Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
5 декабря 1989 г., № 278 (18 575) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Постановление Верховного Совета СССР о НЕОТЛОЖНМЕЫРАХ ЭКЛООГИЧЕСКОГО ОЗОДРОВЛЕНСИТРЯАНЫ Верховный Совет СССР от мечает, что в стране сложи лась тревожная, а местами кризисная экологическая обста новка. Несмотря на принима емые меры, работа по экологи ческому оздоровлению страны ведется, неудовлетворит&пьно. Ситуация в регионе Араль; ского'моря практически вышла из-под контроля . человека. Приараяье стало зоной эколо гического бедствия. Напряжён ное положение сохраняется в районах, пострадавших от ава рии Чернобыльской АЭС. Уси ливается беспокойство населе ния в регионе Семипалатинско го полигона испытания ядер- ного ор5^жия. Не грани эколо гического кризиса Калмыкия, Приднепровье, Приднестровье, Донбасс, Урал, Кузбасс, бас сейны Волги, Севана, Иссык- Куля, Балхаша н Ладожского озер, Черного, Азовского, Ка спийского и Балтийского мо рей и ряд других регионов. Требуется ускорить проведение природоохранных мероприятий в бассейнах Байкала, Оби и. В 103 городах с общим на селением около 50 миллионов человек предельно допустимые концентрации . вредных ве ществ в воздухе превышаются в десять и бо,;1ее раз. Растут объемы токсичных промышлен ных отходов, большая часть которых вывозится на свалки твердых бытовых отходов. Со стояние двух третей водных источников не отвечает норма тивам, идет опасное загрязне ние подземных вод. В 000 го- „родах не обеспечивается каче ственна* очистка сточных вод. Низка доля продукции, выпус каемой по малоотходным тех нологиям. Мижзноны гектаров некогда плодородных земель выведены из сельскохозяйствен ного оборота вследствие гор ных работ, эрозии, подтопле ния, засоления и опустынива- . ния. Часть з^родуктов" питания , опасно .использовать в пищу из- за насыщения их •пестицидами, . нитратами, гормонами и ради- . онуклидами, Растет заболева емость аллергическими, онко- - логическими и другими болез нями. Нет достаточной и опе- ^>ативибй информации населе ния по экологическим вопро- Положение усугубляется бе- . зответственным отношением ру- . ководителей многих минис терств и ведомств СССР, Сове тов Министров союзных и ав тономных республик, исполни тельных комитетов местных Советов народных депутатов к выполнению природоохранных мероприятий, недостаточно эффективностью государствен ного управления и контрол качества окружающей среды серьезными промахами в орга низании рационального исполь зования природных ресурсов отсутствием действенных эко номических рычагов для ресу рсо- и энергосбережения, р альных полномочий у местны Советов по контролю за испо яьзованием природных ресур сов, просчетами в размещени производительных сил страны Верховный Совет СССР по Советам Министров союзных автономных республик, мини терствам" и ведомствам ССС определить меры оказания отложной помощи регионам экологического бедствия и включить их в государственные планы социально-экономическо го развития страны, союзных и автономных республик на предстоящую пятилетку. Разработать и представить Верховному Совету СССР на весеннюю сессию 1990 года по сле всенародного обсуждения проект долгосрочной Государ- с'гвенной программы по охране окружающей среды и рациона льному использованию природ ных ресурсов СССР на тринад цатую пятилетку н на период до '2005 года, имея в виду, в частности: предусмотреть в 1990—-1998 годах улучшение состояния бк- ружающей ,среды в городах и населенных пунктах, где уро вень загрязнения воздушного бассейна многократно превыше-- ет предельно допустимые кон центрации, до нормативных требований; рассмотреть воп росы, связанные с проживани-' ем населения в пределах са нитарно-защитных зон вокруг экологически опасЛзых пред приятий и производств; довести в 1991—1995 годах качество питьевой воды и про дуктов питания до санитарно- гигиенических нормативов; существенно расширить объ ем 'научно-исследовательских и опытно - конструкторских ра- (бот по созданию эко'логичееки чистых, малоотходных техно логий и продукции, а Также ре шению других природоохран ных проблем. Обеспечить .их необходимыми финансовыми и материальными ресурсами; в 1990 году приступить к ре ализации программы создания автоматизированных систем ко нтроля за состоянием окружа ющей среды, в том числе е использованием авиакосмичес ких средств. Организовать про изводство измерительной аппа ратуры для этих целей; ’ широко использовать интел лектуальный и производствен ный потенциал оборонных от раслей для радикального изме нения экологической _ситуации в стране, для чего предусмот- реть> в программе раздел «Ко нверсия — экологии». 2. Начиная с 1990 года, от крывать финансирование работ по всем проектам и програм мам только при наличии поло жительного заключения госу дарственной экологической эк спертизы, обеспечить недавиеи- мость экологической эксперти зы. В 1990—1991 годах прове сти государственную экологи ческую экспертизу ранее при нятых государственных про грамм мелиорации и химиза ции сельского хозяйства, раз вития атомной энергетики, хи мической, микробиологической промышленности и других. В 1990—1991 годах прове сти экологическую паспортиза цию всех действующих пред приятий, экологически опас ных объектов, а также отдель ных территорий, по результа там которой разработать кон кретные планы оздоровления экологической обстановки. Советам Министров союзных и автономных республик, мест ным Советам и органам Госу дарственного комитета СССР по охране природы принять ак тивное участие в этой работе. 3. В целях изыскания и ре ализации рациональных мер восстановления экологического равновесия в Приаралье соз дать постоянно действующую правительствеяиую .комиссию. Комиссии совместно с Акаде мией наук СССР с привлечени ем зарубежных ученых и спе циалистов обеспечить конкурс ную разработку концепции вос становления Аральского моря и в 1990 году представить ко нкретные предложения по ее реализации на рассмотрение Верховного 'Совета СССР. Совету Министров СССР, Со вету Министров Узбекской ССР, Совету Министров Ка захской ССР, Совету Минист ров Туркменской ССР, Совету Совету Министров Киргизской ССР усилить контроль за хо дом выполнения ранее приня тых. решений по проблемам Прнаралья. ' 4. Одобрить разработку го сударственных комплексных программ РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР по ликвидации последствий ава рии на Чернобыльской АЭС. Совету Министров СССР в 1 квартале 1990 года рассмот реть указанные программы, по вопросам своей компетенции принять решения и'на весеннюю сессию Верховного Совета СССР представить единую со юзно-республиканскую програм му по этому вопросу, я также информацию о ситуации, свя занной с этой аварией. В пла нах социально-экономического развития Союза ССР и союз- , ных республик на тринадцатую пятилетку предусмотреть вы- деледие на эти цели отдельной строкой финансовых и матери ально-технических ресурсов. Министфству атомной эяег ргетики и промышленности СССР совместно с Академией наук СССР разработать и осу^ щеетвить комплекс дополните льных мер по усилению безо пасности эксплуатируемых - в СССР атомных реакторов. Го сударственному комитету СССР по охране природы произвести экологические экспертизы про ектов строящихся атомных эле ктрических и тепловых станций и других объектов с атомными энергетическими установками и по их результатам принять ре шение.. ‘ В 1990 году разработать но вый вариант государственной энергетической программы с учетом использования нетради ционных, экологически безопас ных источников энергии, строи тельства опытно-эксперимента льных АЭС с различными ти пами и схемами расположения атомных реакторов. 5. Министерству обороны, СССР и Министерству атомной энергетики и промышленное'ги СССР рассмотреть вопрос о Сове-гу Министров СССР в квартале 1990 года утвердить необходимые мероприятия. Совету Министров СССР рас смотреть. вопрос о воздействии ядерных испытаний на север ном полигоне (Новая Земля) на прилегающие территории. 6. Совету Министров СССР в первом полугодии 1990 года внести на рассмотрение - Вер ховного Совета СССР проект Закона об охране природы, а до конца 1990 года проекты Закона об особо охраняемых природных территориях и За кона об охране и рациональном использовании. растительного мира, а также Закона об испо льзовании атомной энергии и ядерной безопасности. Разра ботать в 1990 году соответст вующие государственные про граммы, предусмотрев в них, в частности, прекращение с 1991 года производства БВК из па рафинов нефти, широкое вне дрение биологических методов защиты сельхозкультур, повы шение плодородия почв, улу чшение использования земель, создание постоянно обновляе мых экологических карт СССР и союзных республик. Совету Министров СССР и ВЦСПС в 1990 году принять положение о курортах, предус мотреть меры ,по охране куро ртных зон, имеющих всесоюз ное значение. 7. Прокуратуре Союза ССР расширить систему природоох ранных прокуратур. Министер ству юстиции СССР и Госуда рственному комитету СССР по охране природы проработать в 1990 году вопрос о введении в законодательство ' понятия «экологического правонаруше ния», предусмотрев повышение ответственности виновных вплоть до уголовной и обяза тельное возмещение' ими при^ чнйенного вреда. Усилить правовую ответст- ' венность и экбиомические сан кции за природоохранные нару шения, предусмотреть возме щение, ущерба, нанесенного де ятельностью предприятий, ор ганизаций . и отдельных граж дан, а также ответственность должностных лиц за умышлен ное сокрытие я искажение ,ин формации об авариях с эколо гическими последствиями, о состоянии здоровья населения и загрязнении среды обитания. 8. Повысить эффективность государственного управления в области охраны при{юды и ис пользования природных ресур- Четко разграничить функции контроля за качеством среды обитания. Расширить сферу влияния Государственного ко митета СССР по охране приро ды по контролю за рациональ ным использованием природ ных ресурсов. Просить Съезд народных депутатов СССР з 1990 году^ рассмотреть вопрос о внесении должности пред седателя Государственного ко митета СССР по охране приро-, ды в перечень должностей, в соответствии с Конституци ей СССР,-утверждаемых Съез- 9. Совету Министров СССР рассмотреть вопрос о дополни тельных мерах по экономии электроэнергии и природных ресурсов, в первую ..очередь невозобновляемых, В 1 кварта ле 1990 года -разработать по ложение о порядке экономи ческого стимулирования госу дарственных, , кооперативных, общественных и смешанных (в том числе и с участием иност ранного капитала) предприя тий и организаций по перера ботке промышленных и быто вых ‘отходов, защите воздуш ной' и водной среды, земель, повышению плодородия почв и продуктивности пастбип;, про изводству экологически чистых продуктов питания, восстанов лению и разведению редких видов, занесенных в Красную книгу СССР и Красные книги союзных республик. Предусмо треть специальное налогооб ложение предприятий,, объеди нений й организаций за при менение Экологически опасных технологий с использованием получаемых средств в основ ном на природоохранные щ 10.. Государственному теТу СССР по охране природы. Советам Министров союзных республик разработать к 1 ию ля 1990 года программу соз дания общесоюзной системы особоохраняемых природных территорий, включая курорт ные зоны и зоны рекреации. Предусмотреть доведение пло щади заповедников и природ ных национальных парков до 2 процентов к 1995 году, 3 процентов— к 2000 году от общей площади земель стра ны, а также развитие санитар но-оздоровительных зеленых зон и лесопарковых защитных поясов. Считать целессюбразным ре шение вопроса об изъятии зе мель, занятых водоохранными,/ защитными, санитарно-гигиени ческими и другими лесами пе рвой группы, отнести к компе тенции Верховных Советов со юзных и автономных респуб лик. Начиная с 1 января 1991 года, запретить перерубы рас четных лесосек и с. 1990 года —вырубку кедра. Сосредото чить в ведение Государственно го комитета СССР по лесу все леса, за .исключением колхоз ных, для предоставления их в пользование на условиях арен ды. Разработать и утвердить в 1990 году государственную программу, лесовосстановления. Осуществить комплекс неотло жных мер по улучшению про тивопожарной защиты лесов. 11. Верховным Советам союз ных и автономных республик и местным Советам шире прив лекать к решению экологичес ких проблем общественность. Одобрить практику создания на местах депутатских групп по контролю за соблюдением за конодательства по охране при роды, ходом выполнения меро приятий, направленных на оз доровление окружающей среды. Рекомендовать осуществить в 1990 году закрепление терри торий традиционного природо- ‘'пользования, не подлежащих отчуждению под промышлен ное освоение, за коренными малочисленными народами Се вера, Сибири и Дальнего Вос- Местным Советам обеспечить, полную гласность, доступность и бесплатность сведений об экологическом состоянии ок- • ружающей среды, о всех ви дах загрязнений, результатах проводимых экологических эк спертиз. Оперативно информи ровать население регионов стра ны об экологически опасных авариях и ситуациях. Ускорить создание издатель ства «Экология» и выпуск все союзной экологической ежене дельной газеты. 12. Совету Министров СССР разработать и осуществить в тринадцатой пятилетке меропри ятия, по организации непрерыв ного экологического образова ния и воспитания, определить меры по подготовке кадров экологического профиля, про ведению экологического всеобу ча. Ввести экологическую под готовку в системе повышения квалификации кадров всех от раслей народного хозяйства. Рассмотреть вопрос о создании высших экологических курсов. 13. Расширить международ ное сотрудничество на много сторонней и двусторонней ос нове по природоохранным и глобальным экологическим про блемам. Обеспечить выполне ние принятых СССР междуна родных обязательств по эколо гическим проблемам. Активизи ровать подготовку к проведе нию в 1992 году всемирной кон ференции ООН по окружающей Крнтроль за выполнением ' данного постановления возло жить на Комитет Верховного Совета СССР по вопросам эко логии и рационального исполь зования природных ресурсов. Председатель Верховного Совета СССР . М. ГОРБАЧЕВ. Москва, Кремль. 27 ноября 1989 г._______ ' Выставка ДЕЛОНЕВЖАНРЕ Каждую оч^едную выстав ку ждешь, с нетерпением. В ' атом ожидании много надежд: на встречу со свежим- взгля дом на мяр» с оригинальным образно - пластическим мышле нием-, находками, в области средств художественной выра зительности, открытием-, новых Оправдала ш хоть .отчасти эти чаяИня осенняя, выставка липецких художников? Первое н общее впечатление таково, будто встретился с чем-то хорошо знакомым. Еще замечаешь, что экспозиция не несет даже оттенка- официоз ности. Мале того, кажется, что обязательные в •недавнем про шлом- темы старательно обхо дятся. Не попали в поле зрения авторов НИ! событии современ ности, ин истории, И с этим можно бы! согласиться. Каме рный. я бы сказала1комнатный характер- большинства работ чуть, ли не вплотную прибли жает их- к челобеку: почти лю бая картина может найти мес то в жилом- или о&цественном интерьере, но... Собранные во едино, ОНИ: образуют общий организм! именуемый выстав- Каждый организм, как из вестно, многофункционален. Мы же столкнулись с однобокостью, с нарушением- жизненно важно го равновесия. И причина во все не в том, что подавляющее большинсгао работ, не считая скульптуры. —- пейзаж и на тюрморт. Жанр тут ни при чем-. Причина монотонности — недостаток внятно выраженно го мироощущения. И если, как принято считать, искусство пе рвым отражает состояние об щественного самочувствия, то нынешняя экспозиция стоит как бы вне времени. Провозгла шение свободы творчества, пра ва художника выражать свою гражданскую я человеческую позицию оказалось весьма се рьезным испытанием. Испыта нием двоякого смысла: на оп- ределедность и зрелость пози ции и на профессиональную состоятельность. Хочется ье- рить, что и сами авторы трез во оценивают свое положение —едва ли не у всех можно за метить более или менее отчет ливое стремление к совершенст вованию мастерства. Однакй пластический язык выставки нивелирован. Следование дос тойным традициям,' их освое ние и претворение в собствен ном творчестве не стоит пу тать со стереотипностью мыш- ^шния, как индивидуального, так и коллективного, сформи рованного за долгие годы. От него не так-то просто освобо диться. Для этого многое дол жно измениться в сознании художников, да, впрочем, зрителей тоже. Нынешняя ситуация — беда не только липецкой творческой организации. На выставке да ла о себе знать проблема все го современного искусства; причем, не, только изобразите льного. Речь о результатах не гативных- явлений во всех сфе рах нашего общества;, сущест вовавших до недавнего време ни, да и сейчас еще радикаль но не устраненных. Общий де фицит’ культуры, низкий уро вень эстетического воспитания и т. д. вряд ли могут способство- - вать расцвету искусства. Хотя, конечно, это положение не оп равдывает художников. Наобо рот: оно накладывает •" “ огромную ответственность. Именно они, художники, тели искусства, обращающиеся в перв>зо очередь к душе, мо гут оказать самое тонкое и глубокое влияние на внутрен ний мир человека. Мы вправе этого ждать от наших живописцев, графиков скульпторов, ведь Липецкая организация Союза художни ков на редкость, богата талан тами. А кому много дано, г того много и спросится. Т. НЕЧАЕВА, искусствовед, ♦ото А, ЩУРОВА. В СЛЕД за «малым» Зако ном, направленным на повышение минимальных трудовых пенсий, обнародован проект Закона, носящего хара ктер реформы пенсионного обе спечения. У тысяч Людей поя вилась надежда, что с прове дением реформы в жизнь их положение значительно попра вится. Об-этом свидетельствует и наша почта; люди просят разъяснить некоторые положе ния проекта, хотят узнать, что их ожидает. — Эмилий Сергеевич, вы, как никто другой знающий сегодня шнее положение этой социа льной группы в области, раз деляете эти надежды? V-г Начну с цифр, которые помогут как-то охарактеризо вать сегодняшнюю' ситуацию. •В Липецкой области 320 ты сяч пенсионеров и тех, кто по лучает пособия. Если сравнить эту цифру с общим числом ра ботающих, то соотношение бу дет один к трем. И это наиме нее обеспеченная часть населе ния. Средний размер пенсий у рабочих и служащих составля ет 87 рублей, у колхозников до 1 октября 1983 года- он был равен 53 рублям, у инвалидов —шестидесяти пяти. Свыше 50 тысяч человек получают пенсия и пособия менее 70 рублей. О том, насколько такие доходы соответствуют реалиям нашей сегодняшней жизни, не прихо дится и говорить; повышение цен на отдельные товары и ус луги, инфляционные процессы особенно больно ударили по интер«:ам наименее обеспечен ных категорий населения. — Эмили». Сергеевич, наско лько же ПОЛНО; на ваш взгляд, реформа отвечает нашим сего дняшним представлениям О со циальной справедливости? Ин тересы всего ли нетрудоспособ ного населения учтены в про екте нового Закона? — Очевидно, что я основу проекта положена оценка об ществом труда граждан в .за висимости от полученного во время работа заработка и ко личества лет, проработанных на благо общества. И пока так будет формулироваться основ ной принцип социальной- спра ведливости в социалистическом обществе, видимо, так будут строиться и законы о соцобес- печении..' — Но разве действующий закон строится на иных прин- — Нет, но, по всей видимос ти, меняется со временем и понятие социальной справед ливости. Принципиальная осо бенность проекта нового Зако на в том, что в нем, в отличие от ныне действующего, пред>’- сматривается выплата пенсий и пособий всему нетрудоспособ ному населению. Кроме трудо вых пенсий, вводится так на зываемая социальная пенсия, которая будет выплачиваться, например, инвалидам всех групп, которые не и.чеют необ ходимого стажа работы. Сейчас человек, ставший инвалидом до 23 лет, должен иметь хотя бы год^тажа, чтобы восполь зоваться' правом на получение пенсии по инвалидности. Про ектом же нового Закона инва лиду без рабочего стажа буде'1 годня, например, минимальная пенсия сравнялась с минималь ной зарплатой рабочих и слу жащих —; равна 70 рублям. По проек-гу Закона о пенсиях предполагается сохранять это равенство и в будущем. Уве личится, например. минимум зарплаты до 80 рублей, зна чит, возрастет и пенсия до этой цифры. средства для выплаты социа льных пособий, пенсий. Одна ко Звконом поощряется рабо та значительной части пенсио неров. И пенсии по возрасту, как это предусмотрено проек том, будут выплачиваться лю дям, которые трудятся в каче стве рабочих и мастеров, сре днего медицинского персонала, учителей школ и врачей в се- ряда ему оторвало ногу, он получил контузию и в дальней шем не смог работать из-за прогрессирующей неврастении (последствия контузии). Такие люди находятся в ху дшем положении, чем гражда- у которых инвалидность ЗАКОННАЯ ПЕНСИЯ На вопросы нашего корреспондента по проекту Закона о пенсиях отвечает заведующий отделом социального обеспечения облисполкома Э. С. Чернышов. выплачиваться социальная ■ривается, ' зудут получать также все лица, достигшие пе нсионного возраста, дети в случае потери кормильца и де ти-инвалиды в ■ возрасте до 16 лет. Размеры этих пенсий также определяются проектом Закона. Что же касается, трудовых пенсий, то и здесь проектом предусмотренр значительно бОт лее справедливое решение во проса. Ведь размер пенсии бу дет зависеть не только от раз- ' мера среднемесячного заработ ка, взятого за любые пять лет из последних перед уходом на пенсию 15 лет работы, но и от общего стажа работы. Напри-' мер, мужчина, отработавший 25 лет, а женщина—двадцать, получат пенсию в размере 55 процентов заработка. И далее с каждым последующим годом работы процент исчисления пе нсии от заработка будет рас ти на единицу, пока не соста вит 75 процентов от заработ ка. .Это «редел. Такая пен сия будет достижима при 40— 45 годах стажа. — Эмилий Сергеевич, неко торые наши читатели в пись мах выражают опасение, что реформа пенсий мало улучцзнт положение тех, кто вышел на пенсию десять и более лет назад. Высказываются и сомне ния такого порядка: справед ливо ли правило, по которому специалисты одной должности и квалификации будут полу чать разные пенсии только на том основании, что один из них работал до повышения ок лада, другой — после? — Проект предусматривает решение многих из этих воп росов. В Законе предложен до статочно гибкий механизм ис числения пенсий. Он рассчи тан на длительную перспекти ву. Пенсии будут повышаться в зависимости от роста зара ботной платы и изменения сто имости жизни, но не менее чем на 2 процента в год. Се- На вопрос же о том, наско лько справедливо в проекте отражены интересы пенсионе ров, ушедших на пенсию 10 и более лет назад, можно отве тить следующее. Перерасчет пенсий будет сделан веем пе нсионерам по их выбору из среднемесячного заработка за, пять лет перед 1 января 1991 года, либо перед назначением пенсии, либо из заработка, из которого была ранее исчисле на пенсия, по документам, имеющимся в пенсионном деле. Если учесть, что ^большинство пенсионеров берет для расче та пенсии: среднемесячный за работок за последний год рз: боты, то такой подход можно считать справедливым. Ведь многие за год до ухода на пен сию предпринимали все меры, чтобы среднемесячный зарабо ток свой максимально возмо жно повысить. Помогала тому и администрация предприятий, организаций, колхозов и сов- — А насколько справедли во проект предусматривает выплату пенсий тем, кто полу чал зарплату за 300 к более рублей, с применением понижа ющих коэффициентов? — Понижающие коэффици енты у нас вводятся впервые, но я не могу сказать, что это предложение несправедливо. В действующем Законе о пенсиях существует, например, просто «потолок» пенсий, приводящий к уравниловке. ЕсЛи же вооб ще' не ограничивать пенсию, то доходы отдельной части насе ления будут неоправданно вы сокими, и мы не избежим дру гой крайности. Поэтому симальный заработок, прини маемый для исчисления пен сии, ограничится десятью ми нимальными ' зарплатами. — Но какими тогда, на ваш взгляд, соображениями вызва но ограничение в получении пенсии части работающих пен сионеров? ^ Думаю, ч'то причина здесь все-таки одна — ограниченные льской местности, а также членов колхозов и кооперати вов, занятых аналогичным тру дом. Всем же участникам Ве ликой Отечественной войны — работающим пенсионерам—пе нсии будут выплачиваться так же в полном размере, без уче та получаемого дохода, неза висимо от места работы. — Эмилий Сергеевич, -в про екте Закона впервые предло жен экономический механизм, способствующий ликвидации вредных и тяжелых условий труда. Предприятия должны будут «льготнику» половину суммы пенсии, пока ему не ис полнится 55—60 лет... — Действительно, ' такой путь, по мысли авторов проек та, должен . привести к тому, что для предприятий станет более выгодным ликвидировать рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда за счет применения современной техники и технологий. Однако предвижу, что это будет тру дно осуществимо на практике. И здесь неизбежны будут спо ры трудовых коллективов, то лько переходящих на полный хозрасчет и самофинансирова ние, с государством о том, кто виноват в сложившейся ситуа ции, и что явилось тому при чиной. Да и далеко не все предприятия обладают сегод ня достаточными средствами, чтобы находить возможности для выплаты даже 50 процен тов пенсии для своих ЛЬГОТ'НИ- — Какие еще положения проекта Закона о пенсионном обеспечении, на ваш взгляд, уязвимы? — Мне представляется не справедливым, что. без долж ного внимания в проекте За кона остались инвалиды, войны. А как быть с теми, кто, полу чив ранение, не смог трудить ся? Вот пример. Недавно у меня на приеме был инвалид войны из Усмани. В декабре сорок второго осколком сиа- или профзаболеванием. Думаю, что инвалидам войны нужно назначать максимальную пен сию, и это -не будет чрез мерным для тех, кто, выпол няя долг перед государст вом, ехал после войны нетру доспособным. Сейчас с теми же проблема ми мы столкнулись, оформляя пенсии на инвалидов, войны в Афганистане. Да, мы попыта лись решить эти врпросн сооб разно, с нашими сегодняшними представлениями о социальной справедливости так, как это позволяет действующий Закон о пенсионном обеспечении, р часть ннвалид6в-«афганцевз у н"»: получает республиканские пенёии, все остальные — пенсии персональные местного значе: ния. Однако это все равно до статочно скромные, суммы, ке компенсирующие долг государ ства перед ребятами, вернувши- мцея с войны нетрудоспособны- В проекте также не ,нашел пока своего решения вопрос I . людях с минимальными дохо дами. А только в Липецкой области таких, которые полу чают /менее 70 рублей, повто ряю, свыше 50 тысяч человек. «Малый» Закон решил часть проблемы, но лишь, для тех пе нсионеров, которые выработали полную пенсию, т. е. имеют необходимый стаж работы. Те же, кто не выработал стаж по лностью, или люди, потеряв шие . кормильца, получают лишь часть пенсии — 28 рублей. И если у нйх нет иных источников дохода, они и тывают настоящую нужду. Но ведь эти люди— бывшие работники предприятий, колхо зов и совхозов, и там могли бы, не дожидаясь поправок Закону и самого Закона, зна чительно улучшить материал' ное положение своих пенсионе- предприятия, колхопы и совхо зы назначают пенсионерам на дбавку из своих собственных средств, обеспечивают им бесп латное питание в своих столо вых, частично или полностью оплачивают коммунальные ус луги. Насколько я знаю, сей час этот вопрос обсуждается в трудовых коллективах НЛМК. И там предполагается установить надбавки к пенсиям бывших работников или семьям, имеющим доход менее 70 руб лей. Думаю, что • примеру НЛМК последуют и друг- - К Л У Б «ДРУЖ БА » в селе Бигильдино Данковского района начал активно дей- частушки. Понравилось и вкусное угощение, приготовленное ствовать подростковый клуб «Дружба». Теперь в свободное самими членами клуба. время мальчишки и девчонки приходят сюда. Для всех здесь Следует добавить, что они не замыкаются в рамках своей нашлись интересные дела. организации. Подготовлена программа для выступлений в се- Ребята старательно готовились к празднику «Счастливое льском Доме культуры и на птицефабрике «Данковская». детства». И он удался. Были танцы, веселые песни, задорные Здесь хорошо знают юных самодеятельных артистов. ЦЕНА ПОСТОЯНСТВА в издательской аннотации сказано: «В сборник «Польза впечатлений» вошли стихи по следних лет...». Это неправда. книжке' обнаруживаем ве щи. помеченные восемьдесят третьим, шестьдесят седьмым и дал^'е шестидесятым годом. Другое дело, 'что они только сейчас увидели свет. Владимир Корнилов был,.ис- ТИНИШ1 «шестидесятником». В первом' его тоненьком сборнич-' ке таких молодых стихов на всегда бохравились характер ные для той эпохи мотивы и . настроенин. Может быть, и по этому в ■семидесятые между с-гихами Корнилова и иечат- станком встала непреодо лимая стена. Не склонивший головы поэт оказался не ко двор-у. Его не публиковали, два десятка лет. Молчание, отчуждение, кличка: «отщепе- ц», «несуразная судьба — 1играция в себя». И вот он вернулся из этой горькой «эмиграции». Вернул- новыми и старыми стиха- ; опытом несломлен'ного семидесятыми «шестидесятни- 1». В его книгах, выпущенных последние два года, нет уко ра более покладистым совре менникам, чей путь был ровен и благопол,учен. Он не мнит себя эталоном гражданской бескомпромиссности и предте чей гласности, духовной пере- - стройки, хотя оснований на то у него больше, чем у многих других. Ему даже достало му жества признаться, что и он не готов к свободе, ибо «она не свободы тяжелее ' куда. Я Ведь ждал ее трже столько долгих годов; ждал до боли, до,дрожи, а пришла-— не го тов». Такая, пусть и гипертро фированная, честность ненз- мери.мо ценнее, нежели ; вы крики осмелевших — когда разрешили осмелеть -г- . сто ронников самых крайних край ностей или талдьменье тех, кто твердолобо убежден, что нм-то перестраиваться нет пикакой надобности. У него пока вышли три ма леньких к-ни-жечки две- в прошлом году в библиотеке «Огонька» (Музыка для се бя») и «Советском писателе» («Надежда») и одна в этом — ее выпустил «Современник» под н-ааванием «Польза впе чатлений», ^ - Сравнивая два жанра — публицистический и поэтиче ский, Корнилов дает своё ре- щение канонического вопроса: «Отчего отстает поэзия? .От чего отстает она?» Он утвер ждает: «Публицистика рушит надоЛбы, настилает по топям гать, а поэзии думать нддрб- от вечности не ..от стать». Тем не менее сам рн не чуждается сиюминутно сти и публипистичиости. Ему, в общем-то, не свойственны демонстративная филосрфвч- ность, равно как и загадрчцая •изощренность утонченных,; .лиг риков, «маяковское» орртор- ство или яркая живописность. «Я больше верил в быт неяр кий и в справедливость м.е’ло- чей». Вот и к вечному он .идет от этого самого быта, от про заических подробностей и/ ми молетности впечатлений. Слу чайно пойманная радиопере дача из Стамбула, уверявшая слушателей, будто «черного года резня — армянские'вра- • ки», пробуждают цепную' ре акцию размышлений о Суро вости исторической правды. О , что «история каждой зем- убийством набита. Отста лых и главных здесь нет, все на равных...». Попытка идеализировать «свое» и «сво-' в' конечном счете, чрева- повторением страширго прошлого. Если мы действи тельно хотим преодолеть тяго теющую над человечеством инерцию насилия, с этим про шлым нельзя «играть ни в , прятки, ни в жмурки». В него надо всмотреться — честно, совестливо, не отводя глаз и ; ища оправдания... Кроме ,лирики, в «Пользе впечатлений» есть небольшая (повесть в стихах» — давняя, ■ оттепельных лет. ,В ней та же постоянная, сквозная озабо ченность поэта. Герой ее'осоз нает порочность сталинского режима чуть раньше, чем боль шинство его соотечественни ков. Он прозревает , не , по команде, а до команды. Едва не поплатившись за это, ря, когда угроза миновала и его тайная правда сделалась прав дой, так .сказать, официаль ной и общепринятой, испыты вает не облегчение, но и «уни жение, обиду и печаль». «И вслух подумал: — Тщетно все наше торжество. Кто мы та кие? Щепки. Не более того. Нас пилят, .рубят, давят. Черт знает где гноят и вкруг спа сенье дарят — на кой оно нам В сущности, вопрос из поэ- ы, написанной в шестидеся- ' .эм году, сегодня еще более нелицеприятен и тревожен. Как сделать, чтобы мы, народ, бы ли хозяевами судьбы, страны, настоящего и будущего? Поче му в нашей истории люди так , часто оказывались щепками, которые летели во все стгоро- ны под топорами лихих '"лесо рубов? Приблизиться к пони манию этого невеселого прош лого, чтобы завтра не позвр- лить ему вернуться. помогн)рт м вышедапие из «зоны мо-тча- ния» стихи хорошего, настоя щего по'эта Владимира Кории- й. НЕЙЕРОБ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz