Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
28 августа 1988 г., № 200 (18 197) Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ На августовском педсовете ЧЕТЫРЕУРОКАПРАВОБЕРЕЖЬЯ Отличительная черта нынешних августовских совеща ний: они ороходят при активном участии детей, родите лей, представителей общественности. Меняется и харак тер разговора: келейность и заданность уступают место демократичным, открытым, иногда острым спорам. Шко ла получила право на творчество, и этим воспользова лись руководители Правобережного районного отдела на родного образования Липецка. Сломав многолетнюю тра диционную форму, предполагавшую обязательный док лад н обязательные прения, они решили провести сове щания в форме четырех уроков. Вели их лучшие учи теля района. За исключением урока первого. ВЕСТИ ЗА СОБОЙ КОЛЛЕКТИВ Этот урок вел секретарь райкома партии В. А. Нозд реватых. Не случайно. Урок был посвящен роли комму ниста в школе. Тема акту альнейшая. От партийной ор ганизации прямо зависит нравственная атмосфера в коллективе, его боевитость, творческая активность. Мы все чаще говорим в послед нее время о том, что непро стительно узок политический кругозор учителя, что не хва тает ему принципиальности в самооценке, самоотвершен- ности в служении делу. Перестройка в школе не пой дет, если не состоится пере- стройка внутреннего мира учителя. Здесь важен при мер рядом стоящего, .своего же коллеги. Им должен стать учитель-коммунист. Од нако если такие положи тельные примеры, и есть, то их. прямо скажем, крайне — Низок авторитет школь ной парторга.низации, — сказал В. А. Ноздреватых.— Несмотря на определенные усилия райкома ,- сдвигов не видно. Нет энергии дейст вия, творчества, инициати вы. В первичных преоблада ет стремление жить под дик товку администрации. Кого мы чаще всего , в райкоме |идим? Директоров школ. Трудно припомнить. чтобы секретарь парторганизации сам взялся за решение какой- либо проблемы,.чтобы отсто ял свою идею, принципы. К сожалению, пока в наших школаз^ парторг не лидер. По- Учителя школы № 3 счи тают, что сейчас не то вре мя, когда директор школы может- подавлять своей властью и авторитетом пар торга. Следует собственный авторитет заработать, под ключаться к самому трудно му, задавать тон в творчест ве. «Прежде, чем вести кол лектив, —- поддержала кол лег директор школы № 27 ' Н. М. Четверикова, — надо бы коммунисту поначалу са мому себе строгий счет предъ явить, с самых высоких, ле нинских позиций». Был поднят вопрос о ма лочисленности школьных первичных. Весной этого го да райком партии принял ре шение— дать «зеленый свет» лучшим, передовым учите лям при приеме в партию. Но таковых оказалось не много. Коммунисты решили взяться за подготовку сме ны, особенно из числа моло- — Успех оаботы школьной парторганизации зависит от каждого коммуниста и от на шего единства, — считает бывший парторг школы № 14 3. Т. Петренко. — Надо нам внимательнее присматривать ся к учителю-коммунисту; как учит, воспитьюает, как выполняет общественную ра- Важное условие повыше-' ния авторитета школьных первичных учителя Право бережья видят в тесном со-, трудничестве с партийными организациями шефствующих предприятий. И здесь они пока в начале пути: научи лись сообща решать лишь вопросы материального обес печения. А могли бы вместе вести работу с родителями, педагогический всеобуч. Многое зависит и от пози ции райкома. Его вниманием школы До СИХ пор обижены не были, видимо, пришло время и более строгого спро са, бескомпромиссной - тре бовательности и принципи альности по отношению к педагогам-партийцам. ГЛАВНАЯ ФИГУРА ПЕРЕСТРОЙКИ Место учителя на общем фронте перестройки было определено февральским Пленумом ЦК КПСС. И тут двух мнений быть не может.' Чаще спорят о том, он ли, учителЦ, во многом невольно тормозит перестройку шко лы или дело все же в уста ревшей системе управления, не сложившихся до сих пор программах, несовершенных учебниках? Урок второй учи телей- Правобережного райо на, как мне кажется, , во многом пролил свет и на этот вопрос. — Отдавая дань нелегко му хлебу учителя, — сказа ла заведующая роно С. И. Саунияа, — мы все же не можем не задавать друг дру гу многих вопросов. Почему при массовом стремлении ра ботать лучше сдвигов, все- таки не происходит? Почему падает престиж знаний? По чему мы так слабо готовим ребят к жизни? Вот резуль тат года: 210 учеников по лучили задание на осень, 29 оставлены на повторный год. Я не за «процент» — я про тив бездушия. Когда мы перестанем ви деть в ученике лишь «объ ект» обучения? Как стать учителю поистине централь ной фигурой перестройки? Да, вопросов много. Но обилие «почему» вряд ли можно объяснить растерян ностью управленцев в раз гар перестройки. Тут-иное дело: роно стремится вместе с учителями еще раз осмы слить главные, острые про блемы. Участники конференции долго не отпускали с трибуны учительницу школы № 24 В. Т. Хальзеву. Она говори ла о наболевшем. О том, как плохо (с научной точки зре ния) организован труд учи. теля: не снижается поток со вещаний, слабо продуманы дежурства «родительского патруля», идет отвлечение и на сельхозработы, от кото рых мало проку обеим заин тересованным сторонам — и сельчанам, и школе. Учитель испытывает большие труднос ти с отдыхом и лечением, ему трудно приобрести интересу ющие его, нужные ему для дела, книги. . Большая часть урока бы ла посвящена обсуждению двух основополагающих' проблем; качеству урока и формированию единого шко льного коллектива. О том, каким интересным и плодотворным может быть урок, мы узнали из 'фильм а о заслуженной учительнице школы РСФСР А. И. Бори, совой. И сразу же — востор женный отклик МОЛОДОГО' кодлеги Е. Г. Гончаровой (в школе № 14 она преподает • изобразительное нскусство)*. Год самостоятельной работы показал, как важно прислу шиваться к детям, смело эк спериментировать, действо вать в союзе с коллегами. - — В самом деле, -^ 'в к лю чился в разговор профессор ЛПИ И. М. Шершаков. —• почему учитель предпочита ет действовать только в . рамках учебника, программы? Мне недавно довелось чи тать школьным коллегам лекцию о физике твердого тела — ползала чуть, ли не дремало. Разве это так уж им не интересно? Убедился: мало кто из предметников чи. тает - журналы «Наука и жизнь», «Химия и жизнь». Почему? Ученый побывал в ряде— опять-таки лучших — школ района и был удивлен низ ким техническим уровнем кабинетов физики. Свыклись, пригляделись, перестали развиваться. Отсюда ,и итог — абитуриенты вузов пока зывают полное отсутствие объемного представления о предмете, научного подхода к пониманию школьньи «тем». Чтобы поднять уровень на учного кругозора предметни ков, ученый предложил ор ганизовать ,с помощью ЛПИ при институте усовершенст вования учителей ряд семи наров. Свои наблюдения, сомне ния высказал на августов ском педсовете и секретарь комитета ВЛКСМ школы № 12 А. Сошнин: — Мы, ученики, получили много прав и стали активнее. У некоторых появляется стремление: во что бы то ни стало эти права реализовать. Это естественно. Но ведь можно и наломать дров. Вот поэтому я за школьные со веты — нам еще нужны подсказки старших. Они дол жны помоЪ нам сориентиро ваться в задачах, чтобы за потоком личных обид на учи теля Не забыть о реальных школьньк делах. Нам надо сломать стену недоверия, ко-, торую мы и учителя строили вместе. Причем, мне думает, ся, учителя первые должны ребятам протянуть руку. Когда по-настоящему под ружимся — сколько сможем сделать! А пока получается соуправление'. Как видим, школьные про блемы по-своему увидели ученик и ученый вуза. «Чер ту Подвела» -заслуженный учитель школы РСФСР Н. Ф. Вереникина (школа № 9); —- Мы знаем, что неволь но стали бюрократами:' нам удобнее работать с классом, чем с отдельными ребята ми. Нам хочется, чтобы все ученики были послушны. Но Не это самое печальное. Бе да в том , что общество По теряло учителя-интеллиген та. Много у нас проблём: читать нам нечего и в театр пойти некогда. Но только са мообразование поможет из бавиться от ошибок, решить новые задачи. ГАРМОНИЯ ЗНАНИЙ И ТРУДА Третий урок вела заслу женный учитель школы РСФСР, директор школы № 44 Н. Д. Башкатова. Все последние годы возглавл'яе- мый ею коллектив шил в атмосфере поиска оптималь ных путей повышения каче ства учебно - воспитательно-' го процесса. Здесь чуть ли Не впервые в области, поя вились классы с углублен ным изучением математики. Теперь их опыт пригодился. Именно на эту школу обра тило внимание руководство ЛПИ, когда перед ним вста л а проблема . формирования учебно - научно - производ*- ственного комплекса.' — Нас беспокоит, — ска зал на совещании ректор ЛПИ С. Л. Коцарь, — паде ние престижа ■инженерных профессий. Вряд ли стоит говорить о том, как это ска зывается на экономическом развитии страны. Корень зла мы видим в недостатках про фессиональной ориентации. Она просто не дает необхо димых результатов., Мы ре шили измени1'ь подход к ней, создать базовую школу при институте и НЛМК и, сот- ■рудничая с нею, отбирать и готовить к поступлению в вуз ребят с физико-матема тическим, складом ума. Ув лечь инженерным трудом уже на школьной скамье. О первом опыте сотрудни чества школы и технического вуза наша газета раньше пи сала. Добавим лишь, что уже первые месяцы общей рабо ты дали хорошие результа ты. И дело не только в том, что многие _выпускники 44-й .поступили в ЛПИ. Оживля ется творческая атмосфера в коллективе, будни стали превращаться в праздники— и- для детей, и для педаго гов. Не хотелось бы зага дывать, но, видимо, 44-я обещает быть многопрофиль ной: наряду с развитием фи зико-математического про филя сохранится и гумани тарный. ' , . Многое обещает это сод ружество и всему району: политехнический институт готов сотрудничать еще с пятью школами. Ведь фа- культетов-то шесть... КАКИМ БЫТЬ САМОУПРАВЛЕНИЮ! Так изначально назывался четвертый урок. Но, как мы уже заметили, о самоуправ лении говорить пока не при ходится, Итак, соуправление — каким ему быть? Ведущие УРОка — дирек тор школы № 24 М. В. Ра- ковский и кандидат педаго гических наук, доцент ЛГПИ С. А. Шмаков 7 — решили по казать Нам это на деле. Они предложили учителям дать несколько вариантов одного из школьных мероприятий, а ученикам - комсомольским активистцм — оценить- их. Думается, суть не в распре делении ролей (участники игры могли поменяться мес тами) — важен вывод: надо действовать сообща, с мак симальным предоставлением самостоятельности детям, ни в чем не ущемляя их прав и интересов, на основе абсолют ной правды, искренности, гласности и разномыслия. Надеемся, разговор будет продолжен на проблемных семинарах — с участием учителей, школьников, уче ных ЛГПИ. , Т. СПАССКАЯ. ПРЕДОЩУЩЕНИЕ ОСЕНИ у пр<фоды нет плохой погоды... И все времена года таят столысо преле сти, что, наверное, нет вулады впадать в ми норное . вастроенне в преддверии. осени, в предчувствии зимы, ко торая, мол, тоже не за горами. Пусть наступает все в свой черед. И толь ко от вас зависит, испы таем ли мы радость от я'' прогулки с корзинкой для грибов по осеннему ле су или от прекрасного пейзажа ос№И, не зря ' названной «очей оча- Фото М. БАРАБАНОВА. Поэтическая рубрика Светлана МЕКШЕН «БЛАГОДАРЮ ЭТУ НЕБА ВЫСОКОСТЬ. . » ♦ Летяцчз утра радости летней последняя Это — шорее всего передышка перед ненастьями будущих Завтра не станет ясней,, чем втера. Не от того. Ли хохочет так горько в праздничный сад залетевшая сойка — вечных тревог и сомнений Пткцу'насмепиищу не прогоню, светлого утра тоской не увижу — может быть, к вечеру ближе увижу; радость сгорает моя на корню. Ну а пока — без оглядки опережая прозрений жестокость, благодарю эту неба травы в расцвете и в яблоках О чем все говорят, во тьме словами светят? Иссушат, жзирят друг дружку—не заметят. Была большая цекь4 год от году целее. А ньшче канитель со всяким, кто смелее. А нынче простаки не стан>^ проще прочих, кто рвется в знатоки сердец и дум рабочих. Средь глупствующих глыб, глобальностью трозяпррс, явилось племя рыб, прекрасно говорящих. Сквозь соловьиный свист из певческой конторы взмыл воробей-солист За Воробьевы горы. И тотчас обрела доступную обычность и стала — кем была прадумаяная лишюсть. И стали слышны те ‘сжвозй страхи и иотери— по чехсдаосой мечте: нарюды, рыбы, звери... ♦ Ко|:>откий человек Корюткий человечек великим хочет стать, чтобы ходить с размахом и с вывертом летать, чуоб говорить без риска, не подбщ>ая фраз, чтоб доказать, что может, на что давно горазд... Высокому привычно, * свалявши дурака, казаться самым мудрым, взирать на облака. Короткий тоже может по-человечш жить. Корк^гкий тоже хочет себя надменным мнить. Он за столам огромным на болыпой вползет: набычится, набрякнет, как будто воз везет. Малым-мала голонка, ^ да ьшого в ней забот... Корюткой мысли строчка блеснет — и отомрет. Короткий человечек ' в обиде целый день, лягает ножкой куцей свою большую тень. Хихикает и плачет, загнав себя в тупик, при том ругая кратко с ^ й свфхболцшой язык. О голосе снизу и власти сверху. Не до ухмылок, не д о смеху, когда—вне нынеониа орбит соршется властно голос ^ и голос снизу оттеснит. Бывает... Не робей, приятель, с ^ я в обиду не давай — кто б ни был власти ■удержатеды не дрейфь и в полный р>ост вставай. Не ради личности любезной, не ради кости в дележе ты с ним сегодня в доле честной и в деле, значимом уже. Пуосай он, глядя исподлобья, твой голос сншу слышит, и зрит: не ты — душа холопья, и мнит: не он — Но стришяо — если закавычка с тобой (р>авно со всей страной), когда сработает привычка: пригнуться, тихой стать травой. И, соблюдя прнличвд форму, всему оправдаиность и значит: кед трава для корму, под косу и под нож пойти. Страх стать беззначней. чем казался. неужто снова верх возьмет? ...Ведь тот, кто в облака забрался, он только лишь того Прюпускаюгся стихи, что лежали, не бежали. Отпускаются трехи. Отверааются скрижали. Ах, страна моя, страна... Сне®а вздохи да признанья, ежова с кровью имена сквозь коросту оттрааданья. Снова волосы порвем, снова правдой захлебнемся, ■ снова жертвы,отпоем и За новые возьм« 1 К:я. Неужели вернутся сньт, где высокое тед низко, где все лучшие сьшы оживут в нелучших списказй Где неловко произнесть вслух ни стрючки, про достоинство и честь, чтобы в них не усомниться. Ах, страна моя, страна, государство дорогое, не высокая ль цена за намерюяье благое. Невозможно отстуттть, Письма из ЛТП 1. в ЗОНЕ и ВНЕ зоны 6 «Ленинском знамени» за 26 мая с. г. сообща лось о происшествии ,в лечебно-трудовом профи лактории. Теперь, спустя некоторое время после работы специальной комиссии, мы расскажем о том, что же там случилось. Угаснувшие , было, страсти подогрели публикации в центральных газетах. Используя сообщение корреспонден та ТАСС, одна из них писала; «Под покровом ночи алко голики местного ЛТП взломали ворота и двинулись к центру города. В такой неожиданной форме они выразили протест против применяемых методов лечения, которые привели к смерти одного из пациентов». И вновь завол новались лечащиеся: значит, мы правы, коль пишут га зеты. В предлагаемых письмах наши корреспонденты ис следуют причины этого инцидента и проблемы этого ле чебно-трудового учреждения. В общежитии лечебно-тру- ждает, что попал в ЛТП слу- дового профилактория дей- ч ^ н о , жена отправила. ствите,^но скоропостижно Направляет в этй учрежде" умер Якубенков, направлен- ния не участковый инспектор ный сюда одним из москов- и не жена, как считают боль- ских народных судов на при- ные, а народный суд, на ос- нудительное лечение. Поз- новании акта медицинского судебно-медицинская ,экСг==юсВидетельствования комис- пертиза установила: Якубеш сии органов здравоохранения, ков отравился гидрофобной Срок лечения немалый — жидкостью (на производстве от года до двух лет. Добро- ЛТП она добавляется в клей). совестно относипшея к лече- Этот «напиток», случалось, нию и труду — можешь уйти алчухще употребляли и рань- досрочно, но опять же это птв не рнз приходи- решает суд. Уклонялся лось возвращать «экспери ментаторов» к жизни бук вально , с того света. При поступлении , в ЛТП каждый 'больной предупреж дается под расписку и устно о тяжких последствиях, ко торые могут наступить от выпивки во время лечения. лечения и труда, употреблял спиртные напитки — срок лечения может быть продлен до трех лет. Пребьшание в ЛТП судимостью не- считает- «Я не алкоголик, в ЛТП меня направили необоснован но», —. так утверждал -каж- Изношенный организм не дый, с кем пришлось беседо- выдержал. Человека не стало, вать. В ,мировой медицин- «Коллеги» покойного не ской практике это давно из- поверили: «Все пьют— и ни- вестное явление назьшается чего! Нет, это врачи принуди" алкогольной анозогнозией, тельно залечили, применяя т- е. некритическим восприя- недозволенные методы». Тут тием собственной личности и же нашлись подстрекатели. У характерно почти для всех ворот профилактория србра - . страдающих алкоголизмом, лась толпа, потребовала вы- •■■В палате, отведенной для звать руководитёлей испра- штрафников (изолятора в вительно-трудовьк учрежде- ЛТП нет), находился ний, прокурора. Не дожидаг Юрий А. Как только мы бо ясь долйщоетных лиц. под- шли сюда, Юрий обратился стрекаемця толпа сломала к главврачу, по-видимому, со трое металлических ворот в старой просьбой отпустить я з промышленной зоне и на- профилактория по той причи- правилась к , центру города, не, что он, Юрий, алкоголиз- Теперь в беседах одни гово- мом не страдает, он высоко- рят: «Хотели привлечь вни- квалифицированный слесарь мание населения и областных и теряет здесь квалификацию, руководителей к своим проб- — Я не алкоголик, вы же лемам». Другие: «Хотели ид- видите, что я лечению не под. ти на площадь Героев». даюсь, — неожиданно закон но дороге в город толпу свою речь Юрий, встретили Л. А. Ширяев, на- Эа сутки до нашей встречи чальник УНТУ, и А. Н. По- он вернулся из краткосроч- ляков, прокурор. Попытались ного отпуска домой, о своем образумить «демонстрантов» возвращении рассказывает — в ответ оскорбления, неохотно. А дело было так. брань, угрозы. “Теперь народ Администрация црофилакто- потребовал встречи с началь- -рйя отпустила Юрия в сосед- ником УВД. Прибывший ний город проведать парали- В. М. Минаков предложил зованную мать. Оказавшись беглецам вернуться Ц профи- на свободе, Юрий первым де- лакторий и обещал создать лом:;«затарился», потом — специальную комиссию для в такси и к матери. В этот рассмотрения претензий ле- же день ему надо было вер- чащихся. ' . нуться в профилакторий. Не «Переговоры» сторон шли Доверяя себе. Юрий попросил долго, и только к двум часам водителя подождать его, пока ночи люди возвратились профилакторий и улеглись спать. Правда, не все. Не сколько десятков навестит мать. А чтобы наверняка вернуться в маши ну, он оставил там «стимул» — недопитую бутылку, " боясь ответственности за ^ ** вернулся, приказав во- свои хулиганские действия '* Днтелю везти его в ЛТП. У скрылись. Через несколько профилактория Юрий дней некоторые из них были сделал последний глоток и задержаны в Туле. Херсоне ввалился в общежитие. А Николаеве. А кое-кто отыс- сутки он утверждал, кался неподалеку у винных болен... “ делов магазинов. После событий майской но- На демонстрацию толпа ™ работники областной про- вышла с требованиями; ос- вУРвтуры проверили обосно- вободить от занимаемой дол- ванность направления в ЛТП. жности главврача профилак- "Д сегодняшний дш ь основа- тория В. Н. Фортуну пре- ДД® Д^Д вынесения протестов кратить незаконное направле- ДД постановления народных ние людей в ЛТП, повысить ДУД°® «Д вьшесено ни по од. расценки оплаты труда на ДД^У- производстве. Но если смотреть правде в, ■ Сразу же после той ночи, н а п ш в 2 ? б “ ш аГ® в^ ^ как и обещая начальник рора из 'ЛТП было освобож- уголовное дело по факту ' 5 ™ ™ ' ш Е н я ’ к” ™ г о К в а г Хорошо, ее. н ) » Е з * Й . о ^ “ „ ™ а & ; Г й * ' и “ » е “ о“ вд“ "“ у 2 : производство, не работали стковый инспектор, судья формально отнеслись к своим обязанностям. Один подпи сал одну бумагу, другой — другую, и дело готово... Мы беседовали со многими. Сразу после той майской но- гораздо позже,- когда более тьк^ячи человек. Кета, ти, бытовой режим они чет ко соблюдали: вовремя пи ли-ели, играли в волей бол, загорали на солнышке. При виде нас люди вста вали со скамеек, здорова- дила во. дворе), если в ко ридоре — становились на вытяжку чуть ли не у стены. Было во всем этом что-то жалкое, унизительное, отче го сжималось сердце и хоте лось быстрее пройти мимо. В последнее время в прес се все больиГе разгораются дебаты: а нужны ли ЛТП вообще? Но уж. если без них ----------- » ----- чд п Ац/раа и иц^отс,’ лись (если встреча происхо- страсти улеглись. 'У каждого гти » характер, свой взгляд на собственную жизнь и ок ружающий мир. Каждый по- своему оценивал и свое пре. бывание в профилактории. Но почти все говорили о бес полезности принудительного лечения. В качестве неопро вержимых аргументов они приводили тот факт, что в , _ ________ ____ ЛТП «по пятому — седьмо- не обойтись, то не лучше ли му заходу есть». Действи- передать Минздраву? тельно, есть здесь рекордсме- Понятно: одно дело — ног- ны: одиннадцать человек в да человек сай^пЦншел к шестой, четверо — в седьмой убеждению лечй1[ься, дру- раз прибыли на лечение, гое — когда его заставляют Алкоголизм — сложное это -делать принудительно, заболевание, при котором те- Понятно, что и эффект от ряется воля, способность со" лечения разный. Но ведь, противляться соблазнам. При прямо Сказать, среди обита- его течении человек может телей *ЛТП нам не встрети- годами не употреблять спирт- лось никого, кто бы пришел ные напитки и вдруг сор- сюда по зову сердца, поняв ваться. Так вот, г!ри алкого- необходимость лечения. За- лизме важно продлить период то немало здесь таких, кто воздержания от спиртного (на учете в органах здравоохране. ^ __ ния больных, алкоголизмом окружающих. ,=Например, че- держат пять лет). По дан- ловек перенес четыре алйо- ным наркологических учреж- гольных психоза (к попросту деяий области, тридцать — белой горячки), но утвер- процентов больных, пролечив шихся в ЛТП, не употребля ют спиртные напитки в тече ние года, Много это или ма- ло, если раньше пили все сто? Много это или мало, ес ли врачи подбирают своих па. циентов уже у пропасти и если для многих семей напра вление в ЛТП — последняя надежда? В Липецком профилакторий есть множество больных, ле чившихся ранее в других ЛТП, где элементарно не со блюдались курсы лечения. Скажем, в Московском ЛТП е ними провели пять сеансов условно-рефлекторной те^я- ПИИ, а тут вдруг пятнадцать! Да еще наказывают за отказ от лечения, а суд срок лече ния может продлить. Не ина че, как главврач са1У1 приду мал. Долой его! ...В кабинете начальника ЛТП В. М. Разводова собрав шиеся рассматривали его и ■ так, и сяк, расспрашивали. Н. С. Кеменев отвечал на са мые каверзные вопросы. Его многие помнят здесь; чай, дважды «крестник». Помнят, как Не по росту туч- ньй , он вдруг зан ялся’ходь- — Я почувствовал, что,по гибаю. Потихоньку стал хо дить по территории профилак- тория,- тренироваться, • — рассказывает Николай Степанович. — Домой ' приехал — стал бегом зани маться. А тут вступил в команду по марафону. ' На писал письмо, получил вызов, побьшал на сборах. С тех пор |Не пропускаю соревнований. • Николай Степанович рас- сказьшаёт скороговоркой, ве село. По словам выходиг; раз — бросил пить, два — в команду, три — Япония ожидает. Про Японию вспом нили не ради словца: Никёлай Степанович в самый раз туда собирался на международные соревнования, уже и вызов лежал в кармане. Спросили: а что ше,.йосле первого лечения? — О! После первого.^; нак только вышел за ворота — прямиком в магазин за бу тылкой. Два месяца поти хоньку от семьи на седорале прятался с выпивкой, а цотом в открытую понеслось..;. По ка друзья-приятели с возвра щением поздравляли, я ' уж в профилактории по ловой оказался. т. ■ - Теперь Николай Степанович наверняка уже вернулся из Японии. Каждое утро трени руется, бегает на пару "С ;про, давщицей Надей («Я ей ска зал; «Пропадешь с таким ве сом, если не начнешь' бе гать») и всем твердит ю бе ге как элексире от всех бо лезней, в том числе и 01 ! ал коголизма. Пару лет*'йазад написала о нем газета «Сель ская жизнь», и посьшались письма со всех концов. Ма тери. жены, дети просят по мочь их семьям. А' собствен, ная жена пообещала: «Если ты теперь опозоришь на всю страну и запьешь, — сама живым зарою.;.» Николай Степанович Улы бается: ни за что! И продол жает расеказьтать о своем жнтье-бытье в последние три года. Слушая его, нельзя не рассмеяться. А можно., ос таться серьезным, узнав, как человек добрался до самых высоких кабинетов, чтоб' ре шить вопрос... с тренировоч ным костюмом. — Собрался на соревнова ния, а ехать не в ' чем, И в командировку Не знаю от ка кого общества отправляться; никакое не посылает. Жена сказала: «Езжай куда хочешь, занимайся своим бегом — , только не пей». Но денег не дала. Выходи, говорит, быч ков и сдай, я твоих дене|- не возьму, распоряжайся. А ко- гда ж мне за бычками ходить? Ведь для тренировок време ни не останется. Со своей «неразрешимой» проблемой Н. С. Кеменев до брался до руководителя вы- • сокого ранга, который с полу слова понял человека, к тут же все разрешилось: теперь Н. С. Кеменев ездит на со ревнования от... отдела куль туры того района, где про живает. А в краеведческом музее его успехам посвящен целый раздел. З а Николая Степановича можно порадоваться: выпи савшись из ЛТП, он нашел в себе силы, как говорится, стать на ноги. Самостоятель но.. Но ведь могло .произой ти обратное: не найдя поддер жки в семье, не найдя, взаи мопонимания у того руково- дителя и помыкавшись"ник- чемно, человек вновь бы йер- нулся к рюмке, что, впрочем, не редкость. И что? Кто-то бы признал и свою, пусть маленькую, до лю вины? Вряд ли. 'Чаще всего пациенты профилакто рия оказываются изолиро ванными от общества, ж бла го, если от них еще не , от- Но об этом в следующем Г. ВОЛЖАНИН, Ш. СОРОКИНА. без желанья просыпаться.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz