Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 23 августа 1988 г., № 195 (18 192) ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ 10МНИУдТляПРОТОНОМ ...Собрание только брало раз­ бег. Выступил с отчетным до­ кладом секретарь партбюро Владимир Михайлович По- лушко, еще несколько человек поднялись на трибуну — чуть больше часа заняло это по в:ре- менк. И тут вдруг поступило предложение прекратить пре- Уже сам по себе этот факт мог бы насторожить: обсужда­ лась работа партбюро за це­ лых три года, и -поговорить коммунистам первого трубцеха «Свободного ссжола»,, конечно же, было о чем. Но больше удивило аругое. ^^ужно про­ голосовав За прекращеше пре­ ний, люди тут же, буквально не сходя с мест, начали горя­ чо обмениваться мнениями- по самым разным вопросам. Уже заканчивался перерыв, а в за­ ле, в коридоре еще шли ожив­ ленные , споры,, раздавались ко­ лючие реплики, которых такие хватало на трибуне. Но поче­ му же сюда, в кулуары, ушел весь накал разговора? Почему никого' не задели только что прозвучавшие «плановые» вы­ ступления, где и проблемы под­ нимались, и о недостатках Шла Не осмелюсь категорично утверждать, что и на этот раз, мол, сказались традиции за­ стойных времен. Нет. Ни док­ лад, ни выступления не лаки­ ровали, за перечислением дос- ' тишутого не пытались упря­ тать трудности и нерешенные вопросы. И говорили-то ведь на злобу дня! Но что-то в хо­ де собравдш невидимо сдержи­ вало людей, до упора была сжата -пружина, которая лишь потом, в перерьше,. выстрелит эмоциями и живой энергией. Вот это «что-то» и застмляет задуматься... В самом деле: ну почему зал остался равнодушен, например, к острсму, довольно интерес­ ному выступлению начальника смены В. А. Затовских? Гово­ рил он о том, что в коллекти­ ве снизилась общественная и социальная активность рабо­ чих, коммунистов. «На собра­ ния ходим из-под памси,, — признался Владимир Андре­ евич, —. выступаюыщх назна­ чаем под страхом наказания. Партийные руководители не предетавляют, какого труда со­ ставляет командиру отряда со­ брать:'членов ДНД в количест- ве тридцати человек на дежур- Причину этого В. А. Затон- оких видит в том, что ко мно­ гому, .на его взгляд, в коллек­ тиве „ относятся формально. Взять ту Же ДЩ,. Доброволь- ная~срганизация.. Но почему и кто решил, что выходить де­ журить должны именно трид­ цать человек? А если придут двадцать девять? Это уже на­ зывается срывом дежурства,! и тут Же ставится вопрос «о со ответствии командира»... Или вот еще, скажем, боль ное;место — подписка. Ясно что есть лимиты на ряд изда пропагандист, никак не может объяснить этого рабочим. И в прошлые годы некоторым под­ писчикам приходилось «нагру­ жаться» двумя одинаковыми изданиями. Но никого это ни в цеховом партбюро, ни в парт­ коме завода не волнует. Глав­ ное, не сорвать разнарядку! — Нет сил у нашей парт­ группы отбиться и от различ­ ных лекций, подчас скучных и ничего не дающих, — сокру­ шался Владимир Ацдреевич. — При подготовке их наши инте­ ресы не учитываются, темы лекций Не актуальны. Иногдй нас. как несмьипленых ребя­ тишек,! агитируют за Советсжую власть.,. Начальник смены косягулся, разумеется, и производствен­ ных вопросов. И здесь ему ви­ дится немало серьезных пррс- четов. Неправильной, напри­ мер, считает он позицию ком­ мунистов в решении кадровых проблем. Досокращались в це­ хе до того, что уж и работать некому стало. Теперь, говорят,, вновь набирать людей надо. А ведь все знали, что сорока за­ ливщиков в смене /недостаточ­ но, но настоять на разумном решении не смотли. И о качестве 1 щодующиесть необходимость побеспокоить­ ся: ни для кого не секрет, что брак в цехе за последнее вре­ мя возрос, а поскольку учи­ тывают его формально, то на бумаге Он из года в год... сни­ жается на одау сотую... .Действительно, больные воп­ росы были задеты в этом вы- ступлшии. Формализм цепкими корнями проник практически во все', сферы деятельности кол­ лектива, Он мешает, связывает ишщиативу. Все так. Но, го­ воря об этом, кому предъявил спрос коммунист Затонскцх? В чьи глаза посмотрел, спраши­ вая совета? Ну, высказал уп­ рек в адрес работников завод­ ского парткома, которые, мол, появляются в цехе лишь «по поводу». А что мот сделать сам, что могли предпринять его товарищи, чтобы и те же лек­ ции были интересными, и в дружине без разнарядаи де­ журили, и с браком боролись , по-насто®цему? Не прозвучали, к сожалению, эти обязывакяцие вопросы. Их подменили необя­ зательные увещевания о том, что «парторганизация должна занимать принципиальную по­ зицию», что «слово не ' должно расходиться с делом»,, да бод­ рые заверения, что «коммуни­ сты партгруппы полны сил и поразмьпплять о фактах нару- на газеты и журналы люди должны добровольно... Но за­ чем же тогда разнарядка? Он, Вот тут она и подвела, не­ добрая старая привычка. Црак- тически все выступающие — термист М. А. Кирьянов, шла­ ковщик С. М. Король, залив­ щик-труболитейщик А. Ш; Лиммер — бойко перечисляли проблемы и недостатки, но там, где ставилась последняя точка и надо было бы,, нако- неп, пораздумать, до каких же пор будут сказываться на ре­ зультатах работы некачествен­ ный чугун, поставляемый до­ менщиками, шжудьшшые стер­ жни, плохая краска, негод­ ные металлоформы и прочее. ности партийной организации, там-то как раз и начинались общие рассуждения о чьем-ни­ будь (опять же не своем!) дол- Конечно, не могли задеть, затронуть душу призывы, об­ ращенные в никуда. Потому-то и ^не получилось у труболи­ тейщиков по-настоящему за­ интересованного, острого, жи­ вого разговора. Потому и ску­ чали участники собрания, не­ терпеливо '«пережидая» оче­ редного' выступающего,. сос­ редоточенно зачитывающего за­ ранее подготовленный текст. Без привычных бумажек,, кстати, ни один человек не вышел на трибуну, и только от этого во многом терялся доверительный тон,, пропадал нужный кон­ такт с залом. Может, не стоило так под­ робно говорить сейчас именно о ходе собрания — любую другую могла бы выбрать те­ му для отчета. Однако делаю это, и Не без умысла: бо­ юсь, что один М1И30Д, ■всего несколько минут из этого соб­ рания вдруг не станут уроком для его участников. Как раз те были минуты, , п ^ е д са- мьпи пферывом, когда отложи­ ли в сторону все шпаргалки- бумажки И' секретарь партко­ ма завода Владимир Ильич Стебеяев начал отвечать на воп­ росы Из зала. Как ветер нале­ тел! Напор, эксЕфомт, волне- нение..|. Ожили лица, враз за­ говорило ползала. И трудно было се 1 фетарю потому, что спрашйвали уже «не по прог­ рамме», и он, чувствовалось, даже занервничал. Прямому, откровенному, ч<не отрепетиро- ванно 1 у^» разговору, оказыва­ ется, ёще надо учиться! И мо­ лодому кошиунисту,. и бывало­ му партийному вожаку. При­ чем. укиться, конечно, н е ради «просто разговора», а разгово­ ра л|ействительНо нужного, пршцщшальногоу конструк- тивногр. Такого, каким и дол­ жен быть разговор коммунис­ тов, заинтересованных в деле. Тру.;щая эта наука. «Взры­ вом с Iместа» назвали вэволно- XIX пцртксяи|>еренции. «Кто, если ф я?» — рассудил он, когда !шагнул к трибуне. Сво­ им искренним, идущим от ду­ ши словом, буквально взбудо­ ражил! многотысячный зал. Конференция резко отлиэдлась от других тсжих форумов, и он, наверное,, тоже помог ей в этом. Его назвали смелым парнем... Не просто констатировать недостатют, но спросить за них прежлн всето с себя, себе са­ мому наметить трудные, вы­ сокие рубежи и идти к ним решительно и твердо — вот что нужно уметь сегодня каж­ дому комзиунисту. Но этого-то как раз и не хватило соколь- ским ■1груболитейщикам. Пото­ му и ^умываешься теперь: для дела или для протокола было (гх отчетно- выборное со­ браний? Г. КАЙДАШКО. В Тербувском районе работает единственный в этом году ----- отряд «Жатва» Липецкого политехнического института. Шесть - тысяч центнеров намолотили на своем комбайне Юрий Нем­ цев и Валерий Исайчевков (на снимке слева). Они уже чет- 11.3 о т р я д и год помогают сельским труженикам убирать урожай ” в составе студенческих отрядов. На втором снимке вы види­ те Юрия Власова. Он отремонтировал видавший виды авто- « 1 } К я т € Л » мобиль и хорошо работает на нем. А. БОРИСОВ. Фото А. КОЗИНА. СТАЛИ КОММУНЙСТАМИ Постояввую заботу о попол- невии своих рядов проявляет партийная оргавизащш совхо­ за «Нива» Липедрюого района. При этом особенно в последаее время возросла требователь­ ность к отбору кандидатов. ние к перестроМе, участие в ее осуществлении. Среди тех, кто принят в пос­ леднее время кандидатами- в члены КПСС, — Игорь Станис­ лавович Беляев и Елена Г р » горьевна Смородина. Общее у них — это активная жизнен­ ная позиция, самостоятельный труд во имя революхщовногб обновления. Как комсомоль­ ский вожак совхоза Е. Г. Смородина добивается, чтобы каждый молодой труженик хо­ рошо выполнял порученные обязанности на свош рабочем листе. В свою очередь и И. С. Беляев, возглавЛНя тракторно­ полеводческую бригаду хозяй­ ства, многое делает для совер- шенствованкя организазции де­ ла, внедрения в п ракт^у до­ стижений научно-технического прогресса. В организация стремятся, что­ бы кандидатский стаж стано­ вился бы проверкой на зре­ лость, гражданскую в полити­ ческую. Молодьш дают от­ ветственные вор'учениз^ засду- ПОДАРОК ШЕФОВ Коллектив Елецкого заво^ да металлоизделий шефству­ ет над городской школой-ин­ тернатом № 1. Недавно его работники собрали деньги и приобрели цветной телевизор, который передали ребятам. Труженики предприятия пе­ речислили также из своей зарплаты 1000 рублей на счет школы-интерната. Сейчас заводчане заканчи­ вают ремонт здания, где жи­ вут дети. Шефы постарались сделать комнаты Уютными и красивыми. Оборудуется иг­ ровая комната, там, кстати, и будет стоять подаренный те­ левизор. В. ВОЛОДИН. - За эффективный труд и здоровый быт: письмо читателей - ЧТО МОГУТ АКТИВИСТЫ ...Недавно^ еще четыре чедо- века подали заяедения о при­ еме в совхозную первичную ' оргаяизацшо Всесоюзного доб- роволмого общества борьбы за трезвость. Теперь в ее составе 23 члена. Конечно, мало. Но все же растет авторитет об­ щества, ж:е больше людей Вступают в него, а стало быть, ведят в нем силу, способную противостоять распространению пьянства. В активе организации немало интересных дел. Как отмеча­ лось на недмнем отчетно-вы- , борном собрании., ею налажен тесный контакт с комиссией по борьбе с пьянством. Активис­ ты постоянно встречаются с ра­ бочими, беседуют с людьми, злоупотребляющилш спиртным, бывают в семьях. В красных уголках. Доме культуры, автопарке, библио­ теке Состоялись беотды «О вре­ де алкоголя», «С чего начшга- ется пьянство», «Что мешает борьбе с пьянством», которые заставили многих задуматься о причинах порока, сопоставить услышанное с личным опытом. Но лекции — лишь одна из форм работы. Активистов не устраетает здесь неопределен­ ность' реакции аудитории: то ли дотплб сказанное до сознания, ‘то ;ш ' нет. Не удовлетворяет и пассивное осуждение порока. О н и -стремятся к тому, чтобы кажДый высказал мнение, как это было, скажем,, на диспу­ тах «Задумайся, чем ты рис­ куешь», «Зло искореннмо». Знание обстановки в трудо­ вых коллективах, интересов лю­ дей помогает лушпе организо­ вать досуг. Состоялись вечера чествования передовиков жи­ вотноводства, доярок - четы- рехтысячниц, лучших работни­ ков свинофермы, механизато­ ров. Интересными были встре­ ча с ветеранами труда и Вели­ кой Отечественной войны и заочная встреча с воинами срочной службы. Надолго за­ помнятся в совхозе дни строи- те.\я и автомобилиста, торжест- вешше проводы в армию, тор- жествешше рщистрации брака. Стало доброй традицией чест­ вование тружеников хозяйства, уходящих на заслуженный от­ дых. День памяти посвшцен воинам - интернационалистам, погибшим в Афганистане. Радует и то. что все больше людей в совхозе зашмаются физкультурой и спертом. База для этого у нас хорошая. Особое внимание уделяется неблагополучным семьям. По­ нятно, очень редко удается пе­ ревоспитать взрослых, убедить их бросить пить, но уберечь от пагубного влияния детей — вполне реальная задача. И это главная Цель членов общества, которые стараются приобщить подростков к щггереоным и по­ лезным занятиям. Сделано немало. Но еще бальше предстоит сделать. На последнем отчетно-выборном собрании много говорилось о том, как повысить эффетстив- ность работы. Шла, речь и о паосйвности некоторых членов общества. Обсуждались новые формы работы. Г. Л. Шевелева,, в частности, предложила строже наказывать наруппг^ей антиалЫсоголшо- го законодательства, заставляя их не только платить штрафы, но и компенсировать денежные потери семьи работой в выход­ ные дни. Конешю, в админи­ стративном порядасе заставить сделать это никого нельзя, но заручиться поддержкой семьи в реализации этого можно. С любопытным предложени­ ем выступил член общества, секретарь парткома сожхоза Н. А. Нархов, который счита­ ет, что первичка должна стать своеобразным клубом, в кото­ ром даже разговор о делах и задачах общества строился бы совершенно иначе. Неформаль­ но. Это привлекло бы в пер­ вичную организацию и новых членов. Л. ГРИГОРЬЕВА, председатель профкома совхоза «Отрада», ПОДУМАЕМ О ТАКТИКЕ Давайте признаемся, что уро­ вень. нашей критики пьянства не подаимается. Сегодня можно сделать вы­ вод, что в борьбе с пьянством и алкоголизмом административ­ ное рвение взяло верх над здравым смыслом. Привычные публикации о вреде пьянства не достигают ушей адресатов: ни тех, кто пьет, ни тех, кто призван с ними бороться. Зай­ дите хотя бы в вшшый мага­ зин и постойте 2—3 часа в очереди. Если отважитесь на сей подвиг,, без труда заметите, что в очереди давится совсем не та преслов'утая кучка за­ булдыг, против которых нап­ равлены все запреты, а вполне приличные люди. Одним словом — народ, тот самый народ, ко­ торый «весь, как, один» под­ нялся на борьбу с пьянством. Тактика игранного пути от­ резвления проста, щ) не ори­ гинальна. Резкое сокрагцение тфедажи ейиртногб и закрытие не дали. Не знаю, в чью светлую головV хфишла альная мысль ввести максималь ную‘ норму отщлсков — бутылки водки И.ЛИ вина : ни руки, но, думаю, что пред ложивший сие рассчитывал от­ нюдь не иа отрезвление. Ведь легендарные «тройки» уже дав­ но перешли на парфюмерию, товары бытовой химтщ и само­ гон, что привело к отсутствию лосьонов и наличию сахар­ ных талонов, К тому же, в винных магазинах люди, про­ являя дьявольскую изобрета­ тельность, берут не одну бу­ тылку, а три-четыре. И как из­ девка над громадной толпой— призывы: «Широким фронтом За трезвость», «Трезвость ■— норма нашей жизни». Эти пла­ каты вызывают раздражение у тех, кто водки еще не взял, и у тех, кто уже отоварился. Мноше из длинных очередей обошлись бы без вина и вод­ ки, да ведь пиво в магазине купишь далеко не всегда, по­ скольку опытные заведующие, во'им* спокойной жизни, вооб­ ще не дащт ца него заявки, со­ здавая тем самым давку в дру­ гих магазинах. Кто же никуда не попал и нш-де не успел, ищут «черный ход». До небес возрастает «аяторитет» швей­ царов, официантов и буфетчи­ ков. Жаждущие переплачивают в .три-пять (!) раз, но берут. А те, кто наживает капиталы, на человеческих страстишках, про­ славляют ограничения и меры по борьбе с самогонщиками и спекулжггами. Как же мы уни­ жаем свое человеческое досто- 1 ШСТВО, пресмыкаясь перед все- ' сильными грузчиками,, швейца­ рами и официантами! - и!Ддя контроля За соблюдени­ ем всех запретов, новых «норм» задействованы нема­ лые силы милиции, органов БХСС, народното. контроля. Для чего? Оглянитесь:*? ведь в 'боль­ шинстве цивилизованных стран ограничений на спиртное нет, а народ там почему-то не спи­ вается и работает не хуже нас, и дисциплина выше, . и уровень жизни растет. С пьян­ ством бороться нужно, в этом нет сомнений. Но так ли, как это делаем мы? Рвение поскорее отрапорто­ вать о «досрочном выполне­ нии», «сокращении» или «уве­ личении», молчаливое согласие с «единственно» 1 фа 1 вильным решением многому нас научи­ ли. Поэтому пора искать вы­ ход из тупша, прислушиваясь к голосу народа, всем вместе. Что мы потефяем, если, к при­ меру, будет ,^>статочно пива, сухого вина и не будет кило­ метровых очередей? Что, сопь­ емся? Неправда! Мы достоин­ ство человеческое вернем и ничего не потеряем. За семь­ десят лет Советской власти в стране совершено немало серь­ езных, порой непоправимых ошибок. Может, наберемся смелости и признаемся еще в одной, в перегибах , в борьбе с пьянством? М. ВДОВЕНКО, Герой Советского Союза, инвалид Великой Отечественной войны, член КПСС с 1943 года. Но августовский педсовет-------- СТРОИТСЯ ШКОЛА... В СЕ. с кем ни встретишься в Паршиновке, о школе говорят с удовольствием, с заметным оттенком любви и гордости. Председатель колхоза «Крас­ ный Октябрь» А. И. Попов: «Школа дает прочные зна­ ния. Многие наши выпускники успешно учатся в вузах, становятся врачами, инженерами, учителями». Родители Т. А. Смирнова и Р. А. Васюкова: «Лучше нашей школы во всем Добринском районе не сыщете. Учителя знаю­ щие, детишек любят... Школа — самое красивое место в селе. Да вы сами увидите!» Как тут не поторопиться со знакомством! И все-таки не столько само убранство школьного двора (о нем мы еще скажем) приятно удиви­ ло, сколько присутствие в нем детворы — последние дни каникул ребята обычно догуливают вдали от школьных стен. А тут: «Поскорее бы первое сентября», — торопит время второклассник Дима Скуднев. «В школу очень хо­ чется», — скупо, но в унисон младшему товарищу вто­ рит Сережа Гнездилов. И мы решили, уважаемые учите­ ля, сегодня, в канун начала августовских совещаний, рас- сказать вам о коллегах из добринского села, чей труд снискал родительское увайсение и детскую любовь. КАК СТАТЬ ДИРЕКТОРОМ? Вначале, правды ради, на­ до сказать, что Виктор Пет­ рович Катков и в учителя-то никогда не метил, не то что в школьные директора. Он очень хотел стать строи­ телем, но... не набрал нуж­ ное количество баллов в ВИСИ, и там же, в Воро­ неже, подался в педагогиче­ ский. Неожиданно для себя увлекся учебой, особенно ин­ тересовался идеями А. С. Макаренко. На своем физи­ ко-математическом факуль­ тете высмотрел Катков себе жену, будущую верную сподвижницу. К ней на ро­ дину. в Добринский район, и послали запрос: мол, ненуж­ ны ли физики? Оказалось, нужны, очень, нужны. В той же Паршинов­ ке учителя редко задержи­ вались, направление сюда рассматривали, как ссылку. О годах своей учебы вспоми­ нает председатель колхоза А. И. Попов: занятия шли в две смены,, при лампе, клас­ сы размещались в пяти зда­ ниях. Трудно было, но Кат­ ковы выдержали. Добрых че­ тыре года.' Что удержало? Первое — это-дети, не всег­ да ласковые, но удивительно трудолюбивые. Обидц за них • переполняла душу: и ведать не ведают, что такое насто­ ящая школа. Не уроком еди­ ным жива она— сами-то мо-- лодые учителя в этом были крепко убеждены. Постепен­ но своей верой в возможное обновление школы увлекли и многих коллег постарше. До сих пор благодарны за под­ держку Анастасии Семенов­ не Стрельниковой, Матрене Тихоновне Рогатневой, Ма­ рии Степановне Болдиной. С. Надеждой ждали общего но­ воселья, которЬе готовил им колхоз. Оно состоялось. Одновре­ менно ушел на пенсию преж­ ний директор. Вместо него назначили Виктора Петрови­ ча. Трудно сказать, обрадо­ вался или огорчился он? Ско­ рее, ощутил возросшую от­ ветственность за дело, кото­ рое начал еще учителем. А-- решил он сделать школу кра­ сивейшим во всем селе мес­ том. Но не только. Ребятам, мечтал, должно здесь легко и приятно учиться. И это не все. Пусть каждый из них здесь найдет занятие по ду­ ше, научится любить труд, ценить прекрасное — в себе и окружающем мире. Цель эту подсказала \ ему сама Паршиновка, обитатели’ кото­ рой знали пока 'одну меру жизни — труд. Предстояло дополнить его чем-то возвы­ шенным. По словам жены, он еще в студенчестве слыл заводр- лой, вокруг него всегда бы­ ло тесно. Сюда приплюсуем его неиссякающее стремле­ ние постоянно быть рядом с детьми, и тогда станет ясно, почему именно он вывел ре­ бят на пустырь рядом со школой и принялся вместе с ними сажать березки, туи, го­ лубые ели, разбивать первые клумбы, монтировать игро­ вой городок для самых ма­ леньких. Как увлеклись ре­ бята! Год выдался засушли­ вый, и они с разных концов села все носили * и носили воду, чтобы укрепились роб­ кие саженцы, привезенные директором из близлежащих и дальних лесничеств и да­ же из самой Мещерки, что в Становлянском районе... С тех пор чего только Кат­ ков ни построил! Не один, ко­ нечно. Единомышленников теперь немало.^Это и учите­ ля физкультуры и труда, и колхозный парторг, и ^комсо­ мольцы. Увлекательна эк­ скурсия по школьному дво­ ру: тир, лыжная база, гара­ жи, кролйкоферма. тракторо- дром, тактическое поле по НВП. Два подвала: в одном хранятся овощи и соленья, в другом — корм для кроли­ ков, Есть баня-саунз с бас­ ках Юлии Тимофеевны.- Но коллеги отзываются о них восторженно, говорят, что они абсолютно исключают пассивность и равнодушие учеников. Пафшиновские ре­ бятишки просто .влюбленыв биологию. В чем: секрет? В университетах она не обуча'-' лась, заочно прошла курс необходимых на 5 чс в Мичу­ ринском институте. Однако очень удачно соединилась в этой ласковой, сердечной женщине любовь к природе и к детям. Она, как приеха­ ла, поспешила в школьный двор: березки стояли, хи­ ленькие, маленькие, скром­ но пестрели клумбы. Не ме­ шкая, вывела сюда свой сейном, камином* и комнатой отдыха, оснащенной цветому­ зыкой, спортивными трена­ жерами — это для учителей и интернатовских ребят. Есть хоккейная коробка, "на которой разыгрываются та­ кие горячие баталии, что со­ бирают все село. И не толь­ ко в качестве зрителей. Со­ лидные отцы семейства бе­ рут в руки клюшку и гоня­ ют шайбу наравне с лихими мальчишками. Нередко встре­ тишь меж них и Каткова. Словом, ожило село. • До позднего вечера светятся ог­ ни в школьных окнах: рабо­ тают кружки, секции. И вновь — с шахматистами и футболистами (поочередной: занимается директор тттЦ-' лы. И уже нет для мальчи­ шек большего наказания, как предупреждение: «Отстра­ ню от занятий в секции». Слово Виктора Петровича— авторитетно. Говорят, произ­ носится оно однажды, всег­ да ровным, спокойным голо­ сом — иного не припомнит никто. Зато каждый охотно скажет: «А -директор у нас все-таки замечательный!» И всегда, подчеркнут, верен од­ нажды избранному принци­ пу: все — для- детей. Ради них столько рцз (только ему об этом известно) поступал­ ся самолюбием, выпраши­ вая у прежнего ' председате­ ля колхоза то краску, то технику, то бензин. Его гна­ ли с колхозного крыльца, а он вновь приходил. Ради де­ тей и эти утомительные разъ­ езды по области: то идет поиск саженцев, то уговоры городских художников напи­ сать портреты добринцев. Ге­ роев Социалистического Труда. Ради детей колос­ сальные ежедневные нагруз­ ки: за хозяйственными хло­ потами успевает посетить уро­ ки коллег, поучаствовать вместе с ними и ребятами в конкурсах и смотрах, а ве­ чером — кружок или сек­ ция, это уже занятие для ду­ ши, это — время отдыха. В школе есть лишь один кабинет, который почти ни­ как не оборудован — это кабинет директора. И, может быть, потому особенно бро­ сается в глаза его достопри­ мечательность: большущий портрет А. С. Макаренко. УРОКИ _ ЮЛИИ ТИМОФЕЕВНЫ Юлия Тимофеевна Бан­ ных преподает биологию. В Паршиновку приехала спу­ стя год, как школа справила новоселье. И сразу поняла, что вот отсюда она уже ни­ когда и никуда не уедет. Не только потому, что до род­ ной Ровенки рукой подать. Во-первых, она, наконец, на­ шла ту атмосферу, которой ей недоставало в других шко­ лах: чуткий, внимательный директор, коллеги в ос­ новном, молодые, душой бо­ леющие за дело и'выполня­ ющие его на совесть." Во-вто­ рых, она сразу обрела прек­ расное рабочее^ место, где все, что требуется для уро­ ка, под рукой. В самом де­ ле, кабинетная система в Паршиновской школе дейст­ вовала уже через год после новоселья, и дело, сразу бы­ ло поставлено таким обра­ зом, что в облоно решили показать эти кабинеты всем директорам .области. Мне бчейв'Жйль, что не довелось ‘ побывать на уро- класс: обрезали побеги, вспа­ хали землю, посеяли траву,, да и клумбы расширили. А потом принялись за опытный участок: он теперь дает ово­ щи для школьной столовой, с него собирают корм для кроликов, а для наблюдений — коллекционный уголок. Она привыкла всматри­ ваться в детей. На уроке — с волнением и надеждой: все ли, что хотела, дошло до ума и сердец? После урока — чем заняты, как ведут се­ бя меж людей, Ща природе? Ее ребята пишут рефераты на темы дальние («Океан— наше будущее») и- близкие («Цветы наших клумб»). По веснй^ кастерят скворечнику ?разв6Йят комнатные, цветы, а в о'йном из школьных кор- ■пусов'''’йоет на все цтиьи ла­ ды созданный ими живой уголок. Вносят они свой скромный вклад и в сохра­ нение протекающей .непода­ леку и. увы, мелеющей реч­ ки Битюг, ежегодно высажи­ вают каждый по деревцу.» Случается, вымерзают са­ женцы, но ребята настойчи­ вы, они надеются. «Лучшей памятью герою-земляку Ф. Т. Чиркову, — с к а ^ к ' как-то она своим п^^онё^к:^.—' ста­ нет наша с вами-рощица». И они вновь высадили ;13б са­ женцев. Им благодарны зде­ шние вдовы: дети и дрова наколют, и стены побелят, и лед в створе колодца обко- Директор замыслил теп­ лицу строить. «Налаживать работу в ней, — вслух раз­ мышляет Юлия Тимофеевна. — будет очень хлопотно, не­ легко. Но ведь это — ради детей...». ,, К чести йаршйновских учи­ телей, таких, как Юлия Ти­ мофеевна, среди них немало. Это и Р. К. Травкина, И. Т. Болдин, Н. М. Каткова, Л. П.' Соболева, Н. Н. Ширяева и другие»" У каждого свой стиль, свой творческий почерк. «И мы никого не ограничиваем в вы­ боре методов, — говорит за­ вуч Т. И. Скуднева, —стро­ го подходим лишь к темати­ ческому планированию. Учителю дана полная свобо­ да. Пусть работает, как уме­ ет, больше к себе прислуши­ вается. Были бы'знания у де'- тей». И педсо^(еты в Парши­ новке проходят с целью по­ ближе познакомиться с ойы- уом коллеги, каждому дано право отстаивать свои прин­ ципы. Бывают споры, случа­ ются слезы... Как всегда, вы­ ход из «критических» ситуа­ ций находит директор. Здесь борются- с «тройкой», подчи­ няя этой цели работу групп продленного дня. Практику­ ют методические нежели и открытые шестые уроки.- И вновь — обсуждения, об­ суждения... Есть проблемы. Например, с начальными классами: некоторым моло­ дым педагогам недостает профессионализма. С ними работают. Или; не все охот­ но включаются в кружковую деятельность, например, об­ ществоведы и словесники.- Хо­ тя пример коллеги-бнолога убедительно свидетельству­ ет, как прямо зависит качё-. ство урока от хорошо орга­ низованной работы в кружке. Но... не убеждает. Как быть? Принуждать в Парши­ новке не привыкли, поэтому вопрос пока остается от­ крытым. ЧЕРЕЗ КОДЛЕКТИВНЫИ ТРУД . Рассказьшая о своем класг се, Наталья Михайловна Кат 1 нова сделала такой расклад; семеро из девятнадцати 'ре­ бятишек живут, в неполных семьях, четверо — с .отчи- мами, один — только с ба- Щт бушкой.; Многие родители (в том числе и мамы) пьют. «Никогда, — грустно кон­ статирует Наталья Михай­ ловна, — не сможет школа до конца заменить семью. Но-,о дать точные жизненные ори-,.,, ентиры мы просто -обязаны», А несколько раньше завуч . Татьяна Ивановна Скуднева поделилась; «Когда только начали работать в новой шко­ ле, решили: буд§м^ как од-, на большая ремад. — учите­ ля и ученики,, Иичтрбы ре­ бята „управляли -шко-лой, учи- лись«быть настоящими хо­ зяевами». ■ * Таково их педагогическое кредо. В осуществлении его сделано немало. Если брать то, что' лежит на поверхнос­ ти — почти вся материаль­ ная база школы создана ру­ ками учителей и .их. воспи­ танников. Если посмотреть глубже — привито береж­ ное, заботливое отношение .к ' школьному имуществу.. Цве­ ты уже не рвут, как преж- * де, в классах чистота и уют, в коридорах порядок, хотя в штате нет техничек, и ремонт- здесь делают только мелкий, так сказать, косметический. Недавно случилось ЧП: какой-то воришка'залез в школу. Учителя — к ребя­ там: кто? Те убежденно твер- . дят; из наших никто не мог! И учителя верят: своей для них стала школа. Вот только стали ли они в ней хозяевами? Думается, об- этом говорить рано. Ак^ тивно действует учком; ребята без напоминаний следят ■за порядком в школе, ' сами распрёделяют = обязанности, контролируют их выполнение. Наравне с учителями участвуют в смот­ ре кабинетов, в подведении его итогов. Изредка' прово­ дят день самоуправления, ве­ чера. сборы. Шефствуют над кроликофермой.; Отдельные, разрозненные мероприятия не приближают , к заветной цели. Это, спра­ ведливости ради, надо ска­ зать, чувствуют и сами пар- шиновские учителя. Есть ощущение,' что как бы топ­ чутся на месте. В чём дело? Думается, складываётся оп-" ■ределенный дефицит'доверия к ребятам, недостает смело­ сти в коренном обновлении - взаимоотношений с ними. Привыкли (так всегда и вез- де -бМко!) самое трудное ЩР брать на себя. А,если попро­ бовать наоборот?- Почему, например, толщ(р";Директор в решении хозяйственных за­ бот должен обивать пороги колхоза и сельсовета? Мо­ жет. ..чем-то и комсомольцы могут помочь? И еще. Мне понравилось, как. 'сказала Ю. Т. Банных; «Мы перед учениками - так же ответст­ венны, как и они перед на-' ми». Так почему бы учкому не поинтересоваться у стар ших товарищей - воспитате­ лей; отчего одни из них ве­ дут'кружки по вечерам, а - другие нет? Да и от сельсо­ вета школьники вправе по­ требовать, чтобы перенес по­ дальше от водоохранной зо - , ны речки Битюг колхозный выгон. Словом, завоевать-то-; ' доверие своих детей нарши-. новские учителя в свое врек мя смогли, теперь требуется умело им распорядиться. То же —и на главном на­ правлении, в трудовом вос­ питании. Это очень важно— научить владеть трактором, работать на станке и швей­ ной машинке. Да и на кол- хозньа полях ребята еще ни разу не подкачали, их уси­ лиями школьный спецсчет ежегодно • пополняется де- : сятитысячной суммой. Но ведь нет земли, хотя бы не- большогб участка, на кото­ рой бы ой'й' смогли хозяйст­ вовать вполне самостоятель­ но. Нет и своей фермы — а там, на колхозной, доить-то школьницам еще разрешают, а вот конечный результат—' наставнице.: Разве это дело? Надо бы й ‘ колхозу смелее довер/ 1 Ть школьникам. Но ру­ ководство его все опасливо ежится; «Не подведут ли?» Не подведут! Вон сколько замечательного сотворили в школе. Но тесно уже стало в ее-стенах, в ее прекрасном дворе. Кругом — В' селе, в ' колхозе — столько дел. Как раз таких, к которым рвут­ ся молодые сердца и руки. Т, СПАССКАЯ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz