Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

2^ нюня 1988 г., 150—151 (18 147 — 18 148) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ .оклад товарищ а С. ГОРБаЧЕВД (Продолжение. Начало на 1-й—4 й стр.). принимать решения голосованием граждан на уровне села, района, города, особенно по вопросам, которые ндаво затрагивают людей и по которым нет единого мне­ ния. Пусть в таких случаях те или иные проблемы ре- шаются большинством. Огромные резервы залой-гены в I развитии всех форм социалистического самоуправления народа. У нас уже есть и правовая, и политическая, и в какой-то мере психологическая основа длк их широкого развертывания,. особенно в трудовых коллективах. Все­ сторонне оценивая и собственный опыт, и опыт наших друзей в социалистических странах, предстоит еще и еще раз продумать встающие здесь вопросы, связанные' с целесообразностью полной или частичной передачи отдель­ ных функций государственных органов тем или иным самоуправляемым, организациям. Главное, чтобы это делалось не по форме, а но существу. . ' Все мы — свидетели того, как в условиях перестройки-, развертывания демократии и гласности, в самых различ­ ных сферах проявляется самодеятельность трудящихся Хотя,, скажем прямо, далеко не все тут, то варнщи, обстоит просто. Взять, к примеру, трудовой кол лектив, работающий на хозрасчете. Он может функциони­ ровать на принципах самофинансирования только как самоуправляющийся организм. А это значит, что ' здесь по-новому встают и вопросы взаимодействия между общи.м собранием и советом коллектива, партийной, профсоюз­ ной, комсомольской организациями и администрацией, отношений всего этого комплекса с Советами народных депутатов. Опыт у нас еще. может быть, мал, но с каж- ДЫМ' днем его, становится больше, и нам надо по-хозяйски распорядиться им в интересах развития" самоуправленче- . сного -процесса. Наконец, еще об одной важнейшей форме социалисти­ ческого народовластия — о контроле. Идея. рабочего контроля восходит к Октябрю, она, как известно, тщательно исследовалась Лениным в послед­ них его работах. Именно в контроле масс он видел од­ ну из решающих гарантий против произвола, субъективиз­ ма, злоупотреблений властью, средство обеспечить твер­ дую содиалистичес-кую дисциплину,— трудовую, государ­ ственную, плановую, хозяйственную, финансовую. Контроль со стороны трудящихся — это специфическая черта , политической системы социализма, органически присущая нашему общественному строю. И сегодня, когда мы разворачиваем процессы демо. кратйзации'и самоуправления, надо в полную меру исполь­ зовать этот инструмент народовластия. Как сказано в . Тезисах ЦК КПСС, представляется не­ обходимым создание единой, подчиненной ;,^выборным ор­ ганам власти системы общественно-государственного кон­ троля. А чтобы придать должный вес этой системе.,пред­ седатель Комитета народного контроля мог бы быть, как уже говорилось, • первым' заместителем Председателя 'Верховного Совета СССР. . Такая система контроля, в которой сочетаются государственное и общественное на­ чала, 'Опирающаяся на широкую сеть народных контро­ леров, работающих в трудовых коллективах, станет дей­ ствительно мощной силой очищения общества от . нега­ тивных явлений; массовой школой самоуправления. Иными словами, нам надо, с одной -стороны, возродить добрую традицию рабоче-крестьянской инспекции -ленин­ ской -поры, а с другой — поднять всю контрольную р а ­ боту На уровень современных задач. - ■ 4. Д е м о к р а т и з а ц и я государственного управления Товарищи! Сейчас,- когда на первый план выдвигается задача всемерно расширить участие трудящихся в управ­ лении, необ,ходимо осмьк^лить как в конкретных условиях должен применяться принцип демократического” центра­ лизма. Изучение этого вопроса приводит к выводу; глав­ ная- тенденция, отвечающая потребностям развития об- , щества, ,— это децентрализация, проводимая, разумеется, при сохранении тех функций центра, ■без которых невоз. можны реализация преимуществ социализма, обеспэче- ние общенародных интересов. Объективный анализ показывает, что при нынешних масштабах нашего народного хозяйства, многообразии проблем общественной жизни нельзя своевременно и пра­ вильно решать все возникающие вопросы из одного центра. А отсюда вытекает необходимость передать мно­ гие полномочия на лтеста — в республики, края, облас­ ти и районы, в трудовые кол.тективы. Пока же, товарищи, ситуация выглядит так. , что не только правительству, но и Политбюро ЦК КПСС, Сек­ ретариату ЦК приходится решать десятки и сотни вопро­ сов, большинство которых-без всякого ущерба для де- ■ла может быть передано нИжестоящил^ советским, хозяй- •ственным и другим органам. К такому порядку все при­ выкли. Руководящие кадры по поводу и без повода шлют телеграммы с различными просьбами в ЦК и,правительст­ во, а граждане обращаются р многочисленными заявлени- Ялми но вопросам, которые по сути своей должны решаться на местах, причем в городе, районе, сеЛе. Конечно, перераспределение функций и полномочий — дело весьма ответственное, его нельзя пустить на са.мотек. Здесь нужны и си.чьный политический импульс, и четкая правовая основа. Провести значительную по масштабам децентрализацию—значит обеспечить живительный приток крови к капи.тляра.м нашей политической и экономической систе.йы. Но- понятно, что_ при этом ни в кое.м случае не­ льзя нарушить кровоснабжение мозга и сердца нашего об- ‘щее.твенного организма. . Важное .место в этом принадлежит Совету Министров СССР, являющемуся высшим исполнительно-распорйди- тельиым органом власти, подотчетным Верховному Совету СССР. В условиях разграничения функций партийных и государственных органов ответственность Совета. Минист­ ров за реализацию внутренней и внешней политики, раз­ работку и осуществление планов и перспективных про- гра.мм экономического, социального и культурного разви­ тия нейз.мери.мо возрастает,- Для выполнения этих функ­ ций Совет .Министров располагает Широкими полномочиями, предусмотренными нашей Конституцией. Признавая исключительную важность децентрализации и борьбы с ведомственностью, ,мы вместе с тем должны ясно сказать, что они не имеют ничего общего с поощрё- нием местничества. А поскольку такая угроза вполне ре­ альна. на.м нужны серьезные противовесы. За центром должно быть сохранено право сказать свое слово, а самое главное — должен быть решительно укреплен демокра­ тический контроль снизу, со стороны трудящихся. ■Мы все. -Думаю, проголосуем за самоуправление, но против самоуправства, за учет местных интёресов, но и за то. чтобы они обязательно сочетались с интересами всего об­ щества Словом, допустят грубую ошибку те. кто посчи­ тает, что линия на децентрализацию открывает шлюзы для местничества или регионального эгоизма. Проблема рационального сочетания централизма и де- централизаиии встает и в связи с принятыми законами о государственном предприятии (объединении), о коопера­ ции, об индивидуальной трудовой деятельности. Исход­ ным пунктом в определении функций и структуры орга- -Г ' нов управления должны быть принципы.. сформулирован­ ные в этих доку.ментах. Они уже не могут, как прежде, командовать трудовы.ми .коллективами. В общем, товарищи, демократизация на уровне хозрас­ четного звена, отдельного трудового коллектива или коо­ ператива не- даст должного эффекта _ и мы в этом угЯе убедились на первом этапе реформы, — если не будет до­ полнена демократизацией управления на уровне мини­ стерств территориальных органов, центральных экономи­ ческих ведомств. А это означает что надо последовательно вести линию на уп^ш ейие структуры, объединение органов управления однородными,, отраслями й сферами деятельности, умень- - шение числа .министерств и ведомств, ликвидацию излиш­ них звеньев, промежуточных и передаточных структур. Все мы понимаем, товарищи, что сейчас, когда реша­ ются сложнейшие, задачи перестройки, демократизации обшества, широкого вовлечения народа в управление, мы с вами не можем обойтись без.аппарата и не должны пре­ небрежительно относиться к его кадрам. .Аппарат управ­ ления нам ну-жея. но он должен быть иным, чем сейчас. Нужно бороться за аппарат нового типа, основанный на высоком профессионализме, владеющий современной ин формационной технологией, демокра-гччески контролируе­ мый народом, способный двигать вперед экономический и социальный прогресс. И работать в таком аппарате долж­ ны люди, хорошо влалеюшие основа.ми науки управления. Отсюда и задача по-новому на современном уровне нала­ дить подготовку и переподготовку соответствующих кад- ^ Р а б о т а по упорядочению структуры управления нача­ лась сейчас во всех звеньях. Ликвидирована часть минис-. терств и ведомств в центре и в республиках, управленчес­ ких подразделений на местах. Рассмотрены и утверждены новые генеральные схемы .управления,В соответствии с ними аппарат союзных ведомств сокращается на 40 про­ центов, в союзных республиках—наполовину, а в . авто­ номных республиках, краях и областях—на треть. В ра.м- ках разворачивающейся анономической реформы и пред­ приятия начали освобождаться от излишнего администра­ тивного персонала. Процесс этот, однако, протекает небезболезненно, встре­ чает сопротивление. Но надо-сказать, что и ЦК КПСС, и правительство подвергаются справедливой критике трудя­ щихся за то. что дело идет медленно. И сегодня, спустя три года перестройки, еще сохраняется громоздкий управ­ ленческий аппарат, значительная часть которого изо всех сил старается удержать свои позиции, не считаясь с инте­ ресами общества. И здесь нам,, конечно, следует-ориенти­ роваться на совершенно обоснованные требования народа. Говоря о необходимости радикального повышения эффек­ тивности действующей у нас системы управления, надо брать ее в целом. Ни одно ее звено не может оставаться пне перестройки на. принципах демократического обновления. Это в полной мере относится к учреждениям, связан­ ным с выполнением внешнеполитических и - внешнеэко­ номических функций. Проводимые в них в последнее вре­ мя существенные преобразования — нормальный про­ цесс, соответствующий духу времени. Надо поддержать .и целенаправленную работу руководства Комитета го­ сударственной безопасности,. Министерства' обороны и Генерального штаба • по совершенствованию своей дея­ тельности в условиях нынешнего этапа развития наше­ го общества, развертывания демократических процессов. , Словом, товарищи, процесс демокра'гизадии остро выд­ вигает задачу, качественного улучшения системы управ­ ления путем установления правильного соотношения центра и мест, выборных и Исполнительных органов, ре­ ального расширения участия -трудящихся в управлении. Вопрос, следовательно, не сводится к чисто организаци­ онным переменам, и это, очень важно для'понимания ха? рактера предстоящей работы. 5. Развитие межнациональных отношений Товарищи! Одним из величайших завоеваний социализ­ ма стал сложившийся в нашей стране союз равноправных , наций и народностей. Это позволяет сегодня с большой убежденностью сказать, что и впредь ■единственно здоро­ вой-основой нашего развития может быть только после /Довательибе проведение .ленинской национальной полити- Жизнь подтвердила правоту идеи, заложенной в орга­ низацию нашего •великого союза, "— сложение, объедине­ ние усилий позволили каждой ,нации и обществу в целом резко ускори'гь свое движение, выйти на новые рубежи исторического прогресса. При всех трудностях, которые были на нашем. Пути, сегодня мы констатируем, что этот союз выдержал проверку временем. Он продолжает оста­ ваться , решающей предпосылкой дальнейшего развития всех наших народов. ■ ' . Вопросу развития межнациональных отношений, как из-^ веетно, 'намечено посвятить специальный Пленум ЦК, Но , нам надо уже сейчас, на нашей конференции, обратиться' к этой чрезвычайно важной и злободнедной проблеме. Тут важно видеть всю реальную картину; и несомненные до­ стижения," и очевидные "недоработки, упущения и труднос­ ти, связанные с'нерещенноетью ■конкретных ,социально- экономических вопросов, а также с неумением иногда свя­ зать воедино национальные и общенародные интересы. •Нам предстоит основательно заняться дальнейшим раз­ витием и опти-мизацией сложившихся межреспубликанских хозяйственных и научно-технических связей, более полно реализовать преиму-щества внутрисоюзного разделения и кооперации труда, научно обосндванной региональной поли­ тики. Многб значит здесь гласность. Трудящиеся должны полностью быть в курсе того, как развивается их респуб­ лика и какое место она занимает в народнохозяйственном комплексе. Они до.чжны знать, как живут и развиваются не только Их соседи, но и все"республики страны. Э'го следует делать еще и потому, что порой приходится .стал­ киваться с, разговорами и суждениями о взаимоотношени­ ях между, республиками, основанными на недостаточно полной или даже -односторонней информации. .Будет правильно, если наша партийная конференция в качеетве надежных ориентиров для межнациональных от­ ношений в сфере экономики выскажется за принципы справедливости и братской 'интернациональной помощи друг другу, за взаимодействие, обеспечивающее н общий подъем, и улучшение энономических -й социальных усло­ вий жизни всех наций и народностей страны. В современной обстановке должны быть осмыслены и приведены в сооуветствие с радикальной экономической реформой права союзных республик. Видимо,'целесообра­ зно, 'чтобы, выполнив обязательства перед союзным фон­ дом; они могли наращивать производство Для собственных нужд за счет умелого, инициативного хозяйствования. Это тоже отвечало бы требованиям социальной справедливости в р ^витии национальных отношений, стимулировало наше общее движение вперед. В последние годыш процессе демократизации ,и гласно­ сти высвечиваются и такие проблемы, существование кото­ рых не всегда достаточно учитывалось,, _ например, во­ просы, связанные с языком, культурой, литературой и ис­ кусством, историческими памятниками, охраной природы. Развитие нашего многонационального государства; есте­ ственно, сопровождается ростом национального самосозна­ ния. Явление это позитивное, но поскольку возникающим в связи с ним новым потребностям не, всегда уделялось 'до.чжное внимание, некоторые вопросы начали осложня­ ться, приобретать в ряде случаев националистическую ок­ раску. Хотя в принципе их можно было спокойно решать, не давая повода для разногр рода спекуляций и эмоцио­ нальных перехлестов. В последнее время мы воочию убедились,, в какие узлы могут завязаться проблемы межнациональных отношений. И нужно как зеницу ока беречь братство и дружбу наших народов. Другого пути, разумной альтернативы просто не существует, товарищи. (Аплодисменты). Тот же, кто старается доказывать иное, обманывает и се­ бя, и других. Б о л е е того, пытаться столкнуть людей разных национальностей, насеять рознь и неприязнь между ними — значит брать на себя тяжелую ответствен­ ность перед своим народом и социалистическим обществом, не говоря уже о законе. Объективно такие действия меша­ ют и процессу демократизации, и делу перестройки. Вопросы межнациональных отношений, нам следуе’^ рас- смотрет)^ и в контексте нынешнего этапа развития советско­ го многонационального государства. Надо обобщить нако­ пленный нами опыт, использовать -все ценное и в то же время выявить то, от чего нужно избавиться. Прямо ска­ жем, тут есть над чем подумать. И прежде всего нам надо оценить многие нормативные акты, регулирующие взаимо­ действие союза и республик — насколько они отвечают нынешним условиям, задачам и потребностям нашего мно­ гонационального общества, уровню развития демократии. Это. вйдимо, потребует и уточнить положение, права и обя­ занности союзных, автономных респуб.чик, других национа­ льных образований. В русле этого дсе подхода надо рассмотреть и такой вопрос. Наше общество отличается большой подвижностью населения, многие люди живут за пределами своих наци­ ональных образований, а есть и народности,-не имеющие территориальной автономии. Все это реальности нашего многонационального государства. Тут могут возникать оп­ ределенные коллизии, и для их разрешения у нас есть только один путь: в рамках сложившейся структуры союз­ ного государства обеспечивать максимальный учет интере­ сов каждой нации и народности и всего сообщества со- , ветских народов. Другой подход в наших конкретных ус­ ловиях просто невозможен, любая попытка вступить на другой путь была бы гибельной. Возьмем, например, Казахстан. Огромная республика, имеющая большие возможности для развития, настоящая интернациональная общность, достижения которой пред­ ставляют собой результат сотрудничества всех наших на родов. Эту землю осваивали и живут на ней .вместе каза хи, русские, украинцы, немцы, киргизы, татары, узбеки туркмены, представители многих других наций и народно стей. И в то же время никто не ставит под сомнение цело стность Казахской республики. В той или иной мере такун же картину моншо наблюдать и в других республиках. Интернационализации экономики, да и- всей обшествег ной жизни нам не избежать. И всякое стремление к наш ональной замкнутости может привести только ,к эконо!^ 1 г вескому и духовно.му .оскудению. Наш, сониалистическн!' подход иной: мы’ добиваемся того, чтобы человек любо; национальности был на деле полноправным в любом рай­ оне страны, чтобы он везде мог реализовать свой цража и законные интересы. , Выступая за дальнейшее укрепление межнациональных отношений, мы исходим из того, что развитие Советского . союзного государства, интернациональные связи и братст­ во наших народов — это живые динамичные . процессы. Они должны,быть постоянно в поле зрения, и республикан­ ских, и союзных органов. Связанные с ними проблемы надо решать, опираясь на волю народов, их взаимное сог­ ласие, с учетом интересов всех советских людей. ' Очень важно, чтобы в рамках нашей политической сис­ темы существовали на постоянной основе такие государ­ ственные и общественные институты, которые занимались бы всем комплексом межнациональных, проблем. Выше я уже говорил, что это должно стать одной из главных за­ дач Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Товарищи, . Сокзз Советских Социалистических Республик — наш общий дом:' И мы, его хозяева, обяза­ ны постоянно о нем заботиться, беречь и бяагоустоаивать, , стараться' так вести дело, чтобы все советские люди, жи­ вя в нем, испытывали гордость за свое социалистическое Отечество. (Продолжительные аплодисменты). Это, видимо, надо особо подчеркнуть в резолюции -на­ шей конференции о совершенствовании национальных от­ ношений. 6. Формирование социалистического правового государства Не могу не отметить интереса, который вызв.ало поло­ жение Тезисов ЦК о том, что процесс последовательной демократизации советского общества должен завершить создание социалистического правового государства. Е! слй говорить кратно, то главное для характеристики правового государства состоит в хом, чтобы на деле обеспечить вер­ ховенство закона, Ни один государственный орган, должно­ стное лицо, коллектив, партийная или общественная- орга­ низация, ни один человек.не освобождаются от обязаннос­ ти подчиняться закону. Как граждане несут ответствен­ ность.'перед своим общенародным государством, так и го­ сударственная власть несет ответственность перед гражда- на,ми. Их права должны быть надежно защищены от лю­ бого лроЕзвола власти и ее представителей. Перестройка особенно отчетливо выявила консерватизм существующей у нас правовой системы, которая ’в значи­ тельной своей части сориентирована пока не на демокра­ тические. не-на экономические, а на командно-администра­ тивные .методы руководства с их многочисленными запре­ тами и мелочной регламентацией. Мно.гие действующие пра­ вовые акты превратились поэтому в тормоз общественно­ го развития. Отсюда — необходимость реформы советско­ го законодательства, которая должна охватить большой массив правовых норм, в первую очередь относящихся -к социалистической собственности; планированию, к хозяй- ственньш, трудовым, налоговым, пенсионным и другим отношениям. При обновлении законодательства нужно стро­ го придерживаться принципа — разрешено все, что не запрещено законом. Огромное значение имеет деятельность судебных орга­ нов. От того, насколько точны весы правосудия» зависят судьбы многих людей, защита их прав, неотвратимость наказания тех, кто прест,у 1 гил закон. В этих условиях крайне вашн'О восстановить ленинское видение роли суда в системе нашей де.мократии, строго следовать принципу независи.мостй судей, подчинения их только закону. Од- "ной из. важных гарантий этого может стать избрание су­ дов вышестоящими Советами народных депутатов на более -продолжительный, скажем, десятилетний срок’. Общественность требует ужесточить ответственность за неуважение к суду, за. вмешательство, в его деятель­ ность, обеспечить строжайшее соблюдение таких демокра­ тических начал ' судопроизводства, как состязательность и равенство- сторон, гласность и открытость, : .исключение всякой, предвзятости; обвинительского уклона, неукосни­ тельное проведение в жизнь принципа презумпции неви­ новности. Справедливо ставится вопрос о повышении роли народ­ ных-заседателей. В частности, заслуживает внимания пре- .дложение об увеличении их числа при рассмотрении наи­ более сложных дел. Таким образом, товарищи, мы стоим перед необходи­ мостью крупной судебной реформы. Особо надо сказать о роли и ответственности прокура­ туры. За-последние два десятилетия на нее было возло­ жено множество дополнительных обязанностей, которые так или иначе отодвигали ее функции по надзору за закон­ ностью на второй или даже на третий план. ЦК КПСС при­ знал необходимым устранить этот перекос, поставив за­ дачу вернуться к ленинской позиции и утвердить в каче­ стве главной функции прокуроров надзор за повсеместным и точным пониманием и применением советских законов. Важным условием усиления борьбы с преступностью является начатая работа по изменению уголовного, а за^ тем процессуального и исправительно-трудового занонода- тельствэ, приведение его норм в соответствие с потребно­ стями общества на современном этапе развития. Большое внимание должно быть уделено улучшению работы милиции. За последние два-три года в .нее по ре-- комендации партийных комитетов и трудовых коллективов пришли десятки тысяч коммунистов и комсомольцев — представители рабочего класса и крестьянства. Это послу­ жит оздоровлению органов М-^Д, где, как известно, так­ же допускаются серьезные сбои в работе и, к сожалению, злоупотребления. Главное, что должно помочь нам реши­ тельно поднять уровень работы милиции, — это работа с кадрами, их политическое воспитание, юридическая под­ готовка и повышение профессионального мастерства. Заслуживает поддержки и предложение о передаче уже в ближайшее время расследования' основной массы уголо­ вных дел в следственный аппарат МВД и выделении его в самостоятельную структуру, не подчиняющуюся мест­ ным органам милиции. Это позволит, как представляется, лучше использовать возможности советской милиции в борьбе с преступностью, в поддержании общественного порядка. В целях усиления защиты прав граждан _ правомерно поставить вопрос о повышения роли адвокатуры как са­ моуправляющейся .ассоциахщи, а также о более активном участии адвокатов в рассмотрении уголовных и граждан­ ских дел. В связи с переходом нашей экономики на принципы хо­ зяйственной реформы нужно существенно укрепить юри­ дическую службу Советов, министерств, веяомс1’в, хозяй­ ственных и других организаций, органы Государственного арбитража. В условиях хозрасчета и самоуправления, ког­ да договорные отношения будут все больше пронизывать всю ткань производственных связей, надежная работа юридических служб приобре'гает первостепенное значение. Без этого трудно говорить о грамотном решении массы правовых и другах вопросов, возникающих в ходе пере­ стройки. Намечаемая правовая и судебная реформа, основные направления которой предлагается определить в отдель­ ной резолюции нашей конференции, несомненно, потребу­ ет серьезного кадрового обеспечения. Тут не обойтись без выработки специальной программы подготовки и перепод­ готовки юристов. Одновременно следует решить и назрев­ шие вопросы материального обеспечения юридических кадров. Начинать юридический всеобуч'следует со школы, продолжать его в техникумах и вузах, на предприятиях и в учреждениях. Думаю, повышение материальной заинте­ ресованности, сами условия хозрасчета будут во многом способствовать усвоению широкими массами трудящихся основ правовь 1 х знаний, укреплению правопорядка в на­ шей стране. 7. Общественные организации в политической системе Важной составной частью советской политической систе­ мы являются общественные организации, которые выра­ жают интересы различных социальных слоев общества Профсоюзы, комсомол, кооперация, женские и другие ор­ ганизации сыграли важную роль в истории социалистиче­ ского строительства. И сегодня они ищут пути активиза­ ции своей деятельности, увеличения своего вклада в ре­ волюционное обновление общества. Но перестройка в об­ щественных организациях — при всех их различиях --- идет медленно и болезненно. Слишком сильна привычка вести дело по-старому, с оглядкой на партийные и госуда­ рственные органы. . И общая атмосфера в стране, ряз принятых политичес ких решений и законодательных актов позволяют общест венным организациям энергичнее включить свой творчес кий потенциал в процесс перестройки. На очереди, кстати. законы о правах профсоюзов, о молодежи, о добровольных обществах, органах общественной самодеятельности -и са­ модеятельных ' общественных объединениях.-Так что уже сейчас созданы.хорошие предпосылки для перестройки деятельности общественных организаций применительно'к новым условиям. Но дело, конечно, не только в решениях, законодатель-, ных актах. Главное _ то, как са.ми общественные органи­ зации осознают свою роль и место на современном этапе. Очевидно, на.м следует всесторонне обсудить на ■нашей конференции проблемы, связанные с 'актАвизацией деяте-- льности общественных ^организаций. В этой связи хочу вы­ сказать несколько соображений. ■Скажу прежде всего о профессиональных союзах. Разу- , меется, уважая их самостоятельность, нам не следует да- ватй точных рецептов, как им перестраиваться. К то.мч же об этом уже шла речь на XVIII съезде профсоюзов. Глав­ ное — демократизация самой жизни профсоюзных орга­ низаций и учет ими новой ситуации, которую порождает процесс демократического обновления общества,, особенно на уровне трудовых коллективов. , Сейчас открываются благоприятные перспективы для передачи общественным организациям некоторых функций, выцолняемых государственными органами. Мы вправе ожидать, что профсоюзы, будут активными поборниками усиления самоуправленческнх начал. Самоуправление тру­ довых коллективов, поднимает значение-такой функции профсоюзов, как отстаи'вание демократических прав тру­ дящегося человека. Своими более уверенными действия­ ми в пользу демократизма профсоюзы могут существенно' влиять на умонастроенвя людей, помогать им преодоле­ в а в инерцию, шире приобшать трудящихся к управлению . децаж! коллектива и общества. Й, конечно, не только не уменьшается, но и приобрета­ ет еще большее значение защита профсоюзами социально- экономических интересов, трудящихся, в первую очередь, в области охраны труда, техники безопасности, социально-^ го страхования; организации отдыха и быта людей. Зна-- чит — профсоюзы должны найти свое реальное место и иг­ рать гораздо более активную роль в осуществлении эко­ номической реформы, так как только на этом пути мы мо­ жем 'добиться ощутимых сдвигов в улучшении жизненных условий, рабочего класса, всех трудящихся. Повышению роли профсоюзов, как и другах обществен­ ных организаций, будет способствовать их прямое пред­ ставительство'в вьгефем органе/П-осударственной власти.. -Мы видим сегодня,' каг! вокруг идей перестройки объе­ диняются все поколения советских людей. >Ее идеи оди­ наково отвечают интересам и людей старшего возраст’а, тех; кто вынес на своих плечах-тяготы первых десятипС-' тий социалистического развития, отстоял независимость ' страны в Великой Отечественной войне» поднимал ее ■ в послевоенные годы, и тех. кто только еще входит в созна- - тельную жизнь, кому предстоит вывести нашу Родину на’ новые рубежи прогресса. ' " Каждое поколение должно ска.зать свое слово в яащей . общей ИСТОРИИ. Все мы являемся ее участниками и сози­ дателями. Но именно молодежи предстоит в полной ,^мбр’е раскрыть тот огромный экономический, научно-техничес­ кий и интел.лектуальный потенциал, который накоплен.за ■ ' годы Советской власти, многократно его умножить, вопло-.-. тить в жизнь великие цели .перестройки. И мы видим, что молодежь все больше становится не просто участницей об­ щенародной борьбы, но ее ударной, инициативной силой. Политический и трудовой потенциал советской молодежи огромен. Но высвободить его в полной мере и направить энергию молодежи в русло перестройки можно, лишь ре­ шительно преодолев серьезные недостатки, имевшие мес­ то в нашей работе с молодежью в последние десятилетия, когда слов громких в ее адрес говорилось много, а реаль­ ных шагов По подготовке молодежи к жизни, включению ее в политическую и экономическую сферы общества не­ доставало. ■ ' ЦК КПСС одобрительно относится' к правильным сооб- ; ряжениям, высказанным по этому вопросу Центральнам ■; Комитетом комсо.мола и комсомольскими организациямисс '1 Мы считаем, что КПСС, государство в современных-.у©" ловиях должны иметь пр.оду.манную, целостную политШу*"'- по отношению к молодеаси. И .одновременно должны бьйь выработаны юридические, экономические и политические- , механизмы ее реализации. Смысл "этой политики как осо­ бого направления деятельности партии, государственных органов, всех обшертвенных организаций — создать для молодежи такие условия и стимулы, в которых она могла бы с наибольшей полнотой раскрывать свою мысль и эне­ ргию, развивать и реализовывать свой творческий потен­ циал во имя социализма. ‘ ' Мы должны на деле проявить в отношении молодежи полное политическое доверие, изменить сам тип общения с молодежью — общение-назидание «отцов» по от­ ношению к «детям» должно ■уступить место общению-ди­ алогу. Если мы хотим полностью восстановить доверие - молодежи, мы должны научиться разговаривать с ней, разговаривать на равных, открыто, честно и помнить при:' Мы должны учить молодежь быть самоотверженной в борьбе за достижение наших идеалов..Но мы должны од­ новременно и создать-условия для радостной, привлекате'*" льиой и полнокровной жизни. Говоря обо всем эуом, то- " варищи, я хочу ясно сказать, что речь не идет каком-' то заигрывании с молодежью, о новых формах опеки и все­ прощения. Да это отвергает и сама молодежь,- Нет, мы должны строить отношения на принципах доверия, товара; нашего социалистического общества. .В этой же связи огромное значение имеет и вопрос , 0* нынешней роли комсомола, ВЛКСМ— политическая ор­ ганизация советской молодежи, работающая под руковбд-' ством партии. Главное для его деятельности и сегодня — ленинские» ориентиры: готовить молодейсь стать коммунй; стами, активно участвовать в проведейии в жизнь политй-" ки Коммунистической партии, , . _ Все мы хотим видеть комсомол школой коммунистиче-. ского воспитания юношей и девушек, подлинной школой демократии, новаторской организацией,. где получали бы " поддержку творческие. Инициативные, люди, где гласность, открытость в выражении своих .позиций, дискуссионность сочетаются с практической реализацией интересов молоде­ жи, ее активным вовлечением в социальные и экономичес­ кие преобразования. Речь идет о возможнос'ти ВЛКСМ без помех вести работу, не -ждать указаний сверху, а в пол-'' ной мере реализовывать потенциал молодой энергии и ини­ циативы. ' Что касается партийных комитетов, то они должны ува­ жать и соблюдать организационную самостоятельность . комсомола, его право самостоятельно решать все без ис- , ключения вопросы внутрисоюзной жизни, участвовать' в выработке и■осуществлении политики партии, ‘отстаивать"' интересы молодежи в партийных, советских и хозяйствен-- - ных органах.- Перестройка требует, чтобы молодое поколе-^' ние было широко представлено в Советах, профсоюзных и других общественных организациях,- чтобы- молодые люди овладевали наукой управления, смело брали в свои рукИ"' государственные и ,общественные дела. - - Товарищи., на наших глазах растет и фор^шруегся но» вое поколение — поко.леяие перестройки. Подготовка но­ вой смены — ответственнейшая задача всей нашей пар­ тии, __всего нашего общества. Очевидно, это настолько ва­ жный вопрос, что он должен стать уже в ближайшее вре­ мя также предметом специального обсуждения на Пленум ме ЦК партии. В связи с проблемой социальных интересов хочу оста­ новиться еще на одном вопросе государственного значения. Это женский вопрос. Не раз утверждалось, что он у нас ■ решен раз и навсегда. Действительно, .мы провозгутасили- равенство прав жен’щцны с мужчиной, обеспечили равный доступ почти ко всем профессиям, установили' одинаковую оплату за равный труд, гарантировали другие права жен­ щин. Все это верно. Но дело обернулось тан. что наряду с бесспорными приобретениями V женшин остались забо­ ты. которые до сих пор во многом мешают им в полной мере использовать свои права. Неустроенность быта, не- •хватка детских учреждений, недостатки в работе сферы ' Услуг и тортовли — все это- прежде всего, выпадает на женскую полю. Так что и здесь сказался остаточный принцип в разви­ тии социальной сферы. Но такое положение могло сохра- шться годами еще и потому, что- с мнением женщин не :>чень-то и считались. Нет их должного представительства ч руководящих органах. "Да и в целом женское движение, развернувшееся после Октябрьской революции, постепенно жглохло или приобрело формальный характер. (Продолжение на 6-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz