Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 24 ноября 1989 г., № 269 (18 566) ОКОНЧАНИЕ ДОКЛАДА ТОО. ПИВОВАРОВА Н. Д. {Окончание. Начало на 1-й стр.) создать для того, чтобы и власть Советов, и местное са­ моуправление стали реаль­ ностью, важнейшими чертами демократической организации общества обновленного социа­ лизма. Пора отрешиться от мы­ сли, что полновластие низовых Советов можно обеспечить, не прокладывая одновременно путь местному самоуправле­ нию, являющемуся органичес­ ким соединением всех форм представительной и непосред­ ственной демократии. Надо прямо, сказать, что стремление рассматривать лю­ бые проявления непосредствен­ ной демократии лишь как при­ даток органов власти, как неч­ то необязательное, второстепен­ ное еще бытует и в центре, и в республиках, и на местах. Это по сути не что иное, как противодействие демократиче­ ской перестройке общественных отношений на территориях. Нам нужны в городах и селах полновластные Советы. Дать ж е , им власть, по ленинской мысли, может только «живая Такой силой, и это уже по­ казывает практика, заявляют себя граждане, проживающие в низовых территориальных ячейках. Дело за тем, чтобы поддерживать, стимулировать их организацию в территориа­ льные коллективы, призванные стать социальной основой сель­ ского и городского самоуправ­ ления. На решение этих колле­ ктивов, в форме их собраний, а также местных референду­ мов могли бы передаваться наиболее важные вопросы раз­ вития соответствующей терри­ тории. С формированием кол­ лективов территорий, естест­ венно, будут возрастать роль и ответственность сельских и городских Советов как основ­ ных звеньев местного самоуп- , равления. Принципиально новых под­ ходов требует решение наива­ жнейшей для эффективного местного самоуправления зада­ чи — создание условий форми­ рования его надежной материа­ льно-финансовой базы. Речь прежде всего идет о новом ш'/- нимании местного бюджета как финансовой основы всей сис­ темы местного самоуправления в рамках сельсовета, поселка, города, а не только местного Совета. Формировать этот бю­ джет,'в чем убеждает и обще­ мировая практика, целесообра­ знее всего путем уплаты в него соответствующих налогов общегосударственного и мест­ ного характера всеми хозяйст­ венными организациями и гра­ жданами. У нас исторически сложилась другая практика, и не потому ли сегодня зачастую так убого выглядят наши сельские и го­ родские поселения, так неуст­ роен быт людей. Если же на­ логи, не только с предприятий, но и уплачиваемые граждани­ ном пойдут прежде всего в ме­ стный бюджет, люди будут знать, что от результатов их труда зависит состояние их до­ ма, улицы, города, что имен­ но о$и содержат обслуживаю­ щий их аппарат. Тогда требо­ ваний к себе и спрос с аппа­ рата будет иной. У нас же линия получается несколько искривленной. Нало­ ги от населения идут в бюд­ жет, за счет него финансиру­ ется производство, а потом мы хотим от производства взять эти же деньги на развитие тер­ ритории. У территориальных коллек­ тивов должен быть хозяйский интерес ко всем местным де­ лам. Однако одними призыва­ ми его не вызовешь. Поэтому представляются обоснованными предложения дать возможность этим коллективам иметь свою собственность. Объектами ее могли бы стать объекты мест­ ного хозяйства, финансовые средства, созданные в резуль­ тате труда и взносов граж­ дан, добровольного участия трудовых коллективов и обще­ ственных организаций. Формирование местного са­ моуправления в низовых тер­ риториальных ячейках, естест­ венно, потребует и переоценки роли таких крупных админист­ ративно-территориальных еди­ ниц, как район, область, край. Прежде всего, потребуется отказаться от прежнего руко^ водства нижестоящими советс­ кими органами со стороны вы­ шестоящих, сохранив законо­ дательно установленную эконо­ мическую основу во взаимодей­ ствии Советов. Иначе местное самоуправление может быть по­ давлено любыми вышестоящими инстанциями, еще не успев ро­ диться. Суть дела заключается в том, чтобы вышестоящие звенья уп­ равления создавались по иници­ ативе и решению нижестоящих, чтобы «наверх» делегировались исключительно те функции, ко­ торые нужны «низам», но не могут эффективно осуществля­ ться ими. Только при таком подходе административно-упра­ вленческий аппарат будет фа-, ктически находиться на. служ­ бе у народа. Если не оградить интересы территорий, а значит, и интере­ сы всех советских граждан, от экспансии ведомств, любых вы­ шестоящих контор, вне зави­ симости от их уровня, если не дать местному самоуправлению должный политико-правовой статус и механизм эффектив­ ного хозяйствования, то задачу возрождения подлинного наро­ довластия на местах нам не решить. Без твердых законо­ дательных гарантий, и прежде всего, конституционных, это новое звено ,нашей обществен­ ной жизни не сможет занять своего достойного места в по­ литической системе. «Закон о пределах прав местных само­ управлений, — отмечал В. И. Ленин, — должен быть издан центральным парламентом... Иного порядка нельзя себе.и представить». Сегодня, товари­ щи народные депутаты СССР, — это наша с вами задача. И мы обязаны сделать все воз­ можное, чтобы Закон «Об об­ щих началах местного самоуп­ равления и местного хозяйства в СССР» стал действенным ин­ струментом дальнейшей демо­ кратизации общественной жи­ зни. По своему содержанию он должен, быть таким актом, который не позволил бы его «подправлять» в министерствах и других органах, создавал бы реальные условия для выраже­ ния и учета всех здоровых об­ щественных интересов. Мы в комитете постарались изучить имеющиеся материалы зарубежного опыта. Сегодня принципы децентрализации вла­ сти, укрепления местных орга­ нов управления и самоуправ­ ления характерны для больши­ нства развитых стран мира. Зарубежный опыт показыва­ ет, что почти повсеместно, будь то Финляндия, Швейца­ рия, Англия или Франция, Ки­ тай, Нидерланды или Италия, завершены или идут процессы расширения компетенции ком­ мун, уездов, округов, провин­ ций, кантонов, регионов в реше­ нии их внутренних проблем, повышении роли общественных региональных учреждений, уси­ лении внимания экономике тер-' ритории. Децентрализация ста­ ла основным направлением но­ вого этапа региональной поли­ тики многих стран на рубеже 70—80-х годов. Взять, например, Францию, где местное управление нахо­ дится под полным руководст­ вом центрального правительст­ ва, то и там еще в 1982 году был принят Закон «О правах и свободах коммун, департамен­ тов, регионов», а в 1983 году дополнительным законом опре­ делены принципы и порядок разграничения полномочий ме­ жду местными органами и го­ сударством. Сегодня, после того как .мы изучили и опыт законопроект­ ной деятельности по пробле­ мам самоуправления союзных республик, нам стали более по­ нятны требования к общесо­ юзному закону, который соз­ дается в статусе «Общих на- Концепция такого закона (и это общее мнение комитета) представляется нам след}то- 1. Права местного самоупра­ вления должны принадлежать сообществу жителей (террито­ риальному коллективу) и реа- . лизовываться через представи­ тельные органы, другие орга­ ны местного самоуправления, а в необходимых случаях — по­ средством местных референду­ мов. Выборные органы сами определяют свою структуру и порядок работы, полностью автономны в принятии любых решений, относящихся к их компетенции. Отменены могут быть только те из «их, кото­ рые нарушают законы. 2. Руководство новыми об­ разованиями может осуществ­ ляться исключительно законом. При этом органы управления областного уровня выступают не в качестве вышестоящих органов, а в роли координато­ ров при решении задач, выхо­ дящих за пределы возможнос­ тей отдельных городов, райо­ нов, населенных пунктов, а также — благодаря наличию у них аппарата специалистов —■ в роли организаций, оказываю­ щих услуги и выполняющих функции общегосударственного управления. 3. Необходимо обеспечить экономическую базу для систе­ мы самоуправления. Предлага­ ется создать местное хозяйст­ во, составляющее коллективную собственность населения терри­ тории и их образований. Сис­ тема финансового регулирова­ ния должна при этом стимули­ ровать собственную хозяйствен­ ную и предпринимательскую деятельность местных органов самоуправления. Жизнь нам уже подсказала, что не надо бояться расширить полномочия местного самоуп­ равления по изысканию средств на социальное развитие терри­ торий, надо бояться только од­ ного — чтобы диктат власти не перешел из ныне существу­ ющих кабинетов в кабинетыме стных Советов. Вот, если кратко, чем руко водствовался наш комитет, вы нося на ваше рассмотрение но вый текст проекта закона, ко­ торый сложился в результате анализа и обобщения всех пре­ дложений, поступивших от Н: родных депутатов СССР и мест, учета опыта других г сударств. Итак, в чем же конкретные особенности предлагаемой реда- Прежде всего в последова­ тельном утверждении тезиса, что законопроект представляет действительно общие начала организации местного самоуп­ равления и местного хозяйст­ ва, в признании суверенных прав союзных и автономных республик самим определять формы и методы решения бо­ льшинства вопросов, связанных с организацией местного само­ управлений и местного хозяйст­ ва. В представленном проекте оставлены лишь те положения (количество статей сокращено с 29 до 19), которые требуют действительно общих подходов. Это согласуется с предложе­ ниями народных депутатов СССР тов. Лопатина В. Н., Прудникова И. В., Харифа С, Л., Осипова А. К. и ■ряда других, мнением ассоциации сибирских городов, социально­ правовой секции городского политического дискуссионного клуба г. Ульяновска. С принципиально новых по­ зиций подошел комитет к по­ нятию системы местного само­ управления. Сама жизнь тре­ бует кардинального расшире­ ния круга субъектов, входящих в эту систему. По нашему глу­ бокому убеждению, уже сего­ дня понятие системы местного самоуправления объединяет как местные Советы народных депутатов, так и трудовые кол­ лективы, общественные органи­ зации, объединения, формиро­ вания и движения граждан, органы общественного террито­ риального самоуправления, обе­ спечивающие необходимые ус­ ловия для реализации каждым гражданином СССР конститу­ ционного права на участие в управлении государственными и общественными делами. В проекте по-иному дана тракто­ вка нормы о границах, в кото­ рых осуществляется местное самоуправление. В предлагаемом проекте од­ ним из основных принципов ме­ стного самоуправления закреп­ лена самостоятельность и неза­ висимость Советов народных депутатов разных уровней в пределах установленной им за­ конодательством компетенции. Это означает признание "суве­ ренности местного самоуправ­ ления одного уровня относите­ льно другого, и законодатель — Верховные Советы союзных и автономных республик долж­ ны оградить нижестоящие орга­ ны местного самоуправления от диктата вышестоящих. В предлагаемом членам Вер­ ховного Совета СССР проек те в более широком обобщен ном виде представлено поня тие экономической базы мест­ ного самоуправления. Мы полагаем, что экономиче­ скую ,базу местного са­ моуправления должны сос­ тавлять природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, воздушное пространство), соб­ ственность субъектов, осущест­ вляющих хозяйственную деяте­ льность на соответствующей территории, а также собствен-^ ность граждан, проживающих на данной территории. Сказанное не означает, что землю, воду, собственность предприятий и граждан пред­ полагается однозначно и безо­ говорочно передать в собствен­ ность местного самоуправления. Речь идет лишь о том, что эко­ номическая база местного са­ моуправления складывается, из всех видов собственности, имеющихся на данной террито­ рии, с которых в местные бюд­ жеты или во внебюджетные фонды поступают те или иные платежи. В проекте введено новое по­ нятие — территориальные кол­ лективы. Это социалистичес­ кие самоуправляющиеся содру­ жества с собственной компе­ тенцией и самостоятельной от­ ветственностью, обеспечиваю­ щие решение' социально-эконо­ мических, политических и куль­ турных задач на основе соче-. тания местных и общенародных интересов. В представленном проекте дана иная трактовка местного хозяйства. Оно отнесено к коллективной собственности на­ селения территории (собствен­ ности территориального колле­ ктива) , право распоряжаться которой закреплено за местны­ ми Советами. По нашему мне­ нию, власть, принадлежащая народу, должна основываться на принадлежащей ему же со­ бственности, иметь под собой реальную материальную осно- Предполагается, что собст­ венность территориального кол­ лектива должна формировать­ ся из собственности, передава­ емой безвозмездно государст­ вом, иными субъектами, а так­ же из собственности, создавае­ мой, и приобретаемой местным Советом, другими органами местного самоуправления. Важным, по нашему мнению, является положение о том, что хозяйственные отношения ме­ стных Советов с предприятия­ ми и организациями, не вводя­ щими в состав местного хо­ зяйства, строятся на договор­ ной основе. Эти отношения до­ лжны быть партнерскими, ос­ нованными на ■экономических принципах, а не силовом дав­ лении. Существенные изменения пре­ терпел раздел «Финансовая ос­ нова местного самоуправления». Сделана попытка заложить здесь юридические нормы, ко­ торые гарантировали бы орга­ нам местного самоуправления нормальную самостоятельную экономическую деятельность по удовлетворению запросов на­ селения на принципах хозяйст­ венного расчета. Такие пожела­ ния содержались, например, в предложениях народных депу­ татов СССР Ковалева В. Т., Разбивной Г. А., Толстоухова И. А., Шапхаева С. Г., испол­ комов Новгородского, Кемеров­ ского, Винницкого, Курганско­ го, Омского, Пензенского и ря­ да других краевых и област­ ных Советов. Мы сознательно пошли на значительную конкретизацию в этом разделе, излишнюю в за­ коне, но обоснованную в про­ екте, выносимом на представ­ ление в условиях отсутствия действующего закона о системе налогообложения; Мы хотели показать, к чему стремимся, пути, которые, по нашему мнению, могли бы привести к реальному укреплен нию материально-финансовой базы Советов. Второе чтение закона будет после принятия закона о нало­ гообложении, и, соответствен­ но, излишняя конкретизация из нашего проекта уйдет, В проекте закреплена мысль о том, что местные Советы са­ мостоятельно разрабатывают и утверждают свои бюджеты и в интересах местного самоуп­ равления определяют их мини­ мум, что бюджеты , Советов различных уровней являются независимыми, вмешательство вышестоящих органов в про­ цессе разработки и утвержде­ ния бюджетов местными Сове­ тами не допускается. Принципиально важной ко­ митет считает норму о зачи­ слении'в полном объеме в ме­ стный бюджет подоходного налога с рабочих и служа­ щих, . проживающих на территории местного Сове­ та. Только такая йера, на наш взгляд, поможет поднять на ноги многие города, посел­ ки и сельсоветы со слабо раз­ витым хозяйственным потен­ циалом. Мы предлагаем снять вся­ кую регламентацию в отноше­ нии расходов местных бюдже­ тов, полагая, что местные Со­ веты вправе самостоятельно расходовать бюджетные сред­ ства, устанавливать размеры расходов на содержание аппа­ рата управления, надбавки 'к должностным окладам и та­ рифным ставкам работников этого аппарата, а также уч­ реждений народного образова­ ния, здравоохранения, культу­ ры, физической культуры и спорта, социального обеспече- Товарйщи депутаты, в ходе дискуссии по четвертому раз­ делу проекта Совета Минист­ ров СССР «Основные полномо­ чия органов местного самоуп­ равления в хозяйственном и социально-культурном строи­ тельстве «комитет пришел к выводу, что закон об «общих началах...» не вправе столь подробно регламентировать деятельность органов местного самоуправления з вопросах со­ циально-экономического раз­ вития, Поэтому в предлагае­ мой вашему вниманию редак­ ции проекта такого раздела, как' вы заметили, нет. Отдель­ ные его нормы, заслуживаю­ щие внимания, вошли в дру­ гие разделы. Такая постанов­ ка вопроса согласуется с пред­ ложениями депутатов Таланчу- ка П. М., Сависаара Э. Э„ Гулня В. В., Викторовича А. А. и других. Института эко­ номики и организации про­ мышленного производства Си­ бирского отделения Академии наук СССР. Несколько иначе изложен и раздел «Гарантии местного са­ моуправления». Существенны­ ми гарантиями, по нашему мнению, должны стать такие нормы, как: — ни один вопрос создания или преобразования экономи­ ческих и социальных объек­ тов на соответствующей тер­ ритории не может быть решен без согласия местного Совета; — решение местного Сове­ та народных депутатов, если оно противоречит законода­ тельству, вправе отменить только суд. Думается, что та­ кая норма будет способство­ вать укреплению социалистиче­ ской законности. Вместе с тем мы должны сказать, что в силу сложности и принципиальности поднимае­ мых в проекте закона проблем, обилия многочисленных, раз­ норечивых, а порою диамет­ рально ) 1 ротивоположных пред­ ложений, еще не удалось от­ работать всех его положений, пока не найдено окончатель­ ного ответа на вопрос о . пределах регулирования мест­ ного самоуправления Союзом ССР, о разграничении компе­ тенции местного самоуправле­ ния по его уровням, о взаимо­ отношениях государственных органов управления с . органа- ми местного самоуправления, не удалось обеспечить необхо­ димых га,рантий в формиро­ вании крепкой материально­ финансовой базы■местного са­ моуправления, В проекте нет окончатель­ ной отработки механизмов ре­ ализации этих вопросов. Это естественно, так как их окон­ чательное разрешение зависит от того, как они будут изло­ жены в законах- о собственно­ сти, о земле, о налогообложе­ нии, о социалистическом пред­ приятии, об аренде, об общих началах руководства экономи­ кой и социальной сферой в со­ юзных республиках. Товарищи депутаты! Сегодня наш комитет пред­ ставил' вам проект, может быть, несколько лаконичный по форме, не до конца юриди­ чески чистый в части отдель­ ных формулировок, в6, как нам представляется, концепту­ ально-прогрессивный по сво­ ей сути. И в этом мы видим главное. Главное, на наш взгляд, — это его направлен­ ность на кардинальную пересту ройку работы Советов, пол­ ное переосмысление роли, воз­ можностей и функций всех ор­ ганов местного самоуправле- Мы понимаем, что в пред­ лагаемом проекте практически речь идет о ломке существур- ших бюджетной системы, си­ стемы налогообложения, поня­ тий собственности. По нашему мнению, это неизбежно, если мы действительно хотим стать на путь самоуправления наро- . В преддверии выборов в ме­ стные Советы это важно, так как местные органы власти должны формироваться с уче­ том принципиально новой пра­ вовой и экономической роли, которую им предстоит занять в обществе в соответствии с Законом СССР «Об- общих на­ чалах местного самоуправле­ ния и местного хозяйства в СССР». Товарищи депутаты! Мы также надеемся, что подходы, заложенные в проек­ те, будут вами - учтены при обсуждении и доработке вы­ шеперечисленных проектов. Я еще раз их перечислю. Это за­ коны о собственности, о земле,- о налогообложении, о социали­ стическом предприятии, об аренде, об общих началах ру­ ководства экономикой и соци­ альной сферой в союзных ^)е- спубликах. При этом самым :г правильным, на наш взгляд, было бы все эти семь законов, в том числе и прадлагаемый нами, принимать одним паке­ том, да и вводить одновремен- Спасибо за внимание. ИНФОРМАЦИЯ о ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ П РЕДЛОЖ ЕНИЙ И ЗАМЕЧАНИЙ К ПРОЕКТУ ЗАКОНА ОБ ОБЩИХ НАЧАЛАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО ХОЗЯЙСТВА В СССР. В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета СССР «Об организации работы по обобщению предло­ жений и замечаний к проекту Закона об общих началах мест­ ного самоуправления и местного хозяйства в СССР» прези­ диумам Верховных Советов союзных и автономных респуб­ лик, местным Советам народных депутатов поручено обеспе­ чить обобщение указанных предложений и замечаний. Установлено, что обобщенные данные направляются в Ко­ митет Верховного Совета СССР по вопросам работы Советов народных депутатов, развития управления и самоуправле­ ния президиумами Верховных Советов союзных и автоном­ ных {юспублик, исполнительными комитетами Советов народ­ ных депутатов автономных областей (в РСФСР — президиу­ мами Верховных Советов автономных республик, исполни­ тельными комитетами краевых и областных Советов, Советов народных депутатов автономных областей и округов), цент­ ральными органами печати, радио и телевидения. ДНЕВНИК СЕССИИ Прежде ч<:М приступить а обсуждению очередного «бло-. ка» коренных проблем госу­ дарственного переустройства страны, председательствующий на утреннем заседании сессии Верховного Совета СССР 22 ноября Е. М. Примаков объ­ явил о завершении процедур­ ного опо 1 ра, возникшего нака­ нуне вечером. Сессия не укла­ дывается в намеченные сроки, поэтому выход один: продлить ее работу еще на два дня — на будущей неделе. В том, что острота и важ­ ность проблем плотно прессу­ ют рабочее время парламента­ риев, убедил ход дискуссий и в среду, когда первым в пове­ стку дня был поставлен один из фундаментальных эконо­ мических законов проект основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде. О нем подробно доложил от имени Комитета по .вопросам экономической реформы П. Г. Бунич. Министр юстиции СССР В. Ф. Яковлев отметил, что первоначальный вариант основ законодательства об аренде, подготовленный правительст­ вом, благодаря вдумчивой скрупулезной доработке со стороны ряда комиссий и ко­ митетов Верховного Совета СССР претерпел серьезные из­ менения и достиг кондиций, которые позволяют принять важный документ уже на ны- 1 »ещней сессии. По мнению председателя Комитета Верховного Совета СССР по вопросам законода­ тельства, законности и право­ порядка С. С. Алексеева, при­ нятие основ об аренде станет важнейшим событием нынеш­ ней сессии, ибо открывает путь к реальной, не на сло­ вах, а на деле, передачи эко­ номической власти в стране трудовым коллективам, После обеденного перерыва Верховный Совет приступил к рассмотрению еще одного ос­ новополагающего вопроса ра­ дикальной экономической ре­ формы — проекта Основ зако­ нодательства Союза ССР и со­ юзных республик о земле. От имени парламентского Комитета по аграрным вопро­ сам и продовольствию, кото­ рому в первую очередь была поручена подготовка данного законопроекта, выступил А. А. Никонов. По итогам дискуссии депу­ таты лишь приняли к рас­ смотрению законопроект о зем­ ле. Решено вернуть его в со­ ответствующие комитеты и ко­ миссии для /юработки, имея в виду льнейшем обсудить в первом :гении на сессии Вер­ ховного Совета. Затем депутаты условились перенести голосование по про- еясгу основ законодательства Союза ССР и союзных рес­ публик об аренде на следую­ щий день. (ТАСС). ПРОЕКТ З А К О Н Союза Советских Соцналиетияеских Республик ОБ ОБЩИХ НАЧАЛАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО ХОЗЯЙСТВА В СССР социалистического самоуправ­ ления народа, призвано обес­ печивать самостоятельное ре­ шение населением сельского на­ селенного пункта, поселка, рай­ она в городе, города, района, области, края, национально-ад­ министративных образований всех вопросов социального и экономического развития тер­ ритории, охраны окружающей среды, а также реализацию прав и свобод граждан. I. Система и принципы местного самоуправления Статья I. Система и терри­ ториальная основа местного са­ моуправления 1. Местное самоуправление,- как социально-эконом'ическая и общественно, - политическая форма самоорганизации членов советского общества, осущест­ вляется населением через ме­ стные Советы народных депу­ татов, органы общественного территориального самоуправ­ ления, местные референдумы, собрания и сходы граждан по месту жительства, иные формы демократии. Основным звеном системы местного самоуправления яв­ ляются местные Советы народ­ ных депутатов. В систему ме­ стного самоуправления входят в пределах, устанавливаемых законами СССР, союзных и ав­ тономных республик, трудовые коллективы, общественные ор­ ганизации, самодеятельные объ­ единения и формирования граж­ дан, обеспечивающие необходи­ мые условия для реализации каждым гражданином СССР конституционного права на участие в управлении Государ­ ственными и общестзенными делами. 2. Местное самоуправление осуществляется в администра­ тивно-территориальных грани- Вопросы внутреннего адми­ нистративно - территориально­ го устройства, связанные с ор- ганйздцией местного са 14 оуп 1 рав- ления, 'находятся в исключи­ тельной компетенции соответст­ вующей союзной и автономной республики, края, области, ав­ тономной области, автономно­ го округа, города республикан­ ского подчинения и решаются с учетом производственных, со­ циальных, исторических усло­ вий, национальных особеннос­ тей, связей и отношений про­ живающего на этой территории населения. Статья 2. Прнщипы местно­ го самоуправления Местное самоуправление осу­ ществляется на принципах на­ родовластия; — реализации 'волн народа через Советы народных депута­ тов и референдумы; —- законности; — подконтрольности и под­ отчетности населению всех ор­ ганов местного самоуправления, а также местных органов го­ сударственного управления и должностных лиц; — самостоятельности и не­ зависимости Советов народ­ ных депутатов разных уровней в пределах установленной за­ конами комцетенции; — широкого участия депута­ тов и их формирований, 'трудо­ вых коллективов, обществен­ ных организаций и других объ­ единений граждан в выработке, принятии и реализации реше­ ний по вопросам местного зна- — сочетаний местных И об­ щегосударственных интересов; — гласности. Статья 3. Полномочия орга­ нов местного самоуправления 1. Органы местною самоуп­ равления в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы местного значения. 2. Полномочия, порядок ор­ ганизации и деятельности ме­ стных Советов народных депу­ татов разных уровней и иных органов местного самоуправле­ ния определяются законами Союза ССР, союзных и авто­ номных республик. 3. Местные Советы народ­ ных депутатов могут переда­ вать часть своих полномочий другим органам общестаеиного самоуправления, 4. Вопросы, затрагивающие интересы населения сопредель­ ных и других территорий, ре­ шаются соответствующими Со­ ветами народных депутатов совместно. путатов с предприятижии и ор­ ганизациями, не входя1цими. в состав местного хозяйства, строятся На договорной осно- Отношения, выходящие за рамки договоров, осуществля­ ются через советы . трудовых коллективов, иные органы про­ изводственного самоуправле- 2. Руководство местным хо­ зяйством осуществляется эко­ номическими, правовыми и ор­ ганизационными методами в интересах граждан, проживаю­ щих на соответствующей тер­ ритории. 3. Вопросы организации тер- ' риториальных и межтерритори- альных, отраслевых и межот­ раслевых органов управления местным хозяйством, их струн­ ных депутатов. II. Экоиошчмш основа мосгного самоуправлеиня « " “и *“ «иого самоуправлеиая Статья 4. Экономическая ба­ за местного самоуправления Экономическую базу местно­ го самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, воздушное пространство), собственность субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на соответствующей террито­ рии, а также собственность граждан, проживающих на дан­ ной территории. Статья 5. Местное хозяйст­ во и его состав 1. Местное хозяйство образу­ ет коллективная собственность населения территории (собст­ венность территориального кол­ лектива) , право распоряжения которой закреплено за местны­ ми Советами народных депута- 2. Собственность территори­ ального коллектива формиру­ ется из собственности, пере­ даваемой безвозмездно госу- да|рством, иными субъектами, а также из собственности, соз­ даваемой и приобретаемой (по купаемой) местным Советом на­ родных депутатов, другими ор­ ганами местного самоуправле- Порядок передачи и пере­ чень безвозмездно передавае­ мых объектов в состав местно­ го хозяйства определяется Верховными Советами союз­ ных и автономных республик, а по 0 |бъектам союзного зна- — Верховньш Советом' 3. Местное хозяйство и его части, как коллективная соб­ ственность, подлежит свобод­ ной купле и продаже за иск­ лючением ограничений, устанав­ ливаемых законами СССР «О собственности в СССР», «О земле», а также законами со­ юзных и автономных респуб- 4. Введение ограничений на право местных Советов народ­ ных депутатов распоряжаться коллективной собственностью, составляющей местное хозяйст­ во, принадлежит непосредствен­ но населению, а в исключитель­ ных случаях — Верховным Со­ ветам союзных и автономных республик. Статья 6. Взаимоотношения местных Советов нароАных де­ путатов с предприятиями 1. Хозяйственные отношения местных Советрв народных де­ Статья 7. Финансовые ресур- Финансовые ресурсы местно­ го самоуправления формируют­ ся, за счет бюджетных'и вне­ бюджетных средств местных Советов народных депутатов, средств органов общественного территориального самоуправ­ ления, привлеченных средств предприятий, учреждений, коо­ перативов и общественных ор­ ганизаций, населеиия, креди­ тов, а также других источни- Статья 8. Местный бюджет Местные Советы народных депутатов самостоятельно раз­ рабатывают и утвёрждают свои бюджеты и в интересах местного самоуправления опре­ деляют их минимум. Бюджеты- Советов народных депутатов различных уровней являются независимыми. Вмешательство вышестоящих органов в про­ цесс разработки и утверждения бюджетов местными Советами не допускается. Статья 9. Доходы местных бюджетов 1. В местные бюджеты пол­ ностью зачисляются доходы от сточников, к которым могут относиться: плата за трудовые ресурсы и за производственные фонды предприятий местного хозяйст­ ва, а также совместных пред­ приятий в соответствии с долей в них местных Советов народ­ ных депутатов; подоходный налог с колхо­ зов, иных кооперативных и об­ щественных организаций; подоходный налог с рабочих и служащих, проживающих на . * территории местного Совета; ' подоходный налог с заработ­ ков членов кооперативов и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; сельскохозяйственный на- государственная пошлина, местные налоги и сборы, пла­ та за патенты лиц, занимаю­ щихся индивидуальной трудо­ вой деятельностью; поступления от реализации и сдачи в аренду имущества, на­ ходящегося л распоряжении местных Советов иародвых де­ путатов; доходы от реализации бес­ хозяйного и конфискованного имущества и бесхозяйные вкла- (Окончание иа 3-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz