Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ОШНСЕОЕШМЯ 1 Орган Липецкого областного комитета КП СС л и областного Совета народных депутатов 71-й год издания Суббота, 22 октября 1988 г. № 244 (18241} Цена 3 коп. В Политбюро ЦК КПСС Политбюро ЦК КПСС на заседании, состоявшемся 20 октября, рассмотрело и одо­ брило проекты Государст­ венного плана экономическо­ го и социального развития и Государственного бюджета СССР на 1989 год, дорабо- « нные правительством с етом замечаний и предло­ жений, высказанных при об- , суждении на заседании П о -. литбюро 6 октября, а также в ходе проработки плана и бюджета в постоянных ко­ миссиях палат Верховного Совета СССР. Утверждены Призывы ЦК КПСС к 71-й годовщине Ве­ ликой Октябрьской социали­ стической революции. Текст Призывов будет опублико­ ван в печати. Политбюро ЦК рассмот­ рело вопрос о подготовке в Совете Министров СССР, про­ екта закона СССР «Об изо­ бретательской деятельности в СССР». При этом отмеча­ лось, что действующее в, на- ^стоящее время закобода- тельство в области изобре­ тательства не обеспечивает экономической заинтересо­ ванности предприятий и тру­ довых коллективов в акти­ визации творческого потен­ циала изобретателей и реа­ лизации созданных ими раз­ работок. Это сдерживает широкомасштабное исполь­ зование новейших . достиже­ ний науки и техники в на­ родном хозяйстве, не лозвог; ляет реализовать огромные возможности научно-техни­ ческого прогресса, важной частью которого является изобретательство. Проект нового закона бу­ дет учитывать необходимость усиления юридической защи­ ты прав изобретателя, ук­ репления его социального статуса в обществе. Приня­ тие закона явится важным шагом по закреплению л экономике страны принципов хозяйственного расчета, бу­ дет содействовать повыше­ нию эффективности вклада ученых, инженерно-техниче­ ских работников и новаторов ^ о и з в о д с т в а в решение при- Л |и т е т н ы х 4адач ускорения Социально - экономического развития общества. Проект закона будет в ближайшее время передан в Президиум Верховного Совета СС. 9 Р с тем, чтобы в последующем провести его широкое об­ суждение советской общест­ венностью. Заслушав информацию о ходе подготовки проекта Ос­ нов уголовного законодатель­ ства Союза ССР и союз- , ных республик. Политбюро •7 рекомендовало после соот­ ветствующей доработки опуб­ ликовать этот проект в пе­ чати для обсуждения. Политбюро рассмотрело обращения , в ЦК КПСС Со­ юза писателей СССР и Ле­ нинградского обкома КПСС об отмене постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах а ^ З в е з д а » и «Ленинград». 1Щтмечено, что в указанном постановлении ЦК ВКП(б) были искажены ленинские принципы работы с художе­ ственной интеллигенцией, не­ обоснованной, грубой прора­ ботке подвергались видные . советские писатели. Прово­ димая парти ей ,в условиях революционной перестройки политика в области литера­ туры и искусства йрактиче-. ски дезавуировала и прео- ' долела эти положения и вы­ воды. доброе имя видных писателей восстановлено, а их произведения возвраще­ ны советскому читателю. По­ литбюро отменило постанов­ ление ЦК ВКП (б) «О жур­ налах «Звезда» И «Ленин­ град» как ошибочное. Политбюро ЦК поддержа­ ло предложения правитель­ ства. ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и правления Советского фонда мира о создании центров для восстановления здоровья и социально-трудовой актив­ ности воинов-интернациона: листов. В этих центрах вой- ’ нам, пострадавшим в ' ре­ зультате боевых действий, будет предоставляться более эффективное медицинское, санаторно-курортное и дру­ гие виды обслуживания для быстрейшего возвращения их к трудовой и обществен­ ной деятельности. В допол­ нение к ранее принятым ре­ шениям в марте будущего года открываются еще четы­ ре таких центра, создавае­ мых на базе действующих- здравниц: санаториев «Бай­ кал» и «Кубань» в РСФСР, санатория «Касансайский» в Узбекской ССР, пансионата «Днепровский» в Украин­ ской ССР. Кроме того, в Ю89— 1993 годах будут по­ строены еще два новых вос­ становительных центра в РСФСР и Узбекской ССР.' Политбюро рассмотрело итоги переговоров и встреч М. С. Горбачева, Н. И. Рыжкова с председателем Совета Министров -Италии Ч. ,Де Митой, министрами и представителями итальянских деловых кругов. С удовлет­ ворением констатировалось, что переговоры углубили реалистический и уважитель­ ный диалог между двумя странами, открыли новый этап в отношениях между ними, способствовали даль­ нейшему развитию ' совет­ ско-итальянского торгово- экономического сотрудни­ чества. Отмечены близость в подходах и намерениях обе­ их сторон в самы.х различ­ ных областях международ­ ных отношений. Визит в Москву главы итальянского правительства, состоявши­ еся беседы подтверждают важнейшую роль европей­ ского фактора в междуна­ родных ' делах, содействуют реализации принципов де­ мократизации межгосудар­ ственных отношений. Обсуждены резулыгаты переговоров и беседы М. С. Горбачева с президентом Бразилии Ж. Сарнеем, со­ стоявшихся в хСде его офи­ циального визита в Совет­ ский Союз, который являет­ ся крупным позитивным со­ бытием в советско-бразиль­ ских, отношениях. В этой связи было под­ черкнуто,, что принятие сов­ местной . «Декларации о принципах взаимодействия во имя мира и международ­ ного сотрудничества» пред­ ставляет собой существен­ ный вклад в становление новых форм международного общения в современных ус­ ловиях, обргащает опыт сотрудничества между госу­ дарствами. принадлежащи­ ми к различным обществен­ но-политическим системам. Подтверждена принципи­ альная линия Сбветског'о Союза на углубление разно­ сторонних связей с государ­ ствами Латинской Америки в интересах укрепления по­ зитивных тенденций в сов­ ременной международной обстановке, обеспечения прочного мира и безопасно­ сти. Даны конкретные по­ ручения по практической реализации комплекса до­ говоренностей, принятых в Ходе визита президента Бра­ зилии. Выло . заслушано сообще­ ние Н. В. Талызина о по­ ездке советской партийно­ правительственной делега­ ции в Щродную Демокра­ тическую! Республику Йе­ мен для участия в торжест­ вах пб случаю 25-й годов- , щины революции 14 октяб­ ря и 10-летия образова йеменской социалистиче­ ской Партии. На заседании подчеркивалось, что состояв­ шиеся в Адене встречи и беседы подтвердили обо­ юдное стремление к даль­ нейшему развитию и укреп­ лению отнош етй дружбы и сотрудничества между КПСС и ЙСП, СССР и ‘Политбюро рассмотрело итоги официального . друже­ ственного визита Д. Т. Язо- ва в Народную Республику Болгарию. Отмечено, что беседы с партийно-государ­ ственным и военным руко­ водством НРБ подтвердили полное единство взглядов по вопросам практической реа­ лизации положений оборсйги- тельной военной доктрины государств—участников Вар­ шавского Договора, совер­ шенствования их сотрудни­ чества в этой области, обе- снечения безопасности стран социалистического содру­ жества. . На заседании Политбюро ЦК КПСС рассмотрены не­ которые другие вопросы внутренней и внешней поли­ тики нашей партии. СТИМУЛ-—ХОЗРАСЧЕТ Коллекгав тревией. бригады^ катчвки подтвержАают дехом. стана «2000», который возглав- На сегодняшний девц бригада ляет старший в^льцовщшс С. С. записала на свой сверхплано- Гераснмов, обязался прокатать вый счет более двадцати ты- за год дополнительно 17 тьюяч сяч тонн добротного мегал;ш. тонн сталв. р4ово свое про- ‘ Постановление Президиума Верховного Совета СССР О ПРОЕКТХА ЗАКОНА СССР ОБ ИЗМНЕЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) СССР И ЗАКОНА СССР О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХДЕПУТАТОВ СССР Президиум Верховного Совета СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Проекты Закона СССР^об изменени-* «X н дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР и Закона СССР о выборах народных депутатов СССР, представленные ЦК КПСС в Верховный Совет СССР, вы­ нести на всенародное обсуждение. Опубли­ ковать в центральных, республиканских, краевых, областных газетах 22 октября 1988 года проект Закона СССР об изме­ нениях и дополнениях Конституции (Основ- його Закона) СССР и 23 октября — про­ ект Закона СССР о выборах народных де­ путатов СССР. 2. Поручить комиссиям законодательных предположений Совета Союза и Совета На­ циональностей Верховного Совета СССР рассмотреть предложения и замечания, по­ ступившие в ходе всенародного обсужде­ ния указанных проектов, н внести соответ­ ствующие предложения. 3. Президиумам Верховных Советов со­ юзных республик организовать в респуб­ ликах обобщение предложений н ■--------- по проектам трудо- бщественными орга­ низациями, а также представленных сред­ ствами массовой информации, 4. Центральным органам печати, теле­ видения и радио обобщить поступившие к ним предложения н замечания проектам. 5. Материалы обобщения предложений и ' замечаний по проектам Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР й Закона СССР о выборах народных депутатов СССР пред­ ставляются в Президиум Верховного Со­ вета СССР один раз в пять дней до 25 ноября 1988 года. . Москва,-Кремль. 21 октября 1988 г. Председатель Црезидиума Верховного Совета СССР ^ М. ГОРБАЧЕВ. Сетхретарь Президиума Верховного Совета СССР , Т. МЕНТЕШАШВИЛИ. ПРОЕКТ 3 А к о н СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Об изменениях Идополнениях Конституции (Основногозакона) ССР в целях развития социалистической демократии, само­ управления народа, совершенствования избирательной си­ стемы, структуры и деятельности Советов народных де­ путатов и органов правосудия Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет; I. Внести в Конституцию СССР следующие изменения и дополнения: 1. Главу 12 изложить в следующей редакции: « Г л а в а 12 Система и принципы деятельности Советов народных депутатов , Статья 89. Советы народных депутатов—съезд на­ родных депутатов и Верховный Совет СССР, съезды на­ родных депутатов и Верховные Советы союзных и авто­ номных республик, местные Советы народны^ депутатов — краевые, областные, автономных областей, автономных округов, районные, городские, районные в городах, по­ селковые и сельские—составляют единую систему пред­ ставительных органов государственной власти. Статья 90. Срок полномочий Советов народных депу­ татов—-пять лет. Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения срока пол­ номочий соответствующих органов государственной власти. Статья 91. Важнейшие вопросы общесоюзного, рес­ публиканского и местного значения решаются на засе­ даниях съездов народных депутатов, сессиях Верховных Советов и местных Советов. Съезды народных депутатов избирают Верховные Со­ веты и председателей Верховных Советов, местные Сове­ ты избирают председателей .Советов. Верховные Советы и местные Советы народных' депутатов, за исключением поселковых и сельских, формируют свои президиумы. Советы народных депутатов образуют постоянные ко­ миссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие прдотчет,ныё им органы. : Должностные лица, избираемые или назначаемые >,Со­ ветами народных депут'атов, не могут занимать свои дол­ жности более двух сроков подряд. Статья 92. Советы народных депутатов образуют ор­ ганы народного контроля, сочетающего государственный контроль с обществен1Е1Ым контролем трудящихся на нред- приятиях, в учреждениях, государственных, кооператив­ ных и иных организациях. Органы народного контроля; проверяют выполнение требований законодательства, государственных программ и заданий: ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточи*гёльст- вом, волокитой и бюрократизмом; координируют работу других контролыпых органов: способствуют совершенство­ ванию структуры и работы государственного аппарата. Статья 93. Советы народных депутатов непосредствен­ но и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально­ культурного строительства, принимают решения, обеспе­ чивают их исполнение, осуществляют контроль за про­ ведением решений в жизнь. Статья 94. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед, ними и на­ селением; широкого привлечения граждан к участию в их работе. Советы народных депутатов и создаваемые ими орга­ ны учитывают общественное мнение, вьшосят на обсуж­ дение граждан важнейшие вопросы общегосударственно­ го и местного значения, систематически информируют граждан о своей работе и принятых решениях». 2. Главу 13 изложить в следующей редакции; « Гл а в а 13 Избирательная система Статья 95. Выборы народных “депутатов проводятся по одномандатным и многомандатным избирательным окру­ гам на основе всеобщего, равного 'и прямого избиратель­ ного права при тайном голосовании. Кроме того, по нор­ мам, установленным Конституцией СССР, Конституциями •союзных и автономных республик, одна треть народных депутатов СССР, народных депутатов союзных и авто­ номных республик избирается от общественных организа­ ций—Коммунистической партии Советского Союза, про­ фессиональных союзов, кооперативных организаций. Все­ союзного Ленинского Кбммунистического Союза Молоде­ жи, объединений женщин, ветеранов войны и труда, на­ учных работников, творческих союзов и других создан­ ных в установленном законом порядке и имеющих об­ щесоюзные или республиканские органы общественных организаций и объединений граждан СССР. Выборы на­ родных депутатов от общественных организаций прово­ дятся на их съездах, конференциях, либо пленумах их общесоюзных или республиканских органов. Статья 96. Выборы, народных депутатов от избиратель­ ных округов являются всеобщими: право избирать имеЬт граждане СССР; достигшие 18 лет. Право избирать де­ путатов от общественных организаций имеют все делега­ ты их съездов, конференций либо участники пленумов их общесоюзных или республиканских органов. Народным депутатом может быть избран гражданин СССР, достигший 18 лет, а народным депутатом -СССР — достигший 21 года. Гражданин СССР не может -быть одновременно депу­ татом более чем двух Советов народных депутатов. Лица, входящие в состав Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, исполнительных комитетов местных ‘ Советов • народ­ ных депутатов, за исключением председателей этих орга­ нов, а также руководители ведомств, руководители отде­ лов и управлений исполнительных комитетов местных Со­ нетов не могут быть депутатами Совета, которому они ' подотчетны. Судьи, прок^форы и государственйые арбит­ ры не могут быть депутатами Совета, на территории ко­ торого они осуществляют свои функции.' В выборах не участвуют психически больные граж­ дане, признанные судом недееспособными, лица, содер­ жащиеся в местах лишения свободы, а также направлен­ ные по решению суда в места принудительного лечения. Статья 97. Выборы • народных депутатов от избира­ тельных округов являются равными: избиратель по каж­ дому избирательному укруту имеет один голос; избира­ тели участвуют в выборах на равных основаниях. При выборах народных депу 1 |атов от общественной ор­ ганизации каждый делегат ее съезда, конференции либо участник пленума имеет один голос, и все они участву­ ют в выборах на равных основаниях. Статья 98. Выборы народных депутатов от избира­ тельных округов являются прямыми: народные цепухаты избираются гражданами непосредственно. I Народные депутаты от общественных организаций из­ бираются непосредственно делегатами их съездов, конфе­ ренций либо участниками пленумов их общесоюзных или- республиканских органов. Статья 99. Голосование на выборах народных депута­ тов является тайным: какой-либо контроль за волеизъяв­ лением голосующих не допускается. Статья 100. Право выдвижения кандидатов в народ­ ные депутаты по избирательным округам принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, соб­ раниям избирателей по месту жительства и военнослу­ жащих по воинским частям, а выдвижение кандидатов в народные депутаты от общественных организаций — их общесоюзным или республиканским органам, которые учитывают .мнение низовых коллективов и членов этих организаций. При проведении выборов народных депутатов число кандидатов в депутаты не ограничивается: каждый участ­ ник предвыборного собрания может предлагать для об­ суждения любую кандидатуру, в том числе и свою. ,В избирательные бюллетени включается, как правило, большее число кандидатов, чем имеется мандатов. При выборах народных депутатов от избирательных округов могут проводиться окружные предвыборные соб­ рания для обсуждения выдвинутых по округу кандидатов в депутаты и принятия решений о представлении кан­ дидатов для регистрации в соответствующую избира­ тельную комиссию. Расходы, связанные с проведением выборов народных •депутатов, производятся за счет государства. Статья 101. Подготовка к выборам осуществляется от­ крыто и гласно. Проведение выборов обеспечивают избирательные ко­ миссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, собраний изби­ рателей по месту жительства и военнослужащих по во­ инским частям. Гражданам СССР, трудовым коллективам и общест­ венным организациям гарантируется возможность свобод­ ного и всестороннего, обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также пра­ во агитации з а или против цандидата на собраниях, в печати, по телевидению, радио. Порядок проведения выборов народных депутатов опре­ деляется Законами Союза ,ССР, союзных и автономных республик. ' Статья 102. Избиратели и общественные организации дают наказы своим депутатам. Соответствующие Советы народных депутатов рассмат­ ривают наказы, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информиру­ ют граждан о их реализации». 3. Главу 15 изло)кить в следующей редакции: « Гл а в а 15 Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР Статья 108. Высшим органом государственной власти СССР является съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесен­ ный к ведению Союза ССР. 2) принятие решений по вопросам состава СССР; ут- рерждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик; 3) определение Государственной границы СССР; ут- Нерждение изменений границ между союзными республи- 5) утверждение перспективных государственных -пла­ нов и важнейших общесоюзных программ экономическо­ го и социального развития СССР; 6 ) избрание Верховного Совета СССР; 7) Избрание Председателя Верховного Совета СССР; 8 ) избрание первого заместителя Председателя Верхов­ ного Совета СССР; 9) утверждение Предсёдателя Совета Министров СССР; 10) утверждение председателя Комитета народного контроля СССР, председателя Верховного суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственно­ го арбитра СССР; : 11) избрание Комитета конституционного надзора СССР; ^ , 12) отмена законодательных актов, принятых Верхов- цым Советом СССР, высшими органами государственной власти союзных и автономных республик.' в слуйае их несоответствия Конституции СССР; 13) принятие решений о проведении' всенародного го­ лосования (референдума). Съезд народных депутатов СССР принимает Законы СССР и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатов СССР. Статья 109. Съезд народных депутатов СССР состоит из 2250 депутатов, которые избираются в следующем по­ рядке: 750 депутатов — от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей; ' 750 депутатов — от национаильно-территорйальных из­ бирательных округов по нормам: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов рт каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа: 750 депутатов — от общесоюзных общественных орга­ низаций по нормам: от Коммунистической партии Совет­ ского Союза, профессиональных союзов, кооперативных организаций — по 100 депутатов; от Всесоюзного Ленин­ ского Коммунистического Союза Молодежи, объединений женщин, ветеранов войны и 'труда, научных работников, творческих союзов —- по., 75 депутатов: от других создан­ ных в установленном законом порядке и имеющих об­ щесоюзные 'органы общественных организаций и объеди­ нений граждан СССР — 75 депутатов. Статья 110. Съезд народных депутатов СССР созы­ вается на первое заседание не позже, чем через два ме­ сяца после выборов. По представлению избираемой им мандатной комиссии съезд народных депутатов СССР принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах — о признании выборов от­ дельных депутатов недействительными. Съезд народных депутатов СССР созывается Верхов­ ным Советом СССР. Очередные' зареданбя съезда проводятся один раз в год. Внеочередные заседания созываются по инициативе Верховного Совета СССР, но предложению одной из па­ лат Верховного Совета .СССР, Президиума Верховного , Совета СССР, Председателя Верховного Совета СССР, не менее одной пятой народных депутатов СССР ли­ бо по инициативе союзной республики в лице ее высше­ го органа государственнбй власти. Первое после выборов заседание съезда народных де­ путатов СССР ведет председатель Центральной избира­ тельной комиссии, а затем — Председатель Верховного Совета СССР или его заместитель. Статья 111. Верховный Совет СССР — постоянно дей­ ствующий законодательный, распорядительный и конт­ рольный орган государственной власти СССР, Верховный Совет С(?СР избирается тайным голосова­ нием из числа народных депутатов' СССР съездом народ­ ных депутатов СССР и ему подотчетен. Верховный Совет СССР имеет две палаты: Совет Сою­ за и Совет Национальностей, равные по своему числен­ ному составу. Пклаты Верховного Совета СССР равно­ правны. , Палаты избираются на съезде народных депутатов СССР общим голосованием депутатов. Совет Союза из­ бирается из числа народных депутатов СССР от терри­ ториальных избирательных округов' и народных депута тов СССР от обгцественных организаций, которые рабо тают или проживают на территории соответствующих " ругов. Совет Национальностей избирается из числа на­ родных депутатов СССР от национально-территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций, которые работают или про­ живают на территории соответствующих республик ли­ бо национальных образований, по нормам: 7 депутатов от каждой союзной республики, 4 депутата от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа. (Окончание на 3-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz