Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
!7.яюлМ 1988 г., 167 (18 164)? Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ I <;ветлвв« МЕКШЕН. «НЕ БЫВАЛО ВОВЕКИ ТАКОГО...» Жду, ладеюсь.. Ж ду , вадеюсь; у вяж у сама— Ваедятся от пуза, набьются, 6в{»ахла иатасжают в дома, одвчают—к душе обернутся... Нет, моя правота пе д р а м ' Не бьшало вовехв такого, чтобы здесь вот — « вот там ВО! Мод, сегодня бы ялоть чтоб трещало в шагу а у ж завтра в песню сложить нлн даж е воплахать Недавне в вздательстве «Художествевиая литература» из дан ОАВОТОМ1ЩК днсатедя „ .-нашего земляка А. К- Эороиского «Избранная вреза» , нодгетввАенвьш его доверью Г. а 1 В о . он работает у Ленина референ том. возглавляет издате-льство «Круг», журнал «Прожектор», руководит литературным отде лом в газете «Правда», читает Мод, сегодня б добить, дртерзать — в щ д ^ бднжннх слезами а уж завтра и правду я е любовью к Отечеству И вока средь гогучущих стерв в о з т ю ё т подобие шока — обезглавленный мечется нерв, к ак обрубленный провод без тока. Десять женщин десять женщин, . в в каждой свой характер, норов, дух... В той — авгед кроткий. В этой—^черт зловещий. В одной покорность, И тиранство в двух. движенье к целв. —полежу, д а погляжу... - семь пятвящ на неделе. А в остальных — такое в самом деде, . такое, что и слов Не нахожу. Они друг с другом чувств не разделяют, но каж дая гнет линию свою, когда собой другую затемняет, когда одна йьтгь вервою желает, а я ей проявляться не даю. Все десять друг на друга зубы во станет всех опасней, нз кожи лезть начнет и залопочет, что вдевно она 6Ь1ТЬ мною И на меня имеет все права.. Нет! С ними мне вовек не примириться, не умилиться, слыша зов родни.., Подальще от греха, как говорится. Я ^ держ у в ежовых ружавивах, вока не помыкают мной они. С ИМЕНЕМ видного деяте ля революционного дви . жения в России, совет- ското критика, писателя и пуб лициста ААексан,8,ра Кон стантиновича Вороиского свя зано стаиовление молодой советской литературы и крити ки послереволюционного перио- Судьба Воровского была сло жной. С самого начала и до конца это был трудный путь к правде. По истине —«через те рнии к звездам». Родился Боронский в селе Хорошавка на Тамбовщине, но своей родиной всегда считал Добринку, где прошл- его дет ство и юность. В повести «За живой и мертвой водой» он писал; »...Мы поселились от деда (отца его матери) через до.рогу, в невзрачном, с боль шой русской печью, домшцке, похожем на простую избу. Мать заняла место просфирни. Место это нас троих (мать, сот и его сестра) еле кормило». После смерти отца мать при- > везла пятилетнего .Александра и его младшую сестренку к сво ему отцу в Добринку. Дом на улице Октябрьской в Добрин- ке, где жил Воронский с 1890 по 1905 гсу!, и куда не раз приезжал после, стоит до сих пор. и пора бы местным вла стям принять решение об ус тановлении на этом доме м е мориальной доски. И вместе е другими словами не забыть по местить бы на этой доске сло ва В. И. Ленина, сказанные о Воронеком: «Старый, надежней ший партиец». Не всякий мог удостоиться такой характерис тики. тем более от вождя ре- волюхдаи. Воронский большевик С 1904 года. Вступил, в партию, еще учась в Тамбовской духо вной семинарии. Пишет и рас пространяет листовки, прини мает участие в революционных выступлениях рабочих Тамбо ва, в результате чего его иск лючают с последнего курса се минарии «за буйство вредное в политическом отношении». Он становится ирофессиоиадь- ньш революционером. Ведет подпольную работу в Тамбове, Петерб)фге, Влэдимире, Нико лаеве. 16 ноября 1965 года впепг'ые слушал Ленина, а че рез' год — личное знакомство, перешедшее в дружбу, он был средй немногих, кто посещал Ленина перед самой его смертью. Участвовал и Московском декабрьском вооруженном вос стании, Затем аресты, тюрьмы, ссылки, побеги. Встречи я дру жба с М. В, Фрунзе, М. Ц. Ульяновой,-Серго Орджоникид зе, В. В. Воровским, В. Н. Под- заслуга перед русской .зитера- турой так же неоспооима, как поучительна Ваша энергия». Воронский пишет много статей, посвященных нроблемам лите- ТРУДНЫЙ ПУТЬ к ПРАВДЕ Исполнилось 100 лет со дня рождения видного литератора- земляка А. Воронского бельскнм. Делегат знаменитой 6-й Вольщеваетекой конфере нции в Праге в 1912 году, 8-го съезда РКП(6) в марте 1919 го да. Член ВЦИК четырех созы- Нр любовь к литературе >ве проходила. Зародилась оца еще в семинарии, где он ор ганизовал выпуск рукописного журнала. И в ссылке стал ини циатором выпуска журнала «Яреиская колония политичес ких ссыльных», в 19И году в одесской газете «Ясная заря» опубликовал первые заметки о творчестве Максима .Горько го, Л. Андреева, Л . Аверченко и других. После цеволюции Во ронский становится редактором иваново-вознесенской газеты «Рабочий край». В. И. Ленин, высоко ценя партийную и журна.\истскую работу Александра Константи новича Воронского, вначале 1921 года пригласил его на ра боту, в Москву. И уже с июня Ворбнскшг возглавил новый, основанный при участии Вла димира Ильича, самый первый советский «толстый» л и ер а т у - рно - художеетвенгаяй и обше- ственно-политический журнал «Красная новь». Одновременно куре лекций но русской лате- ратуре в Коммунист-ическем университете имени Свердлова, в инетитуте журналиетмки, пед- ннсугитуте. Деятельность Воронского, как активного организатора совет ской литературы, характеризу ется не только ее собиранием, она связывается и с развити ем, дальнейшей разра'-откой ре- ВО.ЛЮЦИОННО - демократических трад.иций в марксистской эсте тике и кршнке . Он как никто понимал, что новое время тре бует нового подхода к искус ству, иной глубины художест венных обобщений, иной поли тической и классовой заострен ности произведений. В обстано вке острой идеологической бо рьбы в начале 1920-х годов Во ронский сумел объединить пи. еателей разных поколений и наиравленкй, ставших потом гордостью советской литерату ры. Сам термин «советская ли тература» впервые был введен Воронеким. , Его деятельность высоко це нил М. Горький; . «При ,#сдоаигс ях, сложность и тяжесть кото-, рых мне известны. Вам уда лось создать отличный ж ^ н а л , — писал он ему. Эта Ваша ратурншр движения, теории искусства, творчества многах писателей: Горького,' Королен ко, Алексея Николаевича Толс того, Есенина, Демьяна Ведцо- го, Всеволода Иванова, Сейфу- лцаой, НоЕИкова-Прибоя. Фаде ева, Тихонова, Малышкина, За мятина и других. Один за други-ч выходят сбо рники статей Воронского; в 1923 году — «На стыке», в 1924 ^ «Ленив и человечество», «Искусство и жизнь», в 1925— «Литературхаде типы», в 1926— «Литературные записки», в 1922 --- «Мистер Бритлши' пьет чащу до дна», в 1928 — «Ис кусство ви,аеть мир», в 1929 году — «Литературные портре ты» в 2-х томах. Воронский в статьях не толь ко эашип)1ал и отстаивал реа лизм, традиции русской и ми ровой классики, углубляя тем са-мым ревоАгациояно-демокра. тическую линию в эстетике и критике Г. В. Плеханова, уче ником которого себя числил, но и во многом верно предо пределил .ход, перспективу раз вития ВОВОЙ Ацтературы. «XV. дожщпс должен тметъ сочетать временное с вечным, — писал критик, — Только тогда его вещи становятся достоянием бу дущего, и только в таких про- и зведеш их подолгу живет ху дожественная правда». Однако уси-\ивц!иеся разно гласия Е литературных кругах, групповщина, вражда втянула и его, кристальной чистоты ры царя революции и литературы, в борьбу. Противники и оппо. ненты искажали его основные идеи и принципы, взгляд на творчество, искусство, культуру нового времени, извращали его позицию, особенно в недооценке пролетарских ннеателей, пере оценке «попутчиков», возвели чении роли интуитивного, под сознательного в творчестве ху- дожццка. Хотя прекрасно зна- Ац его вескомпромйсеноргь.'ето гражданскую доблесть, кредо его ЛЙЧЦОСТЦ: «Елаго реаолюцрц превыше всего, ц ииь?х посту латов V меня нет,..» Но спор, борьба обостря лись. Демагоги и псевдорево люционеры от искусства, отри цавшие классическое наследие, развязали, что называется, тра- В.МО Воронского. Они обрати лись даже в ЦК с требовани ем убрать, уда.лить Воровского из «Красной Нови». «Воронский Карфаген должен быть разру шен», — писал Авербах, один из «вождей» РАППа. И хотя За Воронского заступились и Фрунзе и .Дуяачарский. упре кавшие противников Боровско го в неправильном отождеств лении политической цозидин Троцкого с линией Воронско го, в 192'? году он все же был отстранен от руководства ж у рналами «Красная Новь» и «Прожектора, издательства «Крута, а в 1929 году исклю- . чен из ВКП(б) за якобы при надлежность к троцкиетско-Зй- ноцьевекой позицаи, Цд через год Воронский был восстанов лен в партии. В фезра.\е 1929 года писатель приезжает на жите-льство в Ли пецк. «Поселились Бочонекие с нами по соседству, в дс»мв очень культ^фной семьи адвока та Дьячкова Михаила Арис тарховича по улице Базарной (ныне Первомайская). На месте этого деревянного в кружевных карнизах дома теперь построен пятиэтажный жилой дом рядом с центральной сберкассой, — рассказывает ныне живущая в Липецке Алекеавдра Владими ровна Каменская, младшая се стра поэта Алексея Аниецкого (Каменского).—Воронский часто зах1ОД1-1,л к нам, у нас останав ливались приезжавшие к нему писатели. Я хорошо помню его. Было в нем что-то род, ное, доброе, великодуш, нее, сразу располагавшее к себе. Его взгляд, взыскующий правды, излучал какой-то душе вный свет, ясность, праздник. Покоряла его эрудиция. К а за лось, он знает какую-то только ему ведомую правду, знает и думает за всех, поэтому с ним . было\ как-то легко. Помню ле том, в августе был у него 45^ летний юбилей, надел о н ' рас шитую русскую рубашку и яряглаевл нас к известному ли пецкому фотографу Цаплину. У нас долго хранилась его фо тография., висела на стене ря дом с пейзажами брата, он все, бывало, заходил, любовался ка ртинами Каменского, а чвидел свою фотографию и пошупьл; «Снимите ео стены, а то попа дете в троцкисты». Это он иронизировал а связи с тем, что ему хотелось прочитать лекцию 0 Плеханове в недав но открывшемся До.ме агитпро па имени Г, В. Плеханова, сов мещавшего функции музея и дома политического просве щения, открытого в 1928 году, 30 мая, в десятилетний гдбилей со дня смерти Плеханова. Но Еоронскому отказали, как иск люченному И.З раргии. Осенью он как-то неожиданно уехал из Липецка в М оскву . А пото.м мы в газетах прочитали, что его восстановили в партии. А перед войной зашел к нам в дом участковый и сиял со сте ны его портрет и уцес...» Год 8 Липецке для Боронско- ТО не прошел даром. «Моя го лова сейчас занята темами ху- дожествеаногр порядка, — пи сал он в марте 1929 года в однам из писем, — и никак от- вязатызх я от них не могу». В Липецке он начал писать по весть «Глаза урагана», автобио графическую повесть «Бурса», окончательно подготовил уже написанную для отдельного из дания повесть «За живой и ме ртвой водой», приступил к сбору материала для вьппедшей вскоре в серии ЖЗЛ книги «Желябов». Летом 1029 года в Липецке Воронский принял уча стие в ПО',готовке 50-летнего юбилея цедившейся в Липецке организации «Народная Боля». Кстати, тогда же и была уста новлена мемориальная доска на доме по ул. Ленина, где жил Ж елабеа, в Линецкел Борваеким написаны рассказы: «Фрагмен ты», «Завод», «Федя — гвери- Аьяс», ряд статей. Вернувшись в Москву, Воронский иродел- жает писать, работает в Госли тиздате вплоть до 1937 года. Роковой этот год не мог не за- церить его, правдоискателя, сво им черяым крылом... Творческое наследие Ворон- ското богато. Кроме повестей и рассказов, он написал много литературно - критических и теоретических статей и тем са мым внес достойный вклад в фррмиррванй» методологаческих дсирв советской критики на ее начальном этапе.. Сегодня Во ронский получил объективную оценку деятельности и приз вание его исторических заслуг- Он любил жизнь. Он любил искусство, ©но для него было гражданской добдестью ' и под вигом. Все он ртдал этому подвигу, И даж е жизнь. А. БОРИСОВ. Алекеащдр В А Щ А е т . Б е р е з о в ы е п е р е л е с к и Березовые перелески Купаются в веселом блеске. А под березами —взтляип-ка Зарделась жарко земляника. И клевер в розовых беретах, В росинкэх и лучах рассвета Цвести в красоваться рад. Как будто вышел иа парад. И Аосы увеячаниый коронай, Уверен, что его не тронут, По придорожной полосе Выходит к звонкому шоссе. Родимый кран, твои I Очарования полны. И в рощах птичьи р И тихий плеск речной волны. И звон ведерка у колодца, И дятел в кепке над сосной — Все это нам в сердца Как голос матери родиои. Васклнй БУТОВ. В е ч н о с т ь ж и з ц и Здесь земля не урюднт — Одни песок да глина.-. Пришел старик, велаековый ва вид, из деревенекдй сипи. Взглянул на пустшпы грусть в душе тая. Висок потрогал белый, * Нрикинул что-то молча, про И принялся за дело. Валежник, листья, сена клок — долой! Так надо для иорядка. Скосил бурьян разросшийся. Вскопал аеспешво грядки. И что за диво! -_ новый- удел стараний и забот засеял семенами Прошла неделя. Вот они. ростки на голзбом просторе! Росли как в поле чистом И плети выкинули вскоре ...Краснит заря Какие зреют дыни! А вы «Земля, мол, здесь не уродит с одни песок да глина».„ : Л и с т ая педш ирки район ных г а з ет , н евольно |3амеча- , ешь , что некоторы е из них годами не п,убликуют сти хотворений , ну р а зв е что в новогоднем номере перере» читают откуд з -лнбо дро ве^ яр ем еч иы й на еей случ ай «бой к уран тов» , а в будние дни обходятся «суровой про зой» . Но в соседних с «про заикам и» районах буд- то бы цари т с^воеобразный поэтический Р ен ес сан с . . . Чем ж е объя сни ть подоб ную «чересполосицу»? Ви димо, все-таки дело в пози ции редакционны х работни ков.. Один редактор , ч еловек сугубо деловой и о тв ет с т . венный , видимо, «принципи ально » не любит стихи , как т ак о в 1эте. счи тает это д ело баловством , или ®в, видя я в ны е н есоверш енства ме стной поэтической продук ций, уж есточил , т ак с ка з а т ь , госприем ку и не находит врем ени , ж е л ани я или ум е ния органи зовать в р е д а к ции творческую учебу начи нающ их авторов . Другой же . н апротив , ч еловек б олее ш ироких .ли тературны х вку сов, он не гцлько и зд а т ел ь , но и читате.ль, к тому же и скренне ж е л ае т оживить газетную полосу, ра знооб . р а зи т ь ж анры и поним ает , что из начинающих стихот- йорпёЕ д овольно ч асто вы растаю т очень аан :е непло хие журн а лис ты что .так ценно в УСЛОВИЯХ известного дефицита кадров районных газетчиков . П рав , конечно, второй редактор-' публикующий ли . - т е р а т у р н ы е произведения -своих з ем л як о в . Но и он ■прав 'лиш ь в принципе, а не априорно , з ар ан е е и н ап е ред. И суть этого принципа с остоит в выработке и еоб- • лю денни должной с теп ени требований к худож ествен ному,- ли тературном у уров- - ню произведений начинаю щих а второв , Должно бь1ть проявлено не просто раду шие и готовность п еч атать п ервы е же «пробы пер а» , но умение вним ательно про честь и прокомм ен тировать эти '« п р о бы » . р а зъ я сн и т ь , что «пробовать» придется долго и в се р ье з , что лц т е . ра турой н ел ь зя з ан им а т ьс я в кач ес тве хобби. Х орошо, к о л ь в редакции найдется лите)аатурно эруди ро в ан ный человек , а не просто н ахв атавш ий ся расхожих ли тературно -кри тических ба нальностей . Он суме.ч бы органи зовэ тф работу литобъ - •единения . Можно и нужно чаш е п ри сы лать стихи на кон суль тацию е проф ессио нальную писательскую орга низацию . С ам ая с ер ь е зн а я ш кола — чтение . Чтение и вы соких образцов классиче - ской и современной л и т ер а туры , и ли тер а туро вед ч е ских работ , н проф ес сион ал ь ной критики в ли тер а турны х га з ет ах и ж урн а л ах . В этой «ш коле» у нас мало- с тар а тел ьны х учеников , больш е, л ен тя е в , а бе.з подготовки с ерь езного эк з ам ен а не вы д ерж а т ь . От заниж енностн кри тери ев', преж деврем енности - пуб ликаций начинающих а вто ров с тр ад ае т и репутация га з еты , и вкусы читателей , рискующ их с лож и ть д ля с е , бя превратное п р ед ставле ние о норме ли тературности , худож ественности , если им в к ач естве поэзии будут преподносить махровы е бу кеты я зы к о вы х ш тампов и б ан альны х красивостей . Зн ак ом ств о с поэтически ми публи каци ями в район ных газ етах наш ей об.пасти дает основание ска,зать, что в цреледчие год-дца не по явил о с ь новых авторов , р е з ко вы деляющ ихся из общ его ряда . Может , кто-то из «но вобр ан ц ев - поэзии» и пр о я вит в будущ ем яркую, инди в идуальность д аров ани я , но пока отметим массовый ин тер е с к творчеству самого широкого круга людей , Вуеть д аж е не помыш ляю щих и скрение о том . чтобы евя:?ывать когда-то свою судьбу- с ли тературой . П росто человек , сам того не ожидая , ощ утил .ж елани е «говорить каким -то особы,м я зы к ом » . Что же .это за особый я зы к —- ПО.ЭЗИЯ? Я имею в ВИ.ЧУ «собственно поэзию» , н ад еясь на взаимопонима ние в том, что понятия «по эзи я» и «стихи» иесинони- мичны. Поэзия — нечто ка че ственно особое, прак ти ч е ски не поддаю-шееся точным ф орм улировкам но реально с ущ ествующ ее , с р а зу угады ваемое , — с воеобра зны й «МО-мент у д и в л е н и я » . ' позво ляющ ий п р еодолеть пелену автом атической привы чно сти, з а с т ат ь мир врасплох , не р а с с к а з 1»шать о нем , а п о к а зы ва т ь , воссо здавать . Возмонсноеть 'поэзии мо ж е т быть приближ ена т о л ь ко глубоким , подлинным р а зви тым ч у в с тв ом , 'с л ож н ой интенсивной духовной ж и зн ью , уровнем личности а втора . Й воспитание в се бе личности , р а зви тие во з можностей мысли и чувства — не е сть что-то о тъ еди ненное от поэтической рабо ты , а н аоборот — со ст ав л я ет сам ую ее суть . Р е а льны й мир м ожет дат ь а втору ро в но столько , с колько гот способен воспринять , почуа- ствоватЬ . осмы слить . уло вить в нем неповторимое , драгоценное , п ер ед ать это объемно , ярко , свежо . Иногда этот • собственно поэтический момент удае т ся нашим автор ам . Н. К а ли нин из Л ебедяни пишет: Солн ечн ая , тучн ая Зо л о т а я рож ь . Т епл а я , сыпучая . Как в ладон ь возь .чешь ... И .если в п ервы х двух стро ках слов а не ахти к а кие п ерво зданны е , то далее «просто стихи» приобрета ют ч ерты поэтические . Нам дано ощ утить в один миг т еплоту и сыпучесть з ерн а , слова перестаю т быть про сто слов ами , о с я з ае т ся не посредственны й мир. А* это, ка з ал о с ь бы, немудре.чое «к ак в ладон ь в о зьмеш ь» за- з ем л я е т с ка занное на лич ность . на судьбу ч еловека . уров ен ь ра зго вор а , вы разить чувства и мыедн н еордин ар ного порядка . Стиль подоб ных стихов —- исихологнче- е к а я облегченность, ^ прямо линейность , одноплановость. П рочная настроен!Юсть на банальный уровень мысли , поверхностность, э л ем ен т ар щину не дае т ра зниться творческому н ач ал у . И м нож атся стереотипны е сти хи, сделанны е , что н а зы в а е тс я . н а одну колодку- Положим , н аступ ает в на ш ей полосе осень, и авто- ние развер .чулось минувш ей зимой на стр.аннцах наших районных га.зет. Но к а к 'пи ш ет Р . Ч екм асов , «ведь )1се р авно настан ет л ето» . Онр настан ет , и наши а вторы в стретя т его во всеоружии очередны х к ал ендарных шта.мпов. Пишут р а зны е люди , п ечатают р а зны е |га- зеты , а все вы гляди т как бы списанным из чужой не свеж ей тетрадки . Авторы н аходя тся в тон стадии уче ничества, когда собственное по.этическое мыш ление , оп . реде л яю щ ее содерж ание сти хов, ещ е не ра зви то и под м ен яется бездумным сколь ж ением по поверхности . трубы з аводов Н а р адость и счастье советских людей» . (Л . Добрынин, Т ербуны .) Ничего себе пожеланьице! Уж они дохнут на счастье , т ак дохн.ут! К тому ж е . сох р а н я я спокойствие . Можно ещ е поня'гь. что работники редакций порой испы тываю т сомнение — публиков ать или не публи ков ать гладки е ш аблонны е стихи , не ж д ат ь ж е , пока созрею т ш едевры . Но р еда к тора должны были бы ос тановить случ аи явны х н е суразиц , н евообразимого сумбура н неоргани зованно сти мысли , н елепы е ассоциа- копечно ж е , не надо. Они явно н аходятся Б долитера- турной стадии . Н ет сомне ния. что редакцияд! не еде^ д ует и скусственно культцря - ровать атм осф еру л и т ер а тур ной жизни , с о здав ать визй - .мость таковой , ко.ть ее нет. Но. бывает , в стретиш ь на с траницах га з ет б есхитрост ны е призывы побаловаться стихами . «Н ет ли у кого ещ е ж е л ан и я попробовать себя , к ак считаете , чаплы - гннцы?» — балагури т с чи тателями работник редакции А . Есин в стиле довольно- таки ра зв я зн ом . «Со рреме- т м стали .удаваться поэти ческие н аходки» , — ко.м.мен- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД СЛОВОМ -Обзор поэтических публикаций в районных газетах на обеспеченность слова ре альной жизнью . Рабочий Л . Е рмаков (г. Л ебед ян ь ) с яодлинрой горечью пишет о д ет я х бло- Р а а ве м ожно жить . н е улы бая сь . Но особый тем улы бкам Д ед Мороз от голода ш ат а яс ь . По картош ке каж дом у Ветеран Г. Скаредное (Е лецкий р-он) с болью го ворит о трагических ж ер т в ах п ервых дней войны-. На них не писано бумаг . Ни наградны х , ни похоронных ... К омм ентарии излишни ^ стихи говорят сами за Можно было бы привести в кач ес тве по зитива лириче ские публикации М. Труби- цнна в елец кой городской г а з ет е , некоторы е сати ри ч е ские миниатюры Л. Пере- крестов а из Т ербунов , ель- ч анина Т ерен тьева , врач а йз Ч аплы гииского района А. Герасина . К сож алению , и эти авторы не во всех своих п уб ликаци ях вы ходят на прием лемы й , «печ атны й» , творческий уровень , В основном ж е с тихотвор ны е публикации районных газет представляю т собой, х о т я , порою и гладки е , бой кие но облегченны е м ал 1>- содерж а те л ьны е упраж не ния, Р е а ль н ая слож ность духовного мира человека о с та л ас ь как бы за гранью строки , и автор предстает не готовым к серьезном у диалогу с чи тателем , не уме ющим предложить достойный Доброе ). ' «П лачет з а окном сер а я осен ь» . . . (А. Л еонидов . Тербунь^). И причина д л я грусти у в сех авторов — то «багря ны е кисти р ябины » (Б . Во- лы нчнков , Л ебед ян ь ), то «пож елтевшие ли стья бере зы » (Ф . Востриков. Л ебе дянь ). Но конечно ж е . б о л ь ш е всего н ад ры в ае т душн крик журав.чей. П раво ж е , нс к аж ды й год видим мы журав .ля ' в небе, з ато в сти хах начинающ их авторов р едких этих птиц гораздо больш е, чем в природе ; «Грустил порою с Н{уравлями» (А. Камынин , Тербуны ). «К ри к ж ур а в ля над речкой синей» ; «Ж ур авли — природы Пилигримы» ' (А . Леонидов. Т ербуны ), «Ж ур ав ли ны е '-.лышатея крики» (Ф . Востриков. Л ебедян ь ). « З в а л жур а влей уставших з а собой» (В. Волынчи- ков, Л ебедян ь ). У зимы будут свои д еж у р ны е ш тампы: «Зим а пришла , В окр^т Дорожки тоже зам ело» . (Л, Ю рова , Усмань). « З ам е л о , з авьюжило , зан ес л о тропиночки, З а кр уж и ли с ь в воздухе белы е сиежйночки» (А. Гришина , Т ербуны ). « З а к р уж и л а м етель, засви с т ел а » . «Вью га кру жится вновь каруселью » (Ф. Востриков. Л ебедян ь ). «К руж атс я снежинки. Б елы е пушинки» (Л . Без- ре зина . Ус.мань), Вот такое снего задерж а - Вместо творчески неповто римого вы р аж ен ия своих ис кренних п ереживаний начи нающие авторы з аним аю тся н ез атейливы м повторени ем ш .аблонных деталей и приемов, а все , что п р ев р а . тчл о с ь в шаблон , т ер я е т смы сл , т ер я е т право на . су щ ествование . Не менее б езотрадн ая к артин а предстает и в сти хах больш инства авторов на г раж дан ски е те.мы. П ретен дуя на общественное звуч а ние,. они, к ак правило , выг л я д я т тем - ж е н абором де- ж^фных ф р а з . А втор с коль зи т по поверхности общ ест венно , в аж ны х . понятий , как ско л ь зил он по поверхности чувств личных , не проникая в слож ность и правду . Мно го пустой . ■ поселяющ ей граж дан ское р а зд раж ени е риторики многолетней д ав ности. особенно неуместной и архаичной в сегодняш ней идеологической атм осфере . «Ж изн ь вперед ув еренно ш агала . Вознося п о ч е т , . хвалу и честь» . " «П у с т ь лет я т от кр ая до к р а я Песни счастья . моя родная И горит , как я р к а я зв е зд а » . (Д. Любавекий , Д анков .) В подобных .д екл а р ати в ных здравиц ах а вторы порой доходят до я в н о й . нелепос- «Чтоб с нового дня наступивш его года До самых последних в году этом дней Спокойно дыш али бы ции, н епропнсанность смы с л а , и зъ я ны в куса , откровен ный примитив; «П о к ак будто кам ень „ в ру сле рек П ере кры ло что-то русло мыслей» . (М. Бухо л ьц е в . Усмань .) «К а к часто только после с)иерти Свою мы ц е н у у зна ем » . (А . Д ро здовский , Т ербуны .) «Вам не сня тся трупы в аш их внуков , Коль не сня тс я , зр я » . (А. Добрынин , Тербуны ). Не остан авли в ает р е д а к торов н такой я зы к многих стихотворных упражнений : «Прохожие проходят ми мо» (Т. Портнихина, Дан- «Д ед Мороз вновь опять приш ел» (В. Томилин , Воло- «И з а п еречнем помехов Ч етче видятся успехи» (Е лец к ая районн ая газ ет а .) «Ч и тан ь е книг - - сегодня спорт» (Тер- бунская районная г азета .) «Горы пепла и горы , простите , д ерьма З а собой оставляем , спуская сь в Анд» (А . Леонидов . [Тербуны). «Один из них был юный В аля Котик. Которого с рожденья так все зва ли» . . (Н . Ш ев елев , Т ербуны .) Можно было бы продлить этот список ' я зы ковы х п ере косов и смещений . . Вот и подумает практич ный редактор , п еч атать или н е ' п еч атать стихи . Т акие . тиру ет робкие попытки че- ш р н а д ц а т и д е т н е г о а втора усм анс к ая районная газета . Не скромничает в оценках в есьм а средних стихов е лец к ая городская газета , н а зы вая. их «творчеством» . Ыа откровенно примитивном уровне , компрометирующ ем и ли тер а туру , и ж урн а лис тику , выдаю т тексты на ме стны е темы Еоловская и е ле ц к ая районны е газеты : «И в колхо зе имени XX иартеьезда С троят Фабрику молока . Н е я з де сь а ктивность строителей Очень с лаб ая пока» . «Д а, низка здесь ' урож айность . Не м ахнуть ли в «Солидарность»? Особенно много стихо творных публикаций в стре чаем в тербуиской районной газ ет е . Усиленно культи ви ру е тс я ж а н р , стихотворных подтекстовок к ф отограф и ям . Особенно смущ ает сом нительного кач ес тва юмор под фотограф и ями из серии «О бъ екти в улы ба етс я» . ' И уж совсем редкий ж ан р — стихотворны е отступления а втора в очерковы х м атери алах . При всей готовиосгн понять стреч .ченнс р едакто ра ж и во н разновбра;зио в е сти газетное дело не могу согласи ться , что оживление можно внести количеством , а не качеством публикуемых стихов. Р ед ак тор А. ‘ Елец , них п еч атает в г азете и свои стихи . Думаю , что , в принципе, в этом нет ниче го предосудительного . Есть у него хорошие , кскренние , отм еченны е максим ализмом молодости , строки : «Н е боюсь с ка за т ь сегодня /.правду, потому уЕврен: правда ееть1» Вы зыв ает у важ ение см е л ость авторской позиции , по- тому к ак у гады в ае тся р е аль- ное нротиЕОСТоянно не уо-лов- ных , а дейетщ телцньгх про . ТИБНИКОВ. Но порою , борясь с васледне.м застойного -йро- шдого, с его п арадны м .с а модовольством и пустой р и торикой, автор н езам етно д л я себя яп аядет в т у ж е крайность , но от.мсчекную протироролджным знаком'. А ри тори ка прогрессиста -ни- чуть не лучш е рн тори кн кон с ерв атора . Это конъю н ктур щ икам нужны т р е с к у ч а я -д е кларати вность , а перестрой ка треб уе т кач ес тва работы , в том числе и л и т ер а тур ной, В данном ж е слу.чае искренность нам ерений „ не облечена в худо'жеств§нно содерж ательную ф орму : « Б у д ь ж е ты вовек ' благословення . Ш ко ла твои кл ас сы и ц еха . И под ф л агам Пленума ЦК Ты найдешь дорогу - ■ н епременно ...» И ещ е необходимо с ка з а т ь об одном в аж ном , ’-аа- ж е важ нейш ем , у слоявн со з- Дания должной духовной а т м осф еры д ля роста таорче- еннх способностей начинаю щих авторов . Я имею в--ви ду я зы к газ етны х м ат ериа лов . . Цитирую лебедянскую районную г азету ; «И дя н а встречу . полон •решим ости» , «весомый вкл ад в общий ус пех» , «успешно выио.таен п лан» , «успех приш ел , бла год ар я» , «хорошие трудо вы е подарки приготовили» , «хорош им и ' до стнж еи вям я в труд е в стретил» , « к о л л ек тив досрочно рапортовал по р е зу л ь та т ам двух л ет» . ' Н уж совсем зарапор то в а лис ь в праздничном номере от 7 ноября минувш его года; «В числе лидеров пр ед съ е зд о в ской в ахты » . Какой с-ьезд имеется в виду , товарищи?! И неуж ели не чувствуете анзхроннз.м подобной ш аб лонной стилистики? В стиле речи пробавляется стил ь мы ш ления , стиль работы , и в том . и в другом , и в тр е т ь ем критерий оценки твор чество . И. ЗА В Р АЖ И Н , организации, член оравленвя Союза писателей РСФСР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz