Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ НОВОСТИ ♦ Месячник военной книги в связи е приближаю­ щимся 70-летием Совет ских Вооруженных Сил В лнпедком магазине «Воен­ ная книга» начался ме­ сячник, посвященный юби­ лейной дате. В его про­ грамме—выставки-прода­ жи . литературы военно- патриотической темати­ ки, подготовка аннотиро­ ванных обзоров новых по стунлений, встречи чита телей с литераторами фронтовиками, участника ми Великой Отечествен ной войны, советскими воинамн-интернадионали стами и другие меропрня Учтено и то обстоятельст­ во, что в канун праздника при оформлении школьных залов, галерей боевой славы в профтехучилищах, помеще­ ний ДОСААФ. красных уголков предприятий, строи­ тельных организаций, колхо-. ВОВ и совхозов потребуется ■соответствующего характе­ ра материал. Для этих це­ лей магазин предлагает ис­ пользовать подборку из 24 ' плакатов небольшого форма­ та, специально выпушен­ ную к .этой дате. При созда­ нии комплекта «Боевая гроз­ ная — сила краснозвезд­ ная» использованы историче­ ские фотографии, карты-схе­ мы, репродукции картин из­ вестных художников, цвет­ ные слайды, рассказываю­ щие о прошлом и настоя­ щем Советских Вооружен­ ных Сил. В. ПОЛУХИНА. Потерь не будет Более десяти рациона­ лизаторских иредложенкй, направленных на эконо­ мию в эффективное ис­ пользование топливно- энергетических ресурсов, — таков итог многолетне­ го участия в походе бе­ режливых новатора Лебе­ дянского молзавода, вете­ рана труда В. А. Вилки- Одно только последнее новшество мастера котель­ ных установок позволило найти применение неисполь­ зуемым прежде теплоноснте- . лям — отработанному пару, а также и нагретому возду­ ху. Новая замкнутая техно­ логическая схема, разрабо­ танная В. А. Вялкиным, пол­ ностью исключает прежние потери тепловой энергии ('а это около тысячи гигакало­ рий)', которая используется теперь на отопительные ну­ жды. Экономический аф­ фект новшества превысил 1000 рублей. С. ИВАНОВ. Конкретный вклад в содиалнстическнх обя­ зательствах, которые при­ нимает коллектив четвер­ того тракторного цеха Ли­ пецкого тракторного заво­ да, есть среди других н такой пункт; перечислить в течение года в Совет­ ский фонд мира одно­ дневный заработок. В 1987 году общий денеж­ ный взнос этого подразделе­ ния составил 2000 рублей. И. в частности, служба ме­ ханика перечислила 225 руб­ лей, участок № 7 — 250 . рублей, инженерио-техниче. ские работники цеха пере- числили 344 рубля. Не ос- . тались в стороне и другие службы и участки. Это кон­ кретный вклад работников в дело. мира. Нам остается добавить, ^что и в нынешнем году коллектив, теперь уже по доброй традиции, сделает • очередной денежный взнос. С. ПОРЯДИВ. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В Москве вышло вто­ рое издание энциклопедии «Гражданская война и военная интервенция в СССР» приуроченное к 70-летию Великого Октя- Более 2700 статей расска­ зывают о том. как в УСЛОВИ­ ЯХ ра.зрухи народного хозяй- " ства советский народ герои­ чески отстаивал завоевания революции, вел йапрякюн- ную борьбу за хлеб, уголь. Ют 'материалы книги, посвя шейные установлению Со­ ветской власти на террито Рии нынешней Липецкой об ласти действиям войск Юж. ного фронта, в том числе 13-й армии РККА освобож­ давшей наш край от бело гвардейцев.. Л. ЖИХАРЕВА. В условиях перестройки, осуществляемой во всех сфе­ рах нашей жизни, неизмеримо возросли требования к ра­ боте высшей школы. И особенно — педагогических ин­ ститутов, которые призваны готовить учителя, способного быть творческой личностью, обладающего и знаниями, н мастерством воспитания. Образно говоря, сейчас общество остро нуждается в учителе новой формации — талантли­ вом специалисте; задача которого — выявлять и разви­ вать с ранних лет способности детей, переходить к углуб­ ленной подготовке старшеклассников по отдельным цик­ лам наук в соответствии с их способностями и интереса­ ми. Иными словами, педвуз, готовя специалистов для об­ щеобразовательных школ, становится ответственным н за то, с Какими знаниями, мыслями, настроениями будут ухо­ дить в жизнь их вБшускншш. Как Же перестраивает свою работу в свете этих требо­ ваний коллектив преподавателей Липецкого педагогиче­ ского института? и сформировать способности студентов к научной работе. Как результат такого поло­ жения с НИРСом, лишь еди­ ницы вьшускников, работая в школах, продолжают вести совместную научную работу с кафедрами. За последние го-, ды институт никого из моло­ дых учителей не рекомендо­ вал в аспирантуру, а 'сред­ ний возраст кандидатов наук при защите равняется 37 го- Современные требования к науке, в том числе и вузов­ ской. требуют объединения научных сил, выхода на ком­ Недавно там состоялось партийное собрание, был за­ слушан отчет парткома о работе по перестройке. Пос­ ле доклада поднимались до­ центы, профессора на трибу­ ну. И, как ИИ странно, не о программе перестройки гово­ рили, не, о насущных задачах вуза, а выясняли личные отношения, укоряли друг друга, «приклеивали» ярлы­ ки. Н лишь три-четыре чело­ века из полутора десятка выступающих вспомнили о 1 ’лавном — о том, каких спе­ циалистов и как готовит ин­ ститут... Собрание однозначно пока­ зало, что обстановка в вузе явно ненормальная.. Крити­ канство и демагогия, раскол коллектива на группировки — вот, пожалуй, главные '«слагаемые» этой атмосфе­ ры, У некоторых преподава­ телей, занятых мелкими и крупными конфликтами, лич­ ностными амбициями, поте­ ряно чувство ответственно­ сти за свою работу, способ­ ность принципиально решать злободневные проблемы пе­ рестройки учебного процесса. Высшая школа: проблемы перестройки ПРЕОДОЛЕТЬ РАЗЛАД При знакомстве с жизнью вуза вспомнились слова пуб­ лициста Ивана Васильева. Как будто побывал он в Липецке, насколько точно отображают они обстановку, сложивтюся « институте. «Мы должны выздороветь. — пйсал Иван Васильев, — а выздоровление возмож­ но только через борьбу. Дру­ гой ВОПРОС стоит сегодня на повестке дня: канне Формы прини.мает эта борьба? Пока что — форму отмщения, группового противостояния...» Примеров на сей счет бо­ лее чем достаточно. Вот один из .них, .лежащий, так агазать, на поверхности. В штыки встречены иными пре­ подавателями факультетов физврспитаиия, иняза. ка­ федр общественных наук работы по ремонту корпусов института и общежитий. И Не так они ведутся, и нужны ли вообще, и зачем, мол. на ре.монт деньги тратить? Да что же ТУТ плохого? Что за­ зорного для вУза здания ко­ торого не ремонтировались Нелипше, наверное, ука­ зать, что студенты должны относиться к институту, как к храму науки и знаний. И если в .этом храме появятся зеркала и облицованные мра- .мором стены. — .ущерба для воспитания никакого - не предвидится. Или будущи.м педагогам удобнее жить в комнатах, где двери проло­ маны, а стены обшарпаны? На наш взгляд, не только о ремонте надо дебаты вести. А о том. например, почему в институте не создан, образно говоря, культ учебы. Все ча^ 1 де в школах области конста­ тируют. что у выпускников вуза нет прочных знаний, не выработаны навыки публич­ ных выступлений, культуфа поле.мики, умение убежденно отстаивать коммунистические идеалы. Это и не случайно, студент для некоторых препо­ давателей стал чуть ли не по­ мехой. Сложилось глубокое внутреннее убегжление, что. допустим, профессору доля:- ны быть послабления, он мо­ жет иметь щадящую нагрузку в чтении лекций, не вести практических занятий, не руководить практикой, его. мол. долг заниматься чистой научной работой, как в НИИ. И вот на кафедрах общественных наук, факуль­ тете физвоспитания,- индуст­ риально-педагогическом фа­ культете учебную нагрузку планируют так, что место за трибуной порой занимают ас­ систенты. Профессора, наибо­ лее опытные преподаватели не участвуют в организации ди­ скуссий, вечеров вопросов и ответов, в обсуждении со сту­ дентами книг, кинофильмов, спектаклей. Уж кому, каза­ лось. заниматься бы этой ра­ ботой. как не преподавателям общественных циклов. Но их неформальные контакты со- студентами очень редки, пре­ подавателей, которые встре­ чаются и беседуют с ними' во внеурочное вре.мя. вооб­ ще моншо пересчитать по пальцам. Да что говорить: такие неформальные встречи тре­ буют хорошего знания лич­ ности каждого студента его интересов, увлечений, способностей. Без этого той же дискуссии по какому-то острому вопросу, литератур­ ной новинке не проведецгь. А как ее вести, если иные преподаватели даже фамилий студентов не знают? Нам приходилось бывать в общежитии ' института и, право же, стыдно за препо­ давателей, которые маются в коридорах, явившись на де­ журство, и не знают, о чем и как беседовать со студен- В основу вузовской пере­ стройки заложена, как из­ вестно, плодоносная педаго­ гическая идея: превра­ тить студента нз пассив­ ного школяра в деяте­ льного созидателя себя, как будущего специалиста. Для этого требуется перестроить учебно-воспитательную рабо­ ту и. в частности, ориентиро­ вать студентов на' самостоя­ тельные занятия. Это вроде бы и делают в институте. Но как? На большинстве факуль­ тетов ограничились чисто фо­ рмальной стороной дела: для студентов определен день самостоятельной работы, ко­ торый успешно используется ими' в качестве...' дополните­ льного выходного. А где кон­ троль? Где научно обоснован­ ные планы самостоятельной работы? В рамках учебного расписания она дал^е не спла­ нирована на художественно­ графическом и филологиче­ ском (Ьакультетах, на фак.уль- тете физического воспитания. Слабо внедряются современ­ ные. наиболее эффективные формы учебных занятий на физике -математическом. инду- стриально-педагогнческом Фа­ культетах. • _ Большая роль в перестрой­ ке вузовской работы прина­ длежит кафедрам обществен­ ных наук. Интерес к этим на­ укам сейчас неизмеримо воз­ рос. а качество их препода­ вания — увы! — оставляет , желать лучшего. Об этом, в частности, го­ ворят итоги летней сессии. Только 76 процентов студен­ тов получили тогда хорошие и отличные оценки по исто­ рии КПСС, 69 — по полит­ экономии. 66 —по филосо­ фии, 56 — по истории, И разве не замечают поед- ставитсли кафедры мещан­ ской идеологии V иных сту­ дентов, психологии потреби­ тельства, равнодушия, кри­ тиканства? В том же обще- кштчи, например, молодые люди не стесняются откры­ вать двери своих комнат пи­ нком ноги, не Убирают мусо­ ра. выбрасывают его из окон, В 1987 году 13 студентов попали в медвытрезвитель. И это будущие учителя... Преподаватели — общест­ воведы, стоящие, можно ска­ зать. на переднем крае борь- , бы с этими негативными яв­ лениями пока недостаточно активно проявляют себя в воспитании студенчества. Не случайно на паотиймом собра­ нии указывалось,, что их долг — решительно преодолевать формализм и схоластику, на­ четничество и догматизм в учебной и воспитательной ра- Должны преподаватели заду­ маться и над состоянием на­ учной работы в вузе. В ЛГПИ из 334 преподава­ телей — 8 докторов и 133 ■кандидата на.ук. Мощный по­ тенциал. Он вполне достато­ чен для того, чтобы успешно решать проблемы научной работы студентов, а также результативно выполнять все планы НИР института. Од­ нако результаты деятельнос­ ти не дают оснований для победных реляций. С внешней стороны, со сту­ денческой наукой дело обстоит вполне нормально; почти все студенты дневно­ го отделения участвуют в НИРС, большое число их выступали с докладами на конференциях, увеличивает­ ся число дипломных работ, участвуют .студенты и в .хоз­ договорной тематике. Впер­ вые хорошо показали себя студенты ХГФ на всесоюзной республиканской художест­ венной выставке в Москве, представив туда 16 оабот и получив за них 12 призов. Однако в целом перестрой­ ки НИРСа' в институте еще не произошло. Продолжает преобладать валовый подход, при котором трудно выявить плексные, межкафедральные коллективы, создания науч­ но-производственных объеди­ нений. Однако, несмотря на принятые партко.мом и ректо­ ратом актуальные решения по вопросам научной работы, изменений пока не наступило. Не изжито мелкотемье. Об­ щий годовой объем в 168 ты­ сяч рублей хоздоговорных на­ учных исследований, склады­ вается из 12 тем по 10— 15 тысяч. Например, исследуют­ ся процессы ■социально-нрав­ ственного развития коллекти­ ва рабочих управления «Со- юзкислородмонтаж» или поо- цессы измельчения металли- чесг.ого лома для «Союзвтор- чермета». Это хорошо, что ученые института помогают производству, но лучше, ког­ да их работа направлена на школу, на учителя, ведь речь идет ‘ об 'ученых педагогичес­ кого П) вуза. К сонщлению. договорная система сотруд­ ничества вуза и школ облас­ ти не получила реального развития. Оценивая сегодня научную работу института. след.ует сказать, что и качественная сторона научной продукции еще недостаточно высока. Из 194 публикаций, сделанных преподавателями вуза за два последних года, книги, моно­ графии. учебники, учебные пособия составляют скром­ ную цифру — их напечатано 17. 83 преподавателя за по­ следние годы не опубликова­ ли ни одной'научной работы. А треть публигиций — это тезисы. вн,утривузовС!Ше уче- бйо-методические издания, газетные статьи. Далеко не все КЗ них можно причис­ лить к научно-исследователь­ ским. Возникает вопрос; не- у-кто ощущается недостаток по-настоящему важных, акту­ альных тем? Да нет, они име­ ются, их планируют... Так, преподаватели кафед­ ры политэкономии намерены разработать ваяшые теорети­ ческие вопросы политэконо­ мии социализма. Однако ре­ зультатов исследований на протяжении двух лет пере­ стройки у них нет. Кафедоа отчитывается другими рабо­ тами; планами семинарских занятий, рекомендациями сту­ дентам и т, а. . . Справедливости ради отме­ тим, что сейчас в институте подготовлено к защите четы­ ре докторских диссертации. Казалось бы, радоваться ну­ жно за товарищей, помогать им. Но... летят в высокие ин­ станции анонимки: дескать, и диссертация слаба, и диссер­ тант не готов. Анонимки есть анонимки. Но бывают и пись­ ма с подписями, которые то­ же при проверке не подтвер- надаются. Однако диссертант . выбит • из колеи, душевное его равновесие нарушено. За­ чем же дергать нервы, челсь веку? Что движет такими людьми? Желание очернить своего коллегу, - запятнать? институте «пъ немало «бе­ лых пятен», начиная от отбо­ ра молодежи на учебу до за­ крепления ■'выпускниквв на местах. И о. них прямо гово­ рили преподаватели, с кото­ рыми нам приходилось бесе­ довать. Вуз ведет подготовитель­ ную работу со школами, выя­ вляя старшеклассников, име­ ющих способности к педаго­ гическому труду. Есть шко­ ла юного' .педагога. . про­ водятся дни открытых дверей на факультетах, преподаватели выступают с лекциями, беседами в., шко­ лах, выезн?агот в районы. Но,; к соясалению, все это не слу­ жит пока гарантией того, что в вуз приходят .еучшие. Ка­ жется, и конкурс здееь высо­ кий, а- вот знания, доказыва­ емые абитуриентами, не очейь. Во многом мешает'не­ согласованность действий с ор­ ганами народного образова­ ния. Слишком поздно, к при­ меру, институт узнает о вы­ пускниках школ, направляе­ мых на учебу облоно, не ос­ тается времени на конкрет­ ную работу с ними. Не отлансеиа четко и педа­ гогическая практика студен­ тов. Порой начинается учеб­ ный год, и облоно просит «закрыть» студентами пусту­ ющие учительские вакансии в сельских школах. Нет дела до того, что нарушена учеб­ ная программа. при.ходится «на ходу» ее перестраивать... Это как раз не та перестрой­ ка, что нужна вузу. Организация педпрактики студентов нуждается в кар­ динальных переменах. Кон­ кретное предложение выска­ зал на партийном собрании профессор Н. Н. Кузьмин: вести ее но бригадной систе­ ме. Все годы учебы в ‘вузе, студентами должны руково­ дить одни и те же препода­ ватели. Вот тогда-то они и будут лично ответственны за качество подготовки будуще­ го учителя. Тогда-то резче обозначатся плюсы и минусы в учебно-воспитательном про­ цессе, а. значит, легче будет учесть претензии заказчика —школы. А То ведь нередко бывает; на совещаниях,, се­ минарах органов народного образования учителя прямо говорят о недостаточной под­ готовке студентов в том или ином плане, а конкретно спросить за это. собственно, и не с кого — педагоги.^ву­ за. как говорится, «в целом» свои задачи считают выпол­ ненными. В институте есть хороший опыт, когда кафедры, препо­ даватели ведут совместную творческую работу с учите­ лями липецких и многих се­ льских школ. И.менио такой опыт и может стать основой перестройки, института в его ориентации на потреСгюстн современной школы,.- Живые связи с учителями-практика- ми, реальная школьная жизнь должны диктовать и ритм, и содержание деятельности ву- Из всего сказанного ясно, что нет для парткома, ректо­ рата, всех коммунистов бо­ лее важной задачи, чем обес- - печение в вузе. дружкой, сплоченной работы, консоли­ дации сил. Они обязаны вер­ нуть институту роль .подлин­ ной кузницы квалифицирован­ ных педагогических кадров. У каждого здесь есть круг своих обязанноетей, круг за­ бот. которые «топигь» в мно­ гословии, ненужных дебатах и дискуссиях попросту в на­ ше врем.ч непозволительно. Тем более, что проблем, тре­ бующих оперативного 'реше­ ния, в вузе, как говорится, хоть отбавляй. В подготовке талантливой учительской смены важно многое; и то, кто приходят учиться в вуз, и то,. как за годы учебы студент 'сумеет проявить себя, раскрыть спо­ собности, приобрести идейную закалку. Организация педаго­ гической, общественно-полити­ ческой практики студента, становление молодого учите­ ля в школе — каждый из этих вопросов требует кропо­ тливой работы всего коллек­ тива вуза. Между тем в пед­ Не дань моде -— студенче­ ское самоуправление в педин­ ституте. Это действенное средство воспитания актив­ ной личности. Но развивает­ ся оно очень медленно. Сли- ,шком длительное время ине­ ртен и пассивен был комсо­ мол вуза. В результате до- яснли до того, что в общенш- тпн порядок иаводил.ч не сту­ денты. а педагоги, педотря- ды числились лишь в отчетах комитета ВЛКСМ, вуз утра­ тил былую славу лидера - - организагора молодеашого досуга... Лишь первые шага по вве­ дению самоуправления в об- ш,ежитни .сделаг I и сейчас. Впервые за последние годы созданы четыре педотряда, несколько оживился досуг студентов. Но еще больше предстоит сделать. Когда-то по,постановке общественно-по­ литической практики студен­ тов липецкий вуз был в чи­ сле лидеров в стране. Сейчас она поставлена крайне слабо. Недостаточно активен факу­ льтет общественных профес­ сий., А ведь это как раз ши­ рокое поле деятельности для проявления -разносторонней. ■самостоятельности юношей и девушек. Неровно пока работает ко­ митет ВЛКСМ, он еще ие стал подлинным штабом бо­ рьбы за перестройку в моло­ дежной среде. Недостаточно внимателен к нему и парт- . ком, Члены парткома сйми редко встречаются с. комсо­ мольскими и студенческими активистами... Мы затронули лишь часть проблем, решение которых требует объединения усилий всех преподавателей вуза, и в первую очередь, коммунис­ тов. Но для того, чтобы про­ изошло такое объединение, необходим настрой кан-сдого на общие дела, желание слу­ шать, слышать -и 'понимать друг ■друга. Пора перестать видеть только собственные «болевые точки», прра пере­ стать предъявлять друг к другу взаимные, подчас про­ диктованные чисто личност­ ными отношениями, претен­ зии. Пора преодолеть разлад, начать работать, развивая гла­ сность и демократию, над реализацией четкой програм­ мы подготовки учительской смены так, как того требует • время. Л. ВИННИКОВ, л. ДУВИНА. ОТЧИТЫВАЕТСЯ БЮРО ГОРКОМА КПСС Сегодня в области прово­ дится единый политдень. До­ кладчики обкома, горкомов и райкомов партии проинфо- рмирх'ют трудящихся об ито­ гах 1987 гола года 70-летия Великого Октября. Прежде всего следует от­ метить. что практически все отрасли народного хозяйства ЕДИНЫЙ ПОЛИТДЕНЬ области добились неплохих и анализ ошибок, просчетов, крупицы передового опыта, показателей в ушедшем то- Их немало в промышленно- широко Распространить его— ду Создана прочная база сти и строительстве, в агро- это особенно ваншо сделать для третьего года пятилетки, про.мыш.ченном комплексе. сейча_е, на старте года^ в на-- На встречах в трудовых Выявить и ликвидировать чальный период действия коллективах будет проведен причины не.удач, определить Закона СССР о государствен- ПОБОЛЬШЕ БЫ ОТНРОБЕННОСТИ За несколько дней до пле­ нума спросил одного из чле­ нов Данковского горкома партии, не собирается ли он выступить и изложить свою точку зрения о работе бюро по руководству перестрой- — Нет. — ответил он. —По сценарию мне поручена другая роль. Я должен по­ дойти к установленному в зале микрофону и задать членам бюро вопрос с места. Свою роль, как и некото­ рые другие члены горкома, мой собеседник сыграл, пусть не блестяще, но весьма убе­ дительно. Особого труда "это не составляло, поскольку все выступавшие с места были заранее подготовлены к своим ролям, да и микро­ фоны предусмотрительно поставлены рядом с «актера- Микрофоиы в зале, по всей вероятности, должны бы­ ли свидетельствовать о бур­ ном процессе демократизации в руководстве перестройкой, о неуклонном развитии гласно­ сти. Постарался провести ■эту линию, в своем докладе и первый 'секретарь горкома A. Фирсов. Он говорил о со­ кращении числа заседаний бюро, ра.зличных совещаний, об отказе от административ­ но-нажимных методов руко­ водства. о повышении авто­ ритета бюро, как политиче­ ского органа, о выборности руководителей, о все повы­ шающейся роли обществен­ ного мнения. И хотя рядом с сообщениями о положи­ тельных тенденциях мирно соседствовали оговорки о серьезных просчетах и тасА работках, в целом картина вырисовывалась довольно радужная. Но попробуем ра­ зобраться, насколько она реалистична О какой, скажем, де мократизации в работе бюро горкома может быть речь, если в прошлом году три его члена грубо попрали нормы социальной справедли­ вости, без всяких на то ос­ нований улучшив свои квар­ тирные условия. Это быв­ шие второй секретарь И. Ши- риннин, заведт’ющий отделом горкома П. Росихин, пред­ седатель горисполкома С. Хо- рина. Здесь возможно возра- ясенце: дескать, дело прош­ лое, точки над «и» расстав­ лены и незачем к это.му воз­ вращаться. Так, видимо, по­ считал и первый секретарь горкома, умолчавший в сво­ ем докла,де об этом вопию­ щем факте. Настоящей прав­ ды о нем люди долго не знали, И не случайно разъ­ яснение по этому случаю вынужден был делать на пленуме горкома член бюро обкома, заведующий отделом организационно - партийной работы обкома КПСС А. Да­ выдов. На пленуме пшводвлись примеры того, как некото­ рые члены бюро я период ответственных сельскохо­ зяйственных кампаний. не считаясь с мнением специа­ листов, руководителей, «ма­ неврировали» комбайнами, тракторами. Хорошо бы на пользу, а то ведь во вред Одним еловой, бюро, похоже, взяло на себя чуть не все в районе. Председа­ тель райисполкома А. Сле- сарев, председатель райкома профсоюза работников агро­ промышленного комплекса B. Пажетных жаловались пленуму на то, что совет­ ские и профсоюзные работ­ ники больше заняты ■выпол­ нением поручений райкома, нежели своих собственных обязанностей. Конечно, мож­ но в данном случае пожу­ рить А. Слесарева и В. Па­ жетных за иждивенчество и местничество, но все же факт этот о многом говопит. РАПО давно уже стало своеобразным нештатным от-, ■делом горкома партии, а его работники — этакими маль­ чиками на побегушках. Си­ стематически они собирают­ ся в зале заседаний горко­ ма и под диктовку первого секретаря старательно запи­ сывают, где и что проверить какие меры принять. И упа си Их забыть записную кни жку и карандаш и:ги; по рас сеянносхи возразить дикту ющему. Сознание неограниченно­ сти своих прав непременно пороя{дает грубые просчеты и ошибки. Взять хотя бы случай с секремрем партор­ ганизации первой средней школы, ветераном труда А. Бурдукиной. Не - разоб­ равшись в существе дела, поверхностно оценив ситуа­ цию в школьной первичной, проявив заведомую предвзя­ тость, бюро горкома объяви­ ло секретарю парторганиза­ ции партийное взыскание. А для пуще1| убедительности, что ли. или для придания особой важности своему ре­ шению, бюро потребовало подробно изложить его на первой полосе районной га­ зеты «Заветы Ильича». но. Однако возобладало, ви­ димо. иное мнешхк Теперь и ббльшннство членов* бюро, и ^ ^ едущ и ^ |р специалистов РДПО в крытую говорят о неспособ­ ности В. Степанова ' руково­ дить хозяйством.' Товорить- то говорят, да ■Лзлъ'ко их мнение остается" гЛасом во­ пиющего в пустыне.„ Н. Терпенев на должность директора совхоза «Воскре­ сенский* был вообще назна­ чен втихомолку.. Его канди­ датуру не посчитали нуж­ ным обсудить со спегщалнс- тами РАПО, не. поставили в известность даже секретаря парторганизации С. Лужне- ва. А новоиспеченный ди­ ректор так лихо закрутил с первых дней. что три главных специалиста вы­ нуждены были уехать в со­ седний район. Кстати сказать, там они занимают высокие руководящие должности и неплохо с ними справляют- Или такой пример. Не от хорошей же жизни яынеш^^-' ний заворготделом горком:1^в И. Титов дневал я иочевал^^ в «Алексеевской». Не по­ кидал он хозяйство потому, что сам директор совхоза А. Кораблин не мог обеспе­ чить организацию .уборочных На КПСС. Оказалось, что в слу­ чае с А. Бурдукиной бюро, образно говоря, перегнуло палку. Принятое. решение пришлось отменять. Вполне естественно было предполо­ жить, что бюро горкома и все причастные к этому делу работники принесут извине­ ния старому коммунисту. Но ие тут-то было. Какие уж тут правила хорошего тона, если запятнана честь мунди­ ра. Стыдливо промолчав об отмене решения бюро, «за­ была» извиниться перед А. Бурдукиной и ' редакция газеты «.Заветы- Ильича». Но почему я?е ни домадчик, ни выступающие не дали оценку этому факту? Демо­ кратия и начинается с при­ знания ошибок. В докладе говорилось в том, что процесс демократи­ зации коснулся работы бюро с. кадрами. В ходу, дескать, и выборность, и коллегиаль­ ность, и четкая работа с ре- ■эервом. Докладчик предста­ вил дело даже таким обра­ зом. будто Данков без уста­ ли кует кадры для области, что вызвало в зале веселое оживление. Ну, а как же дело обстоит в действительности? Что ка­ сается выборности руководи­ телей, то путем голосования выдвинут лишь один началь­ ник райгаза. Больше приме­ ров, увы, нет. Два года возглавляет сов­ хоз «Политово» 'В, Степа­ нов. На прежней должности он ничем себя не проявил. Да и специфика садоводче­ ского хозяйства, где он раньше работал, весьма от­ личается от специфики кар­ тофелеводческого. Нужно-бы­ ло учитывать это при выдви- жении Степанова на дирек­ торскую должность? Конеч- пленуме говори­ лось также об остром дефиците секретарей пар­ тийных организаций, предсе­ дателей исполкомов сел'ьских Советов, специалистов, ко­ мандиров среднего звена. Как }ке понимать тогда заяв­ ление А. Фирсова о том, что Данков — кузница кадров для области? Никак не вяжется с раз­ говорами о демократии и отношение отдельных членов бюро к так называемым строптивым руководителям. Надо признать вполне справедливыми упреки сек­ ретаря партбюро ДСУ-4 С. Долгополовой, доярки сов­ хоза «Тепловский» В. Дьяко­ новой, шофера совхоза «Ба­ рятинский» В. Петрова за то,- что члены бюро, заведующие отделами горкома сторонятся рядовых коммунистов, счита­ ют зазорным посоветоваться с ними. Здесь нельзя не при­ вести горькое признание бри­ гадира тракторной бригады совхоза «Алексеевский» Н. Николаева, — Избрали меня членом горкома, — признается Ни­ колай Николаевич, ■ а за­ чем. и сам толком не пой­ му. Никаких поручений не имею, контакта с бюро тоже. Никто моим мнением не ин­ тересуется, связующим зве­ ном между горкомом и сов хозиой парторгани.эацией я тоже не являюсь. Так в чем же моя роль, как члена гор- Конечно, не все были так откровенны и самокритич­ ны. Во многих выступлениях сквозило стремление сгла­ дить острые углы, не обош­ лось без традиционных само- отчетов, сетований на объ­ ективные трудности. По ходу пленума не покидало ощу­ щение того, что серьезйьа перемен в перестройке рабо­ ты бюро горко.ма КПСС так и не произошло. А. МЕРЛЕВ, соб. корр. «Ленинского знамени». ВЫИГРЫШ—КНИГА С недавнего времени при­ обрели популярность и стали традиционными на станко­ инструментальном заводе ли­ тературные викторины. Не так давно одна из них со­ стоялась в красном уголке предприятия. Особенность их проведения в том, что за несколько дней до заранее объявленного сро­ ка каждый желающий гото­ вит один или несколько воп. росов, которые затем задает .участникам викторины На этот раз организаторам поступило 33 вопроса. Были они различной степени слож­ ности. рассчитанные как на начинающих любителей, так и на людей, серьезно инте­ ресующихся отечественной литературой. Добавим, что каждый, хотя бы раз правильно ответив­ ший на заданный вопрос, по­ лучал право на внеочередное приобретение художествен^ ных книг, подготовленных для этой цели книжным ма­ газином ЛЬ 5. Викторина П 1 Юходила в живой, интересной форме. И ответы в абсолютном боль­ шинстве были правильными. Особенно отличился токарь Александр Дмитриев, пока- .завший незаурядные знания в области литературы. Викторина стала не, просто развлекательным, , йо. и П6- настоящеьгу познавательным мероприятием. ...... С. ВАСИЛЬЕВ. иом, предприятия -(объедине- В ходе политдня состоится обстоятельный разговор о резервах трудовых коллекти­ вов, о перестройке всех сто­ рон их жизци , и деятельнос­ ти. Докладчики партийных комитетов .ответят на вопро­ сы трудящихся. У художиика-оформигеля кя- хнике безопасности, ваглядвую слородпого производства ИЛМК агитадпю. Вместе с тем Влади- Владимира Борисовича Козлова мир Борисович ваходит время, много дел: он оформляет раз- чтобы написать пейзаж, произ' личные графики, стенды во те- водствевнуто картину, портрет ветерана, рассказать в своем полотне о том, что волнует хУ дожвика. НА СНИМКЕ; В. Б. Козлов. Фото Н. ТКАЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz