Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
бПШНСКОЕШМЯ Орган Липецкого областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов 71-й год издания Воскресенье, 31 июля 1988 г. №177 (18 1741 Цена 3 коп. • О ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ XIX ВСЕСОЮЗНОЙ ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИ Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. ГОРБАЧЕВА на Пленуме ЦК КПСС 29 июля 1988 года Товарищи! Политбюро решило соз вать настоящий Пленум для • , того, чтобы обсудить прак тические меры по выполне нию решений XIX Всесоюз ной партийной конференции — конференции, которая стала важнейшим политиче ским рубежом перестройки. На конференции все мы особенно остро почувствова ли. что в партии, в обществе сложилось твердое мнение о необходи 1 иости усилить рабо ту по реализации практиче ских задач перестройки. Об этом говорилось в полный голос, особенно делегатами, представляющими производ ственные коллективы. Звучало единодушное тре бование — не переминаться с ноги на ногу, не выжидать, острее реагировать на не достатки и промахи, дейст вовать решительно, устраняя все завалы и препятствия на пути нашего движения. • В выступлениях делегатов не только содержалась озабо ченность ходом дел, но. от кровенно признаем, и выра зилось недовольство тем. как действуют партийные, совет ские и хозяйственные орга ны, наши руководящие кад ры. Надо прямо сказать, то варищи, — время нас т> . ропит. С чем это связано? Во-первых, начинается от- . четно-выборная кампания в Когда мы с вами обсуж дали вопрос о сроках про ведения Всесоюзной конфе ренции, то исходили из то го, что она состоится нака нуне отчетов и выборов в партии с тем, чтобы отчет- но-выборныр собрания ком мунистов и конференции рай онных,. городских, окружных, областных, краевых партий ных организаций прошли на основе политических устано вок общепартийного форума. Далее. На конференции МЫ' договорились, что уже сейчас, без какой-либо рас качки надо организовать всю работу по реформе полити ческой системы, причем с таким расчетом, чтобы вес ной следующего года пр> вести выборы на новой пра вовой основе и созвать съезд народных депутатов СССР. Делегаты 'конференции ре шительно высказались за дальнейшее углубление эко номической реформы, ибо с этим -связано осуществление кардинальных социальнч> эконо.мических задач и улуч шение жизни народа. Так что, с какой сторо ны ни подойти, время те рять нельзя, надо действо вать, и действовать решите льно, повышать требователь ность -за решение практиче ских вопросов, которые при обретают все более острый политический характер. В общем, товарищи, нас тало время поступков, кон- = кретных дел, время возрас тающей ответственности всех партийных организаций, всех наших кадров, всех кол лективов, каждого трудяще- У всех нас была возмож ность за эти недели 'еще раз обдумать значение конферен ции, основательно оиецить ее итоги, принятые решения. Мржно сказать, чтс состоя лось беспрецедентное собы тие в жизни партии. Конфе ренция всколыхнула все об щество. Крупнейшим вкла дом в перестройку стаЛа са ма ее атмосфера: раскован ность, дискуссйонносгь, принципиальность, требова тельность, открытое обсуж дение назревших проблем- . Прошедшая в новой мо рально-политической обста новке, обстановке реализма, конференция обогатила пар тию новым опытом обшена- родной политической школы, школы Гласности и двхмокра- тии. Интерес к конферен ции не ослабевает. Идет за интересованное обсуждение всех вопросов, которые она поставила и вешила. Конфе ренция вызвала широкий ре зонанс и во всем мире. . , Конференция ешь раз убе дительно продемонстрирова ла могучий потенциал нашей партии. Я бы сказал, что партия как бы оасправила плечи, распрямилась. уве ренно заговорила . полным голосом, новаторски с чув ством огромное- ответствен ности перед народом. Кон ференция подтвердила, что КПСС выступает подлинно движущей силой перестрой ки, ее' инициатором и приз нанным лидером, отражаю щим коренные интересы на рода и социализма. Это — наиважнейший политический итог нашей партийной кон ференции. Словом, сегодня можно с уверенностью сказать, что после конференции и пар тия, и общество уже не те. что были вчера. Подготовка и проведение конференции подняли на новые высоты понимание и прошлого, и настоящего, и будущего страны. - Делегаты подвергли резко му осуждению ошибки и преступления прошлого. Вме-. сте с тем они категорически отвергли попытки перечерк нуть 'исторические достиже ния советского народа. С принципиальных позиций на конференции дана оцен ка хода перестройки, ее до стижений, недостатков и упу щений. Можно сказать с уверенностью, что конферен ция вывела нас на новые оценки проблем и задач на шего двиягенид по пути об новления общества. Конфе ренция продемонстрировала огромное стремление, ком мунистов, всего народа к по следовательному продвиже нию перестройки, приданию. ей необратимости, энергич ному решению практических вопросов на всех направле ниях внутренней и внешней политики. , Вместе с тем она показа ла, что в обществе еще дале ко не преодолены консерва тивные настроения, носталь гия по прошлому, попытки посеять сомнения, изобразить перестройку не как истори ческое созидание, а чуть ли не как общественную деста билизацию. Этого тоже нель зя не учитьшать, если мы хо тим оставаться реалистами в политике. Делегаты конференции предъявили строгий счэт тем партийным комитетам, которые еще медленно меня ют стиль и методы своей деятельности, во многих слу-г чаях не проявляю^ готовно сти и умения работать в ус ловиях открытости, вести дискуссии, аргументировать, убеждать людей, по-больше вистски воспринимать крити ку, как тому учил -В. И. Ле- Некоторых просто пугает подъем энергии людей, их проснувшаяся общественно- ку — Но с карманной демо кратией; чза гласности, — но с дозированной критикой; за обновление — но чтобы лич но для них все оставалось привычным,' по-старому. С большим трудом идет борь ба с иждивенчеством. Отсут- ствуёт требовательный спрос с конкретных людей за кон кретное дело. Делегаты убедительно по казали, что механизм тор можения хотя и надломлен, но во многом еще сохраня ет свою силу. Конференция помогла лучше разобраться в том, где и как старые структуры и методы стоят ка пути нового, мешают ему, не дают развернуться. Но она также показала, что мно гие сдерживающие перестрой ку факторы берут свое на чало в недостаточной про думанности некоторых пред принимаемых шагов, неком петентности, других субъек тивных причинах. Все это вместе взятое дает нам прав- дивую .картину того, чего мы достигли уже на этом этапе/ перестройки, а что еще толь-' В конечном итоге, това рищи, и это очень важ но для Центрального Коми тета, — конференция при бавила всем нам реализма в оценке хода перестройки. Она продемонстрировала ре шимость общества идти впе ред, преодолевая консерва тизм и торможение. Одно временно она высказалась против всяких псевдоревоЛю- ционных, оторванных о т . жизни лозунгов, максимали стских хребоьанйр и утопи ческих попыток все пере строить одним махом. Подготовка к конферен ции, сама конференция вы лились в политическую про верку зрелости кадров, их политической культуры, го товности к демократическим формам действий. Особенно отчетливо высветились на ши неотложные дела, резер вы, наиболее эффективные формы и методы работы. Мы разработали и приняли на конференции решеишя, со держащие широкий спектр нреобразований, которые должны включить потенци альные силы свободного са моразвития социалистиче ского общества. Еще раз обдумывая ито ги конференции и состояв шиеся дискуссии, нам надо, товарищи, твердо настроиты ся на то, чтобы сделать ре шительный поворот к прак тическим делам. Конференция показала: и в партии, и в народе вслед за поддержкой перестройки особенно настойчиво выдви гается требование, которое в прошлом нарушалось не раз, — единства слова и де ла, ответственности за свои действия, равно как и за без действие. Этот непреложный партийный закон кадры пар тии обязаны обратить прен<- де всего к самим себ.е. Нуж но дело, нужен контроль* за выполнением принятых ре шений. В противном случае неизбежны рецидивы старых ошибок. Таково, по сущест- _ву,. единодушное мнеше де легатов. Я бы ограничился этими -краткими замё л.»ш, гово ря об итогах • 11 ‘оь^.еренцин. Не хочу повторить еще и еще раз; настало, ^варищи, время энергичных действий, и медлить нельзя. Только практические дела по реали- , зации политических устано вок, выработанных конферен цией, придадут необратимый характер перестройке. Что делает Политбюро в этом плане? Во-первых, разработан комплекс проектов, в кото рых реализованы предложе ния участников конферен ции. В первую очередь эго касается продовольствия, торговли, товаров народно го потребления ’и услуг, то есть всего того, что непос редственно выходит на лю дей. относится к их повсед невным нуждам и заботам. Документы у вас на руках," это избавляет меня от под робного их изложения. Далее. Хочу проинформи ровать вас о том, как мы до- Д'Ошли к реализации предло жений и критических заме чаний. высказанных делега тами. . Ш веем ; вопросам, требующим оперативного р е - ‘ шения. Политбюро дало по ручения коммунистам, рабо тающим в соответствующих организациях, руководящим кадрам. По' перспективным проблемам также даны по ручения и установлены сро ки для подготовки конкрет ных предложений. Всю эту работу Политбюро будет дер жать в поле зрения. Товарищи! Конкретная об становка складывается таким образом, что осуществление решений партийной ко'йферен- ции совпадает с отчетно-вы борной кампанией в партии. Думаю, вы согласитесь, что предстоящие отчеты и выбо ры не будут похожи на все , предыдущие. Все это обязывает — и Центральный Комитет, и партийные комитеты на мес тах — основательно подго товиться и провести отчет но-выборную кампанию на самом высоком уровне. Для всех должно быть ясно^ что партийные организации бу дут проходить строгую са мопроверку, держать ответ ственный экзамен перед об ществом. Очевидно, это будет пря мой, открытый и честный, по-настоящему партийный разговор о том, как каждый из нас выполняет поручен ное дело, какой вклад он вносит, в перестройку, у всех ли слова о поддержке пере стройки подкрепляются необ ходимыми поступками. Та кой подход должен стать ос новой разговора на партий ных собраниях и конферен циях. И это, товарищи, пра вильно. Это отвечает требо ваниям конференции — по- бсльше деловитости, поболь ше результатов. Вот почему в центр пар тийной дискуссий надо по ставить вопрос; что надо сделать, чтобы придать пе рестройке больший дИна- . мизм, большую эффектив- ' ность, покончить с раскач кой, чтобы нанести оконча тельный удар по всему, что мешает нам двигаться впе- Поэтому важно провести партийные собрания, конфе ренции демократично и глас но, исключить всякую заор- ганизованность, открыть ши рокий простор для объек тивных оценок положения дел, всех вопросов, которые волнуют людей. Короче говоря, на отчет но-выборных собраниях, пар тийных конференциях ком мунистов надо продолжить разговор-, начатый на XIX партконференции, е той же •принципиальностью, ответ ственностью и деловитостью. Положение дел требует именно такого подхода. Можно с уверенностью сказать, что по-ново.му прой дут теперь и выборы руко водящих партийных о*рга- нов. Слушая делегатов кон ференции, мы убедились, ч 1 ?о коммунисты будут очень требовательны при формировании руководяще го состава партии. Они с принципиальных позиций бу дут решать,' кому поручить руководство партийными ор ганизациями на этом важном этапе перестройки, когда мы вступили в полосу практиче ских действий на ее ключе вых, направлениях. Нунщо уже сейчас ввести в действие рекомендации конференции о порядке вы движения и обсуждения кан дидатур, включения Б бюл летени для тайного голосо вания большего числа кан дидатов, чем установлено мандатов, реализовать пра во выдвижения снизу канди датур в состав вышестоя щих партийных органов. В общем, все надо делать так, как мы договорились на партконференции, и в такой атмосфере, которая царила на ней. С учетом важности задач, которые должна ■решать предстоящая отчетно-выбор ная кампания. Политбюро считало бы целесообразным принять специальное поста новление Пленума ЦК КПСС по этому вопросу.'Та кой шаг мы предпринима ем впервые, но он диктует ся самой ситуацией. Одно временно возникает необхо димость внести изменения в инструкцию о выборах. Предложения на этот счет у вас имеются, и вы, очевид но, выскажете по ним свои суждения. Хочу обратить • внимание еще на один вопрос, кото рый закономерно возникнет в ходе отчетно-выборной кам пании. Речь идет о выпол нении устайовок конферен ции относительно ограниче ния пребывания в руководя щих партийных должностях двумя сроками подряд. Это правило конференция реко мендовала ввести в действие, начиная с предстоящей от четно-выборной кампании. Какой тут должен быть под- , Представляется, что и от счет сроков нужно начинать с . нынешних выборов. Как говорится, закон обратной силы не имеет. Кажется, с этим все ясно. В то же вре мя в ходе проведения отчет но-выборных партийных соб^ раний и конференций у ком мунистот, конечно. могут возникнуть вопросы, как быть с товарищами, кото рые уже длительное время находятся на выборных дол жностях? Но Устав партии дает коммунистам полное право решать вопрос об из брании или неизбрании лю бого партийного работника, независимо от сроков его пребывания на той или иной должности. И тут решающее значение имеет не то, сколь ко лет проработал руководи тель. а то, как справляется он с обязанностями, польз-у- ется ли доверием и поддер жкой коммунистов, трудя щихся. Вот главный крите рий. которым мы должны ру ководствоваться при форми ровании выборных органов. Об этом надо прямо ска зать в постановлении Пле нума ЦК. Еще один вопрос, па го торому стоит определ здесь, на Пленуме, свя^а. : тем, что конференция выс- , казалась за образование Центральной контрольно-ре визионной комиссии КПСС и ее органов на местах. Не на чать ли нам уже сейчас в' ходе нынешних отчетов и выборов создание этих орга нов снизу? Тогда мы не то лько ускорим процесс, но и сумеем накопить, осмыслить до съезда первый опыт. Воз можен и другой вариант: сделать это накануне съез да. Давайте посоветуемся. Говоря о предстоящей от четно-выборной кампании, о проблемах и вопросах, кото рые ! следует нам решать в ходе ее проведения, хотел особо коснуться деятельно сти ' -первичных партийных организаций. Именно с них начинается отчётно-выбор ная кампания в партии. Но дело даже не столько в этом. А прежде всего в том, что сейчас первичная .партий ная организация оказывается Б новой ситуации и в связи с развертыванием процессов перестройки в экономиче ской и социальной сферах, и в связи с углублением де мократизации жизни трудо вых коллективов, «сего'* об щества. Это понятно. Все практические дела решают ся на местах, в трудовых коллективах. Поэтому пар тийным комитетам надо уделить должное внимание деятельности первичных пар тийных организаций на ны- шешнем переломном этане в жизни партии и общества. Здесь многое надо переос мыслить, с тем чтобы дей ствовать, реализуя функции партии как политического -авангарда, учитывая и про ведение экономической ре формы, и расширение прав трудовых коллективов. Как известно, в ходе дис куссий, предшествовавших конференции, да и на самой конференции много говори лось о повышении роли вы борных органов партии. В связи с этим хотел бы ска зать следующее. Надо поду мать о том, чтобы вновь из бранные партийные комитеты начали с первого же дня сво ей работы реализовывать те идеи, которые ' выдвинула конференция. В частности, надо сделать так, чтобы все члены выборных партийных органов на постоянной осно ве участвовали в изучении, обобщении и обсуждении уз ловых вопросов жизни пар тийных организаций. При этом мы должны, очевидно, пойти по пути не только разового привлечения членов партийных комитетов к подготовке вопросов, об суждаемых на пленумах и заседаниях бюро, но и при дать этому регулярный ха рактер прежде всего путем создания соответствующих комиссий по важнейшим во просам партийной деятель ности. Думается такн{е, чго мы. должны .придерживаться, уставного требования регу лярной информации ' плену мов О' работе бюро партий ных комитетов. Мы условились на конфе ренции в рамках реформы политической системы осу ществить все необходимые мероприятия но разграниче нию функций партийных ко митетов я государственных, хозяйственных органов и в связи с этим предпринять практические шаги по совер шенствованию •структуры и деятельности партийного ап парата. Для обсуждения ис ходных принципов решения этой задачи Политбюро под готовило предложения об основных направлениях ре организации партийного ап парата. Вы их имеете и в ходе прений, видимо, выска жете свои соображения н за мечания на этот счет. Конференция высказалась за то, что должен неукосни тельно соблюдаться принцип строгого подчинения и по дотчетности партийного аппа рата выборным органам пар тии. Новый аппарат должен прежде всего активно спо собствовать им, партии в целом в полной мере вьшол- нять. функции политического авангарда общества. В этом вся суть. А значит, нужно полностью освободить пар- тийный аппарат от админист ративно-хозяйственных фун кций, сосредоточить его ра боту на ключевых направле ниях внутренней и внешней политики, перенести центр тяжести на политические ме тоды руководства. Это долж но найти отражение и в структуре, и в кадровом со ставе' аппарата. Он должен быть высококомпетентным и значительно меньшим по чис ленности, чем сейчас. Есте ственно, что встанут вопро сы правильного использова ния высвобождающихся ра ботников. В партийном аппа рате 'сосредоточены подго товленные кадрьь "Их знания, опыт, должны 'быть макси мально эффективно исполь зованы в интересах общест ва, с учетом, конечно, поже ланий самих высвобождае мых товарищей. Тут, думаю, у нас не монгет быть двух Ш 1 еиий. Разработку основных пара метров структуры партийно го аппарата можно было бы поручить Политбюро, а ре шение конкретных структур но-штатных вопросов, как не ; р а з . предлагали члены ЦК. передать -местным партийным органам. Теперь о Советах. Пер>ест- ройка их деятельности — важнейшая задача политиче ской реформы. Вслед з.а вы борами в партии нам пред стоит провести выборы на родных депутатов СССР, ре организовать высшие го сударственные органы стра ны, органы власти в респуб ликах, краях, областях, -ок ругах. городах, -районах, по селках и сельской местности. И все это мы должны сде лать за один год. Вполне понятно, что осу ществление таких крупно масштабных дел возможно лишь на соответствующей правовой базе. Дл'я этого не обходимо подготовить и вне сти на рассмотрение предсто ящей этой осенью сессии Вер»- ховного Совета СССР ряд существенных дополнений и изменений в Конституцию, в законодательство о выборах, принять некоторые другие правовые акты. Это потребует проработки большого круга вопросов, за трагивающих общегосудар ственные интересы. Полит-, бюро считает целесообраз ным в связи с этим создать специальную комиссию ЦК. Предложения на этот счет розданы. Если у вас есть ка кие-то за.мечания, просим их высказать. Хотелось бы толь ко попросить у вас согласия на включение в комиссию, помимо членов ЦК, четырех первых ' секретарей ЦК ко.м- партий союзных республик, которые не входят' сейчас в состав Центрального Коми тета партии., •Очевидно, комиссия долж на так построить свою рабо ту, чтобы она опиралась на мнение ученых, практиков и самой широкой общественно сти. После этого нам, види мо. придется собраться на Пленум ЦК уже накануне сессии Верховного Совета СССР, чтобы завершить под готовку предложегшй, кото рые будут -бнесены на ее рас-, смотрение. Не затрагивая всего, что предстоит сделать комиссии, хотел бы выделить вопрос о формировании корпуса на родных депутатов, поскольку он один Из ключевых. Нам надо осуществить целый ком-; плекс преобразований, соз дав необходимые предпосыл ки для этого в законе о вы борах. Главная их -цель — обеспечить действительное представительство в Советах всех слоев народа, добиться того, чтобы, депутатами избирались люди, способные осуществлять новые .функции в уелввиях реиштельного усиления роли Советов. Конечио, нам следует от казаться от регламентации состава депутатов. Не долж но быть ограничений при вы движении кандидатур. Следу ет предоставить избирателям право действительного выбо ра как на стадии обсуждения и выдвижения кандидатур, так и на стадии голосования. Это значит, что в избира тельных бюллетенях должно быть, как правило, больше кандидатов, чем имеется ман датов. Собственно, за такой порядок однозначно высказа лась партконференция. ' Если говорить об органи зации самих выборов, то опыт показал, что выборы по многомандатным избиратель ным округам лучше подходят для сельских, поселковых. окружньщ. районных и го родских Советов. Здесь изби ратели лучше зцают своих кандидатов и смогут сделать правильный выбор, имея на руках их список. Думается, оправдывает себя и институт резервных депутатов. Что же касается дру гих меспгых Советов, а также народных депу татов СССР, союзных, ав тономных республик, то, ви- ДИ.МО, целесообразно будет избирать их по одно мандатным округам. Но и здесь, конечно, нужно обес печить трудовы^ коллекти- ва.м, общественным органи зациям возможность выдви жения неограниченного чис ла кандидатов в депутаты. Собрания избирателей окру га демократическим путем ре шат. кого , внести в избира тельные бюллетени, исходя, разумеется, из того, чтобы и при голосовании был обеспе чен выбор предлагаемых кан дидатур. И еще один вопрос. Мы до говорились на конференции о том, чтобы треть от общего числа народных депутатов СССР избиралась непосредст венно от общественных ор ганизаций. Как нам кажется, такой принцип организации высшей власти страны с не которыми коррективами мо жно было бы ржспространить на союзные и автономные ре спублики и соответственно закрепить это в их конститу- В связи с большими изме нениями в порядке выборов депутатов и продлением сро ка полномочий местных Сове тов возрастает роль террито риальных избирательных ко миссий. Видимо, целесообраз но сделать эти кошссии по стоянно действующими, рас ширить их полномочия и в организации, выборов, и в со зыве первых съездов и сес сий Советов народных депу татов. Это будет на деле оз начать передачу организа ции выборов в руки обще ственности. К подготовке законов о вы борах надо подойти творчес ки, учесть региональные ' и национальные особенности.^ Если, скажем, законы о вы борах в местные Советы в чем-(Го будут различными в разных республиках, то от этого только богаче станет наш демократический опыт, появятся новые возможности для дальнейшего развития из бирательной системы. В готовящихся законода тельных актах надо предус мотреть право депутатов ре шать вопросы на сессиях тай ным голосованием, опреде лить, за счет каких источни ков будет оплачиваться труд депутата в период освобож дения его от производствен ных, и служебных обязаннос тей. В конституционном 'зак реплении нуждаются вопросы создания президиумов мест ных Советов, а также избра ния председателей. Советов. ' Для того чтобы'Советы и Их исполкомы могли нормаль но выполнять свои новые фун кции, необходимо обеспечить им надлежащие условия. На до создать соответствующую материальную и правовую ба зу, сформировать комплекс стимулов, ■которые побужда ли бы Советы по-новому под ходить к выполнению своих обязанностей. В связи с этим, видимо, следует неза медлительно. приступить к ■подготовке закона о местном самоуправлении и местном хозяйстве, который укрепил бы местные Советы в право вом и материально-финансо вом отношениях. Подход тут должен быть один: все, что может решаться на местах, должно находиться в ведении местного Совета. С демократизацией дея тельности Советов тесно свя зана правовая реформа. Реорганизацию судов мы можем осуществить в ко роткие сроки. Сейчас завер шается подготовка проектов соответствующих актов по этим вопросам. Важное значение имеет пе ресмотр уголовного законо дательства, сужецие в нем перечня правонарушений, влекущих за собой уголов ную ответственность, и более широкое применение наказа ний, не связанных с лишени ем свободы. Проекты новых уголовных законов предпола гается опубликовать для все народного обсуждения. Па раллельно пойдёт работа над уголовно-процессуальный,, ис- ,правительно-трудовым за конодательством и уголовны ми кодексами союзных рес публик. Что касается адвокатуры и предцарительного сяедст- вия, то проекты по их совер шенствованию сейчас ГОТО-, Бятся и будут представлены на обсуждение в ближайшее время. Имеется возможность до конца года подготовить и принять акты, карающиеся юридической службы в на родном хозяйстве, расшире ния функций арбитража, а также организации правово го всеобуча в нашей стране. Таким образом, товарищи, выстраивается следующий по рядок неотложных дел в об ласти государственного стро ительства. Прежде всего предстоит подготовить и в начале ок тября ньщёшнего года выне сти на всенародное обсужде ние проект Закона СССР о выборах народных депутатов Во второй, половине нояб ря предлагается.созвать сес сию Верховного Совета СССР, на утверждение кото рой представить проект из менений и дополнений в Кон ституцию . СССР и проект Закона о выборах. Одновре менно на ЭТОЙ сессии можно было бы условиться о прове дении выборов народных де путатов СССР ,в марте 1989 года. На сессии целесообраз но также рассмотреть проек ты новых основ законодатель ства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР, Закона о статусе су дей в СССР. Если вы "поддержите, то варищи, то предлагается, что бы ЦК КПСС в порядке за конодательной инициативы внес на обсуждение сессии вопрос о задачах совершен ствования структуры и дея тельности органов государ ственной власти и правосу дия в свете решений XIX Всесоюзной партийной кон ференции. Сразу же надо сказать и о вопросах, которые можно бы ло бы внести на первый съезд народных депутатов СССР в апреле 1989 года. Ему предстоит избрать Вер ховный Совет СССР и Пред седателя Верховного Совета Затем по представлению Пре,,^седателя " Верховного . Совета могут быть утвержде ны первый заместйтель ■Пре дседателя ' Верховного Сове та, также Председатель Со вета Министров, председатель Комитета народного контро ля, председатель Верховно- ,го суда, которым будет по ручено внести' в Верховный Совет СССР предложения о составе этих органов; Одно временно съезд народных де путатов мог бы назначить Ге нерального прокурора, глав ного государственного ар битра СССР и образовать Ко митет конституционного на- На первой сессии вновь избранного Верховного Со вета СССР потребуется сфор мировать Совет , Министров СССР, другие подотчетные органы. На партийной кон- •ф^еренции очень активно, об суждались вопросы, относя щиеся к развитию молодеж ного движения в стране., о правах профсоюзов,, о ' добро вольных обществах, о печати и ряд других. В связи с этим надо так повести дело, чтобы сразу же с первых ша гов деятельности высшего за конодательного, распоряди тельного и контрольного ор гана страны эти важнейшие политические, законодатель ные "и правовые вопросы ока зались и в поле его зрения. Товарищи! Тот факт, что наше государство является многонациональным, прида ет политической реформе осо бый характер, свою окраску и своеобразие. Как' известно, в жизни не бывает раз и на всегда решенных проблем. И прежде всего это относится к национальной. ■ Вряд ли нужно доказывать, что характер развития наци ональных отношений имеет первостепенное значение для нашего союзного государст ва, что национальная полити ка для нашей Коммуниетя- (Продолженне на 2-й стр).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz