Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е , З НАМЯ 6 июля 1988 г., № 157 (18154) РЕЗОЛЮЦИИ X IX НСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КПСС О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ XXVII СЪЕЗДА КПСС И З А Д А Ч А Х ПО У Г ЛУ Б Л ЕНИЮ ПЕР ЕСТРОЙКИ (Окончание. Начало на 1-й стр.). Конференция обращает внимание на необходимость- более энергично решать проблемы, непосредственно зат рагивающие интересы женщин. Женщины должны быть ■широко представлены в руководящих органах снизу до- верху, необходимо возвышать их роль в обществе н по литической жизни, защищать и оберегать авторитет и права матери, создавать условия для выполнения ею своих обязанностей, усилить заботу о молодых семьях. 4. Конференция одобряет изложенные в докладе М. С. Горбачева предложения о реформе политической снсте^ мы и высказывается за их практическую реализацию. ' Ютючевое значение имеет разграничение функций пар тийных и государственных органов и возрождение полно властия Советов 'снизу деверху. Вместе с ре формой судебной- -системы и ; других институ-' тов, обеспечивающих правовое регулирование взаимоот- -ношений между государство.лт и гражданами, охрану по литических, экономических, социальных и личных прав всех членов общества, это направлено в конечном, счете на завершение создания социалистического правового го- - . сударства, в котором высшим принципом' будет безуслов- -ное подчинение всего и всех закону. Конференция считает важнейшими предпосылками эф фективного функционирования политической -системы пре образование высшей власти в государстве-, преДусматри- ва-ющее созыв съездов народных депутатов СССР, дея тельность на регулярной основе двухпалатного Верховно го Совета, учреждение поста Председателя Верховного . Совета, демократическое использование ими своих пре- -рогатив, конституционно регламентированное взаимодей ствие всех высших эшелонов власти, включая Совет Ми нистров СССР. . ' Конференция высказывается..за обновление в духе пе рестройки деятельности общественных организаций и объ единений — профсоюзных, комсомольских, женских, ве теранских и других, творческих союзов — и значительное повышение их роли в функционировании политической системы, в реализации и координации интересов различ ных слоев населения -на благо, всего народа. ■ ' 5. Конференция отмечает, что КПСС, взяв на себя ре волюционную инициативу, сумела дать объективный кри тический анализ состоянию общества и самой партии,- вы двинула программу перестройки, сплотила широкие народ- ныр массы вокруг ее идей, организовала .практическую ра боту. по революционному преобразованию общественных отношений. Таким образо.м. Коммунистическая партия еще раз продемонстрировала, что она является носителем программных целей общества, выступает как авангард на- В условиях разграничения функций партийных и госу- дарсдвеетых органов должна быть во в'сей полноте и с уче том .современных условий возрождена' ленинская концеп ция цартии как авангарда общества, который, основыва ясь на марксистско-ленинском учении,-обеспечивает тео ретическую разработку важнейших вопросов развития страны, занимается выработкой идеологии перестройки и через это, через организаторскую работу в (массах, вдох новляя и воодушевляя их, дает правильное, социалистиче ское направление движению всего нашего многонацио нального общества вперед. Партия осуществляет кадровую политику, обеспечивая рациональную расстановку - кадров через демократические механизмы преобразованной поли тической системы. Свою политическую, линию КПСС дол жна проводить через коммунистов, работающих в государ ственных и хозяйственных органах, в общественных орга низациях и трудовых коллективах. Партия действует- в рамках Конституции и советских законов. ■ ■ Решение судьбоносных для страны и социализма задач- перестройки требует повышения руководящей роли пар-' тии и новых критериев оценки выполнения ею этой своей КПСС никогда не допустит впредь повторения чего-ли бо подобного тому, что связано с периодами культа лич ности и застоя, которые вызвали глубокие деформации в социалистическом обществе, задержали его развитие на целые десятилетия, привели к огромным человеяеским жертвам и йеисчислимым нравственным и идейным поте- 6. Конференция одобряет международную деятельность ЦК КПСС, основанную' на новом политическом мышлении, новые методы включения миролюбивых намерений Со ветского'Союза/, в мировую политику. Подтверждает, что; только политический подход ,к разрешению противоречий мирового развития и урегулированию конфликтных ситу- . аций открывает для СССР возможность сыграть предназ наченную ему историей роль в обеспечении выживания человечества и его дальнейшем прогрессе. . . В этом контексте конференция высоко оценивает прин ципиальную линию и предпринятые практические меры :По укреплению интернационалистского, взаимодействия с 'социалистическими странами, улучшению советско-амери канских отношений, -оживлению общеевропейского процес са, развитию связей в азиатско-тихоокеанском регионе. Латинской Америке, Африке, плодотворные контакты с движением неприсоединения, различными политическими партиями н мировой общественностью. Одобряет усилия в поддержку авторитета Организации Объединенных Наций и по урегулированию региональных конфликтов на принци пах национального примирения и свободы вьхбора. Конференция считает правильным подход __советского руководства к -проблеме устранения угрозы войны на пу тях откровенного, конструктивного диалога и разоруже ния. открывший путь к включению Договора .по РСМД, переводу в практическую плоскость переговоров о ядер- ных, химических и обычных вооружениях. _ ■ Конференция полностью ,одобряет решение о вьтоде войск из Афганистана на основе женевеких согладпений- и отношения с этим нашим соседом как независимым, нейтральным, неприсоединившнмся государством. ^Внешнеполитическая деятельность должна вносить все больший вклад в высвобождение ресурсов страны на мир ное строительство, на перестройку и быть тесно увязана с . демократизацией общества, включая процесс выработки решений и контроля за их исполнением. Все оборонное строительство должно отныне быть ори ентировано преимущественно на качественные параметры •— как в отношении' трхнини, военной науки, так и состава Вооруженных Сил, Гарантируя надежную безопасность Советского государства н его союзников, оно должно осу- ществляться в строгом.соответствии с" нашей оборонитель- Я В ной доктриной. Перестройка нуждается во внешней политике, адекватно отражающей ее гуманистическую сущность, открывающей, советскому обществу широкий выход на взаимовыгодное сотрудничество и многообразные демократические- связи с-окружающим миром. ‘ Конференция подтверждает курс КПСС на неизменную солидарность с борьбой коммунистических и рабочих пар- ' '' тий^ всех общественных сил за мир и социальный прог ресс, за свободу и 'демократию. 7. Выражая волю 20-миллиопной армии коммунистов, коренные интересы советского народа, конференция заяв ляет: партия будет настойчиво и целеустремленно углуб лять процесс революционной перестройки, обеспечивать ее необратимость. •делать все, чтобы достичь ее целей. Конференция призывает все парторганизации, всех ком мунистов и беспартийных еще активнее включиться в про цессы обновления общества, имеющие историческое значе ние для судеб Родиньк 8. Конференция считает необходимым, чтобы , Цент ральный Комитет КПСС обеспечил рассмотрение всех конкретных предложений и просьб, высказанных деле гатами конференции от имени избравших их коммуни стов, а также предложений и вопросов, изложенных в коллективных и индивидуальных обращениях, направлен- , ^ ных в ее адрес в ходе обсуждения Тезисов, и информи- -------- _ ----------------- -------------- ----- — ----------- О ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА И РЕФОРМЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ . ,1. Опыт трех лет перестройки, революционного обнов ления страны, демократизация партийной и общественной жизни поставили в повестку дня необходимость глубокой рефор.мы политической систе.мы. ..Советское государство родилось как орудие' диктатуры пролетариата и на определенной стадии общественного развития превратилось в общенародное государство. Те перь задача состоит в то.м, чтобы- советская государствен ность Б полном объеме соответствовала этому понятию, чтобы все дела в стране решались народом и его полно-. . мочными представителями, находились прд его полным и действенным контролем. Предстоящая реформа политической системы, по мне нию конференции, призвана решить следующие задачи: — открыть максимальный простор самоуправлению об щества, создать условия для полного развития инициативы траждан. представительных органов власти, партийных и общественных оргаицзаций, трудовых коллективов; — отладить механизм демократического выявления и фор.мирования интересов и воли всех классов и социальных групп, их согласования и реализации во внутренней и вне шней политике Сове-текого государства; . ..— обеспечить условия для дальнейшего свободного раз вития каждой наций'и народности, укрепления их дружбы и равноправного сотрудничества н а ‘принципах интернаци онализма: ' ■ - . . ' ' радикально укрепить социалистическую, законность и йраволорядок, с тем чтобы исключить, возможность узур пации власти и злоупотреблений, эффективно противо стоять бюрократизму и формализму, обеспечить надежные - гарантии защиты конституционных прав и свобод граждан, а также выполнения ими обязанностей по отношению . к обществу и государству; . ' ~ четко .разграничить функции партийных и государст венных органов в соответствии с ленинской , концепцией роли Коммунистической партии как политического. аван гарда, общества и роли Советского государства как органи зации и орудия власти народа; ' создать эффективный механизм, который обеспечи вал бы своевременное йамообновленйе политической систе мы с учетом меняющихся внутренних и международных условий, развитие и внедрение во все сферы жизни прин ципов социалистической демократии и самоуправления. Реформа политической системы должна носить комплек сный характер охватить все ее звенья, осуществляться скоординированно в единстве с перестройкой в. эганомике й^во всем'обществе, причем — в возможно.короткие сро- '^ '2 . Решающее направление .реформы политической систе- ^йЬ!; — обеспечение полновластия Советов народных депу- -татов как основы социалистической государственности и самоуправления в нашей стране. ■'■ Конференция считает'необходимым укрепить законода тельные, управленческие и контрольные функции Советов, передачу на их рассмотрение и решение всех важных воп- ро'сов государственной, хозяйственной и социально-куль турной жизни, восстановление руководящего положения выборных органов по отношению к исполнительным и их аппарату. Поли-гика партии - - экономическая, социальная, национальная'— должна проводиться прежде’всего через органы народного представительства. Руководство местными делалти должно бвгть реоргани зовано на принципах самоуправления, самофинансирования, самообеспечения согласования региональных интересов с общегосударственными. Для этого нужно создать реальные условия, при которых обеспечивались бы ответственность и самостоятельность Советов в решении проблем комплек сного развития подведомственных территорий. Они должны и-мёть устойчивые, основанные на долгосрочных нормати вах источники доходов, включая поступления от всех пре дприятий, расположенных, на их территории, накапливать сре'дства, необходимые для экономического развит^гя и .улучшения жизни населения, защиты окружающей* среды, решения других часущных задан, формировать внебюджет ные фонды развития из дополнительных доходов, в том числе из поступлений от населения, при твердых гаранти ях свободно распоряжаться средствами, полученными в ре зультате умелого руководства хозяйством и социалисти ческой предприи.мчивости. . Следует обновить саму организацию работы Советов; расширить круг вопросов, решаемых исключительно - на сессиях: предусмотреть периодическре освобождение депу татов от служебных и производственных обязанностей для работы в Совете, постоянных комиссиях и избирательных округах, исходить из того, что каждый Совет в оамках за кона имеет полную возможность выбора форм и методов своей деятельности с учетом местных условий. При форми ровании исполкомов, назначении и утверждении руководи телей' отделов, управлений, служб исполкомов должны стать правилом выдвижение нескольких кандидатур, тай ное голосование, проведение конкурсов. Надо добиться, чтобы работа Советов всех звеньев велась гласно, была постоянно на виду у избирателей. Конференция высказьшается за то, чтобы в местных ор ганах власти, кроме сельских’ и поселковых, избирались постоянно действующие президиумы Советов и во всех ^ 3 исключения Советах тайным голосованием — их пре дседатели. . Повышению роли представительных органов способствовала бы рекомендация на должности председш телей Советов, как поавило. первых секретарей соответст вующих партийных комитетов. Члены исполнительных комитетов местных Советов всех ступеней, а также оуководителч их отделов и управлении, судый, государственные арбитры и прокуроры не моп-т входить в состав депутатов соответствующего Совета. Та кой принцип следовало бы распространить на членов пра вительства и руководителей ведомств Союза ССР, союзных и автономных республик. Важным демократическим установлением явится введе ние ограничения на занятие выборных должностей, а так же должностей, подлежащих назначению и утверждению Советами, двумя сроками подряд. Восстановление авторитета и влияния Советов нужда ется в существенном обновлении действующей избиратель- ■ной системы. .Позитивно оценивая оп^т, накопленный в этом деле после XXVII съезда КПСС, конференция счита ет необходимым пойти дальше, обеспечив неограниченное выдвижение кандидатур, широкое и свободное их обсуж дение, включение в избирательные бюллетени большего ' числа кандидатов, чем имеется мандатов, строгое -соблю дение демократической процедуры выборов, регулярную от четность депутатов и возможность их отзьгоа. Обширные полномочия надо ' предоставить окружным предвыборным ' собраниям, которые должны стать демократическими', фо румами состязательного ■отбора кандидатов в депутаты. Советы станут действительн 9 работающими, органами при условии, если в них-будут Iизбираться люди принципиаль ные, с широким государственным кругозором, твердо.-^сто- ящие на позициях социалистического обновления, способ ные достойно представлять своих избирателей и активно реализовать предоставляемые им права. Конференция высказывается за установление для всех Советов народных депутатов одного срока полномочий — Обобщив итоги дискуссии по Тезисам ЦК КПСС и учи тывая обсуждение на самой конференции, делегаты счи тают необходимым -провести реконструкцию высших орга- ' нов государственной власти и высказываются-за то, чтобы - высшим органом власти страны стал Чсъезд народных де путатов СССР. -В состав которого наряду с депз?татами от территориальных и национально-территориальных избира тельных округов должны, войти депутаты, представляющие основные звенья'политической системы — партию, проф союзы, комсомол, другие массовые общественные, а также кооперативные, творческие, научные, организации, избран ные демократическим путем на съездах или пленумах их центральных органов. Съезд народных депутатов СССР, ежегодно собираясь на свои заседания, мог бы решать са- ‘ мые вансные конституционные, политические и социально- экономические вопросы жизни страны. Съезд образует сравнительно небольшой по численности двухпалатный Вер ховный Совет СССР -:г постоянно работающий' законода тельный. распорядительный и гГоятрольный орган, тайным голосованием избирает Председателя Верховного Совета. Следует устранить функциональную обезличенность палат, , по-новому организовать работу постоянных комиссий и депутатов. . .Новые подходы следует использовать при формировании и организации деятельности Советов всех других ступеней, закрепив это в законодательстве. ■ 3. Одно из важных направлений реформы политической системы конференция видит в децентрализации управления и таком перераспределении функций и' полномочий, кото рое обеспечило бы максимальную инициативу и самостоя- , тельность мест. При этом должны исключаться ведомствен ность, местничество и обеспечиваться функции центра-, без чего невозможны реализация преимуществ социализма, со блюдение общесоюзных интересов в-огромном многонацио- нально.м государстве. . ’ Конференция отмечает, что в ходе'хозяйственной рефо рмы и реформы политической системы' возрастают роль и ответственность Совета Министров СССР как высшего ис полнительного и распорядительного органа власти, ■под отчетного Верховному Совету СССР, за реализацию внут ренней и внешней политики,- разработку и осуществление . планов и перспективных программ экономического и соци ально-культурного развития. Демократизация общества предполагает проведение си стематической работы по упрощению структуры и совер шенствованию методов работы -всегб . государственного аппарата. До-тжны быть ликвидированы излишние звенья и сокращена численность аппарата до оптимального пре дела, Нам необходимо иметь аппарат нового'типа, основан ный на высоком профессионализме, владеющий современ ной информационной технологией, демократически контро лируемый народом, способный двигать вперед.экономиче ский и социальный прогресс. Отмечая положительное значение проводимой в этом направлении работы, конфе ренция- высказывается за ее ускорение, за то. чтобы ни одно звено системы управления не осталось вне перест ройки. Целесообразно создать в стране единую, подчинен-- ную выборным органам власти систему общественно-госу дарственного контроля. При осуществлении реформы.политической системы до лжно уделяться первостепенное внимание вопросам разви тия советской социалистической, федерации в интересах да льнейшего укрепления равноправного братского союза всех входящих в СССР наций и народностей. 4. Конференция считает- делом принципиальной важно сти формирование социалистйческого правового государст ва как полностью соответствующей социализму формы ор ганизации политической власти. Решение этой задачи не разрывно связано с максимальным обеспечением прав и свобод советского человека, ответственности государства перед гражданином и гражданина перед государством,, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдени ем всеми партийными и государственными органами, об щественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов. Корен ная перестройка деятельности этих органов' должна стать сердцевиной правовой реформы, которую конференция счи тает целесообразным провести в сравнительно короткие сроки^е^ор^,^ политической системы предполагает, пере стройку таких ее важных звеньев, как общественные ор ганизации. Профсоюзы, комсомол, кооперация, женские, ветеранские и другие организации, выражая, интересы и чаяния различных слоев советского общества, способству ют формированию внутренней и внешней политики партии и государства, в которой органично соединяются интересы всего нашего народа. Как позитивное явление следует рассматривать возни кновение в последнее время ряда новых общественных ас социаций и объединений, ставящих своей целью содейст вие делу социалистического обновления. Конференция в то же время осуждает всякую деятельность, направленную на подрыв социалистических устоев общества, разжигание национальной и расовой вражды, проповедь войны, наси лия и аморальности. - , Высоко оценивая деятельность-' общественных организа ций, конференция отмечает необходимость демократизации Их жизни, повышения самостоятельности и ответственнос ти, решительного'преодоления таких недостатков, как за- организованность, формализм, ослабление' самодеятельных начал. Со своей стороны партия будет всемерно содейст вовать. тому, чтобы общественные организации почювому осмыслили свое место, в обществе, энергичнее включили свой творческий потенциал в процесс обновления, чтобы и дальше развивалось общенародное патриотическое движе ние в поддержку линии на перестройку. В условиях исторически сложившейся в нашей стране однопартийной системы наличие постоянно действующего механизма свободного, диалога, критики й самокритики, самоконтроля и самооценки в партии и обществе ■— вопрос жизненного значения. . ^ ' 6. Партия полна решимости содействовать укреплению социальных прав трудяшдхся, являющихся ярким выраже нием преимуществ социалистического общественного строя. Успехи на этом пути,б;/дут определяться последователрной ■ реализацией хозяйствевной реформы, ускорением социа льно-экономического развития страны. В этой связи конфе ренция подчеркивает необходимость укрепления дисципли ны труда,, сознательного и творческого под^xода работни- -ков к своим производственным обязанностям. От отноше ния к~труду, каждого коллектива и каждого советского че ловека зависят в конечном счете уровень и качество соци альных благ, которые общество может предоставить сво- Важное значение для расширения .политических прав и личных свобод граждан будет иметь установление в зако нодательстве порядка осуществления этих конституцион ных прав и свобод. Среди них особое место, принадлежит правам человека на участие в управлении, на выраже ние своего мнения по любому вопросу, свободе совести. Закон должен наденшо о.берёгать личное достоинство гражданина, неприкосновенность его жилища, тайну, пе реписки, телефонных переговоров и т. д. Права и свобо ды . советских' людей неразрывно связаны с их граждан скими обязанностями, с неукоснительным для всех ува жением к закону. Социалистическая демократия несовме стима ни со своеволием, ни с безответственностью. 7, Конференция считает, что успех реформы политиче ской системы в определяющей мере зависит от работы партии, и обязывает все партийные- организации, всех коммуниртов принять самое активное, творческое участие ^ в решении встающих в связи с этим задач.-'Выступая ини циатором реформы и активным -проводником ее. в жизнь, р^партия на деле выполняет свою миссию политического авангарда рабочего класса, всех трудящихся. Главная особенность переживаемого нами историческо го момента заключается в том, чтобы не только по содер жанию, но и по методам деятельность КПСС в полной мере соответствовала ленинской концепции руководящей .роли партии в обществе. Это требует в первую очередь отказаться ■от подмены партийными .комитетами государ ственных и хозяйственных органов, исключить принятие партийных решений, содержащих йрямые указания в их адрес, строго - .придерживаться принципа; свой политиче ский к ур с , КПСС проводит через коммунистов, работаю-, щих в различных сферах жизни общества. Конференция выдвигает как задачу сегодняшнего дня бесповоротный отказ _от командно-приказных методов ра боты партийных органов, строжайшее соблюдение' демок ратических принципов, требований Конституции СССР н 'других законов. Именно по способности проводить лартий- * ную политику по-новому, методами идейно-политической и организаторской работы в массах следует определять уро вень деятельности каждой партийной организации, зрелость партийных работников. 8. Авангардная роль КПСС в перестройке и обновле нии общества невозможна без глубокой демократизаций внутренней жизни партии. Первоочередная задача _ в полной мере восстановить ленинское понимание принципа демократическото централизма, предусматривающего сво боду дискуссий на стадии обсуждения ворросов и единст ва действий после принятия решений большинством. .Дол жны быть разработаны и осуществлены меры по углуб лению внутрипартийной демократии с те.м, -чтобы все , звенья КПСС действовали в атмосфере партийного това рищества, свободного обсуждения всех актуальных вопро сов политики и практической деятельности, критики и са мокритики, коллективизма -и сознательной дисциплины, личной ответственности. Большое значение конференция придает демократиза ции жизни первичных партийных организаций. Надо пре жде всего повысить их самостоятельность,. избавив от мелочной регламентации сверху, укрепить ав*гооитет вы борных партийных органов, секретарей первичных партий ных- организаций, создать условия, стимулирующие их работу, преодолеть пассивность части пар'-гийцев. Конфе ренция отмечает, что степень привлечения коммунистов к . деятельности партийных комитетов не соответствует по требностям коренной перестройки партийной работы, раз витию внутрипартийной демократии, становлению социа листического. самоуправления народа. Каягдый коммунист должен стать борцом за перестройку, революционное пре образование нашего общества. Де.«ркратизация должна затронуть и такой важный процесс, как прием в КПСС новых членов. Надо реши тельно покончить с регулированием пополнения партий ных рядов путем «разнарядки», нередко создающей . ис-. кусственные-' препятствия для приема в партию передо вых, инициативных людей. Главные критерии, из которых следует исходить при оценке качеств вступающего в пар тию,. — его политическая позиция, реальное участие -в пе- ' рестройне, 'отношение к делу, моральный облик. При это^ следует объективно учитывать мнение трудового коллек-. тива, обсуждать вопросы о приеме на открытых партий- ных собраниях. 9. Одним из ключевых направлений демократизации партии конференция , считает восстановление в полном объеме ленинского принципа коллегиального обсуждения и принятия решений. Недопустимо, когда партийный ап парат подменяет выборные органы, а роль коммунистов сводится к присутствию на собраниях и голосованию за списки ^гредложенных кандидатов и готовые проекты ре- золкщии. Надо менять характер партийных собраний и пленумов партийных комитетов, повышать их делови- ^тость, критический и конструктивный подход к проблемам по.ттического руководства, идейно-воспитательной работы. ■ Конференция высказывается за расширение участия членов ЦК.КПСС в деятельности Политбюро ЦК, за то, чтобы регулярно заслушивать отчеты и информации По литбюро на Пленумах Центрального Комитета, создать комиссии из членов ЦК по различным направлениям внутренней и внешней политики. ' . . - Демократизация партийной жизни требует максималь ной открытости в работе всех, партийных организаций, их руководящих органов. Конференция поддерживает пред- , ложение о публикации стенограмм пленумов партийных комитетов, а также проектов готовящихся постановлений - по крупным вопросам партийной и общественной жизни. Особая роль в обновлении внутрипартийных отношений принадлежит выборным органам партии. *Конференция об ращает внимание н а . необходимость регулярных отчётов бюро райкомов, горкомов,: -окружкоков, обкомов, крайко-' мов партии, ЦК компартий .союзных республик перед сво- ' И.МИ комитетами, а парткомов и партийных бюро — перед первичными, цеховыми парторганизациями. При этом ком ' мунисты вправе досрочно отзывать из выборных партий ных органов лиц, не справляющихся с о.бязанностями или скомпрометировавших себя, а при необходимости переиз бирать весь состав выборного органа. В. условиях демократизации нуждается в серьезном об новлений кадровая политика партии. Изживает себя фор- мально-но.менклатурный подход к подбору и расстановке кадров. Основным методом работы партийных комитетов в этой области должны стать организация подготовки и переподготовки кадров, их воспитание с учетом возмож- ч ' ной рекомендации на руководящие посты в соответствии с демократическими процедурами. Окончательное реше ние кадровых вопросов до"лжно опредёляться результата ми выборов. . . , 10. Конференция считает вопросом первостепенного значения демократизацию избирательного процесса в пар тии. При выборах: члеров и секретарей всех партийных комитетов — .вплоть до ЦК КПСС ■— обеспечивать широ кое обсуждение кандидатур и ■тайное голосование воз можность включения в избирательные бюллетени больше го. числа кандидатов, чем имеется мандатов. Целесообраз но признать право партийных организаций одновременно ' с выборами делегатов на конференцию или съезд вноЬить предложения по. кандидатурам в состав вышестоящего партийного органа, оставляя последнее слово за делегата- ■ ми Конференции, съезда. - Конференция поддерживает предложение установить - единый срок, полномочий — 5 лет для выборных партий ных органов — от ЦК КПСС до райкомов партии. Учи тывая сравнительную длительность этого срока полномо чий, следовало бы ввести в практику проведение через 2—3 года партийных конференций, наделив их правом частичного обновления — до двадцати процентов -— со става партийных комитетов. Это, распространяется и на Ввесоюзную конференцию КПСС. , Важнейшей гарантией от застоя в кадровом корпусе партии призвано стать ограничение сроков пребывания на выборных должностях. Конференция считает целесообраз ным, начиная с предстоящей отчетно-выборной кампании Б КПСС, ввести в действие следующее правило; все чле ны бюро к секретари партийных комитетов, включая чле нов Политбюро ЦК КПСС и Генерального секретаря ЦК _КПСС, могут избираться на ту же должность не более чем на два срока подряд. 11. В целях совершенствования контрольно-ревизион ной работы в партии, обеспечения надежных гарантий против субъективизма, самоуправства, влияния личных и случайных обстоятельств на партийную политику пред- ' лагается создать единый контрольный орган _ Централь ную контрольно-ревизионную комиссию. КПСС и соответ- * .ствуюпще органы на местах, упразднив К,ГТК при ЦК КПСС и Центральную ревизионную комиссию КПСС, пар тийные и ревизионные комиссии местных организаций. Но- вые органы должны избираться на партийных съездах и Ж У ' конференциях и быть им подотчетны. 12. Большое значение в условиях-перестройки, разгра ничения функций партийных комитетов и государствен ных, хозяйственных органов приобретает вопрос Об из менениях в партийном аппарате. Конференция считает, что -структура аппарата ' партийных комитетов должна цели ком отвечать задачам усиления полигическог& ру.ководст- ва, соответствовать целям нового этапа перестройки.' Реор ганизацию партийного аппарата при одновременном 'его сокращении и повышении эффективности работы следует - провести в ближайшее время. Должен неукоснительно со блюдаться принцип строгого подчинения и подотчетности партийного аппарата выборным органам партии. 13. -Реформа политической системы — большая, .и на пряженная работа, которая потребует принятия ответст венных партийных решений и крупных законодательных актов, включая внесение существенных изменений в Кон ституцию СССР, Конституции союзных и автономных рес публик. а также в Устав КПСС. Конференция рекомендует коммунистам, работающими соответствующих органах государственной власти и управ ления, массовых общественных организациях, принять не обходимые меры для реализации программы демократи зации советского общества и реформы политической сие-' темы, одобренной XIX Всесоюзной конференцией КПСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz