Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
2 октября 1988 г., № 229 (18 226) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ТЕАТР ОТКРЫВАЕТ СЕЗОН Заметки зрителя. Репортажи. Комментарии. Хроника. Интервью, Человек измеряет свою жизнь годами, театр — сезонами. И открытие каждого сезона — будь он первый, десятый или сотый — это как день рож дения, который и актеры, и зрители отмечают осо бенно торжественно и радостно, захваченные но выми надеждами и планами. Всем хочется, чтобы начинающийся сезон был интересным, необычныМг ярким, запомнился смелыми, умелыми, честными и талантливыми спектаклями, более тесными кон тактами между зрителями и мастерами сцены... праздником, дорогие учителя! Сегодня наша страна отмечает большой праздник — День учителя. Этот праздник объединяет всех, поскольку все мы когда-то сидели за школьной пар той, навсегда сохранили в сердцах признательность своему любимому Учителю. Самые теплые слова говорим мы сегодня тем, кто настойчиво, энергично, творчески ведет боль шую кропотливую работу по обновлению нашей школы. Ведь перестройка общества во многом за висит от перестройки всего дела обучения и воспи тания подрастающей смены. Почти тридцать лет прошло с тех пор, как. окончив Лебедянское педучилище, приехала в село Средняя Матренка Добринского района Тамара Павловна Глотова. С тех пор так и работает здесь учительницей начальных классов. В колхозе имени Чгшаева и стар, ’и млад знает ее — ведь многие учились у нее, побле школы остались в родном селе. Сегодня они — специалисты сельского хозяйства, механизаторы, полеводы, работники службы Многие уже сами — родители, а их дети пришли в класс Тамары Павловны. И она вновь учит их читать и писать, любить свсцр страну, родной край... Наш фотокорреспондент А. Щуров сделал этот снимок в канун Дня учителя — Т. П. Глотова вела с ребятами урок труда на пришкольном участке. Дети собирали се мена цветов. Но осенняя делянка была еще так щедра на красоту, яркие цветы так и просились в руки! Ребята рвали самые красивые, и каждый из четвероклашек но ровил первым подарить их учительнице. Так и родился этот праздничный снимок. С Днем учителя вас, доройте педагоги! НЕСЕМЕЙНАЯ Главной редакции лите ратурно-драматических пере дач Центрального телевиде ния завершен монтаж двух серийного фильма-спектакля по пьесе А. Чехова «Чайка! в исполиешси артистов Ли пецкого драматического те атра цм 1 енн Л. Н. Толстого, съемки которого проходили в мае этого года в музее-за поведнике А. П. Чехова в подмосковиом Мелихове. А совсем недавно (15 сен- тября) съемочная группа фильма под руководством ре жиссера А. В. Покровского еще раз побывала в - Мелихо ве. Здесь в чеховском доме было записано вступительное слово к предстоящей премь ере, которое произнес доктор ’ филологических наук, первый заместитель главного р е а к тора журнала «Знамя» В. Я. Лакшин. Его рассказ вы ус- “ дышите в день показа ли пецкой «Чайки» по Централь ному телевидению, а сегодня предлагаем вашему вниманию фрагмент интервью, “которое В. Я. Лакшин дал нашему • корреспонденту в день съемок в Мелихове: , «Я думаю, что у всякого живого, настоящего театраль ного организма должна быть художественная задача, свя занная с автором, которого'' они особенно любят, с миром его идей, его чувств, его от ношений к жизни. 'Удиви тельно и прекрасно, что у Липецкого театра есть такой автор — А. П. Чехов. Не у каждого областного и даже столичного . театра есть авторы, которым они, актеры, режиссеры, посвя- к щают главное тяготение сво- Рих душ. И когда все рассыпается просто на блестки репертуа ра: западного, современного, немножко из классики, нем ножко из водевиля, немнож ко из высокой драмы, это не дает .единого стержня ре- пЧ)туара, стержня духовной жизни театра. В Липетще со шлись сразу несколько об стоятельств, которые позво лили театру выйти за рамки просто зрелища. . Появился такой режиссер, как Пахомов, появилась группа актеров, которые объ единились вокруг него, пото му что в него поверили, по верили в ту задачу, котор'ую Пахомов с собою нес. Это попытка посмотреть на сов^ ременную жизнь, имея в виду такой высочайший критерий гуманизма, человечности, ка- I есть во всех пьесах Че- Можно играть совре- пьесу, занадвую, можно играть смешную пье су, водевиль и бурлеск на современную тему, но у тако го организма, как театр, дол жен быть камертон. И этот камертон в Липецком театре нашелся это Чехов. Арти сты как бы настраивают свои души на ту высокую ноту, звучит в чеховских ^ ^ к о и 4 |Н ^ в а . ^^менную Они могут быть более удачные, менее удачные, но Чехов сейчас для всего мира,, это, я бы сказал, удшвитель- ный образец человечности, гуманности, скромности и де мократизма, глубокой мысли и неафишируемого чувства, т. е. самого глубокого чув ства. И: вот это соединение свойств, которое было в са мой личности Чехова, в его творчестве, и есть тот камер тон, на который настраива ется театр». ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ свои двери зрвтел5(м. В этот день актеры встретят и повед)^ ребят по иысталке те атральных костюмов, реквизи та, пшиков. В лфаморном за ле желающих поиграть будет ждать игротека городского Дома шюнеров. Но основной праздник ждет их в зале. Что там будет! При- ходепе, увндесте. Можем лишь сказать, что с Малышом и Карлсоном, который живет на крыше, вы встретитесь- ИСТОРИЯ Все |мы с. интересом ждем всегда открытия нового те атрального сезона. «Поминки» — так называется премьер ный спектакль, с которого в 68-й раз началась театраль ная жизнь города. Спектакль поставлен по пьесе москов ского драматурга кандидата философских наук Б. Тальни- Своими размышлениями де лятся актеры, занятые в спектакле. ' ЕВГЕНИЙ ГУРЬЯНОВ: т-т . Респектабельная семья. Умер государственный чинов ник, высокого ранга, и, как это^ нередко бьгаает, собрав- поминки люди мало грворяг об умершем. На фо не общего трагического со стояния происходит выясне ние отношений. ' Открывается тайна. Ставятся важнейшие вопрюсы бытия. Пьеса современна', как совргеменио драматичесжое прюизведение любой эпохи, когда оно обращено к внут- ргеняему миру человека. Ког да затронуты категории веч ных ценностей. Мой рерюй — младший сын умершего, Эдуард. Персонаж — двигатель. Человек, волей- неволей врывающийся в при вычные отношения. Ставший первопричиной цепочки тр>а- гичЕских событий, в конце спектакля он говорит, в об-" щем-то, честную фразу: «Я ни- ' кому не хотел зл^» уничтожен человек. Но... все- таки остались в нем еще че ловеческие ; чувства. В этом феномен людского рода. Нес мотря на унижение, систе' матическое подавление дос тоинства, сохранять в себе ростки человеческого, ду ховного. Р. КАРЕВА, ЗАСЛУЖЕН- .НАЯ АРТИСТКА РСФСР: — Играю в спектакле Еле ну, супругу племянника умер шего, Мой муж Алексей — историк. Человек ищущий, стремящийся к дутсовному познанию себя и мира. Но окружавшая его действитель ность, как и наука об исто рии, , полны компромиссов. Алексей это тяжело пережи вает. Как женщина, я ■уста ла перестраивать свок> жизнь следом за душевными мета ниями мужа. С точки зрения моей героини, вопрос стоит об , исчезновении' мужчтшы- личности, способного быть не только интеллектуалом, но и оперой в жизни. Н'вдавно в одной из теле передач прозвучала фраза; «■МЫ, мужчины, такие, пото му что нас рождают рабыни». Вероятно это так. Замкнутый круг. Измученная жизненны ми неурядицами и постоян ной борьбой за существование, женшина рождает нового ра ба. Хронические мытарства вынуждают быть послуш ной компромиссам. О чем пьеса? Ее название Показана семья' — основа, фундамент общества. И ког да этот, фундамецг начинает рушиться... - — Мой герой — сослужи виц умерпгего чиновника, Григорий Федорович. Человек, сформированный, как мы сей час говорим, в эдоху админи- стрироваяйя и застоя. Когда во всех газетах читали: «По беде коммунизма неизбежна». Когда внутренний мир чело века заполнялся и подавлял ся расхожими агитками. С каким пафосом и воодушев- лшшем мой герой произносит монолог — гимн лозунгам! Отношения Григория Федо ровича с бывшим начальни ком и его семьей строятся на формуле; «Ведь я червяк Действие спектакля происхо дит на фоне помршального застолья. Но, думается, все смысловое развитие направ лено на ожидание других по минок. Когда уйдет из жизни вое, что сегодня нам так ме шает, чем полны страницы последних газет. , Наш новый спектакль — ожидание грандиозных поми нок по исторической лжи, хрсшЕгческим - компромиссам, вьшуждающим большинство из нас жить, поступаясь сво им «я», противно убеждениям и совести. Вчнра, 1 октября, в 19 ча сов, театр вновь распахнул для нас занавес. В новой ра боте московского режиссера Вадима Мирошниченко мы встретимся с актерами Г. Бессчетновым, Р. Каревой, Ю. Шапиро, В. Бражник, М. Соболевым, Ю. Ильиным, Е. Гурьяновым. Т. ЩЕГЛОВА. С ЛОЖНА,' неспокойна реальная жизнь сов ременного театра. Призванный решать. проб лему воспитания личности, -он ведет напряженный по иск оптимальных, способст вующих свободному твор честву форм. организации театрального дела. Лучшие коллективы избрали путь ■ обновления, отказа от. убо гого однообразия, до сих пор царившего* на сцене. . Перемены в Малом,' на Та ганке, в «Современнике», сенсационный раздел — разрыв во МХАТе, прово димый по решению Мини стерства культуры РСФСР театральный эксперимент в восьмидесяти коллективах, в том числе и липецком, — будоражит не только арти стическую среду, ■но и всех любителей этого - -древней шего искусства. \ .. . Каждый второй - Д . -тре тий :актерский коллектив в России «бунтует», сменяет режиссеров. Всех . волнует,., будет ли перевод,, на ,само:,. окупаемость. И,, здесь цву- - чат пророчес-тва: -хозрасчету,, кооперация погубят .■истинг,- ное искусство. «Экономи'. ческая прода»-;,противопока,, зана тончайшему. 1 '.духов нейшему театральному де. И все-таки, как для каж дого театра, проблема зри теля, контакта. с ним здесь остается животрепещущей. На некоторых спектаклях “зал почти пустой. Потому борьба за зрителя является ■ самой злободневной. К ол - ' лектив ищет новые формы, методы ’ воспитания, укреп ления контактов. Среди них такая форма, как совет содружества театра и рабо. чего коллектива. Около десяти лет. суще ствует совет содружества театра и НЛМК. Создан ный ДЛЯ'взаимопомощи, по-, иска ; . зрите.льской аудите, рии, для приобщения ме таллургов' к театральному, искусству, он длительное премьере один спектакль отдавать металлургам и их семьям. Систематически проводить зрительские кон- ференции, вечера творче. ских отчетов, ; совместное обсуждение премий, кото.^ рые присуждает НЛМК за лучшее испол(аение муж. ской и женской ролей в лучшем спектакле сезона. В прошлом году, например, ценными подарками были |награждены В. Пономарев и В. Бражник за роли в пьесе М. Рощина «Вся на дежда». Теперь предлага ется учредить премии з а ' лучший дебют молодого ар тиста и особо — за детский спектакль. Определять лау реатов помогает социологи ■услышали -замечания., веты, самую строгую кри- Заслуженный артист РСФСР М. Л. Янко, член совета содружества, убеж- -7- Несмотря на то, что у руководителей комбината ■нет желаемого радушия заинтересованного отноше ния, нужно еще и еще раз идти и в цехи, и в обще жития. , — , Неудовлетворенность артистЬв понятна и справед лива, —■соглашается Т. В. Титова. — Организацию мы улучшкм. Наш совет тоже обеспо- Актеры жалуются, что потеряно чувство контакта с публикой, что они не зна ют, чего хочет зритель. Статистика безжалостно сви детельствует, что театр по сещает не более десяти про центов населения страны и. только десять—пятнадцать процентов зрителей можно отнести к художественно подготовленным. В прош лом же году театры стра ны недосчитались около трех миллионов зрителей. Словом, театр в кризи се. Но этот кризис хочется понимать не как крах, кру шение, а как пребывание на таком уровне, когда нет пути назад и нельзя топ^ таться на месте, а что де лать дальше, куда идти, далеко не всем ясно. От сюда метания. Возникают хозрасчетные студии. (Яв ление интересное', спорное, противоречивое). Жзфнал «Театр и жизнь» предрека ет умирание традиционной МХАТОВСКОЙ модели. Но на ее защиту встают актеры, верные природе русского актерского тяготения к те атру-семье. , . В этой обстановке Ли;- пецкий драматический те атр вселяет оптимизм: пе рестраиваясь, он сохраняет верность традициям. Ко нечно, жажда новизны, на щупывание новых путей и форм важный стимул деятельности. Нашему те атру тоже нельзя отказать в этом стремлении. А хоз расчет, самоокупаемость воспринимает, как возмож ность большей творческой самостоятельности; ‘ ■ В заканчивающемся в этом году театральном эк сперименте — этой, как го ворится, разведке боем, — липчане добились некото рых успехов. Не вдаваясь в тонкости дела (это тема особого разговора), скажу, что удалось резко поднять зарплату актеров. (А ведь далеко не все участники эк сперимента смогли улуч шить положение артистов). При это.!» пока коммерция не нанесла заметного уро на искусству,-, Между тем даже известные театры ь погоне за экономической сиюм!инутной выгбдой те ряют эстетические ориенти- врем?^ все же слабо служил этой главной цели. В идеа ле серьезный рабочий орган ли да ролью чеховского . «генерала» во всех торже ственных случаях открытия и закрытия сезона, юбиле^ ев, дней театра и т. •д. Принудительное распрост ранение билетов рреди' ме таллургов приводило к то му, что в театре — 'аншлаг, а актеры играют перед по лупустым задом иди перед случайными зрителями. Всем ясна, сегодняшняя главная цель театра . —- способствовать перестройке) общественного сознания, бороться силами искусства с социальной апатией, следо вать правде жизни. Ведь живого контакта зрителя с- тем, что ОН' полюбил в те атре, во что поверил, что, благодаря влиянию искусст ва, становится составной частью его духовного мира, не заменить ничем. . . ■ Признавая это, участники «круглого стола» «ЛЗ», об суждавшие в марте прош лого г^да вопросы, связан, ные с перестройкой работы театра, заостряли внимание *' именно на проблеме воспи тания зрителя, формирова нии -его вкуса. Заместитель секретаря парткома НЛМК А. И. Шум заявил тогда, что впредь совет содрунш- ства отказывается от навя зывания билетов и заорга- кизованности, он зайМ 1 ется творческО' - идеологической, просветительской деятель ностью, будет добиваться, чтобы театр стал необхо дим ' металлургам. Прошло полтора года. Что же изменилось в дея тельности совета, как се годня строится взаимо связь комбинат — театр? Об этом мы беседовали на кануне открытия нового театрального сезона с з а местителем председателя совета содружества Т. В. Титовой. — Совет не просто пере смотрел свои планы, — сказала она, — ^о уже перестраивает свою работу. Начали с того, что обнови, ли наш договор с театром. Он обязался на каждой ческий опрос металлургов. «Домашние» встречи с театром начинались с чае пития. Постепенно во.шли в правило короткие сообще. ння представителей театра на директорских, партко мовских, комсомольских,. профсоюзных оперативках. Актеры пошли в цехи. Ре гулярными стали встречи е лауреатами премий нашего совета. Весной этого года успешно выступили на ком. бинате артисты В. Поно марев и В. Бражник. С бла годарностью вспоминают о встречах с актерами работ ники кислородного произ водства. Прекрасные твор ческие вечера в Сухоборье, думаю, (гоже способствова ли повышению интереса к театру. Запомнила реплику из зала: «Как прекрасно, что мы встретились, узнал вас и теперь обязательно буду ходить в театр». коей тем, что многие пар тийные, профсоюзные, ком. сомольские лидеры редко посещают не только театр, но и даже встречи, орган» зуемые на комбинате. Что. бы лучше выяснить их по зицию, их отношение, тре бования к театру, совет провел небольшой социоло гический опрос. Анкетнро вание показало, что из 27ь опрошенных в прошлом го. ду не посмотрели ни одно, го спектакля 22 процента, столько же посмотрели по одному спектаклю, третья часть — по два—три. И только, восемь с половиной процентов — более пяти. Столько же побывало на всех премьерах прошлого сезона. На вопрос, удовлет воряет ли репертуар, сем. надцать процентов ответили, что удовлетворяет вполне, 44 процента — не совсем, 34 процента затруднились ответить. Первые . результаты на., шей просветительской рабо ты обнадеживают. Когда теперь мы «закупаем» у театра премьеру, то в за. ле сидят не «культурнообя- загшые», а те, кто интере суется искусством, стремит-! ся к нему приобщиться. Примером могло служить посещение лучшего, по мнению металлургов, соци. ально-злободневного и вол. нущщего спектакля прош. лого сезона «Дорогая Еле на Сергеевна». На нем не было равнодушных. Пол ный зал и общее единодуш. ное одобрение быдо на спектакле. «Сказка про Фе-, дота-стрельца — удалого молодца» и на детской сказке «Два клена». Но коллектив театра не устраивают спешка, фор мальность в организации проводимых совётом меро приятий. Заведующая' лите ратурной частью Г. И. Ко валенко, например,' счита ет, что нужны не пятими нутные сообщения руково дителям и идеологическим работникам ' комбината, а широкий, откровенный раз говор. Она мечтает, чтобы открытие нового сезона бы ло отмечено такой большой встречей ■на НЛМК. Чтобы на ней актеры, режиссеры Среди высказанных пред, ложений и пожеланий бы ло много интересных, кон структивных. Предлагается улучшить рекламу спектак. лей. Чаще встречаться с трудовыми коллективами. Смелее ставить новые сов. ременные, остросюжетные пьесы и одновременно боль ше, шире давать классику. Доздакцть обстановку праздничности в театре. Один из руководителей написал: «РАБОТАЙТЕ ТАК, ЧТОБЫ У МЕНЯ ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ХОДИТЬ В ТЕАТР ЧА- ЩЕ. ТАК, КАК ЭТО БЫ . ЛО СО м н о й В 6 5—70 ГОДАХ». А что, собственно, было характерно для Липецкого театра того времени? Мо. жет быть, присутствие в репертуаре Островского, и практика приглашения на участие в спектаклях про славленных мастеров сцены из лучших московских теат ров, таких, как Тарасова, Нифонтова. Думается, луч ший опыт из этого прош лого стоит заимствовать. Да, Липецкий драматиче ский театр имеет все: воз- мож;ности больше обращать ся к классике, он умеет читать ее глазами совре. менника и заставлять слу жить задачам нашего се годня. Все больше людей по нимает, что без культуры не победить бюрократии, разгильдяйства, не постро ить правового государства, не добиться качества про изводства, не создать ново го облика социализма, ко- торый предполагает и/новый, иной тип человека. А но вого человека, новое мыш ление создает культура, и в том числе театр. Поэтому содействие ему — цель воз вышенная и благородная. Г. ШЕВЧЕНКО. ■у пос'гановочного коллек тива спектакля «Уходил ста рик от старухи» С. Злотнико ва (режиссер - заел, деятель искусс'тв РСёХ:?, лауреат Государс'гвенрой премии РОЙР В. Пахомов, художни ки — О. Твардовская и В. Макушенко) наступил са мый напряженный вьшускной период. 23 окттйря актерам, занятым в это ГОТОВИТСЯ к ПОСТАНОВКЕ I М. Янкр выходи'ль к зрите- заслужеиным' артистам РСФСР, лауреатам Государственной премии РСФСР С. Погребняк премьеры вопросом «О чем будет этот спектакль?» мы обратились к М. Янко. — А нужно ли это делать? Ведь в искусстве важно не только о чем рассказывать, яо, пожалуй, еще важнее как, какими средствами. А. для этого надо, чтобы спектакль был сыгран, и не один раз, чтобы зритель его увидел. И Тогда будет ясно, насколько то, что мы делаем на сцене, трогает сердца, надолго ли это останется в зрительской памяти, или публика будет холодна, то есть попросту уй дет спать й забудет. _ Пока же могу сказать, что ш,еса С. Злотникова, которую я считаю лучшей в его дра матургическом ■ творчестве, очень глубока и дает громад ный простор для творческой фантазии ее интерпретато ров, Здесь есть все: «и жизнь, и слезы, и любовь», и подве дение итогов, и огромная тя га к жизни. С одной с'горо- ны, это пьеса о судьбе кон кретных двух ладей, с другой — это пьеса вообще о судь- бе человеческой. Здесь в тес ный клубок сплетаются поэ зия и проза, быт и космос, философия и нехшрая жи тейская .мудрость. Надежду на то, чтб в ^ре зультате получится достой ный спектакль, поддерживает влюбленность всего нашего маленького постановочного коллектива в материал пьесы, огромное желание найти ее скрытый смысл. Но еще надо работать и ра ботать, искать главное и то самое «чуть-чуть», которое и Превращает зрелище в спек такль, а искусственный рас сказ о жизни облекает в жи вую плоть истинных страстей спектакля «Уходил старик ч старухи». В ролях — зас артисты РСФСР М. Янко С. Потребгшк. Фото А. КОЗИНА. СНИМАЕТСЯ КИНО Эстонские с'гы познакомились с липец- кнми артистами, в общета-то, случайно. Авторская хрунпа, которая по заказу американской теле-! компавии; должна была евн- мать фильм об А. П. Чехове, приехала в мае в Мелихово, чтобы там, среди !живой при роды, помнящей самого хозя ина усадьбы, приступить к ра боте над лентой. Приехав 21 мая в усадьбу для съемок, кнвематохрафисты неожидавво попади на шум ную мицанскую свадьбу, ко нечно, с генералом, как и принято в «лучших , домах». Пир явно был устроен на весь торжества, новоиспеченных супругов Апломбовых, прини мала участие многочисленная их родня, вресгажвые гости, ну и, по выражению одного из участников свадебного тсф^ жества, «прочая чепуха», т. е- ГОСТЕ помельче. Читатели газе'ш, следящие работой нашего театра, на; день в мелиховском парке ли пецкими артистами была ра зыграна чеховская «Свадьба». Именно разыграна, и в эту игру (как и замысливали авто ры спектакля режиссер В--Па хомов, художник А; Нестеров), наряду с артистами, включи лись г о с т дома-музея. . . Стихия этого действа нас только заразила, будущих авто ров фильма о Чехове, что они, во-первых, постарались снять все самое интересное, чГО. про исходило в тот день в усадь бе, а во-вторых, ретшлй в —чне изменить ©го сценарий пригласить артистов Липец кого театра заслуженного ! тиста РСФСР, лауреата дарственной премии . М. Янко и артистку О. Завершив работу над филь мом об А. П-, Чехове, эстон ские кинематографисты . по заказу той же американской телекомпании приступили.. к съемкам художествеино- документальной ленты о Л- Н. Толстом. В сенп^ре для уча стия в этом фильме были при глашены заслуженные артисты РСФСР В. Бражник и М; Со- Любители театралшого ис кусства вавервяка помнят за служенного артиста РСФСР М. - Соболева в роли Л.- Тол стого в спектакле по пьесе И. Другр «Возвращение на круги своя». На сей раз не- . ред ар'гастом стояла бдлее сложная задача — воссоздать образ великого писателя и че ловека уже не на сцене, а в естественных декорациях яс нополянского дома, ^служен ная артистка РСФСР В. Враж и й дебютировала в роли С. А. О ДЕЛАХ СУГУБО ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ Художественный совет те атра единогласно принял к постановке пьесу по повес-ш К. Сергиенко «Прощай, овраг». Что определило выбор имен- . ПАХОМОВ, заел, дея- . искусств РСФСР, дауре- Государственной премии РСФОР, председатель кудсо" — Мы давно искали зре лищную и одвоврщаенно глубокую пьесу для ребят среднего школьного возрас та. Нам показалось, что эта пьеса о жизни собак будет понятна и близка не 'только всем, кому сегодня от 10 до и -умному, чуткому взрослому зрителю. Эта ще- мяозцш пьеса-аллегория, рос- , конечно, о дедах сугубо человеческих. Этр очень жесткая и одно временно гуманная болях, о милосердии и явном дефиците этого чувства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz