Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 29 июня 1988 г., №№150—151 08147 — 1Г148) .оклад товарища С. ГОРБАЧЕВП (Продолжение; Начало на 1-й, 2-й, 3-й стр.) Во--вторых:, открыть максимальный простор процессам саморегулирования и самоуправления общества, создать условия для полного развития инициативы граждан, пред- с.авительных ор>ганов власти, партийных и общественных ор 1 :анизаций, трудовых коллективов.^ В-третьих, отладить механизм свободного формирования и выявления интересов и воли всех классов и содиалйных групп, их согласования и реализации во внутренней и внешней политике Советского государства. . В-четвертых, обеспечить условия для дальнейшего сво­ бодного развития . каждой нации и народности, укрепле­ ния их- дружбы и равноправного сотрудничества на прин­ ципах интернационализма. ;В-пятых. радикально укрепить социалистическую за­ конность и правопорядок, с тем чтобы исключить возмож­ ность узурпации власти и злоупотреблений, эффективно , противостоять бюрократизму и формализму, обеспечить ' надёжные гарантии защиты конетитунионных прав и сво­ бод граждан, а также выполнения т т обязанностей по отношению к обществу и государству. В-шестых, четко разграничить функции партийных и государственных органов в соответствии с ленинской нои- цепцией роли Коммунистической партии как политическо- ■ го авангарда общества и роли Советского госудахютва как о^^дая власти народа. , -ФГаконец, Вгседьмых, создать эффективный механизм, которьШ обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий, способной ко все более актив­ ному развитию и внедрению во все сферы жизни принци­ пов'социалистической демократии и самоуправления. 2. П ер естрой ка и п рава ч е ло в ек а ^Конечной целью реформы политической системы и главным критерием того, насколько нам удастся провести ее. в жизнь, являются всестороннее'обогащение прав че­ лочк а , повышение социальной активности советских лю­ дей? Этот вопрос занимает центральное место в теории и практике социализма. На ф^щдаменте, созданном Октябрь- ско-й революцией в нашей стране, было построено внуши- тельрое здание гарантированных прав гражданина во многих областях. Мы пользуемся ими и — чт^ -греха таить — редко задумываемся над тем, что все эти пра­ ва, столь ' для нас привычные. остаются еще во шюгих ■ -районах» мира лишь наденсдой трудящихся, целями их ббрьбы. • "Права человека в’ нашем обществе.— не дар государ- стваУ Не чье-то-благодеяние. Это — - неотъемлемое свой­ ство социализма, его завоевание. Личность и общество, гражданин и государство, человек и коллектив все это Разные плоскости одной и той же проблемы. То, как'.она решается, отражает природу политического строя и во многом предопределяет результаты деятельности лю­ дей, весь уклад общественной жизни.. Социалистическое . решение этой проблемы состоит в органичном соединении коллективистского и личного начал. Наша философия в зто'Й ключевом вопросе устройства-общества исходит из знаменитой *о-рмулы «Манифеста Коммунистической пар­ тий»: свободное развитие каждого является условием сво -. бодного развития всех. Нам важно понять, товарищи, что именно положением человека в обществе, предоставлен­ ными ему правами и возложенйыми .на него обязанностяг ми ' определяется, в конечном счете, и его социальная, трудовая, политическая активность. Причем не только по­ нять, но и действовать в этом направлении, осуществляя экономическую реформу и реформу политической систе- Какие здесь стоят'конкретные задачи? Прежде всего о социальных правах личности. У нас . сложилась разветвленная система' заботы общества о че­ ловеке, но на нынешнем этапе развития мы видим ее слабости и недостатки, стремимся сделать все возможное, чтобы улучшить условия труда, поднять качество, народ­ ного ■образования и , здравоохранения, повысить уровень социального обеспечения трудящихся.- Во всем этом вы­ ражается твёрдая установка партии на обеспечение рав- недравия советских людей, ;их социальной защищенности. • ^-||р БОТ что надо сказать в этой связи. Мы'хотим укре- ■пит» гарантии социально-экономических прав личности, а для--этого необходимы соответствующие изменения едо- номических и политических условий. Но и характер этих изменений, и сроки их осуществления тесно связаны с трудовой деятельностью- всех членов советского общест­ ва. Социальные блага,' получаемые от общества, и отно­ шение к труду сцеплены-самым неразрывным образом. Важно, чтобы каждый человек понял необходимость тре­ бовательного отношения к самому себе. Здесь еще раз ток. но и удовлетворение социальных-потребностей с тру­ довым вкладом человека, каждого коллектива. Ценности и ’б-лага не появляются сами собой. Их создает только тр;уд. Для нас неприемлемы недобросовестное отношение к делу, низкая дисциплина труда, инертность, социаль- . ное иждивенчество. , - ^ Да. мы знаем, что в годы застоя накопилось немало трудных проблем в сфере трудовой деятельности. Теперь - на 11 :.прихолится поправлять дело и наверстывать упущен­ ное- И .это не так просто, поскольку касается всего обще- Лер.естройка поставила вопрос о политических правах человека. На их реализации особенно болезненно сказались командно-ааминистративные методы руководст­ ва й связанное с ними ограничение демократии. Все это затормозило 'и осложнило процесс преодоления отчужде­ ния человека от^ власти, от политики — цро'цесс, нача- - тый Октябрем. “Проект, политической реформы, который выносится на обцуЖдение. нашей' конферендии, как раз и направ.лен на то., „чтобы -ускорить процесс широкого вовлечения трудя- шихся в управление делами страны. А> для этого должны быть, естественно, созданы реальные условия — измене­ на избирательная система,-реорганизована структура ор­ ганов власти и управления, обновлено законодательство. Конечно, это предполагает и соответствующие изменения в обшественном сознании миллионов- и миллионов людей. Бот сейчас часто говррят и пишут с .мест, что пере­ стройка не дошла до них, спрашивают, когда это случит- ‘ ся. Но перестройка — это не манна небеснац. и надо не ждать, пока ее завейут откуда-то, а творить самим в сво­ ем ро'ооде- или селе, в своем трудовом коллективе. Сегод­ ня как никогда нужны поступки, де.ла, а не разговоры , по. поводу перестройки. Многое тут зависит от наших кад­ ров. руководителей районного, городского, областного,- •ресцубликанского и союзного масштаба. . По в том. что у нас еще немало мест, где перестройка пробуксовывает, виноваты далеко не только руководители. Как известно, кивать на нача.яьство — дело, самое лег­ кое- и. кстати, очень у нас распространенное. Эту привыч­ ку -вш е можно было как-то понять, когда общественная атмосфера в стране, деятельность партийных и государ­ ственных органов не создавали должных предпосылок-для проявления активной гражданской позипйи. До сейчас, товарищи, все коренным образом меняется, и многие ос­ новательно включи.чись во все процессы перестройки. П о ­ этому тем кто- и сегодня продолжает жаловаться, кивать •на начальство- на «верхи», м ы должны едлать прямой вопрос; а что ты сделал для перестройки? (Продоляштель- ные аплодисменты). Особо ХОЧУ остановиться на пр.яитических свободах, ко­ торые лают возможно<’ть человеку, выразить свое мнение по любому вопросу. Осуществление этих свобод — ре­ альная гарантия того, чтобы любая проблема, представля- юшая общественный интерес, всесторонне обсуждалась, чтобы-взвешивалцгь все «за» и «против», и это пом-огало бы найти наиболее правильные решения с учетом, всех разнообразных мнений и реальных возможностей. Словом, товавиши речь идет о новой роли общественного мнения в стране, И не надо бояться новизны, непривычности суждений, не надо шарахаться и впадать в крайности при каж'лом повороте дискуссий . ■ Х очу затронуть и такой принципиальный вопрос, как св'о'боаа совести. Сейчас к нему проявл'яется повышенное внимание в связи с 1000-яетием введения христианства н а Р уси . М ы не скрьгоаем своего отношения к религиоз­ ному мировоззрению 'как нематериалистическому, ненауч­ ному. Но это не основание для неуважительного отноше­ ния к духовному миру верующих людей и тем более — применения какого бы то ни было административного дав­ ления для утверждения материалистических воззрений. Принятый 70 лет назад ленинский Декрет об отделении церкви 6т государства и школы от церкви создал новые основы отношений между ними. Известно, что не всегда эти отношения складывались нормально. Но сама жизнь, история объеданяла верующих и неверующих как граж­ дан Советекой. страны, патриотов и в годы испытаний П_ ликой' Отечественной войны, и в создании нашего социа­ листического общества, и в борьбе за мир. Все верующие, независимо от того, какую ' религию они исповедуют, -являются полноправньши гражданами СССР. Подавляющее большинство их активно участвует в нашей производственной и общественной жизни, решении задач перестройки. Готовящийся сейчас проект Закона о свобо­ де совести основывается на ленинских принципах, учи­ тывает все современные реальности. Теперь о личных правах граждан. Здесь тоже трёбует- - ся более четкое законодательное урегулирование. Кое--что уже сделано. С большим удовлетворением встречено ре­ шение не рассматривать анонимки, установление уголов­ ной ответственности за преследование за критику, поряд­ ка обжалования в суд незаконных действий должностных лиц, возмещения ущерба, причиненного такими действия­ ми, усиление охраны прав психически, больных людей. Весь наш правопорядок призван гарантировать строгое ' соблюдение прав граждан на неприкосновенность личной жизни, жилища, тайну •телефо'нных переговогюв, перепис-, ки. почтовых и тёлеграфявтх Отправлений. Закон должен надежно оберегать личное достоинство человека. Вьемерно охраняя и гарантируя права и, свободы со­ ветских людей,* мы не можем рассматойвать их изолиро­ ванно от гражданских обязанностей. Демократия предпо­ лагает разумный общественный порядок, без которого,. ■собственно”говоря, не может быть и личной свободы. На- ше законодательство имеет своей целью р-зшительно. за­ щищать общество от всякого рода рвачей, хапуг, несунов, хулиганов, клеветников, хамов. .Общество должно рас­ полагать эффективными средствами воздействия на анти­ общественные элементы, их перевоспитания и включения - в нормальную трудовую жизнь. . И еще одна проблема. 'Утверждение личных прав и сво­ бод, расширение в целом демократии и гласкости должны идти рука об руку с укреплением законности, воспитани­ ем безусловного уважения к Закону. Демократия несо^в- местима ни со своеволием, ни с безответственностью, ни . с распущенностью. (Аплодисменты), Как вы знаете, в последнее время мы не раз сталкива­ лись с попытками использовать демократические права в антидемократических целях. Кое-кому кажется; что таким образом можно решать любые вопросы — от перекройки границ до создания о-ппоэиционных партий. ЦК КПЦС считает, что подобные злоупотребления демократизацией в корне противоречат задачам перестройЮ!, идут вразрез с интересами народа. (Продолжительные аялодасменты). У проблемы прав 'человека есть и важный международ­ ный аспект. Мы глубоко, убеждены в' верности своего со- . циалистичёскрго выбора Ш т-в'ердо намерены, устраняя все перекосы и деформации, обогащать права личности имен­ но на социалистической почве, действуя в тех рамках и теми методами, которые отвечают природе нашего строя. Но в современных условиях права человека и прежде все­ го, право на жизнь становятся предметом заботы всего мирового сообщества, интериационализиру'ются, как и многие другие аспекты общественной жизни. Мы готовь^ активно сотрудничать со всеми другими странами, обмениваться опытом, скрупулезно вьшолнять взятые на себя обязательства. I ' Мы убеждены в том, что перестройка позволит пока­ зать безусловные' преимущества социализма в обеспече­ нии всех прав человека — социальных, политических и индивидуальных, (Аплодисменты). 3. Соверш енствовани е органи зации вл а с ти Товарищи! Известно, что наше государство -родн-пось как орудие диктатуры рабочего класса, -а на рубеже 60-х годов был сде.чан вывод о постепенном- перерастании его в общенародное. Но чем глубже мы в-никаем в содержа­ ние политического процесса, ■тем ,очевиднее становится не- ■ обходимость довести нашу госудаоственность до общена­ родной в полном объеме' этого понятия. Для этого нужна такая организация власти и' управления, |Когда решающее, последнее слово будет всегда за народом,; когда получат, максимальный простор процессы саморегулирования и самоуправления общества. Принципиальное значение име­ ет здесь правильное распределение властных полномочий между основными звеньями политической системы и в первую очередь между партией и государством. Жизнь ставит перед нами со всей остротой задачу воз- • родить полновластие Советов народных депутатов, и по­ лумерами здесь не обойтись. Нужно подойти к проблеме комплексно и решить ее кардинально,- ’ , Дискуссия пеоед конференцией. показала, что меры, предложенные ЦК по перестройке , Советов, встречают поддержку и одобрение. Основной принцип можно сфор­ мулировать так: ИИ один государственный, хозяйственный или .социальный ..вопрос не может решаться помимо Со­ ветов. Политика партии — экономическая,': социальная, национальная —''должна проводиться прежде всего через Советы народных' депутатов как органы народовластия. В полной мере назрела необходимость реорганизации руководства местными делами на поинципах самоуправ­ ления, са,мофинансирования и самообеспечения. Она должна стать органическим продолжением эконо­ мической реЛормы, взаимоувязать интересы всего обще­ ства с потребностями каждой его территориальной ячейки и трудового коллектива, поконадть с ведомственной раз­ общенностью и раздроблешюстью местного хозяйства. Нужно установить полнуф ответственность и самостояг тельность Советов в решешщ 'проблем развития подве­ домственной тёориторни, увеличить отчисления в их бюд­ жет части прибыли предприятий, независимо от их под­ чиненности. >. . Советы должны иметь солидные, основанные на долго-, срочных нормативах источники доходов, включая поступ­ ления от всех предприят:ий, расположенных на их терри­ тории, накапливать средства для осуществления коупных задач. Необходимые возможности должны у них быть и в деле привлечения денежных средств населения, в целях решения общих для жителей -данного города, района, по­ селка вопросов свциального и 'культурно-бытового разви- Надо ускорить передачу в ведение местных Советов преда 1 р 1 ^ятий, продукция которых связана с удовлетворе­ нием потребностей населения, -дать им возможность р,аз- Мещать заказы и я-а' предприятиях вьппестоящего подчи­ нения. Четно и ясно нужно определить в законе отноше- ’ нйя Советов с предприятиями и колхозами; их трудовы­ ми коллективами. Следует решительно обновить саму организацию рабо- ,ты представительных органов, хжсширить круг вопросов, ^ш аем ы х исключительно, на их сессиях, предусмотреть, что ' часть депутатов должна периодически освобождаться от служебных и производственных обязанностей для ра­ боты в Советах и избирательных округах, сделатв более действенными’коеттюльные функции Советов и их посто­ янных комиссий. На сессиях при избрании исполкомов,, утверждении руководителей'' отделов ,н управлений долж, ны стать- правилом выдвижение .альтернативных кандида- . тур, тайное голосование, конкурсы и доугие пемокоатиче- ские формы. Надо дббиться, чтобы работа Советов всех звеньев велась гласно, постоянно была на виду у избира- Советы, согласно ленинскому замыслу, соединяют за­ конодательные, распорядительные и контрольные функ­ ции. _Но это не отрицает рационального разделения труда . между государственными органами, что особенно важно для взаимоотношений Советов с их исполнительными ко­ митетами, В интересах правильного разграничения функ­ ций. усиления контроля представительных органов за деятельностью исполкомов многими -участниками дискус­ сии высказывалось предложение иметь в местных оога- иах власти постоянно действующих председателей. Сове­ тов -и президиудат Советов. Они взяли бы на себя под­ готовку сессий, координацию работы постоянных номис-. сий и депут'атских групп., — словом, все, что связано с организацией интенсивной деятельности представительно­ го оогана власти. - Поскольку в современных условиях ставится задача — поднять роль выборных органов, депутатов, представля­ ется обоснованным мнение тех товапищей, которые счи­ тают, что с учетом НОВЫХ'задач очень важно подкрепить роль Советов как представительных органов народа ав­ торитетом партии. Но делать это нужно на строго право­ вой основе. Наиболее реальный здесь путь — рекомендовать на Посты председателей Советов, как правило, первых сек- рета-рей соответствующих партийных комитетов. Возглав­ ляя Советы и Их президиумы, они буячч самым активным образом содействовать улучшению всех сторон деятельно­ сти органов народного представительства. ■ е Это вопрос большой важности, его следует рассмотреть подробней. Сейчас первые секретари обычно являются членами исполнительных комитетов. А это, как показы­ вает .многолетний опыт, вольно или невольно приводит к усилению прерогатив >исполнительных органов, их аппа­ рата в ущерб авторитету Советов как представительных органов. Если первый секретарь партийного комитета будет из­ бран председателем Совета, то это будет поднимать ав­ торитет Совета, усиливать контроль за деятельностью ис­ полкома и его председателя, позволит точнее.разграничить функции партийных и советских органов в условиях, когда центр тяжести управленческой деятельности пере­ мещается в Советы. С -ДР 5 Т 0 .Й стороны, товарищи, рекомендация партийных . руководителей на посты председателей Советов поставит их ПОД более действенный контроль трудящихся, ^«по­ скольку избрание будет происходить на сессиях тайным голосованием. А это значит, что мандат партийного ру­ ководителя, который ему , вручают коммунисты', будет каждый раз как бы проверяться и подтверждаться пред- ставите.дями .народа на всех ступенях системы Советов. Конечно, возможны случаи, когда рекомендуемая кан­ дидатура партийного секретаря не будет поддержана депутатами. Тогда, понятно, и партийный комитет, - ком- м.унисты должны будут сделать- из этого соответствующие выводы. Лучшему разграничению полномочий между предста­ вительными и исполнительными органами долншо. по- - служить установление правила, _ согласно которому . члены исполкома и руйоврдители его отделов и управ­ лений не могут входить в состав депутатов соответс.Т' вующего Совета, Они сейчас, являясь депутатами Сове­ тов, заседают и сами себе дают поручения. . Ясно, что они заинтересованы, чтобы .поменьше и посла'бее были эти поручения. Такой принцип целесообразно распрост­ ранить на судей, прокуроров, арбитров, а в Союзе ССР, •союзных и автономных республиках -— и на членов правительства и руководителей ведомств. Назрела необходимость ввести также ряд демократи­ ческих ограцичений на занятие выборных должностей. Опыт прошлого показывает, что отсутствие этих ограни­ чений было одной из главных причин злоупотребления властью и в центре, и на местах. Мы знаем много при­ меров, когда вполне достойные, способные руководители, пробыв в рвоей должности десятилетия, вырабатывались и, продолжая занимать руководящее кресло, превраща­ лись в тормоз, обузу для дела. Материалы дискуссии, прошедшей перед конферен­ цией, показывают, что изменение такого положения стало по существу общепартийным, общенародным требова­ нием. Правда, при этом высказывались различные, точки зрения. Одни сомневались, нужна ли оговорка относитель­ но возможности избрания на третий срок подряд, хотя бы и в исключительных случаях. По мнению - других, продление полном'^чий на третий срок должно быть до­ пущено только для вьющего эшелона власти. Давайте обсудим эти предлоясения. . . И еще. ■Если в Тезисах ограничение сроков отнесено лишь к выборным .должностям, то многие участники дискуссии предлагали распространить его и на работни-' ков, назначаемых и утверждаемых . Советами. На наш взгляд, это правильное замечание и его следует поддер- Обсуждаяось также предложение ограничить занятие выборных должностей после достижения определенного возраста; Были голоса и против, утверждавшие, что это значило бы ограничивать суверенное право избирателей. Думается, с учетом широкой демократизации ' всего про­ цесса формирования органов вдасти и управления эта проблема потеряет ювою остроту, будет решаться самими избирателями и депутатами при помощи демократических процедур. - ■ Непременное условие подъема деятельности Советов — реальньпй политический вес народного депутата, а это напрямую связано. со всем ' процессом формирования представительных , органов власти. Отсюда — необходи­ мость. решительного обновления нашей избирательной системы. На этот путь мы уже вступийи; выполняя решения съезда партии. В ходе последних выборов в части избирательных округов они были проведены 'но много­ мандатной схеме, во многих окр^^уах выдвигалось по . два и больше кандидатов. Общее число обсуждавшихся кандидатур в целом по стране почти вдвое превысило число мандатов. Состязательность оживила . выборы, - усилила интерес к ним избирателей, подняла ответствен­ ность депутатов. Теперь надо идти дальше, осваивая и закрепляя новые подходы, к избирательной системе. При формировании Советов следует обеспечить право неограниченного выдвижения кандидатур, широкое и свободное Их обсуждение, строгое соблюдение демокра-'' тической процедуры выборов, регулярную отчетность депутатов» ■ возможность их отзыва. Более обширные, полномочия надо предоставить окружным предвыборным собраниям, которые должны стать дезюкратическими фо­ румами состязательного отбора кандидатов. В общем, товарищи, отньше депутатский корпус у нас должен формироваться не по разнарядке, а преж­ де всего на ..основе живого, свободного волеизъявления избирателей. Первое условие эффективности работы Советов — избрание в них людей принципиальных, энер­ гичных; и опытных, с государственным складом ума, спо­ собных достойно представлять своих избирателей и активно действовать в органах власти. ’ И не следует опасаться непропорционального предста­ вительства различных слоев населения. Боевые, полити­ чески грамотные и активные люди есть у нас и в рабочем классе, « в крестьянстве, ■и в интеллигенции. Надо лишь создать хорошо отлаженный состязательный меха­ низм, который обеспечит их наилучший отбор избира­ телями. И тогда все основные группы населения, их инте­ ресы найдут свое отражение в составе Советов. Как мы понимаем, в обществе есть согласие по вопросу умень­ шения численного состава местных Советов. При обсуждении Тезисов ЦК к конференции широкую поддержку встретило предложение установить для всех. Советов один срок полномочий — пять лет. В этих усло­ виях депутаты местных Советов будут работать уверен­ нее, они получат достаточно времени для реализации своих замыслов. Иу, а отозвать нерадивого или не спра­ вившегося с делом депутата, либо пополнить при не­ обходимости состав Совета — такое право у избирателей всегда остается. -« ' Решающее значение для эффективной работы Советов имеет* то, как устроены и какими полномочиями распо­ лагают высшие органы Советской власти. -Для всех •очевидно: при всем том, что депутаты, президиум, ко­ миссии Верховного Совета СССР ведут полезную работу, , структура нашего высшего органа власти и режим его деятельности требуют существенных изменений. В дис­ куссии, развернувшейся вокруг Тезисов ЦК, к этому воп­ росу был проявлен особый интерес. Поступило немало предложений обратиться к опыту первых послеоктябрьских десятилетий, когда у нас дей- стёовала система съездов Советов. Это были широкие и , полновластные народные собрания» в промежутках меж­ ду которыми работали весьма полномочные центральные исполнительные комитеты. Массовость представительства сочеталась с постоянной работой по законодательству, уп­ равлению и кбптролю. Высказывалась в дискуссии и мысль о необходимости прямого представительства в выс­ шем органе власти страны наших общественных органи­ заций. Обобщая эти мнения, ЦК КПСС вносит на рассмот­ рение конференции следующие предложения. ПЕРВОЕ. Значительно расширить представительство трудящихся в высшем эшелоне государственной власти. Для ■этого существующее се”йчас территориальное представительство всего населения в Совете Союза и представительство наций и народностей в Совете Нацио­ нальностей дополнить непосредственным представитель­ ством от общественных организаций, входящих в нашу политическую систему. Таким образом, ' 1500 депутатов избирались бы, как и сейчас, от территориальных и на­ циональных округов, а примерно еще 750 . депутатов избирались бы на съездах или пленумах центральных органов партийных, профсоюзных, кооперативных, моло­ дежных, женских, ветеранских, научных, творческих и других организаций. Перечень этих организаций и нор­ мы представительства можно будет определить в Кон­ ституции. I ■ Взятые вместе все депутаты, избираемые сроком на 5 лет, составили бы новый представительный верховный орган государственной власти — съезд народных депу­ татов СССР. Он собирался бы на свои 'заседания раз в год, решая самые важн'ыё 'конституционные, политические и социаль­ но-экономические вопросы жизни страны. Для обсуждения и решения всех вопросов законода­ тельного, .распорядительного; и контрольного,характера, направления работы подотчетных органов и ниже^стоя- щих Советов съезд народных депутатов и зб и р ая -бы из своего состава сравнительно небольшой по числен­ ности (скажем, 400—450 человек) Верховный , , Совет СССР, состоящий из двух палат. Это был бы постоян­ но работающий высший орган власти, цодо'гчетный' . съезду народных депутатов. -Таким образом,, вся работа по законодательству, и. контролю будет сосредоточена'не­ посредственно в Верховном ^Совете и его комиссиях, что станет новьр шагом на пути демократизации высших СССР. ВТОРОЕ. Следует активизировать работу палат--* Вер­ ховного,Совета'- СССР,, отойдя от существующей " Сейчас их функциональной обёзяиченнорти. . . .. ’ ; Разумеется, проекты законов и решения по ключевым проблемам государственной жизни, как и прежде, должны обсуждаться и приниматься членами обеих палат.Верхов­ ного Совета. . . ’ ; ■ Вместе с тем Совет Национальностей, представляющий все национально-государственные и национально-админи­ стративные образования страны, . мог бы рассматривать вопросы их экономического и социального развития, меж­ национальных отношений, соблюдения законодательства в этой сфере,- контроля за деятельностью союзных- минис- . терств и ведомств,, затрагивающей, интересы республик, автономных образований, и т. д. . В свою очередь. Совет .Союза, отражающий общенарод­ ные интересы, потребности всех классов и социальных групп, мог бы ’сбсредото'читься на разработке крупных, со­ циально-экономических программ н планов, вопросах политики в области цен и налогообложения, трудовых отношений, защиты прав граждан, укрепления о ^р о - цосцособности страны, - ратификации мешдунаро.даых договоров и других» • Здесь, на нашей конференции, мы должны договорить­ ся о разграничении функций палат в принципиальном плане. Конкретно все это должно райти.свое отражение в Конституции СССР и других законодательных актах. Обсуждение выявило еще одну тему, которая активно дискутировалась,. — о соотношении высших партийных и государственных постов, их месте в структуре верховной властиг В этой связи одни считают правильным вернуться к практике,, которая существовала при В. 1?. Ленине', когда лидер партии был одновременно главой правительства. Другие говорят о-нежелательности вообще совмещения партийных и государственных постов. Третьи высказыва­ ются за учреждение поста Президента СССР; Четвёртые указывают на несоотйетствие концепции правового госу­ дарства такого положения, когда Генеральный секретарь ' ЦК' КПСС фактически, выполняет роль высшего предста­ вителя страны. Вйскааьюается и много других суждений.. Вопрос этот, товарищи, серьезный, и его следует обстоя­ тельно обсудить на нашей конференции. Причем так, что­ бы он нашел оптимальное решение в ходе- реформы политической системы. ' ' По мнению 'ДК КПСС, повьшенищ роли высших пред­ ставительных органов и всей системы Советов народных* депутатов, укреплению правового характера' власти,* луч­ шему представительству Совётского Союза в мировых еделах отвечало бы учреждение поста Председателя Вер­ ховного Совета СССР. . ‘ ‘ Следует установить» что он избирается и отзывается путем тайного голосования съездом народных депутатов ' СССР, полностью перед ним ответствен, и подотчетен. В условиях общего повышешет роли_ представительных 'органов Председатель . Верховного Совета'СССР должен быть наделен достаточно широкими государственными полномочиями. Он мог бы, в частности, осуществлять об­ щее руководство подготовкой законов и.важнейших со­ циально-экономических программ, решать ключевые воп­ росы внешней политики, обороноспособности и безопаснос­ ти страны, возглавлять Совет Цбороны, вносить пред.чоже- ния о кандидатуре Председателя Совета Министров СССР, а также выполнять ряд других -обязанностей, традин,ирн- - ных для такого поста в государстве. - - ■ - -■• * Мы полагаем, что в структуре высшей власти следует иметь также Президиум -Верховного' Совета СССР;'кото­ рый будет работать под руководством Председагёлк-''Вер­ ховного Совета,. В состав Президиума могли бы входить два первых заместителя'. Председателя, один из которых был бы председателем Комитета народного контроля СССР, пятнадцать заместите'лей^(по числу , союзных рес­ публик), председатели палат, прётояннйх комиссий и ко­ митетов Верховного Совета. За Президиумом бьши бы Целесообразно укрепить статус' постоянных комиссий ■ высшего органа власти, которые формировались -бы--из числа членов Верховного Совета и* депутатов съезда на­ родных депутатов. Они могут' 'создаваться как раздельно по палатам, так и совместно- (объединенные комитеты). Полномочия комиссий и комитетов с учетом новых з а ­ дач следовало бы существенно расширить. В* частности, предусмотреть, что только'после их предварительного-об­ суждения могут приниматься решения по кр- 5 щным вопро­ сам внутренней и внешней политики, назначения на посты руководителей министерств и ведомств, других, должност­ ных лиц. Следовало бы более щироко пойти на открытые слушания в комиссиях и, комитетах, создание специаль­ ных депутатских групп для изучения проблем, вызываю­ щих острый общественный интерес. - . Встает . вопрос и о создании в структуре ■верховной : власти'Ф'акого органа» как Комитет конституционного надзора, избираемый съездом народных депутатов ССС-Р. Он следил бы за соответствием наших з'аконов и других правовых актов Основному Закону страны и был • бы наделен для этого достаточными полномочиями. .Кста­ ти, существование этого, комитета явилось бы до­ полнительной гарантией демократического контроля : за деятельностью всех должностных лиц, включая занимаю­ щих самые высшие постьь ■ - ТРЕТЬЕ. Новые формы организации высшей власти са­ ми по'себе еще не гарант;ир'ую'т ее эффективности. Для этого нужно решительиб изменить сам характер й стиль деятельности Верховного Совета», Надо и.-збавить сессии ' от длинных речей и самоотчетов, заорганизованности и - формализма. Они должны стать. живыми и требо'ватель- ными, сопоставлять варианты предлагаемых решений, обсуждать поправки, дополнешя, возражения. Стоило бы ввести дни ответов правительства на вопросы -депута­ тов, расширить практику депутатских запросов.. ' ,- " Конечно, может случиться - и так, что у нас нё будет полного единодушия при принятие тех . или ннйх ре- - шений. Но это— нормальное для демократическрго про- цесса явление. Вообще давно пора научиться чутко при. слушиваться 'к голосу оппонента, .ш относиться к ' '-'нему с заведомой предвзятостью. Социалистический нлФра- лизм мнений, спор, дискуесия, соиоставлеиие . взглядов — путь к поиску лучших, оптимальных решений. . Предлагая эти изменения в структуре и организации работы высшего органа власти Союза ССР, ПК КПСС считает, что многие из них приемлемы и для верховных ■органов' власти республик. Эти шаги способствовали бы повышению их роли и авторитета,.в целом означали бы дальнейшее расширение прав союзньк республик» Кро­ ме того, единство, в строении и режиме, демократического функционирования союзных и республиканских органов власти обеспечило бы эффективность, слаженность' р а ­ боты всей системы Сонетов в целом. . ««, С учетом намечаемых изменений необходимо рас'с'йот- ■ реть и вопросы формирования, структуры и функций органов власти автономных -республик. ■ . ■ ; . Если делегаты . будут согласны, все эти предложения можно сформулировать в спецнальной резолюции конфе­ ренции. Причем не следует откладывать перес'трй’йку Советов на долгий срок. ' . * '**• В частности, .уже осенью этого года можно бвайг бьг рассмотреть соответствующие законодательные анты *- в Верховном-Совете СССР, затем после-очередных^-выбо- ров весной будущего года ' провести реорганизацию- - об­ щесоюзных органов государственной власти. . - . ; ■». 'Укрепляя Со:веты,как . фундамент . иредставительйой демократии,,необходимо создать условия для всемерного развития демократии непосредственной — на производ­ стве, по месту жительства, на собраниях и сходах-траж- Дан, в процессе обсуждения важнейших общегосударствен­ ных и местных решений. Опыт последних лет показал, насколько эффективным явля.ется всенародное обсуждение проектов крупнейших общегосударс-гвенных решений — о государственном предприятии, кооперации,, реформе школы, организации здравоохранения .и др. Гораздо чаще, чем сейчас, следует (Продолжение на 5-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz