Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
8 июля 1988 Л <2 159 (ш' 156) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я -ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ ПАРТНЕРЫ И 1 КОНКУРЕНТЫ? Е щ е р а з о б о р г а н и з а ц и и к о н ц е р т н о й д е я т е л ь н о с ти в о б л а с т и в последнем выпуске молодежной страницы сСобесед- ннк» (15 мая) было опублшеовано выступление директора Дворца спорта «Звездный»- В. Кирьянова, в котором он рассказал о конфлхткте, возникшем между сблгстиэй фи лармонией и дворцом. К конфликту привело стремление адмпнистрацйи «Звездного» работать по органисацпи эст радных концертов самостоятельно {не «;ерез фзлармо- няю, как было раньше), путем заключения прямых дого воров с коллективами. Автор обратился к областному управлению культуры, предлагая составить общий для филармонии и дворцов спорта репертуарный план, рас- ширн'рь состав худсовета. После публикации письмо в редакцию прислал директор филармонии А. Буряков. А Бсдед за этим пришел ответ нз управления культуры, из которого явствовало, что его руководство полностью раз деляет позицию филармонии и не желает что либо ме нять в сложившейся ситуации. Так- возникла необходи мость еще раз вернуться к теме. Сегодня мы иубли 1 гуем оба полученных ответа и комментарий нашего коррсспои- Удивляет публикация «Нет согласия меж партне ров». Трудно понять, «про что» эти рассузкдения. Ис- покон века организацией кон цертов занимались и зани жаются государственные ор ганизации, то есть-филармо нии: это только у них го сударственный план обслу- гкнвання зрителей, финансо вый план, за ними реперту арный контроль и I , д. Между тем, в первом квартале Дворец спорта «Звездный» получил от кон цертов свыше 40 тысяч руб лей прибыли. Вот чем объ ясняются вожделения его руководителя. Появился соб лазн заниматься тем, что ыраносит «чистую деньгу». Тут уж не до выбора; мож но торговать шашлыками, а .можно проводить концерты популярных артистов. Ради этого дворец якобы идет на я-.ертвы и, обратите внима ние, на какие: «высвобожда ется лед, отменяются гаия- ■иш в детско юношеских спортивных школах», «хло поты по приему н обустрой ству гастролеров». И 'далее: чем дальше в лес... Новые . пробле.мы далеко не спортив ного свойства: «прямые кон такты с астрадныма коллек тивами», нужно быть «в кур се , молодежных запросов» (не спортивных, а .музыкаль ных). И так далее. Предел терпению В. Кирьянова — неудача с группой «Бим- Бом», которой, видите ли, ’томешала Алла Пугачева и филармония. И у пас после такой активности поягляется робкая мысль, а не еанять- ся лл н ф. 1 лармошш спор- то.м: хоккей, фигурное ката нке, оздоровитель.чый бег и т. д. — н зарабатывать свой ,хлеб»^:-)тиып добрыми >слуга- гш? Ведь лю5нтс.яен спорта, конечно, не меньше, чем лю бителей ргк'-.музыки. Пюав.та, есть препятствие; мы нс раз- бпраемеч в правила;.; спор тивных игр. Ко по примеру нашего «партнера» этим, ви димо, мочшо пренебречь... Оказывается, «Дворцу спорта .доводится соответст- яующий план па' концертную деятел-^ность». Кем же? В. Кирьянов жалобно из- пещр.ет читателей что в от вет на зтп «инициативы» от фнлаомоняи «косьтались жалобы в вышестоящие ин станции». Кет. Преего было сообщено властк-п, что не- кэмпетентпая практгтка орга- ш-’зацин концертов вносит анархию, нарушает конъюнк туру зрительских ::апрссов, сбо.злнчкпает рсперт', арнын ьоптроль, наносит экономи ческий ущерб области. Это сообщение В. Кг:рьянов име нует ни больше, ни меньше, как «недостотшый для парт нера прием». Зачем же так бе,здумно ставить все с к-эг на голо ву? Мы не против доброго партнерства, но на основе доброго порядка! При кото ром профессиональные, ар тисты могут выступить во Дворце спорта «только че рез соотБстствующве кси- цертные ор 1 аниоацки на до говорных началах». Я при вожу цитату КЗ письма Ми- 1 шсте,рстра культуры СССР и ВЦСПС, извещающего о порядке организации концер тов в стране. И далее из не-, го же: «Доходы от концер тов, проведенных в наруше ние установленного порядка, подлежат сдаче в б.юджет». Не стоило бы посвящать читателей в эти ведомствен ные параграфы, но это, ду мается, достойнее, чем змбч- цнозные выступления о лож ном партнерстве. Л. БУРЯКОВ, директор ■областной филармонии. Упрввленпе культуры Ли пецкого о-блчеполкома сооб щает, что на корреспон.ден- лто «Нет согласия меж партнеров», опубл:*кованную в вашей газете 15.05.88 г.; папраслеиз письмо директо ра филармонии, 'с которым управление культуры пол ностью сог.чесно. Дпрсктсру ДС «Звезд ный» неоднократно р а зм е нялось действующее в стра не поло:ьенае об организации концертов, однако В. Кирь янов постоянйо пытается его обойти, «стремясь действо вать самостоягелько», к не желание «.ту'ншс, Ч 61 М до снх пор сотрудничать» исходит прежде всего от него. \ «Общего репертуарного плана» КСЖД 5 ' филармони ей и Дворцом «Звез.дный» не было н быть не может* так как не на.до . забывать, что «З бсздиын » -^- .это, в первую очередь. Дворец спорта. К кн о какой «.здо ровой конкуренции» в дс.де ергакнзацпи гастролей речи быть не может, каждому необхо.днмо хорошо зщ п - матвгя СВОИМ делом, а если ото кесб.ходимо, то добрэсо- вестяо сотрудничать на ос нове дейструюп^их ааконо- дательстга и поло:ч!ений, на- руягать которые никому яе позволено. Н. ПОРОШИН, зам. кача.льняЕа управления культуры. фонд молодежной иннциати- ' вы. Так что конфликт меж ду филармонией и ' «Звезд ным» отнюдь не так узок, как это может -показаться поначалу, И мы ждали, что областное управление куль туры глубоко и объективно, с, учетом ■, интересов всех сторон, разберется в . воз никшей проблеме. Но его -руководство, как видим, «полностью согласно» с от ветом директора филармо нии,; на-наш взгляд, излиш-' не эмоциональным и пото- -му еуйъективным. Неудовлетворенность по поводу ответа мы высказа ли 'Начальнику управления культуры А. Н. ' Нехорошв- ву. Он предложил еще раз (таких встреч, на ■. -разных уровнях, действительно, бы-' ло уже немало) собраться всем вместе и обсудить си туацию. Встреча состоялась в управлении культуры, в ней 'приняли участие — на чальник управления ' кулъ- , туры А. Н. Нехорош ев ,за ведующий отделом к^щьтур- но-массовой р^0оты облсов- профа В. И. Похваленный.- заведуюящя, отделом про паганды обкома ВЛКСМ Л. Ф. Платонова, директор филармонии- А. С. Буряков и директор ДС «Звездный» - . В. П., Кирьянов. Встреча . показала. на сколько далеко развел кон, ■ фликт бывших партнеров. В. адрес друг друга было ■вы сказано немало обид и уп реков, • заслуженных и не заслуженных. Сразу стало ЯСНО: и то, что руководит ‘ обеими сторонами, главным образом, -экономический ин терес.; На нем столкнулись общественные организации ■(профсоюз и комсомол) • и государственное учрежде- > ние. При этом только фи лармония от полученных при былей ‘ делает отчисления в местный бюджет. Это было: солидным аргументом в спо ре. Пока не вспомнили* что она же находится на дота ции . государства, котор^то-.- полностью этими отчисле ниями не покрывает. Кроме .того,- у филармонии солид-' ' ный штат работников, задей ствованных на гастролях, чего лишены общественные организации. Несмотря на это. в их. адрес то и .дело •звучало; «гребут • деньги».. Словом, филармония в сою зе с управлением культуры , наступала, а н^офсоюз и комсомол оборонялись. И те, и другие запаслись до- «кументами. . Не утруждая читателя и х ' перечислением,- сцажем лишь, что докумен ты по линии. ВЦСПС раз решают прямые договора (минуя, филармонию), а ин- .струкции Министерства культурв! СССР, на наш взгляд, достаточно противо речивы. ‘ Любопытно, что партнеры (илн. конкуренты?), оправ дывая свои действия, ' ссы лаются в основном на один . и тот. .же документ — письмо Министерства культуры СССР и ВЦСПС от 20 ап-, реля 1987 года. Оно согла совано и с высокими .фи нансовыми органами, и с ЦК ВЛКСМ. В нем говорится; .«Положением об организации концертйой работы в СССР» ■определяется, что профсо-. юзные и комсомольские ор ле. разъяснение такое, есть, но в отличие от нксьяа оно. идет уже без подписи ру ководителей ВЦСПС. Это обстоятельство,. на наш взгляд, лишает его -законо дательной 'силы, оно ' носит ведомственнын характер,, более , того, «разъяснение: свидетельствует об опреде-. ленной неразберихе в мнни- ■етерских «верхах»: ■соуска- емые вниз документы от нюдь не разъясняют новую ситуацию, -;а,: ‘ наоборот, еще больше; ее запутьюают, В чем же, на наш^ взгляд, состоит новизна ситуации в гастрольном деле? Она от четливо проявляется в уси- ливанйдемся стре.мдении .■и общественных организаций, и культурно-спортивных уч реждений к финансовой и организационной самостоя тельности, к инициативе. Кстати, на это нацеливают и все увеличивающиеся планы оказания нлатны::^ услуг населению. И канан беда в -том, что комсомоль ские организации, или / от раслевые профкомы, безу словно, 'пока лучше, чем фияармЬння, осведомленные о запросах своей зритель ской ау.дитории и нередко (в силу разных причин) ус лугами 4зяяар.монии не из балованные, . будут сами приглашать лйбимых ис полнителей и коллективы? Ничего '.худого, здесь нет. С точки зрения, 1 {онечыо, здравого смысла, а не , ве домственной инструкции. И, добавим, с точки зрения зрителя, которому, думает ся-, абсолютно все равно, кто' организует гастроли. Лишь бы: они "были интересные. Последнее особенно важ но. Не секрет,- что в эстра де чаще,.: чем в любом дру гом зкаире искусства, ' на сцену проникают пошлость и безыдейщина. ■ Как поста вить этому надежные засло- нь{? На нашей встрече бы ли высказаны справедливые упфеки в адрес и дворцов рцорта, и ко.мсомольскнх-ор ганизаций. оперативно не информирующих " управле - ние культуры о предстоя щих гастролях. Подобное, конечно, никуда не годит ся. Поскольку з а ' качество кош|ерто8. кто ■бы 'их ни ор ганизовывая, о1'вечает то.чь, но управление йультуры. Далее, '^'^прека, также спра ведливого, ..заслужил и худо жественный совет филармо нии, По мнению обкома ВЛКСМ, он слабо вадяет на 'репертуарную политШу ' га стролей, йецолно учитывает запросы молодежной аудито рии. Что Нг, как нам извест но., шаг к сотрудничеству с органами'-народного образо вания филармония уже сде лала — ввела в состав худ совета учителей. Так-почему не пойти на подобный со юзки с обкомом ВЛКСМ? ■Как видим, партнерство в. организации гастролей все- таки возможно. ВЬяее того, это примета обнов.тяющейся жизни; новые экономичеекие ..законы охватывают не толь ко сферу Материального про изводства; они удобны ^ и выгодны и учреждениям культуры, общественным 'организациям. Кто вправе стреножить их инициативу? Но. изменившиеся'■условия партнерства ' диктуют Комментарий корреспондента ганнзации, творческие со!о- новые формы управ.тёния ющие самостоятельно зара батывать деньги. Они нашли такие доку менты. С этого времени тропки бывших партнеров разошлись: У администрация филармонии это 'вызывало естественную озабочен ность, у директоров ДС — удовлетворение от . воз можности са.мостоятельной . музыкальные и другие общества, использующие в своей деятельности профес сиональные художественные коллективы и исполнителей,. могут привлейать их в свои мероприятия только^ через соответствующие концерт ные организацвн на дого ворных началах. На наш взгляд, это вполне позволя ет и профсоюзным учреж дениям, и комсомольским инициативной работы. Вслед организациям выходить на за спортивными упрежде- прямые контакты и со сто. ниями на 'прямые договора личными концертными ор-. с эстрадными певцами и кол- ганизациями, и с коопера- , . . . лектинами стали вь!ходить тинами, которые сейчас ор- ухватистых конкурентов и комсомольские организа- ганиз 5 ''ютря повсеместно, в придется, видимо, работать НИИ, считая, что письмо Ми- том числе и в эстраде* «О, с удвоенной энергией, ак- нистерства культуры СССР нет, — готов опровергнуть тивнее сопротивляться на. и ВЦСПС дает и им право нас начальник управления вязываемым подчас сверху действовать тут самостоя- культуры. — вот пришед- гастролерам (которые мест- тельно. Прибылей болыйих шее чуть позже ра.зчшснение ной публике не интересны), от этого комсомол не име- нашего отраслевого мини- лучше вести пропаганду ет, так как приглашенные етерства, в котором говорит- эстрадного жанра.-. Словом, им гастролеры обслуживают ся, что такие контакты воз- работать более гибко, более малые (обычно нс выгодные- можны только через терри- динамично.. Такова обчюк- для филармонии) концерт- ториальные концертные ор- тивная потребность сегод- ные площадки, а вырзшен- ганизации, то есть, через няшнего дня. ^ -----------— . г, -------- ^ СПАССКАЯ. Прйзнахься, готовй пись мо директора ДС «Зве.зд. ный» к публикации, мы по нимали всю сложность си туации. Да. до последнего времени-'бы.50 так: все гаст роли в области организует- филармония. Не имея соб ственного концертного зала, она до сих пор вынуждена сотрудничать с домами к.уль- т\фы и дворцами спорта. Для -последних, правда, это партнерство более .обреме нительно, чем вы.годяо. так как нарушает внутренний режим работы, сулит допол нительные хлопоты, а при быль идет . мини 1 тальная. Вместе с 'т ем так же, как филармонии, доводится им (с каждым годом все в боль шем . размере), план по об служиванию концертами зрителей,- Ежегодно уве.ли- Чйвается план на уплатные услуги. Вот и стали двор цы спорта и дома культуры ___ „ искать документы, позволя- ные суммы перечисляются в филармонию». В самом де гастролями. их контроля. Следует также в дальнейшем управлению культуры до биваться от министерства более обоснованных планов на обслуживание населения концертами. Нынешний яв но не учитывает бедствен ного положения филармонии, долгое время работающей без собственной концертной . площадки, кроме того, как видим, она теряет монополию и на профсоюзные сцены. Ситуация изменилась, пла ны — ' нет. Да и филармо нии при наличии довольно ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ За заслуги в области совет ской культуры и многолетнюю плодотворную работ-у Прези диум Верховного Совета РСФСР присвоил почетное звание «За служенный работник культуры РСФСР» Звереву Анатолию .Павловичу — художественно му руководителю Хворостян- ского центрального сельского Дома культуры Добривского района; .Микуличу Анатолию Алексеевичу — директору Ли пецкого музыкального VЧИЛЯ■ ша; Бабкиной Анне Михайлов не — директору Каликинского центрального сельского Дома культуры Добровского района. За заслуги в области строи тельства и многолетний добро совестный труд Президиум Вер ховного Совета РСФСР присво- Г- 1 Л почетное звание «Заслужен ный стрритель РСФСР» Соло мину Владилену Харитоновичу — начальнику Главного управ ления архитектуры и градо строительства исполнитель ного комитета Липецкого обла стного Совета народных депу За заслуги в области совет ской культуры и многолетнюю плодотворную работу Прези диум Верховного Совета РСФСР присвоил почетное зва ние «За(служенный работник куль-гуры Й?ФСР» Биревой Ни не Дмитриевне — заведующей Хрушево-Подлесяой сельской библиотекой—филиалом цен-г рализрванной библиотечной си стемы Данковского района Липецкой области; Даниловой Галине Гавриловне —^ заведу ющей отделом Липецкой обла стной научной библиотеки. АГИТПЛОЩАДКА - СВОИМИ СИЛАМИ Обычно к активистам все возможных дворовых и ДО МОВЫХ комитетов Относятся скептически. Дескать. что они могут?. А могут многое. Жильцы .домов № 67 по улице Гагарина и .К® 6 по улице Космонавтов уже убедились в этом. В- нынеш нем году рцботу обществен ников здесь возглавия Петр Николаевич Сапельняк, и план действий. И закипела работа. Преобразился теперь нага двор. Появились тен нисные столы, детская и спортивные, площадки, агит- плошадка, открытие которой совпало с большим праздни ком Межд,у.народным днем защиты детей,; Здесь бы ло все- сказки, песни, танцы.' В. КУЛИНЧЕНКО. НА СЦ ЕН Е - АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ В Липецке, во Дворце культуры профсоюзов, от крылся зональный смотр Всесоюзного конкурса само деятельной авторской песни. Он проводится Министерст вом внутренних дел .СССР в рамках третьего Всесоюз ного фестиваля народного творчества. В конкурсе при нимают участие представи тели 16 регионов Россий ской Федерации. В програм ме - - выступления хоровых коллективов, народных и во кально - инструментальных ансамблей, духовых оркест ров, а также солистов-йспол,- ’нителей • авторской' песни. Праздник открылся концер том участников художествен ной- самолеятельности Липец ка. В погледутшке два' дня состоятся конкурсные выс тупления. Д. НИКОЛАЕВ. ВАШИНГТОН, 7 толя. (ТАСС). Министр. обороны США Фрэнк Карлуччи .и дру гие представители ^Пентагона П 5 ювелл ц среду закрытые бри- для членов конгресса, [нформировав их о подроб ностях уяичтожёндалракетой с акерзкавского крейсера иран ского; пассажирского авиалай- После встреч с официальны ми ляцаьш военного • ве.а.омег- ва рад ееяаторов и конгрес сменов выступили . с загщле- ниями, оправдывающими дей- МЕЖДУНАРОДНАЯ Ш . ИНФОРМАПИЯ ЗАГРЯЗМЕНМЕ ВОД . ЮЖНОЙ . АТЛАНТИКИ' БУЭНОС-АЙРЕС, -7 июля. (ТАСС). Аргентинские .власти озабочены иассозой .гибелью пишвинов в. водах Южной Ат лантики, С 1932 года местная печать неоднокра-гао сообщала о трагедиях пернатых на край- 1 -:е,.м юге Аргентины. Выдвига лась версия о том, что при чиной этого является утечка радиоак-гашных веществ из ад,ерного оружия на затонув- 1 Ш 1 Х в ходе'ангХо-аргентинско- го вооруженного конфликта английских кораблях. 'Однако Аргентинские эколо ги установили, что особенно, часто и в наиболее . крупных масштабах вымирают, шшгви- ны- на побережье полуострова Вальдес, в провинции Чубут, Именно в этом р-айоае продер гают маршруты нефтеналивных судов,, чьи капитаны, пользуясь бесконтрольностью, освобож даются от морской .воды, .-за качиваемой в танки в качест ве балласта. Рместе е нею в -океан- ' выбрасывается- большое Еолячество нефти, которая по крывает жирной пленкой во ду и загрязняет побережье, массовую тябэдь шшг-' Ирашггельство Аргентины распорадилось составить, и из дать кар-гы, на которых были бы обозначены места промне* ла ценных пород рыбы и оби тания пингвинов в Южной-Ат лантике. Иют будут снабжены нефтена-тевшле суда, проходя щие в этом районе. . ' В объективе — Лаос НЛ СНИМКЕ: грпуЛ 1 фа,-,ьиая арка «.Алуезвара» Е центре Вьентьяна. * Фото М- 1Ю1ЫРН.ИКЕ. (Фотохроника ТАСС). ЗАКРЫТЫЕ БРИФИНГИ ПО ИРА!!СК0МУ САМОЛЕТУ ствия экипажа крейсера «Вив- сеинес», кодарые привели, к гибели в врскресенье почтя .300 пассажиров н -аденов эки пажа самолета авиакомпании «Иранэйр». -В частности, ли дер дежократическоко большин ства в сенате Роберт Бэрд ут верждал, что амерйканские мо- ряки) находились в «очень сложной и .неудобной ситуа ции», когда- им приходилось щэииимать решения, «в очень . ограхшчегшоа время». По другому оценил. ситуа- ЦИИ5 сенатор Брок Эдамс. Уничтожение авиалайнера,, ска зал .он; должно привести к яе- ме,'\лвтоюму пересмотру аме риканской внешней политики в регаоне. А заместитель лиде ра демо!фатического «больппш- ства в палате представителей Тони Куэлло покинул встречу с представителями Пентагона с таким чувством,, по его сло вам, «что трагедия может повг- ториться сегодня шш завтра, и мы не сможем ее предотвра- ПОЛЬСКАЯ СТОЛИЦА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ говорят, что свободное место на паркинге, особенно летом, .радует поч та как выигрыш 1 в спортло то. . Сравнение по ощуще-. ниям очень -точное. Впечат ление такое, что все —- за рулем. В столичном городе с населением 1 миллион 660 тысяч человек- на сегодняш- .день зарегастрировано свыше четырехсот тысяч ав томобилей, в подавляющем большинстве, конечно, легко вых, чаегных. Стоянок не хватает, и' хотя от поездки в центр на машине предосте регают как от непроститель ного легаомыелня, рискнем... А ' точнее, воспользуемся стоянкой для аккредитован ных в стране иностранных я;урпалистов у пресс-центра польского агентства Интера Площадь Победы. Имягао сюда привожу я своих ■гос тей, чтобы час-ПО лтора по бродить по местам, без кото рых невозможно себе пред ставить Варшаву. Под уцелевшим фрагмен том колотсады бывшего Сас- кого дворца могила Не известного солдата. По углам надгробной плиты — урны с ■ землей, на которой была пролита кровь польских вои нов во время второй миро вой войны. Есть и белорус ская земля Ленино, где поч- сорок пять лет назад впервые вступила в бой с немецко-фашистскими захват чиками 1-я польская диви зия имени Т. К 0 СТЮ 1 ПКО,' сформироваьшая на террито рии СССР. За мемориалом расположен Саский сад — первый общестееняый ' парк столицы. Кстати, на одного жителя в Варшаве прихо дится почти тринадцать ква дратных метров зеленых на саждений. Б столичном вое водстве десятки природных заповедников, более тысячи памятников природы. Вдоль площади Победы, затем маленькими симпа тичными улочками проходим на 5 'лицу Новый Свят, часть та к " на.зываемого Королев ского тракта. Когда сейчас любуешься постройками, со хранившими классический стиль конца XVIII — начала XIX века, не сразу осозна ешь, что эта всегда нарядная улица была во время войны наиболее разрушена: из 71 здания уцелело' только шесть. Новый Свят сегод-- излюбленное место прогулок. ■варшавян. Здесь, кстати, на каждом шагу — книжные лавки, продукто вые и промтоварные ^мага зины, ателье, кафе'... О Но вом Святе идут старые- спо. ры. Улицу хотят сделать пешеходной. А пока поток , городского транспорта ' (про езд часдаого здесь ограни чен) через Краковское пре- дьюстъе направляется на Старувку — средневековый старый город, историческое ядро Варшавы, которая три года назад отметила евре 720-летие. ' I Лет пятнадцать назад ку пил я у букиниста путево дитель по Варшаве начала века. На одной из четких фотографий — ЗамАсова площадь. Когда смотрю на этот снимок, кажется что •сделан он сегодня. Разве только трамвай оказывается «лишним». А ведь в сорок четвертом гитлеровцы уни чтожили и Королевск.чй за мок, и колонну Зигмунта, которая была возведена в 1644 году в' честь польско го короля, перенесшего сто лицу из Кракова в Варшаву. Помню, в начале семиде сятых, когда было принято решение о возрождении из руин Королевского зам 1 Щ, по городу торжественно про- •везли «копилку» — восста новление многих историчес ких памятников осуществля лось в значительной части на общественные средства. «Весь народ строит свою сто лицу». — популярный в то время призыв был отраже нием повседневногр настрое- Старый город — возрож денный памятник далекого исторического прошлого, а рядом десятки таких, что напоминают о недавнем, зло вещем прошлом. В годы вто рой мировой войны только во время варшавского восста ния, жестоко подавленного гитлеровцами, погибло около 18 тысяч патриотов, сра жавшихся с ору;кием в ру: ках, и 150 тысяч мирных Жителей, а сама столица бы ла разрушена почти на 90 процентов. Пять лет назад. нескольких шагах от Зам ковой площади, у крепост ных стен открылся памят ник юному повстанцу. . Кто этот маленький повстанец с добытым в бою оружие!» и в захваченной каске не по размеру? Сооруженный по инициативе и на средства харцеров Варшавы, он уве ковечил память о самых юных участниках . восстания. За освобонсдение Польши погибли более 600 тысяч советских воинов. В 1950 году в Варшаве было зало жено кладбище, — мемори ал советских воинов. Его главная аллея ведет к гра нитному .памятнику в фор ме обелиска -вь/еотою 35 метров. По обеим сторо нам — скульптуры совет ских воинов. Здесь ногребе^ но свыше 21..500 советских солдат а офицеров, павших в боях за польскую столицу. Есть в Варшаве места, связанные с . борьбой за ево-^ боду и:,’независимость, с на-' ционально --освободительным движением. На^^берегу Вис лы, в тридцатые годы прош лого века по приказу Нико лая I были возведены пер вые. крепостны| сооружения, получившие, название цита дель. Часуь крепости, впос ледствии неоднократно до страивавшейся, ' использова лась как тюрьма. Сто тридцать тысяч поля ков защищали в 1917—- 1919 гг, молодую Республи ку Советов.*Среди ни^ Юли- ■ан Мархлевский, Карбль Сверчевский, • Константин Рокоссовский и многие дру гие -деятели.. Недалеко от цитадели находится площадь Дзержинского, централы-юе место которой -занимает па мятник видному деятелю польского и российского ре волюционного движения. А вот Варшавский музей В. И. -Ленина., Основная часть е г о ' экспозиции посвя щена пребыванию вождя, ми рового пролетариата в Поль ше в 1912—1914 годах. Возвращаясь на пл'оЩадь Победы, огибаем здание .Большого театра, где. нахо дится , знакомый даже . тем, кто видит его впервые, па мятник героям Варшавы Нике. Когда я впервые при вел сюда сыновей, один из них сразу воск.чик'нул; «Да ведь это Варшава!» Выдающийся польский пи сатель Ярослав Ивашкевич писал: «Мьг- долго,-, ждали этот памятник, но он так запросто появился на теат ральной площади, , словно борю^щяся Сирена сама со бой "в'озникла на своем цо коле. Да она. в сущности, и возникла из руин и праха, из дыма и крови, из боевых кл 1 «;ов и стонов боли. Она создавалась в, битвах и сра жениях. о которых помнит не только пережившее их старшее ; поколение, но ,и мо лодые. Эта Нике с первой же минуты так .сроднилась с нашим городом и его ис торией. ято' теперь н е ' толь ко символизирует борьбу героев Варшавы, но и прое цируется, в будущее». И именно в будущее поль ской столицы нацелен поя вившийся , недавно: интерес; ный документ -, «Варшава- 2000». Какой быть столице на ^пороге XXI века? Таков гла'вный его вопрос, на ко торый сегодня отвечают все, кому дорог возродившийся из пепла нецрек.чонный го- род. Город варшавян и всех поляков. - СУДЕБНЫЙ ФАРС в анкарско.м суде госу дарственной безопасности в.р- зобновлен процесс над ге: нераяьным секретарем Коммунистической партии Турции Хайдаром Кутлу, генеральным' секретарем Ра бочей партии Турции Ниха- том Саргыном и их сорат никами. Им инкриминируют ся коммунистическая дея тельность и пропаганда, ру ководство «незаконной пар тией, цель которой заклю чается в установлении в Турции' режима, основанно го на принципах марксизма- ленинизма», оскорбление ру ководителей страны. В ноябре прошлого года 44-лётний X. Кутлу (его настоящее имя ■и фамилия Наби ЯгДЖИ) и 62-летнин Н. Саргын аесле неоднократ ных заявлений турецких вла стей о том. будто страна вернулась к демократии, ре шили добровольно возвра титься на родину, чтобы раз вернуть легальную, деятель ность, создавае.мой ' Объеди ненной- коммунистической партии, но уже на аэродро ме были схвачены полицией. Турецкие власти тщатель-- но скрывали ход разбира тельства по--^делу> демокра тов, не допуская гласности допросов. Два ни в чем не повинных человека были подвергнуты пыткам и ли шены всякого контакта . с внешним миром. Лишь через 8 'месяцев бы- - ло назначено первое заседа ние суда, для которого был предоставлен зал, который с трудом вмещал, всего около ста человек. Советские кор респонденты на заседание допущены не были. Среди прибывших на процесс из- за рубежа более 70 .наблю-,^ дателей', юристы, журналце-' ты, общественные деятели. Пдокуратура . отклонила просьбу журналистской ас социации Турции перевести процесс в более просторный зал.. Судилище над комму нистами превратилось, по су ти дела,, в полузакрытый, процесс. , «Почему же они поехали на родину, неужели не зна ли о том, что, их ждет в своей собственной стра не?» — невольно возникает вопрос. «Мы не .питаем ил люзий, — незадолго до отъ-' .езда 'сказал X. Кутлу, ■— .что этот шаг принесет лег-: кий успех. Но' это — акт борьбы во имя нашей' свсь боды». Присутствующая, на про цессе в Анкаре грзшпа юри стов из. ФРГ, Франции, Анр^ ЛИИ, ГДР,- Голландии, Бель гии "и ряда других европей-' ских стран распространила .заявление, в котором отме чается, что процедура суда противоречит принятым в ' .Европе законам и сог.таше- ииям по правам человека. Противоречит она и обяза тельствам самой Турции, ко торая , поставила свои под писи, под международными пактами о правах человека и хельсинкским Заключите льным •актом-, где зафикси рована необходимость «ува жать права человека и ос новные свободы, включая свободу мысли, совести, ре-' лигии и убеждений». 230-страннчное обвинитель ное заключение, по справед ливому утверждению- мест ных юристов, иностранных адвокатов, изъявивших же-, лагше защищать X. Кутлу ■ и Н. Саргына, является чи сто политическим докумей- том. Турецких демократов судят за их убеждения. И. УГОЛЬ^(^В.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz