Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
22 октября 1989 г., № 244 (18 541) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Конфликтная [ситуация С К Л О К Я у П Л Е Т Н Я Так расценили эту историю в колхозе, не увидев за ней более серьезной проблемы В измалковский колхоз име ни Горького я ехала с почти готовой схемой статьи, в осно ве которой было письмо, при шедшее из села Черник от пен- сионеров-йнвалидов Т. Е. Щер баковой и А, 3. Трубицына. «Работает у нас бригадиром И. М. Клевцов, — говорилось в письме. — Все бы хорошо: колхозники наши работящие, настоящие труженики. Одна бе да — бригадир, как своей соб ственностью, владеет всей бригадой. Все его: и люди, и ‘земля, и 'ЧТО на земле. Хлеба, сколько ему надо, засыпает сначала в свое личное храни лище, корм всякий везет к се- репче. Вот с этого хозяйства, со скотины, все и началось: то птица прямо под соседскими окнами траву клюет, то теле нок отвяжется и к ним в ого род забредет. Но до большого скандала, как правило, не до ходило: жить-то ведь все рав но рядом... Мать моя, теперь покойница, умела с Татьяной ладить, хоть и не переносила черной брани, на которую у со седки язык легок. А вот у же ны характер другой. Ну и на шла, как говорится, коса на камень. От малого — до боль шого, до суда, докатились. Се бя не оправдываю,' но и пол ностью вину один тащить бе. Живем, как под сталинской со’бираюсь. Хотя, прямо с к а - . до .быть к И. М. Клевцова на собствен ный авторитет и всесильность, бы ни старался он стри жем, стоило перенести в дру гое место сеновал, который и впрямь против окон старикОв- соседей и на их территории по- строед? Глядишь, и отпал бы один- из поводов для обиды. Конечно, про вольеры для пти цы в деревне и слыхом не слы хали, а вот скотину свою по крепче привязывать надо бы, чтоб в чужой огород не заб редала. Да и вообще поснисхо дительней, повнимательней властью: «Я — хозяин!» Ник то с ним не спорят, никто в свою защиту не посмеет ска зать и слова... А если РгОрод обрабЬтать — готовь литр вод ки. Вспмать — литр, поса дить — Литр, выбрать картош ку — опять литр... Под стать бригадиру и его жена, которая нынешним летом избила Щер бакову, за что ее судили то варищеским, а потом и народ ным судом. Просим обратить внимание на наш крик». Скажу сразу: в схему конф- тень дело бы -ликтная ситуация вписалась ли б и пошло, далеко не полностью.. И вовсе не потому, что председатель колхоза И. И. Трубицын, оз накомившись с жалобой, кате горически 'заявил: — Клевцов — золотой брига дир, план ^го отделение выпол няет по всем показателям. И к людям он относится со всей душой. А' пенсионеры эти — просто скандалисты и жалоб щики.'Прйвда, с женой брига дира у Щербаковой была ссо ра. дело и до суда дошла Но это все чисто соседская скло ка, в котррой никакой суд до конца не Iвыяснит, кто прав. ...Приез.,к корреспондента об ластной г|азеты Ивана Михай ловича .КЛевцова не- удивил, .а . даже в кркой-то степени разо чаровал: ' . ■ - Значит, вам написали? А жу, не у одних соседей ня зуб имеется. Всем мил не будешь, особенно когда ты, какой-никакой, а начальник... Конечно, рассчитывать на полную откровенность и 'объ ективность бригадира вряд ли приходится, но судя по корот ким репликам его зкены, Ма рии Игнатьевны, можно было поверить, что междоусобица и впрямь началась с женщин. И не будь одна из них «бригадир шей», дальше ругани через 1 , кто вынужден далеко не лучшим образом свой доживать, нс имея уже сил и возможности управлять ся-хоть и с небольшим, но не обходимым хозяйством. Проще, конечно, оправдаться массой производствен полняет, значит, бригадир хо рош. а все остальное — мело чи и происки кучки недобро желателей. ВСПОМНН.М хотя бы слова И. И. Трубицына, приве денные вначале. Правда, погасить «междоусо бицу» пытался сельсовет, но, сделав И. М. Клевцову нази дательное внушение, здесь то же лишь этим' и ограничились: дальше, мол, сами разберутся. По сути все опять «спустили» сверху вниз на сймого ” брига дира. А ведь на, товарищеском суде, разбиравше.м скандал между \ Т. Е. Щербаковой и М. И. Клевцовой, можно было бы повести разговор более ши рокий, и обстоятельный, на тот суд чуть ли не вся деревня со бралась. Наверно, при жела нии можно было бы услышать тревожные рассуждения о по ложении дел в бригаде и жиз- Чернике. Разговор такой-. пошло. А ес- говорит- при равных козырях. Но тут ситуация явно иная: д^же если Иван Михайлович дей ствительно в дрязги не вме шивался, то это отнюдь не в его пользу говорит. и привычным тезисом «всем равно не угодишь». Но рассуж дая так, коммунист Иван Ми хайлович Клевцов не учитыва ет, как говорится, фактор вре мени, которое к, нему, руково-; дителю пусть и не очень" боль шому,- сейчас иные, чем рань ше, требования предъявляет. Поясню свою мысль. Лет де сять назад бригадир, да еще в такой отдаленной деревуише, как Черник, мог быть уверен: любые его действия и поступ ки (кроме явно преступных) дел" увы, не состоялся. Приобщение к прекрасному, приобщение к творчеству. Оно начинается с детства. НА СНИМКЕ: учащи ской детской-художественной школы № 1 Таня Лукьянова и Лена Пронина на осен них этюдах. Фото А ГИРЕВ./^. оправдывая Клевцова, зовутся - разве что шепотливы- должна отметить, что_ Виктор ми пересудами, которые, в край- нем случае, до колхозного на- |зились! «Сельской жизнью», может, еще и оттуда прие- Свою версию скандалов с со седями (домишко Татьяны Его ровны Щербаковой и Александ ра Захаровича Трубицына сто ит чуть ли не вплотную с бригадирским подворьем) изла гал не торопясь, и, надо отдать должное, с умом, не отрицая очевидных фактов. — Поначалу, когда старики сюда переселились (Татьянин- то дом совсем развалился) , мы вполне ладили. Помогая нм и с ремонтом, и, порой, продукта ми молоком, мясом. Хозяй ство-то у меня, конечно, пок- Захарович и Лидия Петровна Бфановы, много лет живущие в селе и работающие на ферме, характеристику бригадиру да ли далеко не «розовую», -но В'ПОлне уважительную: «Он сам работяга, что на колхозном, что на своем поле, и того ж других требует. Конечно, всем это нравится, но- ведь и без строгости нельзя: любите ли побездельничать и у нас есть». И Мария Васильевна Болгова, пенсионерка, прорабо тавшая в колхозе больше со рока лет, почти теми же слова ми- о Клевцове отозвалась, до бавив: «В помощи мне и дру гим пенсионерам бригадир ни когда не отказывает, те же ого роды всем подряд у нас па шут, картошкой засаживают. чальства дойдут. .Ныне глубин ка уже не та," волка демокра тии и сюда докатилась. Прав да, волна эта не без пены. О ней, об этой пене, тоже ска зать надо. Кем соседский кон- от фликт «подогревается», поимен но уточнять не буду: местные это и так знают, \ а другим Вряд ли интересно. Замечу лишь, что, по мнению большин ства черниковеккх колхозни ков, -Мнимые доброхоты вовсе не из ^^учшиx побуждений мас ло В огонь подливают.' Но это, что называется, к слову. Хуже другое: по ста рой мерке «поговорят-погово- рят и забудут» отнеслось с са мого начала к этой истории и колхозное руководство. Да, выпахивают так же. И сам Ми- Клевцов как коммунист и ру- халыч не погнушается мешки . подтащить да в сажалку за сыпать. Угощать помощников, конечно, приходилось. Как без этого? Но не по бригадирской указке. Люди ведь на тебя свое время и силы тратят, ис- покон веку так было.,.» -И все-таки, думается, не пос леднюю роль в конфликте, о котором речь идет, сыграла-та- А ведь Он давным-давно, на зрел. В отличие от централь ной усадьбы колхоза облик от даленного Черника производит весьма печальное впечатление. Даже после коротких летних дождей по улицам здесь лишь на тракторе проедешь, условия труда механизаторов и’ живот- | новодов такие, что на перепек- " тиву пополнения кадров труд но рассчитывать. Все больше в Чернике заколоченных домов и все меньше рабочих рук. Зна чит, уже в ближайшее время производственные показатели этого колхозного подразделе ния «покатятся» вниз или, в лучшем случае, застынут на достигнутых отметках. Вот тог да, наверное, колхозное на чальство забеспокоится, начнет принимать меры. Но не поздно ли будет? Кому-то может показаться, что разговор ушел в сторону от темы. Нет, я все о том же: о людях; об их проблемах, больших и малых, и о внима нии, а точнее - - невнимании к этим проблемам. Письмо-жалоба, пршпедшее в редакцию, особой объектив ностью, как удалось выяснить, не отличается. Тем не менее, в этой соседской ова'ре надо на конец разобраться по существу и справедливости. Но еще важ ней, следуя требованиям сего- дня 1 Шнего дня, вообще не отмф ПО ководитель среднего, звена обя- хиваться от таких, казалось зап был занять принципиаль- бы, «мелочей», потому что не ную позицию прежде всего по на пустом месте они рождают- °1ть ся. Всем нам надо учиться за жет, и не захотел. Но вед: партком', есть правление хоза и его председатель. ; Их принципиальность, к сожале-'^ ПИЮ, свелась к безаполляпнон- ппЛ ПОП 1 ПИП: Гфигадл план вы- лозунгом «все во имя челове ка» видеть самого ■ человека. Особенно, если ты за его судь бу хоть в какой-то степени "как руководитель и как коммунист отвечаешь. ' м. лпвыкинл. ЗйКОНДН НРЙВСТВЕННОСТН, ДОБРА В КРАСОТЫ Публицистические заметки Т е а т р ПРИЗНАНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ Вика Ридана- 1ЙКОМИССПРИЫ РЕНВИДЕЙ. 1 ( 1 ^ :тт!.!тярия г ^ 1§. ВНУТ НХ КАНЦЕЛЯРИЯ В минувшую пятницу таемьерой трагикомедии драма турга Валерия Шашина «Поджигатель» Липецкий омаст- ной театр драмы имени Л. Н. Толстого торжественно от крыл свой очередной, 69-й театральный сезон. В ДЛЕЦКИЙ С0ВДШ1. . Как всегда, по доброй тра диции в этот вечер было много теплых слов в адрес творческого коллектива, ра- , ботинки театра поделились со зрителями своими плана ми. Цветы, улыбки, пожела- И, конечно, традиционные ежегодные награды, учреш- ^ денные шефами театра г— "^новолипецкими металлуфга- Члены Совета содружества НЛМК и театра хорошо зна комы со всеми сценическими работами последних лет, близко знают актеров, но, не смотря на это, при определе- , нии лучшего спектак.чя про шлого сезона разгорелись жаркие споры. Из пяти про - шедших премьер, а это. были спектакли: «Поминки».'«Сце ны у фонтана». «Уходил ста рик от старухи», «Прощай, овраг» и<‘«Секрет мудрого ворона», предстояло опреде лить одну, самую лучшую постановку года. Металлурги ' все Же отдали пальму пер- венстца. постановке режиссе ра. народного артиста РСФСР В. Пахомова «Ухо дил старик от старухи», спек таклю, в котором подняты многие философские пробле мы бытия. Эта работа застав ляет зрителя не только' со переживать происходящему на сцене, но и во многом заду- мы'ваться о своем месте на земле, оценивать жизнь с высоты црожитых лет. Конечно, успех постановки Л в. Пахомова и присуждение ему специального приза НЛМК «За лучшую режис серскую работу года» во многом определен талантли вой игрой в этом спектакле ведущих липецких актеров М. Янко и С. Погребняк. Ре шением Совета содружества они также удостоены призов Ноцолипецкого комбината, а роли Старика и Старухи в их исполнении признаны лучшими ролями минувшего, 68-го театрального сезона. Не остался без внимания новолипчан и спектакль «Сцены у фонтана», весе лый, задорный, привлекший .массу зрителей. За лучшую эпизодическую роль (Туей) в этом спектакле приз НЛМК присужден актрисе Зинаиде Горячевой. По единодушному мнению ■ новолипчан открытием для многих зрителей в минувшем | сезоне стали тйлантливые сценические работы молодо- ' го липецкого актера Вячесла ва Михеева. Его искусство 1 перевоплощения покорило не ' только взрослых, но и самых маленьких зрителей. Поэто- му"^ именно В. Михеев стал -обладателем приза Совета ; содружества НЛМК и теат- ‘ ра за лучшие работы в дет ских спектаклях. . За наиболее весомый ' вклад в работу по пропаган- | де театрального ■ искусства среди новолипецких метал лургов Совет содружества учредил специальный приз, единодушно присудив его по мощнику главного режиссера по .литературной части Гали не Ивановне Коваленко. Подведены итоги . сезона минувшего... Что же ждет липчан в новом, 69-м теат ральном? Кроме вчерашней премье ры «Поджигателя», зрителей ждет веселая комедия «Се мейный уикэнд». ПреЩол- жит театр и чеховскую тему. В репертуаре сезона появит ся новая работа В. Пахомова «Пишу на тему, о любви» (по мотивам «Дамы с собач кой» и «Дома с мезонином»). А к 130-летию А. П. Чехова, которое будет отмечаться в следующем году, театр пла нирует порадовать зрителей премьерой «Вишневого сада». Ждут липчан в новом сезо не встречи и с ведущими мо сковскими артистами. Плани руется приезд МХАТа и Те- атфа на Красной Пресне. Не остались без внимания и самые маленькие зрители. А что может быть лучше для детворы, чем хорошая, весе лая сказка, например, «Чи- поллино»? Это ближайшие планы театра, но труппа уже смотрит в завтрашний день, а завтрашний театр на чинается с молодых актеров, делающих сегодня первые ша ги в мир сценического ис кусства. Декабрьский смотр молодых талантов, спектак ли-концерты с участием 14 молодых артистов Липецкого театра драмы также станут праздником для всех, кто лю бит театр, В. ГРИГОРЬЕВ. НародшЕ Комиссариат Внутренних Дел, озна комившись из переписки Вешей с Влецйим Совде пом по поводу разеледовалиЕ Ваших в Елецкой' Т 1 оры.!в, находит действия Елецкаго Совдепа впол не правильннш .а Ваши соверпен:ю нввакогшг.ш. Требование Ваше об оставлении пачеогьяаком ЕлецкоГ. тюрьмы бывааго пандариа - преступно К ИИ од.40 Советское учре-:ден::е не о5.чзаао попо.лн.'гть Ваших престуя5:'х распорл-:зн.:". Елецки.?, Совдеп стоит г ■- вполне правильной точке граная,соотаетсг*у:ацеЕ общецу каправле- нию политики П р а в и т е ^ с а т , ^ Автограф наркома в затруднительном положении оказался в 1918 году Елецкий Совдеп. Орловский губисполком (Елец входил тогда в состав Орловской губернии) настаивал на том, чтобы на чальником Елецкой тюрьмы продолжал работать бывший жандарм. Многочисленные протесты ельчан ни к чему не привели — губисполком был непреклонен. Елецкий Совдеп вынужден был обратиться за помощью в Москву, в Народ ный комиссариат внутренних дел. Вскоре был получен ответ. Документ, который мы воспро изводим, ценен не только тем, что является свидетельством соблюдения революционной законности органами Советской власти, но и тем, что на нем автограф первого наркома, внутренних дел РСФСР Григория Ивановича Петровского. Документ обнаружен в госархиве Липецкой области и . публикуется впервые. В. ЛАНИКИН. грознее, тревожнее звучат сегодня прёдостереже-,' ния о подстерегающих чело- вечестно катастрофах: ядер- ной, экологической погибели, перерождении -от бездуховно сти, бескультурья. Земли не вечна благодать. Когда далекого потомка ' Ты пустишь по1 миру с котомкой, Ей будет нечего подать, — предупреждал В. Федоров, заботясь о судьбе грядущих поколений. В контексте рассматривае мых вопросов есть резон ад ресоваться к одному стихо творению Ю. Кузнецова', об ратившегося ' к сказочно'му сюжету. «Эту сказку счаст ливую" слышал я уже на те перешний лад. Как -Ивануш ка во поле вышел и стрелу запустил наугад. Он пошел в направленье полета, по среб ристому следу судьбы. Она пала к лягушке в болото, вдалеке от родимой избы». - Но финальная кульминация сказочной П'ритчи" неожидан- ■— Пригодится на доброе дело! Положил он лягушку в илатш. Вскрыл ей белое царское тело И пустил электрический ток... В долгих муках она умирала. В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака. В отличие от популярно го героя русских сказок ~ Иванущки умного, сметливо- режиссерскими ------ вого —- современ- ми, сочинениями Ю. Кузнецова под лит к жизни с позиций у з кого практицизма, примитив ного технократизма. Якобы по имя познания, ради «ре альной» пользы готовы они к варварскому эксперименту, ра;зрушению красоты, поруга нию святынь. манных берегах Воронежа Порушено тоже немало, ибо человек не ждал -милостей от природы. Быть бы живу... Войны, разверстки, почины, маяки. Но не хлебом единым жив 'человек, дитя приро ды. Даже в самые лютые, самые голодные тридцатые и сороковые годы сажали зем ледельцы по оврагам, скло нам сирень, жимолость. Поч ти не было хлеба, его заме няли лепешки из лебеды с тонким, как озоновый слой Земли, слоем муки, обвола кивающей зеленое содержи- ,мое. А все-таки сажали! Сот ни, тысячи кустов. А потом гзаложиля сады ' над кручами и обрывами. Вешами полы хала сирень, благоухала жи молость, набирали силу яб лони и груши. Но застойное время не минуло окрестнос тей. Рядом ' с рукотворной благодатью отгрохали •сви- ноко.мплекс, да еще с гигант ским запевом. Журналисты, включая столичных, балдели от экстаза: хавроньи под бе резами, под сиренью — сен сационная красотища! Про гулки свинушек, залповые выбросы прочего, горы ме таллолома в оврагаХ( бочко тара и всякие банки-жестян ки. Общественность трево жится? Самодовольный от вет: народ кормить надо. Тут и сам Левитов спасовал бы со своим «Горем сел, до- рой' и городов»... Вемли родной судьба — минувшая, настоящая и бу дущая — в наших руках. Земля нуждается в защите,' ей нужен настоящий хозяин. зарницы. Каким он был? Каким теперь бы стал? А был ли мальчик-то? Вопросы и вопросы. Полос журнальных полемический накал. Да, если б на цветы Да, если б шквал ’ не гнал девятый вал... Кипеньем буревым — народная стихия, Мятежным всполохом — набатный перезвон, Сьшовей кровью омывалася Россия, Темнел от крови человечьей тихий Дон, В боях взывала к нравственным наукам Русь уходящая. И горе. И печаль. И искупление. ^ В хождениях по мукам Ковалась сталь н закалялась сталь. В двадцатых н тридцатых «боевые» Вели последний и решительный тот бой. И кровью вновь омылася Россия Гаврош тридцатых пал на мостовой. Руси советской новая былина Былую правду трезво проглаголь! Как расценить тот спор отца и сына? Десятки лет не затухает боль... Извечен спор, что тленно, что нетленно К чему ведет истории Пожалуй, один из самых существенных дефицитов дня сегодняшнего — дефицит ду- .ховпости. 'Умеем ли мы це нить созданное, наработай ное человечеством? Наше от ношение друг к другу? К тра- .щциям? Доколе быть нам Иванами, не помнящими род ства? Приумножаем ли мы разумное, доброе, вечное или бездумно транжирим то. что по праву принадленшт вну кам и правнукам -нашим? На родине Александра Ивановича Левитова, талант которого сродни т\’ргеневско- му и чеховскол'гу, немало 'пе-.' описуемо живописных мест. Это о них левитовские «'Степные очерки». Максим Горький, любуясь левитовс- кимн пейзажами, наслаж даясь тончайпшм его психо логическим анализом, гово рил: «Прекрасно можно от дохнуть душою на милых кни гах Левитова, одного из луч ших лириков в прозе». ' Много нерукртворного сох ранилось на тенистых и ту- Заботит многих и другое. Немало вопросов, вызван ных новыми публикациями, трактовка- историков превращающих «белые пят- . на» в «черные» и наоборот. Как быть с соцреализмом? С Давыдовым, Разметновым тем более Нагульновым? С ■ Павкой Корчагиным? «Мать», «Как закалялась сталь», «Поднятая целина», — оставлять ли их в школьной программе? «У советских собственная гордость...» не. устарело ли такое, «сер- пастое, молоткастое»? А тот же Павлик Моро зов... Как-то после одной из дискуссий о нем своеобраз- ным ответом опподентам ро дилось стихотворение «У бюста Л ав лика Морозова»: В уснувшей парке растревожил клены То ль зов, то ль стон понякших хризантем и роз: Преарев природой данные законы Ударил преждевременный мороз. Ах, если б на цветы да не морозы! Тревожен луж • заледенелых хруст. Ах, Павлик, Павлик! Пионер Морозов. Знакомый с детства потемневший бюст. Зияет трещина в мальчишеской глазнице. И трещина взмеилась в пьедестал... Далекие угасшие «Каких был лет мальчонка убиенный»? Все мальчики кровавые в глазах.. Не только в снах ' кровавятся зарницы, ездья алчет полемический накал. ...Зияет трещина в мальчишеской глазнице И трещина взмеилась в пьедестал Да, если б на цветы да не морозы.. Тревожен луж заледенелых хруст Ах, Павлик, Павлик! Пионер Морозов! Знакомый е детства потемневший бюст... Говорят, что в.споре рож дается истина. В диалог, по лемику с нами вступают деятели минувшего, передаю щие нам «былое и думы». «Глубоко верю в будущее России!» — убеждал Леви тов. Предостерегают'ОТ нрав ственного «оскудения» скеп тичный Плеханов, тончайший психолог Бунин, ум,\'дренный Семёнов-Тяншанский, роман тично-возвышенный Радин, От духовной глухоты пре достерегают «потревоженные тени» Терпигорева, Эртеля, Писарева, Замятина, Ряховс- кого, Пришвина. Классика и современное искусство формируют жизненную позицию по __ конам социальной и нравст венной гармонии, по законам красоты. В. ШАХОВ. В Воронеже тиражом десять тысяч экземпля ров выпущена красочно оформ ленная книга о народном цир ке Дворца культуры и техники НЛМК «Юность». КНИГА О «ЮНОСТИ» Цирк... Это слово вызывает добрую улыбку, возвращает нас в детство. Все мы не очень избалованы цирком, хотя Ли пецк посещают и столичные, и зарубежные гастролеры. Одна ко с особым интересом ,липча не ходят на представле! «Юности». Народный цирк лауреат Всесоюзного смотра коллективов художественной самрдеятельноети, лауреат вто рого фестиваля народного твор чества СССР, он удостоен пре мии обкома комсомола имени В. Скороходова. Сейчас в объединении около ста человек. Возраст — от ше стилетних .малышей до взрос лых. Они называют свой цирк болыгюй семьей. Может, пото му, что здесь царит теплая, дружеская обстановка. А у пришедптх впервые на заня тия мальчишек и девчонок рас крывается со' временем настоя щее сценическое дарование. Интуиция, опыт, талант, лю бовь к детям и к своему делу просто необходимы педагогаи^. И можно с полным правом ска зать, что художественный ру ководитель М. С. Титов, ре жиссер В. И. Титова, . .балет- ния мейстер Е. Н. Гурова и музы- иный цирк — кальный руководитель В. М. Фурсов обладают этими каче ствами. ...А все началось более 28 лет назад. Т'Огда был создан небольшой цирковой кружок. Первый успех пришел три года спустя на зональном смот ре самодеятельного искусства; где «Юность» стала лауреа том. За последующие годы про изошло немало событий. В 1975 году коллективу при своено звание народного. Га строли в Сибири и Нечерно земье, затем по приглашению профсоюза транспортных .рабо чих — в Англии, затем в ЧССР, в Италии, поездки с агитпоездом ЦК ВЛКСМ по ударным - стройкам, участие популярной телепередаче Будни цирка. Нет здесь яр ких прожекторов,' не мелькает палочка дирижера, а вместо нарядных костюмов обыч ные Тренировочные. Большой труд и пот, бесконечное повто рение движений. Так шлифует ся подлинное искусство. Многие воспитанники супру гов Титовых за последние го ды приглашены на профессио- - - г - ....... ......... нальную арену. Заслуженным цехе работают жонглеры артистом РСФСР стал Юрий Кострикин и А. Куприянов. Банников, лауреатом Всесокзз- базовом техническом училиш- сказывается, в книжке, оформ ленной художницей И. Чемя- киной. На фотографцяк, мас терски исполненных Н. Ткачен ко, запечатлены моменты цир ковых номеров в исполнении С. Великанова, И. Косых, С Кобзева, С. Ланинрй, О, Пис каревой, Л. Песцовой и дру гих. Многие из них продолжа ют работать на, НЛМК. Так эквилибрист ,С. Шевченко •— столяр-станочник ■ ремонтно строительного цеха, в том ж* репетицию которого приш- ре круг». Для поездки г ли лишь несколько человек. Но уже’через год новолипчане под готовили первую программу. Номера, трюки и этюды не от личались в ту пору особой сложностью, отточенностыо и пластикой, но оригинальность исполнения и фантазия поко ряли зрителей. - Алексей Па- Концертов,: которые дал кол лектив, грамот и призов д;толь- ко, что и не перечислишь. Но в пирке „живут завтрашними планами. А желания занимать ся любимым делом с полной отдачей ребятам не занимать. стой фестиваль дружбы моло дежи СССР и ГДР жюри прос матривало выступления мно гих коллективов, а остановило свой выбор на липчанах. И на ши земляки успешно выступа ли в , одной программе вместе Они энаю'Г: звание народного с профессиональными артиста- - коллектива обязывает. :Ми «Союзгоедирка». Обо всец этом подробно фас- гимнаст . Нет однозначного ответа из то, что считают своим глаз ным достижением руководи-^' ли труппы. Но, наверняк.т очень действенна пропаган.^и циркового искусства, котору^ все эти годы умело и вдох:-;' венно ведет «Юность», А. ПАНТЕЛЕЕВ. ИЗ ЛЕНИНСКОЙ . Г1 «Почему сподвижник В. И. Ленина, образованный марк сист,. владевший ленинским сти лем партийной и государствен ной работы, стал участником создания культа личности?» Я цитирую эти строки из до кументальной повести воронеж ского историка и журналиста Д. Д. Лаппо «Юоаас Варейкис», недавно вышедшей в Централь но-Черноземном издательстве я серии «Ленинская гвардия Чер ноземья». Познакомившись с нею, читатель в какой-то сте пени получает ответ и на этот непростой вопрос. Работа эта, безусловно, зас-, луживает внимания. Но вместе с тем я бы хотел сделать два- три замечания, пусть по част ным моментам, но весьма до садным. Ведь перед нами до кументальная , повесть, то есть доверие к ней должно быть полным. Итак... Липчан, несомненно, интере сует: какой вклад внес в раз витие будущей Липецкой обла сти, в частности, г. Липецка, видный деятель партии и, госу дарства И, М. Варейкис, бу дучи секретарем Воронежского обкома ВКП (б) ? К сожалению, об этом у Д. Д, Лаппо сказа но слишком скупо. Читатель только и узнает, что И. М. Ва рейкис был инициатором созда ния Новолипецкого металлурги ческого завода; «Не раз и не два прих'одилось партийной ор ганизации области наталкивать ся на «частокол» предубежде ний в отношении ЦЧО», ,но и это было преодолено. Дальней шая жизнь показала, насколь ко прав был Й, М. Варейкис, ратуя за строительство необхо димого стране Новолипецкого металлургического. Тем более, что и руда для него бы.ча ря дом (Курская магнитная ано малия) . И еще об одном эпизоде, из книги, касающемся того вре мени, когда И. М. Варейкис был заведующим отделом пе чати ЦК РКП (б).' Его трудо вой день начинался с просмот ра утренней почты. И вот в шестом номере журнала «Кра сная новь» (редактируемом в то время нашим 'земляком A. К. Воронским) Варейкис об наружил рецензию А. Исбаха’ на произведение Д. Фурманова «Мятеж», явно принижающую значение этого романа. И. М. Варейкис встретился с редакто ром А. К. Воронским и сказал ему о том, что редакция «Кра сной нови» сделала ошибку, на печатав необъективную рецен зию, что «Мятеж» заслужива ет положительного отзыва. То го же мнения придерживался ■ и А, М. Горький, посоветовав при этом Д.- Фурманову «пи сать дальше», что из этого «будет хороший толк»; Все это интересно, не правда ли? Од на беда в конце той же 135-й страницы помещена сно ска, где-Д. Д. Лаппо кратко сообщает об А. К. Воронском допускает всего в 8 строч- несколько неточностей и ошибок. ;рвая — неверная дата кон чины А. К. Воронского. В кни ге — 1943 год. Но это не так. Возьмите в руки газету «Там бовская правда» от 19 апреля 1989 г. (статья Спектора «К Воронскрму, в Липецк») н «Книжное обозрение» от 16 июня 1989 г., стр. 4. Там яс но сказано, что Воронений, как «враг народа» был арестован сотрудниками НКВД- 1 февра ля 1937 года и 13 августа то го же года — расстрелян (реа билитирован посмертно и 1957 году). Быть может, Д. Д. Лап по не успел внести эту прин ципиальную поправку в верет- ”7 книги? Вторая ошибка (вернее — упущение): Воронений был де легатом 'VI (Пражской) Все российской конференции РСДРП в 1912 г., общался с B. И. Лениным, вел протоко лы заседаний конференции. Д. Д. Лаппо об этом важном факте в жизни революпионе- ра-подпольщика не сообщил. Третье. Редактором журнала «Красная новь» А. К. Ворон ений был не в 1921—1925 го дах, а в 1921—1927 годах. Четвертое. Одновременно с редакторством в «Красной но ви», в издательстве «Круг» А. К. Воронений редактировал и журнал «Прожектор». Вот такие замечания мне хо телось бы сделать автору в целом, по'вторяю, интересной документальной повести «Юозас Варейкис». В ней отразилась короткая жизнь видного боль- шевика-ленинца Иосифа Ми хайловича Варейкиса, трагиче ски погибшего в мясорубке культа Сталина. Наряду с по ложительными взглядами и дей ствиями И. М. Варейкиса, ав тор показал и его перегибы в период сплошной коллективиза- указав, что-«последние де сять лет жизни этого видного деятеля КПСС были особенно сложными и противоречивыми» и он «стал участником созда- 1 я культа личности». Судьба Варейкиса, отразила драматизм к противоречия зпо- I. И сегодйя, стараясь серь- но, глубоко, исторично про анализировать прошлое, необ- ;одимо. отка.заться от упроше- шй, от навешивания ярлыков. Пришло время увидеть собы- ■■ия и людей во'всей их слож- !ости, в переплетении безу словных заслуг, героических /силий и — ' заблуждений, .шибок, слабостей.., А. КУРКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz