Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ОШНСЕОЕШМЯ 1 Орган Липецкого областного комитета КП СС л и областного Совета народных депутатов 71-й год издания Суббота, 22 октября 1988 г. № 244 (18241} Цена 3 коп. В Политбюро ЦК КПСС Политбюро ЦК КПСС на заседании, состоявшемся 20 октября, рассмотрело и одо брило проекты Государст венного плана экономическо го и социального развития и Государственного бюджета СССР на 1989 год, дорабо- « нные правительством с етом замечаний и предло жений, высказанных при об- , суждении на заседании П о -. литбюро 6 октября, а также в ходе проработки плана и бюджета в постоянных ко миссиях палат Верховного Совета СССР. Утверждены Призывы ЦК КПСС к 71-й годовщине Ве ликой Октябрьской социали стической революции. Текст Призывов будет опублико ван в печати. Политбюро ЦК рассмот рело вопрос о подготовке в Совете Министров СССР, про екта закона СССР «Об изо бретательской деятельности в СССР». При этом отмеча лось, что действующее в, на- ^стоящее время закобода- тельство в области изобре тательства не обеспечивает экономической заинтересо ванности предприятий и тру довых коллективов в акти визации творческого потен циала изобретателей и реа лизации созданных ими раз работок. Это сдерживает широкомасштабное исполь зование новейших . достиже ний науки и техники в на родном хозяйстве, не лозвог; ляет реализовать огромные возможности научно-техни ческого прогресса, важной частью которого является изобретательство. Проект нового закона бу дет учитывать необходимость усиления юридической защи ты прав изобретателя, ук репления его социального статуса в обществе. Приня тие закона явится важным шагом по закреплению л экономике страны принципов хозяйственного расчета, бу дет содействовать повыше нию эффективности вклада ученых, инженерно-техниче ских работников и новаторов ^ о и з в о д с т в а в решение при- Л |и т е т н ы х 4адач ускорения Социально - экономического развития общества. Проект закона будет в ближайшее время передан в Президиум Верховного Совета СС. 9 Р с тем, чтобы в последующем провести его широкое об суждение советской общест венностью. Заслушав информацию о ходе подготовки проекта Ос нов уголовного законодатель ства Союза ССР и союз- , ных республик. Политбюро •7 рекомендовало после соот ветствующей доработки опуб ликовать этот проект в пе чати для обсуждения. Политбюро рассмотрело обращения , в ЦК КПСС Со юза писателей СССР и Ле нинградского обкома КПСС об отмене постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах а ^ З в е з д а » и «Ленинград». 1Щтмечено, что в указанном постановлении ЦК ВКП(б) были искажены ленинские принципы работы с художе ственной интеллигенцией, не обоснованной, грубой прора ботке подвергались видные . советские писатели. Прово димая парти ей ,в условиях революционной перестройки политика в области литера туры и искусства йрактиче-. ски дезавуировала и прео- ' долела эти положения и вы воды. доброе имя видных писателей восстановлено, а их произведения возвраще ны советскому читателю. По литбюро отменило постанов ление ЦК ВКП (б) «О жур налах «Звезда» И «Ленин град» как ошибочное. Политбюро ЦК поддержа ло предложения правитель ства. ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и правления Советского фонда мира о создании центров для восстановления здоровья и социально-трудовой актив ности воинов-интернациона: листов. В этих центрах вой- ’ нам, пострадавшим в ' ре зультате боевых действий, будет предоставляться более эффективное медицинское, санаторно-курортное и дру гие виды обслуживания для быстрейшего возвращения их к трудовой и обществен ной деятельности. В допол нение к ранее принятым ре шениям в марте будущего года открываются еще четы ре таких центра, создавае мых на базе действующих- здравниц: санаториев «Бай кал» и «Кубань» в РСФСР, санатория «Касансайский» в Узбекской ССР, пансионата «Днепровский» в Украин ской ССР. Кроме того, в Ю89— 1993 годах будут по строены еще два новых вос становительных центра в РСФСР и Узбекской ССР.' Политбюро рассмотрело итоги переговоров и встреч М. С. Горбачева, Н. И. Рыжкова с председателем Совета Министров -Италии Ч. ,Де Митой, министрами и представителями итальянских деловых кругов. С удовлет ворением констатировалось, что переговоры углубили реалистический и уважитель ный диалог между двумя странами, открыли новый этап в отношениях между ними, способствовали даль нейшему развитию ' совет ско-итальянского торгово- экономического сотрудни чества. Отмечены близость в подходах и намерениях обе их сторон в самы.х различ ных областях международ ных отношений. Визит в Москву главы итальянского правительства, состоявши еся беседы подтверждают важнейшую роль европей ского фактора в междуна родных ' делах, содействуют реализации принципов де мократизации межгосудар ственных отношений. Обсуждены резулыгаты переговоров и беседы М. С. Горбачева с президентом Бразилии Ж. Сарнеем, со стоявшихся в хСде его офи циального визита в Совет ский Союз, который являет ся крупным позитивным со бытием в советско-бразиль ских, отношениях. В этой связи было под черкнуто,, что принятие сов местной . «Декларации о принципах взаимодействия во имя мира и международ ного сотрудничества» пред ставляет собой существен ный вклад в становление новых форм международного общения в современных ус ловиях, обргащает опыт сотрудничества между госу дарствами. принадлежащи ми к различным обществен но-политическим системам. Подтверждена принципи альная линия Сбветског'о Союза на углубление разно сторонних связей с государ ствами Латинской Америки в интересах укрепления по зитивных тенденций в сов ременной международной обстановке, обеспечения прочного мира и безопасно сти. Даны конкретные по ручения по практической реализации комплекса до говоренностей, принятых в Ходе визита президента Бра зилии. Выло . заслушано сообще ние Н. В. Талызина о по ездке советской партийно правительственной делега ции в Щродную Демокра тическую! Республику Йе мен для участия в торжест вах пб случаю 25-й годов- , щины революции 14 октяб ря и 10-летия образова йеменской социалистиче ской Партии. На заседании подчеркивалось, что состояв шиеся в Адене встречи и беседы подтвердили обо юдное стремление к даль нейшему развитию и укреп лению отнош етй дружбы и сотрудничества между КПСС и ЙСП, СССР и ‘Политбюро рассмотрело итоги официального . друже ственного визита Д. Т. Язо- ва в Народную Республику Болгарию. Отмечено, что беседы с партийно-государ ственным и военным руко водством НРБ подтвердили полное единство взглядов по вопросам практической реа лизации положений оборсйги- тельной военной доктрины государств—участников Вар шавского Договора, совер шенствования их сотрудни чества в этой области, обе- снечения безопасности стран социалистического содру жества. . На заседании Политбюро ЦК КПСС рассмотрены не которые другие вопросы внутренней и внешней поли тики нашей партии. СТИМУЛ-—ХОЗРАСЧЕТ Коллекгав тревией. бригады^ катчвки подтвержАают дехом. стана «2000», который возглав- На сегодняшний девц бригада ляет старший в^льцовщшс С. С. записала на свой сверхплано- Гераснмов, обязался прокатать вый счет более двадцати ты- за год дополнительно 17 тьюяч сяч тонн добротного мегал;ш. тонн сталв. р4ово свое про- ‘ Постановление Президиума Верховного Совета СССР О ПРОЕКТХА ЗАКОНА СССР ОБ ИЗМНЕЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) СССР И ЗАКОНА СССР О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХДЕПУТАТОВ СССР Президиум Верховного Совета СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Проекты Закона СССР^об изменени-* «X н дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР и Закона СССР о выборах народных депутатов СССР, представленные ЦК КПСС в Верховный Совет СССР, вы нести на всенародное обсуждение. Опубли ковать в центральных, республиканских, краевых, областных газетах 22 октября 1988 года проект Закона СССР об изме нениях и дополнениях Конституции (Основ- його Закона) СССР и 23 октября — про ект Закона СССР о выборах народных де путатов СССР. 2. Поручить комиссиям законодательных предположений Совета Союза и Совета На циональностей Верховного Совета СССР рассмотреть предложения и замечания, по ступившие в ходе всенародного обсужде ния указанных проектов, н внести соответ ствующие предложения. 3. Президиумам Верховных Советов со юзных республик организовать в респуб ликах обобщение предложений н ■--------- по проектам трудо- бщественными орга низациями, а также представленных сред ствами массовой информации, 4. Центральным органам печати, теле видения и радио обобщить поступившие к ним предложения н замечания проектам. 5. Материалы обобщения предложений и ' замечаний по проектам Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР й Закона СССР о выборах народных депутатов СССР пред ставляются в Президиум Верховного Со вета СССР один раз в пять дней до 25 ноября 1988 года. . Москва,-Кремль. 21 октября 1988 г. Председатель Црезидиума Верховного Совета СССР ^ М. ГОРБАЧЕВ. Сетхретарь Президиума Верховного Совета СССР , Т. МЕНТЕШАШВИЛИ. ПРОЕКТ 3 А к о н СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Об изменениях Идополнениях Конституции (Основногозакона) ССР в целях развития социалистической демократии, само управления народа, совершенствования избирательной си стемы, структуры и деятельности Советов народных де путатов и органов правосудия Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет; I. Внести в Конституцию СССР следующие изменения и дополнения: 1. Главу 12 изложить в следующей редакции: « Г л а в а 12 Система и принципы деятельности Советов народных депутатов , Статья 89. Советы народных депутатов—съезд на родных депутатов и Верховный Совет СССР, съезды на родных депутатов и Верховные Советы союзных и авто номных республик, местные Советы народны^ депутатов — краевые, областные, автономных областей, автономных округов, районные, городские, районные в городах, по селковые и сельские—составляют единую систему пред ставительных органов государственной власти. Статья 90. Срок полномочий Советов народных депу татов—-пять лет. Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения срока пол номочий соответствующих органов государственной власти. Статья 91. Важнейшие вопросы общесоюзного, рес публиканского и местного значения решаются на засе даниях съездов народных депутатов, сессиях Верховных Советов и местных Советов. Съезды народных депутатов избирают Верховные Со веты и председателей Верховных Советов, местные Сове ты избирают председателей .Советов. Верховные Советы и местные Советы народных' депутатов, за исключением поселковых и сельских, формируют свои президиумы. Советы народных депутатов образуют постоянные ко миссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие прдотчет,ныё им органы. : Должностные лица, избираемые или назначаемые >,Со ветами народных депут'атов, не могут занимать свои дол жности более двух сроков подряд. Статья 92. Советы народных депутатов образуют ор ганы народного контроля, сочетающего государственный контроль с обществен1Е1Ым контролем трудящихся на нред- приятиях, в учреждениях, государственных, кооператив ных и иных организациях. Органы народного контроля; проверяют выполнение требований законодательства, государственных программ и заданий: ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточи*гёльст- вом, волокитой и бюрократизмом; координируют работу других контролыпых органов: способствуют совершенство ванию структуры и работы государственного аппарата. Статья 93. Советы народных депутатов непосредствен но и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально культурного строительства, принимают решения, обеспе чивают их исполнение, осуществляют контроль за про ведением решений в жизнь. Статья 94. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед, ними и на селением; широкого привлечения граждан к участию в их работе. Советы народных депутатов и создаваемые ими орга ны учитывают общественное мнение, вьшосят на обсуж дение граждан важнейшие вопросы общегосударственно го и местного значения, систематически информируют граждан о своей работе и принятых решениях». 2. Главу 13 изложить в следующей редакции; « Гл а в а 13 Избирательная система Статья 95. Выборы народных “депутатов проводятся по одномандатным и многомандатным избирательным окру гам на основе всеобщего, равного 'и прямого избиратель ного права при тайном голосовании. Кроме того, по нор мам, установленным Конституцией СССР, Конституциями •союзных и автономных республик, одна треть народных депутатов СССР, народных депутатов союзных и авто номных республик избирается от общественных организа ций—Коммунистической партии Советского Союза, про фессиональных союзов, кооперативных организаций. Все союзного Ленинского Кбммунистического Союза Молоде жи, объединений женщин, ветеранов войны и труда, на учных работников, творческих союзов и других создан ных в установленном законом порядке и имеющих об щесоюзные или республиканские органы общественных организаций и объединений граждан СССР. Выборы на родных депутатов от общественных организаций прово дятся на их съездах, конференциях, либо пленумах их общесоюзных или республиканских органов. Статья 96. Выборы, народных депутатов от избиратель ных округов являются всеобщими: право избирать имеЬт граждане СССР; достигшие 18 лет. Право избирать де путатов от общественных организаций имеют все делега ты их съездов, конференций либо участники пленумов их общесоюзных или республиканских органов. Народным депутатом может быть избран гражданин СССР, достигший 18 лет, а народным депутатом -СССР — достигший 21 года. Гражданин СССР не может -быть одновременно депу татом более чем двух Советов народных депутатов. Лица, входящие в состав Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, исполнительных комитетов местных ‘ Советов • народ ных депутатов, за исключением председателей этих орга нов, а также руководители ведомств, руководители отде лов и управлений исполнительных комитетов местных Со нетов не могут быть депутатами Совета, которому они ' подотчетны. Судьи, прок^форы и государственйые арбит ры не могут быть депутатами Совета, на территории ко торого они осуществляют свои функции.' В выборах не участвуют психически больные граж дане, признанные судом недееспособными, лица, содер жащиеся в местах лишения свободы, а также направлен ные по решению суда в места принудительного лечения. Статья 97. Выборы • народных депутатов от избира тельных округов являются равными: избиратель по каж дому избирательному укруту имеет один голос; избира тели участвуют в выборах на равных основаниях. При выборах народных депу 1 |атов от общественной ор ганизации каждый делегат ее съезда, конференции либо участник пленума имеет один голос, и все они участву ют в выборах на равных основаниях. Статья 98. Выборы народных депутатов от избира тельных округов являются прямыми: народные цепухаты избираются гражданами непосредственно. I Народные депутаты от общественных организаций из бираются непосредственно делегатами их съездов, конфе ренций либо участниками пленумов их общесоюзных или- республиканских органов. Статья 99. Голосование на выборах народных депута тов является тайным: какой-либо контроль за волеизъяв лением голосующих не допускается. Статья 100. Право выдвижения кандидатов в народ ные депутаты по избирательным округам принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, соб раниям избирателей по месту жительства и военнослу жащих по воинским частям, а выдвижение кандидатов в народные депутаты от общественных организаций — их общесоюзным или республиканским органам, которые учитывают .мнение низовых коллективов и членов этих организаций. При проведении выборов народных депутатов число кандидатов в депутаты не ограничивается: каждый участ ник предвыборного собрания может предлагать для об суждения любую кандидатуру, в том числе и свою. ,В избирательные бюллетени включается, как правило, большее число кандидатов, чем имеется мандатов. При выборах народных депутатов от избирательных округов могут проводиться окружные предвыборные соб рания для обсуждения выдвинутых по округу кандидатов в депутаты и принятия решений о представлении кан дидатов для регистрации в соответствующую избира тельную комиссию. Расходы, связанные с проведением выборов народных •депутатов, производятся за счет государства. Статья 101. Подготовка к выборам осуществляется от крыто и гласно. Проведение выборов обеспечивают избирательные ко миссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, собраний изби рателей по месту жительства и военнослужащих по во инским частям. Гражданам СССР, трудовым коллективам и общест венным организациям гарантируется возможность свобод ного и всестороннего, обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также пра во агитации з а или против цандидата на собраниях, в печати, по телевидению, радио. Порядок проведения выборов народных депутатов опре деляется Законами Союза ,ССР, союзных и автономных республик. ' Статья 102. Избиратели и общественные организации дают наказы своим депутатам. Соответствующие Советы народных депутатов рассмат ривают наказы, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информиру ют граждан о их реализации». 3. Главу 15 изло)кить в следующей редакции: « Гл а в а 15 Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР Статья 108. Высшим органом государственной власти СССР является съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесен ный к ведению Союза ССР. 2) принятие решений по вопросам состава СССР; ут- рерждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик; 3) определение Государственной границы СССР; ут- Нерждение изменений границ между союзными республи- 5) утверждение перспективных государственных -пла нов и важнейших общесоюзных программ экономическо го и социального развития СССР; 6 ) избрание Верховного Совета СССР; 7) Избрание Председателя Верховного Совета СССР; 8 ) избрание первого заместителя Председателя Верхов ного Совета СССР; 9) утверждение Предсёдателя Совета Министров СССР; 10) утверждение председателя Комитета народного контроля СССР, председателя Верховного суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственно го арбитра СССР; : 11) избрание Комитета конституционного надзора СССР; ^ , 12) отмена законодательных актов, принятых Верхов- цым Советом СССР, высшими органами государственной власти союзных и автономных республик.' в слуйае их несоответствия Конституции СССР; 13) принятие решений о проведении' всенародного го лосования (референдума). Съезд народных депутатов СССР принимает Законы СССР и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатов СССР. Статья 109. Съезд народных депутатов СССР состоит из 2250 депутатов, которые избираются в следующем по рядке: 750 депутатов — от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей; ' 750 депутатов — от национаильно-территорйальных из бирательных округов по нормам: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов рт каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа: 750 депутатов — от общесоюзных общественных орга низаций по нормам: от Коммунистической партии Совет ского Союза, профессиональных союзов, кооперативных организаций — по 100 депутатов; от Всесоюзного Ленин ского Коммунистического Союза Молодежи, объединений женщин, ветеранов войны и 'труда, научных работников, творческих союзов —- по., 75 депутатов: от других создан ных в установленном законом порядке и имеющих об щесоюзные 'органы общественных организаций и объеди нений граждан СССР — 75 депутатов. Статья 110. Съезд народных депутатов СССР созы вается на первое заседание не позже, чем через два ме сяца после выборов. По представлению избираемой им мандатной комиссии съезд народных депутатов СССР принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах — о признании выборов от дельных депутатов недействительными. Съезд народных депутатов СССР созывается Верхов ным Советом СССР. Очередные' зареданбя съезда проводятся один раз в год. Внеочередные заседания созываются по инициативе Верховного Совета СССР, но предложению одной из па лат Верховного Совета .СССР, Президиума Верховного , Совета СССР, Председателя Верховного Совета СССР, не менее одной пятой народных депутатов СССР ли бо по инициативе союзной республики в лице ее высше го органа государственнбй власти. Первое после выборов заседание съезда народных де путатов СССР ведет председатель Центральной избира тельной комиссии, а затем — Председатель Верховного Совета СССР или его заместитель. Статья 111. Верховный Совет СССР — постоянно дей ствующий законодательный, распорядительный и конт рольный орган государственной власти СССР, Верховный Совет С(?СР избирается тайным голосова нием из числа народных депутатов' СССР съездом народ ных депутатов СССР и ему подотчетен. Верховный Совет СССР имеет две палаты: Совет Сою за и Совет Национальностей, равные по своему числен ному составу. Пклаты Верховного Совета СССР равно правны. , Палаты избираются на съезде народных депутатов СССР общим голосованием депутатов. Совет Союза из бирается из числа народных депутатов СССР от терри ториальных избирательных округов' и народных депута тов СССР от обгцественных организаций, которые рабо тают или проживают на территории соответствующих " ругов. Совет Национальностей избирается из числа на родных депутатов СССР от национально-территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций, которые работают или про живают на территории соответствующих республик ли бо национальных образований, по нормам: 7 депутатов от каждой союзной республики, 4 депутата от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа. (Окончание на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz