Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 24 ноября 1989 г., № 269 (18 566) ОКОНЧАНИЕ ДОКЛАДА ТОО. ПИВОВАРОВА Н. Д. {Окончание. Начало на 1-й стр.) создать для того, чтобы и власть Советов, и местное са моуправление стали реаль ностью, важнейшими чертами демократической организации общества обновленного социа лизма. Пора отрешиться от мы сли, что полновластие низовых Советов можно обеспечить, не прокладывая одновременно путь местному самоуправле нию, являющемуся органичес ким соединением всех форм представительной и непосред ственной демократии. Надо прямо, сказать, что стремление рассматривать лю бые проявления непосредствен ной демократии лишь как при даток органов власти, как неч то необязательное, второстепен ное еще бытует и в центре, и в республиках, и на местах. Это по сути не что иное, как противодействие демократиче ской перестройке общественных отношений на территориях. Нам нужны в городах и селах полновластные Советы. Дать ж е , им власть, по ленинской мысли, может только «живая Такой силой, и это уже по казывает практика, заявляют себя граждане, проживающие в низовых территориальных ячейках. Дело за тем, чтобы поддерживать, стимулировать их организацию в территориа льные коллективы, призванные стать социальной основой сель ского и городского самоуправ ления. На решение этих колле ктивов, в форме их собраний, а также местных референду мов могли бы передаваться наиболее важные вопросы раз вития соответствующей терри тории. С формированием кол лективов территорий, естест венно, будут возрастать роль и ответственность сельских и городских Советов как основ ных звеньев местного самоуп- , равления. Принципиально новых под ходов требует решение наива жнейшей для эффективного местного самоуправления зада чи — создание условий форми рования его надежной материа льно-финансовой базы. Речь прежде всего идет о новом ш'/- нимании местного бюджета как финансовой основы всей сис темы местного самоуправления в рамках сельсовета, поселка, города, а не только местного Совета. Формировать этот бю джет,'в чем убеждает и обще мировая практика, целесообра знее всего путем уплаты в него соответствующих налогов общегосударственного и мест ного характера всеми хозяйст венными организациями и гра жданами. У нас исторически сложилась другая практика, и не потому ли сегодня зачастую так убого выглядят наши сельские и го родские поселения, так неуст роен быт людей. Если же на логи, не только с предприятий, но и уплачиваемые граждани ном пойдут прежде всего в ме стный бюджет, люди будут знать, что от результатов их труда зависит состояние их до ма, улицы, города, что имен но о$и содержат обслуживаю щий их аппарат. Тогда требо ваний к себе и спрос с аппа рата будет иной. У нас же линия получается несколько искривленной. Нало ги от населения идут в бюд жет, за счет него финансиру ется производство, а потом мы хотим от производства взять эти же деньги на развитие тер ритории. У территориальных коллек тивов должен быть хозяйский интерес ко всем местным де лам. Однако одними призыва ми его не вызовешь. Поэтому представляются обоснованными предложения дать возможность этим коллективам иметь свою собственность. Объектами ее могли бы стать объекты мест ного хозяйства, финансовые средства, созданные в резуль тате труда и взносов граж дан, добровольного участия трудовых коллективов и обще ственных организаций. Формирование местного са моуправления в низовых тер риториальных ячейках, естест венно, потребует и переоценки роли таких крупных админист ративно-территориальных еди ниц, как район, область, край. Прежде всего, потребуется отказаться от прежнего руко^ водства нижестоящими советс кими органами со стороны вы шестоящих, сохранив законо дательно установленную эконо мическую основу во взаимодей ствии Советов. Иначе местное самоуправление может быть по давлено любыми вышестоящими инстанциями, еще не успев ро диться. Суть дела заключается в том, чтобы вышестоящие звенья уп равления создавались по иници ативе и решению нижестоящих, чтобы «наверх» делегировались исключительно те функции, ко торые нужны «низам», но не могут эффективно осуществля ться ими. Только при таком подходе административно-упра вленческий аппарат будет фа-, ктически находиться на. служ бе у народа. Если не оградить интересы территорий, а значит, и интере сы всех советских граждан, от экспансии ведомств, любых вы шестоящих контор, вне зави симости от их уровня, если не дать местному самоуправлению должный политико-правовой статус и механизм эффектив ного хозяйствования, то задачу возрождения подлинного наро довластия на местах нам не решить. Без твердых законо дательных гарантий, и прежде всего, конституционных, это новое звено ,нашей обществен ной жизни не сможет занять своего достойного места в по литической системе. «Закон о пределах прав местных само управлений, — отмечал В. И. Ленин, — должен быть издан центральным парламентом... Иного порядка нельзя себе.и представить». Сегодня, товари щи народные депутаты СССР, — это наша с вами задача. И мы обязаны сделать все воз можное, чтобы Закон «Об об щих началах местного самоуп равления и местного хозяйства в СССР» стал действенным ин струментом дальнейшей демо кратизации общественной жи зни. По своему содержанию он должен, быть таким актом, который не позволил бы его «подправлять» в министерствах и других органах, создавал бы реальные условия для выраже ния и учета всех здоровых об щественных интересов. Мы в комитете постарались изучить имеющиеся материалы зарубежного опыта. Сегодня принципы децентрализации вла сти, укрепления местных орга нов управления и самоуправ ления характерны для больши нства развитых стран мира. Зарубежный опыт показыва ет, что почти повсеместно, будь то Финляндия, Швейца рия, Англия или Франция, Ки тай, Нидерланды или Италия, завершены или идут процессы расширения компетенции ком мун, уездов, округов, провин ций, кантонов, регионов в реше нии их внутренних проблем, повышении роли общественных региональных учреждений, уси лении внимания экономике тер-' ритории. Децентрализация ста ла основным направлением но вого этапа региональной поли тики многих стран на рубеже 70—80-х годов. Взять, например, Францию, где местное управление нахо дится под полным руководст вом центрального правительст ва, то и там еще в 1982 году был принят Закон «О правах и свободах коммун, департамен тов, регионов», а в 1983 году дополнительным законом опре делены принципы и порядок разграничения полномочий ме жду местными органами и го сударством. Сегодня, после того как .мы изучили и опыт законопроект ной деятельности по пробле мам самоуправления союзных республик, нам стали более по нятны требования к общесо юзному закону, который соз дается в статусе «Общих на- Концепция такого закона (и это общее мнение комитета) представляется нам след}то- 1. Права местного самоупра вления должны принадлежать сообществу жителей (террито риальному коллективу) и реа- . лизовываться через представи тельные органы, другие орга ны местного самоуправления, а в необходимых случаях — по средством местных референду мов. Выборные органы сами определяют свою структуру и порядок работы, полностью автономны в принятии любых решений, относящихся к их компетенции. Отменены могут быть только те из «их, кото рые нарушают законы. 2. Руководство новыми об разованиями может осуществ ляться исключительно законом. При этом органы управления областного уровня выступают не в качестве вышестоящих органов, а в роли координато ров при решении задач, выхо дящих за пределы возможнос тей отдельных городов, райо нов, населенных пунктов, а также — благодаря наличию у них аппарата специалистов —■ в роли организаций, оказываю щих услуги и выполняющих функции общегосударственного управления. 3. Необходимо обеспечить экономическую базу для систе мы самоуправления. Предлага ется создать местное хозяйст во, составляющее коллективную собственность населения терри тории и их образований. Сис тема финансового регулирова ния должна при этом стимули ровать собственную хозяйствен ную и предпринимательскую деятельность местных органов самоуправления. Жизнь нам уже подсказала, что не надо бояться расширить полномочия местного самоуп равления по изысканию средств на социальное развитие терри торий, надо бояться только од ного — чтобы диктат власти не перешел из ныне существу ющих кабинетов в кабинетыме стных Советов. Вот, если кратко, чем руко водствовался наш комитет, вы нося на ваше рассмотрение но вый текст проекта закона, ко торый сложился в результате анализа и обобщения всех пре дложений, поступивших от Н: родных депутатов СССР и мест, учета опыта других г сударств. Итак, в чем же конкретные особенности предлагаемой реда- Прежде всего в последова тельном утверждении тезиса, что законопроект представляет действительно общие начала организации местного самоуп равления и местного хозяйст ва, в признании суверенных прав союзных и автономных республик самим определять формы и методы решения бо льшинства вопросов, связанных с организацией местного само управлений и местного хозяйст ва. В представленном проекте оставлены лишь те положения (количество статей сокращено с 29 до 19), которые требуют действительно общих подходов. Это согласуется с предложе ниями народных депутатов СССР тов. Лопатина В. Н., Прудникова И. В., Харифа С, Л., Осипова А. К. и ■ряда других, мнением ассоциации сибирских городов, социально правовой секции городского политического дискуссионного клуба г. Ульяновска. С принципиально новых по зиций подошел комитет к по нятию системы местного само управления. Сама жизнь тре бует кардинального расшире ния круга субъектов, входящих в эту систему. По нашему глу бокому убеждению, уже сего дня понятие системы местного самоуправления объединяет как местные Советы народных депутатов, так и трудовые кол лективы, общественные органи зации, объединения, формиро вания и движения граждан, органы общественного террито риального самоуправления, обе спечивающие необходимые ус ловия для реализации каждым гражданином СССР конститу ционного права на участие в управлении государственными и общественными делами. В проекте по-иному дана тракто вка нормы о границах, в кото рых осуществляется местное самоуправление. В предлагаемом проекте од ним из основных принципов ме стного самоуправления закреп лена самостоятельность и неза висимость Советов народных депутатов разных уровней в пределах установленной им за конодательством компетенции. Это означает признание "суве ренности местного самоуправ ления одного уровня относите льно другого, и законодатель — Верховные Советы союзных и автономных республик долж ны оградить нижестоящие орга ны местного самоуправления от диктата вышестоящих. В предлагаемом членам Вер ховного Совета СССР проек те в более широком обобщен ном виде представлено поня тие экономической базы мест ного самоуправления. Мы полагаем, что экономиче скую ,базу местного са моуправления должны сос тавлять природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, воздушное пространство), соб ственность субъектов, осущест вляющих хозяйственную деяте льность на соответствующей территории, а также собствен-^ ность граждан, проживающих на данной территории. Сказанное не означает, что землю, воду, собственность предприятий и граждан пред полагается однозначно и безо говорочно передать в собствен ность местного самоуправления. Речь идет лишь о том, что эко номическая база местного са моуправления складывается, из всех видов собственности, имеющихся на данной террито рии, с которых в местные бюд жеты или во внебюджетные фонды поступают те или иные платежи. В проекте введено новое по нятие — территориальные кол лективы. Это социалистичес кие самоуправляющиеся содру жества с собственной компе тенцией и самостоятельной от ветственностью, обеспечиваю щие решение' социально-эконо мических, политических и куль турных задач на основе соче-. тания местных и общенародных интересов. В представленном проекте дана иная трактовка местного хозяйства. Оно отнесено к коллективной собственности на селения территории (собствен ности территориального колле ктива) , право распоряжаться которой закреплено за местны ми Советами. По нашему мне нию, власть, принадлежащая народу, должна основываться на принадлежащей ему же со бственности, иметь под собой реальную материальную осно- Предполагается, что собст венность территориального кол лектива должна формировать ся из собственности, передава емой безвозмездно государст вом, иными субъектами, а так же из собственности, создавае мой, и приобретаемой местным Советом, другими органами местного самоуправления. Важным, по нашему мнению, является положение о том, что хозяйственные отношения ме стных Советов с предприятия ми и организациями, не вводя щими в состав местного хо зяйства, строятся на договор ной основе. Эти отношения до лжны быть партнерскими, ос нованными на ■экономических принципах, а не силовом дав лении. Существенные изменения пре терпел раздел «Финансовая ос нова местного самоуправления». Сделана попытка заложить здесь юридические нормы, ко торые гарантировали бы орга нам местного самоуправления нормальную самостоятельную экономическую деятельность по удовлетворению запросов на селения на принципах хозяйст венного расчета. Такие пожела ния содержались, например, в предложениях народных депу татов СССР Ковалева В. Т., Разбивной Г. А., Толстоухова И. А., Шапхаева С. Г., испол комов Новгородского, Кемеров ского, Винницкого, Курганско го, Омского, Пензенского и ря да других краевых и област ных Советов. Мы сознательно пошли на значительную конкретизацию в этом разделе, излишнюю в за коне, но обоснованную в про екте, выносимом на представ ление в условиях отсутствия действующего закона о системе налогообложения; Мы хотели показать, к чему стремимся, пути, которые, по нашему мнению, могли бы привести к реальному укреплен нию материально-финансовой базы Советов. Второе чтение закона будет после принятия закона о нало гообложении, и, соответствен но, излишняя конкретизация из нашего проекта уйдет, В проекте закреплена мысль о том, что местные Советы са мостоятельно разрабатывают и утверждают свои бюджеты и в интересах местного самоуп равления определяют их мини мум, что бюджеты , Советов различных уровней являются независимыми, вмешательство вышестоящих органов в про цессе разработки и утвержде ния бюджетов местными Сове тами не допускается. Принципиально важной ко митет считает норму о зачи слении'в полном объеме в ме стный бюджет подоходного налога с рабочих и служа щих, . проживающих на территории местного Сове та. Только такая йера, на наш взгляд, поможет поднять на ноги многие города, посел ки и сельсоветы со слабо раз витым хозяйственным потен циалом. Мы предлагаем снять вся кую регламентацию в отноше нии расходов местных бюдже тов, полагая, что местные Со веты вправе самостоятельно расходовать бюджетные сред ства, устанавливать размеры расходов на содержание аппа рата управления, надбавки 'к должностным окладам и та рифным ставкам работников этого аппарата, а также уч реждений народного образова ния, здравоохранения, культу ры, физической культуры и спорта, социального обеспече- Товарйщи депутаты, в ходе дискуссии по четвертому раз делу проекта Совета Минист ров СССР «Основные полномо чия органов местного самоуп равления в хозяйственном и социально-культурном строи тельстве «комитет пришел к выводу, что закон об «общих началах...» не вправе столь подробно регламентировать деятельность органов местного самоуправления з вопросах со циально-экономического раз вития, Поэтому в предлагае мой вашему вниманию редак ции проекта такого раздела, как' вы заметили, нет. Отдель ные его нормы, заслуживаю щие внимания, вошли в дру гие разделы. Такая постанов ка вопроса согласуется с пред ложениями депутатов Таланчу- ка П. М., Сависаара Э. Э„ Гулня В. В., Викторовича А. А. и других. Института эко номики и организации про мышленного производства Си бирского отделения Академии наук СССР. Несколько иначе изложен и раздел «Гарантии местного са моуправления». Существенны ми гарантиями, по нашему мнению, должны стать такие нормы, как: — ни один вопрос создания или преобразования экономи ческих и социальных объек тов на соответствующей тер ритории не может быть решен без согласия местного Совета; — решение местного Сове та народных депутатов, если оно противоречит законода тельству, вправе отменить только суд. Думается, что та кая норма будет способство вать укреплению социалистиче ской законности. Вместе с тем мы должны сказать, что в силу сложности и принципиальности поднимае мых в проекте закона проблем, обилия многочисленных, раз норечивых, а порою диамет рально ) 1 ротивоположных пред ложений, еще не удалось от работать всех его положений, пока не найдено окончатель ного ответа на вопрос о . пределах регулирования мест ного самоуправления Союзом ССР, о разграничении компе тенции местного самоуправле ния по его уровням, о взаимо отношениях государственных органов управления с . органа- ми местного самоуправления, не удалось обеспечить необхо димых га,рантий в формиро вании крепкой материально финансовой базы■местного са моуправления, В проекте нет окончатель ной отработки механизмов ре ализации этих вопросов. Это естественно, так как их окон чательное разрешение зависит от того, как они будут изло жены в законах- о собственно сти, о земле, о налогообложе нии, о социалистическом пред приятии, об аренде, об общих началах руководства экономи кой и социальной сферой в со юзных республиках. Товарищи депутаты! Сегодня наш комитет пред ставил' вам проект, может быть, несколько лаконичный по форме, не до конца юриди чески чистый в части отдель ных формулировок, в6, как нам представляется, концепту ально-прогрессивный по сво ей сути. И в этом мы видим главное. Главное, на наш взгляд, — это его направлен ность на кардинальную пересту ройку работы Советов, пол ное переосмысление роли, воз можностей и функций всех ор ганов местного самоуправле- Мы понимаем, что в пред лагаемом проекте практически речь идет о ломке существур- ших бюджетной системы, си стемы налогообложения, поня тий собственности. По нашему мнению, это неизбежно, если мы действительно хотим стать на путь самоуправления наро- . В преддверии выборов в ме стные Советы это важно, так как местные органы власти должны формироваться с уче том принципиально новой пра вовой и экономической роли, которую им предстоит занять в обществе в соответствии с Законом СССР «Об- общих на чалах местного самоуправле ния и местного хозяйства в СССР». Товарищи депутаты! Мы также надеемся, что подходы, заложенные в проек те, будут вами - учтены при обсуждении и доработке вы шеперечисленных проектов. Я еще раз их перечислю. Это за коны о собственности, о земле,- о налогообложении, о социали стическом предприятии, об аренде, об общих началах ру ководства экономикой и соци альной сферой в союзных ^)е- спубликах. При этом самым :г правильным, на наш взгляд, было бы все эти семь законов, в том числе и прадлагаемый нами, принимать одним паке том, да и вводить одновремен- Спасибо за внимание. ИНФОРМАЦИЯ о ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ П РЕДЛОЖ ЕНИЙ И ЗАМЕЧАНИЙ К ПРОЕКТУ ЗАКОНА ОБ ОБЩИХ НАЧАЛАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО ХОЗЯЙСТВА В СССР. В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета СССР «Об организации работы по обобщению предло жений и замечаний к проекту Закона об общих началах мест ного самоуправления и местного хозяйства в СССР» прези диумам Верховных Советов союзных и автономных респуб лик, местным Советам народных депутатов поручено обеспе чить обобщение указанных предложений и замечаний. Установлено, что обобщенные данные направляются в Ко митет Верховного Совета СССР по вопросам работы Советов народных депутатов, развития управления и самоуправле ния президиумами Верховных Советов союзных и автоном ных {юспублик, исполнительными комитетами Советов народ ных депутатов автономных областей (в РСФСР — президиу мами Верховных Советов автономных республик, исполни тельными комитетами краевых и областных Советов, Советов народных депутатов автономных областей и округов), цент ральными органами печати, радио и телевидения. ДНЕВНИК СЕССИИ Прежде ч<:М приступить а обсуждению очередного «бло-. ка» коренных проблем госу дарственного переустройства страны, председательствующий на утреннем заседании сессии Верховного Совета СССР 22 ноября Е. М. Примаков объ явил о завершении процедур ного опо 1 ра, возникшего нака нуне вечером. Сессия не укла дывается в намеченные сроки, поэтому выход один: продлить ее работу еще на два дня — на будущей неделе. В том, что острота и важ ность проблем плотно прессу ют рабочее время парламента риев, убедил ход дискуссий и в среду, когда первым в пове стку дня был поставлен один из фундаментальных эконо мических законов проект основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде. О нем подробно доложил от имени Комитета по .вопросам экономической реформы П. Г. Бунич. Министр юстиции СССР В. Ф. Яковлев отметил, что первоначальный вариант основ законодательства об аренде, подготовленный правительст вом, благодаря вдумчивой скрупулезной доработке со стороны ряда комиссий и ко митетов Верховного Совета СССР претерпел серьезные из менения и достиг кондиций, которые позволяют принять важный документ уже на ны- 1 »ещней сессии. По мнению председателя Комитета Верховного Совета СССР по вопросам законода тельства, законности и право порядка С. С. Алексеева, при нятие основ об аренде станет важнейшим событием нынеш ней сессии, ибо открывает путь к реальной, не на сло вах, а на деле, передачи эко номической власти в стране трудовым коллективам, После обеденного перерыва Верховный Совет приступил к рассмотрению еще одного ос новополагающего вопроса ра дикальной экономической ре формы — проекта Основ зако нодательства Союза ССР и со юзных республик о земле. От имени парламентского Комитета по аграрным вопро сам и продовольствию, кото рому в первую очередь была поручена подготовка данного законопроекта, выступил А. А. Никонов. По итогам дискуссии депу таты лишь приняли к рас смотрению законопроект о зем ле. Решено вернуть его в со ответствующие комитеты и ко миссии для /юработки, имея в виду льнейшем обсудить в первом :гении на сессии Вер ховного Совета. Затем депутаты условились перенести голосование по про- еясгу основ законодательства Союза ССР и союзных рес публик об аренде на следую щий день. (ТАСС). ПРОЕКТ З А К О Н Союза Советских Соцналиетияеских Республик ОБ ОБЩИХ НАЧАЛАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО ХОЗЯЙСТВА В СССР социалистического самоуправ ления народа, призвано обес печивать самостоятельное ре шение населением сельского на селенного пункта, поселка, рай она в городе, города, района, области, края, национально-ад министративных образований всех вопросов социального и экономического развития тер ритории, охраны окружающей среды, а также реализацию прав и свобод граждан. I. Система и принципы местного самоуправления Статья I. Система и терри ториальная основа местного са моуправления 1. Местное самоуправление,- как социально-эконом'ическая и общественно, - политическая форма самоорганизации членов советского общества, осущест вляется населением через ме стные Советы народных депу татов, органы общественного территориального самоуправ ления, местные референдумы, собрания и сходы граждан по месту жительства, иные формы демократии. Основным звеном системы местного самоуправления яв ляются местные Советы народ ных депутатов. В систему ме стного самоуправления входят в пределах, устанавливаемых законами СССР, союзных и ав тономных республик, трудовые коллективы, общественные ор ганизации, самодеятельные объ единения и формирования граж дан, обеспечивающие необходи мые условия для реализации каждым гражданином СССР конституционного права на участие в управлении Государ ственными и общестзенными делами. 2. Местное самоуправление осуществляется в администра тивно-территориальных грани- Вопросы внутреннего адми нистративно - территориально го устройства, связанные с ор- ганйздцией местного са 14 оуп 1 рав- ления, 'находятся в исключи тельной компетенции соответст вующей союзной и автономной республики, края, области, ав тономной области, автономно го округа, города республикан ского подчинения и решаются с учетом производственных, со циальных, исторических усло вий, национальных особеннос тей, связей и отношений про живающего на этой территории населения. Статья 2. Прнщипы местно го самоуправления Местное самоуправление осу ществляется на принципах на родовластия; — реализации 'волн народа через Советы народных депута тов и референдумы; —- законности; — подконтрольности и под отчетности населению всех ор ганов местного самоуправления, а также местных органов го сударственного управления и должностных лиц; — самостоятельности и не зависимости Советов народ ных депутатов разных уровней в пределах установленной за конами комцетенции; — широкого участия депута тов и их формирований, 'трудо вых коллективов, обществен ных организаций и других объ единений граждан в выработке, принятии и реализации реше ний по вопросам местного зна- — сочетаний местных И об щегосударственных интересов; — гласности. Статья 3. Полномочия орга нов местного самоуправления 1. Органы местною самоуп равления в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы местного значения. 2. Полномочия, порядок ор ганизации и деятельности ме стных Советов народных депу татов разных уровней и иных органов местного самоуправле ния определяются законами Союза ССР, союзных и авто номных республик. 3. Местные Советы народ ных депутатов могут переда вать часть своих полномочий другим органам общестаеиного самоуправления, 4. Вопросы, затрагивающие интересы населения сопредель ных и других территорий, ре шаются соответствующими Со ветами народных депутатов совместно. путатов с предприятижии и ор ганизациями, не входя1цими. в состав местного хозяйства, строятся На договорной осно- Отношения, выходящие за рамки договоров, осуществля ются через советы . трудовых коллективов, иные органы про изводственного самоуправле- 2. Руководство местным хо зяйством осуществляется эко номическими, правовыми и ор ганизационными методами в интересах граждан, проживаю щих на соответствующей тер ритории. 3. Вопросы организации тер- ' риториальных и межтерритори- альных, отраслевых и межот раслевых органов управления местным хозяйством, их струн ных депутатов. II. Экоиошчмш основа мосгного самоуправлеиня « " “и *“ «иого самоуправлеиая Статья 4. Экономическая ба за местного самоуправления Экономическую базу местно го самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, воздушное пространство), собственность субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на соответствующей террито рии, а также собственность граждан, проживающих на дан ной территории. Статья 5. Местное хозяйст во и его состав 1. Местное хозяйство образу ет коллективная собственность населения территории (собст венность территориального кол лектива) , право распоряжения которой закреплено за местны ми Советами народных депута- 2. Собственность территори ального коллектива формиру ется из собственности, пере даваемой безвозмездно госу- да|рством, иными субъектами, а также из собственности, соз даваемой и приобретаемой (по купаемой) местным Советом на родных депутатов, другими ор ганами местного самоуправле- Порядок передачи и пере чень безвозмездно передавае мых объектов в состав местно го хозяйства определяется Верховными Советами союз ных и автономных республик, а по 0 |бъектам союзного зна- — Верховньш Советом' 3. Местное хозяйство и его части, как коллективная соб ственность, подлежит свобод ной купле и продаже за иск лючением ограничений, устанав ливаемых законами СССР «О собственности в СССР», «О земле», а также законами со юзных и автономных респуб- 4. Введение ограничений на право местных Советов народ ных депутатов распоряжаться коллективной собственностью, составляющей местное хозяйст во, принадлежит непосредствен но населению, а в исключитель ных случаях — Верховным Со ветам союзных и автономных республик. Статья 6. Взаимоотношения местных Советов нароАных де путатов с предприятиями 1. Хозяйственные отношения местных Советрв народных де Статья 7. Финансовые ресур- Финансовые ресурсы местно го самоуправления формируют ся, за счет бюджетных'и вне бюджетных средств местных Советов народных депутатов, средств органов общественного территориального самоуправ ления, привлеченных средств предприятий, учреждений, коо перативов и общественных ор ганизаций, населеиия, креди тов, а также других источни- Статья 8. Местный бюджет Местные Советы народных депутатов самостоятельно раз рабатывают и утвёрждают свои бюджеты и в интересах местного самоуправления опре деляют их минимум. Бюджеты- Советов народных депутатов различных уровней являются независимыми. Вмешательство вышестоящих органов в про цесс разработки и утверждения бюджетов местными Советами не допускается. Статья 9. Доходы местных бюджетов 1. В местные бюджеты пол ностью зачисляются доходы от сточников, к которым могут относиться: плата за трудовые ресурсы и за производственные фонды предприятий местного хозяйст ва, а также совместных пред приятий в соответствии с долей в них местных Советов народ ных депутатов; подоходный налог с колхо зов, иных кооперативных и об щественных организаций; подоходный налог с рабочих и служащих, проживающих на . * территории местного Совета; ' подоходный налог с заработ ков членов кооперативов и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; сельскохозяйственный на- государственная пошлина, местные налоги и сборы, пла та за патенты лиц, занимаю щихся индивидуальной трудо вой деятельностью; поступления от реализации и сдачи в аренду имущества, на ходящегося л распоряжении местных Советов иародвых де путатов; доходы от реализации бес хозяйного и конфискованного имущества и бесхозяйные вкла- (Окончание иа 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz