Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

4 сентября 1988 г., № 206 (18 203) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ У СЕМИ МУЗ Воскресный выпуск Анкета «ЛЗ» КАКИМ БЫТЬ ЖЕНСОВЕТУ? лякуется специальаая «правица «Совремешшца», материалы которой рассказвшают о деятельвостя вовых общественных оргаввзащ[й — женских советов. Их роль, как нодчеркива- ют в своих письмах читатели в редакцию, значительна. Жеи- советы актимю участвуют в процессах развития демократи­ зации нашего общества, укреплении дисцвиливы на произ­ водстве; решают проблемы участия женщин в общественной жизни, в работе различных формирований, оказывают им по­ мощь в решении семейных вопросов, в вопросах трудоуст­ ройства, воспитания детей, в ведении домашнего хозяйства. Вместе с тем, как показывает практика, ивые жевсоветы пока не проявляют себя. Их роль в жизни того или иного предприятия, колхоза иля совхоза, села, деревни, поселка невелика. В свц^н с этим редакция, учитывая то, что 23 сентября состоится пленум областного женсовета с повесткой: «О ро­ ли советов женщин на современном этапе перестройки в све­ те решений XIX Всесоюзной партконференции», обращается кК нашим читателям, естественно, прежде всего К женщинам ’с просьбой поделиться своимн мнениями о работе женских советов, ответить на ряд вопросов. 1. Назовите, пожалуйста, адреса, где жевсоветы зареко- мевдовали себя актаошыми побщ>никами перестройки. Какие вопросы они решают; что им удалось сделать; -какие формы и методы работы они используют? 2. КЬогое в деятельности женсоветов зависит от той под- держ 1 Ш, которую им оказывают .местные С о в е т , партийные организации, админнстрахщя. Каковы их взаю вашем предприятии, в совхозе, колхозе, селе? 3. Что, по вашему деятельности женсоветов? Какими проблемами, взгляд, они должны заниматься ;в лерву» очередь? . 4. Как показывает практика, еще ие значительна роль жеи- советов в воспитании молодежи; в семенном воспитании. По­ чему это происходит? Что нужно с д ш т ь для укрепления свя- 5. Известно, что наше свободное время — это огромное богатство, которое необходимо использовать для духовного, нравственного щ физического совершенствования. Какова роль женсоветов в организации разумного, интересного досуга гру- дящихся по месту жительства, в клубах в домах культу­ ры, самодеятельных формированиях?^ Какие ^ р м ы рг^^от должны, по вашему мнению, использовать жев1Советы, чтобы, например, в домах, где мы живем, люди хорошо знали друг друга, с пользой для себя и общества проводили свободное Пфосим вас, дорогие товарищи, прислать в редакцию от­ в е т на эти вопросы в срок до 15 сентября. Вавш мнения по­ могут активизировать работу женсоветов; определить конкрет­ ную программу их деятельносш. РЕДКОЛЛЕГИЯ ГАЗЕТЫ «ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ». В ВЫСТАВОЧНОМ зале Липецка заканчивает рабо­ ту персональная выставка произведений лниецко- го живописца, члена Союза художников СССР Евгения Павловича Сальникова. Разнообразие жанров, тем, технических приемов, равно как и высоКм художе­ ственная культура, привлекли внимание большого числа зрителей. Неординарность творческого мышления Сальни­ кова вызвала желание многих посетителей экспозиции по­ знакомиться поближе с ее автором. По нашей просьбе с художником встретилась искусствовед Т. Нечаева. — Как Вы, Евгений Пав­ лович, пришли в искусство? — Нет. Пишу для собст­ венного удовольствия. —• Какова же цель ваше­ го творчества? — Целей много. Но, по­ жалуй, преобладающая — показать, как красив и раз­ нообразен наш будничный ощутимо стремление к очи­ щению искусства от конъ­ юнктуры. В этом порыве не­ редко отождествляется с наз- ская картина вообще. боре пути? — Альтернативы не было. Но как возникло стремление к изобразитёльному творче­ ству, неизвестно. Среда, в которой воспитывался, к это­ му не побуждала. Не был и вундеркиндом. Еще в ран­ нем детстве рисовал, но это было обычным занятием для любого моего сверстника. Ве­ роятно, интерес мой закре­ пился под влиянием одного знакомого мальчика, кото­ рый писал на бумаге масля­ ными красками, и пастозный мазок очень волновал меня. Стал вместе с ним ходить на этюды, параллельно за­ нимался в Доме пионеров у преподавателя Иосифа Иоси­ фовича Шебека. Он заметил меня, поощрял, в общем, по­ верил в меня. Так, к концу седьмого класса моя профес­ сиональная ориентация была определена. Легко поступил в Елецкое художественное училище, легко учился: ска­ залась хорошая подготовка. На втором курсе состоялось важное в моей судьбе от­ крытие творчества В. С. Со­ рокина, , преподававшего у нас живопись. На его при­ мере исподволь формировал­ ся вкус, во всяком случае, стал отличать плохое от хо­ рошего. Этому же спосо&т- вовала замечательная учи­ лищная библиотека, благода­ ря которой я познакомился с искусством Врубеля, Гра­ баря, Кустодиева, Юона. Окончив училище, поступил в Московский художествен­ ный институт им. В. И. Су­ рикова. Одно из самых силь­ ных впечатлений от Моск­ вы — Третьяковская гале­ рея, творчество Сурикова. Потом определилась и са­ мая верная привязан­ ность Музей изобрази­ тельных искусств им. Пуш­ кина, привлекла француз­ ская живопись как чрезвы­ чайно свободная школа. С институтской программой справлялся весьма успешно. Правда, ■тут началось мое как бы раздвоение, было не­ интересно делать то, что до­ ступно. На занятиях по-преж­ нему выполнял задания в соответствии с требования- Ш' Интервью в выставочном зале АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕ БЫЛО щие XX веку, не могли прой­ ти мимо художников. Для того, чтобы выразить свое отношение к таким невидан­ ным страстям, нужны осо­ бые средства. И еще: рево­ люционная идея, лежащая в основе творчества, всегда идёт впереди своего време­ ни, заглядывает в будущее. Таким образом, искусство, даже изображающее конкрет­ ные события. Как вы относитесь к ми, а дома экспериментиро­ вал, сам усложнял себе за­ дачи, которые находил в му- — Вы учились в мастер­ ской А, А , Дейнеки... — Это было трудное для меня время. Академик Дей- нека запомнился педагогом исключительной требова­ тельности, особенно к рисун­ ку и композиции. Соблюде­ ние строгой технологической дисциплины, на которой он настаивал, сковывало, как мне тогда казалось, творче­ скую , свободу, вступало в прютиворечие с моей нетер­ пеливостью, жаждой немед­ ленных результатов на хол- Теперь я горжусь тем, что моим учителем был такой выдающийся мастер, и бла­ годарен ему. Он воспитал во мне обостренность в восприя­ тии действительности, инте­ рес к человеку. — Как складывалась ва­ ша творческая судьба после института по возвращении в Липецк? — Под воздействием Д^й- неки я сразу стал писать картины. Брался за еёрьез- ные темы, сюжеты. Не мо­ гу назвать этот опыт удач­ ным, думаю, что работы гре­ шили театральностью, по­ верхностностью. Не склады­ вались отношения и с устро­ ителями так называемых официальных выставок раз­ личного ранга. Я всегда сто- , ронйлся общественных услов­ ностей, заданной тематики... — А когда вы работаете, имеете ян в виду будущего зрителя, участие в выстав- — На нынешней выстав­ ке обращает на себя внима­ ние стилистическое разнооб­ разие работ. Чем вы сами это объясняете? — Думаю, что худож­ ник — тот же актер, .Для каждой роли он должен най­ ти особый язык. Появилась идея, а метода нет. Ищу тех­ нический прием и в своем багаже, и в богатом арсена­ ле изобразительного искус­ ства. Всякая мысль должна воплотиться конкретным приемом, своей стилистикой. Поиск мучителен и нередко долог. Случается, что в про­ цессе работы возникает неч­ то непредусмотренное, не­ ожиданное, интересное. Ка­ залось бы, можно остано­ виться. Но не стоит самооб- манываться: решение, адек­ ватное внутренней модели об­ раза, выношенной в мыслях и в чувствах, не найдено. Нужно добиваться полного: соответствия выразительных и изобразительных средств замыслу. Такое соответст­ вие редко, но очень дорого. — Вы мсшсете назвать среди своих картин в этом плане удавшиеся? — Ну, к примеру, «Моя мастерская зимой». В ней все совпало. — Испытываете лн вы влияние творчества других ХУДОЖ1ШКОВ? — Непременно. Я воспри­ имчив и влюбчив в талант­ ливое. Но влияний боюсь и даже ограничиваю себя, ста­ раюсь* не смотреть произве­ дения, которые могут про­ извести сильное впечатление. Хочется утвердиться, поглуб- . — Думаю, что тема здесь ни при чем. Конъюнктура — это штамп, утвердившийся тип героев или понятий, со­ ответствующий бытующим в данный момент условностям общественной жизни (потому « 1 фавду жизни» в нскусст- — Оглянемся на недав­ нее прошлое, и увидим, как одни лозунги и призывы з а ­ менялись другими, противо­ положными. Нужно ли ху­ дожнику откликаться на по­ добные сиюминутные требо­ вания? Необходимость тако­ го творчества эфемерна. Для этого есть другие сред­ ства воздействия на массы. Правда искусства — в иск­ реннем отношении художни­ ка к окружающему миру. А суть этих отношений, как правило, непреходяща. Че­ ловеческие ч ^ с т в а у древ­ него грека и у нашего сов- ■“ --------- одинаковы. — В чем, по-вашему, сов­ ременность искусства? — Для меня не сущест­ вует деления искусства на современное и несовремен­ ное. Эль Греко, к иртмеру, для меня современен. В лю­ бые времена жизнь состоя- .ла из непрерывной борьбы добра и зла. Эти два фило- с о ^ к и х понятия всегда бы­ ли движущими силами про­ гресса, а в искусстве — его стимуляторами, вечной те­ мой. Но каждой эпохе свой­ ственно отображать жизнь языком своего времени. Гло­ бальные войны, разрушения, жертвы, страдания, прису- нсевдо? — Любые течения в ис­ кусстве всегда оставляют след в его истории, в эсте­ тическом опь^те человечест­ ва. Авангардвдм в пору свое­ го возникновения нес в се­ бе глубокую мысль, протест против несовершенства обще­ ственного устройства, и по­ тому в нем ценны не толь­ ко его формальные откры­ тия, которые используются многими современными ху­ дожниками. Обособление это­ го направления творчества в общем понятии «искусство» не считаю правомерным. Од­ нако параллельно с осмыс­ ленностью и убежденностью всегда шло шарлатанство, иногда до того закамуфлиро­ ванное, что способно ввести в заблуждение. — Как вы понимаете со- кусства? — Искусство, творческая мысль должны вести челове­ ка « совершенствованию, принуждать его мыслить, воспитывать в нем доброту. — Каково ваше главное обретение в искусстве за то. ды самостоятельной творче­ ской деятельности? — Думаю, я подобрался к такому моменту, что начи­ наю понимать, что живо­ пись должна быть живо­ писью, где цвет является ос­ новным инструментом для раскрытия содержания. Сей­ час даже на трафику смот­ рю глазами живописца. Большое значение уделяю эмоциональному воздейст­ вию на человека цветовых сочетаний. — А чего бы вам хоте­ лось достичь? Чтобы меня ни с кем не путали. Но, наверное, ес­ ли перестану быть разным, расстанусь с профессией. Не приемлю повторений. Т. НЕЧАЕВА. СПУТНИК в МИРЕ книг 40 лет работает в библи­ отечной системе ветеран тру­ да Мария Ефремовна Сафо­ нова, ставшая для жителей села Большая Поляна Тер- бунского района советчиком, добрым спутником в без­ брежном книжном мире. Она всегда умеет угадать ин­ тересы каждого читателя, помочь найти своего люби­ м о г о писателя. В Несмотря на пенсионный ^ в о зр а с т , Мария Ефремовна продолжает трудиться. Ра з ­ нообразны ее обязанности: проведение диспутов по кни­ гам советских и зарубежных авторов, организация книж­ ных выставок, красочное их оформление. В большеполянской библи­ отеке постоянно растет чис- пополняется К О Р И Н . ♦ «ИГРАЙ, ГАРМОНЬ» Сильный дождь не поме­ шал участникам праздника пецка, показать свое мас­ терство. Члены любитель, ского объединения русской гармошки, многочисленные зрители по достоинству оце­ нили первое выступление недавно созданного трио га . рмонистов под руководством преподавателя музыкальной школы Вячеслава Сускина, умение опытнейшего гармо. нвста Василия Тихоновича Смородина. На празднике звучали русские народные мелодии, частушки. Л. п е т р о в с к и й . ОТЛИТЫ ЛИПЕЦКИМИ У М Е Л Ь Ц ^ 1 М И с большим интересом прочитал в «Ленинском знаме­ ни» за 3 марта 1988 года статью Г. Аксенова «Надпись на обелиске», где шла речь о реставрации и придании пер­ воначального вида памятншу-обелиску на Петровском спуске. Автор правильно ставит вопрос о сохранении, по­ жалуй, единственного, не считая двух трех архитектур-' ных памятников, памятника истории нашего города. Я полностью поддерживаю предложение тов. Аксенова. Кроме того, я хотел бы обратить внимание липчан на еще одну памятную реликвию: йа пушки, отлитые в на­ чале XVIII века на «Липских железоделательных заво­ дах», которые нынче находятся в Нижнем парке. Эти пушки, поистине, являются достопримечательностью на­ шего города, которая связана с зарождением и развити­ ем металлургии в нашем крае, с героическим црошлым нашей Родины, с тем периодом, когда Россия обзаводи­ лась флотом, когда пробивалась она к южным и север­ ным морям, чтобы потом стать великой морской держа­ вой, какой мы знаем нашу страну в настоящее время. Как-то осенью прошлого года мне пришлось наблюдать, как в Нижнем парке возле пушек стояла группа иного­ родних экскурсантов. Экскурсовод очень интересно рас­ сказывала об историческом прошлом нашего края, горо­ да, о зарождении и развитии металлургической промыш­ ленности. о том, что именно здесь, на верхнем «Лип- ском заводе», ковались якоря и отливались пушки для первого русского военно-мо;^кого флота, но как-то не­ приятно было смотреть на исторические пушки, на без­ вкусно оформленную тумбу, на которую они возложены, и на огромную дождевую лужу возле этой тумбы. Думается, что эти пушки, эти исторические памятные реликвии заслуживают большего внимания, лучшего мес­ та и более выразительного оформления. В связи с этим хотел бы внести предложение: установить их на смотро­ вой площадке у входа в . Нижний парк со стороны Пет­ ровского спуска или возле Комсомольского пруда, воз­ ложив на декоративные лафеты и снабдив надписью, что пушки изготовлены на Липских железоделательных заво­ дах, построеши> 1 х по указу Петра I, в начале XVIII ве­ ка, а декоративные лафеты отлиТы металлургами НЛМК (или завода «Свободный сокол») в 1989 году. Один из возможных вариантов оформления установки пушек изоб­ ражен на прилагаемом эскизе. Мы не погрешим против исторической правды, отлив декоративные лафеты более двух столетий спустя. Как известно, орудия того времени, как полевые, так и ко­ рабельные, снабжались лафетами, изготовленными из де­ рева, а металлические лафеты были только парадными и декоративными. К тому же, небезынтересно напомнить, что Царь-пушка, находящаяся в Московском Кремле, бы­ ла отлита в 1586 году, а декоративный лафет отлит на Петербургском литейном дворе в 1835-ом. ' В. КАРЕТНИКОВ. Владислав ЗОРИН ,,НБПОДРУБИЛИмы ОСНОВУ." — Лшйь с тобой мве светло! А третья, уздечку коня теребя. Сказала сквозь слезы: — Умру без тебя1 Пусть скачут друтае на эту А ты молодую не бросишь ...Два воина едут д о р о г о ^ 19 августа 1936 года черные тотт К сердцу его поднимались. На скулах высохли слезы, Только в ресницах качались. Успел он услышать выстрел, И пуля в теле застыли, Лорка шагнул к франкистам. От страха они отступили. Залпы, не' прекращаясь. Гулко катились по далям, А Лорка все шел, качаясь, И снова враги отступали. Как пахнет лимоном на свете! И рухнул поэт на камни, Спасенный лишь песней от смерти. Дорогу обняв руками. Когда убивают поэта, Вянут цветы и травы, Гром сотрясает планету. Дождь выпадает кровавый. Тайно убьют поэта, А после и мертвого прячут, Плачут о нем рассветы, А палачи не плачут. Устало фашисты курили, Р детях своих говорили, Друг другу ладони сунув, В Гранаде они расстались. Но у фашистов в подсумках Патроны еще остались... А третий вернулся к постели Тут — ласки и вскрики, и снова любовь. Там — скрежет железа, и стоны, и кровь. Устали солдат , потрескались Играют победу веселые трубы. И шрамы и раны слезами Солдатские жены горды, знаменит. Одна получает персидскую Разлука Три воина Три воина храбрых собрались на Рать. Три верных жены их пришли провожать. И молвила первая: — М илый ты мой! Врага победи и скорее — домой! Вторую супруг посадил на Шепнула она; Другая — топаз, Л у третьей — печаль. — Храбрец! Ты под женскою юбкой сидел. Ты бабу послушал. Ты мне надоел!.. Проходят столетья. Война за войной, Супруга другая, и воин иной. Один без руки возвратился Не встретил ни мать, ни детей. Другой .— из фашистского плена попал В суровой Сибири на лесоповал. А третий в надежном тылу Начальственным стал И супругу уважил. Он ей подарил шелка и топаз, Хрустальные чкши, что радуют Как прежде, Беззвуздю планета кружится, И время сусмешкой Над наЬщ струится... Трассирующие, пулеметные Вшюнные стекла в ночи... Там — трохот, Здесь птица болотная, В осоку забившись, кричит. Что ей-то, О чем беспокоиться? Зачем ей сиротский напев... Твой поезд надменно проносится, С налету тобой овладев. И только колес околесица С откоса в траву упадет, Да брови чеканные месяца От скорости адской сведет. А эта бессонница в старице То снизу, а то свысока Рыдает да стонет — не сжалится, Оглохшая птица — тоска. Пальну я в кдшсушу бездомную, Картечью пальну наповал. ...Да вот только ноченька темная, И поезд нырцул, кж в провал! Обыватели у вас — летаргия — Пора литургию! У вас коронарные стонут Вы любите роскошь и пересуды. А сами молчите. Мычите, Стада белобрюхих! Тяжелым металлом Закованы руки. Прилизаны к черепу Пугливые уши, Бездушьем исчерпаны Ваши бъттие души. Вы живы. Еще на беду не о тп е т , А то, что вы лживы, Честны вы при этом. Чванливы 6еэ1мерно, Толкуете мне о морали. Со стервами первыми Себя обмарали. Не возликую, Коль в смерть перейдет летаргия, Одно изреку я; — Нуягага зофургия! Садовник Когда-то Срм в укор Изрек, не терпящий судей. Что мы, как деревце — садовники. Должны выращивать людей. Ах, сколько нежности в хщтате! и аллилуйщиков ря/Уя Вставляли кстати и некстати Ее в доклады и труды. В его заботливость уверовав. Суть не сумели уяснить. Чтоб облюбованное дерево Ему угодное растить. •А в это вреЫя по дворам Рубили яблони крестьяне, Доверясь с горя топорам. Летели ветви и соцветья Под с т ^ , повторенный И сам садовник лихолетья Уже рубил не только сад. ...Их много, фраз, подобж) Истлело, сгину® в пустоту. Мзда прибавлялась на тщету. Не подрубили мы основу, Не извратили жизни суть... Но как теперь родному слову Его начальный смысл вернуть? ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЦВЕТОПИСЬ Народному художнику Грузии, профессору Кокд Махарадзе, 59 лет. Его творческий путь типичен для многих советских художни­ ков. Родился в небольшом приморском Городке, рано ощутил непреодолимую тя­ гу к рисованию, в 13 лет по­ ступил в Тбилисское хуД0-| жествениое училище, а по­ том в Академию художеств. там же окончил аспирантуру. Махарадзе трудно застать не за работой. Даже беседуя с друзьями, он может вдруг углубиться в рисование, з а ­ быв обо всем. Как-то жур налисты спросили, сколько всего у него работ. Коки сму­ тился: «Очень трудно под. считать — много». Его дом на одной из те ­ нистых улиц Тбилиси в шут. ку называют домом худож­ ников или постоянно рису­ ющей семьей. В только что подаотовлеиной экспозиции, которая будет демонстриро ваться в Швеции, из семнад­ цати работ три принадлежат его жене Фериде Манагадзе, а три — сыну Михаилу. У всех троих различная мане­ ра исполнения. При сходст­ ве некоторых сюжетов раз йость стилей особенно замет, на. Живопись Коки Махарад­ зе критики определяют как «эмоциональную Цвето­ пись». В его работах чис тые, жаркие краски. Карти­ ны художника привлекают настроением, цельностью и яркостью. Работы Фериде Манагадзе более строги по колориту и лиричны.. Фери, де много работает в книж. ' Х - / Анонс о ЧУДЕСАХ ГНВНОЗА Слово «гипноз» послед­ нее время стало привыч­ ным для нашего слуха. Раньше гипноз относили к: разряду несерьезного вра­ чевания, несколько позже пересмотрели позиции гип. ноза в лечении некоторых заболеваний. Примерно в течение последних четы-- рех-пяти лет гипнотера-: ПИЯ, психотерапия, ауто-: тренинг признаны к а к ' один из. видов немедика­ ментозного лечения мно- гих заболеваний, особен­ но неврогенно обусловлен­ ных. И вот новое, совер­ шенно невероятное. Слож­ нейшие операции без нар­ коза, только силой вну­ шения психоэксперимен­ татора больной переносит легче, и дальнейший про­ цесс выздоровления про­ ходит намного быстрее, чем после обычной опе­ рации, проведенной прк- помощи анестезии. Подоб­ ная операция была пока­ зана по телевидению 17 июня в программе «Взгляд». В наш век больших эмо­ циональных перегрузок многие заболевания, воз­ никшие на почве психо­ генных перегрузок, прек-_ расно лечатся внушением (гипнотерапия)*. Под влия­ нием гипноза можно выя­ вить неограниченные воз­ можности человеческого организма., С 7 по 11 сентября вё Дворце спорта «Юбилей­ ный» состоятся выступ-' ления психолога-экспери: ментатора Феликса Ар­ кадьевича Заха. Наш кор­ респондент обратило? к нему с вопросами. — Какую цель вы ста­ вите перед собой, высту­ пая на сцене дворцов культуры с иенхологиче- — Прежде всего, хо­ чется дать человеку воз­ можность увидеть своими глазами, что может сде­ лать психоэксперимента­ тор даже в условиях Кон­ цертной сцены, помочь задуматься над возможно­ стями его организма, по­ верить в силу самовнушвт ння и научиться самому , противостоять , возникно­ вению многих заболева­ ний. Мои эксперименты будут носить в основном избавляющий . характер, и каждый желающий мо­ жет проверить способность своего организма подда­ ваться внушению. 1^ж- дый мой эксперимент бу­ дет говорить: «Твои воз­ можности, человек, в тво­ их руках, я только помо- гу силой своего внуше- З а один сеанс выле­ чить любую болезнь не­ возможно. Но человек, прошедший через такой эксперимент, дйже в ус­ ловиях концертной сцены будет знать, поддается ли он лечению внушением, можно ли вылечить его- заболевание врачам-гипно- логам в стационарных ус­ ловиях. ‘ А бывает и так, что человек через три-че­ тыре сеанса избавляется от своих недугов или вредных привычек на мно­ гие месяцы и даже годы, — Как строятся вашк. отношения с аудиторией? — Любой человек, идя на прием к врачу, чувст­ вует внутренний диском­ форт. Его нервная систе­ ма напряжена, все защит- ' ные силы организма на­ сторожены. В таком сос­ тоянии привести человека, как мы говорим, в рабо- чую форму трудно. А ко мне люди идут, как на концерт, расслабленно. Идут и те, кто хочет уз­ нать свое состояние. Оци полны надежд. А это са­ мое главное для работы. Зрители сами не замеча­ ют, как оказываются на сцене и выполняют мои задания. Люди в разной степе­ ни поддаются внущерищ—- И здесь важны два фак­ тора: их желанйе и до­ верие ко мне к моим воз­ можностям. Хочу ска­ зать, что дети до 10 лет экспериментам не подвер­ гаются из-за неустойчиво­ сти их психики. В своей лекции я даю консульта­ ции, что можно лечить у детей гипнозом и в ка­ ком возрасте. Вуду рад, если смогу чем-то помочь людям, ув­ лечь, избавлю от недугов и вредных пр^ивычек. Еще хочу сказать: «Вашр здо-- ровье — в ваших руках, и учитесь управлять км». ной графике, недавно завер шила оформление «Энеиды» Виргилия.^ Младшему Маха. называют дома. — еще нет двадцати, он студент тбилис- ской Академии художеств. Для шведской экспозиции семья Махарадзе подгото­ вила работы, посвященные старому Тбилиси, несколько пейзажей, бытовые сценки и абстрактные композиции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz