Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

25 сентября 1988 г., № 223 (18220) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я С ЗАБОТОЙ ОШКОЛЕ Было время, когда на налгу нколу не обращали внимания даже те, коку было положено, а мы были вечными просителя­ ми- Но сейчас все изменилось. И со сто 1 »ны районного рухо- ^тодства, и шефов. Напомню: /^н к ол а у вас особая, в ней уча- вдали от дома дети из раз- ^ ных областей и республик страны. С сентяб)» прошлого года тесная связь была установлена с липецким заводом «Цеитро- литв. Шефы приезжают к нам, мы бываш в гостях у них. В этом з ам е т и ^ роль сыграл секретарь парткома предприя­ тия И. В.' Маклаков. Для пра­ чечной завод выделил промы­ шленную. синральндо машину, для кухни — пищеварочный котел, электррскороварку, тес- томешал!^ н . электрокипятиль­ ник — оборудование не только дорогое, но и дефицитное, его днем с огнем не сыщешь. А еще заводчане сварили и установили котлы, что позволит нам перезимовать в тепле. По­ могли и со-?' светильниками. Все оборудование и приборы «Центролит» передал школе без- 0 змездв 6 . Ощутимую помощь получаем мы и от коллектива Задонского лесхоза... Все^ заявки удовлетво­ ряются по нервой просьбе- ' Шефом 1 ПКЦЛЫ является и совхоз «Владимирский». Недав­ но он перечислил ремстройуча- стку около четырех тысяч руб­ лей за снортиввый городок. . Помогает хозяйство и травспор- том. Обещает выделить для ре­ бят Задонской школы глухих детей 15 тысяч рублей област­ ной детский фонд. Спасибо за все, это! Е. МЕЛЬНИКОВА, щ>едсе^тель профсоюзного Отряд «Конструктор» Можно ли доверить студен­ там конструироваште сложной техшпси? Не только можно, но и нужно. Б ЭТОМ' еще раз убе­ ждает опыт работы студенчес­ кого отряда «Конструктор» Ли­ пецкого политехнического ин­ ститута. Нынешним летом ему было доверено .участвовать в конструировании новой модели липецкото трактора. Хорошо потрудились студен­ ты и На строительстве санатор­ ной Щкольт-интерната, что в поселке «Дачный». Свой трех­ дневный заработок бойцы отря­ да решили перечислить на воз­ ведение госпиталя для воинов- интернациоиалисгов. НА СНИМКАХ: (внизу) бой­ цы студенческого отряда «Кон­ структор» его командир Игорь Клоков (слева) и Александр Каплун; (вверху) «Конструктор» — за работой. ' Фото А. КОЗИНА |||_| А динещюй земле немало памятных мест. Среди них — I Пальна-Михайловка, некогда игравшая иную роль в ку­ льтурной жизни России, М. В. Перваго (усадЦба с конца ХУШ века принадлежала ему); потом его наследники Стахови- чи привлекали в Пальну талантливых архитекторов, писателей, художников, артистов. В результате складывались и множились тесные связи елецкого края с представителями общенациова- льнонртч'льтуры. Такими, кащ известный русский просветитель Н. Новиков, великие русские писатели А. Пушкин, Л. Толс­ той, Н. Гоголь, знаменитый архитектор А, Витберг, российская знаменитость скульптор >п. Клодт, замечательный московский зодчий Д. Жилярди, большой мастер декоративной живописи И. Скотти, великий реформатор русского театра К. Станисла­ вский и артисты МХАТа, певец; .русской природы писатель М. Пришвин, великий художник И;; Репин. О связях последнего X Пальной наш.рассказ. Нюнь. 1891 года. Илья,Ефимо­ вич Репин, проехав на.коляске от Ельца по Старо-Московской Ао5зоге , на север "верст. пятнад­ цать, псщал в старинное село Пфсьна-Михайловку. Ниюг^але- ку он увидел д;ворянскую усадь­ бу, ■утопак>Щ 5 цо в зелени. Хлебосольно встретили доро­ гого гостя Стаховичи. "Восхитил Репина парк, разби­ тый на живописном берегу ре- ' ки, и дворец, построенный в стиле ампир по проекту А. Л. Витберга, строителя храма Спа­ сителя На Воробьевых горах в Москве. Художник опытным глазсяи приметил, как строгие античньхе линии и ^ р м ы умело. сочетались с негромкой красо­ той среднерусской природы. В ^ваетности, с лесистым склоном крутым берегом Пальны, к ^которому от дома вела, длин­ ная каменная лестница- Хорошо выглядела и внутренняя деко­ ративная отделка дворца, осу- ществленная известным в Рос- " сии итальянским, художником И. К. Скотти. Илья Ефимович видел работы этого крупного мастера ткивописи в Мяхайло- , веком замке ’в Петербурге, в Гатчинском, Павловском, Таври­ ческом, Зимнем дворцах. В досье Жраеведа «Я БИЛ В ПАЛЬНЕ» льшая домовая церковь с семей­ ным склетюм владельцев, пост­ роенная п» проекту знамештто- го архитектора Доминико Жи­ лярди, автора одного из извес­ тных архитектурных творений в Москве — английского клуба (ньше музей Революции). Все увиденное; и красота зда­ ний, и тенистый парк, и тихая речка, — да и теплые отноше- ■яия хозяев вызывали у Репина « собое чувство дружбьх к семье таховичей, большим знатокам литературы и искусства. Хозяин усадьбы •— Алек­ сандр Александрович Стахович был человеком вьшокообразо- вангаям и для своего крута очень прогрессивным. Он пост­ роил для крестьян школу, боль­ ницу, родильный дом. К. С. Станиславский называл его из­ вестным артистом-любителем и прекрасным чтецом: он читал много раз роль Хлестакова, пре­ красно произносил монолог Ре- петилова иЗ «Горя от ума». А будучи в гостях У- Л. Н. Тол­ стого в .Ясной Поляне, читал Льву Николаевичу льесы А. Н. Островского, чем доставил ему большое .удовольствие. Пошел в отца и его сын Ми- - хайл Александрович — необык- ный человек. Репина покоряло блестящее красноречие Мшеаи- ла, знание всех европейских языков, тесные связи с вьлаю- ЩИМ 1 СЯ людьми русской и фра­ нцузской культуры, и *превсю- хо ^ о е владение пером. НедЬ- оом с большой теплотой относил- ' ся к Михаилу Лев Николаевич Толстой. В одном из хшеем к своей дочери Татьяне он вьк- казал свое положительное от­ ношение к ее возможному бра­ ку с Михаилом. Но сдахые теплые, самые дру­ жеские чувства вызывала у Ильи .Ефимовича Софья Алек­ сандровна. Дочь тоже была под стать отцу— княгочейшей и знатоком культуры. Обычно с утра Илья Ефимо­ вич отправлялся с Софьей на прогулку по ближшвд окрест­ ностям, а потом — на реку. Они вели бесконечные бесед,ы об искусстве, о литет 1 атуре, о житейских делах. ■Художника покоряла в ней особая дарови­ тость. Уже буА^и пожилым, он напишет Софье: «Дорогая Софья Александров­ на, каждый день, проходя ми­ мо скамейки, на которой Вы си­ дели здесь в Пенатах, в душе моей, в особом пакетике шеве­ лятся многие воспоминания, и петербургские, и Пальны». За­ метим, что еЩе до приезда в Пальну зимой того же 1891 го­ да Репин писал ее портрет (по­ лотно размером 84x67 см), кото­ рый очень интересен своей как бы Чеканной Манерой исполне­ ния. В нем Илья Ефимович до­ спи- своего совершенства и очень его любил. Портрет Со­ фьи Александровны постоянно висел у него в Пенатах вместе с самыми дорогими его памятц портретами. Потом уже, в 1913 году, он педарил его Софье Александровне. Гостя у-Стаховичей, Репин настолько , проникся настррени- ' ем семьи, обожавшей эти' места, что, вешреки обыкновению (ре­ дко обращался к изображению природы) принялся за пейзаж. Расподожившись на балконе ви- тбергского дома, написал кар- ТЕиу парка. Лучшее в пейзаже — деревья, залитые солнцем. По савдетельству Б. П. Стахо­ вич — двоюродной сестры Со­ фьи Александровны, зеудожник выполнил этот пейзаж, «желая доставить удовольствие Софье Александровне и подарил кар­ тину ей». Г1лья Ефимович считал это полотно — «ПалБна. Вид с бал­ кона» — в ряду других поден­ ных картин наиболее удачным.. Недаром он дважды выставлял пейзаж на своих персональных' выставках в Москве и Петербу­ рге в 1891 и 1892 годах. Эта картина Долгие годы хранилась у Софьи Александ­ ровны и украшала ее .петербу­ ргскую, а затем и московскую квартиру, в которую она пе­ реехала в 1920 году, ...Дни летели быстро. И вот в один из них Репин пишет по­ ртрет К. Н. Рыдзевсксго — му­ жа Ольги Александровны Ста­ хович. Будучп на конном за­ воде, делает набросок каранда­ шом жеребешса с кобылицей. Заинтересовала художника Н. А. Стахович-Огарева же­ на генерал-лейтенанта, коман­ дира гвардейской дивизии .Л. Н. Огарева. И вот почему: кресть­ яне Палькы-Михайловки с теп­ лотой говорили о ней И. Е. Ре­ пину, благодарили ее за органи­ зацию в селе знаменитой впо­ следствии школы" кружевниц. В эту школу принимались девуш­ ки-подростки из бедных кресть­ янских семей. Находились они На полном пансионе в течение четырех лет, обучались грамо­ те и искусству кружевоплете- ния. Потом из них отбирали лучших, наиболее талантливых и. отправляли в Петербург для дальнейшего обучения в школе коврового ткачества. Илья Ефимович с удовольст­ вием пишет портрет Н. А. Ста- хович-Огаревой — еще одной одаренной женщины из семьи Стаховичей... Второй раз И. Е. Репин посе­ тил Пальну в,феврале 1892 го­ да. Приехал с Михаилом Але­ ксандровичем Стаховичем. От­ сюда вместе с ним на лошадях отправились в Бегичевку Дан- ковского уезда, где в то время находился Л. Н. Толстой с до­ черьми Татьяной и Марией; 22 февраля 1892 года И. Е. Ре­ пин пишет из Бегичевки В. В. Стасову; «Дорогой Владимир Васильевич, вот уже целая не­ деля, как я, наподобие Данте, странствую. То попуствуемый, вместо Вергилия, Михаилом Стахович, то один. Я сделал перед этим вечером верст 50 уже, из самого Ельца». Близкие, добрые . отношения И. Е." Репина с семьей Стахови­ чей, особенно .с Софьей Алек­ сандровной, ' продолжались дол­ гие годы. Шла осень 1913 года. Софья Александровна выезжает в -Финляндию, чтобы навестить больную сестру. Тогда же по­ бывала в Пенатах у И. Е. Ре­ пина. Художник дарит Софье Александровне ее портрет, на­ писанный еще в 1891 году. Через год С. А. Стахович вновь приглашает Илью Ефи­ мовича посетить Пальну. Но эта поездка не состоялась. По­ мешала этому омерт% жены Ре­ пина — Н. Б. НЬрдман, а по­ том 'разразившаяся первая ми­ ровая война-.. В 1924 году в связи с 80-ле- тиём со дня рождения И. Е. Репина Московский музей Л. Н. Толстого обратился к великому художнику с приветственным письмом. Софья Александровна Стахович — один из организа­ торов и сотрудников этого му­ зея, сделала приписку к пись­ му ■ В ответ Илья ‘Ефимович в восторженных тонах вспомнил об их первом энакомстве, о пребывании в Пальне. «Ад, я был счастлив в Пальне, — пи­ сал он, — я купался в ней, я ездил с Вами верхами, ездили на лодке и рассуждали теоре- шчески о дружбе». Всего одну неделю летом 1891 года художник гостил у Стаховичей в их паленской уса­ дьбе.^ Но эта неделя запомни­ лась ему на всю долгую жизнь. К сожалению, не сохранилось письма Ильи Ефимовича к Со­ фье Але|ссандровне, которое он послал ей сразу же после сво­ его отъезда из Пальны. Но зато сохранилось ее ответное посла­ ние И. Е. Решигу. «Еще раз спасибо за ласковые слова, писала Софья Александровна,— которые я очень скоро переда­ ла Пальне; мне подали Ваше письмо в саду и я прочла его в купальне... Я рада, что о Па­ льне Вы сохранили недурное впечатление, хотя Вы и не на­ шли ее. красивою. * Но, вошервых. Вы много ви­ дели и поэтому требовательнее, а во-вторьк, и, главное, я люб­ лю ее и поэтому сужу прист­ растно. И так пристрастно, что ничего лучшего мне не нужно». Б заключение рассказа о про­ шлом Пальны, истории посеще­ ний ее Репиным, не могу про­ молчать, что бывшая усадьба Стаховичей (сейчас* там контора совхоза) нуждается в реконст- рующи. Осуществить ее, сохра­ нить это памятное для истории русской культуры место —на­ ша обязанность. В. АКУЛЕНКО, член Союза журналистов ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ Указом Президиума Вер­ ховного Совета РСФСР за заслуги в обучении и коммунистическом воспи­ тании учащихся и много­ летний добросовестный труд почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» присвое- ГУСЕВОЙ Марии Федо­ ровне — учительнице вто­ рой тербунской средней школы Тербунекого рай­ она; ЗАХАРЕНКО Ва­ лентине Николаевне — учительнице,средней,дао- лы № 38 города Липец- ,ка; КРАСИЛЬНИКОВОЙ Анастасии Дмитриевне учительнице Подгоренской средней школы Липецкого района; ЛАВРОВОЙ Алек­ сандре Харитоновне — за местителю директора ио учебно - воспитательной ра боте средней школы № 61 города Липецка; ЛУПО р е в о й " ~ ' директора по учебно-воспи тательной работе Иванов ской средней школы Елец когр района; ОКОРОКО в о й Таисии Ивановне - - учительнице средней шко лы № 55 города Липецка РВАЧЕВОИ Анне Михай Довне — учительнице сред­ ней школы № 3 города Лебедяни; СОРОКИНОЙ Александре Федоровне — учительнице Захаровской средней школы Воловско- го района; ХАЛЬЗЕВОИ Валентине Тихоновне .— учительнице средней шко­ лы № 24 города Липецка. Указом Президиума Вер­ ховного Совета РСФСР за заслуги в области со­ ветской культуры и мно­ голетнюю плодотворную работу почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» прис­ воено; ТИ,ТОВУ Михаилу Степановичу — режиссеру народного циркового кол­ лектива «Юность» Дворца культуры и техники Ново­ липецкого металлургиче­ ского комбината имени Ю. В. Андропова; Липец­ кая область. Указом Президиума Вер ховного Совета РСФСР за заслуги в области советско­ го искусства почетное зва­ ние: «Заслуженный артист РСФСР» присвоено АС- САДУЛИНУ Альберту На- рулловичу — солисту Ли­ пецкой областной филар­ монии. Сегодня все мы взыскуем правды; Правды, пусть :амой горькой, но прямой, без прикрас и умолча- нт, правды о прошлом, правды о настоящем. .Именно этим объясняется интерес,, вызванный у липчан этими необычным»; вечерами, на которых звучала хроника трудных, страшных событий нашей истории. Тем не менее оценки этой своеобразной композиции неоднозначны. Поэтому мы и решили 'Опубликовать две несовпадающих точки зрения на. «НЕУЖЕЛИ ВСЕ БЫЛО НЕ ВО СНЕ, А СЕРЬЕЗНО?» Эти строки из песни одесского поэта А.- Каменного ста­ ли своео&разньш. прологом к лекции «Хроника сталинских репрессии». И прологом не случайным, поскольку только в кошмарном сре могло привидеться то, о чем шла речь в этот вечер. .Всеобщая подозрительность, шпиономания доносы, репрессии. Да сколько же об этом, можно?» — спрося'г и спросили, видимо, читатели и зрители утомлен­ ные избытком ,негативной информации, заполнившей стра­ ницы толстых и тонких журналов, газет' и еще пахнущих' типографской краской художественных томов. Их нетруд­ но понять. Не. очень-то хочется возвращаться к страшным леденящим сердце, фактам, событим , датам. Однако воз­ вращаться необходимо., Может быть, даже больше, тем о собственных успехах — о них уже столько трубили, мы должны помнить, о горьких, трагических страницах нашей истории. ^ Мы часто размышляем о том, как гарантировать обще­ ство .от нсевозможных культов в будущем И забываём что лучшая гарантия — наша ,намять. И заслуга автора лекции студента историко-архивного института* Дмитрия Юрасова как раз. в том, .что он не дает .забыть о прошлом. Да, он не одинок, да.осцов'ная историческая канва нам уже иавестна. Однако многое, очень многое значат и де­ тали. Они плоть истории. Они возвращают ее истинный лик, заставляя запоминать его' черты не только разум, но и сердце. И, может, потому лекция Д. Юрасова проз­ вучала чуть скорого 1 вор(кюй, была трудновата для запо­ минания, что он как раз и хотел максимально насытить ее .информацией, хо-гел как ,бы номпенеировать Долгую немоту историков и за два часа «домолвить все былые недомолвки». Автор, рассказьщая об известных со 1 бытиях, находит но­ вые факты, новые аргументы. И именно они, основанные на документах,. а не произвольные комментарии, многое объясняют. I . , Итак, год 28-й. Громкое «шахтинское дело», по кото­ рому проходило 63 так назьшаемых старых спеца, инжене­ ра из города Шахты. Они:обвинялись в срыве планов по добыче ка* 1 едаого угля, саботаже, организации завалов,,-в которых погибали шахтеры, и в шпионаже." На открытом судебном заседании свою ,вину признали. Но почему при- Зцаци? •В а|хивных, документах упоминалось о примеце; НИИи ним я4®Цмер ОРП'У. А какие это спецмеры, Д. Юра- .ДО®.-и .удалось узнать. Людей, например, запирали в «сто­ ячий» карцер, ^кормили селедкой и не давали пить, йзби- резиновой дз^инной с металлическим стержнем вну­ три, .зажимали пальцы'дверью,, сажали в подвал .с капаю- ..щей .водой,.стзцил'И, нд 50 часов лицом к ртене. Были и ..другие пыр^щ.до^.язцния. . " .род; 30-й,.,,Б' дтране,раздернулись гонения на инже-. “й^рре-гидростроителей, воЗвепецов. Были арестованы -по­ чти все препедаватели Ленинградской . Военно-Морской .Академии,., Воднно-мдроного училища имени'Фрунзе. 06 - -Бинения, каЯ" ираяило,'.-'не отличались разнообразием — вредительство, шпионаж. Методы дознания и приговоры Конегчно, мы знаем, что лагерная система представляла собой, хорошо отлаженный механизм, гигантскую машину, перемалывающую тысячи судеб. Но лектор и-не повторяет общих мест, раерказьшая слушателям о вещах малбизвест-' ных, — о первых соловецких госелениях, ставших лотом" концентрационными -лагерями,-и политизоляторах*; о том, что дубинка репрессий не миновала даже служителей цер­ квей. ВьЩ арестован и умер на .каторге Патриарх Всея Руси Отец Пимен. Есть смысл и в обостренном внимании -к другой траги­ ческой странице нашей ‘истории — строительству Бело­ морканала. По приказу Сталина, нужно было уложиться в нереально короткий срок — 20 месяцев. Стройку воз­ главили руководители ОГПУ. В срок-то уложились. Прав­ да, ценой нечеловеческих усилий 80—100. тысяч заклю­ ченных и. того, что канал был .вырыт мельче планируемо- 'го, то есть оказался практически несудоходным. Это все горькие,-"настоянные на слезах и горе челове­ ческом урони. И забвение их, какими бы благими наме­ рениями оно не мотивировалось, — когда орган внесудеб­ ной расправы—особое, совещание —-рассматривало дело не только 'без судей и адвокатов, но даже в отсутствие об-- виняемого, невозможно. ' Есть вещи, которью надо просто помнить. Помнить то, 'ЧТО в середине тридцатых; особое совещание со'биралсюь .практически каждый день и через его руки проходило по 200—300 дел. А" по каждому — порой до 80 человек. Как. например, по делу первого секретаря Сталинградского горкома партии, обвиняемого в организации контрреволю­ ционного заговора. Помнить."что в Грузии был-репресси­ рован каждый четвертый человек, -что исчезли с геогра­ фических 'Карт четыре автономных республики. Помнить людей — их называли повторниками, 'Которые, отсидев один срок, .снова попадали в лагеря, по тому же обвине ниш. Помнить, что появились «преступники», осужден­ ные за ВАТ., ВАД — ‘Восхваление американской техники, американской демократии... И еще, 'еще имена, факты. ■Сколько же Их было . — жертв сталинских репрессий? Точно пока не установлено. Но, судя по некоторым дан-ньш — около 15 миллионов ■человек. Не случайно результаты переписи , населения 37-го года, уничтожены. А те. 1 КТо руководил переписью, расстреляны. . . Об этом и многом другом рассказал Д. Юрасов. Безусловно, более глубокое осмысление того -материа­ ла, которым он обладает, еще впереди. Однако не думаю, чТо за это можно упрекать лектора. Информация — са­ мостоятельная ценность. Когда же мы закрываем к ней доступ, и появляется вопрос; почему-после культа лич­ ности Сталина бьши новые -культы, где гарантии, . что ошибки прошлого не повторятся? А ведь гарантии, — подчеркиваю еще раз, в (Нас самих, в знании и -пехвторе- нии' всей правды, какой бы неприятной она ни была. ...На стенах зала плакаты «Памяти жертв сталинизма», на них же указан счет № 700454, по которому желающие могут перечислить средства в фонд памяти , о жертвах сталинизма. Нам очень -нужны и, такие памятники. И. НОВОКУЗНЕЦКАЯ. ПОСЛЕ ТРЕХ ВСТРЕЧ Три вечера -подряд зрительный зал Липецкого драмати- чеокого театра был переполнен. Липчане приходили на встречу с работником издательства «Советская энцикло­ педия», студентом второго курса вечернего отделения Мо­ сковского историко-архивного института, участник- ком телепередачи «Взглад» Дмитрием Юрасовым. Не удивительно, что тема его лекции — «Хроника сталинских репрессий 1928—53 годов. По материалам особого ар­ хива Военной коллегий Верховного суда» — привлекай многих. Знать,'какая цена и за что заплачена нашим на-' родом, критически осмыслить страшные действия Сталина' и его окружения желает каждый думающий человек, чу^ вствующий свою ответственность за наше общее дело. И,ця на эти вечера, одни ожидали услышать новые факты, по­ могающие об'ьякнить главную загадку — массовость реш реесий, уничтожение тысяч и тысяч даже не ■ опасных Сталину людей; другие (судя по некоторь1м вопроса)/)— ' прояснить судьбу видных деятелей партии, культуры, их", семей. Были, конечно, щжашдующие сенсационных разо- ' блачений. ' ■ ■ . у Скажу сразу, сенсационных сообщений не было. И сла=*" ва богу. Мы так устали от них, что уже, кажется, не. в*- состоянии воспринимать. Тем более, что часто сообщения,*" умозаключения одного исследователя ставятся тюд сом- ■ ‘нение публикацией, идущей следом. Порой не знаешьг кому верить' • . ' Сегодня, когда «все знают все», осложняется наигрывая- ние интереса только фактами, ’гем более ,однотипными, "б общем-то знакомыми из, партийных документов, хУДожеср-"" венных произведений, публи’цистики,- воспоминаний .очЦ^ -видцев. Каждый хочет быть соучастником аналитических" размышлений. Отсюда привычные прежде лекции, щогда ' один вещал, -а остальяью внимали, теряют популярность, - уступая место дискуссиям. - . ' ■ • . . И все-таки молодой лектор делает свои сообщения хро-^"- никально, сухо, почти без йэмментариев, которые, увыГ’ не излишни сегодня. Его скупая речь контрастировала с - хорошо продуманным эмоциональным музыкально-поэтиче-' с-ким оформлением вечеров. А проникновенное прочтение-' заслуже 1 шым артисто>м РСФСР Михаилом Янко глав -и з" поэмы А. Твардовского «По праву памяти» уже в самом начале вечера давало пеихологичеокий настрой, которйй- сохранялся до конца встречи. ’ И зал,, несмотря на плакаты, призьшающие ,'вносить; .средства-на счет 700454 для воз.движения памятника же/: ртаам сталинизма, уважая память этих жертв, в полной' тишине елушал предлагаемую не историком, а молодым' студентом-эртузиастом хронологию трагических событиС " начиная ,от шахтинокого дела, и процесса Промпартии 6 ' 1928—30 годах, до дела «врачей», кампании против кос- ' мополитов, прдоледования еврейскиу деятелей культуры ' и лиц едрейской национальности... -Даже, при затднутом, передислении извесшы-у аббревиатур, за ноторьшй скры-., вались органы пресечения, подробнейшем изложении'хо?/ да формиро'вания, изменений системы лагерей, тюрем, нщ'- . литических изоляторов, органов несудебной р а с п р а вы ,. -^ ' слушатели, казалось, были внимательны. . , , ; ' СегоД'Ня,. когда поток информации, исследований, нереди.' ко скороспелых, обрушивается-на читателя,-зрителя, сяу^- шателя каждодневно, нам очень не хватает , глубокого,- , критического осмысления тех- или -иных долитических са-;- бытий-'ПРОШЛОГО"'(да- и настоящего), поведения отдельных, , исторических личностей. И отдавая; должное смелости мог,, лодого студента, взявшегося за создание картотеки жертв .; сталинских репрессий на основании документов, которые’ ему удалось увиде'^ь в -особом архиве Военной коллегии -' Верховного суда, где он некоторое время работал, все-тэ' ки, мне кажется, он несколько поспешил,-с-их сообщением* широкой аудитории. Отнюдь, не потому, что нужно что-тэ» скрывать. Нет. Сегодня недомолвки, умалчивания, сокрьь«. тия опасны. И в прессе звучат настоятельные-"требования» шире открыть архивы для использования, чтобы помочь исследовать сложные этапы нашей истории. - - - г.. ■Читающей, следящей за периодикой публике сообще­ ния Дмитрия Юрасова мало дают нового. А мадо ■чйтакц . щим — не проясняют причин, истоков событий тех лет,', не помогают разобраться в них, лекции недостае^,' анализа; углубленного исследования явления. Да -и в ищ ' формации хотелось бы большей документальности} 'К , слову, веряоеть хроно,4огии репрессий тоже трудно пр№-‘ знать полностью обоснованной;. Не случайно на вонро^' почему в хронологии, первый йериод определен. 1928 га--. дом, а не раньше, лектор ответил, что он просто не распо-, адагал архивными материалами более раннего времени.-’. - Первый шок от потока страшной' информации прошел; Наступило, время углубленных ее оценон. Броде все хо}-, тят правды, Но не все одинаково ее понимают. В период’ , гласности и демократии, конечно,. каждый может высту-; . пить со своими мыслями. Но «может» ,т- не значит дол--' жет спешить к людям" со своими наблюдениями, инфор-' мацией, .если они недостаточно проанализированы. Ведь гласность не только увеличетает поток слов, но и, преж­ де всего, требует высокой ответственности тех, ,кто их -яро-' износит. , Мне могут возразить; «Каждый волен говорить, но ка- , ждый волен слушать или не слушать». В данном случае те, кто пришел в театр, оказались В" .особом положении; с. ■ткого вечера памяти жертв сталинизма уйти , неяов-кр. И все-таки в зависимости от аудитории {-в последний ве7 •чер преобладала молодежь) с первых двух жтреч 'некото-,' рые уходили. Как я заметила, среди них были люди раз-'.’, ных поколений. . - Справедливости ради н ^ о сказать, что я слышала р а? ; '' ные впечатления о, встрече;-от восторженных до резко о'!;- рицательных.' Мне думается,, многих не устраивает сегед-’ ня быть пассивньпта слушателями. Слушания достаточно - и по телевидению, радио. По вопросам, репликам из зала-,- : чувствовалось, что люди хотели более живого разговора,,. - диалога с лектором, дискуссии. Видимо, Дмитрий Юрасов ' - не готов "к этому, и потому не решился на дискуссию. Да и трудно упрекнуть начинающего лектора, который приз­ нает, что для ответа на многие вопросы у него «не нара-" ботано материала». Дискуссия — это особое искусство, требующее широкой эрудиции и определенного опыта. ■' " Размьшгляя о прошедших вечерах в Липецком театре. ■ приходишь к выводу, что липчанам очень нужны встречй -на самом высоком, профессиональном уровне, с публицвс*- тами, исследователями, .готовьши к дискуссия.^. Сожале­ ние вызьюает, например, что приезд 3 " город группы мое-.- ковских лекторов-экономистов, социологов, историков “В- середине лета, не был использован для их встреч в самых' широких аудиториях. . ' ' ' Думается, резонно на одном-из вечеров Дмитрия Юра-' сова прозвучал вопрос: а почему в зале Нет идеологов?' Действительно, кому, как не им, следовало заинтересова-' ться сообщениями молодого лектора, может быть, при-" нять участие в прояснении те-у вопросов, на которые он не мог ответить. Людям хочется все понять, нее ос-мыс-. лить. И как важен в этом процессе спокойный, коллектив- ’ -и фактов. . ШЕВЧЕНКО, 'выставка О ПРЕЛЕСТИ ЦВЕТОВ, О ЦЕННОСТИ МГНОВЕНИЯ., Художественная жизнь наше­ го города в нынешнем году необычайно богата персональ­ ными выставками. Вряд ли ошибусь, если скажу, что ка­ ждая из них стала для любите­ лей искусства удивительным от­ крытием. Организация липецких художников предстает благода-* ря таким смотрам Кшс коллек­ тив, объединяющий мастеров различных творческих устрем­ лений, наделенных самобытным видением и мироощущением. И снова в выставочном зале экспозиция одного автора. На сей раз это представитель так называемого среднего поколе­ ния художников — Николай Углов. Участник областных, зо­ нальных, респуб.№канских выс­ тавок, он давно снискал уваже-! ние коллег, симпатии зрителей. Сюжеты живописных работ Углова внешне не отличаются большим разнообразием. Скро­ мный пейзаж, запечатлевший привытао-знакомые всякому ли- пчарииу места;. Петровский опу<ж, Древне-Успенская цер- . ковь, тихая улица городской окршшы... КЩогочисленные на­ тюрморты, составленные из по­ чтя неизменных, повторяющихся преддгетов, написаны в ажурной тени одной и той же яблони... И тем не менее, все полотна— разные. Художник способен во­ спринимать малейшие перемены в объекте своего внимания и испытывать по этому поводу особые переживания. В них-то и заключается сущность его ка­ ртин. О чем они? О том,' что каждый миг неповторим. И что-то происходит в мире, ко­ гда выпадет свежий снег, ког­ да -уходит пора одних цветов, но расцветают другие. И у каждого мгновения есть своя музьща. ; . Пейзаж Углова соткан из чувств непосредственных, рож­ даемых самим состоянием при­ роды, которое тонко, в нюансах отмечается живописцем. ", Оно откликается в эмоциональных интонациях, в мелодиях кар­ тин. Зимние этюды написаны быстрой, свободной кистью, колорит их основан на сбли­ женных тонах, нежных града­ циях цвета, ритм — на разме­ ренных повторах красочных пятет, поэтичеоки рифмованных линий. Для. решения других пейзажей — летних, архитек­ турных — автор нахоадт иные средства выразительности: кон- зрастные сопоставления цвета, острые линии, энергичную кон­ струкцию композиции. " • Это качесгоо, на мой взгляд, в полной мере проявляется в* натюрмортах. В ранних работах этого жанра' художник стремил­ ся передать прихотливую игру цвета в изменчивой свето-воз­ душной среде. В полотнах пос- леднег 9 времени эти задачи ус­ ложняются. Большое значение приобретает силуэт и контур. Живописец наслаждается фор­ мой, материалом, цветом пред­ метов, Их взаимосвязанностью в пространстве и цельным еди­ нением с фоном. И кажется, что красота их переживается художником подобно музьпсаль- ному мотиву, а его творческое сознание выстраивает на поло­ тне живописную аналогию этим отцущениям. Красота реальнос­ ти, опосредованная эстетически­ ми ассоциациями автора, возв­ ращается в мир в новом качест­ ве, творчески преобразоКадная в красках. ‘ . В натюрмортах. пейзажах, женских портретах —вдумчиво* созерцательное любование кра­ сотой, ярко выраженное 'пред­ ставление живописца о прекра­ сном. В наш индустриально-тё-" хнический век, бешеных скоро­ стей и экологических утрат', наверное, не ‘так уж мало на­ помнить людям о прелести цветка, о красоте природы... Работая в среде талантливых мастеров, являясь наследником богатейших традшщй, накоплен­ ных мировым искусством к нп- шему времени, живялв эйоху динамичной сменяемости напра­ влений и моды-, нелегко худож­ нику обрести индивидуальности. Школаю Углову это удалось Т. НЕЧАЕВА, Ескусствовед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz