Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

8 июля 1988 Л <2 159 (ш' 156) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я -ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ ПАРТНЕРЫ И 1 КОНКУРЕНТЫ? Е щ е р а з о б о р г а н и з а ц и и к о н ц е р т н о й д е я т е л ь н о с ти в о б л а с т и в последнем выпуске молодежной страницы сСобесед- ннк» (15 мая) было опублшеовано выступление директора Дворца спорта «Звездный»- В. Кирьянова, в котором он рассказал о конфлхткте, возникшем между сблгстиэй фи­ лармонией и дворцом. К конфликту привело стремление адмпнистрацйи «Звездного» работать по органисацпи эст­ радных концертов самостоятельно {не «;ерез фзлармо- няю, как было раньше), путем заключения прямых дого­ воров с коллективами. Автор обратился к областному управлению культуры, предлагая составить общий для филармонии и дворцов спорта репертуарный план, рас- ширн'рь состав худсовета. После публикации письмо в редакцию прислал директор филармонии А. Буряков. А Бсдед за этим пришел ответ нз управления культуры, из которого явствовало, что его руководство полностью раз­ деляет позицию филармонии и не желает что либо ме­ нять в сложившейся ситуации. Так- возникла необходи­ мость еще раз вернуться к теме. Сегодня мы иубли 1 гуем оба полученных ответа и комментарий нашего коррсспои- Удивляет публикация «Нет согласия меж партне­ ров». Трудно понять, «про что» эти рассузкдения. Ис- покон века организацией кон­ цертов занимались и зани­ жаются государственные ор­ ганизации, то есть-филармо­ нии: это только у них го­ сударственный план обслу- гкнвання зрителей, финансо­ вый план, за ними реперту­ арный контроль и I , д. Между тем, в первом квартале Дворец спорта «Звездный» получил от кон­ цертов свыше 40 тысяч руб­ лей прибыли. Вот чем объ­ ясняются вожделения его руководителя. Появился соб­ лазн заниматься тем, что ыраносит «чистую деньгу». Тут уж не до выбора; мож­ но торговать шашлыками, а .можно проводить концерты популярных артистов. Ради этого дворец якобы идет на я-.ертвы и, обратите внима­ ние, на какие: «высвобожда ется лед, отменяются гаия- ■иш в детско юношеских спортивных школах», «хло­ поты по приему н обустрой­ ству гастролеров». И 'далее: чем дальше в лес... Новые . пробле.мы далеко не спортив­ ного свойства: «прямые кон­ такты с астрадныма коллек­ тивами», нужно быть «в кур­ се , молодежных запросов» (не спортивных, а .музыкаль­ ных). И так далее. Предел терпению В. Кирьянова — неудача с группой «Бим- Бом», которой, видите ли, ’томешала Алла Пугачева и филармония. И у пас после такой активности поягляется робкая мысль, а не еанять- ся лл н ф. 1 лармошш спор- то.м: хоккей, фигурное ката­ нке, оздоровитель.чый бег и т. д. — н зарабатывать свой ,хлеб»^:-)тиып добрыми >слуга- гш? Ведь лю5нтс.яен спорта, конечно, не меньше, чем лю­ бителей ргк'-.музыки. Пюав.та, есть препятствие; мы нс раз- бпраемеч в правила;.; спор­ тивных игр. Ко по примеру нашего «партнера» этим, ви­ димо, мочшо пренебречь... Оказывается, «Дворцу спорта .доводится соответст- яующий план па' концертную деятел-^ность». Кем же? В. Кирьянов жалобно из- пещр.ет читателей что в от­ вет на зтп «инициативы» от фнлаомоняи «косьтались жалобы в вышестоящие ин­ станции». Кет. Преего было сообщено властк-п, что не- кэмпетентпая практгтка орга- ш-’зацин концертов вносит анархию, нарушает конъюнк­ туру зрительских ::апрссов, сбо.злнчкпает рсперт', арнын ьоптроль, наносит экономи­ ческий ущерб области. Это сообщение В. Кг:рьянов име­ нует ни больше, ни меньше, как «недостотшый для парт­ нера прием». Зачем же так бе,здумно ставить все с к-эг на голо­ ву? Мы не против доброго партнерства, но на основе доброго порядка! При кото­ ром профессиональные, ар­ тисты могут выступить во Дворце спорта «только че­ рез соотБстствующве кси- цертные ор 1 аниоацки на до­ говорных началах». Я при­ вожу цитату КЗ письма Ми- 1 шсте,рстра культуры СССР и ВЦСПС, извещающего о порядке организации концер­ тов в стране. И далее из не-, го же: «Доходы от концер­ тов, проведенных в наруше­ ние установленного порядка, подлежат сдаче в б.юджет». Не стоило бы посвящать читателей в эти ведомствен­ ные параграфы, но это, ду­ мается, достойнее, чем змбч- цнозные выступления о лож­ ном партнерстве. Л. БУРЯКОВ, директор ■областной филармонии. Упрввленпе культуры Ли­ пецкого о-блчеполкома сооб­ щает, что на корреспон.ден- лто «Нет согласия меж партнеров», опубл:*кованную в вашей газете 15.05.88 г.; папраслеиз письмо директо­ ра филармонии, 'с которым управление культуры пол­ ностью сог.чесно. Дпрсктсру ДС «Звезд­ ный» неоднократно р а зм е ­ нялось действующее в стра­ не поло:ьенае об организации концертов, однако В. Кирь­ янов постоянйо пытается его обойти, «стремясь действо­ вать самостоягелько», к не­ желание «.ту'ншс, Ч 61 М до снх пор сотрудничать» исходит прежде всего от него. \ «Общего репертуарного плана» КСЖД 5 ' филармони­ ей и Дворцом «Звез.дный» не было н быть не может* так как не на.до . забывать, что «З бсздиын » -^- .это, в первую очередь. Дворец спорта. К кн о какой «.здо­ ровой конкуренции» в дс.де ергакнзацпи гастролей речи быть не может, каждому необхо.днмо хорошо зщ п - матвгя СВОИМ делом, а если ото кесб.ходимо, то добрэсо- вестяо сотрудничать на ос­ нове дейструюп^их ааконо- дательстга и поло:ч!ений, на- руягать которые никому яе позволено. Н. ПОРОШИН, зам. кача.льняЕа управления культуры. фонд молодежной иннциати- ' вы. Так что конфликт меж­ ду филармонией и ' «Звезд­ ным» отнюдь не так узок, как это может -показаться поначалу, И мы ждали, что областное управление куль­ туры глубоко и объективно, с, учетом ■, интересов всех сторон, разберется в . воз­ никшей проблеме. Но его -руководство, как видим, «полностью согласно» с от­ ветом директора филармо­ нии,; на-наш взгляд, излиш-' не эмоциональным и пото- -му еуйъективным. Неудовлетворенность по поводу ответа мы высказа­ ли 'Начальнику управления культуры А. Н. ' Нехорошв- ву. Он предложил еще раз (таких встреч, на ■. -разных уровнях, действительно, бы-' ло уже немало) собраться всем вместе и обсудить си­ туацию. Встреча состоялась в управлении культуры, в ней 'приняли участие — на­ чальник управления ' кулъ- , туры А. Н. Нехорош ев ,за ­ ведующий отделом к^щьтур- но-массовой р^0оты облсов- профа В. И. Похваленный.- заведуюящя, отделом про­ паганды обкома ВЛКСМ Л. Ф. Платонова, директор филармонии- А. С. Буряков и директор ДС «Звездный» - . В. П., Кирьянов. Встреча . показала. на­ сколько далеко развел кон, ■ фликт бывших партнеров. В. адрес друг друга было ■вы­ сказано немало обид и уп­ реков, • заслуженных и не­ заслуженных. Сразу стало ЯСНО: и то, что руководит ‘ обеими сторонами, главным образом, -экономический ин­ терес.; На нем столкнулись общественные организации ■(профсоюз и комсомол) • и государственное учрежде- > ние. При этом только фи­ лармония от полученных при­ былей ‘ делает отчисления в местный бюджет. Это было: солидным аргументом в спо­ ре. Пока не вспомнили* что она же находится на дота­ ции . государства, котор^то-.- полностью этими отчисле­ ниями не покрывает. Кроме .того,- у филармонии солид-' ' ный штат работников, задей­ ствованных на гастролях, чего лишены общественные организации. Несмотря на это. в их. адрес то и .дело •звучало; «гребут • деньги».. Словом, филармония в сою­ зе с управлением культуры , наступала, а н^офсоюз и комсомол оборонялись. И те, и другие запаслись до- «кументами. . Не утруждая читателя и х ' перечислением,- сцажем лишь, что докумен­ ты по линии. ВЦСПС раз­ решают прямые договора (минуя, филармонию), а ин- .струкции Министерства культурв! СССР, на наш взгляд, достаточно противо­ речивы. ‘ Любопытно, что партнеры (илн. конкуренты?), оправ­ дывая свои действия, ' ссы­ лаются в основном на один . и тот. .же документ — письмо Министерства культуры СССР и ВЦСПС от 20 ап-, реля 1987 года. Оно согла­ совано и с высокими .фи­ нансовыми органами, и с ЦК ВЛКСМ. В нем говорится; .«Положением об организации концертйой работы в СССР» ■определяется, что профсо-. юзные и комсомольские ор­ ле. разъяснение такое, есть, но в отличие от нксьяа оно. идет уже без подписи ру­ ководителей ВЦСПС. Это обстоятельство,. на наш взгляд, лишает его -законо­ дательной 'силы, оно ' носит ведомственнын характер,, более , того, «разъяснение: свидетельствует об опреде-. ленной неразберихе в мнни- ■етерских «верхах»: ■соуска- емые вниз документы от­ нюдь не разъясняют новую ситуацию, -;а,: ‘ наоборот, еще больше; ее запутьюают, В чем же, на наш^ взгляд, состоит новизна ситуации в гастрольном деле? Она от­ четливо проявляется в уси- ливанйдемся стре.мдении .■и общественных организаций, и культурно-спортивных уч­ реждений к финансовой и организационной самостоя­ тельности, к инициативе. Кстати, на это нацеливают и все увеличивающиеся планы оказания нлатны::^ услуг населению. И канан беда в -том, что комсомоль­ ские организации, или / от­ раслевые профкомы, безу­ словно, 'пока лучше, чем фияармЬння, осведомленные о запросах своей зритель­ ской ау.дитории и нередко (в силу разных причин) ус­ лугами 4зяяар.монии не из­ балованные, . будут сами приглашать лйбимых ис­ полнителей и коллективы? Ничего '.худого, здесь нет. С точки зрения, 1 {онечыо, здравого смысла, а не , ве­ домственной инструкции. И, добавим, с точки зрения зрителя, которому, думает­ ся-, абсолютно все равно, кто' организует гастроли. Лишь бы: они "были интересные. Последнее особенно важ­ но. Не секрет,- что в эстра­ де чаще,.: чем в любом дру­ гом зкаире искусства, ' на сцену проникают пошлость и безыдейщина. ■ Как поста­ вить этому надежные засло- нь{? На нашей встрече бы­ ли высказаны справедливые упфеки в адрес и дворцов рцорта, и ко.мсомольскнх-ор­ ганизаций. оперативно не информирующих " управле - ние культуры о предстоя­ щих гастролях. Подобное, конечно, никуда не годит­ ся. Поскольку з а ' качество кош|ерто8. кто ■бы 'их ни ор­ ганизовывая, о1'вечает то.чь, но управление йультуры. Далее, '^'^прека, также спра­ ведливого, ..заслужил и худо­ жественный совет филармо­ нии, По мнению обкома ВЛКСМ, он слабо вадяет на 'репертуарную политШу ' га­ стролей, йецолно учитывает запросы молодежной аудито­ рии. Что Нг, как нам извест­ но., шаг к сотрудничеству с органами'-народного образо­ вания филармония уже сде­ лала — ввела в состав худ­ совета учителей. Так-почему не пойти на подобный со­ юзки с обкомом ВЛКСМ? ■Как видим, партнерство в. организации гастролей все- таки возможно. ВЬяее того, это примета обнов.тяющейся жизни; новые экономичеекие ..законы охватывают не толь­ ко сферу Материального про­ изводства; они удобны ^ и выгодны и учреждениям культуры, общественным 'организациям. Кто вправе стреножить их инициативу? Но. изменившиеся'■условия партнерства ' диктуют Комментарий корреспондента ганнзации, творческие со!о- новые формы управ.тёния ющие самостоятельно зара­ батывать деньги. Они нашли такие доку­ менты. С этого времени тропки бывших партнеров разошлись: У администрация филармонии это 'вызывало естественную озабочен­ ность, у директоров ДС — удовлетворение от . воз­ можности са.мостоятельной . музыкальные и другие общества, использующие в своей деятельности профес­ сиональные художественные коллективы и исполнителей,. могут привлейать их в свои мероприятия только^ через соответствующие концерт­ ные организацвн на дого­ ворных началах. На наш взгляд, это вполне позволя­ ет и профсоюзным учреж­ дениям, и комсомольским инициативной работы. Вслед организациям выходить на за спортивными упрежде- прямые контакты и со сто. ниями на 'прямые договора личными концертными ор-. с эстрадными певцами и кол- ганизациями, и с коопера- , . . . лектинами стали вь!ходить тинами, которые сейчас ор- ухватистых конкурентов и комсомольские организа- ганиз 5 ''ютря повсеместно, в придется, видимо, работать НИИ, считая, что письмо Ми- том числе и в эстраде* «О, с удвоенной энергией, ак- нистерства культуры СССР нет, — готов опровергнуть тивнее сопротивляться на. и ВЦСПС дает и им право нас начальник управления вязываемым подчас сверху действовать тут самостоя- культуры. — вот пришед- гастролерам (которые мест- тельно. Прибылей болыйих шее чуть позже ра.зчшснение ной публике не интересны), от этого комсомол не име- нашего отраслевого мини- лучше вести пропаганду ет, так как приглашенные етерства, в котором говорит- эстрадного жанра.-. Словом, им гастролеры обслуживают ся, что такие контакты воз- работать более гибко, более малые (обычно нс выгодные- можны только через терри- динамично.. Такова обчюк- для филармонии) концерт- ториальные концертные ор- тивная потребность сегод- ные площадки, а вырзшен- ганизации, то есть, через няшнего дня. ^ -----------— . г, -------- ^ СПАССКАЯ. Прйзнахься, готовй пись­ мо директора ДС «Зве.зд. ный» к публикации, мы по­ нимали всю сложность си­ туации. Да. до последнего времени-'бы.50 так: все гаст­ роли в области организует- филармония. Не имея соб­ ственного концертного зала, она до сих пор вынуждена сотрудничать с домами к.уль- т\фы и дворцами спорта. Для -последних, правда, это партнерство более .обреме­ нительно, чем вы.годяо. так как нарушает внутренний режим работы, сулит допол­ нительные хлопоты, а при­ быль идет . мини 1 тальная. Вместе с 'т ем так же, как филармонии, доводится им (с каждым годом все в боль­ шем . размере), план по об­ служиванию концертами зрителей,- Ежегодно уве.ли- Чйвается план на уплатные услуги. Вот и стали двор­ цы спорта и дома культуры ___ „ искать документы, позволя- ные суммы перечисляются в филармонию». В самом де­ гастролями. их контроля. Следует также в дальнейшем управлению культуры до­ биваться от министерства более обоснованных планов на обслуживание населения концертами. Нынешний яв­ но не учитывает бедствен­ ного положения филармонии, долгое время работающей без собственной концертной . площадки, кроме того, как видим, она теряет монополию и на профсоюзные сцены. Ситуация изменилась, пла­ ны — ' нет. Да и филармо­ нии при наличии довольно ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ За заслуги в области совет­ ской культуры и многолетнюю плодотворную работ-у Прези­ диум Верховного Совета РСФСР присвоил почетное звание «За­ служенный работник культуры РСФСР» Звереву Анатолию .Павловичу — художественно­ му руководителю Хворостян- ского центрального сельского Дома культуры Добривского района; .Микуличу Анатолию Алексеевичу — директору Ли­ пецкого музыкального VЧИЛЯ■ ша; Бабкиной Анне Михайлов­ не — директору Каликинского центрального сельского Дома культуры Добровского района. За заслуги в области строи­ тельства и многолетний добро­ совестный труд Президиум Вер­ ховного Совета РСФСР присво- Г- 1 Л почетное звание «Заслужен­ ный стрритель РСФСР» Соло­ мину Владилену Харитоновичу — начальнику Главного управ­ ления архитектуры и градо­ строительства исполнитель­ ного комитета Липецкого обла­ стного Совета народных депу За заслуги в области совет­ ской культуры и многолетнюю плодотворную работу Прези­ диум Верховного Совета РСФСР присвоил почетное зва­ ние «За(служенный работник куль-гуры Й?ФСР» Биревой Ни­ не Дмитриевне — заведующей Хрушево-Подлесяой сельской библиотекой—филиалом цен-г рализрванной библиотечной си­ стемы Данковского района Липецкой области; Даниловой Галине Гавриловне —^ заведу­ ющей отделом Липецкой обла­ стной научной библиотеки. АГИТПЛОЩАДКА - СВОИМИ СИЛАМИ Обычно к активистам все­ возможных дворовых и ДО­ МОВЫХ комитетов Относятся скептически. Дескать. что они могут?. А могут многое. Жильцы .домов № 67 по улице Гагарина и .К® 6 по улице Космонавтов уже убедились в этом. В- нынеш­ нем году рцботу обществен­ ников здесь возглавия Петр Николаевич Сапельняк, и план действий. И закипела работа. Преобразился теперь нага двор. Появились тен­ нисные столы, детская и спортивные, площадки, агит- плошадка, открытие которой совпало с большим праздни­ ком Межд,у.народным днем защиты детей,; Здесь бы­ ло все- сказки, песни, танцы.' В. КУЛИНЧЕНКО. НА СЦ ЕН Е - АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ В Липецке, во Дворце культуры профсоюзов, от­ крылся зональный смотр Всесоюзного конкурса само­ деятельной авторской песни. Он проводится Министерст­ вом внутренних дел .СССР в рамках третьего Всесоюз­ ного фестиваля народного творчества. В конкурсе при­ нимают участие представи­ тели 16 регионов Россий­ ской Федерации. В програм­ ме - - выступления хоровых коллективов, народных и во­ кально - инструментальных ансамблей, духовых оркест­ ров, а также солистов-йспол,- ’нителей • авторской' песни. Праздник открылся концер­ том участников художествен ной- самолеятельности Липец ка. В погледутшке два' дня состоятся конкурсные выс­ тупления. Д. НИКОЛАЕВ. ВАШИНГТОН, 7 толя. (ТАСС). Министр. обороны США Фрэнк Карлуччи .и дру­ гие представители ^Пентагона П 5 ювелл ц среду закрытые бри- для членов конгресса, [нформировав их о подроб­ ностях уяичтожёндалракетой с акерзкавского крейсера иран­ ского; пассажирского авиалай- После встреч с официальны­ ми ляцаьш военного • ве.а.омег- ва рад ееяаторов и конгрес­ сменов выступили . с загщле- ниями, оправдывающими дей- МЕЖДУНАРОДНАЯ Ш . ИНФОРМАПИЯ ЗАГРЯЗМЕНМЕ ВОД . ЮЖНОЙ . АТЛАНТИКИ' БУЭНОС-АЙРЕС, -7 июля. (ТАСС). Аргентинские .власти озабочены иассозой .гибелью пишвинов в. водах Южной Ат­ лантики, С 1932 года местная печать неоднокра-гао сообщала о трагедиях пернатых на край- 1 -:е,.м юге Аргентины. Выдвига­ лась версия о том, что при­ чиной этого является утечка радиоак-гашных веществ из ад,ерного оружия на затонув- 1 Ш 1 Х в ходе'ангХо-аргентинско- го вооруженного конфликта английских кораблях. 'Однако Аргентинские эколо­ ги установили, что особенно, часто и в наиболее . крупных масштабах вымирают, шшгви- ны- на побережье полуострова Вальдес, в провинции Чубут, Именно в этом р-айоае продер­ гают маршруты нефтеналивных судов,, чьи капитаны, пользуясь бесконтрольностью, освобож­ даются от морской .воды, .-за­ качиваемой в танки в качест­ ве балласта. Рместе е нею в -океан- ' выбрасывается- большое Еолячество нефти, которая по­ крывает жирной пленкой во­ ду и загрязняет побережье, массовую тябэдь шшг-' Ирашггельство Аргентины распорадилось составить, и из­ дать кар-гы, на которых были бы обозначены места промне* ла ценных пород рыбы и оби­ тания пингвинов в Южной-Ат­ лантике. Иют будут снабжены нефтена-тевшле суда, проходя­ щие в этом районе. . ' В объективе — Лаос НЛ СНИМКЕ: грпуЛ 1 фа,-,ьиая арка «.Алуезвара» Е центре Вьентьяна. * Фото М- 1Ю1ЫРН.ИКЕ. (Фотохроника ТАСС). ЗАКРЫТЫЕ БРИФИНГИ ПО ИРА!!СК0МУ САМОЛЕТУ ствия экипажа крейсера «Вив- сеинес», кодарые привели, к гибели в врскресенье почтя .300 пассажиров н -аденов эки­ пажа самолета авиакомпании «Иранэйр». -В частности, ли­ дер дежократическоко большин­ ства в сенате Роберт Бэрд ут­ верждал, что амерйканские мо- ряки) находились в «очень сложной и .неудобной ситуа­ ции», когда- им приходилось щэииимать решения, «в очень . ограхшчегшоа время». По другому оценил. ситуа- ЦИИ5 сенатор Брок Эдамс. Уничтожение авиалайнера,, ска­ зал .он; должно привести к яе- ме,'\лвтоюму пересмотру аме­ риканской внешней политики в регаоне. А заместитель лиде­ ра демо!фатического «больппш- ства в палате представителей Тони Куэлло покинул встречу с представителями Пентагона с таким чувством,, по его сло­ вам, «что трагедия может повг- ториться сегодня шш завтра, и мы не сможем ее предотвра- ПОЛЬСКАЯ СТОЛИЦА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ говорят, что свободное место на паркинге, особенно летом, .радует поч­ та как выигрыш 1 в спортло­ то. . Сравнение по ощуще-. ниям очень -точное. Впечат­ ление такое, что все —- за рулем. В столичном городе с населением 1 миллион 660 тысяч человек- на сегодняш- .день зарегастрировано свыше четырехсот тысяч ав­ томобилей, в подавляющем большинстве, конечно, легко­ вых, чаегных. Стоянок не хватает, и' хотя от поездки в центр на машине предосте­ регают как от непроститель­ ного легаомыелня, рискнем... А ' точнее, воспользуемся стоянкой для аккредитован­ ных в стране иностранных я;урпалистов у пресс-центра польского агентства Интера Площадь Победы. Имягао сюда привожу я своих ■гос­ тей, чтобы час-ПО лтора по­ бродить по местам, без кото­ рых невозможно себе пред­ ставить Варшаву. Под уцелевшим фрагмен­ том колотсады бывшего Сас- кого дворца могила Не­ известного солдата. По углам надгробной плиты — урны с ■ землей, на которой была пролита кровь польских вои­ нов во время второй миро­ вой войны. Есть и белорус­ ская земля Ленино, где поч- сорок пять лет назад впервые вступила в бой с немецко-фашистскими захват­ чиками 1-я польская диви­ зия имени Т. К 0 СТЮ 1 ПКО,' сформироваьшая на террито­ рии СССР. За мемориалом расположен Саский сад — первый общестееняый ' парк столицы. Кстати, на одного жителя в Варшаве прихо­ дится почти тринадцать ква­ дратных метров зеленых на­ саждений. Б столичном вое­ водстве десятки природных заповедников, более тысячи памятников природы. Вдоль площади Победы, затем маленькими симпа­ тичными улочками проходим на 5 'лицу Новый Свят, часть та к " на.зываемого Королев­ ского тракта. Когда сейчас любуешься постройками, со­ хранившими классический стиль конца XVIII — начала XIX века, не сразу осозна­ ешь, что эта всегда нарядная улица была во время войны наиболее разрушена: из 71 здания уцелело' только шесть. Новый Свят сегод-- излюбленное место прогулок. ■варшавян. Здесь, кстати, на каждом шагу — книжные лавки, продукто­ вые и промтоварные ^мага­ зины, ателье, кафе'... О Но­ вом Святе идут старые- спо. ры. Улицу хотят сделать пешеходной. А пока поток , городского транспорта ' (про­ езд часдаого здесь ограни­ чен) через Краковское пре- дьюстъе направляется на Старувку — средневековый старый город, историческое ядро Варшавы, которая три года назад отметила евре 720-летие. ' I Лет пятнадцать назад ку­ пил я у букиниста путево­ дитель по Варшаве начала века. На одной из четких фотографий — ЗамАсова площадь. Когда смотрю на этот снимок, кажется что •сделан он сегодня. Разве только трамвай оказывается «лишним». А ведь в сорок четвертом гитлеровцы уни­ чтожили и Королевск.чй за­ мок, и колонну Зигмунта, которая была возведена в 1644 году в' честь польско­ го короля, перенесшего сто­ лицу из Кракова в Варшаву. Помню, в начале семиде­ сятых, когда было принято решение о возрождении из руин Королевского зам 1 Щ, по городу торжественно про- •везли «копилку» — восста­ новление многих историчес­ ких памятников осуществля­ лось в значительной части на общественные средства. «Весь народ строит свою сто­ лицу». — популярный в то время призыв был отраже­ нием повседневногр настрое- Старый город — возрож­ денный памятник далекого исторического прошлого, а рядом десятки таких, что напоминают о недавнем, зло­ вещем прошлом. В годы вто­ рой мировой войны только во время варшавского восста­ ния, жестоко подавленного гитлеровцами, погибло около 18 тысяч патриотов, сра­ жавшихся с ору;кием в ру: ках, и 150 тысяч мирных Жителей, а сама столица бы­ ла разрушена почти на 90 процентов. Пять лет назад. нескольких шагах от Зам­ ковой площади, у крепост­ ных стен открылся памят­ ник юному повстанцу. . Кто этот маленький повстанец с добытым в бою оружие!» и в захваченной каске не по размеру? Сооруженный по инициативе и на средства харцеров Варшавы, он уве­ ковечил память о самых юных участниках . восстания. За освобонсдение Польши погибли более 600 тысяч советских воинов. В 1950 году в Варшаве было зало­ жено кладбище, — мемори­ ал советских воинов. Его главная аллея ведет к гра­ нитному .памятнику в фор­ ме обелиска -вь/еотою 35 метров. По обеим сторо­ нам — скульптуры совет­ ских воинов. Здесь ногребе^ но свыше 21..500 советских солдат а офицеров, павших в боях за польскую столицу. Есть в Варшаве места, связанные с . борьбой за ево-^ боду и:,’независимость, с на-' ционально --освободительным движением. На^^берегу Вис­ лы, в тридцатые годы прош­ лого века по приказу Нико­ лая I были возведены пер­ вые. крепостны| сооружения, получившие, название цита­ дель. Часуь крепости, впос­ ледствии неоднократно до­ страивавшейся, ' использова­ лась как тюрьма. Сто тридцать тысяч поля­ ков защищали в 1917—- 1919 гг, молодую Республи­ ку Советов.*Среди ни^ Юли- ■ан Мархлевский, Карбль Сверчевский, • Константин Рокоссовский и многие дру­ гие -деятели.. Недалеко от цитадели находится площадь Дзержинского, централы-юе место которой -занимает па­ мятник видному деятелю польского и российского ре­ волюционного движения. А вот Варшавский музей В. И. -Ленина., Основная часть е г о ' экспозиции посвя­ щена пребыванию вождя, ми­ рового пролетариата в Поль­ ше в 1912—1914 годах. Возвращаясь на пл'оЩадь Победы, огибаем здание .Большого театра, где. нахо­ дится , знакомый даже . тем, кто видит его впервые, па­ мятник героям Варшавы Нике. Когда я впервые при­ вел сюда сыновей, один из них сразу воск.чик'нул; «Да ведь это Варшава!» Выдающийся польский пи­ сатель Ярослав Ивашкевич писал: «Мьг- долго,-, ждали этот памятник, но он так запросто появился на теат­ ральной площади, , словно борю^щяся Сирена сама со­ бой "в'озникла на своем цо­ коле. Да она. в сущности, и возникла из руин и праха, из дыма и крови, из боевых кл 1 «;ов и стонов боли. Она создавалась в, битвах и сра­ жениях. о которых помнит не только пережившее их старшее ; поколение, но ,и мо­ лодые. Эта Нике с первой же минуты так .сроднилась с нашим городом и его ис­ торией. ято' теперь н е ' толь­ ко символизирует борьбу героев Варшавы, но и прое­ цируется, в будущее». И именно в будущее поль­ ской столицы нацелен поя­ вившийся , недавно: интерес; ный документ -, «Варшава- 2000». Какой быть столице на ^пороге XXI века? Таков гла'вный его вопрос, на ко­ торый сегодня отвечают все, кому дорог возродившийся из пепла нецрек.чонный го- род. Город варшавян и всех поляков. - СУДЕБНЫЙ ФАРС в анкарско.м суде госу­ дарственной безопасности в.р- зобновлен процесс над ге: нераяьным секретарем Коммунистической партии Турции Хайдаром Кутлу, генеральным' секретарем Ра ­ бочей партии Турции Ниха- том Саргыном и их сорат­ никами. Им инкриминируют­ ся коммунистическая дея­ тельность и пропаганда, ру­ ководство «незаконной пар­ тией, цель которой заклю­ чается в установлении в Турции' режима, основанно­ го на принципах марксизма- ленинизма», оскорбление ру­ ководителей страны. В ноябре прошлого года 44-лётний X. Кутлу (его настоящее имя ■и фамилия Наби ЯгДЖИ) и 62-летнин Н. Саргын аесле неоднократ­ ных заявлений турецких вла­ стей о том. будто страна вернулась к демократии, ре­ шили добровольно возвра­ титься на родину, чтобы раз­ вернуть легальную, деятель­ ность, создавае.мой ' Объеди­ ненной- коммунистической партии, но уже на аэродро­ ме были схвачены полицией. Турецкие власти тщатель-- но скрывали ход разбира­ тельства по--^делу> демокра­ тов, не допуская гласности допросов. Два ни в чем не повинных человека были подвергнуты пыткам и ли­ шены всякого контакта . с внешним миром. Лишь через 8 'месяцев бы- - ло назначено первое заседа­ ние суда, для которого был предоставлен зал, который с трудом вмещал, всего около ста человек. Советские кор­ респонденты на заседание допущены не были. Среди прибывших на процесс из- за рубежа более 70 .наблю-,^ дателей', юристы, журналце-' ты, общественные деятели. Пдокуратура . отклонила просьбу журналистской ас­ социации Турции перевести процесс в более просторный зал.. Судилище над комму­ нистами превратилось, по су­ ти дела,, в полузакрытый, процесс. , «Почему же они поехали на родину, неужели не зна­ ли о том, что, их ждет в своей собственной стра­ не?» — невольно возникает вопрос. «Мы не .питаем ил­ люзий, — незадолго до отъ-' .езда 'сказал X. Кутлу, ■— .что этот шаг принесет лег-: кий успех. Но' это — акт борьбы во имя нашей' свсь боды». Присутствующая, на про­ цессе в Анкаре грзшпа юри­ стов из. ФРГ, Франции, Анр^ ЛИИ, ГДР,- Голландии, Бель­ гии "и ряда других европей-' ских стран распространила .заявление, в котором отме­ чается, что процедура суда противоречит принятым в ' .Европе законам и сог.таше- ииям по правам человека. Противоречит она и обяза­ тельствам самой Турции, ко­ торая , поставила свои под­ писи, под международными пактами о правах человека и хельсинкским Заключите­ льным •актом-, где зафикси­ рована необходимость «ува­ жать права человека и ос­ новные свободы, включая свободу мысли, совести, ре-' лигии и убеждений». 230-страннчное обвинитель­ ное заключение, по справед­ ливому утверждению- мест­ ных юристов, иностранных адвокатов, изъявивших же-, лагше защищать X. Кутлу ■ и Н. Саргына, является чи­ сто политическим докумей- том. Турецких демократов судят за их убеждения. И. УГОЛЬ^(^В.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz