Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
25 сентября 1988 г., № 223 (18220) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я С ЗАБОТОЙ ОШКОЛЕ Было время, когда на налгу нколу не обращали внимания даже те, коку было положено, а мы были вечными просителя ми- Но сейчас все изменилось. И со сто 1 »ны районного рухо- ^тодства, и шефов. Напомню: /^н к ол а у вас особая, в ней уча- вдали от дома дети из раз- ^ ных областей и республик страны. С сентяб)» прошлого года тесная связь была установлена с липецким заводом «Цеитро- литв. Шефы приезжают к нам, мы бываш в гостях у них. В этом з ам е т и ^ роль сыграл секретарь парткома предприя тия И. В.' Маклаков. Для пра чечной завод выделил промы шленную. синральндо машину, для кухни — пищеварочный котел, электррскороварку, тес- томешал!^ н . электрокипятиль ник — оборудование не только дорогое, но и дефицитное, его днем с огнем не сыщешь. А еще заводчане сварили и установили котлы, что позволит нам перезимовать в тепле. По могли и со-?' светильниками. Все оборудование и приборы «Центролит» передал школе без- 0 змездв 6 . Ощутимую помощь получаем мы и от коллектива Задонского лесхоза... Все^ заявки удовлетво ряются по нервой просьбе- ' Шефом 1 ПКЦЛЫ является и совхоз «Владимирский». Недав но он перечислил ремстройуча- стку около четырех тысяч руб лей за снортиввый городок. . Помогает хозяйство и травспор- том. Обещает выделить для ре бят Задонской школы глухих детей 15 тысяч рублей област ной детский фонд. Спасибо за все, это! Е. МЕЛЬНИКОВА, щ>едсе^тель профсоюзного Отряд «Конструктор» Можно ли доверить студен там конструироваште сложной техшпси? Не только можно, но и нужно. Б ЭТОМ' еще раз убе ждает опыт работы студенчес кого отряда «Конструктор» Ли пецкого политехнического ин ститута. Нынешним летом ему было доверено .участвовать в конструировании новой модели липецкото трактора. Хорошо потрудились студен ты и На строительстве санатор ной Щкольт-интерната, что в поселке «Дачный». Свой трех дневный заработок бойцы отря да решили перечислить на воз ведение госпиталя для воинов- интернациоиалисгов. НА СНИМКАХ: (внизу) бой цы студенческого отряда «Кон структор» его командир Игорь Клоков (слева) и Александр Каплун; (вверху) «Конструктор» — за работой. ' Фото А. КОЗИНА |||_| А динещюй земле немало памятных мест. Среди них — I Пальна-Михайловка, некогда игравшая иную роль в ку льтурной жизни России, М. В. Перваго (усадЦба с конца ХУШ века принадлежала ему); потом его наследники Стахови- чи привлекали в Пальну талантливых архитекторов, писателей, художников, артистов. В результате складывались и множились тесные связи елецкого края с представителями общенациова- льнонртч'льтуры. Такими, кащ известный русский просветитель Н. Новиков, великие русские писатели А. Пушкин, Л. Толс той, Н. Гоголь, знаменитый архитектор А, Витберг, российская знаменитость скульптор >п. Клодт, замечательный московский зодчий Д. Жилярди, большой мастер декоративной живописи И. Скотти, великий реформатор русского театра К. Станисла вский и артисты МХАТа, певец; .русской природы писатель М. Пришвин, великий художник И;; Репин. О связях последнего X Пальной наш.рассказ. Нюнь. 1891 года. Илья,Ефимо вич Репин, проехав на.коляске от Ельца по Старо-Московской Ао5зоге , на север "верст. пятнад цать, псщал в старинное село Пфсьна-Михайловку. Ниюг^але- ку он увидел д;ворянскую усадь бу, ■утопак>Щ 5 цо в зелени. Хлебосольно встретили доро гого гостя Стаховичи. "Восхитил Репина парк, разби тый на живописном берегу ре- ' ки, и дворец, построенный в стиле ампир по проекту А. Л. Витберга, строителя храма Спа сителя На Воробьевых горах в Москве. Художник опытным глазсяи приметил, как строгие античньхе линии и ^ р м ы умело. сочетались с негромкой красо той среднерусской природы. В ^ваетности, с лесистым склоном крутым берегом Пальны, к ^которому от дома вела, длин ная каменная лестница- Хорошо выглядела и внутренняя деко ративная отделка дворца, осу- ществленная известным в Рос- " сии итальянским, художником И. К. Скотти. Илья Ефимович видел работы этого крупного мастера ткивописи в Мяхайло- , веком замке ’в Петербурге, в Гатчинском, Павловском, Таври ческом, Зимнем дворцах. В досье Жраеведа «Я БИЛ В ПАЛЬНЕ» льшая домовая церковь с семей ным склетюм владельцев, пост роенная п» проекту знамештто- го архитектора Доминико Жи лярди, автора одного из извес тных архитектурных творений в Москве — английского клуба (ньше музей Революции). Все увиденное; и красота зда ний, и тенистый парк, и тихая речка, — да и теплые отноше- ■яия хозяев вызывали у Репина « собое чувство дружбьх к семье таховичей, большим знатокам литературы и искусства. Хозяин усадьбы •— Алек сандр Александрович Стахович был человеком вьшокообразо- вангаям и для своего крута очень прогрессивным. Он пост роил для крестьян школу, боль ницу, родильный дом. К. С. Станиславский называл его из вестным артистом-любителем и прекрасным чтецом: он читал много раз роль Хлестакова, пре красно произносил монолог Ре- петилова иЗ «Горя от ума». А будучи в гостях У- Л. Н. Тол стого в .Ясной Поляне, читал Льву Николаевичу льесы А. Н. Островского, чем доставил ему большое .удовольствие. Пошел в отца и его сын Ми- - хайл Александрович — необык- ный человек. Репина покоряло блестящее красноречие Мшеаи- ла, знание всех европейских языков, тесные связи с вьлаю- ЩИМ 1 СЯ людьми русской и фра нцузской культуры, и *превсю- хо ^ о е владение пером. НедЬ- оом с большой теплотой относил- ' ся к Михаилу Лев Николаевич Толстой. В одном из хшеем к своей дочери Татьяне он вьк- казал свое положительное от ношение к ее возможному бра ку с Михаилом. Но сдахые теплые, самые дру жеские чувства вызывала у Ильи .Ефимовича Софья Алек сандровна. Дочь тоже была под стать отцу— княгочейшей и знатоком культуры. Обычно с утра Илья Ефимо вич отправлялся с Софьей на прогулку по ближшвд окрест ностям, а потом — на реку. Они вели бесконечные бесед,ы об искусстве, о литет 1 атуре, о житейских делах. ■Художника покоряла в ней особая дарови тость. Уже буА^и пожилым, он напишет Софье: «Дорогая Софья Александров на, каждый день, проходя ми мо скамейки, на которой Вы си дели здесь в Пенатах, в душе моей, в особом пакетике шеве лятся многие воспоминания, и петербургские, и Пальны». За метим, что еЩе до приезда в Пальну зимой того же 1891 го да Репин писал ее портрет (по лотно размером 84x67 см), кото рый очень интересен своей как бы Чеканной Манерой исполне ния. В нем Илья Ефимович до спи- своего совершенства и очень его любил. Портрет Со фьи Александровны постоянно висел у него в Пенатах вместе с самыми дорогими его памятц портретами. Потом уже, в 1913 году, он педарил его Софье Александровне. Гостя у-Стаховичей, Репин настолько , проникся настррени- ' ем семьи, обожавшей эти' места, что, вешреки обыкновению (ре дко обращался к изображению природы) принялся за пейзаж. Расподожившись на балконе ви- тбергского дома, написал кар- ТЕиу парка. Лучшее в пейзаже — деревья, залитые солнцем. По савдетельству Б. П. Стахо вич — двоюродной сестры Со фьи Александровны, зеудожник выполнил этот пейзаж, «желая доставить удовольствие Софье Александровне и подарил кар тину ей». Г1лья Ефимович считал это полотно — «ПалБна. Вид с бал кона» — в ряду других поден ных картин наиболее удачным.. Недаром он дважды выставлял пейзаж на своих персональных' выставках в Москве и Петербу рге в 1891 и 1892 годах. Эта картина Долгие годы хранилась у Софьи Александ ровны и украшала ее .петербу ргскую, а затем и московскую квартиру, в которую она пе реехала в 1920 году, ...Дни летели быстро. И вот в один из них Репин пишет по ртрет К. Н. Рыдзевсксго — му жа Ольги Александровны Ста хович. Будучп на конном за воде, делает набросок каранда шом жеребешса с кобылицей. Заинтересовала художника Н. А. Стахович-Огарева же на генерал-лейтенанта, коман дира гвардейской дивизии .Л. Н. Огарева. И вот почему: кресть яне Палькы-Михайловки с теп лотой говорили о ней И. Е. Ре пину, благодарили ее за органи зацию в селе знаменитой впо следствии школы" кружевниц. В эту школу принимались девуш ки-подростки из бедных кресть янских семей. Находились они На полном пансионе в течение четырех лет, обучались грамо те и искусству кружевоплете- ния. Потом из них отбирали лучших, наиболее талантливых и. отправляли в Петербург для дальнейшего обучения в школе коврового ткачества. Илья Ефимович с удовольст вием пишет портрет Н. А. Ста- хович-Огаревой — еще одной одаренной женщины из семьи Стаховичей... Второй раз И. Е. Репин посе тил Пальну в,феврале 1892 го да. Приехал с Михаилом Але ксандровичем Стаховичем. От сюда вместе с ним на лошадях отправились в Бегичевку Дан- ковского уезда, где в то время находился Л. Н. Толстой с до черьми Татьяной и Марией; 22 февраля 1892 года И. Е. Ре пин пишет из Бегичевки В. В. Стасову; «Дорогой Владимир Васильевич, вот уже целая не деля, как я, наподобие Данте, странствую. То попуствуемый, вместо Вергилия, Михаилом Стахович, то один. Я сделал перед этим вечером верст 50 уже, из самого Ельца». Близкие, добрые . отношения И. Е." Репина с семьей Стахови чей, особенно .с Софьей Алек сандровной, ' продолжались дол гие годы. Шла осень 1913 года. Софья Александровна выезжает в -Финляндию, чтобы навестить больную сестру. Тогда же по бывала в Пенатах у И. Е. Ре пина. Художник дарит Софье Александровне ее портрет, на писанный еще в 1891 году. Через год С. А. Стахович вновь приглашает Илью Ефи мовича посетить Пальну. Но эта поездка не состоялась. По мешала этому омерт% жены Ре пина — Н. Б. НЬрдман, а по том 'разразившаяся первая ми ровая война-.. В 1924 году в связи с 80-ле- тиём со дня рождения И. Е. Репина Московский музей Л. Н. Толстого обратился к великому художнику с приветственным письмом. Софья Александровна Стахович — один из организа торов и сотрудников этого му зея, сделала приписку к пись му ■ В ответ Илья ‘Ефимович в восторженных тонах вспомнил об их первом энакомстве, о пребывании в Пальне. «Ад, я был счастлив в Пальне, — пи сал он, — я купался в ней, я ездил с Вами верхами, ездили на лодке и рассуждали теоре- шчески о дружбе». Всего одну неделю летом 1891 года художник гостил у Стаховичей в их паленской уса дьбе.^ Но эта неделя запомни лась ему на всю долгую жизнь. К сожалению, не сохранилось письма Ильи Ефимовича к Со фье Але|ссандровне, которое он послал ей сразу же после сво его отъезда из Пальны. Но зато сохранилось ее ответное посла ние И. Е. Решигу. «Еще раз спасибо за ласковые слова, писала Софья Александровна,— которые я очень скоро переда ла Пальне; мне подали Ваше письмо в саду и я прочла его в купальне... Я рада, что о Па льне Вы сохранили недурное впечатление, хотя Вы и не на шли ее. красивою. * Но, вошервых. Вы много ви дели и поэтому требовательнее, а во-вторьк, и, главное, я люб лю ее и поэтому сужу прист растно. И так пристрастно, что ничего лучшего мне не нужно». Б заключение рассказа о про шлом Пальны, истории посеще ний ее Репиным, не могу про молчать, что бывшая усадьба Стаховичей (сейчас* там контора совхоза) нуждается в реконст- рующи. Осуществить ее, сохра нить это памятное для истории русской культуры место —на ша обязанность. В. АКУЛЕНКО, член Союза журналистов ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ Указом Президиума Вер ховного Совета РСФСР за заслуги в обучении и коммунистическом воспи тании учащихся и много летний добросовестный труд почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» присвое- ГУСЕВОЙ Марии Федо ровне — учительнице вто рой тербунской средней школы Тербунекого рай она; ЗАХАРЕНКО Ва лентине Николаевне — учительнице,средней,дао- лы № 38 города Липец- ,ка; КРАСИЛЬНИКОВОЙ Анастасии Дмитриевне учительнице Подгоренской средней школы Липецкого района; ЛАВРОВОЙ Алек сандре Харитоновне — за местителю директора ио учебно - воспитательной ра боте средней школы № 61 города Липецка; ЛУПО р е в о й " ~ ' директора по учебно-воспи тательной работе Иванов ской средней школы Елец когр района; ОКОРОКО в о й Таисии Ивановне - - учительнице средней шко лы № 55 города Липецка РВАЧЕВОИ Анне Михай Довне — учительнице сред ней школы № 3 города Лебедяни; СОРОКИНОЙ Александре Федоровне — учительнице Захаровской средней школы Воловско- го района; ХАЛЬЗЕВОИ Валентине Тихоновне .— учительнице средней шко лы № 24 города Липецка. Указом Президиума Вер ховного Совета РСФСР за заслуги в области со ветской культуры и мно голетнюю плодотворную работу почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» прис воено; ТИ,ТОВУ Михаилу Степановичу — режиссеру народного циркового кол лектива «Юность» Дворца культуры и техники Ново липецкого металлургиче ского комбината имени Ю. В. Андропова; Липец кая область. Указом Президиума Вер ховного Совета РСФСР за заслуги в области советско го искусства почетное зва ние: «Заслуженный артист РСФСР» присвоено АС- САДУЛИНУ Альберту На- рулловичу — солисту Ли пецкой областной филар монии. Сегодня все мы взыскуем правды; Правды, пусть :амой горькой, но прямой, без прикрас и умолча- нт, правды о прошлом, правды о настоящем. .Именно этим объясняется интерес,, вызванный у липчан этими необычным»; вечерами, на которых звучала хроника трудных, страшных событий нашей истории. Тем не менее оценки этой своеобразной композиции неоднозначны. Поэтому мы и решили 'Опубликовать две несовпадающих точки зрения на. «НЕУЖЕЛИ ВСЕ БЫЛО НЕ ВО СНЕ, А СЕРЬЕЗНО?» Эти строки из песни одесского поэта А.- Каменного ста ли своео&разньш. прологом к лекции «Хроника сталинских репрессии». И прологом не случайным, поскольку только в кошмарном сре могло привидеться то, о чем шла речь в этот вечер. .Всеобщая подозрительность, шпиономания доносы, репрессии. Да сколько же об этом, можно?» — спрося'г и спросили, видимо, читатели и зрители утомлен ные избытком ,негативной информации, заполнившей стра ницы толстых и тонких журналов, газет' и еще пахнущих' типографской краской художественных томов. Их нетруд но понять. Не. очень-то хочется возвращаться к страшным леденящим сердце, фактам, событим , датам. Однако воз вращаться необходимо., Может быть, даже больше, тем о собственных успехах — о них уже столько трубили, мы должны помнить, о горьких, трагических страницах нашей истории. ^ Мы часто размышляем о том, как гарантировать обще ство .от нсевозможных культов в будущем И забываём что лучшая гарантия — наша ,намять. И заслуга автора лекции студента историко-архивного института* Дмитрия Юрасова как раз. в том, .что он не дает .забыть о прошлом. Да, он не одинок, да.осцов'ная историческая канва нам уже иавестна. Однако многое, очень многое значат и де тали. Они плоть истории. Они возвращают ее истинный лик, заставляя запоминать его' черты не только разум, но и сердце. И, может, потому лекция Д. Юрасова проз вучала чуть скорого 1 вор(кюй, была трудновата для запо минания, что он как раз и хотел максимально насытить ее .информацией, хо-гел как ,бы номпенеировать Долгую немоту историков и за два часа «домолвить все былые недомолвки». Автор, рассказьщая об известных со 1 бытиях, находит но вые факты, новые аргументы. И именно они, основанные на документах,. а не произвольные комментарии, многое объясняют. I . , Итак, год 28-й. Громкое «шахтинское дело», по кото рому проходило 63 так назьшаемых старых спеца, инжене ра из города Шахты. Они:обвинялись в срыве планов по добыче ка* 1 едаого угля, саботаже, организации завалов,,-в которых погибали шахтеры, и в шпионаже." На открытом судебном заседании свою ,вину признали. Но почему при- Зцаци? •В а|хивных, документах упоминалось о примеце; НИИи ним я4®Цмер ОРП'У. А какие это спецмеры, Д. Юра- .ДО®.-и .удалось узнать. Людей, например, запирали в «сто ячий» карцер, ^кормили селедкой и не давали пить, йзби- резиновой дз^инной с металлическим стержнем вну три, .зажимали пальцы'дверью,, сажали в подвал .с капаю- ..щей .водой,.стзцил'И, нд 50 часов лицом к ртене. Были и ..другие пыр^щ.до^.язцния. . " .род; 30-й,.,,Б' дтране,раздернулись гонения на инже-. “й^рре-гидростроителей, воЗвепецов. Были арестованы -по чти все препедаватели Ленинградской . Военно-Морской .Академии,., Воднно-мдроного училища имени'Фрунзе. 06 - -Бинения, каЯ" ираяило,'.-'не отличались разнообразием — вредительство, шпионаж. Методы дознания и приговоры Конегчно, мы знаем, что лагерная система представляла собой, хорошо отлаженный механизм, гигантскую машину, перемалывающую тысячи судеб. Но лектор и-не повторяет общих мест, раерказьшая слушателям о вещах малбизвест-' ных, — о первых соловецких госелениях, ставших лотом" концентрационными -лагерями,-и политизоляторах*; о том, что дубинка репрессий не миновала даже служителей цер квей. ВьЩ арестован и умер на .каторге Патриарх Всея Руси Отец Пимен. Есть смысл и в обостренном внимании -к другой траги ческой странице нашей ‘истории — строительству Бело морканала. По приказу Сталина, нужно было уложиться в нереально короткий срок — 20 месяцев. Стройку воз главили руководители ОГПУ. В срок-то уложились. Прав да, ценой нечеловеческих усилий 80—100. тысяч заклю ченных и. того, что канал был .вырыт мельче планируемо- 'го, то есть оказался практически несудоходным. Это все горькие,-"настоянные на слезах и горе челове ческом урони. И забвение их, какими бы благими наме рениями оно не мотивировалось, — когда орган внесудеб ной расправы—особое, совещание —-рассматривало дело не только 'без судей и адвокатов, но даже в отсутствие об-- виняемого, невозможно. ' Есть вещи, которью надо просто помнить. Помнить то, 'ЧТО в середине тридцатых; особое совещание со'биралсюь .практически каждый день и через его руки проходило по 200—300 дел. А" по каждому — порой до 80 человек. Как. например, по делу первого секретаря Сталинградского горкома партии, обвиняемого в организации контрреволю ционного заговора. Помнить."что в Грузии был-репресси рован каждый четвертый человек, -что исчезли с геогра фических 'Карт четыре автономных республики. Помнить людей — их называли повторниками, 'Которые, отсидев один срок, .снова попадали в лагеря, по тому же обвине ниш. Помнить, что появились «преступники», осужден ные за ВАТ., ВАД — ‘Восхваление американской техники, американской демократии... И еще, 'еще имена, факты. ■Сколько же Их было . — жертв сталинских репрессий? Точно пока не установлено. Но, судя по некоторым дан-ньш — около 15 миллионов ■человек. Не случайно результаты переписи , населения 37-го года, уничтожены. А те. 1 КТо руководил переписью, расстреляны. . . Об этом и многом другом рассказал Д. Юрасов. Безусловно, более глубокое осмысление того -материа ла, которым он обладает, еще впереди. Однако не думаю, чТо за это можно упрекать лектора. Информация — са мостоятельная ценность. Когда же мы закрываем к ней доступ, и появляется вопрос; почему-после культа лич ности Сталина бьши новые -культы, где гарантии, . что ошибки прошлого не повторятся? А ведь гарантии, — подчеркиваю еще раз, в (Нас самих, в знании и -пехвторе- нии' всей правды, какой бы неприятной она ни была. ...На стенах зала плакаты «Памяти жертв сталинизма», на них же указан счет № 700454, по которому желающие могут перечислить средства в фонд памяти , о жертвах сталинизма. Нам очень -нужны и, такие памятники. И. НОВОКУЗНЕЦКАЯ. ПОСЛЕ ТРЕХ ВСТРЕЧ Три вечера -подряд зрительный зал Липецкого драмати- чеокого театра был переполнен. Липчане приходили на встречу с работником издательства «Советская энцикло педия», студентом второго курса вечернего отделения Мо сковского историко-архивного института, участник- ком телепередачи «Взглад» Дмитрием Юрасовым. Не удивительно, что тема его лекции — «Хроника сталинских репрессий 1928—53 годов. По материалам особого ар хива Военной коллегий Верховного суда» — привлекай многих. Знать,'какая цена и за что заплачена нашим на-' родом, критически осмыслить страшные действия Сталина' и его окружения желает каждый думающий человек, чу^ вствующий свою ответственность за наше общее дело. И,ця на эти вечера, одни ожидали услышать новые факты, по могающие об'ьякнить главную загадку — массовость реш реесий, уничтожение тысяч и тысяч даже не ■ опасных Сталину людей; другие (судя по некоторь1м вопроса)/)— ' прояснить судьбу видных деятелей партии, культуры, их", семей. Были, конечно, щжашдующие сенсационных разо- ' блачений. ' ■ ■ . у Скажу сразу, сенсационных сообщений не было. И сла=*" ва богу. Мы так устали от них, что уже, кажется, не. в*- состоянии воспринимать. Тем более, что часто сообщения,*" умозаключения одного исследователя ставятся тюд сом- ■ ‘нение публикацией, идущей следом. Порой не знаешьг кому верить' • . ' Сегодня, когда «все знают все», осложняется наигрывая- ние интереса только фактами, ’гем более ,однотипными, "б общем-то знакомыми из, партийных документов, хУДожеср-"" венных произведений, публи’цистики,- воспоминаний .очЦ^ -видцев. Каждый хочет быть соучастником аналитических" размышлений. Отсюда привычные прежде лекции, щогда ' один вещал, -а остальяью внимали, теряют популярность, - уступая место дискуссиям. - . ' ■ • . . И все-таки молодой лектор делает свои сообщения хро-^"- никально, сухо, почти без йэмментариев, которые, увыГ’ не излишни сегодня. Его скупая речь контрастировала с - хорошо продуманным эмоциональным музыкально-поэтиче-' с-ким оформлением вечеров. А проникновенное прочтение-' заслуже 1 шым артисто>м РСФСР Михаилом Янко глав -и з" поэмы А. Твардовского «По праву памяти» уже в самом начале вечера давало пеихологичеокий настрой, которйй- сохранялся до конца встречи. ’ И зал,, несмотря на плакаты, призьшающие ,'вносить; .средства-на счет 700454 для воз.движения памятника же/: ртаам сталинизма, уважая память этих жертв, в полной' тишине елушал предлагаемую не историком, а молодым' студентом-эртузиастом хронологию трагических событиС " начиная ,от шахтинокого дела, и процесса Промпартии 6 ' 1928—30 годах, до дела «врачей», кампании против кос- ' мополитов, прдоледования еврейскиу деятелей культуры ' и лиц едрейской национальности... -Даже, при затднутом, передислении извесшы-у аббревиатур, за ноторьшй скры-., вались органы пресечения, подробнейшем изложении'хо?/ да формиро'вания, изменений системы лагерей, тюрем, нщ'- . литических изоляторов, органов несудебной р а с п р а вы ,. -^ ' слушатели, казалось, были внимательны. . , , ; ' СегоД'Ня,. когда поток информации, исследований, нереди.' ко скороспелых, обрушивается-на читателя,-зрителя, сяу^- шателя каждодневно, нам очень не хватает , глубокого,- , критического осмысления тех- или -иных долитических са-;- бытий-'ПРОШЛОГО"'(да- и настоящего), поведения отдельных, , исторических личностей. И отдавая; должное смелости мог,, лодого студента, взявшегося за создание картотеки жертв .; сталинских репрессий на основании документов, которые’ ему удалось увиде'^ь в -особом архиве Военной коллегии -' Верховного суда, где он некоторое время работал, все-тэ' ки, мне кажется, он несколько поспешил,-с-их сообщением* широкой аудитории. Отнюдь, не потому, что нужно что-тэ» скрывать. Нет. Сегодня недомолвки, умалчивания, сокрьь«. тия опасны. И в прессе звучат настоятельные-"требования» шире открыть архивы для использования, чтобы помочь исследовать сложные этапы нашей истории. - - - г.. ■Читающей, следящей за периодикой публике сообще ния Дмитрия Юрасова мало дают нового. А мадо ■чйтакц . щим — не проясняют причин, истоков событий тех лет,', не помогают разобраться в них, лекции недостае^,' анализа; углубленного исследования явления. Да -и в ищ ' формации хотелось бы большей документальности} 'К , слову, веряоеть хроно,4огии репрессий тоже трудно пр№-‘ знать полностью обоснованной;. Не случайно на вонро^' почему в хронологии, первый йериод определен. 1928 га--. дом, а не раньше, лектор ответил, что он просто не распо-, адагал архивными материалами более раннего времени.-’. - Первый шок от потока страшной' информации прошел; Наступило, время углубленных ее оценон. Броде все хо}-, тят правды, Но не все одинаково ее понимают. В период’ , гласности и демократии, конечно,. каждый может высту-; . пить со своими мыслями. Но «может» ,т- не значит дол--' жет спешить к людям" со своими наблюдениями, инфор-' мацией, .если они недостаточно проанализированы. Ведь гласность не только увеличетает поток слов, но и, преж де всего, требует высокой ответственности тех, ,кто их -яро-' износит. , Мне могут возразить; «Каждый волен говорить, но ка- , ждый волен слушать или не слушать». В данном случае те, кто пришел в театр, оказались В" .особом положении; с. ■ткого вечера памяти жертв сталинизма уйти , неяов-кр. И все-таки в зависимости от аудитории {-в последний ве7 •чер преобладала молодежь) с первых двух жтреч 'некото-,' рые уходили. Как я заметила, среди них были люди раз-'.’, ных поколений. . - Справедливости ради н ^ о сказать, что я слышала р а? ; '' ные впечатления о, встрече;-от восторженных до резко о'!;- рицательных.' Мне думается,, многих не устраивает сегед-’ ня быть пассивньпта слушателями. Слушания достаточно - и по телевидению, радио. По вопросам, репликам из зала-,- : чувствовалось, что люди хотели более живого разговора,,. - диалога с лектором, дискуссии. Видимо, Дмитрий Юрасов ' - не готов "к этому, и потому не решился на дискуссию. Да и трудно упрекнуть начинающего лектора, который приз нает, что для ответа на многие вопросы у него «не нара-" ботано материала». Дискуссия — это особое искусство, требующее широкой эрудиции и определенного опыта. ■' " Размьшгляя о прошедших вечерах в Липецком театре. ■ приходишь к выводу, что липчанам очень нужны встречй -на самом высоком, профессиональном уровне, с публицвс*- тами, исследователями, .готовьши к дискуссия.^. Сожале ние вызьюает, например, что приезд 3 " город группы мое-.- ковских лекторов-экономистов, социологов, историков “В- середине лета, не был использован для их встреч в самых' широких аудиториях. . ' ' ' Думается, резонно на одном-из вечеров Дмитрия Юра-' сова прозвучал вопрос: а почему в зале Нет идеологов?' Действительно, кому, как не им, следовало заинтересова-' ться сообщениями молодого лектора, может быть, при-" нять участие в прояснении те-у вопросов, на которые он не мог ответить. Людям хочется все понять, нее ос-мыс-. лить. И как важен в этом процессе спокойный, коллектив- ’ -и фактов. . ШЕВЧЕНКО, 'выставка О ПРЕЛЕСТИ ЦВЕТОВ, О ЦЕННОСТИ МГНОВЕНИЯ., Художественная жизнь наше го города в нынешнем году необычайно богата персональ ными выставками. Вряд ли ошибусь, если скажу, что ка ждая из них стала для любите лей искусства удивительным от крытием. Организация липецких художников предстает благода-* ря таким смотрам Кшс коллек тив, объединяющий мастеров различных творческих устрем лений, наделенных самобытным видением и мироощущением. И снова в выставочном зале экспозиция одного автора. На сей раз это представитель так называемого среднего поколе ния художников — Николай Углов. Участник областных, зо нальных, респуб.№канских выс тавок, он давно снискал уваже-! ние коллег, симпатии зрителей. Сюжеты живописных работ Углова внешне не отличаются большим разнообразием. Скро мный пейзаж, запечатлевший привытао-знакомые всякому ли- пчарииу места;. Петровский опу<ж, Древне-Успенская цер- . ковь, тихая улица городской окршшы... КЩогочисленные на тюрморты, составленные из по чтя неизменных, повторяющихся преддгетов, написаны в ажурной тени одной и той же яблони... И тем не менее, все полотна— разные. Художник способен во спринимать малейшие перемены в объекте своего внимания и испытывать по этому поводу особые переживания. В них-то и заключается сущность его ка ртин. О чем они? О том,' что каждый миг неповторим. И что-то происходит в мире, ко гда выпадет свежий снег, ког да -уходит пора одних цветов, но расцветают другие. И у каждого мгновения есть своя музьща. ; . Пейзаж Углова соткан из чувств непосредственных, рож даемых самим состоянием при роды, которое тонко, в нюансах отмечается живописцем. ", Оно откликается в эмоциональных интонациях, в мелодиях кар тин. Зимние этюды написаны быстрой, свободной кистью, колорит их основан на сбли женных тонах, нежных града циях цвета, ритм — на разме ренных повторах красочных пятет, поэтичеоки рифмованных линий. Для. решения других пейзажей — летних, архитек турных — автор нахоадт иные средства выразительности: кон- зрастные сопоставления цвета, острые линии, энергичную кон струкцию композиции. " • Это качесгоо, на мой взгляд, в полной мере проявляется в* натюрмортах. В ранних работах этого жанра' художник стремил ся передать прихотливую игру цвета в изменчивой свето-воз душной среде. В полотнах пос- леднег 9 времени эти задачи ус ложняются. Большое значение приобретает силуэт и контур. Живописец наслаждается фор мой, материалом, цветом пред метов, Их взаимосвязанностью в пространстве и цельным еди нением с фоном. И кажется, что красота их переживается художником подобно музьпсаль- ному мотиву, а его творческое сознание выстраивает на поло тне живописную аналогию этим отцущениям. Красота реальнос ти, опосредованная эстетически ми ассоциациями автора, возв ращается в мир в новом качест ве, творчески преобразоКадная в красках. ‘ . В натюрмортах. пейзажах, женских портретах —вдумчиво* созерцательное любование кра сотой, ярко выраженное 'пред ставление живописца о прекра сном. В наш индустриально-тё-" хнический век, бешеных скоро стей и экологических утрат', наверное, не ‘так уж мало на помнить людям о прелести цветка, о красоте природы... Работая в среде талантливых мастеров, являясь наследником богатейших традшщй, накоплен ных мировым искусством к нп- шему времени, живялв эйоху динамичной сменяемости напра влений и моды-, нелегко худож нику обрести индивидуальности. Школаю Углову это удалось Т. НЕЧАЕВА, Ескусствовед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz