Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
т € Ш » < Ж О Е 3 НА МЯ 29 июня 1988 №№ 150—151 (18 147 — 18 148) .оклад товарища М. С. ГОРБАЧЕВА (Продоля^ение. Начало на 1-й стр.) • Итоги работы арендных и подрядных коллективов До казали, что за сравнительно короткие сроки можно быстро поднять урожайность и продуктивность ско- повысить • ироизводятельноеть труда, ИменнГ« ” дать продукты хорошего качества, •гамный впппог.? ™®арищи, и содержится Ртвет на гаавный вопрос, в какие сроки страна решит пооловоль ственную проблему. Все зависит о? того как быстоГмы заинтересуем людей и наладим работу арендных и под- ■рядаых коллективов, как широко вовлечет тетжеников . крестьянина под1"и11ьГ • наряду с этим мы должны продолжать ли 'Жв1о материально-технической^^базьХель- хозниства и пищевой промышленности Неотложный- ^ и я ’’и У-’Учшению транспортировки, хра- В с Х Л г сельскохозяйственной даодакцш сумеем вовремя убрать, перевезти сохрагать и пятилетку 77 миллиар- "ШФективно организовать - дело ^ сЙЕ пт™.? использовать эти ресуреы. чтобы в короткий ' С|хм решительно поправить положение. Развитие кооперации, внедрение' “хозояпдатя аридного подряда, других прогрессивных форм овганиза’ труда объект?шо Т ^ б у ю т ' шмгаексом"®^ш11тик агропромьшленны.м “ Ра®'»ка.- показала, что в: ньшешнем випе непромыш ленны е органы в районах и областях 'себя 1 ^ ь ю подсказанному жизнью, на который, по примеру ту.льских хлеборобов' Т районы, области и республики, Яшмею объединение колхозов и совхозов ,.дая. создания совместных служб- н органов ^шравления ^ ь с в и м труженикам-виднее, какие им нужны фортаг ■:УЩ)аБленяя и организации обслуживания. ’ , "••Чтр касается советских и партийных органов, то йх за- ‘ состоит^ в том, чтобы оказывать помощь и поддерж-'' ^ хозяйствам, в перестройке на селе,, в коренном измене- ' ■НИИ методов управления. А тех работников, которые тор- лтозяг дело, стоят на пути нового, надо, как уже говори- , ^ с ь на съезде .колхозников, решительно убирать с доро- "й еще об одной важной Проблеме. Какие-бы ресурсы , мы-ни направляли в сельское .хозяйство ,, они: не дадут ■ ^ -должной отдачи, если не позаботиться о человеке, у слови-' ях его труда и быта. - ■ . . ,(^об,о хочу .сказать ,о социальном развитии сеяа^ Тут :У-ч№щества есть немалый долг перед сельским жителем. , ео- многих районах жилищные, соцнальйо-йультурныё ус-- ' -ЛРБИЯ, медицинское обслуживание - деревяи находятся на' низком уровне. К этому надр добавить неудовлетворитель- -кре. обустройство сельских домов, трудности с энергоснаб- дкецием. использованием бытовой техники, плохое состоя ние дорог. В нынеишей пятилетке прини.маются, как никогда, крупные меры но улучшению социальной' сферы - села. ■Ьольшая программа преобразований, осуществляется, в .частности, и в таком- важнейшем регионе страяь!, как рос- 'сийсное Нечерноземье. Труженики деревни уже в бли-’: жайшие годы должны. повсеместно почувствовать реаль- ' ное из^щненив условий жизни и труда. Эту .линию нужно : последовательно осуществлять ж-в дальнейшем. Госплану ,и, Госагропрому СССР надо исходить из этого при подго товке плана на тринадцатую пятилетку. Словом, товарищ.и, суть аграрной политики на ньшеш- ,„щм этапе сводится^ . к тому, .-чтобы изменить про- „_.цзводственные отношения в , самой . деревне. Мы . . ^ р ^ н ы восстановить . экономическое - равновесие , меж- ■ -.да^ородом и селом, всемерно раскрыть потенциал колхо-' совхозов через-развитие разнообразных форм под- рада и аренды, преодолеть .о.т.чуждение -крестьянина от _^ЙЛи, сделать его по.теовяастным хозяином,, оградив от .'Чайного командования, кардинально изменить условия ,.ткйзни, сельских тружеников. Только на этой'основе мож но' 'резко ‘ повысить эффективность агропромышленного „производства, обеспечить корещ-юе улучшение продоволь ственного снабженйя в стране. - . О жилищной проблеме. Мы приступили,к решению ис ключительно важной задачи — обеспечить к 2000 году практически 'каждую семью отдельной квартирой или ин дивидуальным домом. Для этого, как известно, предстоит построить более 35 миллионов квартир и до.мов. Хотя об- 91 ^новка в строительстве жилья стада меняться к лучше му,^ она остается весьма’ напряженной, люди годами ждут квартир. д:.^В этой связи мы пошли на неординарные ■решений — •?с 5 Щ|естБенно увеличили масштабы, сооружения новых до- . м®в и квартир . за счет государственных ресур- -с(р< сократив капитальные.- вложения ., на произ- .дадственное строительство, а также средств' тру-- „-довых коллективов, перешедших на ' хозрасчет. „Практические меры приняты по развитию кооперативного • ..«.„дадивидуального жилищного строитедьства. Их суть в лещ, чтобы пойти, навстречу же.паниям людей обзавестись кооперативной квартирой или собственным домом. В этих . -целях сняты все запреты и ограничения, на размеры строе- 5 «нй и их этажность. Пусть люди на свои трудовые сред- -лтва возводят то, что им нужно, с учетом их сегодняшних -Л-будущих потребностей. Обоснованы, думается, и много- ^дасленные предложения о предоставлении гражданам, -арзможностн выкупать у . государства занимаемые ими -„квартиры с правом передачи их по наследству. '■-,гПринятые-решения по. ускорению жилищного строи- --гёльства вызвали- одобрение у советских людей. Дело по- -воеместно начало меняться к лучшему, но рождаются и .новые проблемы. Не отвечает возросшим .потребностям уровень развития. базы строительных организаций и про- - 'Мышленности строительных материалов. И тут надо мно- , гое сделать, используя все возможности, которые имеют- -ся 'В областях, краях и республиках. Многое зависит и от -машиностроителей, которые обязаны поставить самую, со- -временную технику и оборудование , для строителей и .шре'дприятий индустрии строительных материалов. Все это'надо решить не откладывая, по-деловому. . -И наконец, об удовлетворении спроса на товары народ- .ного потребления, о развитии торговли и сферы услуг.- - „Йаметйвшиеся здесь изменения не снимают главной.про блемы — предложение товаров и услуг продолжает отста вать от роста покупательной способности населения, что в немалой мере обусловлено как запущенностью этой сфе ры,, так и отношением к ней. „Многое зависит от . работы легкой промышленности. ..Сегодня мы, как говорится, пожинаем плоды мноролетне- ■-го” пренебрежительного отношения ,к, развитию этой отрас ли^ На ее предприятиях используется устаревшее оборудо-. 'вание, много тяжелого ручного труда. Все это сказывает- гбя на производительности, количестве и -качестве продук- ц-ни, стабильности кадров. Сейчас приняты меры, которые призваны поправить здесь положение. Выделены крупные. ' псредетва. Модернизация предприятий ведется с использо- 'ванйем как отечественного, так и .им'портного оборудова- есть и другие причины. Медленное наращивание -производства товаров ..народного потребления в.о многом объясняется неотлаженностью нашего экономического ме- зканизма, слабыми стимулами. Большинство предприятий •союзных министерств и ведомств, призванных поставлять на -рынок товары длительного пользования, считают эту задачу второстепенной, пытаются под всякими предло- -гами уйти от ее решения. ' - ■ ■ Мы должны в короткие сроки создать-,современную и мощную индустрию, производства, товаров народного по- ■^ребления. 'Это касается не только легкой промышленно сти, но и оборонных заводов, предприятий тяжелой инду-. 'Стрйи, вклад которых в производство и поставки цотреби- гтельских товаров должен быть решительно увеличен. Н речь идет не только о количественных, но и о качест венных пока.зателях. Особая ответственность за обеспечение товарами и^ус- дугами лежит на местных органах. В респуб,шках и обл'а- -стях имеется немало примеров настоящей инициативы и предприимчивости в деле насьпцения рынка товарами за счет местных возможностей. И все же во многих регионах слишком сильны иждивенческие настроения, попытки выт колотить фонды даже на те товары, которые вполне мож- . но производить- на месте. Такая позиция непростительна сейчас, когда открылись широкие возможности для разви тия кооперативной и индивидуальной трудовой деятельно сти, Там, где своевревшнно это поняли и создали необхо димые условия, результаты налицо, появляются новые то вары и виды услуг. И это можно только приветствовать. Короче говоря, отношение к этому, делу, затрагивающе му жизненные интересы людей, надо менять коренным об разом и в центре, и на местах. 2. П о сл ед о в а те л ьн о осущ е с т вл я т ь рад и к ал ьн ую экономическую реф орм у Товарищи! Рассматривая ход перестройки, надо особо выделить вопрос о том, как осуществляется радикальная экономическая реформа. Переход, предприятий на хозрасчет, самофинансирование и самоуправление дает коллективам возможность по-на стоящему почувствовать и свои новые права, и нелегкий груз-ответственности.- И хотя, реформа- деяае-т лишь пер вые шаги,, а новые методы хозяйствования еще. только ос ваиваются, они уже начинают положительно сказьшаться на решении многих производственных и социальных про блем, на всей обстановке, в кол.лективах. предп ри яти я ,-р аб о т аю щ и е по-новому, ■не только обеспечили вы полн ени е пл ан а по в ы тю к у про дукции , но н .р ер ь е з ц о у л учш или свои экономические по- . каз ат е ли . Это в ес ьм а примечательно . главное сегодня. — извлечь уроки- из трудностей первоначального этапа реформы. Црактийа.выявила про блемы, которые, приводят, к пробутсЪвке нового э кон о ^ - , ческого ' Механизма. - ■ ' ..в. какой-то мере они свя заны с тем, что внедрены еще не все е » : элементы ,. : что.,, о сущ е ств л я т ь р еф ор м у мы стали , как . гово р и т ся . н а м арш е , в ходе п я тилетки . . в. , условиях ; к огда уж е были оп р ед е ле н ы стр^чстурные позиции пл ан а , при сохранении . устаревцгих цен , преж них цен тр а лизо в анны х мето д о в ра спр ед е лени я ресур - И этим многое можно объяснить; Многое. но .далеко не -все. Возникшие трудности в значительной мере порождены живуче- -стью стереотипов хозяйст- ..вования, стремлением со- ; .хранить , , привычные командно . - администра- .тивные методы .руковод ства. .экономикой, сопро тивлением новому, со: сто- -роны, части работников уп равления. ' А в ряде слу чаев мы сталкиваемся и ,с лря.мьши попытками извратить, суть реформы, наполнить новые формы Зшрашгения старым еодер- жаниём. Сплощь и рядом со „стороны министерств и ведомств допускаются отступления от буквы и духа Закона о предприя тии. в силу которых он, как признают многие хо зяйственники, реализуется ■не в полной м е р е . . Именно об этом гово рит, опыт разработки плат нов предприятий на теку щий год.. корда под ви дом государственных зака зов -была практически со-: хранена прежняя систе ма обязательных заданий но объему производства. Это не что иное; как результат произвола министерств при отсутствии должного контроля, . а то и при попуститель-' стве со стороны Госплана и постоянных органов Совета Министров СССР. , И уж совсем недопустимо, когда череЯ государствен ные заказы вынуждают- предприятия выпускать продук цию, не-пользующуюся спросом- у потребителей. Вынуж дают только для того, чтобы обеспечить пресловутый «вал». Подобный диктат был допущен даже в отноше ния таких крупнъпх коллективов, как Уралмаш. Алтай-- сельмаш. Курганский завод колесных тягачей, Бакин ский шинный завод, не говоря о массе I предприятий. . Надо ли доказывать, что это в корне противоречит смыслу реформы, равносильно сохранению тех методов управления, которые завели нашу экономику в тупик. Кажется, теперь уже. всем .должно быть ясно, что воз врата к прежним порядкам нет и не будет.. .Тем не менее и сейчас приходится, слышать мнения, что если не «да вить» на предприяти-ё планом, то-оно, дескать, не'станет стремиться к улучшению экономических показателей. На_. первый взгляд, в этих суждениях в-роде бы есть ка кой-то, резон. По реальная жизнь говорит Ь другом При веду лищь'оди-н факт,. ' ^ ■ . Многие опасались, что расширение, прав предприятий, сужение круга директивных показателей приведут к сни жению плановых показателей и необходимости пересмот ра заданий пятилетки. Действительно, сумма планов по прибыли, принятых на этот год промышленными предприлтия.ми, перешедшими на полный хозрасчет, оказалась на 4,5- ми.тдиарда рублей ниже контрольных цифр. Некоторые рьяные привержен-- цы старых методов не без злорадства потирали руки: вот, ,мол, к чему приводит стремление полагаться лишь на экономические рычаги и стимулы. А как же дело пошло на практике? А пошло оно так -^ за пять, месяцев ньшешнего года эти предприятия пере выполнили свои планы по прибыли на 2,5 миллиарда руб лей, Прирост ее в трудовых коллективах, работающих на полном хозрасчете, составил 12,8 .процента против 10,2 процента — на „предприятиях, действующих по-старому. 'При э:?ом важно, что увеличение прибыли, 'достигн^'то главным: образом за счет снижения себестоимости, уметь- шения материальных затрат. ‘ ' . Результат этот для нашей экономики в последнее вре- .мя, нрямо 'скажу, весьма необычный. Он заслуживает то го, чтобы его внимательно и всесторонне оемьклить. Что можно сказать по этому поводу? По-видимому, в эконо- мическо.м механизме еще не создано эффективных стиму лов для принятия предприятиями более высоких плано вых заданий. И над этим надо подумать. Но в конце нюн- цов нам ведь важен, товарищи, конечный результат. И если хозяйственный механизм заработал, обеспечивает конец, плановые органы- решительно пересмотреть подхо- . ды к планированию, перенести центр тяжести с «давления „ планом», на экономические рычаги и стимулы: - Опыт показывает, товарищи, что ход экономической ре формы нуждается в постоянном внимании со стороны ЦК КПСС и правительства. Надо признать, что извращение идеи- государственного заказа было обнаружено ими с опозданием. Сигналы, -которые,- поступали, не были -свое временно и должным образом оценены. Теперь эта ошиб ка исправляется. В ближайшее время будут приняты правительственные ,решения о порядке применения го сударственных заказов. В центре внимания трудовых коллективов и органов управления на начальном этапе реф.ормы ока зались - также вопросы формирования экономических нормативов. .. И здесь проявились попытки мини стерств и !ведомств сохранить диктаторские замашки по отношению к предприятиям. Многие министерства поста- ' рались установить такие нормативы, чтобы с их помощью сохранить возможность, как и прежде, перераспределять средства от хорошо работающих предприятий в пользу малоэффективных. ■ Наверно, сегодня е уч.етом разных стартовых возмож ностей трудовых коллективов, вступаюших на путь хоз расчета и самоокупаемости, такое перераспределение в какой-то мере объясни.мо. Но ведь главная задача нор.ма- тивов Б другом — так обеспечить прямую увязку дохо дов с конечными результатами, чтобы любое улучшение качества работы коллектива поощрялось увеличением его доходов. Мы не можем ■мириться с любыми, явными или скрытыми, формами иждивенчества, возможности’ безбед но существовать, плохо р ^о т а я . Уж очень, товарищи, креп- - ко въелась в нашу психологию и хозяйственную практику уравниловка? Ее, как говорится, гонишь в дверь, а она ле зет в окно. -С такой же проблемой мы сталкиваемся в ходе рефор мы заработной платы. Первые результаты ее' вроде бы обнадеживающие. В коллективах, .перешедших на новые ■условия, увеличилась производительность труда, возросла его оплата. Но и здесь уравниловка не сдается. Предпри ятия, пол.учив право.достойно вознаграждать 'хороших ра ботников и снижать заработки лодырям, б-оакоделам, без дельникам, тем не мене-% используют его робко,,по прин ципу: как бы кого, не обидеть. . ' ' / В деятельности трудовых коллективов мы пока не пре одолели подходы, унаследованные от периода застоя, при которых рабочим, техникам, пнженера.м, показывающим пример творческого, высокоэффективного, а порой- и уни кального труда, -заработная плата искусственно ограничи вается. Критического отношения заслуживают и некото рые нормативные акты на этот счет. Неужели еще надо . доказывать, что самый эффективный' путь для искореяе- 'Нйя уравнительных тенденций — это последовательное проведение в жизнь принципов хозрасчета не,только в деятельности трудовых коллективов, но и всех их подраз делений, на к аж до е рабочем месте? . - Подросту говоря, реформа не заработает, не дает ре-. зуяьтатов, на'которые мы рассчитываем, если глубо 1 ^о не . . . затронет -личные интересы ''.5 буквально каждого трудя- ^ щегося, не станет его. »а.| кровным дедом Одно из магистральных направлений ' радикальной экономической . рефо'р- мы — широкое развитие ! кооперативного движе- $ ' ния. Эти вопросы доволь- г ! н о обстоятельно обсуж- щ дались и на съезде кол- , хозников, и на сессии Вер ховного Совета, утвер- ' 7'1- дйвшей Закон о коопера- ‘ ; ции. Тем самым. мр 1 в ос- „ новном завершили' созда-, -■ ^ ние необходимых пред-, посылок для ее всемер- , ; „ кого развития, Централь- , ' * ныи Комитет исходит из V; " 4 ^ с " $ того, что подъем коопё- ' * ' ративного движения от- :;| крывает. широкие возмож- :;| ности. для решения мно- гиу жизненно' важных про- ::| блем общества. Мы придали развитию кооперации именно то зна чение и ту роль, которые отводил: ей В, И. Ленин. Сейчас центр тяжести смещается- в область практических дел, И пря мая обязанность Советов, партийных организаций' всячески. поддерживать стремление трудящихся на основе кооперации вно сить возрастающий, вклад в дело перестройки. Товарищи? . Экономйче- хкая реформа осуществля-- : лась бы значительно луч- •ще, не будь столь Живуч консерватизм в, аппарате управления. командова ние и администрирование „ . ■ упорно цепляются .за свои В ходе практического проведения феформы мы реально ощущаем сопротивление инерционных си.т, и это подчас ведет к принятию половинчатых, компромиссных а иногда ошибочных решений. ’ Это же факт, товарищи, что- под видом созда- ния государственных производственных объединений была предпринята нопытка возродить, систему прежних бюрокра тических министерских главков. Таким путем идею добро вольного объединения самостоятельных предприятий на меревались подменить жестко централизованной органи зацией с сохранением ведомственных перегородОк и раз дутым аппаратом управления.- И в центре, и на местах еще немало работников, кото рые не приемлют новые, , формы управления, отвечающие условиям демократизации и экономической реформы. Это проявилось и при сокращении-управленческого ап парата союзных и республиканских министерств и ве- , до.мств, .областных и краевых-, органов. управления. Что тут надо сказать? Для нас-это вопрос прияципиальньгй. Мы должны твердо проводить линию на сокращение и удешев.тени€ аппарата, повышение эффективности его ра боты. Одновременно надо позаботиться и о том, чтобы лю ди, высвобождаемые в результате этих мер, не оседали в других конторах, а шли бы ,на производство, в сферу об служивания, кооперативы, торговлю, коммунальное хозяй ство — туда, где действительно ощущается я 1 едостаток в Как видим, даже краткий анализ процесерв, связанных с началом реформы, доказывает, какое, это нелегкое'дело, , какого большого и неослабного внимания оно требует. Да, трудности есть, не исключены они и в будущем, но рефор ма охватывает- все более широкие сферы'хозяйства и де монстрирует свою жизнеспособность. С учетом накопленного опыта нам. надо тщательно под готовиться к завершению перехода с начала 1989 года всех предприятий сферы материального производства на новые условия хозяйствоцания. Это очень серьезный во- ' прос, в нем нет.мелочей, ибо реформа затронет новые и новые -миллионы трудящихся. . Самая большая ошибка в прошлом, которую иа.м никак нельзя повторить. — кабинетная подготовка предприятий к работе в новых условиях. .Именно там, где трудящиеся, советы трудовых коллективов оставались, в стороне , от проведения, реформы, где все решалось целейно, сверху, —. там обнаружились и са.мцю серьезные промахи,-возник ло .много непредвиденных трудностей. А это отразилоеь на социальном самочувствии людей, их отношении к ре форме. . _ , ' , . Опыт ньщецшеуо года утвердил ..нас и в понимании не обходимости ускорить переход к оптовой торговле средст вами производства. Что мы наблюдаем сегодня? -Для тех, кто перешел на хозрасчет и самофинансирование, оптовая торговля Не только желательна, но и жизненно необходи ма. Поскольку с начала следующего года все предприятия . сферы материального производства будут работать на хоз расчете, нам,, видимо, надо, по-новому подойти и .к срокам перехода на оптовую торговлю средствами производства с .тем, чтобы не растягивать его;на многие годы, а завер шить в рамках нынешней пятилетки. Думаю, что и Гос- п.чан, и Госснаб-СССР внесут на этот счет конкретные предложения. ‘ - И, конечно же, многое сейчас упирается в реформу це нообразования. Я имею'в виду пересмотр и оптовых, и эа- купочньпх, и розничных цен, и тарифов. Нёрешенность-' этой проблемы очень сильно осложняет осуществление экономической реформы. Без реформы цен мы не сможем создать нормальных экономических* отношений в на.родном хозя?1Стве. обеспечить обоснованную оценку затрат и ре зультатов прои-зводства, эквивалентность в обмене това рами и услугами, стимулировать научио-техничесний про гресс и ресурсосбережение, нор.мализовать обстановку на рынке и осуществлять справедливое ' распределение по труду. ' ■ Как можно, например, наладить экономное ведение хо зяйства при заниженных ценах на сырье и. топливо? Это го сделать просто нельзя. Или другой ' вопрос. Получая высокую прибыль по одной группе товаров, государство в то же время вынуждено .выплачивать десятки ми.тлиар- дов рублей дотаций из бюджета по другой группе товаров. . Между тем хорошо известно, что и низкие дотационные, и неоправданно высокие цены не стимулируют рост произ водства и крайне отрицательно сказываются на научно- техническом прогрессе. Необходимо .также, подчеркнуть: что сама по себе ре-; форма ценообразования не улучшит экономическую ситуа цию, если не будут одновременно решены вопросы финан совой сбалансированности, наведения порядка в кредитно- финансовой системе,, деятельности банков, бюджете и т. д. Поэтому проведение реформы .ценообразования хледует тесно увязать с осуществлением програ.ммы финансового . оздоровления народного хозяйства. А это, в свою .©черёдь, связано.с финансовым положением каждого предприятия,. с работой/каждого трудового коллектива. Об этом, .тоже , забывать Нельзя. „ Реформа ценообразования - не может- не затронуть: и розничные цены, ибо они находятся в, тесной связи :-со всей системой цен. Сегодня розничные ц е я ы ' 'н а многие продукты питани.ч, и прежде всего-'гша мясо . и молоко, значительно ниже реальных?--аат- ' рат на . их производство и закупочных цен.-■ Го сударство вынл--ждено покрывать эту разницу в виде-дота ции потребителю,. Такое положение является ненормаль ным, Оно- подрывает стимулы производства- этих нродук- тов, поронадает нерачительное отношение к ним, ос.обенно -к хлебу. - ■ . . • . - . , Все это мы с вами знаем, товарищи. Поэтому'решать эту. задачу нам просто. необходимо, как бы она" ни была трудна, какие бы сомнения и. опасения она, на -первый взгляд, ни вызывала. Сейчас идет серьезная проработка вопроса о розничных ценах. Предложения на этот-счет будут вынесены на всестороннее обсуждение народа... .Подход тут мож'ет быть, один ~ изменение розничных цен ни в коем случав не должно сопровождаться снижени ем жизненного, уровня людей. Вопрос 'ставится так:.-- те средства, которые государство сегодня выплачивает в ви де дотаций, будут полностью отданы'населению -'«п-.внде компенсации. .Таким образом, какого-либо прямого- фи нансового выигрыша от пересмотра- розничных цеы„ госу- • дарство :не получит и население, ничего ,не потеряет. Речь идет о то.м, чтобы оздо-ровить обстановку в народном -с. хо-' зяйетве, создать более благоприятные условия для. дейст вия экономических рычагов и стимулов, - для увеличения производства и повышения качества продукции, для быст рейшего насьпцения рынка продукта.ми питания. ' В, рамках перестройки и. с учетом,проведения, раднна-ль- ной экономической реформы проделана большая - работа ■ 'п о п-ереосмыслевию ннешнеэкономичесной политики; ■- И здесь оказались необходимыми принципиально новые-.иод- ходы, которые позволяют лучше использовать преимущест ва мёждународного разделения -труда. .Предприятиям.- и объединениям теперь открыты' возл^ожности широкого- вы хода на внешний рьшок, налаживания прямых внётые- экономических связей, создания совместных предприятий. Приоритет мы отдаем, как и прежде, отяошениям-с со-- циалистическими странами. Вместе о друзьями —^•иа_-дву- , сторонней и многосторонней основе,: в рамках^Совета -Эко-’ но:иичес,ней Взаимопомощи -— мы. беремся за решение ключевых задач научно-технического прогресса, развития современных форм экономического сотрудничества,:, . Пер спективу видим в переходе к свободной конвертируемости - рубля, в формировании единого;поциалистического_рь 1 нка. Мы Ьудем стремиться и к расширению внешнеэкономи ческих связей с капиталистическими и развивающимися. , странами на основе взаимной выгоды- Здесь-тангце.:-взят ' курс на глубокое и комплексное. сотрудничество в.-науке, технике и производстве-на базе различных видов между народной кооперации и специализации. . . Товарищи! Подводя -первые итоги экономической’ рефор мы, мы должны думать-не только о .том, как выполнить нынешнюю пятилетку. Принципиально важно нсполызовать уроки первых лег лерестройки для разработки .стратегии на будущее, и в первую очередь на .тринадцатую'ляти- В Центральном Комитете и правительстве складывает ся единое мнение: в концепции тринадцатой пятйле.тки и последующего развития страны должна 'быть 'глубоко и неуклонно проведена линия апрельского. Пленума ЦК, XXVII съезда-КПСС на социальную п-еребриентацто .-на- ' шей-экономика. • .. Это прежде -всего удовлетворение потребностей' людей в полноценных продуктах питания, насыщение ры’няа то варами народного потребления и услугами в нужном'ас сортименте и высокого/качества,' реализация программ жилищного , строительства, улучшения ■ здравоохраздания, народного (Образования п культуры.' В числе перщочер&д- „ньех задач — активизация ушилий п б ;охр ан е , природной средЫ; гшрдинальному улучшению экологической', .„-обста новки в стране. Только, при таком-подходе мы мон^е^^^'рас- •считаться. с долгами, 'оставшимися от периода застоя,- и / вывести нашу экономику на рельсы здорового развития в интересах народа. , . Социальная -переориентация экономического развития, 5 ’в.еяичение доли потребления в национальном доходе -дол-. жны- стать стержнем всей структурной и инвестиционной политики, краеугольным ка.мне.м формирования темпов и пропорций экономики. Сегодня ясно, что нужны г я ^ о ки е перемены, охватывающие народное хозяйство в целом, -на чиная со сферы услуг н кончая тяжелой индустрией и . оборонной промышленностью, - ЦК КПСС рассчитывает, что конференция выскажется в поддержку такого курса. ■ . . В связи с этим следуют обсудить и . ещ е ' один ■ вопрос. Речь идет о критериях и показателях экон о^че - ского развития. Мы уже не первый раз говорим, чт?о'"важ- ны не сами-.по .себе темпы роста продукции, .а их реальное наполнение, действительное удовлетворение потребностей народа, , ■ , . . ' . - . Что толку^ от увеличения продукции сырьевых’' ' и топ- ливно-анергети,чесних отраслей, если оно «съедаётся» ' в результате, нерационального, -расточительного исподь'зова- . НИЯ:'ресурсов? И.чи —' кому нужно увеличение выпуска сельхозмашин, если их не покупают из-за низкой: эффек тивности в работе? И в : леткой прсмышлениости нужен не «вал», не сам по себе Объем производства, а такой на бор изделий, который удовлетворял бы реальный '''спрос людей. :■ ■/‘ : - '■■ Мы еще никак не, можем отрешаться от старых подхо дов. Нам. нужны не просто'миллионы тонн стали, ад-л^ио- иы тонн цемента,, миллионы тонн угля.- а к онкретщ е" .ко нечные,результаты. До каких же пор мы. будем врщцать- ся в порочном кругу безнадежно устаревших представле ний н формул — «производство ради производства» и «план ради плана»? А.. . . • -Госп-лаву, Академии наук СССР необходимо,: вырабо тать предложения но этому вопросу, , на основе которых уже в тринадцатой-пятилетке, велось бы планирование- .и оЦенивались„результаты экономического: развития.-, - - ’ Таковы, товарищи, некоторые итоги нашей рабо-ты в со- циально-акономической- сфере, таковы противоречиями .про- ’ блемы .начального этапа радикальной экономической, ре формы, таковы некоторые‘--соображения на ближайшее. дущее и более-отдаленную перснективу, . 3. А кти ви зи ро в ать ин т ел л ек т у ал ьны й , духовный пот енци ал общ ества Товарищи! Перестройка, обновление социализма йёмыс- лимы без всемерной активизации интезаектуальногб,' дуг ховного. потенциала общества, заключенного в назже,''обра зовании,^«:ей культуре. Но одной .этой констатаций мало. Надо действовать, причем энергично и масштабно;--учиты вая еще и то, что во всем мире именно на .этом наиравле- . НИИ сосредоточиваются огромные усилия, сюда /.заметно ■увеличивается, поток капиталовложений. /' , '/а ' 'Уже в начале перестройки была выдвинута з а д а ч а - круто изменить приоритеты, поднять роль"духовной 'е'фе-' -ры, преодолеть ее_^нед 0 оценку, И здесь многое изменилось. .Возникла новая общественно-политическая атмосфера’ —- открытости, свободы творчества и дискуссий, обънктйвно- ' го, непредвзятого, исследования, критики и самокритики. Идет подлинная революция сознания, без которой’ -неяоз- - .можно созидание новой жизни; - ’ Большое значение партия придает вкладу в пере<здой- ку наших ученых. В. Тезисах- ЦК подчеркнуто, что-оенрвой экономической и социалБНой стратегии-партии является ускорение научно-технического прогресса и прежде всего овладение достижениями его современного этапа, 4 -снязан- .ного с развитием авангардных технологий — микроэлект роники, робототехники, информатики, биотехнологии, и т. д. , В развитии науки и техники наметились позахивные перемены, повысилась требовательность к техническому уровню- продукции, сократились сроки оовоения"разрабо ток научно-исследовательских организаций; • 14рииягы крупные меры по изменению системы планирования, -фи нансирования и материального, обеспечения- исследований и разработок, ускоренного использования научных- дости жений в практике. стимулщ->ования научного "труда. Эти .(Продолжение на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz