Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 7 декабря 1989 г., № 280 (18 577) ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О ЗЕМЛЕ (Окончание. Начало на 1-й стр.) Изъятие особо ценных па хотных земель, а . также зе мель заповедников, националь ных парков и других охраняе мых территорий не дояускает- Иредприятия , организации и -учреждения, заинтересованные в изъятии земельных’ участков, обязаны до начала проектиро вания предварительно согла совать с землевладельцами и размер участка и условия его отвода. Изъятие земель пригородных и зеленых зон для государст венных, общественных и иных нужд допускается только' в исключительных случаях по ре шению Верховного Совета со юзной республики. Верховного Совета автономной республики Изъятие земель в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп до всех случаях может быть про изведено по результатам ре ферендума среди этих на|родов и этнических групп с согласия соответствующих Советов на родных депутатов. Статья 12. Плата за землю За землю взимается плата в виде рентных или других пла тежей, определяемых в зави-' симости от качества ц.место положения земли. В случае" аренды земли въшлачивается^ арендная плата, размер кото рой закрепляется соглашением сторон. Порядок и предельные •размеры этих платежей уста навливаются законодательст вом союзных и автономных республик. В законодательстве союзных и автономных республик мо гут быть предусмотрены льго ты по взиманию платы за Зем лю: полное или частичное ос вобождение на . определенный срок, отсрочка выплаты, пони жение размеров платежей. От платы за землю освобож даются заповедники, заказни-' ки. национальные и дендроло гические парки, ботанические сады ,а также опытные хо зяйства научных и учебных учреждений сельскохозяйст венного профиля, сельские об щеобразовательные ' школы. От платы могут освобождать ся и другие организации и уч реждения, а также граждане по решению Советов народных депутатов в порядке, устанав ливаемом законодательством союзных и автономных рес публик. . ■ ^ Платежи за землю поступа ют в бюджеты местных' Сове тов народных депутатов, ча стично централизуются в бюд жетах союзных н автономных республик и направляются в первую очередь на охрану зе мель* повышение их качества землеустройство. Статья 13. Компетенция ме стных Советов народных де путатов в области регулирова ния земельных отношений Ведению местных , Советов народных депутатов в области регулирования земельных от ношений подлежит: 1) распоряжение землями в пределах территории местных Советов народных депутатов: 2) : предоставление земли во владение, пользование и арен ду предприятиям, организаци ям и учреждениям, крестьян ским хозяйствам, гражданам; 3) регистрация права земле владения, права землепользо вания и договоров ари1ды 4) организация ведения зе< мельно-кадастровой докумен- 5) организация землеустрой- 6) изъятие земель в случа ях, предусмотренных настоя- РАЗДЕЛ И ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Статья 17. Права и обязан- 8) контроль за использова нием и охраной земель. Для осуществления этих це лей'местными Советами народ ных депутатов создаются де путатские комиссии. Распределение Компетенции местных Советов народных де-" путатов различных ' уровней определяется законодательст вом союзных и автономных республик. Статья 14. Компетенция ав тономных областей, автоном ных округов в области регу лирования земельных ртноше- Советы народных депутатов' автономных областей, автоном ных округов распоряжаются землями в пределах своей территории. Предоставление земель для общесоюзных и республикан ских потребностей осущест вляется при согласии соответ ствующих. автономных ' обра зований. Статья 15. Компетенция. со юзных и азтояомкых . респуб лик в -области регулирования земельных отношений Ведению союзных и авто номных .республик в области регулирования земельных от ношений подлежит: 1) распоряжение землями в границах союзной, автономной республики в общереспубли канских целях по согласова нию, с сельскими, поселковыми, городскими, районными Сове- та.ми народных депутатов, а также землевладельцами и землепользователями; 2) разработка и совершенст вование земельного законода тельства союзной, автономной республики; 3) установление порядка и предельных размеров платы за 4) разработка и выполнение совместно с местными Совета ми народных депутатов рес-' публиканских программ по ра циональному использованию земель, повышению плодоро дия почв, / охране земельных ресурсов в’ комплексе с дру гими природоохранными ме роприятиями; 5) - контроль за использова нием и охраной земель; 6) организация землеустрой ства и ведения земельного ка дастра. Статья 16. Компетенция со юза ССР в области регулиро вания земельных отношений Ведению Союза ССР в об^ ласти регулирования земель ных отношений подлежит: 1) распоряжение землями в общегосударственных целях — при согласии заинтересован ных союзных, автономных рес публик, других автономных образований, а также земле владельцев и землеполышвате- 2) установление основных положений регулирования зе мельных отношений в СССР, разработка и совершенствова ние земельного законодатель ства СССР; 3) разработка совместно с союзными, автономными рес- публикам,и, утверждение . ' н контроль выполнения общесо юзных программ 110 рацио нальному использованию зе мель, повышению плодо.родия почв, охране земельных ресур- 4) установление единых для Союза .ССР принципов платы за землю; 5) организация контроля за состоянием, 'использованием и охраной земель: 6) установление порядка ве дения земельного кадастра, си стематического слежения ' за состоянием земель (монито ринга) ; 7) установление основиых!1 положений землеустройства. Землевладельцы имеют пра- 1) самостоятельно хозяйст вовать на земле; 2) использовать в установ ленном порядке для нужд хо зяйства имеющиеся на земель ном участке общераспрострэ: ненные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также экстлуати- ■рбвать другие полезные свой- СТЙа земли; “ 3)- возводить жилые, про ной деятельности; 2) восстанавливать нару шенные ими плодородие почв и другие полезные свойства земли в сроки, устанавливае мые мастными Советами на родных депутатов;. 3) своевременно вносить плату за землю; 4) соблюдать права других землевладельцев, землепользо вателей, арендаторов. Статья 18. Права и обязан ности землепользователей ' Землепользователи имеют право: 1) использовать землю иэводственные, культурно-бы- ответствии с ее целевым 1 ’Любые й иные строения и соо- начением и условиями пре рУзкения; 4) собственности на посевы сельскохозяйственных куль тур, посадки многолетних пло довых, декоративных и других, насаждений, на жилые, произ водственные, культурно-быто вые и иные строения и соору жения; 5) свободно распоряжаться произведенной продукцией; 6) в случае изъятия земли получать полную компенсацию затрат на повышение плодоро дия земли, а также на форми рование основных производст венных и непроизводственных фондов (в случае их ликвида- стоимости земельных улучше- Землевладельцы обязаны: 1) рационально и эффектив но использовать землю, повы шать е е .плодородие, приме нять природоохранные техно: лопни производства, не допус кать ухудшения экологической обстановки на территории в резу.штате серей хозяйстрен- до ставления: 2) использовать в установ ленном порядке имеющиеся на земельном участке общерас пространенные полезные иско паемые, торф, водные объек- т к а также эксплуатировать другие полезные свойства зем- 3) возводить жилые .произ водственные, культурно-быто вые и иные строения и соору жения по согласованию с Со ветом народных, депутатов, предоставившего землю; • 4) получать при прекраще нии пользования ний, произведенных за собст венный счет. Землепользователи обязаны: 1) обеспечить использова ние земли в соответствии с ее целевым назначением и усло виями, установленными прл ее 4)едоотавлении; 2) рационально и эффектив но использовать предоставлен ную им землю, применять при- Вмешательство со стороны родоохранные технологии про- государственных и хозяйствен- изводства, не допускать ухуд- ных органов и организаций в шения экологической обета-, деятельность землевладельцев новки на территории в ре- и землепользователей, за ис- ключением случаев нарушения зультате своей хозяйственной деятельности; 3) восстанавливать нару шенные ими плодородие почв - другие полезные свойства земли .компенсировать нане- законодательства, запрещает- ' Нарушенные права подлежат восстановлению в порядке, предусматриваемом законода- сенный в ходе хозяйственной тельством Союза ССР, союз-: деятельности ущерб, нести от ветственность за любые виды ухудшения земли; 4) своевременно вносить плату за землю; 5) соблюдать права земле владельцев, других земле пользователей, арендаторов. Статья 19. , Защита прав землевладельцев и землеполь- или зователей жем РАЗДЕЛ III ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАЖДАН СССР Статья 20. Землевладение граждан СССР Граждане СССР имеют пра во на получение во владение земельных участков: для ведения крестьянского хозяйства; для ведения личного под собного хозяйства; для строительства и 01бслу- живания жи.юго дома; . , для садоводства, огородни чества и животноводства; для индивидуального дачно го строительства; в, случае приобретения жи телями городов и рабочих по селков жилого дома в сель ской местности или получения такого. дома по наследству. [ автономных республик. Убытки, причиненные нару шением прав землевладельцев й землепользователей, подле жат возмещению в полном объ- Споры о возмещении убыт ков рассматриваются судом государственным арбитра- в ведении соответствующего Совета народных депутатов, а также земель, находящихся во владении или пользовании предприятий, организаций, уч реждений. Статья 22. Служебные зе мельные наделы Отдельным категориям ра ботников транспорта, лесного хозяйства, лесной промышлен ности, связи, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, а так же. некоторых других отрас лей народного хозяйства пре доставляются служебные зе мельные наделы. Служебные земельные наде лы выделяются из земель, на- Закокодательством союзных ходящихся в пользоваиии и автономных республик может быть предусмотрено предо ставление земельных участков во владение и для' других це- Статья 21. Землепользова ние граждан СССР Гражданам СССР земля,пре доставляется в пользование для сенокошения и выпаса скота из земель, находящихся РАЗДЕЛ IV ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 23. Предоставление рон. Эти участки ртветствующих предприятий, организаций, учреждений. Перечень категорий работ ников, имеющих право на слу жебный земельный надел, раз меры служебных наделов, ус ловия предоставления и поря док пользования ими опреде ляются законодательеЛвом со юзных и автономных респуб- земель сельскохозяйственного назначения Землями сельскохозяйст венного назначения призна ются ■все земли, предоставлен ные для нужд сельского хо зяйства или предназначенные Земли сельскохозяйственно го назначения предоставляют- 1) сельскохозяйственным предприятиям и организациям, крестьянским хо'зяйствам ~ д^1я ведения товарного сель ского -хозяйства; '2) ' научно-исследователь ским , .учебным, и другим сель- окохозяйстаенным учреждени ям, сельским общеобразова тельным школам -— для ис следовательских, учебных це лен, пропаганды передового опыта и для ведения сельско го хозяйства: 3) несельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям, общественным ‘н религиозным организациям — для ведения подсобного сельского хозяйства; 4) гражданам СССР и их. кооперативам — для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального и коллектив ного садоводства, огородниче ства и животноводства. Для выпаса индивидуального скота и-заготовки ' кормов выделя ются участки на. сенокосах и пастбищах. В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, союзных и автономных рес публик, земли сельскохозяй ственного назначения могут предоставляться для ведения сельского хозяйства совмест ным предприятиям, организа циям, объединениям с участи ем . иностранных юридических лиц, иностранным юридическим лицам и гражданам. Статья 24. Землевладение государственных, кооператив ных, и других сельскохозяйст венных предприятий, организа ций и учреждений Государственные, коопе ративные и другие сельскохо зяйственные предприятия, ор- подлежат изъятию из состава земель указанных предприятий. По рядок, условия и нормы пре доставления земельных уча стков определяются законода тельством союзных и автоном ных республик. Работникам сельскохозяйст венных предприятий, пожелав шим выйти из их состава и заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сель ском хозяйстве, по решению Совета народных депутатов, с учетом интересов сторон. для_ организации крестьянских хо- ‘ зяйств предоставляются уча стки, изъятые из земель ука занных предприятий. Порядок и условия предоставления уча стков определяются законода тельством союзных и автоном ных республик. Статья 25. Землевладение крестьянского хозяйства Гражданам СССР, изъявив шим желание заниматься ин дивидуальной трудовой дея^ тельностыо в сельском хозяй стве, основанной на их лич ном труде и труде членов их семей (крестьянским хозяйст вам), предоставляются в по- 5Кианенное наследуемое владе ние или в аренду земельные участки, состоящие из полево го и приусадебного наделов. Крестьянокие хозяйства, вла деющие землей, могут допол нительно арендовать земельные участки для производственных целей или сами предоставлять их в аренду в случаях, пре дусмотренных 'Законодатель ством союзных и автономных республик. Преимущественное право на получение земельного участка Имеют лица, обладающие спе циальными сельскохозяйствен ными знаниями и квалифика цией имеющие практический опыт работы в сельском хо зяйстве и проживающие в дан ной местности. Предельные размеры земель ного участка крестьянского хозяйства определяю'!' местные Советы народных депутатов с учетом, региональных особен ностей, специализации ганизации и учреждения полу- можностей обработки предо- землю для ведения об щественного . сельскохозяйст венного производства, строи^ тельства жилых и производет-, венных помещений. Кроме то го, указанные предприятия, органйзэ'ции, учрекдсния мо гут дополнительно арендовать земельные участки для произ водственных и непроизводст венных целей. ПраврСгосударственных, коо перативных и других сельско- ставляемых земель личным тру дом членов крестьянского хо зяйства. ' Земельные участки кресть янских хозяйств разделу не подлежат. Земля крестьянского хозяй- ■ сгва передается по наследству на условиях, установленных законодательствам союзных и автономных республик. Изъятие для государствен- , „ „ _ ных или общественных нужд, хозяйственных предприятий,- предоставленного крестьян- организаций и уч|реждений на скому хозяйству земельного землю сохраняется при вхож дении их в состав агропрс)- мышленных объединений, ком бинатов .агрофирм и дрзтих агропромышленных формиро ваний. Кооперативам, которые соз даются на базе подразделений сельскохозяйственных пред приятий, по решению Совета народных депутатов предостав ляются Земельные участки из обрабатываемых ими ранее зе мель с учетом интересов сто- участка может производиться с его согласия после выделе ния ему Советом народных депутатов равноценного зе мельного участка, строитель ства на новом месте предприя тиями, учреждениями и орга низациями, для которых отво дится земельный участок, жи лых, производственных и иных построек взамен изымаемых и воз1Иещения в полном объеме всех других убытков согласно настоящим Основам. РАЗДЕЛ V ЗЕМЛИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЗЕМЛИ ЗАПАСА ' Статья 26. Земли населен- Все земли в пределах го- ных пунктов (городов, посел- родской (поселковой) черты ков городского типа и сель- находятся в ведении го-род- |унктов), ских (поселковых) Советов народных депутатов. Порядок установления и изменения го родской (поселковой) черты, земёльнохозяйственного уст ройства территории 'городов (поселков), изъятия и предо ставления земельных участков и- условия пользования ими Т^пределяются настоящими Ос новами и законодательством союзных и автономных рес публик. ' ; Включение, земельных участ ков в черту 'города (поселка) не в^чечет прекращения права землевладения и землепользо вания на эти участки. На землях населенных пун ктов при переходе права соб ственности на строение (зда ние, сооружение) переходит соответственно также ,и право владения либо' пользования земельным участком или его частью в порядке й на усло виях, устанавливаемых зако нодательством союзных и ав тономных республик. Земли сельских населенных пунктов находятся в ведении сельских Советов. народных депутатов. Правовой режим земель сельских населенных пунктов 0(пределяется законо дательством союзных и авто номных республик. Статья 27. Земли промыш ленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения Землями промышленности, транспорта, связи и иного не сельскохозяйственного назна чения признаются земли, пре доставленные в по.-1ьзованиё соответствующим предприятий ям, организациям и учрежде ниям для осуществления воз ложенных на них задач. Размеры земельных участ ков, предоставляемых для ука занных целей, определяются з соответствии с утвержденными» в установленном порядке нор ма-ми и проектно-технической документацией, а отвод уча-, стков осуществляется с учетом очередности их освоения. ■ Порядок использования зе мель Промышленности, тран спорта, связи и иного тсель- скохозяйствейного назначения определяется законодательст вом Союза ССР, союзных и автономных республик. Статья 28. Земли природо охранного .рекреационного и оздоровительного назначения К землям; природоохранного, рекреационного и оздоровитель; Н0Г9 назначения относятся земли заповедников, нацио нальных и дендрологических парков, ботанических садов, курортов и других объектов; аналогичного назначения. Порядок использования ука занных земель определяется законодательством Союза ОСР, союзных и автономных респуб- Статья 29. Земли лесного фонда Землями Лесного фонда при-* знаются земли,- покрытые ле-' сом, а также не покрытые ле-’ сом ,но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Порядок пользования зем лями лесного фонда определ'я- ется. законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик: , Статья 30. Земли водного фонда К землям водного фонда относятся земли, занятые во доемами, гидротехническими водохозяйственными соору-, жениями, а' также полосы от вода по берегам водоемов. Порядок пользования зем- ля-ми водного фонда опреде ляется законодательством Со юза ССР, союзных и автоном ных республик. Статья 31. Земли запаса Землями запаса являются все земли ,не предоставленные вс владение и долгосрочное пользование. Земли запаса находятся в ведении Советов народных де путатов и предназначаются для предоставления во владе ние. п'ользование и аренду в соответсгвии с настоящими Основами, ' РАЗДЕЛ VI ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Статья 32. Возмещение убыт- го и лесного хозяйства, огра- ков землевладельцам и зем- ничением прав землевладель- лепользователям иГев и землепользователей или Убытки, причиненные изъяти- ухудшением качества земель временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землевла дельцев и землепользователей ухудшением качества зе- при установлении охранных, санитарных и защитных зон вок руг промышленных, транспорт ных и других объектов, подле- возмещению Советам на- ■мель при установлении охран- родных депутатов.' Эти потери санитарных и защитных зон вокруг промышленных, транспортных и других объек тов .подлежат возмещению в полном объеме землевладель цам, землепользователям и арендаторам, понесшим эти убытки: Возмещение убытков произ водится предприятиями, уч реждениями и организациями, которым отведены изымаемые земельные участки, а также предприятиями, учреждения ми и 01рганизациями, деятель ность которых связана с необ ходимостью установления ох ранных, санитарных и защит ных зон, в порядке .устанав ливаемом законодательством союзных и автономных рес публик. Статья 33. Возмещение по терь сельскохозяйственного и лесохозяйственного . производ- Потерн. сельскохозяйстден- пого и лесохозяйственного про изводства, вырванные изъятием сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда для ис пользования их в целях, не связанных с ведением сельско- компенсируются помимо мещения убытков, предусмот- 'ренного статьей 32 настоящих Основ. Указанные потери возмёща: ются предприятиями, ■ учреж- дениями и организациями, ко торым отводятся изымаемые сельскохозяйственные угодья и .земли лесного фонда для нужд, не- связанных с ведени ем сельского и лесного хозяй ства ,а также предприятиями, учреждениями и о)»ганизация- мн, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, са нитарные и защитные зоны с исключением из оборота сель скохозяйственных угодий и зе мель лесного фонда или пере водом их в менее ценные угодья. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь, используются для освоения но вых земель и повышения пло дородия почв. Размеры и порядок опреде ления подлежащих возмеще нию потерь устанавливаются законодательством союзных и автономных реейублик. РАЗДЕЛ [УН, ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ Статья 34. Цели и задачи охраны земель Охрана земель включает си стему организационных, эконо мических, правоЬых, инженер ных н других мероприятий, направленных на защиту их от расхищения, необоснован ных изъятий из сельскохозяй: ствениого оборота, нерацио нального использования, вре дных антропогенных и природ ных воздействий в целях по вышения эффективности при родопользования и создания благоприятной экологической 0|бстановки. Охрана земель и их рацио нальное использование осуще ствляются на основе комплекс ного подхода к угодьям, как к сложным природным обра зованиям (экосистемам), с уче том их зональных и ретно- нальных особенностей. Система рационального ис пользования земель должна отходами производства, других процессов разрушения; рек'ультивацию нарушенных земель, повышение их плодо родия и других полезных свойств; снятие и сохранение плодо родного слоя почвы, с тем чтобы использовать его для рекультиваций земель или пв- вышения плодородия малопро дуктивных угодий; установление особых режи мов пользования для . земель ных участков, имеющих при родоохранное" и историко-куль турное значение. Все землевладельцы, земле пользователи и арендаторы, независимо от форм й сроков использования земель, осуще ствляют работы по защите и повышению качества земель за счет собственных средств и несут ответственность за ухуд шение экологической обстанов- евоем земельном уча- деятель- носить природоохранный ре- стке и сопряженной террито- сурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействий на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружаю щей среды. Статья 35. Содержание и порядок охраны' земель Охрана земель предусмат ривает: защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, , от подЛопления, заболачивания, в'горичного засоления .иссуше ния, уплотнения; загрязнения. рии, связанное ностью. - Землевладельцы, землеполь зователи и арендаторы имеют право получать вознагражде ние за улучшение качества зе мель и повышение плодородия почв из специальных фондов, создаваемых Советами народ ных депутатов .и других ис: точников. , Порядок охраны земель ус танавливается -Советом Мини стров СССР и Советами Ми нистров союзных и автоном ных республик. РАЗДЕЛ :У!П • КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ох ра н о й з е м е л ь Статья 36. Задачи контроля Главная задача государст ва состоянием .использованием венного и общественного кон- И охраной земель троля за состоянием, использо ванием и охраной земель стоит в обеспечении соблюде ния всеми государственными кооперативными и обществен ными предприятиями, органи зациями и учреждениями, также гражданами требований земельного законодательства в целях эффективного использо вания и охраны земель. Статья 37. Органы, осуще-1 ствляющие контроль за состо янием, использованием и охра ной земель Контроль за состоянием, ис пользованием и охраной • зе- . осуществляется Совета ми народных депута-гов, спе циально созданными ' органа-' ми, подчиненными, этим Сове там, и общественными органи зациями. Порядок осуществления кон троля за состоянием, использо ванием и охраной земель уста навливается законодательст вом Союза ССР, союзных и автономных республик. Статья 38. Государственный контроль за состоянием, ис пользованием и охраной зе- Государственный контроль за состоянием .использованием и охраной, земель организует ся Советами народных Депу татов. Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных и автономных республик соз дают специальные, подчирн- ные им органы земельного кон троля ,в компетенцию которых входит: 1) координация деятельно сти по контролю за состояни ем, йспользованием и охраной земель; ’ 2) контроль за соответстви ем принимаемых министерствц- ми, ведомствами, землевла дельцами и землепользователя ми решений союзному и. рес публиканскому законодатель ству и требованиям охраны 3) запрещение деятельности, нарушающей земельное зако нодательство и наносящей ущерб земле; 4) приостановление реше- - ний об. использовании земли и назначение экспертизы в слу^ чаях, когда осуществление принятых решений может на нести ущерб земле; , ' 5) привлечение к ответст венности за нарушение земель ного законодательства Союза ССР, союзных и автономных .республик.- ' Статья 39. Общественный зе мельный контроль Общественный земельный контроль осуществляется об-- щесгвенными организациями. ПоряДок проведения контроля регулируется уставами общест венных организаций. Статья 40. Мониторинг зе- МониториНг земель представ ляет собой систематическое на блюдение за состоянием зе мельного фонда для своевре менного выявления изменений, предупреждения и устранения, негативных процессов и тенден' Мониторинг земель состоит из системы данных о распреде лении земли по владельцам и пользователям, продуктивнос ти земельных ресурсов, дегра дации иочв, загрязнении зе мель. Данные мониторинга пре доставляются'всем органам го сударственного и общественно го контроля. Структура мониторинга и порядок его осуществления ус танавливаются Советом Мини стров СССР. РАЗДЕЛ IX ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР Статья 41. Назначение и за дачи государственного земель ного кадастра Государственный земельный кадастр предназначен для обес печения- Советов народных де путатов, а также землевладель цев, 1 землепользователей и арендаторов информацией о со стоянии земель в целях орга низации их рационального 'ис пользования и охраны, сбвер- шенствования управления зе мельными ресурсами, обоснова ния размеров платы' за землю. Статья 42. Содержание и по рядок ведения государственно го земельного кадастра родном и экономическом сос тоянии. Формирование этих''- сведе ний обеспечивается, следующи ми подсистемайи государствен ного земельного кадастра: регистрация землевладений и землепользований;, учет земель: --- бонитЛ!ровка почвенного пок рова и природно-технологичес ких свойств земли; • экономическая (денежная) оценка земель. . Государственный земельный кадастр ведется по единой для всей страны системе г Государственный земельный средств государственного бюд- кадастр представляет собой жета. систему необходимых и обос- Порядок ведения кадастра нованяых сведений о право- устанавливается Советом Ми- вом режиме земель, их при- нистров СССР. ^ : РАЗДЕЛ X ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО Статья 43. Задачи землеуст- ния существующих землеполь- ройства зований с устранением не- Землеустройство включает удобств в расположении систему мероприятий, направ ленных на охрану и рациональ ное использование земли, и пре дусматривает: 1) проведение топографо геодезических, картографиче ских, почвенных, герботаниче- и других обследований; отвод земельных' участ ков в натуре: 4) разработку проектов вну трихозяйственного - -.землеуст ройства для землевладельцев, землепользователей ' и аренда- 5) обоснование размещения определение на местности 2) разработку генеральных территорий с особыми природе охранными, рекреационными заповедными режимами. Статья 44. Организация зем леустройства Землеустройство ■осуществля ется госуда.рственными земле устроительными арганизаниями за счет средств бюджета в рядке, установленном .-законе дательством союзных и авто номных республик. схем использования и охраны' земельных ресурсов Союза ССР, союзных и автономных республик, схем землеустройст ва областей (краев) и админи стративных районов; составле ние проектов, связанных с ох раной и использованием .зем- 3) составление проектов об разования новых и упорядоче- РАЗДЕЛ XI РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 45. Порядок разре шения споров между землевла дельцами, землепользователя- Купля-продажа, дарение, за лог, самовольный обмен, зах ват земельных участков не действительны. Лица, винов ные в совершении указанных -действий, а также в порче се-, льскохозяйственных и других земель, загрязнении их произ водственными отходами и сточ ными водами, невыполнении требований природоохранного режима использования земель, нарушении срока возврата вре менно занимаемых земель или невыполнении , обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению, уничтожении межевых знаков границ зем лепользований, искажении све дений государственной регист рации, учета и оценки земель, несут гражданскую, админист- ративиую или уголовную 'от ветственность в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных и автономных респуб- Самовольно занятые земель ные участки возвраптаются по их принадлежности без возме щения затрат, произведенных за В|ремя незаконного пользо вания. Законодательством союзных родных депутатов, судом или государственным арбитражем в порядке, установленном -за конодательством союзных и автономных республик, на тер ритории которых находятся земли данных предприятий, организаций, учреждений: Опоры с участием граждан, связанные с земельными отно шениями, подлежат рассмотре нию в судебном порядке. Имущественные споры, свя занные с земельными отноше ниями, !раз,реш'аются-судом или государственным арбитражем в соответствии с их компетен- Опоры предприятий,, учрежде ний и организаций одной рес публики по вопросам земле пользования на территории другой республики рассматри ваются комиссиями, образуемы ми на паритетных началах из представителей заинтересован ных республик. Если комиссия не пришла к согласованному решению, споры по данным во просам подлежат рассмотре нию в порядке, устанавливав- и автономных республик мо- мом в соответствии с законода- жет быть установлена ответст- ■тельством Союза ССР. • Статья 46. Ответственность венность и за другие виды ни за нарушение земельного зако- рушений земельного законода- нодательства ! тельства. РАЗДЕЛ XII МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ Статья 47. Международные договоры Если международным дого вором СССР установлены иные правила, чем те, которые со держатся в земельном законо дательстве СССР, то применя ются правила международного договора. , Такой же порядок применя ется в отношении земельного . законодательства союзной рес публики, если в международ ном договоре союзной респуб лики установлены иные прави-- ла, чем предусмотренные зе мельным законодательством этой союзной республики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz