Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
26 октября 1988 г., № 24У (18 244) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ~На атеистические темы- ПУТЬ к ИСТИНЕ? о вере и безверии, о предназначении человека в днях минувшихи сегодняшних МЕДАУНАРОАНАЯ Была уже глубокая ночь, когда мы расстались с Кон стантином Михайлсшичем. В светлом прямоугольнике двери четко вырисовывался силуэт худощавой фигуры уже немолодого человека... Последний троллейбус, похрустывая шинами, мчался по проспекту Победы. Торопились по домам редкие прохо жие. Город жил своей обычной ночной жизнью. А мне не верилось, что совсем недавно, каких-то полчаса назад, я слушал спокойную, деловитую речь человека, считающе го главным смыслом своей жизни служение богу, уверо вавшего в «Великие начала Великого Слова»... В. последующие встречи с ним я пытался понять — что это? Поза, позиция, привычка? И убеждался — че ловек говорил искренне. Вера, Истина, Милосердие, Пра вда, Жизнь — слова-символы, слова-обобщения. Они мно го раз звучали в наших беседах и каждый из нас пови- «ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...» (Евангелие от Иоанна). Действительно, в основе почти двухтысячелетней ис тории христианства лежало Слово. Сначала сказанное. сен в Россию в 60-е годы прошлого века из Германии, мы сумели обнаружить до кументы, подтверждающие, что явление это для России оригинальное, возникшее по сле Отечественной войны 1812 года под влиянием Рус- затем воспроизведенное на ского библейского общества. бумаге и возведенное в Культ. Вместе со Словом возводили, в культ и человека, преврз- носившего Его и объясняю- Ащего Его. Следовательно, г Слово возвВппало, возвели чивало, выделяло. Владеть Им только Одному или пос- вался. Свое же официальное которое издало Новый заве^ на общегражданском языке. Мало чем отличаясь в те дни от гоетюдствовавшего в стра не православия, баптизм (хо- 'тя он так еще не назывался) поначалу им даже поддержи- ледователям Одного станови лось невозможцьщ, так как Первым стать уже было нельзя. Оставалось одно; быть под Ним и рядом с Ним. но возвьппаться в сиюминутной жизни, владея Его Словом. Искус большой — Слово и Власть шли рядом. Толкую- оформление в уже сущест вующем -на Западе течении . молодое религиозное направ ление Желающих жить «по Евангелию» получило лишь во второй половине XIX ве на, а в 1884 гбду около 30 разрозненных - баптистских общин объединились во Все- Причина непонимания друг дР 5 т а (и это еще мягко ска зано) — в законе, а дейст вующем тогда, в шестидеся тые годы (без изменений 1975 г;), законодательстве о религиозных культах. УТОЧНЕНИЕ ВТОРОЕ «Закон» — по словарю С. И. Ожегова, — связь и взаимосвязь каких-либо явле ний объективной действитель ности, постановление госуда рственной власти, общеобяза тельное правило, то, что при знается общеобязательным Основное требование зако на — регистрация общины. Она предусматривает, кроме щий иначе возвышался, но российский союз баптис^в. отвергался и хулился дру- •гими, тоже желавшими быть под и рядом с Первым. По явилось много Слов, опира ющихся на Первое Слово. И каждое стремилось доказать свою Истинность. На этом можно оставить общее и перейти к конкрет ным событиям... Европа. Век XVI. Эпоха реформации. ^ протеттантизма. В настоящее время вся страна поделена па 11 реги онов. Во главе — Совет, ру ководит которым старший пресвитер. Центр церкви — Всесоюзного совета евангель ских христиан-баптистов — располагается в Мсхдаве. Всесоюзный Совет сразу л V± Великой Отечествен- Чяппнптрнир ной войны восстановил связи Ч о т а т еХ 5 общинами _США, Велико- н ~ имя герман: британии, Швеции, членство — 1- . ^________ ____ вп Всрмипном совете бапти- ского реформатора Мартина Лютера. «Бог, — писал Лю- - Не может и не хочет о е р ? стов, Европейской баптист ской конференции. В 1962 ный совет церквей». Сегодня в распоряжении Всесоюзного Совета около псйволять господствовать году ВС вступил во Всемир- над душой никому, разве ттепн >•> лишь самому себе». Церковь, по его мнению, должна быть посредником между людьми пяти тысяч молельных и ^ г о м , все райны перед мов служение соверш айся ним. Поэтому долой обособ- на 27 языках народов ССОТ, ■ленные и дорогие сословия на многих языках издается • священников. Да здравству- религиозная литература, Вьь ет дешевая церковь! Каждый ходит журнал «Братский веруюпщй, говорил Лютер, вестник»... “ толковать «священ- „ “ • ^ ------ Движение, таким образом, оформлено, действует. Зву чит Слово, его облекают в Истину, Но находятся и другие, они трже имеют Сло во, а, значит., и свою Ис- 1ЙО они? Откуда пришли? Куда зовут? Разобраться в этом поможет еще один эк скурс в историю. Правда, в более близкую, в век двад цатый. По-разному складывались в нашей стране отношения церкви и госудай^тва. Юри- "имущественньк дически они определялись по- различий. Сторонником • это- ложениями целого ряда до- __ Т-,------------ кументов, начиная от знаме нитого декрета Совета Народ ных Комиссаров «Об отделе нии церкви от государства и школы от церкви» (23 янва ря 1918 года) и заканчивая ныне действующим зако- ное писание» по своему зуменйю. Не правда ли, весьма сме ло для века шестнадцатого? Но был и другой человек, он пошел дальше Лютера. Его имя Томас Мюнцер., «Рай,— считал он,— необходимо ус тановить на земле». Сторон ники Мюнцера, особенно из секты анабаптистов (перекре щенцев), из равенства «сы нов божьих» выводили тре- бование гражданского равен- I ства и устранения, по край- " ней мере, наиболее значи мая их по-своему. Однако мы пытались понять н друг яруга. Понять — это значит, — н объяснить. Объяснить, по чвам я приЩел именно к нему, в чем хочу р азор аться . Мой же собеседник пытался пРнять, отчего наша первая встреча не оказалась последней. И, наверное, он понял: мне было бы жалко, если бы диалог сразу же прервал ся. Согласитесь, не каждый день удается поговорить и поспорить с таким человеком, как руководитель незареги стрированной и, следовательно, .находящейся в противо речии с существующим законодательством, религиозной общины. Руководителем этой общнны и был мой собе- седшш Константин Михайлович Каратеев. Для того, чтобы читателю был понятен смысл происхо дящих далее событий, необходимо сделать небольшое отступление. В глубь времени... года предложила созвать Е!сли оставить в стороне съезд ВСЕХБ для рассмот- эмоции и словесную эквили- рения данного вопроса. Мне- бристику обеих сторон, ния в руководстве и среди можно выделить наиболее авторитетных стар- " ших пресвитеров раздели лись. Инициативная группа, которую тогда возглавили Г. К. Крючков, С, Г. Дубо вой, И. Г. Батурин, И. П. Храпов, высказалась за со зыв съезда. Б мае 1962 го да они провели расширен ное совещание оргкомитета по подготовке к Бсесоюз- нОму съезду ЕХБ. 19 сен тября 1962 года оргкомитет был преобразован в СЦ ЕХБ. Секретарем Совета Церквей был избран Г. П. ^ОТСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ Б 1961 году инициатив ную группу по оазделению Бсесоюзного совета возгла вил Геннадий Константино вич Крючков. Б 1966 году он был участником встоечи служителей Совета Церквей и Бсесоюзного совета ЕХБ. На этой встрече окончатель но определились позиции сторон по проблеме раскола и деятельности церкви. С 18 января 1970 года Г. К. Крючков находится на нелегальном положении. Б настоящее время является председателем Совета Цер квей'. (По материалам «Бе- стника Истины», Журнала СЦЕХБ). ОТСТУПЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Георгий Петрович родился в Благовещенске 4 августа 1928 года в семье пресвитера. С 16 лет посе щает молитвенные собрания. Б 1954 году окончил Киев ский политехнический ин ститут, по специальности инженер-электрик. Б октябре 1961 года он вьктупил в поддержку внутрицерковно- го движения за созыв съезда ЕХБ, а в мае 1962 года при сутствовал, на расширенном совещании оргкомитета по созыву Бсесоюзного съезда ЕХБ. . С 1965 гбда секретарь Со в ета Церквей. С 18 августа 1970 года — на нелегальном положении. Б 1979 году вы слан из страны. С июня 1979 года является секретарем за- «Свобода со с то и т_______ рубежного предстгшительства жности делать все, что не СЦЕХБ. («Бестник Истины», вредит другому, таким обра- зом, осуществление естест- образом оформленного вьшолнение ряда требований, среди которых: не привлекать детей к участию в церковной службе. Не заниматься бла готворительной деятель ностью, проповедовать Еван гелие только в общинах. УТОЧНЕНИЕ ТРЕТЬЕ «Конгресс не .должен из давать ни одного’ закона, от носящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной...» (Конституция США. Поправ ка первая (1791 г.) «Судебная практика по де лам о свободе вероисповеда ния выработала принцип, что право гражданина действо- ватБ ъ соответствии со сво- Винс ими религиозными убеждени- ^ ями не является абсолютным; религия не' может быть опра вданием уголовно наказуе мых, дбетий, нарушений прав граждан или «надлежащим образом сформулированных законов, обеспечивающих об щественную безопасность, мораль, здравоохранение, об щее благосостояние населе ния. (А. А. Мишин, В. А. ВлЯсихин, «Конституция США — политико-правовой комментарий»). УТОЧНЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ «Никого нельзя беспокоить за его мнения, хотя бы рели, гиозные, если проявление их не нарушает общественного порядка, установленного за- ОТСТУПЛЕНИЕ ПЯТОЕ. венных прав каждого челове- го был и Балма з ар Губмай- .ер, деятель реформации в Юго-Западной Германии. Великая крестьянская война 1525 года в Германии подвела свой итог: Мюнцер погаб, Губмайер был сожжен на костре, а Лютер выдви- нодательством о религиозных нул требование безусловной культс1Х, то есть постановле- покорности существующим нием ВЦИК и СНК РСФСР порядкам и властям. от 8 апреля 1929 года «О Вспомним далее Шана религиозных объединениях» Кальвина из Швейцарии, с изменениями и дополнения- Кальвинизм, по словам Эн- ми, внесенными Указом Пре- гельса, стал идеологией «са- зидиума Верховного С о ^ т а мой смелой части тогдашней РСФСР от 23 июня 1975 буржуазии». По Кальвину, года, а также Конституцией бог предопределил , судьбы СССР, в частности, ее ста- людей и никакие их усилия тьей 52 о свободе совести. «Вестник Истины» •— это ка имеет лишь те границы, духовно-назидаТельный жур- которые обеспечивают дру- нал СЦЕХБ, издается с гим членам общества поль- 1963 года, выходит ежеквар- зование этими же правами, тгшьно. Печается'нелегально. Эти границы мОгут быть ус- тановлёны только законом». Итак — раскол, разобщен ность, Читатель, видимо, об ратил внимание на слова «внешний толчок раскола». Но, по мнению обеих сто рон, причины разделения бо лее глубокие, чем просто опубликование двух докумен тов. Одни утверждают, что виной раскола является су- (Из положений Деклара1^ии прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г., полу чивших торжественное подт верждение в Конституции Франции 1946 года), УТОЧНЕНИЕ ПЯТОЕ § 1. Каждому гражданину в его отношениях с общест вом должны, быть обеспече- Фактически эти отноше ния 'переживали и подъемы, и спады. Никто не отрица ет, было разное: сосущест- двадцатые годы. Не могут изм^енить то, что предначертано «всевышним». 1^е внешнее оформление культа (свечи, иконы и т. п.) ( бьшо отброшено.. Основное ........... место заняло чтение и ком- грубое нарушение свободы ментарий Библии пениепсал- совести в тридцатые, сот- мов. Церковная иерархия бы- рудничество в сороковые, ла ликвидирована. Руково- напряженные отношения в дящую роль * стали играть пятидесятые и шестидеся- старшины (пресвитеры) и тые. Тогда-то и была назва- проповедники. на конкретная дата — вось- Бек семнадцатый явил в мидесятые годы, когда рели- религии новое течение—бап- ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ. слова, в переводе на русский дой. Разновидность протес тантизма. Это вероучение от рицает роль, церкви, как по средника между богом и людьми, провозглашает веру в предопределение человека, отказ от почитания шюн, креста и т. п. Бместо бого служений — молитвенные , собрания, крещение осущест вляется только над взрослы ми людьми и считается н® таинством, а обрядом, сим волизирующим посвящение человека в члены церкви. В 1905 году в результате усилий, направленных - ’ на объединение различных тече ний баптизма, был создан Всемирный баптистский :со- * юз. Баптисты издают десят ки газет и журналов, распо лагают 25 университетами и высшими школами. Между народный центр, руководя щий деятельностью - баптис тских общин, находится в Вашингтоне. ОТСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЕ. Из беседы , с генеральным секретарем Всесоюзного со вета евангельских христиан- баптистов, старшим пресвите ром Алексеем Михайловичем Бычковым. (Журнал «Новое время», 22, 1988 год): «...хотя считается, что бап тизм чужероден нам и зане- ___ должна была сама себе отмереть. А раз так, то и поступали с этой доста точно деликатной сферой человеческого бытия соот ветственно «историческим» прогнозам. Напряженные отношения между церковью и государ ством в начале шестидеся: тых годов в баптизме выра зились в движении так назы ваемых «инициативников». Образовалось две организа ции: Всесоюзный совет еван гельских христиан-баптистов (сокращенно ВСЕХБ или просто ВС) и Совет Церквей Евангельских христиан-бап тистов (СЦЕХБ или СЦ). Хронику тех лет печатные органы обеих организаций дают очень скупо. И все же попытаемся восстановить цепь событий. Итак, в 1960 году тогдаш нее руководство ВСЕХБ опубликовало два докумен та: «Положение» и «Инст-, руктивное письмо старшим пресвитерам», в которых разделяло нет.оторые кон цепции сущ4 ствующего тог да волюнтаристского подхо да к рёшегчю вопроса о свёбоде совести в стране. Эти документы вызвали разногласия среди , членов общин и. хотя были впос ледствии отменены (в 1963 году), их появление послу жило внешним толчком для создания икициатязной груп пы, которая в авг,усте 1961 ществующий закон и беспри- ны: нципность служителей ВС п. 6 — Свобода религии: ЕХБ; Другие считают, что свобода одному или совмест- причина раскола — нежела- но. с другими исповедовать ние СЦ ЕХБ делиться с кем- овбю религию, либо властью. § 12. Свобода и права, за- Значит. опять Слсжо и Сло- крепленные в § 1, могут быть •во. ограничены путем закона или УТОЧНЕНИЕ ПЕРВОЕ иного предписания». «Расколоть» — по слова- (Конституция Швеции, Ос- рю русского языка С, И. новные права и свободы. В Ожегова, — расчленить, на- редакции закона 15 ноября рушить единство, внеся раз- 1976 года), ногласия в какуюмибудь сре- УТОЧНЕНИЕ ШЕСТОЕ ДУ- «в положениях ст. 4 абз Послушаем участников со- 1, 2 Основного закона как бытий шестидесятых годов, права субъективные, они пре Автор будет пользоваться доставляют личности и обще- выдержками из «Отчета о ству свободу вероисповедания встрече представителей и провозглашения мировоз- СЦЕХБ и ВСЕХБ», состояв- зрения, а также свободу от шейся 23 марта 1966 года, каза от них, равно как и пра К его публикации Совет Церк- во умолчания о том и другом, вей обратился повторно, по- Они выдвигают требование местив «Отчет» в .«Вестник защиты от нарушений и от Истины» № 1 за 1982 год. любого, прямого или косвен- Стороны назьюают такие ного, щЖнуждения в вопро --------- ------------ мировоззрения» (По материала» книги Ко нрада Хессе «Основы консти туционного права ФРГ»). Карев А. В. (ВСЕХБ): 1. «Непонимание вами и вашими сторонниками (т. е. СЦЕХБ — В. Ф.) так назы-' IV. ваемЬй «связи с миром». 2. Незнание вами и ваши- _____ _____ ми сторонниками Слова Бо- сятых годах. 3. Ваша гордость». Крючков Г. К. (СЦЕХБ):. «...вы, ВСЕХБ, утверждаете, что церковь должна быть со единена с государством, и в такой незаконной связи Не будем рудить о поло жении баптистов в шестиде- Есть другое свидетельство — жизнь офи циально зарегистрированной общины в конце восьмидеся тых. Автор посетил несколь ко собраний липецкой общи ны баптистов, имел ряд бе сед с одним из ее авторитет. находитесь и действуете, не- ных представителей и позво- смотря ца то, что власть ре шила пойончить с религией и ■ кратчайшие сро- ...Мы лояльно, относимся к властям, но в понятие ло яльность мы с вами вклады ваем разный смысл... Каждый из нас несет личную ответст венность перед законом, как лил себе привести хронику обычного молитвенного соб- 'Замечу: о приходе журна листа никто не знал и (Спе циально к нему не готовил- Итак, молитвенный Мужчины, женщины в . ти. Спокойно проходят 1 гражданин данного государст- рассаживаются" на стульях, ва, как написано: «Бсякая благожелательно приветству- душа да будет покорна выс- ют друг друга, шим властям», но нигде, ни Общее пение, общая моли- в Слове Божьем, ни в законе тва, проповеди, которые го- йе написано, что церковь товят сами верующие, должна быть покорна вью- В. ФЕТИСОВ, шим властям...» (Окончание следует.) ~ Наш общий дом- — Земля— В Р Е М Я Р ЕШЕ Н ИЙ ТВ: НАСИЛИЕ И ЕЩЕ РАЗ НАСИЛИЕ ПАРИЖ, 25 октября. (ТАСС). Каждый день французы видят ло телевидению' столько убийств, сколько ; ется в Париже и .за год. На телеэкранах господствуют вам пиры, насильники и роботы, уничтожающие все живое на своем пути, не говоря уже < После почти пятнадцати летних переговоров о сокра щении вооруженных сил и обычных вооружений в цен тре Европы их участникам нечем гордиться. Перегово ры продолжаются, но, на <мой взгляд, скорее, по инер ции или из-за нежелания взять на себя ответствен ность за их прекращение. Логично было бы предполо жить, что после согласова ния мандата переговоров о сокращении войск и обыч ных вооружений во всей Ев ропе, от Атлантики до 'Ура ла, составной частью этих переговоров станет и выработка решений , о ради-., кальном снижении уровня противостояния двух воен ных группировок в центре Европейского континента,' где сосредоточено большин ство вооружений всех видов. Бо время состоявшегося недавно визита в Москву австрийского канцлера Ф. Браницкий и М. С. Гор бачев пришли к единому мнению о том, что перегово ры по сокращению вооружен ных сил и обычныу воору жений в Европе, мандат ко торых согласовывается сей час в рамках общеевропей ской встречи в Бене, долж ны непременно начаться уже в этом году. Советские люди, население не только Европы, но и всех континен тов кровно заинтересованы в том, чтобы эти переговоры велись в конструктивном деловом духе, без какого- либо рода «увязок» с други ми проблемами. Огневая мощь обычных вооружений- стран НАТО и государств — членов Оргат низации Баршавского Дого вора. по заключению экспер тов, более чем во сто раз превосходит боевую мощь обеих сторон во второй ми ровой войне. Бывод можно сделать только один; воору женный конфликт с приме нением обычны^ вооруже ний. приближающихся се годня по разрушительной силе к ядерному оружию, будет означать конец евро пейской цивилизации. Да и, может быть, не только евро пейской. Нельзя забывать о том, как напичкан наш и северо американский континенты атомньши электростанция ми. то есть потенщальнымв источниками ядерных взры вов колоссальной мощности и радиоактивности, способ ной заразить атмосферу над большей частью, планеты. Стоит учитывать и химиче ские заводы с их потенциа лом отравления земли, воды и атмосферы в случае раз рушения. Эти факты, уже известные общественности Европы, все еще не прини маются во внимание теми, кто планирует «довооруже ние» НАТО и разработки новых, еще более страшных для человечества видов нея дерного оружия, основанно го на- новых физических принципах. «Баршавский план» стран — членов ОБД — конкрет ная программа снижения уровня военного противо стояния Европе, . может быть, и не идеален. Но пока что это единственная обос нованная программа, позво ляющая сохранить принцип равной безопасности и обес печить радикальное сокраще ние вооруженных сил и обыч ных вооружений в Европе. С учетом замечаний • стран .НАТО в Баршаве бы ла усовершенствована Бу дапештская программа со кращения войск и обычных вооружений. Так же, как и большинст во европейских государств. Советский Союз считает, что достижение равенства на бо лее низком уровне можно реально осуществить поэтап но, не нарушая нынешнего зыбкого баланса. Первый этап следовало бы посвятить ликвидации асимметрии как по отдельным видам воору жений, так и по вооружен ным силам двух блоков в целом. Бторой этап означал бы, что каждый из блоков сократит свои вооруженные силы в Европе примерно по пятьсот тысяч человек вме сте с их вооружением. На третьем этапе, по мнению стран ОБД; можно было бы на основе взаимности сокра тить вооруженные силы обе их группировок до такого уровня, который Позволял бы им выполнять СТРОГО оборонительные задачи.- Бее меры по сокращению обычнЫу, вооружений и войск могли бы, естествен но, осуществляться только в условиях эффективной про верки и контроля, включая инспекцию на местах. Инте ресно заметить, что чем дальше продвигаются страны ОБД в своих предложениях по контролю, тем, мягко гово ря, более «осторожными» становятся страны НАТО. Б целом позитивный от клик вызвало советское предложение о создании над национального органа в виде общеевропейского центра, который координировал бы мероприятия по разоруже нию и собирал соответству ющую информацию. Мне представляется, что в таком органе йргла бы активно участвовать и ООН. Речь идет не о живом барьере из «голубых касок?? вдоль ли нии, разделяющей оба блока, а об участии представителя генерального секретаря ООН и находящихся в его веде нии военных наблюдателей из числа неприсоединивщих- ся стран. Практика показы вает, что курс на повыше ние роли ООН в поддержа нии мира, включая исполь зование наблюдателей и всЮ- . ружейных сил, который ак тивно отстаивал Советский Союз, полностью себя оп равдал. Достаточно убеди тельно это . прослеживается на изменении позиции 'р я д а Пока продолжается про цесс согласования мандата будущих переговоров по обь;чным • вооружениям й вооруженным , силам в Европе, можно было бы, не теряя времени, при ступить к рассмотрению кон кретного предложения Фран ции о сокращении войск <и вооружений вдоль линии со прикосновения ' НАТО' и ОБД. Советская сторона со-н гласилась и с предложения ми Франции о практическом снижении в течение ближай ших двух лет уровня воен ного противостояния в Евро пе и ликвидации дисбаланса и асимметрии в вооружен ных силах двуу союзов. Нельзя не видеть во нсем этом проявления нового мы шления. Эпоха пыщнь 1 х фраз бесславно закончилась. Пришло время ■конкретных решений и действий. Э. МАМЕДОВ, политический обозреватель АПН. БИРМА: ВОЕННЫЕ У ВЛАСТИ Бирманцам не привыкать к военному правлению. 26 лет пребывания у власти военно бюрократического режима ос тавили глубокий след не толь- во всей социально-экономи ческой структуре страны, сознании населения, годы приучили народ к пови новению, что в немалой сте пени опирается на каноны буд дизма. Политическое детище режи- а — Партия бирманской со циалистической прюграммы — привело Бирму на грань эко номической катастрофы. Из бо гатой сырьевыьш ресурсами страны-экспортера она прев ратилась в одно из наименее развитых государств мира, все цело зависящее от иностранной П 0 М 01 ЦИ. К концу прощлого го да многие предприятия Бирмы простаивали из-за нед<^татка сырья, реально обозначились ивный кризис и пробле ма обеспечения населения -про довольствием. В ряде районов возникла реальная угроза го лода. Начались массовые бес- вмешиваться не будет. Затем, последовали указы о порядке регистрации политических пар тий, на деятельность которых наложен ряд ограничегшй. Пар тия бирманской социалистиче ской программы была формаль но распущена, но тут же вос создана под названием Партии нагщональцого единства. Это здесь рассматривают как по пытку бывшего руководства Бирмы сплотить ряды . своих сторонников для обеспечения победы на выборах. Активисты весьма сильного здесь студенческого движения с недоверием отнеслись к во- ОБЪЕДНИЕНИЕ ЛЕВЫХ БУЭНОС-АЙРЕС, 25 октября. (ТАСС). Ведущие левые поли тические партии Аргентины официально объявили о реше нии совместно выступить на президентских выборах, кото-' рые состоятся в этой латино американской стране в мае бу дущего года. Образованная ими коалигщя получила наз вание Объединенные левые. <сзаурядных» убийцах, рас правляющихся со своими жерт вами с помощью пистолетов и ножей. Помимо этого «набо ра»; телезрителей «ждут»'каж дый вечер самоубийцы и обык новенные идиоты. Такой вывод делается в последнем номере еженедельника «Пуэн», посвя тившего проблеме показа наси лия по телевидению и его воз действия на зрителей, особен но на подростков и Детей, се рию статей. ГОТОВЫ ЭМИГИРРОВАТЬ МАПУТУ, 25 оющбря. (ТАСС). Более двух миллионов белых южноафриканцев,- -или 43 пррц. белого населения ЮАР, имеют двойное граждан ство. В случае, если, обстанов ка в Южной Африке обострит ся до крайности, все они в пршщипе имеют возмржность покинуть страну. Эти данные приводит йоханнесбургская га зета «Уикли Мейл». Всего несколько лет назад Южная Африка привлекала немало людей со всех когщов света, желавших приехать- ту да на постоянное жительство. Вплоть до середины -80-х го дов число ишипрантов, как правило, заметно превьщгало количество южноафриканцев, покидавших страну. Однако в последние годы ситуагщя-рез ко изменилась. В ‘прошлом, го ду из ЮАР выехали на 6,7 тысячи человек больше,, чем иммигрировали, что более чем вдвое превышает аналогичный показатель 1986 года. РАЗГОН МАНИФЕСТАЦИЙ ГАВАНА, 25 октября. СГАСС). Демонстрация в поддержку • требований о демократизации общественной жизни на Гаи ти состоялась в понедельник в столице этого небольшого ост ровного государства в Кариб- ском море — Порт-о-Пренсе. По сообщению радиостанции «Аити-Интер», около тысячи человек собрались перед шта бом гаитянской армии,, тре буя от захватившего в сентяб ре этого года власть в стра не правителктва генерала Лроспера Авриля убрать из вооруженных сил иг админист ративного аппарата приопеш- ников бежавшего в 1986 году ■диктатора Дювалье. Они так же протестовали против реше ния церковной иерархии выс лать из страны популярного в бедняцких кварталах • Порт-о- Пренса свящешш^ Жан-1Берт- ран Аристида, являющегося приверженцем «теологии осво бождения» и выступающего с резкой критикой властей. Армия и полиция применили силу для разгона манифеста ции, которая была организова на по призыву коалиции демо кратических сил. А Алжирский город Гардая и четыре его города-спут ника в. долине Мзаб объявлены памятниками истории и культуры, охраняемыми ЮНЕСКО. НА СНИМКЕ: в Гардае основной вид транспорта —• ослики. На них восседают мальчишки или седобородые старцы. этих условшк 18 сентяб- армия полностью взяла власть в свои руки под лозун гом обеспечения законности и порядка. Первым же распоря- аем военной администра ции генерала Со Ма'унга были запрещены митинги и демон страции. Улицы столицы были очищены от завалов и барри кад. Восстановлена работа об щественного транспорта.' Все меньше сообщений о грабежах, все реже раздаются выстрелы. Открылись рынки и частные лавки. Подчиняясь приказу правительства, большинство ра бочих и служащих вышло на работу. Кажется, в Рангуне вновь воцаряется спокойствие. Однако это впечатление об манчиво, На деле ни одна из проблем не решена. Попреж- нему простаивают государст венные пре,ад1рияттщ, лишенные .я и в большинстве-своем разграбленные. Нет бензина, а значит, скоро не будет и про довольствия. Придя к власти, генерал Со Маунг заявил о намерении про вести в недалеком будущем выборы на мнотопартийной ос- , в ход которых армия ство из них уШло в подполье, некоторые пытались устано вить контакты с повстанцами. Известны случаи их арестов военными властями, опасающи-' мися возможных экстремист^ ских выступлений. - ШОЗРЩИИ, высту- под лозунгом немед ленного создания переходного цравительства и щюведения де- мокра'игаеских выборов, так и Не смогли объединиться. Пос ле указа о регистрации поли тических партий практически одновременно были созданы Демократическая партия и На циональная лига за демокра тию, последняя из которых' считается наиболее влиятель ной политической силой, спо собной бросить вызов Партии национального единства. Будучи официально зареги стрированными, -указанные пар тии не объявили нежа своих по литических программ, как не обнародовали их и другие группировки, не получившие статуса партий. Будут ли они пенпрежнему добиваться пере ходного правительства или удовлетворятся военной адми нистрацией, поверив в ее спо собность обеспечить демокра тические выборы на многопар тийной основе? Призовут ли они к прекращению забасто вок или выступят за их про должение? Эти вопросы пока остаются открытыми. Однако сам факт регистрации партий говорит о том, что первый шаг к выборам сделан. ю. ольган. (Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz