Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

21 сентября 1988 г., № 219 (18 216) Л Е Н И Н С Круглый стол «(ЛЗ»' ПРАВО НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ в канун августовских педагогических конференций ^^Учительская газета» опубликовала, приглашая к широ. ^ т м у обсуждению педагогов и общественность, ряд важ­ н е й ш и х документов по будущему народного образования" ' страны. Эти документы — не директивы, а пока только проекты, подготовленные Госкомитетом СССР по народно­ му образованию в преддверии Всесоюзного съезда учите­ лей. Проекты положений об общеобразовательной школе, профессионально-техническом училище, районном (город­ ском) совете по народному образованию, две концепции общего среднего образования и другие вызвали живой интерес. Частично, они уже обсз^дены на августовских педсоветах, более глубоко, принципиально, открыто их еще предстоит проанализировать в самих учебных заве, дениях. , Как оценивает учительство области документы о новой школе? Какие предложения считает нужным, исходя из практики, внести в проекты, определяющие завтрашний день народного образования? Эти вопросы и собрали за «круглым столом», организованным редакцией совместно с новым органом — управлением народного образования облисполкома — заинтересованных людей: заведующих роно Липецка и Ельца, работников инспекторской службы управления народного образования, сотрудников институ­ та усовершенствования учителей, директоров школ. ем документы о новой школе Ж ^ Я ОЖИЕ 3 себя и горячие спо­ ры, и острую дискуссию. Да это и понятно, ведь представ­ ленные на обсуждение доку­ менты носят поистине рево­ люционный характер. Разу­ меется, «объять» все подня­ тые проблемы сложно, мне­ ния по многим из них V пе­ дагогов пока не до конца от­ стоялись, для этого потребу, ется время, но выделим из них основные, о которых го­ ворило большинство участни­ ков «круглого стола». Прежде всего, педагоги единодушно оценили проекты документов о новой школе как позитивные, отметили, что они помогут раскрепос­ тить, наконед, школу, самого учителя от всего ненужного, что просто*мешало и даже вредило до сих пор Делу обучения и воспитания под­ растающей смены, предоста­ вят педагогам необходимую самостоятельность, право на самобытный эксперимент, по- иск. Многообразие типов школ, дифференцированное обучение, компенсирующие классы, экстернат, новая фо­ рма общеттвенно-государст- венного управления школой —в самом деле, небьшалый простор открьшается инициа­ тиве и творчеству. Но, отдавая должное нови­ зне, участники «круглого стола» говорили и о том, что требует в документах н^пре. менной конкретизации, боль­ шей четкости и ясности. Обновление школы во многом, если не в главном, обусловлено глубокой демок­ ратизацией ее повседневной жизни, требует решительного отказа от педагогики техно­ кратической и замены ее пе­ дагогикой сотрудничества, предполагающей новые отно­ шения учителя, и ученика, основанные на доверии, ува­ жении к личности, знаниях индивидуальных особеннос­ тей ребенка. — Собственно-, эта педаго­ гика — не открытие, —ска­ зал методист ИУУ В. П. Ша. талов. — Педагоги-нова­ торы давно используют ее. Опыт есть и в нашей облас­ ти. В ряде школ успешно действует психолого-педаго­ гическая сл 5 шсба — в Лев- Толстовской, Ильинской Ли­ пецкого района, в липецких — № 19, 29, 31, 36, 51, 54... — Да, новой школе крайне необходим псизоэлог, — про­ должила тему зав. кабинетом ' педагогики и психологии это­ го же института В. М. Гон­ чарова. — В этом, мы убеди­ лись, проводя последние че­ тыре года исследование проб­ лемы. В названных школах психолого-педагогическая слу­ жба дала хорошие результа­ ты. Здесь заметно сплочен­ нее педколлективы, в них ца­ рит дух взаимопонимания, поддерживается единьй под- ход в воспитательной рабо­ те... Но, заметим, такая слу­ жба работала пока на обще­ ственных началах. Наше пре­ дложение; школе необходим штатный психолог. И не­ обходимо уже сейчас по­ думать над тем, как и где готовить такие кад­ ры. Их в стране крайне мало. Мы считаем, что в идеале психологом должен быть, ко­ нечно. каждый учитель. Вер­ ный путь — переподготовка, стажировка педагогов, склон­ ных к психологии, имеющих определенные способности в педвузах, в институте усо­ вершенствования учителей. Такую работу мы у себя уже ведем. Новая школа будет подчи­ нена новой системе управле­ ния — общественно-государ­ ственной. Советы школ, со­ веты районные (городские) по народному образованию, как формы управления, одобрены педагогами. Они шире откро­ ют двери школы в ' жизнь, помогут теснее объединить усилия тех, кто заинтересован в воспитании детей: шефов, родителей, депутатов, учите­ лей, самих учащихся. Вместе с тем педагоги считают, что не все в проекте положений о советах школ, районных (городских) до конца ясно. Какие права будет шйеть совет школы, какие полномо­ чия? Будет ли его деятель­ ность носить характер зако. нодательный или ограничит­ ся общественными началами? Это ведь существенно важ- — Мы давно испытьшаем трудности; кай быть с теми родителями, кто плохо или вообще Не занимается воспи­ танием детей? — сказал зав. Елецким роно С. Д. Федю­ нин. — Обязанности родите­ лей определены, как известно, в Конституции СССР, однако мы знаем, что по-настояще- ли совет иметь право влиять на таких горе-родителей, и какое? Словом, необходимо четче определить правовое положение совета школы. — На своей августовской конференции, — продолжила разговор зав. Левобережным роно г. Липецка С. Г. Дегтя­ рева, — районый совет по .народному образованию • зцы воздержались избирать. И вот почему. Сейчас идет объ­ единение управления школ и профтехучилищ. Значит, в со­ вет должны войти работники профтехобразования. Должны . мы также учесть и мнение ^ работников дошкольных и внешкольных детских учреж. дений; ведь у нас общее де­ ло. Зачем же спешить с вы­ борами, когда многое не вы­ яснено? Опять ради «галоч­ ки»? Нет, к старому возвра­ та быть Не должно. До сих пор идут споры; кто должен возглавить район, ный совет? Мы считаем, что секретарь по идеологии рай­ кома партии. Исходим из то. го, что новый орган, прежде всего, идеологический, а не просто^ хозяйственный, эконо- С. Д. Федюнин; — А не боитесь того, что ваш совет в таком случае : превратится в придаток пар­ тийного аппарата, утратит са­ мостоятельность? С. Г. Дегтярева: — Райком партии — наш первый помощник и советчик. Так что, не боимся..,'Но во­ прос выборности председате­ ля соведа может решаться в каждом районе, городе по усмотрению большинства кол. лектива, исходя из своих ус­ ловий, сложившихся кадров... И второе. Инспекторская служба роно упраздняется, создается методическая. Но как быть, если возникнут ка­ кие-то спорные вопросы по работе того или иного учите, ля, |конфликтные ситуации в коллективе школы? Мы счи- тае4, что в штате роно дол. быть методисты-инспек- шрос: То есть, вы хоти- февести инспекторскую :бу в новое качество? Но что 1измеиится по сути? Нет. еслй избавляться от старого «ба 1 |ажа», то совсем. Все спо- рньф, конфликтные вопросы должны разрешаться на со- ветг(х школ, При их демокра­ тичном избрании эти органы будут достаточно професси­ ональны и компетентны в р а зо р е любых жалоб. Большинство участников «круглого стола» отмечали^ что,! к сожалению, документы о школе, как это ин странно, не затрагивают специфщсу малЬкомплектных школ, а вед4 их в стране немало, в области Же — десятки. - г Углубленное ( изучение пре;| 1 метов, работа методичес­ ких! советов ^ многое другое — все это для учителя, ра­ ботающего в малокомплект­ ной [школе, абстрактная меч­ та. Эти маленькие учебные заведения обделены многим, а педагог здесь в одном лице и Швец, и жнец... В проекте Положения об общеобразэва- )й школе надо уделить М. И. Афанасьев, инспек­ тор управления народного об­ разования, поднял вопрос об обучении шестилеток: — Беем сегодня ясно, что наши желания в решении этой проблемы обогнали во­ зможности.'Вопрос — как быть дальше? Во-первых, на­ до особо подчеркнуть, что в школах не следует созда­ вать искусственно классы ше­ стилеток, если для этого нет условий. Во-вторых, может быть, вообще целесообразнее передать дело обучения шес­ тилеток детским садам? С «точки зрения директо­ ра» внесла едой предложения директор Липецкой средней школы № 44 Н. Д. Башкато- — Наша школа (совместно с Липецким политехническим институтом) с этого года ра­ ботает по особой программе, с углубленным изученйем химии, физики, математики, иностранного язьюа. Но, ска-- жу прямо, это стало возмо­ жным лишь потому, что мы уже. имеем почти двадцати­ летний педагогический опыт в этом плане, располагаем подготовленными кадрами. Но не всякая школа гото­ ва сейчас выполнять функции школы третьей ступени. Об­ ластному управлению народ, ного образования надо опре. делить, какие школы станут пока «первопроходцами». Надо подходить индивидуаль­ но к педколлективам, хорошо зная, что им удастся лучше, какими творческими силами они располагают. Предлагаю: создать областную школу третьей ступени, подключив к ее работе наши вузы. Экза­ мены у выпускников этой школы мог бы принимать ученый совет. Его рекоменда­ ция стала бы прямой путев­ кой лучшим юношам и деву­ шкам в вузы. Такой опыт есть в школах соцстран. И еще. Надо, наконец, уза­ конить финансовое положение школы. Надоело нам, дирек­ торам, быть просителями. На­ доело умолять, плакаться, изобретать какие-то ходы-вы. ходы, постоянно оглядываясь, а не нагрянет ли завтра оче­ редная перепроверка вчераш­ ней проверки... И последнее. Наша школа имеет сегодня двадцать про­ мышленных машин, ей под силу многое. Можем шить, изготовлять различные изде. ЛИЯ из дерева... На базе ме­ бельного комбината можем даже создать мебельный ко­ оператив. Надо использовать ребячью энергию, умение, т.ч- гу к настоящему труду. Но вопрос в другом — где реа­ лизовать школьную продук­ цию? и второе: некому пока обслуживать школьную тех. __ определить их права и обязанности, исходя из специ. фикк, — отмечали С. Д. Фе- ОТ РЕДАКЦИИ: Как видим, участники «круглого сто­ ла», педагоги высказали немало интересных, заслуживаю­ щих внимания областного управления народного образо­ вания предложений. Большинство из них касаются проек. тов документов о новой школе — редакция адресует их в Госкомитет СССР по народному образованию. Но обсуждение документов о школе продолжается. В редакцию начали поступать письма учителей, преподавате­ лей профтехучилищ, работников роно. Мы хотим напом­ нить читателям, что такие же предложения вы можете на­ правлять и в областное управление народного образова­ ния. Все они будут проанализированы и учтены, частично опубликованы на страницах газеты, частично адресованы «Учительской газете». Ждем также ваших писем, содержащих первый педаго­ гический опыт перестройки школы, работы учителя, ждем адресов^с предложением журналистам «приехать, посмот. реть». Будем благодарны за заинтересованные отклики по затрагиваемым в наших материалах вопросам. Материалы «круглого стола» подготовила Л. ДУБИНА. К п л е н у м у областного женсовета - МУЖСКОЙ РАЗГОВОР о ЖЕНСКИХ ПРОБЛЕМАХ Колхоз имени Чапаева ;де обделён вниманием много­ численных гостей. Здесь ■высоки производственные показатели; зажиточно жи­ вут люди, решена проблема кадров. Словом, есть чему поучиться.' А с недавних пор сюда едут гости, прослышав о, работе колхозного жен­ ского совета. Вот и накану­ не нашей беседы с А. Ё. Глазьевым, председателем колхоза, здесь побывали представители женсовета комбината «Шварце Пумпе» из ГДР. До поездки в Доб- ринский район они находи­ лись на НЛМК, знакомились с жизнью и трудом женщин, побывали в цехах комбина­ та, встречались с работни- лцми. А в колхозе имени ^ н а е в а состоялся большой ^^говор о проблемах, вол­ нующих женщин, о том, что может женсовет. Как под­ нять его авторитет, чтобы 4 совет шли люди? Решение женсоветовских проблем в немалой степени, зависит от взаимоотношений с админи­ страцией предприятия, кол­ хоза или совхоза. Об этом и наша беседа с А. Е. Глазье- — Александр Ефимович, недавно на конференции женсовета одного из районов Липецка довелось услышать выступление, в котором ут­ верждалось, что сейчас при­ шла мода на различные об­ щественные советы, комите­ ты... Пройдет мода, и никто о них не вспомнит... И о жен- советах тоже... — По-моему, не бт веж кой моды надо торопливо « хиваться. Спорно мне- и о том, что пройдет кампания, й о женсоветах не вспомнят. Вспомнили ^ ведь. Спустя десятилетия жпомнили. И не напрасно. Женские советы, на мой взгляд, — большое подспо­ рье администрации. Другое дело — руководителям под­ держать их надо, увидеть в них не модные объединения, , а звено надежное, крепкое в общей цепи нашей жизни. — В вашем-то колхозе женщинам грех жаловаться на какие-либо особые проб­ лемы... ^ И я так думал. Самая трудоемкая отрасль — жи­ вотноводство, отданная на еткуп женщинам, полно- ■етью механизирована, зар­ плата у доярок высокая. Какие нарекания? Врюде, нет особых. А появился жен­ совет — и . увидели: жен­ щины-то у нас все равно заняты тяжелым трудом, например, той же погрузкой и разгрузкой семян.- Пригла­ сили меня на заседание жен­ совета, вместе обговорили, как быть... Теперь слабый пол не ставим под тяжелые кули, на то мужчины есть. Женский глаз острый, все «узкие» места подмечает. А их и в отлаженном хозяйст­ ве наберется немало. И дол­ жен заметить: с той поры, как в селе создали женский совет (год назад), мы при нимаем с ним совместные решения и по вопросам тру­ доустройства, и по пробле­ мам соцкультбыта. Женсо­ вет взял на учет многодет­ ные семьи, одиноких пенси­ онеров... — Взять на учет — это­ го еще недостаточно... ■— Колк взяли, так и ра­ ботать надо. , Как известно, государство при рождении ребенка выплачивает на не­ го ежемесячное пособие по 30 рубле&тдо одного года. А мы опять-таки вместе с женсоветом - прикинули, под­ считали и убедились; не обеднеем, если будем вы­ плачивать по 50 рублей и до двух лет. А родится в семье второй малыш — получай по сто рублей. В школе и в детском саду для ребят бес­ платное питание. Вырас­ тут — отработают с лихвой. — Вырастут — и пода­ дутся в город... — Жизнь есть жизнь. Мо­ жет, кто и уедет. Одна на­ ша стипендиатка не верну­ лась, вышла замуж в горо­ де. А большинство все-таки домой едут. Что им в горо­ де делать? Пока на ноги встану| — по чужим углам наскитаются. У нас условия получше городских, народ видит это и собирается под домашнюю крышу. Ребяти­ шек прибавилось и в школе, и в детском саду. Для срав­ нения: учеников в старших классах по 12— 15 человек, а в младших уже , по двад­ цать и больше. Понемногу, неторопливо, а село молоде- — Значит, и свадьбы по­ чаще теперь справляете? — Восемь-десять в год играем. Приезжают молодо­ жены и и з ' города. Тут-го нам и есть'чем погордиться. Наш женсовет к каждой свадьбе начинает готовиться заранее. Тут вам и обрядо­ вое величание жениха и не­ весты, и танец для молодо­ женов. А что касается по­ дарков, то правление и жен­ совет решают, что подарить, какую сумму выделить. Ад­ министрация, конечно, рас­ кошеливайся... Ничего, убыт­ ков пока не несем: ни одно­ го развода пока не было (постучим по дереву, чтоб не сглазить). И новорожденных ребя­ тишек тоже всем селом «крестим». Поздравления, подарки для них готовим, а потом для молодых родите­ лей и близких — обед в столовой (по торжественным дням она превращается в кафе). Люди потанцуют, песни, попоют, просто поси­ дят — поговорят, ребятиш­ ки поревут; знать о себе да­ дут, что жить начинают,' — и настроение у всех празд­ ничное. Молодожены, которые регистрировались у вас, в городе, и потом побывали на наших свадьбах, обзави- довались. Наших всем селом величают, а в вашем дворце торжеств, рассказывают, молодые — в одном зале, гости в другом их ожидают. Что там в первом делается,' никто ничего не знает, ка­ кие напутствия даются, ни­ кто не слышит. Все побыст­ рей делается, одна пара на пятки другой наступает. До песен ли тут?.. — Александр Ефимович, коль о песнях, да еще сва­ дебных, величальных, вспо­ мнили, то уж расскажите, пожалуйста, о ваших сель­ ских посиделках. Правда, тема эта чисто женская... — Не скажите... Н тут меня как руководителя хо­ зяйства наш женсовет на­ шел чем озадачить. Нача­ лось вроде тоже с моды на посиделки. Стали наши ба­ боньки, больше пожилого возраста, собираться по ве­ черам в выходные дни то в одном доме, то в другом. Прялки подоставали, вя­ жут, шьют. Блюда старин­ ные, русские готовят — дух по всему селу идет. Друг друга мастерству обу­ чают. И, конечно, песни старинные вспоминают. Раз- другой собрались женщи­ ны, смотрят: кое-кто и из молодых заглянул к ним. Правда, маловато пока, да, как говорят, лиха беда — начало. Будут почаще соби­ раться посиделки — потя­ нется и молодежь. Женсовет и озадачил администрацию; у молодежи, говорят. Дом культуры есть, а пожилые люди по домам ютятся. Да- вай1ге, говорят, избу стро­ ить, вроде музейной. И что­ бы обязательно с русской печкой. Прямо скажу; разве у руководителя дойдут руки до посиделок или тех же цветников, что сегодня цве­ тут в нашем селе, коль его за душу тянут фермы, про­ изводственные , покаедтели. план? Или; пригласят ' жен-' шины на свой совет, а то просто зайдут и скажут; «Ефимыч, у пенсионерки крыша прохудилась...» И стыдно станет: впрямь, не заметил, надо помочь. — Кстати, Александр Ефимович, в колхозе нема­ ло пенсионеров, есть и оди­ нокие вдовы, потерявшие мужей в войну. Им как по­ могаете? — Этим женщинам в по­ яс поклониться надо. И го­ ворить о помощи им даже неудобно: как бы мы ни по­ могали, а все одно — мало, ■уборка, посадка огородов, особенно вдовьих — забота колхоза, ремонт жилья, за­ готовка топлива — тоже. А следят за порядком на под­ ворьях одиноких престаре­ лых людей наши женсове- товки. Их семнадцать. Прак­ тически в каждом коллекти­ ве есть представители жен­ совета. В нем животноводы и полеводы. учителя, вос­ питатели детсада, культра­ ботники. А возглавляет женсовет. Лидия Гавриловна Пешкова,,секретарь сельсо­ вета.- Человек ответствен­ ный и беспокойный, того и от остальных требует. И я так в заключение скажу. Шенсоветы, конеч­ но. Москву не построят, а помощь администрации от них немалая. Но авторитет этой общественной органЩ зацйи зависит во многом от помощи, какую оказывают ей руководители, от того, как поддерживают ее ини­ циативу. Я так говорю сво­ им коллегам: создайте жен­ совет, поддержите его и то­ гда поймете, какая это сила. Но спокойной жизни уже не ждите... — Спасибо, Александр Ефимович, и за беседу, н за доброе слово в поддержку женсоветов. Они в ней очень нуждаются. М. СОРОКИНА. НА СНИМКЕ: предста­ вители женсоветов комбина­ та «Шварце Пумпе» из ГДР и НЛМК в гостях у добрин- Фото Н. ТКАЧЕНКО. « с э й к о » ПРЕДЛАГАЕТ • ТОКИО, 20 сентября. (ТАСС). Уникалмый сверх­ миниатюрный теле- и ра­ диоприемник разработала япоиокая радиоэлектронная компания «Сэйко». При ве­ се в 350 граммов новинка имеет цветной экран на жидких кристаллах разме­ ром ежоло 7,5 сантиметра по диагонали. Портативное устройстто позволяет при­ нимать телевизионные про- граь№ 1 ы на японском и ан­ глийском языках, а также стереофонические радио­ программы в диапазоне ■уКВ. Специалисты «Сэйко» раосчитьшают, что телеви­ зор, который может -питать­ ся от автомобилшого ак­ кумулятора через гнездо прикуривателя, будет поль­ зоваться повьипенным спро­ сом у автолюбителей. НАЧАЛАСЬ ЗАБАСТОВКА \ ОТТАВА, 20 сентября. (ТАСС). В кшшдской про­ винции Британская Колум­ бия, расположенной на даль­ нем западе страны, объявили забастовку 29 тысяч госу­ дарственных служапщх. Они добиваются повышедия за­ работной платы в связи с произошедшим за последние годы значительным ростом стоимости жизни. НАРКОТИКИ- ПРИЧИНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЬЮ-ЙОРК, 20 сентября. (ТАСС). Почти половина всех преступлений, совершаемых в Соединенных Штатах не­ совершеннолетними, проис­ ходит под воздействием ал­ коголя или наркотиков. Об этом овидетельствует док­ лад, подготовленный спе­ циалистами бюро юридиче­ ской статистики при мини­ стерстве юстиции США. Согласно полученным дан­ ным, почти 60 процентов ма­ лолетних заключеЕшых. от­ бывающих тюремное заклю­ чение За серьезные право­ нарушения, регулярно не менее месяца употребляли различные наркотические средства. ^ Так выглядит Сеул — столица летних Олияшийскнх Телефото АП—ТАСС. ГАВАНА. Организатор 73-го в исторшт Гаити воеавого пе­ реворота — генерал Авриль, объявивший себя президентом, назвал в понедельник вечером состав .нового правительства. Лишь один из его членов является в настоящее время роеи- нослужащнм в чине аолковншса. Остальные 10 министров — ВАРШАВА. В воокресенье вечером сейм (парламент Поль­ ши) большинством голосов -прЕнял отставку правительства н постановил поручить прежнему составу Совета Министров ис­ полнять свои, обязанности до сформирования нового. Инфор­ мируя сейм об отставке правительства, ето председатель Збигнев Месснер отметил сложцоегь социально-экономиче­ ской обстановки и просчеты нрцвительства в реализадвв не­ которых положений эковомнческрй реформы. Выступая веред голосованием от имени чрезвычайной ко-' миссии сейма по контролю за реализацнед эковомвчесжои реформы, посвященной осуществлению правительством пре­ доставленных ему сеймом чрезвычайных полвомочта, депу­ тат Кристина Яед^-Еедроська отметила, что предоставление Совету Министров чрезвычайных полномочий не привело к ощутимому ускорению реалвзавщи положений второго этапа экономической реформы. Комиссия выразила мнение, что несбходнмо осущес-твлешае глубоких изменений в составе правительства, расширение участия в нем коалиционных сил, а также расшщ)ение его состава ^гугем шелючения компетент­ ных специалвстов по различным отраслям экономики. БОНН, Сильный пожар вспыхнул я а химической фабрике в городе Гох (земля Северный Рейн-Вестфалия). Причиной стал взрыв бензовоза во время его загрузки. Пламя мгновенно ох­ ватило несколько рабочих корпусов, в одном из которых размегцалксь склады опасного ядовитого вещества —• сннилыной кислоты. Жители близлежащих городов предупреж- дены но радио об опасности возможного отравления. (ТАСС, 20 сентября). МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ «ВОДОРОД СЕГОДНЯ» в последние дни сентября в Москве состоится 'УП Всемир­ ная конференция «Водород сегодня», в работе которой при­ мут участие свыше 500 ученых нз более чем 20 стран. О веш- росах, ко’гррые будут обсуждаться на конференции, расоса- зывает председатель . оргкомитета московского форума, пред­ седатель Государственного комитета но испоЛьзованвю атом­ ной энерпш СССР Александр ПРОЦЕНКО: Нынешняя водится под девизом «Водород сегодня», который указывает На её главные цели: рассмот­ реть национальные и между­ народные программы по водо­ родной энергетике, ‘ передовые технологии получения, хране­ ния, транспортировки и ис- пользоватшя этого газа. О вод,ородной энергетике ши­ роко заговорили в начале 70-х годов; ее развитие подхлёствул нефтяной кризис. Тогда стало очевидным то, о чем давно пре­ дупреждали специалисты; за­ пасы органического топлива, в особенности дешевых нефти и газа, на Зилле ограничены, а темпы их расходования столь велики, что пора задуматься об альтернативных системах энергообеспечения человечест­ ва. При этом следует учиты­ вать и экологические проблемы. Привлекательны возобновля­ емые источники энергии — солнечная, ветровед, геотер­ мальная, но с их помощью гло­ бальных Хфобл^ энергосяаб- :^ения нё репшть, они будут иметь локальное значение. Ма­ гистральное же направление— иаюльзование такого мощного источника, как ядерная энер­ гия деления, а впоследствии, возможно, и синтеза. Безопас­ ность и минимальное воэдейст- вие на окружающую среду мо­ гут быть обеспечены. Ныне ядерная энергия в раде стран широко применяется для про- проиэяодства элштричества-Но, чтобы использовать ее во всех возможных областях потребле­ ния, она нуждается и в другом посреднике — энергоносителе, который мог бы донести энер- щю .в то место, где она нуж­ на, и в том,виде, который не­ обходим потребителю. Пер­ спективно получение такого энех>гоносителя — водорода — путем разложения воды а по­ мощью ядерней энергии.; Водород — ресурсы |Ьырья для его получения на нашей планете 6 ез 1 раничны — мож­ но пшрежо использовать .в про­ мышленности, на транспорте, в быту. Он предпочтительнее, чем органическое тешливо, с эколошческой точки зрения;' при его сжигании в кислороде образуется лишь водяной пар. Но почему мы только мечтаем об эре водорода, что сдержи­ вает его применение? В свобод­ ном виде на Земле он не встре­ чается^ а на его производ,ство Из воды приходится затрачи­ вать немало усилий, да и об­ ходится это недешево: кроме того, - водород взрьтоопасен, есть V него и другие недостат­ ки. Это и ограничивает его использование. На предыдущих конферен­ циях обсуждались преимуще­ ственно предложения концеп­ туального плана, прогнозы, свя­ занные с {развитием водорюдной энергетики. В Москве основное внимание будет уделено тем направлениям, где ишользова- ние водорода может быть эко­ номически целесообразным в наиболее близкой перспективе, раосмотревию проектов и оаз- работок, которые могли бы дать заметный жономический эффект, не оказывая отрица- телмюго воздействия на окру­ жающую среду. В ретультате .исследований, выполненных в СССР и в дру­ гих странах, ясно, что наибо­ лее актуально и экономически целесообраыю соадание энерго- технологических систем с ис- польэстаниетг водорода для совмёсгеого производства элек­ троэнергий, тепла и химичес­ кой продукции. На этом пути еще много ‘нерешенных проб- летл, в частности еще нет кон­ цепций управления такими си­ стемами. По оценкам, они на­ чнут применяться на рубеже ХХ—ХХ1 веков. На конферен­ ции также пойдет речь о во­ дородных энергоустановках для выработки пиковой электро­ энергии, применении водорода в авиации, космосе и натрак-^ спорте. , ■УровшЕь работ советских спе­ циалистов характеризует, в частности, самолет Т'У-155 и рэкета «Энергия», использую­ щие водородное топливо, раз­ работки в области плазмохимй- ческого получения водорода, в том шкле из сероводорода, твердоподимерного и высоко- температураого электролиза. В числе достижений, например, специалистов ФРГ — водород- но^кислородные парогенерато­ ры мопщостью от 9 до 40 МВт, ^ шзработка схемы хемотерми- ческой системы дальнего теп­ лоснабжения на основе высо­ котемпературных адехкшх ре­ акторов, модели автомобилей фцрм «БМВ» и «Даймлер-Бенц» на жидком и газообразном во- дородншл топливе; Канады и Белыии — водно-щелош:ые одектролиэеры с уникальными характедистиками. Крушше программы в области водород­ ной энергетики и технологии осуществляются теасже в США, Японии, странах ЕЭС, Китае, Ия№и и раде других стран. Водородная энергетика — универсальная альтернативная система энергоснабжения, по- стаоенная на базе ядерной энергии,, оюсобна решать боль­ шой комплекс сложных хозяй­ ственных и ' жологических про­ блем. Ее широкое развитие прогнозируется на первую но- ловшгу XXI века. Но чтобы эти прогнозы стали реальностью, ное международное сотрудни-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz