Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я I сентября 1988 г., № 203 (18 200 )' В партийных организациях • Рекомендует коллектив ^М>брой традицией в доб- ривском совхозе «Ограда» стадо яополнение трудового коллектява. опфытых партийных соб ранней идет нелицеприят ный разговор о кандидату рах, товарипр! по работе, в том числе и беспартийные, строго оценивают достоинст ва и недостаттш кандидатов, Это, кстати, по- Так, на днях коммуиисты едивогласно проголосовали за прием в ряды КПСС мо лодого механизатора Нико- ва и доярки Любови Никола евны Морозовой. Л. Н, Мо розова увч>енно возглавля ет сегодда социалистическое соревшжание доярок своей фермы. В ъшвуяптл году преодолев! 5-тысячный ру> беж 8 надоях от коровы. И в эти дни достигает отлич ник результатов. Актив ностей и инициатива прису щи Любови Шхолаевне и Товарищи по работе избра ли своего лидера инспекто ром по технике безопаснос ти. И не сшшблись. Тре- брвательио отстаивает Лю бовь Николаевна интересы добиваясь со- оргавиза- ^ -------„ ------- иых про цессов. Под контролем ак тивиста — и бытовые ус ловия животноводов. Так что уверены в коллективе, иастощцвй боец за пере стройку пополнил партийные Столь единодушную поддержку колл^гова вы звало в решение о приеме в члены КПСС Н. С. Овчив- Вот уже восемь! лет Отсюда призывался на слу жбу в армию, сюда ж е и вернулся. По праву счи тается Шхолай Сергеевич одним из лучших механи заторов совхоза. Отлично проявил себя в осевшою по севную, на тракторе К-700 ежедневно звачительво пе ревыполнял сменные нормы. А ив жатве-88 впервые сел за штурвал комбайна. К тоже добился хороших по казателе . Кшс член го- доввой группы- народного контроля, он одни из са- был отчет Н. С. ОвчинШнсо- ва В Л. 1С Морозовой о прохождевии кандидатского оценили то- Из двух кандидатур Коммунисты Центрально го отделевня хлевенского совхоза «Воробьевский» во время недавнего отчетно ли полное недоверие свое му секретарю Н. Д. Буни ну. Были выдвинуты две кандидатуры. При тайном голосовании Н. Д. Бунин не получил ИИ одного голо са. Секретарем пш>тбюро избрана председатель Воро- бьевского сельского Совета А. А. Соломахииа. Такой поворот событА па отчетно-выборном собра- вян был по предрешен уже докладом Н. Д. Буни на, В нйй он говорил о том, сколько проведено собра ний, заседаний партбюро, какие обсуждались яа них вопросы. А когда дело до ходило до результатов, туг секретарю особенно нече го было сказать. Привимие- бумаге. Не получили прак тической поддержки пред ложения коммунистов, их И. САМОХИН. В цехе только женщины в цехе № 1 Данковской швейной фабрики объеда- вения «Космос» почти все женщины. И в партяйн(Ш организации, где двадцать членов и два кандидата в члены КПСС — одни жен щины. С учетом этого она н строит свою работу. Партбюро совместно с дирекцией, возглавляемой А. И. Карих, добились на чала строительства фабрич ного зданвя. Теперь решаете ся всйфос о включении в план строительства жилого дома, средства на который тоже выделены. Надеяшой опорой парт бюро в утеплении дис- цршляны, создавяи здорово го ьшкрокАимата стал жев- совет, руководимый Н. Ю. ИвоАИной. Действуют клуб художествен- И. БЛАНДШЦШ. ((Круглый стол» «ЛЗ» ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ЛИЧНОСТИ в канун нового учебного года редакция «Ленинского знамени» совместно с облоно, институтом усовершенство в а т ь учнрселей н Липецким пединститутом провела «круг лый стол», пригласив на него участников областного сле та работников народного образования. За ним собрались и те, у кого за плечами десятки лет работы в школе, н те, кто делает первые шаги на педагогическом поприще... Хотя этот разговор состоялся еще до выхода в свет проектов важнейших документов, подготовленвых Госко митетом СССР по народному образованшо и вынесенных сейчас на широкое обсуждение, он прямо касался главной, проблемы, связанной со шкодой завтрашнего дня. Фёд- ральский Пленум ЦК КПСС Определил ее так; учитель— ключевая фигура перестройки народного образования. Из чего складывается сегодня авторитет учителя, его мастер ство, что можно назвать слагаемыми его высокого про фессионализма? На этн вопросы и попытались ответить участники «круглого стола». не до детей. Как дамоклов меч , над учителем висела масса всяческих проверок: роно, гороно,, десятки конт- рояеров из других организа ций. И наша задача была веем — что? Понравиться!. Чтобы, не дай бог, не сложи лось плохое мнение о твоей работе.; И вы считаете — ре бята этого не видели? Не п о н т а л и , что нам — не до Сейчас, •с ' перестройкой школы, мы должны заново выстроить и взаимоотноше ния с детьми. Видеть их, по нимать, слышать, быть с ни ми на равных, но — и вес ти за собой... Школа — ячейка общест ва. Мы упустили многое в обществе, а школа лишь, как в зеркале, отразила это. Я твердо верю; будет чиш,е на ше общество, будут чище и Размышления Т. Н. Вих- ристюк о доброте учителя вызвали у коллег ншвой от клик. Но — совсем не оди наковые мнения. — Да, учитель должен быть .добрым, — вступила в разговор учительница мате матики Долгоруковской средней школы Н. Г. Куско ва. — Но — не добреньким — этаким снисходительным, прощающим все слабости. Доброта — эхо уважение к каждому (без любимчиков!) ученику, стремление раз глядеть- в нем то хорошее, на что можйо опереться в ста новлении его личности. На том хорошем, что увидел , учитель, возможно, постро ится вся дальнейшая жиайь ученика.' — Наш профессионализм — это и доброта, и требова тельность, — нодчещснула «Добрый— не добренький»... Недавно, в днн августов ских педсоветов мне дове лось беседовать е директо ром одной из сельских школ. Он пожаловался: не знаем, что и делать. Второй год будет работать здесь недав^ ший выпускник пединститу та. Все как будто есть у пар ня — знания (диплом без троек), старательность. Но вот беда: не находит со стар шеклассниками общего язы ка. «Хорошо, если это лишь недостаток опыта. А если нет? Ведь уходить ему надо из школы: сам мучается, р е бят мучает...» — Этот разговор кспомнил- ся потому, что был созвучен мыслям, высказанным за «круглым столом». В самом деле, сколько бы мы ни го ворили об учителе, на пер^ вое место всегда выступают его^ личиые качества. Какие — На этот вопрос, — ска зала учитель-литератор Ли пецкой средней школы № 6 2 Т. Н. Вихристюк, — лучше всего ответили сами Дети. Недавно провели анкетиро вание в 9-м классе. И знае те, какое слово было в боль, шинстве анкет? Доброта! Мы задумались. А ведь это так и есть. Вспомните, какими мы привыкли себя видеть в школе в . последние годы. Раздражительными, нетер пимыми, часто просто не способными слушать учени ка... Окрик, : нравоучение, 'приказ, исключающий несо гласие... Я много думала, почему это произошло Да потому, что нам было подчас просто учительница школы РСФСР, ныне пеней, онерка Н. А. Рассолова. — Мы своей добротой искалечи ли целое поколение. Припом-. ните, сколько раз было — тройку ученик не заслужива ет, а ставили. Все-таки ста вили, подчиняясь ' скрытому, а то и явному давлению ди ректоров, роно и так далее. Но право на требователь ность учителю тоже надо за служить. Требовательным мо жет быть только авторитет ный в глазах ребят учитель, иначе требовательность пе реродится в нудную назида тельность и придирчивость. Я много лет работала в очень маленькой школе, но у нас было пять учителей, но сящих звание заслуженных. Мы никогда не говорили о часах, о зарплате. Просто много работали, а в свобод ное время ставили' с ребя тами спектакли. . Сейчас трудно поверить — в каж дом классе был свой драм кружок. Дерзали даже на классику. Это были прекрас ные вечера! Но" такое «не формальное» общение с ре бятами совсем не мешало нам быть с ними весьма строгими на уроках. Бывало, и до конфликтов с директо ром доходило, если речь, шла о двойках. Но. поверьте,’ — ни одной незаработанной че стным трудом тройки я за свою жизнь не поставила. Этот обмен мнениями эмо ционально завершила учи тель-ветеран, сорок лет про- шботавшая в школе, Л. П. Пашкова: — Я сейчас веду в Пет ровской средней школе Гря- , зинского района младшие классы. И вот, знаете, на чем себя часто ловлю? Вот сидит передо мной на уроке Коля. Хмурый, рассеянный, все мои слова — мимо уха. Что с ним делать? Отчитать з а несобранность? Вызвать к доске, уличить в незнании, отвести душу, влепив двой ку? Ничего не сделаю! По дойду, поглажу по голове, похвалю за то, что вчера хо рошо дежурил в школе. Знаю ведь я — и не очень выспался он, а, может, не так уж и сыт сегодня, пото му что опять в его семье был вчера скандал: у отца день зарплаты всегда конча ется выпивкой. А Коля мальчишка золотой... В чем он виноват? Конечно, учитель может быть всяким, но мне кажет ся, нужные качества к нему ‘придут, если он будет видеть ребенка, 'жить его болями... «Необходимо помочь»... Учителю всегда было не легко, а сегодня, в период обновления школы, тем - бо лее. Давайте внимательно вслушаемся: на что сетует педагог, подумаем, как ему помочь. - - Педагогика сотрудни чества, которая, я уверена, отныне утвердится в школе, x^редполагает хорошее знание ученика. Чего мне сейчас не хватает? - — сказала отлич ник народного просвещения Т. И. Татарникова (Октябрь ский район, г. Липецк). — Психологических знаний! Когда же, наконец, в школе будет психолого-педагогиче-, екая служба, не в качестве опыта или эксперимента, а как обязательный элемент учебно-воспитательного про цесса? М. В, Самарина, учитель ница Данковской средней школы № 1: — Я после вуза три года в школе. Замучило количе ство. бумаг; планы воспита- 'тельной работы, классных ча. сов... Сплошное бумаготвор чество. А учили-то нас дру- И на педсоветах сльпдишь только замечания по поводу все тех же, не в срок сдан ных отчетов. Хоть бы раз похвалили! Что-то позитив ное заметили... Поговорили по душам. Ведь нам всем очень важно иметь хорошее настроение. И заседаем мы чересчур ■много. В школе с бюрокра тией, на мой взгляд, еще не скоро будет' покончено... Реплика из зала: «Вот вам, молодым, ее и изжи вать!». — А мы чждем примера старших! Реплика: «А вы — не ждите! Новая школа — ва ша школа.,.». — А- я молодых учителей понимаю, — поддержала ращовор учительница Ко- лырельской средней школы Чанлыгинского района, от личник народного просве щения З .-П . Пожидаева. — Не в каждом педагогическом коллективе у нас создана нормальная, то есть творче ская атмосфера. Вот прихо дят они, начитавшись Мака ренко и Сухомлинского, из пединститута и хотят рабо тать. Так, как Их учили! А окунаются порой в такое... Правы девушки — в шко ле бюрократии через край. Порой думаешь: а хочется ли администрации, чтобы мы были хорошими, то есть по- настоящему активными? Это ведь сразу масса хлопот.воз никает. Лучше пусть будут учителя просто исполнитель ными, так проще, спокойнее... Я считаю, не изжита в шко ле и показуха: вот приезжа ет кто-то «сверху». Раньше В райкоме партии нас за что ругали? Что, мол, т а к и е , ся кие, ложки к обеду гостям не те подали... А сейчас как го ворят? В духе перестройки: «Гостей надо красиво встре- Нелъзя воспитывать ре бят на показухе! Вот при мер. Наши ученики поют в- детском фольклорном кол лективе: сельского Дома культуры. Вы скажете, что ж тут плохого? Конечно, пусть не забывают русскую песню. Да только у нас не могут без показухи! Затас кали девчушек по концертам — в Липецк, Москву,.. И вот уже мои маленькие га стролерши с долей превос ходства смотрят на сверстни ков, со. снисходительностью — на учителей; мы, мол, особенные. Самое страшное, -ЧТО ведь усвоят они эту м а неру и взрослыми такими будут. Показуха, р а зъ ед а е т ' ду ши наших , юных спортсме нов, из которых растят не просто здоровых людей, а непременно чемпионов... Нам от всего этого надо из бавляться, защищать души детей. Учительница Елецкой средней школы № 23 Т. В. — У .учителя острейший дефицит личного времени. А ведь нам надо ни в чем не отставать от жизни —- и ез- дить.и видеть, и читать. Но, к сожалению, последнего он часто лишен. Книжные но винки ему достаются далеко не в первую очередь, порой она до него вообще не дохо дит. Ограничена и подписка. Вот я тут сижу, а думаю —- вернусь в Елец, и узнаю: опять в нужных журналах мне отказали. А там сейчас столько интересного, необ ходимого для работы! Когда же станет правилом: учите лю книги — в первую оче- «Ищем. Пробуем. Получается...» Будущ ая школа нуждает ся в педагоге-новаторе, ищу щем, пробующем, самостоя тельном в творчестве. Недавно в «Учитель ской газете», — обострил те му заместитель директора ИУУ В. Е. Лошкарев, — опубликована статья журна листа Л. Кабо «Школа—лю бовь моя», в которой с теп лотой. говорится о .добрых традициях и опыте липецко го учительства. «Думается, что они очень вазкны сейчас, вроде бы забытые всеми ^ о к и Липецка... Секрет Липецка был не в канониза ций тех или иных педагоги ческих приемов, которые приезжие учителя лихора* дочно запоминали, не в двойных досках и . не в так назьгеаемом поурочном бал ле. Дело было в том, что средний уровень преподава ния (подчеркиваю; средний) был в Липецке чре.звычай- но высок, вьппе, чем где бы то ни было», А обусловлено это было тем, что,.учителя активйо учились друг у дру га и «все, что было дости- нсением лучших, стало посте пенно органичным достоя нием всех». Эти традиции не утрачены и сегодня. Заинтересованно слушали участники «круглого стола» рассказы об охште учителя . математики Казинской сред ней школы Грязннского рай она А. Е. Малютцна, работа ющего по методу Шаталова. — Мы часто жалуемся— где взять время, чтобы луч ше узнать самого ученика. Новая методика позволяет высвободить это время. Я больше стал общаться с ребятами, лучше видеть их сильные и слабые стороны... Попробовал сломать барь ер между начальными и средними классамц — до говорившись с коллегой, вел уроки в третьем классе.. Для чего? Чтобы лучше узнать своих будущих учеников... Такое сотрудничество мне кажется пе^пективным . Хочу поддержать В. Ё. Лошкарева — нам надо р а з вивать свой, липецкий, рпыт. Добрая слава обязывает... Опытом работы по новым программам поделились учи теля; рисования Задонской школы глухих детей Г. И. Макеева, математики Дол* горуковской средней школы Н. Г, Кускова и другие. Дружные аплодисменты вы звало выступление учителя Кривецкой средней школы Добровского района В. И. Одинцова. Дело в том, что ему пред шествовала встреча участ ников «круглого стола» с активистами городской шко лы комсомольского актива во главе с секретарем Липец кого горкома ВЛКСМ Е. Чу . нихиЦой. Ребята^ выдвинув свой проект будущей школы, со всем Максимализмом юно сти заявили: — Школа пока не учит нас самому главному: управ лять государством... Учителям выступление активистов комсомола по нравилось, но они отметили, что конкретной программы действий у них пока нет, на до быть ближе к жизни! Вот тогда и поддержал ре бят В. И. Одинцов: — А ведь ребята правы. Мы много говорим о дове рии, к ним, а доверять им все же боимся — как бы че- ^о не вышло. Мы у ‘себя в школе перестали бояться, и результат налицо. Наши ре бята нынешним летом рабо тали на строительстве жи лья — решаем эту пробле\^ му своими силами. Две не дели трудились по четыре часа в день. Очень довольны — настоящее дело! Думаем взять школой арендный подряд, постро ить свою теплицу... Не рас сказывать надо детям о поль зе труда, а работать вместе с ними на равных. Вот это и будет то самое, о чем гово рят комсомольцы, — через малое; Но настоящее дело учиться быть хозяином шко лы, колхоза, страны, учиться управлять государством. Полезный, неравнодуш ный это был разговор. И на кануне 1 сентября особенно нужный. Ведь на новый учеб- ный год возлагаются боль шие надежды. На широкое обсуждение вьгаесены сей час документы^ определяю щие стратегию школы. Учи теля, конечно, еще выскажут свое мнение — н о советах по народному образованию, и о предполагаемом многооб разии типов школ, диффе ренцированном обучении, экстернате ц многом другом. И эту школу будущего предстоит строить Учите лю, о котором и шел разго . вор за «круглым столом». Л. ДУВИНА. У гончарного круга — студенты ЛГПИ в селе Доброе живет Иван Конствитявович Пустовалов. Он гончарных дел мастер. Пенсионер. Было время, ехали к И в а ^ Ковставтивовнчу со всей округи сельчане. За гли няной посудой для хозяйства, а детвпжам везли с Доброго глиняные игрушки — коровок, лошадок, шички-евветультш. Словом, при деле был мастер, крутился гончарный круг в мастерской, горел горн, была рукам работа. Но все было в прошлом. А сегодня 62-летнему мастеру работы немного. Гончарный промысел стал затухать. И сов сем было загрустил Иван Константинович от небрежения на шего к еЛ гончарному ремеслу, но появились в селе Добром студентки-практикантки художественно-графического фа культета Липедкого пединститута. Решили преподаватели ву за обучить азам гончарного промысла будупщх учителей се льских ппеол. Чтоб сызмальства заронить сельским ребятиш кам любовь к истокам народной традиции, к рукотворному гончарному ремеслу. ..Зовсю вращается гончарный круг в мастерской Ивана Константиновича. Из бесформенных кусОчков глины в ру-' ках его учениц получаются забавные, покрытые глазурью гли- НА СНИМКАХ: студентка-третьекуренвца Лева Мужжухи- на за гончарным щгутом работает под руководством гончар ных дел мастера И. К. Пустовалова; «секретами» мастера ---------- н игрушки овладевают студентки. Фото С. ГУБСКОГО. ----— — Новости- И С ПЫ Т А Н И Е . . , САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ с начала нынешнего года значительно^ возросла экономи ческая самостоятельность тру дового коллектзава Дофинской швешгой фабрики. Причиной тому стали не только новые условия полного хозрасчета, в которых работает сегодня предприятие, ио и структур ная реорганизация — выделе ние его из состава Грязинско- го швейнс«го объединения. Такое испытание самостоя- тельнФтъю швейники выдер жали с честью. С настоящей хозяйской сметкой взялся кол лектив за реализацщо своих многочисленных резервов, за метно прибавил в производи тельности и качестве труда. Позаботились швейнш® о мак- ейиальной загрузке производ ственных мощностей, о совер шенствовании организации тру довых процессов, . наведении порядка я а каждом рабочем месте. И уже сегодня выработ ка на одного человека превы шает годовое задание, 1 более чем на два процента опережа ют здесь запланированный уро вень и темпы роста про: дительности труда. Если за весь прошлый год прибыль, по- ' лученная предприятием, соста вила менее 88 тысяч рублей то только с начала нынешне го года уже превышает 90 ты сяч рублей. Полный хозяйственный рас чет позволил коллективу по праву воспользоваться плода ми своего труда, перейти на в&ые, повышенные тарифные ставки и должностные окла- О. ДАВЫДОВ. НОВОСЕЛЬЕ ЮНЫХ МУЗЫКАНТ!® Новый учебный год уча щиеся детской музыкальной школы Долгоруково начнут в новом здании. В помеще нии бывшего терапевтиче ского отделения районной больницы проведена боль шая работа по его реконст рукции. Общий объем з ат рат составил 24 тысячи руб лей, Все работы осуществле ны коллективом' ремонтно- строительного участка Ли пецкого облремстройтреста. Теперь ребята будут зани маться в четырнадцати свет лых комнатах. В новом по- мещении предусмотрены классы для занятий соль феджио, фортепиано, хоро вой класс, классы духовых и народных инструментов. В новой музыкальной школе есть хотя и небольшой, но свой зал, где будут прохо дить .академические и празд- цичные концерты. О. ХРУСТАЛЕВА. «ЛЗ» выступило. Что сделано? «ГОРЕ ЛУКОВОЕ» 180 нашей газеты был опубли кован острый сигнал, в ко тором рассказывалось о сбоях в закупке лука у населения. Речь_шла о добровском совхо- редакцию, кар ата оказалась тшшчной н в целом для области. Что ж е послужило причиной «мивуоов» в оргавизацин заго товки цродукции, выращенной на личных подворьях? Этот во прос редакция задала Липец кому офпотребсоюзу и полу чила ответ за подписью замес тителя председателя правлешя И. Л1. Попова. О в ' сообщил: «Статья «Горе луковое» прав- ленкем облпотребсоюза рас смотрена, Факты неудовлетво рительной организации заго товки лука признаны правиль ными, а публикация своевре менной. В .свгои с отсутстви ем сбыта лука за пределы об ласти, заготовка его сдержи валась. В вастоящее время за ключены договоры на постав ку лука в Татарскую АССР и Куйбышевежую областа в ко личестве четырех тысяч тонн. Центросоюзюм лыделено облас- чит полную потребность для Трудности со сбытом возник ли из-за увеличения производ ства товарного лука в целом по стране (по систе;ме Центро союза не реализовано 384 ты сячи тонн) и высокой закупоч- ны в Липецкой обла сти — 50 копеек за кило грамм. (В Средней Азин заку почная цена 21 копейка за ки лограмм, на Украине, Север ном Кавказе, Р остовской обла сти, Краснодарском крае — 35 копеек). В настоящее время в загот конторах области остаток лу ка составляет 2000 тонн, еже дневная отгрузка — 500 тонн. Облпотребсоюзом будут при няты меры по заготовке все го стандартного лука, выра щенного в юбласти». ход заготовки сельхозпродук- «СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ» корреспонденция, опублико ванная в «Ленинском знаме ни» от 9 июня. Инспектор об ластного комитета народного контроля вместе с вашнм кор респондентом подняли в ней вопрос !0 верачнтельнрм, без грамотном подходе к орошае мым участкам в липещеом сов хозе «Вербвлрвский». Больше |двух Месяцев мы ждали ответ о принятых ме рах от руководителей РАНО. И, наконец, от исполняюще го обязанности председателя кооператива по производству и переработке продукции расте ниеводства «ЗемхимпрЬм» «Бо- ринское» П: Ф. Шатохива уз нали следующее: «Факты, из ложенные в статье «Скупой платит дважды», действитель но, имели место. Она обсуж далась на расшвреввом засе дании партбюро и админист рации совхоза «Вербиловский». Для устранения недостатков приняты меры: подобраны два оператора на «Фрегаты», отре- . монтированы мщпнны, установ лен гидроподкормщвк, полив проводится одноцременно с у;^рениями. Плав полива вы полнен на 80 процентов. С оро- шаедого участка взято: зеле ной массы — 220 центнеров, сена — 31,8 центнера с гекта ра. Работа по поливу орошае мых земель продолжается». Одаахо «забывчивость» ны- яе уже кооператоров вз «Зем- химпрома» и, как следствие, их весВ|Оевремениый ответ на критику заставляет нас усом- ниться-таки и в своевремевво- «СТАНОВЛЯНСКОЕ БЛАГОДУШИЕ» Статья с таким названием была опубликована в нашей газете от 23 йювя. В ней го ворилось о медленных темпах заготовки кормов в ряде ста лись примеры явной верачи- тельности, непозволительных в период кормозаготовки бла годушия и успокоенности. На критическое выступление газеты ответил председатель кооператива «Становоеземхим- пром» Н. Н. Приходько: «Корресповденция обсуж- едннения, на совместных засе даниях партбюро, парткомов, правлений колхозов я дирек ций совхозов. В РАЛО в каж дом хозяйстае разработаны и приняты дополнятельвые ме ры по безусловному вьшолне- видов кормов». Однако ,сами меры нам наз вать почему-то не посчитали нужным. Но будем надеять ся, что они окажутся доста точно эффективными. А су дить об этом мы сможем по шш агропромьпплевного объ- ной :
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz