Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

28 августа 1988 г., № 200 (18 197) Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ На августовском педсовете ЧЕТЫРЕУРОКАПРАВОБЕРЕЖЬЯ Отличительная черта нынешних августовских совеща­ ний: они ороходят при активном участии детей, родите­ лей, представителей общественности. Меняется и харак­ тер разговора: келейность и заданность уступают место демократичным, открытым, иногда острым спорам. Шко­ ла получила право на творчество, и этим воспользова­ лись руководители Правобережного районного отдела на­ родного образования Липецка. Сломав многолетнюю тра­ диционную форму, предполагавшую обязательный док­ лад н обязательные прения, они решили провести сове­ щания в форме четырех уроков. Вели их лучшие учи­ теля района. За исключением урока первого. ВЕСТИ ЗА СОБОЙ КОЛЛЕКТИВ Этот урок вел секретарь райкома партии В. А. Нозд­ реватых. Не случайно. Урок был посвящен роли комму­ ниста в школе. Тема акту­ альнейшая. От партийной ор­ ганизации прямо зависит нравственная атмосфера в коллективе, его боевитость, творческая активность. Мы все чаще говорим в послед­ нее время о том, что непро­ стительно узок политический кругозор учителя, что не хва­ тает ему принципиальности в самооценке, самоотвершен- ности в служении делу. Перестройка в школе не пой­ дет, если не состоится пере- стройка внутреннего мира учителя. Здесь важен при­ мер рядом стоящего, .своего же коллеги. Им должен стать учитель-коммунист. Од­ нако если такие положи­ тельные примеры, и есть, то их. прямо скажем, крайне — Низок авторитет школь­ ной парторга.низации, — сказал В. А. Ноздреватых.— Несмотря на определенные усилия райкома ,- сдвигов не видно. Нет энергии дейст­ вия, творчества, инициати­ вы. В первичных преоблада­ ет стремление жить под дик­ товку администрации. Кого мы чаще всего , в райкоме |идим? Директоров школ. Трудно припомнить. чтобы секретарь парторганизации сам взялся за решение какой- либо проблемы,.чтобы отсто­ ял свою идею, принципы. К сожалению, пока в наших школаз^ парторг не лидер. По- Учителя школы № 3 счи­ тают, что сейчас не то вре­ мя, когда директор школы может- подавлять своей властью и авторитетом пар­ торга. Следует собственный авторитет заработать, под­ ключаться к самому трудно­ му, задавать тон в творчест­ ве. «Прежде, чем вести кол­ лектив, —- поддержала кол­ лег директор школы № 27 ' Н. М. Четверикова, — надо бы коммунисту поначалу са­ мому себе строгий счет предъ­ явить, с самых высоких, ле­ нинских позиций». Был поднят вопрос о ма­ лочисленности школьных первичных. Весной этого го­ да райком партии принял ре­ шение— дать «зеленый свет» лучшим, передовым учите­ лям при приеме в партию. Но таковых оказалось не­ много. Коммунисты решили взяться за подготовку сме­ ны, особенно из числа моло- — Успех оаботы школьной парторганизации зависит от каждого коммуниста и от на­ шего единства, — считает бывший парторг школы № 14 3. Т. Петренко. — Надо нам внимательнее присматривать­ ся к учителю-коммунисту; как учит, воспитьюает, как выполняет общественную ра- Важное условие повыше-' ния авторитета школьных первичных учителя Право­ бережья видят в тесном со-, трудничестве с партийными организациями шефствующих предприятий. И здесь они пока в начале пути: научи­ лись сообща решать лишь вопросы материального обес­ печения. А могли бы вместе вести работу с родителями, педагогический всеобуч. Многое зависит и от пози­ ции райкома. Его вниманием школы До СИХ пор обижены не были, видимо, пришло время и более строгого спро­ са, бескомпромиссной - тре­ бовательности и принципи­ альности по отношению к педагогам-партийцам. ГЛАВНАЯ ФИГУРА ПЕРЕСТРОЙКИ Место учителя на общем фронте перестройки было определено февральским Пленумом ЦК КПСС. И тут двух мнений быть не может.' Чаще спорят о том, он ли, учителЦ, во многом невольно тормозит перестройку шко­ лы или дело все же в уста­ ревшей системе управления, не сложившихся до сих пор программах, несовершенных учебниках? Урок второй учи­ телей- Правобережного райо­ на, как мне кажется, , во многом пролил свет и на этот вопрос. — Отдавая дань нелегко­ му хлебу учителя, — сказа­ ла заведующая роно С. И. Саунияа, — мы все же не можем не задавать друг дру­ гу многих вопросов. Почему при массовом стремлении ра­ ботать лучше сдвигов, все- таки не происходит? Почему падает престиж знаний? По­ чему мы так слабо готовим ребят к жизни? Вот резуль­ тат года: 210 учеников по­ лучили задание на осень, 29 оставлены на повторный год. Я не за «процент» — я про­ тив бездушия. Когда мы перестанем ви­ деть в ученике лишь «объ­ ект» обучения? Как стать учителю поистине централь­ ной фигурой перестройки? Да, вопросов много. Но обилие «почему» вряд ли можно объяснить растерян­ ностью управленцев в раз­ гар перестройки. Тут-иное дело: роно стремится вместе с учителями еще раз осмы­ слить главные, острые про­ блемы. Участники конференции долго не отпускали с трибуны учительницу школы № 24 В. Т. Хальзеву. Она говори­ ла о наболевшем. О том, как плохо (с научной точки зре­ ния) организован труд учи. теля: не снижается поток со­ вещаний, слабо продуманы дежурства «родительского патруля», идет отвлечение и на сельхозработы, от кото­ рых мало проку обеим заин­ тересованным сторонам — и сельчанам, и школе. Учитель испытывает большие труднос­ ти с отдыхом и лечением, ему трудно приобрести интересу­ ющие его, нужные ему для дела, книги. . Большая часть урока бы­ ла посвящена обсуждению двух основополагающих' проблем; качеству урока и формированию единого шко­ льного коллектива. О том, каким интересным и плодотворным может быть урок, мы узнали из 'фильм а о заслуженной учительнице школы РСФСР А. И. Бори, совой. И сразу же — востор­ женный отклик МОЛОДОГО' кодлеги Е. Г. Гончаровой (в школе № 14 она преподает • изобразительное нскусство)*. Год самостоятельной работы показал, как важно прислу­ шиваться к детям, смело эк ­ спериментировать, действо­ вать в союзе с коллегами. - — В самом деле, -^ 'в к лю ­ чился в разговор профессор ЛПИ И. М. Шершаков. —• почему учитель предпочита­ ет действовать только в . рамках учебника, программы? Мне недавно довелось чи­ тать школьным коллегам лекцию о физике твердого тела — ползала чуть, ли не дремало. Разве это так уж им не интересно? Убедился: мало кто из предметников чи. тает - журналы «Наука и жизнь», «Химия и жизнь». Почему? Ученый побывал в ряде— опять-таки лучших — школ района и был удивлен низ­ ким техническим уровнем кабинетов физики. Свыклись, пригляделись, перестали развиваться. Отсюда ,и итог — абитуриенты вузов пока­ зывают полное отсутствие объемного представления о предмете, научного подхода к пониманию школьньи «тем». Чтобы поднять уровень на­ учного кругозора предметни­ ков, ученый предложил ор­ ганизовать ,с помощью ЛПИ при институте усовершенст­ вования учителей ряд семи­ наров. Свои наблюдения, сомне­ ния высказал на августов­ ском педсовете и секретарь комитета ВЛКСМ школы № 12 А. Сошнин: — Мы, ученики, получили много прав и стали активнее. У некоторых появляется стремление: во что бы то ни стало эти права реализовать. Это естественно. Но ведь можно и наломать дров. Вот поэтому я за школьные со­ веты — нам еще нужны подсказки старших. Они дол­ жны помоЪ нам сориентиро­ ваться в задачах, чтобы за потоком личных обид на учи­ теля Не забыть о реальных школьньк делах. Нам надо сломать стену недоверия, ко-, торую мы и учителя строили вместе. Причем, мне думает, ся, учителя первые должны ребятам протянуть руку. Когда по-настоящему под­ ружимся — сколько сможем сделать! А пока получается соуправление'. Как видим, школьные про­ блемы по-своему увидели ученик и ученый вуза. «Чер­ ту Подвела» -заслуженный учитель школы РСФСР Н. Ф. Вереникина (школа № 9); —- Мы знаем, что неволь­ но стали бюрократами:' нам удобнее работать с классом, чем с отдельными ребята­ ми. Нам хочется, чтобы все ученики были послушны. Но Не это самое печальное. Бе­ да в том , что общество По­ теряло учителя-интеллиген­ та. Много у нас проблём: читать нам нечего и в театр пойти некогда. Но только са­ мообразование поможет из­ бавиться от ошибок, решить новые задачи. ГАРМОНИЯ ЗНАНИЙ И ТРУДА Третий урок вела заслу­ женный учитель школы РСФСР, директор школы № 44 Н. Д. Башкатова. Все последние годы возглавл'яе- мый ею коллектив шил в атмосфере поиска оптималь­ ных путей повышения каче­ ства учебно - воспитательно-' го процесса. Здесь чуть ли Не впервые в области, поя­ вились классы с углублен­ ным изучением математики. Теперь их опыт пригодился. Именно на эту школу обра­ тило внимание руководство ЛПИ, когда перед ним вста­ л а проблема . формирования учебно - научно - производ*- ственного комплекса.' — Нас беспокоит, — ска­ зал на совещании ректор ЛПИ С. Л. Коцарь, — паде­ ние престижа ■инженерных профессий. Вряд ли стоит говорить о том, как это ска­ зывается на экономическом развитии страны. Корень зла мы видим в недостатках про­ фессиональной ориентации. Она просто не дает необхо­ димых результатов., Мы ре­ шили измени1'ь подход к ней, создать базовую школу при институте и НЛМК и, сот- ■рудничая с нею, отбирать и готовить к поступлению в вуз ребят с физико-матема­ тическим, складом ума. Ув­ лечь инженерным трудом уже на школьной скамье. О первом опыте сотрудни­ чества школы и технического вуза наша газета раньше пи­ сала. Добавим лишь, что уже первые месяцы общей рабо­ ты дали хорошие результа­ ты. И дело не только в том, что многие _выпускники 44-й .поступили в ЛПИ. Оживля­ ется творческая атмосфера в коллективе, будни стали превращаться в праздники— и- для детей, и для педаго­ гов. Не хотелось бы зага­ дывать, но, видимо, 44-я обещает быть многопрофиль­ ной: наряду с развитием фи­ зико-математического про­ филя сохранится и гумани­ тарный. ' , . Многое обещает это сод­ ружество и всему району: политехнический институт готов сотрудничать еще с пятью школами. Ведь фа- культетов-то шесть... КАКИМ БЫТЬ САМОУПРАВЛЕНИЮ! Так изначально назывался четвертый урок. Но, как мы уже заметили, о самоуправ­ лении говорить пока не при­ ходится, Итак, соуправление — каким ему быть? Ведущие УРОка — дирек­ тор школы № 24 М. В. Ра- ковский и кандидат педаго­ гических наук, доцент ЛГПИ С. А. Шмаков 7 — решили по­ казать Нам это на деле. Они предложили учителям дать несколько вариантов одного из школьных мероприятий, а ученикам - комсомольским активистцм — оценить- их. Думается, суть не в распре­ делении ролей (участники игры могли поменяться мес­ тами) — важен вывод: надо действовать сообща, с мак­ симальным предоставлением самостоятельности детям, ни в чем не ущемляя их прав и интересов, на основе абсолют­ ной правды, искренности, гласности и разномыслия. Надеемся, разговор будет продолжен на проблемных семинарах — с участием учителей, школьников, уче­ ных ЛГПИ. , Т. СПАССКАЯ. ПРЕДОЩУЩЕНИЕ ОСЕНИ у пр<фоды нет плохой погоды... И все времена года таят столысо преле­ сти, что, наверное, нет вулады впадать в ми­ норное . вастроенне в преддверии. осени, в предчувствии зимы, ко­ торая, мол, тоже не за горами. Пусть наступает все в свой черед. И толь­ ко от вас зависит, испы­ таем ли мы радость от я'' прогулки с корзинкой для грибов по осеннему ле­ су или от прекрасного пейзажа ос№И, не зря ' названной «очей оча- Фото М. БАРАБАНОВА. Поэтическая рубрика Светлана МЕКШЕН «БЛАГОДАРЮ ЭТУ НЕБА ВЫСОКОСТЬ. . » ♦ Летяцчз утра радости летней последняя Это — шорее всего передышка перед ненастьями будущих Завтра не станет ясней,, чем втера. Не от того. Ли хохочет так горько в праздничный сад залетевшая сойка — вечных тревог и сомнений Пткцу'насмепиищу не прогоню, светлого утра тоской не увижу — может быть, к вечеру ближе увижу; радость сгорает моя на корню. Ну а пока — без оглядки опережая прозрений жестокость, благодарю эту неба травы в расцвете и в яблоках О чем все говорят, во тьме словами светят? Иссушат, жзирят друг дружку—не заметят. Была большая цекь4 год от году целее. А ньшче канитель со всяким, кто смелее. А нынче простаки не стан>^ проще прочих, кто рвется в знатоки сердец и дум рабочих. Средь глупствующих глыб, глобальностью трозяпррс, явилось племя рыб, прекрасно говорящих. Сквозь соловьиный свист из певческой конторы взмыл воробей-солист За Воробьевы горы. И тотчас обрела доступную обычность и стала — кем была прадумаяная лишюсть. И стали слышны те ‘сжвозй страхи и иотери— по чехсдаосой мечте: нарюды, рыбы, звери... ♦ Ко|:>откий человек Корюткий человечек великим хочет стать, чтобы ходить с размахом и с вывертом летать, чуоб говорить без риска, не подбщ>ая фраз, чтоб доказать, что может, на что давно горазд... Высокому привычно, * свалявши дурака, казаться самым мудрым, взирать на облака. Короткий тоже может по-человечш жить. Корк^гкий тоже хочет себя надменным мнить. Он за столам огромным на болыпой вползет: набычится, набрякнет, как будто воз везет. Малым-мала голонка, ^ да ьшого в ней забот... Корюткой мысли строчка блеснет — и отомрет. Короткий человечек ' в обиде целый день, лягает ножкой куцей свою большую тень. Хихикает и плачет, загнав себя в тупик, при том ругая кратко с ^ й свфхболцшой язык. О голосе снизу и власти сверху. Не до ухмылок, не д о смеху, когда—вне нынеониа орбит соршется властно голос ^ и голос снизу оттеснит. Бывает... Не робей, приятель, с ^ я в обиду не давай — кто б ни был власти ■удержатеды не дрейфь и в полный р>ост вставай. Не ради личности любезной, не ради кости в дележе ты с ним сегодня в доле честной и в деле, значимом уже. Пуосай он, глядя исподлобья, твой голос сншу слышит, и зрит: не ты — душа холопья, и мнит: не он — Но стришяо — если закавычка с тобой (р>авно со всей страной), когда сработает привычка: пригнуться, тихой стать травой. И, соблюдя прнличвд форму, всему оправдаиность и значит: кед трава для корму, под косу и под нож пойти. Страх стать беззначней. чем казался. неужто снова верх возьмет? ...Ведь тот, кто в облака забрался, он только лишь того Прюпускаюгся стихи, что лежали, не бежали. Отпускаются трехи. Отверааются скрижали. Ах, страна моя, страна... Сне®а вздохи да признанья, ежова с кровью имена сквозь коросту оттрааданья. Снова волосы порвем, снова правдой захлебнемся, ■ снова жертвы,отпоем и За новые возьм« 1 К:я. Неужели вернутся сньт, где высокое тед низко, где все лучшие сьшы оживут в нелучших списказй Где неловко произнесть вслух ни стрючки, про достоинство и честь, чтобы в них не усомниться. Ах, страна моя, страна, государство дорогое, не высокая ль цена за намерюяье благое. Невозможно отстуттть, Письма из ЛТП 1. в ЗОНЕ и ВНЕ зоны 6 «Ленинском знамени» за 26 мая с. г. сообща­ лось о происшествии ,в лечебно-трудовом профи­ лактории. Теперь, спустя некоторое время после работы специальной комиссии, мы расскажем о том, что же там случилось. Угаснувшие , было, страсти подогрели публикации в центральных газетах. Используя сообщение корреспонден­ та ТАСС, одна из них писала; «Под покровом ночи алко­ голики местного ЛТП взломали ворота и двинулись к центру города. В такой неожиданной форме они выразили протест против применяемых методов лечения, которые привели к смерти одного из пациентов». И вновь завол­ новались лечащиеся: значит, мы правы, коль пишут га­ зеты. В предлагаемых письмах наши корреспонденты ис­ следуют причины этого инцидента и проблемы этого ле­ чебно-трудового учреждения. В общежитии лечебно-тру- ждает, что попал в ЛТП слу- дового профилактория дей- ч ^ н о , жена отправила. ствите,^но скоропостижно Направляет в этй учрежде" умер Якубенков, направлен- ния не участковый инспектор ный сюда одним из москов- и не жена, как считают боль- ских народных судов на при- ные, а народный суд, на ос- нудительное лечение. Поз- новании акта медицинского судебно-медицинская ,экСг==юсВидетельствования комис- пертиза установила: Якубеш сии органов здравоохранения, ков отравился гидрофобной Срок лечения немалый — жидкостью (на производстве от года до двух лет. Добро- ЛТП она добавляется в клей). совестно относипшея к лече- Этот «напиток», случалось, нию и труду — можешь уйти алчухще употребляли и рань- досрочно, но опять же это птв не рнз приходи- решает суд. Уклонялся лось возвращать «экспери­ ментаторов» к жизни бук­ вально , с того света. При поступлении , в ЛТП каждый 'больной предупреж­ дается под расписку и устно о тяжких последствиях, ко­ торые могут наступить от выпивки во время лечения. лечения и труда, употреблял спиртные напитки — срок лечения может быть продлен до трех лет. Пребьшание в ЛТП судимостью не- считает- «Я не алкоголик, в ЛТП меня направили необоснован­ но», —. так утверждал -каж- Изношенный организм не дый, с кем пришлось беседо- выдержал. Человека не стало, вать. В ,мировой медицин- «Коллеги» покойного не ской практике это давно из- поверили: «Все пьют— и ни- вестное явление назьшается чего! Нет, это врачи принуди" алкогольной анозогнозией, тельно залечили, применяя т- е. некритическим восприя- недозволенные методы». Тут тием собственной личности и же нашлись подстрекатели. У характерно почти для всех ворот профилактория србра - . страдающих алкоголизмом, лась толпа, потребовала вы- •■■В палате, отведенной для звать руководитёлей испра- штрафников (изолятора в вительно-трудовьк учрежде- ЛТП нет), находился ний, прокурора. Не дожидаг Юрий А. Как только мы бо ­ ясь долйщоетных лиц. под- шли сюда, Юрий обратился стрекаемця толпа сломала к главврачу, по-видимому, со трое металлических ворот в старой просьбой отпустить я з промышленной зоне и на- профилактория по той причи- правилась к , центру города, не, что он, Юрий, алкоголиз- Теперь в беседах одни гово- мом не страдает, он высоко- рят: «Хотели привлечь вни- квалифицированный слесарь мание населения и областных и теряет здесь квалификацию, руководителей к своим проб- — Я не алкоголик, вы же лемам». Другие: «Хотели ид- видите, что я лечению не под. ти на площадь Героев». даюсь, — неожиданно закон­ но дороге в город толпу свою речь Юрий, встретили Л. А. Ширяев, на- Эа сутки до нашей встречи чальник УНТУ, и А. Н. По- он вернулся из краткосроч- ляков, прокурор. Попытались ного отпуска домой, о своем образумить «демонстрантов» возвращении рассказывает — в ответ оскорбления, неохотно. А дело было так. брань, угрозы. “Теперь народ Администрация црофилакто- потребовал встречи с началь- -рйя отпустила Юрия в сосед- ником УВД. Прибывший ний город проведать парали- В. М. Минаков предложил зованную мать. Оказавшись беглецам вернуться Ц профи- на свободе, Юрий первым де- лакторий и обещал создать лом:;«затарился», потом — специальную комиссию для в такси и к матери. В этот рассмотрения претензий ле- же день ему надо было вер- чащихся. ' . нуться в профилакторий. Не «Переговоры» сторон шли Доверяя себе. Юрий попросил долго, и только к двум часам водителя подождать его, пока ночи люди возвратились профилакторий и улеглись спать. Правда, не все. Не­ сколько десятков навестит мать. А чтобы наверняка вернуться в маши­ ну, он оставил там «стимул» — недопитую бутылку, " боясь ответственности за ^ ** вернулся, приказав во- свои хулиганские действия '* Днтелю везти его в ЛТП. У скрылись. Через несколько профилактория Юрий дней некоторые из них были сделал последний глоток и задержаны в Туле. Херсоне ввалился в общежитие. А Николаеве. А кое-кто отыс- сутки он утверждал, кался неподалеку у винных болен... “ делов магазинов. После событий майской но- На демонстрацию толпа ™ работники областной про- вышла с требованиями; ос- вУРвтуры проверили обосно- вободить от занимаемой дол- ванность направления в ЛТП. жности главврача профилак- "Д сегодняшний дш ь основа- тория В. Н. Фортуну пре- ДД® Д^Д вынесения протестов кратить незаконное направле- ДД постановления народных ние людей в ЛТП, повысить ДУД°® «Д вьшесено ни по од. расценки оплаты труда на ДД^У- производстве. Но если смотреть правде в, ■ Сразу же после той ночи, н а п ш в 2 ? б “ ш аГ® в^ ^ как и обещая начальник рора из 'ЛТП было освобож- уголовное дело по факту ' 5 ™ ™ ' ш Е н я ’ к” ™ г о К в а г Хорошо, ее. н ) » Е з * Й . о ^ “ „ ™ а & ; Г й * ' и “ » е “ о“ вд“ "“ у 2 : производство, не работали стковый инспектор, судья формально отнеслись к своим обязанностям. Один подпи­ сал одну бумагу, другой — другую, и дело готово... Мы беседовали со многими. Сразу после той майской но- гораздо позже,- когда более тьк^ячи человек. Кета, ти, бытовой режим они чет­ ко соблюдали: вовремя пи­ ли-ели, играли в волей­ бол, загорали на солнышке. При виде нас люди вста­ вали со скамеек, здорова- дила во. дворе), если в ко­ ридоре — становились на вытяжку чуть ли не у стены. Было во всем этом что-то жалкое, унизительное, отче­ го сжималось сердце и хоте­ лось быстрее пройти мимо. В последнее время в прес­ се все больиГе разгораются дебаты: а нужны ли ЛТП вообще? Но уж. если без них ----------- » ----- чд п Ац/раа и иц^отс,’ лись (если встреча происхо- страсти улеглись. 'У каждого гти » характер, свой взгляд на собственную жизнь и ок­ ружающий мир. Каждый по- своему оценивал и свое пре. бывание в профилактории. Но почти все говорили о бес­ полезности принудительного лечения. В качестве неопро­ вержимых аргументов они приводили тот факт, что в , _ ________ ____ ЛТП «по пятому — седьмо- не обойтись, то не лучше ли му заходу есть». Действи- передать Минздраву? тельно, есть здесь рекордсме- Понятно: одно дело — ног- ны: одиннадцать человек в да человек сай^пЦншел к шестой, четверо — в седьмой убеждению лечй1[ься, дру- раз прибыли на лечение, гое — когда его заставляют Алкоголизм — сложное это -делать принудительно, заболевание, при котором те- Понятно, что и эффект от ряется воля, способность со" лечения разный. Но ведь, противляться соблазнам. При прямо Сказать, среди обита- его течении человек может телей *ЛТП нам не встрети- годами не употреблять спирт- лось никого, кто бы пришел ные напитки и вдруг сор- сюда по зову сердца, поняв ваться. Так вот, г!ри алкого- необходимость лечения. За- лизме важно продлить период то немало здесь таких, кто воздержания от спиртного (на учете в органах здравоохране. ^ __ ния больных, алкоголизмом окружающих. ,=Например, че- держат пять лет). По дан- ловек перенес четыре алйо- ным наркологических учреж- гольных психоза (к попросту деяий области, тридцать — белой горячки), но утвер- процентов больных, пролечив­ шихся в ЛТП, не употребля­ ют спиртные напитки в тече­ ние года, Много это или ма- ло, если раньше пили все сто? Много это или мало, ес­ ли врачи подбирают своих па. циентов уже у пропасти и если для многих семей напра­ вление в ЛТП — последняя надежда? В Липецком профилакторий есть множество больных, ле­ чившихся ранее в других ЛТП, где элементарно не со­ блюдались курсы лечения. Скажем, в Московском ЛТП е ними провели пять сеансов условно-рефлекторной те^я- ПИИ, а тут вдруг пятнадцать! Да еще наказывают за отказ от лечения, а суд срок лече­ ния может продлить. Не ина­ че, как главврач са1У1 приду­ мал. Долой его! ...В кабинете начальника ЛТП В. М. Разводова собрав­ шиеся рассматривали его и ■ так, и сяк, расспрашивали. Н. С. Кеменев отвечал на са­ мые каверзные вопросы. Его многие помнят здесь; чай, дважды «крестник». Помнят, как Не по росту туч- ньй , он вдруг зан ялся’ходь- — Я почувствовал, что,по­ гибаю. Потихоньку стал хо­ дить по территории профилак- тория,- тренироваться, • — рассказывает Николай Степанович. — Домой ' приехал — стал бегом зани­ маться. А тут вступил в команду по марафону. ' На­ писал письмо, получил вызов, побьшал на сборах. С тех пор |Не пропускаю соревнований. • Николай Степанович рас- сказьшаёт скороговоркой, ве­ село. По словам выходиг; раз — бросил пить, два — в команду, три — Япония ожидает. Про Японию вспом­ нили не ради словца: Никёлай Степанович в самый раз туда собирался на международные соревнования, уже и вызов лежал в кармане. Спросили: а что ше,.йосле первого лечения? — О! После первого.^; нак только вышел за ворота — прямиком в магазин за бу­ тылкой. Два месяца поти­ хоньку от семьи на седорале прятался с выпивкой, а цотом в открытую понеслось..;. По­ ка друзья-приятели с возвра­ щением поздравляли, я ' уж в профилактории по ловой оказался. т. ■ - Теперь Николай Степанович наверняка уже вернулся из Японии. Каждое утро трени­ руется, бегает на пару "С ;про, давщицей Надей («Я ей ска­ зал; «Пропадешь с таким ве­ сом, если не начнешь' бе­ гать») и всем твердит ю бе­ ге как элексире от всех бо­ лезней, в том числе и 01 ! ал­ коголизма. Пару лет*'йазад написала о нем газета «Сель­ ская жизнь», и посьшались письма со всех концов. Ма­ тери. жены, дети просят по­ мочь их семьям. А' собствен, ная жена пообещала: «Если ты теперь опозоришь на всю страну и запьешь, — сама живым зарою.;.» Николай Степанович Улы­ бается: ни за что! И продол­ жает расеказьтать о своем жнтье-бытье в последние три года. Слушая его, нельзя не рассмеяться. А можно., ос­ таться серьезным, узнав, как человек добрался до самых высоких кабинетов, чтоб' ре­ шить вопрос... с тренировоч­ ным костюмом. — Собрался на соревнова­ ния, а ехать не в ' чем, И в командировку Не знаю от ка­ кого общества отправляться; никакое не посылает. Жена сказала: «Езжай куда хочешь, занимайся своим бегом — , только не пей». Но денег не дала. Выходи, говорит, быч­ ков и сдай, я твоих дене|- не возьму, распоряжайся. А ко- гда ж мне за бычками ходить? Ведь для тренировок време­ ни не останется. Со своей «неразрешимой» проблемой Н. С. Кеменев до­ брался до руководителя вы- • сокого ранга, который с полу­ слова понял человека, к тут же все разрешилось: теперь Н. С. Кеменев ездит на со­ ревнования от... отдела куль­ туры того района, где про­ живает. А в краеведческом музее его успехам посвящен целый раздел. З а Николая Степановича можно порадоваться: выпи­ савшись из ЛТП, он нашел в себе силы, как говорится, стать на ноги. Самостоятель­ но.. Но ведь могло .произой­ ти обратное: не найдя поддер­ жки в семье, не найдя, взаи­ мопонимания у того руково- дителя и помыкавшись"ник- чемно, человек вновь бы йер- нулся к рюмке, что, впрочем, не редкость. И что? Кто-то бы признал и свою, пусть маленькую, до­ лю вины? Вряд ли. 'Чаще всего пациенты профилакто­ рия оказываются изолиро­ ванными от общества, ж бла­ го, если от них еще не , от- Но об этом в следующем Г. ВОЛЖАНИН, Ш. СОРОКИНА. без желанья просыпаться.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz