разграничения компетенций Союза и союз ных республик,' автономных образований. В демократическом право вом государстве, к которому мы идем, такой институт нам жизненно необходим. С учетом его предназначения на Съезде предстоит принять ответственное решение о формировании состава Коми тета конституционного над. зора СССР. Что касается его председателя, то мы счи таем целесообразным реко мендовать на этот пост Сер гея Сергеевича Алексеева. Он возглавляет Комитет по вопросам законодательства, законности и правопорядка Верховного Совета <ХСР. Думается, я не погрешу про тив истины, сказав, что в де путатском корпусе и в обще стве тов. Алексеев пользует ся поддержкой и заслужен ным авторитетом в результа те той работы, которую он ведет, творческих, четких и конструктивных позиций. На обсуждение народных депутатов выносятся также проекты Регламента Съезда и Верховного Совета сССР, законов, определяющих ста тус и другие вопросы депу татской деятельности. Эти до кументы помогут народным избранникам плодотворнее вести свою многоплановую работу, укрепить связи с из бирателями, трудовыми кол лективами, общественными организациями. Надо ска зать, что дискуссия по ним шла серьезная, острая и, видимо, продолжится на Съезде. С полным основанием пред лагается включить в повест ку дня Съезда вопрос об усилении борьбы с организо ванной преступностью. На ши люди серьезно озабочены ростом правонарушений. Пре ступники действуют нагло и агоессивно, появились эк стремистские группировки., преступный мир, по с,ущест- ву, бросает вызов политиче ским, экономическим и нрав ственным устоям нашего об щества, и мы обязаны мобк- лизовать необходимые силы, и средства, чтобы пресечь' это социальное зло. Меры, которые были приняты в со ответствии с решением Вер ховного Совета, сейчас реа лизуются, определенные сдвиги происходят, но еще далеко, нет оснований гово рить, что уже все измени лось к лучшему. Пока поло- жение здесь вызывает трево гу в обществе. На Съезде намечается за слушать информацию комис сий. созданных первым Съез дом народных депутатов, о ' вьшолнении данных им пору чений. Это —- комиссии, об разованные в связи с изве стными событиями в Тбили си, с деятельностью след ственной группы Прокурату ры СССР, возглавляемой тов. Гдляном, по политиче ской и правовой оценке со ветско-германского договора 1939 года о ненападении. Вот круг вопросов повест ки дня, вносимых на Съезд Верховным Советом СССР. Как все вы хорошо понима ете. второй Съезд народ ных депутатов будет ■прохо дить в непростой обстанов ке, прежде всего в том, что . касается социально-эконо мической сферы, о чем мы уже говорили' при открытии и утверждении повестки дня настоящего Пленума ЦК. Лю ди, понятно, будут с боль шим вниманием следить за его работой, за обсуждением и разработкой 1мер. призван ных стабилизировать эконо мику, обеспечить улучшение условий ЖИЗНИ и быта’ Поэ тому очень важно, чтобы Съезд с самого начала за нялся конструктивным де лом, не сбился на дуть Н е плодной дискуссии, П.УСТОЙ траты времени. Думаю, это мы должны сделать общими усилиями всех народных де путатов. > Мы надеемся, что прове денная подготовка и тот факт, что депутаты свое^ е - менно получили все необхо димые документы но повест ке дня, позволят провести Съезд по-деловому, серьез но. Хотя нельзя исключать и того, что будут предприни- . маться попытки внести дез организацию в его работу, исходя отнюдь не из тех це лей. о которых я говорил, а -реализуя какие-то политиче ские амбиции или просто стремясь почаще показаться на экране телевизора, что у нас вошло в моду и стало характерной чертой стиля не которых наших депутатов. Повторю; наш народ ждет от высшего органа государ ственной власти деловой ра боты и принятия жизненно важных для стран.ы реше- Наконец. товарищи, на ва ше рассмотрение представ лен проект- обращения ЦК КПСС к избирателям, кото рое имеется в виду опубли ковать в' ближайшее время. Как я уже говорил, наше об щество вступило в новый этап политической реформы. По стране широко разверну лась предвыборная кампа ния, и, естественно, в этой ситуации есть настоятельная необходимость в таком до кументе. КПСС идет на пред стоящие выборы с четкой и ясной программой углубле ния перестройки. Партия ни на шаг не намерена отсту пать с пути начатых по ее инициативе революционных преобразований. Как полити ческий авангард общества, она призвана максимально способствовать выдвижению в Советы наиболее активных представителей рабочего класса, крестьянства, ин теллигенции, женщин, на шей молодежи — как ком мунистов, так и беспартий- Свои предвыборные про граммы, учитывающие мест ные условия, принимают ЦК компартий' союзных респуб лик, обкомы, крайкомы. В современник условиях пар тия ' предвыборную работу должна вести на новых под ходах в пропаганде и агита ции, Надо овладевать нор мальной практикой полити ческой борьбы на выборах, считать это одним из глав- н ьк направлений партийной работы. Конечно, товарищи, партия, коммунисты не мо гут брать на вооружение тоды, несовместимые с со циалистическими ценностя ми, нашей моралью и этикой, уподобляться тем, кто заим ствует приемы буржуазной политической борьбы. Это Цолжно быть исключено. Но нам следует быть активны ми. открытыми для диалога, действовать решительно. И еще об одном. Предвы борную кампанию, конечно же, надо рассматривать в теской связи с разворачивае мой нами подготовкой к XXVIII съезду КПСС. В ян варе связанные с ним вопро сы Политбюро предполагает рассмотреть на Пленуме ЦК. К тому времени должен бытЬ | подготовлен проект полити ческой платформы КПСС «О ходе перестройки и задачах партии», публикация которо го позволит развернуть, как я уже говорил, широкую предсъездовскую дискуссию в партии и обществе. Мы при- , даем огромное значение это му Пленуму, разработке про граммного. документа, его обсуждению, чтобы сплотить коммунистов на единой плат форме, отвечающей задачам нынешнего этапа реализации политики перестройки. Сейчас начата работа над проектом нового 'Ус.тава КПСС, С учетом мнений коммунистов разрабатыва ются предложения и о по рядке избрания делегатов на XXVIII съезд партии. Заключая эту часть своего выступления, хотел бы ска зать вот о чем. Пятилетний опыт перестройки научил нас выделять главные задачи на каждом очередном ее этапе. Сегодня на первый план выходит обеспечение нормального трудового рит ма всей, жизни . общества, создание атмосферы уверен ности и стабильности. Наши демократические начинания входят в жизнь, разворачи ваются вширь, и вглубь, они нацелены на создание проч ных гарантий самых широ ких прав человека, на защи ту интересов трудящихся. В этом мы продвинулись да леко. Можно сказать, через перестройку, демократиза цию дали обществу новое дыхание, новую политическую динамику. Но это лишь часть общей картины про цессов, которые происходят в стране. В нашем обществе е сть , и силы, пытающиеся обратить гласность и демо кратию против того, чему они предназначены служить Причем в попытках достичь своих целей эти силы не считаются ни с требования ми закона, ни с моралью, ни даже с элементарной поря дочностью. Со всей ответственностью следует сказать, что попытки силового навязывания совет ским людям каких-то субъ ективных, односторонних взглядов губительны для перестройки. Такой подход к решению назревших проблем мы решительно отверга ем, Из этого должны исхо дить в своей практической деятельности все, от кого зависит соблюдение законно сти и правопорядка. Мы не можем, товарищи, игнорировать поток требова ний граждан обеспечить со зидательную направленность перестроечных процессов. Со- ветские люди не 'хотят ми риться с тем, что при . на рушении нормального ритма жизни власти на местах и в центре нередко бездейству ют. И уж совсем недопусти МО. когда они спокойно на блюдают, как обостряется со циальная обстановка. пле тутся в хвосте событий. Как правило, это ведет к утрате контроля над обстановке^. •Уж очень частьши стали у нас случаи, которые заканчи ваются обращением к цент ральным властям за по- |иощью и защитой, а неред ко подталкиванием их к при менению крайних методов для выхода из сложных си туаций; Это надо решитель но исправлять в наших ме тодах работы. В такое бурное время никто из облечённых властью и ответственностью не может отсиживаться, на блюдать, бездействовать, в лучшем случае посылая ин формацию и призывы о по мощи. Надо сказать, что и пра- . воохранительные органы не редко пасуют церед напором деструктивных сил, -не при нимают предписанных зако ном необходимых мер. Мы должны быть самокри тичными. И Политбюро, и коммунисты, в правительстве, Верховном Совете не всегда действуют своевременно и , эффективно, в соответствии с требованиями обстановки. Нельзя дальше мириться с тем, что в ряде случаев, ког да надо проявлять требова тельность и принципиаль ность, мы действуем нереши тельно, боясь прослыть «не современными», недемокра тичными. А этим пользуются безответственные люди. Раз ве не об этом говорит по пытка группы' народных де путатов. трое из которых — сопредседатели межрегио: нальной группы, организо вать политическую забастов ку накануне второго Съезда народных депутатов? ' Дума ется. они должны держать ответ за это перед Верхов ным Советом, а коммунисты — перед партийными орга низациями. , Сегодня я еще раз хочу обратить внимание _на высо кую степень ответственности перед народом средств мас совой информации. Их роль в продвижении перестройки, в отстаивании ее целей ис ключительно велика. Они не могут быть безразличны к проблема.м, которы.ми живет страна на переломном этапе нашей истории. И с ктой точки зрения мы позитивно оцениваем вклад, который они внесли и вносят в раз вертывание революционных преобразований. Можно понять остроту, с которой освещаются в прес се проблемы общественной жизни, пусть даже при этом допускаются порой и небес спорные суждения. Но точ но так же должно быть яс но, ; что средства массовой информации принадлежат обществу и должны отстаи вать принципы, по которым это общество живет. Самое главное, надо иметь в виду, что/народ верит прессе, ра дио; телевидению. Поэтому недопустимы не только под тасовка фактов, публикация сомнительных сведений и за явлений, но даже просто не объективность. И уж, конеч но, должны быть решитель но осуждены попытки исполь зовать тот или иной орган печати в антиобщественных подстрекательских целях, допускать искаженный, пред-,, взятый подход к вопросам взаимоотношений между на циями и народностями, к де ятельности кадров. Вообще надо исключить всякук) монополию. Средст ва массовой информации дол жны спокойно, объективно, принципиально, правдиво ос вещать очень сложный, труд ный переход нашей страны к обновленному обществу, ког да мы производим фундамен тальные преобразования. Это ведь судьба стра'ны, судьба социализма. Есть не обходимость еще раз сказать об этом на Пленуме ЦК. Мою позицию вы знаете, я и сей час говорю открыто;' не дол жно быть так, чтобы в прес се не находили отражения заботы рабочего класса, тру дящихся. Нельзя мириться с тем, что через нее порой по лучают визу на вхождение в нашу жизнь сомнительные, если не сказать больше, мо ральные и культурные цен ности. Уверен, что руководителям средств массовой информа ции всех ступеней - г а боль шинство из них коммунисты — достанет ответственности в этот непростой, критиче ский период перестройки со средоточить все силы на мо билизации людей, на сози дательных действиях, на подлинном обновлении всех сторон нашей жизни. Они призваны показывать как новый опыт работы, реаль ные результаты перестройки в коллективе, районе, горо де, области, в республике, стране, так и все то, что продолжает нам мешать, держать за фалды, тормозит темпы и отдачу начатых пре образований. Особенно велика роль разъяснительной работы на шей; печати. Сейчас в обще ство поступает множество новых идей, решений, зако нов. а за ними практика пе рестройки экономики, поли тического процесса, других сфер жизни. Все , это требу ет разъяснения и осмысле ния ■— вот о чем сегодня должны заботиться и партия, и средства массовой щфор- ‘ мации. Словом, мы должны быть решительными в продвиже нии перестройки на всех на правлениях, в отстаивании ее целей и идеалов, под держке всего нового, инте ресного, конструктивного что леняет к лучшему жизнь народа. И точно так же — последовательны и беском промиссны в борьбе с рас хлябанностью, бесхозяйст венностью, безответствен ностью. Это предъявляет высокие требования ко всем звеньям нашей партии. Думается, по всему кругу этих вопросов у . нас назревает, большой раз говор, и мы намерены про вести его на январском Пле нуме ЦК при обсуждении проекта политической плат формы к XXVIII съезду КПСС. , Товарищи, реализация стратегического курса на пе рестройку оказывает не только революционное воз действие на все сферы жиз ни советского общества, она влияет и на другие социа листические страны, на раз витие ситуации в мире. Од новременно сама перестрой ка испытывает воздействие окружающего мира, нужда ется в' благоприятных меж дународных условиях. Исходя из этого, считаю необходимым доложить Цен тральному Комитету о пос ледних международных со бытиях, которые непосред ственно затрагивают наши интересы. Этот год ознаменовался наступлением крупных пе ремен в Восточной Европе. Прямо нужно сказать, что процессы там развиваются стремительно. Если говорить о существе происходящих преобразований, то их наи более характерная черта, — демократизация, обновление социализма. Не секрет, что эти процессы идут непросто. Вновь подтверждается та ис тина, о .которой за послед ние !годы мы говорили не раз; ;там, где запаздывают с назревшими переменами, из держки неизбежны. То. что происходит в со циалистических странах, — это закономерный итог оп ределенного этапа развития, который подвел народы этих стран к осознанию необходи мости перемен. Это — ре зультат внутреннего , разви тия,'результат выбора самих народов. При всей специфике про исходящих в социалистиче ских странах глубоких из менений нельзя отрицать, что они идут в .том же маги стральном направлении, чте и наша перестройка. хоти мы эти процессы никоим об разом не подталкивали. В ряде социалистических стран сложилась неординар ная ситуация. В Польше и Венгрии братские партии пе рестали быть правящими. В значительной мере утратили свои позиции наши друзья в ГДР и Чехословакии. На арену вьцпли новые полити ческие силы. Среди них и те, кто поддерживает социали стическую идею, и те, кто ищет иные пути развития об щества. Новая обстановка требует от наших друзей решитель ных, продуманных действий в целях восстановления сво его влияния и позиций в об ществе, соответственно — выработки новой стратегии и тактики. На первый план вы двинулась задача консолида ции всех сил, стоящих на по зициях социализма, демокра тии и прогресса. Друзья это понимают, строят свою деятельность с учетом обстановки, хотя на укой ведения политической работы в новых условиях не декларативного, а реального плюрализма им приходил'ся овладевать на ходу. Складывающаяся ситуация требует и от нас выработки четкого подхода как к проис- х;одящим там процессам, так и к нашим контактам е но-' ' выми политическими силами, партиями и организациями. Наш принципиальный под ход к этим процессам можно сформулировать следующим образом. Мы приветствуем положительные изменения, полностью отдавая себе от чет в сопровождающих . их сложностях внутреннего и международного порядка. Советский Союз строит свои отношения со странами Восточной Европы — и с те ми. кто давно проводит пре образования, и с теми, кто только что вступил на этот путь, и с теми, кто ещё не сделал этого, — с единых позиций —- позиций уваже ния суверенитета, невмеша тельства, признания свободы выбора. Мы исходим из то го, что каждый народ вправе решать свою судьбу само стоятельно, включая выбор строя, путей, темпов и мето дов его эволюции. Наше принципиальное от ношение к социалистическим странам Европы — неизмен но. Они не только наши со юзники. но и наши друзья, наши соседи. Всеми средства ми мы стремимся обеспечить прогресс и стабильность — стабильность в самих этих странах региона Восточной Европы, стабильность всего континента и нерушимость послевоенных границ всех существующих государств в Европе.. Именно в этих целях наша дипломатия ведет • ак тивную работу со всеми без исключения европейскими- странами и США. Конечно, мы видим, что, несмотря на декларацию о невмешательстве, некоторые страны Запада не могут удер жаться от соблазна повлиять на происходящие в социали стических странах процессы. Мы делаем все, чтобы не допустить вмешательства извне, чтобы нейтрализовать попытки такого вмешательст ва, в частности в отношении ГДР. Мы со всей решитель ностью подчеркиваем, что ГДР в обиду Не дадим, это — наш стратегический союз ник й член Варшавского До говора. Необходимо исходить из сложившихся после вой ны реальностей — существо вания двух суверенных гер манских государств, членов ОСН, отход от этого грозит дестабилизацией в Европе. Разумеется, сказанное не означает, что отношения меж ду ГДР и ФРГ не могут ме- йяться. Мирное сотрудничест во между ними может и . должно развиваться. Что же касается будущего, то оно определится по ходу исто рии, ' в рамках развития об щеевропейского процесса. Со своей стороны, мы про должаем линию на активное поддержание союзнических связей. Только что в Москве состоялась встреча руково дителей государств — уча стников Варшавского Догово ра, на которой мы подробно проинформировали о перего ворах с президентом США, наших оценках международ ной обстановки. На встрече нашла под тверждение рбщая позиция о необходимости дальнейшего совершенствования деятель ности Варшавского Догово ра.' Так что наш союз прохо дит период испытаний, он обновляется, сохраняя свою ценность для всех участни ков. Это происходит потому, что сохраняется общность на ших интересов по обеспече нию стабильности и мира ' в Достаточно убедйтельно это подтвердил недавний ви зит главы нового польского правительства в Москву. В ходе переговоров с польской стороны была выражена не только заинтересованность в развитии отношений с Со ветским Союзом, но и вер ность своим союзническим обязательствам. Ра;!умеется, нам предстоит немало потрудиться для то го, чтобы усовершенствовать формы политического и эко номического сотрудничества в рамках коллективных ор ганизаций, вывести его на ка чественно новый уровень. Это особенно относится к де ятельности СЭВ, где нужны кардинальные изменения в механизме сотрудничества, перевод его на здоровые эко номические рельсы, без чего немыслимо решение одкрй нз главных задач сегодняшнего дня — постепенного интегри рования экономик наших стран в общеевропейские и мировые структуры. Несколько слов об основ ных контактах последнего времени со странами капита листического мира. Здесь явно выделяются государства Западной Евро пы. Встречи с руководителя ми Великобритании, ФРГ, Франции, других стран не просто стали более система тическими, значительно при бавилась их политическая ре зультативность. Казалось бы, скажем, труд но было-рассчитывать на дополнительную отдачу из традиционно дружественных отношений с Финляндией, но визит, туда, переговоры с президентом М. Койвисто по зволили реально поднять стё- пень политического доверия, расширить рамки экономиче ского сотрудничества, что имеет особое значение для наших соседних с Финлянди ей регионов — Карелии, Прибалтики, Севера в делом. Солидным оказался багаж переговоров с государствен ным руководством Италии. Эта страна и в прошлом не раз выступала пионером в поиске новых форм сотруд ничества с нами. И в этот раз подписанные соглашения и контракты — упомяну сре ди них договоренность с ФИАТОМ о строительстве но вого автомобильного завода — должны дать положитель ные результаты для совет ского народного хозяйства, насыщения рынка. . Принятые с финнами и итальянцами политические декларации стали новым сло вом в философско-концепту альном обосновании взаимо действия Востока и Запада. Принципиальное значение имела встреча в Ватикане с папой Римским. Если поли тика Ватикана, полноправ ного участника общеевропей ского процесса, будет идти в сторону дальнейшей, гумани зации и демократизации меж государственных отношений, то это поможет и решению мировых' проблем. Полезную роль может сыграть догово- реннность придать большую официальность нашим отно шениям с Ватиканом. Наконец, след5/ет особо выделить рабочую встречу в . Киеве с президентом Фран ции Ф. Миттераном. Конеч но, президента очень интере совали итоги встречи на Мальте. Но главная его забо та и центральная тема со стоявшихся с ним бесед ^ быстро меняющаяся обста новка в Европе. Президент считает, что сейчас нужно проявлять максимум осто рожности, взвешенности, что основой развития всех про цессов в Европе должны быть хельсинкские принципы, а в первую очередь — ува-1 жение существующих реаль ностей, неприкосновенность сложившихся границ. Как видно, сформулированные им взгляды весьма близки к нашим. И мы подтвердили это, отметили, что на основе изложенной президентом по зиции у нас складывается новое взаимопонимание, воз никает основа для эффек тивного взаимодействия. Если говорить о наших отношениях с Западной Ев ропой в целом, то события уходящего ■года ' позволяют выделить три главхшх мо мента. Первый из них — бес спорный. перелом отношения западноевропейцев к нашей стране, к перестройке. Ко нечно, и сегодня в Европе еще имеют место сомнения' в от ношении того, как пойдет на-- ше внутриполитическое раз витие. Но в целом еадопейцы осознали; перестройка —-это ощутимая, реальность, не только меняющая нашу стра ну, но и оказывающая влия ние на весь остальной мир. Постепенно укрепляется понимание и другого обстоя тельства — того, что перест ройку мы осуществляем на собственных, социалистиче ских принципах. Что, совер шенствуя свое общество, обо- • гащая наш экономический и социальный инструментарий новыми методами и формами, отнюдь не отходим ,от наших ценностей, но, напротив, стремимся наполнить их ре- " ^альньш, гуманистическим и 'демократическим содержа- В свое время, после Ок тября, наша страна проходи ла, как вы помните,, через полосу дипломатических при знаний. Сейчас мы прохо дим через полосу признания перестройки как фактора- ми рового значения. И это соз дает новую атмосферу в на ших отношениях с Западом в целом и прежде всего — с Западной Европой. Второй важный момент — тесно связанный с первым? западноевропейские страны на деле взяли курс на акти визацию экономического со трудничества с нами. Запад ноевропейский бизнес стал понимать, что перестройка создает для него новый ры нок: началась конкуренция' за места на этом рынке. От сюда — не только круп ные по объему, но во 1кногом и качественно новые, рассчитанные на коопера цию и даже на своеобразную интегоацию' с нашей эконо- , МИКОЙ контракты, подпи санные с растущим числом западноев]ропейских фирм. Наконец, третий важный момент в наших отношениях с Западной Европой—все бо лее очевидно начинает про являться сближение позиций между нами и западноевро пейскими странами по круп- ‘ ным международным пробле- мам. Речь идет и о многих аспектах’'разоружения, преж де всего венских перегово рах об обычных вооружени ях в Европе, и о подходах к региональным конфликтам, и к путям разрешения глобаль- ных проблем, возникающих на самом Европейском кон тиненте. Все это в целом означает, что наши отношения с за падноевропейскими страна- / ми приобретают и новый формат, и новое содержание. Создается все более разви тая инфраструктура связей, способная перерасти в своего рода общеевропейский ме ханизм сотрудничества. По существу речь идет о замет ном продвижении вперед по пути строительства общеев ропейского дома. Изменения, происходящие и на Востоке, и на Западе континента» нарастающий ритм развития событий все очевиднее требуют каращи- вания темпов и углубления содержания общеевропейско го процесса. Исходя из это го. мы выдвинули идею про ведения новой общеевропей ской встречи уже в 1990 го ду. а не в 1992, как это предполагалось ранее. Такая встреча могла бы пройти на высшем уровне. Франция и Италия эту нашу инициати ву поддержали. Как можно судить, ее с интересом рас сматривают и другие участ ники общеевропейского про цесса. Убеждены, что ее осу ществление,- проведение «Хе льсинки-1 I» дало бы мощный, стимул строительству обще- »’ европейского дома по всем его основным параметрам. При всей продвинутости наших отношений с Евро пой дальнейшая нормализа ция и улучшение отношений между СССР и США имеют многогранное, поистине ми ровое значение. Ведь факт, что СССР и США — два крупнейших и наиболее мощ ных государства современно го мира. Это не дает им ни каких особых прав, но оп ределяет их особую ответст венность за сохранение и ук репление мира. Совершенно очевидно также, что политическое взаимо действие СССР и США на принципах нового мышле ния способно мощно воздейст вовать . на развитие мировой обстановки в позитивном пла- Все это мы в полной мере учитывали,' идя на предло женную президентом США Дж. Бушем рабочую встречу на Мальте. Товарищам известно содер жание совместной с Бушем пресс-конференции. Основ ное о наших переговорах ^ там было сказано — понят но, без особых подробностей. Тем Не менее стоит, видимо, подвести своего рода баланс встречи. Мы, естественно, стреми лись к тому, чтобы встреча с президентом США дала ощутимые, полезные резуль таты. Дж. Буш с первых же моментов показал, что так же наце/швается на подоб ный исход дела. Он начал разговор с проблемы улучше- ■ ния двусторонних отношений с Советским' Союзом. При этом особо остановился на принятом им решении пред принять в ближайшее время необходимые меры для сня тия Ограничений, тормозя- щих торговлю, экономиче ские связи между двумя {Окончание на 3-й стр,).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz