Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Л Е НИН С К О Е ЗНАМЯ 4 ноября 1989 г., № 255 (18 552) ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГРАЖДАН- НАДЕЖНЫЕ ПРАВОВЫЕ И СОЦИЛАЬНЕЫГАРАНТИ (Окончание. Начало на 1-й стр.) Эти примеры наглядно по. называют гибкость метода определения пенсий, основан­ ного на исчислении их раз­ мера из общего трудового стажа и уровня заработной платы. Причем в основе все­ го здесь лежит минималь­ ная заработная плата, кото­ рая всегда находится под пристальным вниманием об­ щества и, безусловно, вмес­ те с ростом эффективности нашей экономики будет пос­ ледовательно повышаться. А значит станут одновременно и цро'порционально расти пе. нсии всех уровней, в том чи­ сле мшимальная трудовая пенсия и социальные пенсии, размер которых жестко овя- "зан с уровнем минимальной заработной платы. Именно на это, на достижение согла- сованного с трудовым вкла­ дом каждого и, следователь, но, справедливого пенсион­ ного обеспечения нацелен весь предлагаемый механизм установления размеров вьш- Несколько слов о правоме. рности верхнего предела з а ­ работка ' для определения размера - -пенсий, исчисляе- , мо 1 'о как 10-кратная мини­ мальная заработная плата. Здесь также были самые разные предложения. Назы­ вались суммы в 300, |400, 500 рублей. Но в проекте закона все-таки выбран ру­ беж в нынешних условиях 700 рублей. Расчеты пока­ зали, что эта сумма с наи­ большей полнотой, учитывает интересы самых ркзных ка­ тегорий трудящихся, и пре- Й 1 де всего — высококвали­ фицированных специалистов и рабочих, в том числе шах­ теров, металлургов, водите­ лей большегрузных автомо­ билей, работников, занятых в районах с тяжелыми клима^ тическими условиями, —сло­ вом, всех, у кого заработок гначительно вьнпе среднего. Одним из элементов, хара­ ктеризующим гибкость разра­ ботанного механизма, являет­ ся возможность - повыщения пенсий в связи с ростом за ­ работной платы и изменени­ ем инденса стоимости . жиз­ ни. Имеется в виду, что ежегодно пенсии будут повы. шаться с учетом динамики зарплаты и цен, но не менее чем на два процента зара­ ботка пенсионера. Такая- си­ стема вводится впервые в нашей практике. Подводя некоторый итог сказанному, хотел бы еще рза подчеркнуть принципиа­ льную новизну предлагаемо­ го механизма регулирования размеров пенсий, возмож­ ности его действия на дли­ тельный период и, главное, прямую связь с общим ста­ жем работы 'и ростом зара­ ботной платы в соответствии с повышением уровня жизни населения. Не могу не сказать здесь и несколько слов по вопросу, который может быть прямо и не относится к механизму регулирования размера пен. сии, но -непосредсрвенно вли яет на него. Имеется в ви­ ду районный коэффициент. В настоящее время он прак­ тически не берется в расчет при исчислении пенсий, что вызывает обоснованные пре­ тензии трудящихся. В про­ екте закона эта несправед-, ливсють устранена: районные коэф^щиенты при опреде­ лении размеров пенсий бу- д \т теперь учитываться. ется внести и в систему льго­ тного пенсионного обеспе­ чения. Суть Их в предостав­ лении льготы только те 1 У 1 . кто действительно занят на работах с тяжелыми и вре­ дными условиями труда. Од­ новременно щ)еследуется цель экономическими мето­ дами побудить предприятия улучшать эти условия за счет внедоения новой техни­ ки и технологии, сокращать численность персонала, з а ­ нятого на таких работах. В соответствии с проектом предусматривается устанав­ ливать пенсии на льготных условиях в зависимости от производства или видов ра­ бот, а также показателей вредности и тяжести; опре­ деляемых по итогам аттеста­ ции рабочих мест. При этом сохраняется оправдавшая се. бя практика установления льготного пенсионного обес­ печения по так называемым спискам № 1 и 2. В то же время в отличие от действу, ющего порядка показатели вредности и тяжести работ должны быть сквозными для всего народного хозяйства без жесткой привязки к от­ дельным отраслям, как это делалось до сих пор. Разумеется, тут важ:но строго следить за соблюде­ нием законных прав на льгот­ ное пенсионное обеспечение, за качестаом проведения ат­ тестации рабочих мест на предприятиях и и организа­ циях, своевременно готовить предложения по совершеиет- вованию всей постановки де­ ла. Вопрос важный. Конт­ роль и осуществление рабо- ты в .этом направлен» воз­ лагается на вновь создавае­ мые для таких целей орга- ны государственной экспер­ тизы условий труда. Это дол­ жна быть весьма авторитет­ ная и объективная организа­ ция. В ее составе, как пред­ полагается, будут. работать ученые, медицинские работ­ ники и высококвалифициро­ ванные специажсты отраслей народного хозяйства. Глав- , ная задача этих органов — обеспечить объективную оценку условий труда на предприятиях. В процессе проработки во­ проса о льготном пенсионном обеспечении различные мне­ ния высказывались насчет целесообразности сохране­ ния возраста, дающего пра­ во выйти на пенсию, и необ­ ходимого - стажа работы. ' Взвесив все «за» и «против», правительство считает необ­ ходимым оставить ныне дей­ ствующие критерии без из­ менений. Возраст выхода на пенсию мужчин и 'женщин, занятых на особо тяжелых и вредных -работах, устанавли­ вается соответственно в 50 и в 45 лет. Сохраняется так­ же и требование к стажу на таких работах. Для мужчин — это 10 лет. для женщин . Что касается других ра­ бот с вредными и тяжелы­ ми условиями труда (список № 2), то есть таких, которые могут быть улучшены за счет организационных, техничес­ ких и други^ факторов, то лицам, занятым на такого ро­ да работах, льготные пенсии будут назначаться как и ра­ нее: в 55 лет — для муж­ чин и в 50 — для ж енщ » . При этом вносится предло­ жение, что предприятие из своего, фонда з а р а з н о й пла­ ты должно до достижения соответствующим работни­ ком пенсионного возраста, перечислять в пенсионный фонд СССР взносы, покры­ вающие половину расходов на выплату будущей пенсии. Это, на наш взгляд, хороший стимул, побуждающий трудо­ вой коллектив зас ти ться об условиях производства и со­ кращать численность персо­ нала, занятого на вредных, и тяжелых работах. К сказанному следует до­ бавить, что в системе льгот- ныу пенсий предусматривает­ ся совершенно новое, положе­ ние. Речь идет о пропорци­ ональном снижении возраст­ ного рубежа при выходе на пенсию для тех работников, у которых нет полного ста­ жа р а ^ т ы по спискам № 1 и 2, но имеется, по крайней мере, половина такого стажа. В основном я перечислил все, что касается льготного пенсионного обеспечения в его традиционном понима­ нии. Но мы считаем, ч^о в этом важйом деле, затраги­ вающем штересы^ миллионов советских людей, следует учитывать и возможные осо­ бенности производств. Ведь не все виды работ могут быть предусмотрены, в льгот­ ных списках. Шизнь меняет­ ся и она будет выдвигать все новые и новые условия. Мо­ жет случиться так, что на ■каком-то участке производст­ ва в силу его специфики сле­ дует установить пенсионные льготы. Что же, это право предприятия. И такие воз- можноста проектом закона предоставлены. Не могу не сказать, что в последнее время выработаны предложения, учитывающие особые условия труда работ­ ников, занятых полный рабо­ чий день на подземных и от­ крытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других ' полезных ископае­ мых н на строительстве шахт н р.с.ршков. Правительство Ш 10 СН -1 предложение о предо- ставлеии!! пм права на пен­ сии нежшисимо от возраста, сели они были заняты ,на .' 1 ТИХ работах не менее 25 лет 11а таких же льготных условиях 11 редусмотрено ■наз­ начать пенсии личному сос­ таву горноспасательных час­ тей. Работникам ведущих .профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчи­ кам; машинистам горных вые­ мочных машин и некоторым другим пенсии будут назна­ чаться по достижен» 45 лет и при стаже на этих работах не менее 20 лет. В ходе подготовки проек­ та закона вполне правомерно возник вопрос о том. как быть с некоторыми катего­ риями работников, труд ко­ торых осложнен не вредны­ ми и тяжелыми условиями, а природными, эмоциональ­ ными и другими неблагопри­ ятными факторами. Они зна­ чатся в действующих ныне списках на льготные пенсии. Теперь же, после многочис­ ленных консультаций, экс­ пертных, оценок и обсужде­ ний в трудовых коллективах, принято решение ввести для них, а также для работников ряда других профессий и ви­ дов работ пенсии за выслугу лет. Это. по сути, одна из разновидностей трудовых пен­ сий, предиазначеннь1Х. для тех, кто занят на ^работах, выполнение которых ведет к потере профессиональной трудоспособности до наступ­ ления возраста, дающего пра­ во на пенсию по старости. Имеются в виду, например, работники летного и летно- испытательйого состава гра­ жданской авиации, геологи, ц.яавсостав морскрго. речно­ го флота - и флота рыбной йромышленности, работники подвижного состава железно­ дорожного транспорта, рабо­ чие и мастера на заготовке леса и другие. Требование к установле­ нию такого вида пенсий еди­ ное для всех — наличие он - ' ределенногб стажа по специ­ альности. Скажем, пилотам гражданской авиации необхо­ димо Иметь 25 лет летной работы. При этом размер пенейй за выслугу лет будет исчисляться в том же поряд­ ке, как и при назначении пен­ сий по возрасту. В работе над проектом закона тщательно изучался вопрос о порядке использо­ вания труда пенсионеров и материальном его стимулиро­ вании. ^Мнения высказыва­ лись разноречивые. Одни предлагали выплачивать пен­ сию и заработную плату всем работающим пенсионе­ рам в полном размере без каких-либо ограничений. Дру­ гие, напротив,- считали необ­ ходимым максимально огра­ ничить круг работающих пенсионеров, которым пенсия и заработок должны выпла­ чиваться ■полностью. Третьи — настаивали на р еш ен » этой проблемы с учетом ус­ ловий конкретных регионов и отраслей. Правительство, вниматель­ но рассмотрело все точки зрения, в том числе. — скла­ дывающуюся демографичес­ кую ситуацию как в стране в целом, так и в отдельных регионах, н обеспеченность различных отраслей квали­ фицированными кадрами, эко­ номические возможности и целесообразность привлече­ ния пенсионеров к труду. В итоге, признано необходимым на данном этапе экономиче­ ского и социального разви­ тия страны пенсию и зара- ' ботную плату выплачивать полностью рабочим, масте­ рам, учителям и врачам в сельской местности, средне­ му медицинскому персоналу и всем работающим ненсио» нерам — участника.м Вели­ кой Отечественной войны. Для всех остальных сумма пенсий -вместе с заработком не должна превышать зара­ ботной платы, получаемой до назначения пенсии. Такой порядок у нас уже применя­ ется. Например, в отношении пенсионеров - восшнослужа- Но хочу отметить: это — не жесткое условие. Прини­ мая во внимание многообра­ зие ситуаций, складывающих­ ся с трудовыми ресурсами в регионах и на отдельных предприятиях, правительст­ во считает нужным предос­ тавить право союзным рес­ публикам, предприятиям и организациям самим решать вопрос о выплате пенсий работающим пенсионерам на иных условиях^ чем предус­ мотрено проектом закона. С той только разницей, что де­ лать это они должны за счет собственных средств. Товарищи! На Съезде народных дену-/ татов СССР, в трудовых кол­ лективах. в печати подчерки­ валась необходимость боль­ шей заботы об инвалидах войны и трудр. Их у нас сей­ час свыше 6 млн. человек. Полностью разделяя мнение депутатов, правительство ви­ дит решение проблемы в осу­ ществлении .глубоко проду­ манного комплекса мер до улучшеншо условий жизни и быта этой категории граждан. Вопросов, требующих реше­ ния, тут немало. Но из все­ го их многообразия сегодня мы рассматриваем лишь один пенсионное обеспе­ чение. В основу определения раз­ мера пенсий инвалидам по­ ложены те же принципы, что .предусмотрены в проекте но­ вого закона для пенсионеров . по возрасту. Вместе с тем устанавливаются и 1й1зполяи- телыные льготы. Так, т в а - лидам 1 группы-.предлагает­ ся выплачивать йадбавку по уходу за »М:и' в Ажзмере со­ циальной пенсии, составляю­ щей 50 процентов минима­ льной пенсии пб возрасту. Такое же право предоставле­ но одшоким инвалидам II группы, которые нуждаются в, посторонней помощи. Существенно будет^ улучше­ но материальное ; положение инвалидов войны. Тем из них, кто продолжал трудиться и заработал пенсию по старос­ ти, дополнительно к ней по­ лагается надбавка в размере минимальной пенсии по ин- В проекте закгша последо­ вательно проводится лтаия на улучш е»е материального положения семей, потерявших кормильца. Речь прежде все­ го о детях. Имеется в вйду сохранить основные условия и принципы назначения пен­ сий таким семьям. П е н с » по случаю потери кормиль­ ца будут назначаться в раз­ мере 30 процентов его зара­ ботка на каждого нетрудо­ способного члена семьи, но не ниже половины минималь­ ной пенсии по возрасту. Об­ щий размер Персии на всех нетрудоспособных членов семьи предлагается устано­ вить в пределах 100 процен­ тов заработка кормильца. Де­ тям. потерявшим обоих ро­ дителей, то есть кругдым си­ ротам. пенсию предусматри­ вается устанавливать по двойной норме (60 процен- Срок выплаты таких пен­ сий учащимся профтехучи­ лищ, техникумов и вузов' оп­ ределен до окончания этих учебных заведений. Предель­ ный возраст получения пен­ сии в период учебы, ограни- ч е »ы й сегодня восемнад­ цатью годами, увеличивается до 23 лет. В результате ма­ териальное положение улуч­ шится почти у 7 млн,-чело­ век, получающих ныне пен- с » по случаю потери кор­ мильца. . Товарищи; особо следует остановиться на вопросах пенсионного обеспече»я жен­ щин. Во-первых, как и сей­ час,- женщины будут иметь право на пенсию на 5 лет раньше мужчин и при мень­ шем на столько же лет тру­ довом стаже. Во-вторых, при одинаковом стаже работы норма пенсии у женщин на 5 процентов будет выше, чем у мужчин. Например, жен­ щина со стажем работы 30 лет получит пенсию, исходя из 65 процентов ее заработ­ ка, против 60 процентов — у мужчины. В-третьих, пред­ лагается засчитывать в тру­ довой стаж неработающей матери время ухода за мало­ летними детьми в возрасте, до 3-х лет, ограничивая лишь общую протяженность этого срока шестью годами. Подчеркну, что это прияци-* пиально новое положение. Сохраняется возрастная льгота для многодетных ма­ терей, родивших, и воспитав­ ших 5 И' более детей. Пра­ во на пенсию по возрасту им предоставляется пЬ достиже­ нии 50 лет. Такой же поря­ док выхода -на пенсию уста­ навливается , для матерей, имеющих детей-инвалидов с детства. Уатены в новом законода- тельном акте и особые усло­ вия проншвания жен офице­ ров и военнослужащих сверх­ срочной службы. .В трудовой стаж .им предлагается засчи­ тывать, но не свыше 10 лет, время проживания в местах, где не было возможности устроиться на работу по спе­ циальности. Как уже отмечалось, про­ ект закона существенно под­ нимает роль и зн а ч е » е тру­ дового стажа в системе пен­ сионного обеспечения. Имен­ но стаж составляет основу права на трудовую пенсию и является определяющим ус­ ловием при . установлении уровня пенсионного обеспе­ чения каждого труженика. Конечно, сегодня, в пору радикальной Перестройки-хб- зяйствования, общественно полезный труд по своему со­ держанию становится-все бо­ лее многообразным. Проект закона учитывает это важ­ нейшее обстоятедьство. В стаж будет включаться вся работа, вьшояняемая по тру- довым договорам на любых предприятиях и в организа­ циях, независимо от форм соббтвенности и хозяйствова­ ния. Аналогичным образом решается вопрос и в отноше­ нии работы, основанной на членстве в колхозах и дру­ гих кооператшах. Проект закона расширяет по сравнению с действующим порядком сферу трудовой и иной деятельности, которая учитывается в стаже при на­ зн а ч е н » п е н с » . Так, пред­ лагается засчитывать в пен­ сионный стаж индивидуаль­ ную трудовую деятельность граждан, в том числе заня­ тых в коллективе арендато­ ров или в крестьянском хо­ зяйстве. Имеется в виду, что эти граждане в соответствии с положениями закона будут уплачивать взносы’ на госу­ дарственное социальное стра- ховаше. Предусматривается также внлщчать в стаж ра­ боты время ухода за некото­ рыми категориями нетрудо- способньк лиц. Есть и другие особеннос­ ти. Сейчас, скажем, время учебы в техникумах и вузах в трудовой стаж не входит, за исключением случаев, ког­ да поступлению в ■эти учеб­ ные з ав е д е » я предшертвова- ’ла работа.’ Предлагается всё прежтае о граничетя снять. Время бучения в вузах, тех- »к ум ах ; прск|>ес<жонально- ; технических училищах и дру­ гих учебных заведения^ го­ товящих специалистов для различных областей деятель­ ности, приравнтаается к ' об­ щественно полезному труду. Думаю, что это совершенно правильный подход. Специально скажу о том, что по вопросам пенсиошого обеспечения военнослужащих в представленном на рассмот­ рение с е с с » документе не - содержится конкретных пред­ ложений. Соответствующий проект закона на этот счет будет внесен в Верховнйй Совет СССР. Подготовка его завершается. ~ Товарищи депутаты! Исходя из принципов все­ общности пенсиошого обес печения, гуманности и соци альной справедливости, яра вительство и ВЦСПС вносят предложение ввести , особый вид материального обеспече­ ния граждан — социальные п ен с» . Они устанавливаются для тех, кто по каким-либо при’ч » а м не приобрел права на трудовую пенсию. К та­ кого рода пенсионерам, носятся, в частности, \ валиды с детства. Общая чи елейность лиц, имеющих цра во на такое пенсионное обес. печение, составляет около 1,5 млн. человек. Размер со­ циальных пенсий завиеит от различных факторов, в том числе и от степени утраты трудоспособности. Так, инва­ лидам 1 группы, инвалидам с детства и детям-инвалидам в возрасте до 16 лет соци­ альные пенсии ■ предполага-' ется назначать в. размере 100 процентов минимальной пен­ сии по Еозрасту; инвалидам II группы, женщинам, ' до­ стигшим- .55 лет и муж»нам 60 лет, а также детям в слу­ чае потери кормильца на ка­ ждого ребенка — 50 процен­ тов минимального размера пенсий по возрасту. Инвали­ дам III группы социальные пенсии намечается устанав­ ливать в размере 30 процен­ тов минимальной выплаты по возрасту. Указанные размеры соци­ альных пенсий не случайны. При определении их мы ис­ ходили из тОго,, что .это — лишь своего рода гарантиро­ ванная государством мини­ мальная денежная помощь. Она в свою очередь может .быть существенно увеличе­ на за счет участия, заботы и разнссторонней поддерж­ ки со стороны общественных организаций, местных Сове­ тов народных депутатов, тру­ довых коллективов. ' Такими правами о » наделены в полной мере. Цредлагая новый проект закона, мы учитывали, что всем, пенсионерам, включая и тех, которые будут выхо- .дить н а .пенсию в период, когда закон еще не введен в действие, необходимо сделать пе|рерасчет ранее назначен­ ных пенсий. Производиться он будет по выбцру пенсио­ нера. Для определения ис­ ходного для назначения пенсии среднемесячного за­ работка, .его можно исчислить -тет перед 1 января 1991 года, либо из пятиле­ тия, предшествующего назна­ чению пенсии. Но можно так­ же исходить и из заработка, на основе которогр пенсия была установлена ранее. В предложенном виде будет принят настоящий закон или с изменениями и допол­ нениями — решать Верхов­ ном;? Совету. Но как бы там ни было, работа предстоит огромная. И в какой-то ме­ ре она уже началась. Совет Министров СССР принял по­ становление, в котором опре­ делены задачи органов соци­ ального обеспечения по про­ ведению всех подготовитель­ ных мероприятий. • Товарищи! Гарантии материального обеспечения ветеранов труда, войны, других, нетрудоспособ­ ных граждан на союзном уровне следует рассматри­ вать как обязательное усло­ вие социальной защище»о- сти всех членов нашего об­ щества, забота о которых прежде, всего опирается на экономические возможности государства. Но в рамках страны усилиями, исходящи­ ми только из центра, гаран­ тии эти ограничиваться не должны. Действительно, на­ ши возможности значительно выше. •Расширение хозяйствен­ ной самостоятельности союз­ ных н автономных республ» , местных Советов народных депутатов позволяет им мно­ гое делать за счет собствен­ ных средств, в том числе ус­ танавливать дополнитель­ ные виды материального обеспечевдя пенсионеров и других нетрудоспособных граждан. Тем более, что на местах можно действовать с учетом условий проживания, со стоян» здоровья, семей­ ного положения, пожеланий людей, нуждающихся в помо­ щи органов власти или, тру­ дового коллектива. Проект закона предостав­ ляет право союзным и авто­ номным республикам преду­ сматривать пенсионерам и инвалидам за счет средств соответствующих бюджетов доплаты ко всем видам пен­ сий в соответствии с изме­ нением стоимости жизни и (юстом заработной платы. Вводить надбавки к пенси­ ям на уход за одинокими пенсионерами и » ы е более льготные условия выплаты пенсий работающим пенсио­ нерам. Устанавливать персональные и досроч­ ные пенсии, различные льго- ' ты по^ медицинскому обслу­ живанию пенсионеров, льготы ' па оплате жилой площади и коммунальных услуг. Разре­ шать сшдки со стоимости топлива, продуктов питания, одежды и других товаров первой необходимости. Этот перечень льгот и услуг не является исчерпывающим. Республики вправе прини­ мать и другие решения, на- ггравленные на улучшение условий жизни, труда и бы­ та пенсионеров, и прежде всего мещее • обеспеченных, одиноких, малолетних сирот и инвалидов. В стороне от таких забот не должны оставаться и тру­ довые коллективы. Переход предприятий на хозяйствен­ ный расчет, постоянно уве­ личивающийся рост их дохо­ дов также позволяют решать многие вопросы улучшения условий жизни ветеранов труда за счет собственных средств. В проекте закона это учтено. Предприятия на­ делены правом самостояте­ льно за счет средств, пред­ назначенных на оплату тру­ да, устанавливать доплаты к пенсиям с учетом трудового вклада работника и продол­ жительности трудового' ста­ жа. Вводить для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, досрочные пенсии, если о » не пользу­ ются правом на льготное пен­ сионное обеспечение. Выпла­ чивать другие надбавки и до­ платы, а также устанавли­ вать за счет средств, пред- ' назначенных на социальное развитие, различного рода льготы по оплате коммуна­ льных я бытовых услуг. -Товарищи! Одним из важнейших воп­ росов предстоящей пенсион­ ной реформы является ее финансирование. По предва­ рительным расчетам, на эти цели потребуется 29 млрд, рублей в год. Это помимо тех 6,5 млрд, рублей, которые направлены на реализацию .уже принятого Закона о не­ отложных мерах по улучше­ нию пенсионной обеспече- О масштабах предстоящих затрат можно судить по та- кому сравнешю. За всю де­ сятую пятилетку расходы на централизованные мероприя­ тия государства по повыше­ нию уровня жизни народа составляли лишь 15 млрд, рублей. В текущей пятилет­ ке предусматривалось 16 млрд, рублей. И вот теперь государство идет сразу на 29- млрд. Следует иметь в виду, что цифры, которые я приво­ дил по десятой и текущей пятилеткам, включают в се­ бя не только социальное обеспечение, но и все затра­ ты государства, связанные с повышением заработной пла­ ты, отменой и снижением налогов низкооплачиваемым категориям работников, уси­ лением помощи семьям, име­ ющим детей, •улучшение ме­ дицинского обслуживания на­ селения. Теперь, как видим, толь­ ко одна пенсионная рефор­ ма потребует средств, рав­ ных затратам за две преды­ дущие пятилетки на все цен­ трализованные мероприятия государства по повышению уровня жизни народа. В настоящее время источ­ никами выплаты пенсий яв­ ляются бюджет государствен­ ного страхования и центра­ лизованный фонд социально­ го страхования колхозников, образуемые путем соответст­ вующих взносов предприятий и колхозов, а также средств государствешогО бюджета. В проекте закона предла­ гается вместо разрозненных источников финансирования создать . едшый пенсионный фонд страны, из которого будут производиться все _ ходы по выплате пенсий Этот фонд будет фармирова ться за счет средств, отчре ляемых предприятиями, ор­ ганизациями, колхозами, другими кооперативами на цели социального страхова­ ния по установлевным та ­ рифам, а также за счет стра­ ховых взносов гр аж д» , за­ нимающихся инднввдуальной трудовой деятельностью, и средств государственного бю. джета. Значительное увеличение ра31меров пенсий и связан­ ных с ним расходов влечет за собой Повышение тарифов взносов предприятий и орга. низаций на социальное стра­ хование. Расчеты показали, что для введения новых пен­ сий необходимо будет уве­ личить взносы на эти' цели в ореднем с 12 до 30 про­ центов от фонда оплаты тру­ да-. Примерно такой же про. цент взносов установлен в ряде социалистических и развитых капиталистических стран, причем во многих из них в социальном страхова- . НИИ принимают участие са­ ми работники. Общий раз­ мер взносов в Болгарии, на­ пример, составляет 30 про­ центов, в ГДР и Англии — 32, в ФРГ — 36, во Фран­ ции и Италии — по 40 про. центов. В связи с огромными мас­ штабами пенсионной рефор­ мы и необходимостью вьвде- ленйя крупных средств на ее реализацию, целесообраз­ но, на наш взгляд,/весь ком. плекс намечаемых мероприя­ тий. проводить поэтапно, на­ чиная с 1 января 1994 года и завершить эту работу в 1992 году. Что касается конкретных мер, которые предстоит осу­ ществить на каждом из эта­ пов в эти годы, то их долж­ ны определить Верховный Совет и правительство после принятия-закона. При одобрений Верхов­ ным Советом СССР проекта закона в первом чтении бы­ ло бы целесообразно в бли­ жайшее время опубликовать его для. всенародного обсуж­ дения. Товарищи депутаты! Предметное и глубокое об­ суждение плана будущего го­ да наглядно показало, нас­ колько жестко связана соци­ альная переориентация эко­ номики с комплексом проб­ лем коренного повышения эффективности обществен­ ного производства м даль­ нейшего развития радикаль­ ной экономической реформы; Именно прямая взаимосвязь активной социальной полити­ ки с эффективным хозяйство­ ванием во всех сферах эконо­ мики должна стать главным направлением нашей работы в тринадцатой пятилетке. Мы с вами зримо, ощущаем за­ дачи тосударстве»ого плана 1990 года, и надо сказать, что это очень непростые во­ просы для. всех отраслей на­ родного хозяйства. Они со­ держат в себе объективное, диалектически противоре­ чивое сочетание, когда эф­ фективность производства и социальную защищенность населения придется о ^ п е ч и - вать в оптимальном балацее долгие годы. Для проведения централи- зоваиных мероприятий по по­ вышению уровня жизни, на­ рода на этой сессии Верхов­ ного Совета СССР принято решение о выделении в 1990 году бюджетных средств в объеме 13,4 млрд, рублей. Это означает, что в целом к концу будущего года сум­ марно за пять лет расходы государства на эти цели пре­ высят 26 млрд, рубдей, или возрастут прртив аналогич­ ных, затрат в одвднадцатой пятилетке и иерврначально- го плана на текущую — на 10 млрд, рублей. Принятие нового пенсион* ного закона и некоторые дру­ гие меры по усилению соци- алыюй защищенности, насе­ ления, решения по которым уже приняты и которые дол- ншы быть завершены в сле­ дующей пятилетке, дают об­ щий расход только по этим направлениям к концу 1995 года в сумме минимум 41 — 43 млрд, рублей. Должен сказать, что это еще не все. По предварите­ льным оценкам, расходы из централизованных источни­ ков в будущей пятилетке мо­ гут возрасти более чем вдвое по сравнению с текущей. Теперь, товарищи, срав­ ним такие данные: за эту пятилетку мы прирастим про- твд одиннадцатой выплаты из централизованных средств на 10 млрд, рублей и име­ ем в 1990 году дефицит го­ сударственного бюджета 60 млрд, рублей, эмиссию де­ нег почти 10: млрд, рублей и государственный долг 400 млрд, рублей. Отсюда видно, насколько эффективно нам надо трудиться в предстоя­ щем пятилетии, чтобы оздо­ ровить экономику, снять эти дефициты и одновременно прирастить на 30 млрд, руб­ лей расходы на централизо­ ванные мёроприятия по по­ вышению уровня жизни на­ рода. При этом, необходимо еще разгрузить и отложен­ ный спрос населения в това­ рах и услугах — иначе нам не стабилизировать потреби­ тельский рынок. Правительство осуществи­ ло все необходимые расче­ ты в процессе подготовки проекта основных направле­ ний на 1991 --1995 годы. К а р т » а получается следую­ щая. Если за текущую пяти­ летку страна обеспечит при­ рост ресурсов фонда накоп­ ления и , непроизводственно­ го строительства на 100 млрд, рублей и 26 процен­ тов из них уйдет на оплату расходов по централизован­ ным мероприятиям, то в три­ надцатой пятилетке такой прирост фонда потребления и непроизводственного стро­ ительства должен быть не ниже 154 млрд, рублей в со­ поставимых ценах, то есть увеличен в 1,5 раза 'и из это­ го прироста почти 40 про­ центов пойдет на оплату принимаемых сегодня нами решений. Вместе с тем ресурсы на­ ционального дохода, обеспе­ чивающие расши]^нное вос­ производство, снизятся за те- нущую пятилетку более чем на 17 млрд, рублей, а в бу­ дущей — еще на 8 млрд, рублей. Выход из этих ножниц да­ ет только эффективное хо­ зяйствование в новой эконо­ мической среде на базе тех законов, которые нам с вами предстоит п р» я ть . Общие параметры этой эффективности, которые дол­ жны проходить сквозь всю экономику, включая пред­ приятия, организации, колхо­ зы и совхозы, сегодня нам известны и оценрны. Предстоит как минимум удвоить темпы роста, под­ черкиваю, именно темпы ро­ ста производительности тру­ да во всех сферах экономи­ ки, осуществить перелом в использовании действующе­ го производственного потен­ циала и вместо повсеместно­ го снижения фондоотдачи выйти на ее повышение. Ины­ ми словами, по народному хо­ зяйству в целом вместо па- д е » я фондоотдачи в теку­ щей пятилетке на 8.5 про­ цента нужно обеспечить ее рост как минимум на 5 про-'- центов. Далее. Темпы енижешя материалоешсости ^общест­ венного и лкзбого конкретно­ го производства должны быть удвоены. Отсюда выте­ кает задача по сокращению в тринадцатой пятилетке ме­ таллоемкости национально­ го дохода на 20 процентов и его энергоемкости до 12—13 процентов. И, наконец, особо следует сказать о повышении эффек­ тивности производственных капитальных вложений или снижении удельных капи­ тальных затрат на единицу вводимой мощности. Вы, по- видймому, обратили внима­ ние на мои слова о том. что мы не можем в условиях та­ кой крутой социальной пере­ ориентации экономики удер­ жать от снижения ту часть национального дохода, кото­ рая формирует ресурсы для расширенного воспроизвод­ ства. Она абсолютно и в удельном весе падает. От­ сюда вытекает, пожалуй, са­ мая сложная задача тринад­ цатой пятилетки — наряду с наведением порядка в » - вестиционной .сфере добить­ ся повышешя эффективнос­ ти использования производ- 'ственных капитальных вло­ жений не менее чем в 1,5 раза против сегодняшнего уровня. Из этих задач следует, что нам необходимо увеличить долю группы «Б» в общем объеме промышленного про-, изводства к 1995 году до 33 процентов против 28. наме­ ченных на будущий год. На­ до как минимум .удвоить за предстоящую пятилетку при­ рост розничного товарооборо­ та, в 1,7 раза увеличить при­ рост платных услуг населе- » ю . Обращаю ваше внима­ ние именно на приросты, так как только они, наряду с другами ф»»сово-экономи - ческими мерами связывания наличных денег, позволят начать разгрузку отложешо- го спроса населения. Таким образом, товарищи депутаты, если мы хотим, чтобы наш пенсио»ый закон и все другие круше&пие со­ циальные меры служили на благо народа, а не раскручи­ вали спираль инф л яц » , не вели к дестабилизацвд эко­ номики в целом, то мьт дол­ жны видеть вторую часть этого глобального диалекти- чёского процесса — э<}й|)ек- тивность, структурные сдви­ ги. научно-технический про- Мы сегодня должны сами себе и народу честно ска­ зать: не заработаем этих средств —нечего будет ‘ и раздавать; Одними благими намерениями, оторванными от реальных достижений в эконом»еском развитии стра­ ны, мы можем ухудшить по­ ложение тех слоев населе­ ния, о которых сейчас про­ являем общую заботу. Этим я мог бы завершить свое выступлеше. Но нельзя не сказать о том, что беспо­ коит сегодня все общество и крайне отрицательно дейст­ вует на развитие экономики, создает очаги, дестабилизи­ рующие положение в народ­ ном хозяйстве. Какую бы ок­ раску » имели сегодня так называемые трудовые кон­ фликты, а если по-иному ска­ зать, забастовки, какие бы лозунги и требования ни выд­ вигались при этом, все они, в конечном итоге, сужают возможности государства в решении самых неотложных социальных проблем. И что обиднее всего, в первую оче­ редь, они больно ударяют по малообеспеченным слоям на­ шего общества. Свыше 60 млн. пенсионе­ ров, 1 0 млн. из них — оди­ нокие. Они с надеждой вос­ принимают те перемены в своем материальном положе­ нии, которые намечаются, и уже начали осуществляться в нашей стране. Но повто­ ряю, их больше всего трево­ жит вопрос: способно ли го- ' сударство социально защи тить их, гарантировать спо койяую и достаточно обес печенную старость? И глубоко понимая обеспо­ коенность этой наиболее уяз­ вимой части наших граждан, правительство обращается ко всем трудящимся страны — будьте взвешенны в сво­ их поступках, сделайте все для того, ‘чтобы старики и дети, »вали ды , семьи, терявшие кормильца, кто не может вести актив ную трудовую деятельность были уверены в своем зав трашнем дне. Прошу рассмотреть пред­ лагаемый правительством и ВЦСПС проект Закона «О пенсионном обеспечении гра­ ждан в СССР».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz