Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 23 августа 1988 г., № 195 (18 192) ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ 10МНИУдТляПРОТОНОМ ...Собрание только брало раз бег. Выступил с отчетным до кладом секретарь партбюро Владимир Михайлович По- лушко, еще несколько человек поднялись на трибуну — чуть больше часа заняло это по в:ре- менк. И тут вдруг поступило предложение прекратить пре- Уже сам по себе этот факт мог бы насторожить: обсужда лась работа партбюро за це лых три года, и -поговорить коммунистам первого трубцеха «Свободного ссжола»,, конечно же, было о чем. Но больше удивило аругое. ^^ужно про голосовав За прекращеше пре ний, люди тут же, буквально не сходя с мест, начали горя чо обмениваться мнениями- по самым разным вопросам. Уже заканчивался перерыв, а в за ле, в коридоре еще шли ожив ленные , споры,, раздавались ко лючие реплики, которых такие хватало на трибуне. Но поче му же сюда, в кулуары, ушел весь накал разговора? Почему никого' не задели только что прозвучавшие «плановые» вы ступления, где и проблемы под нимались, и о недостатках Шла Не осмелюсь категорично утверждать, что и на этот раз, мол, сказались традиции за стойных времен. Нет. Ни док лад, ни выступления не лаки ровали, за перечислением дос- ' тишутого не пытались упря тать трудности и нерешенные вопросы. И говорили-то ведь на злобу дня! Но что-то в хо де собравдш невидимо сдержи вало людей, до упора была сжата -пружина, которая лишь потом, в перерьше,. выстрелит эмоциями и живой энергией. Вот это «что-то» и застмляет задуматься... В самом деле: ну почему зал остался равнодушен, например, к острсму, довольно интерес ному выступлению начальника смены В. А. Затовских? Гово рил он о том, что в коллекти ве снизилась общественная и социальная активность рабо чих, коммунистов. «На собра ния ходим из-под памси,, — признался Владимир Андре евич, —. выступаюыщх назна чаем под страхом наказания. Партийные руководители не предетавляют, какого труда со ставляет командиру отряда со брать:'членов ДНД в количест- ве тридцати человек на дежур- Причину этого В. А. Затон- оких видит в том, что ко мно гому, .на его взгляд, в коллек тиве „ относятся формально. Взять ту Же ДЩ,. Доброволь- ная~срганизация.. Но почему и кто решил, что выходить де журить должны именно трид цать человек? А если придут двадцать девять? Это уже на зывается срывом дежурства,! и тут Же ставится вопрос «о со ответствии командира»... Или вот еще, скажем, боль ное;место — подписка. Ясно что есть лимиты на ряд изда пропагандист, никак не может объяснить этого рабочим. И в прошлые годы некоторым под писчикам приходилось «нагру жаться» двумя одинаковыми изданиями. Но никого это ни в цеховом партбюро, ни в парт коме завода не волнует. Глав ное, не сорвать разнарядку! — Нет сил у нашей парт группы отбиться и от различ ных лекций, подчас скучных и ничего не дающих, — сокру шался Владимир Ацдреевич. — При подготовке их наши инте ресы не учитываются, темы лекций Не актуальны. Иногдй нас. как несмьипленых ребя тишек,! агитируют за Советсжую власть.,. Начальник смены косягулся, разумеется, и производствен ных вопросов. И здесь ему ви дится немало серьезных пррс- четов. Неправильной, напри мер, считает он позицию ком мунистов в решении кадровых проблем. Досокращались в це хе до того, что уж и работать некому стало. Теперь, говорят,, вновь набирать людей надо. А ведь все знали, что сорока за ливщиков в смене /недостаточ но, но настоять на разумном решении не смотли. И о качестве 1 щодующиесть необходимость побеспокоить ся: ни для кого не секрет, что брак в цехе за последнее вре мя возрос, а поскольку учи тывают его формально, то на бумаге Он из года в год... сни жается на одау сотую... .Действительно, больные воп росы были задеты в этом вы- ступлшии. Формализм цепкими корнями проник практически во все', сферы деятельности кол лектива, Он мешает, связывает ишщиативу. Все так. Но, го воря об этом, кому предъявил спрос коммунист Затонскцх? В чьи глаза посмотрел, спраши вая совета? Ну, высказал уп рек в адрес работников завод ского парткома, которые, мол, появляются в цехе лишь «по поводу». А что мот сделать сам, что могли предпринять его товарищи, чтобы и те же лек ции были интересными, и в дружине без разнарядаи де журили, и с браком боролись , по-насто®цему? Не прозвучали, к сожалению, эти обязывакяцие вопросы. Их подменили необя зательные увещевания о том, что «парторганизация должна занимать принципиальную по зицию», что «слово не ' должно расходиться с делом»,, да бод рые заверения, что «коммуни сты партгруппы полны сил и поразмьпплять о фактах нару- на газеты и журналы люди должны добровольно... Но за чем же тогда разнарядка? Он, Вот тут она и подвела, не добрая старая привычка. Црак- тически все выступающие — термист М. А. Кирьянов, шла ковщик С. М. Король, залив щик-труболитейщик А. Ш; Лиммер — бойко перечисляли проблемы и недостатки, но там, где ставилась последняя точка и надо было бы,, нако- неп, пораздумать, до каких же пор будут сказываться на ре зультатах работы некачествен ный чугун, поставляемый до менщиками, шжудьшшые стер жни, плохая краска, негод ные металлоформы и прочее. ности партийной организации, там-то как раз и начинались общие рассуждения о чьем-ни будь (опять же не своем!) дол- Конечно, не могли задеть, затронуть душу призывы, об ращенные в никуда. Потому-то и ^не получилось у труболи тейщиков по-настоящему за интересованного, острого, жи вого разговора. Потому и ску чали участники собрания, не терпеливо '«пережидая» оче редного' выступающего,. сос редоточенно зачитывающего за ранее подготовленный текст. Без привычных бумажек,, кстати, ни один человек не вышел на трибуну, и только от этого во многом терялся доверительный тон,, пропадал нужный кон такт с залом. Может, не стоило так под робно говорить сейчас именно о ходе собрания — любую другую могла бы выбрать те му для отчета. Однако делаю это, и Не без умысла: бо юсь, что один М1И30Д, ■всего несколько минут из этого соб рания вдруг не станут уроком для его участников. Как раз те были минуты, , п ^ е д са- мьпи пферывом, когда отложи ли в сторону все шпаргалки- бумажки И' секретарь партко ма завода Владимир Ильич Стебеяев начал отвечать на воп росы Из зала. Как ветер нале тел! Напор, эксЕфомт, волне- нение..|. Ожили лица, враз за говорило ползала. И трудно было се 1 фетарю потому, что спрашйвали уже «не по прог рамме», и он, чувствовалось, даже занервничал. Прямому, откровенному, ч<не отрепетиро- ванно 1 у^» разговору, оказыва ется, ёще надо учиться! И мо лодому кошиунисту,. и бывало му партийному вожаку. При чем. укиться, конечно, н е ради «просто разговора», а разгово ра л|ействительНо нужного, пршцщшальногоу конструк- тивногр. Такого, каким и дол жен быть разговор коммунис тов, заинтересованных в деле. Тру.;щая эта наука. «Взры вом с Iместа» назвали вэволно- XIX пцртксяи|>еренции. «Кто, если ф я?» — рассудил он, когда !шагнул к трибуне. Сво им искренним, идущим от ду ши словом, буквально взбудо ражил! многотысячный зал. Конференция резко отлиэдлась от других тсжих форумов, и он, наверное,, тоже помог ей в этом. Его назвали смелым парнем... Не просто констатировать недостатют, но спросить за них прежлн всето с себя, себе са мому наметить трудные, вы сокие рубежи и идти к ним решительно и твердо — вот что нужно уметь сегодня каж дому комзиунисту. Но этого-то как раз и не хватило соколь- ским ■1груболитейщикам. Пото му и ^умываешься теперь: для дела или для протокола было (гх отчетно- выборное со браний? Г. КАЙДАШКО. В Тербувском районе работает единственный в этом году ----- отряд «Жатва» Липецкого политехнического института. Шесть - тысяч центнеров намолотили на своем комбайне Юрий Нем цев и Валерий Исайчевков (на снимке слева). Они уже чет- 11.3 о т р я д и год помогают сельским труженикам убирать урожай ” в составе студенческих отрядов. На втором снимке вы види те Юрия Власова. Он отремонтировал видавший виды авто- « 1 } К я т € Л » мобиль и хорошо работает на нем. А. БОРИСОВ. Фото А. КОЗИНА. СТАЛИ КОММУНЙСТАМИ Постояввую заботу о попол- невии своих рядов проявляет партийная оргавизащш совхо за «Нива» Липедрюого района. При этом особенно в последаее время возросла требователь ность к отбору кандидатов. ние к перестроМе, участие в ее осуществлении. Среди тех, кто принят в пос леднее время кандидатами- в члены КПСС, — Игорь Станис лавович Беляев и Елена Г р » горьевна Смородина. Общее у них — это активная жизнен ная позиция, самостоятельный труд во имя революхщовногб обновления. Как комсомоль ский вожак совхоза Е. Г. Смородина добивается, чтобы каждый молодой труженик хо рошо выполнял порученные обязанности на свош рабочем листе. В свою очередь и И. С. Беляев, возглавЛНя тракторно полеводческую бригаду хозяй ства, многое делает для совер- шенствованкя организазции де ла, внедрения в п ракт^у до стижений научно-технического прогресса. В организация стремятся, что бы кандидатский стаж стано вился бы проверкой на зре лость, гражданскую в полити ческую. Молодьш дают от ветственные вор'учениз^ засду- ПОДАРОК ШЕФОВ Коллектив Елецкого заво^ да металлоизделий шефству ет над городской школой-ин тернатом № 1. Недавно его работники собрали деньги и приобрели цветной телевизор, который передали ребятам. Труженики предприятия пе речислили также из своей зарплаты 1000 рублей на счет школы-интерната. Сейчас заводчане заканчи вают ремонт здания, где жи вут дети. Шефы постарались сделать комнаты Уютными и красивыми. Оборудуется иг ровая комната, там, кстати, и будет стоять подаренный те левизор. В. ВОЛОДИН. - За эффективный труд и здоровый быт: письмо читателей - ЧТО МОГУТ АКТИВИСТЫ ...Недавно^ еще четыре чедо- века подали заяедения о при еме в совхозную первичную ' оргаяизацшо Всесоюзного доб- роволмого общества борьбы за трезвость. Теперь в ее составе 23 члена. Конечно, мало. Но все же растет авторитет об щества, ж:е больше людей Вступают в него, а стало быть, ведят в нем силу, способную противостоять распространению пьянства. В активе организации немало интересных дел. Как отмеча лось на недмнем отчетно-вы- , борном собрании., ею налажен тесный контакт с комиссией по борьбе с пьянством. Активис ты постоянно встречаются с ра бочими, беседуют с людьми, злоупотребляющилш спиртным, бывают в семьях. В красных уголках. Доме культуры, автопарке, библио теке Состоялись беотды «О вре де алкоголя», «С чего начшга- ется пьянство», «Что мешает борьбе с пьянством», которые заставили многих задуматься о причинах порока, сопоставить услышанное с личным опытом. Но лекции — лишь одна из форм работы. Активистов не устраетает здесь неопределен ность' реакции аудитории: то ли дотплб сказанное до сознания, ‘то ;ш ' нет. Не удовлетворяет и пассивное осуждение порока. О н и -стремятся к тому, чтобы кажДый высказал мнение, как это было, скажем,, на диспу тах «Задумайся, чем ты рис куешь», «Зло искореннмо». Знание обстановки в трудо вых коллективах, интересов лю дей помогает лушпе организо вать досуг. Состоялись вечера чествования передовиков жи вотноводства, доярок - четы- рехтысячниц, лучших работни ков свинофермы, механизато ров. Интересными были встре ча с ветеранами труда и Вели кой Отечественной войны и заочная встреча с воинами срочной службы. Надолго за помнятся в совхозе дни строи- те.\я и автомобилиста, торжест- вешше проводы в армию, тор- жествешше рщистрации брака. Стало доброй традицией чест вование тружеников хозяйства, уходящих на заслуженный от дых. День памяти посвшцен воинам - интернационалистам, погибшим в Афганистане. Радует и то. что все больше людей в совхозе зашмаются физкультурой и спертом. База для этого у нас хорошая. Особое внимание уделяется неблагополучным семьям. По нятно, очень редко удается пе ревоспитать взрослых, убедить их бросить пить, но уберечь от пагубного влияния детей — вполне реальная задача. И это главная Цель членов общества, которые стараются приобщить подростков к щггереоным и по лезным занятиям. Сделано немало. Но еще бальше предстоит сделать. На последнем отчетно-выборном собрании много говорилось о том, как повысить эффетстив- ность работы. Шла, речь и о паосйвности некоторых членов общества. Обсуждались новые формы работы. Г. Л. Шевелева,, в частности, предложила строже наказывать наруппг^ей антиалЫсоголшо- го законодательства, заставляя их не только платить штрафы, но и компенсировать денежные потери семьи работой в выход ные дни. Конешю, в админи стративном порядасе заставить сделать это никого нельзя, но заручиться поддержкой семьи в реализации этого можно. С любопытным предложени ем выступил член общества, секретарь парткома сожхоза Н. А. Нархов, который счита ет, что первичка должна стать своеобразным клубом, в кото ром даже разговор о делах и задачах общества строился бы совершенно иначе. Неформаль но. Это привлекло бы в пер вичную организацию и новых членов. Л. ГРИГОРЬЕВА, председатель профкома совхоза «Отрада», ПОДУМАЕМ О ТАКТИКЕ Давайте признаемся, что уро вень. нашей критики пьянства не подаимается. Сегодня можно сделать вы вод, что в борьбе с пьянством и алкоголизмом административ ное рвение взяло верх над здравым смыслом. Привычные публикации о вреде пьянства не достигают ушей адресатов: ни тех, кто пьет, ни тех, кто призван с ними бороться. Зай дите хотя бы в вшшый мага зин и постойте 2—3 часа в очереди. Если отважитесь на сей подвиг,, без труда заметите, что в очереди давится совсем не та преслов'утая кучка за булдыг, против которых нап равлены все запреты, а вполне приличные люди. Одним словом — народ, тот самый народ, ко торый «весь, как, один» под нялся на борьбу с пьянством. Тактика игранного пути от резвления проста, щ) не ори гинальна. Резкое сокрагцение тфедажи ейиртногб и закрытие не дали. Не знаю, в чью светлую головV хфишла альная мысль ввести максималь ную‘ норму отщлсков — бутылки водки И.ЛИ вина : ни руки, но, думаю, что пред ложивший сие рассчитывал от нюдь не иа отрезвление. Ведь легендарные «тройки» уже дав но перешли на парфюмерию, товары бытовой химтщ и само гон, что привело к отсутствию лосьонов и наличию сахар ных талонов, К тому же, в винных магазинах люди, про являя дьявольскую изобрета тельность, берут не одну бу тылку, а три-четыре. И как из девка над громадной толпой— призывы: «Широким фронтом За трезвость», «Трезвость ■— норма нашей жизни». Эти пла каты вызывают раздражение у тех, кто водки еще не взял, и у тех, кто уже отоварился. Мноше из длинных очередей обошлись бы без вина и вод ки, да ведь пиво в магазине купишь далеко не всегда, по скольку опытные заведующие, во'им* спокойной жизни, вооб ще не дащт ца него заявки, со здавая тем самым давку в дру гих магазинах. Кто же никуда не попал и нш-де не успел, ищут «черный ход». До небес возрастает «аяторитет» швей царов, официантов и буфетчи ков. Жаждущие переплачивают в .три-пять (!) раз, но берут. А те, кто наживает капиталы, на человеческих страстишках, про славляют ограничения и меры по борьбе с самогонщиками и спекулжггами. Как же мы уни жаем свое человеческое досто- 1 ШСТВО, пресмыкаясь перед все- ' сильными грузчиками,, швейца рами и официантами! - и!Ддя контроля За соблюдени ем всех запретов, новых «норм» задействованы нема лые силы милиции, органов БХСС, народното. контроля. Для чего? Оглянитесь:*? ведь в 'боль шинстве цивилизованных стран ограничений на спиртное нет, а народ там почему-то не спи вается и работает не хуже нас, и дисциплина выше, . и уровень жизни растет. С пьян ством бороться нужно, в этом нет сомнений. Но так ли, как это делаем мы? Рвение поскорее отрапорто вать о «досрочном выполне нии», «сокращении» или «уве личении», молчаливое согласие с «единственно» 1 фа 1 вильным решением многому нас научи ли. Поэтому пора искать вы ход из тупша, прислушиваясь к голосу народа, всем вместе. Что мы потефяем, если, к при меру, будет ,^>статочно пива, сухого вина и не будет кило метровых очередей? Что, сопь емся? Неправда! Мы достоин ство человеческое вернем и ничего не потеряем. За семь десят лет Советской власти в стране совершено немало серь езных, порой непоправимых ошибок. Может, наберемся смелости и признаемся еще в одной, в перегибах , в борьбе с пьянством? М. ВДОВЕНКО, Герой Советского Союза, инвалид Великой Отечественной войны, член КПСС с 1943 года. Но августовский педсовет-------- СТРОИТСЯ ШКОЛА... В СЕ. с кем ни встретишься в Паршиновке, о школе говорят с удовольствием, с заметным оттенком любви и гордости. Председатель колхоза «Крас ный Октябрь» А. И. Попов: «Школа дает прочные зна ния. Многие наши выпускники успешно учатся в вузах, становятся врачами, инженерами, учителями». Родители Т. А. Смирнова и Р. А. Васюкова: «Лучше нашей школы во всем Добринском районе не сыщете. Учителя знаю щие, детишек любят... Школа — самое красивое место в селе. Да вы сами увидите!» Как тут не поторопиться со знакомством! И все-таки не столько само убранство школьного двора (о нем мы еще скажем) приятно удиви ло, сколько присутствие в нем детворы — последние дни каникул ребята обычно догуливают вдали от школьных стен. А тут: «Поскорее бы первое сентября», — торопит время второклассник Дима Скуднев. «В школу очень хо чется», — скупо, но в унисон младшему товарищу вто рит Сережа Гнездилов. И мы решили, уважаемые учите ля, сегодня, в канун начала августовских совещаний, рас- сказать вам о коллегах из добринского села, чей труд снискал родительское увайсение и детскую любовь. КАК СТАТЬ ДИРЕКТОРОМ? Вначале, правды ради, на до сказать, что Виктор Пет рович Катков и в учителя-то никогда не метил, не то что в школьные директора. Он очень хотел стать строи телем, но... не набрал нуж ное количество баллов в ВИСИ, и там же, в Воро неже, подался в педагогиче ский. Неожиданно для себя увлекся учебой, особенно ин тересовался идеями А. С. Макаренко. На своем физи ко-математическом факуль тете высмотрел Катков себе жену, будущую верную сподвижницу. К ней на ро дину. в Добринский район, и послали запрос: мол, ненуж ны ли физики? Оказалось, нужны, очень, нужны. В той же Паршинов ке учителя редко задержи вались, направление сюда рассматривали, как ссылку. О годах своей учебы вспоми нает председатель колхоза А. И. Попов: занятия шли в две смены,, при лампе, клас сы размещались в пяти зда ниях. Трудно было, но Кат ковы выдержали. Добрых че тыре года.' Что удержало? Первое — это-дети, не всег да ласковые, но удивительно трудолюбивые. Обидц за них • переполняла душу: и ведать не ведают, что такое насто ящая школа. Не уроком еди ным жива она— сами-то мо-- лодые учителя в этом были крепко убеждены. Постепен но своей верой в возможное обновление школы увлекли и многих коллег постарше. До сих пор благодарны за под держку Анастасии Семенов не Стрельниковой, Матрене Тихоновне Рогатневой, Ма рии Степановне Болдиной. С. Надеждой ждали общего но воселья, которЬе готовил им колхоз. Оно состоялось. Одновре менно ушел на пенсию преж ний директор. Вместо него назначили Виктора Петрови ча. Трудно сказать, обрадо вался или огорчился он? Ско рее, ощутил возросшую от ветственность за дело, кото рое начал еще учителем. А-- решил он сделать школу кра сивейшим во всем селе мес том. Но не только. Ребятам, мечтал, должно здесь легко и приятно учиться. И это не все. Пусть каждый из них здесь найдет занятие по ду ше, научится любить труд, ценить прекрасное — в себе и окружающем мире. Цель эту подсказала \ ему сама Паршиновка, обитатели’ кото рой знали пока 'одну меру жизни — труд. Предстояло дополнить его чем-то возвы шенным. По словам жены, он еще в студенчестве слыл заводр- лой, вокруг него всегда бы ло тесно. Сюда приплюсуем его неиссякающее стремле ние постоянно быть рядом с детьми, и тогда станет ясно, почему именно он вывел ре бят на пустырь рядом со школой и принялся вместе с ними сажать березки, туи, го лубые ели, разбивать первые клумбы, монтировать игро вой городок для самых ма леньких. Как увлеклись ре бята! Год выдался засушли вый, и они с разных концов села все носили * и носили воду, чтобы укрепились роб кие саженцы, привезенные директором из близлежащих и дальних лесничеств и да же из самой Мещерки, что в Становлянском районе... С тех пор чего только Кат ков ни построил! Не один, ко нечно. Единомышленников теперь немало.^Это и учите ля физкультуры и труда, и колхозный парторг, и ^комсо мольцы. Увлекательна эк скурсия по школьному дво ру: тир, лыжная база, гара жи, кролйкоферма. тракторо- дром, тактическое поле по НВП. Два подвала: в одном хранятся овощи и соленья, в другом — корм для кроли ков, Есть баня-саунз с бас ках Юлии Тимофеевны.- Но коллеги отзываются о них восторженно, говорят, что они абсолютно исключают пассивность и равнодушие учеников. Пафшиновские ре бятишки просто .влюбленыв биологию. В чем: секрет? В университетах она не обуча'-' лась, заочно прошла курс необходимых на 5 чс в Мичу ринском институте. Однако очень удачно соединилась в этой ласковой, сердечной женщине любовь к природе и к детям. Она, как приеха ла, поспешила в школьный двор: березки стояли, хи ленькие, маленькие, скром но пестрели клумбы. Не ме шкая, вывела сюда свой сейном, камином* и комнатой отдыха, оснащенной цветому зыкой, спортивными трена жерами — это для учителей и интернатовских ребят. Есть хоккейная коробка, "на которой разыгрываются та кие горячие баталии, что со бирают все село. И не толь ко в качестве зрителей. Со лидные отцы семейства бе рут в руки клюшку и гоня ют шайбу наравне с лихими мальчишками. Нередко встре тишь меж них и Каткова. Словом, ожило село. • До позднего вечера светятся ог ни в школьных окнах: рабо тают кружки, секции. И вновь — с шахматистами и футболистами (поочередной: занимается директор тттЦ-' лы. И уже нет для мальчи шек большего наказания, как предупреждение: «Отстра ню от занятий в секции». Слово Виктора Петровича— авторитетно. Говорят, произ носится оно однажды, всег да ровным, спокойным голо сом — иного не припомнит никто. Зато каждый охотно скажет: «А -директор у нас все-таки замечательный!» И всегда, подчеркнут, верен од нажды избранному принци пу: все — для- детей. Ради них столько рцз (только ему об этом известно) поступал ся самолюбием, выпраши вая у прежнего ' председате ля колхоза то краску, то технику, то бензин. Его гна ли с колхозного крыльца, а он вновь приходил. Ради де тей и эти утомительные разъ езды по области: то идет поиск саженцев, то уговоры городских художников напи сать портреты добринцев. Ге роев Социалистического Труда. Ради детей колос сальные ежедневные нагруз ки: за хозяйственными хло потами успевает посетить уро ки коллег, поучаствовать вместе с ними и ребятами в конкурсах и смотрах, а ве чером — кружок или сек ция, это уже занятие для ду ши, это — время отдыха. В школе есть лишь один кабинет, который почти ни как не оборудован — это кабинет директора. И, может быть, потому особенно бро сается в глаза его достопри мечательность: большущий портрет А. С. Макаренко. УРОКИ _ ЮЛИИ ТИМОФЕЕВНЫ Юлия Тимофеевна Бан ных преподает биологию. В Паршиновку приехала спу стя год, как школа справила новоселье. И сразу поняла, что вот отсюда она уже ни когда и никуда не уедет. Не только потому, что до род ной Ровенки рукой подать. Во-первых, она, наконец, на шла ту атмосферу, которой ей недоставало в других шко лах: чуткий, внимательный директор, коллеги в ос новном, молодые, душой бо леющие за дело и'выполня ющие его на совесть." Во-вто рых, она сразу обрела прек расное рабочее^ место, где все, что требуется для уро ка, под рукой. В самом де ле, кабинетная система в Паршиновской школе дейст вовала уже через год после новоселья, и дело, сразу бы ло поставлено таким обра зом, что в облоно решили показать эти кабинеты всем директорам .области. Мне бчейв'Жйль, что не довелось ‘ побывать на уро- класс: обрезали побеги, вспа хали землю, посеяли траву,, да и клумбы расширили. А потом принялись за опытный участок: он теперь дает ово щи для школьной столовой, с него собирают корм для кроликов, а для наблюдений — коллекционный уголок. Она привыкла всматри ваться в детей. На уроке — с волнением и надеждой: все ли, что хотела, дошло до ума и сердец? После урока — чем заняты, как ведут се бя меж людей, Ща природе? Ее ребята пишут рефераты на темы дальние («Океан— наше будущее») и- близкие («Цветы наших клумб»). По веснй^ кастерят скворечнику ?разв6Йят комнатные, цветы, а в о'йном из школьных кор- ■пусов'''’йоет на все цтиьи ла ды созданный ими живой уголок. Вносят они свой скромный вклад и в сохра нение протекающей .непода леку и. увы, мелеющей реч ки Битюг, ежегодно высажи вают каждый по деревцу.» Случается, вымерзают са женцы, но ребята настойчи вы, они надеются. «Лучшей памятью герою-земляку Ф. Т. Чиркову, — с к а ^ к ' как-то она своим п^^онё^к:^.—' ста нет наша с вами-рощица». И они вновь высадили ;13б са женцев. Им благодарны зде шние вдовы: дети и дрова наколют, и стены побелят, и лед в створе колодца обко- Директор замыслил теп лицу строить. «Налаживать работу в ней, — вслух раз мышляет Юлия Тимофеевна. — будет очень хлопотно, не легко. Но ведь это — ради детей...». ,, К чести йаршйновских учи телей, таких, как Юлия Ти мофеевна, среди них немало. Это и Р. К. Травкина, И. Т. Болдин, Н. М. Каткова, Л. П.' Соболева, Н. Н. Ширяева и другие»" У каждого свой стиль, свой творческий почерк. «И мы никого не ограничиваем в вы боре методов, — говорит за вуч Т. И. Скуднева, —стро го подходим лишь к темати ческому планированию. Учителю дана полная свобо да. Пусть работает, как уме ет, больше к себе прислуши вается. Были бы'знания у де'- тей». И педсо^(еты в Парши новке проходят с целью по ближе познакомиться с ойы- уом коллеги, каждому дано право отстаивать свои прин ципы. Бывают споры, случа ются слезы... Как всегда, вы ход из «критических» ситуа ций находит директор. Здесь борются- с «тройкой», подчи няя этой цели работу групп продленного дня. Практику ют методические нежели и открытые шестые уроки.- И вновь — обсуждения, об суждения... Есть проблемы. Например, с начальными классами: некоторым моло дым педагогам недостает профессионализма. С ними работают. Или; не все охот но включаются в кружковую деятельность, например, об ществоведы и словесники.- Хо тя пример коллеги-бнолога убедительно свидетельству ет, как прямо зависит качё-. ство урока от хорошо орга низованной работы в кружке. Но... не убеждает. Как быть? Принуждать в Парши новке не привыкли, поэтому вопрос пока остается от крытым. ЧЕРЕЗ КОДЛЕКТИВНЫИ ТРУД . Рассказьшая о своем класг се, Наталья Михайловна Кат 1 нова сделала такой расклад; семеро из девятнадцати 'ре бятишек живут, в неполных семьях, четверо — с .отчи- мами, один — только с ба- Щт бушкой.; Многие родители (в том числе и мамы) пьют. «Никогда, — грустно кон статирует Наталья Михай ловна, — не сможет школа до конца заменить семью. Но-,о дать точные жизненные ори-,.,, ентиры мы просто -обязаны», А несколько раньше завуч . Татьяна Ивановна Скуднева поделилась; «Когда только начали работать в новой шко ле, решили: буд§м^ как од-, на большая ремад. — учите ля и ученики,, Иичтрбы ре бята „управляли -шко-лой, учи- лись«быть настоящими хо зяевами». ■ * Таково их педагогическое кредо. В осуществлении его сделано немало. Если брать то, что' лежит на поверхнос ти — почти вся материаль ная база школы создана ру ками учителей и .их. воспи танников. Если посмотреть глубже — привито береж ное, заботливое отношение .к ' школьному имуществу.. Цве ты уже не рвут, как преж- * де, в классах чистота и уют, в коридорах порядок, хотя в штате нет техничек, и ремонт- здесь делают только мелкий, так сказать, косметический. Недавно случилось ЧП: какой-то воришка'залез в школу. Учителя — к ребя там: кто? Те убежденно твер- . дят; из наших никто не мог! И учителя верят: своей для них стала школа. Вот только стали ли они в ней хозяевами? Думается, об- этом говорить рано. Ак^ тивно действует учком; ребята без напоминаний следят ■за порядком в школе, ' сами распрёделяют = обязанности, контролируют их выполнение. Наравне с учителями участвуют в смот ре кабинетов, в подведении его итогов. Изредка' прово дят день самоуправления, ве чера. сборы. Шефствуют над кроликофермой.; Отдельные, разрозненные мероприятия не приближают , к заветной цели. Это, спра ведливости ради, надо ска зать, чувствуют и сами пар- шиновские учителя. Есть ощущение,' что как бы топ чутся на месте. В чём дело? Думается, складываётся оп-" ■ределенный дефицит'доверия к ребятам, недостает смело сти в коренном обновлении - взаимоотношений с ними. Привыкли (так всегда и вез- де -бМко!) самое трудное ЩР брать на себя. А,если попро бовать наоборот?- Почему, например, толщ(р";Директор в решении хозяйственных за бот должен обивать пороги колхоза и сельсовета? Мо жет. ..чем-то и комсомольцы могут помочь? И еще. Мне понравилось, как. 'сказала Ю. Т. Банных; «Мы перед учениками - так же ответст венны, как и они перед на-' ми». Так почему бы учкому не поинтересоваться у стар ших товарищей - воспитате лей; отчего одни из них ве дут'кружки по вечерам, а - другие нет? Да и от сельсо вета школьники вправе по требовать, чтобы перенес по дальше от водоохранной зо - , ны речки Битюг колхозный выгон. Словом, завоевать-то-; ' доверие своих детей нарши-. новские учителя в свое врек мя смогли, теперь требуется умело им распорядиться. То же —и на главном на правлении, в трудовом вос питании. Это очень важно— научить владеть трактором, работать на станке и швей ной машинке. Да и на кол- хозньа полях ребята еще ни разу не подкачали, их уси лиями школьный спецсчет ежегодно • пополняется де- : сятитысячной суммой. Но ведь нет земли, хотя бы не- большогб участка, на кото рой бы ой'й' смогли хозяйст вовать вполне самостоятель но. Нет и своей фермы — а там, на колхозной, доить-то школьницам еще разрешают, а вот конечный результат—' наставнице.: Разве это дело? Надо бы й ‘ колхозу смелее довер/ 1 Ть школьникам. Но ру ководство его все опасливо ежится; «Не подведут ли?» Не подведут! Вон сколько замечательного сотворили в школе. Но тесно уже стало в ее-стенах, в ее прекрасном дворе. Кругом — В' селе, в ' колхозе — столько дел. Как раз таких, к которым рвут ся молодые сердца и руки. Т, СПАССКАЯ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz