Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
29 нюня 1988 г., М№ 150—151 (18 147 — 18 148) ЛЕНИНСКОЕ З НАМЯ .оклад товарища М. С. ГОРБАЧЕВА (Продолжение. Начало на 1 н 2 стр.). меры оказали свое положительное влияние, но пока еще не удалось радикально изменить обстановку. Особо сложной она оказалась в фундаментальных ис следованиях, которые определяют перспективы - науки и научно-технического прогресса. По-прежнему сказываются многие тормозящие факторы, унаследованные от времени господства командно-административных методов руковод ства, когда науке навязывались нередко такие направле ния исследований, которые не вытекали из логики ее соб ственного развития. И, напротив, многие новые перспек тивные области исследований не получали своев,ременной поддержки или даже запрещались. ' Постановка ряда обоснованных задач не обеспечивалась материально и организационно, что компрометировало на учную политику в целом. Наука не была включена в не обходимой мере в общую государственную плановую си стему как неотъемлемый компонент, без которого невоз можны разработка и осуществление- социально-экономиче скои политики в самом широком смысле этого слова. Уче ные^ редко привлекались для экспертизы проектов реше НИИ, планов, а их мнение, если оно. расходилось с интере сами ведомств, игнорировалось, а подчас и преследовалось. В итоге за последние десятилетия общественный статус науки и престиж научной деятельности явно понизились Самое тревожное состоит в том, что в застойные годы произошло отставание советской науки по ряду ведущих направлений, а преобладающим стало ее «догоняющее^- развитие. Ненормальным является то обстоятельство, что на долю академического сектора науки, выполняющего основной объем фундаментальных исследований, прихо дится всего лишь 6,8 процента всех средств, выделяемых для научных исследований.' , Вот почему сегодня недостаточно лишь исправить все эти ошибки и упущения в научной политике. Речь идет о глубокой перестройке, б 'ломке многих устоявшихся струк тур хозяйственного механизма, о совершенствовании внут ренних отношений, в науке. Необходимо создать качествен но. новый отечественный научный потенциал,- без чего не возможно в короткие сроки добиться прорывов в фунда ментальных исследованиях и на этой основе успешно реа лизовать весь комплекс намеченных программ социально- экономического переустройства нашего общества. Требуются решительные меры в совершенствовании уп равления научно-техническим прогрессом преодолении ве домственных барьеров. Одним из путей ’ здесь является формирование межотраслевых научно-технических ком плексов, инженерных центров, временных коллективов для решения целевых задач. Важное значение имеют и начавшееся органическое включение научных организаций в систему хозрасчетных отношений^ создание законченно го цикла: научные исследования — техника и технология - — инвестиции — производство — сбыт — обслуживание. Понятно, что потенциал фундаментальных -и приклад ных наук накапливается годами и десятилетиями, но су ществуют и факторы ускорения научного развития. Это прежде всего ~ демократизация обстановки в науке,; ире- бдоление бюрократизма и администрирования,, консерва тизма и монополизма. Надо открыть простор для макси- мяльного проявления талантов, творческой инициативы и ■самоуправления, равноправной состязательности, конку рентности научных идей и мнений. Ряд ученых ставит воп рос и о целесообразности разнообразить способы органи зации науки; пойти и здесь на разумное сбчетание госу дарственных и кооперативных форм. Особого внимания требует развитие общественных шаук. ■ ^Именно они в наибольшей степени пострадали- от культа личности, бюрократических методов руководства,- догма тизма и некомпетентного вмешательства. Дак известно, -после XX съезда КПСС произошло заметное ' оживление обществоведческих исследований. Появились новые науч ные направления и новые кадры ученых^ способных по- новому вести дело. Но вскоре снова стали реанимировать ся волевые подходы к формулированию задач общество ведческой мысля, догматические методы их решения. •В..условиях перестройки возникла острая социальная потребность в обществоведческих исследованиях. Мы нуждаемся^ в . подлинном подъеме общественных наук на ■марксистско-ленинской мировоззренческой и методоло гической основе. Необходимы объективные научные иссле дования таких проблем перестройки, как экономическая реформа, реконструкция политической системы, демокра тизация, гуманистическое обновление, межнациональные отношения, новое политическое-' мышление, и многих дру гих. Иными с.човами. общество, идущее к своему качест венно новому состоянию, нуждается в целостной. концеп ции развития, видении диалектики процессов, противоре чивости их отражения в массовом сознании, в учете плю рализма мнений, выработке научно обоснованных перспек- Партия видит свою задачу в том, чтобы и дальше сти мулировать творческий поиск в общественных науках, спо собствовать приращению теоретического арсенала пере стройки. Но нужны радикальные перемены в отношений к ■науке. «Невостребованная» наука рано или поздно умира ет, а практика при таком отношении к научному знанию становится слепой и хиреет. Все это неприемлемо для нас. Так что, спрашивая с ученых, надо им больше дове рять и создавать все необходимые условия для творчества, поиска нового. Задачи ускорения научно-технического прогресса долж ны рассматривйться в общем контексте социального раз- , витйя. Основное внимание следует, как считают ученые, •уделять анализу проблем на «стыках» разных наук—есте ственных, технических и общественных. Тесное взаимодей ствие между ними обеспечивает сегодня революционные прорывы на всех направлениях развития науки и техники. Соответственно требуется большее влияние’ социальных исследований на весь комплекс научно-технического про- , гресса. его человеческое измерение. Извлекая уроки из прошлого, надо наладить по-настоящему и в крупных мас штабах социальную экспертизу научно-технических и ин женерных проектов с участием широкой общественности, чтобы свести к минимуму, а еще лучше — полностью исключить экологические и иные издержки, которые воз можны в случае бесконтрольной разработки и реализации этих проектов. В последние три года в партии, в обществе шел процесс осознани.ч огромной роли образования как одного из осно вополагающих факторов экономического й социального прогресса, духовного обновления. Мы критически оценили положение и в этой сфере, выработали программу пере мен в деле обучения и воспитания. Сюда направляются большие дополнительные средства. Значительное разви тие получает компьютеризация процесса обучения. По вышена оплата труда учителей. Конечно, затраты на образование и науку велики, но' цена их отставания несравненно выше. Без высокого ка- че'ства образования, научных исследований, общей и про фессиональной культуры — без в е е р этого целей пере стройки не достичь. Надо создать все ' условия, чтобы, вступая в сознательную трудовую и политическую жизнь, новые поколения советских людей обладали высокой ид^й- ■ ностью и моралью, хорошим знанием своей профессии и широким культурньш' кругозором, были готовы взять на- себя ответственность за судьбы страны. Огромную роль в социалистическом обновлении нашего общества призваны сыграть деятели советской культуры. -Консолидация творческих сил на платформе перестройки стала практической задачей партии в послеапрельский период. Мы сегодйя можем констатировать, что уходят в прошлое администрирование в руководстве культурой, на зидания и поучения в адрес художников. В духовной сфере постепенно складывается атмосфера соревновательности, свободного творческого поиска, основанного ва граждан- , скрй''ответственности художника перед своим социалисти ческим обществом. Художественная культура несет ;в себе живую связь и преемственность поколений, помогает человеку ощутить родство со своим народом его историей и надеждами на будущее положить в основу любой практической деятель ности высокие нравственные идеалы. В нашей публицистике, художественных и, научных из даниях идет небывалый по масштабу, откровенности, ин теллектуальной насыщенности разговор о путях обновле ния социализма об истории и современности.^ И это заме чательно. Партия высоко ценит нарастающий вклад ин теллигенции в реализацию перестройки. Мы приветствуем активизацию обшественной, , политической деятельности представителей науки образования, культуры. Мы ждем от них новых творческих открытий, глубокого прорыва во всех сферах мысли и духа. Таким образом, в целом процессы в сфере культуры развиваются на здоровой основе. Но мы допустили бы не объективность. погрешили против истины, если бы сказа-' ли, что они идут без противоречий, без издержек, которые иногда выходят за рамкя социалистических ценностей. Как в обществе в целом, так и среди интеллигенции,- про являются и консерватизм, неприятие новизны, есть и лег ковесность в оценке происходящих событий и .даже без- 'ответственность в подходах к сложным проблемам наше го развития. К .сожалению, иногда приходится наблюдать, что неко торые товарищи даже в это судьбоносное для страны вре мя так и не могут отрешиться от междоусобной борьбы групповых страстей и личных амбиций. -Немало и таких кто с раздражением воспринимает творческие поиски а нарастающее, многообразие принимает за'отклонение ’ от принципов социалистического, искусства. Это понятно- сли шком долго одинаковость, монотонное однообразие, се рость выдавались за эталоны.прогресса. Нет 'у нас еще и привычки, к дискуссиям, к инакомыслию, к свободной с о стязательности. Не хотелось бы драматизировать положе ние. Да для этого и нет особых .оснований. Но не замечать такие явления, проходить .мимо них быдо бы неразумно. Если говорить о главном направлении политики в об ласти науни,| образования и культуры в период перестрой ки, то оно видится как возврат к ленинским принципам, поворот к человеку, к духовному обогащению народа. Партия видит свою задачу в том, чтобы наращивать уси лия во имя этой гуманной целй.\ 4 . Д е м о к р а т и з а ц и я м еж д ун а род ны х отношений Товарищи! Перестройка в СССР стала фактором миро вого значения. Кардинальные перемены в' собственном до- потребовали-новых подходов и к международным де- Оценивая советскз^ внешнюю политику в послевоен- ■ забываем, что империализм создал г? союзников фактически чрезвычайную ецргацию. Западный военный блок во главе с США-вел сеоя по отношению к социализму откровенно агрессивно. Ьоенная угроза стала для нас постоянной величиной^ Не снята она и до сих пор. Советский Союз вместе со свои ми союзниками, просто не мог на это не реагировать, так Тем не менее, извлекая уроки из прошлого, нельзя не признать, что командно-административные методы не обо шли и внешнеполитическую область. Случалось, даже важ- ' неншие решения принимались узким кругом лиц, без кол- ' лективного, всестороннего рассмотрения И анализа, а иног да и без должного совета с друзьями Это приводило к .неадекватной реакции на международные события и по- ли-шку других государств, а то и к ошибочным решениям. К сожалению, не всегда взвешивалось, ’во что обойдется народу и чем-может обернуться тот или иной вариант действий . . . В ответ на брошенный нам и всему социалистическому миру ядерный вызов необходимо было добиться.стратеги ческого паритета е США. И это было- сделано. Но, скон центрировав на военном аспекте прртиводействия' импе риализму- огромные йредства и ,внимание; мы не всегда . использовали ’для обеспечения безопасности государства,, для снижения напряженности и взаимопонимания между "■ народами политические возможности, которые открыва лись в связи с. фундаментальными изменениями в. мире. , В результате дали втянуть себя в-гонку, вооруженйй, что. не могло не сказаться-на-социальяо-экономическом раз витии страны и на ее международном положении.. Между тем гонка вооружений приближалась ж критиче ской отметке. На этом фоне наша традиционная иолити- ческая и общественная деятельность в пользу мира и ра зоружения начала терять свою убедительность, А « л и сказать острее — не переломив логйки такого развития, можно было действительно оказаться на грани, военной конфронтации. , . Вот почему потребовалось не просто совершенствова ние, а решительное обновление внешней политики. Для этого нужно .-было новое'политическое мышление. И основы его заложены апрельским Пленумом ЦК, ХХУП съездом' Партии. Они дали философское обоснование на шей международной деятельности в условиях перестрой ки. 'Новое мышление — не закрытая и законченная докт рина. Оно диалектично, что позволяет постоянно совер шенствовать и развивать политику ц соответствии с хо дом живой жизни. И, разумеется, — в соответствии с нашим социалистическим выбором, с ленинскими дринцй- Так же, как и во внутренних делах, советское руковод ство обратилось к Ленину, к его опьггу — везде, в. любых ситуациях действовать с позиций реализма. Только такая внешняя политика может эффективно служить перестрой- ке. Только в этом случае она может рассчитывать на ре алистическое .отношение со стороны тех, к кому она обра щена. Только в этом качестве она обре-гает. способность помочь,спасению мира от надвигаюшихея угроз. Анализируя современный мир, мы четче' представили себе, что международные отношения, не теряя своего классового характера, все больше реализуют: себя как от ношения именно между народами. Мы констатировали возросшую роль в мировых делах народов, наций, фор мирующихся новых национальных, образований. А это предполагает, что в международных делах нельзя не счи таться с многообразием интересов. 'Учет их*является вгок- ным элементом нового политического мышления. е позиций современности, для яоторой харартерно на растание ядерной угрозы, обострение других глобальных проблем, усиление интернационализации всех процессов в мир е ,— все более целостном и .взаимозависимом рри всей его противоречивости, — мы постарались более глу- . боко осмыслить изначально заложенную в марксизме идею взаимосвязи пролетарски-классового и общечелове- ' ческого интересов. Это привело нас к выводу о приорите те общечеловеческих ценностей в наш век. Здесь серд цевина нового политического мышления. Оно позволило нам масштабнее оценить жизненное зна чение для современных международных отношений нрав ственных ценностей, которые на протяжении . столетий вырабатывались народами и обобщались, отчеканивались великими умами человечества. ■ . В ходе анализа фундаментальных изменений в мире' преодолеваются многие стереотипы, которые сковывали наши возможности и в известной мере давали поводы тем, кто занимался искажением наших действительных намерений. - . Большую роль сыграл наш выход на широкие контак ты с представителями других стран — от глав государств и. правительств до простых ■граждан, с общепризнанны- ■ми авторитетами в науке,- культуре, выдающимися писа телями, руководителями и делегациями политических пар тий, общественных организаций и движений, с профсо юзными и социал-демократическими лидерами, религн- . озными деятелями и парламентариями. Такая насыщенность непосредственного общения как бы заново -«открывает» Советский Союз для внешнего мира. А мы со своей стороны получили возможность лучше, видеть и понимать' окружающий мир, 5 шаствовать в обсуждении его проблем и в поисках подхода к их ре шению, извлекать полезное из идей, идущих от иных культур и духовных традиций, что нашло, например. О'г- ражение в делийской деклараций- 1986 года. С помощью этой «обратной связи» легче стало находить взаимопони мание и по вопросу о значении таких ценностей, как сво-. бода, демократия. Все это придало динамизм советской внешней полити ке. позволило выдвинуть целый ряд крупных инициатив. Это — программа поэтапной ликвидации ядер'ного ору жия к 2000 году, система всеобъемлющей безопасности, свобода -выбора, баланс интересов, «общеевропейский дом», перестройка отношений в азиатско-тихоокеанском регионе, оборонная достаточность и ненаступательная док трина, снижение уровня ■вооружений как путь, к укреп лению национальной н региональной безопасности, отзыв войск и баз с чужих территорий, меры ' доверия, между народная экономическая безопасность, идея непосредст венного включения авторитета науки в мировую поли- В основу наших" контактов по межгосударственной ли нии был положен диалог, а в сфере разоружения — го товность к глубокому цзаимному контролю. Это позво лило раздвинуть диапазон доверия далеко за пределы привычного мировоззренческого спектра. И мы обнару жили немалый потенциал - взаимопонимания- и готовности к сосуществованию и сотрудничеству даже во влиятель ных кругах, идеологически очень далеких от нас. Наше искреннее и открытое приглашение к совмест ным размышлениям и поискам встретило большой от клик в мире. А гласность, перестройка придают «мате риальную» убедительность нашим внешнеполитическим идеям и инициативам. Такой подход сделал возможными такие крупные про рывы в мировой 'политике и прежде всего в области ра зоружения, как Женева и ' Рейкьявик, давшие реальный ход переговорному процессу и предопределившие успех встреч в верхах в Вашингтоне й в Москве. В результате меняется вся международная ситуация. В контексте нового мышления было рассмотрено по ложение в мире социализма. Вместе с друзьями мы по- товарищески постарались освободить интернационали стскую суть наших отношений от напластований прошло го. Оживилось, стало деловым и оперативным личное об щение руководителей партий и государств.- Совершенст вуется координация внешней политики социалистическо го содружества. Мировой социализм переживает непростой, переломный период. Выход социалистических стран на новые рубе- 7КИ, раскрытие их Потенциалов в национальных и меж дународных рамках поднимают престиж и роль социа лизма в мировом развитии. Ключевое место .в новом мышлении занимает концеп ция свободы выбора. Мы -убеждены в универсальности этого принципа для международных отношений, когда главной, обобщающей всемирной проблемой стало само выящванйе цивилизации.' Концепция эта'обусловлена беспрец.едентным и расту щим •многообразием мира. Мы являемся свидетелями таг кого феномена,' как активное включение в мировую ис торию миллиардов, людей, 'веками 'остававшихся за . ее пределами. Эти миллиарды выходят на сцену самостоя тельного исторического творчества в . совершенно новых- условиях. И в обстановке повсеместного роста националь ного самосознания они еще скажут свое слово в поисках собственного выбора пути. В: .этой ситуации навязывание. извне —. любыми сред ствами, не говоря уже; о Еоенцых, —.' социального строя, .образа жизни, политики — это опасные доспехи прежних лет. .Суверенитет :и независимость, равноправие и не- вмещатедьетво становятся общепризнанными нормами международных отношений, что само по себе является крупным завоеванием. XX столетия. Противиться свобо де выбора значит противопоставлять себя объектив ному ходу самой истории. Вот почему политика силы во всех ее. .формах и проявлениях исторически изжила се- : Словом, мы глубоко убеждены, что новое мышление и основанная на нем политика правильно отразили назрев шие потребности и императивы современного мира. Они возродили надежду, открыли путь к качественным изме нениям в сознании человечества-! - , На гдавный вопрос, который больше всего беспокоит советских людей и по которому, они хотят услышать оцен- . ку итогов дзаботы 'за три года, — удалось ли- отодвинуть угрозу, войны? — мы можем ответить; да, безусловно. В .чем это выразилось? Прежде, .всего в том, что ось международной жизни смещается от конфронтации к сот рудничеству, взаимопониманию, к переговорам с перс пективой достижения конкретных результатов, в первую очередь,: в .■отношении оружия массового уничтожения. Улучшились советско-американские отношения. Заключен договор о ликвидации части ядерных вооружений. Ожи- .вился общеевропейский .процесс ■— на межгосударствен ном и, особенно — общественном уровне. ' Женевские-соглашения и начавшийся вывод нашего во-, инского контингента из Афганистана стали важной меж дународной вехой в- деле, политического урегулирования региональных. конфликтов, .таящих в . себе опасность для мира в Целом, тормозящих прогресс народов. ;С,..:тр,ибуны нашей партийной конференции от имени партии и. народа позвольте еще раз выразить глубокую признательность, солдатам и офицерам, гражданским спе-- . циалцетам ,— всем, чьей судьбы коснулась и кого опа лила эта война. (Аплодисменты). Наши воины уходят на Афганистана .по ведению Родины, которая проявила муд рость, ^.обретя за эти годы новый политический и нравст венный опыт, бо^ее глубокое понимание современного ми ра, его противоречий и трудностей на пути в будущее. В целом, товарищи, анализ уже существующих реаль ностей позволяет предположить; если эти реальности уда стся укрепить и развить, то мир на рубеже XX—XXI веков будут определять следующие тенденции; — Постепенная демилитаризация и гуманизация меж дународных отношений, когда, наконец, разум, знание и нравственные нормы, а не эгоистические устремления и предрассудки будут, двигать государствами при разреше нии' многочисленных противоречий в мире и достижении баланса интересов, когда будет признано право каждого На свободу выбора. — Обеспечение безопасности государств все'больше "бу дет перемещаться из сферы соотношения военных потен циалов в сферу политического взаимодействия и строго- . го выполнения международных обязательств; будет скла- дываться всеобъемлющая система международной .безо пасности, главным образом через повышение роли неэф фективности Организации Объединенных Наций. ■ — Колоссальный рост научно-технического потенциа ла будет использоваться более цн.вилизованно для совме стного, на пользу всему человечеству решения глобаль ных. экономических, экологических, энергетических. Про довольственных, медицинских и иных задач. — Многообразное и добровольное обнщние незавией- . мых государств и народов будет надежно служить их взаимообогащенйю — материальному и духовному, ук реплять структуру всеобщего мира; ‘ ' Нет ли тут иллюзий? Разве империалистические исто ки агрессии и войн ибчеЗли? Нет. Мы не забываем об угрозе миру со стороны империалистического милитарйз- •ма и считаем, что пока еще не сложились, гарантии ншб- ратимости начатых позитивных процессов. Новое -поли тическое мышление как раз и позволяет видеть и нахо- , дить новые возмоншости противостоять политике силы , на более широкой, чем раньше, политической основе.' Ук репляют эти возможности й новые объективные факто ры, возникшие во второй половине нынешнего векеи Этим определяется также и наше оборонное строитель ство, эффективность которого отныне должна обеспечи ваться преимущественно качественными параметрами- —- как в отнршеции тезщики, военной науки, так и соста ва Вооруженных Сил. Оно должно гарантировать надеж ную безопасность Сюветского государства и его союзии- ков, осуществляться в строгом соответствии с нашей оборонительной доктриной. -. В своей практической международной деятельности мы и впредь будем искать пути к прочному миру и между народному сотрудничеству. На первом плане для нас’ .и дальше будут отношения с социалистическими странами. ■Мы будем последовательно проводить' линию на углуб ление наших отношений с развивающимися государства ми, движением неприсоединения. Вести активный -диа лог и переговоры с облененными властью в своих стра нах государственными деятелями прежде всего на глав ном . направлении мировой политики .— по-вопросам ра зоружения. З а годы перестройки мы улучшили или в.пер- вые завязали -отношения с большим числом государств-^ - соседних и о-чень отдаленных. И ни -с кем их не испор тили. Постараемся действовать так и впредь. -■ . КПСС считает себя неотъемлемой частью мирового коммунистического движения, которое сейчас ведет Труд ный поиск выхода на новую стадию своего исторического развития. И мы будем — на основах полного равнопра вия и уважительности — .активно участвовать в атом поиске. Нарастатощйй международный потенциал заклю чен в наших новых отношениях с многочисленнымя-об- щественными силами, представляющими мировую нау ку, и культуру, с политическими партиями иного идеоло- , гического направления, в первую очередь с социалиста ми, социал-демократами, лейбористами, с другими так называемыми «левыми» кругами, и движениями. Неиз менна наша солидарность с трудящимися всего мира; -с борцами против колониализма, расизма и реакции. -. Товарищи! Советская внешняя политика, несмотря .на' некоторые ошибки и просчеты в прошлом, в целом име ет огромные заслуги перед страной, социализмом, педед всем человечеством. Перестройка потребовала от нее но вого качества — и по Существу, и по форме. Таю же, как и внутренняя, она должна на деле вбирать в . с ^ я , коллективную мысль партии и народа.. Оперативно 'уйк- тывать не только идущие, но и предсказуемые изЙё'Ме- ния. Объ-ективные процессы в мире и наши возможйбй^и , должны стать предметом постоянных научных и пубйнн- ных обсуждений, с участием, общественности и ее- '^^га- . низаций. Нужно на порядок поднять качество инффда.- ции' по международным вопросам. В рамках рефб'р'мы политической системы предстоит создать действеВцуй конституционно-полномочный механизм делового и кйа- пифнцированного обсуждения вопросов международной политики. II. РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ- ВАЖНЕЙШАЯ ГАРАНТИЯ НЕОБРАТИМОСТИ ПЕРЕСТРОЙКИ Товарищи! Вынося на обсуждение XIX Всесоюзной партийной конференции программу радикальной демокра тизации Общественно-политической жизни и реформы по литической системы, ЦК КПСС считает, что это .позво лит кардинальным образом поднять эффективность на ших-политических институтов, раскрыть потенциал социа листического народовластия. 1. П очем у н уж н а реф орм а поли тиче ской системы Мьъначинаем эту работу не на пустом месте не г н^- ля. У нас за плечами уникальный опыт первой в мине сощалистической демократии.. Рожденные тециализмом формы и методы народовластия оказали огрощое влия ние на социальный прогресс человечества? м Х г 1 ^ 1 - литичеекую культуру сов,ременности. Именно в нашей стране- родшшсь власть трудящихся, олицетворенная - в Республике Советов, рабочий контроль,, право на труд и ; ■доугие важнейшие социальные права личности, равнопра вие женщины и мужчины, наций и народностей!^ Иныот н ™ ^ в Г х | Т е к а . " - ^ ^ ™ “ во многих демократических . Почему же сегодня выдвигается задача коренной ре- фор.мы политической системы? Дело, товарищи,- прежде всего в том, — и это мы с вами должны сегодня признать — что на известном этапе политическая система, создан ная в результате победы Октябрьской революции, под верглась серьезньш де4юрмациям, В результате стали возможны и^всевластие Сталина и его окружения' и вол на 1>ещ>ессий и беззаконий. .Слрживщиеся в те годы ко мандно-административные методы управления оказали па губное воздействие на различные стороны развития -на шего общества. В эту систему уходят своими корнями многие трудности, которые мы переживаем и сейчас ' Решения XX съезда партии открывали возможности для преодоления нарушений ленинских принцщюв жизни партии и государства. Однако* эти возможности не были - использованы -прежде всего в силу недооценки и прини жения значения социалистической демократии. И это вновь привело к рецидивам культовых явлений. Существующая политическая систе.ма оказалась неспо собной предохранить нас от Нарастания застойных явле ний в хозяйственной и социальной, жизни в последние . десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредо точение хозяйственно-управленческих функций в руках, партийно-политического руководства. Одновремето гипер- трофкрювалась рюль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общест венные органы, достигало. трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена о,т реального участия в решении государственных И об щественных дел, V . ' В период застоя управленческий аппарат, раз(юсшийся -. почти до сотни союзных и восьмисот республиканских ми нистерств и ведомств, практически стал диктовать свою волю и хозяйстаУ; и политике. Именно ведомства и дру-. гие управленчёские структуры держали 'в руках исполне ние принятых решений, своими действиями или бездей ствием определяли: чему быть,' а чему нет. . Советы, а во многом и партийные органы оказьтвались не в состоя нии контролировать напор, ведомственных интересов. 'Уни версальным правилом стало то, что орган, принимающий решения, не нес экономической ответственности за пос ледствия своих действий.. ’ Серьезный недостаток сложившейся политической сис темы заключался и в чрезмерном огосударствлении об щественной жизни. Конечно, объем задач й функций го сударства при социализме значительно шире, чем' в ус ловиях капитализма. Но, по мысли основоположников марксизма-ленинизма, такое расширение управленческих функций должно достк'аться не за счет усиления власти администри:рование и принуждений 'а п ^ д е всего путем ' активизации демократического фак т о р вовлечения в управление широких народных; Ште. известное денинское определение сохщали- м 1 н ^ как уже государства не «в о ^ т - венном смысле-слова» или даже как «полугосударства» ,псютепенно перерастающего в общественное самоу^авл'е! ж е . К сожалешда. после смерти В. И. Ленина в теорий, «о,** практике возобладал подход к государству' как «полком», то есть старом смьюле этого понятия. ,1^ударственное регулирование было распространено на непомернщ широкую сферу общественной деятель ности. Стремление охватить детальным центра-, ни планированием и контролем все уголки' ж ^ ™ ^.пеленало общество, стало серьезным'тор- ^озом для инициативы людей, общественных организаций ® числе прочего «теневую» экономику и культуру, .паразитирующие на неспособй&та органов своевременно и в полном объе- населеш?я ^ материальные и духовные потребности Обюрокрачивание., государственных стру ктур , ослаб л е ние социального, творчеств а масс п риучали общество' "к одновариантности и статичности мыш ления . С л ож и л с я ' и пока ещ е п родолж ает во здействовать на со зн ани е людей упрощенный , уре занны й о б р а з с оциалистического народо властия . -когда ф актическое о тправлени е власти отожле- ^ активной политической деятельностью т р у дящ ихся , а п р еж де всего с исполнительными органами . Наконец, действующая политическая система десяти летиями приспосабливалась, не к организации обществен-; -НОИ жизни в рамках законов, а главным образом к вы полнению волевых распоряжений и указаний. Провозгла шение. демократйческих принципов на словах и автори-' тарность на деле, трибунные заклинания .о народовлаепш, но волюнтаризм и субъективизм^ на .практике,-говорильня о демократических институтах и реальное попрание нб'рм социалистического образа жизни, дефицит критики’ ' и гласности — все это довольно широко распространилось укоренилось в жизни общества. . я Расплата за такие методы оказалась суровой — рав нодушие, ослабление социальной активности масс, отчу'ж" дение человека труда от общественной собственности- и управления. Именно в окостеневшую систему власти '. в ее командно-нажимное устройство упираются сегодня’ ко ренные проблемы перестройки — и экономическая ре форма, и развитие социально-культурной с^юры, и воспи тание у людей хозяйски заинтересованного отношения-ко всему происходящему в. стране.. . ; ' Весной 1985 года партия начала решительную борУоу за обновление общественно-политических структур. Идет постепенная отладка нового хозяйственного механизма. Меняется характер общественных отношений. 'Укрепля ются правовые основы оерёстройки. Мы учнлкя демокра тии и гласности, учимся спорить и вести дискуссии,' го ворить друг другу правду. Это,- конечно, уже немало.' - Но Процессы демокра-щзации -— и в центре, и на 'мес тах — развертываются медленно. Сегодня надо иметь мужество признать; если политическая система бстан'етея неподвижной, без изменений, то мы не справимся с за дачами перестройки. . ■• Ставя вопрос- о кардинальной реформе политической системы, нужно исходить прежде всего из ясного пред ставления: какие ее качества выдержали проверку вре менем и необходимы нам сегодня, а какие, наоборот,' не обходимо свести До минимума или полностью преодолеть. Речь, как нам представляется, должна пойти о реше нии следующих основных задач. Во-первых, сделать все, чтобы миллионы н миллионы трудящихся были включены в управление страной не на словах, а на деле. (Продолжение на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz