Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А МЯ 26 августа 1 5 г., Ко‘198 (18 195)3 I На августовском педсовете ПРАВО НАТВОРЧЕСТВО в канун нового учебного года в области начались тра­ диционные районные, городские августовские педагогиче­ ские конференции. Сегодня мы публикуем заметки с кон­ ференции работников народного образования Краснин- ского района. Два события большого пед­ совета краонинцев хочется выделить особо. Самые теп­ лые, сердечные слова проз­ вучали в этот день в адрес восьми учителей района, ухо­ дящих на заслуженный от­ дых. В их честь звучали пес­ ни, им преподнесли лучшие букеты цветов, памятные по­ дарки — и эти минуты, сог­ ретые искренней призна­ тельностью учеников к нас­ тавникам, были по-особому трогательными. Не менее волнующим бы­ ло посвящение в профессию педагога выпускников ны­ нешнего года Липецкого й Елецкого. пединститутов, Ле- . бедянского педучилища. Бо­ лее тридцати молодых учи-, телей, воспитателей детских садов вернулись после уче­ бы в родные места, в свои хозяйства Отличное попол­ нение! Учитель как личность, как человек творческой профес­ сии... Он был‘ главным дей­ ствующим лицом на конфе­ ренции. От души поздрави­ ли, напутствовали ее участ­ ники недавних абитуриентов, а ныне первокурсников пе­ дагогических вузов и учи­ лищ, Восемнадцать юно­ шей й девушек поступили учиться по направлениям хо­ зяйств. В этот же день луч­ шим учителям вручали наг­ рады, почетные грамоты за: многолетний добросовестный труд, А над сценой “ слова: «Учитель, будь солнцем, из­ лучающим человеческое тепло!». Словом, царила припод­ нятая. деловая атмосфера. Шел серьезный разговор . о путях перестройки, об­ новления школы. Собственно, разговор этот стал продолже­ нием ранее начатого. Как отметил в своем докладе пер­ вый секретарь райк'ома пар­ тии П. ТГ. Приходько, ны­ нешний год проходит в, райо- ,'не под знаком приоритета школы. Во всех педколлекти- : вах состоялись собрания учителей, наметившие кон­ кретные планы для осущест­ вления решений Февральско­ го Пленума ЦК КПСС по народному рбразованию. Свои мероприятия по реализации критических замечаний и предложений учителей ут­ вердил пленум ‘райкома пар­ тии. Так что к традиционной, августовской конференции можно было подвести и не­ которые промежуточные ито­ ги, проанализировать опыт, внести коррективы. В эти дни «Учительская газета» опубликовала се­ рию документов, определяю­ щих ближайшее будущее на­ шего народного образования Это проекты Положений _ о средней общеобразовательной школе, о профессионально- техническом училище, о рай­ онном- (городском) совете по народному образованию, кон­ цепции общего среднего об Учителя уже успели поз­ накомиться с ними. Они оце­ нили их. как глубоко карди­ нальные, - носящие поистине революционный характер. Ка. I жется, всё, о чем так много говорили и спорили, нашло свое отражение в докумен- тах.-Они помогут изжить не нужный контроль над педа гогом. Может быть, уйдет наконец, в прошлое пресло вутая «процентомания» оценка качества знаний уча щихся по принципу «три пи­ шем, два в уме». И главное возродятся утраченные в годы застоя доверие учителя к ученику, уважение учени­ ка к учителю, педагогика со­ трудничества. ' Документы о школе будут утверждены на Всесоюзном съезде работников народного образования в декабре это­ го года. Но уже сейчас ясно: они дают широчайший про­ стор для творчества учителя, руководителя школы, ра­ ботников органов народного образования. Поэтому так важно сегодня вьшвить,. под­ держать, развить все то !, что есть в шко- На конференции были от­ мечены положительные сдви­ ги в работе учительства рай­ она за последние годы. Ожи­ вились, окрепли СВЯЗИ' школ с базовыми хозяйствами, предприятиями. Лишь за два последних года колхозы и совхозы вьщелили под­ шефным коллективам более 180 тысяч рублей. К новому учебному году многие , шко­ лы заботливо отремонтиро­ ваны, пополнены оборудова­ нием. Примечательный факт: в районе нет сейчас педаго­ гов, нуждающихся в жилье. Но нельзя забывать: твор­ чество учителя обусловлено, прежде всего, хорошими ус­ ловиями труда. Они же созданы не везде. В ряде школ, хотя до начала учеб­ ного года остается несколько дней, не завершен ремонт. Легко ли работать руководи­ телю, отметила директор Ма­ лотроицкой средней школы O. П. Андрейчук, если ему постоянно приходится быть «доставалой» — нуж­ ных красок, стройматериа­ лов, оборудования? Директор просто разрывается между хозяйственной деятельно­ стью и контролем за работой учителя. Много ненужных звонков из района. Как от­ метил в своем докладе заве­ дующий роно С. М. Волков (он,- кстати, был опубликован з а несколько дней до нача­ ла конференции в районной газете), пока это — типич­ ная.картина. «Пришло время решить вопрос об огражде­ нии народного образования от обилия, проверок, внося­ щих суету и сумятицу в творческий труд коллекти­ вов. Хотелось бы,- чтобы но­ вый школьный устав вме­ сте с определением много­ численных обязанностей школы определил бы и ее право, гарантирующее от вме­ шательства лиц и организа­ ций, не имеющих к этому прямого отношения». Одно из главных направ­ лений перестройки школы— борьба за качество знаний. Конечно, слово здесь за учи­ телем, за его подготовлен-^ ностью, профессионализмом, мастерством. Молодым учи­ телям района есть у кого учить'ся. Большим авторите­ том и уважением пользуют­ ся педагоги школ Красно­ польской — В. Н. Суворов, Малотроицкой — А. С. Кре- тов, Колодезской — Л. В. Мезенова, Краснинской ^ P. В. Шурютина, Яблонов- ской — Л. И. Асолян и дру­ гие. Опыт лучших педагогов обобщался роно, был реко­ мендован на семинарах для распространения. Но не сек­ рет, что за годы застоя ря­ дом с учителем-новатором вырос и педагог-чинуша, не обладающий достаточным объемом знаний, начисто ли­ шенный всякой инициативы. Как быть с ним? Разве не тревожен тот факт, что шесть медалистов района на прием­ ных экзаменах в вузы не смогли подтвердить своих знаний? . Не радуют цока успехи ребят по русскому языку, математике. Во мно­ гих сельских школах велико число учащихся, оставшихся’ на осеннюю переэкзаменов- Сейчас, когда учителю предоставляется большая свобода в выборе формы уро­ ка, необходимо совершенст­ вовать, и методическую под­ готовку. З а последнее вре­ мя, по мнению, учителя фи­ зики Дрезгаловской средней школы М. Г. Пузанова, сель­ ские школы неойравданно лишены ряда методических пособий — подписка на них ограничена. Пока что весьма бедны учебные кабинеты фи­ зики. Подчас для школ при­ обретаются дорогостоящие телевизоры, магнитофоны, а учителю-физику недоста­ ет сложного оборудования для практических работ с учащимися. Другая проблема — если Такое оборудование есть, его порой негде отре­ монтировать. М. Г. Пузанов внес предложение создать при районном комбинате бы­ товых услуг специальный от­ дел по ремонту школьного оборудования. С тревогой гов.орили уча-' стники конференции о «про­ белах» в воспитательной ра­ боте. Слабо развивается : в школах ученическое само­ управление. По сути делают­ ся пока первые робкие шаги, чтобы не на словах; а на де­ ле предоставить ребятам пра­ во самим решать многие во­ просы школьной жизни, дать возможность в полной мере проявить себя. Пока учите­ ля' — классные руководите-, ли с трудом отрешаются от привычных командных форм работы с учениками, когда на первом месте лишь бесе­ да да накачки. Педагоги мно­ гих школ продолжают, к со­ жалению, тактику излишней опеки комсомольского и пионерского актива, отмети­ ла секретарь райкома ком­ сомола Г. Н. Гамеева. Неко­ торые директора школ не знают, как классные руко­ водители работают с клас­ сом, как привлекают роди­ телей к воспитанию ребят. Слабо используется пока вос­ питательный потенциал, зало­ женный в совместной работе школы, семьи, общественно­ сти, базовых предприятий, исполкомов сельских Советов. Может быть, этим объясня­ ется и то, что многие выпу­ скники школ уезжают за пределы района? Сказываются, конечно, и недостатки в трудовом вос­ питании учащихся. За пос­ леднее время труд ребят в школах стал более целенап­ равленным, ’ производитель­ ным. Три года действует межхОзяйственный лагерь труда и отдыха ' в колхозе имени Вавилова. Школы име­ ют закрепленные участки, рабочие места. Но учебные мастерские ряда из них —- Суходольской, Пятницкой, Ищенской — плохо оборудо­ ваны. В области уже есть ученические производствен­ ные бригады, работающие на полном хозрасчете. В К'раснинском районе такого опыта пока нет. Не удовлетво'ряет еще уровень эстетического вос­ питания. Эстетика — прак- Тически нетронутая область школьной жизни. На уро­ ки музыки, изобразительно­ го искусства отводится по одному часу в неделю. В рай­ оне почти нет преподавате лей по этим предметам. С беспокойством говорили педагоги и об утрате инте­ реса ребят, к книге, к чте­ нию. Некоторые сельские библиотеки — Иш,енская, Архангедьская, Знаменская — не наладили тесной свя­ зи со школой, их работники плохо пропагандируют дет­ скую литературу. В школах района слаба еще спортивная база. ' ■Перестройка школы тре­ бует выработки новьк пу­ тей управления системой народного образования, но­ вых подходов к руководству учебными заведениями на основе широкой демократиза­ ции, гласности, участия в делах школы самих учащих­ ся, общественности. Этой цели будут служить район­ ные (городские) советы по народному образованию. На конференции учителя райо­ на избрали такой совет. Боль­ шими полномочиями будет наделен он. Объединение в нем членов депутатских ко­ миссий и представителей об­ щественности дает ему ста­ тус правомочного законода­ тельного органа управдения образованием. Нынешний учебный год должен стать переломным в обновлении школы. Сегодня, как никогда, требуется под­ вижничество, творчество, вы­ сокая ответственность Каж­ дого за дело воспитания под­ растающей смены. Участни­ ки конференции были едино­ душны в этом. На конференции работни­ ков народного образования выступил заместитель пред­ седателя облисполкома В. Е. Л. ДУБИНА. в СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР Совет Министров СССР принял постановление «О создании детских домов се­ мейного типа». В постановлении отмечает­ ся, что действующая в стра­ не система воспитания и со­ циальной -защиты детей-си- рот и детей, оставшихся без попечения родителей, в но­ вых условиях развития об­ щественных отношений тре­ бует дальнейшего совершен­ ствования. Наряду с осуществляемы­ ми мерами по улучшению воспитания, обучения и ма­ териального обеспечения де- тей-сирот в домах ребенка, детских домах и школах-ин­ тернатах необходимо исполь­ зовать другие гуманные фор­ мы воспитания этих детей. Руководствуясь решенйя- ми XXVII съезда партий и февральского (1988 г.) Пле­ нума ЦК КПСС, Совет Ми­ нистров СС;СР наметил ком­ плекс мер, направленных на дальнейшее усиление госу­ дарственной и общественной заботы о детях-сйротах и де­ тях, оставшихся без попече­ ния родителей, а также обеб- печение более полного соче­ тания общественных, ? кол- лективньк и семейных форм воспитания этой группы под­ растающего поколения. Одобрены предложения со­ ветского Детского фонда име­ ни В...-И. Ленина об оогани- зации детских домов семей­ ного типа — принципиально новой формы воспитания де- тей-сирот. Признано необходимым включить в состав детских домов семейного типа: детские городки из одног квартирных многокомнатньк домов для проживания се­ мей, воспитьшающих не ме­ нее 10 детейч:ирот и детей, ■ оставшихся без попечения ро­ дителей; отдельные семьи, воспиты­ вающие не менее 5 детей- еирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многоком­ натных отдельных квартирах в обычйых домах, специали­ зированных домах или в группах таких домов. Создание детских домов семейного типа и организа­ ция их деятельности должны . обеспечивать благоприятные" условия жизни, воспитания и' гармоничного развития де­ тей, формирование у них добросовестного отношения к учебе и труду, высоких мо­ ральных качеств. ■ Советский Детский фонд имени В. И. Ленина должен участвовать в решении всех вопросов, связанньк с орга­ низацией и деятельностью этих детских домов. Детский фонд и. исполкомы местных Советов народных депутатов призваны содействовать ак­ тивному участию граждан в воспитании, осиротевших де­ тей, обеспечивать гласность при подборе родителей-воспи- тателей для детских домов семейного типа, обсуждение этих кандидатур в трудовых коллективах или по месту , жительства с учетом их де­ ловых, моральньк и нравст­ венных качеств, способностей и опыта работы с детьми. Установлено, что в состав детских городков включают­ ся жилые дома, средняя шко­ ла с клубным комплексом, спортивно - оздоровительный центр с плавательным бас­ сейном, детские дошкольные учреждения,' обЬлуживающие одновременно детей прилега- , ющих жилых районов, хозяй­ ственный и лечебно-профи­ лактический блоки, приуса­ дебные и иные земельные участки для совместного про­ изводительного труда детей и взрослых. Общая числен­ ность детей в одном детском городке, как правило, долж- на составлять 1 50—200 че­ ловек. Намечено построить «под ключ» в 1988— 1991 годах 30 детских городков в 14 союзных республиках, полностью укомплектовать их мебелью и оборудованием. Совет Министров СССР поручил Госстрою СССР по согласованию с Государст­ венным комитетом СССР по народному образованию. Министерством здравоохра­ нения СССР, Советами Ми­ нистров союзных республик и советским Детским фондом имени в ’. И. Ленина органи-' зовать разработку на кон­ курсной основе эталонных проектных решений детских городков и спедиализирован- ных жилых домов с кварти­ рами для с!емей, воспитьша­ ющих детей-сирот, зональ­ ных проектов детских Домов -еемейкого типа с учетом ме- “ стных природно-климатиче­ ских, социально-демографи­ ческих условий и опыта за ­ рубежных стран. Функции заказчиков на проектирование и строитель­ ство детских •городков воз­ лагаются на . Советы Ми­ нистров союзных республик, а на проектирование и стро­ ительство специализирован­ ных жилых домов — на Со­ веты Министров автономных республик, исполкомы мест­ ных Советов народных депуг татов, министерства и ведом- Строительство детских до­ мов семейного типа должно осуществляться в пределах общих лимитов капитальных вложений, выделяемых ' Со­ ветам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР, за. счет всех источников финансиро­ вания. в решение этих воп­ росов ' существенный вклад могут внести' предприятия и организации. Им рекомендо­ вано принимать участие с согласия трудовых коллекти­ вов в строительстве таких детских домов за счет сОбсо^ венных средств. Советам Министров союз­ ных республик и Государст­ венному комитету СССР по народному образованию пре­ дложено совместно с заинте­ ресованными министерства­ ми и ведомствами и с участи­ ем советского Детского фон­ да имени в. И. Ленина пре­ дусмотреть прич разработке проекта плана на тринадца­ тую пяти-четку конкретные объемы строительства дет­ ских городков’, специализи­ рованных жилых домов и квартир для семей, воспиты­ вающих детей-сирот и' де- Фей, оставшихся без попече­ ния родителей, исходя из потребностей каждой, союз­ ной республики. Специали­ зированные банки СССР дол­ жны принять активное уча­ стие в кредитовании государ­ ственных и кооперативных предприятий и организаций, осуществляюших проекти­ рование и строительство дет­ ских домов семейного типа. Государственному коми­ тету СССР по народному об­ разованию-, Министерству здравоохранения СССР, Го­ сударственному комитету СССР, по труду и социаль­ ным вопросам и Министерст­ ву финансов СССР совмест­ но с советским Детским фон­ дом имени В. И. Ленина и ВЦСПС поручено утвердить временное Положение о дет­ ских домах семейного типа, предусмотрев в нем ^особен- ности финансирования и ис­ пользования средств, выде­ ляемых на содержание де­ тей, воспитываемых в таких детских домах, а также ти­ повые структуры и штаты детских городков и условия материального обеспечения родителей-воспитателей дет­ ских домов семейного типа. Одобрено предложение со­ ветского Детского фонда имени В. И. Ленина о созда­ нии при нем Всесоюзного по­ печительского совета. Сове­ там Министров союзных рес­ публик предложено обеспе­ чить на общественных нача­ лах образование повсемест­ но попечительских советов. На органы здравоохранения возложено оказание постоян­ ной ■квалифицированной ме­ дико-консультативной и пси­ холого - диагностической по­ мощи каждой семье, приняв шей на воспитание детей особенно детей с ослаблен ным здоровьем. Ставится за детей и их лечение. Реко­ мендовано ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ совместно с Мини­ стерством, здравоохранения СССР и Советами ' Минист­ ров союзных республик обес­ печить санаторно-курортное лечение и отдых семей, вос­ питывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попе­ чения родителей, а предпри­ ятиям, организациям и учре­ ждениям оказывать шефскую помощь детским домам се­ мейного типа и семьям ра­ ботников, воспитывающих этих детей, предоставлять нм путевки в санатории, про­ филактории, дома и базы от­ дыха, а также направлять с согласия трудовых коллекти- ВОВ часть средств фонда со­ циального развития на ока­ зание помощи детским домам семейного типа. Предусматриваются ши­ рокие меры по оказанию ма­ териальной помощи семьям, взявши.м на воспитание де­ тей-сирот и детей, оставших­ ся без попечения родителей, и созданию необходимых ус­ ловий для работы детских домов семейного типа. Опре­ делены нормы материально­ го обеспечения таких детей, условия оплаты труда педа­ гогических, медицинских ра­ ботников и обслуживающего 'персонала детских городков. Установлено, что время, которое родители-воспитате- ли были заняты воспитанием пяти и более детей-сирот и детей, оставшихся без попе­ чения родителей, засчитыва­ ется в их общий и непрерьш- ный трудовой стаж при наз­ начении пенсий и йособий и в стаж работы по специально­ сти. За родителями — вос­ питателями таких детей со­ храняется получаемая пен­ сия в полном размере. Министерству торговли СССР и Центросоюзу совме­ стно с Советами Министров союзных республик пред­ ложено обеспечить про­ дажу , на предприяти­ ях розничной торговой се­ ти по заявкам детских домов семейного типа необходимых товаров, при этом продажу товаров для дехских город­ ков производить по безналич­ ному расчету. ' - ' Одобрена инициатива .со­ ветского Детского фонда имени В. И. Ленина р его участии в финансировании, строительстве, оснащении и оборудовании таких детских домов, в оказании матери­ альной помощи семьям, вос­ питывающим детёй-сирот и детей, оставшихся без попе­ чения родителей. . , В целях предоставления населению возможности ши­ рокого участия в оказании материальной помощи дет­ ским домам семейного. типа разрешается советскому Дет­ скому фонду имени Б. И. Ленина' вьп^скать специаль­ ные благотворительные ОиЛе- ты стоимостью от 1 до 25 рублей. Средства от их рас­ пространения будут направ­ лены на развитие материаль­ но-технической базы и- содер­ жание детских домов нового Творческим союзам. Го­ сударственному комитету СССР по физической куль­ туре и спорту рекомендова­ но организовать в каждо.м детском городке по мере их создания постоянно действу­ ющие студии, школы, груп­ пы по эстетическому и фи- зическо.му развитию детей, а также взять творческое ш еф ­ ство над семьями, в -которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без по­ печения родителей. ' По следам событий ПОИСКИ в ЛАБИРИНТЕ «Хочется здесь, поселиться. УраШ» «Без всего этого было бы скучно и гоустао». «Ниуму, ни сердцу». «Находиться здесь весьма противно». Эти записи взяты из книги отзывов только что прошедшей в Москве художественной вы­ ставки. Они дают пищу для размышлений. Выставка демонстрировалась во Дворце молодежи, недавно чэткрытсйя в столице. В экспо­ зиции, названой «Лабиринт», были прф,ставлены работы 120 молодых живописцев и скуль- пторюв, приверженцев абстрак­ ционизма. примитивизма, сюр­ реализма и прочих «измов», до яедшнего времени у нас официально не одобрявшихся. Хотя древние утверждали, что искусство должно произ­ водить катарсис, ньшешние художника зачастую задаются целью вызвать у зрителя обыч­ ный шж . Некоторые работы в «Лабиртвете» — чистый эпа­ таж. Здесь можно увндеть на­ тюрморт с у ^ аж ж г , изображе- оторвашой у куклы го­ ловы, портрет «косможенщины» на курьих ножках, с тремя грудями и пятью руками, на одном из полотен, выставлен­ ных во Дворце молодежи, за­ печатлев ужасающий «расст-. рел авангардиста» и т. п. Книга отзывов, кажется, на­ калилась от кипения страстей. «Мои впечатления? О-о-о-о! У-у-у-у1» «Такое впечатление, что мы попадаем в психболь­ ницу; все уродливо, страшно...» «Каждый индривцдуум в период гласности, демократии и пере­ стройки имеет право на сумас­ шествие». Как часто мы принимаем за сумасшествие нитривычное для нас, мироощущение, острый, не­ шаблонный ракурс в видении окружающего! Мнсяие пред­ ставленные на выставке полотна были вдохновлены процессом пересщажи ценностей, стреми­ тельно и противоречиво раз­ вивающимся сейчас в стране. На картине А. Сундукова, на­ пример, бесконечная, прости­ рающаяся за горизонт аудитр- голосуя «за». На другой кар­ тине (художник К. Звездоче­ тов) — зэк, тянущийся через колючую проволоку к алеюще­ му на белом снету куску ар­ буза. А. Захаров изобразил уда­ лых охотников, немилосердно расстреливающих сказочную Царевну-Лягушку (и вместе с ней, как можно понять, всю живую природу). На выставке можно было заметить реминисценции, а то и прямые заимствования из ху­ дожественного наследия, начи­ ная от Босха и кончая Дали. Можно назвать это освоением преданного незаслуженному за- &ению прошлого, но можно и ученическим эпигонством. И еще выписки из книги: «Очень пахнет свежей (под- чераснуто) краской». «Краску надо расходовать экономно;..» «Пока не все понятно. Но де­ мократично. 1 время даст .оцен- корресщондент АПН, Корреспонденты ТАСС сообщают БУЭНОС-АЙРШ. В Чили сегодня обь5Шлено об от­ мене чрезвычайного поло- жевия, которое действова­ ло ла лротяисании послед­ них 15 лет. Министр вну­ тренних дед Серхво Фер­ нандес в то же время пря­ мо подчеркнул, что прави­ тельство, «ни секунды не колеблясь, примет в случае необходимости все меры для поддержания порядка». Отменив чрезвычайное положение, вызывавшее в Чаш всеобщие протесты, во­ енный режим явно рассчи- тьшает придать видимость заковвостн готовящиауся фарсу с президентским плебисцитом, переманить на свою сторону колеблю­ щихся, Плебисцит состо­ ится в начале октября. Из­ биратели должны сказать «да,, или «вег» по поводу единственной кандидатуры, которая будет вьщвивута на пост будущего президента. Им почти наверняка станет сам Пиночет. НЬЮ-ЙОРК. Кандидат республлсавской партии на пост президента США, вице-президент Джордж Буш продолжает опережать по популярности своего со- первика по предвыборной гонке — кащщдата демокра­ тов, губернатора штата Массачусетс Майкла Дука- киса. Согласно результа­ там очередного опроса об­ щественного мнения, прове- девного институтом Гэллапа, 48 процентов амервкажжих избщ>ателей намерены про­ голосовать в ноябре за Бу­ ша, а 44 процента — за Дукаквса. 52 процента оп­ рошенных одобрили выбор Бушем кавдидатуры сенато- ра-республнканца Дэна Ку- эйла на пост вице-президен­ та, 27 процентов осудн- ли в 21 процент не вькказал своего мвевня. Карательный от­ ряд израильтян вторгся в среду на шжгь километров в глубь ливанской тер 1 Што- рин. При поддержке вось­ ми вертолетов в танков ин­ тервенты осуществЕлв «про­ чесывание» местности в рай- МЕШАУНАРОАНАЯ ^ ИНФОРМАЦИЯ в о з м о ж н ы ВАРИАНТЫ Тот, кто читал повесть Вдадимвфа Кушна «Интердевочка»,, помнит трагический ^ ^ а л : героиня, в смятении и ослепляю-' ще.м отчаятш несущаяся в своем маленыюм «вольво» в стокголь­ мский азршюрт Арлавда, погибает в аварии. Закономерный итог, расплата за грехи, очищение? Или н то, и другое, и третье? Во всяком случае, самолет в Ленишрад улетает без еэ, и судьба героини почгреж- нему висит на волоске. ^ «<СЩльм в духе гласности» — так успели окрестить в швед- прессе снимаемую ленту. Истина рождается в споре, но рождается ли в споре искус­ ство? Совьюстная работа совет­ ских и шведских' кинематогра­ фистов — съемка фильма «Фре- ЛЕНИНГРАД. Первых посетителей приняли передвиж­ ные кафе совместного предприятия быстрого обслужива­ ния, создаваемого финской фирмой «Лиха полар» и уп­ равлением общественного питания Ленинграда. Располо- Зиллая, Лвббая, Йохмор Мейдуи, расположенных в Западном Бекаа. Ворюв- шись в селения, спшупанты учинили там погромы. Бой­ цы исламского сопротивле- ВЕя оказали отпор изравль! тянам. По признанию ок захватчик убит н пять по­ лучили ранешя. Продолжа­ ются артобстрелы изравль- тянамя южнолвванских на­ селенных пунктов в районе вторжения. (ТАСС). центре города, они предлагают *услуги щост- ранным туристам за валюту и в порядке эксперимента будут работать в течение двух месяцев. НА СНИМКЕ: кафе на Исаакиевской площади. Фото с . СМОЛЬСКОГО. (Фотохроника ТАСС). й т ‘/ж ёт рт й ’ - . о ДОГОВОРЕ ПО ПРО ВАШИНГТОН, 25 августа. (ТАСС). "Красноярская РЛС не предста 1 вляет «никакой угрозы» национальной безопасносгн США, 'заявил здесь пр®идент Ассоциацвд стороншпсов конт­ роля над вооружениями, бы 1 вшин заместитель директора Агент­ ства по контролю над вооружениями и разоружению Сперд­ жен Кшш. Он подчеркнул,- что адшюистоация СШАЧ ис­ пользует спор вокруг Саветской радиолокационной станции близ Красноярска в качестве предлога для подрыва советс­ ко-американского Догсшора об огранмегаи систем противо­ ракетной оборсшы. Заявление Кини приурочено к началу ' в Женеве очередного, проводимого одни раз в пять: лет, рас­ смотрения действия Договора по ПРО. Кризис судостроения ' . БУДУТ УВОЛЕНЫ ЛОНДОН, 25 августа. (ТАСС). Администрация государст­ венной компании «Бритиш шипбилдерс» объявила о «времен­ ном»' увольнении более 1 тысячи рабочих на судостроетель- ных верфях в Сандерленде, Это означает, что число занятых на верфях сокращается почти наполовину. Ныиепшёе решение — новое свидетельство того, что су­ достроение страны переживает затяжной и глубокий кризис, " ; с приходом к власти консерваторов. кен Танька» по сценарию В. Ку- Конечно, трудно представить, Н 1 ща в самом -разгаре. что лет пять назад советский — Опоры, но Не южфдшаы, (пусть заслуженный!) режиссер они нё делают нашу , работу ваялся бы за сценарий, главная легче, но в какой-то мере вдох- героиня которого валютная про- новляют и подталкивают ее, •— ститутка, Гфомышлявшая в говорит яш^ский продюсер ленинградских интуристовских Уильям Олдридж. «Фрекен гостиницах и, выйдя замуж, Танька» — ьторое его детище, уехавшая в Швецию. Однако создаваемое совместно с совет- П. Тодоровский предпочитает скими мастерами кино. Пер- на давать поводе® к раздуванию вый фильм «Мио, мой мис!» сенсационности веккруг будуще­ уже шел на экранах СССР, го фильма, хотя этому так или Швеция и других стран. иначе у'же способствуют и пи- Не буду раскрывать секретов, каитная тема, к шумный успех но о предмете главного разно- повести Кукана. «По сразне- гласия между советскими и аию с тем, о каких бедах и шведскими кинематографиста- проблемах пишут и говорят сей- ми скажу с разрешения режис- час в Советском Сок©е, наша сера Петра Тодоровского. Де- работа просто детский лепет, — ло в том, что б-уд-ущий ф15льм признается режиссер, зрители двух стран уяидят ежо- — Мы пытаемся сосредото- рее всего в разных вариантах: читьси на внутреннем мире на советские экраны выйдут Таньки, на причинах, условиях, две «полнокровные» серии, а окружении, толкнувших ее на шведскому зрителю^ (повторяю, такой образ жизни. Откуда эго пре,^ложитёлько) ' дреддезна- стремление «жить красиво», чена сокращенная версия, ух- уверенность в том, что там, «у ладывающаяся в традиционные них», вое легко, просто, «без для запайяого киначатографа проблем» что пытаемся 100 минут. Итак, в пер|Вом ва- понять и рассказать», рианте картшы Тане (исподни- .— Мы ведь не учебное по- тельвдий главной роли ~ Еле- собие снимаем, — смеется в на Яковлета) суждшо погиб- ответ на вопросы дотсшшых нуть, во втором... шведских журналжтш Лена — Западный зритель сегодня Яковлева. — А роль сложная, не; любит мелодраматические очень сложная. Моя Таня — фильмы с трагическим финалом, человек неглупый и сознатель- это нужно учитывать ■ при но вьйрала свой путь. А что создании совместной ленты. до ее заблуждений о «красивой Мнение П. Тодоровского раз- жизни»... Не думала, не могла деляет второй шведский про- она подумать даже щж ее со- дюсер Андерс Биркелаяд. Он образительностн, что у жены с добавляет; мужем мотут быть различные — Я категорически против бшшовсаше' счета, что с ее о6- гибели героини по совершенно разовавием в чужой стране по­ другой причине: она прежде чему-то на работу медсестрой всего человек, плохой или хо- не берут, что эмигранты зачас- ропшй ~ это уже втфое, но тую живут в гооляции, в пус- — АичнЬсть, яаказывеяъ кото- тоте. рую за ее среди не дано ви Творческие споры не окш- людям, ни случаю. А такой фи- ченм, съмжи фильма продрлжа- -нал воспринимается как нази- ются. давие, наказание, расплата, — . Д, ТУГАРИН, аргументы: Уильяма Олдреджа корр. АПН. нельзя не вршриниматъ всерь- Стокгольм.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz