Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
19 июля 1988 г., № 168 (18 165 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ ПРАЗДНИК МЕТАЛЛУРГОВ В ЛИПЕЦКЕ В этот день на стадкоие «Ме таллург» было миоголюднр. Люди сходнлнсь сюда задолго до назначенного времени. Это и понятно, ведь День металлу, рга —главный праздник лип . чан, Рорво в 17 часов на зеле , вое поле стадиона выходят участники парада. В глаза бро саются яркие цвета знамен. По. еле торжественного марша поле появляются ] кого не оставили раваодушны- ь м и . Затем начинаются выступ, ■ л е в я я лучших спортсменов ^ Н Л М К . Их сменяют участники художественной самодеятельно сти. Понравились зрителям вы . стуллевия воспитанников конпо- ■спортивной школы. Аплодисме. вты н е смолкали здесь до поз днего вечера. Представление вылилось в яркий праздник. НА СНИМКАХ: парад участ ников: выступают артисты х у . дожествевной самодеятельнос ти ДК НЛМК. Фото А . гаРЕБА . ■РЕФОРМА ШКОЛЫ: ПРЕДСТАВЛЯЕМ ОПЫТ- ЕЛЕЦКИЙ ВАРИАНТ Много раз приходилось мне бьшать в Елецком СПТУ-2. службу, ковало нужные народному хозяйству рабочие ка по разным доводам. Чаще с участниками областных семи, дры: слесарей, плотников, кузнецов, формовщиков... ^ наров на его базе. Помню, как одинаково было удивление А вот сегодня влечет сюда молодежь приглашение у гостей, ожидали увидеть сверхсовременный комплекс. Но парадного входа. В нем — еще не совсем привычный на- оолее чем скромное училище и в родственники ему не го- бор новых профессий: оператор станков с ЧПУ, элактро- дилось. В старом здании — учебный корпус. Через улицу, где-то в недрах глубокого двора, тесные, приспособленные мастерские. Еще в одном здании — небольшое общежитие. Вот уже кстати тут вспомнить, сколь многострадальна, но и славна история училища, старейшего в области. Недавно ему вслолнилось 85 лет. С 1900 по 1918 год — елецкая сельская ремесленная мастершая, профтехшкола до 1931 года, ФЗУ в предвоенные и РУ в военные годы... Шло время, менялись поколения учащихся, педагоги, мастера, директора, а учебное заведение, несмотря на от. сутствие особых хором, несло и несло свою многотрудную механик по ремонту и обслуживанию счетно-вычислитель ной техники, наладчик манипуляторов с ПУ... ■«И это— в старых стенах? Трудно поверить?» — Все бы это да в новые кордусв! — Конечно, у них мастера какие... — Нам бы такой учебный дех! Так чем же интересен елецкий вариант, чем поучнте- На языке компьютера Все началось в ту пору, когда училище возг.давил но- . вый директор В. Б. Золота рев. Откровенный разговор на одном из партсобраний о том, как работать ч дальше, обнажил острую проблему. Да, ПТУ выполняет набор;' план выпуска, готовит разные кадры. Но 1 рот анализ закре- пляемостн выпускников на местных предприятиях, увы, не радует. Многие из парней, отслужив в армии, уезжают из Ельца, оседают в других города'Х, в не такой уж да лекой столице... Картина эта, думаю, знакома многим педа гогам ПТУ. Почему же моло дежь ничто не держит в ро дном городе?'А ведь именно «въехали» в учебный цех, сразу придав ему респектабе льный вид. Новая техника не долго была «музейным экспо натом»: ее освоили, и она на чала выдавать полезную про дукцию. Нр об этом — поз- Пелагоги понимали: ' новая техника — полдела. На ней, конечно, можно научить ра ботать, но вопрос: как рабо тать? Выпускник ПТУ. дол жен освоить любое сложное оборудование. А для этого ъютерной■ грамот^рсти, техническому языку исполнения будущих деталей.' . Оснрвы информатики орга нично. вошли в учебную про грамму общеобразовательных дисциплин: математики, фи- ' зики, химии. Ведь компью- терщает практически неогра. ниченные возможности реа лизации программир,уемого обучения, лозволяет препода вателям применять разнооб- разные методические Гршмы^ и № е х а р а з о ш н ш терес к рабочей педагогике, его^языку (компьютера. по-новому строить весь учеб- В. Ц. Дорофеев. — стоит 509 Н®давно^стал маглеоом^Вла- но-воспитательный ■1процесс. .......... Гостей унилища ' сегодня первым дело.м ведут в класс информатики. Им гордятся столы, программируемые ка лькуляторы, видеотехника, дисплейньг! класг, диалоговые вычислитель.чые комплексы. закрепляе 1 ность и ' составляет; эстетически оформленный ка- ип.гт лгччлиша. бинет располагает богатым Ребята легко постигают что раньше казалось им не доступным. Различные упра жнения учащиеся в игре техникой, разжигающей любознательность, выполня ют с удовольствием, творчес- ким.напалом. на равных с предприятиями. Учебный цех выпускает раз личные детали сложной сте пени точности и конфигура ции, сувенирный топорик, по.льзующийся спросом у по купателей. настольный свер лильный станок 2М-1.12. . Этот станочек был удостоен недавно приза' как лучший экспонат традиционной техни ческой выставки в Дюссель дорфе. —- Каждый такой, —• по ясняет заслуженный мастер ------- . р 0 ф ( - р рублей; Нам о т ч и с я я ^ я Щедрин, бывший на- ределенная сумма. Ребята станков с ЧПУ заво да тракторных гидроагрегатов. . машино- строительный' технику.м. На ев, В. А. Новиков. И. И. 'Ко- лчев. Н. М. Прокофьев, На всю область известен заслу женный мастер профтехобра зования РСФСР В. А. Зу бов, в предмет которого ■— • электромеханику просто влю блены ребята. Он же поко рил их и своим увлечением . —- радиолюбительством. Их коллективная радиостанция — лучшая в городе. Мастера-ветераны—надеж ная опора ПТУ. Но сегодня нужны и мас тера нового поколения, . со прикоснувшиеся с «техничес кой революцией». Их ищут, завлекают, . переманивают. Это сложно: на завбдах зара боток 4 0 0 рублей, в ПТУ — 1&0—;-220.- Система материа льного поощрения оставляет желать лучшего. Пока нет опыта направления в ПТУ и специалистов с предприятий, скажем, с сохранением им среднего заработка, как де лают это новолиггецкие метал- В училище идут, конечно, у кого есть истинный ин- имеют неплохую «добавку'» к 5? т а т г стипендии —. при старания Утончил вечерний до ста рублей. Но дело ие в рубле. Работа интересная, живая... Рассказывает, что КПД училища. Тревога росла не только, в ПТУ. В те годы елецкий пре дприятия все острее стали ощущать нехватку рабочих кадров новых специальностей.' Помню, как на совещаниях волновались, заводов тракторных гидроаг регатов. ■ «Гидропривод», «Эльта»: в цехи поступают новые станки с- ЧПУ. появля ются даже новые технологи ческие линии, а обслучкивать их некому. Кадровые рабочие, не готовы к такой технике, обучать их на /производстве — долго, неэффективно. Сима жизнь подтолкнула ПТУ и трудовые коллективы к содружеству. Надо, реши ли. озаботиться перспективой, действовать на основе четко- набором наглядных средств, дметов, и педагогам. Недаром он отмечен призом лище уже обобщили Всероссийского смотра-кон- - • - курса за лучшее комплексное педагогическое обеспечение предмета. Это своеобразная юных гидро^^^^ учебная лаборатория для пре- вных гилроаг подавателей школ, училищ области, ведущих «Основы информатики^и вычислитель ной техники». И все. конеч- но, не с неба свалилось, сто ило немало усилий. Сознавая важность новшества, не ску пились 'на ззураты предприя тия: знали, они окупятся. А ведь лишь один ДВК стоит около сотни тысяч рублей. _ училище-н& раъ'усоверше- Иитереснее стало работать, нствовалн в 'своем конструк- осванвая взаимодействие пре- ----------- ' — шея с ребятами общий язык, его группа — лучшая. Но в разговоре н Владн- даир, и другие молодые мас- лучших из них — математи-, ков л . Д. юровой, т. В. Зи миной, химика Н. М. Яровой, самого А. А. Савенкова. Приз из Дюссельдорфа те'ра 'были' откровенны: неле- ______ V „ ' ' ‘ ГКО им.-. Дело-то они знают торском бюро, где трудятся прекрасно, а в педагогике и чЯСТРПЯ и ТТЙПЯГОРН и VНЯ- __-г . __ _ . подчас «плавают». А ведь не секрет, что есть в учили ще ребята из «трудных» се мей, с дурным влиянием в мастера, р педагоги, уча щиеся. ^ Уважительно относятся в училище к тем, кто трудится ___ _ „ на участке станков с ЧПУ. прошлом. В тот день мастер Н. И. Ко- ' и здесь нужна лчев принимал экзамен у “ будущих наладчиков. Гена Меркулов, Толя Кокоткин. ‘Володя Давыдов и другие са- -ми настраивали станки на из готовление детали - - заказ завода «Гидропривод». Рабо тали не суетясь, с достоинст- ров. 'СПТУ-2 должно стать первопроходцем в подготовке рабочих кадров нового поко- Елепкий горком партии, горисполком поддержали ини циативу. .А в январе 1981 го да вышло и соответствуютее решение обкома партии, обл- к исполкома. ' Но трудности были впеое. ли. Как ' учить , на чем? Ста- ночньпЧ парк в ПТУ непло хой. Но нужна иная, совре- Лучшие часы в мастерских училища — утренние.' Тут все вом. как на заводе, только в ми- Из года в год растет про- ннатюре. Часы на проходной изводйтельность учебного це- торорят: на смену пора! Ре- ха. В 1986 году’ выпустили Наверное, счастливый слу- бята. надев спецовки, делови. • сложной продукции н а ' 21 й по.мог училищу то расходятся по цехам . .и тысячу рублей а в прошлом наити хорошего пре- участкам. Куда—это кому как — в два 'раза больше. Растет основ информати- ИППО.ЗОТ. ТТг, т,гхпт„-.о«/г ------- -------- ---------- ------- ки. Кто ищет — найдет. Ана толий Алексеевич Савенков сам признался: долго не под давался на уговоры. Какой резон ему, инженеру, имею щему в руках конкретное,' творческое дело на предпри ятии, идти в ,ПТУ? И в за-, рплате теряет. Но у дирек ции тоже был веский аргумент: го плана', конкретных догово- подавателя основ инФормати- повезет. По учебной ппогпам- средняя выработка на учаше- -__ _ „ :_ ки. г) пт --- Д я- МР ПНН ПНТНППНВТЛТ' Т?ПТТ няиа_ ■ __________ рубля ме они-, выполняют под ача лом опытных -мастеров раз ные задания. Подросток при ходит, скажем, в токарный цех, с минимальными навы ками. Но через два—три ме сяца, глядишь, ший мастер _ Виктор Николаевич Дорофе ев одобрительно скажет: «У стройка. Учиться надо! Неда вно с Елецким пединститутом утвердили' программу спец курса по психологии и педа- -гогике для мастеров... Есть и другие проблемы. Учебный цех ПТУ мог бы ра ботать эффективнее, но .сде рживают. различного рода ин струкции. неувязки. Для вы пуска того же мини-станка не всегда е^ть комплектующие детали. Руководству училища говорят: выходите на прямые договора с поставщиками. А те отказывают: больно несо лидный заказ, не беремся. Таких «мелочей» немало. И отсутствие своей ремонтной базы, и нехватка высококва лифицированных спецналис- нагрузку обеспечим’. а для меня глаз —алйаз. Добрьпл творчества и в училище воз можности есть. — Теперь вот, видите, ка менная техника. обя.зательно кое у нас хозяйство,' улы- опережающая нынешний уро вень производства. Найти ее. удалось ке сразу. Первый «В.ЗНОС» сделали лип чане. Объединение «Липецк- сантехника» выделило станки с ЧПУ. Затем откликнулись на доброе дело коллективы бается Анатолий Алексееви’ч. Он нажимает кнопки, вклю чает приборы, и все вокруг оживает; пол.мигивают теплы ми огоньками экраны, бегут гося. План 263 выполнение — 303. Такой учебный цех ''— ме чта любого училища' области. Содружество с базерам* дает ____________ свои плоды. Они Ломогают его тов-программистов. Ищут, уже стар- оперативному переос::ащению конечно, выход, изобретают, наставник в соответствии с потребное- вьпфучиваются как-то. Но ' производства. ведь обидно; без излишних На участке, где когда-то этих хлопот можно работать учащиеся изготовляли очко- лучше, вые оправы, мы встретили в тот день специалистов завода . недоборудования. Те. нала- для него другой, лишь, легко- живали новую технику. Поин- весный смысл носило. Теперь тересовалась: а как же старая оно означает, что парнишка, линия, которой тордйлись обойдя в цехе все станки — еще два года назад? Устаре- ^ ^ о фрезерный, _ шлифовальный, ла, говорят. Завод- перешел не й, конечно, не преминула сверлильный и другие, одо- на новое оборудование. Вот. зайти в приемную комиссию. металлистом будет». У буду щего металлиста —■ рот до ушей; раньше-то это слово €<Вот и дожили до конкурса...» В училище я была с умной машиной. Коллегам нравятся уроки Елецкого машзавода, трактор. Савенкова. Бывший инженер ных гидроагрегатов; где в то время .директором был В. Н. Трубицын. Агрегатчики пода- рили училишч два робота-ма. нипулятора. Потеснив старые станки, -роботы по-хозяйски строки, приглашая к диалогу лел большинство трудоемких приходится и училище пере- Как с набором?’ .......... ....ч, г,ой.ч.г ориентировать... — В прошлом году мы Перестраиваться приходит- впервые не приняли всех же- ся на ходу, Но не только те- лающих — вынуждены были хнически. Важнейший вопрос отказать более вО^юношам и — подбор квалифицирован- девушкам. В этом '— заявле- ных кадров мастеров произ. ний еще больше. Будем вес- водственного обучения. Да, ти отбор по конкурсу аттес- " татов... Да, в СПТУ-2 сегодня кон- стал хорошим педагогом: него ученики не скучают. Некогда. Вот. например, при думал 'массу заданий- разной степени сложности. Ребята выбирают их сами, проходя работ. Конечно, за все задания ставят оценки. Но не только желанные «пятерки» подсте гивают интерес ребят. Они Бьшускают настоящую, нуж- ную заводам города продук- курс. Какое еще училище в области может гордиться Отрадно; что многолетние усилия оправдались. Сработа ла все-таки ставка на интерес молодежи к новому, на потре бность в серьезном деле. Привлекает в ПТУ ребят и многое другое. Здесь весь ма редки ЧП—воспитате льная работа ведется систем но, продуманно, в расчете на коллективн,ую ответствен ность за учебу и поведение. В учебном цехе ребята тру дятся по бригадному подряду, с оплатой по конечному рез.у- льтату. В соревнованиях ме жду группами предпочтение отдают оценке выполнения производственного плана, то есть отношению к труду, то- му, как учащиеся проявляют себя в конкурсах профмастер ства. Сурово наказываются правонарушения. Из-за про ступка . одного оплаты за труд, экскурсионных поездок, других льгот лишается вся группа. — Играть в самоуправле-- ние учащихся не хотим! Оно должно выражаться в конк ретном деле, — говорят пе дагоги. Договора с предприятиями , во всем оправдали себя. Мне показали в ПТУ док.умент: «Елецкий завод тракторных агрегатов осуществил ре монт... приобрел для .учили ща... Однако не выделил све рлильный станок с ЧПУ, микро-ЭВ.М «Искра-226».., Строгий, обязывающий доку мент. Договорились - - надо выполнясь. Но от взаимных претензий все чаще переходят, к взаимо пониманию. Неоценим.ую по мощь оказал СПТУ-2' заво дам, создав у себя вечерне сменное отделение для пере подготовки кадровых станоч ников на наладчиков опера торов станков с ЧПУ, Здесь обучается сто человек. Или другая проблема, ко торую пытаются решить сооб ща. На предприятия' пРишел хозрасчет, бригадный подряд. Как добиться того, чтобы вы пускник училища не нуждал ся в адаптации в цехе или. По крайней мере, нуждался минимально? Не секрет, но вичков на заводах, иногда встречают недоверчиво, пред лагают им работу разрядом ниже. А у ребят уже есть своя гордость; для того ли учились, чтобы подсобника.ми б^. 1 ть? Были случаи. когда мастера ПТУ снимали ребят с практики, не дающей «ни уму, ни сердцу», и перево дили в тот трудовой коллек тив, где уважали их знания и трудолюбие. Ведь эта очень важные аспекты становлеинд молодого рабочего. Недавно этот вопрос рас сматривали на совместном за седании парткомов' училища н базеров. Педагоги прямо за явили; некоторые трудовые коллективы хотят получить его подготовке не вызывает у заводчан особой радости. Так нельзя. Надо работать с перспек тивой. Во всей сложности встал вопрос ускорения стро- ительства'''нового училивдй на 600 мест на долевом участии заводов города. Что получа ется? Речь об этом идет /с 1980 года, есть прекрасный -индивидуальный проект, ко торый. увы, быстро устарева ет. А на месте здания вЫрыт лишь котлован. Поневоле за думаешься: а, может, учили щу и невыгодно работать хо рошо? Вой, плохо зарекомен довавшим себя ПТУ в обла сти все внимание, на всех со вещаниях лишь о них н речь: надо помочь в том, в этом. А лучшее училище, как бедный родственник. Имеет станки последнего поколения и ря дом — холодные коридоры, отсутствие элементарных удобер . Ненормально это, неспр'аведливо. Елецкий эксперимент под готовки рабочих кадров ново го поколения продолжается, жизнь вносит в него свои коррективы, — в Д'ухе пере стройки, обновления. Л . ДУБИНА . НА СНИМКАХ : зде сь уч а тся я зы к у компью тера , я зы к у техники зав траш н его дн я . В кабинете информ атики Е л ец кого СПТУ -2 — будущие н а ладчики , операторы станков е ЧПУ. З ан я ти я в едет инженер учи тель А. А . Савенков. Фото В. Д У РНЕВА . ПО СООБЩЕНИЯМ КОРРЕСПОНДЕНТОВ ТАСС И АПН ВО ВРЕД ДОГОВОРУ И СТАБИЛЬНОСТИ Министр обороны США Ка- рлуччи, выступая недавно ' в национальном клубе печати в Вашингтоне, заявил, что на пе- ворах по здерным и кос мическим воеруженйям «США не могут пожертвовать систе мами, необходимыми для обес. печения стабильного сдержива ния, такими, в частности, как КРМБ (к^рылатые ракеты морс- кого базирования), только ради сокращений или для обеспече. ния контроля». Возникает вопрос, как же представляет себе в таком слу чае министр обороны США бу . дущий договор о 50-пвоцевт- сокращениях стратегачес. ких яаступатедьных вооруже ний (СНВ)? Пентагон намерен разместить ракеты «Томагавк» более чем на 100 подводных лодках и 91 надводном корабле. Планиру ется закупить до 4000 таких ра кет. 8 том числе около 800 в ядерном оснащении. Их нель. зя исключить из стратегическо го баланса. Для сохранения па- рэт-ета другая сторона была бы вынуждена' эти ракеты уравно вешивать, причем не обязате льно зеркальным образом. Од- нако никакого ограничения СНВ в этом случае не получи лось бы — это очевидно. Поэтому высказывания руко. водителя делегации США в Ж еневе М. Кампельмана о том, что если Советы не откажутся от требования ограничить КРМБ, то договор может и не состояться, видимо, следует рассматривать лишь как спо соб давления на вас либо как подготовку плацдарма для за- ТШ1ЮЗНИЯ перехчэворов ва пери* од смены власти в Вашингтоне. Но есть в этой позиции США в отношении всех вооружений морского базирования некая традиционность. Она основана на предпосылке, что США — морская держава, а СССР сухопутная. Поэтому, дес кать, если дойдет дело до ог раничений вооружений на мо ре, то они должны быть несим метричными — СССР должен- сокращать больше, несмотря- на то,' что превосходство в этих вооружениях на стороне США. Столь странная логика амери канцев неприемлема. СССР — великая морская держава, омьшаемая водами многих морей трех океанов. Протяженность наших морских границ (более чем 40 тысяч ки лометров) побольше, чем у ' Нельзя не учитывать я то обстоятельство, что на амери канских авианосцах имеются значительные запасы ядерных бомб, а радиус действия разме щенных на них самолетов-но- сителей ядерного оружия до 1300 километров. Общее число таких самолетов-носителей на всех ударных авианосцах США; приближается к шести сотням. Это одностороннее преимущест- Выходит, что министр оборо ны США надеется получить на переговорах в Женеве, д опо . лнительную возможность н ара ,. стить уж е имеющееся у СЩА за счет авианосной авиации стратегическое пренмущестно? Но в таком случае безопасность' США не увеличится, если й' вблизи берегов будет находить?.. ся неограниченное количество кораблей другой стороны с н е . , ограниченным количеством кры латых ракет на них. Не будет обеспечен в стра- т етч ес кий баланс, не . будет' стабилизирована стратегическая ситуация, если соглашение о сокращении СНВ наполовину не охватит все виды стратегичес кого оружия. В. ПАВЛОВ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСУНОК «Несмотря на коренные перемены, происходящие в СССР в области. . , : деиокративацнн и гласности, новые конструктивные нредложения Советского Враантельства по проблемам разоружения ■ одобрение нх мировой общественностыв. средства массовой информааич США во-прежнему продолжают разглагольствовать об «угрозе» Америке со стороны Советов». На рясувке газеты «Пнплз речивой надписью: «Граждане! дейлж ■Уорлд» у одного яз вол- Следуйте за нами, не то рус- ков, загоняющих стадо овец в скце настигнут вас», лес, в зубах лвсток с красно- Фотохроника ТДСС. В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС БРЮССЕЛЬ. Атлантический альянс самым внимательным образом изучит предложения государетв—учаетников Еар- шавекото Договора в области сокращения обычных вооруже ний. Об этом заявил здесь офя- щильный представитель меж дународного секретариата НАТО. По его словам, лишь после тщательного прочтения документов, выработанных в ходе еостоявщегося в Польской столице совещания По.\нтичес- кого консультатнвноро коми тета государств—участянкоа Варшавского Договора, НАТО сможет высказаться по еуще- :сй в нихаред- ложенйй. БОНН. Решения Политического консультатив ного комитета государств—уча стников Варшавского Договора являются свидетельство'л даль нейшего сближения позиций Востока и Запада, говорится в расиространеваом здесь заяв лении официального представи теля правительства ФРГ Фрид- хедьма Оста. По мнению пра вительства ФРГ, готовность Варшавского Договора устра нить имеющиеся дисбалансы в обычных вооружениях щчем асимметричньщ сокращений со впадает с целями НАТО, прд- черкнул он. Совпадают такж е нозйции Востока и Запада в оценке состояния и персйектга развития взаимных отношений. Федеральное пра вительство, отметил Ф. Ост, разделяет мнение государств — участников Варшавского До говора о том, что проблемы ок ружающей среды могут быть решены только п'утем совме стных действий. Как сообщил представитель правительства ФРГ, канцлер Г. Коль дал ука зание тщательно изучить пред ложения Варшавского Договора. ЛОНДОН. Массовая демон страция британской общест венности. приуроченная к ис полняющемуся сегодня 70-ле тию выдающегося борца - пгю- тив апартеида Нельсона Ман делы, состоялась в воскресенье в лондонском Гайд парке. Бо лее 300 тысяч' человек приеха? ли сюда из разных городов Ве ликобритании и из-за рубежа, чтобы накануне юбилея лиде ра африканского национально го конгресса Южной Африки потребовать ' от властей Пре тории его немедленного осво бождения из тюрьмы. Эта д е монстрация является кУЛьми- национньш моментом дроходя- шей на Британских островах кампании за освобождение Манделы. (ТАСС, 18 июля).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz