Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 29 июня 1988 г., №№150—151 08147 — 1Г148) .оклад товарища С. ГОРБАЧЕВП (Продолжение; Начало на 1-й, 2-й, 3-й стр.) Во--вторых:, открыть максимальный простор процессам саморегулирования и самоуправления общества, создать условия для полного развития инициативы граждан, пред- с.авительных ор>ганов власти, партийных и общественных ор 1 :анизаций, трудовых коллективов.^ В-третьих, отладить механизм свободного формирования и выявления интересов и воли всех классов и содиалйных групп, их согласования и реализации во внутренней и внешней политике Советского государства. . В-четвертых, обеспечить условия для дальнейшего сво бодного развития . каждой нации и народности, укрепле ния их- дружбы и равноправного сотрудничества на прин ципах интернационализма. ;В-пятых. радикально укрепить социалистическую за конность и правопорядок, с тем чтобы исключить возмож ность узурпации власти и злоупотреблений, эффективно , противостоять бюрократизму и формализму, обеспечить ' надёжные гарантии защиты конетитунионных прав и сво бод граждан, а также выполнения т т обязанностей по отношению к обществу и государству. В-шестых, четко разграничить функции партийных и государственных органов в соответствии с ленинской нои- цепцией роли Коммунистической партии как политическо- ■ го авангарда общества и роли Советского госудахютва как о^^дая власти народа. , -ФГаконец, Вгседьмых, создать эффективный механизм, которьШ обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий, способной ко все более актив ному развитию и внедрению во все сферы жизни принци пов'социалистической демократии и самоуправления. 2. П ер естрой ка и п рава ч е ло в ек а ^Конечной целью реформы политической системы и главным критерием того, насколько нам удастся провести ее. в жизнь, являются всестороннее'обогащение прав че лочк а , повышение социальной активности советских лю дей? Этот вопрос занимает центральное место в теории и практике социализма. На ф^щдаменте, созданном Октябрь- ско-й революцией в нашей стране, было построено внуши- тельрое здание гарантированных прав гражданина во многих областях. Мы пользуемся ими и — чт^ -греха таить — редко задумываемся над тем, что все эти пра ва, столь ' для нас привычные. остаются еще во шюгих ■ -районах» мира лишь наденсдой трудящихся, целями их ббрьбы. • "Права человека в’ нашем обществе.— не дар государ- стваУ Не чье-то-благодеяние. Это — - неотъемлемое свой ство социализма, его завоевание. Личность и общество, гражданин и государство, человек и коллектив все это Разные плоскости одной и той же проблемы. То, как'.она решается, отражает природу политического строя и во многом предопределяет результаты деятельности лю дей, весь уклад общественной жизни.. Социалистическое . решение этой проблемы состоит в органичном соединении коллективистского и личного начал. Наша философия в зто'Й ключевом вопросе устройства-общества исходит из знаменитой *о-рмулы «Манифеста Коммунистической пар тий»: свободное развитие каждого является условием сво -. бодного развития всех. Нам важно понять, товарищи, что именно положением человека в обществе, предоставлен ными ему правами и возложенйыми .на него обязанностяг ми ' определяется, в конечном счете, и его социальная, трудовая, политическая активность. Причем не только по нять, но и действовать в этом направлении, осуществляя экономическую реформу и реформу политической систе- Какие здесь стоят'конкретные задачи? Прежде всего о социальных правах личности. У нас . сложилась разветвленная система' заботы общества о че ловеке, но на нынешнем этапе развития мы видим ее слабости и недостатки, стремимся сделать все возможное, чтобы улучшить условия труда, поднять качество, народ ного ■образования и , здравоохранения, повысить уровень социального обеспечения трудящихся.- Во всем этом вы ражается твёрдая установка партии на обеспечение рав- недравия советских людей, ;их социальной защищенности. • ^-||р БОТ что надо сказать в этой связи. Мы'хотим укре- ■пит» гарантии социально-экономических прав личности, а для--этого необходимы соответствующие изменения едо- номических и политических условий. Но и характер этих изменений, и сроки их осуществления тесно связаны с трудовой деятельностью- всех членов советского общест ва. Социальные блага,' получаемые от общества, и отно шение к труду сцеплены-самым неразрывным образом. Важно, чтобы каждый человек понял необходимость тре бовательного отношения к самому себе. Здесь еще раз ток. но и удовлетворение социальных-потребностей с тру довым вкладом человека, каждого коллектива. Ценности и ’б-лага не появляются сами собой. Их создает только тр;уд. Для нас неприемлемы недобросовестное отношение к делу, низкая дисциплина труда, инертность, социаль- . ное иждивенчество. , - ^ Да. мы знаем, что в годы застоя накопилось немало трудных проблем в сфере трудовой деятельности. Теперь - на 11 :.прихолится поправлять дело и наверстывать упущен ное- И .это не так просто, поскольку касается всего обще- Лер.естройка поставила вопрос о политических правах человека. На их реализации особенно болезненно сказались командно-ааминистративные методы руководст ва й связанное с ними ограничение демократии. Все это затормозило 'и осложнило процесс преодоления отчужде ния человека от^ власти, от политики — цро'цесс, нача- - тый Октябрем. “Проект, политической реформы, который выносится на обцуЖдение. нашей' конферендии, как раз и направ.лен на то., „чтобы -ускорить процесс широкого вовлечения трудя- шихся в управление делами страны. А> для этого должны быть, естественно, созданы реальные условия — измене на избирательная система,-реорганизована структура ор ганов власти и управления, обновлено законодательство. Конечно, это предполагает и соответствующие изменения в обшественном сознании миллионов- и миллионов людей. Бот сейчас часто говррят и пишут с .мест, что пере стройка не дошла до них, спрашивают, когда это случит- ‘ ся. Но перестройка — это не манна небеснац. и надо не ждать, пока ее завейут откуда-то, а творить самим в сво ем ро'ооде- или селе, в своем трудовом коллективе. Сегод ня как никогда нужны поступки, де.ла, а не разговоры , по. поводу перестройки. Многое тут зависит от наших кад ров. руководителей районного, городского, областного,- •ресцубликанского и союзного масштаба. . По в том. что у нас еще немало мест, где перестройка пробуксовывает, виноваты далеко не только руководители. Как известно, кивать на нача.яьство — дело, самое лег кое- и. кстати, очень у нас распространенное. Эту привыч ку -вш е можно было как-то понять, когда общественная атмосфера в стране, деятельность партийных и государ ственных органов не создавали должных предпосылок-для проявления активной гражданской позипйи. До сейчас, товарищи, все коренным образом меняется, и многие ос новательно включи.чись во все процессы перестройки. П о этому тем кто- и сегодня продолжает жаловаться, кивать •на начальство- на «верхи», м ы должны едлать прямой вопрос; а что ты сделал для перестройки? (Продоляштель- ные аплодисменты). Особо ХОЧУ остановиться на пр.яитических свободах, ко торые лают возможно<’ть человеку, выразить свое мнение по любому вопросу. Осуществление этих свобод — ре альная гарантия того, чтобы любая проблема, представля- юшая общественный интерес, всесторонне обсуждалась, чтобы-взвешивалцгь все «за» и «против», и это пом-огало бы найти наиболее правильные решения с учетом, всех разнообразных мнений и реальных возможностей. Словом, товавиши речь идет о новой роли общественного мнения в стране, И не надо бояться новизны, непривычности суждений, не надо шарахаться и впадать в крайности при каж'лом повороте дискуссий . ■ Х очу затронуть и такой принципиальный вопрос, как св'о'боаа совести. Сейчас к нему проявл'яется повышенное внимание в связи с 1000-яетием введения христианства н а Р уси . М ы не скрьгоаем своего отношения к религиоз ному мировоззрению 'как нематериалистическому, ненауч ному. Но это не основание для неуважительного отноше ния к духовному миру верующих людей и тем более — применения какого бы то ни было административного дав ления для утверждения материалистических воззрений. Принятый 70 лет назад ленинский Декрет об отделении церкви 6т государства и школы от церкви создал новые основы отношений между ними. Известно, что не всегда эти отношения складывались нормально. Но сама жизнь, история объеданяла верующих и неверующих как граж дан Советекой. страны, патриотов и в годы испытаний П_ ликой' Отечественной войны, и в создании нашего социа листического общества, и в борьбе за мир. Все верующие, независимо от того, какую ' религию они исповедуют, -являются полноправньши гражданами СССР. Подавляющее большинство их активно участвует в нашей производственной и общественной жизни, решении задач перестройки. Готовящийся сейчас проект Закона о свобо де совести основывается на ленинских принципах, учи тывает все современные реальности. Теперь о личных правах граждан. Здесь тоже трёбует- - ся более четкое законодательное урегулирование. Кое--что уже сделано. С большим удовлетворением встречено ре шение не рассматривать анонимки, установление уголов ной ответственности за преследование за критику, поряд ка обжалования в суд незаконных действий должностных лиц, возмещения ущерба, причиненного такими действия ми, усиление охраны прав психически, больных людей. Весь наш правопорядок призван гарантировать строгое ' соблюдение прав граждан на неприкосновенность личной жизни, жилища, тайну •телефо'нных переговогюв, перепис-, ки. почтовых и тёлеграфявтх Отправлений. Закон должен надежно оберегать личное достоинство человека. Вьемерно охраняя и гарантируя права и, свободы со ветских людей,* мы не можем рассматойвать их изолиро ванно от гражданских обязанностей. Демократия предпо лагает разумный общественный порядок, без которого,. ■собственно”говоря, не может быть и личной свободы. На- ше законодательство имеет своей целью р-зшительно. за щищать общество от всякого рода рвачей, хапуг, несунов, хулиганов, клеветников, хамов. .Общество должно рас полагать эффективными средствами воздействия на анти общественные элементы, их перевоспитания и включения - в нормальную трудовую жизнь. . И еще одна проблема. 'Утверждение личных прав и сво бод, расширение в целом демократии и гласкости должны идти рука об руку с укреплением законности, воспитани ем безусловного уважения к Закону. Демократия несо^в- местима ни со своеволием, ни с безответственностью, ни . с распущенностью. (Аплодисменты), Как вы знаете, в последнее время мы не раз сталкива лись с попытками использовать демократические права в антидемократических целях. Кое-кому кажется; что таким образом можно решать любые вопросы — от перекройки границ до создания о-ппоэиционных партий. ЦК КПЦС считает, что подобные злоупотребления демократизацией в корне противоречат задачам перестройЮ!, идут вразрез с интересами народа. (Продолжительные аялодасменты). У проблемы прав 'человека есть и важный международ ный аспект. Мы глубоко, убеждены в' верности своего со- . циалистичёскрго выбора Ш т-в'ердо намерены, устраняя все перекосы и деформации, обогащать права личности имен но на социалистической почве, действуя в тех рамках и теми методами, которые отвечают природе нашего строя. Но в современных условиях права человека и прежде все го, право на жизнь становятся предметом заботы всего мирового сообщества, интериационализиру'ются, как и многие другие аспекты общественной жизни. Мы готовь^ активно сотрудничать со всеми другими странами, обмениваться опытом, скрупулезно вьшолнять взятые на себя обязательства. I ' Мы убеждены в том, что перестройка позволит пока зать безусловные' преимущества социализма в обеспече нии всех прав человека — социальных, политических и индивидуальных, (Аплодисменты). 3. Соверш енствовани е органи зации вл а с ти Товарищи! Известно, что наше государство -родн-пось как орудие диктатуры рабочего класса, -а на рубеже 60-х годов был сде.чан вывод о постепенном- перерастании его в общенародное. Но чем глубже мы в-никаем в содержа ние политического процесса, ■тем ,очевиднее становится не- ■ обходимость довести нашу госудаоственность до общена родной в полном объеме' этого понятия. Для этого нужна такая организация власти и' управления, |Когда решающее, последнее слово будет всегда за народом,; когда получат, максимальный простор процессы саморегулирования и самоуправления общества. Принципиальное значение име ет здесь правильное распределение властных полномочий между основными звеньями политической системы и в первую очередь между партией и государством. Жизнь ставит перед нами со всей остротой задачу воз- • родить полновластие Советов народных депутатов, и по лумерами здесь не обойтись. Нужно подойти к проблеме комплексно и решить ее кардинально,- ’ , Дискуссия пеоед конференцией. показала, что меры, предложенные ЦК по перестройке , Советов, встречают поддержку и одобрение. Основной принцип можно сфор мулировать так: ИИ один государственный, хозяйственный или .социальный ..вопрос не может решаться помимо Со ветов. Политика партии — экономическая,': социальная, национальная —''должна проводиться прежде всего через Советы народных' депутатов как органы народовластия. В полной мере назрела необходимость реорганизации руководства местными делами на поинципах самоуправ ления, са,мофинансирования и самообеспечения. Она должна стать органическим продолжением эконо мической реЛормы, взаимоувязать интересы всего обще ства с потребностями каждой его территориальной ячейки и трудового коллектива, поконадть с ведомственной раз общенностью и раздроблешюстью местного хозяйства. Нужно установить полнуф ответственность и самостояг тельность Советов в решешщ 'проблем развития подве домственной тёориторни, увеличить отчисления в их бюд жет части прибыли предприятий, независимо от их под чиненности. >. . Советы должны иметь солидные, основанные на долго-, срочных нормативах источники доходов, включая поступ ления от всех предприят:ий, расположенных на их терри тории, накапливать средства для осуществления коупных задач. Необходимые возможности должны у них быть и в деле привлечения денежных средств населения, в целях решения общих для жителей -данного города, района, по селка вопросов свциального и 'культурно-бытового разви- Надо ускорить передачу в ведение местных Советов преда 1 р 1 ^ятий, продукция которых связана с удовлетворе нием потребностей населения, -дать им возможность р,аз- Мещать заказы и я-а' предприятиях вьппестоящего подчи нения. Четно и ясно нужно определить в законе отноше- ’ нйя Советов с предприятиями и колхозами; их трудовы ми коллективами. Следует решительно обновить саму организацию рабо- ,ты представительных органов, хжсширить круг вопросов, ^ш аем ы х исключительно, на их сессиях, предусмотреть, что ' часть депутатов должна периодически освобождаться от служебных и производственных обязанностей для ра боты в Советах и избирательных округах, сделатв более действенными’коеттюльные функции Советов и их посто янных комиссий. На сессиях при избрании исполкомов,, утверждении руководителей'' отделов ,н управлений долж, ны стать- правилом выдвижение .альтернативных кандида- . тур, тайное голосование, конкурсы и доугие пемокоатиче- ские формы. Надо дббиться, чтобы работа Советов всех звеньев велась гласно, постоянно была на виду у избира- Советы, согласно ленинскому замыслу, соединяют за конодательные, распорядительные и контрольные функ ции. _Но это не отрицает рационального разделения труда . между государственными органами, что особенно важно для взаимоотношений Советов с их исполнительными ко митетами, В интересах правильного разграничения функ ций. усиления контроля представительных органов за деятельностью исполкомов многими -участниками дискус сии высказывалось предложение иметь в местных оога- иах власти постоянно действующих председателей. Сове тов -и президиудат Советов. Они взяли бы на себя под готовку сессий, координацию работы постоянных номис-. сий и депут'атских групп., — словом, все, что связано с организацией интенсивной деятельности представительно го оогана власти. - Поскольку в современных условиях ставится задача — поднять роль выборных органов, депутатов, представля ется обоснованным мнение тех товапищей, которые счи тают, что с учетом НОВЫХ'задач очень важно подкрепить роль Советов как представительных органов народа ав торитетом партии. Но делать это нужно на строго право вой основе. Наиболее реальный здесь путь — рекомендовать на Посты председателей Советов, как правило, первых сек- рета-рей соответствующих партийных комитетов. Возглав ляя Советы и Их президиумы, они буячч самым активным образом содействовать улучшению всех сторон деятельно сти органов народного представительства. ■ е Это вопрос большой важности, его следует рассмотреть подробней. Сейчас первые секретари обычно являются членами исполнительных комитетов. А это, как показы вает .многолетний опыт, вольно или невольно приводит к усилению прерогатив >исполнительных органов, их аппа рата в ущерб авторитету Советов как представительных органов. Если первый секретарь партийного комитета будет из бран председателем Совета, то это будет поднимать ав торитет Совета, усиливать контроль за деятельностью ис полкома и его председателя, позволит точнее.разграничить функции партийных и советских органов в условиях, когда центр тяжести управленческой деятельности пере мещается в Советы. С -ДР 5 Т 0 .Й стороны, товарищи, рекомендация партийных . руководителей на посты председателей Советов поставит их ПОД более действенный контроль трудящихся, ^«по скольку избрание будет происходить на сессиях тайным голосованием. А это значит, что мандат партийного ру ководителя, который ему , вручают коммунисты', будет каждый раз как бы проверяться и подтверждаться пред- ставите.дями .народа на всех ступенях системы Советов. Конечно, возможны случаи, когда рекомендуемая кан дидатура партийного секретаря не будет поддержана депутатами. Тогда, понятно, и партийный комитет, - ком- м.унисты должны будут сделать- из этого соответствующие выводы. Лучшему разграничению полномочий между предста вительными и исполнительными органами долншо. по- - служить установление правила, _ согласно которому . члены исполкома и руйоврдители его отделов и управ лений не могут входить в состав депутатов соответс.Т' вующего Совета, Они сейчас, являясь депутатами Сове тов, заседают и сами себе дают поручения. . Ясно, что они заинтересованы, чтобы .поменьше и посла'бее были эти поручения. Такой принцип целесообразно распрост ранить на судей, прокуроров, арбитров, а в Союзе ССР, •союзных и автономных республиках -— и на членов правительства и руководителей ведомств. Назрела необходимость ввести также ряд демократи ческих ограцичений на занятие выборных должностей. Опыт прошлого показывает, что отсутствие этих ограни чений было одной из главных причин злоупотребления властью и в центре, и на местах. Мы знаем много при меров, когда вполне достойные, способные руководители, пробыв в рвоей должности десятилетия, вырабатывались и, продолжая занимать руководящее кресло, превраща лись в тормоз, обузу для дела. Материалы дискуссии, прошедшей перед конферен цией, показывают, что изменение такого положения стало по существу общепартийным, общенародным требова нием. Правда, при этом высказывались различные, точки зрения. Одни сомневались, нужна ли оговорка относитель но возможности избрания на третий срок подряд, хотя бы и в исключительных случаях. По мнению - других, продление полном'^чий на третий срок должно быть до пущено только для вьющего эшелона власти. Давайте обсудим эти предлоясения. . . И еще. ■Если в Тезисах ограничение сроков отнесено лишь к выборным .должностям, то многие участники дискуссии предлагали распространить его и на работни-' ков, назначаемых и утверждаемых . Советами. На наш взгляд, это правильное замечание и его следует поддер- Обсуждаяось также предложение ограничить занятие выборных должностей после достижения определенного возраста; Были голоса и против, утверждавшие, что это значило бы ограничивать суверенное право избирателей. Думается, с учетом широкой демократизации ' всего про цесса формирования органов вдасти и управления эта проблема потеряет ювою остроту, будет решаться самими избирателями и депутатами при помощи демократических процедур. - ■ Непременное условие подъема деятельности Советов — реальньпй политический вес народного депутата, а это напрямую связано. со всем ' процессом формирования представительных , органов власти. Отсюда — необходи мость. решительного обновления нашей избирательной системы. На этот путь мы уже вступийи; выполняя решения съезда партии. В ходе последних выборов в части избирательных округов они были проведены 'но много мандатной схеме, во многих окр^^уах выдвигалось по . два и больше кандидатов. Общее число обсуждавшихся кандидатур в целом по стране почти вдвое превысило число мандатов. Состязательность оживила . выборы, - усилила интерес к ним избирателей, подняла ответствен ность депутатов. Теперь надо идти дальше, осваивая и закрепляя новые подходы, к избирательной системе. При формировании Советов следует обеспечить право неограниченного выдвижения кандидатур, широкое и свободное Их обсуждение, строгое соблюдение демокра-'' тической процедуры выборов, регулярную отчетность депутатов» ■ возможность их отзыва. Более обширные, полномочия надо предоставить окружным предвыборным собраниям, которые должны стать дезюкратическими фо румами состязательного отбора кандидатов. В общем, товарищи, отньше депутатский корпус у нас должен формироваться не по разнарядке, а преж де всего на ..основе живого, свободного волеизъявления избирателей. Первое условие эффективности работы Советов — избрание в них людей принципиальных, энер гичных; и опытных, с государственным складом ума, спо собных достойно представлять своих избирателей и активно действовать в органах власти. ’ И не следует опасаться непропорционального предста вительства различных слоев населения. Боевые, полити чески грамотные и активные люди есть у нас и в рабочем классе, « в крестьянстве, ■и в интеллигенции. Надо лишь создать хорошо отлаженный состязательный меха низм, который обеспечит их наилучший отбор избира телями. И тогда все основные группы населения, их инте ресы найдут свое отражение в составе Советов. Как мы понимаем, в обществе есть согласие по вопросу умень шения численного состава местных Советов. При обсуждении Тезисов ЦК к конференции широкую поддержку встретило предложение установить для всех. Советов один срок полномочий — пять лет. В этих усло виях депутаты местных Советов будут работать уверен нее, они получат достаточно времени для реализации своих замыслов. Иу, а отозвать нерадивого или не спра вившегося с делом депутата, либо пополнить при не обходимости состав Совета — такое право у избирателей всегда остается. -« ' Решающее значение для эффективной работы Советов имеет* то, как устроены и какими полномочиями распо лагают высшие органы Советской власти. -Для всех •очевидно: при всем том, что депутаты, президиум, ко миссии Верховного Совета СССР ведут полезную работу, , структура нашего высшего органа власти и режим его деятельности требуют существенных изменений. В дис куссии, развернувшейся вокруг Тезисов ЦК, к этому воп росу был проявлен особый интерес. Поступило немало предложений обратиться к опыту первых послеоктябрьских десятилетий, когда у нас дей- стёовала система съездов Советов. Это были широкие и , полновластные народные собрания» в промежутках меж ду которыми работали весьма полномочные центральные исполнительные комитеты. Массовость представительства сочеталась с постоянной работой по законодательству, уп равлению и кбптролю. Высказывалась в дискуссии и мысль о необходимости прямого представительства в выс шем органе власти страны наших общественных органи заций. Обобщая эти мнения, ЦК КПСС вносит на рассмот рение конференции следующие предложения. ПЕРВОЕ. Значительно расширить представительство трудящихся в высшем эшелоне государственной власти. Для ■этого существующее се”йчас территориальное представительство всего населения в Совете Союза и представительство наций и народностей в Совете Нацио нальностей дополнить непосредственным представитель ством от общественных организаций, входящих в нашу политическую систему. Таким образом, ' 1500 депутатов избирались бы, как и сейчас, от территориальных и на циональных округов, а примерно еще 750 . депутатов избирались бы на съездах или пленумах центральных органов партийных, профсоюзных, кооперативных, моло дежных, женских, ветеранских, научных, творческих и других организаций. Перечень этих организаций и нор мы представительства можно будет определить в Кон ституции. I ■ Взятые вместе все депутаты, избираемые сроком на 5 лет, составили бы новый представительный верховный орган государственной власти — съезд народных депу татов СССР. Он собирался бы на свои 'заседания раз в год, решая самые важн'ыё 'конституционные, политические и социаль но-экономические вопросы жизни страны. Для обсуждения и решения всех вопросов законода тельного, .распорядительного; и контрольного,характера, направления работы подотчетных органов и ниже^стоя- щих Советов съезд народных депутатов и зб и р ая -бы из своего состава сравнительно небольшой по числен ности (скажем, 400—450 человек) Верховный , , Совет СССР, состоящий из двух палат. Это был бы постоян но работающий высший орган власти, цодо'гчетный' . съезду народных депутатов. -Таким образом,, вся работа по законодательству, и. контролю будет сосредоточена'не посредственно в Верховном ^Совете и его комиссиях, что станет новьр шагом на пути демократизации высших СССР. ВТОРОЕ. Следует активизировать работу палат--* Вер ховного,Совета'- СССР,, отойдя от существующей " Сейчас их функциональной обёзяиченнорти. . . .. ’ ; Разумеется, проекты законов и решения по ключевым проблемам государственной жизни, как и прежде, должны обсуждаться и приниматься членами обеих палат.Верхов ного Совета. . . ’ ; ■ Вместе с тем Совет Национальностей, представляющий все национально-государственные и национально-админи стративные образования страны, . мог бы рассматривать вопросы их экономического и социального развития, меж национальных отношений, соблюдения законодательства в этой сфере,- контроля за деятельностью союзных- минис- . терств и ведомств,, затрагивающей, интересы республик, автономных образований, и т. д. . В свою очередь. Совет .Союза, отражающий общенарод ные интересы, потребности всех классов и социальных групп, мог бы ’сбсредото'читься на разработке крупных, со циально-экономических программ н планов, вопросах политики в области цен и налогообложения, трудовых отношений, защиты прав граждан, укрепления о ^р о - цосцособности страны, - ратификации мешдунаро.даых договоров и других» • Здесь, на нашей конференции, мы должны договорить ся о разграничении функций палат в принципиальном плане. Конкретно все это должно райти.свое отражение в Конституции СССР и других законодательных актах. Обсуждение выявило еще одну тему, которая активно дискутировалась,. — о соотношении высших партийных и государственных постов, их месте в структуре верховной властиг В этой связи одни считают правильным вернуться к практике,, которая существовала при В. 1?. Ленине', когда лидер партии был одновременно главой правительства. Другие говорят о-нежелательности вообще совмещения партийных и государственных постов. Третьи высказыва ются за учреждение поста Президента СССР; Четвёртые указывают на несоотйетствие концепции правового госу дарства такого положения, когда Генеральный секретарь ' ЦК' КПСС фактически, выполняет роль высшего предста вителя страны. Вйскааьюается и много других суждений.. Вопрос этот, товарищи, серьезный, и его следует обстоя тельно обсудить на нашей конференции. Причем так, что бы он нашел оптимальное решение в ходе- реформы политической системы. ' ' По мнению 'ДК КПСС, повьшенищ роли высших пред ставительных органов и всей системы Советов народных* депутатов, укреплению правового характера' власти,* луч шему представительству Совётского Союза в мировых еделах отвечало бы учреждение поста Председателя Вер ховного Совета СССР. . ‘ ‘ Следует установить» что он избирается и отзывается путем тайного голосования съездом народных депутатов ' СССР, полностью перед ним ответствен, и подотчетен. В условиях общего повышешет роли_ представительных 'органов Председатель . Верховного Совета'СССР должен быть наделен достаточно широкими государственными полномочиями. Он мог бы, в частности, осуществлять об щее руководство подготовкой законов и.важнейших со циально-экономических программ, решать ключевые воп росы внешней политики, обороноспособности и безопаснос ти страны, возглавлять Совет Цбороны, вносить пред.чоже- ния о кандидатуре Председателя Совета Министров СССР, а также выполнять ряд других -обязанностей, традин,ирн- - ных для такого поста в государстве. - - ■ - -■• * Мы полагаем, что в структуре высшей власти следует иметь также Президиум -Верховного' Совета СССР;'кото рый будет работать под руководством Председагёлк-''Вер ховного Совета,. В состав Президиума могли бы входить два первых заместителя'. Председателя, один из которых был бы председателем Комитета народного контроля СССР, пятнадцать заместите'лей^(по числу , союзных рес публик), председатели палат, прётояннйх комиссий и ко митетов Верховного Совета. За Президиумом бьши бы Целесообразно укрепить статус' постоянных комиссий ■ высшего органа власти, которые формировались -бы--из числа членов Верховного Совета и* депутатов съезда на родных депутатов. Они могут' 'создаваться как раздельно по палатам, так и совместно- (объединенные комитеты). Полномочия комиссий и комитетов с учетом новых з а дач следовало бы существенно расширить. В* частности, предусмотреть, что только'после их предварительного-об суждения могут приниматься решения по кр- 5 щным вопро сам внутренней и внешней политики, назначения на посты руководителей министерств и ведомств, других, должност ных лиц. Следовало бы более щироко пойти на открытые слушания в комиссиях и, комитетах, создание специаль ных депутатских групп для изучения проблем, вызываю щих острый общественный интерес. - . Встает . вопрос и о создании в структуре ■верховной : власти'Ф'акого органа» как Комитет конституционного надзора, избираемый съездом народных депутатов ССС-Р. Он следил бы за соответствием наших з'аконов и других правовых актов Основному Закону страны и был • бы наделен для этого достаточными полномочиями. .Кста ти, существование этого, комитета явилось бы до полнительной гарантией демократического контроля : за деятельностью всех должностных лиц, включая занимаю щих самые высшие постьь ■ - ТРЕТЬЕ. Новые формы организации высшей власти са ми по'себе еще не гарант;ир'ую'т ее эффективности. Для этого нужно решительиб изменить сам характер й стиль деятельности Верховного Совета», Надо и.-збавить сессии ' от длинных речей и самоотчетов, заорганизованности и - формализма. Они должны стать. живыми и требо'ватель- ными, сопоставлять варианты предлагаемых решений, обсуждать поправки, дополнешя, возражения. Стоило бы ввести дни ответов правительства на вопросы -депута тов, расширить практику депутатских запросов.. ' ,- " Конечно, может случиться - и так, что у нас нё будет полного единодушия при принятие тех . или ннйх ре- - шений. Но это— нормальное для демократическрго про- цесса явление. Вообще давно пора научиться чутко при. слушиваться 'к голосу оппонента, .ш относиться к ' '-'нему с заведомой предвзятостью. Социалистический нлФра- лизм мнений, спор, дискуесия, соиоставлеиие . взглядов — путь к поиску лучших, оптимальных решений. . Предлагая эти изменения в структуре и организации работы высшего органа власти Союза ССР, ПК КПСС считает, что многие из них приемлемы и для верховных ■органов' власти республик. Эти шаги способствовали бы повышению их роли и авторитета,.в целом означали бы дальнейшее расширение прав союзньк республик» Кро ме того, единство, в строении и режиме, демократического функционирования союзных и республиканских органов власти обеспечило бы эффективность, слаженность' р а боты всей системы Сонетов в целом. . ««, С учетом намечаемых изменений необходимо рас'с'йот- ■ реть и вопросы формирования, структуры и функций органов власти автономных -республик. ■ . ■ ; . Если делегаты . будут согласны, все эти предложения можно сформулировать в спецнальной резолюции конфе ренции. Причем не следует откладывать перес'трй’йку Советов на долгий срок. ' . * '**• В частности, .уже осенью этого года можно бвайг бьг рассмотреть соответствующие законодательные анты *- в Верховном-Совете СССР, затем после-очередных^-выбо- ров весной будущего года ' провести реорганизацию- - об щесоюзных органов государственной власти. . - . ; ■». 'Укрепляя Со:веты,как . фундамент . иредставительйой демократии,,необходимо создать условия для всемерного развития демократии непосредственной — на производ стве, по месту жительства, на собраниях и сходах-траж- Дан, в процессе обсуждения важнейших общегосударствен ных и местных решений. Опыт последних лет показал, насколько эффективным явля.ется всенародное обсуждение проектов крупнейших общегосударс-гвенных решений — о государственном предприятии, кооперации,, реформе школы, организации здравоохранения .и др. Гораздо чаще, чем сейчас, следует (Продолжение на 5-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz