Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 7 декабря 1989 г., № 280 (18 577) ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О ЗЕМЛЕ (Окончание. Начало на 1-й стр.) Изъятие особо ценных па­ хотных земель, а . также зе­ мель заповедников, националь­ ных парков и других охраняе­ мых территорий не дояускает- Иредприятия , организации и -учреждения, заинтересованные в изъятии земельных’ участков, обязаны до начала проектиро­ вания предварительно согла­ совать с землевладельцами и размер участка и условия его отвода. Изъятие земель пригородных и зеленых зон для государст­ венных, общественных и иных нужд допускается только' в исключительных случаях по ре­ шению Верховного Совета со­ юзной республики. Верховного Совета автономной республики Изъятие земель в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп до всех случаях может быть про­ изведено по результатам ре­ ферендума среди этих на|родов и этнических групп с согласия соответствующих Советов на­ родных депутатов. Статья 12. Плата за землю За землю взимается плата в виде рентных или других пла­ тежей, определяемых в зави-' симости от качества ц.место­ положения земли. В случае" аренды земли въшлачивается^ арендная плата, размер кото­ рой закрепляется соглашением сторон. Порядок и предельные •размеры этих платежей уста­ навливаются законодательст­ вом союзных и автономных республик. В законодательстве союзных и автономных республик мо­ гут быть предусмотрены льго­ ты по взиманию платы за Зем­ лю: полное или частичное ос­ вобождение на . определенный срок, отсрочка выплаты, пони­ жение размеров платежей. От платы за землю освобож­ даются заповедники, заказни-' ки. национальные и дендроло­ гические парки, ботанические сады ,а также опытные хо­ зяйства научных и учебных учреждений сельскохозяйст­ венного профиля, сельские об­ щеобразовательные ' школы. От платы могут освобождать­ ся и другие организации и уч­ реждения, а также граждане по решению Советов народных депутатов в порядке, устанав­ ливаемом законодательством союзных и автономных рес­ публик. . ■ ^ Платежи за землю поступа­ ют в бюджеты местных' Сове­ тов народных депутатов, ча­ стично централизуются в бюд­ жетах союзных н автономных республик и направляются в первую очередь на охрану зе­ мель* повышение их качества землеустройство. Статья 13. Компетенция ме­ стных Советов народных де­ путатов в области регулирова­ ния земельных отношений Ведению местных , Советов народных депутатов в области регулирования земельных от­ ношений подлежит: 1) распоряжение землями в пределах территории местных Советов народных депутатов: 2) : предоставление земли во владение, пользование и арен­ ду предприятиям, организаци­ ям и учреждениям, крестьян­ ским хозяйствам, гражданам; 3) регистрация права земле­ владения, права землепользо­ вания и договоров ари1ды 4) организация ведения зе< мельно-кадастровой докумен- 5) организация землеустрой- 6) изъятие земель в случа­ ях, предусмотренных настоя- РАЗДЕЛ И ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Статья 17. Права и обязан- 8) контроль за использова­ нием и охраной земель. Для осуществления этих це­ лей'местными Советами народ­ ных депутатов создаются де­ путатские комиссии. Распределение Компетенции местных Советов народных де-" путатов различных ' уровней определяется законодательст­ вом союзных и автономных республик. Статья 14. Компетенция ав­ тономных областей, автоном­ ных округов в области регу­ лирования земельных ртноше- Советы народных депутатов' автономных областей, автоном­ ных округов распоряжаются землями в пределах своей территории. Предоставление земель для общесоюзных и республикан­ ских потребностей осущест­ вляется при согласии соответ­ ствующих. автономных ' обра­ зований. Статья 15. Компетенция. со­ юзных и азтояомкых . респуб­ лик в -области регулирования земельных отношений Ведению союзных и авто­ номных .республик в области регулирования земельных от­ ношений подлежит: 1) распоряжение землями в границах союзной, автономной республики в общереспубли­ канских целях по согласова­ нию, с сельскими, поселковыми, городскими, районными Сове- та.ми народных депутатов, а также землевладельцами и землепользователями; 2) разработка и совершенст­ вование земельного законода­ тельства союзной, автономной республики; 3) установление порядка и предельных размеров платы за 4) разработка и выполнение совместно с местными Совета­ ми народных депутатов рес-' публиканских программ по ра­ циональному использованию земель, повышению плодоро­ дия почв, / охране земельных ресурсов в’ комплексе с дру­ гими природоохранными ме­ роприятиями; 5) - контроль за использова­ нием и охраной земель; 6) организация землеустрой­ ства и ведения земельного ка­ дастра. Статья 16. Компетенция со­ юза ССР в области регулиро­ вания земельных отношений Ведению Союза ССР в об^ ласти регулирования земель­ ных отношений подлежит: 1) распоряжение землями в общегосударственных целях — при согласии заинтересован­ ных союзных, автономных рес­ публик, других автономных образований, а также земле­ владельцев и землеполышвате- 2) установление основных положений регулирования зе­ мельных отношений в СССР, разработка и совершенствова­ ние земельного законодатель­ ства СССР; 3) разработка совместно с союзными, автономными рес- публикам,и, утверждение . ' н контроль выполнения общесо­ юзных программ 110 рацио­ нальному использованию зе­ мель, повышению плодо.родия почв, охране земельных ресур- 4) установление единых для Союза .ССР принципов платы за землю; 5) организация контроля за состоянием, 'использованием и охраной земель: 6) установление порядка ве­ дения земельного кадастра, си­ стематического слежения ' за состоянием земель (монито­ ринга) ; 7) установление основиых!1 положений землеустройства. Землевладельцы имеют пра- 1) самостоятельно хозяйст­ вовать на земле; 2) использовать в установ­ ленном порядке для нужд хо­ зяйства имеющиеся на земель­ ном участке общераспрострэ: ненные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также экстлуати- ■рбвать другие полезные свой- СТЙа земли; “ 3)- возводить жилые, про­ ной деятельности; 2) восстанавливать нару­ шенные ими плодородие почв и другие полезные свойства земли в сроки, устанавливае­ мые мастными Советами на­ родных депутатов;. 3) своевременно вносить плату за землю; 4) соблюдать права других землевладельцев, землепользо­ вателей, арендаторов. Статья 18. Права и обязан­ ности землепользователей ' Землепользователи имеют право: 1) использовать землю иэводственные, культурно-бы- ответствии с ее целевым 1 ’Любые й иные строения и соо- начением и условиями пре рУзкения; 4) собственности на посевы сельскохозяйственных куль­ тур, посадки многолетних пло­ довых, декоративных и других, насаждений, на жилые, произ­ водственные, культурно-быто­ вые и иные строения и соору­ жения; 5) свободно распоряжаться произведенной продукцией; 6) в случае изъятия земли получать полную компенсацию затрат на повышение плодоро­ дия земли, а также на форми­ рование основных производст­ венных и непроизводственных фондов (в случае их ликвида- стоимости земельных улучше- Землевладельцы обязаны: 1) рационально и эффектив­ но использовать землю, повы­ шать е е .плодородие, приме­ нять природоохранные техно: лопни производства, не допус­ кать ухудшения экологической обстановки на территории в резу.штате серей хозяйстрен- до­ ставления: 2) использовать в установ­ ленном порядке имеющиеся на земельном участке общерас­ пространенные полезные иско­ паемые, торф, водные объек- т к а также эксплуатировать другие полезные свойства зем- 3) возводить жилые .произ­ водственные, культурно-быто­ вые и иные строения и соору­ жения по согласованию с Со­ ветом народных, депутатов, предоставившего землю; • 4) получать при прекраще­ нии пользования ний, произведенных за собст­ венный счет. Землепользователи обязаны: 1) обеспечить использова­ ние земли в соответствии с ее целевым назначением и усло­ виями, установленными прл ее 4)едоотавлении; 2) рационально и эффектив­ но использовать предоставлен­ ную им землю, применять при- Вмешательство со стороны родоохранные технологии про- государственных и хозяйствен- изводства, не допускать ухуд- ных органов и организаций в шения экологической обета-, деятельность землевладельцев новки на территории в ре- и землепользователей, за ис- ключением случаев нарушения зультате своей хозяйственной деятельности; 3) восстанавливать нару­ шенные ими плодородие почв - другие полезные свойства земли .компенсировать нане- законодательства, запрещает- ' Нарушенные права подлежат восстановлению в порядке, предусматриваемом законода- сенный в ходе хозяйственной тельством Союза ССР, союз-: деятельности ущерб, нести от­ ветственность за любые виды ухудшения земли; 4) своевременно вносить плату за землю; 5) соблюдать права земле­ владельцев, других земле­ пользователей, арендаторов. Статья 19. , Защита прав землевладельцев и землеполь- или зователей жем РАЗДЕЛ III ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАЖДАН СССР Статья 20. Землевладение граждан СССР Граждане СССР имеют пра­ во на получение во владение земельных участков: для ведения крестьянского хозяйства; для ведения личного под­ собного хозяйства; для строительства и 01бслу- живания жи.юго дома; . , для садоводства, огородни­ чества и животноводства; для индивидуального дачно­ го строительства; в, случае приобретения жи­ телями городов и рабочих по­ селков жилого дома в сель­ ской местности или получения такого. дома по наследству. [ автономных республик. Убытки, причиненные нару­ шением прав землевладельцев й землепользователей, подле­ жат возмещению в полном объ- Споры о возмещении убыт­ ков рассматриваются судом государственным арбитра- в ведении соответствующего Совета народных депутатов, а также земель, находящихся во владении или пользовании предприятий, организаций, уч­ реждений. Статья 22. Служебные зе­ мельные наделы Отдельным категориям ра­ ботников транспорта, лесного хозяйства, лесной промышлен­ ности, связи, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, а так­ же. некоторых других отрас­ лей народного хозяйства пре­ доставляются служебные зе­ мельные наделы. Служебные земельные наде­ лы выделяются из земель, на- Закокодательством союзных ходящихся в пользоваиии и автономных республик может быть предусмотрено предо­ ставление земельных участков во владение и для' других це- Статья 21. Землепользова­ ние граждан СССР Гражданам СССР земля,пре­ доставляется в пользование для сенокошения и выпаса скота из земель, находящихся РАЗДЕЛ IV ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 23. Предоставление рон. Эти участки ртветствующих предприятий, организаций, учреждений. Перечень категорий работ­ ников, имеющих право на слу­ жебный земельный надел, раз­ меры служебных наделов, ус­ ловия предоставления и поря­ док пользования ими опреде­ ляются законодательеЛвом со­ юзных и автономных респуб- земель сельскохозяйственного назначения Землями сельскохозяйст­ венного назначения призна­ ются ■все земли, предоставлен­ ные для нужд сельского хо­ зяйства или предназначенные Земли сельскохозяйственно­ го назначения предоставляют- 1) сельскохозяйственным предприятиям и организациям, крестьянским хо'зяйствам ~ д^1я ведения товарного сель­ ского -хозяйства; '2) ' научно-исследователь­ ским , .учебным, и другим сель- окохозяйстаенным учреждени­ ям, сельским общеобразова­ тельным школам -— для ис­ следовательских, учебных це­ лен, пропаганды передового опыта и для ведения сельско­ го хозяйства: 3) несельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям, общественным ‘н религиозным организациям — для ведения подсобного сельского хозяйства; 4) гражданам СССР и их. кооперативам — для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального и коллектив­ ного садоводства, огородниче­ ства и животноводства. Для выпаса индивидуального скота и-заготовки ' кормов выделя­ ются участки на. сенокосах и пастбищах. В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, союзных и автономных рес­ публик, земли сельскохозяй­ ственного назначения могут предоставляться для ведения сельского хозяйства совмест­ ным предприятиям, организа­ циям, объединениям с участи­ ем . иностранных юридических лиц, иностранным юридическим лицам и гражданам. Статья 24. Землевладение государственных, кооператив­ ных, и других сельскохозяйст­ венных предприятий, организа­ ций и учреждений Государственные, коопе­ ративные и другие сельскохо­ зяйственные предприятия, ор- подлежат изъятию из состава земель указанных предприятий. По­ рядок, условия и нормы пре­ доставления земельных уча­ стков определяются законода­ тельством союзных и автоном­ ных республик. Работникам сельскохозяйст­ венных предприятий, пожелав­ шим выйти из их состава и заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сель­ ском хозяйстве, по решению Совета народных депутатов, с учетом интересов сторон. для_ организации крестьянских хо- ‘ зяйств предоставляются уча­ стки, изъятые из земель ука­ занных предприятий. Порядок и условия предоставления уча­ стков определяются законода­ тельством союзных и автоном­ ных республик. Статья 25. Землевладение крестьянского хозяйства Гражданам СССР, изъявив­ шим желание заниматься ин­ дивидуальной трудовой дея^ тельностыо в сельском хозяй­ стве, основанной на их лич­ ном труде и труде членов их семей (крестьянским хозяйст­ вам), предоставляются в по- 5Кианенное наследуемое владе­ ние или в аренду земельные участки, состоящие из полево­ го и приусадебного наделов. Крестьянокие хозяйства, вла­ деющие землей, могут допол­ нительно арендовать земельные участки для производственных целей или сами предоставлять их в аренду в случаях, пре­ дусмотренных 'Законодатель­ ством союзных и автономных республик. Преимущественное право на получение земельного участка Имеют лица, обладающие спе­ циальными сельскохозяйствен­ ными знаниями и квалифика­ цией имеющие практический опыт работы в сельском хо­ зяйстве и проживающие в дан­ ной местности. Предельные размеры земель­ ного участка крестьянского хозяйства определяю'!' местные Советы народных депутатов с учетом, региональных особен­ ностей, специализации ганизации и учреждения полу- можностей обработки предо- землю для ведения об­ щественного . сельскохозяйст­ венного производства, строи^ тельства жилых и производет-, венных помещений. Кроме то­ го, указанные предприятия, органйзэ'ции, учрекдсния мо­ гут дополнительно арендовать земельные участки для произ­ водственных и непроизводст­ венных целей. ПраврСгосударственных, коо­ перативных и других сельско- ставляемых земель личным тру­ дом членов крестьянского хо­ зяйства. ' Земельные участки кресть­ янских хозяйств разделу не подлежат. Земля крестьянского хозяй- ■ сгва передается по наследству на условиях, установленных законодательствам союзных и автономных республик. Изъятие для государствен- , „ „ _ ных или общественных нужд, хозяйственных предприятий,- предоставленного крестьян- организаций и уч|реждений на скому хозяйству земельного землю сохраняется при вхож­ дении их в состав агропрс)- мышленных объединений, ком­ бинатов .агрофирм и дрзтих агропромышленных формиро­ ваний. Кооперативам, которые соз­ даются на базе подразделений сельскохозяйственных пред­ приятий, по решению Совета народных депутатов предостав­ ляются Земельные участки из обрабатываемых ими ранее зе­ мель с учетом интересов сто- участка может производиться с его согласия после выделе­ ния ему Советом народных депутатов равноценного зе­ мельного участка, строитель­ ства на новом месте предприя­ тиями, учреждениями и орга­ низациями, для которых отво­ дится земельный участок, жи­ лых, производственных и иных построек взамен изымаемых и воз1Иещения в полном объеме всех других убытков согласно настоящим Основам. РАЗДЕЛ V ЗЕМЛИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЗЕМЛИ ЗАПАСА ' Статья 26. Земли населен- Все земли в пределах го- ных пунктов (городов, посел- родской (поселковой) черты ков городского типа и сель- находятся в ведении го-род- |унктов), ских (поселковых) Советов народных депутатов. Порядок установления и изменения го­ родской (поселковой) черты, земёльнохозяйственного уст­ ройства территории 'городов (поселков), изъятия и предо­ ставления земельных участков и- условия пользования ими Т^пределяются настоящими Ос­ новами и законодательством союзных и автономных рес­ публик. ' ; Включение, земельных участ­ ков в черту 'города (поселка) не в^чечет прекращения права землевладения и землепользо­ вания на эти участки. На землях населенных пун­ ктов при переходе права соб­ ственности на строение (зда­ ние, сооружение) переходит соответственно также ,и право владения либо' пользования земельным участком или его частью в порядке й на усло­ виях, устанавливаемых зако­ нодательством союзных и ав­ тономных республик. Земли сельских населенных пунктов находятся в ведении сельских Советов. народных депутатов. Правовой режим земель сельских населенных пунктов 0(пределяется законо­ дательством союзных и авто­ номных республик. Статья 27. Земли промыш­ ленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения Землями промышленности, транспорта, связи и иного не­ сельскохозяйственного назна­ чения признаются земли, пре­ доставленные в по.-1ьзованиё соответствующим предприятий ям, организациям и учрежде­ ниям для осуществления воз­ ложенных на них задач. Размеры земельных участ­ ков, предоставляемых для ука­ занных целей, определяются з соответствии с утвержденными» в установленном порядке нор­ ма-ми и проектно-технической документацией, а отвод уча-, стков осуществляется с учетом очередности их освоения. ■ Порядок использования зе­ мель Промышленности, тран­ спорта, связи и иного тсель- скохозяйствейного назначения определяется законодательст­ вом Союза ССР, союзных и автономных республик. Статья 28. Земли природо­ охранного .рекреационного и оздоровительного назначения К землям; природоохранного, рекреационного и оздоровитель; Н0Г9 назначения относятся земли заповедников, нацио­ нальных и дендрологических парков, ботанических садов, курортов и других объектов; аналогичного назначения. Порядок использования ука­ занных земель определяется законодательством Союза ОСР, союзных и автономных респуб- Статья 29. Земли лесного фонда Землями Лесного фонда при-* знаются земли,- покрытые ле-' сом, а также не покрытые ле-’ сом ,но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Порядок пользования зем­ лями лесного фонда определ'я- ется. законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик: , Статья 30. Земли водного фонда К землям водного фонда относятся земли, занятые во­ доемами, гидротехническими водохозяйственными соору-, жениями, а' также полосы от­ вода по берегам водоемов. Порядок пользования зем- ля-ми водного фонда опреде­ ляется законодательством Со­ юза ССР, союзных и автоном­ ных республик. Статья 31. Земли запаса Землями запаса являются все земли ,не предоставленные вс владение и долгосрочное пользование. Земли запаса находятся в ведении Советов народных де­ путатов и предназначаются для предоставления во владе­ ние. п'ользование и аренду в соответсгвии с настоящими Основами, ' РАЗДЕЛ VI ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Статья 32. Возмещение убыт- го и лесного хозяйства, огра- ков землевладельцам и зем- ничением прав землевладель- лепользователям иГев и землепользователей или Убытки, причиненные изъяти- ухудшением качества земель временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землевла­ дельцев и землепользователей ухудшением качества зе- при установлении охранных, санитарных и защитных зон вок­ руг промышленных, транспорт­ ных и других объектов, подле- возмещению Советам на- ■мель при установлении охран- родных депутатов.' Эти потери санитарных и защитных зон вокруг промышленных, транспортных и других объек­ тов .подлежат возмещению в полном объеме землевладель­ цам, землепользователям и арендаторам, понесшим эти убытки: Возмещение убытков произ­ водится предприятиями, уч­ реждениями и организациями, которым отведены изымаемые земельные участки, а также предприятиями, учреждения­ ми и 01рганизациями, деятель­ ность которых связана с необ­ ходимостью установления ох­ ранных, санитарных и защит­ ных зон, в порядке .устанав­ ливаемом законодательством союзных и автономных рес­ публик. Статья 33. Возмещение по­ терь сельскохозяйственного и лесохозяйственного . производ- Потерн. сельскохозяйстден- пого и лесохозяйственного про­ изводства, вырванные изъятием сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда для ис­ пользования их в целях, не связанных с ведением сельско- компенсируются помимо мещения убытков, предусмот- 'ренного статьей 32 настоящих Основ. Указанные потери возмёща: ются предприятиями, ■ учреж- дениями и организациями, ко­ торым отводятся изымаемые сельскохозяйственные угодья и .земли лесного фонда для нужд, не- связанных с ведени­ ем сельского и лесного хозяй­ ства ,а также предприятиями, учреждениями и о)»ганизация- мн, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, са­ нитарные и защитные зоны с исключением из оборота сель­ скохозяйственных угодий и зе­ мель лесного фонда или пере­ водом их в менее ценные угодья. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь, используются для освоения но­ вых земель и повышения пло­ дородия почв. Размеры и порядок опреде­ ления подлежащих возмеще­ нию потерь устанавливаются законодательством союзных и автономных реейублик. РАЗДЕЛ [УН, ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ Статья 34. Цели и задачи охраны земель Охрана земель включает си­ стему организационных, эконо­ мических, правоЬых, инженер­ ных н других мероприятий, направленных на защиту их от расхищения, необоснован­ ных изъятий из сельскохозяй: ствениого оборота, нерацио­ нального использования, вре­ дных антропогенных и природ­ ных воздействий в целях по­ вышения эффективности при­ родопользования и создания благоприятной экологической 0|бстановки. Охрана земель и их рацио­ нальное использование осуще­ ствляются на основе комплекс­ ного подхода к угодьям, как к сложным природным обра­ зованиям (экосистемам), с уче­ том их зональных и ретно- нальных особенностей. Система рационального ис­ пользования земель должна отходами производства, других процессов разрушения; рек'ультивацию нарушенных земель, повышение их плодо­ родия и других полезных свойств; снятие и сохранение плодо­ родного слоя почвы, с тем чтобы использовать его для рекультиваций земель или пв- вышения плодородия малопро­ дуктивных угодий; установление особых режи­ мов пользования для . земель­ ных участков, имеющих при­ родоохранное" и историко-куль­ турное значение. Все землевладельцы, земле­ пользователи и арендаторы, независимо от форм й сроков использования земель, осуще­ ствляют работы по защите и повышению качества земель за счет собственных средств и несут ответственность за ухуд­ шение экологической обстанов- евоем земельном уча- деятель- носить природоохранный ре- стке и сопряженной террито- сурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействий на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружаю­ щей среды. Статья 35. Содержание и порядок охраны' земель Охрана земель предусмат­ ривает: защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, , от подЛопления, заболачивания, в'горичного засоления .иссуше­ ния, уплотнения; загрязнения. рии, связанное ностью. - Землевладельцы, землеполь­ зователи и арендаторы имеют право получать вознагражде­ ние за улучшение качества зе­ мель и повышение плодородия почв из специальных фондов, создаваемых Советами народ­ ных депутатов .и других ис: точников. , Порядок охраны земель ус­ танавливается -Советом Мини­ стров СССР и Советами Ми­ нистров союзных и автоном­ ных республик. РАЗДЕЛ :У!П • КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ох ра н о й з е м е л ь Статья 36. Задачи контроля Главная задача государст­ ва состоянием .использованием венного и общественного кон- И охраной земель троля за состоянием, использо­ ванием и охраной земель стоит в обеспечении соблюде ния всеми государственными кооперативными и обществен ными предприятиями, органи зациями и учреждениями, также гражданами требований земельного законодательства в целях эффективного использо­ вания и охраны земель. Статья 37. Органы, осуще-1 ствляющие контроль за состо­ янием, использованием и охра­ ной земель Контроль за состоянием, ис­ пользованием и охраной • зе- . осуществляется Совета­ ми народных депута-гов, спе­ циально созданными ' органа-' ми, подчиненными, этим Сове­ там, и общественными органи­ зациями. Порядок осуществления кон­ троля за состоянием, использо­ ванием и охраной земель уста­ навливается законодательст­ вом Союза ССР, союзных и автономных республик. Статья 38. Государственный контроль за состоянием, ис­ пользованием и охраной зе- Государственный контроль за состоянием .использованием и охраной, земель организует­ ся Советами народных Депу­ татов. Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных и автономных республик соз­ дают специальные, подчирн- ные им органы земельного кон­ троля ,в компетенцию которых входит: 1) координация деятельно­ сти по контролю за состояни­ ем, йспользованием и охраной земель; ’ 2) контроль за соответстви­ ем принимаемых министерствц- ми, ведомствами, землевла­ дельцами и землепользователя­ ми решений союзному и. рес­ публиканскому законодатель­ ству и требованиям охраны 3) запрещение деятельности, нарушающей земельное зако­ нодательство и наносящей ущерб земле; 4) приостановление реше- - ний об. использовании земли и назначение экспертизы в слу^ чаях, когда осуществление принятых решений может на­ нести ущерб земле; , ' 5) привлечение к ответст­ венности за нарушение земель­ ного законодательства Союза ССР, союзных и автономных .республик.- ' Статья 39. Общественный зе­ мельный контроль Общественный земельный контроль осуществляется об-- щесгвенными организациями. ПоряДок проведения контроля регулируется уставами общест­ венных организаций. Статья 40. Мониторинг зе- МониториНг земель представ­ ляет собой систематическое на­ блюдение за состоянием зе­ мельного фонда для своевре­ менного выявления изменений, предупреждения и устранения, негативных процессов и тенден' Мониторинг земель состоит из системы данных о распреде­ лении земли по владельцам и пользователям, продуктивнос­ ти земельных ресурсов, дегра­ дации иочв, загрязнении зе­ мель. Данные мониторинга пре­ доставляются'всем органам го­ сударственного и общественно­ го контроля. Структура мониторинга и порядок его осуществления ус­ танавливаются Советом Мини­ стров СССР. РАЗДЕЛ IX ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР Статья 41. Назначение и за­ дачи государственного земель­ ного кадастра Государственный земельный кадастр предназначен для обес­ печения- Советов народных де­ путатов, а также землевладель­ цев, 1 землепользователей и арендаторов информацией о со­ стоянии земель в целях орга­ низации их рационального 'ис­ пользования и охраны, сбвер- шенствования управления зе­ мельными ресурсами, обоснова­ ния размеров платы' за землю. Статья 42. Содержание и по­ рядок ведения государственно­ го земельного кадастра родном и экономическом сос­ тоянии. Формирование этих''- сведе ний обеспечивается, следующи­ ми подсистемайи государствен­ ного земельного кадастра: регистрация землевладений и землепользований;, учет земель: --- бонитЛ!ровка почвенного пок­ рова и природно-технологичес­ ких свойств земли; • экономическая (денежная) оценка земель. . Государственный земельный кадастр ведется по единой для всей страны системе г Государственный земельный средств государственного бюд- кадастр представляет собой жета. систему необходимых и обос- Порядок ведения кадастра нованяых сведений о право- устанавливается Советом Ми- вом режиме земель, их при- нистров СССР. ^ : РАЗДЕЛ X ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО Статья 43. Задачи землеуст- ния существующих землеполь- ройства зований с устранением не- Землеустройство включает удобств в расположении систему мероприятий, направ­ ленных на охрану и рациональ­ ное использование земли, и пре­ дусматривает: 1) проведение топографо­ геодезических, картографиче­ ских, почвенных, герботаниче- и других обследований; отвод земельных' участ­ ков в натуре: 4) разработку проектов вну­ трихозяйственного - -.землеуст­ ройства для землевладельцев, землепользователей ' и аренда- 5) обоснование размещения определение на местности 2) разработку генеральных территорий с особыми природе охранными, рекреационными заповедными режимами. Статья 44. Организация зем леустройства Землеустройство ■осуществля ется госуда.рственными земле­ устроительными арганизаниями за счет средств бюджета в рядке, установленном .-законе дательством союзных и авто номных республик. схем использования и охраны' земельных ресурсов Союза ССР, союзных и автономных республик, схем землеустройст­ ва областей (краев) и админи­ стративных районов; составле­ ние проектов, связанных с ох­ раной и использованием .зем- 3) составление проектов об­ разования новых и упорядоче- РАЗДЕЛ XI РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 45. Порядок разре­ шения споров между землевла­ дельцами, землепользователя- Купля-продажа, дарение, за­ лог, самовольный обмен, зах­ ват земельных участков не­ действительны. Лица, винов­ ные в совершении указанных -действий, а также в порче се-, льскохозяйственных и других земель, загрязнении их произ­ водственными отходами и сточ­ ными водами, невыполнении требований природоохранного режима использования земель, нарушении срока возврата вре­ менно занимаемых земель или невыполнении , обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению, уничтожении межевых знаков границ зем­ лепользований, искажении све­ дений государственной регист­ рации, учета и оценки земель, несут гражданскую, админист- ративиую или уголовную 'от­ ветственность в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных и автономных респуб- Самовольно занятые земель­ ные участки возвраптаются по их принадлежности без возме­ щения затрат, произведенных за В|ремя незаконного пользо­ вания. Законодательством союзных родных депутатов, судом или государственным арбитражем в порядке, установленном -за­ конодательством союзных и автономных республик, на тер­ ритории которых находятся земли данных предприятий, организаций, учреждений: Опоры с участием граждан, связанные с земельными отно­ шениями, подлежат рассмотре­ нию в судебном порядке. Имущественные споры, свя­ занные с земельными отноше­ ниями, !раз,реш'аются-судом или государственным арбитражем в соответствии с их компетен- Опоры предприятий,, учрежде­ ний и организаций одной рес­ публики по вопросам земле­ пользования на территории другой республики рассматри­ ваются комиссиями, образуемы­ ми на паритетных началах из представителей заинтересован­ ных республик. Если комиссия не пришла к согласованному решению, споры по данным во­ просам подлежат рассмотре­ нию в порядке, устанавливав- и автономных республик мо- мом в соответствии с законода- жет быть установлена ответст- ■тельством Союза ССР. • Статья 46. Ответственность венность и за другие виды ни­ за нарушение земельного зако- рушений земельного законода- нодательства ! тельства. РАЗДЕЛ XII МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ Статья 47. Международные договоры Если международным дого­ вором СССР установлены иные правила, чем те, которые со­ держатся в земельном законо­ дательстве СССР, то применя­ ются правила международного договора. , Такой же порядок применя­ ется в отношении земельного . законодательства союзной рес­ публики, если в международ­ ном договоре союзной респуб­ лики установлены иные прави-- ла, чем предусмотренные зе­ мельным законодательством этой союзной республики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz