Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

26 октября 1988 г., № 24У (18 244) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ~На атеистические темы- ПУТЬ к ИСТИНЕ? о вере и безверии, о предназначении человека в днях минувшихи сегодняшних МЕДАУНАРОАНАЯ Была уже глубокая ночь, когда мы расстались с Кон­ стантином Михайлсшичем. В светлом прямоугольнике двери четко вырисовывался силуэт худощавой фигуры уже немолодого человека... Последний троллейбус, похрустывая шинами, мчался по проспекту Победы. Торопились по домам редкие прохо­ жие. Город жил своей обычной ночной жизнью. А мне не верилось, что совсем недавно, каких-то полчаса назад, я слушал спокойную, деловитую речь человека, считающе­ го главным смыслом своей жизни служение богу, уверо­ вавшего в «Великие начала Великого Слова»... В. последующие встречи с ним я пытался понять — что это? Поза, позиция, привычка? И убеждался — че­ ловек говорил искренне. Вера, Истина, Милосердие, Пра­ вда, Жизнь — слова-символы, слова-обобщения. Они мно­ го раз звучали в наших беседах и каждый из нас пови- «ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...» (Евангелие от Иоанна). Действительно, в основе почти двухтысячелетней ис­ тории христианства лежало Слово. Сначала сказанное. сен в Россию в 60-е годы прошлого века из Германии, мы сумели обнаружить до­ кументы, подтверждающие, что явление это для России оригинальное, возникшее по­ сле Отечественной войны 1812 года под влиянием Рус- затем воспроизведенное на ского библейского общества. бумаге и возведенное в Культ. Вместе со Словом возводили, в культ и человека, преврз- носившего Его и объясняю- Ащего Его. Следовательно, г Слово возвВппало, возвели­ чивало, выделяло. Владеть Им только Одному или пос- вался. Свое же официальное которое издало Новый заве^ на общегражданском языке. Мало чем отличаясь в те дни от гоетюдствовавшего в стра­ не православия, баптизм (хо- 'тя он так еще не назывался) поначалу им даже поддержи- ледователям Одного станови­ лось невозможцьщ, так как Первым стать уже было нельзя. Оставалось одно; быть под Ним и рядом с Ним. но возвьппаться в сиюминутной жизни, владея Его Словом. Искус большой — Слово и Власть шли рядом. Толкую- оформление в уже сущест­ вующем -на Западе течении . молодое религиозное направ­ ление Желающих жить «по Евангелию» получило лишь во второй половине XIX ве­ на, а в 1884 гбду около 30 разрозненных - баптистских общин объединились во Все- Причина непонимания друг дР 5 т а (и это еще мягко ска­ зано) — в законе, а дейст­ вующем тогда, в шестидеся­ тые годы (без изменений 1975 г;), законодательстве о религиозных культах. УТОЧНЕНИЕ ВТОРОЕ «Закон» — по словарю С. И. Ожегова, — связь и взаимосвязь каких-либо явле ний объективной действитель ности, постановление госуда рственной власти, общеобяза тельное правило, то, что при знается общеобязательным Основное требование зако на — регистрация общины. Она предусматривает, кроме щий иначе возвышался, но российский союз баптис^в. отвергался и хулился дру- •гими, тоже желавшими быть под и рядом с Первым. По­ явилось много Слов, опира­ ющихся на Первое Слово. И каждое стремилось доказать свою Истинность. На этом можно оставить общее и перейти к конкрет­ ным событиям... Европа. Век XVI. Эпоха реформации. ^ протеттантизма. В настоящее время вся страна поделена па 11 реги­ онов. Во главе — Совет, ру­ ководит которым старший пресвитер. Центр церкви — Всесоюзного совета евангель­ ских христиан-баптистов — располагается в Мсхдаве. Всесоюзный Совет сразу л V± Великой Отечествен- Чяппнптрнир ной войны восстановил связи Ч о т а т еХ 5 общинами _США, Велико- н ~ имя герман: британии, Швеции, членство — 1- . ^________ ____ вп Всрмипном совете бапти- ского реформатора Мартина Лютера. «Бог, — писал Лю- - Не может и не хочет о е р ? ­ стов, Европейской баптист­ ской конференции. В 1962 ный совет церквей». Сегодня в распоряжении Всесоюзного Совета около псйволять господствовать году ВС вступил во Всемир- над душой никому, разве ттепн >•> лишь самому себе». Церковь, по его мнению, должна быть посредником между людьми пяти тысяч молельных и ^ г о м , все райны перед мов служение соверш айся ним. Поэтому долой обособ- на 27 языках народов ССОТ, ■ленные и дорогие сословия на многих языках издается • священников. Да здравству- религиозная литература, Вьь ет дешевая церковь! Каждый ходит журнал «Братский веруюпщй, говорил Лютер, вестник»... “ толковать «священ- „ “ • ^ ------ Движение, таким образом, оформлено, действует. Зву­ чит Слово, его облекают в Истину, Но находятся и другие, они трже имеют Сло­ во, а, значит., и свою Ис- 1ЙО они? Откуда пришли? Куда зовут? Разобраться в этом поможет еще один эк­ скурс в историю. Правда, в более близкую, в век двад­ цатый. По-разному складывались в нашей стране отношения церкви и госудай^тва. Юри- "имущественньк дически они определялись по- различий. Сторонником • это- ложениями целого ряда до- __ Т-,------------ кументов, начиная от знаме­ нитого декрета Совета Народ­ ных Комиссаров «Об отделе­ нии церкви от государства и школы от церкви» (23 янва­ ря 1918 года) и заканчивая ныне действующим зако- ное писание» по своему зуменйю. Не правда ли, весьма сме­ ло для века шестнадцатого? Но был и другой человек, он пошел дальше Лютера. Его имя Томас Мюнцер., «Рай,— считал он,— необходимо ус­ тановить на земле». Сторон­ ники Мюнцера, особенно из секты анабаптистов (перекре­ щенцев), из равенства «сы­ нов божьих» выводили тре- бование гражданского равен- I ства и устранения, по край- " ней мере, наиболее значи­ мая их по-своему. Однако мы пытались понять н друг яруга. Понять — это значит, — н объяснить. Объяснить, по­ чвам я приЩел именно к нему, в чем хочу р азор аться . Мой же собеседник пытался пРнять, отчего наша первая встреча не оказалась последней. И, наверное, он понял: мне было бы жалко, если бы диалог сразу же прервал­ ся. Согласитесь, не каждый день удается поговорить и поспорить с таким человеком, как руководитель незареги­ стрированной и, следовательно, .находящейся в противо­ речии с существующим законодательством, религиозной общины. Руководителем этой общнны и был мой собе- седшш Константин Михайлович Каратеев. Для того, чтобы читателю был понятен смысл происхо­ дящих далее событий, необходимо сделать небольшое отступление. В глубь времени... года предложила созвать Е!сли оставить в стороне съезд ВСЕХБ для рассмот- эмоции и словесную эквили- рения данного вопроса. Мне- бристику обеих сторон, ния в руководстве и среди можно выделить наиболее авторитетных стар- " ших пресвитеров раздели­ лись. Инициативная группа, которую тогда возглавили Г. К. Крючков, С, Г. Дубо­ вой, И. Г. Батурин, И. П. Храпов, высказалась за со­ зыв съезда. Б мае 1962 го­ да они провели расширен­ ное совещание оргкомитета по подготовке к Бсесоюз- нОму съезду ЕХБ. 19 сен­ тября 1962 года оргкомитет был преобразован в СЦ ЕХБ. Секретарем Совета Церквей был избран Г. П. ^ОТСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ Б 1961 году инициатив­ ную группу по оазделению Бсесоюзного совета возгла­ вил Геннадий Константино­ вич Крючков. Б 1966 году он был участником встоечи служителей Совета Церквей и Бсесоюзного совета ЕХБ. На этой встрече окончатель но определились позиции сторон по проблеме раскола и деятельности церкви. С 18 января 1970 года Г. К. Крючков находится на нелегальном положении. Б настоящее время является председателем Совета Цер­ квей'. (По материалам «Бе- стника Истины», Журнала СЦЕХБ). ОТСТУПЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Георгий Петрович родился в Благовещенске 4 августа 1928 года в семье пресвитера. С 16 лет посе­ щает молитвенные собрания. Б 1954 году окончил Киев­ ский политехнический ин­ ститут, по специальности инженер-электрик. Б октябре 1961 года он вьктупил в поддержку внутрицерковно- го движения за созыв съезда ЕХБ, а в мае 1962 года при­ сутствовал, на расширенном совещании оргкомитета по созыву Бсесоюзного съезда ЕХБ. . С 1965 гбда секретарь Со­ в ета Церквей. С 18 августа 1970 года — на нелегальном положении. Б 1979 году вы­ слан из страны. С июня 1979 года является секретарем за- «Свобода со с то и т_______ рубежного предстгшительства жности делать все, что не СЦЕХБ. («Бестник Истины», вредит другому, таким обра- зом, осуществление естест- образом оформленного вьшолнение ряда требований, среди которых: не привлекать детей к участию в церковной службе. Не заниматься бла­ готворительной деятель­ ностью, проповедовать Еван­ гелие только в общинах. УТОЧНЕНИЕ ТРЕТЬЕ «Конгресс не .должен из­ давать ни одного’ закона, от­ носящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной...» (Конституция США. Поправ­ ка первая (1791 г.) «Судебная практика по де­ лам о свободе вероисповеда­ ния выработала принцип, что право гражданина действо- ватБ ъ соответствии со сво- Винс ими религиозными убеждени- ^ ями не является абсолютным; религия не' может быть опра­ вданием уголовно наказуе­ мых, дбетий, нарушений прав граждан или «надлежащим образом сформулированных законов, обеспечивающих об­ щественную безопасность, мораль, здравоохранение, об­ щее благосостояние населе­ ния. (А. А. Мишин, В. А. ВлЯсихин, «Конституция США — политико-правовой комментарий»). УТОЧНЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ «Никого нельзя беспокоить за его мнения, хотя бы рели, гиозные, если проявление их не нарушает общественного порядка, установленного за- ОТСТУПЛЕНИЕ ПЯТОЕ. венных прав каждого челове- го был и Балма з ар Губмай- .ер, деятель реформации в Юго-Западной Германии. Великая крестьянская война 1525 года в Германии подвела свой итог: Мюнцер погаб, Губмайер был сожжен на костре, а Лютер выдви- нодательством о религиозных нул требование безусловной культс1Х, то есть постановле- покорности существующим нием ВЦИК и СНК РСФСР порядкам и властям. от 8 апреля 1929 года «О Вспомним далее Шана религиозных объединениях» Кальвина из Швейцарии, с изменениями и дополнения- Кальвинизм, по словам Эн- ми, внесенными Указом Пре- гельса, стал идеологией «са- зидиума Верховного С о ^ т а мой смелой части тогдашней РСФСР от 23 июня 1975 буржуазии». По Кальвину, года, а также Конституцией бог предопределил , судьбы СССР, в частности, ее ста- людей и никакие их усилия тьей 52 о свободе совести. «Вестник Истины» •— это ка имеет лишь те границы, духовно-назидаТельный жур- которые обеспечивают дру- нал СЦЕХБ, издается с гим членам общества поль- 1963 года, выходит ежеквар- зование этими же правами, тгшьно. Печается'нелегально. Эти границы мОгут быть ус- тановлёны только законом». Итак — раскол, разобщен­ ность, Читатель, видимо, об­ ратил внимание на слова «внешний толчок раскола». Но, по мнению обеих сто­ рон, причины разделения бо­ лее глубокие, чем просто опубликование двух докумен­ тов. Одни утверждают, что виной раскола является су- (Из положений Деклара1^ии прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г., полу­ чивших торжественное подт­ верждение в Конституции Франции 1946 года), УТОЧНЕНИЕ ПЯТОЕ § 1. Каждому гражданину в его отношениях с общест­ вом должны, быть обеспече- Фактически эти отноше­ ния 'переживали и подъемы, и спады. Никто не отрица­ ет, было разное: сосущест- двадцатые годы. Не могут изм^енить то, что предначертано «всевышним». 1^е внешнее оформление культа (свечи, иконы и т. п.) ( бьшо отброшено.. Основное ........... место заняло чтение и ком- грубое нарушение свободы ментарий Библии пениепсал- совести в тридцатые, сот- мов. Церковная иерархия бы- рудничество в сороковые, ла ликвидирована. Руково- напряженные отношения в дящую роль * стали играть пятидесятые и шестидеся- старшины (пресвитеры) и тые. Тогда-то и была назва- проповедники. на конкретная дата — вось- Бек семнадцатый явил в мидесятые годы, когда рели- религии новое течение—бап- ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ. слова, в переводе на русский дой. Разновидность протес­ тантизма. Это вероучение от­ рицает роль, церкви, как по­ средника между богом и людьми, провозглашает веру в предопределение человека, отказ от почитания шюн, креста и т. п. Бместо бого­ служений — молитвенные , собрания, крещение осущест­ вляется только над взрослы­ ми людьми и считается н® таинством, а обрядом, сим­ волизирующим посвящение человека в члены церкви. В 1905 году в результате усилий, направленных - ’ на объединение различных тече­ ний баптизма, был создан Всемирный баптистский :со- * юз. Баптисты издают десят­ ки газет и журналов, распо­ лагают 25 университетами и высшими школами. Между­ народный центр, руководя­ щий деятельностью - баптис­ тских общин, находится в Вашингтоне. ОТСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЕ. Из беседы , с генеральным секретарем Всесоюзного со­ вета евангельских христиан- баптистов, старшим пресвите­ ром Алексеем Михайловичем Бычковым. (Журнал «Новое время», 22, 1988 год): «...хотя считается, что бап­ тизм чужероден нам и зане- ___ должна была сама себе отмереть. А раз так, то и поступали с этой доста­ точно деликатной сферой человеческого бытия соот­ ветственно «историческим» прогнозам. Напряженные отношения между церковью и государ­ ством в начале шестидеся: тых годов в баптизме выра­ зились в движении так назы­ ваемых «инициативников». Образовалось две организа­ ции: Всесоюзный совет еван­ гельских христиан-баптистов (сокращенно ВСЕХБ или просто ВС) и Совет Церквей Евангельских христиан-бап­ тистов (СЦЕХБ или СЦ). Хронику тех лет печатные органы обеих организаций дают очень скупо. И все же попытаемся восстановить цепь событий. Итак, в 1960 году тогдаш­ нее руководство ВСЕХБ опубликовало два докумен­ та: «Положение» и «Инст-, руктивное письмо старшим пресвитерам», в которых разделяло нет.оторые кон­ цепции сущ4 ствующего тог­ да волюнтаристского подхо­ да к рёшегчю вопроса о свёбоде совести в стране. Эти документы вызвали разногласия среди , членов общин и. хотя были впос­ ледствии отменены (в 1963 году), их появление послу­ жило внешним толчком для создания икициатязной груп­ пы, которая в авг,усте 1961 ществующий закон и беспри- ны: нципность служителей ВС п. 6 — Свобода религии: ЕХБ; Другие считают, что свобода одному или совмест- причина раскола — нежела- но. с другими исповедовать ние СЦ ЕХБ делиться с кем- овбю религию, либо властью. § 12. Свобода и права, за- Значит. опять Слсжо и Сло- крепленные в § 1, могут быть •во. ограничены путем закона или УТОЧНЕНИЕ ПЕРВОЕ иного предписания». «Расколоть» — по слова- (Конституция Швеции, Ос- рю русского языка С, И. новные права и свободы. В Ожегова, — расчленить, на- редакции закона 15 ноября рушить единство, внеся раз- 1976 года), ногласия в какуюмибудь сре- УТОЧНЕНИЕ ШЕСТОЕ ДУ- «в положениях ст. 4 абз Послушаем участников со- 1, 2 Основного закона как бытий шестидесятых годов, права субъективные, они пре Автор будет пользоваться доставляют личности и обще- выдержками из «Отчета о ству свободу вероисповедания встрече представителей и провозглашения мировоз- СЦЕХБ и ВСЕХБ», состояв- зрения, а также свободу от шейся 23 марта 1966 года, каза от них, равно как и пра К его публикации Совет Церк- во умолчания о том и другом, вей обратился повторно, по- Они выдвигают требование местив «Отчет» в .«Вестник защиты от нарушений и от Истины» № 1 за 1982 год. любого, прямого или косвен- Стороны назьюают такие ного, щЖнуждения в вопро --------- ------------ мировоззрения» (По материала» книги Ко­ нрада Хессе «Основы консти­ туционного права ФРГ»). Карев А. В. (ВСЕХБ): 1. «Непонимание вами и вашими сторонниками (т. е. СЦЕХБ — В. Ф.) так назы-' IV. ваемЬй «связи с миром». 2. Незнание вами и ваши- _____ _____ ми сторонниками Слова Бо- сятых годах. 3. Ваша гордость». Крючков Г. К. (СЦЕХБ):. «...вы, ВСЕХБ, утверждаете, что церковь должна быть со­ единена с государством, и в такой незаконной связи Не будем рудить о поло­ жении баптистов в шестиде- Есть другое свидетельство — жизнь офи­ циально зарегистрированной общины в конце восьмидеся­ тых. Автор посетил несколь­ ко собраний липецкой общи­ ны баптистов, имел ряд бе­ сед с одним из ее авторитет. находитесь и действуете, не- ных представителей и позво- смотря ца то, что власть ре­ шила пойончить с религией и ■ кратчайшие сро- ...Мы лояльно, относимся к властям, но в понятие ло­ яльность мы с вами вклады­ ваем разный смысл... Каждый из нас несет личную ответст­ венность перед законом, как лил себе привести хронику обычного молитвенного соб- 'Замечу: о приходе журна­ листа никто не знал и (Спе­ циально к нему не готовил- Итак, молитвенный Мужчины, женщины в . ти. Спокойно проходят 1 гражданин данного государст- рассаживаются" на стульях, ва, как написано: «Бсякая благожелательно приветству- душа да будет покорна выс- ют друг друга, шим властям», но нигде, ни Общее пение, общая моли- в Слове Божьем, ни в законе тва, проповеди, которые го- йе написано, что церковь товят сами верующие, должна быть покорна вью- В. ФЕТИСОВ, шим властям...» (Окончание следует.) ~ Наш общий дом- — Земля— В Р Е М Я Р ЕШЕ Н ИЙ ТВ: НАСИЛИЕ И ЕЩЕ РАЗ НАСИЛИЕ ПАРИЖ, 25 октября. (ТАСС). Каждый день французы видят ло телевидению' столько убийств, сколько ; ется в Париже и .за год. На телеэкранах господствуют вам­ пиры, насильники и роботы, уничтожающие все живое на своем пути, не говоря уже < После почти пятнадцати­ летних переговоров о сокра­ щении вооруженных сил и обычных вооружений в цен­ тре Европы их участникам нечем гордиться. Перегово­ ры продолжаются, но, на <мой взгляд, скорее, по инер­ ции или из-за нежелания взять на себя ответствен­ ность за их прекращение. Логично было бы предполо­ жить, что после согласова­ ния мандата переговоров о сокращении войск и обыч­ ных вооружений во всей Ев­ ропе, от Атлантики до 'Ура­ ла, составной частью этих переговоров станет и выработка решений , о ради-., кальном снижении уровня противостояния двух воен­ ных группировок в центре Европейского континента,' где сосредоточено большин­ ство вооружений всех видов. Бо время состоявшегося недавно визита в Москву австрийского канцлера Ф. Браницкий и М. С. Гор­ бачев пришли к единому мнению о том, что перегово­ ры по сокращению вооружен­ ных сил и обычныу воору­ жений в Европе, мандат ко­ торых согласовывается сей­ час в рамках общеевропей­ ской встречи в Бене, долж­ ны непременно начаться уже в этом году. Советские люди, население не только Европы, но и всех континен­ тов кровно заинтересованы в том, чтобы эти переговоры велись в конструктивном деловом духе, без какого- либо рода «увязок» с други­ ми проблемами. Огневая мощь обычных вооружений- стран НАТО и государств — членов Оргат низации Баршавского Дого­ вора. по заключению экспер­ тов, более чем во сто раз превосходит боевую мощь обеих сторон во второй ми­ ровой войне. Бывод можно сделать только один; воору­ женный конфликт с приме­ нением обычны^ вооруже­ ний. приближающихся се­ годня по разрушительной силе к ядерному оружию, будет означать конец евро­ пейской цивилизации. Да и, может быть, не только евро­ пейской. Нельзя забывать о том, как напичкан наш и северо­ американский континенты атомньши электростанция­ ми. то есть потенщальнымв источниками ядерных взры­ вов колоссальной мощности и радиоактивности, способ­ ной заразить атмосферу над большей частью, планеты. Стоит учитывать и химиче­ ские заводы с их потенциа­ лом отравления земли, воды и атмосферы в случае раз­ рушения. Эти факты, уже известные общественности Европы, все еще не прини­ маются во внимание теми, кто планирует «довооруже­ ние» НАТО и разработки новых, еще более страшных для человечества видов нея­ дерного оружия, основанно­ го на- новых физических принципах. «Баршавский план» стран — членов ОБД — конкрет­ ная программа снижения уровня военного противо­ стояния Европе, . может быть, и не идеален. Но пока что это единственная обос­ нованная программа, позво­ ляющая сохранить принцип равной безопасности и обес­ печить радикальное сокраще­ ние вооруженных сил и обыч­ ных вооружений в Европе. С учетом замечаний • стран .НАТО в Баршаве бы­ ла усовершенствована Бу­ дапештская программа со­ кращения войск и обычных вооружений. Так же, как и большинст­ во европейских государств. Советский Союз считает, что достижение равенства на бо­ лее низком уровне можно реально осуществить поэтап­ но, не нарушая нынешнего зыбкого баланса. Первый этап следовало бы посвятить ликвидации асимметрии как по отдельным видам воору­ жений, так и по вооружен­ ным силам двух блоков в целом. Бторой этап означал бы, что каждый из блоков сократит свои вооруженные силы в Европе примерно по пятьсот тысяч человек вме­ сте с их вооружением. На третьем этапе, по мнению стран ОБД; можно было бы на основе взаимности сокра­ тить вооруженные силы обе­ их группировок до такого уровня, который Позволял бы им выполнять СТРОГО оборонительные задачи.- Бее меры по сокращению обычнЫу, вооружений и войск могли бы, естествен­ но, осуществляться только в условиях эффективной про­ верки и контроля, включая инспекцию на местах. Инте­ ресно заметить, что чем дальше продвигаются страны ОБД в своих предложениях по контролю, тем, мягко гово­ ря, более «осторожными» становятся страны НАТО. Б целом позитивный от­ клик вызвало советское предложение о создании над­ национального органа в виде общеевропейского центра, который координировал бы мероприятия по разоруже­ нию и собирал соответству­ ющую информацию. Мне представляется, что в таком органе йргла бы активно участвовать и ООН. Речь идет не о живом барьере из «голубых касок?? вдоль ли­ нии, разделяющей оба блока, а об участии представителя генерального секретаря ООН и находящихся в его веде­ нии военных наблюдателей из числа неприсоединивщих- ся стран. Практика показы­ вает, что курс на повыше­ ние роли ООН в поддержа­ нии мира, включая исполь­ зование наблюдателей и всЮ- . ружейных сил, который ак ­ тивно отстаивал Советский Союз, полностью себя оп­ равдал. Достаточно убеди­ тельно это . прослеживается на изменении позиции 'р я д а Пока продолжается про­ цесс согласования мандата будущих переговоров по обь;чным • вооружениям й вооруженным , силам в Европе, можно было бы, не теряя времени, при­ ступить к рассмотрению кон­ кретного предложения Фран­ ции о сокращении войск <и вооружений вдоль линии со­ прикосновения ' НАТО' и ОБД. Советская сторона со-н гласилась и с предложения­ ми Франции о практическом снижении в течение ближай­ ших двух лет уровня воен­ ного противостояния в Евро­ пе и ликвидации дисбаланса и асимметрии в вооружен­ ных силах двуу союзов. Нельзя не видеть во нсем этом проявления нового мы­ шления. Эпоха пыщнь 1 х фраз бесславно закончилась. Пришло время ■конкретных решений и действий. Э. МАМЕДОВ, политический обозреватель АПН. БИРМА: ВОЕННЫЕ У ВЛАСТИ Бирманцам не привыкать к военному правлению. 26 лет пребывания у власти военно­ бюрократического режима ос­ тавили глубокий след не толь- во всей социально-экономи­ ческой структуре страны, сознании населения, годы приучили народ к пови­ новению, что в немалой сте­ пени опирается на каноны буд­ дизма. Политическое детище режи- а — Партия бирманской со­ циалистической прюграммы — привело Бирму на грань эко­ номической катастрофы. Из бо­ гатой сырьевыьш ресурсами страны-экспортера она прев­ ратилась в одно из наименее развитых государств мира, все­ цело зависящее от иностранной П 0 М 01 ЦИ. К концу прощлого го­ да многие предприятия Бирмы простаивали из-за нед<^татка сырья, реально обозначились ивный кризис и пробле­ ма обеспечения населения -про­ довольствием. В ряде районов возникла реальная угроза го­ лода. Начались массовые бес- вмешиваться не будет. Затем, последовали указы о порядке регистрации политических пар­ тий, на деятельность которых наложен ряд ограничегшй. Пар­ тия бирманской социалистиче­ ской программы была формаль­ но распущена, но тут же вос­ создана под названием Партии нагщональцого единства. Это здесь рассматривают как по­ пытку бывшего руководства Бирмы сплотить ряды . своих сторонников для обеспечения победы на выборах. Активисты весьма сильного здесь студенческого движения с недоверием отнеслись к во- ОБЪЕДНИЕНИЕ ЛЕВЫХ БУЭНОС-АЙРЕС, 25 октября. (ТАСС). Ведущие левые поли­ тические партии Аргентины официально объявили о реше­ нии совместно выступить на президентских выборах, кото-' рые состоятся в этой латино­ американской стране в мае бу­ дущего года. Образованная ими коалигщя получила наз­ вание Объединенные левые. <сзаурядных» убийцах, рас­ правляющихся со своими жерт­ вами с помощью пистолетов и ножей. Помимо этого «набо­ ра»; телезрителей «ждут»'каж­ дый вечер самоубийцы и обык­ новенные идиоты. Такой вывод делается в последнем номере еженедельника «Пуэн», посвя­ тившего проблеме показа наси­ лия по телевидению и его воз­ действия на зрителей, особен­ но на подростков и Детей, се­ рию статей. ГОТОВЫ ЭМИГИРРОВАТЬ МАПУТУ, 25 оющбря. (ТАСС). Более двух миллионов белых южноафриканцев,- -или 43 пррц. белого населения ЮАР, имеют двойное граждан­ ство. В случае, если, обстанов­ ка в Южной Африке обострит­ ся до крайности, все они в пршщипе имеют возмржность покинуть страну. Эти данные приводит йоханнесбургская га­ зета «Уикли Мейл». Всего несколько лет назад Южная Африка привлекала немало людей со всех когщов света, желавших приехать- ту­ да на постоянное жительство. Вплоть до середины -80-х го­ дов число ишипрантов, как правило, заметно превьщгало количество южноафриканцев, покидавших страну. Однако в последние годы ситуагщя-рез­ ко изменилась. В ‘прошлом, го­ ду из ЮАР выехали на 6,7 тысячи человек больше,, чем иммигрировали, что более чем вдвое превышает аналогичный показатель 1986 года. РАЗГОН МАНИФЕСТАЦИЙ ГАВАНА, 25 октября. СГАСС). Демонстрация в поддержку • требований о демократизации общественной жизни на Гаи­ ти состоялась в понедельник в столице этого небольшого ост­ ровного государства в Кариб- ском море — Порт-о-Пренсе. По сообщению радиостанции «Аити-Интер», около тысячи человек собрались перед шта­ бом гаитянской армии,, тре­ буя от захватившего в сентяб­ ре этого года власть в стра­ не правителктва генерала Лроспера Авриля убрать из вооруженных сил иг админист­ ративного аппарата приопеш- ников бежавшего в 1986 году ■диктатора Дювалье. Они так­ же протестовали против реше­ ния церковной иерархии выс­ лать из страны популярного в бедняцких кварталах • Порт-о- Пренса свящешш^ Жан-1Берт- ран Аристида, являющегося приверженцем «теологии осво­ бождения» и выступающего с резкой критикой властей. Армия и полиция применили силу для разгона манифеста­ ции, которая была организова­ на по призыву коалиции демо­ кратических сил. А Алжирский город Гардая и четыре его города-спут­ ника в. долине Мзаб объявлены памятниками истории и культуры, охраняемыми ЮНЕСКО. НА СНИМКЕ: в Гардае основной вид транспорта —• ослики. На них восседают мальчишки или седобородые старцы. этих условшк 18 сентяб- армия полностью взяла власть в свои руки под лозун­ гом обеспечения законности и порядка. Первым же распоря- аем военной администра­ ции генерала Со Ма'унга были запрещены митинги и демон­ страции. Улицы столицы были очищены от завалов и барри­ кад. Восстановлена работа об­ щественного транспорта.' Все меньше сообщений о грабежах, все реже раздаются выстрелы. Открылись рынки и частные лавки. Подчиняясь приказу правительства, большинство ра­ бочих и служащих вышло на работу. Кажется, в Рангуне вновь воцаряется спокойствие. Однако это впечатление об­ манчиво, На деле ни одна из проблем не решена. Попреж- нему простаивают государст­ венные пре,ад1рияттщ, лишенные .я и в большинстве-своем разграбленные. Нет бензина, а значит, скоро не будет и про­ довольствия. Придя к власти, генерал Со Маунг заявил о намерении про­ вести в недалеком будущем выборы на мнотопартийной ос- , в ход которых армия ство из них уШло в подполье, некоторые пытались устано­ вить контакты с повстанцами. Известны случаи их арестов военными властями, опасающи-' мися возможных экстремист^ ских выступлений. - ШОЗРЩИИ, высту- под лозунгом немед­ ленного создания переходного цравительства и щюведения де- мокра'игаеских выборов, так и Не смогли объединиться. Пос­ ле указа о регистрации поли­ тических партий практически одновременно были созданы Демократическая партия и На­ циональная лига за демокра­ тию, последняя из которых' считается наиболее влиятель­ ной политической силой, спо­ собной бросить вызов Партии национального единства. Будучи официально зареги­ стрированными, -указанные пар­ тии не объявили нежа своих по­ литических программ, как не обнародовали их и другие группировки, не получившие статуса партий. Будут ли они пенпрежнему добиваться пере­ ходного правительства или удовлетворятся военной адми­ нистрацией, поверив в ее спо­ собность обеспечить демокра­ тические выборы на многопар­ тийной основе? Призовут ли они к прекращению забасто­ вок или выступят за их про­ должение? Эти вопросы пока остаются открытыми. Однако сам факт регистрации партий говорит о том, что первый шаг к выборам сделан. ю. ольган. (Фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz