Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
21 сентября 1988 г., № 219 (18 216) Л Е Н И Н С Круглый стол «(ЛЗ»' ПРАВО НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ в канун августовских педагогических конференций ^^Учительская газета» опубликовала, приглашая к широ. ^ т м у обсуждению педагогов и общественность, ряд важ н е й ш и х документов по будущему народного образования" ' страны. Эти документы — не директивы, а пока только проекты, подготовленные Госкомитетом СССР по народно му образованию в преддверии Всесоюзного съезда учите лей. Проекты положений об общеобразовательной школе, профессионально-техническом училище, районном (город ском) совете по народному образованию, две концепции общего среднего образования и другие вызвали живой интерес. Частично, они уже обсз^дены на августовских педсоветах, более глубоко, принципиально, открыто их еще предстоит проанализировать в самих учебных заве, дениях. , Как оценивает учительство области документы о новой школе? Какие предложения считает нужным, исходя из практики, внести в проекты, определяющие завтрашний день народного образования? Эти вопросы и собрали за «круглым столом», организованным редакцией совместно с новым органом — управлением народного образования облисполкома — заинтересованных людей: заведующих роно Липецка и Ельца, работников инспекторской службы управления народного образования, сотрудников институ та усовершенствования учителей, директоров школ. ем документы о новой школе Ж ^ Я ОЖИЕ 3 себя и горячие спо ры, и острую дискуссию. Да это и понятно, ведь представ ленные на обсуждение доку менты носят поистине рево люционный характер. Разу меется, «объять» все подня тые проблемы сложно, мне ния по многим из них V пе дагогов пока не до конца от стоялись, для этого потребу, ется время, но выделим из них основные, о которых го ворило большинство участни ков «круглого стола». Прежде всего, педагоги единодушно оценили проекты документов о новой школе как позитивные, отметили, что они помогут раскрепос тить, наконед, школу, самого учителя от всего ненужного, что просто*мешало и даже вредило до сих пор Делу обучения и воспитания под растающей смены, предоста вят педагогам необходимую самостоятельность, право на самобытный эксперимент, по- иск. Многообразие типов школ, дифференцированное обучение, компенсирующие классы, экстернат, новая фо рма общеттвенно-государст- венного управления школой —в самом деле, небьшалый простор открьшается инициа тиве и творчеству. Но, отдавая должное нови зне, участники «круглого стола» говорили и о том, что требует в документах н^пре. менной конкретизации, боль шей четкости и ясности. Обновление школы во многом, если не в главном, обусловлено глубокой демок ратизацией ее повседневной жизни, требует решительного отказа от педагогики техно кратической и замены ее пе дагогикой сотрудничества, предполагающей новые отно шения учителя, и ученика, основанные на доверии, ува жении к личности, знаниях индивидуальных особеннос тей ребенка. — Собственно-, эта педаго гика — не открытие, —ска зал методист ИУУ В. П. Ша. талов. — Педагоги-нова торы давно используют ее. Опыт есть и в нашей облас ти. В ряде школ успешно действует психолого-педаго гическая сл 5 шсба — в Лев- Толстовской, Ильинской Ли пецкого района, в липецких — № 19, 29, 31, 36, 51, 54... — Да, новой школе крайне необходим псизоэлог, — про должила тему зав. кабинетом ' педагогики и психологии это го же института В. М. Гон чарова. — В этом, мы убеди лись, проводя последние че тыре года исследование проб лемы. В названных школах психолого-педагогическая слу жба дала хорошие результа ты. Здесь заметно сплочен нее педколлективы, в них ца рит дух взаимопонимания, поддерживается единьй под- ход в воспитательной рабо те... Но, заметим, такая слу жба работала пока на обще ственных началах. Наше пре дложение; школе необходим штатный психолог. И не обходимо уже сейчас по думать над тем, как и где готовить такие кад ры. Их в стране крайне мало. Мы считаем, что в идеале психологом должен быть, ко нечно. каждый учитель. Вер ный путь — переподготовка, стажировка педагогов, склон ных к психологии, имеющих определенные способности в педвузах, в институте усо вершенствования учителей. Такую работу мы у себя уже ведем. Новая школа будет подчи нена новой системе управле ния — общественно-государ ственной. Советы школ, со веты районные (городские) по народному образованию, как формы управления, одобрены педагогами. Они шире откро ют двери школы в ' жизнь, помогут теснее объединить усилия тех, кто заинтересован в воспитании детей: шефов, родителей, депутатов, учите лей, самих учащихся. Вместе с тем педагоги считают, что не все в проекте положений о советах школ, районных (городских) до конца ясно. Какие права будет шйеть совет школы, какие полномо чия? Будет ли его деятель ность носить характер зако. нодательный или ограничит ся общественными началами? Это ведь существенно важ- — Мы давно испытьшаем трудности; кай быть с теми родителями, кто плохо или вообще Не занимается воспи танием детей? — сказал зав. Елецким роно С. Д. Федю нин. — Обязанности родите лей определены, как известно, в Конституции СССР, однако мы знаем, что по-настояще- ли совет иметь право влиять на таких горе-родителей, и какое? Словом, необходимо четче определить правовое положение совета школы. — На своей августовской конференции, — продолжила разговор зав. Левобережным роно г. Липецка С. Г. Дегтя рева, — районый совет по .народному образованию • зцы воздержались избирать. И вот почему. Сейчас идет объ единение управления школ и профтехучилищ. Значит, в со вет должны войти работники профтехобразования. Должны . мы также учесть и мнение ^ работников дошкольных и внешкольных детских учреж. дений; ведь у нас общее де ло. Зачем же спешить с вы борами, когда многое не вы яснено? Опять ради «галоч ки»? Нет, к старому возвра та быть Не должно. До сих пор идут споры; кто должен возглавить район, ный совет? Мы считаем, что секретарь по идеологии рай кома партии. Исходим из то. го, что новый орган, прежде всего, идеологический, а не просто^ хозяйственный, эконо- С. Д. Федюнин; — А не боитесь того, что ваш совет в таком случае : превратится в придаток пар тийного аппарата, утратит са мостоятельность? С. Г. Дегтярева: — Райком партии — наш первый помощник и советчик. Так что, не боимся..,'Но во прос выборности председате ля соведа может решаться в каждом районе, городе по усмотрению большинства кол. лектива, исходя из своих ус ловий, сложившихся кадров... И второе. Инспекторская служба роно упраздняется, создается методическая. Но как быть, если возникнут ка кие-то спорные вопросы по работе того или иного учите, ля, |конфликтные ситуации в коллективе школы? Мы счи- тае4, что в штате роно дол. быть методисты-инспек- шрос: То есть, вы хоти- февести инспекторскую :бу в новое качество? Но что 1измеиится по сути? Нет. еслй избавляться от старого «ба 1 |ажа», то совсем. Все спо- рньф, конфликтные вопросы должны разрешаться на со- ветг(х школ, При их демокра тичном избрании эти органы будут достаточно професси ональны и компетентны в р а зо р е любых жалоб. Большинство участников «круглого стола» отмечали^ что,! к сожалению, документы о школе, как это ин странно, не затрагивают специфщсу малЬкомплектных школ, а вед4 их в стране немало, в области Же — десятки. - г Углубленное ( изучение пре;| 1 метов, работа методичес ких! советов ^ многое другое — все это для учителя, ра ботающего в малокомплект ной [школе, абстрактная меч та. Эти маленькие учебные заведения обделены многим, а педагог здесь в одном лице и Швец, и жнец... В проекте Положения об общеобразэва- )й школе надо уделить М. И. Афанасьев, инспек тор управления народного об разования, поднял вопрос об обучении шестилеток: — Беем сегодня ясно, что наши желания в решении этой проблемы обогнали во зможности.'Вопрос — как быть дальше? Во-первых, на до особо подчеркнуть, что в школах не следует созда вать искусственно классы ше стилеток, если для этого нет условий. Во-вторых, может быть, вообще целесообразнее передать дело обучения шес тилеток детским садам? С «точки зрения директо ра» внесла едой предложения директор Липецкой средней школы № 44 Н. Д. Башкато- — Наша школа (совместно с Липецким политехническим институтом) с этого года ра ботает по особой программе, с углубленным изученйем химии, физики, математики, иностранного язьюа. Но, ска-- жу прямо, это стало возмо жным лишь потому, что мы уже. имеем почти двадцати летний педагогический опыт в этом плане, располагаем подготовленными кадрами. Но не всякая школа гото ва сейчас выполнять функции школы третьей ступени. Об ластному управлению народ, ного образования надо опре. делить, какие школы станут пока «первопроходцами». Надо подходить индивидуаль но к педколлективам, хорошо зная, что им удастся лучше, какими творческими силами они располагают. Предлагаю: создать областную школу третьей ступени, подключив к ее работе наши вузы. Экза мены у выпускников этой школы мог бы принимать ученый совет. Его рекоменда ция стала бы прямой путев кой лучшим юношам и деву шкам в вузы. Такой опыт есть в школах соцстран. И еще. Надо, наконец, уза конить финансовое положение школы. Надоело нам, дирек торам, быть просителями. На доело умолять, плакаться, изобретать какие-то ходы-вы. ходы, постоянно оглядываясь, а не нагрянет ли завтра оче редная перепроверка вчераш ней проверки... И последнее. Наша школа имеет сегодня двадцать про мышленных машин, ей под силу многое. Можем шить, изготовлять различные изде. ЛИЯ из дерева... На базе ме бельного комбината можем даже создать мебельный ко оператив. Надо использовать ребячью энергию, умение, т.ч- гу к настоящему труду. Но вопрос в другом — где реа лизовать школьную продук цию? и второе: некому пока обслуживать школьную тех. __ определить их права и обязанности, исходя из специ. фикк, — отмечали С. Д. Фе- ОТ РЕДАКЦИИ: Как видим, участники «круглого сто ла», педагоги высказали немало интересных, заслуживаю щих внимания областного управления народного образо вания предложений. Большинство из них касаются проек. тов документов о новой школе — редакция адресует их в Госкомитет СССР по народному образованию. Но обсуждение документов о школе продолжается. В редакцию начали поступать письма учителей, преподавате лей профтехучилищ, работников роно. Мы хотим напом нить читателям, что такие же предложения вы можете на правлять и в областное управление народного образова ния. Все они будут проанализированы и учтены, частично опубликованы на страницах газеты, частично адресованы «Учительской газете». Ждем также ваших писем, содержащих первый педаго гический опыт перестройки школы, работы учителя, ждем адресов^с предложением журналистам «приехать, посмот. реть». Будем благодарны за заинтересованные отклики по затрагиваемым в наших материалах вопросам. Материалы «круглого стола» подготовила Л. ДУБИНА. К п л е н у м у областного женсовета - МУЖСКОЙ РАЗГОВОР о ЖЕНСКИХ ПРОБЛЕМАХ Колхоз имени Чапаева ;де обделён вниманием много численных гостей. Здесь ■высоки производственные показатели; зажиточно жи вут люди, решена проблема кадров. Словом, есть чему поучиться.' А с недавних пор сюда едут гости, прослышав о, работе колхозного жен ского совета. Вот и накану не нашей беседы с А. Ё. Глазьевым, председателем колхоза, здесь побывали представители женсовета комбината «Шварце Пумпе» из ГДР. До поездки в Доб- ринский район они находи лись на НЛМК, знакомились с жизнью и трудом женщин, побывали в цехах комбина та, встречались с работни- лцми. А в колхозе имени ^ н а е в а состоялся большой ^^говор о проблемах, вол нующих женщин, о том, что может женсовет. Как под нять его авторитет, чтобы 4 совет шли люди? Решение женсоветовских проблем в немалой степени, зависит от взаимоотношений с админи страцией предприятия, кол хоза или совхоза. Об этом и наша беседа с А. Е. Глазье- — Александр Ефимович, недавно на конференции женсовета одного из районов Липецка довелось услышать выступление, в котором ут верждалось, что сейчас при шла мода на различные об щественные советы, комите ты... Пройдет мода, и никто о них не вспомнит... И о жен- советах тоже... — По-моему, не бт веж кой моды надо торопливо « хиваться. Спорно мне- и о том, что пройдет кампания, й о женсоветах не вспомнят. Вспомнили ^ ведь. Спустя десятилетия жпомнили. И не напрасно. Женские советы, на мой взгляд, — большое подспо рье администрации. Другое дело — руководителям под держать их надо, увидеть в них не модные объединения, , а звено надежное, крепкое в общей цепи нашей жизни. — В вашем-то колхозе женщинам грех жаловаться на какие-либо особые проб лемы... ^ И я так думал. Самая трудоемкая отрасль — жи вотноводство, отданная на еткуп женщинам, полно- ■етью механизирована, зар плата у доярок высокая. Какие нарекания? Врюде, нет особых. А появился жен совет — и . увидели: жен щины-то у нас все равно заняты тяжелым трудом, например, той же погрузкой и разгрузкой семян.- Пригла сили меня на заседание жен совета, вместе обговорили, как быть... Теперь слабый пол не ставим под тяжелые кули, на то мужчины есть. Женский глаз острый, все «узкие» места подмечает. А их и в отлаженном хозяйст ве наберется немало. И дол жен заметить: с той поры, как в селе создали женский совет (год назад), мы при нимаем с ним совместные решения и по вопросам тру доустройства, и по пробле мам соцкультбыта. Женсо вет взял на учет многодет ные семьи, одиноких пенси онеров... — Взять на учет — это го еще недостаточно... ■— Колк взяли, так и ра ботать надо. , Как известно, государство при рождении ребенка выплачивает на не го ежемесячное пособие по 30 рубле&тдо одного года. А мы опять-таки вместе с женсоветом - прикинули, под считали и убедились; не обеднеем, если будем вы плачивать по 50 рублей и до двух лет. А родится в семье второй малыш — получай по сто рублей. В школе и в детском саду для ребят бес платное питание. Вырас тут — отработают с лихвой. — Вырастут — и пода дутся в город... — Жизнь есть жизнь. Мо жет, кто и уедет. Одна на ша стипендиатка не верну лась, вышла замуж в горо де. А большинство все-таки домой едут. Что им в горо де делать? Пока на ноги встану| — по чужим углам наскитаются. У нас условия получше городских, народ видит это и собирается под домашнюю крышу. Ребяти шек прибавилось и в школе, и в детском саду. Для срав нения: учеников в старших классах по 12— 15 человек, а в младших уже , по двад цать и больше. Понемногу, неторопливо, а село молоде- — Значит, и свадьбы по чаще теперь справляете? — Восемь-десять в год играем. Приезжают молодо жены и и з ' города. Тут-го нам и есть'чем погордиться. Наш женсовет к каждой свадьбе начинает готовиться заранее. Тут вам и обрядо вое величание жениха и не весты, и танец для молодо женов. А что касается по дарков, то правление и жен совет решают, что подарить, какую сумму выделить. Ад министрация, конечно, рас кошеливайся... Ничего, убыт ков пока не несем: ни одно го развода пока не было (постучим по дереву, чтоб не сглазить). И новорожденных ребя тишек тоже всем селом «крестим». Поздравления, подарки для них готовим, а потом для молодых родите лей и близких — обед в столовой (по торжественным дням она превращается в кафе). Люди потанцуют, песни, попоют, просто поси дят — поговорят, ребятиш ки поревут; знать о себе да дут, что жить начинают,' — и настроение у всех празд ничное. Молодожены, которые регистрировались у вас, в городе, и потом побывали на наших свадьбах, обзави- довались. Наших всем селом величают, а в вашем дворце торжеств, рассказывают, молодые — в одном зале, гости в другом их ожидают. Что там в первом делается,' никто ничего не знает, ка кие напутствия даются, ни кто не слышит. Все побыст рей делается, одна пара на пятки другой наступает. До песен ли тут?.. — Александр Ефимович, коль о песнях, да еще сва дебных, величальных, вспо мнили, то уж расскажите, пожалуйста, о ваших сель ских посиделках. Правда, тема эта чисто женская... — Не скажите... Н тут меня как руководителя хо зяйства наш женсовет на шел чем озадачить. Нача лось вроде тоже с моды на посиделки. Стали наши ба боньки, больше пожилого возраста, собираться по ве черам в выходные дни то в одном доме, то в другом. Прялки подоставали, вя жут, шьют. Блюда старин ные, русские готовят — дух по всему селу идет. Друг друга мастерству обу чают. И, конечно, песни старинные вспоминают. Раз- другой собрались женщи ны, смотрят: кое-кто и из молодых заглянул к ним. Правда, маловато пока, да, как говорят, лиха беда — начало. Будут почаще соби раться посиделки — потя нется и молодежь. Женсовет и озадачил администрацию; у молодежи, говорят. Дом культуры есть, а пожилые люди по домам ютятся. Да- вай1ге, говорят, избу стро ить, вроде музейной. И что бы обязательно с русской печкой. Прямо скажу; разве у руководителя дойдут руки до посиделок или тех же цветников, что сегодня цве тут в нашем селе, коль его за душу тянут фермы, про изводственные , покаедтели. план? Или; пригласят ' жен-' шины на свой совет, а то просто зайдут и скажут; «Ефимыч, у пенсионерки крыша прохудилась...» И стыдно станет: впрямь, не заметил, надо помочь. — Кстати, Александр Ефимович, в колхозе нема ло пенсионеров, есть и оди нокие вдовы, потерявшие мужей в войну. Им как по могаете? — Этим женщинам в по яс поклониться надо. И го ворить о помощи им даже неудобно: как бы мы ни по могали, а все одно — мало, ■уборка, посадка огородов, особенно вдовьих — забота колхоза, ремонт жилья, за готовка топлива — тоже. А следят за порядком на под ворьях одиноких престаре лых людей наши женсове- товки. Их семнадцать. Прак тически в каждом коллекти ве есть представители жен совета. В нем животноводы и полеводы. учителя, вос питатели детсада, культра ботники. А возглавляет женсовет. Лидия Гавриловна Пешкова,,секретарь сельсо вета.- Человек ответствен ный и беспокойный, того и от остальных требует. И я так в заключение скажу. Шенсоветы, конеч но. Москву не построят, а помощь администрации от них немалая. Но авторитет этой общественной органЩ зацйи зависит во многом от помощи, какую оказывают ей руководители, от того, как поддерживают ее ини циативу. Я так говорю сво им коллегам: создайте жен совет, поддержите его и то гда поймете, какая это сила. Но спокойной жизни уже не ждите... — Спасибо, Александр Ефимович, и за беседу, н за доброе слово в поддержку женсоветов. Они в ней очень нуждаются. М. СОРОКИНА. НА СНИМКЕ: предста вители женсоветов комбина та «Шварце Пумпе» из ГДР и НЛМК в гостях у добрин- Фото Н. ТКАЧЕНКО. « с э й к о » ПРЕДЛАГАЕТ • ТОКИО, 20 сентября. (ТАСС). Уникалмый сверх миниатюрный теле- и ра диоприемник разработала япоиокая радиоэлектронная компания «Сэйко». При ве се в 350 граммов новинка имеет цветной экран на жидких кристаллах разме ром ежоло 7,5 сантиметра по диагонали. Портативное устройстто позволяет при нимать телевизионные про- граь№ 1 ы на японском и ан глийском языках, а также стереофонические радио программы в диапазоне ■уКВ. Специалисты «Сэйко» раосчитьшают, что телеви зор, который может -питать ся от автомобилшого ак кумулятора через гнездо прикуривателя, будет поль зоваться повьипенным спро сом у автолюбителей. НАЧАЛАСЬ ЗАБАСТОВКА \ ОТТАВА, 20 сентября. (ТАСС). В кшшдской про винции Британская Колум бия, расположенной на даль нем западе страны, объявили забастовку 29 тысяч госу дарственных служапщх. Они добиваются повышедия за работной платы в связи с произошедшим за последние годы значительным ростом стоимости жизни. НАРКОТИКИ- ПРИЧИНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЬЮ-ЙОРК, 20 сентября. (ТАСС). Почти половина всех преступлений, совершаемых в Соединенных Штатах не совершеннолетними, проис ходит под воздействием ал коголя или наркотиков. Об этом овидетельствует док лад, подготовленный спе циалистами бюро юридиче ской статистики при мини стерстве юстиции США. Согласно полученным дан ным, почти 60 процентов ма лолетних заключеЕшых. от бывающих тюремное заклю чение За серьезные право нарушения, регулярно не менее месяца употребляли различные наркотические средства. ^ Так выглядит Сеул — столица летних Олияшийскнх Телефото АП—ТАСС. ГАВАНА. Организатор 73-го в исторшт Гаити воеавого пе реворота — генерал Авриль, объявивший себя президентом, назвал в понедельник вечером состав .нового правительства. Лишь один из его членов является в настоящее время роеи- нослужащнм в чине аолковншса. Остальные 10 министров — ВАРШАВА. В воокресенье вечером сейм (парламент Поль ши) большинством голосов -прЕнял отставку правительства н постановил поручить прежнему составу Совета Министров ис полнять свои, обязанности до сформирования нового. Инфор мируя сейм об отставке правительства, ето председатель Збигнев Месснер отметил сложцоегь социально-экономиче ской обстановки и просчеты нрцвительства в реализадвв не которых положений эковомнческрй реформы. Выступая веред голосованием от имени чрезвычайной ко-' миссии сейма по контролю за реализацнед эковомвчесжои реформы, посвященной осуществлению правительством пре доставленных ему сеймом чрезвычайных полвомочта, депу тат Кристина Яед^-Еедроська отметила, что предоставление Совету Министров чрезвычайных полномочий не привело к ощутимому ускорению реалвзавщи положений второго этапа экономической реформы. Комиссия выразила мнение, что несбходнмо осущес-твлешае глубоких изменений в составе правительства, расширение участия в нем коалиционных сил, а также расшщ)ение его состава ^гугем шелючения компетент ных специалвстов по различным отраслям экономики. БОНН, Сильный пожар вспыхнул я а химической фабрике в городе Гох (земля Северный Рейн-Вестфалия). Причиной стал взрыв бензовоза во время его загрузки. Пламя мгновенно ох ватило несколько рабочих корпусов, в одном из которых размегцалксь склады опасного ядовитого вещества —• сннилыной кислоты. Жители близлежащих городов предупреж- дены но радио об опасности возможного отравления. (ТАСС, 20 сентября). МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ «ВОДОРОД СЕГОДНЯ» в последние дни сентября в Москве состоится 'УП Всемир ная конференция «Водород сегодня», в работе которой при мут участие свыше 500 ученых нз более чем 20 стран. О веш- росах, ко’гррые будут обсуждаться на конференции, расоса- зывает председатель . оргкомитета московского форума, пред седатель Государственного комитета но испоЛьзованвю атом ной энерпш СССР Александр ПРОЦЕНКО: Нынешняя водится под девизом «Водород сегодня», который указывает На её главные цели: рассмот реть национальные и между народные программы по водо родной энергетике, ‘ передовые технологии получения, хране ния, транспортировки и ис- пользоватшя этого газа. О вод,ородной энергетике ши роко заговорили в начале 70-х годов; ее развитие подхлёствул нефтяной кризис. Тогда стало очевидным то, о чем давно пре дупреждали специалисты; за пасы органического топлива, в особенности дешевых нефти и газа, на Зилле ограничены, а темпы их расходования столь велики, что пора задуматься об альтернативных системах энергообеспечения человечест ва. При этом следует учиты вать и экологические проблемы. Привлекательны возобновля емые источники энергии — солнечная, ветровед, геотер мальная, но с их помощью гло бальных Хфобл^ энергосяаб- :^ения нё репшть, они будут иметь локальное значение. Ма гистральное же направление— иаюльзование такого мощного источника, как ядерная энер гия деления, а впоследствии, возможно, и синтеза. Безопас ность и минимальное воэдейст- вие на окружающую среду мо гут быть обеспечены. Ныне ядерная энергия в раде стран широко применяется для про- проиэяодства элштричества-Но, чтобы использовать ее во всех возможных областях потребле ния, она нуждается и в другом посреднике — энергоносителе, который мог бы донести энер- щю .в то место, где она нуж на, и в том,виде, который не обходим потребителю. Пер спективно получение такого энех>гоносителя — водорода — путем разложения воды а по мощью ядерней энергии.; Водород — ресурсы |Ьырья для его получения на нашей планете 6 ез 1 раничны — мож но пшрежо использовать .в про мышленности, на транспорте, в быту. Он предпочтительнее, чем органическое тешливо, с эколошческой точки зрения;' при его сжигании в кислороде образуется лишь водяной пар. Но почему мы только мечтаем об эре водорода, что сдержи вает его применение? В свобод ном виде на Земле он не встре чается^ а на его производ,ство Из воды приходится затрачи вать немало усилий, да и об ходится это недешево: кроме того, - водород взрьтоопасен, есть V него и другие недостат ки. Это и ограничивает его использование. На предыдущих конферен циях обсуждались преимуще ственно предложения концеп туального плана, прогнозы, свя занные с {развитием водорюдной энергетики. В Москве основное внимание будет уделено тем направлениям, где ишользова- ние водорода может быть эко номически целесообразным в наиболее близкой перспективе, раосмотревию проектов и оаз- работок, которые могли бы дать заметный жономический эффект, не оказывая отрица- телмюго воздействия на окру жающую среду. В ретультате .исследований, выполненных в СССР и в дру гих странах, ясно, что наибо лее актуально и экономически целесообраыю соадание энерго- технологических систем с ис- польэстаниетг водорода для совмёсгеого производства элек троэнергий, тепла и химичес кой продукции. На этом пути еще много ‘нерешенных проб- летл, в частности еще нет кон цепций управления такими си стемами. По оценкам, они на чнут применяться на рубеже ХХ—ХХ1 веков. На конферен ции также пойдет речь о во дородных энергоустановках для выработки пиковой электро энергии, применении водорода в авиации, космосе и натрак-^ спорте. , ■УровшЕь работ советских спе циалистов характеризует, в частности, самолет Т'У-155 и рэкета «Энергия», использую щие водородное топливо, раз работки в области плазмохимй- ческого получения водорода, в том шкле из сероводорода, твердоподимерного и высоко- температураого электролиза. В числе достижений, например, специалистов ФРГ — водород- но^кислородные парогенерато ры мопщостью от 9 до 40 МВт, ^ шзработка схемы хемотерми- ческой системы дальнего теп лоснабжения на основе высо котемпературных адехкшх ре акторов, модели автомобилей фцрм «БМВ» и «Даймлер-Бенц» на жидком и газообразном во- дородншл топливе; Канады и Белыии — водно-щелош:ые одектролиэеры с уникальными характедистиками. Крушше программы в области водород ной энергетики и технологии осуществляются теасже в США, Японии, странах ЕЭС, Китае, Ия№и и раде других стран. Водородная энергетика — универсальная альтернативная система энергоснабжения, по- стаоенная на базе ядерной энергии,, оюсобна решать боль шой комплекс сложных хозяй ственных и ' жологических про блем. Ее широкое развитие прогнозируется на первую но- ловшгу XXI века. Но чтобы эти прогнозы стали реальностью, ное международное сотрудни-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz