Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

19 июля 1988 г., № 168 (18 165 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ ПРАЗДНИК МЕТАЛЛУРГОВ В ЛИПЕЦКЕ В этот день на стадкоие «Ме­ таллург» было миоголюднр. Люди сходнлнсь сюда задолго до назначенного времени. Это и понятно, ведь День металлу, рга —главный праздник лип . чан, Рорво в 17 часов на зеле , вое поле стадиона выходят участники парада. В глаза бро­ саются яркие цвета знамен. По. еле торжественного марша поле появляются ] кого не оставили раваодушны- ь м и . Затем начинаются выступ, ■ л е в я я лучших спортсменов ^ Н Л М К . Их сменяют участники художественной самодеятельно­ сти. Понравились зрителям вы . стуллевия воспитанников конпо- ■спортивной школы. Аплодисме. вты н е смолкали здесь до поз­ днего вечера. Представление вылилось в яркий праздник. НА СНИМКАХ: парад участ­ ников: выступают артисты х у . дожествевной самодеятельнос­ ти ДК НЛМК. Фото А . гаРЕБА . ■РЕФОРМА ШКОЛЫ: ПРЕДСТАВЛЯЕМ ОПЫТ- ЕЛЕЦКИЙ ВАРИАНТ Много раз приходилось мне бьшать в Елецком СПТУ-2. службу, ковало нужные народному хозяйству рабочие ка­ по разным доводам. Чаще с участниками областных семи, дры: слесарей, плотников, кузнецов, формовщиков... ^ наров на его базе. Помню, как одинаково было удивление А вот сегодня влечет сюда молодежь приглашение у гостей, ожидали увидеть сверхсовременный комплекс. Но парадного входа. В нем — еще не совсем привычный на- оолее чем скромное училище и в родственники ему не го- бор новых профессий: оператор станков с ЧПУ, элактро- дилось. В старом здании — учебный корпус. Через улицу, где-то в недрах глубокого двора, тесные, приспособленные мастерские. Еще в одном здании — небольшое общежитие. Вот уже кстати тут вспомнить, сколь многострадальна, но и славна история училища, старейшего в области. Недавно ему вслолнилось 85 лет. С 1900 по 1918 год — елецкая сельская ремесленная мастершая, профтехшкола до 1931 года, ФЗУ в предвоенные и РУ в военные годы... Шло время, менялись поколения учащихся, педагоги, мастера, директора, а учебное заведение, несмотря на от. сутствие особых хором, несло и несло свою многотрудную механик по ремонту и обслуживанию счетно-вычислитель­ ной техники, наладчик манипуляторов с ПУ... ■«И это— в старых стенах? Трудно поверить?» — Все бы это да в новые кордусв! — Конечно, у них мастера какие... — Нам бы такой учебный дех! Так чем же интересен елецкий вариант, чем поучнте- На языке компьютера Все началось в ту пору, когда училище возг.давил но- . вый директор В. Б. Золота­ рев. Откровенный разговор на одном из партсобраний о том, как работать ч дальше, обнажил острую проблему. Да, ПТУ выполняет набор;' план выпуска, готовит разные кадры. Но 1 рот анализ закре- пляемостн выпускников на местных предприятиях, увы, не радует. Многие из парней, отслужив в армии, уезжают из Ельца, оседают в других города'Х, в не такой уж да­ лекой столице... Картина эта, думаю, знакома многим педа­ гогам ПТУ. Почему же моло­ дежь ничто не держит в ро­ дном городе?'А ведь именно «въехали» в учебный цех, сразу придав ему респектабе­ льный вид. Новая техника не­ долго была «музейным экспо­ натом»: ее освоили, и она на­ чала выдавать полезную про­ дукцию. Нр об этом — поз- Пелагоги понимали: ' новая техника — полдела. На ней, конечно, можно научить ра­ ботать, но вопрос: как рабо­ тать? Выпускник ПТУ. дол­ жен освоить любое сложное оборудование. А для этого ъютерной■ грамот^рсти, техническому языку исполнения будущих деталей.' . Оснрвы информатики орга­ нично. вошли в учебную про­ грамму общеобразовательных дисциплин: математики, фи- ' зики, химии. Ведь компью- терщает практически неогра. ниченные возможности реа­ лизации программир,уемого обучения, лозволяет препода­ вателям применять разнооб- разные методические Гршмы^ и № е х а р а з о ш н ш терес к рабочей педагогике, его^языку (компьютера. по-новому строить весь учеб- В. Ц. Дорофеев. — стоит 509 Н®давно^стал маглеоом^Вла- но-воспитательный ■1процесс. .......... Гостей унилища ' сегодня первым дело.м ведут в класс информатики. Им гордятся столы, программируемые ка­ лькуляторы, видеотехника, дисплейньг! класг, диалоговые вычислитель.чые комплексы. закрепляе 1 ность и ' составляет; эстетически оформленный ка- ип.гт лгччлиша. бинет располагает богатым Ребята легко постигают что раньше казалось им не­ доступным. Различные упра­ жнения учащиеся в игре техникой, разжигающей любознательность, выполня­ ют с удовольствием, творчес- ким.напалом. на равных с предприятиями. Учебный цех выпускает раз­ личные детали сложной сте­ пени точности и конфигура­ ции, сувенирный топорик, по.льзующийся спросом у по­ купателей. настольный свер­ лильный станок 2М-1.12. . Этот станочек был удостоен недавно приза' как лучший экспонат традиционной техни­ ческой выставки в Дюссель­ дорфе. —- Каждый такой, —• по­ ясняет заслуженный мастер ------- . р 0 ф ( - р рублей; Нам о т ч и с я я ^ я Щедрин, бывший на- ределенная сумма. Ребята станков с ЧПУ заво­ да тракторных гидроагрегатов. . машино- строительный' технику.м. На­ ев, В. А. Новиков. И. И. 'Ко- лчев. Н. М. Прокофьев, На всю область известен заслу­ женный мастер профтехобра­ зования РСФСР В. А. Зу­ бов, в предмет которого ■— • электромеханику просто влю­ блены ребята. Он же поко­ рил их и своим увлечением . —- радиолюбительством. Их коллективная радиостанция — лучшая в городе. Мастера-ветераны—надеж­ ная опора ПТУ. Но сегодня нужны и мас­ тера нового поколения, . со­ прикоснувшиеся с «техничес­ кой революцией». Их ищут, завлекают, . переманивают. Это сложно: на завбдах зара­ боток 4 0 0 рублей, в ПТУ — 1&0—;-220.- Система материа­ льного поощрения оставляет желать лучшего. Пока нет опыта направления в ПТУ и специалистов с предприятий, скажем, с сохранением им среднего заработка, как де­ лают это новолиггецкие метал- В училище идут, конечно, у кого есть истинный ин- имеют неплохую «добавку'» к 5? т а т г стипендии —. при старания Утончил вечерний до ста рублей. Но дело ие в рубле. Работа интересная, живая... Рассказывает, что КПД училища. Тревога росла не только, в ПТУ. В те годы елецкий пре­ дприятия все острее стали ощущать нехватку рабочих кадров новых специальностей.' Помню, как на совещаниях волновались, заводов тракторных гидроаг­ регатов. ■ «Гидропривод», «Эльта»: в цехи поступают новые станки с- ЧПУ. появля­ ются даже новые технологи­ ческие линии, а обслучкивать их некому. Кадровые рабочие, не готовы к такой технике, обучать их на /производстве — долго, неэффективно. Сима жизнь подтолкнула ПТУ и трудовые коллективы к содружеству. Надо, реши­ ли. озаботиться перспективой, действовать на основе четко- набором наглядных средств, дметов, и педагогам. Недаром он отмечен призом лище уже обобщили Всероссийского смотра-кон- - • - курса за лучшее комплексное педагогическое обеспечение предмета. Это своеобразная юных гидро^^^^ учебная лаборатория для пре- вных гилроаг подавателей школ, училищ области, ведущих «Основы информатики^и вычислитель­ ной техники». И все. конеч- но, не с неба свалилось, сто­ ило немало усилий. Сознавая важность новшества, не ску­ пились 'на ззураты предприя­ тия: знали, они окупятся. А ведь лишь один ДВК стоит около сотни тысяч рублей. _ училище-н& раъ'усоверше- Иитереснее стало работать, нствовалн в 'своем конструк- осванвая взаимодействие пре- ----------- ' — шея с ребятами общий язык, его группа — лучшая. Но в разговоре н Владн- даир, и другие молодые мас- лучших из них — математи-, ков л . Д. юровой, т. В. Зи­ миной, химика Н. М. Яровой, самого А. А. Савенкова. Приз из Дюссельдорфа те'ра 'были' откровенны: неле- ______ V „ ' ' ‘ ГКО им.-. Дело-то они знают торском бюро, где трудятся прекрасно, а в педагогике и чЯСТРПЯ и ТТЙПЯГОРН и VНЯ- __-г . __ _ . подчас «плавают». А ведь не секрет, что есть в учили­ ще ребята из «трудных» се­ мей, с дурным влиянием в мастера, р педагоги, уча­ щиеся. ^ Уважительно относятся в училище к тем, кто трудится ___ _ „ на участке станков с ЧПУ. прошлом. В тот день мастер Н. И. Ко- ' и здесь нужна лчев принимал экзамен у “ будущих наладчиков. Гена Меркулов, Толя Кокоткин. ‘Володя Давыдов и другие са- -ми настраивали станки на из­ готовление детали - - заказ завода «Гидропривод». Рабо­ тали не суетясь, с достоинст- ров. 'СПТУ-2 должно стать первопроходцем в подготовке рабочих кадров нового поко- Елепкий горком партии, горисполком поддержали ини­ циативу. .А в январе 1981 го­ да вышло и соответствуютее решение обкома партии, обл- к исполкома. ' Но трудности были впеое. ли. Как ' учить , на чем? Ста- ночньпЧ парк в ПТУ непло­ хой. Но нужна иная, совре- Лучшие часы в мастерских училища — утренние.' Тут все вом. как на заводе, только в ми- Из года в год растет про- ннатюре. Часы на проходной изводйтельность учебного це- торорят: на смену пора! Ре- ха. В 1986 году’ выпустили Наверное, счастливый слу- бята. надев спецовки, делови. • сложной продукции н а ' 21 й по.мог училищу то расходятся по цехам . .и тысячу рублей а в прошлом наити хорошего пре- участкам. Куда—это кому как — в два 'раза больше. Растет основ информати- ИППО.ЗОТ. ТТг, т,гхпт„-.о«/г ------- -------- ---------- ------- ки. Кто ищет — найдет. Ана­ толий Алексеевич Савенков сам признался: долго не под­ давался на уговоры. Какой резон ему, инженеру, имею­ щему в руках конкретное,' творческое дело на предпри­ ятии, идти в ,ПТУ? И в за-, рплате теряет. Но у дирек­ ции тоже был веский аргумент: го плана', конкретных догово- подавателя основ инФормати- повезет. По учебной ппогпам- средняя выработка на учаше- -__ _ „ :_ ки. г) пт --- Д я- МР ПНН ПНТНППНВТЛТ' Т?ПТТ няиа_ ■ __________ рубля ме они-, выполняют под ача­ лом опытных -мастеров раз­ ные задания. Подросток при­ ходит, скажем, в токарный цех, с минимальными навы­ ками. Но через два—три ме­ сяца, глядишь, ший мастер _ Виктор Николаевич Дорофе­ ев одобрительно скажет: «У стройка. Учиться надо! Неда­ вно с Елецким пединститутом утвердили' программу спец­ курса по психологии и педа- -гогике для мастеров... Есть и другие проблемы. Учебный цех ПТУ мог бы ра­ ботать эффективнее, но .сде­ рживают. различного рода ин­ струкции. неувязки. Для вы­ пуска того же мини-станка не всегда е^ть комплектующие детали. Руководству училища говорят: выходите на прямые договора с поставщиками. А те отказывают: больно несо ­ лидный заказ, не беремся. Таких «мелочей» немало. И отсутствие своей ремонтной базы, и нехватка высококва­ лифицированных спецналис- нагрузку обеспечим’. а для меня глаз —алйаз. Добрьпл творчества и в училище воз­ можности есть. — Теперь вот, видите, ка­ менная техника. обя.зательно кое у нас хозяйство,' улы- опережающая нынешний уро­ вень производства. Найти ее. удалось ке сразу. Первый «В.ЗНОС» сделали лип­ чане. Объединение «Липецк- сантехника» выделило станки с ЧПУ. Затем откликнулись на доброе дело коллективы бается Анатолий Алексееви’ч. Он нажимает кнопки, вклю­ чает приборы, и все вокруг оживает; пол.мигивают теплы­ ми огоньками экраны, бегут гося. План 263 выполнение — 303. Такой учебный цех ''— ме­ чта любого училища' области. Содружество с базерам* дает ____________ свои плоды. Они Ломогают его тов-программистов. Ищут, уже стар- оперативному переос::ащению конечно, выход, изобретают, наставник в соответствии с потребное- вьпфучиваются как-то. Но ' производства. ведь обидно; без излишних На участке, где когда-то этих хлопот можно работать учащиеся изготовляли очко- лучше, вые оправы, мы встретили в тот день специалистов завода . недоборудования. Те. нала- для него другой, лишь, легко- живали новую технику. Поин- весный смысл носило. Теперь тересовалась: а как же старая оно означает, что парнишка, линия, которой тордйлись обойдя в цехе все станки — еще два года назад? Устаре- ^ ^ о фрезерный, _ шлифовальный, ла, говорят. Завод- перешел не й, конечно, не преминула сверлильный и другие, одо- на новое оборудование. Вот. зайти в приемную комиссию. металлистом будет». У буду­ щего металлиста —■ рот до ушей; раньше-то это слово €<Вот и дожили до конкурса...» В училище я была с умной машиной. Коллегам нравятся уроки Елецкого машзавода, трактор. Савенкова. Бывший инженер ных гидроагрегатов; где в то время .директором был В. Н. Трубицын. Агрегатчики пода- рили училишч два робота-ма. нипулятора. Потеснив старые станки, -роботы по-хозяйски строки, приглашая к диалогу лел большинство трудоемких приходится и училище пере- Как с набором?’ .......... ....ч, г,ой.ч.г ориентировать... — В прошлом году мы Перестраиваться приходит- впервые не приняли всех же- ся на ходу, Но не только те- лающих — вынуждены были хнически. Важнейший вопрос отказать более вО^юношам и — подбор квалифицирован- девушкам. В этом '— заявле- ных кадров мастеров произ. ний еще больше. Будем вес- водственного обучения. Да, ти отбор по конкурсу аттес- " татов... Да, в СПТУ-2 сегодня кон- стал хорошим педагогом: него ученики не скучают. Некогда. Вот. например, при­ думал 'массу заданий- разной степени сложности. Ребята выбирают их сами, проходя работ. Конечно, за все задания ставят оценки. Но не только желанные «пятерки» подсте­ гивают интерес ребят. Они Бьшускают настоящую, нуж- ную заводам города продук- курс. Какое еще училище в области может гордиться Отрадно; что многолетние усилия оправдались. Сработа­ ла все-таки ставка на интерес молодежи к новому, на потре­ бность в серьезном деле. Привлекает в ПТУ ребят и многое другое. Здесь весь­ ма редки ЧП—воспитате­ льная работа ведется систем­ но, продуманно, в расчете на коллективн,ую ответствен­ ность за учебу и поведение. В учебном цехе ребята тру­ дятся по бригадному подряду, с оплатой по конечному рез.у- льтату. В соревнованиях ме­ жду группами предпочтение отдают оценке выполнения производственного плана, то есть отношению к труду, то- му, как учащиеся проявляют себя в конкурсах профмастер­ ства. Сурово наказываются правонарушения. Из-за про­ ступка . одного оплаты за труд, экскурсионных поездок, других льгот лишается вся группа. — Играть в самоуправле-- ние учащихся не хотим! Оно должно выражаться в конк­ ретном деле, — говорят пе­ дагоги. Договора с предприятиями , во всем оправдали себя. Мне показали в ПТУ док.умент: «Елецкий завод тракторных агрегатов осуществил ре­ монт... приобрел для .учили­ ща... Однако не выделил све­ рлильный станок с ЧПУ, микро-ЭВ.М «Искра-226».., Строгий, обязывающий доку­ мент. Договорились - - надо выполнясь. Но от взаимных претензий все чаще переходят, к взаимо­ пониманию. Неоценим.ую по­ мощь оказал СПТУ-2' заво­ дам, создав у себя вечерне­ сменное отделение для пере­ подготовки кадровых станоч­ ников на наладчиков опера­ торов станков с ЧПУ, Здесь обучается сто человек. Или другая проблема, ко­ торую пытаются решить сооб­ ща. На предприятия' пРишел хозрасчет, бригадный подряд. Как добиться того, чтобы вы­ пускник училища не нуждал­ ся в адаптации в цехе или. По крайней мере, нуждался минимально? Не секрет, но­ вичков на заводах, иногда встречают недоверчиво, пред­ лагают им работу разрядом ниже. А у ребят уже есть своя гордость; для того ли учились, чтобы подсобника.ми б^. 1 ть? Были случаи. когда мастера ПТУ снимали ребят с практики, не дающей «ни уму, ни сердцу», и перево­ дили в тот трудовой коллек­ тив, где уважали их знания и трудолюбие. Ведь эта очень важные аспекты становлеинд молодого рабочего. Недавно этот вопрос рас­ сматривали на совместном за ­ седании парткомов' училища н базеров. Педагоги прямо за­ явили; некоторые трудовые коллективы хотят получить его подготовке не вызывает у заводчан особой радости. Так нельзя. Надо работать с перспек­ тивой. Во всей сложности встал вопрос ускорения стро- ительства'''нового училивдй на 600 мест на долевом участии заводов города. Что получа ется? Речь об этом идет /с 1980 года, есть прекрасный -индивидуальный проект, ко­ торый. увы, быстро устарева­ ет. А на месте здания вЫрыт лишь котлован. Поневоле за­ думаешься: а, может, учили­ щу и невыгодно работать хо­ рошо? Вой, плохо зарекомен­ довавшим себя ПТУ в обла­ сти все внимание, на всех со­ вещаниях лишь о них н речь: надо помочь в том, в этом. А лучшее училище, как бедный родственник. Имеет станки последнего поколения и ря­ дом — холодные коридоры, отсутствие элементарных удобер . Ненормально это, неспр'аведливо. Елецкий эксперимент под­ готовки рабочих кадров ново­ го поколения продолжается, жизнь вносит в него свои коррективы, — в Д'ухе пере­ стройки, обновления. Л . ДУБИНА . НА СНИМКАХ : зде сь уч а ­ тся я зы к у компью тера , я зы к у техники зав траш н его дн я . В кабинете информ атики Е л ец ­ кого СПТУ -2 — будущие н а ­ ладчики , операторы станков е ЧПУ. З ан я ти я в едет инженер учи тель А. А . Савенков. Фото В. Д У РНЕВА . ПО СООБЩЕНИЯМ КОРРЕСПОНДЕНТОВ ТАСС И АПН ВО ВРЕД ДОГОВОРУ И СТАБИЛЬНОСТИ Министр обороны США Ка- рлуччи, выступая недавно ' в национальном клубе печати в Вашингтоне, заявил, что на пе- ворах по здерным и кос­ мическим воеруженйям «США не могут пожертвовать систе­ мами, необходимыми для обес. печения стабильного сдержива­ ния, такими, в частности, как КРМБ (к^рылатые ракеты морс- кого базирования), только ради сокращений или для обеспече. ния контроля». Возникает вопрос, как же представляет себе в таком слу­ чае министр обороны США бу . дущий договор о 50-пвоцевт- сокращениях стратегачес. ких яаступатедьных вооруже­ ний (СНВ)? Пентагон намерен разместить ракеты «Томагавк» более чем на 100 подводных лодках и 91 надводном корабле. Планиру­ ется закупить до 4000 таких ра ­ кет. 8 том числе около 800 в ядерном оснащении. Их нель. зя исключить из стратегическо­ го баланса. Для сохранения па- рэт-ета другая сторона была бы вынуждена' эти ракеты уравно­ вешивать, причем не обязате­ льно зеркальным образом. Од- нако никакого ограничения СНВ в этом случае не получи­ лось бы — это очевидно. Поэтому высказывания руко. водителя делегации США в Ж еневе М. Кампельмана о том, что если Советы не откажутся от требования ограничить КРМБ, то договор может и не состояться, видимо, следует рассматривать лишь как спо­ соб давления на вас либо как подготовку плацдарма для за- ТШ1ЮЗНИЯ перехчэворов ва пери* од смены власти в Вашингтоне. Но есть в этой позиции США в отношении всех вооружений морского базирования некая традиционность. Она основана на предпосылке, что США — морская держава, а СССР сухопутная. Поэтому, дес­ кать, если дойдет дело до ог­ раничений вооружений на мо­ ре, то они должны быть несим­ метричными — СССР должен- сокращать больше, несмотря- на то,' что превосходство в этих вооружениях на стороне США. Столь странная логика амери­ канцев неприемлема. СССР — великая морская держава, омьшаемая водами многих морей трех океанов. Протяженность наших морских границ (более чем 40 тысяч ки ­ лометров) побольше, чем у ' Нельзя не учитывать я то обстоятельство, что на амери­ канских авианосцах имеются значительные запасы ядерных бомб, а радиус действия разме­ щенных на них самолетов-но- сителей ядерного оружия до 1300 километров. Общее число таких самолетов-носителей на всех ударных авианосцах США; приближается к шести сотням. Это одностороннее преимущест- Выходит, что министр оборо­ ны США надеется получить на переговорах в Женеве, д опо . лнительную возможность н ара ,. стить уж е имеющееся у СЩА за счет авианосной авиации стратегическое пренмущестно? Но в таком случае безопасность' США не увеличится, если й' вблизи берегов будет находить?.. ся неограниченное количество кораблей другой стороны с н е . , ограниченным количеством кры ­ латых ракет на них. Не будет обеспечен в стра- т етч ес кий баланс, не . будет' стабилизирована стратегическая ситуация, если соглашение о сокращении СНВ наполовину не охватит все виды стратегичес­ кого оружия. В. ПАВЛОВ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСУНОК «Несмотря на коренные перемены, происходящие в СССР в области. . , : деиокративацнн и гласности, новые конструктивные нредложения Советского Враантельства по проблемам разоружения ■ одобрение нх мировой общественностыв. средства массовой информааич США во-прежнему продолжают разглагольствовать об «угрозе» Америке со стороны Советов». На рясувке газеты «Пнплз речивой надписью: «Граждане! дейлж ■Уорлд» у одного яз вол- Следуйте за нами, не то рус- ков, загоняющих стадо овец в скце настигнут вас», лес, в зубах лвсток с красно- Фотохроника ТДСС. В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС БРЮССЕЛЬ. Атлантический альянс самым внимательным образом изучит предложения государетв—учаетников Еар- шавекото Договора в области сокращения обычных вооруже­ ний. Об этом заявил здесь офя- щильный представитель меж ­ дународного секретариата НАТО. По его словам, лишь после тщательного прочтения документов, выработанных в ходе еостоявщегося в Польской столице совещания По.\нтичес- кого консультатнвноро коми­ тета государств—участянкоа Варшавского Договора, НАТО сможет высказаться по еуще- :сй в нихаред- ложенйй. БОНН. Решения Политического консультатив­ ного комитета государств—уча­ стников Варшавского Договора являются свидетельство'л даль­ нейшего сближения позиций Востока и Запада, говорится в расиространеваом здесь заяв­ лении официального представи­ теля правительства ФРГ Фрид- хедьма Оста. По мнению пра­ вительства ФРГ, готовность Варшавского Договора устра­ нить имеющиеся дисбалансы в обычных вооружениях щчем асимметричньщ сокращений со­ впадает с целями НАТО, прд- черкнул он. Совпадают такж е нозйции Востока и Запада в оценке состояния и персйектга развития взаимных отношений. Федеральное пра­ вительство, отметил Ф. Ост, разделяет мнение государств — участников Варшавского До­ говора о том, что проблемы ок­ ружающей среды могут быть решены только п'утем совме­ стных действий. Как сообщил представитель правительства ФРГ, канцлер Г. Коль дал ука­ зание тщательно изучить пред­ ложения Варшавского Договора. ЛОНДОН. Массовая демон­ страция британской общест­ венности. приуроченная к ис­ полняющемуся сегодня 70-ле­ тию выдающегося борца - пгю- тив апартеида Нельсона Ман­ делы, состоялась в воскресенье в лондонском Гайд парке. Бо­ лее 300 тысяч' человек приеха? ли сюда из разных городов Ве­ ликобритании и из-за рубежа, чтобы накануне юбилея лиде­ ра африканского национально­ го конгресса Южной Африки потребовать ' от властей Пре­ тории его немедленного осво­ бождения из тюрьмы. Эта д е ­ монстрация является кУЛьми- национньш моментом дроходя- шей на Британских островах кампании за освобождение Манделы. (ТАСС, 18 июля).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz