Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Л Е НИН С К О Е ЗНАМЯ 4 ноября 1989 г., № 255 (18 552) ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГРАЖДАН- НАДЕЖНЫЕ ПРАВОВЫЕ И СОЦИЛАЬНЕЫГАРАНТИ (Окончание. Начало на 1-й стр.) Эти примеры наглядно по. называют гибкость метода определения пенсий, основан ного на исчислении их раз мера из общего трудового стажа и уровня заработной платы. Причем в основе все го здесь лежит минималь ная заработная плата, кото рая всегда находится под пристальным вниманием об щества и, безусловно, вмес те с ростом эффективности нашей экономики будет пос ледовательно повышаться. А значит станут одновременно и цро'порционально расти пе. нсии всех уровней, в том чи сле мшимальная трудовая пенсия и социальные пенсии, размер которых жестко овя- "зан с уровнем минимальной заработной платы. Именно на это, на достижение согла- сованного с трудовым вкла дом каждого и, следователь, но, справедливого пенсион ного обеспечения нацелен весь предлагаемый механизм установления размеров вьш- Несколько слов о правоме. рности верхнего предела з а работка ' для определения размера - -пенсий, исчисляе- , мо 1 'о как 10-кратная мини мальная заработная плата. Здесь также были самые разные предложения. Назы вались суммы в 300, |400, 500 рублей. Но в проекте закона все-таки выбран ру беж в нынешних условиях 700 рублей. Расчеты пока зали, что эта сумма с наи большей полнотой, учитывает интересы самых ркзных ка тегорий трудящихся, и пре- Й 1 де всего — высококвали фицированных специалистов и рабочих, в том числе шах теров, металлургов, водите лей большегрузных автомо билей, работников, занятых в районах с тяжелыми клима^ тическими условиями, —сло вом, всех, у кого заработок гначительно вьнпе среднего. Одним из элементов, хара ктеризующим гибкость разра ботанного механизма, являет ся возможность - повыщения пенсий в связи с ростом за работной платы и изменени ем инденса стоимости . жиз ни. Имеется в виду, что ежегодно пенсии будут повы. шаться с учетом динамики зарплаты и цен, но не менее чем на два процента зара ботка пенсионера. Такая- си стема вводится впервые в нашей практике. Подводя некоторый итог сказанному, хотел бы еще рза подчеркнуть принципиа льную новизну предлагаемо го механизма регулирования размеров пенсий, возмож ности его действия на дли тельный период и, главное, прямую связь с общим ста жем работы 'и ростом зара ботной платы в соответствии с повышением уровня жизни населения. Не могу не сказать здесь и несколько слов по вопросу, который может быть прямо и не относится к механизму регулирования размера пен. сии, но -непосредсрвенно вли яет на него. Имеется в ви ду районный коэффициент. В настоящее время он прак тически не берется в расчет при исчислении пенсий, что вызывает обоснованные пре тензии трудящихся. В про екте закона эта несправед-, ливсють устранена: районные коэф^щиенты при опреде лении размеров пенсий бу- д \т теперь учитываться. ется внести и в систему льго тного пенсионного обеспе чения. Суть Их в предостав лении льготы только те 1 У 1 . кто действительно занят на работах с тяжелыми и вре дными условиями труда. Од новременно щ)еследуется цель экономическими мето дами побудить предприятия улучшать эти условия за счет внедоения новой техни ки и технологии, сокращать численность персонала, з а нятого на таких работах. В соответствии с проектом предусматривается устанав ливать пенсии на льготных условиях в зависимости от производства или видов ра бот, а также показателей вредности и тяжести; опре деляемых по итогам аттеста ции рабочих мест. При этом сохраняется оправдавшая се. бя практика установления льготного пенсионного обес печения по так называемым спискам № 1 и 2. В то же время в отличие от действу, ющего порядка показатели вредности и тяжести работ должны быть сквозными для всего народного хозяйства без жесткой привязки к от дельным отраслям, как это делалось до сих пор. Разумеется, тут важ:но строго следить за соблюде нием законных прав на льгот ное пенсионное обеспечение, за качестаом проведения ат тестации рабочих мест на предприятиях и и организа циях, своевременно готовить предложения по совершеиет- вованию всей постановки де ла. Вопрос важный. Конт роль и осуществление рабо- ты в .этом направлен» воз лагается на вновь создавае мые для таких целей орга- ны государственной экспер тизы условий труда. Это дол жна быть весьма авторитет ная и объективная организа ция. В ее составе, как пред полагается, будут. работать ученые, медицинские работ ники и высококвалифициро ванные специажсты отраслей народного хозяйства. Глав- , ная задача этих органов — обеспечить объективную оценку условий труда на предприятиях. В процессе проработки во проса о льготном пенсионном обеспечении различные мне ния высказывались насчет целесообразности сохране ния возраста, дающего пра во выйти на пенсию, и необ ходимого - стажа работы. ' Взвесив все «за» и «против», правительство считает необ ходимым оставить ныне дей ствующие критерии без из менений. Возраст выхода на пенсию мужчин и 'женщин, занятых на особо тяжелых и вредных -работах, устанавли вается соответственно в 50 и в 45 лет. Сохраняется так же и требование к стажу на таких работах. Для мужчин — это 10 лет. для женщин . Что касается других ра бот с вредными и тяжелы ми условиями труда (список № 2), то есть таких, которые могут быть улучшены за счет организационных, техничес ких и други^ факторов, то лицам, занятым на такого ро да работах, льготные пенсии будут назначаться как и ра нее: в 55 лет — для муж чин и в 50 — для ж енщ » . При этом вносится предло жение, что предприятие из своего, фонда з а р а з н о й пла ты должно до достижения соответствующим работни ком пенсионного возраста, перечислять в пенсионный фонд СССР взносы, покры вающие половину расходов на выплату будущей пенсии. Это, на наш взгляд, хороший стимул, побуждающий трудо вой коллектив зас ти ться об условиях производства и со кращать численность персо нала, занятого на вредных, и тяжелых работах. К сказанному следует до бавить, что в системе льгот- ныу пенсий предусматривает ся совершенно новое, положе ние. Речь идет о пропорци ональном снижении возраст ного рубежа при выходе на пенсию для тех работников, у которых нет полного ста жа р а ^ т ы по спискам № 1 и 2, но имеется, по крайней мере, половина такого стажа. В основном я перечислил все, что касается льготного пенсионного обеспечения в его традиционном понима нии. Но мы считаем, ч^о в этом важйом деле, затраги вающем штересы^ миллионов советских людей, следует учитывать и возможные осо бенности производств. Ведь не все виды работ могут быть предусмотрены, в льгот ных списках. Шизнь меняет ся и она будет выдвигать все новые и новые условия. Мо жет случиться так, что на ■каком-то участке производст ва в силу его специфики сле дует установить пенсионные льготы. Что же, это право предприятия. И такие воз- можноста проектом закона предоставлены. Не могу не сказать, что в последнее время выработаны предложения, учитывающие особые условия труда работ ников, занятых полный рабо чий день на подземных и от крытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других ' полезных ископае мых н на строительстве шахт н р.с.ршков. Правительство Ш 10 СН -1 предложение о предо- ставлеии!! пм права на пен сии нежшисимо от возраста, сели они были заняты ,на .' 1 ТИХ работах не менее 25 лет 11а таких же льготных условиях 11 редусмотрено ■наз начать пенсии личному сос таву горноспасательных час тей. Работникам ведущих .профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчи кам; машинистам горных вые мочных машин и некоторым другим пенсии будут назна чаться по достижен» 45 лет и при стаже на этих работах не менее 20 лет. В ходе подготовки проек та закона вполне правомерно возник вопрос о том. как быть с некоторыми катего риями работников, труд ко торых осложнен не вредны ми и тяжелыми условиями, а природными, эмоциональ ными и другими неблагопри ятными факторами. Они зна чатся в действующих ныне списках на льготные пенсии. Теперь же, после многочис ленных консультаций, экс пертных, оценок и обсужде ний в трудовых коллективах, принято решение ввести для них, а также для работников ряда других профессий и ви дов работ пенсии за выслугу лет. Это. по сути, одна из разновидностей трудовых пен сий, предиазначеннь1Х. для тех, кто занят на ^работах, выполнение которых ведет к потере профессиональной трудоспособности до наступ ления возраста, дающего пра во на пенсию по старости. Имеются в виду, например, работники летного и летно- испытательйого состава гра жданской авиации, геологи, ц.яавсостав морскрго. речно го флота - и флота рыбной йромышленности, работники подвижного состава железно дорожного транспорта, рабо чие и мастера на заготовке леса и другие. Требование к установле нию такого вида пенсий еди ное для всех — наличие он - ' ределенногб стажа по специ альности. Скажем, пилотам гражданской авиации необхо димо Иметь 25 лет летной работы. При этом размер пенейй за выслугу лет будет исчисляться в том же поряд ке, как и при назначении пен сий по возрасту. В работе над проектом закона тщательно изучался вопрос о порядке использо вания труда пенсионеров и материальном его стимулиро вании. ^Мнения высказыва лись разноречивые. Одни предлагали выплачивать пен сию и заработную плату всем работающим пенсионе рам в полном размере без каких-либо ограничений. Дру гие, напротив,- считали необ ходимым максимально огра ничить круг работающих пенсионеров, которым пенсия и заработок должны выпла чиваться ■полностью. Третьи — настаивали на р еш ен » этой проблемы с учетом ус ловий конкретных регионов и отраслей. Правительство, вниматель но рассмотрело все точки зрения, в том числе. — скла дывающуюся демографичес кую ситуацию как в стране в целом, так и в отдельных регионах, н обеспеченность различных отраслей квали фицированными кадрами, эко номические возможности и целесообразность привлече ния пенсионеров к труду. В итоге, признано необходимым на данном этапе экономиче ского и социального разви тия страны пенсию и зара- ' ботную плату выплачивать полностью рабочим, масте рам, учителям и врачам в сельской местности, средне му медицинскому персоналу и всем работающим ненсио» нерам — участника.м Вели кой Отечественной войны. Для всех остальных сумма пенсий -вместе с заработком не должна превышать зара ботной платы, получаемой до назначения пенсии. Такой порядок у нас уже применя ется. Например, в отношении пенсионеров - восшнослужа- Но хочу отметить: это — не жесткое условие. Прини мая во внимание многообра зие ситуаций, складывающих ся с трудовыми ресурсами в регионах и на отдельных предприятиях, правительст во считает нужным предос тавить право союзным рес публикам, предприятиям и организациям самим решать вопрос о выплате пенсий работающим пенсионерам на иных условиях^ чем предус мотрено проектом закона. С той только разницей, что де лать это они должны за счет собственных средств. Товарищи! На Съезде народных дену-/ татов СССР, в трудовых кол лективах. в печати подчерки валась необходимость боль шей заботы об инвалидах войны и трудр. Их у нас сей час свыше 6 млн. человек. Полностью разделяя мнение депутатов, правительство ви дит решение проблемы в осу ществлении .глубоко проду манного комплекса мер до улучшеншо условий жизни и быта этой категории граждан. Вопросов, требующих реше ния, тут немало. Но из все го их многообразия сегодня мы рассматриваем лишь один пенсионное обеспе чение. В основу определения раз мера пенсий инвалидам по ложены те же принципы, что .предусмотрены в проекте но вого закона для пенсионеров . по возрасту. Вместе с тем устанавливаются и 1й1зполяи- телыные льготы. Так, т в а - лидам 1 группы-.предлагает ся выплачивать йадбавку по уходу за »М:и' в Ажзмере со циальной пенсии, составляю щей 50 процентов минима льной пенсии пб возрасту. Такое же право предоставле но одшоким инвалидам II группы, которые нуждаются в, посторонней помощи. Существенно будет^ улучше но материальное ; положение инвалидов войны. Тем из них, кто продолжал трудиться и заработал пенсию по старос ти, дополнительно к ней по лагается надбавка в размере минимальной пенсии по ин- В проекте закгша последо вательно проводится лтаия на улучш е»е материального положения семей, потерявших кормильца. Речь прежде все го о детях. Имеется в вйду сохранить основные условия и принципы назначения пен сий таким семьям. П е н с » по случаю потери кормиль ца будут назначаться в раз мере 30 процентов его зара ботка на каждого нетрудо способного члена семьи, но не ниже половины минималь ной пенсии по возрасту. Об щий размер Персии на всех нетрудоспособных членов семьи предлагается устано вить в пределах 100 процен тов заработка кормильца. Де тям. потерявшим обоих ро дителей, то есть кругдым си ротам. пенсию предусматри вается устанавливать по двойной норме (60 процен- Срок выплаты таких пен сий учащимся профтехучи лищ, техникумов и вузов' оп ределен до окончания этих учебных заведений. Предель ный возраст получения пен сии в период учебы, ограни- ч е »ы й сегодня восемнад цатью годами, увеличивается до 23 лет. В результате ма териальное положение улуч шится почти у 7 млн,-чело век, получающих ныне пен- с » по случаю потери кор мильца. . Товарищи; особо следует остановиться на вопросах пенсионного обеспече»я жен щин. Во-первых, как и сей час,- женщины будут иметь право на пенсию на 5 лет раньше мужчин и при мень шем на столько же лет тру довом стаже. Во-вторых, при одинаковом стаже работы норма пенсии у женщин на 5 процентов будет выше, чем у мужчин. Например, жен щина со стажем работы 30 лет получит пенсию, исходя из 65 процентов ее заработ ка, против 60 процентов — у мужчины. В-третьих, пред лагается засчитывать в тру довой стаж неработающей матери время ухода за мало летними детьми в возрасте, до 3-х лет, ограничивая лишь общую протяженность этого срока шестью годами. Подчеркну, что это прияци-* пиально новое положение. Сохраняется возрастная льгота для многодетных ма терей, родивших, и воспитав ших 5 И' более детей. Пра во на пенсию по возрасту им предоставляется пЬ достиже нии 50 лет. Такой же поря док выхода -на пенсию уста навливается , для матерей, имеющих детей-инвалидов с детства. Уатены в новом законода- тельном акте и особые усло вия проншвания жен офице ров и военнослужащих сверх срочной службы. .В трудовой стаж .им предлагается засчи тывать, но не свыше 10 лет, время проживания в местах, где не было возможности устроиться на работу по спе циальности. Как уже отмечалось, про ект закона существенно под нимает роль и зн а ч е » е тру дового стажа в системе пен сионного обеспечения. Имен но стаж составляет основу права на трудовую пенсию и является определяющим ус ловием при . установлении уровня пенсионного обеспе чения каждого труженика. Конечно, сегодня, в пору радикальной Перестройки-хб- зяйствования, общественно полезный труд по своему со держанию становится-все бо лее многообразным. Проект закона учитывает это важ нейшее обстоятедьство. В стаж будет включаться вся работа, вьшояняемая по тру- довым договорам на любых предприятиях и в организа циях, независимо от форм соббтвенности и хозяйствова ния. Аналогичным образом решается вопрос и в отноше нии работы, основанной на членстве в колхозах и дру гих кооператшах. Проект закона расширяет по сравнению с действующим порядком сферу трудовой и иной деятельности, которая учитывается в стаже при на зн а ч е н » п е н с » . Так, пред лагается засчитывать в пен сионный стаж индивидуаль ную трудовую деятельность граждан, в том числе заня тых в коллективе арендато ров или в крестьянском хо зяйстве. Имеется в виду, что эти граждане в соответствии с положениями закона будут уплачивать взносы’ на госу дарственное социальное стра- ховаше. Предусматривается также внлщчать в стаж ра боты время ухода за некото рыми категориями нетрудо- способньк лиц. Есть и другие особеннос ти. Сейчас, скажем, время учебы в техникумах и вузах в трудовой стаж не входит, за исключением случаев, ког да поступлению в ■эти учеб ные з ав е д е » я предшертвова- ’ла работа.’ Предлагается всё прежтае о граничетя снять. Время бучения в вузах, тех- »к ум ах ; прск|>ес<жонально- ; технических училищах и дру гих учебных заведения^ го товящих специалистов для различных областей деятель ности, приравнтаается к ' об щественно полезному труду. Думаю, что это совершенно правильный подход. Специально скажу о том, что по вопросам пенсиошого обеспечения военнослужащих в представленном на рассмот рение с е с с » документе не - содержится конкретных пред ложений. Соответствующий проект закона на этот счет будет внесен в Верховнйй Совет СССР. Подготовка его завершается. ~ Товарищи депутаты! Исходя из принципов все общности пенсиошого обес печения, гуманности и соци альной справедливости, яра вительство и ВЦСПС вносят предложение ввести , особый вид материального обеспече ния граждан — социальные п ен с» . Они устанавливаются для тех, кто по каким-либо при’ч » а м не приобрел права на трудовую пенсию. К та кого рода пенсионерам, носятся, в частности, \ валиды с детства. Общая чи елейность лиц, имеющих цра во на такое пенсионное обес. печение, составляет около 1,5 млн. человек. Размер со циальных пенсий завиеит от различных факторов, в том числе и от степени утраты трудоспособности. Так, инва лидам 1 группы, инвалидам с детства и детям-инвалидам в возрасте до 16 лет соци альные пенсии ■ предполага-' ется назначать в. размере 100 процентов минимальной пен сии по Еозрасту; инвалидам II группы, женщинам, ' до стигшим- .55 лет и муж»нам 60 лет, а также детям в слу чае потери кормильца на ка ждого ребенка — 50 процен тов минимального размера пенсий по возрасту. Инвали дам III группы социальные пенсии намечается устанав ливать в размере 30 процен тов минимальной выплаты по возрасту. Указанные размеры соци альных пенсий не случайны. При определении их мы ис ходили из тОго,, что .это — лишь своего рода гарантиро ванная государством мини мальная денежная помощь. Она в свою очередь может .быть существенно увеличе на за счет участия, заботы и разнссторонней поддерж ки со стороны общественных организаций, местных Сове тов народных депутатов, тру довых коллективов. ' Такими правами о » наделены в полной мере. Цредлагая новый проект закона, мы учитывали, что всем, пенсионерам, включая и тех, которые будут выхо- .дить н а .пенсию в период, когда закон еще не введен в действие, необходимо сделать пе|рерасчет ранее назначен ных пенсий. Производиться он будет по выбцру пенсио нера. Для определения ис ходного для назначения пенсии среднемесячного за работка, .его можно исчислить -тет перед 1 января 1991 года, либо из пятиле тия, предшествующего назна чению пенсии. Но можно так же исходить и из заработка, на основе которогр пенсия была установлена ранее. В предложенном виде будет принят настоящий закон или с изменениями и допол нениями — решать Верхов ном;? Совету. Но как бы там ни было, работа предстоит огромная. И в какой-то ме ре она уже началась. Совет Министров СССР принял по становление, в котором опре делены задачи органов соци ального обеспечения по про ведению всех подготовитель ных мероприятий. • Товарищи! Гарантии материального обеспечения ветеранов труда, войны, других, нетрудоспособ ных граждан на союзном уровне следует рассматри вать как обязательное усло вие социальной защище»о- сти всех членов нашего об щества, забота о которых прежде, всего опирается на экономические возможности государства. Но в рамках страны усилиями, исходящи ми только из центра, гаран тии эти ограничиваться не должны. Действительно, на ши возможности значительно выше. •Расширение хозяйствен ной самостоятельности союз ных н автономных республ» , местных Советов народных депутатов позволяет им мно гое делать за счет собствен ных средств, в том числе ус танавливать дополнитель ные виды материального обеспечевдя пенсионеров и других нетрудоспособных граждан. Тем более, что на местах можно действовать с учетом условий проживания, со стоян» здоровья, семей ного положения, пожеланий людей, нуждающихся в помо щи органов власти или, тру дового коллектива. Проект закона предостав ляет право союзным и авто номным республикам преду сматривать пенсионерам и инвалидам за счет средств соответствующих бюджетов доплаты ко всем видам пен сий в соответствии с изме нением стоимости жизни и (юстом заработной платы. Вводить надбавки к пенси ям на уход за одинокими пенсионерами и » ы е более льготные условия выплаты пенсий работающим пенсио нерам. Устанавливать персональные и досроч ные пенсии, различные льго- ' ты по^ медицинскому обслу живанию пенсионеров, льготы ' па оплате жилой площади и коммунальных услуг. Разре шать сшдки со стоимости топлива, продуктов питания, одежды и других товаров первой необходимости. Этот перечень льгот и услуг не является исчерпывающим. Республики вправе прини мать и другие решения, на- ггравленные на улучшение условий жизни, труда и бы та пенсионеров, и прежде всего мещее • обеспеченных, одиноких, малолетних сирот и инвалидов. В стороне от таких забот не должны оставаться и тру довые коллективы. Переход предприятий на хозяйствен ный расчет, постоянно уве личивающийся рост их дохо дов также позволяют решать многие вопросы улучшения условий жизни ветеранов труда за счет собственных средств. В проекте закона это учтено. Предприятия на делены правом самостояте льно за счет средств, пред назначенных на оплату тру да, устанавливать доплаты к пенсиям с учетом трудового вклада работника и продол жительности трудового' ста жа. Вводить для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, досрочные пенсии, если о » не пользу ются правом на льготное пен сионное обеспечение. Выпла чивать другие надбавки и до платы, а также устанавли вать за счет средств, пред- ' назначенных на социальное развитие, различного рода льготы по оплате коммуна льных я бытовых услуг. -Товарищи! Одним из важнейших воп росов предстоящей пенсион ной реформы является ее финансирование. По предва рительным расчетам, на эти цели потребуется 29 млрд, рублей в год. Это помимо тех 6,5 млрд, рублей, которые направлены на реализацию .уже принятого Закона о не отложных мерах по улучше нию пенсионной обеспече- О масштабах предстоящих затрат можно судить по та- кому сравнешю. За всю де сятую пятилетку расходы на централизованные мероприя тия государства по повыше нию уровня жизни народа составляли лишь 15 млрд, рублей. В текущей пятилет ке предусматривалось 16 млрд, рублей. И вот теперь государство идет сразу на 29- млрд. Следует иметь в виду, что цифры, которые я приво дил по десятой и текущей пятилеткам, включают в се бя не только социальное обеспечение, но и все затра ты государства, связанные с повышением заработной пла ты, отменой и снижением налогов низкооплачиваемым категориям работников, уси лением помощи семьям, име ющим детей, •улучшение ме дицинского обслуживания на селения. Теперь, как видим, толь ко одна пенсионная рефор ма потребует средств, рав ных затратам за две преды дущие пятилетки на все цен трализованные мероприятия государства по повышению уровня жизни народа. В настоящее время источ никами выплаты пенсий яв ляются бюджет государствен ного страхования и центра лизованный фонд социально го страхования колхозников, образуемые путем соответст вующих взносов предприятий и колхозов, а также средств государствешогО бюджета. В проекте закона предла гается вместо разрозненных источников финансирования создать . едшый пенсионный фонд страны, из которого будут производиться все _ ходы по выплате пенсий Этот фонд будет фармирова ться за счет средств, отчре ляемых предприятиями, ор ганизациями, колхозами, другими кооперативами на цели социального страхова ния по установлевным та рифам, а также за счет стра ховых взносов гр аж д» , за нимающихся инднввдуальной трудовой деятельностью, и средств государственного бю. джета. Значительное увеличение ра31меров пенсий и связан ных с ним расходов влечет за собой Повышение тарифов взносов предприятий и орга. низаций на социальное стра хование. Расчеты показали, что для введения новых пен сий необходимо будет уве личить взносы на эти' цели в ореднем с 12 до 30 про центов от фонда оплаты тру да-. Примерно такой же про. цент взносов установлен в ряде социалистических и развитых капиталистических стран, причем во многих из них в социальном страхова- . НИИ принимают участие са ми работники. Общий раз мер взносов в Болгарии, на пример, составляет 30 про центов, в ГДР и Англии — 32, в ФРГ — 36, во Фран ции и Италии — по 40 про. центов. В связи с огромными мас штабами пенсионной рефор мы и необходимостью вьвде- ленйя крупных средств на ее реализацию, целесообраз но, на наш взгляд,/весь ком. плекс намечаемых мероприя тий. проводить поэтапно, на чиная с 1 января 1994 года и завершить эту работу в 1992 году. Что касается конкретных мер, которые предстоит осу ществить на каждом из эта пов в эти годы, то их долж ны определить Верховный Совет и правительство после принятия-закона. При одобрений Верхов ным Советом СССР проекта закона в первом чтении бы ло бы целесообразно в бли жайшее время опубликовать его для. всенародного обсуж дения. Товарищи депутаты! Предметное и глубокое об суждение плана будущего го да наглядно показало, нас колько жестко связана соци альная переориентация эко номики с комплексом проб лем коренного повышения эффективности обществен ного производства м даль нейшего развития радикаль ной экономической реформы; Именно прямая взаимосвязь активной социальной полити ки с эффективным хозяйство ванием во всех сферах эконо мики должна стать главным направлением нашей работы в тринадцатой пятилетке. Мы с вами зримо, ощущаем за дачи тосударстве»ого плана 1990 года, и надо сказать, что это очень непростые во просы для. всех отраслей на родного хозяйства. Они со держат в себе объективное, диалектически противоре чивое сочетание, когда эф фективность производства и социальную защищенность населения придется о ^ п е ч и - вать в оптимальном балацее долгие годы. Для проведения централи- зоваиных мероприятий по по вышению уровня жизни, на рода на этой сессии Верхов ного Совета СССР принято решение о выделении в 1990 году бюджетных средств в объеме 13,4 млрд, рублей. Это означает, что в целом к концу будущего года сум марно за пять лет расходы государства на эти цели пре высят 26 млрд, рубдей, или возрастут прртив аналогич ных, затрат в одвднадцатой пятилетке и иерврначально- го плана на текущую — на 10 млрд, рублей. Принятие нового пенсион* ного закона и некоторые дру гие меры по усилению соци- алыюй защищенности, насе ления, решения по которым уже приняты и которые дол- ншы быть завершены в сле дующей пятилетке, дают об щий расход только по этим направлениям к концу 1995 года в сумме минимум 41 — 43 млрд, рублей. Должен сказать, что это еще не все. По предварите льным оценкам, расходы из централизованных источни ков в будущей пятилетке мо гут возрасти более чем вдвое по сравнению с текущей. Теперь, товарищи, срав ним такие данные: за эту пятилетку мы прирастим про- твд одиннадцатой выплаты из централизованных средств на 10 млрд, рублей и име ем в 1990 году дефицит го сударственного бюджета 60 млрд, рублей, эмиссию де нег почти 10: млрд, рублей и государственный долг 400 млрд, рублей. Отсюда видно, насколько эффективно нам надо трудиться в предстоя щем пятилетии, чтобы оздо ровить экономику, снять эти дефициты и одновременно прирастить на 30 млрд, руб лей расходы на централизо ванные мёроприятия по по вышению уровня жизни на рода. При этом, необходимо еще разгрузить и отложен ный спрос населения в това рах и услугах — иначе нам не стабилизировать потреби тельский рынок. Правительство осуществи ло все необходимые расче ты в процессе подготовки проекта основных направле ний на 1991 --1995 годы. К а р т » а получается следую щая. Если за текущую пяти летку страна обеспечит при рост ресурсов фонда накоп ления и , непроизводственно го строительства на 100 млрд, рублей и 26 процен тов из них уйдет на оплату расходов по централизован ным мероприятиям, то в три надцатой пятилетке такой прирост фонда потребления и непроизводственного стро ительства должен быть не ниже 154 млрд, рублей в со поставимых ценах, то есть увеличен в 1,5 раза 'и из это го прироста почти 40 про центов пойдет на оплату принимаемых сегодня нами решений. Вместе с тем ресурсы на ционального дохода, обеспе чивающие расши]^нное вос производство, снизятся за те- нущую пятилетку более чем на 17 млрд, рублей, а в бу дущей — еще на 8 млрд, рублей. Выход из этих ножниц да ет только эффективное хо зяйствование в новой эконо мической среде на базе тех законов, которые нам с вами предстоит п р» я ть . Общие параметры этой эффективности, которые дол жны проходить сквозь всю экономику, включая пред приятия, организации, колхо зы и совхозы, сегодня нам известны и оценрны. Предстоит как минимум удвоить темпы роста, под черкиваю, именно темпы ро ста производительности тру да во всех сферах экономи ки, осуществить перелом в использовании действующе го производственного потен циала и вместо повсеместно го снижения фондоотдачи выйти на ее повышение. Ины ми словами, по народному хо зяйству в целом вместо па- д е » я фондоотдачи в теку щей пятилетке на 8.5 про цента нужно обеспечить ее рост как минимум на 5 про-'- центов. Далее. Темпы енижешя материалоешсости ^общест венного и лкзбого конкретно го производства должны быть удвоены. Отсюда выте кает задача по сокращению в тринадцатой пятилетке ме таллоемкости национально го дохода на 20 процентов и его энергоемкости до 12—13 процентов. И, наконец, особо следует сказать о повышении эффек тивности производственных капитальных вложений или снижении удельных капи тальных затрат на единицу вводимой мощности. Вы, по- видймому, обратили внима ние на мои слова о том. что мы не можем в условиях та кой крутой социальной пере ориентации экономики удер жать от снижения ту часть национального дохода, кото рая формирует ресурсы для расширенного воспроизвод ства. Она абсолютно и в удельном весе падает. От сюда вытекает, пожалуй, са мая сложная задача тринад цатой пятилетки — наряду с наведением порядка в » - вестиционной .сфере добить ся повышешя эффективнос ти использования производ- 'ственных капитальных вло жений не менее чем в 1,5 раза против сегодняшнего уровня. Из этих задач следует, что нам необходимо увеличить долю группы «Б» в общем объеме промышленного про-, изводства к 1995 году до 33 процентов против 28. наме ченных на будущий год. На до как минимум .удвоить за предстоящую пятилетку при рост розничного товарооборо та, в 1,7 раза увеличить при рост платных услуг населе- » ю . Обращаю ваше внима ние именно на приросты, так как только они, наряду с другами ф»»сово-экономи - ческими мерами связывания наличных денег, позволят начать разгрузку отложешо- го спроса населения. Таким образом, товарищи депутаты, если мы хотим, чтобы наш пенсио»ый закон и все другие круше&пие со циальные меры служили на благо народа, а не раскручи вали спираль инф л яц » , не вели к дестабилизацвд эко номики в целом, то мьт дол жны видеть вторую часть этого глобального диалекти- чёского процесса — э<}й|)ек- тивность, структурные сдви ги. научно-технический про- Мы сегодня должны сами себе и народу честно ска зать: не заработаем этих средств —нечего будет ‘ и раздавать; Одними благими намерениями, оторванными от реальных достижений в эконом»еском развитии стра ны, мы можем ухудшить по ложение тех слоев населе ния, о которых сейчас про являем общую заботу. Этим я мог бы завершить свое выступлеше. Но нельзя не сказать о том, что беспо коит сегодня все общество и крайне отрицательно дейст вует на развитие экономики, создает очаги, дестабилизи рующие положение в народ ном хозяйстве. Какую бы ок раску » имели сегодня так называемые трудовые кон фликты, а если по-иному ска зать, забастовки, какие бы лозунги и требования ни выд вигались при этом, все они, в конечном итоге, сужают возможности государства в решении самых неотложных социальных проблем. И что обиднее всего, в первую оче редь, они больно ударяют по малообеспеченным слоям на шего общества. Свыше 60 млн. пенсионе ров, 1 0 млн. из них — оди нокие. Они с надеждой вос принимают те перемены в своем материальном положе нии, которые намечаются, и уже начали осуществляться в нашей стране. Но повто ряю, их больше всего трево жит вопрос: способно ли го- ' сударство социально защи тить их, гарантировать спо койяую и достаточно обес печенную старость? И глубоко понимая обеспо коенность этой наиболее уяз вимой части наших граждан, правительство обращается ко всем трудящимся страны — будьте взвешенны в сво их поступках, сделайте все для того, ‘чтобы старики и дети, »вали ды , семьи, терявшие кормильца, кто не может вести актив ную трудовую деятельность были уверены в своем зав трашнем дне. Прошу рассмотреть пред лагаемый правительством и ВЦСПС проект Закона «О пенсионном обеспечении гра ждан в СССР».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz