Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
8 января 1988 г., № 2 ^ 7 9997 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Большую военно-патриотическую работу в В бронетанковых войсках слузкил Н. М. Ря- Давкове ведут вонны^ветераны, учасгйикн Ве- ховский, Участвовал в сражениях н авиатор Анкой Отечественной войны, Г#^рон Советско- В. Г. Агеев. го^Союза Няколай Иванович Краснов, Нико- НА СНИМКЕ: (слева направо) йойнЫ'Вётера- лай Михайлович Ряховсшй н Василий Георги- йы В. Г. Агеев, Н. М. Вяховский я Герой Со- евич Агеев. От радового солдата до полковт- ветского Союза Н. И. Краснов, ка прошел армейскую жизнь Н. И. Краснов. Фото Ю. КЛЮЕВА. ПОДАРОК УЧИТЕЯЛМ Перед новым у^гебным го дом ао давней традиций в Ли пецкой средней школе № 45 состоялась встреча педколлек тива с шефами, из автоколон ны № 1414. В беседе за «круг лым столом» говорилось и о положительных пере.менах, происшедших в коллективе в связи со школьной реформой, и о нерешенных пробломах. Наметили конкретные планы, в том числе речь зашла и о необходимости оборудования комнаты психологической раз грузки учителей. Шефы дали слово помочь и не заставили себя долго ждатг».'' Уже в сен тябре закипе,\а работа. Бывший методический каби нет вскоре совершенно преоб разился. На стенах — краси вые обои, на окнах — узор ные шторы. Позаботились ше фы и о мебели. Любо посмот реть на шкафы и стенку, сде ланную руками умельцев из автоколонны, мастерами-крас- йодеревщиками А. Н. Щито- левым и Г. Ю. фарафоновым. Трудно поверить, что эта ра бота вьтолнена в обьпсновея- аой школе, а не в фабричных уС-Ловиях. Создавая уют для подшеф ных, в автоколонне не скупи лись на средства: подарили учителям радиоприемник, маг нитофон «Сатур«-407», палас, ковер, На это и многое дру гое было затрачено более пя ти тысяч рублей. Как не ска зать спасибо за пюдрый пода- —,:У каждого ИЗ' учителей в течение ' напряженного дня всегда &геают я расписании свободные часы, теперь нам есть чем их заполнить. В спо койной уютной обстановке мо жно и поговорить, И обсудить свои проблемы. Очень благо дарны за такое внимание к нам, — сказала преподаватель математики Светлана Никола евна Сергеева. Н. ЕРЕМИНА. ПОЕТ ГАРМОНЬ ЗАДОНСКАЯ... Щедра земля задонская на таланты. В этом еще раз довелось убедиться, побывав недавно в городско.м Доме культуры, где проходил кон курс гармонистов района. . В большом зале яблоку негде было упасть. А зрите ли все прибывали... Вечер открыл ведущий— преподаватель музыкальной школы, заслуженный работ ник культуры РСФСР А. Т. Давыдов. Он объявляет сос тав Жюри во главе е щирек- тором областного культпрос- ветучилища А. Д. Кулиги- ным. Наряду с офицналтшым гизбирается также и предста вительное зрительское жюри. 1 'ут же. На сцене, на состав ленных друг к другу столах — призы будущих победите лей конкурса: хрустальные вазы, самовары, фотоаппара ты. транзисторные радиопри емники... Один за другим выходят на сцену гармонисты. Каас- дый из них мастерски испол няет н елецкие страдания, и воронежские матаии. плясо вые, песенные мелодии. Од ни са.модеятельные артисты совсем юные, как, например, воспитанник детской музы кальной школы Д{еня Гри горьев, другие — убелены сединами. Ветерана войны, 77-летнего И. И. Кунаков- ского из Тимирязевки осо бенно хочется отметитЬ; От Ельца до Берлина прошел он нелегкими фронтовыми дорогами, И никогда солдат не расставался с гармонью. А из села Дегтевое вме сте с гармонистами приехала М. М. ГГобзева. Мария Ма каровна уже на пенсии, но до сйх пор сохранила !Она славу Певуньи и плясуньи. Многие из самодеятельных артистов выступали в ярких, праздничных костюмах. Нет, они не напрокат их взяли, сшили сами, в точном со ответствии с народными тра дициями. Всем понравилось выступ ление семьи Бурцевых. Ма ма. Татьяна Викторовна, иг рает на гармони. Папа, Сер гей Дмитриевич, мастерски управляется с бубном, а ма ленькие Сереята и Таин — ложкари. Зрители не жалели ладо ней. Многих они знали что называется .лично. Ведь ни одна свадьба на селе не об ходится без гармониста. Ра стянет он меха своей «хром ки*- или «рояльной* — ЙОГИ' сами в пляс просятся. Долго не смолкали в этот декабрьский- вечер в район ном До.ме культуры песни и музыка. Чередовались они показом роликов, отснятых на задопекой земле Г^остовс- кой студией кинохроники. Праздник гармони удался на славу. Хочется сказать большое спасибо его органи заторам. Почаще надо прово дить такие конкурсы, сохра няющие и умножающие на родные традиции. А. ЛИСИЦЫН. В ДЕТСКИЙ ФОНД 1500 рублей из средств, заработанных на сельскохо- зяйственных работах, пере числил в детский фонд име ни' В. И. Ленина трудовой коллектив Липецкого отде ления института «ЦЧОГип- роводхоз*. Это не единственный вклад липчан в детский фонд, сделанный ими в ка нун Новог-о года. Только за декабрь его пополнили де сятки тысяч рублей В чис ле добровольных вкладчиков — коллективы предприя тий, учебных заведений, на учно-исследовательских ин ститутов. немало и индивид дуальных взносов. п. видяков. Для работы с архивом вдо бавок к моему ходатайству по- треооаалось специальное раз решение, и заведующая чи- та,\ьным залом ЦьАЛИ отпра вила меня к вдове, Платоно вой Марии А-тександровие. Те лефон я узка.ла в комиссии во литературному каследстау и тут Же на улице Ьоровското позвонила из таксофона, . и, когда мне ответил глуховатый, но не старческий женский го лос, объяснила, кто я я зачем мне нужно работать с архивом. — Я плохо себя чувствую. Вы мпе позвоните через день. В трубке заныли далекие Республика наша строится, ' дыбится. Другим странам История — пастью гроба. Моя страна — подросток, — твори, выдумывай, пробуй!» Гак в 132'/ году Владимир Маяковский выразил еяттимимя народа, прястушшшего к стро ительству счастливой жизни. Казалось, еще один решитель ный шаг, еще одга, последняя, атака — и воплотится нако нец векс®етаый идеал раз-ум- ного справедливо.-^ общества. На то прекрасное время при шелся творческш! взлет моло дого Платонова. Веселыми озорными словами, расковаи- но и очеш. серьезно пишет он о непростом ПУТИ русского че ловека к новой жизни. После утомительных странствий по фронтам гражданской войны, после вынуждеиного безделья среди нищего беспорядку раз рухи. Фома Пухов находит ра боту возле умной машины, и обретает «тепло родтюы». Мо лодая учительница Мария На- рьппкина учит крестьян зак реплять песчаные барханы ше- люговым кустарником и верит, что через пятьдесят лет вер нется из пустыни по лесной Молодой электрик зажигает «свет в дальних соломеяшлх избушках», исполняя этим свою первую жизкеннуто задачу. «Город Градов» закапчивает ся победой над бюрократами Бормотовым и , Шмаковым: «дураки в расход пошли». Но в 1929 году Платонов напечатал рассказ «Усомнив шийся Макар», в котором от- разщлось То печальное обсто* ятельство, что за грандиозны ми ггланами, «целостным мас штабом», позабыты интересы и потребности конкретной ис торической личности, частного Макара. И руководитель, «на учный человек». заботйтся только о дальней массовой жизни, что расстилалась перед ним вдалеке, а глаза были страшны и мертвы от нахож- дешгя на высоте и слишком далекого взора. «Средства до стижения цели невольно от кладывают отпечаток на саму це.ль. Народ, ради счастья ко торого была разворочена и строилась наново жизнь, пре вращался в колесики и винти ки государственной машины, а идеал *справедливой гармонич ной жизни подменяло общее мещанское благополучие. -— ^отите пс^накомиться с архивом? — услышала я в трубке, когда позвонила снова — Вы не представляете, какой это богатый архив. — Мне известно, что неко торые произведения все еще не изданы. Их-То я и хочу прочесть, чтобы получить по.л- ное представ-ление о его твор ческом ПУТИ, — объяснила я, припоминая, как заместитель директора ЦГАЛИ, подписей мое ходатайство, раздразнгиа мое воображение: «Платонов сейчас находится в таком со стоянии, как Булгаков до пуб ликации «Мастера и Маргари- — Пусть мпе позвонят из ЦГАЛИ, — Но эти бюрократы требу ют ваше гшсьмешое разпеше- -Г . ЧАПЛЫГИНА В С Т Р Е Ч А аие, — вздохнула я, — Я не могу вас ...______ Я только что из больнища. Долго лежала. Второй инфаркт. ~ Когда можно позвонить — Через день. Конечно, опять звоню и повторяю просьбу. Она. мне разрешила прие хать ненадолго. Пока гремя щий поезд метро мчал меня к Белорусской, я отбирвля в па мяти то главное, о чем долж на спросить в эти короткие минуты, которые мне уделит Мария Алексаадроша. Не буду спрашивать, — это ли важно? — работал ли Андрей Платонов при Дома Герцена дворником ИАН размста,\ листья и чистил дорожки в сквере для моциона. Главное в дру гом: как он снес все те о6- вивеяня, которые и сейчас чи тать страпйю. В 'тридцатые го ды критика наклеила на Него ярлыки попутчика второго призыва, подкулачника и ни гилиста, который отстаивает «ячество и шкурничество». «К нам приходят с проповедью гуманизма, будто на свете есть что-то более истинно челове ческое, чем классовая нена висть пролетариата». — о ч и нял рапповец Авербах, громя раСсжаз «Усомнившийся Ма- «Платоиова почти не печа тали. Если в редких случаях где-Яйбудь ПОЯВЛЯЛСЯ его рас сказ, на него обрушивались горы вздорных обвинений... Он тяжело болел, плевал кровью, месяцами ' лежал без движе ния, но ни разу Не погрешил против своей писательской со-’ вести*,— свидетельствует Па устовский, часто встречавший его в Те годы. И вот через несколысо ми нут я увижу ее, имя которой носят многие его героини. Это. и верная памяти погибшего мужа Мария Алексаядровна Кирпичникова, и Мери, «двад- цатнлетняя невеста, носившая в Своей блузе сиреневую вет ку», и Песчаная учительница Мария Нарышкина, и добрая дочь пространшика Маша, у которой волосы паяли, «как осенние павшие листья в ле- Й вышла из -зифта и нажала черную кнопку звонка. Дверь открыла сутуловатая старуш ка, опиравшаяся на черную трость, в шелковом, в цвето чек халате. Я сняла пальто, по следовала за хозяйкой в не большую кмчяату и йоложи-за гладиолусы на круглый стол, покрытый стаоомодаой ковро вой скатертью. Мария Александрсшяа опус тилась на разобрашчую низкую кровать, объяснив, что врачи запретили ей вставать. Лицо у нее было удлиненное, с глад кой смугловатой кожей, лег кие морщины не тронули сто тонкие черты. Гордое лицо, как мне подума-лось в первый же миг. Негустые седые волосы туго зачесаши назад, открыв чистый лоб; седая, и в- старо сти прекрасная женщина... Те перь я уверейз, что в «Лфрю- дите» описана она: «Женпцша- была молодою, ясной на лл- цОк с томными блестяп'йми гла зами, странно соединяющими в в своем выражении задумчи вость и насмешку...». — Прежде всего, Алтдрей Платонов — правдивый писа тель. В его рассказах и повес тях изображены сложные про тиворечивые перемены в жи зни нашей страны, случившие ся в двадцатые-тридтдатые го ды, — начала я объяснять яри-' чину своего особого интереса к его творчеству. — О многих из этих перемен он писал единственный... . — А какой стиль! — звон ко восклнкиулл Мария Алек сандровна, и По МОЛОДОМУ жи во блеснули ее ясные черные К диванчику с постелью приткнулось большое старин: вое бюро со спущенной кры шкой: на полке серел бюст Платонова: печальное больше лобое лицо склонилось вперед, и возле щеки доверчиво Рас крыта ладонь. К другой стене был придвинут глубокий гру боватый диван с высокой спин кой на три стороны, подобно го я прежде не видела, чер ный дерматин в шахматном по- р.чдке прсьцшали желтые шляп ки гвоздей, а ,в углах лежали дивашгые подушки в бархат ных наволочках цвета первой На ЭТОМ' диване умер Платонов. — А вон тот его ДВУХ ТОМНИК, — Мария Алек сандровна указала на био'юэо- вые книги в РЯДУ других на застекленных полках, --- самое точное его издание. Я каждое слово проверила. Вот в своей статье Михайлов отметил Бул гакову и Пришвину, как хра нительниц архива. А чего хва- лить'То? Пришвина всегдй из давали. А сколько мне приш лось пороги обивать! Ах, ка кая трудная жизнь была! Не Печатали его. Но я много сде лала, чтобы люди узнали его. — Недавно в книге За,дыги- ва‘ я прочла: «В мэру своего таланта и всей своей лично сти Платонов находит свое ме сто между Толстым и Досто евским». А один из наших пэе- подавателей на днях сказал, ч?го Платонов, быть может, последний великий русский ПИ- — Так говорят о нем в Ли тературном институте? — ожи вилась она. — А мы жили там во дворе. Сюда нас пересели ли семь лет назад. Сорок два года я прожила в том доме, двадцать восемь с ним. Комна та, в которой работал Плато нов, под балконом, два окна. Недавно ехала мимо, такие занавески' на окнах. Ах, как тяжело мы жили... — Мария Александровна, — торопливо спросила я о глав ном, потому что падала энер гия ее голоса н устало горби лись ее Плечи. — Что Пла тонову Дало силу пере нести такую несправедли вость? Как сумел он не. от чаяться? — Он возвращался домой, го ворил мне: «Маша, я должен писать», садился вон за тот стол, — она указала на бюро, — и работал. Ах, какие злые люди бььлц, как клеветали, подличали! Особенно Ермя- ( — Статьи Ермилова о рас сказе «Семья Ивановых» похо дят на травлю. Как можно бы ло не услышать страстного призыва к состраданию, к до бру шли если с.^едоаать тексту, призыва коснуться другой жи зни обнажившимся* сердцем, А какие прекрасные камерные рассказы ношюал П,латоЗов в тридцатые годьй А в рассказе «Бессмертие» он дал полную программу деятельности в вде- алыюго руководителя. — 150 это не очень хороший рассказ. — проговорила она, и седая голова утомленно по тикала на грудь. Торопливо я подала заготов= ленный допуск в архив. Она поставила на нем короткую, острого начертания подпись. К еожаленшо. он остался у заве дующей читальным залом. Через день на ярком экра не диаскопа проходили пере до мной страницы «Чевеигура»,- верно, самой горькой и насме шливой нашей книги, термин «анти'утопия» не полно опре деляет ее жанр, потому что она многослойна и разноречива, словно сама необъятная жизнь. В степном городке Чевенгуре группка леваков решила, что когда «пролетариат живет себе один, то коммунизм V него сам выходит». Они «перебили бур жуев» и объявили труд «пере житком жадности и эксплуата ционно-животным сладострд; стием, потому, что труд спо собствует происхождению имущества, а имущество у г нетению». Интонация, сатири ческое звучание фразы отри цает смысл высказанного: ос нова улучшения жизни наро да — ТРУД всех людей ради общего блага. И так же легко увидеть изнанку в каждом ут верждении чевенгурского «иде олога» Прокофия Дванова; «Организация — умнейшее де ло, все себя знают и никто се бя Не имеет. И всем хорошо, только одному п?рвому плохо — он думает. При организа ции можно много лйшяегр от человека отнять». За «Чевенгуром» последова ли пьесы, рассказы, статьи... Трагическую судьбу писате ля Андрея Платонова продол жали его произведения, до сих пор Неизданные по неумной предвзятой инерции. Как ярко Платонов описал пережитое, выстраданное, пе редуманное. Ему выпало Ни- пще детство, молодость пла менная н деятельная, которая Пришлась на «счастливое вре мя революции, когда истори ческое движение ..мира совпа дает в людях с движением их сердец». Он занимался «оду хотворением мира, существо- Вошшего дотоле в убогом виде, в разрозненности и без ясного смысла». Несовершенная дей ствительность доказывала еже- МШ 1 УТНО, что справедливость и братство между людьми уста новятся не скоро и не. сами по себе, а могут быть выра ботаны лишь общими ' усилия ми народа. «Вся картина свет лого будущего Перед его ум ственным ВЗОРОМ словно отда лилась в туманный горизонт^ а под ногами опять стлалась се рая, Жесткая, непроходимая земля, по которой еШе дО.лго идти до того священного ми ра, Который казался столь блиЖнм И достижимым». И на этом долгом нуги Главное не накопление .материальных блаГ, а духовное совершенствование человека, развитие каждого в гармотгчнуго самодеятельн-ую личность, друга всех людей. Правдивая, глубокая натура писателя одолевала все ис кусственные преграды—става ли их другие перед ним или он сам. «Поднявший перо дол жен писать! Чтобы не Случи лось -— писать! Потому Что самое важное — быть самим собой!» — часто повторял он. И он шюал «Афродиту» или «Возвращение». Последний рас сказ, изруганный Ермиловым, может быть. Самое высшее до стижение п:латонова. художни ка и человека. Война не толь ко повергает в прах города, убивает миллионы людей и калечит те,\а еще многих мил- ллю-нов. Война лгппает детства детей всей страны, даже и тех детей, которым ' выпало жить далеко от фронта. Я представляла, как опять я приеду в Москву, позвоню Ма рин Александровне и. если она будет чувствовать себя хо рошо, то приду к ней и о мно гом расспрошу ее... Но были потом два корот ких траурных, столбца темно го петита в «Литературной А. НОВИКОВ- ПОДРОБНОСТЬ Ищу свою любовь к детали, в подробности — второго дЯя: как в ломких корочках проталия слегка бледна; как лед пронизан сизой мальойом ИГА сияет скол; и как шероховата былка, которую в свату нашел. По меньшей мере, ив два стучат часы, Из под тишха люблю поглядывать на пуку, на черт> 1 й холод ремешка. И в свежей кляксе, бесполезиой, (червила цветом не бедны! Как будто иакропшлн лезвий— Стальные корочки видны. И. цвета испитцго чая, В ночи иастольвов лампы свет — Так сочетается И горьким дымом ПУТЕВКИ— В НАГРАДУ ЗА ТРУД в дни зимних каникул бо лее сорока учащихся Троеку- ровсков школы-интерната Ча- ПЛЫ 1 ИВСКОГО района побывают, по турнстнческям путевкам с экскурсишф» по городам-геро- Ям страны. Путевки ребята по лучили в награду за ударный труд в дни летних каникул от дирекции совхоза «Троекуроа- скнй» и правления колхоза имени Калинина. Более тридцати лет действу-, ет ученическая производствен ная бригада школы. Ежегодно, на закрепленной за бригадой Земле ребята добиваются хо роших урожаев сахарной све клы, картофеля, овощей. Пять членов бригады награждены зо лотыми ‘ медалями ВДНХ. Большую помощь оказывают школьнжн в уборке урожая. Минувшей осенью они в кол хозе имени Калинина убрали 35 гектаров картофеля, в сов хозе «Троекуровский» и «Пе, телинский» — свьппе 30 гек таров кормовой свеклы. За свой труд ребята были награждены не только тури стическими путевками. Колхоз имени Калинина купил для об щежития школы-интерната цветной телевизор, а совхоз «Петелинский» приобрел кра сивые паласы. А. ГЛАДКИХ. ФИЛЬМ о МИХАИЛЕ УЛЬЯНОВЕ На . Центральиом телеви дении в творческом объеди нении «Экран» под руко водством режиссера Р. Сту. руа идет съемка нового до кументального фильма «Ми хаил Ульянов*. Эта картина расскажет о жизни, творчестве и общест венной работе известного ак- тера, художественного . ру ководителя Московского те атра им. Вахтангова. В но вом документальном ,фйль^ ме примут участие актеры: В. Лановой, И. Купченко, А. Филиппенко и другие. Режиссер-оператор ‘ кар тины Марина Голдовская, известная широкому теле зрителю по таким докумен тальным фильмам, как «Ар хангельский МУЖИК». .«Олег Ефремов» и многие другие. Фильм «Михаил 'Улья нов» выйдет на экраны Центрального телевидения в марте 1988 года. НА СНИМКЕ; на съемках филь.ма «Михаил Ульянов*. Текст н Фото А. МЕЩЕРЯКОВА ХОРОША ТЫ, МАТУШКА-ЗИМА! «в Ельце минус десять- двенадцать». Эти слова ут ренней сводки погоды про звучали по областному ра дио в один из предновогод них выходных дней. И слов но стали призывом: «Все на улицу!» Городской спортив но-культурный комплекс проводил праздник «Здрав ствуй, зимушка-зима!» Он собрал «гостей из всех во- леютей» — ■целыми семьями пришли на праздник горо жане, вереницы машин и автобусов приехали из со седних сел. Главное действо в город ском парке, неузнаваемо из менившемся и нарядным. Пройдешься по его тропин-' кам — на каждом шагу сюрпризы: снежные сказоч ные города, ледяные рыца ри. нарядные елки, укра шенные яркими игрушками. Устроители .зимнего веселья хотели заставить поверить в сказку не только детей, но и умудренных жизнью родите лей. дедушек и бабушек. В новогодние дни это сделать нетрудно. Потому что ска,з- ка с ее фантастическими ге роями,. реальными чудеса ми, блеском мишуры — единственная и полновласт ная хозяйка этих дней , ...Вот на открытой эстра де — персонажи русского балагана. Они кружат в волшебном хороводе. Тут н с медведе.м потанне'вать можно, тем более, что он добрый, да и говорит чело веческим голосом. А вот по являются ряженые, скоморо хи и начинаются шугки-при- баутки, русские игры и за- Те, кто интересуется кон курсом гармонистов и часту шечников, стягиваются к центральной эстраде. Есте ственность и ненавязчивость, свобода выбора рождают у каждого посетителя парка особое чувство соучастия в празднике, даже соавторства в событии. Мол, не кто-то оказывает человеку услугу, развлекает его. а он сам. своим присутствием по.мога- ет создавать радость для всех. Те, кто «в вале», мо гут подняться на сцену и выступить экспромтом. Ус ловия праздника предпола гают и это.. Вот в морозный воздух рвется озорная час тушка Варвары Прокофьев ны Черных, вызов зе.млячки принимает молодая часту-, шечиица, участница само- ' деятельности клуба строите лей Светлана Кураева Они поют поя сопровон;деиие ба лалаечника А. Н. Балашова и гармониста А. Ф. Матю хина. Долго выводят колен-. на звонкоголосые' гармони- " ки Е. И. Горбунова и А. В. Фролова. — участников те лепередачи «Играй, гар монь». Незамысловатая .му зыка обращает душу из «су еты и неровности» нашего,, времени в прошлое, когда на «матаню» и стар и млад со бирались. Радостно, что уви дели мы здесь не подделки «под народ», а истинное бо гатство русск'ого народа, бе режно хранимое ельчана.ми. На обширном игрово.м по- ле, сменяя друг друга, вы ступают лучшие коллективы художественной ■ са.модея- тельности. Переходя от од ной площадки к другой, мо жно пос.мотреть спектакль- сказку театрального коллек тива 'городского Дома куль туры, увидеть -задорную кадриль танцоров Дворца культуры завода «Эльта» — да разве всех перечислишь! Разнообразна зимняя про грамма. Хотите принять уча стие в конкурсе на лучшую снежную скульптуру? Дер зайте. А кто быстрее нако лет дров, распилит боевно? Пробуйте. Кто из ребят не желает показать себя знато ком в викторине «Мой край», которую провела научный сотрудник краеведческого музея Т. Ф. Егооова? Кста ти, для маленьких ельча» проду.мана увлекательная программа. Ребята участ вуют в музыкальных' кон курсах, спортивных состя заниях. И каждый участник обязательно поощряется ...Отгремел праздник, стих задорный с.мех, завтра новый рабочий день. Но этот день, да и вся неделя будут окра шены цветами главного зим него праздника. е . КИРСАНОВ. На поэтической волне ▼ с . МЕКШЕН------ --------- УЮТНО ЙШТЬ Уютно жить, друг другу чесать затылок, сидя А если что-то веси» не нам мы, скажут, понймоиш», — людй маленькяе,.. Я понимаю. Не велик Но если глянуть внутрь — не под вето ли отмычки подбирали столько лет специалисты йо народи^ А маленькие люая рассказать еще немало могут, и порою они глаза протрут. чтоб опознать лицо героя старого покроя. Он чуть обрюзг ' и с виду оф\абел. . и загрустил без дела до момента — один из тех, кто многое в тени очереднеяо монумента. Он глотку драл- за правоту идей и успевал с усердием базарный анекдот петровских дней подметывать к событьям современным. Чужой дупш изысканный развивший вкус до чтения портрета, он придавал портрету явный толк в брони очередного кабинета. Он за столом жрецов и пил. и жрал, он был судьей третейским в спорах смутных и жертвопрнвошенья обожал в очередях голодных са»к»судных. Свой в доску — средь досок. что без гвоздей и без сучков, чтоб вдруг не напороться, когда удобно маленьких людей дразнить, рводить и призывать бороться. Нашлась 60 |Яря — да где, в какой дали они с тех пор, без племени. без роду... Там, где коренья пр-ут из-под земли и ноют, словйо Коста . в непсяоду, где по стволам весенняя все выцветшую кровь , напоминает, а на губах — бескровные О том, что без ойшбсж не бывает, о том, что У Истории свой строй—- и, стало быть, свой своего не шадаст... А за спиной моей страт герой с лицом аерелтщоваиным УСПЕТЬ БЫ,„ Успеть бы сказать,- чте^ услышали жителя. Успеть проявиться бы — да Не бетой. Пока еще пламя не сбили тушатели. Пока на источаяк не жмут сапогом. Успеть сквозь восторг разряженный прорештяя, чтоб не задохнуться от вида ве1^пйи, ; покуда оттуда лавНна не сверзнется, покуда отсюда свободы атяшун* Успеть разглядеть бы за всеми бореньями живое желанье хвалить и бранить. Успеть бы. цепляясь за землю кореньями, других не загнать и себя .. сохранить. Л. ШИРНИН—------------- ^- Мерцает лють. И холодно глазам. Следи и снег. похожий Па слюду». Метель, резвясь,— взметнулась к 1 №бесам, И, падая — застыла на лвту1~ ...На месте том. Свою теряла власть. Разлился свет: В дремучей типшяе — Березовая роща поднялась... Е. КУЗИНА ------ ------- ЖЕЛАНИЕ Голос сердца не утих, Бременем рождеивый вечным. Если жизнь—одни лишь миг— Пусть он .будет бесконечным. Миг любви —- прекрасный Миг, готовый повторяться. В нем хочу среди живых На мгновенье задержаться. Миг творений — трудный миг, Вдохвовевием согретый. Миг — высоких дел земных От рассвета до рассвета. Пока ц..---- - И сердце заполняет свет. Судьба, продли благасловев На череду спешапгах лет. Не праздной их пройду прохожей, Считая робкие шаги. Ряаиусь и выдамся моложе И сердцу прикажу — б ет! Беги, не ведая покоя. Бега, яе требуя тепла. Беги без сонного застоя — Здесь, ва земле, гори Автла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz